Open
Close

Экспозиции московской железной дороги. Как добраться до Музея Московской железной дороги

Обычно сюда приходят посмотреть на паровозы, выставленные в тупике на рельсах. Локомотив и вагон первого класса XIX века, паровозы 1920-х - 1950-х годов, советская зеленая электричка с дверями, еще открывавшимися вручную, а также функционирующий переезд, - все это привлекает мальчиков, девочек, их пап и мам. На все экспонаты можно забраться, и никто не будет вас за это ругать. Правда, в вагоны зайти нельзя, а вот кабина машиниста (тогда это называлось «будка») часто бывает открыта для желающих сделать кочегарское селфи. Официально это райское место для любителей паровозов называется «Площадка натурных образцов Музея истории Московской железной дороги». Открыто со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00.

В том же здании Рижского вокзала, только с противоположной его стороны (Рижская площадь, дом 3) располагается мечта важной касты любителей железных дорог - ж/д моделистов. Огромный макет российских железных дорог находится в Выставочном комплексе ОАО «РЖД». Можно часами смотреть, как скорый поезд едет из Москвы на Дальний Восток. Или как работает сортировочная станция. Тут и Сочи, и Красная Поляна, и Ладожский вокзал Санкт-Петербурга, и самый длинный 15-километровый ж/д тоннель в России, и мост через Амур в Хабаровске, и морской порт, и аэропорт. И отовсюду едут поезда с грузами и пассажирами. А если позволят смотрители, то можно нажимать кнопки управления макетом и чувствовать себя креатором этой масштабированной вселенной. Открыто со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00.

Рижский вокзал

100 рублей для взрослых, 50 - для детей

Когда-то этот «Музей железнодорожного транспорта МЖД» назывался «Траурный поезд В. И. Ленина» и сюда в обязательном порядке водили на экскурсии советских школьников. И действительно, главный экспонат музея - это паровоз, который доставил в свое время в Москву тело почившего вождя революции для прощания с народом. Через несколько лет после того, как Ильича поместили в мавзолей, такой же почести решили удостоить и паровоз. Локомотив загнали в тупик на Павелецком вокзале и соорудили над ним что-то вроде саркофага. По внутренней отделке красным мрамором он очень напоминает мавзолей на Красной площади.

В 1990-е музей перестал пользоваться популярностью, но несколько лет назад экспозицию обновили, сделав акцент на истории Московской железной дороги от создания до наших дней. Здесь и дореволюционное купе первого класса, и кабинет начальника станции, и советские рабочие, укладывающие шпалы. Но красавец-паровоз так и остался в центре зала, надраенный и начищенный до блеска. В основном здесь тихо, экскурсии проходят только по предварительному заказу. Только когда в это здание перебирается игротека «Паровозия», музей наполняется детьми и изумленными родителями, которые в свои школьные годы уже не застали обязательных экскурсий в «Последний поезд Ильича».

Павелецкий вокзал

150 рублей - взрослый, 100 рублей - детский

За город ехать не надо. Станция «Подмосковная», она же - «Красный Балтиец», совсем не в Подмосковье и не на Балтии, а почти в центре Москвы - добраться можно от станций метро «Сокол» или «Динамо». Или электричкой с Рижского вокзала, до открытия которого станция «Подмосковная» была главной пассажирской и товарной станцией на пути в Балтийский регион. Поэтому здесь сохранилось большое паровозное депо, водонапорная башня и здание вокзала. Все это было отреставрировано, и получился очень атмосферный музейный комплекс. Здесь можно представить себя пассажиром XIX века: зайти в дом начальника станции (тогда чиновнику предписывалось жить непосредственно на рабочем месте), посетить вокзальное кафе, зал ожидания или сдать вещи в камеру хранения. На территории музея стоят паровозы от самой первой модели, едва достигающей человеку до пояса, до гигантских локомотивов 1950-х годов, на которых приходится почтительно смотреть снизу вверх. Ретропоезда на ходу здесь можно было посмотреть в прошлом году на параде паровозов в честь Дня Железнодорожника.

Территория депо не только музейная. Здесь постоянно идет работа по ремонту и реставрации паровозов. Поэтому если повезёт, можно увидеть, как живет и работает настоящая локомотивная бригада. Например, как настоящий кочегар может приготовить яичницу прямо на лопате в топке паровоза. А еще можно узнать, что для настоящего паровозных дел мастера «Закрой сифон и поддувало» это не просто ругательство, а железнодорожный знак и важное предупреждение по технике безопасности для машинистов. В позапрошлом веке не одна станция сгорела от того, что на деревянный настил попала зола из топки паровоза.

Станция «Подмосковная»

со среды по воскресенье, с 10:00 до 17:00

Детские железные дороги появились в СССР в 1930-е годы и с тех пор не теряют популярности. Возле Москвы такая дорога появилась в поселке Кратово. И наши бабушки-дедушки, и родители, и мы в детстве ездили покататься на железной дороге с маленькими путями, мини-вагонами и локомотивами, управляемыми детьми. И наши дети тоже могут этим наслаждаться. А заодно посмотреть, как выглядели электрички в недавнем прошлом: вагоны внутри напоминают экспрессы до дальних станций образца 1980-х годов - со столиками и занавесками на окнах.

Но детская железная дорога - это не просто аттракцион, не игровая профориентация вроде Кидзании или Мастерславля и не летний пионерский лагерь. Это самая настоящая подготовка к будущей профессии, с дипломами и аттестацией. А развлекательная возможность для посетителей - это так сказать побочный эффект производственной практики. Обучение длится с осени до лета, принимаются ученики 5-х - 11-х классов. Так что относиться к пассажирам будущие машинисты, путейские рабочие, кондукторы и проводники будут по-деловому и без сюсюкания.

Какого-то музея при Детской Железной дороге нет, но в часы ее работы можно зайти в учебный комплекс, где добрые вахтерши покажут несколько макетов поездов.

Музей РЖД располагается на двух площадках: это и павильон около Павелецкого. Здесь мы расскажем о музее на Павелецкой.

Музейные экспонаты

Главный транспорт экспозиции – старинный паровоз марки «У 127», который официально числится среди памятников техники РФ. Паровоз изумительно сохранился, так как его специально берегли несколько десятилетий. На нем в 1924 году на Павелецкий вокзал было привезено тело Ленина. После ВОВ выстроили павильон, называвшийся «Траурный поезд» – это был филиал музея Ленина. В 2011 году на этом месте и был основан музей Московской железной дороги. Его музейный фонд была увеличен всевозможными экспонатами из истории и интерактивными экранами, на которых замечательно видно, как устроены паровозы.

Самый же старый экспонат имеет более чем вековой возраст – это паровоз ОВ-841. Вся историческая экспозиция занимает более 2 тысяч м 2 , она сформирована в хронологической последовательности по этапам развития отрасли. Сегодня экспонатов насчитывается более шестидесяти. Есть здесь как отечественный транспорт, так и военные трофеи, специальная техника, вагоны разных лет и удивительный экспериментальный электровоз, сделанный в Коломне. Этот замечательный транспорт уникален тем, что работает на переменном токе.

В музейных залах

В музее железнодорожного транспорта на Павелецкой собрано множество материалов, которые посвящены людям, развивавшим это дело в России. Материалы рассказывают не только об организаторах дела, но и об инженерных работниках, новаторах в этой области, мастерах железнодорожных специальностей. Есть здесь интересные документы и уникальные чертежи, старинные рельсы, клейменные первыми производителями, формы железнодорожников былых лет. В одной из витрин на почетном месте хранится экземпляр газеты для железнодорожников под названием «Гудок» от 9.05.1945 года. В газете напечатан Акт о капитуляции Германии.

На нижнем этаже железнодорожного музея на Павелецкой можно побывать в инсталлированном купе николаевских времен и в кабинете управляющего станцией тех лет. Интерьеры поездов и макеты вокзалов интересны людям с техническим уклоном мысли, ценителям с хорошим эстетическим вкусом и просто всем любознательным.

Экспонаты, хранящиеся на Павелецкой, поведают не только о старине, но и об особенностях магистралей современности. Железнодорожники смогли гармонично совместить строгий классический стиль музейной экспозиции с увлекательным, почти художественным по своей подаче, путешествием в железнодорожное прошлое и будущее.

По протяженности электромагистралей железных дорог РФ занимает в мире первое место, а по длине самих железнодорожных путей – второе после США. Посетив музей железнодорожного транспорта на Павелецкой вы сможете по достоинству оценить роль российских железнодорожников в развитии страны с XIX века и по сегодняшний день.

Музей железнодорожного транспорта в Москве включает в себя историческую часть (находящуюся по адресу ул. Кожевническая, д.2.) и техническую — площадку натуральных образцов железнодорожной техники, расположенную на Рижском вокзале .

Общая площадь музея железнодорожной техники под открытым небом составляет порядка 1,5 гектара.

Экспозиция Музея РЖД на Рижском вокзале

Посетители могут посмотреть все, что связано с железнодорожной техникой. Коллекция музея насчитывает более 70 различных экспонатов, состоящих из поездов, вагонов и другой железнодорожной техники разных времен. Некоторые экспонаты входят в золотой фонд России, имеют специальные награды.

Гостям выставки под открытым небом предлагается посмотреть не только на образцы современной техники, но и исторические экспонаты, причем экспозиция не ограничивается поездами российского производства. Тут представлены многочисленные паровозы, электровозы, вагоны различных типов и специальная железнодорожная техника и даже паровозная гидроколонка образца 1936 года предназначена для снабжения паровозов водой в пути следования.

Главной целью музея является не только демонстрация разной уникальной техники, но и деятельность по сохранению духа неповторимого мира железной дороги для последующих поколений. Каждый экспонат этого необычного музея помимо всего прочего является образцом инженерной мысли. Раритетный исторический транспорт находится здесь на заслуженном отдыхе после реставрационных работ, которые часто проходят при помощи работников самого музея, позволяя добиться максимальной исторической достоверности.

На данный момент в железнодорожном музее представлен 71 экспонат: это паровозы, тепловозы, электровозы, салон-вагоны, санитарные вагоны, теплушка, специальная железнодорожная техника и др.

Здесь вы можете увидеть уникальные вагон-танк и санитарный вагон, а также вагон-кухню и вагон-салон, предназначенные для особо важных персон как дореволюционной, так и советской эпохи.

Экспонаты экспозиции постоянно используются кинокомпаниями для съемок художественных и документальных фильмов (например, некоторые экспонаты вы могли видеть в фильмах «Александровский сад», «Адмирал» и другие).

Музей РЖД на Рижском вокзале рассказывает также об истории железной дороги и о том, как эволюционировала железнодорожная техника от ее истоков и до настоящего времени. Интересно будет заглянуть в маленький паровоз. Он доступен для всех посетителей. В нем можно покрутить рычаги, подергать за ручки, нажимать кнопки. Одним словом, музей очень интересный как так взрослых, так и для детей и оставит только положительные эмоции.

График работы музея

«Площадка натурных образцов» на станции Москва-Рижская открыта круглый год со среды по воскресенье. Часы работы: с 10:00 до 16:00. Обратите внимание: понедельник и вторник — всегда выходные дни, и исторические поезда увидеть удастся лишь за ограждением.

Цены в музее на Рижском вокзале

Входной билет в железнодорожный музей на Рижском вокзале стоит от 60 до 300 рублей в зависимости от категории:

  • Стоимость полного билета (для взрослых) — 150 рублей;
  • Льготный билет (детям с 7 лет, студентам, пенсионерам) — 100 рублей;
  • Дошкольный билет (детям 3-7 лет) — 60 рублей;
  • Единый прайс для иностранных граждан — 300 рублей.

Вы также можете приобрести экскурсию по музею (максимальное количество человек в группе — 20). Экскурсия оплачивается отдельно, сверху стоимости входных билетов.

Стоимость экскурсии:

  • для граждан РФ — 1500 рублей;
  • для иностранных граждан (на английском языке) — 3600 рублей.

Как добраться до Музея Московской железной дороги

Открытая площадка железнодорожного музея Москвы на Рижском вокзале отличается простой и понятной транспортной доступностью. Универсальный вариант — метро: до одноименной станции «Рижская», затем пройти к зданию вокзала и от него повернуть направо до следующего корпуса. Перед огражденной территорией будет вывеска музея.

Другие варианты: до остановки «Рижский вокзал» часто ездят автобусы и троллейбусы, рейсы есть из разных районов города.

Не забывайте и о том, что Рижский вокзал — главным образом пригородный, и до него есть электрички из ближайших населенных пунктов, большинство из которых входят в административные округа Москвы.

Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться приложениями местных служб такси: например, Gett или Яндекс. Такси.

Видео: Музей паровозов на Рижском вокзале

Территория музея РЖД на Рижской — панорама Google Maps