Open
Close

Предметы которые характеризуют образ жизни древних римлян. Шокирующие факты из жизни и быта Древних римлян (1 фото)

Каждое жилое помещение обладает своей неповторимой энергетикой. Если эта энергетика гармонично сочетается с жизненной энергией проживающих в нём людей, в их судьбе всё складывается благополучно. Древнекитайская практика фэн-шуй призвана организовать пространство таким образом, чтобы нейтрализовать губительную энергию ша и активизировать поток позитивной энергии ци.

Проблема гармонизации энергетических потоков особенно актуальна для жителей современных многоэтажек, малогабаритные квартиры в которых опутаны целой сетью всевозможных проводов и коммуникаций.

Благоприятный фэн-шуй квартиры так же важен для нормальной жизнедеятельности человека, как воздух, еда и свет солнца, поскольку с его помощью можно улучшить и количество, и качество энергии ци.

Узнать больше о понятии ци в фэн-шуй и жизни:

Недостаток этой энергии человек инстинктивно добирает вне стен своей квартиры, дольше положенного задерживаясь на работе или в обществе друзей, выезжая на природу или бродя по магазинам.

Используя целый арсенал специальных инструментов фэн-шуй, можно добиться дополнительного притока положительной энергии, а также нейтрализации отрицательной энергетики. Этой цели можно добиться при помощи зеркал, специальных ширм, колокольчиков, мобилей и живых картин.

Фэн-шуй квартиры по сторонам света

Посмотреть видео, как сделать разметку квартиры по фен-шуй:

Фэн-шуй квартиры: как определить зоны

Разделить всю площадь жилища на условные зоны, как того требует фэн-шуй квартиры, можно при помощи магического квадрата (квадрата Ло-шу) или сетки Багуа.

Что такое сетка Багуа?

Согласно древнему преданию, эта сетка была начертана богами на панцире огромной черепахи. Расшифровать суть загадочных триграмм на каждой стороне правильного восьмиугольника удалось лишь великому мудрецу Фу Си почти два тысячелетия назад.

Практика фэн-шуй утверждает, что все события человеческой жизни можно условно свести к девяти жизненным категориям. Собранные в строго определённом порядке, они и составляют символ (или сетку) Багуа. Каждая из девяти этих зон обладает равной величиной, соответствует определённой области жизни и отвечает за здоровье, любовь, карьеру и т. д.

  • Наложив сетку Багуа на размеченный план квартиры, можно определить расположение тех или иных зон в разных её частях, а также их влияние на поведение и состояние здоровья её обитателей. Первым делом определяют зону Карьеры: сделать это можно, совместив север на Яндекс-карте и север на плане квартиры.

  • Руководствуясь компасными направлениями карты и сеткой Багуа, можно без труда определить расположение оставшихся восьми зон.
  • В квартирах, имеющих неправильную форму, желательно присутствие юго-западной и юго-восточной зон, но иногда это невозможно.

Если та или иная зона сетки Багуа отсутствует на плане квартиры, выпадая из него, это отсутствие можно гармонизировать путём усиления данного сектора в гостиной, наложив сетку на план этой комнаты и определив расположение отсутствующего сектора в отдельно взятом помещении.

  • Определяя зоны жилого помещения, следует учесть, что план квартиры должен вписываться в квадрат, причём независимо от конфигурации этого помещения. В случае использования сетки Багуа, имеющей форму восьмиугольника, его стороны необходимо продлить до получения формы квадрата: это облегчит выявление отсутствующих зон.

Фэн-шуй квартиры: входная дверь

Входная дверь играет большую роль в процессе циркуляции жизненной энергии, поскольку именно она открывает доступ в дом этой живительной силе.

  • Площадка перед входом в дом должна быть открытой и достаточно большой, для того чтобы благотворная энергия могла на ней накапливаться, а ничем не загромождённая входная дверь должна беспрепятственно открываться, пропуская в дом поток скопившейся энергии. Процесс накопления энергии перед входной дверью происходит непрерывно, а циркулировать этот поток заставляют люди, входящие и выходящие из помещения.

Для того чтобы жизненная энергия входила в дом широким потоком, входная дверь должна открываться внутрь помещения. Если это не так, можно подвесить дверь с другой стороны, предварительно перенеся на неё дверные петли.

  • Входная дверь, защищающая квартиру, должна быть цельной и надёжной. Фэн-шуй не рекомендует использовать стеклянную дверь в качестве входной.
  • Величина входной двери имеет немаловажное значение, поскольку слишком большие её размеры будут источником финансовых проблем, а чересчур маленькая дверь может спровоцировать ссоры и конфликты среди домочадцев. Оптимальным вариантом является входная дверь средних размеров.
  • Чтобы не заблокировать поток благотворной энергии ци, входная дверь должна открываться без всякого труда. Перекошенные и скрипящие входные двери, перекрывая доступ потоку положительной энергии, могут спровоцировать неблагоприятные последствия (как для обитателей квартиры, так и для самого жилища).

Входная дверь должна быть красивой, поскольку вместе с красотой оформления входа в жизнь всех домочадцев войдёт гармония, благополучие и успех. Использование символов фэн-шуй перед входом в дом будет препятствовать проникновению отрицательной энергетики.


  1. Двери, выходящие на юг, можно покрасить красной или зелёной краской (жёлтая и коричневая окраска тоже допустимы).
  2. Для дверей восточного направления подходят чёрные, синие или зелёные колера.
  3. Двери северной ориентации можно выкрасить в белый, чёрный или синий цвет (а вот коричневая или зелёная окраска для них противопоказаны).
  4. Двери, выходящие на запад, можно окрашивать краской с эффектом металлик. Весьма эффектно будут выглядеть двери, выкрашенные в белый цвет с лёгкими оттенками золота или серебра.

Это может быть подковка, подвешенная концами вверх, «музыка ветра», имеющая от 7 до 9 трубочек или несколько связок китайских монет. А если вы повесите у двери (под потолком прихожей) маленький хрустальный шарик, он возьмёт на себя роль преобразователя негативной энергии в позитивную и попутно будет рассеивать её.

Правила фэн-шуй для квартиры

Для того чтобы гармонизировать потоки позитивной энергии в своём жилище, недостаточно активизировать в нём зоны, сообразуясь с сеткой Багуа. Существуют несложные правила, соблюдая которые, можно достигнуть полной гармонии с окружающей действительностью.

  • Одним из основных требований фэн-шуй является поддержание чистоты и порядка в каждом из жилых помещений , поскольку это напрямую связано с состоянием душ обитающих в них людей.

    Правилами фэн-шуй запрещается складировать ненужный хлам перед входом в квартиру, поскольку он притягивает к себе поток разрушительной энергии.

    По этой же причине в прихожей не должно быть никаких веников, тряпок, швабр и грязной обуви. Содержание входной двери в опрятном состоянии убережёт дом от влияния злых сил, а её крепость и надёжность – от проникновения воров.

Фэн-шуй придаёт большое значение размеру и чистоте окон («глаз дома»). Если они большие – это очень хорошо для проникновения солнечного света и циркуляции благотворной энергии ци внутри помещений. Пыль и грязь на оконных стёклах свидетельствуют о накоплении отрицательной энергии, избавиться от которой можно, регулярно подвергая их мытью.

На окнах не должно быть ни решёток, ни тяжёлых портьер, ни жалюзи – ничего, что может препятствовать поступлению в дом животворного энергетического потока.

Столь же недопустимо загромождение подоконников большим количеством цветочных кашпо: это также может создать препятствия для свободной циркуляции энергии ци.
Хозяйка может ограничиться парой красивых и здоровых растений. Исключением являются лишь кактусы: их ни в коем случае нельзя ставить поблизости от окна.

  • Ещё одним важным правилом практики фэн-шуй является создание условий для беспрепятственной циркуляции животворной энергии ци по всем помещениям квартиры. Сделать это можно, регулярно освобождая своё жильё от ненужных вещей.

Вышедшие из употребления старые и сломанные предметы обладают способностью аккумулировать вокруг себя отрицательную энергетику, поэтому время от времени необходимо наводить порядок в шкафах, на кухонных полках, в ящиках письменных столов и комодов.

Без сожаления следует расставаться с накопившимся в них хламом (особенно с десятками пустых стеклянных банок, годами пылящихся на антресолях) и просроченными продуктами.

В домашней аптечке и личной косметичке тоже часто скапливается масса просроченных лекарственных и косметических средств, избавившись от которых вы оздоровите обстановку собственного жилья.

  • Периодическая перестановка предметов в комнатах (по глубокому убеждению китайцев) способна предотвратить застой энергии ци. Передвигать мебель при этом совсем не обязательно: вполне достаточно изменить местоположение двадцати семи предметов в квартире: например, поменять местами вазочку и рамку для фотографий или поставить банкетку к противоположной стене.

Владельцам домашних библиотек следует учесть, что большое количество книг притягивает к себе отрицательную энергию. Её можно разогнать, время от времени переставляя книги на полках и протирая их тряпочкой, смоченной раствором обычной соли, которая способна уничтожать ментальные загрязнения.


Вы хотите, чтобы в вашем кошельке всегда были деньги? Тогда не забывайте закрывать крышку унитаза и дверь в туалетную комнату.

Подтекание смывного бачка или водопроводного крана необходимо незамедлительно устранять, поскольку эта неисправность способна спровоцировать отток благополучия и денежных средств.

  • Яркое освещение притягивает положительную энергетику, поэтому квартира должна быть ярко освещена . Перегоревшие лампочки нужно немедленно заменять на новые.
  • Периодическое использование ароматических ламп и свечей способствует усилению положительной энергетики.

Фэн-шуй квартиры: зона богатства


В зоне богатства уместен будет фонтан, символизирующий изобилие (или картинка с его изображением). Удачной альтернативой фонтану может стать аквариум с плавающими в нём золотыми рыбками.

  • Активируя зону богатства, необходимо поместить в неё несколько традиционных символов изобилия. Чаще всего для этого выбирают фигурку денежной лягушки, держащей во рту золотые монетки. Её голова обязательно должна быть направлена внутрь комнаты, чтобы возникло ощущение, что лягушка прискакала извне, принеся в дом достаток. Оформляя сектор богатства, следует проявлять чувство меры и не перегружать его большим количеством традиционной китайской символики.
  • В этом уголке квартиры можно поместить иероглиф богатства и связку китайских монеток, перевязанных красным шнурком.

Номер квартиры по фен-шуй

Нумерология – один из инструментов, используемых специалистами по фен-шуй для привлечения благополучия и успеха в судьбу человека. Практика фен-шуй утверждает, что даже номер квартиры может оказывать влияние на её владельца.

Для определения номера квартиры по фен-шуй поочерёдно складывают все цифры, из которых состоит адрес интересующего нас человека. Получившееся в результате складывания однозначное число и считается номером квартиры по фен-шуй.

Этот номер создаёт определённые вибрации, которые и оказывают своё специфическое влияние на судьбу людей, живущих в данной квартире.

Мы не будем останавливаться на характеристике каждого номера, поскольку данную информацию можно без труда найти в интернете. Отметим лишь, что владельцы частных домов также могут воспользоваться этим методом для определения номера своего жилища.

Фен-шуй в однокомнатной квартире

Соблюсти все требования фен-шуй в условиях малогабаритной квартиры нелегко, но кое-что возможно:


Цвет квартиры по фен-шуй

Правильный фен-шуй квартиры немыслим без грамотно подобранной цветовой гаммы.

  • Цветовое оформление жилых помещений, разделённых на зоны, согласно требованиям фен-шуй, конечно же, должно соответствовать окраске секторов на сетке багуа, но при этом необходимо руководствоваться и собственным вкусом.
  • Если вам не нравится тот или иной цвет, не стоит его использовать. Не выносите ярких красок – выбирайте оттенки и полутона.
  • Окраску стен в комнатах выбирайте, исходя из их предназначения, собственного настроения и ассоциаций, с которыми связывается каждый цвет.

Как трактуются цвета по фэн-шуй?

Местность, в которой расположен дом, имеет немаловажное значение, поскольку она может влиять и на физическое, и на душевное здоровье человека. Итак, какая же местность считается подходящей для расположения жилого дома с точки зрения фен-шуй?

  1. Поблизости от участка, на котором расположен дом, не должно быть оживлённых автомагистралей, болот или мест для складирования мусора (попросту говоря, помоек).
  2. Участок должен быть спланирован таким образом, чтобы перед домом оставалось достаточно большое открытое пространство, а позади него были расположены жилые дома, горы, густой красивый лес или парк. Это согласуется с подсознательным желанием каждого человека иметь надёжно защищённый тыл. Желательно, чтобы все перечисленные объекты располагались на небольшом естественном возвышении. С тыльной стороны дома не должно быть ни склонов, ни обрывов.
  3. Специалисты по фен-шуй утверждают, что любые растения (даже ядовитые) являются источником животворной энергии ци. Поэтому участок, обсаженный грушами, вишней, сливами и яблонями является весьма благоприятным местом для расположения дома.
  4. Наличие водоёма (реки, озера, моря или пруда) – очень важный фактор, с точки зрения фен-шуй. Не менее важно его расположение на участке, поскольку протекать он должен перед самим жилым строением, а не позади него. Самым лучшим источником живительной и чистой энергии ци может быть спокойно текущая река с извилистой линией берега и прозрачной водой.
  5. Приусадебный участок должен быть просторным и не загромождённым большим количеством хозяйственных построек, которые преграждают путь живительной энергии.

Строительство дома по фен-шуй

Возводя дом своими руками, мы получаем возможность построить его под себя, с учётом своих особенностей и предпочтений.

Начиная строительство с нуля, можно создать постройку, отвечающую всем пожеланиям практики фен-шуй, благодаря чему жизнь поселившихся в ней людей будет полна гармонии и благополучия.

  • Если вы только планируете строить дом на уже приобретённом участке, внимательно присмотритесь к нему: найдя место с более сочной и яркой травой (что указывает на близкое залегание грунтовых вод), расположите постройку таким образом, чтобы это место оказалось перед самым входом в жилище. Благодаря такому расположению поток положительной энергии будет идти прямо в него. Участок можно обсадить кустарником, не имеющим острых шипов.
  • Следует избегать модной тенденции встраивать гараж в конструкцию дома, а тем более входить через него внутрь жилого помещения, поскольку в результате отрицательная энергия, скопившаяся в гараже, проникает в комнаты.
  • Строительство дома по фен-шуй отвергает также ещё одну популярную традицию устраивать бассейн в цокольном помещении, расположенном под жилой постройкой. Делать этого нельзя ни в коем случае, поскольку через некоторое время в доме появится слишком высокая влажность, что незамедлительно скажется на здоровье проживающих в нём людей. Бассейн лучше построить вне стен жилого дома. Строительство бани под домом возможно, не следует лишь располагать её под помещением спальни или гостиной.
  • Практика фен-шуй, насчитывающая свыше пяти тысячелетий, рекомендует строить дома из экологически чистых и натуральных материалов: дерева и камня. В идеале наиболее подходящими для строительства можно считать материалы, произведённые в той же местности, в которой возводится дом, поскольку этот фактор является источником дополнительной природной энергии, благотворной как для самой постройки, так и для здоровья живущих в ней людей.

Использование железобетона и большого количества металла при строительстве дома крайне нежелательно, поскольку обитатели такого жилища будут постоянно находиться в окружении электрических полей, что небезопасно для здоровья.

Подъездная дорожка к дому должна быть извилистой, нельзя прокладывать её прямо к порогу: на её пути можно расположить миниатюрный водоём, фонтанчик или несколько небольших цветочных клумб.

Дом, построенный с учётом всех требований фен-шуй, позволит человеку очень гармонично слиться с окружающей средой, что не может не сказаться на его душевном комфорте и отличном самочувствии, а это, в свою очередь, неизбежно влечёт личное благополучие и успехи в карьере.

  1. Дом нельзя строить на горе или в конце ущелья.
  2. Дом нельзя строить на перекрестке, когда улица прямо смотрит на дом.
  3. Дом ни в коем случае нельзя строить в конце тупика. Не потому, что трудно эвакуировать в случае пожара, а потому что в этом доме постоянно будут конфликты.
  4. Если с западной стороны дома есть большая дорога, это хорошо (но если дом не смотрит фасадом на запад).
  5. Если угол соседнего дома смотрит на Ваш дом это очень плохо (углы, направленные на что-то вредоносны).
  6. Если перед входной дверью в дом стоят большие деревья, это плохо, они препятствуют прохождению в жилище положительной (янской) энергии ци и это приводит к застою энергии.
  7. Если перед входной дверью стоит сухое дерево, то его нужно убрать. Также плохо, если там «красуется» пень или сухой ствол.
  8. Большое дерево, находящееся на северо-западе относительно дома, приносит живущим в доме большое счастье. Семена дерева защищают жильцов дома и приносят радость всем.
  9. Если дом, в котором Вы живете выше всех окружающих, то у Вас появится состояние тревоги, будто Вы выставлены на обозрение. Энергии ян и инь не в балансе и это приводит к болезни.
  10. Если со стороны фасада забор ниже, чем сзади, то это хорошо, если наоборот то - это плохой знак.
  11. Если стены дома справа и слева разной длины, а именно правая длиннее левой (если смотреть от входной двери), то у хозяина дома сыновья становятся бедняками и сиротами.
  12. Дом, напоминающий перевернутую приставную лестницу, как бы сужающуюся от фасада, то в таком доме будет нехватка денег. В случае если дом трапециевидной формы, когда он расширяется от фасада к задней части, то живущий может стать довольно - таки состоятельным человеком.
  13. Если дом в плане напоминает треугольник, то переднее сужение с задним расширением называют «перевернутой кистью». Очень часто с людьми из такого дома случаются несчастья, и касается это именно женщин. В случае если острие сзади, а широко спереди, это имеет название «Марс тащит хвост». В этом случае люди в этом доме будут сильно болеть.
  14. Если стена жилища или помещения слева от входной двери длинная, а справа короче, то это очень плохо для всех.
  15. Если дом прямоугольной формы в основании и вытянут с севера на юг, это хороший знак, все будут богаты и счастливы, и в этом доме будет много детей и внуков.
  16. Если дом прямоугольной формы и стоит с запада на восток, это плохой знак.
  17. Если в доме с западной стороны есть выемка, то жить в таком доме нельзя.
  18. Если же выемка, но с юга, то это принесет большое богатство, но постоянные скандалы в семье.
  19. Если же выемка с севера, то это к несчастью и пожарам.
  20. Если дом или комната представляет в плане квадрат, то людей ожидает в таком доме счастье, богатство и благополучие.
  21. Если к югу от дома есть свободное пространство, то жизнь в таком доме будет спокойной и размеренной.
  22. Бет онировать двор нельзя, это к несчастью.
  23. Двор лучше не выкладывать каменными плитами, это привлечет много отрицательной («иньской») энергии.
  24. Деревья между постройками не рекомендуется сажать.
  25. Плохой знак, если через двор протекает ручей.
  26. Если забор очень высокий, то люди, живущие в доме, будут ощущать себя «как звери в клетке».
  27. Забор слишком близко к дому ставить нельзя, не ближе одного локтя.
  28. Когда в большом доме проживает очень мало людей, это приведет к обнищанию.
  29. Если дом обращен фасадом на юг и с востока дома есть палисадник - это хорошо.
  30. Много настенных украшений - это плохо, но если они придают опрятный вид жилью, это к счастью.
  31. Если в доме есть щели и через них дует ветер, жильцы будут болеть, и им в сновидениях будут приходить кошмары.
  32. В центре дома находится гостиная, а все остальные комнаты располагаются вкруговую, по периметру - это хорошая примета.
  33. Лестница, находящаяся в центре дома - нехорошая примета.
  34. В центре дома неиспользуемое пространство - нехорошая примета.
  35. 35.Если парадная дверь и черный выход на одной прямой - хороший признак.
  36. Спальня на одной прямой с входной дверью - к счастью.
  37. В спальне ни в коем случае нельзя ставить мебель, в которой хранится старая одежда, это принесет большие неприятности.
  38. Кухню и плиту нужно располагать на юго-востоке или Востоке.
  39. Кухня на юго-западе это плохой Фен-Шуй дома.
  40. Спальню для людей преклонного возраста лучше располагать в юго-восточной части дома.
  41. Юго-запад не пригоден для гостиной.
  42. Гостиную на втором этаже нельзя устраивать над аркой или выступом - к большим проблемам.
  43. Юго-запад и северо-восток непригодны для ванной комнаты.
  44. Канализационная система в юго-западной части дома и двора — очень нехорошо.
  45. 45.Пол в доме должен быть выше, чем снаружи (45см).
  46. Начинать строить дом лучше всего от задней стороны к фасаду.
  47. Нельзя при строительстве использовать дерево в перевернутом виде - то есть когда вершина вниз, комель дерева направлен вверх.
  48. Если раскололась на крыше черепица, нужно срочно поменять, может случиться что-то плохое.
  49. Выходящие на юг окна и двери, не защищенные элементами декора, карнизом или козырьком, чревато конфликтами.
  50. Площадка перед гаражом должна быть широкая. Узкая площадка - нехороший признак.

Нравами древними держится Рим

И доблестью граждан.

Квинт Энний

Римлянин! Ты научись народами править державно –

В этом искусство твое – налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!

Вергилий

Образ жизни и идеалы

«Отеческие нравы» . Нравственные ориентиры в жизни римлян складывались в соответствии с состоянием общества и государства. Пора республиканских порядков, совпавшая с грандиозными завоеваниями Рима, породила идеал гражданина, способного сохранить и приумножить славу и процветание отечества. С величайшим почтением относились римляне к делам и нравам предков. Из поколения в поколение передавались сказания об их подвигах – образцах для подражания. Служение республике являлось высшим долгом и достоинством римлянина, который был обязан беспрекословно следовать закону, уважать власть, защищать государство. «Я должен, следовательно, я могу» – таково было непреложное правило жизни. Образ сурового и честного воина многократно встречается в римской литературе, как пример лучшего гражданина (читайте Плутарха, Ливия, Цицерона!). Сдержанность и самообладание украшали человека. «У римлян искони в силе своеобразное обыкновение показывать высшую степень гордости и упорства в несчастии и величайшую умеренность в счастии: всякий признает такой образ действия правильным», – пишет Полибий. К тому же, римлянин должен быть благочестивым человеком, безупречным семьянином, рачительным хозяином. Достоинство и мужество дополнялось скромностью, непритязательностью и простотой в быту. Считалось неприличным выставлять напоказ свое богатство. Даже римские сенаторы, подобно Катону, жили просто – например, ели из деревянной и глиняной посуды. Их жены и дочери сами пряли шерсть, ткали и шили одежду. Законами XII таблиц предусмотрены меры, пресекавшие расточительность и роскошь. Там же встречаем статьи, которые ограничивали пышность погребений, считавшуюся демонстрацией богатства. В III веке до н.э. сенат, по настоянию Катона, принял решение, запрещавшее женщинам ношение многочисленных украшений, а столетие спустя особым указом ограничил возможные затраты римских граждан на обед. Законы «против роскоши» появлялись и в последующие века. Однако сохранить этот идеал в условиях превращения Рима в державу, в условиях глобальных изменений – притока в Рим с востока рабов, шелков, ковров, серебряной посуды, произведений искусства и т.п., было очень сложно. Падение нравов, выразившееся в привычке к роскоши, в стремлении к обогащению, в любви к праздности, стало очевидным уже в конце республики. «О времена! О нравы!», – восклицает Цицерон. И далее перед нами проходит галерея тщеславных политиков, дерущихся за власть, жестоких завоевателей, утвердившихся в своей безнаказанности, беззастенчивых грабителей – наместников провинций, плебеев, требующих «хлеба и зрелищ», венценосных тиранов, бездельников, льстецов, обжор, развратников… В конкретных примерах подобного рода нет недостатка, хотя, возможно, не они останутся в истории «визитной карточкой» римского гражданина, а образы, полные нравственного смысла, которые найдем мы в свидетельствах римских писателей даже о самых смутных временах.

Воинская доблесть . Значительную часть жизни римляне посвящали ратным трудам. Все качества, необходимые римскому воину, юноши усваивали чуть ли не с колыбели.Считалось, что лучшие воины выходят из хороших земледельцев, поскольку необходимые тем и другим качества во многом совпадают: крепость тела и сила духа, выносливость и неприхотливость, почтение к старшим. Выше всех остальных достоинств римляне ставили воинскую доблесть, понимая ее более широко, чем другие народы. В представлении римлян она означала не только личную храбрость, но также верность родине, преданность боевым соратникам, способность безропотно и стойко переносить тяжкие труды и лишения, беспрекословное повиновение командирам. Воины многих народов не уступали римлянам своей отвагой, но мало кто из них мог, подобно римскому легионеру, во время похода нести на своих плечах более сорока килограммов разной поклажи, каждый вечер возводить на месте ночной стоянки военный лагерь – целый город, укрепленный рвами, валами и частоколами, довольствоваться воинским скудным пайком. Ни в одной другой армии не было такой суровой дисциплины, такого неукоснительного исполнения приказов. Римские часовые, не получившие во время наступления врага приказа об отходе, предпочитали погибнуть, но не оставить своего поста. Вместе с тем, успешные завоевания привили римлянам чувство надменного превосходства над другими народами, презрение к варварской культуре и обычаям. Бесплодность и вред такого отношения подчеркивал Тацит, с уважением описывая уклад жизни и характер германцев в конце I века н.э.

Частная жизнь римлян

Жилище, утварь, внешний вид римлянина, его трапеза и времяпровождение зависели от достатка семьи и социального статуса. Тем не менее, можно уловить общие черты частной жизни – ауру дома, дух семьи, пристрастия к занятиям и развлечениям, характерные для людей древнеримского общества.

Римский дом . Одни римляне жили в скромных каморках, другие в богатых домах или загородных виллах. Но повсюду была заметна забота о красоте и удобстве жилища. Центральное помещение дома (атрий ) служило для семейных торжеств и приема гостей. Потолочный проем в его крыше делался для вентиляции и освещения, а под проемом находился бассейн, куда стекала дождевая вода. Грязная вода уходила по стокам за пределы дома. За атрием располагались другие помещения – кабинет хозяина дома, столовая, кухня, спальни. Любимейшим местом отдыха был дворик, окруженный колоннами (перистиль ). Здесь всегда присутствовало так ценимое римлянами сочетание зелени и воды: цветы, кусты, фонтаны, искусственные водопадики делали отдых приятным. Сельские и многие городские дома были снабжены водопроводом или колодцами. Жизнь в тесных помещениях многоэтажных инсул (съемных квартирах) была куда прозаичнее. При отсутствии в них удобств римляне вынуждены были носить воду в жилье из ближайшего колодца, пользоваться общественными уборными, а мусор выбрасывать прямо в окно. Ювенал сетует на опасность прогулок по римским улицам, когда «сверху летит битая посуда». Внутренний вид италийского дома хорошо прослеживается по сохранившимся интерьерам помпейских домов. Мебель в доме, плетеная и деревянная, была удобной и разнообразной: стулья разной конфигурации, низенькие столы для обедов или чтения и широкие мраморные, на которые ставили посуду, кровати со спинкой-изголовьем, покрытые матрасом и шерстяными одеялами, обеденные ложа (клине ), где можно было разместиться втроем, сундуки для одежды, лари для книг… Важным дополнением интерьера были светильники (простенькие глиняные и помпезные бронзовые канделябры), переносные печи-жаровни, кухонная и столовая посуда (плетеные короба, керамические, бронзовые и серебряные сосуды). Дома состоятельных горожан имели мозаичные полы, колонны, ниши, настенные росписи, украшались статуями.

Трапеза римлян . В раннереспубликанский период рацион римлян был скромен. Катон, к примеру, восхвалял предков за умеренность в еде, которой и сам старался придерживаться.Стремясь использовать световой день, римляне поднимались рано (часто в 4-5 часов утра) и, поев, принимались за дела. Как и греки, они обычно трапезничали три раза в день: ранним утром был первый завтрак, около полудня – второй, ближе к вечеру – обед. Хлеб, каши, молоко, яйца, сыр, изюм, овощи за завтраком, рыба и морепродукты, мясо птиц или домашних животных, овощи, фрукты, пироги и печенья на десерт за обедом – таков был обычный набор продуктов. Вино римляне, как и греки, пили, чаще всего, разбавленным. Иногда в него для вкуса и аромата добавляли лепестки роз, фиалок или веточки можжевельника. Кроме того, в холодное время года очень любили напиток кальду из вина, горячей воды, меда и пряностей. Пили также виноградные морсы и мульсум (напиток из свежего виноградного сока и меда). Семейные обеды (женщины принимали в них участие) были маленьким праздником и могли длиться несколько часов. В период поздней республики и империи от патриархальной простоты застолий почти ничего не осталось. В богатых домах все чаще устраивались пиры, на которых изобилие и излишества были обычным делом. За большими обедами прислуживало много специально обученных рабов, на них приглашали певцов и музыкантов, трапезу разнообразили играми в кости и бабки. Знаменитое описание пира Тримальхиона в «Сатириконе» Петрония представляет картину чревоугодия и избыточной роскоши, недалеко ушедшую от действительности:

Между тем подали изысканную закуску… Посреди подноса стоял ослик коринфской бронзы с вьюками вперемет, в которых лежали с одной стороны белые, а с другой – черные оливки. Над ослом возвышались два серебряных блюда, по краям их были выгравированы имя Тримальхиона и вес серебра, а на спаянной подставке вроде мостика лежали жареные сони с приправой из мака и меда. Были тут также и горячие колбаски на серебряной решетке, а под решеткой – сирийские сливы и гранатовые зерна.

Внешность и уход за телом . Как и эллины,римляне с большим вниманием относились к своей внешности– чистоте, уходу за телом, разнообразию одежды. Вместе с тем, и здесь все было подчинено традициям и законам. Нижней одеждой мужчин и женщин была туника . Уже она указывала на социальный статус человека. Так, сенаторы носили белую тунику с широкой пурпурной полосой, всадники – с узкой полосой, триумфаторам пристало носить пурпурную тунику. Поверх туники женщины надевали длинную и широкую столу с коротким рукавом, в холодное время пользовались еще и верхней накидкой – паллой . Верхней одеждой мужчин была тога . Ее носили лишь римские граждане, имевшие «право тоги ». Большой кусок ткани укладывали особенным способом складками, перебрасывая конец через левую руку. Со временем у римлян распространились и греческие гематии , а также кожаные накидки с капюшоном. Обувью служили кожаные сандалии с ремешками, обхватывавшими ногу, сапоги для дальних походов, низкие ботинки. Носить головной убор в черте города считалось не принятым, при необходимости и во время религиозных церемоний на голову набрасывали край тоги. Римские прически хорошо известны нам по скульптурным и вазописным изображениям. Мужчины носили бороду и усы, но могли обходиться и без них. Женщины укладывали волосы короной надо лбом, узлом на затылке, украшали прически венками, лентами и диадемами, иногда носили парики. Самым распространенным украшением служили фибулы – изысканной формы застежки, скреплявшие одежду. Женщины с восторгом носили ожерелья, серьги, кольца, браслеты, щеголяли зонтиками от солнца. Забота о чистоте, здоровье и спортивной форме реализовывалась в спортивных залах и термах. «В здоровом теле – здоровый дух». Это убеждение, высказанное Ювеналом, не было для римлян пустым звуком. Косметические средства служили для сохранения молодости и красоты: кремы, белила, румяна, сурьма для бровей, краска для губ и век. Овидий, знаток женских прелестей, написал для женщин специальное руководство в стихах «Притирания для лица». В употреблении были благовонные масла из лепестков роз или шафрана, состоятельные римляне и римлянки использовали привозимые с Востока духи. Украшения, гребни и расчески (иногда очень тонкой работы) хранились в специальных шкатулках. Зеркала из меди или серебра полировались с одной стороны, а с другой украшались гравировкой.

Брак и семья . Римляне относились к браку и семейному укладу, как и священному институту. С древности знали и чтили предков, издавали «семейные» законы, считали воспитание детей делом государственной важности. Заключение брака было возможно с 14 лет для юношей и с 12 – для девушек. Оно было естественным и желательным событием (так, Август издал закон, по которому упорствующие холостяки не могли получить наследство, пока не женятся). Древняя форма брака (брак «под рукой ») предполагала, что жена полностью переходит под власть мужа, получавшего право распоряжаться и ее приданым. Со временем такая установка была вытеснена более свободным союзом (брак «без руки» ), когда женщина оставалась под властью отца, и муж не имел права на ее имущество. Браку предшествовало обручение, во время которого молодые люди давали друг другу брачный обет . Жених вручал будущей жене монету, как символ будущего союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки. Заключение брака требовало оформления договора и сопровождалось символическими обрядами (особое убранство невесты, красивое свадебное шествие) и свадебным пиром. Разводы были нежелательны, их необходимость определялась, как правило, судьями. Главой семьи (домовладыкой) был муж, имевший безусловную власть над всеми членами фамилии – женой, детьми, рабами. Он мог прогнать жену, не принять родившегося ребенка (тогда дитя просто выбрасывали, и такое положение сохранялось до времени империи), отдать сына в рабство за долги (до отмены долгового рабства) или даже убить. Его власть над сыновьями сохранялась до смерти одной из сторон, за исключением редких случаев получения детьми самостоятельности (эмансипации ). Положение женщины, несмотря на опеку со стороны мужа или отца, было более свободным, чем в Греции, где девушки и женщины жили затворницами. Римлянки вели домашнее хозяйство, могли свободно появляться в обществе, в своих семьях, как правило, пользовались уважением. Они были хозяйками дома – матронами . Занятия политикой и войну женщины оставляли мужчинам. Однако в период поздней республики и империи римские матроны, особенно из императорских семей, играли иногда весьма значительную роль в обществе, участвовали в политических интригах, оказывали влияние на облеченных властью мужей. Родившиеся (и признанные) мальчики получали личное имя, к которому добавлялось имя родовое и семейное (Гай Юлий Цезарь ), девочки должны были довольствоваться только родовым именем (дочь Гая Юлия Цезаря – Юлия ), к которому по необходимости добавлялось порядковое числительное (Юлия Первая, Юлия Вторая и т.д.) или определение (Старшая, Младшая ). В семье дети получали раннее воспитание – от родителей, кормилиц, нянек, рабов-педагогов. Отец учил мальчиков чтению и письму, верховой езде и азам военной науки, девочки оставались с матерью. Достигнув совершеннолетия, юноши на форуме торжественно облачались во «взрослую тогу » и становились гражданами римского государства.

Образование римлян . Римляне разных сословий были грамотными людьми. Уже в V веке до н.э. на Форуме существовала школа, а выставленные там же Законы XII таблиц мог прочитать каждый. Начальное образование происходило в «школе грамоты », которую мог открыть любой желающий. Уровень в ней был не высок: детей учили читать, писать, считать, запоминать наизусть стихи. Обучение начиналось с семилетнего возраста и продолжалось пять лет. Около полугода каждый год уходило на каникулы (четыре месяца) и праздники. Дисциплина в таких школах устанавливалась палками, недаром Марциал называл трость «скипетром учителя». Плата за обучение была не очень высока, ее могли позволить себе небогатые ремесленники и земледельцы. В состоятельных семьях начальные знания часто давали на дому, приглашая учителя. Средняя ступень обучения находилась в руках грамматиков , обладавших, как правило, широкими познаниями и пользовавшихся уважением в обществе. Грамматики обучали подростков греческому языку, литературе, истории, географии, астрономии, учили правильно говорить, анализировать прочитанное. По свидетельству Светония, в конце республики в Риме было более двадцати школ грамматиков. С 14-16 лет мальчики могли поступить в школу риторов . Риторские школы поначалу принадлежали грекам (риторика пришла из Греции). Обучение в них стоило недешево, но оно открывало путь к престижной и доходной профессии судебного оратора, а потому было популярным. Со временем, благодаря Цицерону, который создал римское ораторское искусство, появились латинские риторские школы. В практику школ входило решение логических задач, составление речей, изучение законов, разбор вымышленных судебных дел. Пройдя эту высшую ступень , молодые люди могли продолжить образование за пределами Рима – в Афинах, на Родосе или в Александрии.

Похоронные обряды .Римляне чтили умерших родственников и хранили память о них. Проводы в последний путь были торжественны и значительны (хотя и зависели от достатка семьи). Близкие закрывали глаза умершему, оплакивали его, омывали тело, умащивали его маслами, задерживавшими разложение (таким было кедровое масло, которое, по словам Плиния, «на века сохраняет тела умерших нетронутыми тлением», такую же силу приписывали соли и меду), одевали в тогу и клали на парадное ложе, рядом с которым ставили курильницу. Погребение следовало, как правило, на восьмой день. Похоронная процессия знатного римлянина состояла из родственников, друзей, клиентов, вольноотпущенников, специально нанятых плакальщиц, флейтистов и актера, который изображал умершего при жизни. Были приняты как погребение в земле, так и кремация. При предании земле тело помещали в деревянный или каменный гроб, затем опускали в склеп или в землю. Людей бедных и рабов хоронили на Эсквилинском холме, богатые имели свои места захоронения. Для знатных римлян строили роскошные погребальные сооружения – таковы римские круглые гробницы. При кремации тело помещали на деревянный помост, обертывали несгораемой тканью (чтобы сохранился прах), туда же клали благовония и закладывали жертвенных животных. Право поджечь погребальный костер было почетным правом близких покойного. Прах помещался в урну, которая хранилась семьей или могла быть установлена в общественных местах – колумбариях или гробницах (например, урну с прахом Траяна поместили в основании его колонны). Кладбищами могли служить частные угодья, но чаще некрополи размещали вдоль дорог, напоминая живущим о тех, кто покинул земной мир. Иногда место захоронения превращалось в обширный погребальный комплекс с парком, портиками, скульптурой. Такой комплекс построил для себя и своих потомков Август.

Отдых и развлечения

«Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха, тогда лишь, когда мы уже совершили важные и ответственные дела», – замечает Цицерон. Действительно, жизнь римлянина, к какому бы сословию он ни принадлежал, проходила в трудах. Редкие часы отдыха использовались по-разному. Люди образованные посвящали время науке или литературе, не считая это работой (отдыхать для римлян не значило ничего не делать). Другие наслаждались прогулками, занимались спортом, охотой, игрой в мяч или в кости. Третьи с особым азартом принимали участие в массовых зрелищах.

Природа в жизни римлян . Щедрая природа Италии придавала особый колорит не только повседневным трудам, но и досугу. Любовь к ней отражена в бесчисленных литературных произведениях. Чего стоит поэтический гимн природе Италии в «Георгиках» Вергилия! А в его «Буколиках» прекрасные пашни, поля, холмы становятся местом не менее прекрасных песен пастушков. Благодатное влияние природы, по мнению Плиния, формирует человека, ибо «благодаря разряженному воздуху неба, полуденные народы, обладая из-за зноя острым умом, легче и быстрее соображают и принимают решения». Городские жители стремились окружить свой дом садом и цветником, а то и приобрести виллу подальше от городской сутолоки, где и проводились блаженные часы отдыха.

Интеллектуальные занятия . Обращение к наукам, чтение, интеллектуальное общение были любимыми занятиями образованной части римского общества. «Досуг без занятий науками – смерть и погребение заживо», – писал Сенека. В своих «Нравственных письмах к Луцилию» он учил ценить время, внутреннюю свободу, дружескую беседу. Чтобы создать «Естественную историю», Плиний Старший изучил две тысячи сочинений, часть этого списка он приводит в своей книге. Цицерон называл книги своими лучшими друзьями, часы, проведенные с ними, считал драгоценным отдыхом от трудов на государственном поприще. В городском доме и загородной усадьбе он приказал оборудовать библиотеки. У многих известных римлян хранились большие частные книжные собрания. Первая общедоступная публичная библиотека была создана в Риме Азинием Поллионом в конце республики. К IV веку н.э. количество публичных библиотек выросло до двадцати восьми. Известно, что залы для чтения и собрания книг были при римских термах. Обычным способом знакомства с новыми произведениями для римских интеллектуалов и просто любителей литературы были публичные чтения, на которые стекалось немало народа. Вероятно, общение при помощи переписки с друзьями и единомышленниками тоже было своеобразной отдушиной от повседневных забот. Письма Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего, дошедшие до нас, свидетельствуют о постоянной работе ума и души в часы досуга.

Любовь к зрелищам . Рим в позднереспубликанскую и императорскую эпоху прославился своими многочисленными массовыми зрелищами, пристрастие к которым было свойственно как римской аристократии, так и плебсу. Пожалуй, самыми знаменитыми были гладиаторские бои , демонстрировавшие искусство сражения («гладиус» означает «меч»). Обычай гладиаторских поединков пришел к римлянам от этрусков, которые подобными ритуалами сопровождали погребения усопших. В Риме поначалу они имели тот же смысл, но постепенно превратились в любимые римлянами зрелища, устраивая которые, любой политик или правитель без труда мог снискать популярность. Так, Цезарь в 65 году до н.э. провел игры, в которых приняло участие 320 пар гладиаторов, что помогло ему заручиться поддержкой народа. Императоры монополизировали право организации зрелищ. Август восемь раз устраивал бои гладиаторов, выведя на арену десять тысяч человек. Флавии построили грандиозный Колизей для подобных зрелищ. Траян в честь своих побед организовал игры, длившиеся четыре месяца. Гладиаторами становились, как правило, рабы-военопленные, осужденные на смерть преступники, а иногда и свободные, отчаявшиеся иным способом заработать на жизнь. Их обучали в специальных школах (одна из них была в Капуе, откуда в 74 году до н.э. бежало 200 рабов во главе со Спартаком). Игры открывались торжественным шествием гладиаторов: в пурпурных, расшитых золотом туниках обходили они арену. Затем начинался поединок на деревянных мечах – представление приемов и боевого искусства участников, и только затем на арену выносили настоящее оружие, и начиналось сражение. Поединок продолжался до смерти или тяжелого ранения одного из противников. Победители получали пальмовую ветвь и денежную награду, некоторые из них становились настоящими кумирами публики. Жизнь побежденного зависела от настроений зрителей: поднятый ими кверху большой палец руки означал желание помиловать поверженного, опущенный вниз – требование добить. В этом случае победитель поворачивал противника лицом вниз и всаживал ему меч в спину или затылок. Особый восторг вызывали у зрителей схватки гладиаторов -бестиариев с хищниками, специально привозимыми в Рим для этой цели (травля дикими зверями использовалась и как особо жестокий вид казни, например, при Нероне).

Еще один вид массового развлечения – конные ристания (состязания колесниц) и скачки – издавна были популярны в Риме. Они проводились в цирках и требовали от возниц ловкости и умения управлять лошадью. Одежда «гонщиков» имела разные цвета, чтобы зрителям легче было следить за бегом колесниц. Обычно число заездов не превышало десяти, но при Нероне устраивались игры с несколькими десятками заездов. Любили римляне наблюдать состязания атлетов, кулачных бойцов, выступления акробатов или мимов. Все празднества сопровождались дорогостоящими театральными представлениями. Впечатляющими зрелищами были театрализованные морские сражения – навмахии . Они проводились в искусственных (созданных специально для этой цели) или естественных водоемах. К примеру, император Клавдий устроил грандиозную навмахию на Фуцинском озере, в которой приняло участие пятьдесят судов и двадцать тысяч воинов!

Так кто же они такие – древние римляне? Добропорядочные и законопослушные граждане, примерные отцы семейств и носители отеческих добродетелей, благочестивые хранители обрядов, отважные воины, превратившие Рим в Мир? Или – развращенные богатством и роскошью чревоугодники, любители жестоких зрелищ, нахлебники, ждущие раздач и развлечений, грубые завоеватели других народов? Едва ли можно ответить однозначно. В понятие «римляне» мы вправе включить и приверженность к государственным делам, и воинскую честь, и верность домашнему укладу, и крайние проявления праздности и порока. Главное, что это были живые и деятельные люди, пытавшиеся всегда осознать свое предназначение. Они оставили потомкам в наследство все грани человеческих характеров, узнать которые нетрудно и в наших современниках.

Министерство образования и науки российской федерации

Московский городской психолого–педагогический университет

Факультет иностранных языков

Реферат по латинскому языку

Тема: Быт древних римлян

Работу выполнила:

Захарова Н.В

Работу проверила:

Д.и.н., профессор Зубанова С.Г

Москва 2011 год


Введение

2. Женитьба

3. Рождение ребенка

4. Образование

5. Одежда. Прически. Макияж

6. Распорядок дня

7. Рабство

8. Религия

9. Культ мертвых

10. Свободное время римлян

11. Жилище

Заключение

Список литературы


Введение

Древний Рим (лат. Roma antiqua) - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Римская империя – самая великая империя древних времен. Люди, которые ее наполняли, вызывают восхищение именно поэтому я взяла тему своего реферата такую, как "Быт древних римлян". Я считаю, что данная тема является очень актуальной в наши дни, потому что наша жизнь имеет много сходства с жизнью древних римлян. Многие законы перешли от них к нам, юриспруденция началась в древнем Риме. Многие литературные памятники стал вдохновением для наших писателей. Уклад жизни, взаимоотношения мужчин и женщин, отцов и детей в древнем Риме имеет много общего с взаимоотношениями в нашем веке.

И так, для выполнения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1. Выяснить, как происходил у римлян обряд бракосочетания;

2. Что значила семья в жизни древнего римлянина;

3. Узнать о взаимоотношениях родителей и детей

4. Рассмотреть методы образования

5. Уклад жизни: пища, свободное время, устройство жилья


Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина - наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В каком античном государстве действовали подобные принципы?

В древнем Риме семья как основа общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали "отеческими нравами".

Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это было исключительным явлением. И хотя женщина находилась в подчинении мужчины, "принадлежала только семье и не существовала для общины", в богатых семьях ей отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.

В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать на торжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалось подавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностью мог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой (обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку тем самым (считалось) она специально искала мужские взгляды.

Женщина могла быть забитой насмерть или замучена жаждой, если её заставали за питьём вина, поскольку им запрещалось его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка). Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаному закону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможные насилия, в том числе сексуального характера. Нередко бедняге отрезали нос и уши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюся жену. Её попросту закапывали в землю живьём.

Во время отсутствия супруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым женским занятием считалось хождение по торговым лавкам и пересуды с продавцами и встречными знакомыми. Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.

Закон предписывал гуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая: "Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню" дети были очень преданны своим родителям.

2. Женитьба

Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа и называлась "мать семейства", матрона, или же она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только "uxor" (супруга, жена). Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Дата бракосочетания выбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни, поэтому, никогда не проходила в календы, первые дни каждого месяца, ноны, 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев, иды, дни в середине месяца. Неблагоприятными считались весь март, посвящённый Марсу, богу войны, так как "воевать не пристало супругам", май, на который приходился праздник Лемурий, и первая половина июня, занятая работами по наведению порядка и чистоты в храме Весты. Дни поминовения умерших, как дни печали и траура, также не подходили для свадьбы, как и дни, когда был открыт mundus - вход в подземный мир: 24 августа, 5 сентября и 8 октября. Благоприятной считалась вторая половина июня.

Вечером перед свадьбой девушка жертвовала ларам (домашние боги)свои старые игрушки и детскую одежду, тем самым прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти (лат. cingillum) завязывался двойным геркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье.Волосы невесты также накануне вечером укладывались наконечником копья в 5 прядей. Использовался именно наконечник копья, возможно, как символ дома и семейного права, или, потому, что матроны находились под опекой Юноны Куриты, "которая именовалась так от носимого ею копья, что в языке сабинов зовётся curis или потому, что оно предвещало рождение храбрых мужей; или что в силу брачного права невеста передаётся под власть мужа, так как копьё есть и наилучший вид оружия, и символ высшей власти". Затем волосы скреплялись шерстяными нитями и собирались в конусообразной форме.

Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье - паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета, немного спуская его на лицо, а со времён поздней республики надевали венок из цветов (вербены и майорана, позднее из цветов апельсинового дерева и мирта), собранных самой невестой. Обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum.

К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции). Дома невесты и жениха украшались венками, зелёными ветвями, лентами и цветными коврами.Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница (лат. pronuba), женщина, служившая невесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму или домашнему атриуму.

Пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья (реже овца или вол), чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание было удачным, то проводивший ауспиции давал своё согласие на брак.После брачной церемонии начиналось обильное застолье. Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония "отведения" - проводы невесты в дом жениха. Невесту "похищали" в память о древних традициях: "делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы".

Свадебный обычай: жених переносит невесту через порог своего дома, обычай, идущий со времён похищения сабинянок.Невесту вели за руки двое мальчиков, третий нёс перед ней факел из терновника, который зажигали от огня на очаге дома невесты. За невестой несли прялку и веретено, как символы женских занятий в доме мужа. Прохожим раздавали (бросали) орехи как знак плодородия, которые должны были обеспечить новой семье обильное потомство.Муж переносил жену через порог нового дома, чтобы жена не споткнулась об него, что считалось плохим знаком.

После этого жена оборачивала дверной косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившей Ромула и Рема) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь. Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте.Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли в браке, и отводили к кровати мужа. Муж встречал жену с огнём и водой (в основном, с факелом и кубком с водой), жена произносила слова: лат. Ubi tu Gaius, ego Gaia - "Где ты Гай, буду я, Гайя". Возможно, ранее эта формула означала, что женщина принимала имя мужа, или становилась как бы частью его.