Open
Close

Философия брюса ли. Будьте как вода

По теме: ||

Брюс Ли. «Путь опережающего кулака»
Главы из книги

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла в свет книга легендарного Мастера воинских искусств Брюса Ли «Путь опережающего кулака». Эта книга была собрана после смерти Брюса Ли из его записей и заметок. В ней — не только приемы ведения боя и техника боевого искусства джинкундо, но и глубокие философские размышления и оригинальные иллюстрации, нарисованные самим автором. С любезного согласия издательства «Манн, Иванов и Фербер» «Перемены» публикуют сегодня фрагмент этой книги. Перевод с английского Марины Каменец.

~~~~~~~~~~~



Рукопись книги Брюса Ли


Дзен

Быть просвещенным в боевых искусствах означает избавление от всего, что затмевает истинное знание и реальную жизнь. В то же время просвещение предполагает безграничное расширение знания, но упор должен делаться не на конкретные разделы знаний, но на знание общее, объединяющее эти разделы.

Карма человека зависит от воли и сознания. До конца жизнь можно постичь, только выйдя за рамки своего Я, которое не отождествляет себя с всеобщей судьбой.

Пустота — это то, что стоит между здесь и там. Пустота всеобъемлюща, не имеет противоположностей — не существует ничего, что бы она не включала в себя или чему бы пустота была противоположна. Пустота живая, так как все формы произошли от нее, и тот, кто когда-либо осознал пустоту, наполнен жизнью, силой и любовью ко всему сущему.

Станьте деревянной куклой — она лишена собственного Я, она не думает, ей все нравится и ничего не нужно. Пусть ваше тело, руки, ноги действуют сами по себе в соответствии с их внутренней самодисциплиной.

Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами. В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо.

Ничто не может быть определено, самые мягкие вещи не могут быть схвачены.

Я двигаюсь и не двигаюсь совсем. Я как луна в бегущих волнах. Вы должны воспринимать происходящее не как «Я делаю это», а через призму внутреннего осознания «Это происходит со мной» или «Это происходит для меня». Погружение в свое Я — величайшая помеха для правильного исполнения любых физических действий.

Локализация сознания означает его фиксацию. Когда сознание прекращает свободное течение, оно перестает быть сознанием в общепринятом смысле.

Неподвижность — это не распыление энергии по мелочам, а ее концентрация, сфокусированная, подобно колесной оси, на определенном действии.

Суть действия заключается скорее в процессе его выполнения, а не в его завершении. Здесь нет исполнителя, но есть исполнение, нет испытателя, но есть испытание.

Видеть нечто, не руководствуясь личными предпочтениями и желаниями, значит видеть истинную, первозданную простоту.

Искусство достигает своей наивысшей точки, когда оно лишено самоосознания. Свобода раскрывает объятия человеку в тот момент, когда он перестает заботиться о том, какое впечатление производит или может произвести на кого бы то ни было.

Совершенный путь труден только для тех, кто стоит перед выбором. Не любите и не ненавидьте, и тогда все для вас станет ясно. Делайте минимальные различия — небо и землю разделяет всего один человеческий волос. Если вы хотите, чтобы открылась истина, никогда не будьте ни за, ни против. Борьба между за и против есть самая худшая болезнь ума.

Мудрость заключается не в попытках побороть зло добром, а в том, чтобы уметь оседлать их и жить подобно пробке, качающейся на волне, то поднимающейся на ее гребень, то падающей к ее основанию.

Не сопротивляйтесь своей болезни, подружитесь с ней — это единственный способ избавиться от нее.

Утверждение есть дзен только тогда, когда оно само есть действие и не касается ничего из того, что утверждает.

В буддизме нет места вынужденным усилиям. Надо оставаться простым, не нужно ничего особенного. Ешьте пищу, пропускайте через себя воду, а когда устанете, полежите. Невежды посмеются надо мной, но мудрые поймут.

Не ставьте перед собой никаких целей. Проходите по жизни легко, воспринимайте все как нечто несущественное, оставаясь спокойными, в чистоте и непорочности. Те, кто обретает, теряют. Не стремитесь опередить других, идите следом.

Не убегайте, пусть будет то, что будет. Не ищите, ибо все само к вам придет, когда вы меньше всего этого ожидаете.

Перестаньте думать, но так, как будто вы не перестаете этого делать. Наблюдайте за приемами так, как будто вы за ними не наблюдаете.

Не существует строго установленных канонов обучения. Лекарство от конкретного заболевания — вот все, что я могу предложить.

Искусство души

Цель искусства — это проецирование внутреннего видения во внешний мир, эстетическое воплощение глубочайших человеческих переживаний и их доступность для восприятия в рамках идеального мира.

Искусство души проявляется в психологическом понимании внутреннего содержания вещей и придает форму отношениям между человеком и «ничто», природой абсолюта.

Искусство — это выражение жизни, оно переступает границы пространства и времени. Через искусство мы должны заставить работать свои души, чтобы придать новую совершенную форму и новый смысл и содержание окружающему миру.

Самовыражаясь, художник выставляет напоказ свою душу, демонстрируя в то же время свое безразличие к «публичности». За каждым движением должна слышаться музыка его души. Иначе движения пусты, а пустое движение подобно пустому слову — оно лишено смысла.

Избавьтесь от «неясного» мышления, действуйте от корней.

Истинное искусство — это не искусство ради искусства, это, наоборот, просветительская работа. И в итоге техника обретения свободы.

Искусство требует совершенного мастерства владения приемами, появляющегося из отражения в душе.

«Безыскусственное искусство» есть художественный процесс внутри художника; его смысл — это искусство души. Все возможные душевные порывы — шаг на пути к эстетическому миру души.

Творчество в искусстве есть психическое раскрытие личности, которое коренится в ничто. Эффект творчества — это расширение и углубление измерений души.

Безыскусственное искусство есть искусство души, спокойной, подобно лунному свету, отражающемуся на поверхности глубокого озера. Конечная цель мастера — стать мастером прошлой жизни и таким образом овладеть искусством жизни настоящей. Мастера любых направлений прежде всего должны быть мастерами жизни для созидающей души.

Все неясности должны остаться в прошлом прежде, чем ученик сможет назвать себя мастером.

Искусство есть путь к абсолюту и сущности человеческой жизни. Задача искусства — не односторонняя поддержка духа, души или чувств, а полное и всеобъемлющее раскрытие всех человеческих способностей: мыслей, чувств, воли, всего жизненного ритма мира природы. Только так беззвучный голос может быть услышан и душа сольется с ним в гармоничном созвучии.

Высокие профессиональные навыки мастера еще не означают его творческого совершенства. Они, скорее, служат отражением определенной ступени развития. Творческое совершенство не следует искать в форме или высших ее проявлениях. Оно должно исходить из души.

Творческая деятельность не заключается в самом искусстве как таковом. Она проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства соединяются друг с другом и в котором гармония души и гармония космоса, объединенные в «ничто», находят выход в реальность.

Поэтому именно творческий процесс есть реальность, а реальность есть истина.

Путь к истине

1. Поиск истины.
2. Осознание истины (и форм ее существования).
3. Восприятие истины (ее субстанции и направления, подобно ощущению движения).
4. Понимание истины (настоящий философ практикует это для понимания дао, не распыляя внимание на частности и представляя все в единой целостности).
5. Познание истины на собственном опыте.
6. Овладение истиной.
7. Забвение истины.
8. Забвение носителя истины.
9. Возвращение к первоисточнику, где находятся корни истины.
10. Ничто и покой в нем.

Джиткундо

Ради безопасности бесконечная жизнь превращается в нечто мертвое, а избранный образец обретает некие пределы. Чтобы постичь джиткундо, надо отбросить все мысли об идеалах, моделях, стилях, в том числе и мысль о стремлении к идеалу в джиткундо. Вы способны взглянуть на ситуацию, не пытаясь обрисовать ее словами? Дать ситуации название, обратить ее в слово — значит вызвать в себе страх.

Трудно просто смотреть на сложившуюся ситуацию — наш разум устроен сложно. Формировать у кого-либо навыки легко, но трудно обучить иметь свою точку зрения.

Джиткундо отдает предпочтение бесформенности и поэтому принимает всевозможные формы. В джиткундо нет своего стиля, поэтому оно подходит ко всем стилям. Джиткундо использует все пути, все техники и средства, которые ведут к цели.

Взгляните на джиткундо с позиции воспитания, развития и укрепления собственной воли. Забудьте о победах и поражениях, забудьте о гордости и боли. Пусть противник разрывает вашу кожу — и вы разорвете его плоть; пусть он разрушит вашу плоть — вы сломаете его кости; позвольте ему ломать ваши кости — и вы взамен возьмете его жизнь!

Не думайте о собственной безопасности — положите перед соперником свою жизнь!

Большой ошибкой, начав атаку, будет желание предвидеть ее исход. Вы не должны думать, закончится она победой или поражением. Пусть природа берет свое, и тогда ваше оружие нанесет удар в самый подходящий момент.

Джиткундо учит: выбрав курс, не оглядывайтесь назад. Для джиткундо безразличны и жизнь, и смерть.

Джиткундо избегает поверхностного, проникая в сложное, доходит до сути проблемы и точно определяет ключевые факторы.

Джиткундо не ходит вокруг и около. Оно не ищет извилистых окольных путей, а прямой дорогой следует к намеченной цели. Простота — кратчайшее расстояние между двумя точками.

Искусство джиткундо — искусство упрощения. Это означает свободу в ее первозданном виде, не ограниченную условностями и определенными рамками.

Джиткундо есть познание истины, образ жизни, движение к обретению сильной воли и полному контролю. Это познание зиждется на интуиции.

Тренируясь, ученик должен быть во всех смыслах активным и динамичным. Но в настоящем бою его разум остается спокойным, его ничто не должно волновать. Состояние должно быть таким, как будто ничего не происходит. При продвижении вперед шаги должны быть легкими и осторожными, взгляд не фокусироваться на одной точке, глаза не гореть яростью. Поведение в бою ничем не должно отличаться от повседневного поведения, никаких перемен в выражении лица. Ничто не должно выдавать того, что человек ведет смертельную схватку.

Ваше естественное оружие имеет двойную цель:

1. Разбить противника — уничтожить все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.

2. Разрушить собственные опасения, уничтожить все, что беспокоит разум. Цель — не причинить кому-либо вред, но преодолеть собственную жадность, гнев, глупость. Оружие джиткундо направлено на вас самих.

Удары руками и ногами — это оружие, призванное убить собственное Я. Это оружие являет собой силу интуитивной, инстинктивной направленности, которая, в отличие от интеллекта и запутанного Я, не расчленяет реальность и не ограничивает собственную свободу. Это инструмент движения вперед, без оглядки назад или по сторонам.

Добившись чистоты сердца и освободив разум от всех условностей, свойственных человеку, вы переносите эти качества на ваш боевой арсенал, и тогда он решает поставленные задачи с высочайшей степенью свободы. Арсенал становится символом невидимого духа, поддерживающего активность разума и тела.

Отсутствие стереотипов в технике означает свободу и полное овладение искусством. Все линии атак и движения тела есть прямое следствие отсутствия стереотипов.

Отсутствие привязанностей как фундамента существования — природная сущность человека. Обычно мысль безостановочно движется вперед: прошлые, настоящие и грядущие мысли следуют друг за другом непрерывным потоком.

Отсутствие мысли означает: не уноситься вслед за мыслительным процессом, не поддаваться размышлениям о внешних объектах, но при этом удерживать в поле зрения мысль о том, что вы свободны от иных мыслей.

Истинная сущность есть субстанция мысли, а мысль — функция истинной сущности. Невозможно думать о сущности, давать ей определения, не оскверняя ее.

Сфокусируйте разум, чтобы он незамедлительно интуитивно чувствовал истину, которая присутствует во всем. Разум должен быть освобожден от старых привычек, предрассудков, ограничивающих мышление, в том числе от повседневного обыденного мышления.

Очиститесь от всей грязи, накопленной вами, и откройте для себя реальность в ее обнаженной сущности. Вы увидите пустоту в ее буддистском понимании.

Опустошите свою чашу, чтобы ее можно было наполнить; станьте пустым, чтобы обрести всеобщность.

Организованная безнадежность

За долгую историю боевых искусств инстинкты следования системе и подражания стали свойственными как учителям, так и ученикам. Это происходит частично из-за общечеловеческих наклонностей, а частично из-за преувеличения значения традиций, присущих многочисленным стилям. В итоге найти достойного мастера и учителя — носителя свежих идей бывает очень трудно, тем более того, кто может «указать путь».

Каждый последователь боевых искусств причисляет себя к какому-либо стилю, который считает выразителем высшей истины и отрицает все другие.

Вместо рассмотрения боя во всей его внутренней сущности большинство систем боевых искусств вносят в сознание путаницу, которая искажает суть, ограничивает их последователей в действиях, отвлекает от истинной ясной сущности боя. Вместо того чтобы сразу углубиться в суть вещей, они практикуют цветистые ритуальные формы (организованное отчаяние) и искусственные техники, имитирующие настоящий бой. Вместо настоящего боя они занимаются чем-то похожим на бой.

Хуже, что духовная сила стремительно уходит, когда ученик углубляется в мистику, абстракции, бесплодные попытки ухватить и зафиксировать в сознании постоянно меняющиеся движения, «препарировать и изучить» их, подобно трупу в анатомическом театре.

Но когда дело доходит до настоящего боя, оказывается, что бой — действие заранее не прописанное, бой — действие живое. Суррогаты же подобны параличу, они цементируют то, что течет и меняется. Когда вы посмотрите на них не предвзято, то окажется, что суррогаты — это не что иное, как слепая преданность систематической бесполезности, практика рутинных приемов, акробатических трюков, которая ни к чему не ведет.

Может ли последователь определенного стиля выразить себя классическим способом, когда его охватывают реальные чувства, или он просто переходит на крик? Живое ли он существо, способное выразить свои эмоции, или просто механический робот? Является ли он чем-то объективно существующим, способным плыть по течению, руководствуясь внешними обстоятельствами, или же противопоставляет себя обстоятельствам с помощью набора излюбленных приемов? Образуют ли его излюбленные приемы заслон между ним и его противником, ограждая от живых взаимоотношений?

Вместо того чтобы прямо взглянуть фактам в лицо, последователи тех или иных стилей продолжают придерживаться своих теорий, все больше запутываются и загоняют себя в ловушку безысходности.

Они не видят и не могут увидеть фактов жизни как таковых, потому что их учение искажено и выхолощено. Им следует понять: любая дисциплина должна приспосабливаться к природе вещей и их сущности.

Стать зрелым вовсе не означает стать пленником концепций. Зрелость — это умение реализовать то, что находится внутри нас самих.

Где есть свобода от механических условностей, там есть простота. Жизнь — это взаимоотношения со всем сущим.

Человек, который ясен и прост, не выбирает свою судьбу. Что есть, то есть. Действие, основанное на идее, — это, очевидно, действие выбора, и такое действие не освобождает. Наоборот, оно порождает дальнейшее сопротивление, конфликт. Воспримите гибкое знание.

Взаимоотношения — это понимание. Это процесс открытия самого себя. Взаимоотношения подобны зеркалу, в котором вы открываете себя. «Быть» — значит быть в отношениях.

Выбор приемов, непригодных к адаптации, к гибкости, предлагает только лучшую клетку. Истина лежит за всеми шаблонами.

Формы — это лишь напрасные повторения, предлагающие последовательный и красивый уход от самопознания, которое обещает живой реальный противник.

Аккумулирование, накопление — это самоограничение в противостоянии, и витиеватая техника только усиливает его.

Последователь классического стиля представляет собой клубок рутинных идей и традиций. Совершая любое действие в настоящем, он трактует его в терминах прошлого.

Знание неподвижно во времени, тогда как познание — это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же — это движение и постоянный поиск.

Собирательный процесс — это лишь механическая тренировка памяти. Обучение же никогда не является процессом накопления, это процесс познания, не имеющий начала и конца.

В культивировании боевых искусств должно проявляться чувство свободы. Ум, ограниченный условностями, — уже не свободный ум. Всякие условности ограничивает личность в рамках определенной системы.

Чтобы свободно выразить себя, вы должны умереть для всего, что было в прошлом. Из прошлого вы берете безопасность, новое же помогает вам обрести свободу действий.

Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь, не изрекайте: «Я свободен», — вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас — забыть о прошлом. «Вчера» должно умереть.

Свобода от познания есть смерть. Следовательно, вы живете. Не существует таких понятий, как «правильно» или «неправильно», когда вы свободны.

Когда человек неспособен к самовыражению, он не свободен. Он начинает методично бороться. Методическая рутина становится скорее ответом на его собственную реакцию, чем ответом на происходящее в действительности.

Боец должен устремлять свои мысли в одном направлении, на один объект, должен бороться, не оглядываясь ни назад, ни по сторонам. В своем движении вперед он должен устранить все преграды — интеллектуальные, эмоциональные, физические.

Когда человек находится «вне системы», он может действовать свободно и полно. Тот, кто серьезно стремится узнать, в чем заключается истина, не придерживается ни одного из стилей. Он живет только тем, что объективно существует.

Если вы хотите понять истину в боевых искусствах, ясно видеть любого противника, вы должны отбросить установки стилей и школ, предрассудки, симпатии, антипатии. В этом состоянии вы будете видеть все четко, свежо и целостно.

Если выбранный стиль учит вас какому-то определенному методу борьбы, то вы будете вести бой в соответствии с ограничениями данного метода, но это будет ненастоящий бой.

Если вы встречаетесь с непредвиденной атакой, например если кто-то проводит удар в рваном ритме, ваши модели ритмических классических блоков, ваши защиты и контратаки всегда будут лишены живости и гибкости.

Если вы следуете классическому образцу, вы познаете рутину, традицию, тени, но не познаете себя.

Как можно противопоставлять безбрежности частичность, фрагментарную модель?

Простое повторение ритмических, четко рассчитанных движений крадет у боевых действий их живость, лишает их самой сущности — реальности.

Накопление форм — просто разновидность условности. Формы становятся якорем, связывают по рукам и ногам и тянут только в одну сторону — вниз.

Форма есть культивирование сопротивления; это исключение выбора модели движения. Вместо того чтобы создавать сопротивление, переходите к действиям. Не осуждайте и не прощайте — неизбирательное познание ведет к примирению с противником в части понимания того, что происходит на самом деле.

Ограниченный предпочтительным методом, изолированный замкнутой моделью поведения, последователь определенного стиля смотрит на противника сквозь призму предубеждений: выполняет свои стилизованные блоки, слышит свои собственные крики, но не видит, что на самом деле делает противник.

Мы и есть те самые ката, те самые классические блоки и удары, — настолько сильно мы вовлечены в их условности.

Чтобы соответствовать противнику, необходимо прямое восприятие. Но нет прямого восприятия там, где есть сопротивление, где действует только подход «одного пути».

Обладание полнотой видения означает быть способным следовать «тому, что есть», которое постоянно движется и изменяется. Если вы связаны определенной точкой зрения, то неспособны следовать за стремительными изменениями «того, что есть».

Каково бы ни было ваше мнение о, например, боковых ударах рукой или части какого-то стиля, не может быть окончательного мнения об овладении совершенной защитой против них. Почти все бойцы руководствуются этим положением. Мастер боевого искусства разнообразен в атаках. Он должен быть способен ударить всегда, в каком бы положении ни находилась его рука.

Но в классических стилях система становится важнее человека! Классик вынужден действовать в соответствии с канонами стиля!

Какие же тогда методы и системы позволяют достичь живого? Ко всему, что статично, мертво, ведет определенный путь. Но только не к тому, что живет. Не сводите реальность к омертвевшей статике, не изобретайте множества методов достижения последней.

Истина — это взаимодействие с противником, непрерывно изменяющееся, живое и никогда — статическое.

У истины нет определенного пути. Она живет, а значит, изменяется. Она не имеет постоянного места, формы, каких-то установок, не имеет философии. Когда вы поймете это, вы поймете, что истина такая же живая, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым через статику, собрать воедино форму через набор стилизованных движений.

Классические формы мешают творчеству, образуют рамки, подтачивают чувство внутренней свободы. Вы уже больше не принимаете во внимание интуицию, а просто «делаете» то, что требуется.

Подобно желтым листьям, которые могут стать золотыми монетами, чтобы успокоить плачущего ребенка, так называемые секретные движения и искаженные позы успокаивают невосприимчивого к знаниям бойца.

Это не означает столь удобную возможность совсем ничего не делать. Нельзя останавливаться на чем-то, что выполняется сейчас. Не надо заставлять ум выбирать или отвергать. Непреднамеренность означает быть не привязанным к своим мыслям.

Принятие, отрицание и обвинение мешают пониманию. Пусть ваш ум двигается вместе с другими в понимании происходящего. Тогда создается возможность реального общения. Чтобы понять друг друга, нужно находиться в состоянии неизбирательного познания, в котором нет сравнения и порицания, нет требований, нет ожидания дальнейшего развития дискуссии, нет согласия или несогласия. Прежде всего, не начинайте с выводов.

Философия Брюса Ли («Водяной Дракон»)
https://www.youtube.com/watch?v=xRz6U4r95WU (видео)

«Я говорю, опустоши свой ум, будь аморфным, бесформенным, как вода. Ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Ты наливаешь воду в бутылку,
она становится бутылкой. Ты наливаешь воду в чайник, она становится чайником. Вода может течь, а может крушить. Будь водой, друг мой…
Стили разъединяют людей, потому, что у каждого есть, собственная доктрина и потом эта доктрина становится евангелием, который нельзя изменить, но если у тебя нет стиля, если ты просто говоришь вот я, простой человек как мне выразить себя целиком и полностью, тогда ты не создашь стиля, потому что стиль это процесс кристаллизации, процесс постоянного роста.
Когда ты бьёшь вот слегка наклоняясь вперёд, (надеюсь, я не выпаду из кадра), ты должен бить со всей силой, очень резко, вкладывая в это всю свою энергию, делая своё тело оружием, настоящим оружием.
Мне ничего не стоит устроить шоу, задать всем жару,
создать вокруг себя такой ореол и чувствовать себя крутым или я могу проделывать фальшивые трюки ослеплять ими или демонстрировать затейливые движения, но по-настоящему, по-настоящему выразить себя, не лгать себе и честно выразить себя, вот это друг мой, очень, очень трудно…
В наши дни нельзя просто ходить по улицам раздавая пинки и тумаки, потому что сами понимаете отношение к такому человеку, очевидно, каким бы положительным он не был.»

***
Комментарий:
Кунг-фу (есть такая трактовка в широком смысле) – это жизнь
1) «Я говорю, опустоши свой разум, будь аморфным, бесформенным, как вода… Будь водой, друг мой…»
(Освободи разум для своего духа, будь готов к переменам, …)
2) Вот я, простой человек как мне выразить себя целиком и полностью - Создай свой стиль (образ) жизни как процесс кристаллизации, процесс постоянного роста (жизненной Силы и Духа) вкладывая в это всю свою энергию, делая своё тело орудием.
3) "По-настоящему вырази себя" (Вырази свою Суть)

«1. Человек творящий - творит сам. Это всегда важнее, чем устоявшийся стиль или система.
2. Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор.
3. Запомни: даже самое крепкое дерево сломать проще, чем побеги бамбука или ивы, изгибающиеся на ветру.
4. Мой выбор - боевые искусства, моя профессия - актёр. Моя главная роль - художник жизни.
5. Вспыльчивость очень скоро сделает из тебя дурака.
6. Не думай, чувствуй! Это как указывать пальцем на Луну. Не концентрируйся на пальце, или пропустишь эту божественную красоту.
7. Очисти свой разум. Стань бесформенным как вода. Когда воду наливают в чашку, она становится чашкой. Когда воду наливают в чайник, она становится чайником. Будь водой, друг мой.
8. Простота - высшая ступень искусства.
9. Во все времена конец героев был таким же, как и конец обычных людей. Все они умерли, и воспоминания о них постепенно изгладились из памяти людей. Но пока мы живы, мы должны понять себя, разобраться в себе и выразить себя.
10. Если всегда ставить себе границы в том, что можешь сделать, физические или любые другие, можно с таким же успехом быть мертвецом. Это распространится на работу, на мораль, на всю жизнь. Нет никаких границ, только горизонтальные участки стабилизации. Но нельзя на них оставаться, нужно выходить за их пределы. Если это убьёт - значит, убьёт.
11. Только постоянная и добросовестная тренировка в боевом искусстве обеспечит долгую и счастливую жизнь.
12. Кино - это сочетание коммерческого творчества и творческой коммерции.
13. Правда не имеет пути. Правда жива, следовательно, изменчива.
14. Обычный человек - совокупность рутин, идей и традиций. Если идти по этому пути - ты познаешь рутины, идеи, и традиции, - свою тень. Ты не познаешь себя.
15. Бой не выигрывается одним ударом. Тебе придётся научиться держать удары или нанять телохранителя. Забудь слова победа и поражение. Забудь о гордости и боли. Позволь противнику войти в тебя, проникнуть в твою плоть. Проникни и ты в его плоть, проникни ему под кожу. Дай переломать тебе кости. Не думай о безопасности - положи всю свою жизнь перед ним.
16. Цель не обязательно должна достигаться. Порой это просто направление двигаться дальше.
17. Хороший боец не тот, кто напряжён, а тот, кто готов. Он не думает и не мечтает, он готов ко всему, что может случиться.
18. Ты должен БЫТЬ тренировкой, вместо того, чтобы ДЕЛАТЬ тренировку. Ты должен быть свободен. Вместо сложности формы должна быть простота выражения.
19. Мудрый способен взять больше с глупого вопроса, чем глупец способен взять с мудрого ответа.
20. Чем сложнее метод, тем меньше свободы. Придерживаясь методов и правил, мы создаём себе ограничения. Если кто-то хватает тебя, бей. Все эти продвинутые техники нефункциональны.
21. О чём ты думаешь, тем ты и становишься.
22. К чёрту обстоятельства. Я создаю возможности.
23. Я учусь понимать, вместо того, чтобы судить. Я не могу слепо следовать толпе и принимать их подход.
24. Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя.
25. Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз.
26. Если любишь жизнь, не теряй времени, - время есть то, из чего сделана жизнь.
27. В бою всегда побеждает спонтанность. Зубрёжка всегда проигрывает.
28. Не важно, что ты даёшь, важно, как ты даёшь.
29. Знаний не достаточно, ты должен применять их. Желания не достаточно, ты должен делать.
30. Ошибки всегда можно себе простить, если только найдётся смелость признать их.
31. Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.
32. Позёрство и показуха - это виденье славы у слабаков.
33. Используй только то, что действительно работает. И бери это отовсюду где можешь найти.
34. Хороший учитель защищает учеников от собственного влияния.»

Р.S. это не полный перечень

-------
| сайт collection
|-------
| Брюс Ли
| М. Уехара
| Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца
-------

В своем постижении боевых искусств Брюс Ли старался отыскать ту первозданную простоту и целостность, которая была присуща им изначально. Разработанная им система боя стала одним из этапов этой работы, направленной на осознание мудрости древних и облачения этой мудрости в новую форму, понятную для современного человека. Фрагменты этого осознания вдумчивый исследователь может обнаружить в том наследии, которое осталось после Брюса – его фильмы, книги, интервью.
В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять «сердце» (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к «голой» имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Чтобы постичь боевое искусство, необходимо избавиться от всего, что скрывает истинный смысл, реальную жизнь. В то же время, это означает безграничное познание, которое должно быть направлено на изучение не особой области, входящей в состав целого, а на целое, содержащее в себе и эту область.
Путь познания кармы заключается в гармонии сознания и воли. Единство всего живого – есть истина, которую можно постичь тогда, когда ложное представление о возможности существования своего «Я» отделено от целого, уничтожено навсегда.
Пустота есть «нечто», которое находится точно посредине между «тем» и «этим». Пустота содержит в себе все и не имеет противоположности. В ней нет ничего, что исключало бы ее или противостояло ей. Пустота существует потому, что все формы возникают из нее, но тот, кто воплощает в себе пустоту, наполнен жизнью, энергией и любовью от всего сущего.
Превратись в «деревянную куклу»: у нее нет «Я», она ничего не думает, она ничего не воспринимает, не сохраняет. Позволь телу и конечностям следовать своим собственным законам.

Если в тебе нет ничего застывшего, косного, то окружающее бытие будет проявлять себя само. В движении будь подобен воде. В покое будь подобен зеркалу.

Отвечай подобно эху. Ничто невозможно отделить, мягчайшую вещь невозможно схватить.
Я двигаюсь и не двигаюсь вообще. Я подобен неподвижному отражению луны в бушующих и скачущих волнах. Это не осознание действия «Я делаю это», а скорее внутреннее понимание, что «это случилось, благодаря мне» или «это делается для меня». (Осознание собственного «Я» становится величайшим препятствием для правильного исполнения всех физических действий).
Концентрация сознания означает его неподвижность. Если сознание прекращает действовать свободно, как должно быть, то это уже не есть сознание, как таковое.


«Неподвижность» – это концентрация энергии в фокусе, как на оси колеса, вместо рассеивания ее в процессе разрозненных действий.
Главным является результат действия, а не его исполнение. Не актер, а игра, не экспериментатор, а эксперимент.
Видеть вещь независимо от своих собственных желаний и ожиданий, значит, видеть ее в истинном свете.
Искусство достигает высочайшей вершины, когда освобождается от самосознания. Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.
Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает и желает. Не выбирайте: нравится – не нравится, тогда все будет ясно. Сделайте зазор в толщину волоса, и небо отделится от земли, если хочешь познать истину не будь ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть наихудшая болезнь сознания.
Мудрость заключается не в попытках отделить хорошее от дурного, а в умении «оседлать» их и приспособиться к ним, как пробка приспосабливается к гребням и впадинам волн.
Позвольте себе идти с болезнью, быть с ней, ухаживать за ней, это – путь быть свободным от нее. Утверждение является Дзэном, если только оно воздействует само по себе, а не мыслью, заключенной в нем. В буддизме нет места для усилий. Следует быть естественным и не делать чего-то особенного. Ешьте свою пищу, освобождайте кишечник, пейте воду, а если вы устали, ложитесь отдыхать. Невежественный будет смеяться надо мной, но мудрый поймет.
Уясните себе следующее: двигайтесь быстро, как призрак, и будьте спокойны, как невинность. Тот, кто спешит, проигрывает. Не опережайте других, всегда приспосабливайтесь к ним. Не спешите, выбросите это из головы. Не стремитесь к этому специально, и будете действовать, когда этого менее всего ожидают.
Думай, как бы не думая. Наблюдай за техниками, как бы не наблюдая. Не существует универсального уровня. Все, что я могу дать, подобно нужному лекарству от определенных болезней.

Восемь способов устранения страдания путем исправления ложных ценностей и получения истинных знаний о смысле жизни заключается а следующем:
1. Правильные воззрения (понимания): вы должны ясно видеть, что ошибочно.
2. Правильные устремления (желания): решитесь на исцеление.
3. Правильная речь: говорите в соответствии со своей целью – исцелиться.
4. Правильное поведение: вы должны действовать.
5. Правильный образ жизни: ваши средства существования не должны противоречить вашему лечению.
6. Правильные усилии: лечение должно идти с постоянной скоростью, самой высокой, которая может быть выдержана.
7. Правильное внимание (контроль сознания): вы должны чувствовать это и думать об этом непрерывно.
8. Правильное сосредоточение (медитация): учитесь созерцать глубину своего сознания.

Целью искусства является демонстрация внутреннего мира, воплощение в эстетическом произведении глубочайшего духовного и личного опыта человеческого бытия. Оно способно сделать понятным эти переживания и дает возможность осознать их в рамках идеального мира. Искусство проявляется в духовном понимании внутренней сущности вещей и является формой общения с природой абсолюта.
Искусство есть воплощенное впечатление от жизни, и оно преодолевает границы времени и пространства. Мы должны попытаться с помощью искусства придать нашим душам новые формы и новое отношение к природе и миру. Самовыражение мастера демонстрирует его душу, его школу, его хладнокровие. За каждым движением мастера скрывается музыка его души. В противном случае, движение является «пустым», а «пустое» движение подобно пустому слову – оно не имеет значения. Избегайте «неясных» мыслей и действий.


Искусство никогда не является украшением, декорацией, оно есть результат озарения. Искусство, другими словами, есть средство достижения свободы. Искусство требует совершенного мастерства техник, развитого размышлением.
Искусство без искусства есть творческий процесс внутри художника, его значение – «искусство души». Все виды движений есть шаги по пути к абсолютному эстетическому миру души. Творчество в искусстве является духовным выражением личности, корни которого кроются в «ничто». Его эффект заключается в расширении духовного мира.
«Искусство без искусства» есть искусство души, находящейся в покое, подобно отражению лунного света в глубоком озере. Конечной целью художника является использование его повседневной деятельности для того, чтобы стать настоящим мастером жизни, познать искусство жизни. Мастера всех видов искусств должны прежде всего быть мастерами жизни, для души создавая все. Все неясные представления должны исчезнуть прежде, чем ученик сможет назвать себя Мастером. Искусство – есть путь к «абсолюту» и к сущности человеческой жизни.
Цель искусства заключается не в одностороннем развитии духа, души и чувств, но в «раскрытии» всех человеческих способностей – мыслей, ощущений, воли и жизненного ритма мира природы. Так можно услышать беззвучное безмолвие и привести себя в состояние гармонии с ним.
Профессиональный уровень в искусстве еще не означает художественного совершенства. Искусство остается скорее на среднем уровне или отражает некоторый шаг в психическом развитии, совершенство которого основано не на очертании или форме, а должно исходить из человеческой души.
Творческая деятельность не заключается в искусстве, как таковом. Оно проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства (вещи внутренне познанные) существуют вместе, в котором гармония души и космоса, в котором «ничто» имеет свою связь с реальностью.
Это есть творческий процесс, поэтому, это есть реальность, и реальность есть истина.

1. Стремление к истине.
2. Осознание истины (и ее существования).
3. Восприятие истины (ее сущности и направления – подобно ощущению движения).
4. Понимание истины (в первую очередь философская практика для понимания ее – Дао. Видеть не часть, а целое).
5. Опыт истины.
6. Овладение истиной.
7. Забвение истины.
8. Забвение носителей истины.
9. Возвращение к первоисточнику, где лежат корни истины.
10. Покой и ничто.

Все многообразие жизни существует в виде жестких форм, имеющих определенные рамки, ограничения. Для понимания Джиткундо нужно отбросить все идеалы, шаблоны и стили, отбросить вопрос – существует ли идеал в Джиткундо? Можете вы наблюдать за ситуацией, не называя ее? Называя ситуацию, превращая ее в слово, вы придаете ей форму. Действительно, трудно просто наблюдать ситуацию – наш разум очень сложен. Легко обучать кого-то мастерству, но очень трудно научить человека независимому самостоятельному мышлению, отношению.

Джиткундо предпочитает бесформенное, так как может принимать любые формы, Джиткундо не имеет стиля и подходит для любых стилей. В результате Джиткундо использует все пути и не связано ни с одним из них, более того, использует все техники и средства, которые служат его целям.
Занимайтесь Джиткундо с намерением укрепить волю. Забудьте о победе и поражении, забудьте о гордости и боли. Дайте вашему противнику коснуться вашей кожи, и вы проникнете в его плоть, дайте ему проникнуть в вашу плоть, и вы сломаете ему кости, дайте ему сломать ваши кости, и вы возьмете его жизнь! Не заботьтесь о своей безопасности, положите свою жизнь перед ним.
Большой ошибкой будет ожидать результат заранее. Не следует думать о победе или поражении. Дайте природе следовать своим путем, и ваше оружие нанесет удар в нужный момент. Джиткундо учит нас не оглядываться назад, однажды выбрав путь. Оно оценивает жизнь и смерть равнозначно. Джиткундо избегает внешнего, проникает вглубь сложного, постигает суть проблемы и указывает ключевые факторы.
Джиткундо не ходит вокруг да около, оно не пользуется извилистым окольным путем. Джиткундо следует к цели по прямой. Простота есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Искусство Джиткундо состоит в упрощении. Оно позволяет быть самим собой, оно означает реальность в ее бытии. Быть самим собой, означает обладать свободой в ее первоначальном смысле, не ограниченной привязанностями, пределами, зависимостями.
Джиткундо есть просветление, путь жизни, движение к сильной воле и контролю, этого можно добиться и интуитивно.


Во время тренировок ученик всегда должен быть активным и динамичным, но в реальном бою его сознание должно быть спокойным. Он должен чувствовать себя так, как если бы ничего особенного не происходило. Когда он наступает, его шаги должны быть легкими и надежными, его глаза не выпучиваются и не смотрят на врага с безумной яростью. Его поведение ничем не отличается от его обычного повседневного поведения, нет изменений, зависящих от его впечатлений, нет ничего выдающего тот факт, что он находится в смертельной схватке.
Ваше природное оружие имеет двойную цель:
1. Сокрушить противника – разрушать все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.
2. Разрушать ваши собственные порывы, возникающие от инстинкта самосохранения. Разрушать все, беспокоящее ваше сознание. Не причинять вреда никому, но преодолеть свои собственные недостатки – жадность, гнев, глупость и т.д. Джиткундо воздействует на нас самих.
Удары кулаками и ногами являются средством уничтожения эго. Это природное оружие представляет собой силу интуиции или инстинкта, которые, в отличие, от интеллекта или усложненного эго, не анализируют себя, ограничивая тем самым свою свободу. Природное оружие двигается вперед, не оглядываясь назад или по сторонам.
Так как чистосердечность и пустота сознания есть врожденные качества человека, то его природное оружие наследует эти качества и проявляет их с величайшей степенью свободы. Природное оружие является символом невидимого духа, поддерживающего сознание, тело и конечности в постоянной активности.
Отсутствие стереотипной техники по сути означает абсолютную свободу. Любые направления движения возможны в этом случае.
Отсутствие ограничений есть врожденное качество сознания человека. В естественном состоянии его мысли движутся вперед непрерывно: прошлые, настоящие и будущие мысли продолжаются как непрерывный поток.
Отсутствие мыслей означает не уноситься мыслями прочь в процессе мышления, не отвлекаться внешними объектами, думая быть свободным от мыслей. Истина, таким образом, есть субстанция, а мысли есть функция истины. Мыслить, определять значение в мыслях, это значит разрушать мысль.

Сконцентрируйте свое сознание в «резкий фокус» и примите состояние боевой готовности, чтобы вы могли мгновенно интуитивно понять истину, которая существует повсюду. Сознание должно быть свободно от старых привычек, предрассудков, ограничений и даже от обычного мышления.
Очистив сознание от всего лишнего, вы будете воспринимать реальность в ее сущности, как таковой, в ее «обнаженности», которая соответствует буддийской концепции пустоты. Опустошите вашу чашку, чтобы она могла быть наполнена, освободите свое сознание для достижения истины.

В длинной истории боевых искусств стремление к копированию и имитации присуще в равной мере большинству боевых мастеров, инструкторов и учеников. Отчасти это связано с человеческой природой, отчасти с прочными традициями различных стилей. Найти «свежего» оригинального мастера-учителя очень трудно, и ощущается острая потребность в «указателе пути».

Каждый человек, отдавая предпочтение какому-то стилю, верит, что этот стиль самый лучший и отказывается от других. В таком случае каждый стиль становится своеобразным «законом», устанавливающим свое объяснение «Пути», свое понятие о гармонии жесткого и мягкого, свой ритм исполнения техник.
Вместо изучения рукопашного боя, как такового, большинство школ боевых искусств создают «беспорядок воображения», сбивают с толку и запутывают учеников, отвлекая их от подлинной реальности боя, которая является простой и ясной. Вместе проникновения непосредственно в суть боя, «ритуально» отрабатываются сложные эффектные формы, безнадежно ограниченные и надуманные техники, которые лишь имитируют реальную схватку. В таких школах ученики вместо приобретения навыков реального боя, занимаются чем-то «подобным» бою.
Еще хуже, когда в тренировку привносят понятие сверхъестественной силы сознания и духа. Это стремительно уносит учеников в мистику и абстракцию. Все эти вещи являются бесполезными попытками закрепить и зафиксировать постоянно изменяющиеся движения рукопашного боя, расчленять и анатомировать, как труп. Когда вы поймете это, то увидите, что реальный бой есть не что-то жестко фиксированное, а, напротив, нечто «очень живое». Установленные школами «образы» закрепляют и «цементируют» то, что ранее текло и изменялось. Очевидно, что такое обучение есть не что иное, как слепое следование бесполезным на практике шаблонам или трюкам, путь, который ведет в никуда.

Когда возникает реальное чувство, например, гнев или страх, сможет «стилист» действовать «классическим» способом, или он только услышит свой собственный пронзительный крик? Является живым человеком, способным на самовыражение, или только образцовым механическим роботом? Является он существом, которое может приспособиться к внешним обстоятельствам, или он сопротивляется им в соответствии с усвоенным в школе набором шаблонов? Создают ли избранные приемы барьер между ним и противником при постоянно изменяющихся внешних условиях?
«Стилисты» вместо того, чтобы смотреть прямо на факты, цепляются за формы, запутывают себя все более и более, и, наконец, загоняют себя в безвыходную ситуацию. Они не видят факта в его сущности, так как их обучение извращено и искажено, знание должно соответствовать сущности вещей. Зрелость не означает приверженности какой-то концепции. Это есть реализация того, что содержится в глубине нашей сущности.

Пустота есть свобода от навязываемых ограничений. Жизнь есть взаимосвязь с окружающим миром. Человек свободный и простой действует без процесса выбора. Что есть, то есть. Действие, основанное на мысли, очевидно, является результатом выбора, а значит оно не свободно. Такое действие создает дополнительное сопротивление, дополнительный конфликт.
Взаимоотношения есть процесс самопознания. Взаимоотношения есть зеркало, в котором вы исследуете себя самого – «быть» означает находиться во взаимоотношениях с кем-либо.
Комплекс «шаблонов», неспособных измениться или исправиться в зависимости от обстоятельств, есть очередной вариант «клетки». Истина лежит вне всяких шаблонов. Формальные упражнения есть бесплодные повторения техник вместо самопознания в процессе контакта с живым противником. Наработка таких «шаблонов» увеличивает сопротивление интуитивному действию, а сложные техники увеличивают его еще более.
Обычный человек подобен сгустку рутины, предвзятости и традиций. Когда он действует, то переводит каждое живое действие на язык прошлого. Знания фиксированы во времени, а процесс познания продолжается непрерывно. Знание приходит к нам от какого-то источника – из «статики», и накопления фактов, в то время, как познание есть движение, есть «динамика».
Накопление знаний есть только развитие памяти, которая становится механической. Познание есть движение, которое не имеет ни начала ни конца. В занятиях боевыми искусствами должен царить дух свободы. Обученное сознание – несвободно. Обучение ограничивает личность рамками особой системы. Чтобы обрести свободу самовнушения, необходимо покончить со своим «прошлым». От прошлого вы наследуете постоянство, от нового вы получаете изменение.

Для реализации свободы человек должен научиться жизни, как бесконечному движению. Свобода лежит по ту сторону сферы сознания. Наблюдать, но не останавливать и не истолковывать. Если вы думаете: «Я свободен», то на самом деле живете воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Понять и жить «сейчас» означает: все прошлое должно умереть. Свобода от познания есть смерть, поэтому вы живы. Откажитесь внутренне от «за» и «против». Не существует правильного или ошибочного действия, когда вы свободны. Боец, действующий без самовыражения, несвободен, поэтому он на все реагирует так, «как учили», вместо того чтобы реагировать на происходящее в соответствии с реальностью.
Боец, действующий без самовыражения, зря тратит драгоценное время. Боец должен всегда держать в сознании только одну цель – сражаться, не оглядываясь ни назад, ни в стороны. Он должен устранить все преграды своему движению вперед – эмоциональные, психические или интеллектуальные.
Любой человек может действовать свободно и цельно, если он «вне системы». Тот, кто действительно ищет истину, не имеет стиля вообще. Он живет тем, что есть.
Если вы хотите познать истину в боевых искусствах, видеть каждого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях и школах, предрассудки, симпатии, антипатии и так далее. Тогда в вашем сознании не будет конфликтов и наступит покой. В таком состоянии вы все будете видеть цельно и свежо!
Если вы следуете классическим образцам, вы познаете рутину, традицию, тень – что угодно, но только не самого себя. Как можно ответить на общее частным? Бездумное, ритмическое повторение техник лишает эти боевые движения их «жизни» и «смысла» – их реальности. Наработка форм, даже немного меняющихся в зависимости от условий, становится якорем, который держит вас на месте и тянет вниз. Этот путь ведет вас только вниз.

Форма есть средство создания внутреннего сопротивления, это есть отработка только шаблонных движений. Вместо бессознательного увеличения своего внутреннего сопротивления, делайте движение так, как оно возникает, не анализируйте его – инстинктивное действие позволяет приспособиться к противнику наилучшим образом. Боец, скованный рамками конкретного стиля, видит своего противника через «призму» внутреннего сопротивления – он «исполняет» свои стилизованные блоки, вслушивается в свой собственный пронзительный крик и не видит, что в действительности делает его противник. Мы сами являемся ката, мы есть классические блоки и удары, столь глубоко мы пропитаны ими.
Чтобы справиться с противником, необходимо открытое непосредственное восприятие. Такого восприятия не существует там, где есть внутреннее сопротивление, где существует «единственный верный путь».
Быть в состоянии гармонии с бытием означает быть способным следовать бытию, которое постоянно движется и изменяется. Если боец придерживается особой точки зрения, то он не способен следовать быстрому изменению бытия.
Чтобы ни думали вы о хуках и свингах, в рамках своего собственного стиля, не существует хорошей защиты от них. Действительно, почти все «природные» бойцы используют их. Боевым мастерам они добавляют разнообразия в атаках. Мастер должен уметь наносить удар из того положения руки, в котором она находится.
Но в классических стилях Система становится более важной, чем человек! «Классический» человек действует в соответствии с «шаблонами» стиля! Как могут косные методы и системы пополняться чем-то живым? Путь, «определенная дорожка» есть к тому, что статично, фиксировано, мертво, но нет пути к тому, что живо. Не сводите живую реальность до уровня статических образцов и не изобретайте методов достижения этого!

В своем постижении боевых искусств Брюс Ли старался отыскать ту первозданную простоту и целостность, которая была присуща им изначально. Разработанная им система боя стала одним из этапов этой работы, направленной на осознание мудрости древних и облачения этой мудрости в новую форму, понятную для современного человека. Фрагменты этого осознания вдумчивый исследователь может обнаружить в том наследии, которое осталось после Брюса – его фильмы, книги, интервью.

В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять «сердце» (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к «голой» имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Дзэн

Чтобы постичь боевое искусство, необходимо избавиться от всего, что скрывает истинный смысл, реальную жизнь. В то же время, это означает безграничное познание, которое должно быть направлено на изучение не особой области, входящей в состав целого, а на целое, содержащее в себе и эту область.

Путь познания кармы заключается в гармонии сознания и воли. Единство всего живого – есть истина, которую можно постичь тогда, когда ложное представление о возможности существования своего «Я» отделено от целого, уничтожено навсегда.

Пустота есть «нечто», которое находится точно посредине между «тем» и «этим». Пустота содержит в себе все и не имеет противоположности. В ней нет ничего, что исключало бы ее или противостояло ей. Пустота существует потому, что все формы возникают из нее, но тот, кто воплощает в себе пустоту, наполнен жизнью, энергией и любовью от всего сущего.

Превратись в «деревянную куклу»: у нее нет «Я», она ничего не думает, она ничего не воспринимает, не сохраняет. Позволь телу и конечностям следовать своим собственным законам.


Если в тебе нет ничего застывшего, косного, то окружающее бытие будет проявлять себя само. В движении будь подобен воде. В покое будь подобен зеркалу. Отвечай подобно эху. Ничто невозможно отделить, мягчайшую вещь невозможно схватить.

Я двигаюсь и не двигаюсь вообще. Я подобен неподвижному отражению луны в бушующих и скачущих волнах. Это не осознание действия «Я делаю это», а скорее внутреннее понимание, что «это случилось, благодаря мне» или «это делается для меня». (Осознание собственного «Я» становится величайшим препятствием для правильного исполнения всех физических действий).

Концентрация сознания означает его неподвижность. Если сознание прекращает действовать свободно, как должно быть, то это уже не есть сознание, как таковое.


«Неподвижность» – это концентрация энергии в фокусе, как на оси колеса, вместо рассеивания ее в процессе разрозненных действий.

Главным является результат действия, а не его исполнение. Не актер, а игра, не экспериментатор, а эксперимент.

Видеть вещь независимо от своих собственных желаний и ожиданий, значит, видеть ее в истинном свете.

Искусство достигает высочайшей вершины, когда освобождается от самосознания. Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.

Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает и желает. Не выбирайте: нравится – не нравится, тогда все будет ясно. Сделайте зазор в толщину волоса, и небо отделится от земли, если хочешь познать истину не будь ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть наихудшая болезнь сознания.

Мудрость заключается не в попытках отделить хорошее от дурного, а в умении «оседлать» их и приспособиться к ним, как пробка приспосабливается к гребням и впадинам волн.

Позвольте себе идти с болезнью, быть с ней, ухаживать за ней, это – путь быть свободным от нее. Утверждение является Дзэном, если только оно воздействует само по себе, а не мыслью, заключенной в нем. В буддизме нет места для усилий. Следует быть естественным и не делать чего-то особенного. Ешьте свою пищу, освобождайте кишечник, пейте воду, а если вы устали, ложитесь отдыхать. Невежественный будет смеяться надо мной, но мудрый поймет.

Уясните себе следующее: двигайтесь быстро, как призрак, и будьте спокойны, как невинность. Тот, кто спешит, проигрывает. Не опережайте других, всегда приспосабливайтесь к ним. Не спешите, выбросите это из головы. Не стремитесь к этому специально, и будете действовать, когда этого менее всего ожидают.

Думай, как бы не думая. Наблюдай за техниками, как бы не наблюдая. Не существует универсального уровня. Все, что я могу дать, подобно нужному лекарству от определенных болезней.

Восьмеричный путь буддизма

Восемь способов устранения страдания путем исправления ложных ценностей и получения истинных знаний о смысле жизни заключается а следующем:

1. Правильные воззрения (понимания): вы должны ясно видеть, что ошибочно.

2. Правильные устремления (желания): решитесь на исцеление.

3. Правильная речь: говорите в соответствии со своей целью – исцелиться.

4. Правильное поведение: вы должны действовать.

5. Правильный образ жизни: ваши средства существования не должны противоречить вашему лечению.

6. Правильные усилии: лечение должно идти с постоянной скоростью, самой высокой, которая может быть выдержана.

7. Правильное внимание (контроль сознания): вы должны чувствовать это и думать об этом непрерывно.

8. Правильное сосредоточение (медитация): учитесь созерцать глубину своего сознания.

Искусство души

Целью искусства является демонстрация внутреннего мира, воплощение в эстетическом произведении глубочайшего духовного и личного опыта человеческого бытия. Оно способно сделать понятным эти переживания и дает возможность осознать их в рамках идеального мира. Искусство проявляется в духовном понимании внутренней сущности вещей и является формой общения с природой абсолюта.

Искусство есть воплощенное впечатление от жизни, и оно преодолевает границы времени и пространства. Мы должны попытаться с помощью искусства придать нашим душам новые формы и новое отношение к природе и миру. Самовыражение мастера демонстрирует его душу, его школу, его хладнокровие. За каждым движением мастера скрывается музыка его души. В противном случае, движение является «пустым», а «пустое» движение подобно пустому слову – оно не имеет значения. Избегайте «неясных» мыслей и действий.


Искусство никогда не является украшением, декорацией, оно есть результат озарения. Искусство, другими словами, есть средство достижения свободы. Искусство требует совершенного мастерства техник, развитого размышлением.

Искусство без искусства есть творческий процесс внутри художника, его значение – «искусство души». Все виды движений есть шаги по пути к абсолютному эстетическому миру души. Творчество в искусстве является духовным выражением личности, корни которого кроются в «ничто». Его эффект заключается в расширении духовного мира.

«Искусство без искусства» есть искусство души, находящейся в покое, подобно отражению лунного света в глубоком озере. Конечной целью художника является использование его повседневной деятельности для того, чтобы стать настоящим мастером жизни, познать искусство жизни. Мастера всех видов искусств должны прежде всего быть мастерами жизни, для души создавая все. Все неясные представления должны исчезнуть прежде, чем ученик сможет назвать себя Мастером. Искусство – есть путь к «абсолюту» и к сущности человеческой жизни.

Цель искусства заключается не в одностороннем развитии духа, души и чувств, но в «раскрытии» всех человеческих способностей – мыслей, ощущений, воли и жизненного ритма мира природы. Так можно услышать беззвучное безмолвие и привести себя в состояние гармонии с ним.

Профессиональный уровень в искусстве еще не означает художественного совершенства. Искусство остается скорее на среднем уровне или отражает некоторый шаг в психическом развитии, совершенство которого основано не на очертании или форме, а должно исходить из человеческой души.

Творческая деятельность не заключается в искусстве, как таковом. Оно проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства (вещи внутренне познанные) существуют вместе, в котором гармония души и космоса, в котором «ничто» имеет свою связь с реальностью.

Это есть творческий процесс, поэтому, это есть реальность, и реальность есть истина.

Путь к истине

1. Стремление к истине.

2. Осознание истины (и ее существования).

3. Восприятие истины (ее сущности и направления – подобно ощущению движения).

4. Понимание истины (в первую очередь философская практика для понимания ее – Дао. Видеть не часть, а целое).

5. Опыт истины.

6. Овладение истиной.

7. Забвение истины.

8. Забвение носителей истины.

9. Возвращение к первоисточнику, где лежат корни истины.

10. Покой и ничто.

Джиткундо

Все многообразие жизни существует в виде жестких форм, имеющих определенные рамки, ограничения. Для понимания Джиткундо нужно отбросить все идеалы, шаблоны и стили, отбросить вопрос – существует ли идеал в Джиткундо? Можете вы наблюдать за ситуацией, не называя ее? Называя ситуацию, превращая ее в слово, вы придаете ей форму. Действительно, трудно просто наблюдать ситуацию – наш разум очень сложен. Легко обучать кого-то мастерству, но очень трудно научить человека независимому самостоятельному мышлению, отношению.


Джиткундо предпочитает бесформенное, так как может принимать любые формы, Джиткундо не имеет стиля и подходит для любых стилей. В результате Джиткундо использует все пути и не связано ни с одним из них, более того, использует все техники и средства, которые служат его целям.

Занимайтесь Джиткундо с намерением укрепить волю. Забудьте о победе и поражении, забудьте о гордости и боли. Дайте вашему противнику коснуться вашей кожи, и вы проникнете в его плоть, дайте ему проникнуть в вашу плоть, и вы сломаете ему кости, дайте ему сломать ваши кости, и вы возьмете его жизнь! Не заботьтесь о своей безопасности, положите свою жизнь перед ним.

Большой ошибкой будет ожидать результат заранее. Не следует думать о победе или поражении. Дайте природе следовать своим путем, и ваше оружие нанесет удар в нужный момент. Джиткундо учит нас не оглядываться назад, однажды выбрав путь. Оно оценивает жизнь и смерть равнозначно. Джиткундо избегает внешнего, проникает вглубь сложного, постигает суть проблемы и указывает ключевые факторы.

Джиткундо не ходит вокруг да около, оно не пользуется извилистым окольным путем. Джиткундо следует к цели по прямой. Простота есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Искусство Джиткундо состоит в упрощении. Оно позволяет быть самим собой, оно означает реальность в ее бытии. Быть самим собой, означает обладать свободой в ее первоначальном смысле, не ограниченной привязанностями, пределами, зависимостями.

Джиткундо есть просветление, путь жизни, движение к сильной воле и контролю, этого можно добиться и интуитивно.


Во время тренировок ученик всегда должен быть активным и динамичным, но в реальном бою его сознание должно быть спокойным. Он должен чувствовать себя так, как если бы ничего особенного не происходило. Когда он наступает, его шаги должны быть легкими и надежными, его глаза не выпучиваются и не смотрят на врага с безумной яростью. Его поведение ничем не отличается от его обычного повседневного поведения, нет изменений, зависящих от его впечатлений, нет ничего выдающего тот факт, что он находится в смертельной схватке.

Ваше природное оружие имеет двойную цель:

1. Сокрушить противника – разрушать все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.

2. Разрушать ваши собственные порывы, возникающие от инстинкта самосохранения. Разрушать все, беспокоящее ваше сознание. Не причинять вреда никому, но преодолеть свои собственные недостатки – жадность, гнев, глупость и т.д. Джиткундо воздействует на нас самих.

Удары кулаками и ногами являются средством уничтожения эго. Это природное оружие представляет собой силу интуиции или инстинкта, которые, в отличие, от интеллекта или усложненного эго, не анализируют себя, ограничивая тем самым свою свободу. Природное оружие двигается вперед, не оглядываясь назад или по сторонам.

Так как чистосердечность и пустота сознания есть врожденные качества человека, то его природное оружие наследует эти качества и проявляет их с величайшей степенью свободы. Природное оружие является символом невидимого духа, поддерживающего сознание, тело и конечности в постоянной активности.

Отсутствие стереотипной техники по сути означает абсолютную свободу. Любые направления движения возможны в этом случае.

Отсутствие ограничений есть врожденное качество сознания человека. В естественном состоянии его мысли движутся вперед непрерывно: прошлые, настоящие и будущие мысли продолжаются как непрерывный поток.

Отсутствие мыслей означает не уноситься мыслями прочь в процессе мышления, не отвлекаться внешними объектами, думая быть свободным от мыслей. Истина, таким образом, есть субстанция, а мысли есть функция истины. Мыслить, определять значение в мыслях, это значит разрушать мысль.


Сконцентрируйте свое сознание в «резкий фокус» и примите состояние боевой готовности, чтобы вы могли мгновенно интуитивно понять истину, которая существует повсюду. Сознание должно быть свободно от старых привычек, предрассудков, ограничений и даже от обычного мышления.

Очистив сознание от всего лишнего, вы будете воспринимать реальность в ее сущности, как таковой, в ее «обнаженности», которая соответствует буддийской концепции пустоты. Опустошите вашу чашку, чтобы она могла быть наполнена, освободите свое сознание для достижения истины.

Безнадежность ограниченности

В длинной истории боевых искусств стремление к копированию и имитации присуще в равной мере большинству боевых мастеров, инструкторов и учеников. Отчасти это связано с человеческой природой, отчасти с прочными традициями различных стилей. Найти «свежего» оригинального мастера-учителя очень трудно, и ощущается острая потребность в «указателе пути».


Каждый человек, отдавая предпочтение какому-то стилю, верит, что этот стиль самый лучший и отказывается от других. В таком случае каждый стиль становится своеобразным «законом», устанавливающим свое объяснение «Пути», свое понятие о гармонии жесткого и мягкого, свой ритм исполнения техник.

Вместо изучения рукопашного боя, как такового, большинство школ боевых искусств создают «беспорядок воображения», сбивают с толку и запутывают учеников, отвлекая их от подлинной реальности боя, которая является простой и ясной. Вместе проникновения непосредственно в суть боя, «ритуально» отрабатываются сложные эффектные формы, безнадежно ограниченные и надуманные техники, которые лишь имитируют реальную схватку. В таких школах ученики вместо приобретения навыков реального боя, занимаются чем-то «подобным» бою.

Еще хуже, когда в тренировку привносят понятие сверхъестественной силы сознания и духа. Это стремительно уносит учеников в мистику и абстракцию. Все эти вещи являются бесполезными попытками закрепить и зафиксировать постоянно изменяющиеся движения рукопашного боя, расчленять и анатомировать, как труп. Когда вы поймете это, то увидите, что реальный бой есть не что-то жестко фиксированное, а, напротив, нечто «очень живое». Установленные школами «образы» закрепляют и «цементируют» то, что ранее текло и изменялось. Очевидно, что такое обучение есть не что иное, как слепое следование бесполезным на практике шаблонам или трюкам, путь, который ведет в никуда.


Когда возникает реальное чувство, например, гнев или страх, сможет «стилист» действовать «классическим» способом, или он только услышит свой собственный пронзительный крик? Является живым человеком, способным на самовыражение, или только образцовым механическим роботом? Является он существом, которое может приспособиться к внешним обстоятельствам, или он сопротивляется им в соответствии с усвоенным в школе набором шаблонов? Создают ли избранные приемы барьер между ним и противником при постоянно изменяющихся внешних условиях?

«Стилисты» вместо того, чтобы смотреть прямо на факты, цепляются за формы, запутывают себя все более и более, и, наконец, загоняют себя в безвыходную ситуацию. Они не видят факта в его сущности, так как их обучение извращено и искажено, знание должно соответствовать сущности вещей. Зрелость не означает приверженности какой-то концепции. Это есть реализация того, что содержится в глубине нашей сущности.


Пустота есть свобода от навязываемых ограничений. Жизнь есть взаимосвязь с окружающим миром. Человек свободный и простой действует без процесса выбора. Что есть, то есть. Действие, основанное на мысли, очевидно, является результатом выбора, а значит оно не свободно. Такое действие создает дополнительное сопротивление, дополнительный конфликт.

Взаимоотношения есть процесс самопознания. Взаимоотношения есть зеркало, в котором вы исследуете себя самого – «быть» означает находиться во взаимоотношениях с кем-либо.

Комплекс «шаблонов», неспособных измениться или исправиться в зависимости от обстоятельств, есть очередной вариант «клетки». Истина лежит вне всяких шаблонов. Формальные упражнения есть бесплодные повторения техник вместо самопознания в процессе контакта с живым противником. Наработка таких «шаблонов» увеличивает сопротивление интуитивному действию, а сложные техники увеличивают его еще более.

Обычный человек подобен сгустку рутины, предвзятости и традиций. Когда он действует, то переводит каждое живое действие на язык прошлого. Знания фиксированы во времени, а процесс познания продолжается непрерывно. Знание приходит к нам от какого-то источника – из «статики», и накопления фактов, в то время, как познание есть движение, есть «динамика».

Накопление знаний есть только развитие памяти, которая становится механической. Познание есть движение, которое не имеет ни начала ни конца. В занятиях боевыми искусствами должен царить дух свободы. Обученное сознание – несвободно. Обучение ограничивает личность рамками особой системы. Чтобы обрести свободу самовнушения, необходимо покончить со своим «прошлым». От прошлого вы наследуете постоянство, от нового вы получаете изменение.


Для реализации свободы человек должен научиться жизни, как бесконечному движению. Свобода лежит по ту сторону сферы сознания. Наблюдать, но не останавливать и не истолковывать. Если вы думаете: «Я свободен», то на самом деле живете воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Понять и жить «сейчас» означает: все прошлое должно умереть. Свобода от познания есть смерть, поэтому вы живы. Откажитесь внутренне от «за» и «против». Не существует правильного или ошибочного действия, когда вы свободны. Боец, действующий без самовыражения, несвободен, поэтому он на все реагирует так, «как учили», вместо того чтобы реагировать на происходящее в соответствии с реальностью.

Боец, действующий без самовыражения, зря тратит драгоценное время. Боец должен всегда держать в сознании только одну цель – сражаться, не оглядываясь ни назад, ни в стороны. Он должен устранить все преграды своему движению вперед – эмоциональные, психические или интеллектуальные.

Любой человек может действовать свободно и цельно, если он «вне системы». Тот, кто действительно ищет истину, не имеет стиля вообще. Он живет тем, что есть.

Если вы хотите познать истину в боевых искусствах, видеть каждого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях и школах, предрассудки, симпатии, антипатии и так далее. Тогда в вашем сознании не будет конфликтов и наступит покой. В таком состоянии вы все будете видеть цельно и свежо!

Если вы следуете классическим образцам, вы познаете рутину, традицию, тень – что угодно, но только не самого себя. Как можно ответить на общее частным? Бездумное, ритмическое повторение техник лишает эти боевые движения их «жизни» и «смысла» – их реальности. Наработка форм, даже немного меняющихся в зависимости от условий, становится якорем, который держит вас на месте и тянет вниз. Этот путь ведет вас только вниз.


Форма есть средство создания внутреннего сопротивления, это есть отработка только шаблонных движений. Вместо бессознательного увеличения своего внутреннего сопротивления, делайте движение так, как оно возникает, не анализируйте его – инстинктивное действие позволяет приспособиться к противнику наилучшим образом. Боец, скованный рамками конкретного стиля, видит своего противника через «призму» внутреннего сопротивления – он «исполняет» свои стилизованные блоки, вслушивается в свой собственный пронзительный крик и не видит, что в действительности делает его противник. Мы сами являемся ката, мы есть классические блоки и удары, столь глубоко мы пропитаны ими.

Чтобы справиться с противником, необходимо открытое непосредственное восприятие. Такого восприятия не существует там, где есть внутреннее сопротивление, где существует «единственный верный путь».

Быть в состоянии гармонии с бытием означает быть способным следовать бытию, которое постоянно движется и изменяется. Если боец придерживается особой точки зрения, то он не способен следовать быстрому изменению бытия.

Чтобы ни думали вы о хуках и свингах, в рамках своего собственного стиля, не существует хорошей защиты от них. Действительно, почти все «природные» бойцы используют их. Боевым мастерам они добавляют разнообразия в атаках. Мастер должен уметь наносить удар из того положения руки, в котором она находится.

Но в классических стилях Система становится более важной, чем человек! «Классический» человек действует в соответствии с «шаблонами» стиля! Как могут косные методы и системы пополняться чем-то живым? Путь, «определенная дорожка» есть к тому, что статично, фиксировано, мертво, но нет пути к тому, что живо. Не сводите живую реальность до уровня статических образцов и не изобретайте методов достижения этого!

Истина заключается в отношениях с противником, в постоянном движении в жизни, но никогда в статике. Истина не имеет пути. Истина есть жизнь и, потому, изменение. Истина не имеет точки покоя, формы, ограничений, философии. Когда вы увидите это, вы поймете, что истина – такая же вещь, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым в статике, формах, стилизованных движениях.


Классические формы сковывают ваше творчество, ограничивают и закрепощают ваше чувство свободы. Вы не способны «быть», вы способны «делать» без всякого чувства. Позолоченная бумажка может быть выдана за золотую монету, чтобы успокоить плачущего ребенка. Точно так же, как так называемые «секретные техники» и эффектные позиции впечатляют неопытных новичков. Все вышесказанное не означает, что не нужно делать ничего вообще. Нужно только не обдумывать свои действия заранее. Не нужно выбирать. Отсутствие выбора в сознании не тормозит мысль.

Признание или отрицание мешают восприятию. Позвольте своему сознанию воспринимать противника не логикой, а чувством, тогда появится возможность реальной связи с ним. Чтобы одному человеку почувствовать внутреннее состояние другого, необходимо иметь такое состояние сознания, при котором нет места размышлению, сравнению или ожиданию будущего развития событий. Прежде всего не начинайте с выводов.

Почувствуйте свободу от шаблонов стилей. Освободите себя, наблюдая за своей обычной тренировкой. Не осуждайте и не одобряйте, просто наблюдайте. Когда вы вне влияния, когда вы отбросите заучивание классических форм и шаблонов, тогда вы будете ощущать и видеть окружающее свежо и ново. Когда у сознания нет выбора, нет требований, нет страха, то это – единственное состояние духа, в котором возможно восприятие. Такое состояние решит все ваши проблемы.


Понимание требует не только момента восприятия, но и непрерывного познания, постоянного состояния вопроса без ответа.

К пониманию рукопашного боя боец приходит простым и прямым путем: через ощущение от момента к моменту в зеркале взаимоотношений. Самопознание происходит в процессе взаимоотношений с другими людьми, а не в самоизоляции. «Познавать себя» означает «изучать себя во взаимных отношениях с другим человеком».

Сегодня продолжаю тему рубрики Философия предпринимателя с философскими цитатами выдающейся личности, кумиром миллионов, философом и мастером восточных единоборств — Брюс Ли.

Я немного поработал и подготовил небольшое видео. Текст философских цитат вы найдете также ниже. Всем приятного просмотра.

Помню как я еще в видео салон ходил на первый фильм с участием Брюса Ли «Выход Дракона». Брюс на меня произвел огромное впечатление. Это сейчас никого уже не удивишь, а на то время (90-х) это был просто космос.

Но это другая история. Не буду, как говорят «тянуть резину». Читайте, оставляйте свои комментарии. Еще раз представляю: цитаты кумира многих — Брюс Ли, рубрика .

29 Философских Цитат Брюс Ли

1. Не важно, как медленно ты продвигаешся, главное, что ты не останавливаешься.

2. Поражение – не поражение, если только вы не признаете его таковым в своем сознании.

3. Настоящие друзья как алмазы - дороги и редки. Ложные друзья словно осенние листья - они повсюду.

4. Изучайте каждого, с кем вступаете в контакт.

5. Мой выбор - боевые искусства, моя профессия - актёр. Моя главная роль - художник жизни.

6. Если вас критикуют, то значит вы всё делаете правильно. Потому что люди нападают на всякого, у кого есть мозги.

7. О чём ты думаешь, тем ты и становишься.

8. Вспыльчивость очень скоро сделает из тебя дурака.

9. Мягкость нельзя сломить.

10. Не важно что ты даёшь, важно как ты даёшь.

11. Освободи свой мозг, стань бестелесным, бесформенным - как вода. Представь, что наливаешь воду в чашку - она стала чашкой, нальешь ее в чайник - она станет чайником. Вода может течь, может стелиться, может капать или разбиваться - будь водой, мой друг.

12. Худший противник, с которым вы можете столкнуться, - это противник, преисполненный решимости, и который четко осознает свою цель. Например, если такой человек твердо решил откусить вам нос, у него достаточны высокие шансы это сделать.

13. Если я скажу вам, что я отличный парень, вы подумаете, что я хвастаюсь. Если я скажу вам, что я ничего не стою, вы будете знать, что я лгу.

14. Будь мягок, но не покорен, будь тверд, но не жесток.

15. У пустых голов длинные языки.

16. Цель не обязательно должна достигаться. Порой это просто направление для дальнейшего движения.

17. Самый главный мой враг - это Я сам.

18. Ошибки всегда можно себе простить, если только найдется смелость признать их.

19. Используй только то, что действительно работает. И бери это отовсюду, где можешь найти.

20. Хороший боец не тот, кто напряжён, а тот, кто готов. Он не думает и не мечтает, он готов ко всему, что может случиться.

21. Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз.

22. Простота - высшая ступень искусства.

23. Жил на свете мясник, и у него был нож, который год за годом оставался идеально острым. Когда мясника спрашивали, как ему удается сохранять лезвие в таком состоянии, он отвечал: «Я следую линиям кости. Я не пытаюсь разрезать ее, сломать и вообще хоть как-то ей сопротивляться. Это только испортит нож ». В жизни нужно идти вдоль препятствий. Если пытаться их побороть - это только навредит.

24. У денег как таковых нет смысла. Это лишь инструмент для достижения определенных целей, и нужно понять, что они могут, а главное - чего не могут.

25. Только тот, кто делает, чему-то научится.

26. Человек способен на большее. Дело в том, что люди живут, пользуясь лишь маленьким процентом того, на что они способны:
-человек не даёт себе раскрыться и быть полностью собой;
-общество не даёт человеку быть полностью собой.

27. Надо смириться с возможностью смерти. Стоит перестать мечтать о вечной весне, тогда и лето и и зима будут дарить счастье.

28. На протяжении веков конечный удел героев был такой же, как и у обычных людей. Все они умерли и постепенно стёрлись из памяти людей. Но пока мы живы, мы должны понять себя, разобраться в себе и выразить себя.

29. Не забывай, мой друг, что жизнь слишком коротка, чтобы накапливать негативную энергию. Поэтому с удовольствием планируй что-либо и достигай поставленных целей.

P.S. Уверен, что многое из философии Брюса Ли можно применить не только к своей жизни, а также к бизнесу. Оставляйте свои комментарии, мысли.