Open
Close

Как день рождения влияет на характер человека. Какой день недели лучше

Согласно международному стандарту ISO 8601, это - третий день недели, хотя в некоторых традициях (авраамических религиях) является четвёртым.

К примеру, португальский язык использует слово quarta-feira («четвертый день»), также среда - «четвёртый день» в персидском языке (چهارشنبه). Среда в греческом языке , Τετάρτη, означает просто «четвёртый». То же значение имеют арабское (أربعاء), еврейское (רביעי - ревии) названия. С армянского (Չորեքշաբթի - чорекшабти́), грузинского (ოთხშაბათი - отхшабати) и таджикского (чоршанбе) языков слово буквально переводится как «четыре (дня) от субботы».

Однако в эстонском языке название среды kolmapäev - «третий день» - подразумевает первым днём недели понедельник . В северных диалектах китайского языка , 星期三 (xīngqīsān), означает «день три», поскольку воскресенье непронумеровано.

Среда находится в середине общей «западной» пятидневной рабочей недели, которая начинается понедельником и оканчивается пятницей . В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда и происходит её русское название. Большинство славянских языков следуют общему сходному образцу (болгарский: сряда, хорватский: srijeda, чешский: středa, македонский: среда, польский: środa, сербский: среда или cриједа, словацкий: streda, словенский: sreda, украинский: середа).

На финском языке среда называется Кескивиикко («середина недели»), на исландском: Miðvikudagur, на фарерском: Mikudagur («день - середина недели»). В некоторых диалектах фарерского языка есть Ónsdagur, который употребляется наравне с общераспространённым наименованием среды.

На хинди среда именуется Будхвар.

«Среда», в буквальном переводе с японского , - «день воды» (水曜日).

В Древнем Риме этот день был посвящён . Семидневная неделя победила в Риме в конце II - начале III столетия. Наименование римской среды Dies Mercurii («День Меркурия») являлось калькой с греческого языка ἡμέρα Ἕρμου heméra Hérmou, «день Гермеса», привязка семи дней недели к семи классическим планетам впервые отмечено в Anthologiarum Vettius Valens (около 170 года).

Латинское имя нашло отражение в большинстве современных романских языков: mercredi (французский язык) , mercoledì (итальянский язык) , miércoles (испанский язык), miercuri (румынский язык) , dimecres (каталанский язык) , Marcuri или Mercuri (корсиканский язык) .

В северной Европе Меркурию соответствовал , от его имени и происходит древнегерманское название этого дня. Германский бог Воден, Воданаз или Один во времена Римской империи был интерпретирован как «германский Меркурий».

Современное английское название среды Wednesday унаследовано от среднеанглийского Wednesdei, на древнеанглийском среда - wōdnesdæg. Англоязычные квакеры традиционно именуют среду «четвертым днём», чтобы избежать языческих ассоциаций.

В современном немецком языке слово Mittwoch (буквально: «середина недели») в X веке заменило прежнее имя среды Wodanstag («день Водана»), что сближает его со славянскими названиями этого дня. В датском языке , как и в норвежском и шведском , сохранилось название среды как дня Одина - Onsdag.

Древние христиане собирались по средам в храмы для общественного богослужения. Святой Амвросий именует среду и пятницу днями стояния (dies stationum), как назывался у первых христиан пост, соединенный с молитвой.

Православная церковь наблюдает в среду (так же как в пятницу) пост (за исключением нескольких праздничных и беспостных периодов в течение года). Пост в среду и пятницу влечет за собой воздержание от мяса, птицы и молочных продуктов. Для православных пост по средам знаменует память о предательстве Иудой Иисуса Христа. Гимны в Октоихе отражают это литургически. Великая среда непосредственно предшествуюет Пасхе. Пост по средам соблюдался столь строго, что некоторые верующие не хотели его прекращать даже и в дни великих праздников. Такая строгость послужила причиной созыва, в 1168 году, особого собора, который определил, что пост среды и пятницы должно отменять только для праздников Рождества и Богоявления. В одном старинном слове правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, свыше открытой святому Пахомию, а сами среда и пятница олицетворяются в виде двух Ангелов, которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают.

На ирландском и кельтско-шотландском языках , имя среды, вероятно, напоминает о посте в этот день: Dé Céadaoin (на ирландском гаэльском ) и Di-Ciadain (на шотландском гаэльском ); корень aoine, содержащийся в них, означает «говение».

В католических странах первый день Великого поста известен как «пепельная среда» (в отличие от православных, начинающих поститься с понедельника, у католиков Великий пост начинается в среду). Первый день Великого поста в Западной христианской традиции, происходит за сорок шесть календарных дней до Пасхи и сорок будничных, если не считать воскресенья.

В США многие католические и протестантские общины и некоторые еврейские синагоги по средам проводят исследования Писания или молитвенные ночи бдения, поэтому спортивные расписания во многих американских государственных школах отражают этот факт, резервируя понедельник и четверг для игр девочек, вторник и пятницу для игр мальчиков, и вообще избегая планов на вечер среды.

Существует распространённое выражение: «Среда - это маленькая пятница».

Согласно тайскому солнечному календарю, со средой связан

В Мьянме дети, родившиеся в среду до 12 часов дня, по традиции получают имя, начинающееся на одну из четырёх букв алфавита, называемых боудэхунан. После 12 часов дня по древнеиндийским астрологическим представлениям начинается восьмой день недели День Яху (Раху).

Простонародные русские поверья особо выделяли некоторые среды: так, в Тульской губернии в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам или речкам и прудам прислушиваться, не шумит ли вода, не стонет ли она, и по стону, шуму или свисту старались предугадать будущее. В среду на пятой неделе Великого поста в селениях Алексинского уезда Тульской губернии устраивались сходбища для проводов зимы: мужчины возили женщин на санях по улицам, холостые старались свалить сани, которые возят женатые, бросали в них снежными комками и т. п. В среду на последней неделе поста в степных селениях обливали утром водой всех домашних животных для предохранения их от болезней.

C 1890-х до 1916 года в Москве по средам собирался литературный кружок «Среда», который посещали выдающиеся писатели, такие как Викентий Вересаев, Александр Куприн, Иван Бунин, Максим Горький и др. После революции 1905-1907 годов возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников - Иван Шмелёв, Борис Пильняк, художник Аполлинарий Васнецов.

В 1905-1909 годах по средам в Санкт-Петербурге в квартире Вячеслава Ива́нова также происходили собрания ведущих поэтов и мыслителей того времени.

Среда как мифический персонаж. В одной великорусской сказке Среда олицетворяется в виде женщины, приготовляющей холст с целью удавить хозяйку, которая её позвала на помощь в тканье холстов, поскольку в народной литературе среда и пятница ставились наряду с воскресеньем и другими церковными праздниками; считалось большим грехом не только нарушить в эти дни пост, но и заниматься некоторыми из домашних работ.

Об уважении к среде говорят пословицы: Что Бог ни даст, а в среду не прясть! Крепка неделя середою (а Великий пост средокрестною), Гость дорогой, а день середной (то есть постный, угостить нечем).

В среду на средокрестной, четвертой неделе Великого поста, пекли кресты на перелом поста, в один из них запекали деревянный крестик, в другой - уголь, в третий - монету и другие предметы. По этим предметам гадали: кому что попадет, то и сбудется. Кто в кресте находил запеченными хлебные зерна, должен был бросить при посеве первую горсть. Средокрестное печенье ели для здоровья, давали скоту. "Середена" - корова, купленная или родившаяся в среду, считалась счастливой. Со средним днем недели связаны представления о середине жизни, поре зрелости, о полноте жизненных сил: Неделя серединой крепка, а век (Жизнь) половиною.

В страстную среду для здоровья обливали скотину снеговой водой. В то же время, далеко не всем были по душе те ограничения в еде, которые полагалось соблюдать в среду; не каждая пряха в среду оставляла работу, отсюда поговорки: Середа да пятница хозяину в доме не указчица. В среду съедим, так в четверг поглядим. Косится, словно середа на пятницу.

Неделя – период времени состоящий из и суток. В русском языке о семидневном устройстве недели напоминает церковнославянское слово седмица.
В настоящее время семидневная продолжительность недели закреплена в Международном стандарте ISO 8601.
Календарная неделя - интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника (ISO 8601, пункт 2.2.8.). Изначально в русском языке слово «неделя», означало один день, причём воскресенье.
Объединение семи дней в одну неделю объясняется следующим образом:
Продолжительность смены всех четырёх фаз Луны (новолуние, растущая луна, полнолуние, убывающая луна), то есть продолжительность месяца (Луны), составляет около 28 дней. Это позволило разделить 28 дней на четыре (по числу лунных фаз) периода по семь дней в каждом. Названия дней недели и порядок их следования восходят ещё к эпохе Вавилона и древнего Египта. Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке - в Древнем Египте и Вавилоне. В I веке благодаря реформам Юлия Цезаря (Юлианский календарь) ею стали пользоваться в Древнем Риме, где она вытеснила восьмидневный римский базарный цикл нундины. Далее неделя распространилась по всей Западной Европе.
Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.
Понедельник
«Понедельник – день тяжёлый»
Понедельник - день недели между воскресеньем и вторником. В русском языке слово «понедельник» образовалось от выражения «после недели», то есть следующий за воскресеньем.
Согласно ISO 8601 считается первым рабочим днём недели.
Современная западная культура обычно смотрит на понедельник как на начало рабочей недели, поскольку как правило, в этот день взрослые возвращаются к работе, и дети в школу после выходных. Именно из-за этого мы можем считать, что понедельник – это самый нелюбимый день большинства населения. Во многих песнях западных музыкантов понедельник выставляется как день депрессии, беспокойства, или меланхолии. Самая популярная «песня про понедельники» в России - «Остров невезения» из кинофильма «Бриллиантовая рука». Понедельник - самый популярный день для совершения самоубийств, и в этом нет ничего удивительного. В старину (и сейчас) суеверные люди в понедельник не начинали новых дел, не выезжали в дорогу, не выдавали денег.
Вторник
Вторник - день недели между понедельником и средой. Согласно международному стандарту ISO 8601, это - второй день недели, хотя в некоторых традициях является третьим.
Ничем особо не примечательный рабочий день. Понедельник закончился, люди втянулись в работу и в учебу и осознают, что ещё вся рабочая неделя впереди. Этим качеством вторник может нравиться деловым людям.

Среда
Среда (от средина, середина) - день недели между вторником и четвергом. Середина рабочей недели. Действует даже на тех, кто ещё не втянулся в рабочий ритм во вторник, В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию. Семидневная неделя победила в Риме в конце второго - начале третьего столетия. Наименование римской среды Dies Mercurii («День Меркурия») являлось калькой с греческого языка ἡμέρα Ἕρμου heméra Hérmou, «день Гермеса», привязка семи дней недели к семи классическим планетам впервые отмечено в Anthologiarum Веттия Валента (около 170 года).
C 1890-х до 1916 года в Москве по средам собирался литературный кружок «Среда», который посещали выдающиеся писатели, такие как Викентий Вересаев, Александр Куприн, Иван Бунин, Максим Горький и др. После революции 1905-1907 годов возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников - Иван Шмелёв, Борис Пильняк, художник Аполлинарий Васнецов.

Четверг
Четверг – четвертый рабочий день недели. Русское название происходит от числа «четыре», поскольку четверг - четвёртый день, идущий после среды. Русская поговорка «После дождичка в четверг », означает «в неопределенном будущем, неизвестно когда», и, вероятно, связана с языческим поверьем об исполнении желаний, а позднее, с распространением христианства, получившая ироническую окраску.
Рабочий настрой в четверг уже разогнался по полной, и мчится без тормозов. Многие любят этот день за то, что он предшествует пятнице.

Пятница
Пятница – пятый и последний день рабочей недели,
У древних римлян пятница была посвящена Венере (калька с греческого наименования - Афродитес хемера). Эту традицию римлян в свою очередь восприняли древнегерманские племена, ассоциировав Венеру со своей богиней Фрейей. У восточных славян пятница была базарным днём. После Пасхи в течение десяти недель по пятницам в России проводилисьярмарочные торги («торговые пятницы»). Надо сказать, что в наши дни эта ситуация практически не изменилась, торговые и развлекательные центры по вечерам пятницы забиты до отказа, и работают допоздна.
Также пятница имеет неофициальное название «питница». Общей пятничной эйфории подвержены все, даже те, кто работает по выходным, то есть у которых не пятидневная рабочая неделя, срабатывает так называемый «пятничный синдром».
Если этот день совпадает с 13 числом месяца (пятница 13), то этот день считается чуть ли не шабашом, выходом нечистой силы. Суеверные люди в этот день испытывают тревогу, так как в это день следует быть особенно готовым к неприятностям и остерегаться неудач. В медицине рассматривается как одна из фобий и иногда называетсяпараскаведекатриафобия. Объяснить воздействие пятницы 13 можно, наверное, легендой о тамплиерах, в пятницу 13 октября 1307 года происходили их массовые аресты и последующие казни. Во второй половине XX века популяризации термина «Пятница, 13-е» послужила также серия фильмов «Пятница, 13-е», первый из которых был снят в 1980 году…
Как бы там не было, пятница является одним из самых разгульных дней недели, несмотря на то, что он остаётся рабочим днём.

Суббота
Суббота – первый выходной день недели. Слово произошло от еврейского слова «шаббат» (покоиться, прекращаться), кстати, слово «шабаш», означающее конец работы, имеет то же происхождение. По нецерковной традиции, суббота у славян также называлась шесток (шестой день). В России и в некоторых странах бывшего СССР с советских времён (с 10 мая 1919 года) существует традиция «субботников», добровольного бесплатного труда для общего блага. Обычно подобные мероприятия проводятся весной, когда территория, прилегающая к домам, общественным и образовательным учреждениям очищается от мусора, скопившегося зимою, и происходит посадка новых деревьев. В Армии по субботам проводят П, Х, Д. (парко-хозяйственный день), когда везде наводиться идеальный порядок.
В целом, суббота – это спокойный выходной день, и каждый его проводит, как ему заблагорассудиться.

Воскресенье
Воскресенье – последний день недели, а также второй выходной, в некоторых странах воскресенье считается первым днём недели. Назван в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия. До этого в русском языке этот день назывался «неделя» (ни чего не делать). Во всех славянских языках, кроме русского, название «неделя» для воскресенья сохранилось.
В этот день, как правило, большинство людей готовиться к понедельнику и началу рабочей недели, кто-то действительно подготавливает дела, а кто-то просто морально готовит себя к трудовым будням.

В предшествующих группах дошкольники знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), учились различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера. Новым для детей станет усвоение последовательности дней недели. Их знакомят с тем, что сутки имеют свои названия, что семь суток составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. Воспитатель рассказывает детям, что в названиях дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник — день после недели, т. е. первый день после окончившейся недели, вторник — второй день недели, среда — середина недели.

Можно привлечь детей к определению происхождения названий: четверг — четвертый день недели, пятница — пятый.
На разных занятиях можно отводить 1 —1,5 мин для повторения названий временных отрезков и дней недели. Для этого детям задают вопросы: какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день был вчера?
Закрепление и углубление временных представлений происходит в различных играх, которые используются на занятиях. Для «усвоения названий и последовательности дней недели также можно использовать игру.

Игра «Живая неделя». Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?»
Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки, Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

Когда дети усвоят названия и последовательность дней недели, они охотно начинают решать такие задачи: «На улице встретились два друга. «Приходи ко мне в гости»,— сказал Коля. «Спасибо,— ответил Петя.— Только в понедельник ко мне приезжает бабушка, а в среду я уезжаю отдыхать. Но я обязательно приду», В какой день придет Петя в гости к Коле?» Другая задача: «Сегодня среда, через один день будет праздник в детском саду. В каком день будет праздник?» или «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой».

Воспитатель может рассказать детям о том, как раньше определяли время. В старину, чтобы знать, сколько дней пройдет, люди обычно использовали такой способ. Они знали, что от восхода солнца до следующего восхода проходят сутки. Поэтому каж дое утро, т. е. на восходе солнца, они нанизывали камешек с отверстием (похожий на пуговицу) на травинку. Таким образом они определяли, много или мало дней прошло до какого-то события, например до сбора урожая.

Известен такой случай. Древний персидский царь оставил греков охранять мост. А сам со своим войском пошел в поход на врагов. Он вручил воинам, охранявшим мост, ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день воины должны были развязывать по узлу. Когда все узлы будут развязаны, воины могут возвращаться домой. Можно попробовать вместе с детьми использовать такой старинный способ усвоения времени: принести веревку с несколькими завязанными узлами и договориться, что каждый день в одно и то же время они будут развязывать один узел; когда все узлы будут развязаны, настанет праздник или интересная математическая викторина.

При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во временных понятиях обеспечивается повседневным соприкосновением с ними. Поэтому важно не только на занятиях по математике, но и на всех других и в повседневной жизни задавать детям вопросы: какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера? Дети этой возрастной группы должны также знать, в какой день недели проходит то или иное занятие.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида « Радуга»

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с днями недели

Составила: Воспитатель

Александрова Л.А

Г.Югорск

Дети должны понимать вопрос: "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д.

1. «Живая неделя».

Цифры от 1 до 7 перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я − понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.

Назови все выходные дни.

Отгадай загадку и т. д.

Загадки:

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний −

Появляется передний.

(Дни недели)

Есть семь братьев,

Годами равные,

Именами разные.

(Дни недели)


Усложнённый вариант: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку, по сигналу берут цифры со стола. Воспитатель предлагает им построиться «от вторника до вторника». «Недели» выстраиваются по порядку одна напротив другой. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

Среда, назови своих «соседей».

Пятница, какой день недели перед тобой?

Суббота, какой день недели после тебя?

Понедельник, между какими днями недели ты находишься? И т. д.

Дети возвращают карточки на столы, и игра продолжается.

2 . «Назови дни недели».

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя любой день недели. Например:

−Пятница. Назови следующий день недели. (Или назови предыдущий день недели.)

Ребёнок называет день недели и бросает мяч обратно воспитателю. Воспитатель называет следующий день недели и т. д.

Можно предложить назвать все дни недели по порядку. Дети бросают мяч друг другу.

Воспитатель называет число в пределах семи и бросает мяч ребёнку, тот называет соответственно день недели.

Упражнение «Домик дней»

Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания:

Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)

Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)

Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).

Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:

Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Материал: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.

Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.

Задания:

1. Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.

(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)

2. Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

«Разноцветная неделька»

Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.

Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

Игра «Живая неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: картинки- гномики в одежде разного цвета.

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я -- понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я -- вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.

Задания:

1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.

2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:

Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.

«Неделька, стройся»

Материал: цифры 1-7.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).

Задания:

1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.

2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: мяч.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов:

Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: кукла или картинка «Незнайка».

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.

Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

Дни недели

При знакомстве детей с днями недели важно объяснить, что каждый день недели

имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запомнили название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько

недель, обозначая кружочками каждый день. Необходимо было рассказать детям о

том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету:

понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день,

среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

После беседы предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности (при этом использовалась наглядная модель часов недели).

Дети должны понимать вопрос "Какой сегодня день недели?".

Объясните, что понедельник - первый день недели,

вторник - второй день недели,

среда - третий день, середина недели,

четверг - четвертый день,

пятница - пятый день,

суббота - шестой день,

воскресенье - седьмой.

Всего в неделе семь дней.

Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его

назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника.

Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели.

Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье".

- "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". -

"А какой день будет завтра?" -"Вторник". Спросите ребенка,

что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра.

Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д. Объясните слова рано, поздно:

"Летом солнышко встает рано и заходит поздно".

Слова всегда и никогда также объясните на примерах:

"Летом листочки на деревьях всегда зеленые",

"Я всегда чищу зубы перед сном", "Корова никогда не ест мяса",

"Собаки никогда не летают".(Задайте вопрос: "Почему?")

Объясните ребенку слова долго и быстро.

Например:

"Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро".

Придумайте свои примеры со всеми этими словами.

Игра «Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку.

Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит:

«Я – понедельник. Какой день следующий?»

Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?»

Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки.

Они могут быть самые

разные: например, назвать день, который находится между вторником и четвергом,

пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назвать все

выходные дни недели. Назвать дни недели, в которые люди трудятся.

Усложнение игры может быть в том, чтобы играющие построились

от любого дня недели, например от вторника до

вторника.

Игра «Веселая неделя»

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга.

Он бросает мяч кому-нибудь из детей и просит назвать дни недели.

Ребенок должен назвать дни недели при этом подбрасывать

Мяч вверх на каждый день недели. При выполнении задания или затруднении,

ребенок передает мяч следующему ребенку, который должен

продолжить правильную последовательность.

Игра «Неделька стройся!»

Вызываются семь детей, каждому из них выдается кружок,

который по цвету соответствует определенному дню недели.

По команде «Неделька стройся!», дети должны быстро построиться по порядку,

начиная с понедельника.

Игра «Каждый гномик найди свой домик»

Раскладываются семь кругов. Дети в колпачках гномиков недели ищут

каждый свой домик.

Времена года

Для усвоения времен года используется модель часов времени года

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему дни недели так называются? Т.е. никто не сомневается, что перечислить их с понедельника по воскресенье без труда сможет даже младший школьник, причем сделает это сразу на нескольких языках. Например, на русском, английском и немецком.

А вот объяснить значение дней недели под силу даже не каждому взрослому. Такой вопрос, согласитесь, вполне можно было бы задать знатокам хорошо известной программы «Что? Где? Когда?». Однако далеко не все так сложно, как могло бы показаться на первый взгляд.

История происхождения слова «неделя»

Для того чтобы объяснить, почему дни недели так называются, стоит все-таки вначале дать определения некоторым общим понятиям.

Привычное для нас слово «неделя» появилось еще до зарождения христианской веры. Так называли воскресный день, который был в те времена первым днем недели. Это уже позже он стал завершающим. По мнению специалистов, первоначально неделя называлась седмицей. Само слово произошло от сочетания «не делать», то есть проводить время в отдыхе. В итоге самый «ленивый» день недели стал последним. И это правильно, для того чтобы отдыхать, нужно вначале изрядно устать, а значит, поработать.

В наше время неделю начинает понедельник, признанный Международной организацией ИСО, занимающейся выпуском стандартов.

Понедельник - день тяжелый

О том, почему названия дней недели именно такие, существует масса легенд и сказок у любого народа.

Однако давайте все же углубимся в историю и попытаемся найти более рациональное объяснение.

Название «понедельник» произошло от словосочетания «после недели». Это первый день, следующий за воскресеньем, которое в древние времена называлось неделей. является понедель-, и образовано оно суффиксальным способом с присоединением -.

День второй - вторник

Следующим днем является вторник. Присмотревшись внимательно к слову, несложно догадаться о том, как оно было некогда образовано. Слово состоит из корня втор-, то есть второй по порядку от начала недели, и суффикса -ник-.

А вот и середина

Название «среда» также имеет старославянское происхождение и общее значение со словами «середина» и «сердце». Интересно, что среда считается серединой недели только тогда, когда отсчет недели начинается с воскресенья. В наше время этот день не особо соответствует своему названию, так как неделя стартует с понедельника. Кстати, факты свидетельствуют, что в древние времена среда имела название «третейник».

Четверг

В некоторых языках, не только в русском, день между вторником и четвергом означает середину. Отдельные ученые даже утверждают, что изначально неделя состояла из пяти дней, но под воздействием христианской церкви затем прибавилось еще два дня.

Четвертый день после воскресенья образовался от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое также при помощи суффиксального способа произошло от слова «четвертый».

Постепенно этот день недели стал называться четвергом.

Пятница - скоро отоспимся

С пятым днем после воскресенья немного сложнее. Это наименование тоже появилось от порядкового номера «пять», но получил свое название пятый день в честь славянской богини Пятницы, которая имела к нему прямое отношение до Именно поэтому именуется он «пятница», а не «пятник» или «пятак».

Наконец суббота!

Рассказать, почему дни недели так называются, не упомянув первый день уикенда, попросту невозможно.

Субботний день берет свое начало от греческого слова sabbaton, которое появилось благодаря древнееврейскому наречию. Еврейское слово sabbath (шаббат) означает «день покоя и радости», когда нужно воздержаться от любой работы.

Само название «суббота» пришло из старославянского языка. Интересно, что слова «суббота» и «шабаш» являются однокоренными. В большинстве языков название этого дня недели имеет общее происхождение от еврейского слова «шаббат». Появление христианского богословия оказало большое влияние на лексикон многих языков.

Воскресенье - венец недели

Название «воскресенье» появилось после прихода на территорию Руси христианства и заменило слово «неделя». Оно является производным от слова «въскресити» и образовано путем присоединения суффикса -ени-. Согласно Священному Писанию, именно в этот день недели воскрес Иисус Христос.

А нужны ли дни недели для детей

Понять и осмыслить все вышеперечисленное для взрослых не составит никаких проблем. Но как же быть с малышами? Ведь именно они, согласитесь, склонны задавать огромное количество уточняющих вопросов, отвертеться от которых порою попросту невозможно.

В самом начале ребенку необходимо объяснить, что в неделе семь дней, каждый из которых имеет определенное название. Первые пять дней являются рабочими, когда взрослые трудятся, а дети посещают детский сад или школу. К выходным дням относятся суббота и воскресенье. В эти дни все отдыхают.

После этого, по мнению специалистов, уже можно приступать к изучению временных понятий (сегодня, завтра, вчера). Для более легкого восприятия этой темы нужно разобрать с ребенком конкретные примеры. Например, рассказать о том, что произошло вчера или будет завтра.

Скорее всего, любопытное чадо непременно захочет узнать, почему дни недели так называются. Можно попробовать рассказать ему, выделив самое главное в общем потоке информации. И лучше, кстати, делать это дозировано, т.к. такой объем достаточно сложных новых фактов вряд ли запомнится с первого раза.

Научившись распознавать дни недели, ребенок сможет в дальнейшем планировать и управлять своим временем, станет более самостоятельным и организованным. Любой интерес с его стороны должен поощряться родителями. Ребенку важно понимать, какой наступил день недели и что в этот день будет происходить.

Названия дней недели используются в повседневной жизни очень часто. Поэтому ребенок слышит эти слова с самого раннего возраста, не понимая еще их смысла, но уже он начинает запоминать эту информацию и привыкать к ней. Следует акцентировать внимание ребенка на важных для семьи торжественные мероприятия, приезд близких родственников и т.д. Обсуждение этих дат в кругу семьи способствует развитию и обучению ребенка. Так легче воспринимается новая информация.

Существует достаточно много способов, помогающих запомнить названия дней недели. Вот наиболее простые из них:

  • Можно нарисовать простой календарь, где будут указаны все дни недели, повесить его на самом видном месте. Ребенку будет интересно рассматривать и вместе с взрослым обсуждать каждый день недели. Для большего разнообразия можно писать возле каждого дня произошедшие за день события.
  • Быстрее выучить эти названия помогут простые стишки, которые следует постоянно повторять с маленьким ребенком. Вначале ему будет сложно, но со временем малыш запомнит их и научится самостоятельно различать.
  • Изготовление несложных графиков и табличек, в которых будут отражаться планируемые события, а также совместные разговоры о будущих семейных планах. Все это позволит поближе познакомиться ребенку с понятием «дни недели».

Наберитесь терпения, ведь это довольно сложный процесс для маленького ребенка. Только при постоянных занятиях и повторении он сможет разобраться этих слов и не путаться в их порядке.