Open
Close

Великий инквизитор испании томас торквемада. Торквемада - самый жестокий инквизитор за всю историю церковных судов

Томас Торквемада - один из самых известных инквизиторов католической церкви. Даже сегодня его имя вспоминают с долей страха, так как совершенные им деяния воистину ужасны. И все же многие уверены в том, что именно он соединил воедино враждующую Испанию, тем самым сделав ее самой влиятельной страной того времени. Итак, кем же на самом деле был Черный инквизитор: ярым фанатиком или расчетливым политиком?

Томас Торквемада: биография ранних лет

16 ноября 1414 года в семье католического священнослужителя Иоанна Торквемады родился мальчик. Забегая наперед, следует отметить, что в жилах маленького Томаса текла еврейская кровь, пускай и смешенная с испанской. Однако в будущем Великий инквизитор будет отрицать любые заявления о том, что имеет хоть малейшее родство с «Божьим» народом.

Из-за высокого положения отца семья католиков могла жить вполне обеспеченной жизнью. Благодаря этому Томас сумел получить хорошее образование, что неоднократно помогало ему в решении трудных задач. Естественно, лучше всего юноша разбирался в католических канонах, ведь их ему растолковали отец и родной дядя.

К слову, брат Иоанна Хуан был не менее известной личностью. Благодаря своей вере и знаниям он сумел дослужиться до сана кардинала. Его рукой был написан не один десяток теологических текстов, послуживших основой для обучения богословию.

В поисках себя и Бога

Несмотря на глубокую веру и традиции семьи, Томас Торквемада не сразу стал священнослужителем. Достигнув совершеннолетия, он отправился путешествовать по Европе в надежде найти свое призвание. Больше всего его возмущал тот факт, что его страна никак не могла подняться с колен и воссиять величием. Уже тогда молодой Торквемада задумывался над тем, как же можно изменить текущее положение вещей.

Однако куда важнее то, что именно в этот период юноша встретил свою первую любовь. История умалчивает о том, как звали прекрасную девушку, укравшую сердце будущего инквизитора, но доподлинно известен другой факт. Любовь была безответной: молодая дама не только не обратила внимания на ухаживания Томаса, но и обвенчалась с мавром. Это предательство навсегда отразилось на мировоззрении инквизитора и его будущих планах.

Судьбоносная встреча

Неудача на любовном фронте привела к тому, что Томас Торквемада решает покинуть Испанию и поселиться в Италии. Подобный выбор был вполне очевиден, так как именно в этой стране находилось сердце католической веры. Однако на пути к Риму случилось то, что навсегда изменило судьбу Томаса, а вместе с ней и всю историю человечества.

Так, остановившись на ночь в Сарагосе, Торквемада стал свидетелем яростного спора между доминиканцами и простым людом. Сердце молодого теолога не позволило ему остаться в стороне, и он выступил с красноречивой речью, подтверждающей доводы отцов церкви. Воодушевленные его талантом, доминиканцы предложили Томасу присоединится к их ордену. Но будущий инквизитор наотрез отказался служить их идеалам и продолжил свой путь.

В рядах римско-католической церкви

Однако спустя некоторое время Томас Торквемада пересмотрел свои убеждения и все же вступил в один из Примечательным является то, что на знамени его монастыря была изображена собака, несущая в своей пасти горящий факел. Спустя годы этот символ станет основой для метафоры «псы Господни», обозначающей самых фанатичных последователей церкви.

Что касается Томаса Торквемады, то он был весьма одаренным человеком. Его проповеди и наставления завораживали людей, заставляя беспрекословно подчиняться воле священнослужителя. Благодаря этому новоиспеченный монах очень быстро продвигался по духовной лестнице. И уже в 1459 году он избирается приором в монастыре Санта-Крус ла Реал.

Рост влияния Торквемады

Будучи настоятелем монастыря, Томас Торквемада становится духовным наставником Изабеллы Кастильской, законной наследницы престола Кастилии и Леона. И вот, под чутким надзором священнослужителя молодая дева становится одной из самых преданных последователей католической церкви.

Более того, в конце 1969 года Торквемада помогает Изабелле занять трон, тайно обручив ее с Фердинандом Арагонским. А после смерти родителей супруги заполучили власть над всей территорией Испании, фактически объединив ее в одно целое государство.

Инквизитор Томас Торквемада

Официально инквизиция существовала в Испании еще с 1232 года. Однако ее влияние было настолько незначительным, что местные жители с нею попросту не считались. Томас Торквемада счел такое положение вещей неподобающим, а посему решил взять борозды правления в свои руки. Но для этого ему нужно было разрешение папы Сикста IV.

Просить о таком напрямую было слишком Поэтому Торквемада обращается с просьбой о помощи к Изабелле I Кастильской. Учитывая все прошлые заслуги священнослужителя, королева с радостью соглашается помочь своему покровителю. И вот, в 1478 году особым приказом папы Сикста IV в Испании основывается собственный Трибунал священной канцелярии инквизиции. А в 1483 году Томас Торквемада становится его официальным лидером.

Правление Черного инквизитора

Изначально Великий инквизитор показал себя как весьма сдержанный правитель. Однако уже совсем скоро его безумие вырвалось наружу. А началось все с того, что он выдал свод талмудов, в которых подробно описал, кто такие истинные христианине, а кто лишь скрывается за обличием веры.

При этом всех еретиков ожидала одна участь - пытки. Под их давлением тысячи людей признавались в том, чего на самом деле не совершали. И если вначале эти меры применялись лишь к христианам, то вскоре инквизиция переключилась на иудеев и мусульман. При этом их заставляли отрекаться от собственной веры, а альтернативой была смерть. В конечном счете «псы Господние» смогли изгнать из своих земель большинство инаковерующих, а те, кто остался, вынуждены были принять христианство и жить в постоянном страхе за свою жизнь.

Сквозь призму истории

И все же, кем в анналах истории остался Томас Торквемада? Цитаты, взятые из хроник того времени, описывают его как амбициозного и кровавого лидера, погрузившего Испанию в пучину ужаса. Согласно летописям, он сжег на костре более 8 тыс. человек, не говоря уже о том, сколько душ было загублено в подвалах инквизиции.

Однако историки, помимо убийцы, видят в нем и гениального политика. Ведь благодаря его действиям Испания из отсталой страны превратилась в настоящего экономического гиганта. Более того, именно в тот период была отправлена первая морская экспедиция, открывшая миру Новый Свет.

Что касается самого Великого инквизитора, то он умер в полном одиночестве. До самого последнего дня он боялся, что кто-то перережет ему глотку, и держался вдали от людей.

Инквизиция (от лат. inquisitio - расследование, розыск), в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13-19 вв. Ещё в 1184 папа Луций III и император Фридрих 1 Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами. Светские власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным - инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев). В ряде европейских государств (Германии, Франции и др.) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров. Так было оформлено учреждение инквизиции. Члены инквизиционных трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного хода судопроизводства обвиняемые инквизицией были лишены всяких гарантий. Широкое применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков, материальная заинтересованность самой инквизиции и папства, получавших огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых, сделали инквизицию бичом католических стран. Приговорённых к смерти обычно передавали в руки светской власти для сожжения на костре (см. Аутодафе). В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации. В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно, Дж. Ванини и др.). Особенно свирепствовала инквизиция в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел.

Пытки инквизиции были самыми разнообразными. Жестокость и изобретательность инквизиторов поражают воображение. Кое-какие средневековые орудия пыток сохранились и до наших времен, но чаще всего даже музейные экспонаты восстановлены по описаниям. Представляем вашему вниманию описание некоторых известных орудий пыток.


«Кресло допроса» применялось в Центральной Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, разводя костер под сиденьем. Железное кресло быстро нагревалось, вызывая сильные ожоги. Во время допроса жертве могли протыкать конечности, применяя щипцы или другие орудия пытки. Подобные кресла имели различные формы и размеры, но все они были оборудованы шипами и средствами обездвиживания жертвы.

Дыба-ложе


Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли на всей территории Европы. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом, жертву «растягивали», причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались. Вращающийся барабан для натягивания цепей использовался не во всех вариантах дыбы, а только в самых хитроумных «модернизированных» моделях. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Иногда жертву крепко привязывали к дыбе, чтобы легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания каленым железом и др.


Это, несомненно, наиболее распространенная пытка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания. Мы можем сослаться на серию процессов в Мюнхене в начале XVII века в отношении одиннадцати людей. Шестерых из них непрестанно пытали при помощи железного сапога, одна из женщин подверглась расчленению груди, следующих пятерых колесовали, и одного посадили на кол. Они, в свою очередь, донесли еще на двадцать одного человека, которых незамедлительно допросили в Тетенванге. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе одиннадцать раз, призналась во всем, в чем ее обвинили. Дочь, Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала бурю и отрекалась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.


Использование термина «аист» приписывают Римскому Суду святейшей инквизиции в период со второй половины XVI в. до приблизительно 1650 года. То же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749). Происхождение еще более странного названия «Дочь дворника» неизвестно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления в лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение названия, это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись во времена Инквизиции.




Позиция жертвы была тщательно продумана. Уже через несколько минут такое положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ануса. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным, особенно в месте начального возникновения спазма. По прошествии некоторого времени привязанный к «Аисту» переходил от простого переживания мучений к состоянию полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее дополнительно пытали каленым железом и другими способами. Железные путы врезалось в плоть жертвы и становилось причиной гангрены, а иногда и смерти.


«Стул инквизиции», известный под названием «стул ведьмы», высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией. Стулья были различных размеров и форм, все оснащенные шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Мы нашли свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления. В 1693 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на стул ведьмы на одиннадцать дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом (inslеtрlаster). Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не сознавшись в преступлении.


По словам изобретателя, Ипполито Марсили, введение «Бдения» явилось переломным моментом в истории пыток. Современная система получения признания не предполагает нанесения телесных повреждений. В ней нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек, или раздробленных суставов; единственная субстанция, которая страдает - это нервы жертвы. Идея пытки состояла в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно, это была своеобразная пытка бессонницей. Но «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные, иногда крайне жестокие формы.



Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Верхушка пирамиды должна была проникать в область ануса, яичек или кобчика, а если пытали женщину - то вагины. Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. В Германии «пытка бдением» называлась «охрана колыбели».


Эта пытка очень похожа на «пытку бдением». Отличие в том, что основным элементом устройства является заостренный угол клиновидной формы, выполненный из металла или твердых пород дерева. Допрашиваемого подвешивали над острым углом, так чтобы этот угол упирался в промежность. Разновидностью использования «осла» является привязывание груза к ногам допрашиваемого, связанного и зафиксированного на остром углу.

Упрощенным видом «Испанского осла» можно считать натянутую жесткую веревку или металлический трос, называемый «Кобылой», чаще такой вид орудия применяется к женщинам. Протянутую между ног веревку задирают как можно выше и растирают до крови половые органы. Вид пыток с веревкой довольно эффективен, поскольку применяется к наиболее чувствительным частям тела.

Жаровня


В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И цикл продолжался.


Для того чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять, и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таким способом, суд принимал как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.


Идея механизировать пытки родилась в Германии и ничего не поделаешь с тем, что Нюрнбергская дева имеет такое происхождение. Она получила свое имя из-за внешнего сходства с баварской девушкой, а также, потому что ее прототип был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Обвиненного помещали в саркофаг, где тело несчастного протыкалось острыми шипами, расположенные так, что ни один из жизненно важных органов не был задет, и агония длилась довольно долго. Первый случай судебного разбирательства с использованием «Девы» датирован 1515 годом. Он был детально описан Густавом Фрейтагом в его книге «bilder aus der deutschen vergangenheit». Наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри саркофага три дня.

Колесование


Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

Для колесования также применялись вертикально установленные колеса.



Колесование очень популярная система, как пыток, так и казни. Оно применялась только при обвинении в колдовстве. Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Первая состояла в переломах большей части костей и суставов при помощи маленького колеса, называемого колесом дробления и снабженного снаружи множеством шипов. Вторая была разработана на случай казни. Предполагалось, что жертва, разбитая и искалеченная таким способом, буквально подобно веревке проскользнет между спицами колеса на длинный шест, где и останется ожидать смерти. Популярная разновидность этой казни совмещала колесование и сожжение на костре - в таком случае смерть наступала быстро. Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. В 1614 году бродяга по имени Вольфганг Зельвейзер из Гаштейна, признанный виновным в сношениях с дьяволом и насылании бури, был приговорен судом Лейнца одновременно к колесованию и сожжению на костре.

Пресс для конечностей или «Коленодробилка»


Разнообразные приспособления для дробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, из-за которых жертва истекала кровью.


«Испанский сапог» был своеобразным проявлением «инженерного гения», так как судебные власти во времена Средневековья заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический «Испанский сапог», снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей.


«Железный башмак» - близкий родственник «испанского сапога». В этом случае палач «работал» не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Слишком усердное применение устройства обычно заканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.


Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. По прошествии времени, этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние «готовности к сотрудничеству» уже после нескольких поворотов винта.


Позорный столб был широко распространенным способом наказания во все времена и при всяком социальном строе. Осужденного помещали у позорного столба на определенное время, от нескольких часов до нескольких дней. Выпадающая на период наказания плохая погода усугубляла положение жертвы и увеличивала муки, что, вероятно, рассматривалось как «божественное возмездие». Позорный столб, с одной стороны, можно было считать сравнительно мягким способом наказания, при котором виновные просто выставлялись в публичном месте на всеобщее осмеяние. С другой стороны, прикованные к позорному столбу были совершенно беззащитны перед «судом народа»: кто угодно мог оскорбить их словом или действием, плюнуть в них или бросить камень - тикое обращение, причиной которого могло быть народное возмущение или личная вражда, подчас приводило к увечьям или даже смерти осужденного.


Этот инструмент был создан как позорный столб в форме стула, и саркастически назван «Троном». Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги укреплялись при помощи деревянных блоков. Подобная пытка пользовалась популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. На самом деле, законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать Трон только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, просто называя следующую сессию продолжением все той же первой. Использование «Трона» позволяло объявлять это одной сессией, даже если она длилась 10 дней. Поскольку использование «Трона» не оставляло неустранимых следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного использования. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных пытали также водой и каленым железом.


Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности, руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно себе представить страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.


Жестокий инструмент, используемый для фиксации преступника в крестообразном положении. Заслуживает доверия утверждение, что Крест был изобретен в Австрии в XVI -XVII веках. Это следует из книги «Правосудие в старые времена» из собрания Музея правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Очень похожая модель, которая находилась в башне замка в Зальцбурге (Австрия), упомянута в одном из наиболее подробных описаний.


Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач закручивал винт, и железный клин медленно входил в череп осужденного, приводя к его смерти.


Шейная ловушка - кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Любого заключенного, который пытался спрятаться в толпе, можно было без труда остановить при помощи данного приспособления. После поимки за шею он уже не мог освободиться, и его заставляли следовать за надсмотрщиком без опасения, что он окажет сопротивление.


Этот инструмент действительно напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись «Я отрекаюсь».


Инструмент использовался для того, чтобы прекратить пронзительные крики жертвы, докучавшие инквизиторам и мешавшие их разговору друг с другом. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Это приспособление часто применялось по отношению к приговоренным к сожжению на костре, особенно на большой публичной церемонии, называемой Аутодафе, когда еретики сжигались десятками. Железный кляп позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушают духовную музыку своими воплями. Джордано Бруно, виновный в излишней прогрессивности, был сожжен в Риме на площади Кампо дей Фьори в 1600 году с железным кляпом во рту. Кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил небо.


Про нее нечего сказать, кроме того, что она вызывала смерть еще худшую, нежели смерть на костре. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой с ногами, привязанными к двум опорам. Уже сама позиция, вызывающая приток крови к головному мозгу, заставляла жертву переживать неслыханные муки в течение долгого времени. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно охотно его применяли в отношении гомосексуалистов и ведьм. Нам представляется, что это средство широко употребляли французские судьи в отношении ведьм, которые забеременели от «дьявола ночных кошмаров» или даже от самого Сатаны.


Познакомится с этим предметом имели шанс женщины, согрешившие абортом или прелюбодеянем. Раскалив добела его острые зубцы, палач разрывал на куски грудь жертвы. В некоторых районах Франции и Германии вплоть до 19 века этот инструмент называли «Тарантулом» или «Испанским пауком».


Это устройство вводили в рот, анальное отверстие или влагалище, и при закручивании винта сегменты «груши» максимально раскрывались. В результате этой пытки внутренние органы серьезно повреждались, часто приводя к смерти. В раскрытом состоянии острые концы сегментов впивались в стенку прямой кишки, в глотку или шейку матки. Эта пытка предназначалась для гомосексуалистов, богохульников и женщин, сделавших аборты или согрешивших с Дьяволом.

Клетки


Даже если пространство между прутьями было достаточным, чтобы втолкнуть туда жертву, у нее не было никакого шанса оттуда выбраться, поскольку клетку подвешивали очень высоко. Часто размер отверстия на дне клетки было таковым, что жертва легко могла выпасть из нее и разбиться. Предощущение такого конца усугубляло страдания. Иногда грешника в этой клетке, подвешенной к длинной жерди, опускали под воду. В жару грешника могли повесить в ней на солнцепеке столько дней, сколько мог вытерпеть без капли воды для питья. Известны случаи, когда заключенные, лишенные еды и питья, умирали в таких клетках от голода и их высохшие останки наводили ужас на товарищей по несчастью.


Tomás de Torquemada
Великий инквизитор Испании
21 февраля - 16 сентября
Монарх Изабелла Кастильская
Фердинанд II Арагонский
Предшественник должность учреждена
Преемник Диего де Деса
Вероисповедание католицизм
Рождение 14 октября (1420-10-14 )
Вальядолид (Кастилия)
Смерть 16 сентября (1498-09-16 ) (77 лет)
Авила
Место погребения
  • Авила
Образование
  • Университет Саламанки
Томас Торквемада на Викискладе

Биография

Томас де Торквемада родился в городе Вальядолид, Испания. Приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемаде (исп.) русск. , который был потомком крещённых евреев . Историк той эпохи Эрнандо дель Пульгар (исп.) русск. пишет о его дяде кардинале Хуане де Торквемада, что «его дед и бабка были из рода обращённых в нашу святую католическую веру». Отец Томaca Торквемады - также носивший имя Хуан, был служителем доминиканского ордена, принимал участие в Констанцском соборе .

Получив богословское образование и отличаясь аскетическими наклонностями, Торквемада поступил в доминиканский орден , в 1459 году стал приором монастыря Санта-Крус ла Реал , одного из основных монастырей в Сеговии , а потом - духовником кастильской инфанты Изабеллы . Он способствовал её возведению на трон и заключению брака с Фердинандом Арагонским , на которого также оказывал огромное влияние. Благодаря суровому и непреклонному характеру, религиозному энтузиазму и богословской начитанности, подчинил своему влиянию даже папу . В 1478 году, по прошению Фердинанда и Изабеллы, Сикст IV основал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции , а в 1483 году назначил Торквемаду великим инквизитором .

Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции . В 1483 году Торквемада был назначен великим инквизитором Кастилии и Арагона , а в 1486 году - Валенсии и Каталонии . Хронист той эпохи Себастьян де Ольмедо называет его «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена». Имя Торквемады, как часть «чёрной легенды » Испании, стало нарицательным для обозначения жестокого религиозного фанатика.

Видео по теме

Оценки деятельности

Изгнание евреев (1492) и мавров (1502, произошло уже после его смерти) из Испании, конфискация имущества осуждённых инквизицией. Общее количество аутодафе во время Торквемады оценивается в 2200, половина из этого числа - соломенные чучела лиц, которые умерли до ареста или были вне досягаемости для инквизиции . Чтобы предотвратить пропаганду ереси, Торквемада, как вся Европа в то время, дал ход сожжению на кострах некатолической литературы, в основном еврейских и арабских библиотек. Хуан Антонио Льоренте , первый историк Инквизиции, утверждает, что за всё время, что Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, светскими властями на территории современной Испании были сожжены заживо 8800 человек, 6500 сожгли фигурально после их бегства или смерти и подвергнуты пыткам 27000, хотя многие историки считают эти цифры завышенными (сам Льоренте считал эти цифры заниженными).

Благодаря же деятельности Торквемады как политика стало возможным объединение королевств Кастилия и Арагон в единое королевство Испания. Впоследствии Испания стала одним из самых могущественных государств Европы, положила начало колонизации Нового Света и явилась «культурной матрицей» всей Латинской Америки . По сей день в латиноамериканских странах есть идиома, которую можно перевести как «мать-отечество». Этим словом обозначают Испанию.

После 15 лет службы на посту великого инквизитора Торквемада умер в монастыре святого Фомы Аквинского в городе Авила в 1498 году.

Упоминания в искусстве

В литературе

  • «Торквемада » - пьеса Виктора Гюго .
  • «Торквемада » - роман американского писателя Говарда Фаста ;
  • «Мрак покрывает землю» (Ciemności kryją ziemię, -) - роман польского писателя Ежи Анджеевского ;
  • Торквемада является прообразом Великого инквизитора в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы »;
  • «Торквемада» Дежкин в романе В. Д. Дудинцева «Белые одежды »;
  • Торквемада является прообразом Великого инквизитора в книге «Демоны в Ватикане » Александра Рудазова (используется итальянская транскрипция имени - Томмазо);
  • «Торквемада и испанская инквизиция» - историческая хроника Рафаэля Сабатини ;
  • Торквемада - персонаж графической новеллы Пата Миллса и Оливье Ледруа «Реквием Рыцарь-Вампир», представлен там в виде оборотня;
  • Торквемада упоминается в книге Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны ». Бог-Император рассказывает, что стёр всякое упоминание в истории о нём;
  • Торквемада упоминается как один из фантомов - неприкаянных душ, в повести Бернара Вербера «Империя Ангелов»;
  • Торквемада упоминается в повести Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» (2004) в отношении главного корректора издательства. «…он вымарал её своим карандашом Торквемады»;
  • Торквемада упоминается в романе украинского писателя Романа Иванычука «Манускрипт з вулиці Руської» (1978) как автор «Кодекса инквизиции»;
  • Торквемада является одним из второстепенных героев в третьей книге цикла «Яцхен» под названием «Демоны в Ватикане», написанной писателем-фантастом Александром Рудазовым ; прожил почти триста лет в параллельном мире «Земля-1691».

В кино и на телеэкране

  • Роль Торквемады в мини-мюзикле «Инквизиция» в комедии 1981 года «

Но кто посмеет сказать, будто Господь нас покинул?
Вас хотят заставить усомниться в ангелах.
Братья мои, ангелы здесь. Нет, не подымайте ваших глаз.
Небеса пусты. Ангелы здесь, на земле.
Жан-Поль Сартр.

Итак, мои уважаемые читатели... знаете ли вы, что такое грех? Сегодня мы, пожалуй, начнём с места в карьер - без лишних расшаркиваний и витиеватостей. Ведь сама тема уж больно категоричная. И тут или да, или нет, а третий путь, как водится, от лукавого. Самый тернистый и самый ужасный.

И если кто-то из старейших долгожителей моего журнала ещё помнит, то, может быть, крикнет в мою сторону, что тему о семи смертных грехах мы уже проходили. И что всё это уже было выписано и сказано. И зачем беспокоить то, что давным-давно обсуждено и уже накрыто так крепко навалившейся сверху надгробной плитой? Но речь сегодня пойдёт не о теории, а о самой живой практике истребления изъязвлений духа человеческого. Да и чем мы с вами от раза к разу занимаемся? И можно ли гипертрофировать понятие веры в благое дело настолько, чтобы самому возомнить себя посланцем Воли Господней? Ну, или, по крайней мере, избранным в пути служения цели, которая, по легенде, уже не может быть достигнута никем другим, кроме тебя. Инквизиция, конечно же, до сих пор имеет место быть. Правда, поле её действия уже не базарные площади и подвальные казематы - она сменила место своего пребывания на более светлые и чистые помещения. Ну, и на Интернет, конечно же. Но речь сегодня не о бестолковых сетевых моралистах, которые плодятся подобно кроликам на просторах всемирной паутины. И не о религиозно сдвинутых депутатах, которые тужатся принимать очередные законы с одной лишь целью - выбросить все свободные детали механизма, чтобы заменить их на множество согласованно бьющих по вниманию и свободам граждан молоточков, не нарушая, между тем, иллюзию демократии. Ту иллюзию, которую спонсирует и постоянно поддерживает весь западный мир. А речь сегодня пойдёт об ангелах. И что нужно вообще знать о них?

В первую очередь - что на небе их просто нет. Как и Первоначального Бога, который уже давно покинул свои облачные чертоги в целях создания более разумного народа. И вместо него мы уже начали создавать себе Золотого Тельца по самой безобразной и самой лицемерной схеме - схеме толерантности и равенства. И что значит это загадочное слово - «толерантность»? Что несёт оно в себе? Уравнение прав при помощи добавления их у ранее угнетаемым группам людей? Очень сильно сомневаюсь. И запомните эту фразу навсегда: толерантность - это система, в которой мнение последнего негодяя равно мнению заслуженного учёного. В общем, создать небеса на земле у человека, конечно же, не получилось, да и вряд ли получится.

Однако много-много лет назад были предприняты такие попытки. И несмотря ни на что, Бог ещё заинтересованно поглядывал на нашу, уже окончательно морально разложившуюся, планету, где каждый член общества сгнивает так, как только он один может. В руках политиков и Господа (не будем путать эти понятия) в то время находились самые передовые технологии контроля общества, основным среди которых была церковь. Не та церковь, которая сейчас представлена высокими ставленниками от бомонда, неспособными отказаться от личного комфорта и красивой жизни, но церковь, готовая до последней капли крови сражаться за своё мнение и принципиально относящаяся к книге Бытия Божьего и нарушению её законов.

Герой сегодняшней статьи - один из самых ярких церковных деятелей прошлого. Тот, чьё имя спустя века уже стало нарицательным и ассоциируется лишь с жестокостью и самыми дьявольскими пытками во имя спасения бессмертной человеческой души. Персонаж, более чем величественный в своей кротости - и тут может показаться, что я перегибаю палку, но всё должно быть сказано именно так, потому что иначе выразиться - значит уже слукавить. А лукавить, как вы понимаете, большой, очень большой грех. В лабиринтах очередной гость. Испанский церковный деятель, один из самых известных монахов доминиканского ордена - Томас де Торквемада .


Прослушать или скачать Voltaire Goodnight, Demon Slayer бесплатно на Простоплеер

Итак, мои уважаемые читатели, сегодняшняя история начинается в 1420 году в Испании. Именно в год рождения нашего героя, кстати, крестоносцы впервые выступят против гуситов, защищая честь императора Священной Римской Империи Сигизмунда. Но это всё школьная программа и вы, конечно же, помните, чем закончилась эта история, которая будет тянуться не один десяток лет.

Иоанн Торквемада, отец нашего сегодняшнего героя, был доминиканцем, которому посчастливилось принимать участие в Констанцском соборе, длящемся около четырёх лет и имевшем своей целью решить вопрос так называемой Великой Схизмы - раскола церкви, во время которого формально существовало ни больше ни меньше, но сразу два претендента на трон римского папы. Справедливости ради стоит заметить, что в 1409 году появится ещё один претендент на эту действительно высокую должность.

Сыр-бор же начался ещё в 1378 году, когда скончался Григорий ХI - последний из когорты авиньонских церковных пленников. Перед смертью он всё-таки успел перенести папский престол из Авиньона, в который Филипп IV Красивый когда-то силой его водрузил, чтобы иметь своих людей среди высших кругов духовенства, обратно в Рим, чем и была вызвана путаница в среде папских наследников. Между прочим, этот процесс смены места папского трона, вполне возможно, предотвратил падение власти папы как такового - слишком уж накалённой была обстановка в Риме в то время. Во время этого собора Иоанн занимал самую ожесточённую позицию в отношении Яна Гуса. И, видимо, эта решительность и уверенность отца нашего главного героя в единственно верном римском папе в будущем скажется на его сыне Томасе и его вере в Единого Бога.

Но не будем отвлекаться. И для тех, кто хотя бы немного может заглянуть на несколько страниц истории вперёд, стоит привести один презабавнейший факт - дядя Томаса, кардинал и теолог Хуан де Торквемада, к слову говоря, был ортодоксальным евреем, позже принявшим крещение. Те, кто несколько напрягся, пытаясь переварить эту информацию в своих черепных котелках, могут пока расслабиться. Эта ниточка будет вплетена в основное повествование несколько позже. Станет своего рода декоративной виньеткой на портрете нашего сегодняшнего героя, у которого просто не будет детства. Да и какое детство может сохраниться в памяти истории, если речь идёт о Великом и Безгрешном Инквизиторе? Словом, история нашего персонажа, действительно талантливого духовника, получившего достаточно приличное образование, официально начинается с возраста тридцати одного года, когда он примет решение последовать по стопам отца.

Глупая толпа позже не без чувства страха будет перешёптываться о сомнительном прошлом Великого Инквизитора, намекая на его многочисленные любовные интрижки и прочие запоминающиеся похождения. Однако где этот смельчак, который сумеет дать показания под страхом смерти?! В то время даже самый смелый из нас, уверяю, не смог бы открыть и рта. Великая церковная диктатура. Страшнейшая система линчевания. Мощнейшая и, пожалуй, самая эффективная схема поддержания порядка в обществе.

Карьера же будущей грозы еретиков, несмотря на достаточно позднее вступление в орден, уже на бешеных скоростях несётся вперёд и вверх - начав обычным аскетом, благодаря своему умению мастерски сплетать слова в тугую косичку смыслов, Торквемада уже занимает пост приора монастыря Святого Креста. И именно здесь, именно в этом монастыре в городе Сеговия, частенько бывала не кто иная, как Изабелла Португальская - мать единственной дочери короля Кастилии и Леона, Хуана II Кастильского.

И кто бы мог предположить, что некий нерушимый духовный союз маленькой девочки и умудрённого знаниями монаха в будущем уже породит так называемую Святую Инквизицию - более чем взрывоопасную смесь христианских догм, политических вольностей и стопроцентно субъективных обвинений? А сейчас маленькая белокурая девочка просто поражена мастерством выступающего в пылу оратора, который так много знает о Боге. Который, как кажется со стороны, настолько слился с ним, что по окончании проповеди, покорно опустив глаза, отправляется не куда бы то ни было, а в сами райские покои для бесед со Всевышним... И её мать, набожная и крайне строгая Изабелла Португальская, уже понимает, что этот человек - тот, кто нужен её девочке. Тот, кто действительно сможет воспитать её дочь в том самом неистребимом стиле классических религиозных проповедников.

И в будущем для маленькой Изабеллы этот выбор матери окажется чем-то намного большим, нежели когда-то совершённое определение духовного пастыря. Мать создаст почву, подготовит площадку для посева зёрен необходимых убеждений, которые считает единственно верными для своей дочери, а Томас Торквемада займётся культивированием подрастающей веры. Он станет для Изабеллы чуть ли не посланцем Бога - единственным и самым чистым его ангелом.

19 октября 1469 года состоится тайная свадьба Изабеллы и Фердинанда II Арагонского. Разрешение на этот брак не было получено от старшего брата Изабеллы - Энрике IV, к тому времени занимавшего должность короля Кастилии, потому жених вынужден был прибыть на место венчания - в Вальядолиде - переодевшись купцом. Этот союз лично благословили архиепископ Толедский и папа Сикст IV. И вся эта история, возможно, действительно являлась мудрым политическим ходом, так как Фердинанд сразу же после заключения брака согласится признать себя принцем-консортом - принцем при правящей супруге. Конечно же, продолжится междоусобная перепалка между Изабеллой и Энрике, уже давно имевшая место быть. В недавнем прошлом бездетный король, у которого чудом рождается дочь Хуана (по многим уверениям, не от него самого, кстати), договаривается с сестрой об отстранении своей дочери от наследования трона и передаче его Изабелле при одном условии - вступлении в брак только с согласия брата. Однако случается что-то непредвиденное, что полностью меняет его планы, и вот он уже разрешает Изабелле выйти замуж, вычёркивает её из списка наследующих престол, а свою якобы дочь объявляет прямой наследницей королевской власти - возможно, чтобы остановить слухи, что она ему не родная. В планы Энрике входило бракосочетание своей сестры с братом его жены, однако Изабелла уже берёт в практически фиктивные мужья своего двоюродного брата. В итоге, запутавшись в делах престола и так и не решив что-то окончательно, бедный Энрике умирает в возрасте сорока девяти лет в ходе хитрой борьбы за власть, а на престол восходит Изабелла, которую поддержат кортесы - региональные сословно-представительные собрания. Как хитро всё запутано, согласитесь?


Прослушать или скачать КняZz Серый Кардинал бесплатно на Простоплеер

И наш сегодняшний персонаж, как многие из вас успели заметить, даже в статье о нём самом постоянно выглядит некой тенью за плечом более ярких фигур. И это более чем великое мастерство - уметь управлять ситуацией, приковав взгляды окружающих к чему-то более блестящему и яркому. Так умелый дрессировщик пугает льва зеркалом.

Итак, на дворе 1469 год, как мы с вами помним. Арагон и Кастилия уже объединяются и это фактически начало времён расцвета Великой Испании. И вот великая держава уже заслуживает титул «Владычицы морей» за свою неуёмную страсть к освоению и покорению новых земель. Однако, помимо внешней политики - как социальной, так и географической (именно сейчас Колумб будет отправлен Изабеллой на поиски Индии), молодую королеву также беспокоит и моральный облик своего народа. Торквемада же в этом вопросе для неё просто окно в мир. Духовный наставник королевы уже рассказывает Изабелле о падении нравов и том, как моральный облик испанца смешивается с грязью. По большей части, конечно же, по вине иноверцев и чужеземцев, которые вносили в общий религиозный облик испанца некую примесь бесовщины. И именно после этих тихих и достаточно взвешенных речей Изабелла уже считает целесообразным передать для рассмотрения римскому папе Сиксту IV вопрос о воплощении в жизнь идеи создания инквизиционного трибунала. А тот, в свою очередь, изменяет порядок работы инквизиции и более того - возводит в ранг Великого Инквизитора Томаса Торквемаду. Кстати, сама история прихода на папство кардинала Франческо делла Ровере, по принятию папства взявшего имя Сикста IV, также полна множества белых пятен и местами пестрит явными следами подкупа лиц, от которых зависело присуждение данной должности. Ну, да не о нём сейчас речь.

И вот все эти книги и небольшие отрывки текстов - самых первых опытных набросков, которые лягут позже в основу грандиозного по своему фанатичному стремлению выбелить белое «Молота Ведьм» - он будет написан четырьмя годами позже монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Крамером. И, несмотря на отсутствие в данный момент в распоряжении инквизиции этой страшной книги, Торквемада уже делает первые наброски на бумаге. Он, конечно же, интересовался демонологией, но посвятил свои работы несколько другой практике - практике избавления от этих самых демонов. И если Шпренгер и Крамер будут уверять, например, в том, что сексуальный контакт с инкубом или суккубом возможен, то Торквемада будет знать, как очищать плоть грешников и их помыслы после этих богомерзких актов демонической любви и прочих союзов с нечистыми. Методикой подобного излечения являлось, так называемое, «умаление членов». Система его была очень проста - всё проходило в несколько этапов. Первым и самым ходовым инструментом инквизиции, конечно же, являлась дыба. Если кто-то из вас не знает, существует несколько хитрых разновидностей данной игрушки. Например - исключительно славянский вариант - самая обыкновенная колодка, к которой привязывали обвиняемого. Ничего хитрого и замысловатого, по большому-то счёту. В отличие от её заморских братьев. Первая из этих конструкций - известное большинству из нас по глупым детским мультикам и средневековым легендам ложе, по обоим концам своим оборудованное двумя валиками, к коим крепились руки и ноги преступника. Валики эти вращались в различных направлениях, что приводило к разрыву связок и сухожилий. Иногда в конструкцию добавлялись валики с шипами - для более доходчивого общения с заключёнными. Второй вид дыбы - strappado - также активно применялся на территории Европы и представлял собой подвесную дыбу - через два столба с перекладиной перекидывалась верёвка, к которой привязывались руки заключённого. На ногах обычно крепился достаточно серьёзный груз, который не дал бы предполагаемому преступнику слишком высоко оторваться от земли. Зачастую при пытках на strappado у заключённых выкручивались суставы. В России существовали свои дополнения к подобному «дыблению» людей - подозреваемого били кнутами по спине, жгли горящими вениками или выламывали раскалёнными клещами рёбра. Ничего нового, в принципе.

К слову, признание, полученное на дыбе, не всегда имело юридическую силу. И, конечно же, нужно напомнить, что мы имеем дело с абсолютно законными действиями со стороны церковных служителей. Когда инквизиция появлялась в каком-либо городе, она немедленно связывалась с местными властями и ставила их перед фактом своего присутствия, что означало необходимость всяческой помощи в расследовании процессов, связанных с деятельностью еретиков и прочих лиц, проповедующих свои нелепые религиозные убеждения. Сопротивления она, конечно же, не встречала, но при подобных случаях законный представитель инквизиции имел право отлучить от церкви весь город, что могло привести к очень и очень серьёзным последствиям. Начиналось всё достаточно просто и банально - с опроса населения. Те, кто был виновен или находился под подозрением, должны были явиться на инквизиторский суд в течение месяца. Сокрытие определённой информации о еретической или, не дай Бог, антицерковной деятельности, также рассматривалось по законам инквизиции и каралось некоторым физическим воздействием. Но мы о дыбе. Конечно же, да.

Полученное на дыбе признание собственной вины инквизиторы принимали не сразу. После его оглашения - обычно оно происходило в секунды, когда преступник находился во невменяемом состоянии - признание также должно было быть подтверждено по снятии обвиняемого с этой чёртовой машины. Данная мера была предусмотрена для подтверждения раскаяния и, по соображениям инквизиторов, должна была исключить возможность погрешности, возможность того, что признание было получено исключительно из-за невозможности преступником дальше испытывать боль. И трудно даже представить, что после таких зверских издевательств, кто-то мог сохранить молчание. Однако, судя по тому, что список пыточных изощрённостей продолжался, регулярно попадались и таковые.

Вторая пытка заключалась в следующем - подозреваемого в ереси связывали и клали на стол утыканный гвоздями. Его голова откидывалась назад и накрывалась марлей, на которую инквизиторы лили воду, дабы внушить обвиняемому страх утопления. Кстати, страх был не так иллюзорен - вздохнуть во время этой пытки было действительно практически невозможно, это зачастую приводило к обильным кровотечениям из носа и ушей.

Последняя пытка - сальто мортале для любого подозреваемого - состояла в том, что его ноги закреплялись в особых колодках, натирались жиром и поворачивались к огню. Всё! Достаточно, чтобы убить взрослого мужчину. И абсолютно понятно, что получить признание в течение этой пытки было уже практически совсем невозможно! Тем же счастливчикам, кто сознался в обвинениях церкви ещё на дыбе, выносилось особое определение и костёр наступал для них намного быстрее, чем для самых упорных и упрямых подозреваемых. Это же, кстати, зачастую касалось и признавшихся на самом первом допросе. Более лёгкая смерть, нежели круги ада, проходимые иными обвиняемыми. Вы не находите?

Однако, вот он - огромный костёр в центре городской площади, который готовился загодя, а зачастую был также приурочен к какому-либо большому церковному празднику. И символ костра как европейского варварства в отношении к собственным гражданам, без сомнения, бессмертен. Всё равно, что любой из символов российской политики по отношению к собственному народу. Ведь за всю историю инквизиции, которая была перерождена благодаря реформе Торквемады, на подобных кострах по самым приблизительным подсчётам было сожжено от 23 до 35 тысяч человек, от 8 до 20 тысяч из которых относят именно на время занимания поста Томасом Торквемадой. Стоит также оговориться и сказать, что многие историки говорят о цифрах в сотни раз меньше - от 800 до 2000 казнённых на кострах по всей Европе за три столетия существования системы данных, достаточно радикальных инквизиторских мер. Однако об этом несколько позже.


Прослушать или скачать Тараканы! Без Страха И Упрека бесплатно на Простоплеер

И вот мы уже слышим эти гулкие шаги по тёмному коридору. Человек в балахоне картинно мрачен. Он, как кажется, отстранился от всего земного и слышит какую-то лишь ему ведомую музыку сфер. И, когда ты понимаешь, что призван очищать через пытки, твоё сердце должно быть действительно сделанным из камня. Ни капли сожаления. Ни нотки лишних чувств в голосе - лишь спокойная убеждённость в своей правоте. Ты - Ангел Божий. Да и что может быть благостнее, чем исполнение долга и уничтожение греха? Никакой ненависти к грешникам, как вы понимаете - ничего личного. Лишь профессионализм и точный расчёт. Ведь тело-то, по большому счёту, всего лишь оболочка для души. И любой инквизитор, абсолютно любой, я уверяю вас, точно знает, что наша бренная оболочка - всего лишь личинка, внутри которой заключена бессмертная душа. И что может быть более вредоносным для содержания, чем яд духовной лжи, который заставляет сворачивать с истинного пути. И какая разница, сколько физических страданий перенёс человек, если душа будет спасена? Все эти религиозные вольности и идеи об освобождении - настолько ли они полезны для внутреннего здоровья? И при такой постановке вопроса, инквизиция действительно предстаёт великой спасительницей грешников, бесспорно перевыполнившей свой долг перед обществом. Но тупая толпа ропщет и ничего не понимает. И каждый - каждый из них может уже быть проклят, не подозревая об этом. Поэтому - только очищение. Только костёр и аутодафе. Дабы спасти очередную жизнь заблудшего слепца. И шаги, как вы слышите, становятся всё ближе. И свечи горят в руках сопровождающих Великого Инквизитора.

Кстати, личная армия Торквемады, жутко боявшегося отравления, а потому всегда державшего на своём столе рог единорога, который должен покраснеть при соприкосновении с ядом - ну вы-то знаете - составляла пятьдесят конных солдат и около двух сотен пехотинцев. Когда по Европе начали полыхать первые костры - с 1481 года - жертв инквизиции с каждым днём становилось всё больше, а методы воздействия и пытки - всё изощрённее. И уже через месяц папа Сикст IV, осознав, что допустил большую ошибку, выносит определение деятельности Торквемады и его ведомства, после чего получает распоряжение от самих короля и королевы с вежливой просьбой не соваться туда, куда не следует. Семнадцать лет Великий Инквизитор будет преследовать иноверцев на своей земле. И те, кто будут являться на трибунал до истечения месячного срока, предоставленного подозреваемым на раздумье, будут иметь шанс на самое благоприятное стечение обстоятельств - конфискацию большей части своего имущества и право в страхе убираться из страны. Остальных же ждала немедленная расправа либо раскаяние через пытки. Тех, кстати, кто проходил все эти круги ада на инквизиторских столах и оставался в живых, так и не сознавшись, приговаривали к пожизненному заключению. По всей Испании тюрьмы ломились от новых и новых пополнений религиозных преступников и иноверцев, а большая часть разумных представителей других не коренных национальных групп, в панике собирала свои вещи и торопилась поскорее покинуть страну. И дело даже не в пытках и мучениях - через некоторое время уже само имя Томаса Торквемады наводило ужас. Невысокий человек с бледным, будто бы высеченным из камня лицом и пронзительными небольшими глазками обладал такой харизмой, что даже слуги старались приближаться к нему лишь в случаях крайней необходимости. И в этой кровавой борьбе, основной целью, конечно же, являлись евреи. Торквемада говорил, что они пьют кровь некрещённых младенцев. По настоянию Великого Инквизитора, к мнению которого набожная Изабелла всегда прислушивалась, была осаждена Гранада - последний оплот испанских мавров. И, когда с многовековой арабской оккупацией было покончено, личным приказом Изабеллы всем евреям предлагалось добровольно стать католиками либо убираться из страны к чертям собачьим. Сам же Торквемада в это время в Гранаде - лично руководит сожжением всех имеющихся копий Талмуда и Корана, а также перестройкой главной мечети города в большой католический храм.

И, конечно же, Фёдор Михайлович не знал о том, что Торквемада никогда не появлялся лично в тюремных коридорах или на площадях во время сожжения еретиков. Но эта сцена из «Братьев Карамазовых» выписана более чем хлёстко, согласитесь? Ведь его лик, его дух и атмосфера покорности Великому Инквизитору присутствовала везде, где только появлялись палачи и монахи-доминиканцы...

«Они порочны и бунто вщики, но под конец они-то станут и послушными. Они будут дивиться на нас и будут считать нас за богов за то, что мы, став во главе их, согласились выносить свободу и над ними господствовать, так ужасно им станет под конец быть свободными! Но мы скажем, что послушны тебе и господствуем во имя твое. Мы их обманем опять, ибо тебя мы уж не пустим к себе. В обмане этом и будет заключаться наше страдание, ибо мы должны будем лгать. Вот что значил этот первый вопрос в пустыне, и вот что ты отверг во имя свободы, которую поставил выше всего. А между тем в вопросе этом заключалась великая тайна мира сего. Приняв «хлебы», ты бы ответил на всеобщую и вековечную тоску человеческую как единоличного существа, так и целого человечества вместе — это: «пред кем преклониться?» Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться пред тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение. Ибо забота этих жалких созданий не в том только состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому преклониться, но чтобы сыскать такое, чтоб и все уверовали в него и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе . Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков. Из-за всеобщего преклонения они истребляли друг друга мечом. Они созидали богов и взывали друг к другу: «Бросьте ваших богов и придите поклониться нашим, не то смерть вам и богам вашим!» И так будет до скончания мира, даже и тогда, когда исчезнут в мире и боги: всё равно падут пред идолами»…

И вот они - на сто процентов Ангелы, делание которых - благостно, а мысли чисты и безупречны. Те люди, благодаря которым Испания и состоится как великое государство. Оклеветанные благодетели, если хотите, на кострах которых погибли тысячи и тысячи ни в чём не повинных людей, но цель которых, как считал Торквемада, несомненно, оправдывала все эти средства...

Незадолго до своей смерти Великий Инквизитор всё-таки фактически будет отстранён от службы. Это случится после того, как он обвинит в ереси и добьётся осуждения на смерть двух епископов. И король Фердинанд, конечно же, поймёт, что Игра уже выходит за рамки обычной государственной политики. Его чаяниями эти двое будут освобождены, а Торквемада настолько разозлится на короля, что уже не появится во дворце до самой своей смерти. После этого случая к нему будут приставлены четыре генерала-инквизитора, которые по праву должности смогут опротестовать решения своего непосредственного, как кажется, начальника.

16 сентября 1498 года, спустя некоторое время после встречи с Изабеллой, Великий Инквизитор скончается от старости. Уйдёт тихо. Так же тихо, как большую часть своей жизни командовал самым великим испанским парадом всех времён и народов. Костры же ещё долго будут гореть по всей Европе, забирая с собой жизни не только окончательно безумных еретиков, но и величайших людей своего времени. Да и чего стоят все эти люди? Они уже подарили миру свои изобретения и находки. И теперь их ждал вечный покой. Покой, который в глазах церкви смог освободить их разум и очистить душу.


Прослушать или


Очень часто период Средневековья ассоциируется у современного обывателя с мраком, фанатичной набожностью и безжалостным отношением к людям. Не последнюю роль в сложившемся образе сыграла инквизиция. Самым ярым сторонником «борьбы с ересью» считается испанец Томас де Торквемада . За все время его нахождения на посту Великого инквизитора в стране было замучено и убито несколько десятков тысяч человек.




Томас де Токвемада родился в 15 веке в семье священника. Он получил богословское образование. Однако пока юноша был молод, он много путешествовал, не проявляя рвения в служении к Богу.

Существует версия, что ненависть к инакомыслящим у Торквемады проявилась после того, как его отвергла любимая девушка, предпочтя богослову мавра. Но, как бы там ни было, со временем Торквемада стал главным гонителем евреев, мавром и прочих некатоликов.




В начале своего пути Торквемада служил в ордене доминиканцев, где он поражал всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать католические догмы. Именно поэтому он стал духовным наставником инфанты Изабеллы Кастильской, будущей королевы Испании. Священник воспитывал ее в ненависти ко всем еретикам без исключения. Позже ему удалось выдать ее замуж за Фердинанда Арагонского, тем самым объединив Испанию.



Королева прислушалась к мнению своего духовного наставника, который яростно призывал ее бороться со всеми еретиками, и в 1483 году Торквемада назначается на пост Великого инквизитора Испании. Теперь перед инакомыслящими стоял выбор – или принятие католичества, или смерть. Из-за этого сотни тысяч евреев и мавров были изгнаны из Испании, бесчисленное количество людей томилось в темницах, ожидая смертного приговора. Инквизитор писал множество руководств по определению еретиков.



Кроме пыток в тюрьмах, в стране стали популярны акты веры (аутодафе) или, по простоту, публичные сожжения. Инквизиция настигала всех, кто был не угоден Торквемаде или короне, не зависимо от социального статуса или степени богатства. Человека уничтожали, а его имущество конфисковывали. Сам Папа Римский Сикст IV высказывал осуждение жестоким действиям испанской инквизиции, однако это не возымело никакого эффекта.



Фанатичные суды испанской инквизиции продолжались и после смерти Торквемада, однако они считались уже не такими зверскими и беспощадными, как при первом Великом инквизиторе. Поразительно, но полностью инквизиция была упразднена только в 1834 году.
Ну а до того времени, чтобы еретики были по сговорчивее, к ним применялись