Open
Close

Цитаты Полководцев, которые думали о подготовке к войне. Александр Суворов: афоризмы, цитаты, высказывания

Hier und da werden Ausdrücke der Bolschewiki sein.

Никогда не сдавайся. От опущенных коленей, положение только ухудшится. Ты родился, а значит, - принял бой с миром. Никаких соглашений с Хельхеймом! Победа или Вальхалла - третьего не дано.

1. Ihr Ziel - der Wunsch zu gewinnen . Твоя цель - стремление к победе .
2. Ihr Weg - Gleichgewichtstraining . Твой путь - упорная тренировка .
3. Ihre Blutsbande - Kampf Bruderschaft . Твои кровные узы - боевое братство .
4. Ihr Erfolg - ist der Erfolg der Mannschaft . Твой успех - это успех команды .
5. Im Kampf hart sein, aber edel . В бою будь жесток, но благороден .
6. Ihre Grundregel - eiserne Disziplin . Твое главное правило - железная дисциплина .
7. Ihre Regel - als interne Disziplin Richter . Твое правило - дисциплина как внутренний судья .
8. Disziplin - die bedingungslose Unterwerfung unter den Kommandanten . Дисциплина - безоговорочное подчинение командиру .
9. Drücken Sie nicht Ihr Glück - in die Niederlage zum Sieg verwandeln . Не испытывай судьбу - превратишь победу в поражение .
10. Nicht scheuen aus eine Entscheidung . Не уклоняйся от принятия решения .
11. Legen Sie nicht die Verantwortung auf den Schultern der Gefährten . Не перекладывай ответственность на плечи Соратников .
12. Denken Sie daran, der Gewinner ist immer bescheiden. Помни, победитель всегда скромен .
13. Nach dem Verlust, nicht für leere Ausreden zu begleichen . Проиграв, не занимайся пустыми оправданиями .
14. Denken Sie daran, den Hauptgrund für die Niederlage in Ihnen . Помни, главная причина поражения в тебе самом .
15. Sei ein Ritter, wie es sich verhalten, im Kampf und im Leben . Будь рыцарем, веди себя так, как подобает в бою и в жизни .


Александр Васильевич Суворов : « Богатыри! Неприятель от вас дрожит. Да есть неприятель больше и богадельни: проклятая немогузнайка, намека, догадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка, бестолковка, кличка, что бестолково и выговаривать: хрой, прикак, афох, вайрках рок, ад. Прочее и прочее. Стыдно сказать! От немогузнайки много, много беды ».

Борис Алексеевич Смысловский : «Пусть не говорят пацифисты об ужасах огневой войны. Каждый профессиональный воин знает и другую сторону боя. Знает его красоту и величие. Величие любви, кто душу свою пологает за други своя - за идею, за жизнь своей нации и за государственную и историческую славу.
Воин знает жгучую красоту, выходящую за сферу линии трансцендентального бинома добра и зла.
Красоту напряжения до отказа психических сил, когда ритм человеческого сердца сливается с дыханием природы, когда все чувства обострены до предельной, болезненной крайности, когда между небом и землей рушатся все границы видимого и не видимого, и воин идя в бой, душою осязает то, что до сих пор было недоступно его физическим чувствам.
Воин переходит границы индивидуального и растворяется в сферах сверхчеловеческого долга
».

Карл фон Клаузевиц : « Ни один полководец не может сразу дать армии привычку к войне, а учения мирного времени являются лишь слабой заменой войны (боевых действий). Слабой по сравнению с настоящим военным испытанием.
Очень важно, чтобы военному, в каком бы чине он ни был, не пришлось столкнуться на войне с теми трудностями, которые, увиденные впервые, потрясают и приводят в недоумение.
Если же человек называющий себя военным, прежде сталкивался с подобным хотя бы раз, он уже на половину знаком с ними. Это относится даже к физической усталости. Для того, чтобы к ней привыкнуть нужно тренировать ум не меньше, чем тело.
На войне молодой боец склонен считать требуемое от него напряжение сил следствием ошибок и затруднением руководства и впадает из за этого в уныние. Этого не случится, если он готов к этому заранее благодаря тренировкам в мирное время.

Поэтому государство, которое давно пребывает в состоянии мира, всегда стремится заполучить офицеров, которые служили на различных театрах военных действий, или послать туда своих офицеров, чтобы они могли поучиться искусству ведения войны ».

Денис Васильевич Давыдов : « Еще Россия не подымалась во весь исполинский рост свой, и горе ее неприятелям, если она когда-ни- будь подымется ».

Крон-Принц Прусский Евгений : « Непрерывно размышляйте о своей военной профессии. О своих собственных действиях. О действиях выдающихся полководцев. Такие размышления - единственное средство для приобретения той быстроты соображения, которая помогает сразу же схватывать и обдумывать все, что можно предпринять в данной обстановке ».

Цитаты из разных произведений Бориса Алекссевича Смысловского .

1. «Для нас намного хуже, когда бывшие военные, в полном смысле этого слова забывшие не только азбуку военного дела, но и сам дух его, пробуют создавать так называемые военные организации, сводящиеся в конце концов в общества «чашек чая, взаимного обожания», и в которых распыляется динамика русского национального офицера ».

2. «Слово имеет великую и магическую силу, а при концентрации и повторении само реализуется и переходит в дело. Надо только уметь претворить идею в слово, а слово в факт ».

3. «Военная политика - это политика подготовки вооруженной силы, заблаговременных военных баз, аэродромов, предмостных укреплений, занятий тех исходных оперативных позиций, которые одной своей геополитической тяжестью смогли бы давить и предрешить в пользу своей стратегии весь ход дальнейшей компании ».

4. «Политика, должна делиться на две части: на так называемую чистую политику, которая будет являться предметом действия государственной дипломатии или министерства иностранных дел. И на политику государственной стратегии, неотъемлемо находящуюся к компетенции большого штаба ».

5. «Каждая новая война начинается теми огневыми средствами и тактикой, которыми кончилась предыдущая. С той разницей, что техника будет значительно усилена, а тактика более усовершенствована ».

6. «Две армии, вооруженные с ног до головы, стоять продолжительно в бездействии, одна против другой, не могут. Мобилизованные войска или начинают вооруженные действия, или от бездействия деморализуются. Другого выхода из этого положения военная наука не знает ».

7. «Народы белой расы, оберегайте ваши священные права »!

8. «Бой - это часть войны. А война - это часть нашей жизни ».

9. «Все победы, какими бы блестящими они ни были, одержанные над второстепенным противником, как теперь говорят сателлитом, не могут принести стратегического решения всей кампании ».

10. «Пацифизм - это болезнь народа или отдельного класса. Это ослабление воли к борьбе за свое классовое или национальное существование. Пропаганда пацифизма или строго оборонительной войны, с военной точки зрения, также противоестественна, как пропаганда искусственного ограничения деторождения. Эта пропаганда является прямой дорогой к тоталитарному поражению или историческому самоубийству ».

11. «Сегодня без военной разведки немыслима подготовка войны. Действовать вслепую никакой военный организм не в состоянии. Самое сильное тело - армия, высокоинтеллектуальный ум - Генеральный штаб - не могут успешно работать, если нет глаз и ушей, то есть всеведущей и всеобъемлющей разведки. В этом духе надо воспитывать армию. Каждый офицер и солдат должны быть разведчиками. Время только «профессиональных шпионов» и высылки патрулей кануло в вечность. На передовой линии, в штабе, в бою, в тылу, на фабрике, в бюро, в лаборатории, на аэродроме, в поезде и ресторане, на улице и дома каждый солдат должен уметь видеть и слышать то, что нужно его стране, его нации в борьбе за идеалы и за свое существование. Надо воспитывать армию в современных принципах разведки. Надо внушать и учить, что сегодня разведчик - это не «презренный шпион», а верный идейный солдат и офицер, стоящий на страже своего государства, своей нации и своей исторической и национальной миссии ».

Адольф Гитлер: « Когда людские сердца разбиваются от горя, а души разрываются от отчаяния, тогда из мглы прошедших времен на нас смотрят наши великие предки, не раз преодолевавшие нужду и заботу, позор и муку, духовную несвободу и физическое принуждение. Они смотрят на нас и протягивают нам, отчаявшимся смертным, свою вечную руку помощи! Горе народу, стыдящемуся опереться на нее »!

Что означает выражение « Jedem das Seine » , то есть « каждому свое » . Почему нет и не будет равенства среди людей.

Многие в корне не правильно понимают принципы кастового деления общества и их актуальность, поверхностно видя в них лишь размежевание общества на «элиту » и «чернь ». При таком видении «элита » - это некая узкая прослойка зажравшихся «хозяев мира », которые являются таковыми лишь по праву наследования этого статуса, либо ввиду обладания крупными материальными ресурсами.

К первым можно отнести, догнивающую в Европе, аристократию. Если говорить о РФ, то это дети чиновников, политиков. Часто такие «династии » ведут свое начало от советской номенклатуры.

Вторые - это люди, разными способами овладевшие доступом к материальным благам, от бизнесменов, начинающих в 90-х в полукриминальной среде, до артистов эстрады. Хотя артисты и вообще люди искусства далеко не всегда богаты их так же причисляют к «элите нации », называют «нашей совестью », что абсолютно абсурдно. Забавно, но в индо-арийском обществе актеры это всегда шудры.

Под «чернью » понимается вся отлученная от «кормушки » часть населения, то есть, собственно «народ ». «Элита » купается в роскоши, упивается властью, «народ » голодает, страдает, вымирает.

Но, давайте попробуем разобраться, имеет ли подобное положение дел отношение к кастовой системе. Стоит оговориться, что более правильно использовать термин «варна », так как касты это более мелкие деления в рамках варн. Допустим, в варне шудр, могут быть касты горшечников, сжигателей трупов, парикмахеров и прочие. Но будет использоваться слово «каста » ввиду его большего распространения вне Индии.

Понятие «высшие касты », если следовать ведической системе (а будет использоваться именно она, так как лишь в ней сохранилась без изменений Арийская терминология. К тому же она ясна всем, кто даже поверхностно знаком с трудами Эволы и Генона), включает в себя четыре касты (варны):

Брахманы;
- кшатрии.

То есть люди духовной и интеллектуальной направленности (духовенство, ученые), люди с активной позицией, готовые вести борьбу за свои идеалы (воины и руководители), люди ориентированные на материальное обогащение (торговцы, бизнесмены).

Низшая каста - шудры, включает в себя всех людей, занимающихся физическим трудом, крестьяне, рабочие, слуги. У каждой варны своя дхарма (закон и жизненная цель), свои представления о счастье, добре и зле:

Вайшьи;
- шудры.

Брахман полностью посвящен общению с Божественным, либо поиску истины (наука).

Кшатрий - руководитель и защитник, он защищает народ (шудр в том числе) и он убивает, он обязан убивать, чего, брахман, например, делать не просто не может, а не имеет права.

Вайшья добивается успеха, занимаясь торговлей. Его цель - сытый желудок, чувственные наслаждения, комфорт.

У шудры цели ни чем не отличаются от вайшьев, разница лишь в роде деятельности. Ни шудре ни вайшье неведомы какие-то высокие цели и всяческие отвлеченные мудроствования.

Таким образом, можно сделать вывод - брахманы и кшатрии - это люди Идеи. Их жизнь подчинена служению неосязаемому для шудр и вайшьев Смыслу. Служение Богу, поиск истины, у первых и защита Нации и Веры у вторых. Это их Дхарма. И ради Дхармы они готовы умирать, а в случае с кшатриями и, убивать.

Классический пример кшатрийской этики можно наблюдать в разговоре Кришны с воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, описанный в Бхагавад-Гите. Данный пример разобран Эволой в «Арийской доктрине борьбы ». Кришна убеждает Арджуну, которого одолели сомнения, сражаться ни смотря ни на что, ни на друзей и родственников в стане врагов, ни на что бы то ни было другое. Арджуна - воин, и сражаться - его Дхарма. «Ты ведешь себя недостойно Арийца » - говорит Кришна. Мы видим, что во главу угла Дхармы воина ставится долг.

Если воины не будут сражаться, то брахманы не смогут проводить священных обрядов, ваишьи не смогут торговать, а шудры не смогут возделывать землю. Личные интересы кшатрия уходят на второй план, главное Долг, Дхарма.
Брахманы, в свою очередь, наоборот никогда не должны обагрять своих рук кровью. При этом именно брахманы являются учителями воинского искусства для кшатриев. В Индии традиционно юноши из кшатрийских семей поступали на обучение к брахманам и именно от них получали знания о воинском искусстве. То есть брахман умеет воевать и убивать, но сознательно воздерживается от этого из сострадания к живым существам. Хотя иногда, им приходилось брать в руки оружие. Это и индийский Парашурам, брахман по рождению, истребивший всю касту воинов, которая погрязла в пороках и брахманы Махабхараты и русские волхвы и сибирские шаманы, возглавляющие народные восстания. Ради справедливости стоит упомянуть также европейских и русских воинов-монахов. Вообще эти две касты тесно связаны друг с другом. Именно по тому, что их представители, как было указано выше, живут нематериальной Идеей, в отличие от шудр и вайшьев.

Итак, видно, что помимо чисто социального деления, касты являют собой определенные мировоззренческие характеристики. Можем ли мы сказать, что сейчас одно соответствует другому? Можем ли мы назвать ОПОНовца (ибо, милиции нет, а есть полиция - потому вещи нужно называть своими именами), избивающего людей по приказу, кшатрием? Уверены ли мы, что им движет воинская Дхарма? Знаем ли мы, что он честен, благороден, бесстрашен? Нет, скорее всего, им движет жажда наживы, помноженная на удовлетворение от унижения других.

Можем ли мы назвать священников, погрязших в лизоблюдстве перед властью, охваченных корыстолюбием, часто откровенно глупых, брахманами? Очевидно, что нет. И первые и вторые либо вайшьи, либо шудры. А что мы скажем о рабочем, крестьянине, человеке из социальных низов, бедной семьи, который идет по пути духовного развития, открывая в своем микрокосме божественное или отдающем всего себя, свою жизнь и свободу за торжество разделяемых им идеалов? Конечно же, он не шудра. Что касается вайшьев, то с ними все проще, человек делающий деньги всегда остается таковым.

Существует версия, принадлежащая Жоржу Дюмезилю, что каста торговцев, появилась у индоевропейцев куда позднее, чем у народов Азии. Действительно, если взять в пример «исторических » ариев, коих принято считать скотоводческими кочующими племенами, то совершенно ясно, что торговая деятельность просто была им не нужна. Шудры у тех же «исторических » ариев появились после арийского вторжения в Индию, где в их разряд попадали все аборигенные неарийские жители.

Именно поэтому слово «варна » означает «цвет ». Причем, в шудры автоматически записывались и те, кто принадлежал к аристократии или жреческому сословию коренных народов Индии. Отсюда же и понятия «ариец », «арий », как в значении «благородный », так и в чисто расовом смысле. То есть, арии - брахманы и кшатрии, а аборигены - шудры. В ходе истории арийское и неарийское население смешалось между собой, и термин утратил свой первоначальный смысл. Точно так же и касты перестали иметь расовую подоплеку.

Но вернемся к нашей теме. Касты - суть духовные характеристики человека, следуя которым он обретает свое место и в социуме. Сейчас, безусловно, этого соответствия не существует. Почему так? Ответить на это можно лишь осознав, в каком мире, мы сейчас живем.

Согласно индуистской концепции истории, человечество, беря свое начало в Золотом Веке, постепенно регрессируя, обнаруживает себя в веке Железном (Темном) - Кали-Юге. В германо-скандинавской мифологии есть понятие Волчьего века. Подобные понятия характерны для большинства индоевропейских народов, как и представление о Золотом Веке. Память о нем сохранилась даже в христианстве в виде мифа об Эдеме. В конце эпохи упадка неминуемо происходит разрушение вконец деградирующего мира Богом-мстителем, Калки в индуизме, Одином-Вотаном в северо-европейском язычестве. Эпоха Кали-Юге характеризуется всеобъемлющим хаосом в человеческих отношениях между собой, окружающей действительностью и Божественным. Тут разумно будет привести несколько цитат из индийских священных текстов, относительно Века Кали:

«В Кали-югу просто богатый человек будет слыть аристократом с безупречными манерами и возвышенными качествами ».

«Мужчины и женщины в этот век будут вступать в сожительство лишь из-за сиюминутного влечения, а успех в делах будет полностью зависеть от умения обманывать. О женственности или мужественности будут судить по тому, насколько человек преуспевает в сексе, а брахманами будут признаваться те, кто просто носит на шее соответствующий знак ».

«Духовное положение человека будет определяться лишь по его внешними символам и атрибутам ».

«Не получать большого жалования для человека будет считаться верхом неприличия. А признаком выдающейся учености будет считаться просто умение очень ловко жонглировать словами ».

«По мере того, как Землю все больше будет наводнять развращенный народ, к политической власти будет приходить тот общественный класс, который в данный момент оказался наиболее могущественным ».

«Эти алчные и безжалостные правители будут вести себя не лучше обычных воров ».

«Люди совершенно забудут путь, по которому ведут Веды, а так называемые религии будут в большинстве своем атеистичны. Почти все цари превратятся в воров, а основными занятиями людей станут воровство, обман и бессмысленное насилие. Все классы общества скатятся до самого низкого уровня шудр ». (Шримад-Бхагаватам).

«Неудачливые и одержимые материальными желаниями, люди Кали-юги почти поголовно - шудры ».

«Бескультурные люди будут от имени Бога собирать милостыню и зарабатывать себе на жизнь, просто рядясь в одежды монахов и играя в показную отреченность. Не имеющие никакого представления о религии люди будут осмеливаться разглагольствовать с высоких помостов и трибун о религиозных принципах ». (Бхуми-Гита).

Подобных описаний великое множество, однако, думается приведенных выше более чем достаточно, чтобы понять, что Кали-Юга есть эпоха утраты подлинных смыслов. Приведены отрывки, касающиеся конкретно упадка кастового деления общества, но он характерен для всех жизненных сфер человеческой деятельности.

Кали-Юга эпоха всесмешения и вырождения. И просто выйдя на улицу, или включив телевизор мы легко убедимся, что это соответствует правде.

Исходя из всего вышесказанного, можно совершенно точно утверждать, что касты сейчас это именно духовные, а не социальные характеристики. Входе инволюции соответствие касты по рождению и касты по духу было утрачено.

В индийском тантризме существует понятие «бхава», которое, возможно больше соответствует нынешнему делению человеческого общества.

Это «пашу-бхава » - низший человеческий тип, зверочеловек («пашу » - животное), приземленный материалист, потребитель.

«Вира-бхава » - активный, героический тип человека, воин.

И «дивья-бхава » - высший тип человека, переступивший собственно говоря, человеческое. Его жизнь имеет мало отношения к внешнему миру, он полностью погружен в отношения с Божественным.

Тантризм отвергает кастовое деление, так в Кали-Югу, как говорилось в одной из цитат выше, большинство людей шудры. Поэтому уровня дивья может достигнуть и рожденный в низшей касте человек. Логично представить, что в идеале, пашу это шудры и вайшьи, виру это кшатрии, а дивья - брахманы. Но, не забывайте, мы живем в Век Кали. Однако, это не значит, что человеческое общество утратило необходимость в кастовой системе. У каждого из нас есть свои индивидуальные особенности. Один хочет пить пиво у телевизора, а другой совершать ритуалы в ночном лесу, один заработать на машину, другой изменить историю. И совершенно не важно, кто из них работает на заводе, а кто в крупной корпорации, кто в какой семье родился и тому подобное.

В своем труде «Регрессия каст » Юлиус Эвола подробно описывает процесс упадка человеческого общества от брахманических сакральных идеалов (условно Золотой Век), через эпохи кшатрийских государств (античность, Средние века), где главными ценностями были Честь, Верность, Долг (Дхарма), храбрость. К государствам, принадлежащим торговцам-вайшьям (буржуазные революции, возникновение капитализма), а затем, далее по низходящей, шудрянским государствам, первым из которых был, разумеется, СССР.

Известная фраза Ленина о «кухарке, управляющей государством » являет собой абсолютно шудрянский принцип. Сейчас мы видим - вся нынешняя культура, искусство, человеческий быт и мировоззрение носит именно шудрянский характер - развлечение и удовлетворение физических желаний. Вся мировая кино индустрия, весь так называемый, шоу-бизнес, ставит своей задачей развлекать и возбуждать, при этом, совершенно не заставляя думать и не побуждая развиваться. Искусство давно утратило свой первоначальный сакральный мистический характер. Производят же продукцию для шудр, соответственно, жиды. Все мы знаем, кому принадлежит Голливуд, СМИ в Европе, России и США, порно индустрия и прочее.

То есть наша сегодняшняя цивилизация может охарактеризоваться нами как вайшье-шудрянская. Вайшьи делают деньги на шудрах, и первые и вторые вполне довольны. Но попробуйте заговорить со своим знакомым из числа тех, кого называют обывателями о том, что вы готовы отдать жизнь за Родину, за свои идеалы или, например, о том, что вы хотите уйти жить в лес, чтобы видеть, как луна освящает старые ели. Думается, мягко говоря, вас не поймут. Потому что кшатрийским и брахманическим идеалам нет места в современном обществе тотальной десокрализации.
Какой вывод можно сделать?

Касты, в нашем понимании, это природное, естественное деление людей. Однако, мы не имеем ввиду под ним жесткие социальные рамки. Большинство людей на Земле сейчас это шудры, обыватели. Их мало что интересует, кроме собственной шкуры. Это и депутаты и рабочие и бизнесмены и сантехники. Но большинство людей и должно быть такими. Общество, где все воины или волхвы не очень жизнеспособно. Другое дело, какие идеи и ориентиры довлеют над обществом. Прививать ему идеалы героизма, честности, самоотверженности совсем не бесполезно. Конечно, большинство никогда не будет героями, но атмосфера в таком обществе будет совершенно отличной от той, где пропагандируется нажива, разврат, извращения и подлость. Люди, живущие идеей, отдающие себя во благо нации, расы - это современные кшатрии. Они есть подлинная Элита, а не жирные свиньи в кабинетах или лоснящиеся педерасты на светских раутах. Это даже не шудры, эти еще хуже это млехчи.

Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие , часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд.

Меня хвалили цари, любили солдаты, мне удивлялись друзья, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом и Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомоняя буйных врагов Отечества. Если был бы я Цезарь, старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы.

(О безбожии). Зрите ад, над которым царствует безумие еще сильнее в исходе века. Сей ад распастя челюсти свои до гор Альпийских, воздвигает новый Рим, основание которого близ бездны.

Геройство побеждает храбрость, терпение — скорость, рассудок — ум, труд — лень, история — газеты...

Благость и милосердие потребны героям.

Ближайшая к действию цель лучше дальней.

Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

Вежлив бывает и палач.

Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.

Властвуй счастьем, быстротой Цезаря, столь хорошо умевшего захватывать врасплох врагов даже днем.

Великие приключения происходят от малых причин.

Вольность и равенство не могут стоять долго против веры и властительства.

Вот мои мысли о людях: вывеска дураков — гордость, людей посредственного ума — подлость, а человека истинных достоинств — возвышенность чувств, прикрытая скромностью.

Мужественные подвиги достовернее слов.

Время драгоценнее всего.

Выше денег время страшно.

Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог.

Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

Где меньше войска, там больше храбрых.

Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч.

Где тревога, туда и дорога; где ура — туда и пора; голова хвоста не ждет.

Главное дарование великого человека уметь избирать особ по их талантам.

Голова хвоста не ожидает, оный всегда в свое время поспеет.

Гражданские доблести не заменят бесполезную жестокость в войсках.

Два хозяина в одном дому быть не могут.

Дело мастера боится. И крестьянин не умеет сохой владеть — хлеб не родится.

Деньгам по-пустому лежать не надлежит.

Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага.

Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего.

Дипломатичный слог — обманчивая двуличность.

Голод — лучшее лекарство.

Добро делать спешить должно.

Добродетель всегда гонима.

Единство дает согласие. Смотри на дело в целом.

Если любишь горячее, будь способен и к холодному.

Жалко подражание, похвально соревнование. Подражание есть признание в недостатке собственных своих способностей. Соревнование — порыв благородной души, которая хочет выказать оспариваемое у нее преимущество.

Загребающий жар чужими руками после свои пережжет.

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба.

Искусство не может терпеть порабощения.

Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость — тиранство.

Истина — благосклонна одному достоинству.

Как тягостно равнодушие к самому себе!

Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми. От детей ему и деньги.

Идя вперед, знай, как воротиться.

Кто удивил, тот победил.

Кто хорош для первой роли, не годен для второй.

Люби истинную славу.

Лень рождается от изобилия. Ближайший повод к лени — безначалие.

Лесть похожа на пирог: надобно умеючи испечь, всем нужно начинить в меру, не пересолить и не переперчить.

Льстец гордый и безнаказанный — величайший злодей.

Мудрый и кроткий владыка не в крепостных оградах, но в сердцах своих подданных заключает свою безопасность.

Мудрый не дерется нечаянно.

На себя надежность — основание храбрости.

Не бросайте никогда апельсина, пока в нем есть еще содержимое.

Не льститесь на блистание, но на постоянство.

Невинность не терпит оправданий.

Недорубленный лес опять вырастает.

Ненависть затмевает рассудок.

Непрестанная наука из чтениев!

Нужнее неприятное известие для преодолевания, нежели приятное — для утешения.

Нет земли на свете, которая так была бы усеяна крепостями, как Италия. И нет так же земли, которая бы была так часто завоевана.

Нет ничего страшнее отчаянных.

Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет.

Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие.

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

Отличай честолюбие от гордости и кичливости.

Повелевай счастьем, ибо одна минута решает победу.

Подозрение — мать премудрости.

Предположения и предрассудки все расстраивают.

Предположенное не окончить — Божий гнев!

Приучайся к неутомимой деятельности.

Стоянием города не берут.

Раз счастье, два раза счастье — помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.

С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

Скорость нужна, а поспешность вредна.

Самоблюдение и самолюбие суть различны: первое повелено Богом, второе — в начале испорчено гордостью.

Таинство одно твердой связи достойных друзей — уметь прощать недоразумения и просвещать неотложно в недостатках.

Самолюбие утопает в неведении жребия своего, однако имеет желания.

Служба и дружба — две параллельные линии — не сходятся.

Собственностью своею во всякое время жертвовать — правило высочайшей службы.

Счастье зависит от правил, фортуна — от случайностей.

Тактика и дипломатика без светильника истории — ничто.

Твердый дуб падает не от ветра или сам, но от секиры.

Теория без практики мертва.

Тот не велик еще, кого таковым почитают.

Тот не тонок, кто слывет тонким.

Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитер.

Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное).

Трудолюбивая душа должна быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела.

Фамильярное обращение порождает пренебрежение.

Удивить — победить.

Фортуна вертит счастьем как колесо спицами.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Фортуна имеет глаза на затылке, власы короткие, полет ее молниеносен: упустишь раз — не поймаешь. (Есть иной вариант: Фортуна имеет голый затылок, а на лбу — длинные висячие волосы: не схватил... уже не возвратиться!)

Чистому — все чисто

О РОДИНЕ

Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!

Всемогущий Боже! Даруй, чтоб зло для России не открылось прежде 100 лет, но и тогда основание к сему будет вредно.

Крепость сильна, гарнизон — целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия — мы сильны и уверенны в себе.

Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.

Легкие победы не льстят сердцу русскому.

Медленность наша умножит силы неприятеля. Быстрота и внезапность расстроят его и поразят. Широта реки не сузится, высота берегов не понизится. Русский Бог силен. С Ним перелетим полетом богатырским, с Ним победим!

Мы русские, мы все одолеем.

От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может.

Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.(Суворов цитирует высказывание Императора Петра Великого)

Покажи на деле, что ты русский!

Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать.

Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.

Русак не трусак.

Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?

Русский Бог велик! Охают французы, усмиряются цесарцы!

Русскому должно все испытать.

Смерть или плен — все одно!

В сущности нет ничего вреднее и даже более — никто не может быть так жесток, как вредны и жестоки по результатам своих действий сентиментальные люди. Человек, любящий своих ближних, человек, ненавидящий войну, — должен добить врага, чтобы вслед за одной войной не началась другая.

Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.

Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида2 и свой гроб. (Леонид — царь спартанский, павший в бою, защищая в 480 г. до н.э. Фермопильское ущелье.)

Штык, быстрота, внезапность — это вожди россиян.

Победа — враг войны.

Солдат и в мирное время на войне.

Умирай за Дом Богородицы, за Матушку-Царицу, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!

Готовься в войне к миру, а в мире к войне.

ВОЕННАЯ НАУКА

Атакуй с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не упускай! Ура! — чудеса творит, братцы!

Береги пулю в дуле.

Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять.

Будь терпелив в военных трудах, не поддавайся унынию от неудач.

Братцы! Бей штыком, колоти прикладом! Не задерживайся: шибко иди вперед! Ух, махни! Головой тряхни, вперед, братцы! Чудо-богатыри, вперед! Мы русские!

Будь прозорлив, осторожен. Имей цель определенную. Умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные, но не увлекайся местной горячностью.

В кабинете врут, а в поле бьют.

Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву.

Быстрота и натиск — душа настоящей войны.

Военные добродетели: для солдата — отважность, для офицера — храбрость, для генерала — мужество, руководствуемые началами порядка и дисциплины, управляемое бдительностью и предусмотрительностью.

В баталии в полевой три атаки: первая в крыло, которое послабее. В середину нехорошо — самого сожмут. Атака всеми силами в обход хороша только для малого корпуса.

В осадах времени не терять... Всего лучше открытый штурм. Тут меньше потери.

Взор! Быстрота! Победа!

Воевать не числом, а умением.

Военная наука — наука побеждать.

Военной науке должно учится на войне. Каждый театр войны есть новый.

В случае возникновения препятствий нельзя много отвлекаться ими, время дороже всего — нужно уметь беречь его. Часто наши предыдущие победы оставались безрезультатными из-за недостатка людей. Самым ложным правилом является убеждение, что после поражения врага все закончено, в то время как нужно стремиться к более крупным успехам.

Выше всего глазомер, т. е. пользование положением места, трудолюбие, бдение и постижение.

Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.

Кто испуган, тот побежден на половину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется.

Деятельность есть важнейшее из всех достоинств воинских.

Должно стремиться к одной главной точке и забывать о ретираде3. Натиск и удары решают битву, и приступ предпочтительнее осады. (ретирада - отступление)

За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть, давай нам десять на одного, — всех побьем, повалим, в полон возьмем...

Если желать умереть на войне, то надобно желать умереть в деле со славою, как Тюренн.(Тюренн Анри (1611-1675) — знаменитый французский полководец.)

Идешь бить неприятеля, умножай войска, опорожняй посты, снимай коммуникаций. Побив неприятеля, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушений.

Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.

Исправная стрельба в мишень — великой важности: умножает гибель неприятеля и отвращает в действий лишнюю трату патронам.

Истинное правило военного искусства — прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением.

Местный (житель) в его близости по обстоятельствам лучше судит.

Мы обязаны всеми подвигами соединению двух первых армий в Европе в непобедимую Российско-Австрийскую армию. И если снова начинать кампанию, то необходимо сблизиться в системах. Иначе не может быть ни спасения для человечества, ни восстановления угнетенных государей и религии.

На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, время дороже всего.

Имеется в виду выработка стратегии и тактики.

Надо бить умением, а не числом.

Не нужно методизма, а верный взгляд военный.

Пальбой не должна пехота много заниматься, но только идти в штыки и брать в полон.

Дисциплина — мать победы.

Ни одного поста не должно считать крепостью... нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю. Напротив того, в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери, уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима: нередко один человек дороже самого поста.

Никакой баталии в кабинете выиграть не можно.

Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель — тем лучше: он сам идет на поражение.

Ничего — кроме наступательного.

Обывателя не обижать: он нас поит и кормит. Солдат — не разбойник. Святая добыча: возьми лагерь — все ваше, возьми крепость — все ваше. Без приказа отнюдь не ходить на добычу.

Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать из искусства.

План операционный в корпус, в колонну. Ясное распределение полков. Везде расчет времени. В переписке между начальниками войск следует излагать дело ясно и кратко, в виде записок, без больших титулов. Будущие же предприятия определять вперед на сутки или на двое.

Штыки, быстрота, внезапность!.. Неприятель думает, что ты за сто, за двести верст, а ты, удвоив шаг богатырский, нагрянь быстро, внезапно. Неприятель поет, гуляет, ждет тебя с чистого поля, а ты из-за гор крутых, из лесов дремучих налети на него как снег на голову. Рази, стесни, опрокинь, бей, гони, не давай опомниться.

При всяком случае наивреднее неприятелю страшный наш штык, которым наш солдат исправнее всех на свете работает.

Победа зависит от ног, а руки только орудие победы.

Ров не глубок, вал не высок. Бросься в ров, скачи через вал. Ударь в штыки, коли, гони, бери в полон!!!

Ружье, сухарь и ноги береги пуще глаза!

Неутомимость солдат и решимость офицера — вот вожди к славе!

С пленными поступать человеколюбиво, стыдится варварства.

Полк — подвижная крепость, дружно, плечом к плечу, и зубом не возьмешь!

Сикурс (помощь), опасность и прочие слова служат бабам, кои боятся с печи слезть.

Смерть бежит от штыка и сабли храброго. Счастье венчает смелость и отвагу.

Смерть на постели — не солдатская смерть.

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.

Субординация или послушание — мать дисциплины или военному искусству.

Шаг назад — смерть. Вперед два, три и десяток — позволяю.

Твердость, предусмотрительность, глазомер, время, смелость, натиск, поменьше деталей и подробностей в речах солдатам.

Три воинских искусства: первое — глазомер, второе — быстрота, третье — натиск.

Субординация, экзерциция, дисциплина, чистота, опрятность, здоровье, бодрость, смелость, храбрость, победа, слава, слава, слава!

Тяжело в учении — легко в походе, легко на учении — тяжело в походе.

Умный военный человек не должен действовать на авось, без крайности.

Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун. В атаке не задерживай.

Штыком может один человек заколоть троих, где и четверых, а сотня пуль летит на воздух.

Бегущего неприятеля истребляет одно преследование.

Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

Беспрерывное изучение врага сделает тебя великим полководцем. Никакой баталии в кабинете выиграть невозможно. Умей пользоваться местностью, управляй счастьем.

Неприятелю времени давать не должно, пользоваться сколько можно его ошибкой и брать его всего смело со слабейшей стороны.

Богатыри, неприятель от вас дрожит, да есть неприятель больше: проклятая немогузнайка, намека, загадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка... от немогузнайки было много беды.

Нет вшивее пруссаков. Лаузер или вшивень назывался их плащ. В шильдгаузе (Караульное помещение) и возле будки без заразы не пройдешь, а головною их вонью вам подарят обморок.

Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, его образ действовать и сражаться. Знай в чем его сила и в чем слабость врага.

Не меньше оружия поражать противника человеколюбием.

О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пиемнтцев. О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска — более не надобно. Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным, а v него военный совет в голове. В действиях свободен он как воздух, которым дышит. Он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей!

Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем. Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, — он погибнет.

Удивительно, право, что у вас хитрость предпочитают рассудку и конец берут за начало! Прилично так поступать с одними шутами придворными.

Ученые мужи своим бессмертием больше чем кто-либо уподобляются богам: это они увлекают нас к вершинам добродетели. Их гений указует нам, сколь сладостно посвятить жизнь общественному благу. Они наставляют нас не пещись о собственной нашей персоне, презирать превратности фортуны и жертвовать собой для блага Отечества и человечества.

Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, только тщетны они, если не будут истекать от искусства, которое возрастает от испытаний, при внушениях и затвержениях каждому должности его.

Остальным сдающимся давай пощаду: грех напрасно убивать. Они такие же люди.

Оттеснен враг — неудача. Отрезан, окружен, рассеян — удача.

Победителю прилично великодушие.

У неприятеля те же руки, да русского штыка не знают.

Французам, а особливо неаполитанской коннице, кричать “Пардон”, чтобы оная к нам переходила.

Французы горячи, им жарко: побили их много, сберечь трудно.

Французы — нарушители общей тишины и враги общего спокойствия. Французы отвергли Христа Спасителя, они попрали законное правительство. Страшитесь их разврата... Вы были счастливы верой — храните ее. Дорожите совестью своей: да не упрекнет она вас в том, что вы были сопутниками утеснителен веры и прав народных. Бегите от лжеучителей.

О КОМАНДИРАХ

Бдение начальника — лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного побеждает нечаянности.

Генералу необходимо образовывать себя науками.

Жалок тот полководец, который по газетам ведет войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.

Командиру необходимо непрерывное образование себя науками с помощью чтения.

Необходимо чтобы войска предводителя своего разумели.

Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.

Начальник на войне не должен себя ничем связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро.

Обучение нужно, лишь бы с толком и кратко. Солдаты его любят.

От строгости до жестокости полсажени, пол-аршина, полвершка, пол-полвершка.

Полная мочь избранному полководцу.

Свой пай съедай, а солдатский солдату отдавай.

Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру.

Не употребляйте команды “стой”. А в сражении: “нападай”, “руби”, “коли”, “ура”, “барабаны”, “музыка”.

Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример.

Непрестанное изощрение глазомера сделает тебя великим полководцем.

Ночные поражения противников доказывают умение вождя пользоваться победой не для блистания, но для постоянства.

О СОЛДАТАХ

Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата.

Зри в части — семью, в начальнике — отца, в товарище — родного брата.

Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог, больше вредный, чем полезный. Болтун и без того будет наказан.

Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь — мать своеволия.

Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!

Солдат дорог. Береги здоровье, чисти желудок, коли засорился. Голод — лучшее лекарство.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

Ты присягал. Умирай за веру, царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови.

Баталия мне покойнее, нежели лопатка извести и пирамида кирпичей.

Богатство мое состоит в жалованных бриллиантах и наделанных в Санкт-Петербурге мундирах да серебряных ложках, выписанных недавно из Москвы.

В письме Вашем... употреблено на мой счет слово “отступление”. Отвечаю, что не знал его во всю мою жизнь, как не знал и оборонительной войны, стоивший в начале кампании только в Тироле жизни свыше 10000 человек, чего мы за всю итальянскую кампанию не потеряли...

Да я ж служил за дьячка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом.

Ваша кисть изобразит черты лица моего — они видны. Но внутреннее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего. Во всю жизнь мою никого не сделал несчастным. Ни одного приговора на смертную казнь не подписал. Ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик. При приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим.

Возьми себе в образец героя древних времен. Наблюдай его. Иди за ним в след. Поравняйся. Обгони. Слава тебе! Я выбрал Цезаря. Альпийские горы за нами. Бог перед нами. Ура! Орлы российские облетели орлов римских.

Горжусь тем, что я Россиянин!

Доброе имя должно быть у каждого честного человека, лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие.

Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена быть не может. Всегда найдутся не ложные свидетели истины, а более всего я не требую того, кто почтет достойным трудиться обо мне, думать и писать. Сей есть масштаб, по которому я желал бы быть известным.

Ищите истинной славы, идите по следам добродетели. Последней я предан, а первую замыкаю в службе Отечеству.

Мне солдат дороже себя.

Если б я не был полководцем, то был бы писателем.

Кабинет мне предписал более крепостей не брать.

Каменский знает воинское дело, но оно его не знает, Суворов не знает воинского дела, да оно его знает, а Салтыков ни военного дела не знает, ни оно его не знает.

Моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение...

Лучше голова долой, нежели утратить свою честь. Смертями пятьюстами научился смерти не бояться.

Мою тактику прусские принимают, а свою протухлую оставляют.

Между тем, покуда мир европейский и тактика обновляются, я цепенею в постыдном бездействии, я изнемогаю под бременем жизни праздной и бесполезной.

Никогда самолюбие, чаще всего порождаемое мгновенным порывом, не управляло моими действиями, и я забывал себя, когда дело шло о пользе Отечества.

Пудра не порох, букли не пушка, коса не тесак, а я не немец, а настоящий русак.

О матушке Екатерине может говорить Репнин — всегда, Суворов — иногда, а Каменский — не должен говорить никогда.

Одна минута решает исход битвы, один час — успех кампании, один день — судьбы империи. Я действую не часами, а минутами.

Правда, я не много общался с женщинами. Но забавляясь в их обществе, я соблюдал всегда почтение. Мне недоставало времени заниматься с ними, и я страшился их. Женщины управляют здешней страной как и везде. Но я не чувствовал в себе достаточной твердости защищаться от их прелестей.

Титулы мне не для меня, но для публики потребны.

Почитая и любя нелицемерно Бога, а в нем и братии моих, человеков, никогда не соблазняясь приманчивым пением сирен роскошной и беспечной жизни, обращался я всегда с драгоценнейшим не земле сокровищем — временем — бережливо и деятельно, в обширном поле и в тихом уединении, которое я везде себе доставлял. Намерения, с великим трудом обдуманные и еще с большим исполненные, с настойчивостью и часто с крайнею скоростью и неупущением непостоянного времени. Все сие, образованное по свойственной мне форме, часто доставляло мне победу над своенравной Фортуной. Вот что я могу сказать про себя, оставляя современникам моим и потомству думать и говорить обо мне что они думают и говорить желают.

Природа не одарила меня беспечностью, перемениться поздно, буду всегда тот же.

Семьдесят лет гонялся я за славой. Стою у гроба и узнаю мечту ее: покой души у Престола Всемогущего.

При дворе язык с намеками, догадками, недомолвками, двусмыслием. Я — грубый солдат — вовсе не отгадчик.

Увы мне с любовью моей к Отечеству — интриги препятствуют мне ее выказать.

Честь моя мне всего дороже. Покровитель ей Бог.

Чувствую ныне и прежние мои раны, но доколе жив — служить, хотя иногда и отдыхать. Таков долг христианина! Чистый рассудок без узлов. Мой стиль не фигуральный, но натуральный — при твердости моего духа

Штыки, холодное оружие, атаки, удар — вот мои рекогносцировки.

Я не могу оставить 50-летнюю привычку к беспокойной жизни и моих солдатских приобретенных талантов.

Я бы законно желал быть иногда на публике в иностранном мундире: Великому Императору это слава, что его подданный их достойно заслужил.

Я был счастлив, потому что повелевал счастьем.

Я как раб умираю за Отечество и как космополит — за свет. Жду увольненья от Балтийских мирских сует.

Я лучше прусского покойного короля. Я милостью Божией баталий не проигрывал.

Я не любитель Демосфеновой болтовни, не люблю ни академиков, кои только вносят путаницу в здравые суждения, ни сената Ганнибалова. Я не люблю соперничества, демонстраций, контрмаршей. Вместо этих ребячеств — глазомер, быстрота, натиск — вот мои руководители.

Я тот же, дух не потерял. Обманет меня всякий в своем интересе, надобна кому моя последняя рубашка, ему ее отдам, останусь нагой. Чрез то я еще не мал.

Я солдат, не знаю ни племени, ни рода. Поле — один мой элемент.

Материалы, принадлежащие к истории моих военных действий, столь тесно сплетены с историей моей жизни, что оригинальный человек и оригинальный воин должны быть между собой нераздельны, чтобы изображение того или другого сохраняло существенный свой вид.

Я люблю правду без украшениев.

Главное правило Суворова: торопиться делать добро.

О СУВОРОВЕ

О радость! - Муза! дай мне лиру,

Да вновь Суворова пою!

Как слышан гром за громом миру,

Да слышит всяк так песнь мою!..

Идет в веселии геройском

И тихим манием руки,

Повелевает сильным войском,

Сзывает вкруг себя полки.

«Так вот, что значит быть царем!»

Александр Македонский

После битвы около Иссы в 333 году до н. э. Александр зашел в шатер к побежденному царю Дарию. Взгляд завоевателя Азии поразили роскошные ложи, тонкие покрывала, блюда из золота и серебра. Величие персидского двора было непривычно македонцам, которые привыкли к неприхотливому быту, деревенской пище и вину. Один и тот же наряд они могли не снимать несколько дней. А тут такое изобилие! Затем Александр пристрастился к царской жизни, успешно сочетая македонский и персидский стили в одежде и быту.

«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Александр Македонский

Плутарх описывает многозначительный диалог, произошедший между Александром и Диогеном в Аттике. В нем греческий мыслитель на вопрос подошедшего к нему царя-завоевателя: «Что мне сделать для тебя?», ответил: «Отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!"

Великий полководец пошел к друзьям, а философ продолжал греться на солнышке. Именно тогда Македонский сказал эту знаменитую фразу, полную уважения и восторга по отношению к мудрости Диогена.

«Для смелых не никакой преграды, а для трусов - никакой опоры».

Александр Македонский

Военному искусству молодой Александр обучался у отца Филиппа II. В шестнадцать лет он руководил отрядом македонских воинов и был отчаянно дерзок в бою, постоянно получал тяжелые ранения, подвергал себя неоправданной опасности. Александр считал, что настоящий воин - бесстрашен и может все. Не знал преград Македонский и в завоеваниях земель. Если бы не протест воинов, дошел бы до Ганга.

«Пришел, увидел, победил!»

Гай Юлий Цезарь

Знаменитой фразой император лаконично возвестил друга о молниеносной победе при Зеле над царем Фарнаком II в 47 году до н.э. Когда легионеры диктатора триумфально проходили по улицам древнего Рима, перед Цезарем несли табличку с этими словами. Выражение стало афоризмом, который точно описывает быструю победу над кем-либо.

«Да будет брошен жребий!»

Гай Юлий Цезарь

Так сказал великий император во время перехода через пограничную реку Рубикон в 49 году до н.э. По закону надо было распустить армию у границ Римской империи, но Цезарь поступил радикально и пошел на Рим, чтобы стать единоличным правителем. Таким образом, при незначительной поддержке легионов он начал рискованную войну с Помпеем, армия которого в разы превосходила силы будущего диктатора. Войну Цезаря выиграл, а знаменитая фраза стала означать чрезвычайный риск, твердость принятого решения или поступка. С этим же случаем связано аналогичное выражение «перейти Рубикон».

«Не в силе Бог, но в правде!»

Александр Невский

Этими словами 15 июля 1240 года обратился князь к своей дружине и новгородцам перед решительным боем со шведами. Силы были неравны, но Александр Невский, ощущая свою правоту, ринулся в бой и выиграл с минимальными потерями. Это было первое серьезное испытание молодого полководца, где он показал себя как дальновидный стратег и политик. Так удалось приостановить натиск шведов с северо-западных границ. После этой битвы русский народ назвал Александра Невского святым.

«Мы - русские, какой восторг!»

Александр Суворов

Эту фразу, полную гордости за Отечество, любил повторять великий Суворов. Он не знал поражений, а битв было более шестидесяти. Далеко за границами Российской империи признавали его талант блистательно побеждать. Как искренний патриот свой Родины, генералиссимус всячески приумножил славу России и всегда подчеркивал, что он русский.

«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат».

Александр Суворов

Знаменитая фраза произнесена после Рымникского сражения 22 сентября 1789 года в ответ генералам, сообщившим, что Русско-турецкая война окончена. Выражение многозначительное и может означать:

Пока последний солдат в армии противника жив, будет длиться бой;

Если даже один воин русской армии способен сражаться, мы будем продолжать битву.

Сегодня эти слова великого Суворова приняли дополнительный смысл, и воспринимаются как обращение к продолжению поисковых работ: пока не похоронен последний солдат - война не окончена.

«Медицина - это скопление нелогичных предписаний, приносящих скорее вред, чем пользу».

Наполеон Бонапарт

Французский император не любил докторов и не верил медицине. Он игнорировал рекомендации врачей и отказывался пить лекарства, считая, что всем в жизни правит неотвратимый фатум.

«Французы в этой битве сделали все, чтобы быть победителями, но русские получили право называться непобедимыми».

Наполеон Бонапарт

Именно так высоко Наполеон оценил мужество и удивительную отвагу русских солдат во время Бородинской битвы под Москвой, которую он назвал «самой страшной из всех битв».

«В России нет дорог — только направления».

Наполеон Бонапарт

Французский полководец с негодованием отзывался о русских дорогах. Благодаря их ужасному состоянию, Наполеон не мог полноценно проводить масштабные операции и пускать корпуса по разным направлением. Так непроходимые дороги и русская зима сыграли позитивную роль в изгнании захватчика.

«Мы Наполеона не победим. Мы его обманем».

Михаил Кутузов

Поражение под Аустерлицем дало понять фельдмаршалу - одними решительными действиями Наполеона не одолеть. Когда Кутузова назначили командовать русской армией вместо Барклая де Толли, он пытался поднять дух солдат и разработать хитроумную тактику против французской армии.

«Война закончилась за полным истреблением неприятеля».

Михаил Кутузов

Этими словами поздравил великий полководец русских солдат, когда 21 декабря 1812 года остатки наполеоновской армии окончательно покинули пределы России.

«Удивлен жалобами на народ, который так горячо любит свое отечество».

Михаил Кутузов

Таков ответ русского фельдмаршала на упрек графа Лористона. Француз возмущался, что русские нарушают правила ведения войны, так как с французскими солдатами воюют крестьяне.

«Сравнение неверное. Бонапарт войну проиграл, а я выиграл».

Георгий Жуков

Маршал был постоянной проблемой для власти: раздражали его успех, растущая любовь армии и народа, особая харизма, огромная воля и целеустремленность. Неформальный армейский лидер составлял серьезную конкуренцию для желающих занять высочайшие посты в руководстве страны. В адрес гениального военачальника постоянно звучали обвинения в бонапартизме, которым Георгий Жуков никогда не страдал. Так он опровергал подобные нападки.

Фото: Французский полководец и император Наполеон Бонапарт

Определенным людям было предназначено изменить ход истории и перекроить карту мира в свое время. Styler собрал лучшие высказывания известных военачальников

Очень часто люди сталкивались с тем, что свое право на свободу и развитие им приходилось добиваться с помощью оружия. История сохранила имена талантливых стратегов, чей разум и холодный расчет определяли ход сражений. Им удавались практически невыполнимые задачи. До нас дошли лишь цитаты великих полководцев, по которым можно оценить их мудрость и самоотверженность.

Великие приключения происходят от малых причин (А. Суворов)

Александр Суворов родился в 1730 году и был назван в честь не менее великого полководца Александра Суворова. Он до сих пор считается национальным героем России, носит множество почетных званий. Ему присуждены награды за смелость, доблесть и непревзойденные качества стратега.

Фото: Суворов вывел из Альп 2778 французских солдат и офицеров

го цитаты до сих пор публикуются во многих энциклопедиях, а военные тактики изучаются в специализированных учреждениях. Умение Суворова мыслить наперед, оказало огромное влияние на исход обороны Гирсово, русско-турецкой войны, подавлении восстания в Праге и, конечно, войны с Наполеоном Бонапартом.

Фото: Суворов был талисманом для русских солдат

Величайший враг прячется там, где ты меньше всего будешь его искать (Гай Юлий Цезарь)

Один из самых великий полководцем мировой истории. Цезарю удалось подчинить себе не только отдельное войско, но и всю Римскую империю. Однако мнение о нем было совсем не однозначным. Его сторонники всячески восхваляли своего правителя и обеляли его имя. В это самое время оппозиция строила против Цезаря всяческие заговоры. Диктаторский способ правления заставлял членов правительства даже облачаться в черные мантии во время множеств заседаний.

Фото: Месяц Июль был назван в честь Юлия Цезаря

В конечном итоге Юлий Цезарь был убит его противниками. Здесь родился последний популярный афоризм великого правителя. Легенда гласит, что перед смертью он увидел среди толпы карателей своего друга. "И ты, Брут?". Таковыми были последние слова Цезаря. Его высказывания неоднократно упоминались даже в эпоху средних веков и Ренесанса.

Фото: Юлий Цезарь страдал приступами эпилепсии

Гений состоит в умении отличать трудное от невозможного (Наполеон І Бонапарт)

Наполеон I Бонапарт - император французов в 1804-1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

Фото: Наполеон страдал болезнью под названием айлурофобия, а проще боязнь кошек

Поражение в войне 1812 года в России разрушило его планы по завоеванию мира. Король Италии и император Франции умер в муках - отравлен мышьяком на острове Святой Елены.

Фото: Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей (Лао Цзы)

Лао Цзы является одним из самых известных философов и вдохновитель многих воинов древнего Китая. Ему присуждается трактат Дао дэ дзинь, что в переводе означает "Книга пути и достоинства".

Эта работа принесла ему известность уже в древнее время и по сей день книга изучается многими историками, философами и специалистами военного дела. Фразы этого мудрого человека актуальны не только в войне, но и во многих жизненных аспектах.

Фото: Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы

Существует легенда, которая гласит, что Лао Дзы провел многие годы в утробе матери и родился уже старцем. Этим и объясняется его имя, переводимое как "Старый Младенец". Всю свою жизнь он изучал путь войны, гармонии и взаимоотношений между людьми.

Фото: Есть версия, что Лао-цзы и Конфуций - это одно лицо

Лао одним из первых понял, что, когда солдат находится в смертельной опасности и ему есть что терять, он начинает самоотверженно сражаться и выживает даже в самых тяжелых условиях.

Не в силе Бог, а в правде (А. Невский)

Александр Невский считается великим российским полководцем, которого причислили к лику святых. Его имя, как покровителя всех славян, известно далеко за пределами стран СНГ, а о его подвигах сложены целые легенды. Жил Невский в нелегкое время нашествия монголов и рыцарских полчищ. Он самоотверженно сражался за свободу собственного народа и внес непомерный вклад в развитие Киевской Руси.

Фото: Александр Невский канонизирован как благоверный князь

В эпоху христианизации народа по приказу Невского в селах были перебиты практически все татарские сборщики налогов и вербовщики молодых воинов. Ему удалось очистить землю от угнетателей и привести народ к христианским церковным обычаям. Красивейшие храмы в честь святого Александра Невского до сих пор стоят в Софии, Таллине и Тбилиси.

Фото: Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года

На конец июля и начало августа в 2016 году приходятся дни памяти двух наиболее славных своими подвигами объединений российских Вооружённых сил — Военно-морского флота и воздушно-десантных войск. Почему мы с такой любовью относимся к защитникам Отечества? Что об их служении думали православные святые и великие люди прошлого? Сегодня самое время поговорить о этом.

Уважаемые читатели, позвольте предложить вашему вниманию небольшое собрание мудрых высказываний, сделанных Святыми Отцами, деятелями Церкви, учёными, полководцами, главами государств и писателями и посвящённых воинскому служению, патриотизму и защите Родины:

1. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Пророк Иоанн Креститель (Лк. 3:14)

2. «Генералы Римские разгорячили многократно мужество воинов, смешивая с именем Отечества воспоминания о супругах и детях. Сии нежные обязательства действительно суть училище человечества». Гавриил Романович Державин

3. «Жестокая правда войны не в слове «умри», а в слове «убей». Я не употреблял термина «инстинкт», но взывал к нему, к могучему инстинкту сохранения жизни. Я стремился возбудить и напрячь его для победы в бою.

Враг идет убить и тебя и меня. Я учу тебя, я требую: убей его, сумей убить, потому что и я хочу жить. И каждый из нас велит тебе, каждый приказывает: убей — мы хотим жить! И ты требуешь от товарища — обязан требовать, если действительно хочешь жить, — убей! Родина — это ты. Родина — это мы, наши семьи, наши матери, наши жены и дети. Родина — это наш народ.

Может быть, тебя все-таки настигнет пуля, но сначала убей! Истреби, сколько сможешь! Этим сохранишь в живых его, и его, и его — товарищей по окопу и винтовке! Я, ваш командир, хочу исполнить веление наших жен и матерей, веление нашего народа. Хочу вести в бой не умирать, а жить!». Александр Бек, «Волоколамское шоссе».

4. «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». Святитель Филарет Московский

5. «Ради отечества следует жертвовать даже славой». Фабий Максим

6. «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах». Святитель Афанасий Великий

7. «Неужели воинский чин лишен надежды на спасение? Неужели нет ни одного благочестивого сотника? Припоминаю первого сотника, который, стоя при кресте Христовом и по чудесам сознав силу, когда еще не остыла дерзость иудеев, не убоялся их ярости и не отказался возвестить истину, но исповедал и не отрекся, что воистину был Божий Сын. Знаю и другого сотника, который о Господе, когда был еще во плоти, познал, что Он Бог и Царь сил и что Ему достаточно одного повеления, чтобы чрез служебных духов посылать пособия нуждающимся. О вере его и Господь подтвердил, что она больше веры всего Израиля. А Корнилий, будучи сотником, не удостоился ли видеть ангела и напоследок через Петра не получил ли спасение?». Святитель Василий Великий

8. «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Император Наполеон I Бонапарт

9. «Не воином быть грех, но воинствовать для хищения — беззаконие». Святитель Амвросий Медиоланский

10. «Войны воспламеняются больше всего ради приобрете- ния чужой собственности. Но не должно обвинять всех веду- щих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как нес- праведливо поступающих, потому что делают дело законное». Преподобный Исидор Пелусиот

11. «Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость Отечеству». Император Пётр I Великий

12. «Бог любит добродушный мир, и Бог же благослов- ляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле неми- рные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам по- бедитель не позволял заржаветь своему оружию». Святитель Филарет Московский

13. «Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?». Святитель Феофан Затворник

14. «Сражаясь за свободу, мы должны быть осмотрительными и не нарушать свободу совести других, всегда памятуя, что Бог — судья над сердцами людей.

Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты бесценного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство». Джордж Вашингтон

15. «Худой гражданин земного Отечества и небесного недостоин». Святитель Филарет Московский

16. «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Шарль Луи де Монтескьё

17. «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Праведный Иоанн Кронштадтский

18. «Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие – веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское». Святитель Иннокентий Херсонский

19. «Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

20. «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость». Равноапостольный Мефодий, учитель словенский.

21. «Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем». Марк Туллий Цицерон

22. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое Отечество». Фёдор Михайлович Достоевский, перифраз Священного Писания

23. «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам. Так поступали мученики святые… если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее – не слушайся. Если грозит за это наказанием – не бойся». Святитель Тихон Задонский

24. «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я тверд». Александр Васильевич Суворов

25. «Стойкость – одно из первых достоинств воинства и земного, и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим – безмолвное стояние с угрюмою твердостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника. На таковых-то воинов наиболее он может и положиться, на таковых воинов наиболее полагается наш подвигоположник Иисус Христос и венчает их душевными венцами». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

26. «Вы – будущий воин! Воина дело – бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая». Святитель Феофан Затворник

27. «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» . Александр Сергеевич Пушкин

28. «Церковь желает, чтобы человек, носящий военную форму, был просвещен светом Истины Христовой, чтобы Сам Господь направлял этого человека и в мирное, и в военное время. Церковь верует, что если воин отдаст свое сердце Христу и будет руководим Господом, то он не собьется с пути, но будет искренне и жертвенно защищать своих ближних, с честью выполнять свои воинские обязанности». Патриарх Алексий II

29. «Не думай о себе, думай о товарищах; товарищи о тебе подумают.
Вот первая воинская заповедь». Генерал Михаил Драгомиров

30. «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам». Равноапостольный Кирилл, учитель словенский

31. «Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной, а оставшиеся ближние их, да и все вообще, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере». Преподобный Макарий Оптинский

32. «Когда я встретился лицом к лицу с русскими ранеными воинами, я убедился, какая бездна христианской любви и самоотвержения заключается в сердце русского человека, и нигде, может быть, они не проявляются в такой изумляющей силе и величии, как на поле брани». Преподобный Серафим Саровский

Андрей Сегеда

Вконтакте