Open
Close

Глаз леонардо да винчи. Альманах «День за днем»: Наука

Новость из мира искусства

Леонардо да Винчи. Благовещение, 1472-1475. Лувр

В миланском Палаццо Реале - Королевском дворце на площади Дуомо, до 19 июля проходит выставка “Леонардо да Винчи: 1452-1519. Картина мира”. Она открылась 15 апреля в день рождения художника. Это самая большая в Италии после II мировой войны ретроспективная выставка, посвящённая творчеству Леонардо да Винчи. Подобная объёмная выставка работ гениального мастера проводилась только в 1939 году. Грандиозная экпозиция собрала почти всё наследие Леонардо, дошедшее до наших дней, из различных галерей и музеев всего мира.


Леонардо да Винчи. Автопортрет

Экспозиция включает двенадцать разделов, которые знакомят с наследием художника и ученого эпохи Возрождения. Темами разделов выбраны некоторые главные направления его творчества: рисунок; связь с древностью; новые порывы души; сопоставление рисунка, живописи и скульптуры; утопические проекты; автоматизация и механизация и другие.
Живописные работы представлены, конечно, не все, но и то количество, которое показано, впечатляет. Парижский Лувр предоставил "Благовещенье", "Прекрасную Ферроньеру" и "Святого Иоанна Крестителя".


Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера, около 1490-1496. Лувр


Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель, 1513-1516. Лувр

Вашингтонская Национальная галерея искусств прислала на выставку "Мадонну с гранатом".


Леонардо да Винчи. Мадонна с гранатом, 1470-1475. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Нет на выставке да Винчи "Тайной вечери" из монастыря Санта Мария делле Грацие. Из-за того что фреска практически исчезает, к ней уже ограничили доступ туристов, чтобы сохранить её как можно дольше. На выставке представлена только полномасштабная видеорепродукция "Тайной вечери", которую дополняют интерактивные панели с информацией о фреске и её реставрации. Отсутствует в Милане и “Джоконда”. Хранители Лувра сочли, что портрет Моны Лизы слишком хрупок, чтобы выдержать перемещение. Фоном для произведений самого Да Винчи служат работы некоторых его предшественников.
Кроме живописных шедевров, представлено свыше 100 оригинальных графических работ, оригиналы некоторых кодексов. Итальянский Национальный музей науки и техники имени Леонардо да Винчи выставил 3 модели механизмов, созданных по рисункам мастера. Из собрания королевы Елизаветы получили 30 рисунков Леонардо.


Леонардо да Винчи. Летательный аппарат

Галерея Академии в Венеции согласилась на месяц предоставить подлинник одного из самых известных рисунков в мире, символа эпохи Возрождения "Витрувианского человека" Леонардо да Винчи. Время ограничено из-за сложности технического обслуживания сохранности рисунка.


Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.

Миланская библиотека Амброзиана представила более 30 рисунков из знаменитого "Атлантического кодекса" Леонардо да Винчи. Этот массивный труд из 12 томов (датируется 1478-1518) - самый большой в мире сборник рисунков, заметок, описаний ботанических и анатомических опытов, проектов машин и оборудования.


Леонардо да Винчи. Атлантический кодекс

Известнейший живописный шедевр Леонардо да Винчи "Святой Иероним" - из Ватиканской пинакотеки. Заказанная церковными властями Флоренции, она так и осталась незавершенной, поскольку художник отбыл в Милан в 1482 году. Картина относится к периоду работы Леонардо да Винчи в мастерской Андреа Верроккьо. Центральным героем композиции является кающийся Святой Иероним. В правой руке он держит камень. Перед ним лежит лев. Картина дошла до нашего времени в испорченном состоянии. Она была сильно обрезана и затем распилена на две части, из которых нижняя могла служить крышкой ларя. Эти части собрал вместе кардинал Феш. По преданию, он нашёл нижнюю часть картины в какой-то лавке, где она служила столешницей.


Святой Иероним,1479-1481. Ватикан, Рим

В 1482 году Леонардо принял приглашение миланского герцога Лодовико Сфорца и переехал в Милан, чтобы основать академию художеств. Леонардо жил в Милане в течение двух десятилетий, но его работ здесь не так уж много, хотя на миланский период приходится творческий расцвет да Винчи-художника, отмеченный созданием его самой большой и единственной сохранившейся фрески "Тайная вечеря". В Милане существует музей науки и техники, посвящённый Леонардо, временная интерактивная выставка на выходе из галереи Виктора Эммануила, а также пинакотека Амброзиана, где находятся Атлантический Кодекс и картина "Музыкант".

«Леонардо да Винчи и его эстетические взгляды»

Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции -- умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) -- великий итальянский художник (живописец, архитектор, скульптор) и учёный (естествоиспытатель, анатом), изобретатель, писатель.

Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека » (по-латыни: homo universalis), что есть идеал итальянского Ренессанса. Таким образом, явив собою идеал: homo universalis эпохи Возрождения, да Винчи осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко представившая диапазон творческих исканий этой эпохи.

Эстетические взгляды Леонардо да Винчи

Эстетические взгляды Леонардо да Винчи (1452--1519) не получили систематического выражения, они представлены фрагментарно в заметках, письмах, записных книжках, набросках. И, тем не менее, его высказывания дают довольно полное представление о своеобразии воззрений Леонардо по вопросам искусства и эстетики.

Эстетика Леонардо тесно связана с его пониманием мира и природы. На природу Леонардо смотрит глазами ученого естествоиспытателя, для которого за игрой случайностей открывается железный закон необходимости и всеобщей связи вещей. «Необходимость -- наставница и пестунья природы. Необходимость -- тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон».

Человек, по мысли Леонардо, также включен во всеобщую связь явлений в мире. «Жизнь нашу создаем мы смертью других. В мертвой вещи остается бессознательная жизнь, которая, вновь попадая в желудок живых, вновь обретает жизнь чувствующую и разумную».

леонардо винчи искусство гармония

Человеческое познание должно следовать указаниям природы. Оно по природе своей носит опытный характер. Только опыт является основой истины. «Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши...». Следовательно, основой наших знаний являются ощущения и свидетельства чувств. Среди чувств человека наибольшим значением обладает зрение.

Мир, о котором говорит Леонардо, зримый, видимый, -- мир глаза. С этим связано постоянное прославление зрения как высшего из человеческих чувств. Глаз -- «окно человеческого тела, через него душа созерцает красоту мира и ею наслаждается...». Зрение, по мнению Леонардо, не пассивное созерцание. Оно источник всех наук и искусств. «Разве не видишь ты, что глаз обнимает красоту всего мира? Он является начальником астрологии; он создает космографию, он советует всем человеческим искусствам и исправляет их, движет человека в различные части мира; он является государем математических наук, его науки -- достовернейшие; он измерил высоту и величину звезд, он нашел элементы и их места... Он породил архитектуру и перспективу, он породил божественную живопись».

Таким образом, визуальное познание Леонардо ставит на первое место, признавая приоритет зрения над слухом. В связи с этим первое место в его классификации искусства занимает живопись, а уже вслед за нею идут музыка и поэзия. «Музыку,-- говорит Леонардо,-- нельзя назвать иначе, как сестрою живописи, так как она является объектом слуха, второго чувства после глаза...». Что же касается поэзии, то живопись ценнее ее, так как она «служит лучшему и более благородному чувству, чем поэзия».

Признавая высокое значение живописи, Леонардо называет ее наукой. «Живопись -- наука и законная дочь природы». Вместе с тем живопись отличается от науки, потому что она обращается не только к разуму, но и к фантазии. Именно благодаря фантазии живопись может не только подражать природе, но и соревноваться, и спорить с нею. Она создает даже и то, что не существует. «...Все, что существует во Вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он (художник. -- В. Ш.) имеет сначала в душе, а затем в руках...».

Говоря о природе и назначении живописи, Леонардо пользуется образом зеркала. Этот образ широко употреблялся и в средние века, когда сочинения часто называли «Speculum» -- зеркало. Но у Леонардо образ зеркала приобретает новые функции. Живописец подобен зеркалу прежде всего по своей универсальности; как и зеркало, ум живописца должен вместить в себя неограниченное количество предметов. «Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных. Итак, знай, что ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой...». Здесь представление о живописце как зеркале не имеет в виду пассивное, равнодушное отражение мира. Художник подобен зеркалу в своей способности универсального отражения мира. Быть зеркалом в этом смысле значит быть способным отражать вид и качества всех предметов природы.

По мнению Леонардо, зеркало должно быть для художника учителем, оно должно служить ему критерием художественности его произведений.

«Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя картина... предмету, срисованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со своей картиной и как следует рассмотри, согласуются ли друг с другом то и другое подобие предмета... Зеркало и картина показывают образы предметов, окруженные тенью и светом... Если ты умеешь хорошо скомпоновать их друг с другом, твоя картина будет казаться природной вещью, видимой в большое зеркало».

Но наряду с этим Леонардо использует образ зеркала и в обычном негативном смысле, говоря о нем как пассивном отражении. Он говорит: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным ему предметам, не обладая знанием их».

Прекрасное представляется Леонардо как определенная форма гармонии. Этой гармонией наполнен не только мир, но и душа. «Разве ты не знаешь, что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновенья, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой?». Таким образом, красота возникает при встрече субъективной и объективной гармонии, гармонии души и пропорциональности самих объектов.

Каждый вид искусства характеризуется своеобразием гармонии. Леонардо говорит о гармонии в живописи, музыке, поэзии. В музыке, например, гармония строится «сочетанием... пропорциональных частей, создаваемых в одно и то же время и принужденных родиться и умирать в одном или более гармонических ритмах; эти ритмы обнимают пропорциональность отдельных членов, из которых эта гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота».

Гармония в живописи складывается из пропорционального сочетания фигур, красок, из разнообразия движений и положений. Леонардо обращал много внимания на выразительность различных поз, движений, на выражение лиц, иллюстрируя свои суждения различными рисунками.

В понимании прекрасного Леонардо исходил из того, что прекрасное представляет собой нечто более значительное и содержательное, чем внешняя красивость. «Не всегда хорошо то, что красиво». Прекрасное в искусстве предполагает наличие не только красоты, но и всей гаммы эстетических ценностей: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. По словам Леонардо, от взаимного контраста выразительность и значение этих качеств возрастает.

«Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом». Истинный художник в состоянии создавать не только прекрасное, но и уродливые или смешные образы. «Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи, которые устрашают, или шутовские и смешные, или поистине жалкие, то и над ними он властелин и бог». Этот принцип контраста Леонардо широко разрабатывал применительно к живописи. Так, при изображении исторических сюжетов Леонардо советовал художникам «смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить, насколько это возможно, и как можно ближе [одно от другого]».

В эстетических высказываниях Леонардо да Винчи большое место занимают исследования пропорций. По его мнению, пропорции имеют относительное значение, они изменяются в зависимости от фигуры или условий восприятия; совершенных пропорций столько, сколько существует различных пропорций человеческого тела. «Меры человека изменяются в каждом члене тела, поскольку он больше или меньше считается и (видим) с разных точек зрения; они в нем уменьшаются или увеличиваются настолько больше или меньше, с одной стороны, насколько они увеличиваются или уменьшаются -- с противоположной стороны». Эти пропорции меняются в зависимости от возраста, формы тела, характера движения, позы. Исходя из этого, Леонардо выдвигал релятивное и конвенциональное понимание пропорций. Правда, он не систематизировал свои многочисленные заметки по вопросам искусства и эстетики, но его суждения в этой области играют большую роль, в том числе и для понимания его собственного творчества.

Великий итальянский художник, скульптор, мыслитель, сочетавший в себе глубокого теоретика и практика, Леонардо да Винчи (1452–1519) оказал влияние на развитие всех областей знаний своей эпохи, в том числе и оптики. Он был первым мыслителем XV века, кто предположил, что субъективный визуальный опыт, отмеченный в оптике Евклида, и объективные законы линейной перспективы взаимосвязаны. Развивая положения Альхазена об ошибках зрения и о роли света в создании оптической иллюзии, он подробно исследует вопросы восприятия света, цвета и тени, вводит понятие зрительной силы, которая в отличие от зрительной пирамиды не сводится в единую конечную точку, а также приходит к выводу, что оптические свойства глаза действуют по аналогии с камерой-обскурой.

Всеобъемлющий характер деятельности Леонардо да Винчи как великого художника и учёного, стал очевиден, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия, которые должны были, по замыслу автора, стать энциклопедией всех наук.

В XV веке репрезентация телесности, так же как и репрезентация космоса, наполняется эстетикой трехмерных визуальных соотнесений. Эстетически важным становится то, что благодаря линейной перспективе человеческий глаз получил возможность увидеть панораму личностной взаимосвязи с универсумом, осознать себя как органическую часть природного целого. И если ранее оптика рассматривалась в контексте световой метафизики, то с конца XV века (во многом благодаря трудам Леонардо да Винчи по перспективе) происходит резкий сдвиг оптики в практическую область. Леонардо указывает на важность точности наблюдений. Без правильного расположения света и тени изображение не будет объемным. Если живопись не показывает объект объемным, значит, она не отвечает главному критерию – сходство с изображаемым.

По нашему мнению, на данном критерии необходимо остановиться и отметить, что свет, таким образом, служит не только основой геометрической оптики, но важен для выполнения практической задачи живописца, а именно создания объема. Оба эти качества направлены на подражание природе. Рассуждая о науке живописи и перспективе, Леонардо подчеркивает, что самым главным в живописи это то, что изображенные тела должны казаться рельефными, а фоны, их окружающие - уходящими вглубь.

Главным достижением живописца считалось умение «сделать так, чтобы плоская поверхность показывала тело рельефным», такое искусство – результат владения светотенью, и тот, кто в этом искусстве наиболее преуспел, заслуживает наибольшей похвалы. Рисунок светотенью использовалcя для построения четкости и контрастности изображения.

Наука живописи для Леонардо – это отражение изоморфизма природы и познающего разума, чувственного впечатления и научного опыта. В ритмической организации композиционных пространств, в характере построения композиции, в рисунках и ритмических фактурах наложения мазка прослеживается характерная для художника Возрождения цель: служить натурализму и точности, не забывая о роли художественного познания.


Введение

Заключение

Список литературы

Введение


"Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.

"Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется, прежде всего, потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.

глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи.

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основателя искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Ему посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Феноменальная исследовательская мощь Леонардо да Винчи проникала во все области науки и искусства. Даже спустя столетия исследователи его творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом. До нас дошли его многочисленные рисунки и чертежи с проектами токарных станков, прядильных машин, экскаватора, подъемного крана, литейного цеха, гидравлических машин, приспособлений для водолазов и т.п.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние на искусство.

1. Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения


Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность - будь то в искусстве, политике, технике и т.д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.

Другая важная особенность эпохи заключается в формировании новой, пантеистической картины мира. Философы Возрождения тяготеют к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, своеобразному обожествлению природы и человека.

Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как правило, не были философами-профессионалами; это были представители новой социальной среды - политические деятели, дипломаты, филологи, поэты.

Гуманисты сделали новые переводы античных авторов и извлекли из забвения многие их сочинения. Новые переводы враждебно встречались представителями схоластической традиции, поскольку прежние переводы были возведены до уровня не подлежащих обсуждению авторитетов. Ориентируясь на все богатство возрожденной культуры, гуманисты вступили в полемику с культом Аристотеля. В частности, в 1417 г. была найдена поэма Лукреция "О природе вещей"; обнаружены и переведены "Жизнеописания философов" Диогена Лаэртского и др. Никколо Никколи (ок.1365-1437), один из гуманистов, купец, собиратель антикварных вещей, создал целую библиотеку, содержавшую около 800 рукописей произведений античных авторов. "Гуманисты негативно относились к официальному образованию, пронизанному церковно-схоластическим духом. Характерно, что гуманисты не имели отношения к университетам и не были связаны с интересами церкви".

Гуманисты находились в оппозиции к ряду сложившихся в Средневековье концепций. Если в Средневековье в человеке на первое место ставилась душа и культивировалось пренебрежительное отношение к телу, то гуманисты стремились к полной реабилитации телесного начала в человеке.

Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек есть неразрывное единство души и тела, то не нужно бороться с его телесной, природной стороной и преодолевать греховную природу; наоборот, необходимо развивать телесную сторону человека. Такой подход к человеку антиаскетичен. Неслучайно гуманисты обращаются к возрожденному ими античному эпикуреизму.

Гуманисты провозглашали доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к тому или иному сословию. В человеке заложены возможности к совершенствованию. Характерно, что если в Средневековье идеализировался смиренный, покорный Богу человек, то гуманисты подчеркивали важную роль человеческой активности и деятельности. С их точки зрения, значимость личности определялась ее собственными заслугами.

Важная черта гуманизма - антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви. Бруни и Браччолини пишут диалоги "Против лицемеров", Валла - "О монашеском обете". Служителей церкви также подвергают критике Боккаччо и др.

В эпоху Возрождения изменяется форма философских произведений. Важным жанром становится диалог, поскольку он дает возможность всестороннего обсуждения проблем.

Гуманистическое движение зародилось во Флоренции. В начале XIV в. город был крупным политическим, торговым, финансовым и культурным центром. В городе со стотысячным населением было около 18 тыс. домов. Около десяти тысяч школьников посещали начальные школы, около тысячи - коммерческие школы и примерно шестьсот - "гимназии" при церкви (такие данные приводил Джованни Виллани), около половины мужского населения могло получить школьное образование.

Во Флоренции родился и долгие годы жил Данте Алигьери (1265-1321), в произведениях которого ("Божественная комедия", "Пир", "О монархии") гуманисты видели источник своих настроений и идей. Данте подчеркивает, что "из всех проявлений божественной мудрости человек - величайшее чудо". Он выдвигает новую идею - о двоякой роли человека. Человек предназначен к блаженству "вечной", посмертной жизни; но не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь. Данте говорит, о том, что судьба "благородного человека" не предопределена рождением его в том или ином сословии и должна складываться на основе стремления "к доблести и знанию".

Рождение гуманизма как системы мировоззрения, построенного на принципах, во многом противоположных основам христианской идеологии, большинство исследователей относит к XIV в., связывая его с Франческо Петраркой (1304-1374). Исследователи считают его подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни - в Италии.

Петрарка остро чувствовал современную политическую ситуацию Италии, переживая трагедию его раздробленности. Он считает, что главная сила человека - его разум, это первый удар по католической морали. Благородство человека зависит не от знатности его, а от его добродетели, этот тезис Петрарка развивает в трактате "О превратности судьбы".

После смерти Петрарки, в последнее десятилетие ХIV в., знамя итальянского гуманизма било поднято Флоренцией, которая стала главным центром развития новой культуры и идеологии на протяжении всего последующего столетия. Гуманист и канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати блестяще сочетавший занятия наукой с политической деятельностью, "с широкой идейной платформой, в которой главным было понимание гуманизма, как комплекса культуры, необходимого для формирования нового человека. Отсюда признаки высокой практической роли этики для воспитания человека. Салютати пришел к утверждению, что царство милосердия и мира, люди могут создать на земле в упорной борьбе и труде".

Салютати воспевает свободу как необходимое проявление воли человека. В рассуждениях Салютати Бог выступает не как главный творец благ на земле, а лишь как гарантия создания этого блага усилиями людей. Сам Салютати более чем 30-летним служением Флорентийской республике на посту ее канцлера заслужил славу истинного гражданина и патриота.

Леонардо Бруни (1370-1444) стал приемником Салютати. Его основным тезисом был: только гуманистическое образование, система гуманитарных знаний могут и должны формировать цельного человека. Образование должно быть всесторонним, равно соответствующим духовным и физическим качествам человека. Бруни, следовательно, всецело принимает идею гармоничного развития личности. Самое высокое место в системе наук занимает философия. "Знания теоретические, без знания действительности, как бы велики они не были, если они украшены блеском литературных сведений будут казаться лишними и темными".

Свои труды "Похвала городу Флоренции" и "История Флоренции" Бруни, будучи убежденным сторонником республики, посвятил Флорентийской республике. Леонардо Бруни и Колюччо Салютати вошли в историю итальянского гуманизма как провозвестники идей гражданственности и республиканизма. Их вдохновляла философия древних.

В первой половине ХV в. гуманистическое образование становится достоянием высших слоев общества. Однако складывающееся гуманистическое мировоззрение с самого начала было выше породивших его слоев - светский характер и рационалистические принципы, утверждаемые гуманизмом, придали ему гораздо большую значимость.

Высокая оценка разума рождала новое понимание структуры знания и иерархии наук. Подчеркивание первостепенной этической ценности звания повлекло за собой иное решение проблемы созерцательной и активной жизни по сравнению с тем, которое сложилось в гуманистической этике предшествующего периода. Снималось само противопоставление активности гражданской жизни "созерцательности" ученых занятий. Наука обретала общественную значимость. В этом смысле можно говорить о развитии гуманистической мысли второй половины XV века, гражданственной направленности, свойственной движению за новую культуру предшествующего периода. В то же время идеал мудреца, утверждавшийся в гуманизме последних десятилетий ХV в., стал отражением кризиса идей гражданской этики, порожденного началом кризисных явлений в социально-экономической и, особенно, политической сфере.

2. Особенности гуманизма в системе взглядов Леонардо да Винчи


Гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской (католической) религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окрашенная философия шла вразрез с официальным учением церкви, противопоставлявшим творца созданному им миру.

Антропоцентризм, стремление поставить человека в центр Вселенной, рационализм (акцент на знании, а не на вере в познании им самого себя и окружающего мира), светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающая радость земного бытия и зовущая к творческой активности, наконец, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию - все это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от средневековых традиций. Сложившись как целостное мировоззрение - несмотря на наличие разных идейных направлений, - гуманизм во второй половине XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

Гуманистический идеал человека героизируется. Новый идеал находит блестящее воплощение в искусстве Высокого Возрождения, озаренного гением художника титана Микеланджело.

"Во всей истории Возрождения невозможно найти явления, более решительно и непримиримо противостоящего всяческой пассивности, чем творчество неистового Микеланджело. На все века оно осталось трубным гласом, будящим человека, зовущим его к деянию, к борьбе, к героическому подвигу. Невозможно представить себе ничего более далекого от созерцательного идеала платоников".

Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центре своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития научного познания мира, новый шаг к которому был сделан успехами естествознания в конце ХV - начале XVI века. Именно эта область науки стала в ХVI в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира бил признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.

Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым, инженером и художником Леонардо да Винчи (1452-1519). "Леонардо был самым последовательным и самым ярким представителем того нового, основанного на эксперименте метода, целью которого было научное познание природы". Выступив решительным противником умозрительного знания и бесплодного философствования, Леонардо считал лишенной ценности мысль, не входящую за пределы чистого созерцания, не соединенную с действием и не подтвержденную практикой. "И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности". И далее: "Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только обманчивую.", но конкретное чувственное познание мира - лишь начало опыта, который, как полагал Леонардо, в полной мере раскрывается тогда, когда ученый постигает природу вещей, изменяя их своими руками - проводя физический эксперимент, создавая инженерную конструкцию или рисунок.

Гениальные мысли великого ученого подтверждались, когда сравнительно недавно были найдены так называемые мадридские кодексы Леонардо да Винчи, содержащие его наблюдения и изобретения в различных областях знания. Последователи были поражены глубиной научно-технического предвидения великого флорентийца. В XV веке он разработал идеи, нашедшие воплощение лишь через триста-четыреста лет, а некоторые стали осуществимыми только в наши дни. Его рисунки - чертежи настолько точны, что позволили сотрудникам Национального музея науки и техники в Милане изготовить модели ряда изобретений великого флорентийца: водяную пилу с автоматической подачей бревна, винторезный станок, копёр, лебедку, станок насекания, напильники; а совсем недавно, по точному рисунку ученого американская фирма стада выпускать полистиреновые водоходы.

Отстаивая новый метод познания, учений утверждал, что ошибки никогда не рождаются экспериментом, но коренятся в мышлении исследователя, в его невежестве: "опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти".

По убеждению Леонардо, опыт - лучший учитель и его не заменят никакие книги: "мудрость есть дочь опыта". "Не доверяйте же, исследователи, авторитетам, - призывал он, - которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте лишь тем, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытом приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы".

Практика, по убеждению ученого, "должна быть основана на хорошей теории".

"Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса".

Посредником между опытом и знанием ученый считал математику, он видел в математике метод научного познания; он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы. "Никакой достоверности нет в науке там, - утверждал он, - где нельзя приложить ни одной из математических наук и в том, что не имеет связи с математикой".

леонардо возрождение гуманизм реалистический

Леонардо решительно отошел от предшествующей научной тенденции. Но этот отход был предопределен отчасти достижениями самой гуманистической мысли (Ричино, Пико, особенно Альберти) и, открывая новый этап в ее развитии, Леонардо обогатил гуманистическое мировоззрение реалистическим обоснованием познавательных и творческих возможностей человека.

В его понимании знание оказывается не только великой способностью человека, но и жизненной потребностью, необходимостью, определяющей его отношение к окружающему миру.

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека - и в этом он был прямым продолжателем Альберти. "Там, где природа кончает производить свои виды, - замечал Леонардо, - там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей".

Гений Леонардо поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления. И в этом наиболее радикальный смысл гуманистической мысли Возрождения. Разрыв с христианским мировоззрением здесь особенно заметен: "Если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, - писал Леонардо, - тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где не достает разумных доводов, так их заменяют крик, чего не случается с вещами достоверными".

Хотя Леонардо назвал себя "человеком без книжного образования", подчеркивая этим, что он мало связан с кругом гуманистов-философов и филологов, и хотя в действительности ему была ближе среда ремесленников и художников, он поднял значение "механических искусств", куда входила и живопись, до уровня "свободных искусств". Тем самым он положил начало сближению разных областей знания - естественных и гуманитарных - в рамках единой "истиной науки", одним из оснований которой утверждалась тесная связь теории и практики.

Леонардо к неоплатонизму остался равнодушен и пошел совсем иным путем. Он строил свои умозаключения на натуралистических - естество-испытательных и художественно-реалистических принципах, а не на платонических - мистических. Величие Леонардо состояло в том, что он первым понял недостаточность этического освоения действительности и, исходя из этих же гуманистических посылок начал борьбу за познание и подчинение природы человеку. По всей видимости, натурфилософский гуманизм в XVI в. - это, в сущности, третий заключительный этап развития гуманистического мировоззрения: "здесь оно получает завершение и исчерпывает себя".

Культ разума, знания и творчества, окрасивший главное содержание гуманистической идеологии в Италии, расчищал путь свободному развитию, скованному тысячелетним господством религии и теологии в средине века. Естествознание уже в ХVI в. сделало первые шаги в сторону действительной науки. Гуманизм продолжил светские тенденции в развитии идеологии и искусства, наметившиеся в Италии еще в ХII-ХIII вв., и утвердил право на существование самостоятельной светской культуры. В этом можно видеть одно из главных достижений гуманизма и Возрождения в Италии.

Заключение


Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, - в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

Философия эпохи Возрождения прежде всего ярко отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной личности (в искусстве, политике, технике). Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, становлению гуманистического мировоззрения.

Если говорить о представителях этой эпохи, то деятели Возрождения, обычно упоминаемые как представители гуманизма, почти всегда являются последовательными платониками, однако с либерально - индивидуалистическими и свободомыслящими выводами для науки, морали и общественно-политической теории, час то с антицерковными взглядами, но с выдвижением на первый план простоты первоначального христианства.

Легендарная слава Леонардо да Винчи прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и всё, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Леонардо как бы прерывается на полуслове; взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: "Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит". Первоначально имелась ввиду его анатомия, но высказывание можно толковать и в том смысле, что каждая жизнь есть часть общей жизни, а если кто чего не успел, другие за него постараются.

Искусство - это философия, которая питается двусмысленностью, дочерью невыразимого, подражает природе не ради повторения, а с целью создать "великое творение" разума и утопии, сделать воображаемое более конкретным, а реальность более абстрактной, дабы плоды ума получили подтверждение и обрело зримый облик то, что "что иначе не было таковым". С помощью аналитического рисунка художник познает бесконечные "явления, которые никогда не поверялись опытом".

Искусство Леонардо оказало огромное влияние на итальянскую живопись. Считается, что Леонардо да Винчи является воплощением идеала "универсального человека" Возрождения.

Список литературы


1.Балашов Л.Е. Философия: учебник. - М.: Просвещение, 2009 - 427 с.

2.Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. - СПб., 2008. - 368 с.

.История философии: учебник для высших учебных заведений / отв. ред.В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на/Д, 2007. - 612 с.

.Скирбекк Г., Гильс Н. История философии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Наука, 2009. - 370 с.

.Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 522 с.

.Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / под ред.А.Н. Ерыгина. - М.: Просвещение, Ростов-на/Д, 2009. - 356 с.

.Философия / под ред.В.Н. Лавриненко.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эрудит, 2009. - 357 с.

.Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова.7-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009. - 344 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.