Open
Close

Биография николая алексеевича некрасова кратко самое главное. Николай алексеевич некрасов

Николай Алексеевич Некрасов (1821─1877) - выдающийся русский поэт, писатель и публицист, ставший классиком отечественной литературы. Наибольшую известность получили его произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазай и зайцы». В течение длительного времени он занимался активной общественной деятельностью, руководя журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Николай Алексеевич прославился как апологет народных страданий, пытаясь показать через свои произведения истинную трагедию крестьянства. Также он известен как поэт-новатор, активно вводивший в русскую поэзию народные прозаизмы и речевые обороты.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии в семье крупного ярославского помещика Алексея Некрасова. В это время полк, в котором он служил, квартировал в этих местах. Матерью великого поэта была полька Елена Закревская. Вскоре после рождения сына отец бросил военную службу, и семья переселилась под Ярославль в родовое имение Грешнево.

Будущий поэт рано познакомился с реалиями крепостной русской деревни и тяжелого крестьянского быта. Все это производило гнетущее впечатление и оставило в его душе глубокий след. Мрачная и унылая жизнь в этих местах откликнется в будущих стихотворениях поэта «Родина», «Несчастные», «В неведомой глуши».

Осложняли суровые реалии плохие отношения матери и отца, что пагубно отражалось на жизни многодетной семьи (у Некрасова было 13 сестер и братьев). Там же, в родном краю, Некрасов впервые заболел поэзией. Вселила любовь к искусству его любимая матушка, которая была хорошо образована. Уже после ее смерти поэт нашел множество книг на польском языке, на полях которых она оставляла заметки. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, маленький Коля также посвятил маме:

Любезна маменька, примите
Сей слабый труд
И рассмотрите,
Годится ли куда-нибудь.

После поступления в гимназию Некрасов покинул родной очаг и наслаждался свободой. Он жил в городе на частной квартире вместе с младшим братом и был предоставлен сам себе. Наверное, поэтому учился он неважно, да и с учителями нередко вступал в словесные перепалки и писал о них сатирические стихи.

В 16 лет Николай переезжает в Петербург. Смена обстоятельств оказалась вынужденной, так как после отчисления из гимназии ему грозила военная карьера с непереносимым для свободолюбивого Коли казарменным духом. В 1838 году он приезжает в столицу с рекомендательным письмом для поступления в кадетский корпус, но вместо этого начинает подготовку к поступлению в университет. Подчеркивая свое желание порвать с ненавистным прошлым, в котором единственным светлым пятном были воспоминания о матери, поэт пишет стихотворение «Мысль».

Первый поэтический сборник Некрасова под названием «Мечты и звуки» не был принят ни критиками, ни самим автором. После этого он надолго отошел от лирики, а все попадающие ему в руки экземпляры книги немедленно уничтожал. До самой смерти Николай Алексеевич не любил вспоминать об этих пьесах и стихах.

На литературном поприще

После такого поворота отец отказал в материальной поддержке, поэтому Некрасов вынужден был перебиваться случайными заработками и даже рисковал умереть голодной смертью. Тем не менее он свято верил в литературу как наиболее совершенную форму свободной и разумной деятельности. Даже самая тяжелая нужда не заставила его уйти с этого поприща. В память об этом периоде он начал писать, но так и не закончил роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В период с 1840 по 1843 года Николай Алексеевич занялся написанием прозы, параллельно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Из-под его пера вышло множество рассказов - «Утро в редакции», «Карета», «Помещик 23 лет», «Опытная женщина» и многие другие. Под псевдонимом Перепельского он пишет драмы «Муж не в своей тарелке», «Феокфист Онуфриевич Боб», Дедушкины попугаи», «Актер». Вместе с этим он стал известен как автор многочисленных рецензий и фельетонов.

В 1842 году состоялось долгожданное примирение с отцом, которое открыло ему дорогу домой. «С усталой головой, ни жив ни мертв», - так он описывает возвращение в Грешнево. К тому времени уже престарелый отец простил его и даже гордился способностью сына преодолевать трудности.

На следующий год Некрасов знакомится с В. Белинским, который поначалу не очень серьезно относился к его литературному дару. Все изменилось после появления стихотворения «В дороге», заставившего знаменитого критика назвать его «истинным поэтом». Еще больше Белинский восхитился знаменитой «Родиной». Некрасов не остался в долгу и назвал встречу с ним своим спасением. Как оказалось, поэту с его огромным талантом очень нужен был человек, который озарил бы его своими идеями.

Певец души народной

После написания стихотворения «В дороге», обнажавшего душу интеллигентного человека, которому были не чужды народные страдания, он создает еще около десятка произведений. В них автор аккумулирует всю свою ненависть к бессмысленному мнению толпы, готовой клеймить лживой и пустой болтовней любую жертву тяжелой жизни. Его стихи «Когда из мрака заблужденья» стали одной из первых попыток русских авторов показать светлый образ женщины, загибавшейся от нищеты и несчастий.

В период с 1845 по 1854 год поэт писал не так много, создавая бессмертные стихи «Памяти Белинского», «Муза», «Маша», «Несжатая полоса», «Свадьба». В них трудно не заметить того призвания, которое нашел в своей судьбе великий поэт. Правда, он пока еще с особой осторожностью шел по этому пути, чему способствовали и не лучшие годы для литературы, связанные с усилением реакционного николаевского режима.

Общественная деятельность

Начиная с 1847 года, поэт встал у руля журнала «Современник», став его издателем и редактором. Под его руководством издание превратилось в полноценный орган революционно-демократического лагеря, с ним сотрудничали самые передовые литературные умы России. Несмотря на отчаянные попытки спасти журнал, когда Некрасов продекламировал свои стихи на обеде в честь знаменитого графа Н. Муравьева («вешателя»), в 1866 году «Современник» был закрыт. Поводом к столь решительному шагу властей стали выстрелы Каракозова в Летнем саду, чуть не стоившие жизни императору. До последних дней жалел поэт о своем поступке, назвав это «звуком неверным».

Спустя два года Некрасов все же вернулся к издательской деятельности, приобретя право на издание «Отечественных записок». Этот журнал станет последним детищем Николая Алексеевича. На его страницах он публиковал главы знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ряд сатирических произведений.

Поздний период

Гораздо более плодотворным был период с 1855 по 1864 год, который начался с воцарения нового императора Александра II. В эти годы Некрасов предстает как истинный творец поэтических картин народной и общественной жизни. Первым произведением в этом ряду стала поэма «Саша». Так получилось, что на это время пришелся общественный подъем, в том числе и зарождение народнического движения. Откликом на это неравнодушного поэта и гражданина стало написание поэмы «Коробейники», «Песни Еремушке», «Размышления у парадного подъезда» и, конечно, «Поэт и гражданин». Стремясь поддержать порыв революционной интеллигенции, он призывает к подвигу и самопожертвованию ради народного счастья в стихотворении «Сеятелям».

Поздний творческий период характеризуется присутствием в стихах элегических мотивов. Они нашли выражение в таких стихотворениях, как «Утро», «Элегия», «Три элегии», «Уныние». Особняком стоит самое известное произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо», ставшая венцом его творческой деятельности. Ее можно назвать настоящим путеводителем по народной жизни, где нашлось место народным идеалам свободы, выразителем которых стал герой произведения Гриша Добросклонов. Поэма содержит большой пласт крестьянской культуры, донесенной до читателя в форме поверий, поговорок, разговорного народного языка.

В 1862 году после расправы со многими друзьями-радикалами Некрасов возвращается в родные места на Ярославщине. Пребывание на малой родине вдохновило поэта на написание поэмы «Рыцарь на час», которую автор особенно любил. Вскоре он купил собственную усадьбу Карабиха, куда приезжал каждое лето.

Поэт и гражданин

В русской литературе Николай Некрасов занял свое, совершенно особенное место. Он стал настоящим народным поэтом, выразителем его чаяний и страданий. Обличая пороки властьпридержащих, он, как мог, заступался за интересы угнетенной крепостничеством деревни. Тесное общение с соратниками по «Современнику» помогло сложиться глубоким нравственным убеждениям, связанным с его активной гражданской позицией. В своих произведениях «О погоде», «Плач детей», «Размышления у парадного подъезда» он делится с читателями своими революционными идеями, рожденными во имя народного счастья.

В 1856 году увидел свет литературный сборник «Стихотворения», ставший своеобразным манифестом прогрессивной литературы, мечтавшей навсегда снять оковы крепостничества. Все это способствовало росту авторитета Николая Алексеевича, который стал нравственным ориентиром для многих представителей тогдашней молодежи. И не случайно его гордо называли самым русским поэтом. В 1860-е годы утвердилось понятие «Некрасовская школа», в которую «зачисляли» поэтов реального и гражданского направления, писавших о народе и говоривших со своим читателем его языком. Среди самых известных авторов этого течения выделяются Д. Минаев и Н. Добролюбов.

Отличительной чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. В своих стихах «Колыбельная песня», «Современная ода» он высмеивает знатных лицемеров и буржуазных филантропов. А в «Суде» и «Песне о свободном слове» виден яркий остросатирический политический подтекст. Поэт изобличает цензуру, помещиков-крепостников и иллюзорную свободу, данную императором.

Последние годы жизни Некрасов страдал от тяжелого онкологического заболевания желудка Он согласился на проведение операции знаменитым доктором Бильротом, но она оказалась безуспешной. Не спасла от тяжелого недуга и поездка в Крым - 27 декабря 1877 Николая Алексеевича не стало. Его похороны превратились в беспрецедентное выражение народных симпатий тысяч людей, пришедших в морозный зимний день почтить память великого поэта.

Личная жизнь

В самые тяжелые времена безденежья Некрасову помог известный в Петербурге держатель литературного салона Иван Панаев. В его доме поэт познакомился со многими выдающимися деятелями литературы - Достоевским, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным. Особняком стояло знакомство с красавицей Авдотьей Панаевой, супругой Ивана. Несмотря на ее твердый нрав, Некрасов сумел добиться расположения женщины. После пришедших успехов Николай Алексеевич приобрел большую квартиру на Литейном, куда въехала и семья Панаевых. Правда, супруг давно охладел к Авдотье и не питал к ней никаких чувств. После смерти Панаева долгожданный брак с Авдотьей не состоялся. Она быстро вышла замуж за секретаря «Современника» А. Головачева и съехала с квартиры.

Терзаемый неразделенной любовью, Некрасов вместе с сестрой Анной отправляется за рубеж, где встречает новую пассию ─ француженку Седину Лефрен. В течение пяти лет они будут поддерживать отношения на расстоянии, однако, получив от преуспевающего издателя много денег, она навсегда исчезла из его жизни.

В конце жизни Некрасов сблизился с Феклой Викторовой, которую по легенде выиграл в карты. Она была девушкой незнатного происхождения и часто стеснялась своего присутствия среди образованного общества. Испытывая к ней скорее отцовские чувства, поэт наградил девушку своим отчеством и поспособствовал приобретению нового имени ─ Зиночка. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что все свои поздние стихи он посвящал А. Панаевой.

Тем не менее незадолго до смерти, уже сильно ослабший и истощённый, поэт решился на венчание с Феклой, которое состоялось во временном храме, сооруженном прямо в столовой его дома.

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 г. в Подольской губернии (Украина), где в это время его отец находился на постое. Мать поэта была полька Елена Закревская. Впоследствии он создал чуть ли не религиозный культ ее памяти, но та поэтическая и романтическая биография, которой он ее наделил, была почти целиком плодом воображения, а его сыновние чувства при ее жизни не выходили за пределы обычного. Вскоре после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем маленьком имении в Ярославской губернии. Он был неотесанный и невежественный помещик – охотник, мелкий тиран, грубиян и самодур. С ранних лет Некрасов терпеть не мог отчий дом. Это сделало его деклассированным, хотя он и сохранил до самой смерти многие черты помещика средней руки, в частности, любовь к охоте и крупной карточной игре.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н. Ге, 1872

В семнадцать лет он против воли отца покинул родной дом и уехал в Петербург, где записался экстерном в университет, но из-за отсутствия денег вскоре вынужден был прекратить занятия. Не получая поддержки из дома, он превратился в пролетария и несколько лет прожил впроголодь. В 1840 г. он опубликовал первый сборник стихов, в котором ничто не предвещало его будущего величья. Белинский подверг эти стихи суровой критике. Тогда Некрасов взялся за поденную – литературную и театральную – работу, брался и за издательские предприятия и проявил себя смышленым дельцом.

К 1845 году он встал на ноги и фактически был главным издателем молодой литературной школы. Несколько литературных альманахов, им изданных, имели значительный коммерческий успех. В числе их был знаменитый Петербургский сборник , впервые напечатавший Бедных людей Достоевского , а также несколько зрелых стихотворений самого Некрасова. Он стал близким другом Белинского, который восхищался его новыми стихами не меньше, чем возмущался сборником 1840 г. После смерти Белинского Некрасов создал настоящий культ его, подобный тому, который он создал своей матери.

В 1846 г. Некрасов приобрел у Плетнева бывший пушкинский Современник , и из захиревшей реликвии, которой сделалось это издание в руках остатков прежних литераторов-«аристократов», оно превратилось в замечательно выгодное дело и самый живой литературный журнал в России. Современник выдержал трудные времена николаевской реакции и в 1856 г. стал главным органом крайне левых. Он был запрещен в 1866 г. после первого покушения на Александра II . Но через два года Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным перекупил Отечественные Записки и таким образом оставался редактором и издателем главного радикального журнала до самой своей смерти. Некрасов был гениальным редактором: способность его заполучить самую лучшую литературу и самых лучших людей, писавших на злобу дня, граничила с чудом. Но как издатель это был предприниматель – неразборчивый в средствах, жесткий и жадный. Как все тогдашние предприниматели, он не доплачивал своим сотрудникам, пользуясь их бескорыстием. Его личная жизнь тоже не отвечала требованиям радикального пуританства. Он постоянно крупно играл в карты. Тратил много денег на свой стол и своих любовниц. Был не чужд снобизма и любил общество людей вышестоящих. Все это, по мнению многих современников, не гармонировало с «гуманным» и демократическим характером его поэзии. Но особенно восстановило всех против него его трусливое поведение накануне закрытия Современника , когда для спасения себя и своего журнала он сочинил и прочел публично стихотворение, прославлявшее графа Муравьева , самого твёрдого и решительного «реакционера».

Лирика Некрасова. Видеоурок

В статье приводится краткая биография Некрасова Николая Алексеевича.

Великий классик русской поэзии, писатель и публицист Николай Алексеевич Некрасов, годы жизни 1821 - 1877 (78).

Некрасова благодаря его взглядам причисляют к «революционным демократам». Николай Алексеевич являлся редактором двух журналов: «Современник» и «Отечественные записки».

Одним из самых значительных и знаменитых произведений является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Подольской губернии в городе Немирове в зажиточной многодетной семье помещика, у великого поэта было 13 сестер и братьев. Свои юные годы писатель прожил в своём родовом имении в селе Грешнево Ярославской губернии. В 11 лет Некрасов поступил в гимназию, где проходил обучения до 5 класса, но с учёбой у будущего поэта не задалось. В это же время Николай начинает пробовать писать первые свои юмористические стихотворения.

Образование и начало творческого пути

У отца поэта был очень сложный характер, узнав, что его сын решил поступить на военную службу, он отказал ему в денежной помощи. В 1838 году Некрасов переезжает в Петербург, где он поступил в университет на филологический факультет и становится вольнослушателем. Чтобы себя прокормить Николай находи работу, также пишет стихи на заказ и даёт платные уроки.

В этом году Некрасов знакомиться с литературным критиком Белинским, в дальнейшем он окажет громадное воздействие на юного писателя. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник, скоро в него пришёл Белинский. Он передал Некрасову часть своего материала, который он собирал для задуманного им сборника «Левиафан».

Журнал очень быстро становился известным и стал оказывать большое влияние в обществе. В 1862 году правительство запретило издавать журнал.

Литературная деятельность

В 1840 году Некрасов издает свой первый сборник стихов «Мечты и звуки», собрание оказалось неудачным, а Василий Жуковский рекомендовал большую часть всех стихов из данного сборника издавать без указывания имени автора. После таких событий в своей жизни, Николай Некрасов принял решение прекратить написание стихов и занялся прозой.

Николай пишет повести и рассказы, занимается выборочным изданием альманахов, в одном из которых состоялся дебют писателей: Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, выступали И. С. Тургенев, А. И. Герцен, А. Н. Майков. Самым знаменитым альманахом стал «Петербургский Сборник», год издания 1846.

С 1847 по 1866 годы являлся издателем и редактором журнала «Современник», в котором работали лучшие представители русской литераторы своего времени. В журнале Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений.

Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему большую известность. Журнал являлся центром революционной демократии.

Благодаря журналу «Современник» заблистали такие таланты: Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Гончаров, Дмитрий Григорович и многие другие. В нём издавались уже давно известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря журналу и лично Николаю Некрасову русская литература узнала такие великие имена, как Фёдор Достоевский и Лев Толстой.

Некрасов сотрудничает в 1840-х годах с журналом «Отечественные записки», а после закрытия журнала «Современник» в 1868 году, берет в аренду его у Краевского.
Журналу «Отечественные записки» Некрасов посветил десять лет своей жизни.

Некрасов в своих произведениях рассказывал о всех страданиях, которые испытывает русский народ, показывал, как сложно живётся крестьянству. Как литератор Николай Алексеевич Некрасов внёс неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. В своих произведениях пользовался простой русской разговорной речью, благодаря этому автор блестяще показывал всю красоту русского языка. Некрасов первым стал вместе использовать: сатиру, лирику и элегические мотивы. Некрасову не всегда нравились собственные произведения, и часто он просил их не включать в сборники. Но его издатели и друзья уговаривали Некрасова не убирать ни одного произведения.

Личная жизнь и увлечения

В жизни поэта было несколько любовных переживаний: В 1842 году, на поэтическом вечере, он познакомился с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой. Далее в Петербурге в 1863 году познакомился с француженкой Селиной Лефрен. Женой Некрасова стала деревенская девушка Фёкла Викторовна, простая и необразованная девушка, в то время ей было 23 года, а Некрасову уже 48.

Николая Алексеевич Некрасова мы знаем как великого русского народного поэта, как публициста, издателя, сатирика и юмориста, автора драматургических произведений, редактора и вдохновителя журнала «Современник» и «Отечественные записки».

Мы знаем Николая Алексеевича как интересного автора, который отразил в своих произведениях то, что ему досталось пережить самому, и то, что он видел вокруг себя.

Становление классика происходило в непростых условиях. Много выпало на его долю такого, что закалило в самом начале пути. О его детстве сохранилось немного информации, но вполне достаточно, чтобы нарисовать общую картину, и довольно яркую. Очень в этом помогли стихи самого поэта, написанные уже в зрелом возрасте.

Первые годы жизни

Родился Николай Алексеевич 28 ноября 1821 года на Украине в городе Немиров Каменец-Подольской губернии, который находится недалеко от Винницы. Там квартировал полк, где служил его отец. Коля был третьим ребёнком в семье.

Вот этот обычный, ничем не примечательный дом.

Дворянская семья, в которой родился будущий поэт и писатель, была самой обычной. Когда-то это семейство было очень зажиточным, но и теперь не бедствовало. Семейная трагедия состояла в том, что богатые предки, только родившегося ребёнка, были неравнодушны к картам. В своё время дед Коли, зажиточный помещик, проиграл большую часть своего состояния.

Когда отец Коли, секунд-майор Алексей Сергеевич Некрасов ушёл в отставку, со всем своим семейством он поселился недалеко от Ярославля, в небольшом имении Грешнево (в некоторых источниках Грешнёво).

Имение находилось в долине, среди бескрайних полей и бесконечных лугов. Хозяйский дом был на берегу Волги. Здесь, в деревни мальчик будет жить до поступления в гимназию, до 1832 года.

Вот как сам поэт описал своё детство:

...среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть.

Семья была многодетной - четырнадцать детей. Правда, до взрослого возраста выросло всего четверо. У взрослого Николая Алексеевича было два брата и одна сестра.

Ребёнок видел безудержные разгулы отца. Видел как тяжело всё это терпеть матери.

По приезду в имение, семья нашла его в запустении. Нужна была хозяйская рука. Кроме того, имелся ряд процессов по имению. Всё это вынудило отца Некрасова поступить на службу, и он получил должность исправника.

С трёхлетнего возраста отец возил мальчика с собой по делам. Поэтому малышу приходилось видеть мёртвых, наблюдать всевозможные выбивания недоимок. В этих побоях, разборках, судебных процессах ярко просматривалось всенародное горе, и всё это отложилось в памяти и душе ребёнка.

Что перенял ребёнок от отца хорошего - это невероятную любовь к охоте. Но в этой страсти была и оборотная сторона медали.

Эта дворянская страсть вынуждала держать большую псарню. А так как имение находилось в удобном для охоты месте, к Некрасовым заезжали разной величины чины из Владимира и Ярославля, для охоты и совместного время проведения. Селились здесь же, в Грешнево. Алексей Сергеевич был всегда рад такому обстоятельству.

Хлеб-соль, хмельное гулянье с утра до вечера, крепостные женщины и банные девки - это всё на глазах у ребёнка.

Мать Некрасова, Елене Андреевна, была воспитана в дворянском духе. Это была добрая, с мягким характером женщина. Хорошо знала классическую русскую литературу, музицировала, по словам будущего поэта, обладала прекрасным голосом.

Поскольку брак был трагедией для этой женщины, она всю свою любовь и нежность отдавала детям. Много времени проводила за занятиями, гувернёров в семье не было.

Маленький Коля любил проводить время с матерью. Любил и прислушивался к её советам, доверял свои детские секреты.

Когда бушевал старший Некрасов она старалась максимально уберечь детей от возможного стресса. Никогда не оговаривала и не ругала отца при детях. И дети понимали, что родители очень разные у них, и слушались свою маменьку.

Вот как отзывается поэт о своей матери в поэме «Мать»

Когда кругом насилье ликовало,
И стая псов на псарне завывала,
И вьюга в окна била и мела,
….............................................
О, мать моя, подвигнут я тобою
Во мне спасла живую душу ты!

Такой терпеливой, кроткой и нежной, писатель запомнил свою мать на всю жизнь.

Вблизи помещичьего имения проходила владимирская дорога, по которой и в стужу, и в зной, и в дождь проливной гнали на каторгу ссыльных. Всё это видел барский сын.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..

Так в сердце мальчика радость упоения от маменькиного учения и природы, окружающей поместье и деревню, смешивалась с жизненной реальностью, горем и мужицкой тяжбой.

Подросший Коля подружился с крестьянскими детьми. Он убегал из дома чтобы вместе с ними поиграть, попрыгать с крутого берега, посоревноваться, покупаться в речке.

Дружба с крестьянскими детьми была ему очень дорога, он через всю жизнь пронёс воспоминания о ней. Он не выделял себя из общей кутерьмы, да и дети относились к нему, как к своему.

Гимназия

К тому времени когда мальчику пришло время поступать в гимназию, старший Некрасов был вконец разорён. Денег на наёмных учителей не было. Но не было и пробелов в воспитании, всё сумела восполнить маменька.

Коля знал российскую словесность, имена великих поэтов русских и Шекспира, географию. Начитанный, культурный, манерный, с хорошо поставленной речью помещичий сын поступил в гимназию.

Годы гимназии в жизни классика довольно печальные, гимназия не была образцовой. Учителя были недостаточно подготовленными и не заслуживали даже минимального количества положительных характеристик, по отношению к тому, что получал ребёнок дома от матери. Отношения с преподавательским составом не складывались.

Особые претензии были у подростка к учителю словесности. Неопрятный, помятый, непричёсанный педагог не умел даже здороваться. Как после описывал писатель этого горе-учителя, он приходил, бросал неразборчивое «Здрыс», садился за стол, давал задание и тихо, мирно засыпал. Гимназисты могли творить что угодно - учитель спал, и даже храпел во сне. Каким-то образом за минуту до звонка учитель пробуждался, осматривал класс и молча уходил.

В гимназии Николай начал писать сатирические стихи.

Но и тут большую роль сыграла маменька Николая. Отправляя сына в гимназию, она дала ему важное напутствие. Она подготовила подростка к тому, что тех знаний, которые она даёт ему с сестрой, в учебном заведении может не быть. Но самое главное, уметь заниматься и получать знания через самообразование. И подросток запомнил это наставление. Он очень, очень много читал.

И когда его спрашивали экзаменаторы, ближе к шестнадцати годам, откуда такие познания в литературе, он честно отвечал: «Читаю».

Родители

Отец

Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов был поручиком, и когда-то зажиточным помещиком. Он охотно рассказывал сыну, настолько богат был их род. Из его рассказа выходило, что прадед его проиграл в карты семь тысяч душ, дед был скромнее - две тысячи, отец смог себе позволить одну. Сам же он ничего не проиграл, потому что проигрывать уже стало нечего.

Жить отставному офицеру хотелось на полную катушку. Был он человеком жестоким. О нём писатель всегда вспоминал тревожно, но находил правильные слова, чтобы совсем не очернить родителя. Характеризовал его как хорошего охотника, безудержного игрока и плохого педагога. Имея такое большое количество детей, Алексей Сергеевич никогда не утруждал себя заботами об их воспитании.

Грубость и ограниченность - вот основные черты деспотичного барина.

Казалось помещик средней руки жил напоказ. Он не видел необходимости оградить своих детей от некрасивых сцен насилия и наказания крепостных. Произвол, творящийся в имении, был обычным делом. Случались и семейные скандалы, где инициатором всегда выступал глава семейства.

Его не волновали детские чувства и переживания. Дети были постоянными свидетелями деспотизма и самодурства.

Мать

Елена Андреевна Закревская была дочерью мелкого малороссийского чиновника. Образованная, красивая девушка вышла замуж без родительского благословения в семнадцать лет. Её родители были категорически против этого брака.

Как позже оказалось, родители были правы. Женщина не стала счастливой. Тот образ матери и страдающей женщины, который будет часто встречаться в произведениях Некрасова, родом из детства.

Жизнь женщины в замужестве была полна страданий. К тому же за те 23 года своего замужества она родила 14 детей. Такие частые беременности и роды износили её организм. Елена Андреевна умерла молодой, в возрасте сорока лет.

Можно сказать, что женщина была жертвой, той грубой среды, в которой оказалась. Страдания, который выпали на её долю она несла покорно и безропотно, являясь затворницей, собственно выбранной жизненной дороги.

  1. Первые годы в Петербурге
  2. «Кому на Руси жить хорошо»: последнее крупное произведение Некрасова

Н иколай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.

«Всё, что, жизнь мою опутав с детских лет, проклятьем на меня легло неотразимым…»

Николай Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю - 28 ноября) 1821 года в небольшом городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец Алексей Некрасов происходил из семьи некогда богатых ярославских дворян, был армейским офицером, а мать Елена Закревская была дочерью посессионера из Херсонской губернии. Родители были против брака красивой и образованной девушки с небогатым на тот момент военным, поэтому молодые обвенчались в 1817 году без их благословения.

Впрочем, семейная жизнь пары не была счастливой: отец будущего поэта оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге, которую называл «затворницей». Тягостная атмосфера, царившая в семье, оказала влияние на творчество Некрасова: в его произведениях часто фигурировали метафорические образы родителей. Федор Достоевский говорил: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь» .

Константин Маковский. Портрет Николая Некрасова. 1856. Государственная Третьяковская галерея

Николай Ге. Портрет Николая Некрасова. 1872. Государственный Русский музей

Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца - селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки Алексея Некрасова из армии. Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову.

Дела в родовом имении были сильно запущены, дошло даже до судебных тяжб, и отец Некрасова взял на себя обязанности исправника. Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты. В собственных стихах Некрасов так вспоминал о ранних годах своей жизни:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

Первые годы в Петербурге

В 1832 году Некрасову исполнилось 11 лет, и он поступил в гимназию, где проучился до пятого класса. Учеба давалась ему тяжело, отношения с гимназическим начальством не ладились - в частности, из-за едких сатирических стихов, которые он начал сочинять в 16 лет. Поэтому в 1837 году Некрасов отправился в Петербург , где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу.

В Петербурге юный Некрасов через своего товарища по гимназии познакомился с несколькими студентами, после чего понял, что образование интересовало его больше, чем военное дело. Вопреки требованиям отца и угрозам оставить его без материального содержания, Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, однако провалил их, после чего стал вольнослушателем филологического факультета.

Некрасов-старший выполнил свой ультиматум и оставил непокорного сына без финансовой помощи. Все свободное от учебы время у Некрасова уходило на поиски работы и крыши над головой: доходило до того, что он не мог позволить себе пообедать. Некоторое время он снимал комнату, но в итоге не смог оплачивать ее и оказался на улице, а затем попал в приют для нищих. Именно там Некрасов открыл для себя новую возможность заработка - писал за небольшую плату прошения и жалобы.

Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап страшной нужды был пройден. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.

В 1840 году за счет собственных сбережений Некрасов выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки», состоявший из романтических баллад, в которых прослеживалось влияние поэзии Василия Жуковского и Владимира Бенедиктова. Сам Жуковский, ознакомившись со сборником, назвал неплохими всего два стихотворения, остальные же рекомендовал печатать под псевдонимом и аргументировал это так: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи» . Некрасов внял совету и выпустил сборник под инициалами Н.Н.

Книга «Мечты и звуки» не имела особого успеха ни у читателей, ни у критиков, хотя Николай Полевой отзывался о начинающем поэте весьма благосклонно, а Виссарион Белинский назвал его стихи «вышедшими из души». Сам Некрасов был огорчен первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе. Свои ранние рассказы и повести он писал в реалистической манере: в основу сюжетов легли события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор, а у некоторых персонажей были прототипы в реальности. Позднее Некрасов обратился и к сатирическим жанрам: создал водевили «Вот что значит влюбиться в актрису» и «Феоктист Онуфриевич Боб», повесть «Макар Осипович Случайный» и другие произведения.

Издательская деятельность Некрасова: «Современник» и «Свисток»

Иван Крамской. Портрет Николая Некрасова. 1877. Государственная Третьяковская галерея

Николай Некрасов и Иван Панаев. Карикатура Николая Степанова, «Иллюстрированный альманах». 1848. Фотография: vm.ru

Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причем последний имел особенно большой успех: в нем был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди».

В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник» .

Молодые авторы, которые до этого публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров , Иван Тургенев , Александр Герцен , Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин . Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.

Период с 1848 по 1855 год стал тяжелым временем для российской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры. Чтобы заполнить пробелы, возникшие в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов начал публиковать в нем главы из приключенческих романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые писал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой (она скрывалась под псевдонимом Н.Н. Станицкий).

В середине 1850-х требования цензуры смягчились, но у «Современника» возникла новая проблема: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными убеждениями. Представители либерального дворянства выступали за реализм и эстетическое начало в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического направления. Противостояние, разумеется, выплеснулось на страницы журнала, поэтому Некрасов совместно с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» - сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи, памфлеты и карикатуры.

В разное время на страницах «Свистка» печатали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский , Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Некрасов. Фотография: russkiymir.ru

После закрытия «Современника» Некрасов занялся изданием журнала «Отечественные записки», который арендовал у издателя Андрея Краевского. Одновременно с этим поэт работал над одним из самых масштабных своих произведений - крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо» .

Замысел поэмы появился у Некрасова еще в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права - примерно в 1863 году. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и его собственные впечатления и воспоминания. По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояла встреча с чиновником, купцом, министром и царем. Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования - «Пир на весь мир» - к открытому финалу.

При жизни Некрасова в журнале «Отечественные записки» были опубликованы только три фрагмента поэмы - первая часть с прологом, не имеющая собственного названия, «Последыш» и «Крестьянка». «Пир на весь мир» был напечатан только через три года после смерти автора, да и то с существенными цензурными сокращениями.

Умер Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.