Open
Close

Дневник уильяма стида. Титаник, лжепророчества и предсказания (5 фото)

В 1898 году вышла книга Моргана Робертсона под названием «Тщета или гибель Титана» о гибели гигантского судна «Титан» в северной Атлантике при столкновении с айсбергом. Это судно было самым невероятно огромным и намного превосходило все суда, построенные до него. Автор описал его как красавец-лайнер по размерам, водоизмещению и мощности двигателей чрезвычайно близким к «Титанику», погибшему через 14 лет. Совпадает даже тот факт, что спасательных шлюпок на судне хватает лишь на треть пассажиров.

Что за история с этой книгой – реальность она или миф? Неужели автор романа удивительно точно описал само судно, его название и обстоятельства его гибели?

Я потратил полчаса, чтобы внимательно прочитать-пролистать эту книгу.

Что же мне вам сказать о ней? Во-первых мне очень жаль потраченного времени на этот безусловно очень слабый «роман», который тянет в лучшем случае на тонкую брошюрку в 24 странички крупным шрифтом с душещипательными картинками, а во-вторых… помните анекдот?

«Скажите, а правда, что Абрамович выиграл в лотерею миллион?

— Правда, только не Абрамович, а Рабинович, не в лотерею, а в карты, не миллион, а десять рублей и не выиграл, а проиграл…»

Под указанным названием книга вышла именно в 1912, а до этого его название было «Тщета» и посвящалась истории опустившегося моряка, ставшего в итоге героем. Гибель судна действительно одна из ключевых сцен, но, пожалуй, все же не главная. Именно в издании 1912 года показатели «Титана» приблизились к реальным показателям «Титаника». Автор просто внес необходимые правки в текст и изменил название книги ПОСЛЕ реальной катастрофы.

В «романе» есть замечательный момент — подъем парусов (?!) на «Титане», чтобы максимально ускорить его ход. Не менее захватывающее и описание гибели судна. «Титан» на полном ходу (примерно 50 км в час) полностью влетает на пологий айсберг, не повреждая при этом корпуса судна! Затем он валится на бок и огромные паровые машины, срываясь с креплений, таранят и проламывают борт. Судно сползает с айсберга и… тут же почти мгновенно тонет. Чудом успевают спастись капитан, первый помощник, семь матросов и одна пассажирка на одной единственной (!) лодке.

Теперь вы можете сами решить, насколько история гибели судна похожа на реальное крушение «Титаника». Да, самая изюминка заключается в том, что главный герой с ребенком (разумеется дочкой той самой спасенной пассажирки, которая в свою очередь оказывается бывшей возлюбленной героя) оказываются на айсберге, где беззащитной дитяткой хочет полакомиться наглый белый медведь. Главный герой в жестоком побоище ухитряется не только поцарапать зверюгу ножичком с лезвием длиной целых двенадцать сантиметров, но и геройски убить его.

А как же название, спросите вы? Название-то автор предсказал почти точно, ошибившись лишь на две жалкие буквы!

Хм.. Две буквы говорите, удивительно точное предсказание. А если я вам сообщу, что задолго до романа в 1880 году в газетах появилась статья о гибели судна «Титания», шедшего из Англии в США и погибшего при столкновении с айсбергом? Разница всего в одну букву! Только это уже не предсказание, а реальный факт. Судно с таким названием действительно погибло при таких обстоятельствах.

Жизнь порой порождает кучу удивительных совпадений, которые сами по себе не являются ни предсказаниями, ни мистическими пророчествами.

К чему этот рассказ о совпадениях?

Вы поймете после моего рассказа об одном из пассажиров из первого класса «Титаника».

Нет, это не миллионер и не богач. Журналист Уильям Томас Стид. Один из многих, кто не геройствовал, а просто помогал женщинам и детям садиться в шлюпки. Не просил и не умолял, не совал дрожащими руками смятые банкноты в китель офицера.

Вот он как раз по всем законам жанра просто обязан был выжить, чтобы рассказать правду о последних часах «Титаника». Уильям Стид был пионером журналистского расследования, где сам журналист уже не просто человек, отстранено пишущий о чем-то, а сам активно принимающий участие в событиях.

Абсолютно бесстрашный, невозмутимый он всегда говорил, что ему не суждено умереть в собственной постели. «Меня либо линчуют «мои герои», которых я разоблачаю, либо я утону». Странно, почему же Стид так опасался утонуть? К этому мы вернемся чуть позже.

«Героями» разоблачений журналиста становились самые разные люди — от содержателей публичных домов до самых верхов политического истеблишмента Англии. Так он обрушил карьеру и довел до разорения сэра Чарльза Дилька, а ведь тот был одним из главных претендентов в на пост следующего премьер-министра Великобритании.

В карьере Уильяма Стида был и тюремный срок – за похищение ребенка. В рамках журналистского расследования о детской проституции (в просвещенной Англии девочкам было разрешено торговать своим телом с 13 лет!) он купил девственность тринадцатилетней девочки у ее отца всего за 5 фунтов через посредников, содержателя публичного дома, подыскавшего для сластолюбивого джентльмена деликатес в виде нетронутой девочки. Вот именно то, что он увез девочку от отца, было трактовано как похищение. В итоге Стид получил три месяца тюрьмы, а английская общественность оглушающе постыдную пощечину в виде цикла шокирующих статей, разоблачающих целую индустрию торговли девочками.

Ульям Стид первый в истории журналистики ввел такое понятие как интервью. До него такого жанра вообще не существовало! Среди тех, кого он интервьюировал, был и император и самодержец всея Руси император Александр III.

Как же знаменитый журналист оказался на «Титанике»? Его пригласил в США лично президент Уильям Говард Тафт на международный мирный конгресс.

В тот роковой вечер на ужине в ресторане Стид был как всегда в центре внимания – много шутил, рассказывал занимательные истории и байки, в том числе, про проклятие древней египетской мумии. После хорошего вина и выкуренной сигары он отправился спать и вышел на палубу около двенадцати ночи после столкновения с айсбергом. Журналист оказался одним из немногих, кто сразу понял всю серьезность положения и уговаривал женщин садиться в шлюпки. Он даже отдал свой спасательный жилет одному пассажиров.

Как именно Уильям Стид погиб – точно неизвестно. Один из свидетелей сказал, что перед самым концом он ушел в курительный салон, чтобы в тишине спокойно выкурить последнюю сигару.

Так что же о совпадениях, о предчувствиях и о предопределении?

1886 году Уильям Томас Стид опубликовал рассказ «Как почтовый пароход утонул в середине Атлантики. История выжившего». В нем от первого лица рассказывалось о крушении парохода в холодных водах, когда шлюпок оказалось всего на 400 человек при 916 на борту. Как офицеры пресекли панику и пытались сажать первыми женщин и детей, но крен судна становился угрожающим и полупустые шлюпки уходят от судна, бросив 700 человек умирать. Те, кто бросился вслед за шлюпками и оказались в воде, умерли, главный герой остался на тонущем судне.

Как он выжил? А он и не выжил… не смейтесь, автор просто берет паузу и сообщает читателям — история выдуманная, она показывает, что может произойти на самом деле в подобной ситуации.

Вам мало этого? Что же, получите еще. В 1892 году журналист пишет еще один рассказ «От старого мира к новому». В нем автор путешествует на судне кампании «Уайт Стар Лайн», и в северной Атлантике они подбирают шлюпки с другого корабля, погибшего… при столкновении с айсбергом.

Совпадения, предсказания, предчувствия… Но разве это так важно?

Куда важнее просто остаться человеком, когда обезумевшая толпа штурмует последние лодки…

«Храбрым мужчинам — всем, кто погиб в крушении «Титаника» 15 апреля 1912 года. Они отдали свои жизни, чтобы женщины и дети могли сохранить свои. Воздвигнут женщинами Америки».

«Молодым и старым, бедным и богатым, невеждам и учёным, всем, кто благородно отдал свои жизни, чтобы спасти женщин и детей».

Надпись на мемориале Титаника (1931). Вашингтон. На фото выше сам памятник

Это рассказ человека, чью жизнь оборвала трагедия. Британский журналист Уильям Т.Стэд (1849-1912 гг) сотрудничал с разными газетами в свое время и, кроме того, проявлял повышенный интерес к парапсихологии. Им было написано несколько книг по этой теме, к примеру «Из старого мира в новый»; больше того, он обладал даром медиума. Сам Уильям Стэд как репортер принял в 1912 году участие в первом рейсе печально известного корабля «Титаник». Пароход направлялся в США, и по итогам этого рейса должен был получить «Голубую ленту Атлантики». Вследствие легкомысленных ошибок, которые были допущены при управлении кораблем, в ночь с 14 на 15 апреля произошло столкновение с айсбергом в северной части Атлантики.

«Титаник», который называли, не иначе как непотопляемый, раскололся на две части и пошел ко дну за несколько часов, унеся с собой 1517 человеческих жизней. Среди них был и Уильям Стэд. Уже через два дня устами миссис Вридт, медиума из Детройта, он сообщил точные сведения относительно катастрофы. Более подробно он рассказал поздней, управляя рукой своей дочери Эстель Стэд, у которой тоже был дар медиума. Вот выдержки из записанного ею обстоятельного рассказа покойного Стэда:

«Я хочу сообщить вам, куда попадает человек, после того как умирает и оказывается в мире ином. Я был рад, что во всем том, что я слышал или читал об потустороннем мире, была столь весомая доля правды. Так как, хоть в общем я еще при жизни был уверен в правильности этих воззрений, сомнения не оставляли меня, несмотря на все доводы разума. Именно потому я так обрадовался, когда осознал, до какой степени все здесь соответствует земным описаниям.

Я все еще был рядом с местом своей кончины и мог наблюдать, за происходящим там. Крушение «Титаника» было в разгаре, и люди вели отчаянное сражение с неумолимой стихией за свою жизнь. Их попытки остаться в живых придали мне сил. Я мог помочь им! За мгновение мое душевное состояние изменилось, глубокую беспомощность сменила целеустремленность. Единственное мое желание было помочь людям в беде. Считаю, что я в действительности спас многих.

Я пропущу описание этих минут. Развязка была близкой. Было такое чувство, будто мы отправляемся в поездку на судне, и собравшиеся на борту терпеливо ожидают, пока все остальные пассажиры зайдут на корабль. Я имею ввиду, что мы ждали конца, когда смогли бы с облегчением сказать: спасенные - спаслись, умершие - живы!

Неожиданно все вокруг поменялось, и мы словно на самом деле отправились в поездку. Мы, души утопленников, представляли из себя странную команду, двинувшуюся в путь с неизвестной целью. Переживания которые мы испытывали в связи с этим были настолько необычны, что я не возьмусь их описывать. Многие из душ, поняв, что с ними произошло, погрузились в мучительные размышления и с печалью думали о своих близких, оставшихся па земле, а также о будущем. Что ждет нас в ближайшие часы? Предстоит ли нам предстать перед Учителем? Каков будет Его приговор?

Другие были словно оглушены и совершенно не реагировали на то что происходит, будто бы ничего не осознавая и не воспринимая. Было такое чувство что они, вновь переживали катастрофу, но теперь - катастрофу духа и души. Все вместе мы являли собой поистине странную и в некоторой мере зловещую команду. Души людские, находящиеся в поиске нового пристанища, нового дома.

Во время крушения всего за несколько минут в ледяной воде оказались сотни мертвых тел. Много душ одновременно поднялись в воздух. Один из недавних пассажиров круизного лайнера догадался о том, что погиб, и был в ужасе от того, что не мог захватить с собой свои пожитки. Многие в отчаянии старались спасти то, что было для них настолько важным в земной жизни. Думаю, все поверят мне, когда скажу, что развернувшиеся события, на тонущем судне, были отнюдь не самыми радостными и приятными. Но и они не попадали ни под какое сравнение с тем, что происходило в то же время за гранью земной жизни. Вид несчастных душ, столь резко выдернутых из земной жизни, был абсолютно удручающим. Он был настолько же душераздирающим, насколько и отталкивающим, отвратительным.

Итак, мы ждали, когда соберутся все, кому выпало той ночью отправиться в путешествие в незнакомый потусторонний мир. Само перемещение было удивительное, гораздо более необычное и странное, нежели я ожидал. Ощущение было такое, что мы, находясь на большой платформе, которую держит чья-то невидимая рука, с невероятной скоростью взлетаем вертикально вверх. Несмотря на это, у меня не появилось ни какого ощущения неуверенности. Было чувство, что мы перемещаемся в точно определенном направлении и по запланированной траектории.
Я не могу с точностью сказать, ни каким долгим был полет, ни насколько удалились от земли. Место, в которое мы в конце концов оказались, было сказочно прекрасным. Ощущение было таким, будто мы неожиданно переместились из сумрачной и туманной местности где-то в Англии под роскошное индийское небо. Все кругом излучало красоту. Те из нас, кто поднакопил во время земной жизни знания об ином мире, понимали, что мы оказались в месте, где находят приют души скоропостижно умерших людей.

Мы чувствовали, что сама атмосфера этих мест оказывает целебное воздействие. У каждого вновь прибывшего было ощущение, что он наполняется некой живительной силой, и в скором времени он уже чувствовал себя бодрым и обретал душевное равновесие.

Итак, мы прибыли, и, как бы странным это ни звучало, каждый из нас был горд собой. Все кругом было таким светлым, живым, таким настоящим и физически осязаемым - словом, таким же реальным, как и мир, покинутый нами.

К каждому прибывшему с сердечными приветствиями тут же приблизились умершие раньше друзья и родные. После этого мы - я говорю о тех, кто волею судьбы отправился в путешествие на том злополучном корабле и чьи жизни в одночасье оборвались - расстались. Теперь все мы снова были сами себе хозяевами, которых окружали пришедшие раньше в этот мир милые сердцу друзья.

Итак, я уже поведал вам о том, каким был наш необыкновенный полет и каким оказалось прибытие в новую для нас жизнь. Дальше я хотел бы рассказать о первых впечатлениях и переживаниях, испытанных мною. Оговорюсь для начала, что не могу сказать точно, в какое время относительно момента крушения и моего ухода из жизни происходили эти события. Вся прошлая жизнь представлялась мне непрерывной последовательностью событий; что же до бытия в потустороннем мире, подобного ощущения у меня не возникло.

Рядом со мной был мой добрый друг и мой отец. Он остался со мной для того, чтобы помочь освоиться в новой среде, где мне предстояло теперь жить. Все происходящее ничем не отличалось от простого путешествия в другую страну, где вас встречает хороший знакомый, который помогает свыкнуться с новым окружением. Я был удивлен до глубины души, осознав это.

Жуткие сцены, свидетелем которых я стал во время и после кораблекрушения, уже были в прошлом. Благодаря тому что за столь короткое время пребывания в мире ином я пережил такое огромное количество впечатлений, события катастрофы, которая произошла предыдущей ночью, воспринимались мною так, словно они произошли лет 50 назад. Именно потому заботы и тревожные мысли о близких, оставшихся в земной жизни, не затмевали того радостного ощущения, которое вызывала во мне красота нового мира.

Я не говорю, что тут не было несчастных душ. Таких было много, но несчастны они были только по той причине, что не осознавали связи между жизнью в земном и потустороннем мире, ничего не могли понять и старались сопротивляться происходящему. Тех же из нас, кто знал о прочной связи с земным миром и своих возможностях, переполняло чувство радости и спокойствия. То наше состояние возможно описать такими словами: дайте нам возможность хоть немного насладиться новой жизнью и красотою здешней природы, прежде чем мы сообщим все новости о доме. Вот так беззаботно и безмятежно чувствовали мы себя по прибытии в новый мир.

Возвращаясь к своим первым впечатлениям, хочу сказать еще вот о чем. Я рад с полным основанием утверждать, что мое прежнее чувство юмора никуда не подевалось. Могу догадаться, что нижеследующее немало может повеселить скептиков и насмешников, которым описанные мной события кажутся бредом. Ничего не имею против. Я даже рад, что моя небольшая книга впечатлит их хоть таким вот образом. Когда подойдет и их черед, они окажутся в таком же положении, о котором я сейчас расскажу. Знание об этом дает возможность мне с некоторой долей иронии сказать таким людям: „Оставайтесь при своем мнении, лично для меня это ничего не значит».

В компании отца и своего друга я отправился в путь. Одно из наблюдений поразило меня до глубины души: как выяснилось, на мне была та же одежда, что и в последние минуты земной жизни. Я абсолютно не мог понять, как так получилось и как мне удалось переместиться в мир иной в том же костюме.

Отец был в костюме, в котором я видел его при жизни. Все и вся вокруг выглядело совершенно „нормальным», таким же, как и на земле. Мы шагали друг рядом с другом, дышали свежим воздухом, беседовали об общих друзьях, пребывающих сейчас как в потустороннем, так и в покинутом нами физическом мире. Мне было что рассказать своим близким, да и они в свою очередь рассказали мне многое о старых друзьях и особенностях здешней жизни.

Было еще кое-что, чем удивила меня окружающая местность: ее необыкновенные цвета. Вспомним, какое общее впечатление может произвести на путника та особенная игра красок, которая свойственна английской местности. Можно сказать, что в ней преобладают серо-зеленые тона. Тут же сомнений по этому поводу не было: ландшафт сосредотачивал в себе все оттенки нежно-голубого цвета. Не думайте только, что дома, деревья, люди также имели этот небесный оттенок, но все-же общее впечатление было несомненным.

Я сказал об этом отцу, который, кстати, выглядел гораздо жизнерадостней и моложе, нежели в последние годы своей земной жизни. Сейчас же нас можно было бы принять за братьев. Так вот, я упомянул, что вижу все кругом в голубом цвете, и отец объяснил, что мое восприятие меня не обмануло. Небесный свет здесь в действительности имеет сильное свечение синего оттенка, что делает эту местность в особенности пригодной для пребывания душ, нуждающихся в отдыхе, потому как волны синего цвета обладают чудотворным исцеляющим эффектом.

Тут кое-кто из читателей наверно возразит, считая, что все это - вымысел чистой воды. Я отвечу им: разве на земле не существует таких мест, одно пребывание в которых способствует излечению от тех или иных болезней? Включите свой разум и здравый смысл, поймите, в конце концов, что расстояние между земным и потусторонним миром очень мало. Как следствие, и отношения, которые существуют в этих двух мирах, должны быть во многом схожи. Как возможно что бы человек равнодушный после смерти сразу перешел в состояние абсолютной божественной сущности? Такого не бывает! Все есть развитие, восхождение и продвижение вперед. Это относится как к людям, так и к мирам. „Следующий» мир есть только дополнение к уже существующему миру, в котором вы пребываете.

Сферу иной жизни населяют люди, чьи судьбы перемешаны самым причудливым образом. Тут мне встречались люди всех социальных сословий, рас, оттенков кожи, комплекции. Несмотря на то что все жили вместе, каждый был занят размышлениями о самом себе. Каждый был сосредоточен на своих нуждах и погружен в мир своих интересов. То, что в земной жизни имело бы сомнительные последствия, тут было необходимостью с точки зрения как общего, так и индивидуального блага. Без погружения в такого рода особенное состояние нельзя было бы говорить о дальнейшем развитии и выздоровлении.

Из за такого всеобщего погружения в собственную личность тут царили мир и спокойствие, что в особенности примечательно с учетом описанной выше неординарности местного населения. Без такого сосредоточения на самом себе войти в это состояние было бы невозможным. Все занимались сами собой, и присутствие одних едва ли осознавалось другими.

В этом причина того, почему мне довелось познакомиться с не многими здешними жителями. Приветствовавшие меня по прибытии сюда, исчезли, за исключением моего отца и друга. Но я совершенно не расстраивался на этот счет, так как наконец получил возможность в полной мере насладиться красотой местного ландшафта.

Мы часто встречались и по долгу прогуливались вдоль морского берега. Ничто тут не напоминало о земных курортах с их джаз-бэндами и променадами. Всюду царила тишина, мир и любовь. По правую руку от нас возвышались здания, по левую - тихо плескалось море. Все кругом излучало мягкий свет и отражало необычно насыщенную синеву местной атмосферы.

Я не знаю, насколько долгими были наши прогулки. Мы с увлечением разговаривали обо всем новом, что открылось мне в этом мире: о здешней жизни и людях; о родственниках, оставшихся дома; о возможности пообщаться с ними и сообщить, что произошло со мной за это время. Думаю, за такими беседами мы преодолевали действительно значительные расстояния.

Если вы представите себе некий мир, площадью примерно равного площади Англии, где представлены все мыслимые виды зверей, зданий, ландшафтов, не говоря уже о людях, то у вас будет отдаленное представление о том, как выглядит местность иного мира. Вероятно, это звучит неправдоподобно, фантастически, но поверьте мне: жизнь в потустороннем мире похожа на поездку в незнакомую страну, не более, за исключением разве того, что каждый миг пребывания там был для меня необычайно интересным и наполненным».

Далее Уильям Стэд в деталях описывает новые места загробного мира и произошедшие с ним события. Но не надо полагать, что каждый покойник попадает после смерти в подобный мир. Даже если так и происходит, это отнюдь не значит, что усопший может или должен будет находиться в таком месте вечность. И после смерти никуда не пропадает возможности для дальнейшего развития души…

Татьяна Толстая о революции и Первой мировой войне

«My dear and unexpected friend, we met and parted like ships in the dark night and on the measureless ocean»

William Stead. Letter to Anastasia

«Дорогой и неожиданный друг мой! Мы встретились и разошлись, как корабли, темной ночью в безграничном океане».

Уильям Стед. Письмо к Анастасии

Моя прабабушка была красавицей. Высокая, с тонкой талией, с пышными волосами, с бело-розовой кожей - на нее оборачивались, про нее спрашивали: кто это? Она была известной в свое время писательницей и считала себя женщиной прогрессивной, передовой и гордилась тем, что принимала участие в революционной борьбе. Во время первой русской революции, в январе 1905 года, когда шли уличные бои, она устроила в своем богатом московском особняке лазарет для раненых. Не думаю, чтобы она сама бинтовала их раны и варила им еду; для этого, в конце концов, существовала прислуга.

Нет, прабабушка сама не обмывала раны, но борьбу с правительством поддерживала всем сердцем. За этот домашний лазарет ее арестовали, так что она три дня провела в тюрьме, какой повод для гордости! Она и гордилась. Вдобавок к тому, ей так шло белое кружевное платье и огромная как торт шляпа! Так что она ходила на всякие заседания литературных и философских кружков, и ею любовались и литераторы, и философы.

Осенью 1905 года в Россию приехал английский журналист Уильям Стэд (William Stead). Целью его приезда было примирить прогрессивное русское общество, - прогрессивное до исступления, до ненависти, до стадии терроризма, - с русским правительством, косным, монархическим, авторитарным. Он выступал в Москве, Петербурге, он поехал с лекциями по приволжским городам. Не надо злобы, не надо ненависти, - говорил Стэд. - Ничем хорошим это не кончится. Надо слушать друг друга, надо договариваться.

Анастасия Романовна была на одной из его лекций и внимательно, вся обратившись в слух, слушала его доводы. При всей своей ошеломительной красоте она была почти глухой, и ей приходилось очень сильно напрягаться и сосредотачиваться, чтобы расслышать слова.

Стэд заметил красавицу, пожиравшую его глазами. Никто еще так его не слушал, никто на него так не смотрел! После лекции он перехватил ее у выхода, схватил за руки: "Кто вы? Я хочу ваш портрет! Я хочу две-три строки, напишите мне! Скажите ваш адрес. И я хочу читать ваши книги!" - "Я их вам пришлю", - отвечала польщенная Анастасия.

В России Первая мировая война переросла в Революцию.

На другой день он прислал ей огромный букет белых цветов: лилии, туберозы, гиацинты и орхидеи. "Дорогой и неожиданный друг мой! - писал он в сопроводительном письме. - Мы встретились случайно и разошлись, как корабли, встретившиеся темной ночью в безграничном океане, - но я никогда не забуду отражения чудной души в Ваших глазах. Мне казалось, что я стою у самого алтаря святыни русской женственности. Храни Вас Господь и сделай меня достойным хранить это воспоминание. Вы также были в тюрьме - мы оба принадлежим к великому братству заключенных. Но я знаю, я верю, что между нами не только эта связь. Позвольте послать Вам цветы, данные мне вчера любящим другом - к Вам они пойдут уже с двойной данью любви".

Анастасия Романовна была и смущена и растрогана письмом и цветами, но потом, за утренним кофе, она раскрыла утреннюю прогрессивную газету, где Стэда поливали грязью: он-де продался кровавому режиму, он провокатор, ему заплатили, он слуга тиранов. Позор! И Анастасия Романовна устыдилась своей минутной слабости, подошла к окну и выбросила цветы с двойной данью любви на улицу.

Уильям Томас Стед - William Thomas Stead. 1849-1912

Прошел месяц. Мистер Стэд вернулся из поездки по русским городам, где он безуспешно пытался мирить интеллигенцию с правительством. Грустный и усталый, он пришел к Анастасии Романовне в дом. "Скажите, - спросил он через переводчицу, - почему вы обещали, но не прислали мне свои книги?" - "Потому что я печатаюсь в прогрессивных изданиях, а вы - в консервативной газете "Московские Ведомости" - холодно отвечала глухая красавица. - "Мы встретились случайно, и нам не по пути!"

"Мадам Крандиевская! Знайте, что каждый волос на вашей голове для меня дороже всех в мире прогрессивных и консервативных "Ведомостей", - крикнул Стэд в отчаянии и выбежал вон. Больше она его никогда не видела.

После революции 1917 года в Росии шла гражданская война

Прошло семь лет, и в апреле 1912 года Анастасия Романовна, уже немного потускневшая и пережившая много жизненных драм, вновь, как и каждое утро, развернула газеты. В тот день сообщалось про гибель "Титаника". Она пробежала глазами по списку пассажиров, погибших вместе с кораблем; конечно, там не могло быть знакомых... О ужас, в списке было имя Вильяма Стэда. Стэд направлялся на мирную конференцию в Америке, чтобы обсудить прекращение всех войн: ведь разумному человеку понятно, что войны - это анахронизм, что войн больше быть не должно, вот только надо хорошенько это обсудить... "Мы разошлись, как корабли, встретившиеся темной ночью в безграничном океане", - вспомнила она и заплакала. Зачем она оттолкнула хорошего человека? Ведь он хотел только мира, любви и понимания. И она села и написала заметку о своей встрече со Стэдом в газету. Совесть грызла ей душу.

Имя английского журналиста Уильяма Стеда было среди погибших пассажиров «Титаника»

Через два года началась Первая Мировая война. В России она переросла в революцию. Сначала была Февральская, свергнувшая так называемый кровавый царский режим, а потом и Октябрьскую, установившая новый режим, гораздо более кровавый. Переворот 1917 года перерос в гражданскую войну, продолжавшуюся несколько лет. Для нашей семьи это означало побег из Москвы, сначала на юг, а потом и за границу; моего двухлетнего отца на последнем пароходе увезли из Одессы в эмиграцию. Анастасия Романовна осталась в Москве. Есть было нечего, греться нечем, люди спали не снимая одежды и топили печку чем могли. В квартире поселились чужие люди - это называлось уплотнение. Анастасия Романовна могла устроить у себя дома лазарет для революционеров, но когда они насильно въехали в ее квартиру, ей это не понравилось. Однажды она еле успела вовремя выхватить из чьих-то рук газету с ее статьей о Стэде: революционер разворошил архив и хотел растопить газетой печку. "Темной ночью в безграничном океане", - думала бывшая красавица и опять плакала.

Больше она в следующие десять лет не плакала. Особняка у нее давно уже не было, а на кухне в ее квартире хозяйничали чужие люди; шляпу и платья она продала за бесценок и покупала на вырученные деньги муку у повара того ресторана, где когда-то в этой шляпе блистала; литераторов и философов, среди которых она блистала, сослали в Сибирь, а тем, кому повезло, выслали за границу; и единственные белые цветы в ее жизни были те, что она положила на могилу мужа.

Русский поэт Александр Блок откликнулся на гибель "Титаника" странными, почти одобрительными словами. "Жив еще океан", - злорадно написал он в записной книжке. Для Блока современная цивилизация фальшива, удушлива, лжива насквозь, и он желает ей гибели от вольной стихии. Океан, непредсказуемый и темный, с его ужасными глубинами, символизирует здесь для него эту стихию: и революцию, в которой поэт, как и многие его современники, видели очищающее, освобождающее начало, и звериную, древнюю, свободную природу, которая должна вырваться наружу. "Титаник" же, самодовольный, якобы непотопляемый корабль, полный сытых людей, гуляющих над пучиной по мягким коврам, под огнями электрических ламп, сытно едящих, вкусно пьющих, - "Титаник" являл собой образ цивилизации.

Как раз тогда, когда европейская цивилизация достигла, казалось бы, высшей точки развития, когда прогресс, пар, телефон, электричество, о боже мой, даже ведь и самолеты! - все сулило неслыханный расцвет и окончательную победу человека над природой, - тогда все и рассыпалось, тогда звериное безумие и охватило народы, и началась великая Мировая Война, и стихия поглотила всех, и миропорядок рухнул, и мир никогда уже не был прежним.

Так же чувствовали если и не многие, то самые чуткие. "Титаник" был словно бы знамением, предвещавшим конец мира, каким его знали современники. Маленькая оплошность... странная случайность... Пробоина в днище, в сущности царапина... Выстрел в Сараеве, что такого, можно подумать, впервые недовольный националист стреляет в правителя... Казалось, все могло обойтись, ведь главное - вера в разум и стремление к добру. Вот и Вильям Стэд плыл на корабле не куда-нибудь, а в Америку, на конференцию, посвященную окончательному прекращению всех и всяческих войн навсегда. И Анастасия Романовна помогала революционерам, желавшим счастья и добра для всего человечества.

Консерватор хотел счастья консервативного, революционер - революционного; пришел Океан, вырвалась наружу стихия - и поглотила их всех.

http://www.bbc.com/news/magazine-30588404

http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/10/140929_tatyana_tolstaya_revolution_ww1

Анастасия Романовна Крандиевская

(в девичестве Тархова) (03.01.1866 - 1938), писательница, талантливая женщина, соединившая своей судьбой дореволюционное и постреволюционное искусство. Мать поэтессы Натальи Крандиевской (чей второй муж Алексей Толстой), прабабушка Татьяны Толстой и прапрабабушка Артемия Лебедева. Вообще, в семье Анастасии Романовой все дети оказались поразительно талантливыми — Сева (Всеволод), Туся (Наташа) и Дюна (Надежда). «Тётушка Настасья, вам не романы писать, а посадить вас в инкубатор, чтоб вы талантливых детей рожали» — как-то выразился Максим Горький, часто гостивший в её доме. В Миланском музее есть картина художника Всеволода Крандиевского, умершего в 21 год от менингита. Надежда Крандиевская училась вместе с Мухиной в Париже, занималась лепкой портретов, например легендарный образ Буденного, дружила с Маяковским. Наталья Крандиевская (поэт), начинает свою автобиографию словами: «Я росла в кругу литературных интересов…»

Муж Анастасии Романовны — Василий Афанасьевич Крандиевский, издатель и журналист. Вместе с Алексеем Толстым выпускал публицистический альманах «Бюллетени литературы и жизни», выходивший с начала 1910-х годов и до момента закрытия в 1918-м.

Анастасия родилась в Ставрополе-Кавказске в чиновничьей семье. Окончила Ольгинскую женскую гимназию в Ставрополе. Училась на историко-словесном отделении московских курсов Герье. Рано начала писать. В «Северном Кавказе», «Русском Курьере» и «Развлечении» середины 80-х годов печатались её небольшие рассказы.

Первая женщина, спустившаяся в шахту к углекопам, и по своим впечатлениям написавшая рассказ «Только час», опубликованный в немецком переводе венскою социал-демократической газетой «Arbeiter-Zeitung». В 1896 году «Русская мысль» публикует повесть «То было раннею весной», принятая читателями и выдержавшая несколько изданий.

В сентябре 1900 года Горький в своём тогдашнем хамском стиле писал Чехову: «Видел писательницу Крандиевскую — хороша. Скромная, о себе много не думает, видимо, хорошая мать, дети — славные, держится просто, Вас любит до безумия и хорошо понимает. Жаль её — она глуховата немного, и, говоря с ней, приходится кричать. Должно быть, ей ужасно обидно быть глухой. Хорошая бабочка».

В годы революции 1905 года Крандиевская была связана с издателем и меценатом большевиков С.А. Скирмунтом. В её московском доме собиралась сочувствующая социал-демократам интеллигенция.

К 1910-м году сблизилась с Василием Розановым и братьями Трубецкими. Создалось, по определению Крандиевской, «поколение нытиков, самогрызов, неврастеников, дегенератов, неверующих, мятущихся в поисках неведомого Бога, блуждающих в потёмках противоречий, как в лесу дремучем».

После революции оставляет литературные занятия, но связь с литературой как таковой не обрывается. За границей Толстой публикует следующее письмо Анастасии Романовны…

«С чего и начать-то вам повесть нашей жизни, уж я и не знаю. Не жизнь, а агония. И разница между смертельной и этой нашей — лишь та, что смертельная длится дни, а эта — месяцы. И вот тут-то, в этом пункте, у меня всегда чувство благодарности судьбе, что вы уехали, что дети ваши хоть голода-то не знают, как знают все, здесь живущие.

Нельзя описывать, да и не стоит, во что превратились здесь не только для детей, но и для всех взрослых грёзы о кусочке хлеба с маслом, о кусочке сала свиного, о молоке и проч., и проч. Прямо какой-то психоз преследования этих всех истинно сытных вещей, истощённых, оголодавшихся до крайности. Тем не менее, все-таки живём, вот и Бог даст, может, и выживем до лучших дней. Москва наша, как уже совсем прочно социализированная, стоит без лавок, без рынков, без Охотного. И даже внешний вид её апоплексически жуткий и страшный: магазины все заколочены, и вывески в некоторых местах сорваны, как-то особенно озорно и умопомешанно, с мясом, с частью стен и штукатурки. А в пустых магазинах через незапертые двери и окна видны рогожи, доски, мусор — словом, всё, что говорит о запустении, об отъезде куда-то, о какой-то убыли, потере людей, словно всё попровалилось к черту, вся жизнь стала хламом, мусором прошлого.

Ну, и конечно, нигде ничего нельзя достать. На бывших рынках все-таки по пятницам, средам и воскресеньям стоят хвосты у каждого возницы с гнусной капустой кислой, или с морковкой, или с кониной.

Своих я от рынков только и питаю. Но для этого надо вставать в темноте. Да ещё в писательском союзе получили два пуда муки. Вместо масла и сала получаем бульон в кубиках «Торо».

Прислуги мы никакой не держим. Все сами, — и стряпня, и поломойство на кухне, и рынок, и хвосты. У Жилкиных тоже нет прислуги, Ваня сам стирает. Буквально вся средняя интеллигенция живёт сейчас, как чернорабочая. Да вот вам: папа с Надей взяли салазки у дворника и пошли на Смоленский бульвар в какой-то дом, где писатели устроили склад муки. Думали, что только они с Надей с салазками, а оказывается — с такими же салазками и все за мукой притащились… Тут и Марина Цветаева, и сам бог сонмища Бальмонт.

Наш знакомый, доктор Калабин всё ходил, всё лечил, всё страшнел и худел. И вдруг — лег и умер. Мать его в четверг, а он в пятницу. Это первая смерть от голодного истощения на наших глазах. На днях узнала, — умерли также профессор Веселовский, Фортунатов, Алексей Федорович, прис. пов. Сахаров. Так что и нам надо опасаться.

Сейчас огромные дела с искусством делают футуристы, — Маяковский, Татлин, С. Д. и проч., до того они ловко сами себя и покупают, и прославляют. В народный музей скупаются сейчас картины и статуи, и в первую голову идёт бредовая мазня футуристов. Татлину же, кроме того, большевиками отпущено на искусство бесконтрольно полмиллиона рублей.

Друзья мои, не горюйте сейчас о Москве. Она и Питер, и вся Россия сейчас зяблые. Забейтесь в куток, где-нибудь на юге, где был бы только кусочек белого хлебушка, ходите в рогожах, в лаптях, да только не мучайтесь от голода, как мы. У нас у всех такое здесь чувство, что большевики будут править Россией 33 года, но только России уже не будет, а будет огромное кладбище, на котором ветер плавает от Ледовитого океана до Черного моря.

Души наши опустошены, будущее беспросветно и безнадежно. Так, по крайней мере, кажется оно нам, когда читаешь газеты. В них изо дня в день печатается все одно и то же, — о победе и одолении всемирного коммунизма. Иной раз кажется, что в этой беспросветной мгле так и не закончишь свои земные дни…»

(1849-07-05 )

Впервые ввёл в журналистику жанр интервью , взяв его у генерала Гордона в 1884 году . Стед отличался энергичной работой с общественностью и блестящим представлением новостей. Также его авторству приписывают современную журналистскую технику создавать новостные события, а не просто информировать о них, как это демонстрирует случай Элизы Армстронг .

Случай Элизы Армстронг

В 1885 году Стед вступил в «крестовый поход» против детской проституции , издавая ряд статей под названием «Жертвоприношение девы в современном Вавилоне» (The Maiden Tribute of Modern Babylon ) . Чтобы продемонстрировать правду своих открытий, он устроил «покупку» 13-летней дочери трубочиста , Элизы Армстронг.

Несмотря на демонстрацию, Стеда осудили на три месяца в тюрьме на том основании, что он не смог с первого раза получить разрешение отца на «покупку».

Дальнейшая карьера

В 1886 году Стед начал кампанию против сэра Чарльза Дилка, 2-го баронета, по его номинальной реабилитации в скандале Кроуфорда. Кампания, в конечном счёте, способствовала дезинформированной попытке Дилка очистить репутацию и в последующем его разрушении .

После ухода из «Пэлл-Мэлл» Стед основал ежемесячный «Обзор обзоров» (1890), и его богатая энергия и лёгкое перо нашли применение в области продвинутого в журналистике гуманитарного типа .

Он начал дешёвую перепечатку («Пенсовые поэты» , «Классика прозы» и т. д.), провёл спиритуалистический орган, названный «Пограничной областью» (1893-1897), в котором он дал полный простор своему интересу к психическому исследованию; и стал сторонником движения за мир и многих других движений, популярных и непопулярных .

Со всей его непопулярностью и всеми подозрениями насчёт методов, его сильным характером, Стед так и остался в общественной и частной жизни. Во время Англо-бурской войны Стед критиковал правительство за насилие . Также, Стед выпустил ряд популярных публикаций: «Правда о России» (1888), «Христос пришёл в Чикаго!» (1894) и «От госпожи Бут» (1900) . Был частым посетителем великосветского салона, который содержала в Лондоне О. А. Новикова , позднее он напишет о ней труд под заглавием «Депутат от России. Воспоминания и переписка Ольги Алексеевны Новиковой » .

Стед был пацифистом и борцом за мир, одобрявшим «Соединённые Штаты Европы» и «Высший суд справедливости между народами» , но всё же предпочитавшим использование силы в защиту закона .

Спиритизм

Стед утверждал, что получил сообщение из мира духа посредством автоматического письма . Контактирующим духом, как предполагалось, была покойная Джулия Эймс, американский умеренный реформатор и журналист, которую он встретил незадолго до её смерти в 1890 году. В 1909 году Стед основал «Офис Джулии» , где желающие могли получить информацию из мира духов от группы медиумов . После смерти Стеда в 1912 году группа последователей основала спиритуалистическую организацию в Чикаго , Иллинойс , названную Мемориальным центром Уильяма Стеда .

На борту «Титаника»

Примечания

  1. William Thomas Stead (англ.) . Дата обращения 15 апреля 2012. Архивировано 15 июля 2012 года.
  2. William Thomas Stead (англ.) . Ask Jeeves Encyclopedia. - статья из EnWiki. Дата обращения 15 апреля 2012. Архивировано 15 июля 2012 года.
  3. Mr William Thomas Stead (англ.) . encyclopedia titanica. Дата обращения 15 апреля 2012. Архивировано 15 июля 2012 года.
  4. , p. 369.
  5. , p. 367-378.
  6. William Thomas Stead 1849 – 1912 (англ.) . Sue Young Histories: Biographies of Homeopaths (10 December 2009). Дата обращения 15 апреля 2012. Архивировано 15 июля 2012 года.

Прошло уже более 100 лет с момента трагической гибели «Титаника». Во многом благодаря усилиям Джеймса Кэмерона и его фильму – одному из самых кассовых и рейтинговых в истории, об этом пароходе узнали все. Но несмотря на то что о «Титанике» слышал каждый первый человек на нашей планете, многие принципиальные детали, связанные с катастрофой 14 апреля 1912 года, до сих пор остаются малоизвестными. Давайте исправим это упущение.

Погода была идеальной

В день гибели «Титаника» в море царило абсолютное спокойствие

Достаточно легко представить, как лайнер «Титаник» борется с высоченными волнами, как туман и ливень дождь скрывают айсберг, впоследствии отправивший корабль на дно. Но всё было совсем не так. Когда «Титаник» направлялся к месту своей гибели, погода была прекрасной, можно даже сказать пугающе спокойной. Ветер и волны отсутствовали, и поверхность моря была безупречно гладкой – словно зеркало. Возможно, прекрасная погода и поспособствовала трагедии.

Даже лёгкая зыбь на водной поверхности могла бы подтолкнуть фосфоресцирующий планктон впритык к краям айсберга, и его смогли бы заметить заранее. Второй капитан «Титаника», Чарльз Лайтоллер, выделял отсутствие светящегося планктона, как одну из причин катастрофы. Возможно, абсолютный штиль также предотвратил резкое изменение температуры, которое всегда предупреждает команду об опасном сближении с айсбергом.

К сожалению, когда вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу ледяную глыбу, уже было слишком поздно для того, чтобы избежать столкновения. В ходе проведённого в 1912 году расследования эксперты установили, что с момента обнаружения айсберга у парохода оставалось всего лишь 37 секунд, чтобы изменить курс. Другие специалисты заявили, что времени было чуть больше – около 65 секунд. В любом случае «Титаник» был обречён, ведь даже если бы была дана команда «полный стоп», лайнер ещё около 3,5 минут двигался бы по инерции.

Как назло, сразу после аварии поднялся сильный холодный ветер, который буквально замораживал людей, боровшихся за жизнь в ледяной воде.

Это интересно: В общей сложности, при крушении «Титаника» погибли 1514 человек, находившихся на борту (с учётом экипажа), спаслись 710. Выжить смогли 76% женщин, 51% детей и всего 18% мужчин. Из 908 членов экипажа погибли 696.

Вся поездка сопровождалась пожаром


Оказывается, на «Титанике» всё время бушевал пожар

Незадолго до первого и, к сожалению, последнего рейса, в одном из угольных бункеров парохода начался пожар. Следователи, выяснявшие причины катастрофы, смогли доказать, что огонь все ещё ​​бушевал, когда «Титаник» направился в Нью-Йорк, создавая потенциальную опасность для всех, кто присутствовал на борту.

Спасшийся кочегар Джон Дилли говорил: «Нам не удалось погасить огонь, и кочегары говорили, что когда мы высадим пассажиров, надо будет освободить всё большие угольные бункеры, а потом вызвать пожарные катера, которые помогли бы нам потушить огонь». Джон утверждает, что пламя потухло только тогда, когда ледяная глыба разорвала корпус. Вода вмиг затопила бункеры.

Некоторые другие члены экипажа уверяют, что пожар удалось успешно потушить утром 14 апреля – в тот самый роковой день. Как бы то ни было, «Титаник» горел на протяжении всего своего первого рейса. Не факт, что огонь привёл бы к катастрофическим последствиям, ведь проектировщики разрабатывали стальные бункеры так, чтобы они могли выдержать угольные пожары. Тем не менееЮ риски многократно возрастали.

Это интересно: Управляющий директор компании «White Star Line» Брюс Исмэй позже утверждал, что Джон Пирпонт Морган – владелец компании «IMM», которой и принадлежал «Титаник», заставил экипаж плыть на максимальной скорости, чтобы «доплыть до Нью-Йорка и высадить людей до того, как произойдут неизбежные взрывы».

Кстати, Морган и сам должен был быть в числе пассажиров, но за считанные минуты до отправления почему-то передумал и сошёл с судна.

Трагическое предвидение катастрофы Уильямом Стидом


Уильям Стид - человек, предвидевший катастрофу… И погибший в ней

Ещё за 26 лет до крушения «Титаника» британский журналист Уильям Стид написал вымышленную историю, в которой рассказывалось о гибели большого атлантического почтового парохода. В произведении большая часть пассажиров утонула из-за дефицита спасательных шлюпок. Этим рассказом Стид хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что экипажами кораблей не выдвигаются требования о наличии достаточного количества шлюпок для спасения всех пассажиров, находящихся на борту.

Уильям Стид вернулся к этой теме ещё раз в 1892 году. В кульминационной главе судно пересекает Атлантический океан с сотнями туристов на борту. Приведём отрывок: «Раздался грохот, словно пароход налетел на лёд. Винты крутились, рассекая ледяные глыбы. Все пассажиры осторожно поднялись на палубу. Была сырая и очень холодная погода. Каждые полминуты откуда-то из тумана гудел свисток. Грохот скрежетавшего о борт парохода и перемалываемого винтами льда не позволяли разговаривать и быть услышанным. Но вдруг из темноты раздался отчаянный крик: «Айсберг по правому борту!».

Через 20 лет Стид погиб, находясь на борту «Титаника»…

Капитан Эдвард Смит


Капитан Эдвард Смит был шокирован, когда понял, что всех пассажиров спасти не удастся

Капитан печально известного судна Эдвард Джон Смит, с того дня, когда утонул вместе с «Титаником», стал героем десятков легенд. Многие уверяют, что он успел лично спасти жизнь ребёнку, прежде чем погибнуть. Но стоит отметить, что его героический образ слегка приукрашен.

Кроме того, что капитан игнорировал предупреждения об айсбергах и не держал «Титаник» на разумной скорости, Смит также позволил нескольким спасательным шлюпкам покинуть «Титаник» наполовину пустыми. Известно, что в первой отошедшей шлюпке (из шестнадцати), рассчитанной на 65 человек, было только 28 пассажиров, во второй – 36, в третьей – 32, в четвёртой и пятой – по 28.

Говорят, что когда Смит узнал о том, что «Титаник» не удастся удержать на плаву, он понял, что даже при максимальной загруженности шлюпок как минимум 1000 человек останутся на тонущем судне. Осознание этого факта повергло его в ужас. Капитан на время утратил решительность: не требовал скорейшей эвакуации, не занимался организацией работы команды, отдавал только невнятные и противоречивые приказы, не отвечал спрашивавшим его о чём-то офицерам и матросам. Эдвард Смит не отдал приказа загружать шлюпки по максимуму ввиду их дефицита, не следил за эвакуацией и точностью выполнения своих приказов.

Позднее, когда на воду была спущена последняя шлюпка, Смит в последний раз прошёлся по шлюпочной палубе. Он приказал всем членам экипажа прекратить работу и постараться спастись самим. Капитан повторял «Отныне каждый сам за себя».

Это интересно: Когда «Титаник» пошёл на дно, из сотен оказавшихся в воде людей выжили единицы. Члены экипажа Чарльз Лайтоллер, Джек Тейер, Арчибальд Грэйси и ещё порядка 30 человек сумели взобраться на перевёрнутую вверх дном складную шлюпку. Понимая опасность полного затопления лодки, они вынуждены были отталкивать плавающих поблизости людей вёслами, не обращая внимания на мольбы о помощи. Позднее в своей книге Грэйси восхищался поведением оставшихся в ледяной воде: «Я не услышал ни единого упрёка после отказа в помощи. Отказы встречались мужественными словами: «Ладно, удачи, парни, и да хранит вас Господь!»».

Только в 2012 году стало известно, что Смит в своё время не смог сдать тест по навигации с первой попытки. Сделать это ему удалось лишь в 1888 году. Тем не менее, начальный провал был, пожалуй, нехорошей приметой.

Единственный японец на борту


Масабуми Хосоно в Японии возненавидели и встретили, как труса

Единственный японский пассажир на «Титанике» – государственный служащий Масабуми Хосоно. До того как сесть на пароход и начать дорогу домой, он несколько месяцев изучал в Европе железнодорожные системы. Когда «Титаник» начал тонуть, Хосоно пробрался на верхнюю палубу, чтобы с достоинством взглянуть в лицо смерти. Он понимал, что шансов выжить практически нет, ведь члены экипажа усаживали в шлюпки только женщин и детей, а мужчин отгоняли, угрожая пистолетом. Неожиданно Хосоно обнаружил, что может спастись.

Возможность появилась в тот момент, когда член экипажа крикнул, что в спущенной шлюпке осталось 2 свободных места. Увидев, что кто-то прыгнул в воду, Хосоно поступил так же. Если бы он мог знать, к каким последствиям это приведёт в будущем, возможно, предпочёл бы погибнуть.

Тогда считалось, что достойному мужчине лучше умереть с почестью, нежели выжить в позорной манере. После возвращения в Японию Хосоно заклеймили как труса и возненавидели едва ли не всей страной. Его уволили с правительственной работы, пускай через несколько лет и наняли обратно. Негативные отзывы об азиате, спасшемся в шлюпке №13, позволяют сделать вывод, что это был Хосоно.

Это интересно: Температура воды за бортом составляла −2°С (порог замерзания). Некоторые люди, оказавшись в ней, погибли от сердечного приступа сразу. Другие умирали примерно через полчаса. Сначала из-за сильного переохлаждения появлялась сильная дрожь, потом замедлялись пульс и температура тела. Вскоре человек терял сознание и умирал.

В 1997 году репутация Масабуми была частично восстановлена, когда среди его вещей было найдено рукописное описание трагедии. В письме для своей супруги Хосоно упоминал, что находился в шлюпке №10. Если это – правда, значит, он не мог быть тем самым азиатом.

Реальное ожерелье «Титаника»


Ожерелье «Сердце океана» существовало на самом деле

В фильме «Титаник» было упомянуто великолепное ожерелье, называвшееся «Сердце океана». Можно подумать, что это выдумка режиссёра. Но оказывается, что на реальном судне произошла аналогичная история: пассажирке Кейт Филипс её любовник Генри Морли подарил ценное сапфировое ожерелье.

Богатый 40-летний владелец кондитерского цеха влюбился в 19-летнюю Кейт, работавшую помощницей у его конкурента. Вскоре Морли задумал бросить свою супругу и маленькую дочь ради Кейт. Пара села на борт «Титаника», чтобы сбежать и начать жизнь с чистого листа в Калифорнии. В ночь катастрофы Кейт удалось попасть на борт последней спасательной лодки. А Генри Морли погиб.

Через 9 месяцев Кейт родила малышку, которую назвала Эллен. Только в возрасте 76 лет Эллен узнала, что её отец был одним из погибших пассажиров «Титаника». Когда она поговорила об этом с матерью, то узнала, что у Кейт до сих пор хранится то самое сапфировое ожерелье.

Ошибки и теории


Возможно, в катастрофе виновато Суперлуние

Исследователи неоднократно пытались выяснить, почему «Титаник» столкнулся с ледяной глыбой. Сразу после катастрофы английские и американские эксперты решили, что пароход двигался слишком быстро. На небольшой скорости ущерб был бы намного меньшим, да и шансы уйти в сторону от столкновения увеличивались. А так айсберг, словно консервный нож, вспорол 5 носовых отсеков «Титаника». При столкновении в обшивке правого борта появились 6 пробоин, суммарная длина которых достигала 90 метров.

Это интересно: Корпус лайнера был разделён на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок, построенных поперёк судна. Конструкторы рассчитали, что «Титаник» сможет оставаться на плаву в случае затопления одновременно 2 любых отсеков или 4 смежных (носовых либо кормовых).

В 2010 году журналистка Луиза Паттон, внучка одного из офицеров «Титаника», предположила, что судно избежало бы столкновения, если бы после сообщения об айсберге рулевой Роберт Хитчинс не паниковал и сначала не повернул руль в противоположную сторону. Луиза уверена, что её дед вступил с другими членами экипажа в сговор, пытаясь сохранить эту ошибку в тайне. Правда могла разрушить репутацию компании «White Star Line» и всех его коллег.

В то же время два астронома из Техасского университета предполагают, что редко случающееся «Суперлуние» могло вызвать движение айсберга. Отметим, что «Суперлуние» происходит тогда, когда в момент полнолуния наш спутник подходит к Земле на самое близкое расстояние. Известно, что 4 января 1912 года Луна приблизилась к Земле на наименьшую дистанцию за последние 1,5 тысячи лет. Это случилось на следующий день после так называемого перигелия Земли (максимальное приближение планеты к Солнцу). В результате совместного гравитационного воздействия Солнца и Луны могли появиться необычайно сильные приливные силы. Астрономы считают, что мощные потоки воды привели в движение множество айсбергов на пути «Титаника», это создало все предпосылки для катастрофы.

Элизабет Шутес


Элизабет Шутес утверждает, что почувствовала запах льда ещё до катастрофы

Пассажирка «Титаника» Элизабет Шутес утверждала, что незадолго до катастрофы её потряс запах льда, не дававший ей нормально уснуть. Он напоминал ей огромную ледяную пещеру, в которой Шутес когда-то побывала. Элизабет выжила и позднее написала собственный отчёт о трагедии.

Шутес была гувернанткой 19-летней пассажирки I класса Маргарет Грэмм. Когда лайнер в первый раз завибрировал и слегка содрогнулся, девушка не сильно обеспокоилась этим, будучи уверенной, что огромному судну ничего не угрожает. Элизабет лежала в своей каюте, когда в дверь постучал её подруга, сообщившая, что видела в окно своей каюты огромный айсберг, с которым столкнулся лайнер. Тогда Элизабет спросила у стюардов, правда ли это, но получила отрицательный ответ.

Только после того, как пассажиров первого класса согнали на верхнюю палубу, Шутес осознала всю серьёзность положения. Как она писала в мемуарах, в спасательной шлюпке, в которой она находилась, было всего лишь 36 человек (притом что рассчитана она была на 65 мест). Элизабет едва ли не силой затолкали в шлюпку против её воли. Девушка хотела остаться на корабле, ведь не верила, что такой огромный лайнер может утонуть. Но когда шлюпка отплыла на достаточное расстояние, «Титаник» разломился на 2 части и за считаные секунды скрылся под водой.

Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»


Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?

Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой ​​конец с промежутком в 100 лет.

Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.

Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.

Оптические иллюзии


Сигналы бедствия с «Титаника» были интерпретированы командой находившегося поблизости судна как миражи

С тонущего «Титаника» несколько раз отправлялись сигналы бедствия. Кроме этого, были запущены 8 сигнальных ракет. Находящийся ближе всего от места крушения корабль «Калифорния» проигнорировал ракеты, хотя они ярко осветили ночное небо. Позднее капитан «Калифорнии» утратил работу из-за скандала, ведь многие люди полагали, что он осознанно проигнорировал сигналы. Но дальнейшее расследования причин катастрофы «Титаника» позволяют дать более правдоподобное объяснение его поведению – преломление света.

Важно отметить, что в ночь с 14 на 15 апреля «Титаник» проплывал через области так называемой термической инверсии. Она вызывает неправильное преломление света, из-за чего появляются миражи. Как утверждает историк Тим Малтин, с нескольких кораблей, находившихся вблизи от места аварии, в роковую ночь наблюдались десятки миражей. Малтин уверен, что температурные условия вызвали аномальную рефракцию света. Этим можно объяснить, например, то, почему вперёдсмотрящие «Титаника» сообщили о том, что судно движется на айсберг слишком поздно.

Эти миражи и удержали команду экипажа «Калифорнии» от правильной интерпретации сигналов бедствия. Такой вывод Малтин сделал в 2012 году, через 20 лет после официального закрытия британским правительством собственного расследования по поводу влияния преломления света на гибель «Титаника».

Крушение «Титаника» и через сто с лишним лет остаётся одной из наиболее известных катастроф в истории. Драматичные события, происходившие на борту парохода в ночь на 15 апреля 1912 года, нашли своё отражение в искусстве. Интерес к гибели считавшегося непотопляемым судна не ослабевает и в наши дни. О «Титанике» написаны сотни книг, тысячи статей, сняты документальные и художественные фильмы. А в память о жертвах катастрофы в разных странах возведены памятники и мемориалы.