Open
Close

Общая характеристика и значение личной гигиены больного. Правила соблюдения личной гигиены больного

Данное учебно-методическое пособие рекомендовано для самоподготовки студентов к практическим занятиям. Тема «Личная гигиена тяжелобольного пациента» подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования медицинская сестра по уходу за больными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора по УР

Котова И.А.________

«___»_________2017 г.

ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ТЕМА: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»

ПМ.07, ПМ.04 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»

для специальностей

31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

Разработано преподавателем ПМ 04.

Лобачевой Г.Р.

Рассмотрено на заседании ЦМК

«Основы сестринского дела»

Протокол № ________________

«____»________________2017 г.

г. Санкт-Петербург ,

2017 г.

Данное учебно-методическое пособие рекомендовано для самоподготовки студентов к практическим занятиям. Тема «Личная гигиена тяжелобольного пациента» подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования медицинская сестра по уходу за больными.

Учебно-методическое пособие включает в себя информационный блок, даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде проблемных вопросов, ситуационных задач, «немых» граф.

Пособие предназначено для освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций.

Профессиональные компетенции (ПК):

  • Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
  • Соблюдать принципы профессиональной этики.
  • Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
  • Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
  • Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
  • Обеспечивать инфекционную безопасность.
  • Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
  • Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
  • Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
  • Осуществлять сестринский процесс.

Общих компетенций (ОК):

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
  • Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
  • Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Организация-разработчик: ГОБУ СПО « Санкт-Петербургский медицинский колледж»

Подготовлено преподавателем Лобачевой Г.Р.

Тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»

Цель:

  • Разработать самостоятельно заданную тему
  • Сформировать знания о принципах гигиенического ухода, правилах сбора и транспортировки грязного белья
  • Изучить особенности ухода за кожей, волосами, ногтями, промежностью тяжелобольного пациента
  • Научиться осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в осуществлении личной гигиены и смены белья
  • Воспитывать в себе чувство такта и обходительности при работе с людьми

Личная гигиена относится к комплексу мероприятий, которые создают комфортное существование тяжелобольного, и является важнейшим аспектом в работе медсестры. Постельный комфорт и обеспечение личной гигиены создают условия для быстрейшего выздоровления пациента, т.к. являются профилактическими мероприятиями, препятствующими появлению и распространению ВБИ, а также образованию пролежней. Это понятие включает в себя: уход за слизистыми полости рта, глаз, носа, уход за ушами, волосами, кожей, промежностью, а также бритье, мытье головы, стрижка ногтей.

Чем тяжелей пациент, тем сложнее за ним ухаживать, труднее выполнять различные манипуляции. Поэтому необходимо точно знать методику выполнения и четкое освоение этими методиками.

Все манипуляции по личной гигиене пациента медсестра должна выполнять строго в резиновых перчатках.

При выполнении «грязных» манипуляций (Слово «грязные», в данном случае употребляется в переносном смысле, т.е. это манипуляции, подразумевающие под собой контакт с большим количеством микроорганизмов), на медицинской сестре должен быть дополнительных халат, который она снимает по окончании. К «грязным» манипуляциям относятся смена постельного и нательного белья, уборка помещений.

Сегодня Вы должны освоить как правильно сменить нательное и постельное белье, правильно ухаживать за пациентами с недержанием мочи и кала, научиться правильно осуществлять подмывание как мужчины, так и женщины, после физиологических отправлений. А также как практически ухаживать за слизистой полости рта, носа, наружным слуховым проходом, мыть волосы и стричь ногти.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Положение пациента

При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели.

Различают:

  • Активное положение - пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения.
  • Пассивное положение - пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять).
  • Вынужденное положение - пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.

Положение пациента не всегда совпадает с назначенным ему врачом двигательным режимом.

Режим активности(двигательный режим)

  • Общий (свободный)- пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы.
  • Палатный - пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты
  • Полупостельный - пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета в сопровождении с медицинской сестрой.
  • Постельный- пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.
  • Строгий постельный - пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.

Понятие о функциональной кровати

Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение больного было функциональным, т.е. улучшало функцию того или иного пораженного органа. Легче всего этого добиться, поместив больного на функциональную кровать. Функциональная кровать представляет собой специальное устройство, состоящее из нескольких секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки управления. Головной и ножной концы кровати быстро переводятся в нужное положение. Эти кровати могут иметь специальные вмонтированные приспособления: прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения индивидуального подкладного судна и мочеприемника. Пользование функциональной кроватью осуществляется медицинской сестрой с целью обеспечения тяжелобольному удобного положения и двигательного режима. Полусидячие положение в обычной кровати можно создать с помощью подголовника или нескольких подушек. Для того чтоб больной не «сползал» вниз, в кровать следует положить упор для ног. Создать возвышенное положение для ног можно с помощью подушки, положенной под голени. Не следует длительно оставлять больного в одном положении.

ЗАПОМНИТЕ! В любом случае больному должно быть создано удобное положение в постели. Постельный комфорт является важным элементом лечебно-охранительного режима.

Принципы ухода

Под личной гигиеной понимают очень объемный и каждодневный процесс.

Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны, а также при осуществлении продуктов жизнедеятельности. В этой части ухода руки сестры становятся руками пациента. Но, помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание.

Цель помощи пациенту - осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

Адекватный уход - успех лечения и адаптация к новому качеству жизни.

  • оценить способность самоухода;
  • уточнить степень профессионального участия и предпочтения;
  • оказать помощь пациенту в проведении утреннего и вечернего туалета;
  • помочь при подмывании, мытье головы;
  • проводить своевременную смену нательного и постельного белья;
  • побуждать и поощрять пациента на самостоятельные действия;
  • привлекать родственников, соседей, социальных работников.

СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО И НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ

Цель: Сменить постельное и нательное белье пациенту.

Показания: После санитарной обработки пациента и у тяжелобольных по мере загрязнения.

Противопоказания: Нет

Оснащение:

  1. Наволочки (2 штуки).
  2. Простынь.
  3. Пододеяльник.
  4. Клеенка.
  5. Подкладная (пеленка).
  6. Полотенце.
  7. Рубашка.
  8. Мешок для грязного белья.
  9. Перчатки.

Возможные проблемы пациента: Индивидуально, выявляются в процессе вмешательства.

  1. Наденьте перчатки.
  2. Опустите поручень с той стороны с которой вы начнёте перестилать кровать.
  3. Скатайте чистую простыню по длине до половины и отложите в сторону.
  4. Поднимите голову пациента и уберите из-под нее подушку, поменяйте наволочку
  5. Пододвиньте пациента к краю кровати, повернув его набок.
  6. Скатайте грязную простынь по длине по направлению к пациенту, вместе с клеенкой и подкладной.
  7. Расстелите чистую простыню на освободившейся части "" постели, вместе с истой клеенкой и подкладной. Поднимите поручень.
  8. Подойдите с противоположной стороны кровати и опустите поручень.
  9. Поверните пациента на спину, а затем на другой бок, чтобы он оказался на чистой простыне.
  10. Уберите грязную простынь в мешок и расстелите чистую простынь и подкладную одноразовую пеленку.
  11. Подоткните края простыни под матрац.
  12. Положите подушки под голову пациента. Накройте пациента одеялом.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
  2. Скатайте чистую простынь в поперечном направлении.
  3. Смените пододеяльник и отложите его в сторону.
  4. Наденьте перчатки, приготовьте непромокаемый мешок для грязного белья.
  5. Поднимите голову пациента, смените наволочки у подушек.
  6. Скатайте грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, положив на освободившуюся часть кровати чистую простыню.
  7. Положите подушку на чистую простыню и опустите на нее голову пациента.
  8. Приподнимите таз, а затем ноги пациента, снимите грязную простыню, продолжая расправлять чистую, а также клеенку с подкладной. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни и подкладной под матрац.
  9. Уберите грязную простыню в мешок.
  10. Снимите перчатки, вымойте руки.

Последовательность действий при смене рубашки пациента с обеспечением безопасности окружающей среды:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
  2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.
  3. Скатайте грязную рубашку до затылка и снимите ее через голову.
  4. Освободите руки пациента.
  5. Положите грязную рубашку в мешок.
  6. Наденьте рукава чистой рубашки.
  7. Перекиньте ее через голову,
  8. Расправьте ее на пациенте.
  9. Помочь пациенту занять удобное положение. Укрыть пациента. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.
  10. Удалить мешок с грязным бельём из палаты.

Пациенту сменили постельное и нательное белье.

Примечание: При смене рубашки пациенту с травмой руки:

  1. Наденьте рукав рубашки на поврежденную руку.
  2. Наденьте второй рукав рубашки на здоровую руку.
  3. Помогите пациенту застегнуть пуговицы.
  4. Пациенту, испытывающему трудности при сидении, смену осуществлять с помощником, который придерживает пациента за плечи;
  5. Пациенту, прикованному к постели, выполнять процедуру в той же последовательности, только в положении лёжа.
  6. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток. Вымыть и осушить руки.
  7. Сделать отметку о смене белья в документации.

УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА, НОСА, ГЛАЗАМИ, УШАМИ.

1 .Уход за полостью рта.

Цель: Обработать полость рта пациента.

Показания:

  1. Тяжёлое состояние пациента.
  2. Невозможность самоухода.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

  1. Антисептический раствор фурацилина 1:5000.
  2. Шпатели.
  3. Глицерин.
  4. Стерильные марлевые салфетки.
  5. Кипяченая теплая вода.
  6. Емкость 100-200 мл.
  7. Два почкообразных лотка.
  8. Резиновый баллон.
  9. Полотенце.
  10. Стерильные палочки с ватными тампонами.

Возможные проблемы пациента: Негативный настрой к вмешательству.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
  2. Приподнимите голову пациента или при возможности предайте пациенту положение Фаулера.
  3. Накройте грудь пациента полотенцем.
  4. Подставьте почкообразный лоток.
  5. Налейте в емкость антисептический раствор.
  6. Отведите шпателем щеку пациента.
  7. Смочите антисептическим раствором стерильную палочку с ватным тампоном и обработайте преддверие рта круговыми движениями, отодвигая шпателем щеку пациента.
  8. Обработайте щеки внутри, сначала слева стерильной палочкой смоченной антисептическим раствором и другой справа круговыми движениями.
  9. Обработайте твердое небо стерильной палочкой смоченной антисептическим раствором.
  10. Обработайте зубы от корня выметающими движениями меняя стерильные палочки смоченные антисептическим раствором меняя по мере загрязнения. (не менее 8 палочек).
  11. Оберните шпатель стерильной марлевой салфеткой, смочите ее антисептическим раствором фурацилина.
  12. Возьмите левой рукой стерильной марлевой салфеткой кончик языка пациента и выведите его изо рта, зафиксируйте его шпателем.
  13. Снимите шпателем налет с языка в направлении от корня к кончику(соскабливающими движениями).
  14. Отпустите язык.
  15. Наберите в резиновый баллон теплой кипяченой воды.
  16. Поверните голову пациента набок.
  17. Отведите угол рта шпателем.
  18. Оросите рот пациента из баллона теплой водой слева, справа, посредине и попросите сплюнуть.
  19. Протрите губы сухой салфеткой.
  20. Смажьте трещины на языке и губах глицерином.
  21. Обработайте емкость, резиновый баллон и отработанный материал в соответствии с действующими нормативными документами по санитарно-эпидемиологическому режиму.

Полость рта чистая. Трещины смазаны.

Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

2. Уход за носом.

Цель: Туалет полости носа при наличии корочек, слизи.

Показания:

  1. Тяжелое состояние пациента.
  2. Невозможность самоухода.

Противопоказания: нет.

Оснащение.

  1. Марлевые турунды.
  2. Мензурка.
  3. Стерильный вазелиновое масло.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

При наличии корочек:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.
  2. Вымойте руки, наденьте перчатки.
  3. Налейте в мензурку масло.
  4. Смочите марлевую турунду и отожмите о край мензурки.
  5. Запрокиньте слегка назад голову пациента.
  6. Поднимите кончик носа пациента левой рукой.
  7. Введите правой рукой вращательными движениями смоченную масляным раствором турунду в носовой ход.
  8. Оставьте её на 2-3 минуты для, размягчения корочек.
  9. Удалите ватную турунду вращательными движениями.
  10. Повторите процедуру с другим носовым ходом.
  11. Обработайте мензурку и отработанный материал в соответствии с действующими нормативными документами по санитарно-эпидемиологическому режиму.

При наличии слизи:

  1. Предложите пациенту высморкаться, последовательно зажимая правую и левую ноздрю.

Оценка достигнутых результатов: Носовые ходы чистые от корочек, слизи.

Консультативный тип сестринской помощи в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

3.Уход за глазами.

Цель: Утренний туалет глаз.

Показания:

  1. Тяжелое состояние больного.
  2. Выделение из глаз склеивающее ресницы.
  3. Невозможность самоухода.

Противопоказания: Нет.

Оснащение:

  1. Шесть марлевых тампонов.
  2. Мензурка.
  3. Лоток, перчатки.
  4. Кипяченая вода (раствор фурациллина 1:5000).

Возможные проблемы пациента: Негативней настрой к вмешательству и др.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
  2. Вымойте руки, наденьте перчатки.
  3. Налейте кипяченую воду в мензурку.
  4. Смочите марлевые тампоны, излишки отожмите о край мензурки.
  5. Протрите глаза однократно, в одном направлении от наружного края к внутреннему (каждый глаз отдельным тампоном).
  6. Сбросьте эти тампоны.
  7. Повторите действия при необходимости.
  8. Возьмите сухой тампон и протрите глаза в той же последовательности, меняя тампон для каждого глаза.
  9. Промойте глаза антисептическим раствором при наличии белых выделений в углах глаз.
  10. Обработайте мензурку, пипетку и отработанный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов. Утренний туалет глаз произведен.

Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

4.Очищение наружного слухового прохода.

Цель: Вычистить уши пациенту

Показания:

Противопоказания: Нет.

Возможные осложнения: При пользовании жесткими предметами повреждение барабанной перепонки или наружного слухового прохода.

Оснащение:

  1. Марлевые турунды.
  2. Пипетка.
  3. Мензурка.
  4. Кипяченая вода.
  5. 3% раствор перекиси водорода.(по назначению врача)
  6. Емкости для дезинфекции.
  7. Полотенце.

Возможные проблемы пациента: Негативный настрой к вмешательству и др.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
  2. Вымойте руки.
  3. Наденьте перчатки.
  4. Налейте кипяченую воду в мензурку,
  5. Смочите турунды.
  6. Наклоните голову пациента в противоположную сторону.
  7. Оттяните левой рукой ушную раковину вверх и назад.
  8. Извлеките серу турундой вращательными движениями.
  9. Вытрете сухой турундой насухо.
  10. Обработайте мензурку и отработанный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутого. Ушная раковина чистая, наружный слуховой проход свободен.

Обучение пациента или родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания. При наличии небольшой серной пробки закапайте по назначению врача в ухо несколько капель 3% раствора перекиси водорода. Через несколько минут удалите пробку сухой турундой. Не пользуйтесь жесткими предметами для удаления серы из ушей.

МЫТЬЕ ГОЛОВЫ

Цель: Вымыть голову пациенту.

Показания:

  1. Тяжелое состояние пациента.
  2. Невозможность самообслуживания.

Противопоказания: Выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.

Оснащение:

  1. Таз для воды.
  2. Специальный подголовник.
  3. Кувшин с теплой водой (37-38 градусов).
  4. Водный термометр.
  5. Туалетное мыло или шампунь.
  6. Полотенце.
  7. Клеенка.
  8. Расческа с редкими зубьями.

Возможные проблемы пациента:

  1. Негативный настрой к манипуляции.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляций и ходе ее выполнения.
  2. Приподнимите голову и верхнюю часть туловища пациента вместе с матрацем.
  3. Подставьте подголовник.
  4. Подложите под шею пациента клеенку.
  5. Запрокиньте голову пациента назад.
  6. Подставьте таз у головного конца постели.
  7. Смочите волосы теплой водой.
  8. Намыльте хорошо волосы мылом или шампунем.
  9. Промойте хорошо волосы теплой водой и ополосните, повторив намыливание дважды.
  10. Вытрите голову пациента полотенцем насухо.
  11. Расчешите волосы редкой расческой.
  12. Наденьте на голову сухую косынку.
  13. Уберите таз, подставку и клеенку.
  14. Уложите удобно пациента на подушку.
  15. Снимите перчатки, погрузите в дезинфицирующий раствор. Вымойте руки.
  16. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинских документах

Оценка достигнутых результатов: Голова пациента вымыта:

Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Возможные осложнения.

  1. Ожог головы при пользовании горячей водой.
  2. Ухудшение общего состояния пациента.

Примечание: Длинные волосы начинайте расчесывать с концов, а короткие - от корня.

Волосы следует ежедневно причесывать, а один раз в неделю обязательно проводить осмотр на педикулез и мыть голову. После мытья головы особенно женщинам с длинными волосами следует надеть на голову полотенце или косынку, чтобы избежать переохлаждения.

УХОД ЗА НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ И ПРОМЕЖНОСТЬЮ.

Цель: Подмыть пациента

Показания: Дефицит самоухода.

Противопоказания: нет

Оснащение:

  1. Клеенки
  2. Судно.
  3. Кувшин с водой (температура 35 - 38 градусов Цельсия).
  4. Калия перманганат, сода, фурацилин (при опрелостях).
  5. Ватные тампоны или салфетки.
  6. Корнцанг или пинцет.
  7. Перчатки.
  8. Ширма

Возможные проблемы пациента:

  1. Психоэмоциональные.
  2. Невозможность самоухода.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

При подмывании мужчин:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
  2. Оградите ширмой пациента.
  3. Наденьте перчатки.
  4. Оттяните крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена.
  5. Протрите головку полового члена салфеткой смоченной в воде.
  6. Протрите кожу полового члена и мошонки, затем просушите ее.
  7. Снимите перчатки, вымойте руки.
  8. Уберите ширму.

При подмывании женщин:

  1. Информируйте пациентку о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
  2. Оградите пациентку ширмой.
  3. Наденьте перчатки.
  4. Постелите клеенку под таз пациентки и поставьте на нее судно.
  5. Помогите пациентке лечь на судно, согнув ноги в коленях и чуть раздвинув.
  6. Встаньте сбоку от пациентки, держа кувшин в левой руке, а корнцанг с салфеткой в правой, лейте теплую воду (t 35-38°) на половые органы, а салфеткой производите движения сверху вниз от лобка к анальному отверстию, меняйте салфетки после каждого движения сверху вниз.
  7. Осушите сухой салфеткой половые органы и кожу промежности.
  8. Уберите судно и клеенку.
  9. Укройте пациентку.
  10. Уберите ширму.
  11. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинских документах

Оценка достигнутых результатов: Пациентка подмыта.

Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

ПОДАЧА СУДНА И МОЧЕПРИЕМНИКА, ПРИМЕНЕНИЕ ПОДКЛАДНОГО КРУГА

Цель: Подать судно, мочеприемник, подкладной круг пациенту.

Показания:

  1. Удовлетворение физиологических потребностей.
  2. Профилактика пролежней.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

  1. Ширма.
  2. Судно (резиновое, эмалированное).
  3. Мочеприемник (резиновый, стеклянный).
  4. Подкладной круг.
  5. Клеенка.
  6. Кувшин с водой.
  7. Корнцанг.
  8. Ватные тампоны.
  9. Салфетки, бумага.

Возможные проблемы пациента:

  1. Стеснительность пациента и др.
  2. Определение степени недостаточности самоухода.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

  1. Информируйте пациента об использовании - судна и мочеприемника.
  2. Отгородите его ширмой от окружающих.
  3. Наденьте перчатки.
  4. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды.
  5. Постелите клеенку, пеленку под таз пациентки.
  6. Помогите пациенту повернуться слегка набок, ноги его при этом слегка согнуты в коленях.
  7. Подведите правой рукой судно под ягодицы пациента, поверните его на спину так, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.
  8. Подайте мужчине мочеприемник.
  9. Снимите перчатки.
  10. Договоритесь с пациентом, когда вам лучше подойти.
  11. Укройте пациента одеялом и оставьте его одного.
  12. Поправьте подушки, чтобы пациент находился в положении "полусидя".
  13. Наденьте перчатки.
  14. Выньте судно правой рукой из-под пациента, прикройте его клеенкой или крышкой.
  15. Вытрите область анального отверстия туалетной бумагой.
  16. Поставьте чистое судно пациенту.
  17. Подмойте пациента, осушите промежность, уберите судно, клеенку, помогите пациенту удобно лечь. Подложите резиновый круг, надутый на 2/3.
  18. Уберите ширму.
  19. Вылейте содержимое судна в унитаз.
  20. Обработайте судно в соответствии с требованиями санэпидрежима.
  21. Снимите перчатки, погрузите в дезинфицирующий раствор, вымойте руки.
  22. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинских документах

Оценка достигнутых результатов:

  1. Судно и мочеприемник поданы.
  2. Резиновый круг подложен.

Обучение пациента или его родственников. Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЛЕЖНЕЙ.

Цель: Предупреждение образования пролежней.

Показания: Риск образования пролежней.

Противопоказания: Нет.

Оснащение:

  1. Перчатки.
  2. Фартук.
  3. Мыло.
  4. Постельное белье.
  5. Ватно-марлевые круги - 5 шт.
  6. Раствор камфорного спирта 10 %
  7. Подушки, наполненные поролоном или губкой.
  8. Полотенце.

Возможные проблемы пациента: Невозможность самоухода.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

  1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
  2. Вымойте руки.
  3. Наденьте перчатки и фартук.
  4. Осмотрите кожу пациента в местах возможного образования пролежней.
  5. Обмойте эти участки кожи теплой водой утром и вечером и по мере необходимости.
  6. Протирайте их ватным тампоном, смоченным 10 % раствором камфорного спирта или 0,5 % раствором нашатырного спирта или 1% - 2% спиртовым раствором танина. Протирая кожу, делайте легкий массаж.
  7. Изменяйте положение пациента в постели каждые 2 часа.
  8. Следите, чтобы на простыне не было крошек, складок.
  9. Меняйте немедленно мокрое или загрязненное белье.
  10. Осматривайте места риска возникновения пролежней, производите легкий массаж 2 раза в день.
  11. Используйте подушки наполненные поролоном или губкой для уменьшения давления на кожу в местах соприкосновения пациента с кроватью (или под крестец и копчик подкладывайте ватно-марлевый круг, помещенный в чехол, а под пятки, локти, затылок - ватно-марлевые круги) или используйте противопролежневый матрац.
  12. Снимите перчатки и фартук, обработайте их в соответствии с требованиями санэпидрежима.
  13. Вымойте руки.

Оценка достигнутых результатов: У пациента нет пролежней.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Алгоритм ухода за ногтями тяжелобольного

I. Подготовка к процедуре:

3. Подстелить клеенку с пеленкой и полотенце на постель.

4. Надеть перчатки.

II. Выполнение процедуры:

5. Наполнить емкость теплой водой, поставить на клеенку с пеленкой, опустить руки/ноги пациента в емкость на 5-10минут, вымыть их с мылом.

6. Положить руки / ноги пациента на полотенце и вытереть их насухо.

7. Подложить салфетку, подстричь ножницами ногти, обработать пилочкой для ногтей.

8. Срезанные ногти завернуть в салфетку и сбросить в мешок для мусора.

9. Нанести питательный крем на кожу рук / ног пациента.

III.Окончание процедуры:

10. Положить полотенце в мешок для белья.

11. Удобно расположить пациента в постели.

12. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции.

14. Провести дез. мероприятия.

При обработке ногтей на ногах следует стричь их прямо, не закругляя углы, предупреждая их врастание. Опиливать ногти глубоко с боков не следует, так как можно травмировать кожу боковых валиков и тем самым вызвать трещины и усиленное ороговение кожи.

Алгоритм бритья тяжелобольного

I. Подготовка к процедуре:

1. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Вымыть (с использованием мыла или антисептика) и осушить руки.

II. Выполнение процедуры:

3. При использовании электробритвы пальцами одной руки натягивать кожу лица, другой рукой осуществлять бритье круговыми движениями по щекам к подбородку и шее.

4. При использовании бритвенного станка постелить под подбородок пациента полотенце, нанести крем для бритья на кожу щек и подбородка пациента, затее приступить к бритью последовательными движениями.

5. Предложить пациенту воспользоваться лосьоном после бритья.

6. Предложить пациенту зеркало после процедуры.

III.Окончание процедуры:

7. Почистить и убрать электробритву (бритвенный станок погрузить в дезинфицирующий раствор).

8. Удобно расположить пациента в постели.

9. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции.

10. Вымыть (с использованием мыла или антисептика) и осушить руки.

11. Сделать соответствующую запись о выполненной манипуляции в медицинскую документацию.

Бритье тяжелобольного пациента следует выполнять электробритвой для уменьшения раздражения и риска инфицирования кожи.

При повреждении кожи пациента следует обработать ее 70% спиртом.

Алгоритм ухода за ногами.

Ноги тяжелобольному пациенту моют 1 раз в неделю.

I. Подготовка к процедуре:

1. Объяснить ход процедуры и получить информированное согласие.

2. Вымыть (с использованием мыла или антисептика) и осушить руки.

3. Постелить клеенку, пеленку на ножном конце кровати.

4. Поставить на клеенку таз (емкость).

5. Надеть перчатки

II. Выполнение процедуры:

6. Измерьте температуру воды и налейте ее в таз, добавьте жидкое мыло

7. Поставить стопу в воду (ноги при этом слегка согнуты в коленях)..

8. Вымыть и ополоснуть ногу, помочь пациенту извлечь ее из воды и поставить на пеленку.

9. Вытереть стопу насухо, убедиться, что кожа между пальцами сухая.

10. Повторить п.7-9 с другой стопой.

III.Окончание процедуры:

11. Убрать полотенце, клеенку, пеленку, таз.

12. Накрыть ноги простыней / одеялом.

13. Вымыть (с использованием мыла или антисептика) и осушить руки.

14. Сделать запись о выполненной процедуре и реакции пациента в медицинской документации.

15. Провести дез. мероприятия.

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

  • Ответить на вопросы:
  1. Перечислите принципы ухода.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 155-156

  1. Каково назначение функциональной кровати?

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г.

  1. Какое положение в постели может занимать пациент в постели.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 153

  1. Какие цели ставит перед собой медицинский персонал при подготовке к смене постельного белья тяжелобольному пациенту?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 409

  1. Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости рта пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 428-430

  1. Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости носа?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 432-433

  1. Как осуществить обработку глаз пациенту?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 430-432

  1. Как осуществить обработку наружного слухового прохода?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 433-435

  1. Как необходимо уложить пациента, чтобы осуществить мытье ног и головы?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 435, 442

  1. Как проводить бритье лица пациента?

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 210-212

  1. Правила ухода за наружными половыми органами.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с.439-441

  1. Смена нательного белья тяжелобольному.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 414-415

  1. Перечислите современные средства ухода, которыми может пользоваться медицинская сестра.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 417, 437, 441

  • Дайте характеристику положения пациента в постели:
  1. Активное положение ___________________________________________
  2. Пассивное положение __________________________________________
  3. Вынужденное положение _______________________________________
  • Решите ситуационные задачи:
  1. Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.
    Проблемы пациента? Как помочь пациенту?
  1. У пациентки появился неприятный запах изо рта.

Что необходимо предпринять? Проблемы пациента?

  1. Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.
    В чём заключается помощь пациенту? Проблемы пациента?
  1. Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу.

Ваши действия по оказанию помощи? Проблемы пациента?

  1. Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.
    Что предпринять? Проблемы пациента?
  1. С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г..
  2. Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г..

Личная гигиена больного всегда находится под наблюдением медперсонала. Больные должны ежедневно делать утренний и вечерний туалет, чистить зубы 2 раза в день, очищая при этом зубной щеткой спинку языка, полоскать после каждого приема пищи; при отсутствии противопоказаний принимать ванну не реже одного раза в неделю. Лежачих больных с помощью санитарки ежедневно умывает; тяжелобольным ежедневно обтирают кожу лица и рук ватой, смоченной кипяченой или туалетной водой; веки промывают 2% теплым раствором борной кислоты при помощи пипетки и ватного шарика. Тяжелобольным следует протирать язык, десны и зубы ватой, смоченной 2% раствором борной кислоты, слабым раствором или , затем - марлевой салфеткой, смоченной 1% раствором буры с добавлением 10% раствора глицерина. Марлю и вату удерживают корнцангом. Влажным полотенцем протирают шею, грудь, подмышечные впадины, затем вытирают насухо. Волосы ежедневно расчесывают, женщинам - заплетают в косу. Тяжелобольных и инфекционных больных рекомендуется стричь. После мочеиспускания и дефекации тяжелобольных нужно подмывать.

Смену белья тяжелобольным нужно делать умело и с большой осторожностью. Больного бережно отодвигают на край постели, освободившуюся часть простыни скатывают, как бинт, вплоть до тела больного; на этой части постели расстилают свежую простыню, на которую и перекладывают больного. Простыню можно скатывать в направлении от ног к голове (если больным запрещены движения даже в постели). Сначала скатывают ножной конец простыни до поясницы, подкладывая свежую простыню, затем из-под верхней части тела убирают простыню и заменяют ее свежей. Когда больной лежит на чистой простыне, тщательно расправляют складки, края простыни прикрепляют английскими булавками к матрацу. При смене постельного белья следует вытряхивать одеяло. Меняя рубашку тяжелобольному, сестра подводит руку под спину, поднимает рубашку до затылка, снимает рукав с одной руки, потом с другой (если одна рука повреждена, сперва освобождают здоровую). Надевают рубашку, начиная с больной руки, затем через голову, стягивают по спине к крестцу и тщательно расправляют складки. Если больному совсем нельзя двигаться, надевают рубашку-распашонку.

Больным, которым предписан постельный режим, подают судно; оно должно быть чисто вымыто теплой водой и продезинфицировано; в него наливают немного воды, чтобы уменьшить запах. Судно подводят под ягодицы, подсовывая свободную руку под крестец и приподнимая больного. Освободив судно от , его тщательно промывают горячей водой и дезинфицируют 3% раствором лизола или . Мочеприемник подают хорошо вымытый, теплый. После каждого мочеиспускания мочу выливают, мочеприемник промывают раствором перманганата калия или .

Резиновый круг для подкладывают под крестец больным, находящимся на длительном постельном режиме.

Круг кладут под простыню или обертывают полотенцем для предупреждения раздражений кожи от соприкосновения с резиной.

Ванны могут быть гигиенические и лечебные, а также общие или местные (см. Ванны). Ослабленных больных лучше погружать в ванну медленно на простыне, придерживая ее с двух концов. Во время пребывания в ванне больной находится под присмотром медсестры. Влажные укутывания делают из двух простыней, смоченных горячей (до 50°) водой, ими обертывают больного, затем - клеенкой и двумя шерстяными одеялами.

Личная гигиена - это содержание в чистоте тела (кожи, волос, полости рта, зубов) человека, его постельного и нательного белья, одежды, обуви, жилища. Соблюдение личной гигиены способствует выздоровлению, сохранению и укреплению здоровья.

Правила приготовления постели больного . Для приготовления постели необходимо иметь комплект белья и постельных принадлежностей, в который входит матрац, две перовые или пуховые подушки с наволочками, простыня, одеяло с пододеяльником и полотенце. На кровать кладут волосяной или ватный матрац с ровной и упругой поверхностью. На подушки надевают чистые и выглаженные наволочки. Простыню и наволочки надо расправить так, чтобы не было складок.

Правила смены постельного и нательного белья . Смену белья производят после очередной санитарной обработки, обычно один раз в 7-10 дней. У тяжелобольных это производят с большой осторожностью. Больного бережно отодвигают на край кровати. Если позволяет его состояние, то кладут на бок, свободную половину грязной простыни по ширине скатывают к спине, а на освободившемся месте расстилают чистую простыню, половина которой соответственно скатана. Валики из чистой и грязной простыней лежат рядом. Затем больного перекладывают на чистую половину простыни, убирают грязную, развертывают чистую и заканчивают перестилку (рис. 30, б).

Если больному запрещены движения в постели, то простыню меняют другим способом. Вначале слегка поднимают голову больного, а головной конец простыни собирают складками к пояснице, затем поднимают ноги и таким же образом к пояснице собирают другой конец простыни, после чего ее осторожно извлекают из-под больного. Одновременно с другой стороны под поясницу подводят чистую простыню, скатанную по длине двумя валиками, а затем тщательно расправляют ее с обеих сторон - к голове и ногам (рис. 30, а).

При смене нательного белья важна определенная последовательность: рубашку со спины поднимают кверху, снимают сначала с головы, а затем с рук; надевают ее в обратном порядке - сначала продевают руки, затем голову и расправляют. При заболеваниях или травмах конечностей белье сначала снимают со здоровой конечности, а затем с больной. Надевают белье в обратном порядке, то есть сначала на поврежденную конечность.

Правила ухода за кожей больного . При уходе за больным важно обеспечивать чистоту его кожи. Если состояние больного удовлетворительное, то он принимает душ или общую гигиеническую ванну с погружением в воду всего тела, за исключением верхней части груди, в полусидячем положении. Лежачим больным делают местные ванны с погружением только какой-нибудь части тела, например рук или ног. Температура воды должна быть +37...38°С, продолжительность процедуры не более 15 мин. Тяжелобольным ежедневно обтирают лицо ватой, смоченной в теплой воде (температура +36...37°С). Тело обтирают губкой или полотенцем смоченным теплой водой с туалетным мылом, по частям, поочередно, в определенной последовательности: шея, грудь, руки, живот, бедра, ноги, растирая смоченные участки сухим полотенцем до ощущения тепла.

Больным со строгим постельным режимом для утреннего туалета в постель подают теплую воду и тазик. С помощью сандружинницы они моют сначала руки, а затем лицо, шею и уши. Подмышечные области, паховые складки, складки под молочными железами, особенно у людей с повышенной потливостью и у тучных больных, моют особо тщательно и вытирают насухо, в противном случае в складках кожи развиваются опрелости.

Тщательного ухода требует область половых органов и заднего прохода. Ходячие больные для этой цели пользуются специальными унитазами (биде) с подачей теплой воды вертикальной струей либо подмываются иным способом, а лежачих больных подмывают не реже 1 раза в сутки. При этом под таз больного подкладывают клеенку, подводят подкладное судно и предлагают согнуть в коленях и несколько развести ноги, Из кувшина на промежность направляют струю теплой воды или слабого раствора перманганата калия. Затем стерильным ватным шариком, зажатым корнцангом, производят несколько движений в направлении от половых органов к заднему проходу. Другим ватным шариком осушают промежность (направление этих движений должно быть таким же).

Появление пролежней у лежачих больных - свидетельство плохого ухода за ними. Пролежень - поверхностная или глубокая язва, образующаяся вследствие нарушения кровообращения и омертвения тканей. Появлению их способствуют неудобная, неровная, редко перестилаемая постель с наличием складок и крошек пищи; рубцы на рубашке и простыне, а также мацерация (влажное размягчение) кожи у тяжелобольных в результате несистематического обмывания и обтирания участков кожи, загрязненных испражнениями и мочой. Наиболее часто пролежни локализуются в области крестца, лопаток, копчика, пяток, затылка, седалищных бугров и в других местах с костными выступами, где мягкие ткани сдавливаются постелью.

Места, наиболее опасные в отношении пролежней, растирают стерильной марлевой салфеткой, смоченной камфарным спиртом, одеколоном или 0,25%-ным раствором нашатырного спирта, не менее 1 раза в сутки, делают легкий массаж. Периодически меняют положение больного в постели, если нет противопоказаний к этому. Под места наибольшего давления подкладывают резиновые круги, предварительно покрытые тканью. Участки покраснения (первые признаки развития пролежней) кожи смазывают 5-10%-ным раствором перманганата калия или 1%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого 1-2 раза в сутки. Образующаяся при этом плотная корка предупреждает некротизированные участки от увлажнения и инфицирования. По назначению врача делают повязки с мазью Вишневского, которая способствует ускорению процессов заживления.

Правила ухода за волосами и ногтями больного . Голову моют теплой водой с мылом раз в 7-10 дней, после мытья волосы насухо вытирают и расчесывают. Не следует расчесывать волосы металлическими расческами, так как они раздражают кожу головы. Длинные волосы расчесывают отдельными прядями, постепенно переходя все ближе к коже. Гребни и расчески следует постоянно сохранять в чистоте: мыть в горячем 2%-ном растворе гидрокарбоната натрия и периодически протирать этиловым спиртом, уксусом. Ногти на руках и ногах регулярно подстригают (обрезают).

Правила ухода за полостью рта больного . Удаление налета, образующегося на слизистой оболочке полости рта и на зубах, а также остатков пищи осуществляется при помощи механической очистки зубной щеткой или марлевой стерильной салфеткой вечером и утром. Движение зубной щетки делают по оси зубов, чтобы освободить межзубные промежутки от остатков пищи и сами зубы от налета: на верхней челюсти - сверху вниз, а на нижней - снизу вверх. Затем зубную щетку промывают теплой чистой водой с мылом, намыливают и оставляют до следующего пользования.

Во время жевания твердой пищи происходит самоочищение полости рта. У тяжелобольных оно нарушается. Уход за полостью рта состоит в протирании, промывании или орошении во избежание повреждений слизистой оболочки десен при пользовании зубной щеткой.

Протирание зубов и языка производят с помощью зажатого пинцетом ватного или марлевого шарика, смоченного 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия, 3%-ным раствором перекиси водорода, слабым раствором перманганата калия, физиологическим раствором. Протирают каждый зуб в отдельности, особенно тщательно у шейки его. Для протирания верхних коренных зубов нужно шпателем хорошо оттянуть щеку, чтобы не внести инфекцию в выводной проток околоушной железы, расположенный на слизистой оболочке щек на уровне задних коренных зубов.

Промывание полости рта, которое у тяжелобольных следует делать после каждого приема пищи, производят с помощью резинового баллона. Для этой цели используют те же лекарственные растворы, что и при протирании. Больного усаживают с несколько наклоненной головой, для того чтобы жидкость не попала в дыхательные пути. Шею и грудь закрывают клеенчатым фартуком, а под подбородок подставляют почкообразный лоток. Угол рта оттягивают шпателем и струей жидкости под умеренным давлением промывают сначала загубные складки, а затем и собственно полость рта.

Правила ухода за полостью носа, ушами и глазами . Из отделяемого полости носа образуются корки; нарушающие носовое дыхание. Для удаления их в носовые ходы вводят марлевую салфетку, смоченную в вазелиновом масле, и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корки. У детей носовые ходы прочищают ватным фитильком.

Уход за ушами заключается в регулярном мытье их теплой водой с мылом и осторожном очищении наружного слухового прохода от ушной серы с помощью ватного фитилька.

Если выделения из глаз склеивают ресницы и веки, то требуется промывание глаз. Для этой цели используют 2%-ный раствор борной кислоты, физиологический раствор, охлажденную кипяченую воду. Промывание производят с помощью стеклянного сосуда-ундинки, пипетки, увлажненного стерильного марлевого шарика. Перед процедурой ухаживающий тщательно моет руки, а затем струей жидкости промывает сначала края сомкнутых век глаза, затем глазное яблоко, пальцами левой руки раздвигая веки и направляя струю от виска к переносице по ходу слезного канала.

Понятие о лечебном питании больных, кормление их и подача питья тяжелобольным . Лечебное питание предусматривает определенный качественный состав пищи (белков, жиров, углеводов, витаминов, ферментов, микроэлементов, минеральных солей и воды), количество, сроки и частоту принятия. Для больного человека наилучшим является четырехразовое питание, ежедневно в одни и те же часы. Беспорядочное питание в разное время со значительной одномоментной перегрузкой желудка понижает усвояемость пищи и приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Пищу подают в столовую, где за один стол усаживают больных, получающих одинаковую диету.

Тяжелобольных кормят с ложки, придав им сидячее или полусидячее положение, под подбородок кладут салфетку или полотенце. Поить следует из специального поильника или небольшого чайника (рис. 31). Посуду, которой пользовался больной, надо тотчас после принятия пищи вымыть горячей водой с горчицей и мылом, предназначенным для мытья столовой посуды, а затем обдать крутым кипятком.

Вопросы . 1. Как приготовить постель больному, сменить постельное и нательное белье? 2. Как осуществляется уход за кожей больного при наличии пролежней и каковы меры их профилактики? 3. Как осуществляется уход за полостью рта, носа, ушами, глазами, волосами и ногтями больного? 4. Как кормить и поить тяжелобольных?

ПЛАН.

I. Гигиена больного в больничном учреждении.

1. Кровать.

2. Уход за кожей .

3. Уход за волосами и ногтями.

4. Уход за полостью рта.

5.

6. Уход за глазами.

7. Пролежни, их предупреждение и лечение.

II. Уход и наблюдение за больными на дому.

1. Комната больного .

III. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста.

IV. Заключение.

V. Библиография.

I . Гигиена больного в больничном учреждении.

Одним из важнейших условий сохранения здоровья является соблюдение правил личной гигиены. Еще большее значение приобретает личная гиена для больных, ослабленных людей. Соблюдение личной гигиены больными способствует их быстрейшему выздоровлению и предупреждает развитие многих осложнений.

1. Основным местом пребывания больного в лечебном учреждении является кровать .В зависимости от состояния больного и врачебных назначений его положение может быть активным, пассивным и вынужденным. В активном состоянии больной может самостоятельно вставать с постели, сидеть, ходить и пользоваться уборной. При пассивном положении больной лежит в постели и самостоятельно не может встать, повернуться, изменить положение. Вынужденное положение больного в постели характеризуется тем, что он сам занимает такое положение, при котором чувствует себя лучше и при котором уменьшаются или исчезают боли. Например, при резких болях в живот больной лежит, подтянув ноги к животу, а при отдышке садится на кровать, опираясь руками на ее край.

Кровати в лечебных учреждениях используются обычно стандартные. Некоторые кровати имеют специальные приспособления для поднимания ножного и головного конца.

При кормлении больного иногда применяют небольшие столики, которые ставят на постель перед головой больного. Для того чтобы придать больному полусидячее положение, нож подушку подкладывают подголовник, а для упора ног кладут деревянный ящичек перед ножной спинкой кровати. В прикроватном столике имеется отделение для хранения разрешенных личных вещей.

Матрац должен быть гладким, без впадин и бугристости. Подушки желательно иметь перовые или пуховые. В последнее время появились подушки из синтетических материалов. Они наиболее гигиеничны.

Одеяла больным подбирают по сезону (байковые или шерстяные). Постельное белье состоит из наволочек для подушек, простыни и пододеяльника (можно заменить второй простыней). Белье меняют еженедельно или чаще, если оно загрязняется. Простыни у тяжелобольных должны быть без швов и рубцов. Каждому больному дают полотенце.

Больным с непроизвольным мочеиспусканием и другими выделениями под простыни подкладывают клеенку. Неопрятная постель, грязное, в складках постельное белье часто могут быть причиной появления пролежней и гнойничковых заболеваний кожи у слабых больных. Постели больных не менее 2 раз в сутки перестилают. Слабых больных (пассивно лежащих) систематически силами младшего персонала следует переворачивать с бока на бок с учетом характера заболевания.

Смену простыни у тяжелобольных производят обычно одним из следующих двух способов. По первому способу больного поворачивают на бок к одному из боковых краев кровати. Грязную простыню свертывают по направлению к больному, а затем чистую простыню, скатанную валиком в длину, раскатывают по матрацу и ее валик укладывают рядом с валиком грязной простыни. Больного поворачивают через оба валика на другую сторону кровати, уже покрытую чистой простыней, после чего снимают грязную простыню и полностью раскатывают валик чистой простыни. По второму способу поочередно поднимают ноги и таз больного и по направлению к его голове сворачивают валиком грязную простыню, а вместо нее раскатывают свернутую в поперечный валик чистую простыню. Затем поднимают туловище больного, снимают грязную простыню и на ее место раскатывают вторую половину чистой простыни. При наличии двух санитаров при смене постельного белья лучше всего на это время переложить больного на каталку.

Смена рубашки у тяжелобольного. Больного приподнимают над подушкой, сзади снизу поднимают рубашку до затылка, снимают ее через голову, а затем поочередно высвобождают рукава. При надевании рубашки поступают наоборот. Сначала поочередно вдевают руки в рукава, а затем надевают рубашку через голову и расправляют вниз. При больной руке снимают рукав рубашки со здоровой рукой, а затем с больной, а надевают рукав раньше на больную руку, а затем на здоровую. Для удобства рекомендуется тяжелобольным надевать рубашки типа детских распашонок.

2. Уход за кожей . Кожа играет большую роль в жизнедеятельности человека. Она участвует в терморегуляции организма, выделении с потом продуктов обмена веществ, регуляции нервных процессов и т.д. Вместе с тем кожа легко загрязняется, что ведет к ослаблению ее функций и может вызвать гнойничковые и другие заболевания кожи. Загрязнению может способствовать и усиленное потение. Уход за кожей больного имеет большое значение для его быстрейшего выздоровления.

Для поддержания нужной чистоты тела больной один раз в неделю и не реже одного раза в 10 дней принимает гигиеническую ванну или душ при температуре воды 36-38° С. мытье производят мылом и мочалкой (губкой), которые хранят в дезинфицирующем растворе (2% раствор карболовой кислоты, 1% раствор хлорамина и др.). Ванну до и после мытья каждого больного тщательно моют и ополаскивают дезинфицирующими растворами.

Больной моется с помощью санитарки под контролем медицинской сестры. Особенно тщательно моют паховые и подмышечные области, промежность и волосистые части тела. При наличии противопоказаний к принятию ванны больного обтирают влажным полотенцем, смоченным водным раствором спирта или одеколона.

После гигиенической ванны (душа) больному меняют нательное и постельное белье.

Под контролем медицинского персонала больные сами или с помощью санитарки ежедневно утром и вечером моют лицо, шею и руки; руки моют также перед каждым приемом пищи и после посещения уборной. Слабым больным лицо и руки обтирают влажным полотенцем (смоченным в воде). Рекомендуется один раз в 3-4 дня делать им в положении лежа ножные ванночки в тазу, поставленном на кровать. При наклонности к потливости ноги моют ежедневно и после мытья присыпают тальком или другими средствами.

3. Уход за волосами и ногтями. При поступлении больного в больницу ему стригут волосы. При несогласии волосы могут быть сохранены. При этом волосы на голове следует мыть еженедельно (даже слабым больным). Если больной слабый, то волосы моет санитарка. После мытья с мылом волосы насухо вытирают полотенцем и тщательно расчесывают. При наличии вшей волосы стригут обязательно. Для борьбы с завшивленностью волосы посыпают дустом ДДТ.

Ногти на руках и ногах у всех больных коротко подстригают, чтобы под ними не скапливалась грязь. Слабым больным это делает медсестра.

Подмывание и спринцевание. В чистоте должны содержаться половые органы, как у мужчин, так и у женщин. Помимо их обмывания во время принятия еженедельных гигиенических ванн или душа, рекомендуется ежедневно обмывать половые органы, а также промежность в области заднего прохода и насухо вытирать. Во многих лечебных учреждениях для этих целей имеется специальный душ для промежности.

При наличии обильных выделений из влагалища и воспалительных явлений применяют спринцевание слабым раствором перманганата калия из кружки Эсмарха или специальной резиновой груши (баллона) для спринцевания.

4. Уход за полостью рта. В течение дня в полости рта на слизистой оболочке, зубах и между ними скапливаются слизь и частички пищи, в которых размножаются многочисленные микробы, нередко болезнетворные. Полость рта и зубы, особенно у больных, должны содержаться в чистоте. Для этого активные больные самостоятельно утром при умывании и перед отходом ко сну чистят зубы щеткой с помощью зубной пасты (порошка) и тщательно прополаскивают рот водой. Рекомендуется также полоскать рот после каждого приема пищи. При наличии кандидамикозов полости рта рекомендуется прополаскивать ее 3 раза в день белковой водой и растворами Люголя.

У слабых больных уход за полостью рта осуществляется медицинским персоналом. Для того чтобы не повредить слизистой оболочки рта, в этих случаях вместо зубной щетки зубы протирают со всех сторон ватным тампоном (с помощью пинцета), смоченным одним из следующих растворов: хлорида натрия (0,9%), гидрокарбоната натрия (0,5%), перикиси водорода (0,5%). После протирания зубов полость рта осторожно промывают с помощью резинового баллона, шприца без иголки или из кружки Эсмарха, соединенной резиновой трубкой со стеклянными или, лучше, пластмассовым наконечником. Для промывания полости рта применяют те же растворы, что и для протирания зубов.

Для того чтобы не замочить постельное или нательное белье при обработке полости рта у слабого больного, его шею и грудь покрывают клеенчатым фартуком, а под подбородком держат лоток или тазик.

5. Уход за носом, ушами и глазами. Во избежание образования корок и обилия слизи в полости носа его под утрам промывают теплой водой. При необходимости корочки в носу размягчают, смазывая глицерином или вазелином. В ушах больных может скапливаться так называемая ушная сера (желтовато-коричневая масса), которая может твердеть и образовывать «ушные пробки», что понижает слух. Рекомендуется ежедневно по утрам при умывании наружные слуховые проходы промывать теплой водой с мылом.

При образовании ушных пробок их нельзя выковыривать твердыми предметами во избежание повреждения барабанной перепонки. Надо закапать в наружный слуховой проход несколько капель 3% раствора перекиси водорода и затем протереть ватным тампоном. Серные пробки можно также удалить спринцеванием наружного слухового прохода с помощью сильной струи воды из ушного шприца или резинового баллона. При необходимости следует обратиться за помощью к врачу.

Соблюдение правил личной гигиены пациентов, имеет большое значение. Удобная кровать, чистая постель создают условия для быстрого выздоровления пациентов предотвращения осложнений. И поэтому правильный уход, личная гигиена, санитарная обработка пациентов имеет большое значение. Чем тяжелее заболевание у пациента, тем сложнее за ним ухаживать. Поэтому медицинская сестра должна хорошо усвоить методику проведения всех манипуляций и процедур по уходу за пациентами и уметь четко их выполнять.

В стационаре нужно соблюдать санитарно-эпидемический режим, проводить санитарную обработку пациентов, поступающих в стационар. При поступлении в стационар пациенты, при необходимости, проходят санитарную обработку в приемном отделении, включающую: принятие душа или ванны, стрижку ногтей и другие процедуры, в зависимости от результатов осмотра. После санитарной обработки пациенту выдается комплект чистого нательного белья, пижаму/халат, тапочки. Личная одежда и обувь оставляется в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передается его родственникам (знакомым). Допускается нахождение пациентов в стационарах в домашней одежде. Личная одежда пациентов инфекционными заболеваниями должна подвергаться камерной дезинфекции в случаях, предусмотренных санитарными правилами.

В отделении пациенту выдается мыло, полотенце, стакан (чашка, кружка), при необходимости - поильник, плевательница, подкладное судно с подставкой. Разрешается использовать собственные предметы личной гигиены.

Гигиеническая обработка пациентов (при отсутствии медицинских противопоказаний) должна осуществляться не реже 1 раза в 7 дней с отметкой в истории болезни. Гигиенический уход за тяжелобольными (умывание, протирание кожи лица, частей тела, полоскание полости рта и т.д.) проводится утром, а также после приема пищи и при загрязнении тела. Периодически должны быть организованы стрижка и бритье пациентов.

Смена белья пациентам должна проводиться по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное белье подлежит немедленной замене.

Важное место в уходе за пациентами занимает уход за чистотой кожи. Кожа человека выполняет защитную функцию, участвует в теплопродукции и обмене веществ. Поэтому чистота кожи и отсутствие повреждений являются главными условиями ее нормальной деятельности.

Сохранению упругости, мягкости и гибкости кожи способствует функция сальных и потовых желез. Однако скопление сала и обильное потоотделение приводят к загрязнению кожи.

Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы от 3,5 до 7 л пота. Вместе с салом и потом на коже скапливаются микроорганизмы, которые вызывают кожный зуд. Зуд ведет к расчесам, появлению ссадин, являющихся входными воротами для проникновения микроорганизмов в толщу кожи. Если не следить за кожей, на ней могут образовываться участки опрелости.

Соблюдение правил личной гигиены имеет немалое значение для выздоровления пациента, а также для профилактики различных осложнений.

Чтобы кожа была чистой и нормально функционировала, необходимо проводить ежедневный туалет.

Если позволяет состояние пациента, то гигиенические мероприятия он выполняет сам, сидя в постели, необходимо только организовать ему проведение этой процедуры.

Поскольку пациент человек больше времени проводит в постели, очень важно, чтобы кровать была удобной, а постель чистая, сухая, ровная. Правильное подготовка постели и контроль за ее состоянием – это создание комфортного положения пациенту профилактика развития опрелости, пролежней и других осложнений.