Open
Close

E. M

E. M. Бабосов

Общая

социология

Издание 2-е, стереотипное

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

ТетраСистемс

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 Б12

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси,

почетный директор Института НАН Бепаруси

Е. М. Бабосов

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, первый заместитель директора Института социально- политических исследований РАН В. Н. Иванов; доктор социологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси, профессор кафедры социологии Белорусского государственного

университета А. Н. Данилов;

профессор кафедры философии Академии МВД, кандидат философских

наук, член Государственной комиссии по подготовке новых учебников в

гуманитарно-общественной сфере В. А. Мельник

Бабосов Е. М.

Б12 Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./

Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

ISBN 985-470-144-1.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадиг-мы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее угюфебляемых понятий Харак-теризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Со-держание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу ия»

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73

ISBN 985-470-144-1

© Бабосов Е М, 2001

© Оформление НТООО «ТетраСисгемс», 2004

Предисловие

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социоло-гии не только в среде профессионалов- экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Не-редко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается при-кладными социологическими разработками, изучением электо-ральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпри-нимательских кругов, политических движений и партий, отдель-ные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, кото-рый называется социологией. Социология в своей сущности явля-ется наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения лю-дей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а пото-му к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.

Именно этой цели и служит преподавание социологии в выс-шей школе, в процессе которого студенты получают представле-ние о том, как и почему развивается общество, происходит форми-рование и развитие личности, как действуют различные социаль-ные институты - государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют сущест-вующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающи-мися в последние четверть века процессами глобализации совре-менного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляю-щих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в про-цессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Бе-ларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже око-ло сотни лет.

Существует несколько различных подходов к преподаванию социологии студентам. Наиболее обоснованным представляется тот из них, который в полной мере учитывает многогранность и сложность "многоэтажного" здания социологической науки. Со-гласно этому подходу ядром социологии является общая социоло-гическая теория, представляющая собой не только разветвленную систему знаний, но и теоретико-методологический каркас описа-ния типовых способов получения новых знаний. Она составляет основу, из которой выводятся теории менее высокого уровня - от-раслевые и специальные социологические теории, составляющие предмет не общей, а прикладной социологии. Последняя же полу-чает постоянную "подпитку" из эмпирических социологических исследований, которые одновременно снабжают все новыми и но-выми социальными фактами и общую социологию.

В русле такого именно теоретико-методологического подхо-да написана данная книга. Она представляет собой учебное посо-бие по курсу "Общая социология", написанное в соответствии с авторской учебной программой, которая используется автором в практике преподавания на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, а также в Бе-лорусской политехнической академии и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. При подготовке данной книги к изданию учитывался опыт преподавания автором ряда специаль-ных социологических теорий и изданных им на протяжении по-следних десяти лет учебных пособий для студентов вузов: "Со-циология конфликтов" (1991 г), "Социальная экология и экстре-мальные ситуации" (1993 г), "Основы конфликтологии" (1997 г), "Социология. Часть 1. Общая социологическая теория" (1998 г), "Прикладная социология" (2000 г), "Конфликтология" (2000 г), "Социология управления (2000 г).

Данное учебное пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в изучении социологии, а преподавателям - в разработ-ке курсов лекций по данному предмету. Магистральная тема кни-ги - общая социологическая теория, хотя в ней имеется немало выходов и в прикладную социологию, в практику проведения эм-пирических социологических исследований.

Одна из отличительных особенностей данной книги состоит в том, что все ее разделы и большинство глав снабжены схемами. Все эти схемы имею не только демонстративно-иллюстрационное значение, что важно для лучшего усвоения учебного материала

Студентами, но и существенную эвристическую ценность, а это способствует более глубокому проникновению в сущность ил-люстрируемых социальных систем, их структур, событий, делая более явными скрытые в них связи и отношения.

Автор считает своим долгом выразить благодарность чле-нам - корреспондентам Национальной Академии наук Беларуси А.Н. Данилову и И.В. Шабайлову, докторам философских наук А.Н. Елсукову, О.Н. Козловой, Г.Н. Соколовой, докторам социоло-гических наук Р.В. Гребенникову, А.Б. Мискевичу, В.И. Русецкой, профессорам В.А. Мельнику, Е.П. Сапелкину, членам ученого со-вета Института социологии ПАН Беларуси, работникам кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского государственной политехнической академии, которые своими за-мечаниями, советами, предложениями помогли усовершенствовать содержание данной работы.

Раздел первый. ^ ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Глава 1. ОБЪЕКТ , ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения этимологии (т.е. проис-хождения слова) того понятия, которым обозначается данная нау-ка. Термин социология состоит из сочленения двух слов: латин-ского soci(etas) - общество и греческого logos - наука, знания, оз-начая буквально «наука об обществе». Именно в гаком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии фран-цузский философ - позитивист Огюст Конт.

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология име-ет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Что же такое объект исследования социологии? Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Ска-жем, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, их многообразные взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве каковых выступают явления и процессы в живой природе, различные уровни их структурной организации и эволюции, тенденции и закономерности их развития. Но у этих со-вершенно различных объектов, изучаемых разными науками, име-ется одно, очень важное, общее им свойство,- они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохра-нить свое существование если даже человечество исчезнет с нашей планеты.

^ Объектом социологии, как это вытекает из самого ее назва-ния, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничест-ва, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семей-

Ные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как фи-зические или биологические явления и процессы, существует не-зависимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект со-циологии столь же объективен, как объект изучения физики, био-логии и других наук. Но он обладает и весьма существенными от-личиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления, вплоть до мельчайших частиц, не зависит ни в коей мере от сознания человека, т.е. является вполне и абсолют-но объективным, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые час-тично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связа-ны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физи-ческого мира, которые бывают абсолютно объективными, процес-сы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъ-ективный характер, в них объект и субъект действия связаны не-разрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объ- екта социологии, в качестве которого выступает развитие обще- ства и взаимодействующих в его рамках и условиях людей - инди- видов и их групп.

Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем воз-можность определить, в чем заключается ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело об-стоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследова-ния различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения про-исходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих в ор-ганизме, либо под углом зрения действия мышечной системы, на-

Копления в ней элементов усталости и т.д. Психология может ис-следовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, раз-нообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятель-ности. Социология же может исследовать футбол как специфиче-ское социальное явление, как соперничество двух различных со-циальных групп, как элемент престижа нации (например, в Брази-лии, Англии или Италии), как способ проведения свободного вре-мени, как разновидность рекреативной деятельности (если в фут-бол играют непрофессионалы) и т.п.

Выделение предмета исследования путем вычленения опре-деленных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружаю-щего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изу-чения предстало около 2,5 тысяч лет назад перед наиболее пытли-выми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величай-ших философов античности, Платон, стремился изучить особенно-сти политики как специфического способа человеческой деятель-ности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий. Социальные про-цессы исследовались и Гоббсом, и Макиавелли, и Дидро, и Воль-тером, и Радищевым, и Сен-Симоном и многими другими выдаю-щимися мыслителями различных эпох и народов. Но только с тру-дов французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел само понятие «социология» и которого по праву называют отцом социологии, начинается все более отчетливое выяснение предмета социологии как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна суще-ствовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюрк-гейма, М.Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюрк-гейм, в частности, отмечал решающую роль для определения пред-мета данной науки изучение «социальных фактов», К.Маркс-

«общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер - «со-циальных действий», Г. Зиммель - «социальных взаимодействий», П. Сорокин - «социальной структуры», Т. Парсонс - «социальной системы», Н. Луман - «коммуникационные процессы в системах», Э. Гидденс - структурационные действия социальных субъектов. П. Сорокин подчеркивал, что социология- не единственная наука об обществе, ведь общество изучают и другие науки, например, история, политология, экономические науки. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен «хомо экономикус» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является «хомо политикус», религиоведение- «хомо религиозус». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдель-ный, пусть очень важный срез общественных процессов и отноше-ний, но прежде всего человека как существо социальное, становя-щегося человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. феномен «хомо социалис». Поэтому она носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономиче-ской теории, политологии, психологии, юриспруденции, теории культуры. От психологии социология отличается тем, что она ис-следует не закономерности внутреннего, психического мира чело-века и его различные проявления, - познавательные, мотивацион-ные, операциональные и др., а интересуется прежде всего социаль-ными взаимодействиями, складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции ее основное отличие состоит в том, что первая специализируется на противоправном поведении, а вторая исследует все виды поведения.

Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что пред-мет социологии есть выделение из многообразных аспектов обще- ственной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюса-ми которого являются, с одной стороны, общество как много-сложная и многоуровневая система, а с другой, - человек, лич- ность. Но общество не есть сумма изолированных и независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподобие кар-тошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаи-модействуют с другими людьми и только в процессе такого взаи-модействия формируется и функционирует общество. Поэтому об-

Щество перед взором социолога предстает как многоплановая кар-тина многообразных взаимодействий различных людей. Причем люди наряду с тем, что они связаны какими-либо отношениями с другими людьми (отношениями дружбы, родства, сотрудничества, соперничества, вражды и т.п.), еще и взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в определенные группы (семейные, пред-принимательские, политические, спортивные и т.д.). А это означа-ет, что социолог может с большей или меньшей степенью досто-верности и точности изучить общество только в том случае, если исследует структурные связи между составляющими его элемен-тами, т.е. получит знание о социальной структуре общества. К га-кому выводу подталкивает вполне очевидный факт: в своих взаи-моотношениях друг с другом каждый из людей обладает опреде-ленным социальным статусом: президент, генерал, солдат, инже-нер, актер, доцент, студент, а следовательно, выполняет опреде-ленную социальную роль - отца, продавца, покупателя, учителя, ученика, руководителя и т.п.

Названные социальные статусы и роли чаще всего бывают соотносительными: ведь отцом можно быть по отношению к кому-то, руководителем - по отношению к подчиненным, продавцом -по отношению к покупателям, учителем - по отношению к своим ученикам. Взаимодействие людей в соответствии с их статусами и ролями свидетельствует о том, что индивиды объединяются для достижения своих целей, для удовлетворения своих потребностей и интересов в определенные группы - семейные, производствен-ные, спортивные и др. Однако и сами индивиды, и свойственные им статусы, и роли, и образованные в результате их взаимодейст-вия социальные группы не остаются неизменными, они изменяют-ся, развиваются, т.е. обладают определенной динамикой. Сама же динамика в развитии индивидов и их групп зависит от социальных условий их существования.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета со-циологии как науки. ^ Предметом социологии является исследова- ние взаимодействия личностей и соъшапъиых групп в их структур- ных взаимозависимостях в определенных условиях их существова- ния и в процессах их изменения и развития в обществе.

Итак, предметом социологии является прежде всего изуче-ние людей, каждый из которых представляет совершенно уни-кальное социальное существо и вследствие этого становится непо-нюримой, своеобразной личностью, обладающей только ей при-

Сущими социальными качествами - сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. Каждая личность в своих стремлени-ях, предпочтениях вольна выбирать то, что ей больше всего под-ходит или нравится, т.е. является свободной в своем выборе. Но)гот выбор чаще всего не произволен, а обусловлен рядом обстоя-юльств- местом и временем рождения, состоятельностью родите-лей, условиями воспитания, наличием вакансий и плотностью кон-куренции в той сфере деятельности, которой посвящает себя тот или иной индивид, будь это бизнес, наука или политика. Следова-К"пыю, такой выбор во многом зависит от существующих в обще-CI не социальных структур, от степени их открытости или закрыто-с i и и от многих других обстоятельств.

А это означает, что предметом исследования, которым зани-маемся социология, выступают не только и не столько индивиды, еконько создающиеся и функционирующие в процессе их взаимо-iii"ik"iiuiM соцнапьпые cipyKiypi.i: семья, учебное заведение, ком-пании спореiпикон, предприятие, фирма, спортивный клуб и т.п. ")п> tnim"iaei, mi о социология изучает ту или иную социальную cipyKiypy и качестве своего рода социальной общности, наклады-нающей определенный отпечаток как на жизненные судьбы от-дсньиых индивидов, так и на их групповые взаимодействия.

Поэтому можно согласиться с мнением профессора В.А. Ядо-ш1, согласно которому «именно социальная общность может рас-емшриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (14; 32). Социальная общность (семей-ная, профессиональная, территориальная, национальная, полити-ческая и т.п.) представляет собой такое взаимодействие индиви-дов, которая обусловлена сходством или единством их интересов, целей, ценностных ориентации, условий их быта и жизнедеятель-ное i и в контексте общих для них возможностей самореализации в маличной макросоциальной (уровень развития экономики, полити-ческой системы, культуры и т.п. данной страны) и микросоциаль-ной ситуации (особенности взаимодействия с ближайшим соци-альным окружением- родственниками, друзьями, сослуживцам, единомышленниками и т.д.). Что же касается других важнейших категорий социологии - социальных систем, социальных структур и институтов и их действий, го все это- продукт и условия функ-ционирования, самоорганизации и развития социальных общностей. Именно социальная общность выступает основным связую-

Щим звеном между двумя полюсами предметной области социоло-гии - личностью и обществом.

Все это изучается социологией на основе нескольких источ-ников знаний об обществе и жизнедеятельности людей в обществе.

Первым из таких источников является исторический опыт, так как именно в нем аккумулируется мудрость не только отдель-ных индивидов, но и их различных общностей - семейных, терри-ториальных и т.п., вплоть до такой большой общности, которую представляет собой целый народ - белорусский, русский, поль-ский, немецкий и т.д. Разумеется, социология берет для изучения общества из исторического опыта не все (например, она отметает заблуждения, неверные оценки тех или иных событий), а только верные суждения, истинные знания, точные наблюдения, досто-верные оценки.

Вторым источником социологического знания выступает изучение реальных фактов социальной жизни, касается ли это жизни семьи, деятельности производственных коллективов, поли-тических партий или религиозных организаций. Причем социоло-гию интересуют не только факты из сегодняшней социальной дей-ствительности, но и факты недавнего и давнего исторического прошлого, так как только путем сопоставления настоящего и про-шлого можно уловить тенденции общественного развития, опре-делить траекторию исторического развития общества и входящих в его состав социальных общностей, групп, институтов.

Следовательно, третьим источником социологического зна-ния становится выяснение взаимоотношений и взаимодействий социальных фактов друг с другом, так как только в таких взаимо-действиях раскрывается подлинное значение тех или иных фактов в жизни общества и отдельных индивидов или социальных групп.

Четвертым источником социологического знания выступает изучение тенденций и закономерностей социального развития. При всем разнообразии людских стремлений, потребностей, дей-ствий, кажущихся на первый взгляд чисто случайными, порой хао-тичными, - в жизнедеятельности отдельных индивидов, ассоции-рованных в те илц иные социальные группы, наблюдается опреде-ленная направленность и повторяемость. Следовательно, в обще-стве складываются и развиваются относительно устойчивые и сис-тематически воспроизводимые социальные взаимодействия между отдельными индивидами, их социально-демографическими, про-фессиональными, территориальными, этнонациональными и ины-

Ми группами, а также между обществом и социальными институ-1ами, социальной организацией или группой и личностью. А это о шамает, что деятельность и поведение людей, их социальных ipynii и социальных институтов имеют не только определенные 1сндснции в своем развитии, но и подвержены действию объек-ШШ1ЫХ, т.е. не зависящих от сознания и воли людей, социальных ижонов. Причем в формулировании социальных законов обяза-к"льно учитываются условия, при которых тот или иной закон на-чинает действовать. Если мы скажем «социальная группа характе-ризуется определенным уровнем сплоченности своих членов», то -мо утверждение не является формулировкой закона, ибо не указа-но, при каких условиях возникает сплоченность группы. Напротив, v i верждение: «в целях осуществления нормальной жизнедеятель-ности люди должны производить необходимые для поддержания их жизни и социального развития материальные и духовные бла-ia», ЯШ1ЯС1СЯ выражением социального закона. Почему? Да пото-му, Ч1о оно иыделяс! производство материальных и духовных благ и KiHKTiHc необходимою и определяющего условия нормальной /Kit tun шодей в их социальном развитии.

Исходя из изложенного можно сформулировать определение социоло! ии как науки. ^ Социология- это паука об особенностях, шешк"пциях и закономерностях становления, развития и взаимо-(k " iicineiiu различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, соци- ii ii - iihix групп и общества в целом в совокупности определенных < оциапьиых отношений и в определенных исторических условиях.

Основной парадокс социологии как системы развивающего-ся знания об обществе заключается в том, что, являясь интегра-ишной по самой своей сущности, она не представляет собой жест-ко интегрированной научной дисциплины. Она включает в свою м<апь множество различных, подчас противоположных подходов и парадигм, оставаясь уникально открытой для новых и новых со-циологических идей. Среди основных теоретических подходов, обычно идентифицируемых в рамках социологии, выделяются, прежде всего, следующие:

1. Признание соъщалъных фактов основной социальной ре-

Альности (О. Конт).

2. Социологический эволюционизм (Г. Спенсер, У. Рансимен

3. Классовый подход к социологии (К. Маркс и др.).


  1. «Понимающая» социология (М. Вебер).

  2. Интегральная социология и социокультурная динамика
(П. Сорокин).

  1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).

  2. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер).

  3. Теория конфликтов (Л. Коузер, Р. Дарендорф).

  4. Социологическая феноменология (А. Шюц, П. Бергер).

  1. Этнометодология (Г. Гарфинкель).

  2. Теория самореферентных систем (И. Луман).

  3. Структурационная теория (Э. Гидценс).
Выдающееся значение названных подходов в развитии со-циологической теории признается большинством социологов, ко-торые используют эти подходы в своей исследовательской и пре-подавательской деятельности. В большинстве случаев эти подходы являются взамодополняемыми, раскрывающими с различных сто-рон и акцентирующими различные аспекты многогранной и все-объемлющей научной картины социальной действительности, ка-ковой является социология. Как подчеркивалось на XII Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (1990 г.), вступление чело-вечества в период глобализации требует объединения усилий со-циологов всех направлений и теоретико-методологических подхо-дов для интегрального решения современных «общечеловеческих проблем». Поэтому перечисленные теоретические направления в современной социологии достаточно обстоятельно проанализиро-ваны во втором разделе данной книги.

Установив предмет социологии и определив ее своеобразие как самостоятельной многоаспектной науки, можно сформулиро-вать ее основные задачи .

Если ограничиться только наблюдением за социальными процессами и явлениями, а затем изложить их, это еще не будет социологией. Социология - нечто большее: она должна быть руко-водством для изучения общества, всех форм взаимодействия в нем различных индивидов и групп. Следовательно, одной из основных задач социологии является изучение социальных фактов, понима-ние социальных отношений и взаимодействий, в которые вступа-ют отдельные индивиды, их группы и общности и которые созда-ют своей сложной совокупностью живую и развивающуюся соци-альную ткань общества.

Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов и явлений выделить основные,

воспроизводимые в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьми, т.е. социальную структуру общества не юлько в ее статике, но и в динамике, в процессе изменения и раз-вития. Это означает, что социология должна выявить основную направленность социодинамики общества и его основных сфер, понять значение всех этих изменений для людей.

Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить /кивитие общества как структурированную социальную действи-к-льность. Понимание того, какой социальный каркас, какая сфуктура составляет основу общества, очень важно, но этим по-ниманием не исчерпываются ее задачи. Очень важно правильно обьяснить назначение различных социальных структур, их место и роль в развитии общества. Существует несколько методов объяс-нения социальной действительности, которые воплощаются в не-i кольких типах ее истолкований. Наиболее употребимыми в со-цмшюши являются следующие способы объяснения- каузальное, мни причинное объяснение (из-за наличия X возникает У); функ-циональное объяснение (X способствует существованию и эффек-шиному функционированию системы S); диалектическое (X есть следствие событий или процессов, происходящих вследствие про-ппшречия или конфликта между У и Z); целевое (некая социаль-ная i руппа Р произвела У, т.к. стремится добиться X). В структур-ной (II. Сорокин) и структурно-функциональной (Т. Парсонс) со-циоло! ии первые три типа истолкований можно использовать без особых проблем, в то время, как целевое объяснение социальных процессов и явлений является проблематичным. Большинство ис-i педователей сомневается в том, что целое общество или даже оп-ределенный социальный институт может действовать ради дости-жения какой-либо цели, считая, что целевые действия характерны дин индивидов, в лучшем случае- для групп. «Понимающая» со-HiH"Jioi ия М. Вебера сделала целевое объяснение человеческих по-иупкон даже своим доминирующим типом понимания и объясне-ния, но и никто иной как Вебер восставал против применения в социологическом объяснении таких всеобщих категорий, как «го-сударство», «народ» и т.п.

Четвертая задача социологии предопределяется тем, что на основе выявления тенденций и закономерностей общественного развития социология ставит перед собой цель исследовать воз-можные варианты изменения изучаемых явпений и процессов в бу-





()ii;i позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором

академик Национальной академии наук

Уважаемый Александр Григорьевич! Уважаемые товарищи! Я хотел бы начать свое выступление перед этой высококомпетентной аудиторией с двух фактов, которые... рельефно вырисовывают идеологическую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в Беларуси.

Факт первый. В ходе проведенного в начале этого месяца исследования Институтом социологии Национальной академии наук выяснилось, что почти половина, 48,5%, а в таких городах, как Борисов, Солигорск, Молодечно, Узда, до 57% опрошенных граждан выражают убеждение, что для... общества необходимо проводить целенаправленную идеологическую работу. Если к этому добавить еще 19,5% людей, которые склоняются к такой точке зрения, станет ясно, что подавляющее большинство нашего народа отдает себе отчет в важности, необходимости, целесообразности организованной, продуманной, целенаправленной и эффективной идеологической деятельности.

Факт второй. В процессе названного исследования задавался вопрос, кто оказывает наибольшее влияние на формирование политики белорусского государства? Оказалось, что 79,9%, то есть каждые 8 из 10 опрошенных людей безоговорочно подчеркивают решающую роль Президента Беларуси. И только менее 5%, то есть в 17 раз меньше, признают важную роль в этом политических партий.

Какие же выводы можно сделать из этих фактов?

Вывод первый. 68% обобщенно, то есть 2/3 населения страны, обладают более или менее отчетливо сформированным запросом на проведение целенаправленной идеологической работы. И этот запрос необходимо удовлетворять.

Вывод второй. Большинство населения страны адекватно понимает и оценивает различные социальные институты в формировании политики государства и реальный рейтинг идейно-политического влияния Президента, партий и других социальных институтов.

Опыт истории неопровержимо свидетельствует, что именно политический лидер страны вырабатывает идеологическую доктрину и политическую стратегию государства. Примеры известны - Ленин, Махатма Ганди, Рузвельт. И совершенно естественно, что в наших современных условиях такая роль принадлежит Президенту страны, хотя существенный вклад в разработку и пропаганду идеологии могут и должны вносить ученые-обществоведы, писатели и другие деятели культуры.

Вывод третий. Идеологическая работа неразрывно связана с политической деятельностью. Это удел прежде всего политических партий. Почему же, возникает вопрос, только 20-я часть населения республики признает важное значение деятельности политических партий в разработке идеологии? Низкий идеологический рейтинг политических партий объясняется рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых, это неспособность руководства большинства современных партий, действующих на политической арене Беларуси, выразить и четко отстаивать понятную и близкую большинству населения республики политическую программу и сценарий конкретного практического действия по достижению программных целей. Цели объявлены, действий не очень много. Во-вторых, уровень доверия народа к партиям резко снижается из-за свойственных лидерам многих партий, в первую очередь оппозиционных, чрезмерно амбициозных, стремлений реализовать свои личные, а не общественные, не общенародные интересы. Наконец, в-третьих, возникшие в нашем переходном обществе политические партии - это еще, скажем честно, пред-партии. И то, что руководство государством в переходном периоде принимает на себя некоторые функции политичес-


ких партий, в частности функцию идеологическую, - вполне правомерно в нашем обществе.

Общественные трансформации, которые произошли в нашей стране и происходят на протяжении последних 12-ти лет, привели к развалу великой державы, к радикальным изменениям социальной структуры общества. Кто еще 10 лет назад мог подумать, что у нас в стране возникнут новые социальные слои? Предприниматели, фермеры, так называемые лица свободных профессий, мафиозные структуры? Да, были тогда, до развала, спекулянты, захребетники, но они не влияли на экономическую, тем более политическую жизнь. А теперь произошло расслоение общества по имущественному принципу и происходит дальше. Важную роль стал играть масштаб присвоения собственности различными путями, не всегда законными в том числе. Во многом это объективный процесс, но он не должен приобретать уродливые формы.

Благодаря хорошо продуманной, последовательно осуществляемой и осмотрительной политике Главы белорусского государства, руководствующегося коренными интересами народа, в нашей стране не произошло обвальной приватизации и разграбления национальных богатств. К счастью, в Беларуси нет п не может быть такой ситуации, как в России: там, как отмечалось на недавнем Первом съезде народов Беларуси и России, он прошел в Москве, 16 самых богатых семейных кланов владеют 80 % национального богатства.

Но и в нашей стране, как я сказал, углубляется социально-экономическая дифференциация. Она не такая острая, не такая масштабная, как в России, но все-таки она существует. Примерно 1,5 % населения республики составляют богатые люди, которые могут себе позволить почти все: владение крупной недвижимостью, отдых на заморских курортах, счета в зарубежных странах, обучение детей в престижных и дорогостоящих западных вузах и так далее. Главное, чтобы эти деньги были чистыми и честными, что не всегда мы видим.

В то же время более 2 млн. 800 тыс. человек, то есть 28 % населения страны, располагают ресурсами ниже прожиточного минимума.

Вот два полюса, которые мы не можем не учитывать в нашей идеологической деятельности. Сегодня социальные и политические позиции в решающей степени определяются экономическими условиями. Рабочие чаще всего имеют иные политические предпочтения, чем все предприниматели. Почти четверть опрошенных в марте этого года жителей г. Минска наиболее политизирована - (24,4 %). Многие люди в этих условиях замыкаются в узкие рамки повседневных житейских забот. Почти четверть опрошенных не интересуется проблемами политической жизни. Только каждый четвертью минчанин проявляет интерес даже к масштабным политическим событиям, типа теперешних, связанных с Ираком и вокруг него. В тех или иных общественных политических мероприятиях участвует только один из пятнадцати опрошенных. Это малый показатель для такой духовно и социально развитой европейской страны, как Беларусь. И необходимо тщательное отслеживание динамики и направленности политической ориентации граждан в идейно-воспитательной работе.

Социальное расслоение нашего общества обостряет идеологическую дифференциацию различных групп индивидов, способствует созданию мозаичной, очень пестрой и разнородной идеологической панорамы, где соседствуют и резко противоречат друг другу, сталкиваются друг с другом различные представления об идеалах, ценностях, нормах жизни, успехах и благополучии.

В немалой степени такая ситуация объясняется тем, что господствующие прежде большевистские идеологические штампы рухнули. Многие люди затрудняются в выборе своих идеологических предпочтений, а некоторая часть интеллигенции вообще отрицает необходимость существования идеологии в современном обществе. Между тем в таких благополучных в материальном отношении обществах, как на

западе, так и на востоке, - Швеции, Германии, Франции, США, Японии идеологические установки не только функционируют, но и активно привносятся в общественное сознание государством и его структурами.

Это объясняется очень просто: любому 7 обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей, норм, которые объединяют всех его граждан, являются общей платформой согласованных действий во всех областях жизни.

Особенно нарастает значимость объединения сил, способных идейно сплотить граждан, придерживающихся даже различных взглядов в условиях системной трансформации общества, которая происходит ныне в Беларуси. Такую объединяющую и вместе с тем мобилизующую роль в современном белорусском обществе призвана сыграть идеология, оказывающая мощное и разнообразное воздействие на духовный мир человека, его мировоззрение, социальное поведение и деятельность.

Убежден, что очень точное, критически выверенное и практически действенное определение идеологии только что прозвучало в прослушанном нами докладе Главы белорусского государства. Я хотел бы в этом определении обратить особое внимание только на два элемента, которые почти во всех учебниках и словарях отсутствуют. Александр Григорьевич подчеркнул трижды, что без веры нет идеологии - это верование и воля; без твердой воли и убежденности идеология не сможет овладеть массами.

Мы только что беседовали с Леонидом Семеновичем Мальцевым. Он развивал идею о том, что нужна сильная идейная закалка, которая создает веру солдата в победу, без этого нет победы. Это касается не только солдат, это касается всех граждан страны. Вера и убеждение, сформированные идеологией, требуют перевода теоретических положений в конкретные лозунги. Пример из истории известный: «Мир народам!», «Власть Советам!» и так далее.

То, что сказано сегодня в докладе Главы государства, усилиями идеологических работников, в первую очередь обще-

ствоведов, журналистов, должно обрести форму доступных всем лозунгов, призывающих к конкретным действиям во имя достижения лучшего будущего нашего Отечества.

Идеология органично взаимосвязана с миссией вполне определенной социальной системы, будь это государство, партия, религия и так далее. Эти системы выражают смысл их существования, основную цель и способы достижения этой цели. В частности, определение миссии белорусского государства на первую четверть XXI века - обеспечение динамичного, устойчивого социально-экономического развития в условиях суверенитета.

Можно выделить четыре главных аспекта идеологической платформы этой деятельности:

1. Становление развития социально ориентированной рыночной экономики.

2. Обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному информационному обществу на основе реализации научных нововведений и новых высокоэффективных технологий.

3. Повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного социально и духовно развитого, творческого, деятельного, инициативного и предприимчивого человека.

4. Создание эффективного правового и социального государства в органичном единении с формированием и развитием «гражданского общества», где далеко не все политизировано.

Рассмотрение идеологии в едином комплексе с миссией белорусского государства позволяет дать ответ на вопрос: зачем и какая идеология нужна сегодня Беларуси? В ответе на этот вопрос можно идти не от фантазий, не от представлений о заоблачных, абстрактных высях, а от реалий нашей жизни. Учитывая, что в нашем народе очень сильны традиционные для белорусов черты - «добразычлiвасць, памяркоунасць, талеран-тнасць» и, в конце концов, единое для всех нас отношение к Отечеству, к нашей «бацькаушчыне».

Эти традиционные для белорусов ценности не могут остаться за бортом нашей идеологической доктрины. Но самое главное, что всех нас объединяет, - это принадлежность к белорусскому народу. Нам нужна идеология, которая бы не расшатывала страну и народ, а объединяла. Поэтому стержнем, ядром нашей идеологии, по моему мнению, может и должна быть национальная идея.

Впервые отчетливо и ярко она проявилась в опубликованном почти столетие назад Купаловском: «А хто там iдзе», на что обратил внимание Александр Григорьевич. Все помнят эти слова: «А хто там iдзе, а хто там iдзе, у агромнiстай такой грамадзе? - беларусы»... Это и есть краткое, сжатое, конкретное, выраженное в классической форме представление о том, что должно быть в основе нашей идеологии.

И то, что было ясным в начале XX века, становится еще более важным для понимания в начале XXI века. Потому что лишить народ идеологии - значит, лишить его веры в себя, и это то же самое, что обезоружить воина перед боем. Это то же самое, без чего нельзя выйти на определение национальных интересов, а следовательно, целей и задач внутренней и внешней политики страны.

Найти правильное, достойное место Беларуси в современном мире. И такая точка зрения вполне соответствует общественному мнению и настроению большинства населения республики (75 %), что мне представляется чрезвычайно важным. Об этом свидетельствуют итоги недавних социологических опросов. Три четверти населения заявило, что нашему обществу нужна объединяющая национальная идея. Против этого выступает чуть более 5 % опрошенных. Вот соотношение в нашем народе понимания того, что же такое национальная идея и как она важна для создания интенсивно действующей идеологической системы.

Если выразить нашу национальную идею одним словом, то слово это - «беларускасць», а если это понятие чуточку расширить и расшифровать, оно звучит примерно так: «Беларусь

жива, Беларусь живет и будет жить как независимая суверенная страна». Это означает, что национальная идея сливается в единое с идеей белорусской государственности.

Александр Григорьевич задавал вопрос в аудитории, советовался, как лучше сформулировать: «идеология государственная» или «идеология государственности?» Мне думается, что второй вариант лучше. Потому что, когда мы говорим «государственная идеология», практика нашей жизни недавних лет показывает, что государственная идеология во многих случаях приводит к тотальному огосударствлению не только содержания, но и форм идеологической работы. Это чревато микробами доктринерства, догматизма и отрыва от жизни.

Итак, в нашей идеологической системе должны быть объединены, синтезированы национальная идея и идея государственная. Только слияние в единую национальную идею и идею белорусской государственности позволило руководству нашей страны выработать не «особый», но все-таки характерный именно для Беларуси, не похожий ни на российский, ни на польский, ни на литовский путь социально-экономического и духовного развития, который получил уже, по крайней мере в прессе, название «белорусская модель развития». Эту модель изучают внимательно, с интересом, а некоторые с завистью, и не только в странах СНГ, но и в ряде других государств так называемого дальнего зарубежья.

Когда мы утверждаем необходимость белорусской государственности, не следует самообольщаться и не замечать того, что и сегодня в нашей действительности, говоря словами великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, «есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мысли - пирог с казенной начинкой».

Единственно продуктивной идеологией в современной ситуации может быть только идеология высокой социальной и гражданской ответственности. Поэтому всеми средствами идейного влияния на сознание и жизненные позиции людей необходимо утверждать в нашей современной действительно-

сти наряду с реализацией национальной идеи и идеи белорусской государственности, фундаментальное значение идеи гражданственности.

Сегодня наша страна, как никогда ранее, нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном эффективно трудиться не только ради собственного благополучия, но и во имя благополучия своей Отчизны. Поэтому все каналы и средства идейного влияния на людей - детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, армия, спортивные движения, молодежные организации, ну и, конечно, печать, радио, телевидение - должны быть ориентированы на воспитание патриотического сознания.

Здесь говорилось о фильме «В августе 44-го». Я думаю, что это действительно редкое явление в нашем кинематографе. Явление знаменательное и очень важное, ибо эту тенденцию необходимо развивать не только в кино и на телевидении, но и в печати, в других средствах идейного, духовного, религиозного воздействия на сознание и жизненные позиции нашего современника. Все это должно быть подчинено одной важной, может быть, единственной мысли: формировать целеустремленного, эффективно работающего гражданина Республики Беларусь.

На всех уровнях и во всех звеньях идейно-воспитательной работы, как мне думается, необходимо пропагандировать чрезвычайно важную мысль: развитие государства определяется духом нации, ее историей и культурой, складывающихся и развивающихся многими поколениями патриотов своего Отечества.

Итак, соответствующая коренным интересам белорусского народа идеология, как я себе это представляю, должна базироваться на трех опорах, на трех «китах»: национальная идея, идея белорусской независимой государственности и идея высокой гражданственности. Она может и должна быть государственно-патриотической идеологией. И поэтому очень важно, что в настоящее время более 60 % наших сограждан испытывают чувство гордости за свою страну. Мы привыкли говорить, что все мы «отсталые», «нищие», «бедные» и так далее. Так вот, 60 %

наших сограждан, рядовых людей, признаются в том, что испытывают чувство гордости за свою страну, за свою родную Беларусь, за свою родную «Айчыну». В этом нельзя не видеть характерного для белорусского народа чувства патриотизма, нашедшего многократные проявления и в трудовых свершениях, и в ратных подвигах.

При всей важности концептуальных основ идеологии и национальной модели социально-экономического и культурного развития все-таки нужно подчеркнуть, что главное - практическая реализация разработанных концепций и моделей. Пока же в этом направлении нерешенных проблем больше, чем решенных. Чаще всего результаты теоретического анализа идеологии, который худо-бедно все-таки у нас проводится, в глазах работников управленческого аппарата предстают достаточно абстрактными, не имеющими практической значимости. Со стороны исследователей-гуманитариев редко возникает стремление оказать своими изысканиями практическую помощь. В результате утрачивается во многих случаях контакт между сферами теоретического анализа идеологии, ее теоретического уровня и практикой повседневной идейно-штатной работы в коллективах, по месту жительства, во всех организациях нашего многогранного социального организма, а этот контакт жизненно необходим, и его надо восстанавливать, развивать и углублять.

Для повышения эффективности идеологической деятельности очень желательно, чтобы все кадры, занимающиеся воспитательной работой, овладевали социальной технологией идейного влияния на массы. Хочу чуть-чуть развернуть этот тезис. Социальная технология идеологической работы - это совокупность умений, навыков, приемов, если хотите, опыта, активного идейного воздействия на отдельных индивидов и социальные группы людей для формирования у них определенных целевых установок, ценных ориентации и волевых побуждений, способствующих мобилизации их потенциальных ресурсов и возможностей для скорейшего и качественного получения желаемого результата.

Это определение позволяет понимать социальную технологию в качестве специфического и важного компонента. С одной стороны, целостного управления, а с другой - как средство перевода управленческих решений на конкретный язык достижения поставленных целей идейно-воспитательными средствами: не приказом, не рублем, а идейным влиянием на человека.

Социальная технология идеологической работы включает в себя ряд персональных и взаимосвязанных действий, важнейшие из которых следующие:

1. Формирование цели развития данного социального объекта. Будь это регион, ведомство, коллектив, вуз и так далее. И грамотное, доступное для понимания всех людей доведение цели до конкретных граждан страны, коллектива, организации и так далее.

2. Целенаправленное и систематическое информирование - это у нас немножко лучше получалось, - как членов своей команды, своего органа, своей организации, так и окружающего населения о важнейших событиях, изменениях, в контексте которых надлежит совершать те или иные действия. Имеются в виду идейно-воспитательные составляющие.

3. Выработка умений и навыков эффективной работы с конкретными людьми, выявление их способностей, потенциальных ресурсов, возможностей, более того, их предрасположенности к тому или иному виду деятельности и, соответственно, выявление оптимальных способов идейного влияния на людей с соответствующими способностями в целях повышения эффективности их работы.

4. Определение отношений людей: позитивного, негативного, безразличного к тем или иным сторонам социальных, экономических, политических процессов, в которые они вовлечены, что позволяет повлиять в нужном направлении на изменение таких отношений.

5. Умение целенаправленно, аргументирование влиять на мотивационную сферу людей, ибо все мы действуем под

влиянием каких-то мотивов; активно участвовать в том или ином действии или, говоря другими словами, умение мобилизовать их на действия или достижение поставленной цели.

Названные компоненты, социальные технологии идеологической работы, думается, следует применять, конкретизируя их в зависимости от сфер деятельности. И в этой связи разрешите высказать несколько предложении рекомендательного плана. В частности, я полагаю, что министерствам и ведомствам, которые занимаются управленческой организационной работой в сфере конкретного сектора экономики, очень важно проводить всю эту работу в тесном взаимодействии с решением хозяйственных задач и тех социально-экономических проблем, которые стоят перед страной и которые определены в известной Программе социально-экономического развития Беларуси до 2010 года.

Без этого идеологическая работа потеряет свой смысл. Вне идеологической работы эти цели не будут достаточно хорошо осознаны и, соответственно, будут возникать трудности на пути их реального достижения.

При этом хочу обратить внимание на то, что современное общество требует грамотного научного подхода ко всем формам идейно-воспитательного влияния на людей. И то, что срабатывало 10-15 лет назад, сегодня уже не воспринимается. Тот, кто идет в трудовой коллектив и тем более на телевидение, должен быть политически убежденным и грамотным человеком, иначе он никого не убедит. И поэтому, я думаю, идеология должна быть не только теоретически обоснованной, не только целенаправленной, но и исключительно честной, соответствующей нашей реальности.

В системе здравоохранения, например, все многообразие информационно-воспитательной деятельности желательно использовать в едином русле с решением проблем, которые вызывают обеспокоенность населения. В частности, рост заболеваний по некоторым болезням увеличился в два раза по сравнению с 1990 годом, резкое увеличение смертности среди

мужчин далеко опережает смертность среди женщин, платность здравоохранения и так далее. Здесь все усилия должны быть сосредоточены на формировании здорового, активного образа жизни, о чем очень подробно говорилось в докладе Александра Григорьевича.

В системе образования идейно-воспитательная работа может дать желаемый результат только в том случае, если она опирается на идейно добротные, объективно отражающие нашу историю и современность, основные тенденции экономического и духовного развития школьные, вузовские учебники по гуманитарным дисциплинам.

Согласен, что многие учебники по истории и другим наукам отстают от запросов жизни, требований к воспитанию молодых людей не только как специалистов, но и как сознательных граждан и патриотов своей страны.

Если иметь в виду необходимость конкретизации общих проблем и задач идейно-воспитательной деятельности применительно к особенностям тех или иных регионов, областным управленческим структурам и их идеологическим кадрам, которые здесь широко представлены, желательно принимать во внимание некоторые особенности идеологической ситуации в тех или иных областях. Они так или иначе складываются на желаниях, стремлениях, надеждах и тревогах наших сограждан. Мне думается, следует иметь в виду, что в Гродненской области твердое намерение изменить место работы имеют 5,5 % работающих, а в соседней Брестской в два раза больше - 12,5 %. В Витебской области 28 % опрошенных (это очень много, больше четверти) обеспокоены постоянными задержками выплаты заработной платы и слишком большим количеством административных отпусков.

В Минске выражают доверие средствам массовой информации только 43 % опрошенных, в 1,5 раза меньше, чем в Могилевской области. Я думаю, что это все надо учитывать в плане конкретной привязки действий по отношению к тем или иным группам населения в идейно-воспитательном плане. Ду-

маю, что предложенная участникам семинара структура идеологической работы в стране позволит практически реализовать основные принципы и элементы идеологической деятельности, сможет повлиять на повышение масштабов эффективности идеологическо-информационной службы управленческой вертикали, призванной каждодневно и профессионально заниматься информированием населения и идейно-воспитательной работой с его различными группами.

Следует учитывать, что идеологическое обеспечение организационно-управленческой и хозяйственной деятельности - это не отдельная отрасль, как многим представляется, состоящая из лекций, бесед, докладов, наглядной агитации и других политико-воспитательных мероприятий. Это комплекс сложный, многогранный, разнообразный, требующий усиленного внимания к себе со стороны всех управленческих структур, комплекс средств и методов идейного влияния, который надлежит тесно увязывать с практикой хозяйствования, решением узловых проблем социально-экономического, политического и духовного развития страны и с идеологическим преломлением социальных ожиданий и нормативно-ценностных интересов, императивов белорусского народа.

В заключение хочу высказать пожелание, чтобы совещания, семинары по идейно-политической работе, пусть не такого грандиозного масштаба, как сегодняшний, стали регулярными. И желательно - с участием Главы государства.

А. Г. Лукашенко: Национальная идея должна быть прежде всего объединяющей. Это основная ее характеристика. Я так понял, что вы и Мясникович эту идею нашли... В одном слове, как вы сказали, «беларускасць». Теперь, представьте, мы эту идею сейчас бросим в народ. Она, эта идея, приживется, за нее схватятся люди? Сможет ли она стать основной национальной идеей и будет ли являться основой нашей государственной идеологии или идеологией нашего государства?

Пойдем дальше. Вы говорили, что идея государственной независимости - основа нашей идеологии. По-моему, это само собой разумеется. Не является же, допустим, для Германии или Франции идея государственной независимости основой идеологии. Почему мы само собой разумеющуюся вещь пытаемся положить в основу нашей идеологии?

Е.М. Бабосов: Уважаемый Александр Григорьевич, Франция - это первое национальное государство в Европе. За триста лет французы привыкли, что у них национальное государство, символика, национальная форма, национальный язык. В нашем народе, который имеет государственность менее столетия, эту идею надо еще до некоторых доводить, чтобы она стала не только идеей, но и жизненной практикой.

А. Г. Лукашенко: Вы хотите сказать, что есть некоторые посылы, что мы можем потерять государственную независимость в силу, допустим, переговорного процесса с Россией о Союзе? Поэтому, мол, надо застолбить это, и народу вбивать в голову идею государственной независимости? Вот мы независимы, должны быть независимы и так далее... Вы хотите положить идею государственной независимости в основу идеологии, поскольку надо опасаться потери независимости?

Е.М. Бабосов: Может быть, не опасаться, а утверждать эту независимость, несмотря на всякие опасения, которые могут возникнуть в силу действий, скажем, Союза правых сил в России. Или тех в нашей стране, которые ориентированы на Запад. Того же самого Шушкевича, Лебедько и прочих.

А. Г. Лукашенко: Будем подстраиваться под Немцовых и Шушкевичей? Они где-то топнули ножкой, а мы уже в государственную идеологию основной идеей будем забивать противодействие этим деструктивным элементам?

Я часто думаю о России, ищу на основе ее опыта идеологию, которая могла бы прижиться. Вот, допустим, превращение России в великую державу. Россия - великая страна. В том плане, что это должно быть высокоэффективное, высокоинтеллектуальное государство, которое сохранит свои позиции в космосе, в обороне и так далее. А мы, представьте, в основу идеологии положим «беларускасць» и бросим этот тезис в народ. Подхватят ли его? Многие говорят, что нет. Я не отвергаю то, о чем вы говорите. Но, по-моему, это несколько надуманно. Что такое «беларускасць»? Мы попытались расшифровать - на три части понятие разделили.Я хотел бы, чтобы этот тезис был обсужден в группах, чтобы мы не схватились за идею, которая может не прижиться, чтобы на формальную сторону не слетели.

Определенные силы использовали этот тезис совершенно в других интересах, и они его заездили, испохабили, - как его выдвинуть в качестве национальной идеи? «Незалежнасць, суверэштэт, за якi трэба змагацца» и так далее. 3 кiм змагацца? Навошта змагацца? Понимаете, вот сразу не ложится этот тезис на сегодняшнюю грешную землю. Нагнетать его, вбивать в мозги можно, но будет ли толк? То есть я обращаю ваше внимание на то, что предложение Евгения Михайловича должно быть проанализировано серьезнейшим образом. Слава Богу, конечно, что он рискнул его высказать. Потому что все вокруг да около ходят и боятся что-то сказать.

  • Бабосов Е. М. Основы конфликтологии: Учебное пособие для вузов. - Мн., 1997.
  • Бабосов Е. М. Прикладная социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 1999; 2000; 2001.
  • Бабосов Е. М. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 1998; 2000; 2001; 2003; 2004 (чл. авт. кол.).
  • Бабосов Е. М. Социология. Часть первая. Общая социологическая теория: Учебное пособие для вузов. - Мн., 1998.
  • Бабосов Е. М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 2000; 2001; 2009.
  • Бабосов Е. М. Социальное управление: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 2000; 2001; 2002; 2004; 2006: 2008.
  • Бабосов Е. М. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 2001 (в соавт. с Е. П. Сапёлкиным).
  • Бабосов Е. М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 2002; 2004; 2006.
  • Бабосов Е. М. Политология: Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. - Мн., 2002 (под ред. и в соавт. с Л. В. Гребенниковой-Воробьёвой, В. А. Гребень-Грущенковой, А. Н. Даниловым).
  • Бабосов Е. М. Культурология: Учебное пособие. - Мн., 2002 (в соавт. с С. В. Лапиной, А. А. Жариковой и др.).
  • Бабосов Е. М. Социология в текстах. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 2003.
  • Бабосов Е. М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 2003.
  • Бабосов Е. М. Культурология: Учебное пособие для вузов: Курс лекций. Хрестоматия. Практикум. - Мн., 2003; 2004; 2006 (в соавт. с С. В. Лапиной, А. А. Жариковой, И. М. Клецковой).
  • Бабосов Е. М. Экономическая социология: Учебное пособие для студентов вузов экономических и социологических специальностей. - Мн., 2004.
  • Бабосов Е. М. Основы идеологии современного государства: Учебное пособие. - Мн., 2004; 2007.
  • Бабосов Е. М. Религиоведение: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн., 2008 (чл. авт. кол.).

Статьи

  • Бабосов Е. М. Переход к рынку в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. - 1991. - № 4. - С. 25-34.
  • Бабосов Е. М. Боль Чернобыля // Социологические исследования, 1992, № 6.С. 14-21
  • Бабосов Е. М. Человек на пороге рынка: Социологические ожидания населения. - Мн., 1992.
  • Бабосов Е. М. Трансформация цивилизационно-культурного пространства в постсоциалистическом обществе // Восточная Европа: политический и социокультурный выбор. - Мн., 1994.
  • Бабосов Е. М. Катастрофа как объект социологического анализа // Социологические исследования, 1998, № 9.
  • Бабосов Е. М. Катастрофа как объект социологического анализа // Социологические исследования. - 1998. - № 9. - С. 19-25.
  • Бабосов Е. М. Угасание демографической активности населения в посткатастрофном социуме // Общество и экономика, 1999, № 3-4.
  • Бабосов Е. М. Деконструкция панорамы и критериев стратификации в постсоветском обществе // Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологической анализ. - Мн., 1999.
  • Бабосов Е. М. Без амортизатора никак // Белорусы и рынок. - 2002. - № 35.
  • Девиантное поведение среди молодежи и меры противодействия / Бобков В. А., Бабосов Е. М., Елсуков А. Н. и др. - Мн.: МНИИСЭПП, 2005.
  • Молодёжь города Минска: социальный портрет / Бобков В. А., Бабосов Е. М., Рубанов А. В. и др. - Мн.: МНИИСЭПП, 2005.
  • Бабосов Е. М. Социальный институт аспирантуры и его роль в формировании мотивационных установок молодёжи на науку как профессию // Социология, 2009, № 1.
  • Бабосов Е. М. Теократия как неоднозначная реальность // Социология, 2008, № 1.
  • Бабосов Е. М. Основные тренды развития национальных культур в условиях глобализации // Человек, культура, общество в контексте глобализации современного мира. - М., 2005.
  • Бабосов Е. М. Без амортизатора никак // Белорусы и рынок, 2002, № 35.
  • Бабосов Е. М. Методологические проблемы исследования стратификационной динамики постсоветского общества // Личность. Культура. Общество, 2002, Т. 4, Вып. 3-4.
  • Бабосов Е. М. Реформирование доходов и оплаты труда // Проблемы развития экономики Беларуси: теоретический и практический аспекты. - Мн., 2002.

Общая социология. Бабосов Е.М.

2-е изд., стер. - Минск.: Т етраСистемс, 2 004. - 6 40 с.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадигмы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее употребляемых понятий Характеризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Содержание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Социолог ия»

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

Формат: doc / zip

Размер: 10,2 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ 6
Глава 1. Объект, предмет и задачи социологии как науки 6
Глава 2. Структура и методология социологии 20
Глава 3. Научный статус общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания 40
Раздел второй ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 52
Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер 52
Глава 5. «Социальные факты» Э. Дюркгейма - основа социологии 60
Глава 6. «Понимающая» социология М. Вебера 69
Глава 7. Интегральная социология П. Сорокина 84
Глава 8. Т. Парсонс и его общая теория действия и социальных систем 97
Глава 9. Социологическая теория конфликта 113
Глава 10. Символический интеракционизм 121
Глава 11. Социологическая феноменология и этнометодология 128
Глава 12. Теория общества и саморефернтных систем Н. Лумана 136
Глава 13. Социологическая концепция структурации по Э. Гидденсу.. 148
Раздел третий ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 158
Глава 14. Общество как целостная динамичная система 158
Глава 15. Социальная структура общества и ее динамика 175
Глава 16. Социально-территориальная структура общества 197
Глава 17. Этнонациональная структура общества 210
Глава 18. Социальные организации 228
Глава 19. Социальные институты 241
Глава 20. Личность как уникальная социальная система 258
Глава 21. Социализация личности 277
Глава 22. Социальный статус и социальные роли личности 289
Глава 23. Роль культуры в развитии человека и общества 306
Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 332
Глава 24. Социальные изменения 332
Глава 25. Социальные взаимодействия 351
Глава 26. Социальные отношения 363
Глава 27. Социальные коммуникации 382
Глава 28. Социальное поведение 403
Глава 29. Социальная деятельность 418
Глава 30. Социальные движения 433
Глава 31. Социальный контроль 450
Глава 32. Социальное управление 464
Глава 33. Социология глобализации: глобальный социологический анализ 493
Раздел пятый СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 517
Глава 34. Стратегия социологического исследования 517
Глава 35. Программа исследования 525
Глава 36. Документальное исследование 537
Глава 37. Социологическое наблюдение 548
Глава 38. Социологический эксперимент 560
Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование 578
Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании 603
Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации 613
Заключение 634

Евгений Михайлович Бабосов (р. 23.02.1931, г. Рязань, Россия), философ, социолог. Академик Национальной академии наук Беларуси (1994; чл.-корр. с 1977), доктор философских наук (1972), профессор (1973). Заслуженный деятель науки Республики Беларусь (1996).

Окончил Белгосуниверситет (1955). С 1959 г. преподаватель философии в Белгосуниверситете и Минском мединституте. В 1960-1962 гг. ученый секретарь Института философии и права АН БССР. В 1962-1977 гг. заместитель заведующего отделом ЦК КПБ, одновременно с 1973 г. профессор кафедры философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Белгосуниверситете. В 1977-1989 гг. директор Института философии и права АН БССР, в 1990-1998 гг. – директор Института социологии НАН Беларуси, с 1998 г. – заведующий отделом этого института, с 2003 г. – руководитель Центра социологии управления, права и политики Института социологии НАН Беларуси. Одновременно заведующий кафедрой Белгосуниверситета. С 2008 года – заведующий отделом социологии политики и информационных технологий Института социологии НАН Беларуси. В настоящее время является главным научным сотрудником Центра политической и экономической социологии и Почетным директором Института социологии НАН Беларуси.

Научные труды посвящены философско-методологическим проблемам научного познания, гносеологическим механизмам научных революций, особенностям взаимодействия научно-технического и социального прогресса. Разработал новые концептуальные подходы к исследованиям социальных аспектов научно-технической революции, духовного мира человека в единстве с социально-экономическими условиями. Исследовал методологические проблемы функционирования духовной культуры в жизни современного общества, ее структуры и функции, особенности развития ее компонентов (науки, мировоззрения, политической, моральной, художественной культуры), их место и роль в развитии общества, социально-психологические механизмы их влияния на формирование и жизнедеятельность личности. Разрабатывает теоретико-методологические проблемы социологии, конфликтологии, экстремальных ситуаций, кризисов и катастроф, особенностей переходного периода. Исследует основные тенденции социально-стратификационного и социально-политического развития Беларуси в конце ХХ — начале ХХI вв. Основные тенденции изменений социальной структуры социального общества, развитие духовной культуры, особенно ее важнейших компонентов – наука, образование нравственность, искусство, религия, а также социодинамика кризисов, конфликтов и катастроф. В последнее время фокусируется на вопросах философии и социологии политики, культуры и личности, динамики социальных систем, их человекоориентированности.

Государственная премия БССР 1984 г. за цикл работ по истории философии и общественной мысли Беларуси. Премия им. П.А.Сорокина 2005 г. за вклад в развитие социологической науки.

Награжден орденом «Знак Почета» (1967), медалями.

Избранные публикации

Основные труды:

  1. Диалектика анализа и синтеза в научном познании. – Минск: Изд-во АН БССР, 1963.
  2. Социальные аспекты научно-технической революции. Мн.: Изд-во БГУ, 1976.
  3. Человек на пороге рынка. Мн.: Навука і тэхніка, 1992.
  4. Катастрофы: социологический анализ. Мн.: Навука і тэхніка, 1995.
  5. Чернобыльская трагедия в ее социальных измерениях. Мн.: Право и экономика, 1996.
  6. Конфликтология. 2 изд. Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2001.
  7. Общая социология. 2 изд. Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2004.
  8. Основы идеологии современного государства. 3 изд. Мн.: Амалфея, 2007.
  9. Идеология белорусского государства: теоретические и прикладные аспекты. – Минск, «Амалфея» 2008.
  10. Социология: энциклопедический словарь. – Москва: URSS: Либроком, 2009.
  11. Социология конфликтов. Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Минск: БГУ, 2011.
  12. Социология. Учебник для студентов вузов. – Минск: Тетра систем, 2011.
  13. Социологические очерки устойчивого развития Беларуси. – Минск: РИВШ, 2011.
  14. Современный социум: характер и направленность развития. – Минск: Четыре четверти, 2013. (соавтортство с Ч.С. Кирвелем и В.Н. Романовым).
  15. Человек в социальных системах. – Минск: «Беларуская навука», 2013.
  16. Модернизация социальных систем. – Минск: Беларуская навука, 2014.
  17. Человекомерность социальных систем. – Минск: Беларуска навука, 2015.
  18. Стратификационная трансформация современной Беларуси. – Минск: Беларуская навука, 2018.

Публикации за 2018 год:

Монографии:

  1. Бабосов, Е. М. Стратификационная трансформация современной Беларуси / Е.М. Бабосов. – Минск: Беларуская навука, 2018. – 362 с.

Статьи в научных журналах:

  1. Бабосов, Е. М. Здравосозидание с виртуальным компонентом. О возрастающей роли медицинских социальных сетей в системе охраны здоровья / Е.М. Бабосов // Беларус. думка. – 2018. – № 6. – С.8– 14.
  2. Бабосов, Е. М. Возрастающая значимость социальных сетей в формировании общественного мнения / Е.М. Бабосов // Социол. Альманах. – 2018. – № 9. – С.77-83.

Материалы конференций:

  1. Бабосов, Е. М. Философско-культурологическая доктрина Н.О. Лосского / Е.М. Бабосов // Философы и культурологи Лосские: диалог национальных традиций: тез. докл. ; сост. Г.Ч. Лялькевич, О.Л. Сташкевич – Минск, 2018. – С. 68-72.
  2. Бабосов, Е. М. «Панорама коррупции в Беларуси: сущность, особенности и способы пресечения» / Е.М. Бабосов // Кадравая i антыкарупцыйная палiтыка як фактары развiцця грамадзянскай супольнасцi: зборнiк навуковых прац Мiжнар. навук-практ. канф., Магiлеў, 24-25 мая 2018 года / Маг. дзярж. ун-т харч. ; уклад. : I.А. Пушкiн, Ю.М. Бубнаў; рэдкал. : Ю. М. Бубнаў (адк. рэд.) – Магiлеу: МДУХ, 2018. – С. 110-114.
  3. Бабосов, Е. М. Влияние концепций сетецентрической и гибридной войн на характер современных военныхопераций / Е.М. Бабосов // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте обеспечения национальной безопасности: материалы. V междунар. науч.-практ. конф. / Военная академия Республики Беларусь. – Минск. – Ч. 3, 2018. – С. 12-18.
  4. Бабосов, Е. М. Обеспечение национальной безопасности в условиях нарастающих глобальных турбуленций / Е.М. Бабосов // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте обеспечения национальной безопасности: материалы. V междунар. науч.-практ. конф. / Военная академия Республики Беларусь. – Минск. – Ч. 3, 2018. – С. 9-28.