Open
Close

И с никитин биография. Иван Саввич Никитин — интересные данные и факты из жизни

Никитин Иван Саввич (1824-1861), русский поэт, прозаик.

Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834-1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839-1843; отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А.В.Кольцов. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т.п.).

У радости быстрые крылья.

Никитин Иван Саввич

После первой публикации (стих. Русь - «Под большим шатром / Голубых небес...», 1853) сблизился с изучавшим историю, этнографию и фольклор Воронежского края кружком краеведа Н.И.Второва, среди участников которого были будущие душеприказчик, биограф и редактор поэта М.Ф.Де-Пуле и издатель его сочинений А.Р.Михайлов.

Влияние А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева (Клеветникам, 1849; Когда закат прощальными лучами, 1850; Когда один, в минуты размышлений, 1851) и особенно Кольцова (Грусть старика, Дума, оба 1849; Песня, 1853) с его характерной фольклорной лексикой и ритмикой сменяется в лирике Никитина собственными интонациями, узнаваемой «этнографической» тематикой, вниманием к обыденности, религиозными мотивами (Старик другоженец, Зимняя ночь в деревне, оба 1853; Купец на мельнице, 1854).

В 1854 Н.В.Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина; несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин». Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т.ч. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр.Шиллера и Г.Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». В то же время резкое ухудшение состояния здоровья, последствие тяжелого физического труда, способствовало усилению скорбной тональности поэзии Никитина.

В 1856 вышел его первый сборник Стихотворения, вызвавший как одобрительные, так и резкие (за «несамостоятельность» - Н.Г.Чернышевский в журнале «Современник») отзывы критики.

Стремясь поэтизировать «непоэтичный» материал реальной жизни простолюдинов, Никитин начинает ориентироваться на лирику Н.А.Некрасова с ярко выраженным повествовательным началом, разговорно-бытовой лексикой, пестротой персонажей деревенского «дна» - бобылей, бедняков, обездоленных (Рассказ крестьянки, 1854; Бурлак, оба 1854; Уличная встреча, 1855; Рассказ моего знакомого, 1856), заостряя внимание на драмах повседневности - изменах, убийствах, корыстных обманах и т.п. (нередко в жанре песни - Ссора, Измена, обе 1854; Отвяжися, тоска..., 1855).

По словам критика А.М.Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника.

Иван родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина ( -).

Творчество

Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году , многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-петербургские ведомости» со следующим комментарием:

Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову ? .

В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвятянин», «Отечественные записки» и других изданиях.

В первый отдельный сборник () вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году . Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» ().

Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова . Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.

Поэма «Кулак»

Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).

Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером» . В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.

Поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков. В анонимной рецензии «Московского обозрения» было сказано:

Несколько потрясающих по своему драматизму сцен, местами же неподдельный комизм и всегда тёплое чувство общечеловеческой любви… живая передача действительности, типически очерченные характеры и чудные описания природы довершают очарование, производимое этим свежим и истинно поэтическим созданием молодого, но уже шибко развернувшего творческие силы свои писателя .

Поэзия Никитина и русская музыкальная культура

На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник , Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»), подвергшийся, впрочем, в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.

Память

  • В Воронеже в 1911 году на Никитинской площади был установлен памятник поэту по проекту скульптора И. А. Шуклина.
  • В Воронеже , в доме, где поэт жил с 1846 года , с 1924 года действует литературно-мемориальный Дом-музей Никитина (Воронежский областной литературный музей имени И. С. Никитина).
  • В честь Ивана Саввича названа улица в городе Воронеже.
  • Воронежская областная универсальная научная библиотека носит имя поэта.
  • В Липецке есть улица Никитина.
  • В Новосибирске есть улица Никитина. Многие новосибирцы ошибочно полагают, что название улицы посвящено Афанасию Никитину.
  • В Воронеже функционирует гимназия имени И. С. Никитина.
  • В и 1974 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением И. С. Никитина.
  • В 2011 году к 425-летию Воронежа Почта России выпустила открытку с изображением памятника И. С. Никитину (скульптор И. А. Шуклин).
  • В Барнауле есть улица Никитина.
  • Почтовые марки СССР

Напишите отзыв о статье "Никитин, Иван Саввич"

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • на

Отрывок, характеризующий Никитин, Иван Саввич

Князь Андрей почувствовал, что либо из всех дел, занимавших военного министра, действия кутузовской армии менее всего могли его интересовать, либо нужно было это дать почувствовать русскому курьеру. «Но мне это совершенно всё равно», подумал он. Военный министр сдвинул остальные бумаги, сровнял их края с краями и поднял голову. У него была умная и характерная голова. Но в то же мгновение, как он обратился к князю Андрею, умное и твердое выражение лица военного министра, видимо, привычно и сознательно изменилось: на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много просителей.
– От генерала фельдмаршала Кутузова? – спросил он. – Надеюсь, хорошие вести? Было столкновение с Мортье? Победа? Пора!
Он взял депешу, которая была на его имя, и стал читать ее с грустным выражением.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие!
Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая.
– Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать.
Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра.
– До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.
Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата.Билибина.
– А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите.
Князь Андрей, умывшись и одевшись, вышел в роскошный кабинет дипломата и сел за приготовленный обед. Билибин покойно уселся у камина.
Князь Андрей не только после своего путешествия, но и после всего похода, во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни, испытывал приятное чувство отдыха среди тех роскошных условий жизни, к которым он привык с детства. Кроме того ему было приятно после австрийского приема поговорить хоть не по русски (они говорили по французски), но с русским человеком, который, он предполагал, разделял общее русское отвращение (теперь особенно живо испытываемое) к австрийцам.
Билибин был человек лет тридцати пяти, холостой, одного общества с князем Андреем. Они были знакомы еще в Петербурге, но еще ближе познакомились в последний приезд князя Андрея в Вену вместе с Кутузовым. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и еще более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был еще молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место. И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. Он был не из того большого количества дипломатов, которые обязаны иметь только отрицательные достоинства, не делать известных вещей и говорить по французски для того, чтобы быть очень хорошими дипломатами; он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работать, и, несмотря на свою лень, он иногда проводил ночи за письменным столом. Он работал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность работы. Его интересовал не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». В чем состояло дипломатическое дело, ему было всё равно; но составить искусно, метко и изящно циркуляр, меморандум или донесение – в этом он находил большое удовольствие. Заслуги Билибина ценились, кроме письменных работ, еще и по его искусству обращаться и говорить в высших сферах.
Билибин любил разговор так же, как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно остроумен. В обществе он постоянно выжидал случая сказать что нибудь замечательное и вступал в разговор не иначе, как при этих условиях. Разговор Билибина постоянно пересыпался оригинально остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.
Эти фразы изготовлялись во внутренней лаборатории Билибина, как будто нарочно, портативного свойства, для того, чтобы ничтожные светские люди удобно могли запоминать их и переносить из гостиных в гостиные. И действительно, les mots de Bilibine se colportaient dans les salons de Vienne, [Отзывы Билибина расходились по венским гостиным] и часто имели влияние на так называемые важные дела.
Худое, истощенное, желтоватое лицо его было всё покрыто крупными морщинами, которые всегда казались так чистоплотно и старательно промыты, как кончики пальцев после бани. Движения этих морщин составляли главную игру его физиономии. То у него морщился лоб широкими складками, брови поднимались кверху, то брови спускались книзу, и у щек образовывались крупные морщины. Глубоко поставленные, небольшие глаза всегда смотрели прямо и весело.
– Ну, теперь расскажите нам ваши подвиги, – сказал он.
Болконский самым скромным образом, ни разу не упоминая о себе, рассказал дело и прием военного министра.
– Ils m"ont recu avec ma nouvelle, comme un chien dans un jeu de quilles, [Они приняли меня с этою вестью, как принимают собаку, когда она мешает игре в кегли,] – заключил он.
Билибин усмехнулся и распустил складки кожи.
– Cependant, mon cher, – сказал он, рассматривая издалека свой ноготь и подбирая кожу над левым глазом, – malgre la haute estime que je professe pour le православное российское воинство, j"avoue que votre victoire n"est pas des plus victorieuses. [Однако, мой милый, при всем моем уважении к православному российскому воинству, я полагаю, что победа ваша не из самых блестящих.]
Он продолжал всё так же на французском языке, произнося по русски только те слова, которые он презрительно хотел подчеркнуть.
– Как же? Вы со всею массой своею обрушились на несчастного Мортье при одной дивизии, и этот Мортье уходит у вас между рук? Где же победа?
– Однако, серьезно говоря, – отвечал князь Андрей, – всё таки мы можем сказать без хвастовства, что это немного получше Ульма…
– Отчего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
– Оттого, что не всё делается, как предполагается, и не так регулярно, как на параде. Мы полагали, как я вам говорил, зайти в тыл к семи часам утра, а не пришли и к пяти вечера.
– Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра.
– Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей.
– Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen [милой] на Пратер… Правда, здесь нет Пратера.
Он посмотрел прямо на князя Андрея и вдруг спустил собранную кожу со лба.
– Теперь мой черед спросить вас «отчего», мой милый, – сказал Болконский. – Я вам признаюсь, что не понимаю, может быть, тут есть дипломатические тонкости выше моего слабого ума, но я не понимаю: Мак теряет целую армию, эрцгерцог Фердинанд и эрцгерцог Карл не дают никаких признаков жизни и делают ошибки за ошибками, наконец, один Кутузов одерживает действительную победу, уничтожает charme [очарование] французов, и военный министр не интересуется даже знать подробности.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился и вырос в весьма зажиточной купеческой семье. Юный отрок довольно рано освоил грамоту - любовь к чтению и прогулкам по живописным окрестностям позже проявится в гениальных стихотворениях в стиле пейзажной лирики.

Восьми лет от роду в 1833 году Иван поступает в духовное училище, которое успешно заканчивает, а вот семинарию ему закончить не удастся - из-за тяжелых семейных обстоятельств (смерть матери, пьянство и разорение отца) мальчик рано вынужден быть единственным кормильцем своей семьи. Поработав немного в свечной лавке, Иван продает семейный свечной завод и становится содержателем постоялого двора, странствующий люд и простонародная обстановка которого впоследствии приведут к народническим мотивам в его творчестве.

Первые серьезные попытки поэтического творчества были замечены еще во время учебы в духовной семинарии, правда первая публикация стихов состоялась только в 1853 году, в газете «Воронежские губернские новости». Первое напечатанное стихотворение «Русь» сразу принесло молодому поэту Ивану Никитину известность и популярность, его заслуженно сравнивали с известным поэтом А.В. Кольцовым. Также в семинарии все отметили особую музыкальность поэта, впоследствии более 60 стихотворений будут положены на музыку («Здравствуй, гостья-зима», «В темной роще замолк соловей», «Зашумела, разгулялась» и др.).

Очень ярко проглядывают в творчестве писателя религиозно-философские мотивы, их отголосок присутствует как в пейзажной лирике («Встреча зимы», «Утро»), так и в произведениях, описывающих тяжкую жизнь простого люда («Пахарь», «Нищий», «Мать и дочь»). Будучи глубоко верующим христианином, автор не раз обращался в своем творчестве к евангельско-духовной теме («Молитва», «Сладость молитвы», «Новый завет»).

Не обошла стороной творчество поэта и любовная лирика («Догорела свеча»). За год до своей смерти поэт влюбляется в прекрасную образованную девушку Наталию Антоновну Матвееву, настоящую ценительницу его яркого и в тоже время глубокого таланта.

Творческий путь поэта был далеко не безоблачным - первый сборник стихотворений подвергся разгромной рецензии Н.Чернышевского, что нанесло поэту тяжкую душевную травму. Расцвет творчества был совсем недолог - выпуск последнего сборника стихов датируется 1859-м годом. Далее поэт трудится над окончанием поэмы «Тарас» и повестью «Дневник семинариста». В 1861 году А. Некрасовым было предложено сотрудничество на любых условиях в литературном журнале «Современник». Это событие было большой творческой победой для молодого, но уже опытного писателя, но, в связи с тяжелой болезнью, реализовать себя до конца ему так и не удалось.

16 ноября 1861 года 37-летний поэт умирает от тяжелой формы чахотки. Похоронят его рядом с могилой поэта А.Кольцова на Ново-Митрофаньевском кладбище.

Пламенный патриот, печальник русского народа, искренне верующий христианин - Иван Саввич Никитин не только был примером для подражания своих современников, но и вдохновителем сонма последователей его гениального творчества - Плещеева, Сурикова, Минаева, Есенина, Твардовского.

Иван Савич Никитин (1824-1861). Русский поэт

Жизнь и творческий путь поэта не богат внешними событиями. Иван Саввич Никитин (21.09.(3.10)1824–16.10.(28.10)1861) родился в Воронеже в мещанской, но достаточно обеспеченной семье. Его отец, Савва Евтихиевич, выходец из духовного звания, владел свечным заводом и лавкой. Окончив Воронежское духовное училище (1839), Иван Никитин поступил в духовную семинарию (1839), из которой был исключён за пропуски занятий (1843). Позже в «Дневнике семинариста» (1861) он отразил нерадостные впечатления от пребывания в семинарии. Вскоре потерпели крах торговые дела отца, умерла мать Прасковья Ивановна, иссякли средства к существованию, мечты о поступлении в университет сделались нереальными, и Никитин был вынужден сначала торговать в свечной лавке, затем содержать постоялый двор (с 1844).

С 1853 г. начинается сближение Никитина с историком, этнографом и общественным деятелем Н. И. Второвым и его кружком, объединившим представителей воронежской интеллигенции.

Именно Второв вдохновил Ивана Никитина на первую публикацию в «Воронежских губернских ведомостях» 21 ноября 1853 года стихотворения «Русь», написанное в период начала Крымской войны и его патриотическое содержание было очень злободневным.

Будучи человеком дела, И. Никитин в феврале 1859 года открыл книжный магазин, а при нём лавку и библиотеку. Вскоре магазин из обычной торговой точки превратился в заметный очаг культуры, каких не было в Воронеже.

И. Никитин довольно поздно начал писать: первые официально известные опыты относятся к 25-летнему возрасту, когда в «Воронежских губернских ведомостях» появились два стихотворения, подписанные инициалами «И. Н.». Собственно литературная его жизнь продолжалась восемь лет, и при жизни он издал две книги стихов (1856 и 1859 гг.), самое важное своё произведение – поэму «Кулак» (1858) и повесть «Дневник семинариста» (1861).

Оригинальная и существеннейшая черта поэзии Никитина – правдивость и простота, доходящие до самого строгого непосредственного воспроизведения житейской прозы. Почти все стихотворения Никитина распадаются на два больших блока: одни посвящены природе («Юг и Север» (1851) «Утро» (1854)), другие – человеческой нужде, народному страданию («Пахарь»(1856), «Жена ямщика» (1854)). И в тех, и в других поэт совершенно свободен от каких бы то ни было эффектов и праздного красноречия.

Стихотворения Никитина не удивят богатством красок, разнообразием приёмов, виртуозной техникой, изяществом стиля, в них больше смысловой прямоты, предметной и психологической ясности. Его стихотворный язык – «это настоящий переворот в российской поэзии, переворот, подобный которому совершил позднее в прозе А. Платонов». («Мой дух сроднится с духом века». Воронеж, 2004. С. 25).

В начале 60-х годов Н. А. Некрасов пригласил поэта сотрудничать в журнале «Современник». Это было настоящим признанием, но воспользоваться приглашением И. Никитин уже не мог. Тяжёлая болезнь подтачивала силы поэта. Иван Саввич Никитин умер 16 октября 1861 года.

Кузнецов, В. Нетленные строки: этюды об Алексее Кольцове и Иване Никитине / В. Кузнецов. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1984. – 223 с.

Собрание сочинений: в 2 т. / [сост. Л. А. Плоткин; худож. И. Глазунов]. – М. : Правда, 1975.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793-1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным.
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.
Поэма вызвала одобрительные отзывы критиков.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник, Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец...…»), подвергшийся в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.
В 2009 году композитор Александр Шарафутдинов записал на стихи Никитина альбом песен «Радость и Кручина».
Скончался И.С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И.С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых - захоронение другого известного поэта А.В.Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».