Open
Close

Система образования финляндии. Финское образование – лучшее в мире! Да ладно

Несмотря на то что Финляндия как независимое государство существует всего 100 лет, её образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов её высших учебных заведений пользуются большим спросом во всех странах Западной Европы. Качественное и, что очень важно для молодёжи, бесплатное образование привлекает в Финляндию студентов со всего мира. Не являются исключением и граждане России. Особенно популярно обучение в Финляндии среди жителей Северо-Западного региона, в отношении которых действует упрощённая система выдачи виз.

Особенности финского образования

Каждый этап обучения позволяет повысить уровень образования

Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:

На каждой ступени обучение ведётся на двух государственных языках: финском и шведском. В северных районах страны к ним прибавляется язык коренных народов – суоми.

Дошкольное обучение

Детские сады Финляндии принимают детей с 9 месяцев до 5 лет. Их главная задача – уход за детьми в течение дня и помощь родителям в воспитание ребёнка. В отличие от всех остальных ступеней образования этот этап стоит денег. Причём размер оплаты зависит не от престижности или лучшего оснащения детского сада, а от размеров дохода родителей ребёнка. Максимальный платёж равен 254 евро, а минимальный – 23 евро.

В детских садах Финляндии есть всё необходимое для развития детей

В группе детского сада может быть от 12 до 21 ребёнка в зависимости от их возраста. Чем младше дети, тем больше воспитателей с ними работают. В больших городах часто встречается нехватка мест в дошкольных учреждениях, поэтому государство выплачивает пособие тем родителям, которые самостоятельно занимаются ребёнком.

В 6 лет начинается подготовка к школе, которая длится один год. Её посещение бесплатно и обязательно для всех детей. Группы для занятий формируют в детском саду или школе.

Общеобразовательная школа

Школьное образование в Финляндии состоит из двух уровней и продолжается 9-10 лет. Причём ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. Дневников у них тоже нет. Родители могут узнать об успехах ребёнка из электронного классного журнала в национальной системе Wilma. Кроме того, один раз в месяц куратор класса передаёт им табель, где зафиксированы все оценки ученика.

Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии

Учебный год начинается в середине августа (точную дату назначает администрация школы) и продолжается до конца мая или начала июня. За это время школьники три раза уходят на каникулы. Все школы страны работают в первую смену, 5 дней в неделю.

Начальный уровень

В 7 лет дети идут в начальную школу (alakoulu), обучение в которой длится 6 лет. Младшие классы всё время проводят в одном кабинете с постоянным преподавателем. Первые два года школьники изучают четыре основных предмета:

  • математика;
  • чтение;
  • родной язык;
  • природоведение.

Дополнительно с ними занимаются физкультурой. Большое внимание уделяют и творческому развитию детей: их обучают игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, рисованию и лепке. На одном уроке малыши могут одновременно изучать несколько дисциплин.

Детям предоставляется огромное количество возможностей для развития

С каждым годом прибавляются новые уроки, и к окончанию шестого класса ученики имеют начальные знания по всем основным предметам, в число которых обязательно входят финский, шведский и два иностранных языка. Оценки в финской начальной школе появляются после 3 класса и выносятся только в устном виде.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды - это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.

Верхняя ступень

С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.

Старшеклассники вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Обучение на этом уровне длится 3 года. При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.

Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками.

В старшей школе принята десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.

Принципы финского школьного образования

Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Специалисты всего мира пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование.

  1. Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
  2. Бесплатность. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.
  3. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.
  4. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
  5. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.

Среднее образование - лицеи и колледжи

После школы финны могут продолжить образование в лицее (lukio) или профессиональном колледже (ammattikoulu). Отбор в учебные заведения этой ступени происходит по среднему школьному баллу. Слабые ученики поступают колледж, в котором получают рабочую специальность, а более сильные – в лицей, где совершенствуют свои знания в различных дисциплинах.

В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет. В них можно получить специальность практически в любой отрасли: от сельского хозяйства до искусства или спорта. Во время обучения особое внимание уделяют практическим знаниям. Выпускники при желании могут поступить в любое высшее учебное заведение.

Видео: система профессионального образования в Финляндии

В лицее обучение продолжается в течение 3 лет. Оно ведётся по курсовой системе, поэтому обычного разделения на классы не существует. После окончания лицея выпускники сдают экзамены по следующим дисциплинам:

  • родной язык (финский или шведский);
  • второй государственный язык;
  • иностранный язык;
  • математика или гуманитарные предметы (по выбору).

После успешного прохождения этих испытаний выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки, которыми очень гордятся, и начинают считаться абитуриентами. Сдача экзаменов позволяет выбирать для дальнейшего обучения любой институт или университет страны.

Высшее образование

ВУЗы Финляндии делятся на две категории:

  • университеты (yliopisto)
  • политехнические институты, или если дословно переводить их название с финского языка «институты прикладных наук» (ammattikorkeakoulu).

Главное отличие политехнических институтов – большое количество практических занятий, которые вводятся в учебный план уже в начале первого курса.

Финская система научных степеней включает в себя следующие уровни:

  1. Бакалавр (kandidaatti). Присваивается после 3-4 лет обучения в любом ВУЗе страны. На некоторых факультетах необходима защита выпускной работы или углублённое изучение нескольких предметов.
  2. Магистр (maisteri). Для получения степени магистра необходимо учиться ещё 2 года в университете. Выпускники политехнических институтов, решившие стать магистрами, должны отработать три года по выбранной специальности и посетить годичные подготовительные курсы.
  3. Доктор наук (tohtori). Обладателем этого звания студент становится после 4 лет обучения в докторантуре, проведения научного исследования и защиты диссертации. В середине этого срока соискателям присваивается степень лецинциата, не имеющая аналогов в других странах Европы.

Основные языки и принцип бесплатного обучения

Обучение в ВУЗах страны ведётся на финском и шведском языках. Но существуют программы для иностранных студентов и на английском языке. Большинство из них рассчитано на получение степени магистра в области бизнеса и IT-технологий. В зависимости от программы, преподавание на английском может длиться весь курс или только первые два года.

Все этапы финского высшего образования бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев, включая граждан России, Украины и Казахстана.

Популярные учебные заведения и образовательные программы для русских

Долгое время финские родители не имели права выбирать школы. Несмотря на то, что сейчас этот запрет снят, большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. Но есть учебные учреждения, в которых программа заметно отличается от других. Так, среди иммигрантов из нашей страны популярна Русская Школа Восточной Финляндии, основанная в 1997 году. Её филиалы расположены в трёх городах: Йоэнсуу, Лаппеэнранте и Иматрее.

Обучение в этой школе ведётся на финском языке, но некоторые предметы преподают на русском. Кроме того, дети иммигрантов получают помощь на родном языке во время уроков и могут посещать дополнительные занятия для изучения финского языка.

Выпускники Русской Школы без экзаменов поступают в её гимназию, где из них формируют особые группы, обучающиеся в лицеях города. Профильные предметы они изучают отдельно от остальных лицеистов, а обязательные – на общих занятиях.

В Финляндии расположено около 50 высших учебных заведений. Самый большой и престижный из них – университет города Хельсинки. В нём преподают только высококлассные специалисты. Здесь изучают практически все возможные дисциплины, особенно ценится образование, полученное на медицинском факультете этого университета. Обучение на бакалавриате проходит только на финском и шведском языках, но многие магистерские и докторские программы преподаются на английском.

Старейший и крупнейший университет в Финляндии, основан в 1640 году

Большинство российских студентов выбирает для себя программы, ориентированные на бизнес, информационные технологии и туризм. Это обусловлено тем, что именно данные направления обычно преподаются на английском языке. В некоторых вузах существуют программы, в которых часть предметов читают на русском языке. Так, университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu) обучает на курсе гостиничного бизнеса и туризма. Здесь можно получить как степень бакалавра, так и магистра.

Университет прикладных наук Миккели очень популярен среди русских

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Стоимость обучения в Финляндии для иностранцев

Высшее образование в Финляндии бесплатно, но потратиться студентам все же придётся. Во время обучения в университете необходимо оплачивать учебные пособия и обязательные членские взносы в профсоюз. Обычно эти платежи не превышают 90 евро в месяц. Кроме того, студент самостоятельно оплачивает жилье и питание.

В каждом городе Финляндии есть организация, занимающаяся распределением общежитий. Желающих получить в них жильё очень много, поэтому обращаться к ним лучше сразу после поступления. Заявки подают на сайт организации. Стоимость отдельной комнаты в трехкомнатной квартире составляет от 150 до 300 евро в зависимости от размера города.

Иностранным студентам, получающим первое высшее образование, никаких стипендий не предоставляется. На различные гранты могут рассчитывать только соискатели степени магистра или доктора наук.

Студенческая виза даёт право работать не более 20 часов в неделю. На время каникул это ограничение снимается. В крупных городах Финляндии найти работу студенту, свободно владеющему финским языком, достаточно легко. Без этого умения часто приходится довольствоваться должностью уборщика или разнорабочего.

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

  • нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс
  • верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

Равенство:

  • школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.


Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

  • всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

  • родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

  • учеников.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.


Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

  • учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

  • равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).


  • Бесплатность:

Кроме самого обучения, бесплатны:

  • обеды
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
  • школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

  • Индивидуальность:

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.


На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

  1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
  2. – Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
  • Практичность:

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.


В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

  • Доверие:

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

  • Добровольность:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.


В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

  • Самостоятельность:

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.


Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Школа, школа, ты мне снишься

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».


Чему учимся?

1–2 кл.: изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 кл.: начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

7-9 кл: финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».


Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.


Мелочи школьной жизни:

  • территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:


«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.


Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

«Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое».
Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире.
Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.
Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
- нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
- верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.
7 принципов «средней» ступени финского образования:
1. Равенство
Школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
Предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
Родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
Учеников.
Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.
Учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.
Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро - помощник, до 5 000 - учитель-предметник).
2. Бесплатность
Кроме самого обучения бесплатны:
обеды;
экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
Поддерживающее обучение «слабых» учеников - то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
Коррекционное обучение - связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
4. Практичность
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
5. Доверие
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
6. Добровольность
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.
7. Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.
Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских - «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) - и пасхальных.
Обучение - пятидневка, только в дневную смену. Пятница - «короткий день».
Чему учимся?
1–2 класс:
Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 класс:
Начинается изучение английского языка. В 4 классе - еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины - предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах - игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры - это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.
7–9 класс:
Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе - 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни
Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.
Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

В последнее время большой популярностью пользуется обучение в скандинавских странах, в том числе и в Финляндии. Несмотря на то что система образования этого государства существует не так давно, она признана одной из лучших в Европе и мире. Финские образовательные учреждения уверенно занимают первые позиции в мировых рейтингах. В чём заключаются особенности образовательной системы Финляндии? Какие перспективы открываются перед иностранными учащимися?

Особенности финской образовательной системы

Структура финской образовательной системы условно подразделяется на 4 уровня - дошкольный, школьный, средний и высший.

Обучение на каждом уровне системы в основном ведётся на 2 государственных языках (на финском и шведском), а в северных областях - и на суоми.

Начало школьного учебного года приходится на середину августа (как правило, 8–16 числа по усмотрению образовательных учреждений), а окончание - на конец мая. Академический учебный год делится на два семестра - осенний (с конца августа или начала сентября до середины декабря) и весенний (с января по май). Школьники и студенты учатся с понедельника по пятницу (сокращённый день) исключительно в дневное время, каникулы осенью длятся 3–4 дня, зимой и весной по 2 недели. Длительность учебного года составляет 190 дней.

Согласно исследованиям ООН, по уровню образования Финляндия находилась на 2 месте в мире после Австралии в 2011 году.

Структура финской системы образования сходна с российской

Дошкольный уровень

Дошкольными учреждениями являются детские сады и ясли, куда принимаются дети с 9-месячного возраста и до 6 лет. Основные функции дошкольных учреждений - уход за детьми и оказание родителям помощи в воспитании, обучение основам школьных дисциплин и взаимодействию друг с другом в коллективе. Единых образовательных стандартов дошкольного воспитания не существует. Обязательной составляющей занятий являются ежедневные прогулки и посещение различных культурных учреждений. Численность группы составляет, как правило, от 12 до 20 детей разного возраста. Один воспитатель может заниматься максимум с 4 детьми, это правило закреплено законодательно.

Время работы дошкольных учреждений - 06:30–17:00. Однако родители имеют возможность оставлять ребёнка на 4–5 часов. Некоторые детские сады работают в ночное время, они предназначаются для тех случаев, когда родители уезжают в командировки или работают ночью. Также они подразделяются на частные и муниципальные. Популярностью пользуются сады семейного типа с небольшими группами и обстановкой, максимально приближенной к домашней, где нет жёсткого распорядка. Существуют учреждения для детей иммигрантов, где изучается их родной язык наряду с финским и шведским.

Посещение детских садов не является обязательным. Около трети финских дошкольников не посещают эти учреждения. В крупных населённых пунктах мест в детских садах часто не хватает, поэтому родителям, которые самостоятельно занимаются воспитанием ребёнка, выплачивается пособие в размере 500 €.

За год до поступления в начальную школу в возрасте 6–7 лет дети получают предварительное дошкольное образование, оно является обязательным для всех. Специализированные подготовительные классы работают как при местных школах, так и в детских садах по решению муниципалитетов. Детей обучают чтению, письму, математике, естествознанию, этике.

В одной группе могут воспитываться дети разных возрастов

Видео: система образования в Финляндии

Школьное (начальное) образование

Школьное образование является обязательным и бесплатным для всех. Программы обучения унифицированы (нет элитных учебных заведений, профильных классов). Школу дети начинают посещать в возрасте 7–8 лет, длительность обучения составляет 9–10 лет. Важная составляющая обучения - инклюзивное воспитание, когда дети с инвалидностью учатся наряду с обычными. Школы подразделяются на начальные и старшие.

Наряду с государственными школами работают и частные, однако взимать плату за обучение они не имеют права.

В начальной школе обучение продолжается 6 лет. Занятия проводятся одним учителем. В 1–2 классах дети изучают математику, чтение, родной язык, природоведение. Дополнительно с учениками занимаются физкультурой, музыкой, пением, рисованием, лепкой. При этом в рамках одного урока может изучаться несколько предметов. Каждый год количество дисциплин увеличивается. Учителя начинают ставить оценки только после 3 класса.

С 7 класса начинается обучение в старшей школе. Как правило, она располагается в отдельном здании. Предметы преподаются разными учителями. Во время уроков присутствуют и их помощники. Дополнительные дисциплины выбираются самими учениками. Продолжительность обучения составляет 3 года. По желанию ученика он может остаться в школе ещё на 1 год для улучшения качества своих знаний или же пойти работать.

Финские школы предоставляют ученикам много возможностей

В начальной школе знания учеников оценивают в устной форме. Система оценок в старшей школе - десятибалльная (4 - самая низкая и требует последующей пересдачи). Отметки фиксируются в электронных классных журналах, к которым имеют доступ родители.

С 1 класса обучение ведётся на финском. С 3 класса школьники начинают изучать английский, а с 4 выбирается факультативный язык (французский, немецкий, русский). С 7 класса начинается обязательное изучение шведского. Кстати, домашних заданий школьникам почти не задают.

По окончании школы ученики не сдают выпускные экзамены.

Видео: особенности образования в школах Финляндии

Вторая ступень или среднее образование

После окончания школы в возрасте 16–17 лет можно продолжить обучение в лицее (гимназии) либо в профессионально-технических заведениях. Образование на этом этапе предоставляется также бесплатно, однако питание и учебные материалы оплачиваются отдельно. При поступлении в лицеи и колледжи учитывается средний балл оценок в школе.

Обучение в лицеях направлено на подготовку к поступлению в вузы и длится 3 года. Именно в лицеях учатся наиболее способные и одарённые дети.

Профессиональное образование можно получить как в училищах (колледжах), так и непосредственно на производстве по договору с работодателем. Обучение в зависимости от выбранной специальности длится от 1 года до 4 лет. Особое внимание уделяется получению практических знаний. По окончании училищ студенты получают аттестат о среднем профессиональном образовании.

По окончании лицеев и гимназий необходимо сдать экзамены, по результатам которых выдаётся аттестат зрелости, требующийся при поступлении в вузы. Выпускники училищ могут его получить, но им необходимо пройти дополнительное обучение. Экзамены сдаются по шведскому или финскому, а также выбранному иностранному языку, математике либо одной из гуманитарных дисциплин.

Высшее образование и его принципы

В Финляндии высшие учебные заведения бывают двух типов - политехнические институты и университеты. Особенность политехнических институтов заключается в том, что обучение направлено на получение практических знаний и навыков, необходимых для работы в той или иной сфере. В университетах студенты получают академическое образование, поскольку акцент делается на теоретические знания.

Каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяет перечень необходимых документов для подачи и перечень вступительных испытаний.

В вузах Финляндии преподают на финском и шведском языках. Но в последние годы внедряется всё больше международных программ, слушателями которых являются иностранные студенты, поэтому некоторые курсы преподаются на английском полностью. В некоторых вузах только 2 первых курса преподаются на английском, поэтому студентам по их окончании необходимо сдавать экзамен по финскому языку. Если знания недостаточны, студент покидает учебное заведение.

Некоторые курсы международных программ преподаются на английском языке

Система научных степеней имеет 4 уровня:

  • бакалавр (3–4 года),
  • магистр (2 года обучения после получения степени бакалавра),
  • доктор (4 года обучения после магистратуры),
  • лиценциат (не имеет аналогов в мире, присваивается после 2 лет обучения в докторантуре).

Чтобы получить степень магистра, необходимо защитить диссертацию, а для доктора - провести научное исследование. В политехникумах основная масса студентов получает степень бакалавра.

Вузы бывают государственными и частными. В последних, как правило, обучают философским и религиозным наукам.

Финские вузы участвуют в Болонском процессе и при оценке знаний используют Единую Систему Зачётных единиц (ECTS).

Стоимость обучения

Дошкольное образование предоставляется полностью на платной основе. Плата за детский сад или ясли может варьироваться от 23 до 250 € вне зависимости от расположения учреждений и престижности.

Образование в школах, лицеях и колледжах является бесплатным для всех.

Высшее образование также предоставляется бесплатно как для граждан Финляндии, так и для иностранцев. Однако ежегодно студентам необходимо оплачивать сбор в размере 80 €.

С 2017 года обучение в некоторых университетах будет платным, стоимость будет составлять около 1500 €.

Таблица: популярные учебные заведения Финляндии

Название Особенности
Университет г.Хельсинки Основан в 1640. Самый старый университет в стране. Самым ценным считается образование, получаемое на медицинском факультете. Обучение по программам бакалавриата ведётся на финском и шведском, а в магистратуре и докторантуре - по некоторым специальностям на английском языке.
Основан в 2010 на базе университетов Йоэнсуу и Куопио. Основное направление образовательных программ - проведение научных исследований. Учреждение активно участвует в международных проектах.
Университет г.Турку Второй по величине вуз в стране, основан в 1920. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству. Предлагает ряд программ магистратуры и докторантуры, разработанных совместно с университетами из других стран. Преподавание в магистратуре ведётся на английском.
Основан в 2010. Является третьим крупнейшим вузом в Финляндии. Занимается исследованиями в области бизнеса, науки и культуры. Большинство курсов магистратуры преподаётся на английском.
Основан в 1934 на базе педагогического колледжа. Ведущий вуз по подготовке учителей и педагогов. Входит в топ-100 лучших университетов мира.
Была основана в 1997. Преподавание предметов ведётся на финском и русском языках. Для детей-иммигрантов, которым тяжело даётся освоение финского языка, проводятся дополнительные занятия.

Фотогалерея: популярные учебные заведения Финляндии

Преподавание в школе ведётся на русском и финском языках Основной профиль университета Йюваскюля - подготовка педагогов и учителей Университет Аалто - третий по величине вуз в Финляндии Университет Турку активно сотрудничает с зарубежными учебными учреждениями Основной профиль университета Восточной Финляндии - научно-исследовательская работа Университет Хельсинки - самый престижный университет Финляндии

Требования к иностранным абитуриентам при поступлении

Требования к иностранным абитуриентам при поступлении устанавливаются каждым учебным заведением индивидуально, однако среди них можно выделить и общие.

Для поступления в вузы по программам бакалавриата требуется:

  • аттестат о полном среднем образовании,
  • хорошая успеваемость,
  • сертификат TOEFL (не ниже 550 баллов) либо IELTS (не ниже 5,0),
  • сертификат, подтверждающий знание финского языка.

Если сертификаты о прохождении языковых тестов отсутствуют, вузы могут провести тестирование в качестве вступительного испытания.

Чтобы поступить в вуз по программам магистратуры требуется:

  • аттестат о высшем образовании (возможен приём студентов старших курсов),
  • выписка из учебной ведомости или вкладыш из аттестата с оценками,
  • средний балл оценок в аттестате не ниже 4,5,
  • сертификат IELTS (не ниже 5,5) либо TOEFL (79 баллов для интернет-тестирования).

Некоторые вузы в качестве подтверждения знания английского принимают сертификаты PTE и Cambridge CAE. Если языковая подготовка абитуриента находится на недостаточном уровне, приёмная комиссия не рассматривает документы. Аттестаты об образовании должны быть переведены на шведский, финский и английский языки и заверены у нотариуса.

Стипендии и гранты

Финская образовательная политика направлена на активное развитие международного сотрудничества. Для привлечения иностранных учащихся были разработаны более 400 программ, преподавание которых ведётся на английском языке. В Финляндии полный курс обучения проходят более 7 тысяч иностранных студентов, из них около 4 тысяч учатся в университетах. Помимо этого, почти 7 тысяч студентов со всего мира посещают Финляндию по программам обмена.

CIMO - центр по международным связям - организация, координирующая программы по обмену и обучению и подчиняющаяся Министерству образования Финляндии. Также она занимается распространением информационных материалов и консультированием, содействует преподаванию финского языка и культуры, организовывает летние курсы для иностранных студентов.

Российские студенты могут получить грант как для полного курса обучения, так и для частичного в рамках программы обмена.

Молодые аспиранты и исследователи, а также представители малых финно-угорских народов России могут претендовать на получение стипендии от центра CIMO. Обычно они выдаются на срок от 3 месяцев до года, а размер составляет 700–1000 € в месяц и зависит от квалификации стипендиата и поддержки принимающего вуза.

Узнать информацию об условиях участия в программах и подать заявку можно на сайте CIMO - http://www.cimo.fi.

Проживание студентов

Организацией проживания студентов занимаются вузы. Для этой цели создана специализированная сеть по предоставлению жилья, в которую входит более 10 тыс. квартир. Все они находятся в ведении вузов, фондов или ассоциаций. Жильё предоставляется по порядку подачи заявлений. Поиском можно заняться самостоятельно, однако стоимость его аренды будет выше.

Студенты обычно живут в двух- или трёхкомнатных квартирах по несколько человек. Молодой семье может быть предоставлена отдельная квартира. Среднемесячная арендная плата составляет около 300 € и включает обязательные платежи за электроэнергию и водоснабжение.

Расходы, связанные с проживанием, составляют в среднем около 800 € в месяц. Однако в крупных городах они несколько выше.

Условия получения учебной визы для иностранцев

Для подачи заявления на студенческую визу необходимо быть зачисленным в образовательное учреждение, а затем обратиться в посольство Финляндии. Краткосрочная студенческая виза выдаётся при обучении сроком менее 3 месяцев. Если программа длится больше этого срока, оформляется вид на жительство. Стандартный пакет документов для подачи в посольство включает:

  • справку о поступлении в образовательное учреждение,
  • выписку с банковского счёта (сумма должна быть не менее 550 € на месяц),
  • анкету-заявку (заполняется в электронном виде, затем печатается на бумажном носителе),
  • загранпаспорт,
  • 2 фото 36×47 мм,
  • аттестат об образовании,
  • страховой полис (сумма покрытия при сроке обучения менее 2 лет - 100 тыс. €, больше - 30 тыс. €),
  • 330 € (230 для несовершеннолетних) для оплаты рассмотрения заявления,
  • свидетельство о рождении и согласие родителей на выезд ребёнка, переведённые на финский, шведский и английский для несовершеннолетних.

Первая виза выдаётся обычно на год. Для её продления необходимо своевременно направить запрос в полицию.

Курсы во время обучения и перспективы трудоустройства

Во время обучения студенты могут дополнительно посещать языковые курсы, которые есть при каждом вузе.

Вузы обычно помогают выпускникам с трудоустройством после обучения - готовят резюме, организуют встречи и собеседования. Получить работу можно в любой стране мира. Финские предприятия обычно охотно принимают соискателей со знанием русского языка. Миграционные власти не препятствуют продлению ВНЖ, если для выпускника имеется рабочее место по его профилю.

После получения ВНЖ студент имеет право работать, но не более 20 часов в течение недели во время учёбы и 40 часов в период каникул. Работу найти довольно сложно, особенно по специальности. В тех сферах, где происходит постоянное взаимодействие с людьми, требуется знание финского языка. Средняя заработная плата по профессиям, не требующим квалификации и знания языка, составляет около 8 € за час. Помощь при поиске работы студентам оказывают центры занятости, работающие при вузах.

Итоговая таблица: плюсы и минусы финского образования

Плюсы Минусы
Обучение в школах, лицеях, колледжах, вузах предоставляется бесплатно Сложности при оформлении въездных документов
Низкая стоимость обучения в детских садах и яслях Не всем студентам предоставляются общежития и студенческие квартиры
Удобство организации учебного процесса на всех уровнях Финский язык является сравнительно сложным в изучении
Некоторые курсы полностью или частично преподаются на английском языке Без знания финского или шведского языка невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу после обучения
Индивидуальный подход к каждому ученику/студенту Высокая стоимость проживания
Во время учёбы студенты могут подрабатывать При поступлении в вузы по программам бакалавриата необходимо знание финского языка
Перспективы трудоустройства на финских предприятиях после учёбы Основной вид обучения - самоподготовка

Главной задачей системы образования Финляндии является обеспечение всех граждан равноправными возможностями в получении доступного образования. Образовательная система работает с постоянной прогрессией от самого низкого к более высокому уровню.

В Финляндии акцент делаю на самом процессе обучения, а не на экзаменах. Уровень среднего образования в Финляндии исключает национальные тесты для учащихся. Вместо этого, преподаватели самостоятельно оценивают знания учащихся по своему предмету, включенному в учебную программу.

Единственный национальный экзамен в Финляндии — экзамен на аттестат зрелости, который проводится в конце общего среднего образования. Дальнейший переход к более высокому уровню образования осуществляется на основе результатов экзамена на аттестат зрелости и вступительных экзаменов в следующее учебное заведение.

Большей частью образование в Финляндии бесплатное. Исключением является начальный или дошкольный уровень образования. Все детские сады в Финляндии платные. Школьное образование не предполагает плату за обучение и питание учеников. Профессиональное образование также является бесплатным, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. В университетах студенты получают углубленные теоретические знания. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Обучение в государственных ВУЗах происходит также на бесплатной основе.

Система образования в Финляндии признана одной из лучших в мире. Качество образования и отсутствие платы за обучение всегда привлекало много студентов из разных стран, в том числе и из России. C середины 2016 года Финляндия вводит платное образование для всех иностранных студентов, обучение которых будет проходить на английском языке. Для тех кто поступает учиться в Финские учебные заведения на финском и шведском языках, обучение по-прежнему остается бесплатным! Студенты, образовательные программы которых ведутся на английском языке обязаны оплачивать обязательный взнос в размере 100 евро за подачу документов, а также оплачивать каждый последующий год своего обучения в Финляндии. Финское законодательство разрешает учебным заведениям самостоятельно устанавливать плату за обучение иностранных студентов. Минимальная ставка на сегодняшний день составляет 1500 евро в год.

Уровни образовательной системы Финляндии выстроены в следующей последовательности:

Ясли и детские сады в Финляндии

В Финляндии существуют муниципальные, частные и семейные детские сады. Все детские сады в Финляндии платные и родители сами решают в каком детском садике будет воспитываться их ребенок. В ясли в Финляндии принимают детей уже с 9 месяцев. Обычно ребенок посещает садик 5 дней в неделю с 7:00 до 17:00. Плата за садик определяется для каждой семьи индивидуально, в зависимости от совокупного дохода семьи и может варьироваться от 30 до 300 евро в месяц. Группы в детских садах обычно формируются по 10 — 20 детей, а для того чтобы каждый ребенок получил достаточное внимание, количество воспитателей составляет примерно 3-4 человека на группу.
В некоторых крупных городах Финляндии мест в детских садах может не хватать. В случае если ребенок не попадает в садик и временно воспитывается родителями дома, государство предлагает материальную компенсацию в размере 500 евро на семью.

Подготовительное обучение в Финляндии

За год до начала общеобразовательной школы, когда ребенку исполняется 6 лет, каждый воспитанник может пройти дополнительную годовую подготовку к школьной жизни. Дошкольное обучение длиться год и предоставляется абсолютно бесплатно по предварительной заявке родителей. Во время подготовительного обучения ребенок также может продолжать посещать детский сад. Подготовительное обучение происходит в подготовительных школах, которые располагаются на территории детских садов или общеобразовательных школ. В подготовительной школе дети знакомятся с азами школьной жизни и начинают изучать такие предметы как природоведение, математика и искусство.

Общеобразовательная школа в Финляндии

В общеобразовательную школу в Финляндии дети идут с 7 лет и продолжают там своё обучение до 16 — 17 лет. Общее образование в Финляндии обязательно для всех проживающих в этой стране детей. Общее образование в финских школах предоставляется абсолютно бесплатно. Государство полностью обеспечивает учеников учебниками, тетрадями, необходимыми канцелярскими принадлежностями и питанием. Общеобразовательная школа длится 9 лет и делится на два периода: нижняя ступень (классы с 1 по 6) и верхняя ступень обучения (классы с 7 по 9). В школе нижней ступени школьный день короче, чем в школе верхней ступени. Уроки обычно длятся 45 минут. Система оценки знаний в финских школах отличается от российской. Знания оцениваются от 4 до 10 баллов, где 4 - неудовлетворительная оценка, а 10 - наивысший балл. Учебный год в Финляндии начинается в середине августа и заканчивается в конце мая.

Лицеи и Профтехучилища в Финляндии

После окончания общеобразовательной школы начинается второй уровень образования — этап когда выпускник принимает решение получить профессиональное образование в профессионально-техническом учебном заведении, после которого можно сразу начать работать по свой специальности, либо продолжить учебу в лицеи, где акцент делается на подготовку к поступлению в высшее учебное заведение.
Профессионально-технические учебные заведения предлагают учебные программы длительностью 2 и 3 года. После сдачи экзаменов выпускники получают аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего каждый может либо начать трудовую деятельность, либо продолжить специализированное обучение в других учебных заведениях. Выпускники профтехучилищ также имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, но лишь после прохождения специализированных курсов дополнительного образования и сдачи обязательного экзамена на аттестат зрелости.
Обучение в лицее длится 3 года и заканчивается сдачей экзамена на аттестат зрелости. При поступлении в лицей, необходимо показать достаточно высокую степень подготовленности (учитывается средний балл полученных оценок в общеобразовательной школе). Лицеи в Финляндии обязаны подготовить своих учеников к поступлению в высшие учебные заведения, поэтому имеют академическую направленность и акцент делается на теоретические знания.

Высшее образование в Финляндии

Получить Высшего образование в Финляндии можно либо в профессиональном вузе либо в университете.
Обучение в профессиональном высшем учебном заведении предполагает обучение профессиям, которые требуют углубленных профессиональных знаний и достаточной практики. Профессии приобретаемые в области образования, бизнеса, управления, технологии, транспорта, здравоохранение, культуры, социальной сферы, туризма и сферы обслуживания являются сегодня более востребованными. Обучение длится 3,5-4 года и включает достаточное количество практической деятельности будущих специалистов. По окончанию выпускник получает степень бакалавра. В случае, если выпускник решает продолжить обучение и получить степень магистра в университете, ему необходимо пройти годичный подготовительный курс и после этого отучиться 2 года в университете защитив в конце обучения дипломную работу. Магистратура доступна и на базе политехникумов, но поступить в нее можно только после 3х лет работы в выбранной сфере деятельности.
Университеты же предлагают своим студентам академическое образование. Процесс обучения направлен на приобретение углубленных теоретических знаний и требует изучения большого количества образовательной литературы. Начальной ученой степенью финских университетов также является степень бакалавра, получение которой занимает минимум 3 года. Для получении следующей степени магистра, студент может продолжить обучение в университете еще в течении двух лет. Студенты, отучившиеся в Университете 5 лет и получившие степень магистра, могут продолжить академическое образование в докторантуре. После степени магистра можно получить степень лиценциата, которая потребует еще 2 года обучения. Получение высшей ученой степени в Финляндии - доктора наук, — займет еще 2 года и потребует проведения индивидуального научного исследования и защиты диссертации.
Академический год в высших учебных заведениях Финляндии длится с сентября по май с каникулами с 1 июня по 31 августа.