Open
Close

Что случилось с руками венеры милосской. История одного шедевра: Венера Милосская

14 мая 2018

Близкий к идеалу женский образ, правда, без рук и в необычной позе, больше двух тысяч лет привлекает внимание и вызывает многочисленные споры.

Источник: pixabay.com

Она известна даже школьникам. Одна из самых узнаваемых женских скульптур – Венера Милосская . Кого она изображает и кем была при жизни эта дама? Загадки начинаются уже с имени. Дело в том, что греческую богиню любви звали Афродита , а Венера – её римская «коллега». Но статуя была найдена на греческом острове Милос, а выполнена скульптором Агесандром (Александром) Антиохийским .

Кого изображает скульпртура?


Знаменитая скульптура Венеры Милосской находится в Лувре. Источник: pixabay.com

Мраморная красавица была найдена в развалинах греческого амфитеатра в 1820 году. С тех пор учёные не перестают спорить, кого она изображает. Так, ряд исследователей полагает, что это вообще не Венера и не Афродита, а морская богиня Амфитрита . Именно её культ был очень распространён на острове Милос.

Ещё одним предположением, верным с большой долей вероятности, является то, что Агесандру позировала для изображения богини любви милосская гетера. Эта версия подтверждается традицией. Так, одному из самых знаменитых древнегреческих скульпторов, Праксителю , позировала легендарная афинская жрица любви Фрина . Её формы считались настолько совершенными, что художнику было позволено выполнить полностью обнажённую скульптуру, которая вошла в историю как Афродита Книдская .

Афродита Книдская. Источник: wikipedia.org

Почему Венера Милосская без рук?

Об этом редко вспоминают, но Венера Милосская была найдена с руками и даже постаментом, где было высечено имя скульптора. Однако авторство статуи автоматически приписали Праксителю, а имя Агесандра Антиохийского некоторое время не упоминалось.

Руки Венеры, найденные вместе с изваянием, были сильно повреждены. В борьбе за артефакт между французскими моряками и турецкими властями, конечности пострадали ещё сильнее, но были склеены и приставлены к скульптуре. Утеряны окончательно они были при перевозке памятника во Францию. За сохранностью и наличием рук никто особо не следил, так как тогдашние искусствоведы сочли их недостаточно красивыми и элегантными.

Что держала?

Люди, видевшие статую целиком, и те, кто утверждал, что видел, говорили, будто скульптура – часть парной композиции. Якобы одна рука Венеры лежала на плече Тесея или какого-то другого героя. Вторые заявляли, что в руке богини было яблоко, вручённое ей Парисом . Были варианты и с лавровым венком или зеркалом.

Наиболее популярной и достоверной на данный момент считается версия о том, что женщина держала веретено и прялку. Такой вывод учёные сделали, исходя из предполагаемого занятия натурщицы. Гетеры в Древней Греции коротали время в ожидании клиентов за прядением шерсти. Это помогало им не скучать и давало дополнительный заработок. Сравнив положение тела и рук Венеры с позами прядущих женщин, изображённых на амфорах, исследователи нашли много общего.

Но как могли держаться на весу руки скульптуры с мраморной прялкой? Учёные предположили, что веретено, нить и сама прялка, скорее всего, были изготовлены из дерева и покрыты позолотой. Со временем дерево истлело. Также бесследно пропали со скульптуры и украшения из драгоценных металлов. На мраморном теле остались лишь следы от креплений тиары, браслетов и серёжек.

Венера Милосская, известная также как Афродита Милосская, - древнегреческая статуя, которая считается одним из самых известных творений древнегреческой культуры. Создана между 130 и 100 гг. до н. э. Изображает Афродиту (Венера у древних римлян) - греческую богиню любви и красоты. Выполнена статуя из белого мрамора. В высоту она достигает 203 см и имеет идеальные пропорции человеческого тела, соответствующие правилу золотого сечения.


Статуя Венера Милосская в Лувре

Статуя неполная. Недостаёт рук и оригинального плинтуса или основной платформы. Они были утеряны уже после обнаружения данной скульптуры. Считается, что на платформе было указано имя создателя. Это известный мастер эллинистической эпохи Александрос Антиохийский. В настоящее время данный древний шедевр находится в Париже в Лувре. Своё название получил от греческого острова Милос в Эгейском море, где был обнаружен.


История обнаружения Венеры Милосской

Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.

Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.


Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади

Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.


Жуль Дюмон-Дервиль

Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.


Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)

Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.

После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.

Венера Милосская в Лувре

В Париже привезённую статую тут же поместили в Лувр. Там верхнюю и нижнюю части соединили в единое целое. Имелся ещё небольшой фрагмент левой руки, но его не стали присоединять к туловищу. Вся же Венера Милосская изначально была выполнена из 7 блоков паросского мрамора. Один блок для обнажённого торса, другой для завёрнутых в одежды ног, по одному блоку для каждой руки, небольшой блок для правой ноги, блок для плинтуса и отдельный блок, изображающий небольшую колонну, стоящую возле статуи.


Полный вид статуи - так Венера Милосская выглядела в древности

В 1821 году отреставрированная скульптура была показана Людовику XVIII. Тот полюбовался на древний шедевр, и тот, после этого, стал доступен для всеобщего обозрения. Осенью 1939 года статую упаковали и вывезли из Лувра в связи с началом Второй Мировой войны. Все военные годы она находилась в замке Валансе в центральной части Франции, там же хранились и другие исторические шедевры.

После войны Венеру Милосскую вернули в Лувр. Там она и находится по сей день в одной из галерей музея на первом этаже. Она считается одной из лучших классических скульптур Древнего мира, олицетворяя собой женскую красоту и совершенство человеческих тел.


Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера - римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту - морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480-323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской - 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

На тему, почему Венера Милосская стоит в Лувре без рук, есть множество шуток, обыгрывающих положение современной женщины, занятой слишком многими делами. Были и предположения, порой довольно смелые, по поводу возможного направления верхних конечностей и их изгиба. Многие скульпторы и художники пытались восстановить их наиболее вероятное положение, но успех оказался весьма спорным. Современному посетителю одного из величайших музеев искусства остается самому гадать, какими были руки Венеры и наслаждаться тем, что осталось от скульптуры.

О названии

Скульптура предположительно изображает греческую богиню любви и красоты Афродиту, которая у римлян носила имя Венеры. Найдена она была на острове Мелос (в другой транскрипции Милос), что в Эгейском море. Почему ее назвали Венерой Милосской, а не Афродитой Мелосской, теперь уже не важно, имя это прижилось, к нему все привыкли, и, как обычно в таких случаях говорят, так уж сложилось исторически.

История находки

Факты таковы. В 1820 году лейтенант французского флота Оливье Воутьер во время стоянки его корабля на якоре в гавани Мелоса решил разнообразить рейдовую скуку поездкой на остров. Там местными жителями время от времени обнаруживались интересные находки, которые можно было приобрести недорого. Офицер заметил, что один из крестьян, разбирая древнюю кладку стены для использования каменных блоков в качестве строительного материала, вроде бы нашел что-то. Изучив предмет, Воутьер понял, что это верхняя часть статуи, изображающей женщину. Он сразу же признал, что находка эта незаурядна и представляет ценность. Начальство, получив рапорт лейтенанта, распорядилось приобрести у крестьянина скульптуру за сравнительно скромную сумму. Венеру тщательно упаковали, в 1821 году привезли во Францию и показали Людовику XVIII, который передал ее в Лувр, где она находится и поныне.

Параметры и возраст статуи

Искусствоведы Лувра отнесли скульптуру к шедеврам греческой классической эпохи. Позднейшие исследования, однако, «омолодили» Венеру, более тщательный анализ манеры и техники исполнения указывал, что она высечена из мрамора позже, примерно за столетие до Рождества Христова, в так называемый эллинистический век. Статуя состоит из двух плотно пригнанных фрагментов, ее высота от головы до ног составляет 6 футов 7 дюймов (чуть более двух метров). Установлен с высокой степенью вероятности и автор скульптуры, это малоизвестный греческий художник по имени Александрос Антиохийский.

Были ли руки?

Существует предположение, что рук Венера Милосская лишилась не в глубокой древности, а срезу же после ее приобретения лейтенантом Вуатье. Будто бы из-за прекрасного произведения искусства заспорили французские и турецкие моряки, и при выяснении отношений повредили статую.

Большинство ученых сегодня считают, однако, что в момент обнаружения рук уже не хватало. Служа объектом поклонения, в первоначальном виде статуя была раскрашена и драпирована, а кроме этого на ее запястья жрецы надевали металлические браслеты. Возможно, что в ладони Афродита держала яблоко.

Афродита была одной из двенадцати олимпийских богов. Она символизировала любовь, крепкие браки, и считалась богиней плодородия. Говорили, что у неё была чаша, наполненная вином, и если кто-то сделает глоток - обретёт вечную молодость. Также ходили слухи, что где бы ни ступала нога Венеры, но том месте тут же появлялись цветы и распускались травы, символизирующие саму богиню. Стоило ей только где-нибудь появиться - её красоту почитали все, в восторге перед ней приклоняли головы люди, звери и даже боги.

Высокого роста, стройная и с золотыми волосами, обрамляющими красивое нежное лицо - она была самим олицетворением вечной молодости, любви и плодородия. Один из скульпторов, но до наших дней так и не выяснили, кто именно, решил запечатлеть её красоту в белом мраморе, и Афродитой в наши дни можно любоваться в здании Лувра, где её изображает статуя Венеры.

Почему у статуи Венеры отсутствуют руки?

Существует старая легенда, касательно отсутствия её рук. Суть мифа заключается в том, что один талантливый скульптор, бродил по городам и странам, в поисках неимоверной красоты девушки, которая могла бы послужить натурщицей для юного таланта. Так случилось, что такую красавицу он нашёл именно на острове Милос. Он предложил молодой девушке позировать для скульптуры Венеры Милосской. А поскольку девушке ещё тогда приглянулся этот талантливый парень, то она с удовольствием согласилась. В перерывах творения они придавались любви, отдавая друг другу себя, и однажды, когда скульптура практически была закончена, оставалось только сотворить руки, влюблённые опять предались утехам. Тут художника схватил сердечный приступ, и он умер, так и оставив миру скульптуру без рук.

Но это всего лишь легенда, на самом же деле статуя Венеры лишилась рук при попытке турков отобрать её у французов. Сама статуя была изготовлена приблизительно 200 лет до нашей эры, во времена правления Александра Македонского, а обнаружена в 1820 году, обыкновенным крестьянином, по фамилии Юргос.

Как статую нашли?

Он и понятия не имел об археологии, а обнаружил скульптуру Венеры Милосской, просто вспахивая участок земли, пытаясь прокормить свою многочисленную семью. Копая землю, он случайно наткнулся на что-то твёрдое. Пытаясь достать мешавший ему предмет, он копал всё глубже. Увидев белый мрамор - он очень удивился и одновременно обрадовался, ведь за камень можно было получить какую-то выручку (на тот период, как он знал, люди использовали такой камень при постройке домов). Раскопав камень целиком - его удивлению не было предела, ведь перед ним лежала двухметровая, дивной красоты женщина из мрамора, вперемешку с землёй, картина была ещё более удивительной. Статуя находилась как бы в нише, где были расположены ещё пару не таких больших статуй, и ещё несколько безделушек.

Юргос несказанно обрадовался находке, ведь даже не имея особых знаний, и не разбираясь в антиквариате, он понимал, что перед ним одно из величайших творений, за которое можно получить гораздо больше, чем за каменные брылы для домов. С помощью своих друзей он перетянул статую в сарай, а затем, как поговаривают, продал её местному секретарю французского посольства в Стамбуле (на тот период Греция, а так же этот остров находились под властью у турок). Французский посол, в свою очередь послал эту величайшую скульптуру без рукв дар французскому музею искусств - Лувру. Так, в конечном итоге скульптура и оказалась во Франции, где вы можете полюбоваться ею и сегодня. Скульптура Венеры Милосской была названа так именно из-за острова, где была найдена. Люди со всех стран приезжая в Лувр идут посмотреть именно на эту красавицу, притом что музей полон шедеврами и других не менее известных творцов искусства, таких как Микеланджело, Франсуа Буше, Теодор Жерико, Леонардо да Винчи, и тысячами иных экспонатов из разных стран и времён.

Но незадолго после находки было выяснено, что скульптуру Венеры Милосской видели ещё два человека, это были Матеррер, а так же известный Дюмон Дюрвиль, которые впоследствии и оставили записки, касающиесястатуи Венеры. В своих записях матрос Матеррор описывал, что консул на их просьбы с Дюмоном Дюрвилем показать ту нишу, где была найдена статуя, отвёл их и продемонстрировал её. Он рассказывал, что в данной нише находилась сама статуя прекрасной девушки, но был у неё некоторый изъян: статуя была практически без рук, а кончик носа был отрублен.

Но, так как Дюмон Дюрвиль был исследователем, то периодически он отправлял свой доклад во Французскую академию наук. В своём докладе он детально описал саму статую, до малейших изгибов, но также там сообщалось, что скульптура без рук таки имела руки! В одной из них, приподняв, она держала яблоко, а второй придерживала ткань, обнимающую её бёдра, и прикрывающую наготу. В дальнейшем, - было указано в записях, - руки были отделены от тела. Так что на текущий момент было два рассказа, противоречащих друг другу.

Так вот, правда в том, что Матеррер спустя несколько лет таки сознался, что руки у статуи были, но, правая, которая придерживала одеяние - была повреждена в районе изгиба. Эту же версию, спустя ещё 20 лет, подтвердил и сын самого крестьянина.

Где кроется правда?

Но куда же всё-таки делись руки статуи Венеры? Ответ на этот вопрос также существует. Дюрвиль с Матеррером пошли посмотреть на скульптуру, но, к сожалению, священник хотел много денег, и статуя была морякам не по карману. Посетив в дальнейшем один из вечеров - Дюрвиль рассказал о чудесной находке секретарю французского посольства, и тот, не теряя ни минуты, отправился к крестьянину за одним из величайших творений. Но, пока секретарь добрался до крестьянина - эту статую уже грузили на судно. Дело в том, что Юргос немного скинул цену, и скульптуру решил выкупить местный священник, для того, чтобы предоставить её в дар переводчику константинопольского паши. Видя, что желанный предмет практически ускользает из его рук - секретарь изначально пытался договориться, но священник был неумолим, и тогда между ними развязалась настоящая драка, в которой французы и одержали верх. Во время этой же драки, скульптуре Венеры Милосской отбили руки. Вот почему Матеррер пытался скрыть правду в своих мемуарах, он просто боялся дипломатического скандала.

В наше время именно отсутствие рук у статуи Венеры даёт ей своеобразную изюминку, ведь теперь скульптура обладает не только красотой, но и своей собственной историей. В Лувр съезжаются многие туристы, чтоб услышать легенды и полюбоваться красотой воочию..