Open
Close

Надёжность биологической системы. Принципы обеспечения надёжности биологической системы

Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития.
Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.
Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса.
Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. Под биологической надежностью организма понимают такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обеспечивается их оптимальное протекание в нормальных условиях и экстренная мобилизация резервных возможностей при действии экстремальных факторов, что обеспечивает приспособление к новым условиям, с последующим быстрым возвратом физиологических процессов к исходному состоянию.
Биологическая надежность организма достигается за счет следующих механизмов:

  • взаимозаменяемости органов и структур (например, у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания);
  • дублирования многих процессов (выведение продуктов метаболизма осуществляется почками, кожей, легкими, желудочно-кишечным трактом);
  • парность органов (почки, легкие, конечности, слуховой и зрительный анализаторы);
  • «холодный резерв» (все органы и системы в нормальных условиях функционируют не на пределе своих возможностей, например, сердце находится в режиме сокращения только 8 часов в сутки, только 5-8% альвеол легких участвует в дыхании).

Способностью организма поддерживать функциональное состояние, обеспечивающее его сохранность, развитие, работоспособность и максимальную продолжительность жизни является адаптация. Мерой адаптации является уровень здоровья. Можно выделить несколько параметров, определяющих адаптационные возможности организма:


  • уровень и гармоничность физического здоровья;
  • резервные возможности физиологических систем;
  • уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
  • наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Адаптация человека к условиям среды носит ярко выраженный социальный характер. Ребенок, как биосоциальное существо, прежде всего, должен приспосабливаться к действию социальных факторов и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для социальной микрогруппы: семья, детский сад, школа и т. д.

Детерминация процесса роста и развития факторами наследственности. Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития, последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка. Прежде всего это хроногены – гены, изменяющие свои функции по достижению клетками или тканями определенных этапов дифференцировки. Гены переключения детерминируют чередование фаз дифференцировки или пролиферации клеток органов растущего организма.
В настоящее время идентифицировано более 50 генов, расположенных почти во всех хромосомах (кроме половых) и называемых протоонкогенами. Они контролируют процессы нормального роста и дифференцировки клеток.
Под контролем генов находится синтез всех гормонов и факторов, регулирующих рост белков, связывающих гормоны, а также клеточных рецепторов для разных гормонов.
Важнейшее проявление генной регуляции – способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).
В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энергии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями внешней среды. Благодаря взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.
Обусловленность роста и развития средовыми факторами . На рост и физическое развитие детей также оказывают влияние факторы внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней среды на физическое развитие детей регулируется воздействием социальных условий жизни. Исследованиями, выполненными на кафедре гигиены детей и подростков ММА имени И.М.Сеченова, установлено, что загрязненность атмосферного воздуха различными химическими веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастающего поколения. У 35% обследованных детей отмечаются задержка и дисгармоничность развития.
Процессы роста и развития не всегда зависят от биосоциальных факторов. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания.
Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов определяются генетическими факторами. Развитие моторики (сила, выносливость, быстрота), деятельность вегетативной нервной системы (частота пульса, минутный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) зависят от влияния факторов среды, соответственно, лучше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.
Это необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.

· А. в единстве элементов управления

· Б. гомеорезиса

· +В. динамичности взаимодействия звеньев системы

· Г. совершенного и быстрого возврата к состоянию относительного постоянства

· Д. медленном возврате к состоянию относительного постоянства

173. 3. К особенностям сосудистой системы у детей относятся следующие:

· А. относительно маленького диаметра артерий

· +Б. относительно узкого просвета вен

· В. относительно узкого просвета капилляров

· Г. сильно развиты мышечные волокна сосудистой стенки

· Д. сильно развиты эластические волокна сосудистой стенки

174. Чему должна быть равна дистанция спинки?

· A передне-заднему размеру грудной клетки

· B передне-заднему размеру грудной клетки+ 1-2см

· C + передне-заднему размеру грудной клетки+ 4-5см

· D передне-заднему размеру грудной клетки+ 9см

· E передне-заднему размеру грудной клетки+ 10см

175. Какой должна быть отрицательная дистанция сидения?

· A сидение должно заходить за край стола на 1см

· B+сидение должно заходить за край стола на 4-8см в зависимости от группы

· C сидение должно заходить за край стола на 15см

· D сидение должно заходить за край стола на 10см

· E сидение должно заходить за край стола на 1,5см

176. Какая величина частной сигмы характеризует 1 степень физического развития у дошкольников?

· A + от-1 до+1 частной сигмы

· B от-1 до+2 частных сигм

· C от-3 до+3 частных сигм

· D от-4 до+4 частных сигм

· E от-5 до+5 частных сигм

177. 10. Какой уровень детей с 1 степенью физического развития позволяет считать хорошим физическое развитие коллектива:

178. Интервал возрастной группировки детей от 1года до 3 лет приразработке стандартов физразвития составляет?

· B 1 месяц

· C 2,5 месяца

· D + 3 месяца

· E 6 месяцев

179. Т Каковы правила продажи озвученных игрушек, прикладываемых к губам?

· A покупатель сам опробует игрушки при наличии их выбора

· B продавец сам опробует каждую подаваемую игрушку

· C никто не опробует игрушку

· D + продавец опробует демонстрационный образец игрушки через воздуходувную установку

· E игрушку дают опробовать ребенку

180. Т Как пересаживают школьников с целью профилактики нарушений остроты зрения?

· A с первых на последние парты всех рядов и наоборот

· B с первых на последние парты 1 и 2 ряда и наоборот

· C с первого на второй ряд и наоборот

· D со второго на третий ряд и наоборот

· E+с первого на третий ряды и наоборот

181. На какое место в классе вы посадите ученика высокого роста с пониженным слухом?

· A на первую парту 1-го ряда

· B в любом ряду на любую парту

· C на любую парту 1-го ряда

· D на первую или вторую парту любого ряда

· E + на первую парту боковых рядов в соответствии с группой роста ученика

182. К какой группе здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации?

183. Т К какой группе здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации?

184 Т Какие показатели естественного освещения, оценивается при экспертизе проекта?

· A + световой коэффицент и коэффициент заглубления

· B коэффициент заглубления

· C удельная мощность

· D коэффициент затенения

185. Т Выберите земельный участок под строительство ДДУ, при данных его использования в прошлом?

· A захоронение животных

· B кладбище

· C захоронение радиоактивных веществ

· D для мусора

· E + совершенно не использованный

186. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Искакова Д. с участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп.

Четвертая

187. Отметьте к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Калиева С. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину.

четвертая

188. Отметьте к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Смагулова Ж. с участием специалистов диагностировано: уплощение стопы. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп.

четвертая

189. Отметьте к какой группе здоровья относятся ребенок. При врачебном осмотре Сисенова Н. с участием специалистов диагностировано: бронхиальная астма в стадии клинической и лабораторной ремиссии. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп.

четвертая

190. Отметьте к какой группе здоровья относятся ребенок. При врачебном осмотре Жунусова Р. с участием специалистов диагностировано: ревматизм, декомпенсированная форма. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию, перенес острые фоликуллярные ангины, грипп

четвертая

191. Отметьте к какой группе здоровья относятся ребенок. При врачебном осмотре Петрова Г. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию, перенес коревую краснуху, 2 ОРВИ

четвертая

192. Укажите рациональное соотношение белков и жиров в питании детей

193. Укажите соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей младшего возраста.

194. Укажите соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старшего возраста.

195. Укажите оптимальное соотношение кальция и магния в питании детей.

196. Укажите наиболее рациональное место уроков труда в расписании учащихся 1-7-х классов 1-ой смены.

первыми, вторыми уроками

первыми, последними уроками

вторыми, третьими уроками

Третьими, четвертыми уроками

последними уроками

197. Укажите наиболее рациональное место уроков труда в расписании учащихся 1-7-х классов 2-ой смены.

Первыми, вторыми уроками

первыми, последними уроками

вторыми, третьими уроками

третьими, четвертыми уроками

последними уроками

198. Укажите наиболее рациональное место уроков труда в режиме учебной недели.

понедельник, вторник

понедельник, пятница

вторник, четверг

Среда, четверг

четверг, пятница

199. Распределение школьников на группы физического воспитания осуществляются с учетом.

пола, состояния здоровья и желания учащегося

Состояния здоровья, физической подготовленности, уровня физического развития

физической подготовленности, желания учащегося, штатного расписания преподавателей физкультуры

желания учащегося, штатного расписания преподавателей физкультуры

пола. штатного расписания преподавателей физкультуры, успеваемости по физической культуре

200. Комплектование специальной группы физического воспитания осуществляется с учетом.

Возраста, клинического диагноза, физической работоспособности

пола, успеваемости по физической культуре, желания учащегося

возраста, успеваемости по физической культуре, желания учащегося

желания учащегося, возраста, клинического диагноза

возраста, успеваемости по физической культуре, физической работоспособности

201, При рассаживании учащихся в классе учитывают следующие факторы.

длина тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, успеваемость

длина тела учащегося, заболевание органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям, желания учащегося, успеваемость

длина тела учащегося, склонность к простудным заболеваниям, желания учащегося, успеваемость

Длина тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям

успеваемость, желания учащегося, состояние органа зрения

202. Укажите недостаток каких трех аминкислот чаще всего отмечается в питании детей всех возрастных групп.

Триптофан, лизин, метионина

лейцин, фенилаланин, изолейцин

валин, треонин, изолейцин

фенилаланин, лейцин, изолейцин

лейцин, изолейцин, треонин

203. Учащийся 16 лет осваивает в УПК профессию электрослесаря по ремонту горношахтного оборудования. С какими производственными вредностями он может встретиться.

Опасность поражения электрическим током, тяжелый физический труд

вынужденная рабочая поза

токсические вещества

высокий уровень электромагнитного излучения

204. Укажите биологический возраст девочки 14 лет по вторичным половым признакам.

Ах1 Р1 Ма1 menses

Ах2 Р3 Ма2 menses

Ах2,3 Р3 Ма3 menses

205. Какая из приведенных специальностей не может быть рекомендована подростку с хроническим неспецифическим полиартритом.

чертежник

Каменьщик

врач-педиатр

фотооператор

телефонист

206. К какой возрастной группе относится мальчик 9 лет 5 месяцев 24 дней.

207. В каких формах используются средства физического воспитания.

водный фактор

воздушный фактор

солнечный фактор

Физкультминутки, физкультпаузы, уроки физкультуры, занятия спортом, экскурсии, походы, трудовые процессы

физические упражнения

208. Из каких основных частей состоит урок физического воспитания в ДДУ.

Вводная, основная, заключительная

основная и заключительная

вводная и основная

основная

основная и заключительная

209. Какой из видов патологий может служить противопоказанием к овладению профессии педагога.

дальтонизм

Логоневроз

хронический гастрит

хронический тонзиллит

210. К какой возрастной группе относится мальчик 5 лет 2 месяцев 29 дней.

3 года 3 месяцев

3 года 9 месяцев

211. К какой возрастной группе относится мальчик 1 год 9 месяцев 16 дней

1 год 9 месяцев

3 года 3 месяцев

2 года 6 месяцев

212. Садвакасов. Илья, 8 лет. Папа - казах, мама - русская. По каким этническим стандартам физического развития должен быть оценен ребенок

по стандартам детей монголоидной этнической группы

213. Потапова Мадина, 10 лет. Папа – русский, мама – татарка. По каким этническим стандартам физического развития должен быть оценен ребенок

по смешанным межэтническим стандартам

по стандартам детей европеоидной этнической группы

по стандартам детей негроидной этнической группы

по стандартам детей монголоидной и европеоидной этническим группам

214. Ким Альбина, 12 лет. Папа – кореец, мама – казашка. По каким этническим стандартам физического развития должен быть оценен ребенок

по смешанным межэтническим стандартам

по стандартам детей европеоидной этнической группы

По стандартам детей монголоидной этнический группы

по стандартам детей негроидной этнической группы

по стандартам детей монголоидной и европеоидной этническим группам

215. Акселерация – явление, распространенное в пределах:

А. 1 или нескольких стран

Б. 1 или нескольких областей

В. 1 или нескольких городов

Г. всего мира

Д. стран, расположенных на 1 географической широте

216. К морфо-функциональным особенностям опорно-двигательного аппарата новорожденного относится следующие

А. отсутствия изгибов позвоночника

Б. сращения костей черепа между собой

В. отсутствия родничков между костями черепа

Г. сращения тазовых костей между собой

Д. бедная васкуляризации мышц

217. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на физическое развитие ребенка:

А. полноценное питание

Б. достаточная физическая активность при пребывании на свежем воздухе

В. хронические рецидивирующие заболевания

Г. занятия спортом

Д. учебный процесс

218. Какой из антропометрических показателей является ведущим при оценке физического развития детей?

А. масса тела

В. окружность грудной клетки

Г. окружность головы

Д. половое развитие

219. Чем характеризуется кифотическая осанка

А. увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад

Б. спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен

В. увеличивается шейного и поясничного изгибов, спина круглая, голова наклонена кпереди, плечи опущены, живот выпячен

Г. сглаживаются оба изгиба, спина выпрямлена, живот подобран

Д. корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые

220. Какие формы искривления позвоночника могут наблюдаться у детей, вследствие неправильного подбора учебной мебели

А. переднее-задняя

Б. кифотическая

В. лордотическая

Г. сколиотическая

Д. Гиббусная

221. Для проведения физического воспитания дети дошкольного возраста могут быть разделены на: (221. . Для проведения физического воспитания дети дошкольного возраста, в зависимости от состояния здоровья, распределяются на группы://)

А. 1 группу

Б. 2 группы

В. 3 группы

Г. 4 группы

Д. 5 групп

222. 222. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный на деятельности с большим … эффектом://

223. В зависимости от состояния здоровья и тренированности организма учащиеся для занятий физическим воспитанием распределяются на группы://

225. Степень полового созревания у мальчиков определяется следующими показателями:

А. F, P, Ах, Ма

Б. L, P, Ме, Ма

В. V, P, Ме, L, Ах

Г. V, P, F, Ме, Ма

Д. F, V, L, Р, Ах

226. Назовите соматометрические показатели физического развития детей и подростков

А. масса тела, состояние осанки

Б. длина тела, форма стопы

В. степень развития вторичных половых признаков, формы грудной клетки, стопы, ног, состояние осанки

Г. длина тела, форма грудной клетки

Д. окружность грудной клетки и головы

227. Расстояние от здания ДДУ до мусоросборников:

В.+не менее 25 м

228. Измерение окружности грудной клетки проводят:

А. после физической нагрузки

Б. в состоянии покоя, максимального вдоха

В. в состоянии покоя, максимального выдоха

Г. в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха

Д. после физической нагрузки и максимального вдоха

229. По стандартам какой климато-географической зоны РК нужно определить физическое развитие девочки 9 лет, проживающей в г.Ка раганде и мальчика 11 лет, проживающего в Темиртау?

Центральная

восточная

западная

северная

230. По стандартам какой климато-географической зоны РК нужно определить физическое развитие девочки 15 лет, проживающей в г.Усть-Каменогорске

Центральная

восточная

западная

северная

231. По стандартам какой климато-географической зоны РК нужно определить физическое развитие девочки 9 лет, проживающей в г.Таразе и мальчика 11 лет, проживающего в Алматы?

центральная

восточная

западная

северная

232. По стандартам какой климато-географической зоны РК нужно определить физическое развитие девочки 15 лет, проживающей в г.Петропавловске

центральная

восточная

западная

Северная

233. Виды стандартов физического развития, разработаных в Казахстане?

Местные (региональные),зональные

республиканские

городские

сельские

районные

234. К какой этнической группе нужно отнести девочку 3 лет при оценке физического развития в РК, если отец-украинец, мать-кореянка?

Монголоиды

европоиды

украинцы

малые народности

235. К какой этнической группе нужно отнести мальчика 8 лет при оценке физического развития в РК, если отец киргиз, мать – украинка?

монголоиды

Европоиды

украинцы

малые народности

236. К какой этнической группе нужно отнести мальчика 5 лет при оценке физического развития в РК, если мать русская, отец-башкир?

Европоиды

украинцы

237. Методы оценки физ.развития детей в организованных коллективах, принятые в республике Казахстан?

по сигмальным отклонениям

по центильным таблицам

По шкалам регрессии

по методу индексов

по методу Ромбера

238. Подросток, 16 лет. Обучается профессии маляра. С какими производственными факторами он может встретится?

Неблагоприятными метеорологическими условиями, холодное, сырое и запыленное помещение, с химическими и раздражающими верхних дыхательных путей веществами

физическое напряжение, длительное пребывание на ногах

токи высокого напряжения

вынужденная рабочая поза

напряжения внимания

239. Какая из приведенных специальностей не может быть рекомендована подростку с экземой кистей рук? (закрытый, практическое занятие, 3 балла, В, ГДП/)

Оператор

телефонист

водитель

240. Подросток, 17 лет. Поступает в ПТШ по специальности слесарь. С какими производственными вредностями он может встретиться?

Большое физическое напряжения, длительность пребывание на ногах в условиях неблагоприятных метеорологических факторов, химическими и токсическими веществами

напряжение внимания

химическими раздражителями

сырое и запыленное помещение

напряжение зрения

241. Какие заболевания противопоказаны при освоении профессии токаря?

Хронический гастрит, язвенные болезни с редкими обострениями

ФР II-III ст

хронический пиелонефрит

хронический тонзиллит

242. Учащийся 16 лет осваивает в УПК профессию электрослесаря по ремонту горношахтного оборудования. С какими производственными вредностями он может встречаться?

Опасность поражения электрическим током, тяжелый физ. труд

вынужденная рабочая поза

неблагоприятные метеорологические условия

токсические вещества

напряжение внимания

243. Какая из приведенных специальностей не может быть рекомендована подростку с хроническим пиелонефритом?

Химик-аналитик

телефонист

врач-педиатр

радиооператор

244. 244. Медицинское наблюдение за оздоровительным влиянием на организм физического воспитания в детских коллективах осуществляется под руководством://

245. Какая из приведенных специальностей не может быть рекомендована подростку, страдающему эпилепсией без интеллектуальных изменений?

портной индивидуального пошива

экономист

Оператор конвеера

преподаватель черчения

библиотекарь

246. Какой из видов патологии может служить противопоказанием к овладению профессии врача

дальтонизм

хронический гастрит

Эпилепсия с интеллектуальными и характерологическими изменениями

247. Количество сладостей в суточном рационе детей должно составлять?

Не более 15-20% суточного количество углеводов

5-10% суточного количество углеводов

20-30% суточного количество углеводов

10-15% суточного количество углеводов

30-40% суточного количество углеводов

тепличного производства

купленные на рынке

с низкой питательной ценностью

Представляющие потенциальную опасность для здоровья

249. Что такое меню-раскладка?

перечень продуктов

Перечень продуктов с указанием их количества

перечень блюд с указанием веса

перечень режимных моментов

250. Нормативные документы, определяющие количественную полноценность питания?

санитарные правила устройства и содержания ДДУ

нормы физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии

Примерные 10-дневные меню

251. Какие виды консервов запрещены в детских учреждениях?

фруктовые

Домашнего приготовления

252. Какой из кисло-молочных напитков является запрещенным для употребления в детских учреждениях?

Простокваша-самоквас

кефир обезжиренный

253. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для: (253. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме не имеет значения для://)

заболеваний;

254. Распределение детей по группам здоровья важно для: (254. Распределение детей по группам здоровья не важно для://)

255. Анализ распределения детей по группам здоровья имеет значение для:

заболеваний;

б) индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки;

В) оценки состояния здоровья коллектива;

Г) выявления группы риска развития заболеваний;

Д) оценки динамики состояния здоровья коллектива.

256. Оценка уровня здоровья ребенка с установлением группы здоровья учитывает: (256. Оценка уровня здоровья ребенка с установлением группы здоровья не учитывает://)

а) количество дней, пропущенных по болезни в течение года;

Б) уровень функционального состояния основных систем организма;

В) наличие или отсутствие хронических заболеваний в момент обследования;

Г) количество заболеваний в течение года;

Д) уровень достигнутого физического и психического развития и его гармоничность.

257. В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей происходят следующие изменения: (257. В последние десятилетия в состоянии здоровья детей и подростков происходят следующие изменения://)

258. 258. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Идрисова А. выявлено: сутуловатая осанка, физическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ://

259. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Асанова И.. хронических заболеваний не выявлено: физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу://

260. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Курмановой А. выявлено: хронический тонзиллит в стадии обострения, физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. За год, предшествовавший обследованию, перенесла 3 ОРВИ, грипп://

261. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Алиева С. установлено: хронических и морфофункциональных отклонений не выявлено, физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп, острую фолликулярную ангину//

262. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Оспанова К. хронических заболеваний не выявлено, физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес острый бронхит, корь, острую катаральную ангину://

263. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для:

заболеваний;

Б) индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки;

В) оценки состояния здоровья коллектива;

Г) выделения группы риска развития заболевания;

Д) оценки состояния здоровья индивидуума и его динамики;

Е) оценки динамики в состоянии здоровья коллектива.

264. Распределение детей по группам здоровья важно для:

А) характеристики здоровья детской популяции;

Б) оценки эффективности лечебно-профилактической работы;

В) сравнительных сопоставлений;

Г) выявления факторов риска, влияющих на здоровье детей;

д) определение потребности в специализированных службах и кадрах.

265. В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей происходят следующие изменения:

а) увеличение числа детей отнесенных к 1, 2 группам здоровья;

Б) уменьшение числа детей отнесенных к 1,2 группам здоровья;

В) увеличение числа детей отнесенных к 3 –5группам здоровья;

г) уменьшение числа детей отнесенных к 3-5 группам здоровья.

266. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Мукановой К. хронический отит, декомпенсированная стадия. Физическое и психическое развитие отстает от паспортного возраста, дисгармоничное за счет снижения массы тела. За год, предшествовавший обследованию, перенесла острый бронхит, корь, 3 острые катаральные ангины, грипп://

267. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Тукешева Р. выявлено: плоскостопие. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРЗ, грипп://

268. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Ивановой С. выявлено: уплощение стопы. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенесла 3 ОРВИ, парагрипп://

269. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Жумабаева Г. выявлена бронхиальная астма в стадии ремиссии. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес грипп://

270. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Сакенова М. хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРЗ, коревую краснуху, 3 острые катаральные ангины://

271. Комплексная оценка физического развития включает в себя: 271. В настоящее время предложена комплексная оценка состояния здоровья, проводимая на основе://

А. определение соответствия биологического возраста паспортному, и

оценку морфофункциональных показателей

Б. оценку морфофункциональных показателей

В. определение показателей физиологических систем организма

Г. оценку показателей в динамике

Д. оценку физического развития методом индексов

272. Сколько групп здоровья, выделяемых по результатам комплексной оценки при медицинских осмотрах: (272. Выделены следующие группы здоровья://)

А. 2 группы здоровья

Б. 3 группы здоровья

В. 4 группы здоровья

Г. 5 групп здоровья

Д. 6 групп здоровья

273. . Наиболее полным и правильным определением понятия физическое развитие является:

а) совокупность антропометрических и физиометрических признаков;

б) скорость прироста основных антропометрических и физиометрических признаков;

В) совокупность морфологических и функциональных свойств организма и

уровень его биологического развития;

г) соматометрические и антропометрические показатели, соотнесенные с возрастно-региональными стандартами.

274. Физическое развитие детей и подростков зависит от: (274. Физическое развитие детей и подростков не зависит от//)

А) биологических факторов;

Б) социальных факторов;

В) состояния здоровья;

г) методов исследования;

д) методов оценки.

275. Физическое развитие детей и подростков зависит от:

А) биологических факторов;

Б) социальных факторов;

В) состояния здоровья;

г) методов исследования;

д) методов оценки.

276. Отметьте основные требования к проведению антропометрических исследований:

277. Отметьте основные требования к проведению антропометрических исследований:

А) использование унифицированной антропометрической методики;

Б) наличие стандартизированного антропометрического инструментария;

В) проведение измерений на обнаженном теле, в положении по стойке смирно или в другом положении в соответствии с методикой измерений;

Г) проведение обследования в утренние часы, в теплом, светлом помещении;

д) проведение обследования натощак;

е) сравнение полученных данных со стандартными значениями;

ж) выявление изменений функциональных показателей после нагрузки;

з) проведение обследования в светлое время суток в теплом, светлом помещении.

278. 278. К основным показателям физического развития не относится:// относится:

А) жизненная емкость легких;

В) сила сжатия кисти рук;

Г) становая сила.

А) осанка;

Б) форма грудной клетки;

Д) состояние мускулатуры;

Е) жироотложение;

А) длина тела; соматометрия

Б) масса тела; соматометрия

279. Из физиометрических признаков определяют://

А) жизненная емкость легких;

б) экскурсия грудной клетки;

В) сила сжатия кисти рук;

Г) становая сила.

280. Из соматоскопических признаков определяют://

А) осанка;

Б) форма грудной клетки;

в) окружность грудной клетки;

г) масса тела;

Д) состояние мускулатуры;

Е) жироотложение;

Ж) вторичные половые признаки.

281. Инструмент для объективной оценки жироотложения у детей и

подростков? (281. Степень жироотложения колеблется в значительных пределах и определяется по://)

Металлическая линейка

толстотный циркуль

скользящий циркуль

сантиметровая лента

актинометр

282. 282. Форма грудной клетки определяется при рассматривании в профиль и анфас, и обращают внимание на://

283. Физическое развитие детей и подростков зависит от:

А) биологических факторов;

Б) социальных факторов;

В) состояния здоровья;

г) методов исследования;

д) методов оценки.

284. Целью текущего санитарного обследования детских и подростковых учреждений является

А. повседневный плановый контроль за соблюдением в учреждениях норм и правил

Б. изучение одного из наиболее актуальных для УДГСЭН вопросов

В. обследование в связи с изменившейся ситуацией на объекте

Г. углубленное изучение одного какого – либо вопроса

Д. одномоментное обследование всех или части учреждений по одному или нескольким вопросам

285. . Отметьте основные требования к проведению антропометрических исследований: (285. К требованиям проведения антропометрических исследований не относится://)

А) использование унифицированной антропометрической методики;

Б) наличие стандартизированного антропометрического инструментария;

В) проведение измерений на обнаженном теле, в положении по стойке смирно или в другом положении в соответствии с методикой измерений;

Г) проведение обследования в утренние часы, в теплом, светлом помещении;

д) проведение обследования натощак;

е) сравнение полученных данных со стандартными значениями;

ж) выявление изменений функциональных показателей после нагрузки;

з) проведение обследования в светлое время суток в теплом, светлом помещении.

286. 286. Совокупность морфо-функциональных признаков, обуславливающих особенности организма называется://

Конституция

287. К основным показателям физического развития относится://

А) жизненная емкость легких;

В) сила сжатия кисти рук;

Г) становая сила.

А) осанка;

Б) форма грудной клетки;

Д) состояние мускулатуры;

Е) жироотложение;

Ж) вторичные половые признаки.

А) длина тела; соматометрия

Б) масса тела; соматометрия

В) окружность грудной клетки; соматометрия

288. 288. Для определения достаточности нагрузки на уроке физического воспитания служит показатель://

289. . Основные соматометрические показатели:

А) длина тела;

Б) масса тела;

В) окружность грудной клетки;

г) форма грудной клетки.

290. 290. Для определения формы стопы осматривают// Перешеек свода стопы???

Показатель:

1.Нормальная стопа 40, 46%

2.Уплощенная стопа 53%

3.Плоская стопа 63, 70%

Перешеек свода стопы:

291. О развитии мускулатуры судят по://

292. Половое развитие является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по://

293. Метод изучения при систематическом наблюдении за физическим развитием отдельных детей в течение длительного времени называется://

Индивидуализирующий метод исследования – это:

А. массовое исследование физического развития

Б. не систематическое наблюдение за физическим развитием отдельных детей

В. систематическое наблюдение за физическим развитием отдельных детей

Г. массовое наблюдение физического развития в течение 1 дня

Д. массовое наблюдение физического развития детей определенного возраста

294. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение

периода роста и развития;

В) исследование физического развития больших групп детей в относительно

короткий срок;

г) исследование физического развития детей в генеральной совокупности.

295. Местные или региональные стандарты физического развития устанавливаются:

а) ежегодно в ходе медицинских профилактических осмотров;

б) ежегодно индивидуализирующим методом;

В) генерализирующим методом раз в 15-20 лет;

г) генерализирующим методом ежегодно;

д) генерализирующим методом в случае резкого изменения социальных условий.

296. Для сравнения физического развития коллективов детей и подростков целесообразно использовать:

а) среднеарифметические показатели длины тела;

б) среднеарифметические показатели массы тела;

в) среднеарифметические величины функциональных показателей;

Г) число детей с биологическим возрастом, соответствующим паспортному;

Д) число детей с гармоничным морфо-функциональным состоянием.

298. Метод изучения физического развития детей и подростков, заключенный в сравнении физического развития индивидуума с физическим развитием той группы, членом которой он является называется:

Метод индексов

Метод сигмальных отклонений

По шкалам регрессий

Метод центильных шкал

Комплексный

299. Существенным недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений является то, что:

Каждый признак физического развития оценивается изолированно

Возможность взаимосвязи основных показателей физического развития

300. Оценку физического развития коллектива производят по достоверности различий средних величин двух разных коллективов в динамике, за тот или иной период времени, путем расчета критерия по определенной формуле. Укажите автора формулы:

Стьюдент

Стивенс

Сперанский

301. Биологический возраст можно установить по следующим данным, кроме:

Длине тела и её годовым прибавкам

Развитию вторичных половых признаков

Жизненной ёмкости лёгких

Наличию точек оссификации

Числу постоянных зубов

302. Хронологический возраст – это:

Период, прожитый ребенком от рождения до подросткового

Период от рождения до момента обследования

Период от рождения до школьного

303. Массовое исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок называется:

Индивидуализирующий

Генерализирующий

Локализирующий

Генерирующий

Универсальный

304. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:

Оценка физического развития индивидуума

Исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития

Исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок

Исследование физического развития в генеральной совокупности

Однократное исследование физического развития детей

305. Для оценки физического развития детей и подростков вычисляют возраст обследуемого с точностью до:

Месяцев;

306. Для сравнения физического развития коллективов детей и подростков целесообразно использовать:

Среднеарифметические показатели длины тела;

Среднеарифметические показатели массы тела;

Среднеарифметические величины функциональных показателей;

Число детей с биологическим возрастом, соответствующим паспортному;

Число детей с гармоничным морфо-функциональным состоянием.

307. Для индивидуальной оценки физического развития детей используются разные методы, укажите какие:

Метод индексов

Метод сигмальных отклонений

По шкалам регрессий

Метод центильных шкал

Все верно

309. Достоинством метода оценки физического развития по шкалам регрессии является то, что:

Каждый признак физического развития оценивается изолированно

Проводится корреляционная связь между основными признаками

Распределение показателей характеризуется правосторонней асимметрией

Возможность оценки физического развития по совокупности основных показателей в их взаимосвязи

Большие материальные затраты и трудоёмкость использования

310. Существенным недостатком метода оценки физического развития по центильным шкалам является:

Изолированная оценка каждого признака, вне их взаимосвязи

Проводится корреляционная связь между основными признаками

Распределение показателей характеризуется правосторонней асимметрией

Возможность оценки физического развития по совокупности основных показателей в их взаимосвязи

Большие материальные затраты и трудоёмкость использования

311. Полученный критерий достоверности различий средних величин оценивается следующим образом:

Различия средних величин достоверны или не достоверны

Различия средних величин однородны

Различия средних величин сомнительны

Различия средних величин универсальны

Различия средних величин не убедительны

312. Биологический возраст – это:

Период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования

Морфофункциональные свойства организма, в зависимости от индивидуальных темпов развития

Период от зачатия до момента обследования

Период от зачатия до момента рождения

Наличие точек оссификации

313. Метод оценки физического развития детей и подростков, учитывающий как уровень биологического развития, так и морфофункциональное состояние организма называется:

Метод индексов

Метод сигмальных отклонений

По шкалам регрессий

Метод центильных шкал

Комплексный

314. Установление уровня биологического развития (биологический возраст) оценивается по показателям:

Длины тела стоя (рост)

Погодовой прибавке роста

Количеству постоянных зубов

Степени развития вторичных половых признаков

Все верно

315. При комплексной оценке уровня физического развития детей и подростков основные признаки находятся:

Во взаимосвязи и подкрепляют друг друга

Изолированно друг от друга

Дополняют друг друга

В сравнении другс другом

Вне взаимосвязи друг с другом

316. Первый этап методики комплексной оценки уровня физического развития детей и подростков устанавливает:

Уровень биологического развития организма

317. Существующие стандартные таблицы для определения соответствия биологического возраста календарному по возрастам и полу детей, могут быть использованы с региональными поправками на средний возраст. Укажите, о каком признаке идет речь?

Длина тела стоя (рост)

Погодовая прибавка роста

Количество постоянных зубов

Менархе

Масса тела (вес)

318. В младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются:

Длина тела

Число постоянных зубов

Погодовые прибавки роста

Вторичные половые признаки

Рост и число постоянных зубов

319. На втором этапе методики комплексной оценки уровня физического развития детей и подростков определяют:

Морфофункциональное состояние организма

Уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма

Изолированную оценку каждого признака физического развития

Оценку по совокупности основных показателей признаков физического развития

320. Морфофункциональное состояние организма оценивают не по абсолютному значению основных показателей, а по соотношению между ними, укажите соответствие:

Массы тела и ОГК длине тела

Массы тела и ОГК осанке

ОГК, ЖЕЛ длине тела

Длины тела и ОГК массе

Соответствие всех показателей стандарту

321. Морфофункциональное состояние организма оценивается как:

Нормальное

Ненормальное

Гармоничное

Не гармоничное

Соответствующее

Соответствуют должным

Отстают от должных

В пределах 2,0 частных сигм

Менее или более должных на 1,1 – 2,0 сигмы

323. Комплексный метод для оценки показателей физического развития детей и подростков учитывает:

Уровень биологического развития организма

Морфофункциональное состояние организма

Уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма

Изолированную оценку каждого признака физического развития

Оценку по совокупности основных показателей признаков физического развития

324. Комплексный метод для оценки показателей физического развития детей и подростков осуществляется:

Схематично

Поэтапно

В 2 этапа

В 3 этапа

325. Установление уровня биологического развития (биологический возраст) оценивается по показателям:

Длины тела стоя (рост)

Погодовой прибавке роста

Количеству постоянных зубов

Сроку наступления менархе

Все верно

326. Погодовые прибавки роста рассчитывают путем определения:

Разницы роста по сравнению с предыдущим годом

Поправки на средний возраст региональных стандартов

Соответствия биологического возраста календарному

Ускорения темпов роста возрастного показателя

327. При отставании или опережении, большинства показателей уровня биологического развития детей и подростков, следует констатировать темпы возрастного развития, как:

Разницу по сравнению с предыдущим годом

Поправку на средний возраст региональных стандартов

Соответствие биологического возраста календарному

Отставание или ускорение темпов роста возрастного развития

Морфофункционального состояния организма

328. Констатируетсяотставание или ускорение большинства показателей уровня биологического развития детей и подростков на:

6 месяцев

329.В среднем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются:

Длина тела

Число постоянных зубов

Погодовые прибавки роста и вторичные половые признаки

Вторичные половые признаки

Рост и число постоянных зубов

330. При определении морфофункционального состояния организма используются ранее упомянутые:

Шкалы регрессии и возрастные стандарты функциональных отклонений

Шкалы регрессии и метод индексов

Метод сигмальных отклонений и комплексный

Метод центильных шкал и метод индексов

По шкалам регрессий и метод центильных шкал

Отстают от должных

Соответствуют или отличаются в пределах 1,0 частной сигмы

В пределах 1,0 частной сигмы

В пределах 2,0 частных сигм

Менее или более должных на 2,1 сигмы и более

Соответствуют должным

Отстают от должных

В пределах 1,0 частной сигмы

В пределах 2,0 частных сигм

Менее или более должных на 2,1 сигмы и более

334. Какие обязательные занятия проводятся в ДДУ

1. физкультура, лепка, чтение, труды, литература

2. родной язык, математика, ознакомление с природой

3. изобразительная деятельность, музыка, физкультура, дидактические игры по сенсорному воспитанию

4. письмо, труд, литература, чтение, физкультура

5. лепка, рисование, математика

25 часов?

336. Облегченным днем недели для учащихся начальной школы должен быть:

Понедельник;

Вторник;

Четверг;

Пятница.

337. Облегченным днем недели для учащихся средних и старших классов школы должен быть:

Понедельник;

Вторник;

Четверг;

Пятница.

340.Правильно организованная физкультурная пауза на уроке включает:

Длится 1-2 минуты;

Длится 4-5 минуты;

349.Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим критериям:

Плотности урока;

Количества, продолжительности и чередования видов деятельности;

Количества видов преподавания;

Применению ТСО;

Психологическому климату на уроке;

Наличия физкультурных минуток.

350. Правильно организованная физкультурная пауза на уроке длится:

Длится 1-2 минуты;

Длится 4-5 минуты;

Включает упражнения для мелких мышц кисти;

Включает упражнения для глаз;

Включает упражнения для крупных позных мышц;

Включает упражнения для мышц свода стопы.

Под надежностью системы понимают ее способность выполнять определенные функции с заданными характеристиками в определенных условиях в течение требуемого периода времени. Высокая надежность биосистем является эволюционно сформированным неотъемлимым их свойством. Оно обеспечивает эффективное функционирование организма в условиях постоянного действия большого числа случайных факторов. И хотя очевидно, что биологические системы "построены" из малонадежных элементов, их высокая надежность достигается за счет реализации общих принципов функционирования сложных систем. К этим принципам относятся резервирование элементов системы (их повторяемость) и механизмы ремонта разрушающихся элементов.[ ...]

Согласно концепции надежности, элементы системы могут находиться в двух состояниях: активном (рабочем) и неактивном (отказ). Под отказом элемента системы понимают выход его характеристик за допустимые пределы или полное прекращение функционирования. Отказом биообъекта считают его смерть.[ ...]

Подробный анализ механизмов обеспечения надежности клетки на уровне генома и множественных негенетических структур проведен в монографии Д.М.Гродзинского (1983). Мы остановимся только на некоторых общих положениях проблемы.[ ...]

Сохранение живой системы при постоянных внешних и внутренних "помехах" возможно только при высокой надежности хранения и передачи наследственной информации в поколениях и от генома к негенетическим структурам клетки. Утверждают даже (Патти, 1970), что различия между живой и неживой природой заключаются не в уникальном строении макромолекул, матричной репликации или регуляции метаболизма, а в высокой надежности молекулярных кодов, т.е. связи между генотипом и фенотипом.[ ...]

Отказы в генетической системе имеют для клетки драматические последствия: сильное нарушение функции, появление мутаций или гибель. Поддержанию надежности генетического аппарата способствует резервирование его элементов: двухсшральность ДНК, многоядер-ность, увеличение плоидности (количества генов в одном ядре). Однако возрастание устойчивости не пропорционально количеству ДНК и важную роль играет структурно-функциональная организация хромосом.[ ...]

Подсчитано, что в геноме животной клетки в течение суток образуется Ю5 спонтанных повреждений ДНК (Виленчик, 1980). У растения эта величина должна быть больше, так как оно имеет меньше возможностей избегать внешних воздействий. Нарушения в геноме устраняются при помощи различных типов репарационных механизмов. Они изучены преимущественно на микробных и животных клетках, подвергнутых действию УФ и ионизирующей радиации. Процессы восстановления поврежденной ДНК обнаружены и у растительных клеток.[ ...]

Принципы разных способов защиты генома клетки далеко не всегда очевидны. На примере развития радиобиологии можно проследить, как первоначальный интерес к резервированию уникальных структур (размер и число мишеней) в последующие годы уступил место изучению механизмов ремонта поврежденных структур.[ ...]

Для нормальной работы генома клетки важно надежное функционирование массовых структур, строгая внутриклеточная структурнофункциональная организация метаболизма. Повреждение мембран клетки ведет к ингибированию репарационных систем ДНК (Поливода и др., 1990). Значительные нарушения различных макромолекул не совместимы с сохранением жизнеспособности клетки.[ ...]

Для организации метаболизма клетки характерно глубокое резервирование. В клетке существуют запасы (фонды) продуктов метаболизма и интермедиатов: аминокислоты, простые и сложные сахара, нуклеотиды, липиды, АТФ, ионы и др. Резерв метаболитов поддерживается в некоторое определенных пределах, так как клетка не должна перегружаться ими. Объемы фондов это динамическая величина, поскольку они постоянно обновляются с характерными скоростями.[ ...]

Фонды метаболитов не равномерно распределены по клетке, а разделены мембранами и локализованы в отдельных отсеках (камерах, компартментах). Компартменты метаболических фондов клетки связаны между собой транспортными потоками. В соответствии с избирательной проницаемостью мембран происходит пространственное перераспределение интермедиатов и продуктов обмена. Например, в клетке запас АТФ поддерживается за счет "горизонтальных" связей процессов фотосинтетического и окислительного фосфоршшрования.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ

Организм, взаимодействуя с окружающей средой, имеет механизмы, которые обес­печивают его жизнеспособность. В процессе филогенеза (историческое развитие того или иного вида) был создан своеобразный резерв у организма, который со­ставляет так называемую биологическую надежность организма.

Биологическая надежность присуща как всему организму в целом, так и его
функциональным системам. Накопление надежности в отдельных органах и систе­
мах происходит гетерохронно. В первую очередь максимальное увеличение биоло­
гической надежности происходит в тех системах, которые на данном этапе разви­
тия организма более значимы. Например, концентрация факторов, участвующих
в свертывании крови, у новорожденногс^уже близка к уровню взрослого человека.
В течение первых двух лет жизни эта концентрация повышается в 2-3 раза. Такое
увеличение совпадает с периодом овладения ребенком навыками ходьбы и повы­
шает биологическую надежность организма, .который может подвергаться трав­
мам и повреждениям. "

Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием ор­ганов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других - взаимозаменяемостью (поте­ря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).

Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормаль­ных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих воз­можностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Например, в вентиляции легких участвует лишь 15 % легочной ткани, а при интенсивной физической работе - 25-30 %. В коре больших полушарий активны 4 % нервных клеток, что свидетельствует об огромных резерв­ных возможностях нервной системы.

Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или. снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от усло­вий жизни. Так, закаливание организма расширяет резервные возможности тем­пературной адаптации, а недостаточное питание детей приводит к нарушениям деятельности организма.

За счет биологической надежности достигается экономизация функций орга­низма. Организм в условиях покоя использует только часть своих функциональ­ных возможностей для адаптации к различным воздействиям, сохраняя резерв для ответной реакции в экстремальных ситуациях. Например, максимальная частота сердечных сокращений у человека составляет примерно 170-180 циклов в 1 мин. В раннем возрасте частота сердечных сокращений у детей, даже в 1 покое, равна 120-130 уд./мин, тогда как у взрослых нетренированных людей - 80 уд./мин, а у трени­рованных спортсменов - 60 уд./мин. Благодаря уменьшению частоты сердечных сокращений увеличивается резерв функциональных возможностей сердца.


1.6. АДАПТИВНОСТЬ

Адаптация - свойство организма приспосабливаться к действию факторов ок­ружающей среды. Различают адаптацию физиологическую и социальную. Фи­зиологическая адаптация - совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).

В настоящее время под адаптацией понимают формирование приспособитель­ных реакций организма не только при действии неблагоприятных или экстремаль­ных факторов среды, но и при действии обычных (не экстремальных) факторов.

Любые приспособительные реакции в организме осуществляются под контро­лем ЦНС благодаря формированию специальных функциональных систем адап­тации, которые включают корковые и подкорковые отделы головного мозга и эн­докринные железы. При формировании защитных реакций организма в условиях экстремальных воздействий (стресса) особое значение имеет гипофиз и надпочеч­ники, они синтезируют адаптивные гормоны.

Социальная адаптация заключается в том, что человек должен приспосабли­ваться к действию факторов социальной среды и вырабатывать поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа и т. д.

Адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем взрослого человека, поэтому учителям и родителям следует оберегать детей от рез­ких изменений условий жизни, воздействия непривычных для них раздражающих факторов. Затрудняет адаптацию неблагополучный анамнез* ребенка: патологи­ческое течение беременности у матери, неблагоприятные роды, частые заболева­ния ребенка, травмы головного мозга. Резко снижаются адаптационные возмож­ности организма детей в критические периоды развития.

Поступление детей в школу в корне меняет характер их жизни. Им прихо­дится адаптироваться к школьной нагрузке - физической, умственной и эмоци­ональной. Проведение нескольких часов в день за партой в школе, дома за сто­лом приводит к напряжению статических мышц, поддерживающих осанку. Не­зрелость опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, а также недостаточное развитие координационных механизмов в коре головного мозга обусловливают несовершенство двигательной функции. Из-за недостаточ­ной силы нервных процессов, преобладания процессов возбуждения над процес­сами торможения возможны неустойчивое внимание, ухудшение памяти и быст­рое утомление. Многие школьники испытывают гиподинамию (уменьшение дви­гательной активности), которая ведет к ухудшению функций нервной системы, внутренних органов, костной и мышечной систем и нарушению осанки.

* Анамнез - сведения о наследственности, перенесенных болезнях и условиях жизни больного как материал для диагноза.


Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы.

1. Фаза ориентировочного приспособления - длится 2 недели и характеризует­ся повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. У 40 % детей наблюдается повышенная двигательная активность. Учителю не­обходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультмину­ток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

2. Фаза относительно устойчивого приспособления - длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут при­вести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, раз­личным формам неврозов (боязнь шкоды, учителя, плохих отметок и т. д.). Ус­тановлено, что около 15 % детей не справляются со школьной нагрузкой, из-за чего возникают различные заболевания органов дыхания, желудочно-кишеч­ного тракта, инфекционные заболевания. В таком случае следует перевести. ребенка на индивидуальное обучение либо повременить с его обучением..



3. Фаза неполного приспособления -^длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями. Рациональ­но составленный режим дня, регулярное Полноценное питание и достаточный сон облегчают адаптацию детей к школьной нагрузке. Следует помнить, что ни одна схема режима дня не может быть универсальной, необходимо учиты­вать индивидуальные особенности ребенка.

Поскольку адаптация младших школьников протекает на разных уровнях (нервно-психическом, двигательно-поведенческом, вегетативном, биохимическом и т. д.), то для оценки адаптации используют различные тесты и методики.

Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воз­действия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации не­благоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходи­мости коррекции условий его жизни.

text_fields

text_fields

arrow_upward

Надежностью биологической системы называют ее способность со­хранять целостность и выполнять свойственные ей функции в те­чение определенного времени, составляющего, как правило, продол­жительность жизни .

Принципи надежности

Свойство надежности обеспечивается рядом принципов :

1. Принцип избыточности

Принцип избыточности - обусловлен наличием боль­шего, чем требуется для реализации функции числа элементов, например, множества нервных клеток и связей между ними (струк­турная избыточность), множества каналов передачи информации, излишнего ее объема (информационная избыточность) и т.п..

2. Принцип резервирования функции

Принцип резервирования функции - обеспечи­вается наличием в системе элементов, способных переходить из состояния покоя к деятельности. Это происходит, например, при не­обходимости повысить интенсивность функционирования, для чего вовлекаются резервные элементы. Так, при спокойном дыхании функционируют (вентилируются) не все альвеолы легких, а при усилении дыхания включаются резервные; в работающей мышце открываются нефункционирующие в покое капилляры. Приведенный вариант реализации принципа резервирования ведет к увеличению числа функционирующих в системе элементов. Особое значение приобретает наличие резервных элементов при повреждении или отказе части действующих структур. При этом вовлечение резервных элементов обеспечивает сохранение функции.

3. Принцип периодичности функционирования

Принцип периодичности функционирования обеспечивает переменную структуру системы и в состоянии физио­
логического покоя. Так, в легких постоянно происходит смена вен­тилируемых альвеол, в почках - функционирующих нефронов, в мозге - возбуждающихся нервных клеток центра и т.д. Периодич­ ность функционирования «дежурных» и «покоящихся» структур обес­ печивает защитную роль состояния покоя для всех элементов по­ стоянно действующей системы.

4. Принцип взаимозаменяемости и замещения функций

Принцип взаимозаменяемости и замещения функций - обеспечивает возможность перестройки функциональ­
ных свойств элементов системы, что способствует сохранению функ­ции в условиях отказа или повреждения других элементов. Для центральной нервной системы это проявляется в пластичности моз­га, т.е. изменении эффективности и направленности связей между нейронами, способствующей обучению или восстановлению функции после повреждения. Примером замещения функций может являться изменение дыхания, деятельности почек при сдвигах рН крови и
недостаточной эффективности буферных систем.

5. Принцип дублирования

Принцип дублирования, связан, например, с наличи­ем в организме парных органов (легкие, почки). В системах регулирования этот принцип проявляется не только наличием одинако­вых структурных элементов - параллельным расположением в нерве большого числа одинаковых нервных волокон, существованием многочисленных клеток или многоклеточных структур с одинаковой функцией (нейроны в мозге, нефроны в почке, тканевые капилля­ры). Он также обеспечивает одинаковый эффект разными путями регуляции (симпатический и парасимпатический пути регуляции функций сердца, множество сахаррегулирующих гормонов и т.п.). Многоконтурность в системах регуляции физиологических параметров - один из основных способов реализации дублирования.

6. Принцип смещения в ряду сопряженных функций

Принцип смещения в ряду сопряженных функций обеспечивает достижение приспособительного результа­та при нарушении одной из функций за счет активации другой. Например, при нарушении внешнего дыхания и поступления кислорода в кровь активируется образование эритроцитов, изменяются функции кровообращения, вследствие чего доставка кислорода к тканям не страдает.

7. Принцип усиления, существующий в системах регуляции

Принцип усиления, существующий в системах регуляции, обеспечивает их энергетическую экономичность и в конечном счете также способствует надежности. Для получения мощного регуляторного эффекта совсем не обязательно посылать столь же боль­шое количество сигналов по информационным каналам. Так, весьма небольшое количество молекул гормона может вызвать существенное изменение функции. Изменение лишь одной аминокислоты в детерминантной группе белка может придать ей чужеродность, а для иммунного ответа необходимо очень малое количество чужеродных молекул.

Надежность биологических систем обеспечивается и способностью к увеличению массы элементов, испытывающих постоянные рабочие нагрузки (гипертрофия), и регенеративными процессами, восстанав­ливающими структуру при гибели клеток. Для организма в целом важнейшим способом повышения надежности является приспособи­тельное поведение.

Реактивность

text_fields

text_fields

arrow_upward

Необходимым свойством живой системы, влияющим на эффек­тивность механизмов регуляции, является реактивность.
Реактивность - это способность живой системы в большей или меньшей мере, так или иначе отвечать (реагировать) изменениями обмена веществ и функции на раздражители внешней или внутренней сре­ды.
Являясь одним из основных свойств, присущих всем уровням организации живой системы, реактивность зависит от функционального состояния реагирующего субстрата. Поэтому характер ответной реакции любой живой системы определяется не только качествен­ными и количественными характеристиками раздражителя, но и ре­активностью самой системы. Соответственно, эффекты регуляторных сигналов (нервных импульсов, молекул химических веществ) зависят не только от характеристик этих сигналов, но и от реактивности регулируемого объекта, т.е. эффектора.

Одно из проявлений свойства реактивности получило название правила исходного состояния, согласно которому ве­личина и направленность эффекта регуляторного сигнала зависит от особенностей метаболизма и функции, имевшихся в регулируемой системе перед действием этого сигнала. Сущность этого правила проявляется в следующем. Если функция клетки, ткани, органа или физиологической системы, либо метаболические пути находятся в активированном состоянии, то на стимулирующий регуляторный сигнал отмечается или слабый эффект, или отсутствие эффекта, или даже противоположный эффект, а регулятор подавляющего действия, напротив, вызывает максимально возможный эффект. Если же в исходном состоянии функция или метаболизм снижены, то стиму­лирующий регулятор вызывает максимальный эффект, а действие подавляющего регулятора ослаблено или даже приводит к стимуля­ции эффектора.

Механизмы регуляции жизнедеятельности организма

text_fields

text_fields

arrow_upward

Механизмы регуляции жизнедеятельности организма принято де­лить на нервные и гуморальные . Первые используют для передачи и переработки информации структуры нервной системы (нейроны, нервные волокна) и импульсы электрических потенциалов, вторые - внутреннюю среду и молекулы химических вешеств.

1. Нервная регуляция

Нервная регуляция обеспечивает быструю и направленную передачу сигналов, которые в виде нервных импульсов по соответствующим нервным проводникам поступают к определенному адресату - объ­екту регуляции. Быстрая передача сигналов (до 80-120 м/с) без затухания и потери энергии обусловлена свойствами проводящих возбуждение структур, преимущественно состоянием их мембран. Нервной регуляции подлежат как соматические (деятельность скелетной мускулатуры), так и вегетативные (деятельность внутренних органов) функции. Это универсальное значение нервной регуляции жизнедеятельности и физиологических функций было положено в основу концепции нервизма, рассматривающей целостность организ­ма как результат деятельности нервной системы. Однако абсолюти­зация этой концепции до теории физиологии не оставляет места для многообразия уровней и связей в системе регуляции жизнедеятель­ности механизмов интеграции функций. Элементарный и основной принцип нервной регуляции - рефлекс.

2. Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция представляет собой способ передачи регу­лирующей информации к эффекторам через жидкую внутреннюю среду организма с помощью молекул химических веществ, выделя­емых клетками или специализированными тканями и органами. Этот вид регуляции жизнедеятельности может обеспечивать как относи­тельно автономный местный обмен информацией об особенностях метаболизма и функции клеток и тканей, так и системный эффе­рентный канал информационной связи, находящийся в большей или меньшей зависимости от нервных процессов восприятия и перера­ботки информации о состоянии внешней и внутренней среды. Со­ответственно, гуморальную регуляцию подразделяют на местную, малоспециализированную саморегуляцию, и высокоспециализирован­ную систему гормональной регуляции, обеспечивающую генерализо­ванные эффекты с помощью гормонов. Местная гуморальная регу­ляция (тканевая саморегуляция) практически не управляется нервной системой, тогда как система гормональной регуляции составляет часть единой нейро-гуморальной системы.

Деление механизмов регуляции жизнедеятельности организма на нервные и гуморальные весьма условно и может использоваться только для аналитических целей как способ изучения. На самом деле, нервные и гуморальные механизмы регуляции неразделимы .

Во-первых , информация о состоянии внешней и внутренней сре­ды воспринимается почти всегда элементами нервной системы (ре­цепторы), обрабатывается в нервной системе, где может трансфор­мироваться в сигналы исполнительных устройств либо нервной, либо гуморальной природы. Следовательно, для второго и третьего уров­ней системы регуляции физиологических функций управляющим уст­ройством является, как правило, нервная система.

Во-вторых , сигналы, поступающие по управляющим каналам нервной системы передаются в местах окончания нервных провод­ников в виде химических молекул-посредников, поступающих в микроокружение клеток, т.е. гуморальным путем. А специализиро­ванные для гуморальной регуляции железы внутренней секреции управляются нервной системой.

Таким образом, следует говорить о единой нейро-гуморальной сис­теме регуляции физиологических функций . Однако, руководствуясь дидактикой, механизмы нервной (рефлекторной) и гуморальной ре­гуляции будут рассмотрены раздельно.