Дидактическая игра подбери куклам одежду. Дидактическое пособие "оденем куклу"
Никонорова Эльвира Аркадьевна,
воспитатель,
НРМДОБУ Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Нефтеюганский район, г.п.Пойковский
Дидактическое пособие «Оденем куклу» формирует у детей представление о человеке, частях тела, различие пола человека. С помощью пособия обобщаются знания детей о сезонных предметах одежды, последовательностью её надевания. Закрепляет цвета, развивает мелкую моторику. Используя данное пособие, осуществляется воспитание патриотических чувств.
Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми.
Пособие актуально в обучении детей, как младшего возраста, так и старшего.
В набор входят красочные разноцветные игровые элементы.
Описание дидактического пособия:
Материал – фетр разного цвета, мелкие декоративные украшения.
Две куклы из плотного фетра: мальчик и девочка.
- Набор предметов одежды для мальчика (курточка зимняя, демисезонная, свитер, футболка, рубашка, колготки, брюки, комбинезон, бриджи, шорты, шапка зимняя, демисезонная, кепка летняя, варежки.Обувь – валенки, ботинки, кроссовки.)
- Набор предметов одежды для девочки (пальто зимнее, курточка демисезонная, свитер, платье, маечка, туника, юбка, шорты, колготки, брюки, комбинезон, шапка зимняя, демисезонная, панамка, варежки.Обувь – валенки, сапожки, туфли)
- Набор предметов одежды по цветам(платье, плащ, бантики, шапочка, сапожки красного, зеленого, синего, желтого цветов)
- Набор предметов национальных костюмов (русский, башкирский, калмыцкий, хантыйский
Элементы игры крепятся с помощью липучек
Данное пособие можно использовать в разных вариантах игр, например:
1 вариант. Игра «Подберем куклам одежду»
2 вариант. Игра «Подбери по цвету»
3вариант. Игра «Оденем куклу по сезону»
4 вариант. Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»
5 вариант. Игра «Модное шоу»
1 вариант.
Игра «Подберем куклам одежду»
Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Ход игры.
Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собираются в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи.
Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?
После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.
2 вариант
Игра «Подбери по цвету»
Цель.
Учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета.
Учить, правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета.
Ход занятия.
У Кати сегодня праздник, и она попросила нас помочь ей выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье. Также она хотела бы чтобы плащ и сапожки были того же цвета, что и платье.
3 вариант.
Игра «Оденем куклу по сезону»
Цель.
Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.
Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
Ход игры.
Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».
Воспитатель. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.)
Показ и рассматривание одежды.
Педагог показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку).
Последовательное одевание куклы на прогулку.
4 вариант.
Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»
Цель.
Приобщить детей к знанию национальных костюмов народов проживающих на территории России.
Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.
Учить детей находить сходство и отличие костюма с другой национальной одеждой.
Ход игры . Детям предлагается одеть кукол в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.
5 вариант.
Игра «Модное шоу»
Игра направлена на развитие чувство вкуса с детских лет, воспитание уверенности в себе. Ребенок по своему желанию и умению одевает куклу, подбирая подходящие к костюму головной убор, обувь и т.д. и рассказывает о ней. Поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.
Учить детей различать пол человека (мальчик или девочка), находить сходства и различия между ними;
В зависимости от пола человека правильно подбирать одежду;
Закреплять название одежды и ее назначение;
Учить обыгрывать своих кукол.
В игре участвуют двое детей. Каждый из детей выбирает свою куклу, называет её пол и придумывает имя. Воспитатель говорит: «Куклы хотят гулять, одевайте их». (Одежду можно подобрать для каждого времени года.)
Дети наряжают кукол и начинают игру.
Можно эту дидактическую игру превратить в игру-занятие. Повесить в группе на стене вырезанного из картона большого человека. А с помощью специальных атрибутов (одежда, бантик) превращать его в мальчика или девочку. Одежда крепится с помощью липучки.
А ещё с помощью такой дидактической игрушки можно закрепить изученные органы человека (уши, рот, нос, глаза).
На место лица у куклы приклеивается фланель. На неё и крепятся отдельные органы.
А также я предлагаю использовать данную игрушку и для изучения чувств и эмоций человека. На место лица с помощью липучки прикрепляются заранее нарисованные овалы с эмоциями (грустный, весёлый, сердитый и др.).
Самые простые упражнения:
1. Флажок. Четыре пальца соединить вместе, большой палец опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
2. Очки. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
3. Бинокль. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».
4. Зайчик. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. «Заяц» шевелит ушками.
5. Коза. Указательный палец и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
Ты утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
(Сжимание и разжимание пальцев рук.)
Водичка, водичка,
Умой мое личико…
(Выполнение движений в соответствии с текстом.)
Полетели птички,
Птички-невелички.
(Пальцы переплетены, ладони сжаты.)
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.
(Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом.)
Массаж пальцев.
Мышка мыла мышам лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –
Смыв с неё и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный тёрла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла…
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)
ЗАЙКА И БАРАБАН
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам.
(Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным пальцем и мизинцем стучим по большому пальцу.)
КОЛЬЦО
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)
Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.
Загадки по теме «Человек» О.П.Власенко
Две ноги, две руки, а голова одна.
И та мыслей всяких полна.
(Человек)
На голове они растут,
Косы все из них плетут.
А мальчишкам косы не идут,
Поэтому так часто их они стригут.
Вот загадка про тебя,
Про тебя и про себя:
Частокол их окружает,
От соринок так спасает.
Утром открываются,
На ночь закрываются.
Его носит человек
И не устает весь век.
Из ларца, из ларца
Тридцать два молодца.
Вместе мы, когда идём,
Ночью тоже мы вдвоем.
Сядем – мы опять вдвоём,
Кто ж всегда везде вдвоём?
Вот две дырочки в горе,
Запах ловят везде.
По пять на каждой руке,
По пять на каждой ноге.
Тук-тук-тук! Мотор стучит,
Пульс послушать нам велит.
С ним ты спишь, с ним идёшь,
Разговариваешь и поёшь.
У кого из вас, его нет,
Тот не может дать ответ.
Чем мы дышим? Что за орган?
Отвечайте, дети, хором…
Орган главный ум даёт,
Кто его нам назовёт?
А про что в народе так говорят:
«Одни – боятся, другие – делать все норовят»?
(Про глаза и руки)
На станциях переливанья вновь
Клич брошен: срочно сдайте…(кровь).
Нет важнее артикуляционного аппарата.
Что же входит в его состав, ребята? (Губы, зубы, язык, нёбо)
Стихи, песенки, игры
(По книге В.А.Петровой.)
Уши и язык.
Спросили как-то дедушку Кондрата
Весёлые, болтливые ребята:
К чему – уже мы думали не раз –
Язык один, а уха два у нас?
Ответил дед: «Могу вам объяснить –
Чтоб больше слушать, меньше говорить!»
Е.Бахдуренко
Замарашка .
Замарашка рук е мыл,
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи,
Сколько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдёт! –
Будет целый огород!
И.Демьянов
Скороговорка
Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хоть не жаль барану лба.
Но лбом не сбить ему столба.
В. Викторов
Неряшка
Коля, маленький лентяй,
За собою убирай.
У тебя ленивы руки:
Под столом – ремень и брюки,
На полу – рубашка,
Николай – Неряшка!
Мой почаще, Коля, руки
Для чистоты, не ради скуки!
Никонорова Эльвира
Дидактическое пособие «Оденем куклу» формирует у детей представление о человеке, частях тела, различие пола человека. С помощью пособия обобщаются знания детей о сезонных предметах одежды, последовательностью её надевания. Закрепляет цвета, развивает мелкую моторику. Используя данное пособие, осуществляется воспитание патриотических чувств.
Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми.
Пособие актуально в обучении детей, как младшего возраста, так и старшего.
В набор входят красочные разноцветные игровые элементы.
Описание дидактического пособия:
Материал – фетр разного цвета, мелкие декоративные украшения.
Две куклы из плотного фетра: мальчик и девочка.
Набор предметов одежды для мальчика (курточка зимняя, демисезонная, свитер, футболка, рубашка, колготки, брюки, комбинезон, бриджи, шорты, шапка зимняя, демисезонная, кепка летняя, варежки. Обувь – валенки, ботинки, кроссовки.)
Набор предметов одежды для девочки (пальто зимнее, курточка демисезонная, свитер, платье, маечка, туника, юбка, шорты, колготки, брюки, комбинезон, шапка зимняя, демисезонная, панамка, варежки. Обувь – валенки, сапожки, туфли)
Набор предметов одежды по цветам (платье, плащ, бантики, шапочка, сапожки красного, зеленого, синего, желтого цветов)
Набор предметов национальных костюмов (русский, башкирский, калмыцкий, хантыйский
Элементы игры крепятся с помощью липучек
Данное пособие можно использовать в нескольких вариантах игр:
1 вариант. Игра «Подберем куклам одежду»
2 вариант. Игра «Подбери по цвету»
3вариант. Игра «Оденем куклу по сезону»
4 вариант. Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»
5 вариант. Игра «Модное шоу»
1 вариант.
Игра «Подберем куклам одежду»
Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
2 вариант.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета.
Учить, правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета.
3 вариант.
Дидактическая игра «Оденем куклу по сезону»
Цель. Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
4 вариант.
Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»
Приобщить детей к знанию национальных костюмов народов проживающих на территории России.
Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.
Учить детей находить сходство и отличие костюма с другой национальной одеждой.
5 вариант
Игра «Модное шоу»
Игра направлена на развитие чувство вкуса с детских лет, воспитание уверенности в себе. Ребенок по своему желанию и умению одевает куклу, подбирая подходящие к костюму головной убор, обувь и т. д. и рассказывает о ней. Поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.
Ирина Ткаченко
Игра – огромное окно , через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А Сухомлинский
Одним из главных видов игровой деятельности является дидактическая игра . Именно дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Именно она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.
Цель дидактического пособия : формирование у детей представления о человеке, частях тела; различения пола человека; знакомство с сезонными предметами одежды; обобщить знания детей о всевозможных тканях и их происхождении.
Представленные дидактические игры можно применять с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.
«Ткани на ощупь»
Цель : Развивать тактильные ощущения, грамматический строй речи, память, мышление; формировать знание цвета.
Дидактический материал : Каталог тканей.
Ход игры:
1. Предложить ребёнку потрогать ткани, при этом назвать, какая ткань : (мягкая, гладкая, тонкая и т. д.) . Предложить найти пару к кусочкам ткани (другого цвета, но такого же качества) .
2. Разделить ткань на две кучки : ткань для зимы и для лета. Чем отличаются?
«Магазин тканей»
Цель : Совершенствовать знания детей в различении тканей по качеству и определение, какую одежду из них можно пошить, закрепить знания цветов и их оттенков.
Дидактический материал : лоскуты ткани разного качества и цвета.
Ход : Воспитатель объявляет аукцион по продаже ткани. Объясняет, что каждый участник может купить для своей куклы отрез ткани для любого наряда, если он даст правильное описание качества ткани, цвета и определит, какое изделие из неё можно пошить.
«Одень на прогулку »
Цель : Познакомить с сезонной одеждой; с одеждой, которая подходит мальчику или девочке; развитие мелкой моторики.
Дидактический материал : Куклы из картона : мальчик и девочка, наборы одежды к ним для прогулок в разное время года.
Ход : Воспитатель называет время года, дети одевают своих кукол по сезону и по своему вкусу.
«Магазин одежды»
Цель : закрепить знания детей о профессии продавца, воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд;
Дидактический материал : Плоскостная одежда из различных тканей.
Ход : Воспитатель объявляет, что в продажу поступила одежда для кукол. Можно купить любую одежду, но для этого надо её описать. Например : «Покажите мне, пожалуйста, синий сарафанчик с цветочками» или «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком» . Далее роль продавца исполняет один из детей.
«Модное шоу»
Цель : Развитие чувства вкуса, воспитание уверенности в себе; развитие речи.
Дидактический материал : Картонные куклы , набор одежды из картона с наклеенным различным материалом.
Ход : Ребёнок показывает модели одежды и рассказывает из какой ткани изготовлена эта вещь. Поощряется умелый подбор одежды.
Дидактическая задача: Закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определенной последовательности. Воспитывать заботу о кукле.
Игровая задача. Одеть куклу на прогулку.
Игровые действия. Одевание куклы.
Игровые правила. Выбрать необходимую одежду, правильно называть ее, одевать куклу в определенной последовательности. Брать только по одному предмету одежды.
Материал. Кукла, одежда для куклы, зонтик.
Ход игры. Говорю детям, что кукла Катя уже выздоровела и ей нужно погулять. Но одеть на прогулку куклу нужно так, чтобы она вновь не простудилась /т.е. соответственно погоде/.
Предлагаю детям поочередно выбрать из одежды необходимую, уточняю название предметов одежды и последовательность одевания.
Если на улице пасмурно, то спрашиваю: – Что еще нужно взять кукле на прогулку? /зонт/.
После того, как кукла готова идти на улицу, дети тоже одеваются. Кукла Катя «напоминает» последовательность одевания, «уточняет» у некоторых детей название предметов одежды.
Литература
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1984.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1978.
Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. – Киев, 1989.
Организация и проведение прогулки
Прогулка направлена на:
оздоровление детей;
обеспечение двигательной активности каждого ребенка;
расширение представлений об окружающем мире;
формирование элементов трудовой деятельности;
организацию общения между воспитателем и детьми;
обеспечение бодрого настроения детей.
Структура прогулки:
наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности;
физические упражнения и подвижные игры;
самостоятельная деятельность детей;
элементарные трудовые поручения;
индивидуальная работа с детьми.
Перед прогулкой обеспечивается обязательное посещение детьми туалетной комнаты и контроль со стороны воспитателя (няни). Процесс одевания на прогулку используется воспитателем для индивидуального общения с ребенком, для упражнения детей в одевании, формировании навыков самостоятельности, закрепления представлений о цвете (рассматривание и называние цвета в детской одежде).
С частью (половиной) одетых детей педагог выходит на улицу и организует наблюдения за живыми и неживыми объектами: животными, птицами, деревьями, цветами, травой, транспортом, трудом взрослых и т.п. Помощник воспитателя выводит на участок остальных, одетых в соответствии с погодой детей.
Организуется наблюдение с присоединившимися детьми. В ходе наблюдения воспитатель задает детям вопросы, повторяет детские ответы с целью привлечения их внимания и повышения интереса к наблюдаемому объекту. Со всеми детьми можно организовать физические упражнения и подвижные игры. В этом случае наблюдение со 2-ой подгруппой детей проводится позже, после того, как все дети поиграют. Чтобы на детский организм приходилась равномерная нагрузка, должна быть соблюдена смена движений: бег-ходьба, прыжки-ходьба; на прогулке необходимо сочетать физические упражнения и подвижные игры. Целесообразно использовать игры с разными движениями: бег, подпрыгивание, перешагивание и др. (которые предусмотрены программой). Физические упражнения дополняют возможности детей поупражняться в разных видах движений: упражнения в равновесии, бросании, ловле, катании, лазаньи, ползаньи. Воспитателю следует вовлекать всех детей в игры, в выполнение упражнений.
В группах раннего возраста наблюдения на прогулках чередуются с дидактическими играми. Например, если на прогулке в 1-ую половину дня организуется наблюдение с детьми, то во 2-ую половину дня лучше организовать вместо наблюдения дидактическую игру. Хотя, при наличии интересного объекта (прошла кошка, прилетела сорока, подъехал грузовик и т.д.), не следует упускать возможность понаблюдать за объектами и во 2-ую половину дня.
Приведем примерный план-конспект наблюдения.