Open
Close

Марс имя бога войны у древних римлян. Марс, бог войны (Рим)

В мифологии, как ни в чем другом, выражается то, какие приоритеты имеет конкретный народ в своей духовной жизни. Например, у скандинавов бог войны - не только самый главный среди всех богов, но и самый высокоморальный среди всех высших существ. Он даже пожертвовал свой глаз для того, чтобы мир стоял. Бог же земледелия и торговцев - это хитрец и юла. Постоянно попадает в двусмысленные ситуации и отказывается от сражений.

Зеркало приоритетов

Марс, войны, никак не тянет на то, чтобы быть самым главным среди небесного божественного пантеона, потому что он слишком жесток и не умеет прощать никому. Римляне тонко подметили то, как меняются личности, когда начинают профессионально убивать себе подобных. Остервенение - вот какая самая главная черта характера их бога войны. Может, поэтому его и женило сознание народа на богине любви Венере, легкомысленной и ветреной. Это две крайности, которые дополняют друг друга. Народ римский чтил его, но не очень ревностно, потому что ничего животворящего война никогда не приносила. К могучему Юпитеру за помощью обращаться было как бы не по чину, поэтому они обращались к колченогому Пану. И тот понимал их, потому что взращивал жизнь и дружил с ларами и пенатами.

Вокруг него одни враги

Высшая божественная семейка римского народа была довольно сварливым сборищем. Меркурий сегодня дружен с Гефестом, а завтра найдет простого смертного - и давай его подначивать, чтобы тот наговорил дерзостей богу-кузнецу подземного огня. И подобные истории случались с каждым из богов, даже с Юпитером. Но это так понятно! Это так по-человечески...

И только бог Марс погружен в одну неотступную мысль - с кем бы сразиться и пролить кровь. Он даже на любовь с Венерой не разменивается. Его закаменелое сердце не подвластно стрелам Амура, шаловливого божка. Это страшит. Но мудрость способна остановить бога войны Марса. Под Троей во времена, когда он еще назывался Аресом, Афина остановила его, направив в грудь ему копье рукой Ахилла. И пролилась божественная кровь от руки героя. Но война продолжилась, потому что раненого тут же пригласили за стол Юпитера испить нектара. Поднесли чашу с ним. человечества - проливать человеческую кровь.

Народ, который половину древнего мира подчинил римскому орлу и постоянно рассылал во все стороны света медные легионы, божеству даже жертв не приносил. Считалось, что Марс (бог войны) сам себе находит жертвы в достаточных количествах. Это Пана нужно ублажать и приносить на его пенек краюху пресного хлеба и козье молоко, чтобы он свое лесное царство не насылал на обработанные поля.

Не очень древняя древность

А ведь древний бог войны не такой уж и древний! Ему никак не более 5 тысяч лет. У древних шумеров и египтян его не было. У еще более древних трипольских ариев грозный Громовержец надевал шлем лишь тогда, когда его лицо омрачалось и трепетала крыльями Обида. Тогда он призывал свою дочь Славу и говорил ей: «Иду в убийствах дело правое вершить» (из древнего гимна воина). Т. е. большинство древних народов в войне особой доблести не видели.

Марса выделили как отдельную божественную сущность тогда, когда начали образовываться государственные структуры. Но первоначальное понимание сущности войны так и не было до конца изгнано из умов народов силами «государственной необходимости». И даже архангел Михаил, ремейк древнего образа Светогора (свет горний, высший), не является профессиональным воином.

Без особых доблестей

Античные греки и римляне выделили Марса как бога войны, но не наделили его ни привлекательными чертами характера, ни особенными доблестями. Лишь у некоторых народов бог Марс представлялся вершиной таинственных иерархий, которые управляют миром. Эти народы можно перечислить на пальцах одной руки - монголы, древние евреи, папуасы из Папуа - Новой Гвинеи, скандинавы. Даже воинственное догонов, мужчины которого или спали, или воевали, своего бога войны в образе Змея держали подальше от своих жилищ - в пещере, чтобы он света белого не видел и не пожрал его.

Бог Марс пытается поссориться с Богом Фебом

Представляется рассказывающая, как видел мир Марс. Мифология римлян дает ясное представление о том, как зарождается война и какими средствами ее нужно предотвращать. В ссоре, в войне истины нет. Она в войне исчезает. И воин лишь тогда достоин своего высокого имени, когда он не является бездушным орудием Зла.

На одном из пиров богов светлый Феб начал удивлять всех своими творческими способностями. Он оживил посох Юпитера, украсив его листками мирта, его жене Юноне подарил вместо золотой короны, которая была изготовлена Гефестом в виде двух сплетенных змей с рубиновыми глазами, а вместо змей - двух живых птиц. Сам божественный кузнец, повелитель подземных огней, пришел в восторг и начал расхваливать творческие способности светлого бога солнца, признавая то, что подземные силы могучи, но они не имеют живой красоты.

Только один бог Марс оставался мрачным на веселом пиршестве, над которым царили мир и спокойствие. И вдруг он поднялся со своего места - широкий и могучий, и заслонил изящную фигуру Феба перед Юпитером. Он сказал: «А способен ли он защитить от меня все созданные им красоты?» и достал тяжелый меч. Все притихли. Но засмеялся светлый Феб. В руке его оказалась лира, он вышел из-за спины грозного бога и заиграл. Мгновенно рассеялись грозные тучи ссоры, а тяжелый меч Марса от звуков музыки превратился в Бросил древний бог войны посох на пол, но тот, железно звякнув, остановился у ног игравшего на лире светлого Феба.

Мораль данной мифологической притчи проста и в разъяснениях не нуждается.

Как нужно встречать Марса?

Когда с войной стучатся в дверь, то двери ей открывают добрые люди, чтобы война сама их не открыла. Так говорили И были правы. Римляне выразились еще жестче и точнее: «Кто хочет мира, тот готовится к войне». Хорошо это или плохо, но таковы реалии нашей жизни.

Те, которые молятся богу войны, бедствуют от неспособности создавать свои миры. Это происходит от скудости фантазии и отсутствия трудолюбия. Но и в войне они остаются такими же неспособными, как и в мире. И их остервенение страшно лишь тем, кто не вооружен. Недаром говорил Сципион, древнеримский полководец: «Лучшие солдаты - это крестьяне, потому что они упорные. А воинственные на войне мне не нужны».

Марс укрепился в Древней Италии как бог плодородия, а также родоначальник и хранитель Рима. И только позже он превратился в покровителя войны подобно в греческой мифологии. В честь славного персонажа назвали первый месяц римского года – март.

История появления

Бога плодородия и повелителя растительности древние римляне почитали особо. Его боялись за то, что тот, будучи не в настроении, способен легко уничтожить урожай или скот. И уважали – ведь если умаслить божество, то несчастья пройдут стороной. «Добрый» Марс самоотверженно боролся с холодами и бурями, сражался со злыми духами, нападавшими на урожай, покровительствовал пастухам, следил за хозяйством.

Божество нередко называли Градивом. Слово происходит от глагола «увеличивать», то есть, от его усилий зависела численность поголовья скота и объем урожая. Исследователи также полагают, что слово – производное от «шагать». Позднее, когда Марс стал богом войны, это означало, что он «идет (шагает) впереди римского войска».

Постепенно Марс обрел новые функции – встал на защиту городских стен, помогал армии на полях битв с врагом вместе с воинственной богиней Беллоной. Его хоть и отождествляют с греческим Аресом, но все же римский покровитель вояк почитался на родине больше, потому что эти два божества имели важное отличие. Арес отвечал за войну разрушительную, с убийствами и грабежами, а Марса воспринимали, как создателя порядка. Он не просто помогал завоевывать земли, но и отвечал после побед за благополучие подвластных территорий, защищал от коварных соседей. А вот Беллона как раз наделяла войны жестокостью, олицетворяла опустошение и смерть.


Марсу перед сражениями преподносили щедрые жертвенные дары, а вернувшись с победой, презентовали лучшего коня из квадриги.

В царском дворце хранилось копье Марса, а также щит божества, который, по преданию, упал с неба, став предвестником военных успехов римлян. Позднее правитель Нума Помпилий приказал создать 11 подобных щитов, чтобы воры не смогли вычислить настоящий. По другим версиям оружие покоилось в храме, возведенном в честь Марса. Перед военным походом полководец брал в руки копье со щитом и призывал: «Марс, не спи!» В священную обитель приходили также и те, чьих родственников несправедливо убили. Люди считали, что бог поможет отомстить.


Один из древнейших храмов построили на пустынном месте, за пределами города, там, где раньше лежала пашня. Большой кусок земли назвали Марсовым полем. Там – раздолье для военных, ведь вооруженным людям запрещено было заходить в город. Исключение – шествие армии-победителя, которая сначала собиралась на этом поле.

Марс достиг небывалых высот: изображение бога красовалось на монетах, его славили как «победителя», «помощника в расширении империи».


Марс сохранял двойственную натуру, оставаясь для римлян и богом плодородия, и покровителем солдат, поэтому в его честь учредили целых три праздника. В феврале открывался военный сезон, в начале весны просили об урожайном лете, а в октябре благодарили за победы в сражениях и приостанавливали на холодные месяцы военные походы.

Легенды и мифы

В Риме Марс ставился выше, чем Арес в Греции, еще и потому, что «итальянский» бог считается отцом основателя великого города.

По легенде Марс – плод любви и . Бог взял в жены Нереину, олицетворявшую отвагу. Эта малозначительная богиня также отождествлялась с и Минервой. В римской мифологии покровитель войн появлялся на поле брани в сопровождении мелких божеств – Павора и Паллора, которые отвечали за страх и ужас, и Виртуса и Хоноса, чьи полномочия касались доблести и чести.


У Марса – два сына-близнеца, причем совсем от другой героини. Рема и Ромула, который основал Рим, родила весталка (жрица богини Весты) Рея Сильвия.

В мифах упоминается еще одна сердечная привязанность бога войны. Однажды Марс без ума влюбился в Минерву и бросился за помощью к богине-старухе Анне Перенне – в надежде, что та любезно сведет с объектом любви. Анна принесла радостную весть: Минерва согласна стать женой Марса. Окрыленный бог помчался к любимой, а когда скинул с ее лица вуаль, с ужасом увидел, что вместо красавицы-невесты перед ним Перенна. Боги потом годами смеялись над удачной шуткой престарелой богини.

Экранизации

Марс в человеческом облике предстал перед зрителями в 1961 году. Картина режиссера Ришара Поттье «Похищение сабинянок» повествует о том, как отважный и благородный Ромул, правитель Рима, придумал план пополнить население города женщинами – мужчины страдали от нехватки невест. Девушек полно у соседей, сабинов, причем одна краше другой. Ромул объявил о начале Олимпийских игр, которые стартовали у стен Рима. Естественно, выстроились очереди из женщин, желающих полюбоваться статными парнями. В этой экранизации Марса играет актер .


Женщины мира влюбились в римское божество в 1962 году – на экраны вышел фильм режиссера Марчелло Бальди «Марс, бог войны», где блистал американец Роджер Браун. Актер с мужественным лицом и мускулистым торсом покорил сердца представительниц прекрасного пола. В картине разворачивается сражение безжалостного чернокожего войска под предводительством завоевателя Афроса с армией царя Кроноса. Варвары уже потеряли силы, но на помощь пришел предатель, открывший ворота города. Над Кроносом сжалился Юпитер, отправив с небес на землю подкрепление в облике сына Марса.

Молодой красавец, бог войны безнадежно влюбился в младшую наследницу царя Дафну (актриса Жослин Лэйн). Однако герой окунулся в новую борьбу – возлюбленную ждала участь весталки, и, чтобы спасти ее, Марсу предстоит сразиться с собственной сестрой Венерой.

  • Римляне наделили Марса тремя жизнями, а священными животными этого божества назвали волка, быка, коня и дятла.

  • Марсу посвящена россыпь изваяний. Самая знаменитая статуя украшает Бранденбургские ворота в Берлине.
  • В эпоху Возрождения художники увлеклись Марсом так, что бог стал частой «моделью» для шедевров живописи. Порой мастера кисти насмехались, изображая бога войны в шутливых сюжетах. К таким картинам относится полотно Падованино (Алессандро Варотари) «Марс и Венера играют в шахматы».
  • Планета Марс уже в древние времена называлась «кровавой». В 1877 году американский астроном Асаф Холл зафиксировал пару спутников небесного тела, которые получили имена Деймос и Фобос. Впрочем, «предсказывал» существование спутников еще писатель в третьей главе книги «Путешествия Гулливера», за 150 лет до открытия американского звездочета.

В алхимической традиции символом Марса является графическое изображение круга со стрелкой, расположенной под углом в 45 градусов. «Символом Марса» обозначалось железо, которое в средневековой эзотерике неразрывно связывали с «красной планетой» и стихией Огня. При этом Марс исконно воплощал силу, агрессию и воинственность (собственно, Марс – имя древнеримского бога войны), то есть – сугубо «мужские» признаки. Именно поэтому с течением времени символ Марса стал гендерным обозначением мужского пола (аналогичным образом для обозначения женского пола стал использоваться символ Венеры, также пришедший из средневековой алхимии, а в нее попавший из античной мифологии).

Так символы Венеры и Марса из алхимической среды перешли в категорию универсальной гендерной эмблематики, в чем, на самом деле, нет ничего удивительного, если учитывать характерные черты, приписываемые образам этих планет. Однако мифологическая подоплека символов Венеры и Марса имеет гораздо больше значение, чем могло бы показаться. В частности, символ Марса в его уставном начертании имеет собственное характерное название – «щит и копье Марса». И здесь в прямом смысле имеется ввиду легендарное оружие древнеримского бога войны.

Тем не менее, в понятии «щит и копье Марса» акцентировано мифологическое значение имеет только понятие «щит». То есть Марс (в смысле бог) изображался именно с копьем (в отличие от, к примеру, греческого Ареса, которого иногда вооружали мечом). Однако копье здесь выступало абсолютно абстрактным мужским и воинским символом, в котором нетрудно увидеть фаллический образ. И нет никаких сведений о том, что у Марса было какое-то особое копье, которое можно было бы отнести к разряду магических артефактов.

А вот щит Марса – это уже совсем другой образ, который иногда называют (небезосновательно) символом Рима. Щит Марса, именуемый анкил, по легенде упал с неба и угодил точно в руки царю Нуме Помпилию в то время, как его народ страдал от эпидемии моровой язвы. Помпилий утверждал, что падение анкила сопровождалось громогласным голосом, который поведал царю, что Рим будет править миром, пока щит Марса находится в руках у римлянина. Собственно, на официальном уровне щит Марса никогда не был символом Рима, тем не менее, данный миф был широко известен во все времена, поэтому в традиционной римской архитектуре зачастую встречаются барельефы и статуи, включающие в себя характерный элемент – анкил, щит Марса (его изображение приведено выше).

В этой традиции, связанной со щитом Марса, интересны два момента. Во-первых, этимология самого слова «анкил» не известна. Во-вторых, по приказу Помпилия было изготовлено 11 копий оригинального щита и раз в год на праздник бога войны служители культа Марса проносили эти щиты по улицам Рима.

Точно неизвестно, когда появилась формулировка «копье и щит Марса» (хотя, к примеру, происхождение понятия «зеркало Венеры», обозначающего женский гендерный знак, не вызывает сомнений). При этом, учтивая особенности изображения бога Марса в форме статуй и барельефов (с анкилом и копьем), данное сочетание выглядит вполне логичным. Не менее логично соотнесение искомого символа с одноименной планетой и мужским началом, как таковым.

Так символ Марса, возникший в глубокой античности, пережил «второе рождение» в Средние века на страницах алхимических трактатов, а в XX веке стал общепринятым «мужским» знаком. И очень важно, что сегодня мы хорошо знаем истинное происхождение этого действительно древнего и глубоко образа. Ведь если культура использует эмблематику, сути которой не понимает, то грош цена такой культуре.

В древней мифологии Рима великий Бог Марс занимает одно из почетных мест. Он славился надежным, преданным защитником и покровителем Римской империи. Он был почитаем как бесстрашный и справедливый воин, как храбрый рыцарь, ведущий свою армию против врагов Рима.

В древние времена в Италии он был в составе триады богов, которые являлись родоначальниками римского пантеона (Юпитер, Бог Марс, Квирин). Будучи божеством военных сражений, Марс готов был отдать всю свою мощь, чтобы сохранить мир и славу великой империи. Марс считается эквивалентом хитрого и злого Бога Ареса в Древней Греции.

Пантеон богов - как почетное место Бога Марса

Архаическая Триада божественного пантеона Рима славится своей силой и величественностью. Бог Марс является одним из выдающихся персонажей на этом поприще. Во главе господствует Бог Юпитер, который является грозным правителем небес, грома и молний, свирепых бурь и гроз. Он отождествляется с греческим Зевсом, который страшен в своем гневе и начинает метать молнии. Следующее почетное месте занимает Квирин, дающий свет от лучей солнца. По утрам по его воле открывались небесные врата и появлялось небесное светило, вечерами Квирин закрывал врата на засовы.

Далее следовал Бог Марс, и хотя жители Рима отдавали Марсу третье место, именно он сохранил свой прообраз наиболее ярче, чем остальные божества. Римляне поклонялись Марсу, веря, что он несет с собой победы в битвах и длительных войнах, наделяет армию духом храбрости и бесстрашия, хранит мир в Римской империи и славит ее. Нередко можно встретить источники, где Марс представлен кровожадным и бесчестным Богом Войны, которому все равно на чьей стороне правда, его целью были многочисленные жертвы, кровь и смятения. Но как бы ни было, его сила направлялась прежде всего на обеспечение мира и единства. Под руководством его мужской агрессии проводились великие войны, которые при идеальном раскладе, должны были гарантировать безопасность и мир.

Бог сражений и весеннего равноденствия

Римляне, отличавшиеся от большинства народов своими воинственными качествами, преклонялись перед яростным и могущественным Марсом, считая его отцом и родоначальником империи. Название первого весеннего месяца было дано римлянами в честь этого великого бога - Латинский Мартиус (месяц Март). Начало весны считалось особо насыщенным периодом, когда проводилось множество фестивалей в подготовке к новым битвам и войнам. Особое внимание уделялось турнирам с участием коней, так как эти животные являлись единственными помощниками в любом сражении.

В мифологии древнего Рима, Бог Марс выполнял и более безобидные функции, нежели военные действия. Он считался божеством плодородия и сельского хозяйства, защитником земель, растительности, окружающей природы. От него зависело каким будет урожай и на сколько здоровым будет скот и будущий приплод. Или наоборот, в его власти было спалить все засеянные поля и погубить всех животных. Ему поклонялась не только солдаты, но и обычные крестьяне, приносившие ему различные жертвоприношения надеясь на богатый урожай. Марс был связан с дикими лесами, неизведанными людьми местами. Возможно эта дикость данная ему как богу природы, создала его отдельно от мира и людей за пределами всех условностей, и трансформировалась в необузданную силу, которую надо усмирять и подчинять.

Рождение

Родителями Марса считаются Юнона и Юпитер. Существует удивительная версия о его рождении, рассказанная римским поэтом Овидием: по его словам Юнона завидовала Минерве, дочери Юпитера, потому что в своем зачатии она появилась без участия женщины. И Юнона тоже захотела родить ребенка без помощи мужчины. Флора, богиня растительности, дала ей волшебный цветок, и лишь коснувшись этого цветка Юнона забеременела богом Марсом. Именно поэтому, изначально, он считается аграрным богом, покровителем растений, природы и диких лесов.

Миф о Марсе и богине Нерио

Как-то раз Марсу приглянулась богиня Минерва, которая олицетворяла мудрость и красоту, любовь и искусство. Марса смутило и застигло в врасплох собственное чувством любви, и он не знал как поведать богине о своей симпатии. Он попросил помощи у богини Анны Перенне, известной как покровительница нового года. Анна должна была выступать свахой в амурных делах Марса, но из этого ничего не получилось, и Минерва ответила отказом грозному Марсу. Но богини решили на этом не останавливаться и захотели разыграть Марса.

Анна сообщила ему, что Минерва ответила взаимностью на его чувства и ждет на свидании. Довольный и обрадованный Марс помчался к возлюбленной на «крыльях любви». Прибыв к месту встречи, он увидел сидевшую женщину с головы до ног закутанную в длинное платье. Отодвинув палаток с ее лица он в ужасе отскочил от женщины: перед ним предстала старая Анна Перенна. Эту шутку еще долго вспоминали боги Римской Империи и смеялись над доверчивостью грозного бога, которого обвели вокруг пальца. В итоге Марс выбрал себе в жёны богиню Нерио, которую судя по легенде ему пришлось похитить. Нерио была богиней храбрости, женской силы, смелости и отваги. Марс нисколько не пожалел о своём выборе, так как супруга была ему преданной спутницей и присутствовала с ним на всех сражениях.

Рем и Ромул

У великого Марса имелось двое сыновей - близнецы Рем и Ромул. Их матерью была Рея Сильвия - служившая богине Весте в качестве жрицы-весталки. Она была девственницей, так как дала обет безбрачия и хранила целомудрие, чтобы охранять магический огонь. В один из дней Рея отправилась за водой для проведения обряда. На пути ей встретился огромный волк, девушка укрылась в пещере и оставалась там до наступления темноты. Неожиданно перед ней предстал бог Марс и Рея забеременела.

Она родила мальчиков близнецов - Рема и Ромула. Весталку ждало суровое наказание, так как она нарушила обет, и ни один из богов не встал на ее сторону. Рея объясняла, что стала жертвой насилия со стороны Марса, но и это её не спасло. В итоге она была казнена, а родившихся близнецов положили в ящик и бросили в бурные воды реки Тибр. Проплыв немалое расстояние ящик пристал к одному из берегов реки, разбился об него и мальчики оказались на суше. Вскоре их нашел волк, принес в свою стаю и они были вскормлены молоком волчицы и росли с волчатами. Когда близнецы выросли в крепких юношей, они решили построить свой город и начали свой замысел с поиска подходящей территории. Но каждому из них нравились разные места и они не могли прийти к компромиссу. Между ними возник серьезный спор и Ромул убил Рема. После, он долго сожалел о своем поступке, и когда все-таки воздвиг город, то дал ему название Rome (Рим), в честь убитого близнеца.

Храм Марса

После того, как Рим основался сыном бога Марса, Ромулом, основная территория города стала называться Марсовым Полем. Это место служило для военных учений, тренировок, для проведения гражданских митингов. Центр поля занимал величественный храм воздвигнутый в честь великого Марса. К служителям храма относились люди только из благородных и богатых семей. Согласно легенде, в первый весенний день к ногам второго царя Рима, Нума Помпилия, с небес упал огромный щит. Жители города восприняли этот знак, как благословение богов, и щит стал священным артефактом олицетворяющим непобедимую римскую армию.

Во избежание кражи щита служители выплавили из металла еще таких же 11 штук. Таким способом было задумано запутать любого, кто решится похитить священный щит. В первый день весны, во время праздничного фестиваля в честь бога Марса, щиты выносились служителями наружу и повозка развозила их по всему городу, показывая римлянам священный символ.

Марс

Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон( , Марс и ).

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов , а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима.

Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя — регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя , а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Отправляясь на войну, полководец приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу; самопроизвольное движение считалось предзнаменованием страшных бед.

Женой Марса была малозначительная богиня Нерио (Нериене), которую отождествляли с и . Рассказывают, что однажды Марс влюбился в Минерву и обратился к престарелой богине Анне Перенне с просьбой выступить в роли свахи. Спустя некоторое время сообщила ему, что Минерва согласна стать его женой. Когда же Марс отправился за невестой и поднял вуаль представленной ему богини, то обнаружил, что перед ним не Минерва, а старуха Анна Перенна. Остальные боги долго потешались над этой шуткой.

Священными животными Марса считались волк и дятел.