Open
Close

Половые различия, биологическая надёжность функциональных систем и организма, роль наследственности и среды, как закономерность роста и развития детей и подростков. Надёжность биологической системы

Известно, что в основе как филогенетического (видового) так и онтогенетического (индивидуального) развития лежат три качества: , энергии и информации, воспроизводства (размножения) и надежность биологических систем.

Обмен веществ является важнейшим свойством живой материи: пока есть обмен веществ — до есть и жизнь. Под обменом веществ понимают непрерывного процесс обмена между организмом и внешней средой белков, жиров, углеводов, воды, микроэлементов и энергии.

Воспроизведение — основа продолжения жизни, накопление и закрепление эволюционных качеств. Воспроизведение свойственно как отдельным клеткам организма (в форме разделения клеток) так и целом организма (в форме вегетативного или полового размножения).

Надежность биологической системы — это такой уровень запаса функциональных и регуляторных резервов всех элементов организма, который обеспечивает оптимально постоянную деятельность этого организма в динамических условиях окружающей среды. Надежность является основой выживания, адаптационно-приспособительных свойств и многих избыточных возможностей организма, в том числе до умственного и физического совершенствования.

Все живые существа, отдельные органы, ткани и даже клетки развиваются с запасом надежности. Например, бедренная кость человека, как указывалось выше, выдерживает нагрузку 1,5 тонны, а большая берцовая кость — 1,65 тонны, что в ЗО раз превышает привычные текущие нагрузки на эти кости. Альвеолярная система легких способна усваивать за 1 мин. до 17000 мл кислорода, в то время как даже при самом мощном физической нагрузке потребности организма не преувеличивают 5000 мл. Потенциальные возможности нервной системы за всю жизнь используются лишь на 7-15%, и эти примеры можно продолжать.

По данным А. А. Маркосяна (1974) существует четыре уровня надежности биологических систем:

Избыточность элементов управления и отдельных структур организма;

Взаимозамена средств регулирования или элементов отдельных структур когда, например, происходит нервная или гуморальная регуляция; когда одна почка может взять на себя функции второй почки и др..;

Способность быстрого возвращения уровня деятельности органов и систем после активности в состояние постоянства;

Динамичность взаимодействия цепей всех систем организма.

Надежность живых систем в основном закреплена генетически и передается по наследству. Вместе с этим, некоторые элементы надежности могут приобретаться в онтогенезе, что особенно свойственно людям и происходит путем тренировки мышечной силы, выносливости, двигательных качеств, создание трудовых стереотипов и др.. Внимание физической тренировкой и их качества следует предоставлять с самого детства человека.

В конные этого раздела целесообразно кратко рассмотреть механизм передачи наследственной, детерминированной генами, информации по развитию человека. Как известно, человек получает в наследство от отца и матери весь свой биологический фонд, то есть все врожденные качества своего организма: цвет глаз и волос, форму тела и отдельных его частей, свойства нервной системы и т. д. Вся наследственная информация в большинстве живых существ на Земле, в том числе и у людей, передается генами и закодированная с помощью дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). В свою очередь ДНК является видоспецифической соединением и несет генетическую информацию в виде определенной последовательности азотистых оснований (нуклеотидов) пуринового [аденин (А) и гуанин (Г)] и пиримидинового [тимин (7) и цитозин Щ)] химических рядов. Спаривания азотистых оснований происходит строго по схеме: А — Те Г-Ц, что называется принципом комплементарности (взаемодоривнюваности). Каждый ген (от греческого gems — семья, происхождение) является элементарной единицей наследственности и представляет собой долю молекулы ДИК, которая насчитывает 1000-1500 нуклеотидов. Отдельные гены определяют строение отдельных белков живой клетки и, таким образом, принимают участие в создании характерных признаков, или свойств данного организма. Совокупность генов, передающих всю наследственную информацию о видовые и индивидуальные особенности конкретного организма, называется генотипом.

Различные виды животных и растений имеют разный порядок расположения и молекулярный набор азотистых оснований в ДНК, но всегда молярное соотношение А-Т и Г-Ц = 1, что называется принципом Чаргафа, а отношение Г + Ц, А + Т отражает видовую специфичность структуры ДНК (например, для человека это соотношение составляет 0,66, для мыши — 0,81 и т.д.). Само ДНК состоит из двух, направленных в противоположные стороны цепей. Пуриновые (А, Г) и пиримидинови (Т, ИД) основы размещаются перпендикулярно к оси молекулы ДНК таким образом, что аденин одной цепи соединяется неустойчивыми водородными связями только с тимином противоположной цепи, а гуанин только с цитозином. Таким образом, молекула ДНК представляет собой спираль из двух цепей, расстояние между которыми составляет всего 10 ангстрем (1 ангстрем — 1 / 100 000 000 см).

ДНК, вместе с гистоновых и не гистоновых белками и молекулами рибонуклеиновой кислоты (РНК) образует тяж дезоксирибонуклеопротеид (ДНП), который называется хроматином. В структуре хроматина, ДНК составляет 30-40%, а белки 60-70% всей массы. В состав хроматина входит также 3-4% липидов и ионы кальция, магния и железа, которые нужны для работы ферментов, осуществляющих процессы транскрипции (воспроизведение, повторение) ДНК при делении клеток. Во время деления клеток хроматин становится компактным и формируется в хромосомы (толщина каждой до 100 ангстрем) по схеме: два хроматиновый тяжа образуют фибрилл, две фибриллы составляют полухроматиду, две полухроматиды составляют хроматид и, наконец, две хроматиды составляют одну хромосому. Набор всех хромосом в каждой клетке организма содержит полную генетическую информацию (генотип), что к развитию и функций этой клетки, а в половых клетках — всю информацию, к развитию всего организма.

Известно, что все клетки в организме высших животных, в том числе и человека, делятся на соматические, имеющие двойной (диплоидный) набор хромосом (2п) и являются клетками тела и всех органов, и на половые (гаметы), что во время своего созревания создают одинарный (гаплоидный) набор хромосом (1п). Индивидуально специфический хромосомный комплекс всех клеток каждого вида животных или растений называется кариотипом. У человека кариотип соматических клеток насчитывает 46 хромосом, а половых, соответственно, 23 хромосомы. В женских клетках есть две XX хромосомы, а у мужских два ХУ хромосомы. При оплодотворении, женская и мужская гаметы сливаются, образуя зиготу (зародыш) в котором двойной набор хромосом состоит из галоидных набора этих хромосом от отца и матери, что и обусловливает общие качества будущего организма ребенка. При этом возможно, что особенности одного из родителей будут преобладать и тогда соответствующие качества более проявляются у ребенка. Процесс точной генотипа от родителей к ребенку осуществляется с помощью информационной рибонуклеиновой кислоты (и-РНК), которая способна создавать копии с ДНК и этот процесс называется репликацией, другие РНК, называемых транспортными (т-РНК) способны переносить эту информацию вновь создаваемым белкам нового организма в виде определенной последовательности аминокислот этих белков и этот процесс называется транскрипцией. Гены под действием различных физических, химических и других факторов могут изменять свои определенные участки, что называется мутацией. Мутации связаны с нарушениями нормальной последовательности нуклеотидов в ДНК (например, с заменой одной пары нуклеотидов другой парой, с выпадением некоторых нуклеотидов (явление диляции), или с их удвоением (явление дупликации), В результате могут возникать новые аллели (линии) потомков, с признаками, которых не имели родители и которые могут быть доминантными (преобладающими) или рецессивными (подавленными). Доминантные признаки (например, от одного из родителей) и определяют преимущество признаков соответствующего предка у ребенка (то есть в фенотипе). Спонтанные (случайные) положительные мутации обуславливают генетическую изменчивость, составляющих основу прогрессивных эволюционных изменений в природе. Отрицательные мутации становятся основой разнообразных врожденных пороков развития детей или даже основой детской смертности.

После рождения дети растут и развиваются в различных условиях природной и социальной среды, что чти всегда значительно влияет на ход реализации их генотипа и формирования индивидуальных качеств фенотипа.

(смотри конспект)

Гомеостаз. Пути надежности функционирования организма как биологической системы.

ГОМЕОСТАЗ – свойство живого организма сохранять относительное динамичное постоянство внутренней среды. Гомеостаз выражается в относительном постоянстве химического состава, осмотическом давлении, устойчивости основных физиологических функций. Гомеостаз специфичен и обусловлен генотипом.

Ритмичность биологических функций, основных биофизических, биохимических и физиологических процессов, составляющих основу жизнедеятельности, является одним из условий существования животных и растительных организмов. Система гемостаза имеет свой биологический ритм функционирования (суточный, многодневный, сезонный, зависящий от солнечной активности).

Концепция о на­дежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных воз­можностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сон­ной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60-70 раз превы­шает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринима­ющих клеток, т. е. в 100 раз больше.

Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассмат­ривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными по­тенциальными возможностями.

Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.

Перечень биологических законов

1. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами (первый закон).

2. Неравномерность темпа роста и развития (второй закон).

3. Неодновременность (гетерохронность) развития отдельных органов и систем (третий закон).

4. Особенности роста и развития в зависимости от пола (четвертый закон).

5. Обеспечение надежности биологических систем организма (пятый закон).

6. Акцелерация и децелерация (шестой закон).

Регуляция. Виды регуляции. Местная регуляция. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция

Согласованная деятельность различных систем организма, поддержание относительного постоянства клеточного состава и физико-химических свойств внутренней среды (гомеостаза) обеспечивается нервным и гуморальным механизмами регуляции функций.

Механизмы физиологической регуляции:

гуморальный.

Гуморальная физиологическая регуляция для передачи информации использует жидкие среды организма (кровь, лимфу, цереброспинальную жидкость и т.д.) Сигналы передаются посредством химических веществ: гормонов, медиаторов, биологически активных веществ (БАВ), электролитов и т.д.

Особенности гуморальной регуляции:

не имеет точного адресата – с током биологических жидкостей вещества могут доставляться к любым клеткам организма;

скорость доставки информации небольшая – определяется скоростью тока биологических жидкостей – 0,5-5 м/с;

продолжительность действия.

Нервная физиологическая регуляция для переработки и передачи информации опосредуется через центральную и периферическую нервную систему. Сигналы передаются с помощью нервных импульсов.

Особенности нервной регуляции:

имеет точного адресата – сигналы доставляются к строго определенным органам и тканям;

большая скорость доставки информации – скорость передачи нервного импульса – до 120 м/с;

кратковременность действия.

Для нормальной регуляции функций организма необходимо взаимодействие нервной и гуморальной систем.

Нейрогуморальная регуляция объединяет все функции организма для достижения цели, при этом организм функционирует как единое целое.

Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций тесно взаимосвязаны между собой. Гуморальные факторы оказывают влияние на деятельность нервных клеток ЦНС, она в свою очередь изменяет деятельность органов. С другой стороны – образование и поступление в кровь гуморальных веществ регулируется нервной системой

Таким образом, в организме существует единая нервно-гуморальная система, обеспечивающая саморегуляцию функций, без чего невозможно существование организма.

Физиологическая регуляция – это активное управление функциями организма и его поведением для поддержания оптимального уровня жизнедеятельности, постоянства внутренней среды и обменных процессов с целью приспособления организма к меняющимся условиям среды.

Гуморальную регуляцию условно делят на местную саморегуляцию и гормональную регуляцию.

Местная саморегуляцияобеспечивается передачей химических сигналов в пределах одной ткани или органа с помощью простейших метаболитов и более сложных продуктов обмена - «тканевых гормонов».

Простейшие метаболиты – вещества, получаемые в результате биохимических реакций. Они выступают как регуляторы обменных процессов и функций органов по принципу обратной связи. Например, образование молочной кислоты, пировиноградной кислоты при интенсивной деятельности мышц ведет к расши­рению артериол и прекапилляров для увеличения притока крови и кислорода. В то же время сократительная способность мышц ослабевает. Регуляторные эффекты метаболитов неспецифичны.

"Тканевые гормоны" или гистогормоны – это метаболиты сложного химического строения, которые в отличие от «классических» гормонов вырабатываются неспециализированными клетками (например, кинины, простагландины). Характерным признаком гистогормонов является их способность обеспечивать взаимодействие и регуляцию клеток на «местном» уровне, практически без вмешательства нервной системы.

Гистогормоны делятся на 2 группы:

1. Тканеспецифические гистогормоны локального действия:факторы роста нервов, тромбоцитов (тромбопоэтины), эритроцитов (эритропоэтины). Сюда же можно отнести и кейлоны или халоны - простые белки или гликопротеиды, подавляющие деление клеток и синтез ДНК. Существуют и антикейлоны – вещества, стимулирующие образование новых структур. Нарушение таких связей может лежать в основе ряда заболеваний (например опухолевый рост), а также играть роль в процессах старения.

2. Тканеспецифические гистогормоны широкого спектра действия -например, простагландины, брадикинин, гистамин,и т.д. Образование этих веществ, в отличие от гормонов, осуществляется неспециализированными клетками.

Нервные центры. Основные свойства нервных центров.

Строение и функции спинного мозга. Функциональная организация сегмента спинного мозга. Нейроны спинного мозга.

Специфические и неспецифические ядра таламуса.

Влияние центральной нервной системы и биологически активных веществ на кровообращение.

Газообмен в легких.

Газообмен - обмен газов между организмом и внешней средой. Из окружающей среды в организм непрерывно поступает кислород, который потребляется всеми клетками, органами и тканями; из организма выделяется образующийся в нём углекислый газ и незначительное количество др. газообразных продуктов метаболизма. Газообмен необходим почти для всех организмов, без него невозможен нормальный обмен веществ и энергии, а, следовательно, и сама жизнь.

Механизм газообмена в легких − весьма интересный процесс. Сами по себе легкие не растянутся и не сожмутся без работы мышц. В легочном дыхании участвуют межреберные мышцы и диафрагма (специальная плоская мышца на границе грудной и брюшной полостей). Когда сокращается диафрагма, в легких понижается давление, и воздух, естественно, устремляется в орган. Выдох происходит пассивно: эластичные легкие сами выталкивают воздух наружу. Хотя иногда мышцы могут сокращаться и при выдохе. Так происходит при активном дыхании.

Весь процесс находится под контролем головного мозга. В продолговатом мозге есть специальный центр регуляции дыхания. Реагирует он на наличие углекислого газа в крови. Как только его становится меньше, центр по нервным путям посылает сигнал диафрагме. Происходит процесс ее сокращения, и наступает вдох. При повреждении дыхательного центра больному вентилируют легкие искусственным путем.

Главная задача легких не просто перегонять воздух, а осуществлять процесс газообмена. В легких меняется состав вдыхаемого воздуха. И здесь основная роль принадлежит кровеносной системе. Что же представляет собой кровеносная система нашего организма? Ее можно представить большой рекой с притоками из маленьких речушек, в которые впадают ручейки. Вот такими ручейками-капиллярами пронизаны все альвеолы.

Кислород, поступивший в альвеолы, проникает в стенки капилляров. Это происходит потому, что в крови и воздухе, содержащимся в альвеолах, давление разное. Венозная кровь имеет меньшее давление, чем воздух альвеол. Поэтому кислород из альвеол устремляется в капилляры. Давление же углекислого газа меньше в альвеолах, чем в крови. По этой причине из венозной крови углекислый газ направляется в просвет альвеол.

В крови имеются специальные клетки – эритроциты, содержащие белок гемоглобин. Кислород присоединяется к гемоглобину и путешествует в таком виде по организму. Кровь, обогащенная кислородом, называется артериальной.

Дальше кровь переносится к сердцу. Сердце − еще один наш неутомимый труженик − перегоняет кровь, обогащенную кислородом, к клеткам тканей. И далее по «реченькам-ручейкам» кровь вместе с кислородом доставляется ко всем клеткам организма. В клетках она отдает кислород, забирает углекислый газ – продукт жизнедеятельности. И начинается обратный процесс: тканевые капилляры – вены – сердце – легкие. В легких обогащенная углекислым газом кровь (венозная) поступает опять в альвеолы и вместе с остатками воздуха выталкивается наружу. Углекислый газ, также как и кислород, переносится с помощью гемоглобина.

Итак, в альвеолах происходит двойной газообмен. Весь этот процесс осуществляется молниеносно, благодаря большой площади поверхности альвеол.

Физиология как наука. Связь физиологии с другими науками. Методы исследования.

(смотри конспект)

физиология как наука неразрывно связана с другими дисциплинами. Она базируется на знаниях физики, биофизики и биомеханики, химии и биохимии, общей биологии, генетики, гистологии, кибернетики, анатомии. В свою очередь, физиология является основой медицины, психологии, педагогики, социологии, теории и методики физического воспитания. В процессе развития физиологической науки из общей физиологии выделились различные ее частные разделы физиология труда, физиология спорта, авиакосмическая физиология, физиология подводного труда, возрастная физиология, психофизиология и др.

· А. в единстве элементов управления

· Б. гомеорезиса

· +В. динамичности взаимодействия звеньев системы

· Г. совершенного и быстрого возврата к состоянию относительного постоянства

· Д. медленном возврате к состоянию относительного постоянства

173. 3. К особенностям сосудистой системы у детей относятся следующие:

· А. относительно маленького диаметра артерий

· +Б. относительно узкого просвета вен

· В. относительно узкого просвета капилляров

· Г. сильно развиты мышечные волокна сосудистой стенки

· Д. сильно развиты эластические волокна сосудистой стенки

174. Чему должна быть равна дистанция спинки?

· A передне-заднему размеру грудной клетки

· B передне-заднему размеру грудной клетки+ 1-2см

· C + передне-заднему размеру грудной клетки+ 4-5см

· D передне-заднему размеру грудной клетки+ 9см

· E передне-заднему размеру грудной клетки+ 10см

175. Какой должна быть отрицательная дистанция сидения?

· A сидение должно заходить за край стола на 1см

· B+сидение должно заходить за край стола на 4-8см в зависимости от группы

· C сидение должно заходить за край стола на 15см

· D сидение должно заходить за край стола на 10см

· E сидение должно заходить за край стола на 1,5см

176. Какая величина частной сигмы характеризует 1 степень физического развития у дошкольников?

· A + от-1 до+1 частной сигмы

· B от-1 до+2 частных сигм

· C от-3 до+3 частных сигм

· D от-4 до+4 частных сигм

· E от-5 до+5 частных сигм

177. 10. Какой уровень детей с 1 степенью физического развития позволяет считать хорошим физическое развитие коллектива:

178. Интервал возрастной группировки детей от 1года до 3 лет приразработке стандартов физразвития составляет?

· B 1 месяц

· C 2,5 месяца

· D + 3 месяца

· E 6 месяцев

179. Т Каковы правила продажи озвученных игрушек, прикладываемых к губам?

· A покупатель сам опробует игрушки при наличии их выбора

· B продавец сам опробует каждую подаваемую игрушку

· C никто не опробует игрушку

· D + продавец опробует демонстрационный образец игрушки через воздуходувную установку

· E игрушку дают опробовать ребенку

180. Т Как пересаживают школьников с целью профилактики нарушений остроты зрения?

· A с первых на последние парты всех рядов и наоборот

· B с первых на последние парты 1 и 2 ряда и наоборот

· C с первого на второй ряд и наоборот

· D со второго на третий ряд и наоборот

· E+с первого на третий ряды и наоборот

181. На какое место в классе вы посадите ученика высокого роста с пониженным слухом?

· A на первую парту 1-го ряда

· B в любом ряду на любую парту

· C на любую парту 1-го ряда

· D на первую или вторую парту любого ряда

· E + на первую парту боковых рядов в соответствии с группой роста ученика

182. К какой группе здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации?

183. Т К какой группе здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации?

184 Т Какие показатели естественного освещения, оценивается при экспертизе проекта?

· A + световой коэффицент и коэффициент заглубления

· B коэффициент заглубления

· C удельная мощность

· D коэффициент затенения

185. Т Выберите земельный участок под строительство ДДУ, при данных его использования в прошлом?

· A захоронение животных

· B кладбище

· C захоронение радиоактивных веществ

· D для мусора

· E + совершенно не использованный

186. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Искакова Д. с участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп.

Четвертая

187. Отметьте к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Калиева С. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину.

четвертая

188. Отметьте к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Смагулова Ж. с участием специалистов диагностировано: уплощение стопы. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп.

четвертая

189. Отметьте к какой группе здоровья относятся ребенок. При врачебном осмотре Сисенова Н. с участием специалистов диагностировано: бронхиальная астма в стадии клинической и лабораторной ремиссии. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп.

четвертая

190. Отметьте к какой группе здоровья относятся ребенок. При врачебном осмотре Жунусова Р. с участием специалистов диагностировано: ревматизм, декомпенсированная форма. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию, перенес острые фоликуллярные ангины, грипп

четвертая

191. Отметьте к какой группе здоровья относятся ребенок. При врачебном осмотре Петрова Г. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год предшествовавший обследованию, перенес коревую краснуху, 2 ОРВИ

четвертая

192. Укажите рациональное соотношение белков и жиров в питании детей

193. Укажите соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей младшего возраста.

194. Укажите соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старшего возраста.

195. Укажите оптимальное соотношение кальция и магния в питании детей.

196. Укажите наиболее рациональное место уроков труда в расписании учащихся 1-7-х классов 1-ой смены.

первыми, вторыми уроками

первыми, последними уроками

вторыми, третьими уроками

Третьими, четвертыми уроками

последними уроками

197. Укажите наиболее рациональное место уроков труда в расписании учащихся 1-7-х классов 2-ой смены.

Первыми, вторыми уроками

первыми, последними уроками

вторыми, третьими уроками

третьими, четвертыми уроками

последними уроками

198. Укажите наиболее рациональное место уроков труда в режиме учебной недели.

понедельник, вторник

понедельник, пятница

вторник, четверг

Среда, четверг

четверг, пятница

199. Распределение школьников на группы физического воспитания осуществляются с учетом.

пола, состояния здоровья и желания учащегося

Состояния здоровья, физической подготовленности, уровня физического развития

физической подготовленности, желания учащегося, штатного расписания преподавателей физкультуры

желания учащегося, штатного расписания преподавателей физкультуры

пола. штатного расписания преподавателей физкультуры, успеваемости по физической культуре

200. Комплектование специальной группы физического воспитания осуществляется с учетом.

Возраста, клинического диагноза, физической работоспособности

пола, успеваемости по физической культуре, желания учащегося

возраста, успеваемости по физической культуре, желания учащегося

желания учащегося, возраста, клинического диагноза

возраста, успеваемости по физической культуре, физической работоспособности

201, При рассаживании учащихся в классе учитывают следующие факторы.

длина тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, успеваемость

длина тела учащегося, заболевание органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям, желания учащегося, успеваемость

длина тела учащегося, склонность к простудным заболеваниям, желания учащегося, успеваемость

Длина тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям

успеваемость, желания учащегося, состояние органа зрения

202. Укажите недостаток каких трех аминкислот чаще всего отмечается в питании детей всех возрастных групп.

Триптофан, лизин, метионина

лейцин, фенилаланин, изолейцин

валин, треонин, изолейцин

фенилаланин, лейцин, изолейцин

лейцин, изолейцин, треонин

203. Учащийся 16 лет осваивает в УПК профессию электрослесаря по ремонту горношахтного оборудования. С какими производственными вредностями он может встретиться.

Опасность поражения электрическим током, тяжелый физический труд

вынужденная рабочая поза

токсические вещества

высокий уровень электромагнитного излучения

204. Укажите биологический возраст девочки 14 лет по вторичным половым признакам.

Ах1 Р1 Ма1 menses

Ах2 Р3 Ма2 menses

Ах2,3 Р3 Ма3 menses

205. Какая из приведенных специальностей не может быть рекомендована подростку с хроническим неспецифическим полиартритом.

чертежник

Каменьщик

врач-педиатр

фотооператор

телефонист

206. К какой возрастной группе относится мальчик 9 лет 5 месяцев 24 дней.

207. В каких формах используются средства физического воспитания.

водный фактор

воздушный фактор

солнечный фактор

Физкультминутки, физкультпаузы, уроки физкультуры, занятия спортом, экскурсии, походы, трудовые процессы

физические упражнения

208. Из каких основных частей состоит урок физического воспитания в ДДУ.

Вводная, основная, заключительная

основная и заключительная

вводная и основная

основная

основная и заключительная

209. Какой из видов патологий может служить противопоказанием к овладению профессии педагога.

дальтонизм

Логоневроз

хронический гастрит

хронический тонзиллит

210. К какой возрастной группе относится мальчик 5 лет 2 месяцев 29 дней.

3 года 3 месяцев

3 года 9 месяцев

211. К какой возрастной группе относится мальчик 1 год 9 месяцев 16 дней

1 год 9 месяцев

3 года 3 месяцев

2 года 6 месяцев

212. Садвакасов. Илья, 8 лет. Папа - казах, мама - русская. По каким этническим стандартам физического развития должен быть оценен ребенок

по стандартам детей монголоидной этнической группы

213. Потапова Мадина, 10 лет. Папа – русский, мама – татарка. По каким этническим стандартам физического развития должен быть оценен ребенок

по смешанным межэтническим стандартам

по стандартам детей европеоидной этнической группы

по стандартам детей негроидной этнической группы

по стандартам детей монголоидной и европеоидной этническим группам

214. Ким Альбина, 12 лет. Папа – кореец, мама – казашка. По каким этническим стандартам физического развития должен быть оценен ребенок

по смешанным межэтническим стандартам

по стандартам детей европеоидной этнической группы

По стандартам детей монголоидной этнический группы

по стандартам детей негроидной этнической группы

по стандартам детей монголоидной и европеоидной этническим группам

215. Акселерация – явление, распространенное в пределах:

А. 1 или нескольких стран

Б. 1 или нескольких областей

В. 1 или нескольких городов

Г. всего мира

Д. стран, расположенных на 1 географической широте

216. К морфо-функциональным особенностям опорно-двигательного аппарата новорожденного относится следующие

А. отсутствия изгибов позвоночника

Б. сращения костей черепа между собой

В. отсутствия родничков между костями черепа

Г. сращения тазовых костей между собой

Д. бедная васкуляризации мышц

217. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на физическое развитие ребенка:

А. полноценное питание

Б. достаточная физическая активность при пребывании на свежем воздухе

В. хронические рецидивирующие заболевания

Г. занятия спортом

Д. учебный процесс

218. Какой из антропометрических показателей является ведущим при оценке физического развития детей?

А. масса тела

В. окружность грудной клетки

Г. окружность головы

Д. половое развитие

219. Чем характеризуется кифотическая осанка

А. увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад

Б. спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен

В. увеличивается шейного и поясничного изгибов, спина круглая, голова наклонена кпереди, плечи опущены, живот выпячен

Г. сглаживаются оба изгиба, спина выпрямлена, живот подобран

Д. корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые

220. Какие формы искривления позвоночника могут наблюдаться у детей, вследствие неправильного подбора учебной мебели

А. переднее-задняя

Б. кифотическая

В. лордотическая

Г. сколиотическая

Д. Гиббусная

221. Для проведения физического воспитания дети дошкольного возраста могут быть разделены на: (221. . Для проведения физического воспитания дети дошкольного возраста, в зависимости от состояния здоровья, распределяются на группы://)

А. 1 группу

Б. 2 группы

В. 3 группы

Г. 4 группы

Д. 5 групп

222. 222. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный на деятельности с большим … эффектом://

223. В зависимости от состояния здоровья и тренированности организма учащиеся для занятий физическим воспитанием распределяются на группы://

225. Степень полового созревания у мальчиков определяется следующими показателями:

А. F, P, Ах, Ма

Б. L, P, Ме, Ма

В. V, P, Ме, L, Ах

Г. V, P, F, Ме, Ма

Д. F, V, L, Р, Ах

226. Назовите соматометрические показатели физического развития детей и подростков

А. масса тела, состояние осанки

Б. длина тела, форма стопы

В. степень развития вторичных половых признаков, формы грудной клетки, стопы, ног, состояние осанки

Г. длина тела, форма грудной клетки

Д. окружность грудной клетки и головы

227. Расстояние от здания ДДУ до мусоросборников:

В.+не менее 25 м

228. Измерение окружности грудной клетки проводят:

А. после физической нагрузки

Б. в состоянии покоя, максимального вдоха

В. в состоянии покоя, максимального выдоха

Г. в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха

Д. после физической нагрузки и максимального вдоха

229. По стандартам какой климато-географической зоны РК нужно определить физическое развитие девочки 9 лет, проживающей в г.Ка раганде и мальчика 11 лет, проживающего в Темиртау?

Центральная

восточная

западная

северная

230. По стандартам какой климато-географической зоны РК нужно определить физическое развитие девочки 15 лет, проживающей в г.Усть-Каменогорске

Центральная

восточная

западная

северная

231. По стандартам какой климато-географической зоны РК нужно определить физическое развитие девочки 9 лет, проживающей в г.Таразе и мальчика 11 лет, проживающего в Алматы?

центральная

восточная

западная

северная

232. По стандартам какой климато-географической зоны РК нужно определить физическое развитие девочки 15 лет, проживающей в г.Петропавловске

центральная

восточная

западная

Северная

233. Виды стандартов физического развития, разработаных в Казахстане?

Местные (региональные),зональные

республиканские

городские

сельские

районные

234. К какой этнической группе нужно отнести девочку 3 лет при оценке физического развития в РК, если отец-украинец, мать-кореянка?

Монголоиды

европоиды

украинцы

малые народности

235. К какой этнической группе нужно отнести мальчика 8 лет при оценке физического развития в РК, если отец киргиз, мать – украинка?

монголоиды

Европоиды

украинцы

малые народности

236. К какой этнической группе нужно отнести мальчика 5 лет при оценке физического развития в РК, если мать русская, отец-башкир?

Европоиды

украинцы

237. Методы оценки физ.развития детей в организованных коллективах, принятые в республике Казахстан?

по сигмальным отклонениям

по центильным таблицам

По шкалам регрессии

по методу индексов

по методу Ромбера

238. Подросток, 16 лет. Обучается профессии маляра. С какими производственными факторами он может встретится?

Неблагоприятными метеорологическими условиями, холодное, сырое и запыленное помещение, с химическими и раздражающими верхних дыхательных путей веществами

физическое напряжение, длительное пребывание на ногах

токи высокого напряжения

вынужденная рабочая поза

напряжения внимания

239. Какая из приведенных специальностей не может быть рекомендована подростку с экземой кистей рук? (закрытый, практическое занятие, 3 балла, В, ГДП/)

Оператор

телефонист

водитель

240. Подросток, 17 лет. Поступает в ПТШ по специальности слесарь. С какими производственными вредностями он может встретиться?

Большое физическое напряжения, длительность пребывание на ногах в условиях неблагоприятных метеорологических факторов, химическими и токсическими веществами

напряжение внимания

химическими раздражителями

сырое и запыленное помещение

напряжение зрения

241. Какие заболевания противопоказаны при освоении профессии токаря?

Хронический гастрит, язвенные болезни с редкими обострениями

ФР II-III ст

хронический пиелонефрит

хронический тонзиллит

242. Учащийся 16 лет осваивает в УПК профессию электрослесаря по ремонту горношахтного оборудования. С какими производственными вредностями он может встречаться?

Опасность поражения электрическим током, тяжелый физ. труд

вынужденная рабочая поза

неблагоприятные метеорологические условия

токсические вещества

напряжение внимания

243. Какая из приведенных специальностей не может быть рекомендована подростку с хроническим пиелонефритом?

Химик-аналитик

телефонист

врач-педиатр

радиооператор

244. 244. Медицинское наблюдение за оздоровительным влиянием на организм физического воспитания в детских коллективах осуществляется под руководством://

245. Какая из приведенных специальностей не может быть рекомендована подростку, страдающему эпилепсией без интеллектуальных изменений?

портной индивидуального пошива

экономист

Оператор конвеера

преподаватель черчения

библиотекарь

246. Какой из видов патологии может служить противопоказанием к овладению профессии врача

дальтонизм

хронический гастрит

Эпилепсия с интеллектуальными и характерологическими изменениями

247. Количество сладостей в суточном рационе детей должно составлять?

Не более 15-20% суточного количество углеводов

5-10% суточного количество углеводов

20-30% суточного количество углеводов

10-15% суточного количество углеводов

30-40% суточного количество углеводов

тепличного производства

купленные на рынке

с низкой питательной ценностью

Представляющие потенциальную опасность для здоровья

249. Что такое меню-раскладка?

перечень продуктов

Перечень продуктов с указанием их количества

перечень блюд с указанием веса

перечень режимных моментов

250. Нормативные документы, определяющие количественную полноценность питания?

санитарные правила устройства и содержания ДДУ

нормы физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии

Примерные 10-дневные меню

251. Какие виды консервов запрещены в детских учреждениях?

фруктовые

Домашнего приготовления

252. Какой из кисло-молочных напитков является запрещенным для употребления в детских учреждениях?

Простокваша-самоквас

кефир обезжиренный

253. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для: (253. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме не имеет значения для://)

заболеваний;

254. Распределение детей по группам здоровья важно для: (254. Распределение детей по группам здоровья не важно для://)

255. Анализ распределения детей по группам здоровья имеет значение для:

заболеваний;

б) индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки;

В) оценки состояния здоровья коллектива;

Г) выявления группы риска развития заболеваний;

Д) оценки динамики состояния здоровья коллектива.

256. Оценка уровня здоровья ребенка с установлением группы здоровья учитывает: (256. Оценка уровня здоровья ребенка с установлением группы здоровья не учитывает://)

а) количество дней, пропущенных по болезни в течение года;

Б) уровень функционального состояния основных систем организма;

В) наличие или отсутствие хронических заболеваний в момент обследования;

Г) количество заболеваний в течение года;

Д) уровень достигнутого физического и психического развития и его гармоничность.

257. В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей происходят следующие изменения: (257. В последние десятилетия в состоянии здоровья детей и подростков происходят следующие изменения://)

258. 258. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Идрисова А. выявлено: сутуловатая осанка, физическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ://

259. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Асанова И.. хронических заболеваний не выявлено: физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу://

260. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Курмановой А. выявлено: хронический тонзиллит в стадии обострения, физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. За год, предшествовавший обследованию, перенесла 3 ОРВИ, грипп://

261. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Алиева С. установлено: хронических и морфофункциональных отклонений не выявлено, физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп, острую фолликулярную ангину//

262. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Оспанова К. хронических заболеваний не выявлено, физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес острый бронхит, корь, острую катаральную ангину://

263. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение для:

заболеваний;

Б) индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки;

В) оценки состояния здоровья коллектива;

Г) выделения группы риска развития заболевания;

Д) оценки состояния здоровья индивидуума и его динамики;

Е) оценки динамики в состоянии здоровья коллектива.

264. Распределение детей по группам здоровья важно для:

А) характеристики здоровья детской популяции;

Б) оценки эффективности лечебно-профилактической работы;

В) сравнительных сопоставлений;

Г) выявления факторов риска, влияющих на здоровье детей;

д) определение потребности в специализированных службах и кадрах.

265. В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей происходят следующие изменения:

а) увеличение числа детей отнесенных к 1, 2 группам здоровья;

Б) уменьшение числа детей отнесенных к 1,2 группам здоровья;

В) увеличение числа детей отнесенных к 3 –5группам здоровья;

г) уменьшение числа детей отнесенных к 3-5 группам здоровья.

266. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Мукановой К. хронический отит, декомпенсированная стадия. Физическое и психическое развитие отстает от паспортного возраста, дисгармоничное за счет снижения массы тела. За год, предшествовавший обследованию, перенесла острый бронхит, корь, 3 острые катаральные ангины, грипп://

267. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Тукешева Р. выявлено: плоскостопие. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРЗ, грипп://

268. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Ивановой С. выявлено: уплощение стопы. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенесла 3 ОРВИ, парагрипп://

269. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Жумабаева Г. выявлена бронхиальная астма в стадии ремиссии. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес грипп://

270. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок:

При врачебном осмотре Сакенова М. хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРЗ, коревую краснуху, 3 острые катаральные ангины://

271. Комплексная оценка физического развития включает в себя: 271. В настоящее время предложена комплексная оценка состояния здоровья, проводимая на основе://

А. определение соответствия биологического возраста паспортному, и

оценку морфофункциональных показателей

Б. оценку морфофункциональных показателей

В. определение показателей физиологических систем организма

Г. оценку показателей в динамике

Д. оценку физического развития методом индексов

272. Сколько групп здоровья, выделяемых по результатам комплексной оценки при медицинских осмотрах: (272. Выделены следующие группы здоровья://)

А. 2 группы здоровья

Б. 3 группы здоровья

В. 4 группы здоровья

Г. 5 групп здоровья

Д. 6 групп здоровья

273. . Наиболее полным и правильным определением понятия физическое развитие является:

а) совокупность антропометрических и физиометрических признаков;

б) скорость прироста основных антропометрических и физиометрических признаков;

В) совокупность морфологических и функциональных свойств организма и

уровень его биологического развития;

г) соматометрические и антропометрические показатели, соотнесенные с возрастно-региональными стандартами.

274. Физическое развитие детей и подростков зависит от: (274. Физическое развитие детей и подростков не зависит от//)

А) биологических факторов;

Б) социальных факторов;

В) состояния здоровья;

г) методов исследования;

д) методов оценки.

275. Физическое развитие детей и подростков зависит от:

А) биологических факторов;

Б) социальных факторов;

В) состояния здоровья;

г) методов исследования;

д) методов оценки.

276. Отметьте основные требования к проведению антропометрических исследований:

277. Отметьте основные требования к проведению антропометрических исследований:

А) использование унифицированной антропометрической методики;

Б) наличие стандартизированного антропометрического инструментария;

В) проведение измерений на обнаженном теле, в положении по стойке смирно или в другом положении в соответствии с методикой измерений;

Г) проведение обследования в утренние часы, в теплом, светлом помещении;

д) проведение обследования натощак;

е) сравнение полученных данных со стандартными значениями;

ж) выявление изменений функциональных показателей после нагрузки;

з) проведение обследования в светлое время суток в теплом, светлом помещении.

278. 278. К основным показателям физического развития не относится:// относится:

А) жизненная емкость легких;

В) сила сжатия кисти рук;

Г) становая сила.

А) осанка;

Б) форма грудной клетки;

Д) состояние мускулатуры;

Е) жироотложение;

А) длина тела; соматометрия

Б) масса тела; соматометрия

279. Из физиометрических признаков определяют://

А) жизненная емкость легких;

б) экскурсия грудной клетки;

В) сила сжатия кисти рук;

Г) становая сила.

280. Из соматоскопических признаков определяют://

А) осанка;

Б) форма грудной клетки;

в) окружность грудной клетки;

г) масса тела;

Д) состояние мускулатуры;

Е) жироотложение;

Ж) вторичные половые признаки.

281. Инструмент для объективной оценки жироотложения у детей и

подростков? (281. Степень жироотложения колеблется в значительных пределах и определяется по://)

Металлическая линейка

толстотный циркуль

скользящий циркуль

сантиметровая лента

актинометр

282. 282. Форма грудной клетки определяется при рассматривании в профиль и анфас, и обращают внимание на://

283. Физическое развитие детей и подростков зависит от:

А) биологических факторов;

Б) социальных факторов;

В) состояния здоровья;

г) методов исследования;

д) методов оценки.

284. Целью текущего санитарного обследования детских и подростковых учреждений является

А. повседневный плановый контроль за соблюдением в учреждениях норм и правил

Б. изучение одного из наиболее актуальных для УДГСЭН вопросов

В. обследование в связи с изменившейся ситуацией на объекте

Г. углубленное изучение одного какого – либо вопроса

Д. одномоментное обследование всех или части учреждений по одному или нескольким вопросам

285. . Отметьте основные требования к проведению антропометрических исследований: (285. К требованиям проведения антропометрических исследований не относится://)

А) использование унифицированной антропометрической методики;

Б) наличие стандартизированного антропометрического инструментария;

В) проведение измерений на обнаженном теле, в положении по стойке смирно или в другом положении в соответствии с методикой измерений;

Г) проведение обследования в утренние часы, в теплом, светлом помещении;

д) проведение обследования натощак;

е) сравнение полученных данных со стандартными значениями;

ж) выявление изменений функциональных показателей после нагрузки;

з) проведение обследования в светлое время суток в теплом, светлом помещении.

286. 286. Совокупность морфо-функциональных признаков, обуславливающих особенности организма называется://

Конституция

287. К основным показателям физического развития относится://

А) жизненная емкость легких;

В) сила сжатия кисти рук;

Г) становая сила.

А) осанка;

Б) форма грудной клетки;

Д) состояние мускулатуры;

Е) жироотложение;

Ж) вторичные половые признаки.

А) длина тела; соматометрия

Б) масса тела; соматометрия

В) окружность грудной клетки; соматометрия

288. 288. Для определения достаточности нагрузки на уроке физического воспитания служит показатель://

289. . Основные соматометрические показатели:

А) длина тела;

Б) масса тела;

В) окружность грудной клетки;

г) форма грудной клетки.

290. 290. Для определения формы стопы осматривают// Перешеек свода стопы???

Показатель:

1.Нормальная стопа 40, 46%

2.Уплощенная стопа 53%

3.Плоская стопа 63, 70%

Перешеек свода стопы:

291. О развитии мускулатуры судят по://

292. Половое развитие является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по://

293. Метод изучения при систематическом наблюдении за физическим развитием отдельных детей в течение длительного времени называется://

Индивидуализирующий метод исследования – это:

А. массовое исследование физического развития

Б. не систематическое наблюдение за физическим развитием отдельных детей

В. систематическое наблюдение за физическим развитием отдельных детей

Г. массовое наблюдение физического развития в течение 1 дня

Д. массовое наблюдение физического развития детей определенного возраста

294. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение

периода роста и развития;

В) исследование физического развития больших групп детей в относительно

короткий срок;

г) исследование физического развития детей в генеральной совокупности.

295. Местные или региональные стандарты физического развития устанавливаются:

а) ежегодно в ходе медицинских профилактических осмотров;

б) ежегодно индивидуализирующим методом;

В) генерализирующим методом раз в 15-20 лет;

г) генерализирующим методом ежегодно;

д) генерализирующим методом в случае резкого изменения социальных условий.

296. Для сравнения физического развития коллективов детей и подростков целесообразно использовать:

а) среднеарифметические показатели длины тела;

б) среднеарифметические показатели массы тела;

в) среднеарифметические величины функциональных показателей;

Г) число детей с биологическим возрастом, соответствующим паспортному;

Д) число детей с гармоничным морфо-функциональным состоянием.

298. Метод изучения физического развития детей и подростков, заключенный в сравнении физического развития индивидуума с физическим развитием той группы, членом которой он является называется:

Метод индексов

Метод сигмальных отклонений

По шкалам регрессий

Метод центильных шкал

Комплексный

299. Существенным недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений является то, что:

Каждый признак физического развития оценивается изолированно

Возможность взаимосвязи основных показателей физического развития

300. Оценку физического развития коллектива производят по достоверности различий средних величин двух разных коллективов в динамике, за тот или иной период времени, путем расчета критерия по определенной формуле. Укажите автора формулы:

Стьюдент

Стивенс

Сперанский

301. Биологический возраст можно установить по следующим данным, кроме:

Длине тела и её годовым прибавкам

Развитию вторичных половых признаков

Жизненной ёмкости лёгких

Наличию точек оссификации

Числу постоянных зубов

302. Хронологический возраст – это:

Период, прожитый ребенком от рождения до подросткового

Период от рождения до момента обследования

Период от рождения до школьного

303. Массовое исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок называется:

Индивидуализирующий

Генерализирующий

Локализирующий

Генерирующий

Универсальный

304. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:

Оценка физического развития индивидуума

Исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития

Исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок

Исследование физического развития в генеральной совокупности

Однократное исследование физического развития детей

305. Для оценки физического развития детей и подростков вычисляют возраст обследуемого с точностью до:

Месяцев;

306. Для сравнения физического развития коллективов детей и подростков целесообразно использовать:

Среднеарифметические показатели длины тела;

Среднеарифметические показатели массы тела;

Среднеарифметические величины функциональных показателей;

Число детей с биологическим возрастом, соответствующим паспортному;

Число детей с гармоничным морфо-функциональным состоянием.

307. Для индивидуальной оценки физического развития детей используются разные методы, укажите какие:

Метод индексов

Метод сигмальных отклонений

По шкалам регрессий

Метод центильных шкал

Все верно

309. Достоинством метода оценки физического развития по шкалам регрессии является то, что:

Каждый признак физического развития оценивается изолированно

Проводится корреляционная связь между основными признаками

Распределение показателей характеризуется правосторонней асимметрией

Возможность оценки физического развития по совокупности основных показателей в их взаимосвязи

Большие материальные затраты и трудоёмкость использования

310. Существенным недостатком метода оценки физического развития по центильным шкалам является:

Изолированная оценка каждого признака, вне их взаимосвязи

Проводится корреляционная связь между основными признаками

Распределение показателей характеризуется правосторонней асимметрией

Возможность оценки физического развития по совокупности основных показателей в их взаимосвязи

Большие материальные затраты и трудоёмкость использования

311. Полученный критерий достоверности различий средних величин оценивается следующим образом:

Различия средних величин достоверны или не достоверны

Различия средних величин однородны

Различия средних величин сомнительны

Различия средних величин универсальны

Различия средних величин не убедительны

312. Биологический возраст – это:

Период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования

Морфофункциональные свойства организма, в зависимости от индивидуальных темпов развития

Период от зачатия до момента обследования

Период от зачатия до момента рождения

Наличие точек оссификации

313. Метод оценки физического развития детей и подростков, учитывающий как уровень биологического развития, так и морфофункциональное состояние организма называется:

Метод индексов

Метод сигмальных отклонений

По шкалам регрессий

Метод центильных шкал

Комплексный

314. Установление уровня биологического развития (биологический возраст) оценивается по показателям:

Длины тела стоя (рост)

Погодовой прибавке роста

Количеству постоянных зубов

Степени развития вторичных половых признаков

Все верно

315. При комплексной оценке уровня физического развития детей и подростков основные признаки находятся:

Во взаимосвязи и подкрепляют друг друга

Изолированно друг от друга

Дополняют друг друга

В сравнении другс другом

Вне взаимосвязи друг с другом

316. Первый этап методики комплексной оценки уровня физического развития детей и подростков устанавливает:

Уровень биологического развития организма

317. Существующие стандартные таблицы для определения соответствия биологического возраста календарному по возрастам и полу детей, могут быть использованы с региональными поправками на средний возраст. Укажите, о каком признаке идет речь?

Длина тела стоя (рост)

Погодовая прибавка роста

Количество постоянных зубов

Менархе

Масса тела (вес)

318. В младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются:

Длина тела

Число постоянных зубов

Погодовые прибавки роста

Вторичные половые признаки

Рост и число постоянных зубов

319. На втором этапе методики комплексной оценки уровня физического развития детей и подростков определяют:

Морфофункциональное состояние организма

Уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма

Изолированную оценку каждого признака физического развития

Оценку по совокупности основных показателей признаков физического развития

320. Морфофункциональное состояние организма оценивают не по абсолютному значению основных показателей, а по соотношению между ними, укажите соответствие:

Массы тела и ОГК длине тела

Массы тела и ОГК осанке

ОГК, ЖЕЛ длине тела

Длины тела и ОГК массе

Соответствие всех показателей стандарту

321. Морфофункциональное состояние организма оценивается как:

Нормальное

Ненормальное

Гармоничное

Не гармоничное

Соответствующее

Соответствуют должным

Отстают от должных

В пределах 2,0 частных сигм

Менее или более должных на 1,1 – 2,0 сигмы

323. Комплексный метод для оценки показателей физического развития детей и подростков учитывает:

Уровень биологического развития организма

Морфофункциональное состояние организма

Уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма

Изолированную оценку каждого признака физического развития

Оценку по совокупности основных показателей признаков физического развития

324. Комплексный метод для оценки показателей физического развития детей и подростков осуществляется:

Схематично

Поэтапно

В 2 этапа

В 3 этапа

325. Установление уровня биологического развития (биологический возраст) оценивается по показателям:

Длины тела стоя (рост)

Погодовой прибавке роста

Количеству постоянных зубов

Сроку наступления менархе

Все верно

326. Погодовые прибавки роста рассчитывают путем определения:

Разницы роста по сравнению с предыдущим годом

Поправки на средний возраст региональных стандартов

Соответствия биологического возраста календарному

Ускорения темпов роста возрастного показателя

327. При отставании или опережении, большинства показателей уровня биологического развития детей и подростков, следует констатировать темпы возрастного развития, как:

Разницу по сравнению с предыдущим годом

Поправку на средний возраст региональных стандартов

Соответствие биологического возраста календарному

Отставание или ускорение темпов роста возрастного развития

Морфофункционального состояния организма

328. Констатируетсяотставание или ускорение большинства показателей уровня биологического развития детей и подростков на:

6 месяцев

329.В среднем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются:

Длина тела

Число постоянных зубов

Погодовые прибавки роста и вторичные половые признаки

Вторичные половые признаки

Рост и число постоянных зубов

330. При определении морфофункционального состояния организма используются ранее упомянутые:

Шкалы регрессии и возрастные стандарты функциональных отклонений

Шкалы регрессии и метод индексов

Метод сигмальных отклонений и комплексный

Метод центильных шкал и метод индексов

По шкалам регрессий и метод центильных шкал

Отстают от должных

Соответствуют или отличаются в пределах 1,0 частной сигмы

В пределах 1,0 частной сигмы

В пределах 2,0 частных сигм

Менее или более должных на 2,1 сигмы и более

Соответствуют должным

Отстают от должных

В пределах 1,0 частной сигмы

В пределах 2,0 частных сигм

Менее или более должных на 2,1 сигмы и более

334. Какие обязательные занятия проводятся в ДДУ

1. физкультура, лепка, чтение, труды, литература

2. родной язык, математика, ознакомление с природой

3. изобразительная деятельность, музыка, физкультура, дидактические игры по сенсорному воспитанию

4. письмо, труд, литература, чтение, физкультура

5. лепка, рисование, математика

25 часов?

336. Облегченным днем недели для учащихся начальной школы должен быть:

Понедельник;

Вторник;

Четверг;

Пятница.

337. Облегченным днем недели для учащихся средних и старших классов школы должен быть:

Понедельник;

Вторник;

Четверг;

Пятница.

340.Правильно организованная физкультурная пауза на уроке включает:

Длится 1-2 минуты;

Длится 4-5 минуты;

349.Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим критериям:

Плотности урока;

Количества, продолжительности и чередования видов деятельности;

Количества видов преподавания;

Применению ТСО;

Психологическому климату на уроке;

Наличия физкультурных минуток.

350. Правильно организованная физкультурная пауза на уроке длится:

Длится 1-2 минуты;

Длится 4-5 минуты;

Включает упражнения для мелких мышц кисти;

Включает упражнения для глаз;

Включает упражнения для крупных позных мышц;

Включает упражнения для мышц свода стопы.

Естественно, что организм, непрерывно взаимодействуя с окружающей средой, должен иметь механизмы, обеспечивающие его жизнеспособность в пределах широких колебаний окружающих условий. Поэтому в процессе филогенеза происходило широкое накопление жизненных возможностей, создание своеобразного резерва, который составляет так называемую биологическую надежность организма . Примером, подтверждающим высказанное положение, может служить развитие системы свертывания крови. Известно, что количество тромбина (фермента, вызывающего свертывание крови), содержащегося в 10 мл крови, достаточно для свертывания всей крови человека; в среднем в организме около 5 литров крови; следовательно, тромбина одного человека вполне достаточно для превращения в сгусток крови 500 человек. Принимая во внимание, что при свертывании используется лишь часть этого фактора, нетрудно представить колоссальные резервные возможности всей системы.

Принцип надежности присущ как всему организму в целом, так и его системам (центральной нервной системе, дыхательной, пищеварительной и т. д.). Накопление биологической надежности в отдельных органах и системах идет гетерохронно. В первую очередь максимальное увеличение надежности происходит в системах, приобретающих на данном этапе развития решающее значение. Так, например, концентрация факторов, участвующих в свертывании крови, у новорожденного уже близка к уровню взрослого человека. В течение первых двух лет жизни их количество повышается в 2–3 раза. Это увеличение совпадает с периодом овладения ребенком навыками ходьбы и, несомненно, повышает биологическую надежность организма, подвергающегося на данном этапе развития возросшей угрозе травм и повреждений.

Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других – взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).

Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Так, в вентиляции легких участвует лишь 15% легочной ткани, а при интенсивной физической работе – 25–30%. В коре больших полушарий активны лишь 4% нервных клеток, что свидетельствует об огромных резервных возможностях нервной деятельности. Следовательно, увеличение количества функционирующих элементов различных систем организма – один из важных стратегических подходов к повышению его резервных возможностей.

Надежность биологической системы наследственно закреплена и позволяет расширять или снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни. Так, закаливание организма расширяет резервные возможности температурной адаптации. Недостаточное питание детей приводит к нарушениям деятельности центральной нервной системы, что выражается в ухудшении показателей обучаемости и поведения.

1.6. Адаптивность

Адаптация (прилаживание, приноравливание) – свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Различают адаптацию физиологическую и социальную. Физиологическая адаптация – совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).

В настоящее время под адаптацией понимают формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных или экстремальных факторов среды, но и при действии обычных (не экстремальных) факторов.

Биологические механизмы адаптации изучены пока недостаточно. Отмечено, что любые приспособительные реакции в организме осуществляются под контролем ЦНС благодаря формированию специальных функциональных систем адаптации, включающих корковые и подкорковые отделы головного мозга и эндокринные железы. В формировании защитных реакций организма в условиях экстремальных воздействий (стресса) особое значение отводится гипофизу и надпочечникам, синтезирующим так называемые адаптивные гормоны. Адаптация человека к условиям среды, являясь общебиологическим свойством всего живого, вместе с тем характеризуется качественной особенностью – она носит ярко выраженный социальный характер.

Ребенок прежде всего должен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа и т. д. Учителю и воспитателю необходимо знать, что адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем взрослого человека, поэтому их следует оберегать от резких изменений условий жизни, от действия непривычных для них раздражающих факторов. Исследования процессов адаптации детей при поступлении их в ясли, детский сад и школу свидетельствуют о напряженной деятельности всех физиологических систем детского организма, что приводит к задержке физического развития, снижению резистентности организма и развитию различных заболеваний. Значительное влияние на ход адаптации оказывает неблагополучный анамнез ребенка: патологическое течение беременности у матери, неблагоприятные роды, частые заболевания ребенка, травмы головного мозга. Резко снижаются адаптационные возможности организма детей и подростков в критические периоды развития.

Известно, что при поступлении детей в школу в корне меняется характер их жизни. Им приходится адаптироваться к школьной нагрузке – физической, умственной и эмоциональной. Проведение нескольких часов в день за партой в школе, дома за столом приводит к напряжению статических мышц, поддерживающих осанку. Незрелость опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, а также недостаточное развитие координационных механизмов в коре головного мозга обусловливают несовершенство двигательной функции. Недостаточная сила нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения может до некоторой степени объяснить неустойчивость внимания, ухудшение памяти и быстрое утомление. Многие школьники испытывают гиподинамию, которая ведет к ухудшению функций нервной системы, внутренних органов, костной и мышечной систем и нарушению осанки.

Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы (А. Г. Хрипкова и др., 1982).Первая – фаза ориентировочного приспособления – длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. У 40% детей наблюдается повышенная двигательная активность. Учителю необходимо реализовать эту жизненно необходимую потребность через физкультминутки и организацию перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Вторая фаза относительно устойчивого приспособления – длится до 6-ти недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, к режиму. Однако это приспособление не стойкое. Поэтому любые перегрузки могут привести к истощению организма, особенно ранима психика ребенка. Может появляться агрессия, различные формы неврозов (боязнь школы, учителя, плохих отметок и т. д.). Установлено, что в среднем, около 15% детей могут не справиться со школьной нагрузкой. На этой почве могут возникнуть различные заболевания: наиболее часто встречаются заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, инфекционные заболевания. В данном случае следует, учитывая состояние здоровья ребенка и условия жизни, перевести его на индивидуальное обучение либо повременить с обучением.

Третья – фаза неполного приспособления – длится от 16-ти до 20-ти недель. Она характеризуется тренировкой всех систем организма: улучшением работоспособности, овладением навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями. Рационально составленный режим дня, регулярное полноценное питание и достаточный сон облегчают адаптацию детей к школьной нагрузке. Однако необходимо помнить, что ни одна схема режима дня не может быть универсальной, пригодной для всех. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

У многих первоклассников к концу года наблюдается потеря веса, замедление ростовых процессов, снижение артериального давления и повышенная утомляемость. Мерой адаптации детей к школьным нагрузкам является уровень их здоровья.

Поскольку адаптация младших школьников протекает на разных уровнях (нервно-психическом, двигательно-поведенческом, вегетативном, биохимическом и т. д.), то для оценки используют различные тесты и методики.

Кроме активной адаптации , обеспечивающей приспособление организма к условиям среды, может развиться и пассивная адаптация , заключающаяся в избегании, уходе от воздействия факторов среды. Такое проявление адаптации является неблагоприятным фоном для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий жизни.

Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития.
Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.
Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса.
Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. Под биологической надежностью организма понимают такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обеспечивается их оптимальное протекание в нормальных условиях и экстренная мобилизация резервных возможностей при действии экстремальных факторов, что обеспечивает приспособление к новым условиям, с последующим быстрым возвратом физиологических процессов к исходному состоянию.
Биологическая надежность организма достигается за счет следующих механизмов:

  • взаимозаменяемости органов и структур (например, у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания);
  • дублирования многих процессов (выведение продуктов метаболизма осуществляется почками, кожей, легкими, желудочно-кишечным трактом);
  • парность органов (почки, легкие, конечности, слуховой и зрительный анализаторы);
  • «холодный резерв» (все органы и системы в нормальных условиях функционируют не на пределе своих возможностей, например, сердце находится в режиме сокращения только 8 часов в сутки, только 5-8% альвеол легких участвует в дыхании).

Способностью организма поддерживать функциональное состояние, обеспечивающее его сохранность, развитие, работоспособность и максимальную продолжительность жизни является адаптация. Мерой адаптации является уровень здоровья. Можно выделить несколько параметров, определяющих адаптационные возможности организма:


  • уровень и гармоничность физического здоровья;
  • резервные возможности физиологических систем;
  • уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
  • наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Адаптация человека к условиям среды носит ярко выраженный социальный характер. Ребенок, как биосоциальное существо, прежде всего, должен приспосабливаться к действию социальных факторов и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для социальной микрогруппы: семья, детский сад, школа и т. д.

Детерминация процесса роста и развития факторами наследственности. Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития, последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка. Прежде всего это хроногены – гены, изменяющие свои функции по достижению клетками или тканями определенных этапов дифференцировки. Гены переключения детерминируют чередование фаз дифференцировки или пролиферации клеток органов растущего организма.
В настоящее время идентифицировано более 50 генов, расположенных почти во всех хромосомах (кроме половых) и называемых протоонкогенами. Они контролируют процессы нормального роста и дифференцировки клеток.
Под контролем генов находится синтез всех гормонов и факторов, регулирующих рост белков, связывающих гормоны, а также клеточных рецепторов для разных гормонов.
Важнейшее проявление генной регуляции – способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).
В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энергии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями внешней среды. Благодаря взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.
Обусловленность роста и развития средовыми факторами . На рост и физическое развитие детей также оказывают влияние факторы внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней среды на физическое развитие детей регулируется воздействием социальных условий жизни. Исследованиями, выполненными на кафедре гигиены детей и подростков ММА имени И.М.Сеченова, установлено, что загрязненность атмосферного воздуха различными химическими веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастающего поколения. У 35% обследованных детей отмечаются задержка и дисгармоничность развития.
Процессы роста и развития не всегда зависят от биосоциальных факторов. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания.
Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов определяются генетическими факторами. Развитие моторики (сила, выносливость, быстрота), деятельность вегетативной нервной системы (частота пульса, минутный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) зависят от влияния факторов среды, соответственно, лучше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.
Это необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.