Open
Close

Защитные фильтры для объективов. Светофильтры

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами вновь, Тимур Мустаев. Если вы являетесь счастливым обладателем зеркального фотоаппарата и используете его не только для домашней фотосъемки, то рано или поздно вы задумаетесь над покупкой как новых объективов, так и светофильтров.

Для чего нужны светофильтры на объектив и чем отличается конкретный экземпляр? С вами мы сегодня об этом и поговорим.

Немного ликбеза

Светофильтр – это оптическое устройство, прямое назначение которого – подавление нежелательных эффектов или же наоборот их приобретение.

Другими слова, светофильтр – это насадка на линзу объектива, используемая для корректировки яркости, контрастности, насыщенности цветов, непосредственно, во время съемки. Обычно их еще называют просто фильтром.

Чтобы наверняка знать, какой фильтр подходит вашему объективу, необходимо запомнить единственный параметр – его диаметр. Он всегда указывается на объективе, либо на его защитной крышки.

Основные виды фильтров

Для зеркального фотоаппарата существует восемь основных видов фильтров, отличающихся друг от друга не только назначением, а именно:

Пылинки и излишняя влага очень быстро усугубляют качество оптики, поэтому установка защитного фильтра важна сразу же после покупки.

Данный вид никак не влияет на качество итоговых снимков, потому как по своему строению – это обычное стекло, чуть лучше оконного.

  • Ультрафиолетовые — являются самыми распространенными среди любителей и профессионалов. Если верить громким словам продавцов, то данный вид защищает матрицу устройства от UV волн. На деле подтвердить или опровергнуть эту информацию не возможно.

  • Скайлайт — имеют бледно-розовый оттенок, из-за чего снимки приобретают теплые тона, я считаю, что их покупка нецелесообразна, данного результата можно добиться за считанные секунды при обработке фото.

  • Поляризационные — применяются в основном во время пейзажной съемки.

Они полностью ликвидируют ненужные блики на отражающих поверхностях, таких как вода или стекло.

Используются, когда возникает необходимость затенить кадр или какую-то его часть, не внося при этом никаких цветовых изменений. Обозначается как ND.

Отлично справляются со своей задачей во время фотосъемки на длинной выдержке движущихся объектов, таких как вода, облака, машины с включенными фарами, люди.

Используя данный фильтр можно избавиться от прохожих людей, для этого нужно экспонировать фото в течение двух минут. Этой возможностью частенько пользуются фотографы, снимающие архитектуру в местах, кишащих туристами.

  • Градиентные — создают разноцветное наложение на снимок, меняющее естественные оттенки.
  • Инфракрасные — используются для художественной фотосъемки, они фиксируют возможность объектов не излучать, а наоборот поглощать инфракрасные волны.

На деле, элементы, поглощающие ИК волны, на фото будут выглядеть более темными, а, например, зелень деревьев, отражающая лучи наоборот станет по-зимнему белой. Этот эффект чем-то напоминает негативный кадр.

  • Флуоресцентный — балансирует свет, излучаемый лампами дневного света, до уровня ламп накаливания. Обозначаются как FLD.

Фильтры для создания различных эффектов на фото

  1. Диффузные — создают приятную размытость предметов, в результате чего фото получается похожим на вырезку из сна.
  2. Лучевые , как правило, используются для стилизации фото под картинку. С их помощью получаются звездные блики вокруг светящегося объекта, например уличного фонаря или различных светодиодов. При этом величина и яркость «звездочки» зависит от размера источника света.
  3. Туманные — понижают контрастность кадра, создавая белесую дымку.
  4. Цветные и многоцветные — меняют цвет всего снимка, либо его отдельной части.
  5. Радужные — создают эффект радуги вокруг источников света.

Как вы поняли, светофильтров существует огромное множество, они отличаются друг от друга строением, назначением, ценой. Кстати, что касается последней, она напрямую зависит от диаметра объектива, чем он больше, тем выше цена.

Также на стоимость влияет марка, родные насадки от производителей Canon и Nikon стоят довольно дорого, но не являются лучше многих аналогов.

Поэтому подойдите к долгожданному приобретению с умом, не тратя финансы. Ориентируйтесь на отзывы покупателей по той или иной модели, а также проводите мониторинг цен в разных магазинах.

Можно с легкостью найти, что-нибудь на Aliexpress, например, тот же самый — Поляризационный фильтр . Обязательно читайте отзывы, по ним уже можно делать выводы, покупать или нет. А много чего там покупаю, например, очень хорошим оказался карандаш для чистки объективов и тряпочка из микрофибры .

Если вы заинтересовались светофильтрами, значит вы уже не просто человек, который ставит режим на авто, и без каких-либо знаний фотоискусства, нажимает на кнопку спуск. Вы хотите чего-то большего. Хотите научиться фотографировать как профи. Именно поэтому, рекомендую вам, обязательно ознакомиться с видео курсом — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 . Это реально хороший курс, который даст вам хороший пенек в ваших начинаниях в качестве фотографа. Все в ваших руках!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Бытует мнение, что светофильтры стремительно уходят в прошлое вместе с пленочными фотоаппаратами. Сегодня, когда любой эффект можно получить с помощью обработки на компьютере, светофильтры действительно во многом потеряли свою актуальность. Но тем не менее, для некоторых задач и сегодня — светофильтр самый надежный и удобный инструмент для работы. Теперь он выполняет иную функцию — с помощью светофильтра можно создать тот фотоматериал, для последующей обработки, который вам нужен. Он не заменяет обработку фотографии, а создает нужную нам базу для обработки.

И сегодня мы поговорим именно об этом — о том, какие светофильтры и для чего нужны современному цифровому фотографу.

Но для начала поговорим о том, какие светофильтры действительно пора отправить на свалку времени.

И поговорить о них стоит потому, что продавец в фотомагазине может долго и увлекательно вам рассказывать, как эти светофильтры вам нужны и как вам без них никуда. Просто эти светофильтры уже давно лежат-пылятся на складе магазина, а продавцу надо их кому-нибудь продать.

Цветные светофильтры и фильтры изменяющие цветовую температуру


Формат RAW дает нам возможность менять цвета, изменять цветовую температуру и делать массу других замечательных вещей. И для этого не нужно покупать стеклышко, которое стоит в 100 раз дороже своей себестоимости.

Эффектные светофильтры.


Звездочки. Лучики. «Блюр». Все это было мега-круто пока не изобрели Photoshop.

Этим ветераном скажем до свидания и обратимся к тем светофильтрам, которые и в XXI веке представляют для нас интерес.

Ультрафиолетовый светофильтр (UV)

Основная задача этого светофильтра — не допустить проникновение ультрафиолетовых лучей. Если вы снимаете в высокогорной местности или на берегу океана в разгар солнечной активности (когда влияние ультрафиолета на картинку особенно высоко) — UV фильтр действительно сделает цвета на фотографии более реалистичными и красивыми.

Но такие условия встречаются довольно редко. На практике основная функция UV фильтра в другом — UV фильтр отлично подходит для защиты вашего объектива от физических повреждений. Он никак не влияет на картинку (а в некоторых случаях даже улучшает ее), но при падении камеры он примет удар на себя. Ведь намного дешевле купить новый светофильтр, нежели новый объектив.

Что немаловажно — пачкаться и царапаться будет также UV фильтр, а не ваш объектив. Если вы используете дорогую оптику — обязательно покупайте вместе с объективом так же и UV фильтр.

Поляризационные светофильтры

Уверен, каждый из вас видел шикарные фотографии с тропических островов, где небо по настоящему синее, а океан — красивого сочно-морского цвета. Все эти фотографии сделаны с использованием поляризационного светофильтра.

Фотограф — Василий Гуреев

Главная функция «полярика» — устранять переотражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях. Именно благодаря этому небо на фотографиях получается таким синим — полярик убрал солнечный свет переотраженный небом.

Фотограф — Василий Гуреев

Тоже самое с водой — убрав блики с ее поверхности мы получаем более сочные и красивые цвета.

Фотограф — Василий Гуреев

Еще один способ применения полярика — устранение отражений в ветринах и окнах. Допустим, вам надо сфотографировать человека, сидящего за окном в кафе. Но на фотографии мы получим массу отражений в стекле окна магазина. Используйте полярик — и вы получите тот кадр, который хотите.

Безусловно, сделать красивым небо и воду можно и при обработке. Но, во-первых — это возможно не во всех случаях, а во-вторых — используя полярик вы сможете сделать еще более красивую картинку при обработке, ведь с поляриком мы получим изначально лучшей по цветам кадр — отличную основу для последующей обработки.

В репортажной фотографии полярик действительно незаменим. Сделав 300-600 кадров с мероприятия, вы потратите массу времени на красивую обработку того же неба. А с поляриком — вы сразу получите кадры, где общей пакетной обработки будет достаточно, чтобы получились отличные фотографии.

Нейтрально-серые фильтры (ND)

Эффект, который оказывает нейтрально серый фильтр очень сложно воссоздать при обработке. И даже в тех случаях где это возможно — это становиться крайне трудоемким процессом. Что же делает ND фильтр?

Вы видели фотографии, на которых вода плавно спускается с водопада?

Красивые кадры. И снять их возможно только с использованием ND фильтров. Дело в том, что если мы правильно выставим настройки экспозиции, мы получим красивый кадр. Но вода в водопаде — застынет. Не будет той плавности, которую мы хотели получить. Потому, что чтобы получить эту плавность, надо снимать на длинной выдержке — 1/2 секунды и больше. Но снимая на такой выдержке днем, кадр, как бы мы не старались, все равно получиться пересвеченым. Что делать? Одеть ND фильтр. Единственная функция ND фильтра — сокращать количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарата.

Бываю ND x2, x4, x8 и даже x400 фильтры. Эти цифры в маркировки фильтра означают коэффициент не пропускания света. Мы берем, допустим, NDx8 фильтр, одеваем его на объектив и все! Теперь фотоаппарат получает значительно меньше света и мы смело можем снимать на нужную нам выдержку.

Градиентные фильтры

По сути — градиентный фильтр это просто стекло, одна половина которого прозрачная, а другая — окрашенная. Градиентные фильтры бывают двух типов — нейтрально-серые и цветные. Цветные фильтры применяются только при съемки на пленку, т.к. в цифровой фотографии его эффект можно создать в Photoshop за пару кликов. А значит, нам он совсем не интересен. А вот нейтрально-серый фильтр действительно заслуживает внимания.

Градиентный нейтрально-серый фильтр, оказывает тоже действие что и обычный ND — не пропускает лишний свет. Но в случае с градиентным фильтом, ND-покрытие занимает лишь половину стекла.

Для чего нужен такой фильтр? Например, вы снимаете пейзаж. В кадре — поле с замечательными цветочками и красивые облака на небе.

Но небо и поле отличаются по яркости. А значит или наше небо будет недостаточно сочным и контрастным или поле получиться чрезмерно темным. И в такой ситуации нам надо просто одеть градиентный ND фильтр — одна половина которого прозрачная (повернем фильтр этой половиной на поле), а другая нейтрально-серая (а ее соответственно на небо). Что мы получили?

Теперь небо в кадре будет темнее, чем оно есть на самом деле, а значит мы уровняли в яркости наше небо и поле.

Подобного эффекта, без использования светофильтра, можно добиться только снимая несколько кадров с разными настройками экспозиции, а потом при обработке склеивать их всех в одну фотографию. Но проще и эффективнее — просто одеть светофильтр и сразу сделать тот кадр, который вам нужен.

В магазине

Итак, определившись какой фильтр нам нужен, мы пришли в фотомагазин. При покупке светофильтра важно знать несколько вещей:

— Все светофильтры сделаны под определенный размер резьбы объективов. Например светофильтр для теле-объектива на 50мм «полтиник» одеть не получиться — он просто будет слишком велик.

— Покупайте светофильтры проверенных производителей. Некачественный фильтр прослужит недолго и очень быстро начнет портить ваши фотографии. Дело в том, что дешевые светофильтры сделаны из некачественных материалов, которые через некоторое время начнут разрушаться, составные части фильтра начнут расслаиваться, искажая картинку на ваших фотографиях.

— Не стоит покупать светофильтры брэндовых производителей фотоаппаратуры (Nikon, Canon, Minolta и пр.) Безусловно, это качественные и надежные фильтры. Но брэнд в их названии — лишь набор букв и не более. Их производством занимаются совершенно другие компании по заказу Nikon’a или Canon’a. И как результат — вы переплатите приличную сумму просто за известную марку.

— Есть несколько компаний, которые производят действительно качественные светофильтры профессионального уровня за адекватные деньги:

Rodenstock

Компания Optische Werke G. Rodenstock уже более 100 лет занимается производством фото-оптики, а светофильтры Rodenstock по праву считаются одними из лучших в мире. Профессиональные фотографы по всему миру доверяют фильтрам Rodenstock и это, пожалуй, лучшая рекомендация.
Если вам нужен действительно качественный светофильтр — обратите внимание на фильтры Rodenstock.

HOYA

Мировой лидер по производству светофильтров. При производстве фильтров HOYA использует ряд уникальных технологий, которые делают их фильтры очень качественными и надежными. Для нас особенно интересна серия фильтров HOYA PRO1 Digital — светофильтры созданные специально для цифровых камер.

Schneider B+W

Так же известная качеством своих светофильтров компания. Кроме производства обширного модельного ряда фильтров, B+W уделяют отдельное внимание прочности оправ своих светофильтров.

TIFFEN

Благодаря своему качеству, светофильтры TIFFEN используются профессионалами по всему миру. К сожалению, на российском рынке встретить продукцию TIFFEN намного сложнее нежели HOYA или B+W.

Как мы видим, светофильтры — неотъемлемая часть съемочного процесса в современной фотографии. Успех фотографа сегодня — это технические знания фотосъемки и умение грамотной оработки фотографий. И светофильтры — это именно то, что поможет вам создать фотографию, которую вы сможете максимально эффективно обработать.

Это бесцветные фильтры, которые не помешают купить в пару к любому цифровому фотоаппарату и установить сразу же в магазине.

Нейтральный светофильтр защитит объектив от пыли, грязи, отпечатков пальцев. С ним не страшны брызги воды на пляже и мелкие повреждения в походе. Даже, если такой фильтр пострадает, заменить его будет гораздо дешевле, чем объектив или всю камеру. В свою очередь нейтральные светофильтры имеют несколько подвидов:

  • ND - нейтрально-серый. Он позволяет сильнее открыть диафрагму и удлинить выдержку. При этом фильтр контролирует количество света, поэтому его используют при чрезмерном освещении: в горах, в солнечный день, у моря.
  • UV - ультрафиолетовый. Еще один фильтр, который помогает справиться с обилием солнечного света. Без него изображение может иметь легкую дымку или голубой оттенок за счет воздействия лучей ультрафиолета. Если снимать с ним черно-белые фото, то белый цвет будет более ярким.
  • SKY - этот фильтр «убирает» холодный оттенок, придавая фотографиям некоторую «розоватость». В целом, это не портит цветовой баланс, а делает его мягче. Хорош такой фильтр в пасмурную погоду и для портретов.

Поляризационный фильтр - избавление от бликов

Этот фильтр считается вторым по популярности. В его устройство входит 2 линзы: статическая и вращающаяся. Такая конструкция обеспечивает его главное достоинство - отсутствие бликов при фотографировании стекла, воды. На пейзажных фото он слегка притемняет небо, не меняя цветовой баланс. Самыми «ходовыми» являются такие подвиды поляризационного фильтра:

  • Circular Polarizer - используется при дневном освещении на улице. С ним цвета становятся насыщеннее, облака выглядят контрастнее на фоне голубого неба.
  • Warm Polarizer - этот фильтр подходит для сюжетной съемки и портретов. С ним цветовая гамма получается теплее, а изображение - мягче.

Конверсионный и цветоусиливающий фильтры - идеальный цвет

Второе название конверсионного фильтра - цветокоррекционный. С его помощью можно получить лучшую цветопередачу даже при плохом освещении

Совет. С применением такого фильтра у объектива сдвигается цветовая температура, чтобы подстроить ее, может понадобиться специальная таблица или прибор - колориметр.

Проще обстоит дело с цветоусиливающим фильтром, который предназначен для выделения одного цвета. Это может быть красный, синий, зеленый и др. Интересно, что тональность изображения при этом не меняется.

Смягчающий фильтр - омоложение любого портрета

Также их называют «Soft-фильтры». Изображения, полученные с помощью такого фильтра, четкие, но со смягченными мелкими деталями. Их хорошо использовать для портретных съемок, ведь они могут сгладить мелкие морщинки и другие дефекты кожи. Виды смягчающих фильтров:

  • Spot - используется с широкоугольной оптикой, дает резкость в центре и мягкость по краям.
  • Soft-spot - края кадра получаются мягкими и слегка размытыми, центр - четкий.
  • Warm Soft - уравновешивает контраст и дает «тепло» изображению. Хорош для группового фото.
  • Silky soft - сглаживает резкость, идеален для портретов, съемки цветов, насекомых.
  • Foggilizer - рассеивает изображение, часто используют для утренней съемки.

Фильтры для специальных эффектов

Эти светофильтры придутся по душе творческим натурам, которые тяготеют к экспериментам. С их помощью можно получить действительно необычные фотографии.

  • Star - создают на фото точечный источник света в форме звезды с 4-12 концами.
  • Dr-oreol - дифракционный ореол. С его помощью на изображении можно создать радужный кружок вокруг яркого источника света, при условии, что фон - темный.
  • Triangle - трехгранная призма, может быть вертикальной и параллельной, иметь несколько секций. Создает на фото эффект тройного изображения.
  • Odd out - убирает центр изображения, сдвигая боковые его части. Выглядит необычно и, вместе с тем, очень органично.
  • Filt - макрополулинза. С ее помощью можно сфокусироваться на дальнем объекте, при этом передать резко объект, размещенный на переднем плане.
  • Close-up - предназначен для макросъемки, выполненной с помощью зуммирования.

Фильтры для Ч/Б съемки

Сделать качественную черно-белую фотографию не так просто, как может показаться. Здесь важный цвет, свет и тени. Поэтому и специальный фильтр лишним не будет. Они высветляют светлые объекты, а темные делают еще насыщеннее. Поэтому изображение получается четкое и красивое.

Критерии подбора

Определиться с тем, какой светофильтр нужен - это еще не все. Теперь следует учесть основные критерия при выборе, какой фирме-производителю и модификации отдать предпочтение.

  • Крепление. Чаще всего светофильтры изготавливают со специальной резьбой, которая и накручивается на объектив. Обычно шаг резьбы соответствует стандарту 0,75 мм, но есть модели, где он меньше - 0,5 мм. При этом каждый объектив имеет свой диаметр, соответственно, по размеру нужно подбирать и светофильтр.

Совет. Сегодня на рынке существуют желатиновые фильтры, которые не зависят от резьбы и диаметра. Чтобы их изготовить, нужно растворить в желатине специальный краситель и нанести эту смесь на полированное стекло. Когда пленка высохнет, ее снимают со стекла и обрезают до нужного размера. Это очень качественные фильтра, но хрупкие, они бояться тепла, сырости, касания пальцев.

  • Цена. Тут все очень просто. Чем выше цена, тем большая вероятность, что светофильтр качественный. От дешевых моделей лучше сразу отказаться. Велика вероятность, что они будут просто неэффективны.
  • Производитель. Конечно, неплохо было бы покупать «родные» фильтры к таким популярным фотоаппаратам как Canon и Nikon. Но, цены на них непомерно завышены. Такое же качество за приемлемую цену можно получить от моделей Hoya, Marumi Promaster, Sunpack, Tiffen, B+W, Kenko.

Приобрести хороший светофильтр - полдела. За ним нужно правильно ухаживать. Нельзя очищать его народными способами - подышав и протерев рукавом. Лучше купить специальный набор для чистки. А сами фильтры хранить в мягких чехлах. Тогда они прослужат долго и подарят своему обладателю тысячи ярких и качественных снимков.

Применение светофильтров: видео

Светофильтр для объектива – это специальное стекло,которое устанавливается на объективом с помощью резьбового соединения. Назначение светофильтров может быть разным, в зависимости от потребностей фотографа: от простой защиту объектива до спецэффектов. Используя светофильтры для объективов можно достичь необходимых кадров без специальных графических редакторов(таких как Photoshop).

  • Вы можете дальше дочитать статью до конца или Подобрать фильтр для Вашего объектива используя наш .

Посадочный диаметр светофильтра.

Для того, чтобы подобрать фильтр на объектив, необходимо знать диаметр резьбы на объективе вашего фотоаппарата или видеокамеры. Обычно диаметр написан на самом объективе. Также данную информацию можно узнать в инструкции к фотоаппарату или объективу, либо просто померить диаметр обычной линейкой. Все диаметры стандартизированы производителями и вы вряд ли ошибетесь.

На сегодняшний день используются основные диаметры резьбы на объективах: 30мм, 37мм, 40,5мм, 41,5мм, 43мм, 46мм, 49мм, 52мм, 55мм, 58мм, 62мм, 67мм, 72мм, 77мм, 82мм, 86мм, 95мм, 105мм, 107мм, 127мм.

Типы светофильтров для объективов.

В зависимости от того, какое стекло установлено в оправу светофильтра и соответственно получаемого оптического эффекта светофильтры разделяются на следующие типы.

Защитные светофильтры - используются в основном для защиты линзы объектива от пали, грязи, царапин. Данный тип фильтров можно использовать для постоянного использования, они не влияют характеристики светового потока.

Ультрафиолетовые светофильтры (UV Filter) - уменьшают воздействие ультрафиолета на матрицу фотоаппарата, предохраняя тем самым пиксели от выгорания. Данный тип фильтров рекомендуется использовать также в качестве защитных.


Поляризационные светофильтры (CPL Filter) - убирают блики, которые образуются при отражении света от металлических и стеклянных поверхностей, блики от воды, а также снижают контраст между небом и землей при ярком солнечном свете.

Существует 2 разновидности поляризационных светофильтров: линейные(PL) и циркулярные(C-PL).

Линейные поляризационные светофильтры (в отличии от циркулярных) не могут быть использованы с TTL-экспозамером, который применяется практически во всех современных фотоаппаратах. Поэтому основное применение сейчас имеют циркулярные поляризационные светофильтры(CPL).

Любой поляризационный светофильтр требует предварительной настройки перед фотографированием. Т.к. состоит из 2-х частей, то используя вращение одного из его колец, можно получить желаемый результат.(рекомендуется применять на объективах, имеющих внутреннюю фокусировку - это когда внешняя линза не вращается в процессе фокусировки).

Градиентные светофильтры (GND Filter) - обычно одна половина фильтра прозрачная, а другая окрашена в какой либо цвет(серый, оранжевый, голубой, зеленый или др.) часть стекла.

Данные фильтры необходимы для уменьшения динамического диапазона сцены(например ситуация на закате: небо слишком светлое, земля очень темная.)

Лучевые(звездные) светофильтры(Star Filter)

Данный эффект достигается сеткой из перекрестных линий, нанесенных на поверхность стекла. Данные светофильтры могут быть четырех, шести или восьми лучевые.

Макрофильтры (Macro-Filter) - применяются при фотографировании макрообъектов(например насекомые, ювелирные изделия, монеты. В настоящее время широкое применение нашли в стомотологии).

С помощью данных макролинз можно уменьшить минимальное расстояние фокусировки, тем самым отобразив все мельчайшие детали. Макрофильтры различаются по диоптирям: Clouse UP +1, Clouse UP +2, Clouse UP +3, Clouse UP +4, Clouse UP +10

Нейтрально-серые светофильтры (ND) - позволяют уменьшить яркость светового потока. Данные фильтры выполнены из затемненного стекла и отличаются количеством пропускаемого света.

Этот тип фильтров имеет следующую маркировку: ND2, ND4, ND8, ND16, ND32, ND64, ND400, соответственно увеличение плотности в 2 раза увеличивает экспозицию на 1 ступень.

Также существуют регулируемые нейтрально серые светофильтры (Variable Density ND Filter) в которых при вращении оправы уменьшается световой поток, поступающий на матрицу от 1 до 8 ступеней (ND2-ND400).

Скайлайт светофильтры (Skylight) - позволяют сделать холодный тон в кадре более "теплым". Данный эффект достигается использованием стекла с небольшим розовым оттенком.

Смягчающие светофильтры (Soft) - в основном используются при портретной съемке, позволяя смягчить тон кожи.

Warming светофильтр(Warming Filter)

Флюрисцентные светофильтры (FLD Filter)

Диффузионные светофильтры (Diffusion Filter) -предназначены для размытия границ фотографируемого объекта, при этом не изменив цветопередачи. Основное применение данные светофильтры нашли в портретной и пейзажной съемке.

Степень просветления светофильтров.

Данный параметр определяет какую часть света будет задерживать фильтр. Чем больше степень просветления светофильтра, тем меньше потери света и меньше посторонних бликов. Просветление фильтра достигают за счет нанесения на его поверхность специальных тонких слоев напыления. Данных слоев может быть несколько, и каждый последующий слой увеличивает степень просветления светофильтра и предотвращает отражение лучей света.

Наличие слоев просветления на светофильтрах имеют свое обозначение:

- светофильтры без просветления (до 92% света) - указывается просто диаметр и производитель фильтра.

- светофильтры с однослойным просветлением (до 95% света) - в названии добавляется обозначение SC, C (single coated, coated).

- светофильтры с трехслойным просветлением (до 99% света) - в названии добавляется обозначение MC (multi-coated). Например UV-MC, MC-CPL и т.д.

- светофильтры с шестислойным просветлением (до 99,7% света) - в названии добавляется обозначение SMC, HMC, MRC (super multi-cjated).

Дополнительные свойства светофильтров.

Производители светофильтров постоянно работают над улучшением своей продукции и стараются максимально удовлетворить возникающие потребности любителей и профессионалов.

Так например некоторые производители добавляют влагозащищенное напыление WPC (Waterprof-coated) на поверхности фильтра, которое отталкивает грязь и капли воды от поверхности.

Специально для широкоугольных объективов были разработаны светофильтры в тонкой оправе(slim) , которые имеет более тонкую окантовку фильтра, тем самым исключая эффект виньетирования, который может возникнуть при использовании обычного фильтра.

Для экстремальных фотосъемок существуют супер-прочные светофильтры серии HD, стекло которых в несколько раз тверже обычного фильтра.

Производители светофильтров.

В настоящее время существует достаточно много фирм,которые занимаются изготовлением фотоаксессуаров. Наибольшую популярность приобрели японские Marumi, Hoya и Kenko, немецкие B+W Schneider, американские Tiffen.

Многие фирмы производители фототехники, такие как Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Olympus, Pentax, Samsung также выпускают светофильтры под своими брендами, но как показывает практика цены на их продукцию намного выше, при таком же уровне качестве.

При выборе производителя светофильтра следует учитывать тот факт,что многие из них располагают производство в странах Азии. Поэтому стоит обратить внимание на менее раскрученные бренд, такие как Fujimi, Flama, Polaroid. Качество продукции данных производителей может не уступать более известному бренду, при этом цена будет значительно ниже.

Для того,чтобы ваши светофильтры прослужили вам долго и не утратили своих свойств используйте кейсы для хранения светофильтров. Периодически производите чистку ваших фильров от пыли и загрязнений,используя специальные наборы для чистки оптики или карандаши для чистки объективов и фильтров(например Lenspen LP-1). Одевайте защитную крышку для объектива на ваш светофильтр при транспортировке фотоаппарата.

Светофильтры для объективов хоть и не являются обязательной частью арсенала фотографа, но могут значительно разнообразить творчество и решить целый ряд насущных проблем. Их главная задача - оптимизация проще говоря, задержка "ненужного" света, который не должен отображаться в кадре. А кроме того, они прекрасно защищают главную в прямом смысле подставляя себя под удар. Разнообразие светофильтров довольно велико, поэтому рассмотрим главные их типы, чтобы лучше разобраться в том, что же это такое.

Поляризационные фильтры

Такие фильтры для объективов прекрасно подойдут для съемки пейзажей. Они задерживают и преобразуют

ND-фильтры

Нейтральные серые фильтры нужны для тех моментов, когда ещё выше поднять значения диафрагмы просто невозможно. Эти приспособления снижают количество поступающего на матрицу света. Пример - необходимость снять водопад при ярком освещении. Без фильтра, скорей всего, получится просто застывшая обездвиженная вода.

Градиентные ND-фильтры

Основное отличие от обычного ND-фильтра - способность затемнять градиентно, от тёмного к почти прозрачному. Такие светофильтры для объективов хороши, когда нужно сделать небо более выразительным. Большинство градиентных приспособлений прямоугольной формы и крепятся к объективам с помощью специальных держателей.

Градиентные фильтры

Цветные светофильтры для объективов используются не так часто. Нередко их применяют для чёрно-белой съемки с целью манипуляции контрастностью снимка. К примеру, красный фильтр, который позволяет повышать контраст между облаками и небом.

Макро-фильтры

Нельзя сказать, что фильтры макро являются обычными - они больше напоминают дополнительный объектив. Многие из них можно комплектовать, накручивая друг на друга. Они расширяют возможности съемки крупным планом. Конечно, они не составляют конкуренции макро-объективам, но прекрасно подходят для различных творческих экспериментов. Зато и цена их намного ниже, чем у объективов, и они могут стать настоящей находкой для начинающего фотографа.

Ультрафиолетовые фильтры

Ультрафиолет невидим человеческому глазу. УФ-фильтры часто используются для сокращения туманности и дымки, к примеру, в горах. На цифровых камерах они не так актуальны, как для 35-мм плёнки, ведь матрица намного менее чувствительна к УФ-свету. Однако УФ-фильтры повсеместно используются с целью защиты главной линзы объектива от механических повреждений, пыли, влаги.

Как выбрать светофильтр для объектива?

В разнообразии представленных на современном рынке фильтров несложно и растеряться. Определяющим фактором должны быть личные предпочтения фотографа, а также цели, которые приспособление должно решать. Помочь выбрать светофильтры для объективов могут и консультанты специализированных магазинов. Идеальный вариант - совершать покупку в тех салонах, которые дают возможность предпродажного тестирования. При выборе обязательно учитывать и модель объектива, то есть размер его передней линзы. Это, а не производитель камеры является главным. К примеру, светофильтры для 52 мм подойдут и на Canon, и на Pentax с таким же диаметром линзы, а вот на 49 они не "сядут".