Open
Close

Анализ стихотворения Пушкина «Деревня. Жанровое своеобразие стихотворения А.С.Пушкина «Деревня Пушкин деревня направление

Истолковывая «Деревню», обращаются прежде всего к заключенной в ней политической идее. Антикрепостническая направленность стихотворения служит убедительным примером несомненного свободолюбия молодого Пушкина. Однако, сосредоточиваясь на политической идее, часто проходят мимо того бесспорного факта, что она подчинена широким раздумьям Пушкина о своем призвании, о поэтическом служении, о влиянии жизни на искусство и искусства на жизнь.

Центральный образ в стихотворении - образ поэта, размышляющего о своей участи и о своем даровании. Но поэт не отгорожен от жизненных тревог и волнений. Он откликается на них и в то же время испытывает на себе их прямое воздействие. И свою поэтическую судьбу решительно связывает с долей народа, с исканиями передовых людей своего времени. Ни в коей мере не отвергая антикрепостническую нацеленность «Деревни», нельзя не видеть, что восприятие стихотворения лишь в качестве политической декларации сужает его смысл.

История написания

«Деревня» написана Пушкиным в июле 1819 года. В ту пору Пушкин был молод. Он недавно окончил Лицей и поселился в Петербурге. Среди его друзей и знакомых - поэты и свободолюбцы, недовольные самодержавием и крепостным состоянием. Они жаждут перемен и хотят приблизить желанный час вольности. Общение с ними заражает Пушкина. В 1818-1819 годах поэт пишет сатирические «Сказки» («Ура! в Россию скачет…»), «К Чаадаеву», эпиграммы «На Стурдзу» («Холоп венчанного солдата» и «Вкруг Стурдзы я хожу…»), ему приписываются эпиграммы «Двум Александрам Павловичам» и «На Аракчеева». В круг этих вольнолюбивых стихотворений входит и знаменитая «Деревня».

Лирический образ деревни

Название стихотворения, как и его первые строки, настраивает на идиллический лад. В европейской поэзии деревня обычно идеализировалась, изображалась цветущим раем, приютом вдохновения, творчества, дружбы, любви, островком независимости. Эта традиция уходила в седую древность. В эпоху античности возникла буколическая, или пасторальная (оба слова означают «пастушеская»), лирика. В ней воспевались красоты природы, прелести мирной сельской жизни, счастливое уединение вдали от суетной, полной корыстных соблазнов городской цивилизации. На этой почве сложился жанр идиллии - стихотворного или прозаического произведения, в котором писатели восхищались безмятежным деревенским бытом и добрыми нравами его обитателей. Идиллии были популярны и среди русских поэтов. Идиллические мотивы часто проникали в элегии, послания. В литературе нового времени благостное представление о деревне, будто бы не знающей Социальных и других конфликтов, нищеты, рабства, было уже поколеблено. Решительный удар по нему нанес Радищев своим «Путешествием из Петербурга в Москву». Дворянская интеллигенция уже смутно начала понимать, что неволя городов связана с крепостничеством деревень, что духовное рабство дворян не находится в стороне от подневольного положения крестьян, потому что сословие, угнетающее другое сословие, само оказывается несвободным. И все-таки идиллическое восприятие деревни было стойким: по контрасту с городом она казалась уголком свободы, душевной чистоты, поэтических мечтаний.

Деревня привлекает Пушкина. Он понимает высокие чувства поэтов, которым в сельском одиночестве вольнее дышится и живется. В стихотворении возникает условный образ идиллического лирика, и Пушкину этот образ близок и дорог. Здесь впервые, может быть, звучит лирический мотив единства труда и вдохновения как залога полноценной творческой жизни, к которой он устремлен и свет которой в дальнейшем будет озарять всю его поэтическую судьбу. Со времени «Деревни» этот союз будет приравнен Пушкиным к понятию счастья. Туда, в укромный уголок, он будет тщетно рваться впоследствии из Петербурга, от двора, от преследующей его злобной придворной черни, чтобы вольно отдаться труду и вдохновению.

Тема добровольного бегства из душного света («Я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья…») в «Деревне» весома и значима. Недаром Пушкин дважды повторяет, словно заклинание: «Я твой…» Картины природы, созерцаемые поэтом, казалось бы, подкрепляют умиротворенное настроение.

Сельский вид, радуя взор, обещает плодотворное будущее и располагает к высоким размышлениям. Однако идиллия не становится целью пушкинского изображения: природа, сельская тишина, «довольство», «труд» и «праздность вольная» побуждают поэта к поискам смысла жизни, вселяют в него возвышенные переживания.

Юный идиллик обретает черты поэта-философа и прямо обращается к великим деятелям человечества, чьим «творческим думам» он особенно чутко внимает «в уединеньи величавом»:

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

Так рождаются две центральные строфы, в которых Пушкин доверчиво открывает свой задушевный идеал истинного поэта. Он чувствует себя не отшельником в глуши, трусливо бежавшим от треволнений жизни, а художником-мыслителем, который осваивает многообразные впечатления действительности и передовые идеи века. Он остро переживает потребность прикоснуться ко всей полноте бытия, дающей пищу труду и вдохновенью, нераздельных для него с познанием и провозглашением истины.

Анализ стихотворения «Деревня»

Идиллическое изображение деревенской жизни не становится поэтическим предметом «Деревни» и даже двух ее первых строф. Из темы сельского одиночества и разрыва с городской цивилизацией прорастает новая тема - творческого труда, высокого вдохновения, заполняющего деревенский досуг:

Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
Й ваши творческие думы
В душевной зреют глубине!

Поставленные в центре две строфы («Я здесь, от суетных оков освобожденный…» и «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!») образуют идейный фокус стихотворения и выражают подлинные мечты Пушкина. Он вовсе не хочет остаться поэтом-идилликом, певцом сельского уединенья. Его волнуют общественные настроения и влекут не суетные поиски славы и не одно лишь любование прекрасной природой, но искание истины и смысла бытия. Развитие лирической темы, заданной в начале стихотворения, совершается как бы через ее усвоение и расширение, а отчасти и отрицание. Из тесных, узких рамок буколической лирики Пушкин вырывается на широкий простор лирики философской и гражданской. Соответственно меняется и условный образ поэта - элегик уступает место деятельному философу и гражданину, каким Пушкину представляется настоящий творец и каким он мыслит себя.

Однако мечта поэта омрачена зрелищем рабства, а его душевное спокойствие - «необходимое», как он скажет впоследствии, «условие прекрасного» - разрушено. Начало последней строфы:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает…

противопоставлено двум центральным строфам. «Мысль ужасная» сковывает вольный полет воображения и творческое вдохновение. Ход пушкинской мысли очевиден: причина краха возвышенных надежд заключена в не зависящих от поэта обстоятельствах. Свободному творчеству нет простора там, где поругана вольность, где царствует «невежества губительный позор». Философско-гражданская тема стихотворения Пушкина «Деревня» перерастает в тему политическую. Идиллические и философские мотивы срастаются с гражданской проповедью. Пока страдают люди, сердце поэта не может быть спокойно, ибо его душа уязвлена грубым презрением к «закону». Как гражданина и гуманиста, «друга человечества», Пушкина охватывает гнев и боль при виде рабства. Картины невежества и насилия рождают грозные инвективы последней строфы. Идиллическое настроение исчезло.

Выражение «друг человечества», возможно, содержало намек на гордое прозвище Марата - «друг народа», но, скорее всего, в нем заключен более общий гуманистический смысл.

Идиллии нет в жизни, а следовательно, не должно быть и в искусстве. Острые противоречия жизни не располагают и к возвышенным философским мечтаниям о непреходящих ценностях бытия. Казалось бы, страшная современность, отторгнув у поэта спокойствие, способность ощущать полноту бытия и охладив творческий жар, пробудила в его чуткой душе «витийства… дар». Ведь Пушкин негодует, обличает, в его речи слышны громкие, ораторские интонации. Но почему же тогда в словах «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» звучит явное сожаление о том, что его стихи неспособны взволновать людей? Почему свой поэтический «жар» он называет теперь «бесплодным» и с горечью вопрошает:

Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне в удел витийства грозный дар?

Приведенные строки возвращают память ко всему предыдущему тексту. Вспомним, что деревенское уединение располагало к размышлениям, что здесь поэт учился «в истине блаженство находить» и в нем рождался «жар» вдохновенного труда и уже созревали «творческие думы». Но зрелище рабства погасило огонь мысли, и он не дал ощутимых результатов, стал «бесплодным». В последней Строфе Пушкин не только обличает «дикое барство» - ему горько за напрасные, тщетные усилия горящего поэтического труда. Картины произвола нарушили душевное равновесие поэта, гармонию между вдохновением и трудом. И вместе с тем Пушкин не может не откликнуться на страдания людей и даже готов посвятить себя борьбе с деспотизмом, лишь бы уничтожить его. Однако в Пушкине живет и острое сознание своеобразия присущего ему поэтического дарования, и свойственное ему представление о поэзии, и понимание того, что искусство, вскрывая жизненные противоречия и способствуя их осмыслению, все-таки не отменяет и не разрешает их.

Сатирическое негодование и гражданская проповедь, по убеждению поэта,- не единственная задача творчества. К тому же Пушкин не чувствует себя исключительно граждански тенденциозным поэтом и не замыкает свою лирику рамками гражданских тем и мотивов или пасторальных песнопений. Поэзия в представлении Пушкина шире, полнозвучнее, рогаче одного лишь созерцательного наслаждения деревенскими видами или чисто гражданских обличений. Пройдет несколько лет, и Пушкин скажет по поводу рылеевской антитезы «Я не поэт, а гражданин»: «…Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом; если же хочешь просто гражданствовать, то пиши прозою». Вместе с тем он будет решительно возражать против исключения из поэзии и сатиры, и шутки, и веселого, и трогательного, и мечтательного. Поэтическому творчеству равно подвластны и суровая гражданственность, и блаженное умиротворение, и орлиный полет мысли, и непосредственная чувственная прелесть бытия. Ему доступна и одическая торжественность, и меланхолическая задумчивость, и идиллическая наивность, и элегическая жалоба, и горькая насмешка, и озорная улыбка.

Этот всеобъемлющий взгляд на поэзию, почва которой - действительность, а цель - истина жизни, складывается уже в ранних произведениях, и «Деревня» служит несомненным тому свидетельством. Вот почему Пушкину внятны и дороги и мирные песни сельской тишины, и страстная гражданская речь. Образ поэта, рисующийся его крылатому воображению, многогранен. Пушкин не отдает особенного предпочтения ни голосу поэта-идиллика, ни голосу поэта-обличителя. Его идеал - поэт-философ, поэт-гуманист. Б. В. Томашевский в своей прекрасной книге «Пушкин» писал о «Деревне»: «Значительным является то, что соединение этих слов («труд и вдохновенье») появляется в стихотворении, посвященном политической теме». Однако в данном случае точнее было бы сказать иначе: значительно то, что политическая тема органично вплетается в стихотворение, посвященное творческому самоопределению. В «Деревне» она выступает частью поэтического раздумья о собственном призвании, об исключительной жажде творчества, о неистребимом порыве к истине. Пушкин ждет разрешения социальных противоречий не от поэзии. Он надеется на восстановление «закона» «сверху»:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя…

Он верит, что если будет устранен общественный конфликт, то наступит процветание отечества, излечатся душевные раны, нанесенные его оскорбленному чувству человечности, и раздвинутся широкие перспективы творчества. И надо оценить высокой мерой эту максималистскую и святую гражданскую одержимость Пушкина. В отличие от представлений Рылеева и других поэтов-декабристов, поэтический идеал Пушкина состоит не в изъятии тех или иных, прежде всего интимных мотивов из лирики. Пушкин обращен к широкому и свободному отображению действительности, не скованному какими-либо заранее налагаемыми ограничениями, исключающими из сферы поэзии те или другие мотивы и жанры. Пушкинская лирика не отвергает ни элегических, ни гражданских настроений.

Отстаивая право поэта на многообразие жизненных впечатлений, Пушкин не склонен ни к одностороннему предпочтению только элегической или только тенденциозно-риторической лирики, ни к их унижению или запрету. Вот почему образ поэта, созданный Пушкиным в двух средних строфах «Деревни», не тождествен ни поэту-идиллику, ни поэту-гражданину, хотя у него много с ними родственных черт. Поэт-идиллик и поэт-гражданин - неотъемлемые грани облика поэта-гуманиста, поэта-философа, «друга человечества».

Свойственная стихотворению «Деревня» устремленность к полноте и к истине отображения бытия предопределила «всемирную отзывчивость» Пушкина и общечеловеческий гуманистический пафос его творчества, несводимый к какой-либо строго очерченной доктрине, социальному или философскому учению. Личность и поэзия Пушкина с юных его лет проникнуты возросшим на реальной, земной почве жизнелюбивым и мудрым гуманизмом.

«И над отечеством Свободы просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?». Анализ стихотворения «Деревня».

Вместе с одой «Вольность» и посланием «К Чаадаеву» будущие декабристы переписывали и элегию «Деревня» (1819).

Эта элегия связана с родными местами поэта — сельцом Михайловским, где находилось родовое имение Пушкиных. Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! .. » и кончая глубоким, написанным незадолго до смерти «Вновь я посетил …», пронёс Пушкин любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег». Здесь пришлось ему пережить и горечь одиночества, и унижение поднадзорного невольника, и восторг любви, и радость творчества, и тепло верной дружбы.

Здесь создано более ста произведений и среди них подлинные шедевры: «Деревня», «Я помню чудное мгновенье … », «К морю», «Борис Годунов», «Граф Нупин» и многие другие.

«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт свою деревеньку — удивительную землю с голубыми озёрами, просторными заливными лугами и светлыми сосновыми рощами.

Взгляните и вы на эту землю.

Какое впечатление производят эти места?

От них веет спокойствием, умиротворением. Мы замираем перед красотой, наш взгляд теряется в бесконечных просторах высокого неба и лугов, озёр, лесов. Вот к этим местам и обращено стихотворение Пушкина «Деревня». Оно создано в 1819 году, когда поэт летом ненадолго приехал в своё родовое имение.
Прочитаем его.
Стихотворение (1-я его часть) звучит на фоне птичьего пения, стрекота кузнечиков (используется фонограмма), это помогает создать ощущение живого простора зелёных лугов и лесов, нагретых солнцем, и благословенного покоя, которым веет от них.

Во 2-й части стихотворения звук убирается: его будто поглощает тишина, полная грустными раздумьями поэта, который перестал слышать природу, потому что его внимание заняли другие картины. Этот приём помогает незаметно заострить внимание учащихся на композиции произведения.

Какое впечатление произвела на вас стихотворение? Какие картины представлялись вам при чтении его?

Стихотворение нравится ребятам. Интересно, что, говоря о своих впечатлениях, они выделяют 1-ю его часть, которая нравится им спокойствием, теплотой, умиротворением.

Ученики рисуют луга со скирдами сена, колосящиеся поля, берега синеющей реки, заросшие камышом, мельницы на пригорках и т. д. Некоторым видится и сам поэт, сидящий под высоким тенистым деревом и созерцающий просторы родной земли.

Но всё это скорее относится к 1-й части стихотворения. А есть ещё и 2-я.

Найдите «границу», которая разделяет произведение на две части.
Это строфа, которая содержит обращение поэта к «оракулам веков» (оракулы — прорицатели).

Ответ на какой вопрос хочет услышать поэт?

… и над отечеством Свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Почему у него возникает этот вопрос?

Потому что «среди цветущих нив и гор» поэт вдруг замечает «Барство дикое».

Задумаемся, почему Пушкин, приехав в деревню, не сразу увидел его. Какими настроениями он был полон?

Поэт рад приезду в родную деревню, он полон светлых чувств, ему приятно видеть любимые места; после шума и суеты большого города он наслаждается тишиной, неторопливостью жизни, красотой природы; освобождённый «от суетных оков», он учится «в истине блаженство находить». Состояние счастливого блаженства и покоя наполняет его душу.

Попробуем представить, как у него могла появиться мысль о «Барстве диком».
Может быть, наблюдая за крестьянами на полевых работах, поэт вдруг вспоминает, что они трудятся не на себя, и воображение рисует картины подневольного труда, а память восстанавливает страстные обличительные речи его петербургского друга А. И. Тургенева, слышанные в округе истории.

В 1819 году совсем неподалёку от Михайловского помещик забил крестьянина насмерть, на суде свидетелем по этому делу выступал двоюродный дед Пушкина Ганнибал. Как раз в те дни, когда поэт жил в своей деревеньке, в Великолукском уезде Псковской губернии слушалось дело о смерти крепостного человека
помещицы Абрютиной.

Как видим, примеров «Барства дикого» перед глазами молодого поэта было предостаточно.

Перечитаем ещё раз 2-ю часть стихотворения. Какие художественные образы являются в ней ведущими? Как они связаны между собой?

Ведущие образы 2-й части — «Барство дикое» и «Рабство тощее». Они неразрывны: «Рабство тощее» — прямое следствие «Барства дикого» … У каждого из этих ведущих образов есть ряд сопутствующих. Найдите их в стихотворении.

У «Барства дикого» это «насильственная лоза», «бичи», «неумолимый владелец», «бесчувственный злодей», «невежества убийственный позор»; у «рабства тощего» — «чуждый плуг», «тягостный ярем», «дворовые толпы измученных рабов», «слёзы», «стон».

Какие картины складываются в нашем воображении благодаря этим образам? Какое чувство остаётся от этих картин?

Нам видятся истощённые, измученные тяжёлым трудом крестьяне, с утра до ночи работающие в поле; юные девушки, стоящие перед помещиком и с ужасом ожидающие своей участи; маленькие дети, брошенные у края поля, пока их матери жнут пшеницу; наказываемые плетями холопы … Картины эти вызывают чувство тоски, острое ощущение несправедливости и сострадание к крепостным.

Заметьте, у Пушкина в этом стихотворении, как и в оде «Вольность», многие слова написаны с прописной буквы. Найдите их. Как вы думаете, почему он пишет их с прописной буквы?

Это слова: Истина, Закон, Мольба, Невежество, Позор, Судьба, Барство, Рабство, Владелец, Витийство, Заря. Вероятно, для поэта они имеют обобщающее, символическое значение.

Какое слово повторяется чаще всего?
(Закон.)

О каком Законе говорит Пушкин? Что это за Закон, который можно «боготворить»?

Это Закон естественной свободы, данный человечеству свыше, именно поэтому его можно «боготворить».

А в жизни, окружающей поэта, какой Закон господствует? (Закон насилия и рабства.)

О чём мечтает Пушкин? (О том, чтобы в его Отчизне народ стал «неугнетённым и Рабство пало «по манию царя», то есть чтобы сам царь отменил крепостное право.)

Поэт с сожалением восклицает:
О, если б голос мой умел сердца тревожить
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Витийство — это, по В.Далю, красноречие, искусственное, риторическое; вития — оратор, краснобай, ритор, речистый человек, красноречивый словесник, краснослов.

Почему Пушкин жар своего сердца называет «бесплодным» и сожалеет, что ему не дан «Витийства грозный дар»?

Поэту кажется, что он не умеет быть оратором, не обладает даром красноречия, способного убеждать, призывать, вдохновлять, поэтому его чувства остаются всего лишь «бесплодным жаром».

Красноречиво ли его стихотворение? Убеждает ли оно нас в несправедливости государственного закона, заставляет ли осуждать «Барство дикое» и сочувствовать «Рабству тощему», мечтать о торжестве вечного Закона Свободы?

Ребята считают, что Пушкин несправедлив к себе: стихотворение волнует, задевает, заставляет размышлять, будит воображение, а значит, жар поэта не бесплоден.

Как помогает этому композиция стихотворения? Какой приём лежит в основе её?

Стихотворение состоит из двух частей, которые противопоставлены друг другу, то есть поэт использует приём антитезы. На фоне чудвсных картин при роды страшнее смотрится «Барство дикое», ещё убедительнее звучит призыв дать народу свободу.

Так же думали и декабристы, которые использовали стихотворение «Деревня» как агитационное, но заменяли слова «Рабство, падшее по манию царя» на «рабство падшее и падшего царя».

Как изменяется от этого смысл стихотворения? Соответствует ли он взглядам автора?

Призыв к царю отменить несправедливый закон о крепостном праве становится призывом к революции, а Пушкин был противником любого насилия.

Как поэт называет себя в этом стихотворении? Каким он предстаёт перед нами?

Пушкин называет себя «другом человечества», и таким он предстаёт перед нами в этом стихотворении: он — гуманист, который не может равнодушно смотреть на несправедливость и насилие, он сочувствует страждущим, возмущается «Барством диким», мечтает о счастье своего народа на лоне прекрасной при роды, но сомневается в том, что когда-то увидит «народ неугнетённый и «прекрасную зарю» над родной страной.

0 / 5. 0

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

Краткий анализ

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали деревню лишь в 1826 г. под названием «Уединение».

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.

Композиция – Анализируемое произведение - монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе, рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.

Жанр – послание с элементами элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.

Метафоры «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Эпитеты «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная» .

История создания

В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».

Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.

Тема

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку» , наслаждаясь его умиротворенностью. Мужчина признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.

Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи них выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные. Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные. В четвертой строфе лирическое «Я» рассказывает, что лоно природы - лучшее место для творчества.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи - лишь прекрасная оболочка, изнанка которой - несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает на то, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.

Жанр

Жанр произведения - послание с элементами элегии. Автор описывает пейзажи, переплетая их с раздумьями, в то же время лирический герой обращается к деревне. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть Стихотворный размер - шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры : «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами - «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная» , «измученные рабы» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 97.

Стихотворение «Деревня » было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петер­бургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в обществен­но-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы.

Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостно­го права. Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «...но мысль ужасная...») пред­ставляет собой идиллию, а вторая - политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя - это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тиши­на и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духов­ную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения - «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» - романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне откры­вается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, про­извол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее» - основ­ные образы этой части. Они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.

Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопостав­ленными друг другу. На фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир жестокости и насилия второй выглядит особенно безобразно и ущербно. Поэт использует прием контраста, чтобы отчетливей выявить основную идею произве­дения - несправедливость и жестокость крепостного права.

Этой же цели служит и отбор изобразительно-выразительных языковых средств. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подби­рает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротво­ренную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крилаты», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый вла­делец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они демонстрируют возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Стихотворение «Деревня» Пушкина, анализ которого мы проведем, показательно для понимания того, что лирику трудно разделить по тематическому признаку. Рамки одной темы тесны для этой элегии. В ней найдена новая форма воплощения вольнолюбивых мотивов, но, кроме этого, создана картина сельской природы, а также выражены мысли об истории, литературе, творчестве.

Главным художественным средством в стихотворении «Деревня», по жанровой природе близком элегии (от греч. «печальная песня», жанровая форма в лирике, стихотворение, выражающее сосредоточенное размышление или являющееся эмоциональным монологом, передающим печаль лирического героя от сознания морально-политических несовершенств или от любовных неурядиц), является антитеза. Антитеза (от греч. «противоположение») — это открыто выраженное противопоставление, контраст, который не скрыт за другими соотношениями, а выявлен благодаря художественным особенностям произведения. В «Деревне» развернутая антитеза возникает между двумя частями стихотворения. Первая состоит из трех строф, опубликованных в 1826 г. под названием «Уединение». В них использован вольный ямб. В начальном четверостишии повторяется сочетание трех строчек шестистопного ямба с четырехстопным завершением, которое является постоянным в первой русской элегии, принадлежащей В.А. Жуковскому («Вечер», 1806). Как и в ней, лирическому герою, пребывающему на лоне природы, дороги приметы пейзажа — «мирный шум дубров», «тишина полей». О прохладе темного сада, ароматах цветов и сена, переливах воды в ручьях и озерах идет речь во второй строфе, продолжающей обрисовку сельской гармонии. Мысль о том, что в природе внимательному наблюдателю открывается не только красота, но и равновесие цветов, звуков, запахов, звучала у Жуковского. Оно не бросалось в глаза, было «тихим» («Как тихая твоя гармония приятна!..» — «Вечер»), но умиротворяло душу, заставляя верить в осмысленность бытия.

Взору лирического героя Пушкина во всем видятся «следы довольства»: луг уставлен скирдами сена, на озере белеет парус рыбаря, нивы распаханы, по берегу бродят стада, вращаются крылья мельниц, топятся печи в овинах, где сушится зерно.

Богатство и многообразие человеческого быта дополняют гармоничное сочетание цветов и звуков в природе (темный сад — светлые ручьи, лазурные озера — желтые нивы; тишина полей — шум ручьев). Все движется, переливается, составляет «подвижную картину». Над ней веет ветер, разносящий ароматы цветов и дым, вырывающийся из труб овинов.

«Рассыпанная» («Вдали рассыпанные хаты...») по земле жизнь заставляет лирического героя забывать о заблуждениях, внушенных ему столичным времяпрепровождением. Оно было роскошно, пиры сменялись забавами, его очаровывали великосветские цирцеи (Цирцея, или Кирка, — в греческой мифологи имя волшебницы, удерживавшей на своем острове Одиссея, — Гомер. «Одиссея», X), но там не было места для «трудов и вдохновенья». Душа ожила только в «пустынном уголке», успокоенная тишиной природы. Во внутреннем мире лирического героя воцаряется гармония, поток его дней «льется», он не обращает внимания на время, погрузившись в размышления. Для всех забвение внешнего существования кажется «праздностью», но в действительности интенсивная внутренняя жизнь — это труд, приносящий счастье. В первой строфе элегии не только начинается создание картины природы, которая станет антитезой тому, во что люди превратили мирный уголок, но и привлекается внимание к причинам отказа от суетности и ложных очарований:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

В третьей строфе лирический герой возвращается к намеченной в начале художественной цели, обрисовка пейзажа (прототипическими были впечатления от природы, увиденной поэтом в Михайловском, родовом имении, которое он посетил в юности) уступает место лирическому излиянию, характеризующему его интересы. Ощущая себя освобожденным от оков светского многолюдства, от влияния толпы, поклоняющейся злодеям и глупцам, он обретает истинное наслаждение в одиночестве: наедине с собой ищет ответы на свои сомнения в трудах историков и писателей («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», оракул — лат. «прорицатель»). Там его нравственное чувство находит отклик, доставляющий радость, блаженство. Его правота подтверждается истинами, открытыми в другие эпохи. Независимо от времени для человека ценными остаются свобода, сочувствие, самостоятельность мышления— те гуманистические идеалы, которые воодушевляют творца: пробуждают душу от «сна угрюмого», «к трудам рождают жар». В них зерно истины, зреющее в нем, чтобы дать прекрасные исходы в творчестве.

Важнейшими для лирического героя представляются просветительские требования: он не просто стремится к пониманию трудов защитников народных интересов и проповедников разумных преобразований в обществе, но учится «закон боготворить», вслушивается в «застенчивую мольбу», готов обличать «величие неправое». Вторая часть стихотворения, из-за появления которой оно не было опубликовано полностью, содержит резкую критику главного порока социальной жизни в России — крепостного права. «Мысль ужасная» о нем омрачает размышления, побуждает забыть и о красотах природы, и о творческих планах. Ни одно из внутренних ощущений не заглушает стонов, доносящихся с «цветущих нив», не заслоняет зрелища «убийственного позора», заметного «везде», в целом «здесь», в России. Долготерпение народа и невежество «барства дикого» — те нравственные пороки, которые отдаляют человечество («друг человечества» — определение, значимое для просветительской характеристики взглядов лирического героя) от «избраннейшего» дня — «прекрасной зари» свободы. В завершающих строчках, как и в стихотворении «К Чаадаеву», звучит реминисценция из радищевской оды «Вольность», на что указывает и шестистопный ямб финала (в тексте элегии такие шестистопные строчки чередуются с четырехстопными, это чередование имеет нерегулярный характер, образуя вольный ямб).

Между первой и второй частями стихотворения «Деревня» (Пушкин), анализ которого нас интересует, существует развернутая антитеза. Ее основой становятся гуманистические идеалы лирического героя, которым противопоставлена картина рабства. Его «застенчивой мольбе» (внимать ей с участьем должен научиться каждый, кто способен освободиться «от суетных оков») необходимо выражение, которое может найти только поэт, кому дан «грозный дар», позволяющий «сердца тревожить». Таким образом, важным моментом в содержании стихотворения становятся размышления о роли художника в общественных схватках. Он не один из тех, кто в открытой борьбе сражается с самовластьем, а сознающий свою исключительность вития (оратор, красноречивый человек), взывающий к народам и царям, повышая действенность нравоучения, благодаря выразительной силе искусства:

Почто в груди моей горит бесплодный жар?

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В рассказе о приметах крепостной жизни особое значение имеют эпитеты, усиливающие реалистическое по своей достоверности и конкретности изображение действительности. Невежество — «убийственный» порок, ярем неволи «тягостен» для всех, владельцы душ — «дикие», «неумолимые», «бесчувственные»; рабы «измученные», покорные «насильственной лозе», обреченные склоняться «на чуждый плуг», не смеющие «надежд и склонностей в душе питать». Они труженики, «земледельцы», но их «собственность и время» присвоили себе, подобно завоевателям, помещики, превратившие их в рабов. Социальные различия возникли «на пагубу людей», доказательством чего становится представленное полотно. И его детали, и стилистические особенности не оставляют сомнения в том, что лирическому герою важно не только осудить беззаконие, но и выявить бесчувственность «злодеев», поднявших на ближнего «бич», не замечающих слез и стонов, мучающих «дев юных», «младых сыновей», их стареющих родителей. Лирическое излияние акцентирует эмоциональный накал переживания, рассказ превращается в гневное осуждение, независимо от смыслового плана. Оценивая его, Александр I, получивший от автора список элегии, отозвался о стихотворении неожиданно спокойно, как о выражении «добрых чувств». Действительно, в финале элегии лирический герой, ожидающий зари свободы, ее восход связывает с «манией» (действием) царя:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако можно даже не вспоминать о том, в чем состояла суть «отчизны призыванья» («К Чаадаеву»), обрисованная в других стихах, посвященных вольнолюбивым устремлениям. Достаточно внимательно прислушаться к голосу лирического героя «Деревни», обращающемуся к сердцам, душам друзей человечества («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), чтобы поставить элегию в один ряд с ними, выделив ее как открытый протест против устоев российского общества. Как и в оде «Вольность», главным является бунтарский пафос (непосредственно-эмоциональное отношение автора к реальности, по выражению В.Г. Белинского, «идея — страсть»), который очевиден при анализе художественных особенностей произведения. Его образный ряд, эмоциональное наполнение несут на себе отпечаток «грозных» предчувствий свидетелей векового угнетения народа, превратившегося для пушкинского поколения в оскорбительный архаизм (от греч. «древний»), «убийственный позор», доставшиеся в наследство и требующие немедленного вмешательства. У читателя «Деревни», захваченного тревогой лирического героя, страстностью его разоблачений, невольно должен был возникнуть вопрос, что случится, если молодые не увидят действий власти, устраняющих социальные недостатки. В элегии не дается ответа, как бороться с угнетением народа, ее художественная цель не включает призывов к мятежу. Настроение лирического героя далеко от отвлеченного бунтарства. Наряду с достоверностью детализированной картины сельского быта в стихотворении «Деревня» Пушкина присутствует и психологическая конкретика. Внутренний мир богат и разнообразен, но в нем заметна доминанта (от лат. «господствующий»): следование истине, покой, умиротворенность, величие, блаженство — самые значимые понятия, определяющие счастливое бытие, — недостижимы без освобождения от социальной и духовной неволи; человек должен быть хозяином своей судьбы, выбирая «праздность вольную», следование творческим стремлениям «свободной души» или борьбу за наступление эры «свободы посвященной», согласуясь с движениями своего сердца, прислушиваясь к тому, что «в душевной зреет глубине».

За выражением конкретной эмоциональной настроенности, окрашивающей в неповторимые тона образы каждого из стихотворений, где главной является свободолюбивая тематика, видна характеристика духовного мира их автора. Среди героев его лирических произведений — борцы за социальную справедливость, и в то же время «задумчивые певцы» («Вольность»), мыслители, ищущие истину, мирные ленивцы, погруженные в созерцание природы, забывающие на ее лоне о «роскошных пирах, забавах, заблужденьях» («Деревня»). Каждому из этих состояний автор готов сказать: «Я твой...» (там же), воплощая психологическую конкретику переживаний. Рассматривая его творчество, нельзя забывать ни частности, ни общее. Кроме того, в восприятии мира Пушкиным заметна такая динамика, что без контекста и временной перспективы стихотворение оценить невозможно. Политические аспекты вольнолюбия в начале 1820-х годов отходят на второй план, уступая место романтическому возвышению идеала свободы. Однако уже в 1827 г. появляются стихотворения, в которых дается итоговая оценка вклада своего поколения в исторический процесс.