Open
Close

Элективный курс по русскому языку "секреты пунктуации".

В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью знаков препинания можно передать множество оттенков смысла. Каждый пунктуационных знаков в предложении имеет собственное значение. Приведём примеры из текста .

Во-первых, на конце предложения 17 мы видим восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!» Этот знак препинания выражает решимость и силу характера главного героя. Мальчику было трудно разбираться в теории самолётостроения, но он проявил терпение и выдержку.

Во-вторых, в предложении 33 запятой обособлено вводное слово «итак». Знак препинания выделяет слово, указывающее на логический вывод из предшествующих размышлений мальчика.

Таким образом, приведённые примеры доказывают бесспорность утверждения русского лингвиста Г.Г.Граник.

Читайте другие на ОГЭ по русскому языку

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.

Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьдесят способов сказать слово НЕТ, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.

Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки…

Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное нами НЕТ может быть спокойным или взволнованным, сердитым, радостным или печальным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всегда это при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом – составляющими его буквами. Но… Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: ДА, ДА! ДА? ДА?! ДА… ДА.

Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.

Вам ясно, что ДА с точкой – это спокойное ДА, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. ДА с вопросительным знаком – это ДА, выражающее вопрос, сомнение, недоумение ил просьбу что-то позволить. ДА с вопросительным и восклицательным знаками – сильное недоумение (в этом случае ДА?!Можно перевести как НЕУЖЕЛИ?), с восклицательным – сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после ДА как бы свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим ДА; двоеточие – сигнал того, что последует объяснение, почему сказано ДА.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В.Ломоносов.

При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не 50, и не 500 способами, то, во всяком случае не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда…даже и вместо слов

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак «?». Издатель также ответил письмом без слов: «!».


Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо В.Гюго содержит и тревожные вопросы («Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?»), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам!».

И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных».

Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, сжимаете руку, поднимаете кверху большой палец и говорите «Во!». Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная В.Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», то есть хорошо понимать знаки препинания.

Задания к тексту:

1.Внимательно прочтите отрывок из книги «Секреты пунктуации» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.-М.: Просвещение, 1986).

2.Подберите как можно больше заголовков к рассказу, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или образными, яркими, эмоциональными.

3.Запишите подобранные заголовки.

4.Сократите рассказ – передайте содержание максимально сжато.

5.Выпишите из текста существительные, обозначьте их разряд.

6.Укажите лексические и морфологические особенности данного текста, определите его стиль и жанр.

7.Обратите внимание на построение предложений в тексте. Произведите синтаксический разбор нескольких предложений по выбору, отметив особенности их построения.

Задание 1.Найдите речевые ошибки. Какие из них связаны с отсутствием точности речи? С помощью толкового словаря установите причину и характер возникшего нарушения (непонимание лексического значения слова, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости и т.д.). Исправленные предложения запишите.

1.На мальчике была одета цигейка. 2. Вратарь надет в футбольную форму. 3. В фойе стоят колонны игральных автоматов, на стенах висят афиши, картины популярных артистов. 4. Он добрый, но возбудительный. 5. Все требуют измены в лучшую сторону. 6. На протяжении работы императором Петр Первый изменяется. 7. А что предпринимается для того, чтобы усилить темпы? 8. Я стою и смотрю на прозрачный листок орешника. Как он уцелел после такого обильного мороза и снега? 9. Претендент на пост кандидата в президенты США провел встречи с избирателями (радио). 10.Благодаря ошибкам, допущенным при составлении программы, результат оказался отрицательным. 11. Через два дня мы обратно пошли на концерт. 12. Вот какую куклу сделал деревянный мастер. 13. Перенесемся в 16 век, когда в России еще не было писателей, а только писцы, которые переписывали руками. 14. У Кати были и плохие черты характера, которые придавали ей смущенный вид. 15.Что же изменилось теперь, почему не раскупаются с прежней жадностью эти и другие книги, отчего так вольготно чувствуют себя в книжных магазинах многочисленные покупатели? (из газет). 16. Да, меньше стало люду в книжных магазинах, в читательских залах, в библиотеках (из газет). 17. Позывы предпринимателей к сотрудничеству не были услышаны (из газет). 18. На территории сопряженного государства произошли важные события (радио). 19.Статист произвел точные подсчеты и сообщил нам результат. 20.Не зная, как по-другому снискать себе хлеб насущный, он все-таки вынужден был вернуться к прежнему занятию (из газет). 21. Вот засохнет вода и будет отличный лед. 22. Раз на охоте мне попался такой случай. 23. Я ложусь на колодец и вижу в черной воде свое изображение. 24. Наступил насыщенный грибами и ягодами месяц август. 25. В небе немного светит солнце. 26. Ярким шрифтом на переднем плане изображена девочка. 27. Ребята сделали модель и решили сами ее исследовать. 28. Знаменитого тренера потянуло в родные пенаты (из газет). 29. В канун нового года мы пожелали друг другу счастья, удачи, ярких впечатлительных событий (из газет). 30. Смысл этого стихотворения находится очень глубоко. 31. Но все-таки из самой тяжелой и длительной депрессии в подавляющем случае человек выходит и ведет полноценную жизнь (из газет). 32. Он был скрытым человеком. 33.Произведение насыщено главными героями. 34. Теперь я могу точно сказать, что у меня появилась уверенность в правовом выборе профессии.

Задание 2.Отметьте плеоназмы. Укажите исправленный вариант:

1.Совместное сотрудничество казахстанских и китайских ученых станет еще одним звеном в укреплении дружеских связей.

2.Человек, совмещающий учебу, работу и общественную жизнь в одно целое, больше ценит свое время.

3.В своей автобиографии ученый написал о своих интересных поездках в разные страны.

4.Наука непрерывно овладевает скрытыми тайнами природы.

5.Каждая минута рабочего времени дня у него на учете.

6.Художник пообещал принести пробные рисунки в трех различных вариантах.

7.На совещании был разработан широкий комплекс мероприятий по обслуживанию посетителей.

Задание 3.Исправьте тавтологические сочетания слов.

1.В рассказе рассказывается о трудной судьбе мальчика.

2.Как и следовало ожидать, никаких разногласий при обсуждении не последовало.

3.К недостаткам работы следует отнести недостаточную разработку отдельных вопросов.

4.В ответ на его действия мы получили оскорбительный ответ.

5.Любовь к музыке соединила воедино свыше 200 человек.

6.Следует обратить внимание на следующие особенности языка произведения.

Задание 4.От названий населенных пунктов, местностей, стран образуйте названия их жителей в единственном числе мужского рода и множественном числе.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «В распоряжении пишущего и читающего есть знаки препинания. Они позволяют более полно и точно выразить смысл письменной речи».

Для передачи своих мыслей писатель использует разные средства. И одно из них - знаки препинания. Они помогают понять связи между элементами сообщения, а также интонацию, а значит - эмоции автора или героев книги.

Вот и в отрывке из романа В. Каверина «Два капитана», который приведен в задании, мы видим, как пунктуация помогает нам в понимании авторского замысла.

Например, многочисленные восклицательные предложения (3, 9, 13 и другие) передают эмоциональное состояние Кати, ее противоречивые чувства, которые она скрывает из-за привычной своей гордой и неприступной манеры поведения. Это чувства рвутся из ее сердца, Катя хочет выразить все, что у нее на душе, но не может, ей не позволяет ее характер. И только восклицательный знак возле ее односложных «Да!» говорит о том, как много чувств стоит за коротким словом.

Или тире в предложениях 30, 34, 39. Они все стоят как бы не на месте, но прекрасно передают интонацию говорящего. В речи Кораблева эти тире означают подчёркнутую паузу, особое обращение внимания Кати на важную характеристику Сани и ее самой. А в рассуждениях девушки эта пауза, показанная тире, означает удивление от того, что она внезапно поняла правоту Ивана Павловича, хотя прежде его слова показались ей просто смешными.

Знаки препинания, как и все в художественном произведении, подчинены одной цели - дать нам понять мысль автора и переживания героя книги.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста: « - А ты не можешь устроить, чтобы этого больше не было? У него стало смущенное лицо, и он сказал насмешливо:- Есть! Больше не будет» .

В отрывке из романа В.А. Каверина рассказывается о том, как девушка Катя провожает своего любимого Саню. Он ходит в рейсы на Крайний Север, и эти рейсы бывают очень опасными. Сам Саня однажды рассказал своей девушке об одном из опасных полетов, во время которого была сильная пурга и Саня едва остался жив (47, 48). Слушая рассказ своего любимого, Катя не может представить, что такая опасность могла коснуться Сани, ей кажется, что он рассказывает о ком-то другом, а не о себе: «...и я поймала себя на очень странном чувстве: я слушала его, как будто он рассказывал о ком-то другом».

Это говорит о том, что любящее сердце девушки не могло и не хотело осознавать то, что с родным и близким человеком может случиться что-то плохое. Именно поэтому Катя и говорит эти слова: «А ты не можешь устроить, чтобы этого больше не было? У него стало смущенное лицо, и он сказал насмешливо: Есть! Больше не будет». Смутился Саня от того, что понял, насколько дорог своей девушке, понял, что она по-настоящему переживает за него.

Любящие люди всегда переживают друг за друга и не хотят надолго расставаться. О том, как сильно Катя не хочет расставаться с Саней, она говорит в самом начале текста: «Ох, как мне не хотелось, чтоб Саня уезжал!».

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь - это…» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Любовь — это когда переживаешь за любимого человека, желаешь всегда быть с ним рядом, заботиться о нем, когда искренне желаешь ему счастья и благополучия. Например, в отрывке из романа Каверина В.А. девушка Катя очень переживает за своего любимого Саню, она не хочет, чтобы он уезжал и беспокоится за него, ведь его работа связана с опасными рейсами на Крайнем Севере. Но она любит его и поэтому отпускает его в эти рейсы, понимая, что эта работа нравится ему: «Это был мир его профессии — мир однообразных и опасных рейсов на Крайнем Севере, детских восторгов перед новой машиной, мир, без которого он не мог бы прожить и недели». Катя принимает Саню с этой его профессией, понимая, что эта работа делает его счастливым.

В жизни тоже можно встретить много примеров такой любви. Например, если подумать о космонавтах, летчиках, о военных, которые едут воевать в горячие точки. Любящие их женщины тоже всегда переживают за своих мужчин, но тем не менее остаются с ними, понимая важность и опасность их профессии. Они любят своих мужчин за честь, за смелость, за мужество, понимая, что их профессия — это часть их жизни, часть их самих. И женщины отпускают своих любимых, прося их беречь себя и быть осторожнее. Беря с них обещание вернуться домой.

И они возвращаются. Жаль, не все. И не всегда.

Задания к сочинениям.

О пути жизни.

Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки. Да нет же, всё не так: путь жизни - это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни - это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.

Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит свершить.

Да самого себя!

Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе и жить. Я каждый день строю дом, который всегда С9 мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься

и на другой не обменяешь.

Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее.

(С. Соловейчик} 159 слов

ü - Что вынесено в заголовок текста - тема или основная мысль (идея) текста?

ü - Подчеркните в тексте ключевые слова.

ü - В каком абзаце заключается основная мысль (идея) текста?

через его речевую ткань». Используйте для аргументации метафоры, синонимы и антонимы из этого текста.

Структура сочинения Сочинение-рассуждение
1. Тезис-цитата М. Кожиной и небольшой
комментарий к ней.
2. Лексическое явление (синонимы или
антонимы), их роль и примеры.
3. Лексическое явление (метафора), его
роль и пример.
4. Вывод.

Материал о синтаксисе

Прочитайте текст Г. Граник и С. Бондаренко о знаках препинания.

Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти

слова, есть только один способ.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть

не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.

Знаки препинания дают нам возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают нам выразить различные "смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные », послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Н у как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:

Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда- либо держал в руках!

Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участники переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.

При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чём идёт речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.

ü - Подчеркните в тексте предложения, в которых авторы пишут о роли знаков препинания.

ü - Сформулируйте и запишите тезис, который можно аргументировать «бессловесной» перепиской В. Гюго

ü с издателем.

ü - Запишите слово Да с различными знаками препинания. Что они выражают?

ü Подчеркните в тексте предложения, в которых говорится о роли знаков препинания и которые можно взять в качестве темы-цитаты к сочинению-рассуждению С2. Какими аргументами можно их подтвердить?

ü Чем можно аргументировать слова С. Львовой о том, что «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место В системе письма, имеет сбой неповторимый характер» ? Приведите из текста примеры знаков препинания, имеющих «свой неповторимый характер». Можно ли сказать, что неповторимость «характера» знаков препинания заключается в их функции?


Похожая информация.



К ЧИТАТЕЛЯМ

Самая важная глава книги - «Хотя «путь и далек, и долог». Это путь от знания правила к верно поставленному знаку.
Многие из вас успели убедиться, что ни упорное повторение правил, ни бесконечное переписывание не гарантируют от ошибок. А чтобы рука как бы сама собой ставила нужный знак на нужное место, чтобы грамотность «приросла к кончику пера», в мозгу должен работать точный и быстро действующий механизм. Как заставить этот механизм работать, и рассказывает глава «Хотя «путь и далек, и долог». Будет ли механизм действовать, зависит прежде всего от вас: выполняя задания, учитесь им управлять.
Некоторые задания вы будете выполнять «в уме». Большинство же требует реальной расстановки знаков препинания. Для этого не обязательно переписывать все в тетрадь: обзаведитесь прозрачной пленкой, положите ее на текст с заданием и расставляйте знаки.
Расстановкой знаков препинания работа не заканчивается. Необходимо проверить ее. Наша книжка дает возможность научиться проверять себя. Для этого существуют ответы, которые расположены через несколько страниц после каждого задания под заголовком «Проверьте себя».
Тем, кто готовится в вузы, мы советуем не откладывать работу с книгой на последние недели перед экзаменами. Занимайтесь по ней так же ответственно, как занимаются с индивидуальным репетитором, к которому в течение длительного времени аккуратно приходят на уроки.
Желаем вам успехов в раскрытии секретов пунктуации!

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ

Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.
Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки...
Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное вами нет может быть спокойным или угрожающим, злорадным или огорченным, радостным или скорбным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всего этого при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом - составляющими его буквами. Но... Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да?! Да... Да, Да:.
Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.
Вам ясно, что да с точкой - это спокойное да, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. Да с вопросительным знаком - это да, выражающее вопрос, сомнение, недоумение или просьбу что-то позволить. Да с вопросительным и восклицательным знаком - сильное недоумение (в этом случае да?! можно «перевести» как «неужели?»), с восклицательным - сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после да свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим да, двоеточие - сигнал того, что последует объяснение, почему сказано да.
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой речи, что передается интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.
Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.
Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, впервые выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым, писавшим, что «знаки ставятся по силе разума».
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:
Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам! А может быть, даже и такое: Отлично! Это мне принесет изрядныш доход! С помощью такой книги я потесню своих конкурентов на книжном рытке!
И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных». Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, поднимаете кверху большой палец и говорите: «Во!»
Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.
При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.
Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знание пунктуационных правил не считалось обязательным и большинство пишущих ставили знаки по своему усмотрению. Знатоками пунктуации были только издательские работники, и им приходилось немало мучиться с рукописями даже образованнейших авторов. Так, один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания - «сущие знаки притыкания» и только затрудняют чтение.
Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. О таких искажениях рассказывают два хорошо известных «пунктуационных анекдота». Первый из них повествует о путешественнике, который в момент опасности молился Богу и обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Другой «пунктуационный анекдот» говорит о том, что жизнь человека оказалась в зависимости от того, где будет поставлена запятая в предложении: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». А теперь представьте себе, что в таком приказе знак препинания случайно или умышленно пропущен. Тогда этот приказ становится двусмысленным и тот, кто его получит, не будет знать, как же ему надлежит поступить. Скорее всего он попытается угадать, чего же в действительности хотели те, кто отдавал распоряжение. Именно такая ситуация описывается в историческом романе М. Дрюона «Французская волчица». В нем рассказывается, как английская королева Изабелла и ее возлюбленный лорд Мортимер свергли с престола короля Эдуарда II, нелюбимого мужа королевы Изабеллы. Его заточили в крепость и вынудили отречься от престола в пользу наследника. Однако существовала опасность, что возникнет заговор с целью освободить короля и поднять мятеж. Лорду Мортимеру и королеве Изабелле было бы спокойнее, если бы Эдуарда II не было в живых. Но никто не решился собственноручно отдать приказ об убийстве особы королевской крови: письменный приказ мог попасть не к тем, кому предназначался, или даже послужить оружием против королевы. Этими сомнениями Мортимер поделился со своим другом епископом Орлетоном. «Иными словами, милорд, -сказал епископ, - вы хотите послать приказ, не посылая его». Орлетон довольно быстро решил задачу, написав в качестве приказа одну строчку по-латыни без знаков препинания. Из записи, таким образом оформленной, нельзя было решить, доброе или не доброе дело убить Эдуарда.
«Если Господь пожелает, - заметил Орлетон, - тот, кто получит письмо, поймет его смысл. Но разве можно будет кого-нибудь упрекнуть за такое письмо?»
Так король Эдуард II стал жертвой не только политического, но и грамматического коварства.
А вот что рассказал К. Паустовский в книге «Золотая роза».
Писатель Андрей Соболь принес в редакцию газеты «Моряк» рассказ, интересный по теме, но напечатанный путаными, какими-то раздерганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена. «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова......
- Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой.
Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Итак, умение ставить знаки препинания - неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
Умение ставить знаки дается нелегко, так же как нелегко дается и весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но вам ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.