Open
Close

Основные понятия здоровья человека. Здоровье – основной показатель жизнедеятельности человека Здоровье духовное и физическое

Цель: создание условий для формирования у учащихся системы научных знаний о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.

Задачи:

  1. Образовательная - освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.
  2. Воспитательная - содействовать формированию положительной «Я- концепции».
  3. Развивающая - способствовать развитию творческих способностей.

Оборудование: яркий воздушный шарик, компьютер, презентация урока, валеологические аудиозаписи, листы бумаги, фломастеры, трафарет модели здоровья школьника, три цвета жетонов (красный, желтый, зеленый).

План урока:

I. Организационный этап - (1 мин.)

II. Основной этап.

  1. Актуализация первичного опыта учащихся (5 мин.)
  2. Изучение нового материала (25-28 мин.)
    2.1. Совместное целеполагание.
    2.2. Работа в группах. Задание на ассоциации.
    2.3. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.
    2.4. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.
    2.5. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.
    2.6. Презентация работ учащихся.
    2.7. Физкультурная пауза.
    2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.
  3. Закрепление нового материала (5 мин.)
  4. «Сделай свой выбор».
  5. Подведение итогов (2-3 мин.)
  6. Домашнее задание (2 мин.)
  7. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока

На перемене перед уроком звучит валеологическая мелодия . Класс проветрен. Учащиеся рассаживаются по группам.

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на уроке.

II. Основной этап.

1. Актуализация первичного опыта учащихся.

Мотивация. При помощи воздушного шарика, который учащиеся перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого из учащихся в данном классе. (Варианты ответов детей).

Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?(обсуждение проблемы). (Варианты ответов детей).

Принятие решения. - Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека .

2. Изучение нового материала

2.1. Совместное целеполагание. Учитель обращает внимание ребят на тему урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Варианты ответов детей).

Учитель: Сегодня мы выявим смысл понятий здоровья индивидуального и здоровья общественного, а именно, здоровье – человеческая ценность; попытаемся создать модель школьника и выясним, чем здоровье индивидуальное отличается от здоровья общественного.

Учитель: Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов детей).

Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

Какое бы вы дали определение понятию здоровья? (Варианты ответов детей). (Cлайд 2)

Первый изучаемый вопрос - Здоровье - человеческая ценность. (Cлайд 3)

2.2. Работа в группах. Задание на ассоциации.

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З-
Д-
О-
Р -
О-
В-
Ь
Е -

Учитель:

Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов детей).

Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? (Варианты ответов детей).

Какое бы вы дали определение понятию здоровья? (Варианты ответов детей).

2.3. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (записать в тетради). (Cлайд 4)

Задание: На основе предложенных рисунков назвать проявления здоровья школьника, согласно определению здоровья ВОЗ. (Варианты ответов детей: физическое, социальное, психическое здоровье). (Cлайд 5)

2.4. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека. (Cлайд 6)

Второй изучаемый вопрос - создание модели здоровья школьника. Модель можно представить в виде треугольника, вершиной которого является состояние идеальное здоровья. Такая модель показывает взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.

Физическое здоровье – это функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, режим дня и отдыха, рациональное питание, закаливание и т.д.

Социальное – осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний. На основе физического формируется социальное здоровье человека. (Cлайд 7)

Психическое – умение определять свое место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация. На базе физического и социального здоровья формируется психическое здоровье человека. (Cлайд 8)

Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья. Каждый человек достигает своих вершин по формированию здоровья (физического, социального, психического) индивидуальными маршрутами. Общие задачи маршрута: 1 уровень-знать ; 2 уровень - уметь предупредить; 3 высший уровень - быть способным помочь близким .

2.5. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся. (Cлайд 10)

Эти три составляющие здоровья должны постоянно находиться в гармоничном единстве, дополняя, и влияя друг на друга. Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья.

Задание группам: Используя понятие здоровья, общие задачи каждого маршрута по заданной общей модели создать свои модели здоровья.

(Во время групповой работы звучит мелодия )

2.6. Презентация работ учащихся.

В презентациях они имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность.(Защита групповых моделей здоровья .)

Учитель обобщает ответы детей и акцентирует внимание на целенаправленном стремлении к сохранению и укреплению здоровья каждого как жизненной ценности.

Вывод:«здоровье» понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов. Каждый из вас сможет самостоятельно составить свою индивидуальную модель здоровья.

2.7. Физкультурная пауза.

Упражнения для физкультминутки (под звучание валеологической мелодии ):

1) Для улучшения мозгового кровообращения: И.П. - сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» - круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.

3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек. (Cлайд 10)

2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.

Третий изучаемый вопрос - Здоровье индивидуальное и общественное.

В трактате древнеримского политика Цицерона (106-43 гг. до н.э.) «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, здоровье, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям … не только ради себя, но и ради детей, родных, друзей, а особенно ради государства; ведь достояние отдельных лиц составляют богатство гражданской общины».(Cлайд 11)

Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея». (Из Концепции национальной безопасности РФ). (Cлайд 12)

Современная медицина определяет здоровье как общественное, так и индивидуальное (см. схему) (Cлайд 13)


Схема

Учитель: - Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?

Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье? (они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого).

Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.

3. Закрепление материала. (Cлайд 14)

Задание для каждого учащегося. «Сделай свой выбор». При помощи разноцветных жетонов определить, какой уровень модели, по-вашему, мнению у вас наиболее развит.

Зеленый – 1 место - очень хорошо развит.

Желтый - 2 место - хорошо развит.

Красный - 3 место – плохо развит.

На заранее подготовленном трафарете модели здоровья школьника (см. Cлайд 10) дети размещают свои жетоны, определяя рейтинг развития здоровья данного класса.

Высказывания выдающихся людей о здоровье.Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейский мудрости»: «…прежде всего мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры». (Cлайд 15).

4. Подведение итогов

Учитель:

Какие выводы можно сделать после сегодняшнего урока?

Какое место среди жизненных ценностей отводится здоровью? (Ученики высказывают свои суждения.)

(Анализ работы на уроке и выставление оценок.) (Cлайд 16)

5. Домашнее задание .

Продумать свои модели здоровья и предложить их для обсуждения на следующем уроке. (Cлайд 17)

6. Рефлексия.

Выразить свои мысли и чувства по сегодняшнему уроку, употребив только одно предложение или словосочетание. (Cлайд 18)

(Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке (Cлайд 19).)

Список валеологических мелодий:

  1. Оркестр П. Мориа «Atlantis».
  2. Оркестр П. Мориа «El Bimo».
  3. Оркестр П. Мориа «Minueto».

Общее понятие о здоровье

"Вообще 9 / 10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья" - так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей человека занимает наиболее важное место.

Существует целый ряд определений здоровья , но все они обычно содержат пять следующих критериев:

  • отсутствие болезней;
  • нормальное функционирование организма в системе "человек - окружающая среда";
  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  • Есть понятие здоровья индивидуального и общественного.

Индивидуальное здоровье - это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье - это "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую.

При этом большое значение имеет его духовная составляющая. Об этом еще около 2 тыс. лет назад так сказал в своем трактате "Об обязанностях" древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон: "Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину".

Духовное и физическое здоровье - две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны постоянно находиться в гармоническом единстве, обеспечивая высокий уровень здоровья.

Духовное здоровье отражает здоровье нашего разума, а физическое - здоровье тела.

Духовное здоровье - это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье - это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Вот как сказано о единстве духовного и физического здоровья в книге американского диетолога Поля Брегга "Построение мощной нервной силы": "История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой - зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита: одна сторона была красная, другая - зеленая. Есть также две стороны щита здоровья - физическая и духовная - и они обе важны. Обе эти стороны - физическая и духовная - так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья".

Духовное здоровье определяется системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому-либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Вот как об этом сказал А. Шопенгауэр: "Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее - усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры".

Общественное здоровье - это общественная, социально-политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.

Репродуктивное здоровье - важная часть здоровья человека и общества

Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

  • устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;
  • ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;
  • обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.
  • Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.
  • Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества - репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.

Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики.

По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей школьного возраста практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза - с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз - с нарушением осанки, в 4 раза - с нервно-психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8%. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.

Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн. человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.

По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн. человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин - 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.

Факторы, влияющие на здоровье и благополучие

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20%). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20%. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды - мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из-под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены в таблице 8.

Таблица 8. Некоторые продукты питания, содержащие витамины А, Е и С

Духовные факторы также являются важным компонентом здоровья и благополучия. К ним относятся способности к выполнению добрых дел, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной помощи. Это требует от человека определенных волевых усилий. Вести здоровый образ жизни - трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а практически соблюдать его - совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует от человека высокого уровня сознательности и культуры, но и значение духовных факторов очень велико, степень их влияния на здоровье составляет около 50%.

Определенным образом на здоровье людей влияют и социальные факторы. Уровень благополучия и здоровья в этом случае может быть высоким только тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, доступное образование и качественное медицинское обслуживание.

Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге "Раздумья о здоровье": "В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней".

Читайте и пишите полезные

























1 из 24

Презентация на тему: Здоровье человека

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. на главную

№ слайда 4

Описание слайда:

· Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. · Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. · Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. · Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. на главную

№ слайда 5

Описание слайда:

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. на главную

№ слайда 6

Описание слайда:

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. на главную

№ слайда 7

Описание слайда:

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. на главную

№ слайда 8

Описание слайда:

Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды: Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды: эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни на главную

№ слайда 9

Описание слайда:

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. на главную

№ слайда 10

Описание слайда:

Важно соблюдать следующий распорядок дня: Важно соблюдать следующий распорядок дня: вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! на главную

Светлана Лесниченко
НОД в подготовительной группе по ОБЖ «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме : «Я здоровье сберегу ,сам себе я помогу ».

Возрастная группа : дети 6 лет.

Образовательная область : «Безопасность» .

Интеграция с образовательными областями : «Познание» ,«Здоровье » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» , «Физическая культура» ,«Чтение художественной литературы» .

Форма проведения : игра «Цветик-семицветик» .

Цель :формирование у дошкольников представления о здоровье как одной из главных ценностй человеческой жизни.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить осознанно подходить к сохранению и укреплению своего здоровья .

Уточнить значимость соблюдения правил гигиены, питания,употребления витаминов,занятий спортом для здоровья .

Учить понимать значение пословиц и поговорок о здоровье .

Развивающие :

Развивать речь, познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей.

Воспитательные :

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье , стремление вести здоровый образ жизни .

Виды детской деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, чтение художественной литературы.

Методы : словесные, наглядные, игровые, вопросы проблемного характера.

Активизация словаря : здоровый образ жизни , предметы личной гигиены.

Ход игры:

Вос-ль : Я приветствую вас на игре «Цветик-семицветик» .

Как вы думаете,почему наша игра так называется?

Сейчас я вас познакомлю с правилами игры. На каждом лепестке написаны цифры,которые будут соответствовать числу выпавших на кубике точек. Например,если на кубике выпало 5точек,то ищем лепесток с цифрой5. Каждый лепесток-это вопросы от сказочных героев,на которые вы должны будете дать правильный и четкий ответ. По правилам игры кубик будет бросать капитан команды,которого мы веберем с помощью считалки .

Игра посвящена теме «Здоровье и здоровый образ жизни » .

Быть здоровым очень важно . Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Вот как говорится в пословице : «Здоровье дороже богатства » .Поэтому каждый должен помнить о своем здоровье ,беречь и укреплять его,вести ЗОЖ. Как вы это понимаете?

Представляю вам участников игры. Итак,начинаем нашу игру.

Вопросы от Айболита. Посвящены они строению нашего тела.

Назовите орган слуха (уши) .

-Загадка :На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

Назовите орган дыхания (нос) .

Самая верхняя часть тела (голова)

-Загадка :Оля весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашей Оле (ножки) .

-Что лишнее :голова,руки,кукла,ноги (кукла)

-Загадка :Оля ягодки берет по две,по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле (ручки)

Физминутка «Повторяй слова и выполняй движения» .

Вопросы от Красной Шапочки :

*Дорогие ребята,продолжите пословицы :

-«Солнце,воздух и вода-(наши лучшие друзья) ;

Здоровье в порядке- (спасибо зарядке) »;

-«В здоровом теле- (здоровый дух ) »;

-«Двигайся больше-(проживешь дольше) »;

-«Если хочешь быть здоров- (закаляйся) ;

-«Движенье-(это жизнь) »;

-«Кто спортом занимается-(тот силы набирается) ».

*Продолжите строки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» :

«Нодо,надо умываться …»

«Да здравствует мыло душистое…»

«Рано утром на рассвете.»

Точечный массаж «Неболейка» .

Вопросы от Мойдодыра.

Дорогие ребята,вы знаете,что необходимо следить за чистотой своего тела,а особенно за руками.

Зачем нужно мыть руки?

Что нужно делать,чтобы микробы не попали в наш организм (соблюдать правила гигиены)

Какие правила гигиены вы соблюдаете дома и в детском саду?

Мойдодыр прислал вам чудесный сундучок с загадками. Отгадки мы найдем в сундучке. После игры Мойдодыр спрашивает :

Как называются эти предметы (предметы личной гигиены)

Почему их так называют (ими может пользоваться только один человек)

Вопросы от Буратино.

Ребята!Вы знаете,что продукты бывают полезными и вредными. Буратино задает вопрос : какие продукты полезны для здоровья ,а какие –нет?

Игра «Полезные и вредные продукты» (с мячом)

Что такое витамины?

Какие витамины вы знаете?

Какую пользу приносят витамины «А» , «В» , «С» (дети читают стихи)

Где больше всего витаминов (в овощах и фруктах)

В каких овощах и фруктах содержатся витамины «А» , «В» , «С» ?Чтобы ответить на этот вопрос,поиграем в игру «Витаминные семейки» .

Все овощи и фрукты полезны. А вот насколько важны и нужны овощи,об этом ребята сейчас и расскажут.

Инсценировка стих. «Овощи» .

Вопросы от Кота в сапогах.

Дорогие ребята!Если человек будет заниматься спортом,он проживет дольше. Кто спортом занимается,с болезнями не знается.

Скажите,пожалуйста,какие виды спорта вы знаете?

Зачем нужно заниматься спортом?

Что нужно обязательно делать по утрам?

Для чего нужна зарядка?

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,будешь смелым.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово .

Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

Становитесь по порядку на веселую зарядку.

Зарядка под музыку.

Вопрос от Золушки.

Ребята!Я знаю,что вы отзывчивые,веселые и добрые дети,умеете радоваться и веселиться. От того,какое настроение у человека,зависит его здоровье . Золушка задает вопрос :

«Грубых слов не говори,только добрые дари!»

Игра «Комплименты»

Фиолетовый лепесток. Вопросы от зрителей.

Воспитатель :-На этом наша игра окончена. Что же нужно делать для того,чтобы быть здоровыми и красивыми (ответы детей) .Спасибо вам за игру.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возраст-ным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, усло-виям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.

  1. Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  2. Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  3. Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормально-го течения физиологических и психических процессов, снижает веро-ятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологиче-ских процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероят-ность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуа-лен по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуаль-ный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут зани-маться спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каж-дый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достиже-ние физического, духовного и социального благополучия.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов са-мореализации.

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

Соблюдение режима дня;

Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияю-щие на здоровье:

Курение;

Употребление алкоголя, наркотиков;

Эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;

Неблагополучная экологическая обстановка в местах про-живания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольст-вием и уверенностью, что она даст положительные результаты в со-хранении и укреплении его здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных фак-торов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укреп-ление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с уче-том приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, не-обходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — до-стижение полного духовного, физического и социального благополу-чия для себя, для нашего общества и государства.

Выбор пути создания своей индивидуальной системы здоро-вого образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориенти-ров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:

Четко сформулированную цель жизни и обладание психоло-гической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

Знание форм своего поведения, которые способствуют со-хранению и укреплению здоровья;

Стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

Выработать у себя правильное отношение к жизни, воспри-нимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно полу-чать от жизни хотя бы маленькие радости;

Развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, ко-торые бы заменили движение);

Соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;

Быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;

Ставить перед собой достижимые цели, не драматизиро-вать неудачи, помнить, что совершенство в принципе не-достижимая вещь;

радоваться успехам, так как во всех человеческих начина-ниях успех порождает успех.