Open
Close

Царь алексей михайлович тишайший. Алексей Михайлович Романов - «тишайший царь

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ТИШАЙШИЙ-2 Царь Земли Русской

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. С течением времени у ребёнка (11-12 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также Космография. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а c 16-ти лет он вступил на престол московский.

Выход Михаила Федоровича с царскими регалиями в Успенский собор во время венчания на царствие. 11 июля 1613. Гравюра по рисунку начала 1670-х гг.
С юности царевича увлекала также соколиная охота,


в зрелом же возрасте он написал собственноручно едва ли не первое в русской истории руководство для охотников – Уложенье сокольничья пути.

Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича. Гравюра с картины А.Д. Литовченко. 1889

Здоровый, румяный, добродушный, веселый (что неоднократно отмечалось современниками – соотечественниками и иностранцами), Алексей Михайлович на всю жизнь сохранил любовь к искусствам, умел разбираться в литературе, поощрял художников, архитекторов и прочих служителей Муз.

Театр при царе Алексее Михайловиче. Извлечение из труда Б.В. Варнеке «История русского театра». 1914

В правление Алексея Михайловича была предпринята попытка завести при дворе театр на иностранный манер. Заводить иноземную «диковину» царь решился только с благословления патриарха, боясь греховности театральных деяний.

Для спектаклей было даже выстроено специальное помещение, написаны декорации, заведена бутафория. Пьесы ставились на библейские и мифологические сюжеты сначала на немецком языке, так как первые устроители театра были иноземцы, а затем и на русском. Новая затея стала одним из самых любимых развлечений при московском дворе, но оказалась недолговечной. После смерти Алексея Михайловича придворный театр прекратил свое существование и возродился только при Петре I.

Духовная атмосфера раннего детства и юности, углубленное чтение церковных книг развили в царевиче Алексее православное благочестие. До конца жизни Алексей Михайлович был искренне верующим человеком, строго соблюдал не только великие, но и обычные посты по понедельникам, средам и пятницам (в эти дни он ничего не ел, пил только воду).


Вербное Воскресенье в Москве в царствование Алексея Михайловича. В. Б. Шварц, 1865
(кликабельно)

Даже став царем, он ходил в церковь в Страстную неделю Великого поста в простой одежде, повязав волосы на голове кожаным ремешком, пешком – как простолюдин-ремесленник, а не как самодержец. Принимая послов, он обряжался в пышные и роскошные одеяния, говоря о себе: «мне, грешному, здешняя честь – аки прах». Именно в годы его правления Россия стала считаться истинно православным царством, куда из иных земель свозились православные церковные реликвии, спасенные от «иноверцев»-мусульман.

В годы своего 30-летнего царствования Алексей Михайлович совершенствовал и ежедневно соблюдал дворцовый церемониал, придавая его деталям – одежде, украшениям, музыке, декоративному фону, поэтическим речам – державную торжественность и величие. Он желал превзойти (и в чем-то превзошел) европейские монаршие дворы.
Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет, когда он был впервые торжественно «объявлен» народу.
В 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, он вступил на престол,


Константин Маковский. Эскиз картины «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Для выбора супруги московскому царю был устроен смотр невест из русских красавиц. На смотр к Алексею привели почти двести девушек. Свой выбор он остановил на Евфимии Фёдоровне Всеволожской, дочери касимовского помещика. Царь отправил ей платок и кольцо в знак обручения.
Однако, согласно сообщению Олеария, свадьба была расстроена боярином Борисом Морозовым, царским воспитателем, обладавшем при дворе большой властью. Он желал породниться с царём, женив Алексея Михайловича на одной из сестёр Милославских - Марии, а себе взяв в жёны другую - Анну. Морозов подкупил парикмахера, и тот во время обряда наречения царской невестой так стянул девушке волосы, что она упала в обморок. Подкупленный Морозовым врач усмотрел в этом признаки падучей болезни. Отца невесты обвинили в сокрытии болезни и со всей семьёй отправили в ссылку в Тюмень. (Аналогичный случай произошёл с отцом Алексея: выбранная им на смотре Мария Хлопова тоже была «изведена интригами» и сослана).


женившись на Марии Ильиничне Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, нажил с нею 13 детей (в том числе будущих царей Федора и Ивана, а также царевну-правительницу Софью). Изображение царицы Марии Ильиничны
на иконе «Кийский крест»,
изограф Богдан Салтанов, 1670-е годы

С первых же лет своего царствования он стремился сделать Кремль, уже тогда видимый за много верст, «восхищающим взор красотой и величием, множеством куполов, сверкающих золотом». В царском дворце он распорядился оклеить стены позолоченной кожей; вместо традиционных русских лавок – поставить стулья и кресла «на немецкий и польский образец», активно работали в Кремле и мастера фигурной резьбы по дереву (в стиле рококо). Одновременно в селе Коломенском велось строительство загородной резиденции. Там стремительно росли стены «сказочного», по словам английских послов, Коломенского деревянного дворца (сгоревшего спустя век и сохранившегося лишь на рисунках 17–18 вв.).


Kоломенское. Дворец царя Алексея Михайловича. 1660-1670-е гг. Гравюра Ф.
Под руководством плотницкого старосты Семена Петрова и плотника Ивана Михайлова. Росписью дворца руководили известные изографы Симон Ушаков и Богдан Салтанов.

Коломенский дворец имел 270 комнат, которые подразделялись на хоромы царя, царевича, царицы и царевен, отличавшиеся размерами и характером внешнего и внутреннего убранства. Все палаты соединялись между собой переходами, которые образовывали внутренние дворики. Резные срубы хором завершались живописными кровлями самых различных и очень затейливых форм. Назывались они по-разному: кубы, маковки, луковицы, шатры, бочки, палатки и т. д. Очень нарядны были разноцветные чешуйчатые кровли с позолоченными гребешками, флюгерами, подзорами.

Резьба была раскрашена яркими цветами и местами густо покрыта сусальным золотом или серебром. В комнатах, предназначенных для выхода царя, двери были оформлены наиболее богато. Двери других помещений были расписаны «живописным письмом»: на их полотнищах изображались цветки, травы, птицы, звери и картинки русской природы. Резное убранство фасадов и интерьеров Коломенского дворца поражало богатством форм орнамента и исполнительскими приемами. Все вместе создавало почти сказочное впечатление.
Вообще царь умел отзываться на чужое горе и радость; замечательны в этом отношении его письма к А. Ордину-Нащокину и князю Н. Одоевскому. Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своём мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией Петра. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час» (то есть всему своё время) - писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».
Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке; сам он писал Никону в 1661 году, «что слово его стало во дворце добре страшно». - Слова эти, однако, на деле не вполне оправдались. Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Таким «особенным», особенно любимым другом стал Никон.


Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 года усмирял мятежников, Никон овладел доверием царским, посвящён был в патриархи 25 июля 1652 года и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Из числа последних особенное внимание правительства привлекали внешние отношения. Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией. Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Однако царь не пожелал долго терпеть патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. Для суда над Никоном в 1666г. был созван Церковный собор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон без разрешения царя оставил церковь и отрекся от патриаршества, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор 1666-1667гг. поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников, которые стали именоваться старообрядцами. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. По Соборному уложению 1649г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666-1667гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

В последние годы правления царя Алексея при дворе особенно возвысился Артамон Сергеевич Матвеев.


Через два года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669 г.) царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной


(родившей ему троих детей и, в частности, будущего императора Петра I)
1-го сентября 1674 г. царь «объявил» сына своего Фёдора народу как наследника престола, а под 30 января 1676 г. умер 47-ми лет от роду.
Главным итогом его правления (более, чем 30-летнего) было превращение сословно-представительной монархии в абсолютную (последний созыв Земского собора пришелся на 1653 и был посвящен «украинскому вопросу», упало значение Боярской думы). Самодержцу льстило собственное умение ведать государственными делами, контролировать деятельность госучреждений через Приказ Тайных дел. Будучи образованным человеком, Алексей Михайлович сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы, первым из русских царей стал их собственноручно подписывать. Своим сыновьям самодержец передал в наследство мощное государство, признанное за рубежом. Одному из них – Петру I Великому – удалось продолжить дело отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание огромной Российской империи.
Браки и дети

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Трое из его сыновей впоследствии царствовали. Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.

От первой супруги Марии Ильиничны Милославской родились тринадцать детей:

Дмитрий (октябрь 1648 - октябрь 1649)
Евдокия (февраль 1650 - март 1712)
Марфа (август 1652 - июль 1707)
Алексей (февраль 1654 - январь 1670)
Анна (январь 1655 - май 1659)
Софья (сентябрь 1657 - июль 1704) - Правительница при малолетних царях Петре и Иване
Екатерина (ноябрь 1658 - май 1718)
Мария (январь 1660 - март 1723)
Фёдор (май 1661 - апрель 1682) - будущий царь Федор III Алексеевич
Феодосия (май 1662 - декабрь 1713)
Симеон (апрель 1665 - июнь 1669)
Иван (август 1666 - январь 1696) - будущий царь Иван V Алексеевич будет царствовать
совместно с царем Петром I Алексеевичем
Евдокия (февраль 1669 - февраль 1669)

От второй супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной родились трое детей:

Пётр (май 1672 - январь 1725) - будущий император Петр I Алексеевич
Наталья (август 1673 - июнь 1716)
Феодора (сентябрь 1674 - ноябрь 1678)


http://bibliotekar.ru/rusRomanov/2.htm
http://aminpro.narod.ru/strana_0035.html

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «тишайший». Что же оно означает?

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что второго Романова прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова - ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: « От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките ».

Таков был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли.

Протопоп Аввакум обличает: "... И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, - больше всех святых от века! - да помянет господь бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков ».
Но царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: " А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще гордости той! " и т.д.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что « прежде сего никогда не бывало ». А по отзыву протопопа Аввакума, царь « накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя ». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век - «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву" (особый словесно-музыкальный жанр). Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины".

Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел « благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось ».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного " гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича ".

И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

18 июня 1676 года, в день венчания на царство Фёдора Алексеевича, Симеон Полоцкий поднёс ему "Гусль доброгласную" - книжку, посвящённую " нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю ".
В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии чудовский монах Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу " яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича ". Просто "тишайшим" Петр назван в надписании "Риторической руки" Стефана Яворского - точнее, в русском ее переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Он же в "Лексиконе треязычном" перевёл "тишайший" как serenissimus, каковой эпитет употреблялся в титуле римских императоров. А это уже окончательно развенчивает миф о том, что Алексей Михайлович заслужил у современников прозвище "тишайший" благодаря своей кротости и смирению.

Использованная литература:
Ключевский В.О. Алексей Михайлович (в курсе "Лекции по русской истории").
Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 17-21.

Алексей Михайлович

Неизвестный художник. Портрет царя Алексея Михайловича.
Копия первой половины XVIII века с парусины XVII века.

Алексей Михайлович (1629-1676) - русский царь с 1645 г., сын первого царя из династии Романовых - Михаила. Во внутренней политике продолжил политику отца по восстановлению и дальнейшему развитию страны после разрухи Смутного времени. Его правление характеризуется усилением центральной власти и шагами на пути к установлению абсолютной монархии (см. Абсолютизм). Было юридически оформлено крепостное право (см. Соборное уложение 1649 г.). Специализация производства, частновладельческие мануфактуры (30), ярмарки, привлечение на службу иностранцев (Немецкая слобода) способствовали установлению экономических связей между отдельными частями страны и началу складывания всероссийского рынка. Социально-политическая обстановка в правление Алексея Михайловича была нестабильной. Реформа патриарха Никона привела к церковному расколу, а конфликт царя и патриарха привел к первым мерам по подчинению церкви государству. Во внешней политике при нем с Россией была воссоединена Левобережная Украина на правах автономии, возвращены Смоленская и другие западные земли. На востоке русские землепроходцы достигли Тихого океана, и река Амур стала границей с Китаем. Бунташным веком назвали XVII век.

В правление Алексея Михайловича были крупные городские восстания (Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г. в Москве, восстания в Новгороде, Пскове и др.), крестьянская война под предводительством Разина (1670- 1671), Соловецкое восстание 1668-1676 гг. и др.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 13-14.

Дриугие биографические материалы:

Далее читайте:

Ваняшина Д.И. Царь Алексей Михайлович Тишайший в его переписке . (Конкурс "Наследие предков - молодым").

Персоналии:

Алексей Алексеевич (1654-1670), царевич, 2-й сын царя Алексея Михайловича.

Бредихин Мартемьян , думный дьяк, посланник Алексея Михайловича к гетману Б.Хмельницкому.

Иванов Алмаз (Ерофей) Иванович (?-1669), деятель в правительстве царя Алексея Михайловича.

Кикин Василий Петрович , стольник, воевода и посол в XVII в.

Коллинз (Collins), Самюэл (?-1671), врач царя Алексея Михайловича, англичанин.

Милославская Мария Ильинична (1626-1669), первая жена царя Алексея Михайловича.

Милославский Иван Богданович (?-1681), боярин, двоюродный брат царицы Марии.

Милославский Иван Михайлович (?-1685), окольничий.

Милославский Илья Данилович (1595-1668), сын курского воеводы.

Наталья Алексеевна (1673-1716), дочь царя Алексея Михайловича.

Наталья Кирилловна , царица - жена царя Алексея Михайловича (Тишайшего).

Хилков Иван Андреевич , князь, меньшой боярин и воевода.

Хитрово Богдан-Иов Матвеевич (1615 -1680), ближайший боярин царя Алексея Михайловича.

Хмельницкий Богдан (Зиновий) (ок. 1595-6.08.1657), русский государственный деятель, полководец, гетман Малороссии.

Литература:

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2006;

Гурлянд И. Я. Приказ великого государя Тайных дел, Ярославль, 1902;

Душечкина К. В. Царь Алексей Михайлович как писатель. (Постановка проблемы) // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976;

3аозерский А. И. Царская вотчина XVII в. М., 1937;

3иборов В. К., Лобачев С. В. Алексей Михайлович // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 41. С. 25–27;

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. Сергиев-Посад, 1909–1912;

Ключевский В. О. Соч., М., 1988, т. 3;

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1992. Кн. 3;

Пресняков А. К. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.

Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. N 4 - 5.

Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. XI, ч. 1. С. 362. -

Mартенс, Ф. Ф, Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами. Т. 1, 5. Спб. 1874, 1880. Т. 1. С. XVII- XXI, 1-13. Т. 5. С. 1-13. -

Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 3, 4, 10. Спб. 1854, 1856, 1871. -

Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён. Т. 10- 12. -

Кологривов, С. Н. Материалы для истории сношений России с иностранными державами в XVII в. Спб. 1911. 160 с. -

Мейерберг, А. Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году. М. 1874. VII, 216, XXVIII с. -

Посольство Кунраада фон Кленка к царям Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу. Спб. 1900. 7, CLXXVI, 650с. - Семёнов, В. К истории сношений со Швецией. Отрывки шведского дневника времён царя Алексея Михайловича. "Чтения в О-ве ист. и древн. росс." 1912. Кн. 1 [отд. III]. С. 1-28. -

Ульяницкий, В. А. Сношения России с Среднею Азиею и Индиею в XVI-XVII вв. По документам Моск. главн. архива Мин-ва иностр. дел. "Чтения в О-ве ист. и древн. росс." 1888. Кн. 3 [Отд. II]. С. 1-62. -

Иконников, В. С. Ближний боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, один из предшественников петровской реформы. "Русская старина". 1883. Кн. 10. С. 17-66. Кн. 11, С. 273-308. -

Карпов, Г. Переговоры об условиях соединения Малороссии с Великою Россией. (Из истории смутного времени в Малороссии. Год 1654). "Журнал Мин-ва нар. просв." 1871. Ноябрь, С. 1-39. Декабрь. С. 232-269. -

Капустин, М. Дипломатические сношения России с Западною Европою, во второй половине XVII-го века. М. 1852, X, 146 с. -

Лодыженский, А. Посольство в Англию князя Прозоровского, дворянина Желябужского и дьяка Давыдова в 1662 году. Спб. 1880. 23 с. -

Савич, О. А. Андрусiвське перемир я 1667року."Науковi записки". 1946. Кн. 2. С. 131-150. -

Форстен. Г. В. Сношения Швеции и России во второй половине XVII века (1648-1700). "Журнал Мин-ва нар. просв." 1898. Февраль. С. 210-277. Апрель. С. 321-354. Май. С. 48-103. Июнь. С. 311-350. 1899. Июнь. С. 277-339. -

Чертков, А. Описания посольства, отправленного в 1659 году от царя Алексея Михайловича к Фердинанду II, великому герцогу Тосканскому. "Русский исторический сборник". 1840. Т. III. Кн. 4. C. 311-369. -

Эйнгорн, В. О. Дипломатические сношения Московского правительства с правобережного Малороссией) в 1673 году. "Журнал Мин-ва нар. просв." 1898. Май. С. 118-151.

Алексей I Михайлович Тишайший

Алексей Михайлович Тишайший (19 марта 1629 - 8 февраля 1676) - второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 - 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.

Биография

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. С течением времени у ребёнка (11-12 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также Космография. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а c 16-ти лет он вступил на престол московский.

Царство

Алексей Михайлович вступил на престол в 16 лет. Юного царя окружали люди, более озабоченные личной выгодой, чем государственной. Таким был воспитатель Алексея, боярин Морозов. Еще более своекорыстным оказался царский тесть Милославский. Все это привело к массовому недовольству. Московские купцы жаловались царю на иноземцев, особенно англичан, получивших благодаря взяткам многие льготы и преимущества, а русские торговцы и казна терпят убытки. Покровительствовал иноземцам сам боярин Морозов.

Увеличение пошлины на соль в 1648 году привело к массовому недовольству в народе. В Москве вспыхнул Соляной бунт. Бесчинства длились неделю. 6 июня, когда волнение улеглось, Алексей Михайлович торжественно вышел на Лобное место и пообещал «не дать воли злым людям».

Второй бунт произошел в 1662 году. Война с Польшей истощила казну. Взамен серебряной монеты по той же цене стали чеканить медную. Кое-кто из окружения царя наживался на денежных операциях, и вспыхнул Медный бунт. Самый страшный бунт возглавил донской казак Стенька Разин. По Волге издавна ютился беглый люд, грабя своих и персидских купцов. Этот торговый путь привлекал «гулящих» казаков и беглецов из Московского царства, думающих лишь о легкой наживе. В 1667 году часть голытьбы во главе с Разиным, пограбив хлебные караваны, спустилась и к Каспию. С богатой добычей Стенька вернулся на Дон . Царь послал против него сильное войско. В 1670 году под Симбирском атаман был разбит, а на Дону домовитые казаки выдали его властям. Казнили Разина в Москве.

Летом 1648 приказано было собрать все сборники законов и указы, переписать их, дополнить, некоторые законы написать вновь и «уложить все общим советом». Составление сборника законов, названного Уложением, поручили князю Н. Одоевскому. Князь Одоевский являлся главным советником царя после отставки Морозова. В начале 1649 года все 25 глав нового Уложения были готовы и разосланы по всей стране.

Много внимания Алексей Михайлович уделял просвещению. Он воспользовался услугами монахов, воспитанников Киевской православной академии. Один из лучших друзей Алексея Михайловича, окольничий Ф. Ртищев, устроил в Андреевском монастыре общежитие, где монахи переводили сочинения и исправляли богослужебные книги.

Книги и учебники печатались на улице Никольской в московской типографии, ставшей центром просвещения. В 1665 году при Заиконоспасском монастыре Симеон Полоцкий основал школу для дьяков Посольского приказа. В 1687 году по инициативе Симеона здесь открылась Славяно-греко-латинская академия. При Алексее Михайловиче появился первый театр. В окружении царя было все больше высокообразованных людей.

Царь умело выбирал сотоварищей - в Боярской думе заседали знающие люди. Одним из блестящих деятелей XVII века был глава Посольского приказа боярин Афанасий Ордин-Нащокин.


Даровитым и образованным был и преемник Нащокина боярин Артамон Матвеев. Будучи сторонником просвещения, он во многом предвосхитил реформы Петра I.

При царствовании Алексея Михайловича произошли серьезные потрясения в жизни Православной церкви, возникшие в связи с деятельностью патриарха Никона. До введения книгопечатания богослужебные книги переписывались, часто допускались ошибки. Книги переставали соответствовать первоисточникам. Никон решил исправлять их по греческим оригиналам. Многие сочли это, а также и троеперстное знамение кощунством и порчей.
Противников никоновской реформы стали называть старообрядцами. Старообрядцы наотрез отказались признавать решение собора даже под страхом смерти. Особенно активным старообрядцем был протопоп Аввакум. Его сослали в Сибирь и там сожгли. Так в Русской православной церкви произошел раскол. Началась долгая эпоха гонений и расправ над раскольниками.

После кончины в 1682 году Алексея Михайловича на престол вступил его сын Федор (1676-1682). Он с братом Иваном были детьми от первой жены царя Милославской. От второго брака с Натальей Нарышкиной родился Петр. У Федора детей не было, Иван был физически слаб. Надежды на царствование связывали только с Петром.


Вербное воскресенье в Москве в царствование Алексея Михайловича

Литература

  • Российская большая детская энциклопедия, Современный литератор, Минск, 2008

Русского царя «тишайшим» называли ещё в XVI веке. «Тишайший» (позже заменённый на «всемилостивейший») - почётный титул, которым величали властителя Кремля во время молитв и здравиц в его честь. Однако в истории Тишайшим из всех русских монархов остался лишь Алексей Михайлович Романов, второй представитель дома Романовых на российском престоле.

Он был любим народом, религиозен, добр, рассудителен и прекрасно образован для своего времени. Казалось бы, правление «тишайшего» государя должно было отличаться спокойствием, размеренностью и благоденствием. Однако в годы его царствования (1645 - 1676) произошло немало народных волнений внутри страны и военных конфликтов с соседними государствами.

История жизни русского монарха по Михайлович Романов - биография значительной личности, внесшей весомый вклад в историю и культуру Российского государства.

По велению Тишайшего царя, правившего в «бунташный» век, проводились преобразования в армии и монетная реформа. В его царствование было построено первое военное судно, свершались "комедийные действа" (театральные представления), в различные сферы жизни проникала европейская культура, а в традиционной русской культуре появились светская литература и светская живопись.

Алексей Михайлович Романов скончался 29 января 1676 года, благословив на царство сына Фёдора.