Open
Close

Имя числительное часть. Сообщение на тему имена числительные


Имя числительное как часть речи

Что такое числительные? Прочитай внимательно предложение и ответь на вопрос: что обозначают выделенные слова?

До каникул осталось двенадцать дней.

Пирог поставили в духовку на сорок минут.

В шестом классе учатся двадцать шесть человек.

Первый урок начинается в девять часов утра.

Май – пятый месяц года.

Четвертого марта был день рождения моей сестры.

Три и семь будет десять .

Четыре на два восемь .


В предложениях выделены имена числительные . Имя числительное – это часть речи, которая обозначает числа, количество предметов и порядок предметов при счете.

Количественные и порядковые числительные. В первом и третьем столбцах таблицы числительные отвечают на один и тот же вопрос: сколько? Во втором столбце числительный отвечают на другой вопрос: какой?

На вопрос сколько? отвечают количественные числительные. Они обозначают числа или количество предметов.

На вопрос какой? (какая? какое?какие?) отвечают порядковые числительные. Они обозначают порядок предметов при счете.

Имена числительные можно записывать словами, а можно – цифрами(двенадцать дней – 12 дней, шестой класс – 6-й класс).

Синтаксическая роль числительных. Числительные могут являться различными членами предложения. Иногда числительные с существительными образуют словосочетания,которые являются одним членом предложения. Рассмотрим, какими членами предложения являются числительные в некоторых наших примерах.


Примеры показывают, что числительное в предложении может выполнять разные синтаксические функции: оно бывает и подлежащим, и сказуемым, и определением, и дополнением, и обстоятельством.

В роли определения в основном выступают порядковые числительные.

Часто числительное бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством в сочетании с существительным – в составе словосочетаний, где числительное является главным словом, а существительное – зависимым. Вот примеры таких случаев.


Числительные и другие части речи. Числовые значения могут иметь и другие части речи, например, существительные.

Сравни:


Следующие количественные числительные имеют пары – существительные со значением числа:

один – единица,

два – двойка,

три – тройка,

четыре – четверка,

пять – пятерка,

шесть – шестерка,

семь – семерка,

восемь – восьмерка,

девять – девятка,

десять – десятка,

двадцать – двадцатка,

тридцать – тридцатка,

сто – сотня.

Числительные от существительных со значением числа отличаются тем, что числительные можно записать цифрой: сто дельфинов – 100 дельфинов (числительное) и сотня дельфинов (существительное).


Числительные могут входить в состав сложных слов как одна из основ:пятиэтажный, шестиместный, семидневный, четырехмесячный, двадцатикилометровый,стометровка, трехголовый, тысячелетний, шестиклассник. Часть речи у этих слово пределяется в зависимости от вопроса. Отвечающие на вопрос какой? слова пятиэтажный, шестиместный, семидневный, четырехмесячный, двадцатикилометровый,трехголовый, тысячелетний являются прилагательными. Отвечающие на вопросы кто? что? слова стометровка, шестиклассник являются существительными.

Порядковые числительные некоторые ученые не выделяют, называя их прилагательными особого рода, обозначающими специальный признак – порядок при счете. Они действительно отвечают на тот же вопрос, что и прилагательные(какой? какая? какое? какие?), изменяются, как и прилагательные, по родам,числам и падежам, имеют такие же падежные окончания и согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Но мы по традиции будем выделять порядковые числительные.

Простые и составные числительные. Некоторые числа мы обозначаем одним словом: четыре,сорок, четырнадцать, четыреста, четвертый, четырнадцатый, сороковой,четырехсотый. Есть множество чисел, которые мы обозначаем двумя и более словами: сорок два, четыреста двадцать,сорок второй, четыреста двадцатый.

Числительные, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из нескольких слов – составными.


Перейти на... Объявления Задание № 1. Устаревшие слова Задание № 2. Устаревшие слова Задание № 3. Устаревшие слова. Задание № 4. Неологизмы Задание № 5. Заимствованные слова Буквы о и а в корнях гор – гар, зор – зар Буквы о и а в корне кас – кос Соединительные гласные в сложных словах Задание № 1. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 2. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 3. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 4. Соединительные гласные в сложных словах Контрольные вопросы по темам «Гласные в корнях с чередованием» и «Соединительные гласные в сложных словах» Приставки пре- и при- Буквы ы и и после приставок Задание № 1. Правописание приставок пре- и при- Задание № 2. Правописание приставок пре- и при- Задание № 3. Правописание приставок пре- и при- Задание № 4. Правописание приставок пре- и при- Задание № 5. Правописание приставок пре- и при- Задание № 6. Правописание приставок пре- и при- Задание № 7. Правописание приставок пре- и при- Задание № 8. Правописание приставок пре- и при- Задание № 9. Буквы И, Ы после приставок Контрольные вопросы по теме «Правописание приставок» Морфемные способы словообразования в русском языке Морфемный и словообразовательный разбор Неморфемные способы словообразования Задание № 1. Способы словообразования Задание № 2. Способы словообразования Задание № 3. Способы словообразования Задание № 4. Способы словообразования Задание № 5. Способы словообразования Задание № 6. Способы словообразования Разносклоняемые и несклоняемые существительные Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода Задание № 1. Разносклоняемые имена существительные. Задание № 2. Разносклоняемые существительные. Задание № 3. Несклоняемые существительные Задание 4. Несклоняемые существительные Задание № 5. Несклоняемые существительные Задание № 6. Несклоняемые существительные Задание № 7. Несклоняемые существительные Задание № 8. Род несклоняемых существительных Задание №9. Род несклоняемых существительных Задание № 10. Существительные общего рода Задание № 11. Существительные общего рода Задание № 12. Существительные общего рода Задание № 13. Существительные общего рода Контрольные вопросы по темам «Разносклоняемые имена существительные», «Несклоняемые имена существительные», «Род несклоняемых имен существительных», «Имена существительные общего рода» Гласные в суффиксах -ек и -ик Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Не с существительными Задание № 1. Гласные в суффиксах -ек и -ик Задание № 2. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание №3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание №3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание № 4. Не с существительными Задание № 5. Не с существительными Задание № 6. Не с существительными Задание № 7. Не с существительными Контрольные вопросы по темам «Не с существительными» и «Гласные в суффиксах существительных» Разряды прилагательных по значению Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные Задание № 1. Качественные прилагательные Задание № 2. Качественные прилагательные Задание № 3. Относительные прилагательные Задание № 4. Относительные прилагательные Задание № 5. Относительные прилагательные Задание № 6. Притяжательные прилагательные Задание № 7. Притяжательные прилагательные Контрольные вопросы по теме «Разряды прилагательных» Степени сравнения прилагательных Образование и особенности употребления степеней сравнения Грамматические особенности и синтаксическая роль степеней сравнения прилагательных Задание № 1. Сравнительная степень Задание № 2. Первосходная степень прилагательных Задание № 3. Синтаксическая роль прилагательных в сравнительной степени. Задание № 4. Синтаксическая роль прилагательных в превосходной степени Контрольные вопросы по теме «Степени сравнения прилагательных» Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Н и НН в суффиксах прилагательных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Различение на письме суффиксов -к- и -ск- Не с прилагательными Задание № 1. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 2. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 3. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 4. Н и НН в суффиксах прилагательных Задание № 5. Н и НН в суффиксах прилагательных Задание № 6. Различение на письме суффиксов -к- и -ск- Задание № 7. О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Задание № 8. Не с прилагательными Задание № 9. Не с прилагательными Задание № 10. Не с прилагательными Контрольные вопросы по теме «Прилагательное. Орфография» Количественные числительные Задание № 1. Числительные Задание № 2. Числительные Задание № 3. Количественные числительные Задание № 4. Количественные числительные Задание № 5. Количественные числительные Задание № 6. Количественные числительные Задание № 7. Количественные числительные Задание № 8. Количественные числительные Задание № 9. Количественные числительные Задание № 10. Количественные числительные Задание № 11. Количественные числительные Задание № 12. Количественные числительные Задание № 13. Количественные числительные Контрольные вопросы по темам «Имя числительное как часть речи» и «Количественные числительные» Имена и местоимения Задание № 1. Имена и местоимения Задание № 2. Имена и местоимения Задание № 3. Имена и местоимения Контрольные вопросы по теме «Имена и местоимения» Личные местоимения Возвратное местоимение Вопросительные местоимения Относительные местоимения Задание № 1. Личные местоимения Задание № 2. Личные местоимения Задание № 3. Личные местоимения Задание № 4. Возвратное местоимение Задание № 5. Возвратное местоимение Задание № 6. Возвратное местоимение Задание № 7. Вопросительные местоимения Задание № 8. Вопросительные местоимения Задание № 10. Относительные местоимения Контрольные вопросы по темам «Личные местоимения», «Возвратное местоимение», «Вопросительные местоимения», «Относительные местоимения» Неопределенные местоимения Отрицательные местоимения Притяжательные местоимения Указательные местоимения Определительные местоимения Морфологический разбор местоимения Задание № 1. Неопределенные местоимения Задание № 2. Неопределенные местоимения Задание № 3. Неопределенные местоимения Задание № 4. Неопределенные местоимения Задание № 5. Отрицательные местоимения Задание № 6. Отрицательные местоимения Задание № 7. Отрицательные местоимения Задание № 10. Притяжательные местоимения Задание № 12. Притяжательные местоимения Задание № 13. Указательные местоимения Задание № 14. Указательные местоимения Задание № 15. Указательные местоимения Задание № 16. Определительные местоимения Задание № 17. Определительные местоимения Задание № 18. Определительные местоимения Контрольные вопросы по темам «Неопределенные местоимения», «Отрицательные местоимения», «Указательные местоимения», «Определительные местоимения», «Морфологический разбор местоимений» Глагол как часть речи Задание № 1. Глагол как часть речи Задание № 2. Глагол как часть речи Задание № 3. Глагол как часть речи Задание № 4. Разноспрягаемые глаголы Задание № 5. Разноспрягаемые глаголы Контрольные вопросы по темам «Глагол как часть речи», «Спряжение глаголов», «Разноспрягаемые глаголы» Наклонение глагола Изъявительное наклонение глагола Условное наклонение глагола Повелительное наклонение глагола Задание № 1. Наклонение глагола Задание № 2. Наклонение глагола Задание № 3. Наклонение глагола Задание № 4. Изъявительное наклонение глагола Задание № 5. Изъявительное наклонение Задание № 6. Условное наклонение Задание № 7. Условное наклонение Задание № 8. Условное наклонение Задание № 9. Условное наклонение Задание № 10. Повелительное наклонение Задание № 11. Повелительное наклонение Контрольные вопросы по теме «Наклонение глагола» Переходные и непереходные глаголы Возвратные глаголы Безличные глаголы Задание № 1. Переходные и непереходные глаголы Задание № 2. Переходные и непереходные глаголы Задание № 3. Переходные и непереходные глаголы Задание № 4. Возвратные глаголы Задание № 5. Возвратные глаголы Задание № 6. Безличные глаголы Задание № 7. Безличные глаголы Контрольные вопросы по темам «Переходные и непереходные глаголы», «Возвратные глаголы», «Безличные глаголы»
  • В какой колонке выделенные слова обозначают:
    1. количество предметов и отвечают на вопрос сколько?,
    2. число и тоже отвечают на вопрос сколько?,
    3. порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
  • Определите падеж выделенных слов.

Выделенные слова - имена числительные . Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные .

Числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?), - порядковые .

Некоторые учёные считают порядковые числительные порядковыми прилагательными в силу того, что они не обозначают количество и число и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

Имена числительные бывают разными членами предложения:

Два да два - четыре .

Разделите шесть на три .

Мы живём на втором этаже.

Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:

Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов .

  • Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?
  • Какими членами предложения могут быть имена числительные?

Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книги оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения - подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой - порядковое числительное. В предложении является определением.

345 . Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к. , над порядковыми - букву n . Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков.

1. Вход..т семь богатырей , семь румяных 3 ус..чей. 2. С первого щ..лчка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лчка л..шился поп языка, а с третьего щ..лчка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш.л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) 5. Три - нечётное число. 6. Семь и четыре - одиннадцать .

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

346 . Дополните каждый ряд данными словами. Составьте два предложения с однородными членами, используя любые количественные и любые порядковые числительные.

Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак , (стал) пятиклассником , (громадная) пятерня , пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

347 . Числительные чаще записываются цифрами, чем прописью. При чтении текста с цифровой записью числительных нередко допускаются ошибки: числительные употребляются не в том падеже, который требуется. Проверьте себя, правильно ли вы употребляете числительные. В скобках записаны по две формы числительных. Выберите ту, которая соответствует нормам литературного языка. Прочитайте вслух.

Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, сосна - до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка бывает высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб - до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.

348 . В каком стиле написан текст? Назовите в нём порядковые числительные. Составьте и напишите расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в школе.

Расписка

Мною, Ивановым Виктором, учеником 6 А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки в классе новинок детской литературы.

69. Правописание числительных.

  1. Сложные числительные пишутся слитно (тридцать);
  2. Составные и дробные числительные пишутся раздельно (сорок пять, три седьмых);
  3. Порядковые числительные, которые оканчиваются на -тысячный, -миллионный, - миллиардный пишется слитно (тридцатитысячный);
  4. Числительные пять-девятнадцать и двадцать, тридцать пишутся с ь (мягким знаком) на конце, а числительные пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - девятьсот ь (мягкий знак) пишется в середине слова между двумя основами;
  5. Есть две формы: ноль и нуль. Вторая используется в терминологическом значении в косвенных падежах, в устойчивых выражениях встречаются обе формы.
  6. Числительное пол- в составе сложного слова пишется
  • через дефис, если вторая часть слова начинается с гласной буквы или с л (пол-литра, пол-арбуза), или если она является именем собственным (пол-России);
  • слитно, если вторая часть сложного слова начинается с согласной буквы (кроме л): полкилограмма;
  • раздельно, если оно имеет самостоятельное значение и оторвано от существительного определением: пол чайной ложки.

Примечание: числительное полу- в составе сложных слов всегда пишется слитно: полукровка, полураздетый.

Правописание окончаний числительных.

1. Склонение количественных числительных:

Числительное один склоняется так же, как прилагательное в единственном числе:

У числительных два, три, четыре - особые падежные окончания:

Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и числительные на -дцать и -двеят склоняются так же, как существительные третьего склонения:

И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п

шесть
шести
шести
шесть
шестью
о шести

тридцать
тридцати
тридцати
тридцать
тридцатью
о тридцати

Числительные сорок, девяносто, сто имеют особое склонение (винительный падеж совпадает с именительным, в остальных падежах - окончание-а):

У количественных составных числительных склоняется каждое слово:

Особое склонение у числительных полтора, полторы, полтораста:

3. Собирательные числительные склоняются так же, как и прилагательные во множественном числе:

4. Склонение порядковых числительных:

Порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные первого типа:

У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:

Задачи и тесты по теме "Правописание числительных."

  • Простые, сложные и составные числительные. Разряды числительных. Склонение числительных - Имя числительное 6 класс

В русском языке большое значение имеют такие крупные группы числительных как количественные и порядковые. В статье описаны способы образования обеих групп, их характерные особенности, правила склонения. Также здесь есть таблица, в которой описаны наиболее сложные случаи сочетания числительных с существительными.

Цифры, перешедшие в разряд слов, стали количественными числительными . От этих цифр образовались новые слова, которые стали обозначать порядок при счёте. Эти слова вошли в группу порядковых числительных. Обе группы слов имеют очень большое значение для речи. Их важно правильно писать и употреблять.

Количественные числительные в русском языке

Слова этой группы могут обозначать либо абстрактное число, либо количество каких-то предметов.

Например: Восемь плюс четыре будет двенадцать – Восемь дней.

Все слова этого разряда отвечают на вопрос сколько?

Количественные числительные важно отличать от однокоренных существительных: семь (числит.) – семёрка (сущ.); двадцать (числит.) – двадцатка (сущ.)

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Количественные числительные могут играть разную синтаксическую роль: Сто (подл.) минус один (дополн.) девяносто девять (сказ .).

Наибольшую сложность вызывает использование сложных количественных числительных в различных падежных формах, поскольку они имеют два корня, каждый из которых меняется по-своему. Самые сложные случаи склонения этих слов можно проверить по таблице:

Падежи Числительные
И. Восемьдесят, четыреста

Р.
Восьми десяти , четырёх сот

Д.
Восьмидесяти , четырём стам
В. Восемьдесят, четыреста
Т. Восьмью десятью , четырьмя стами
П. (О) восьми десяти , четырёх стах

Запутывает то, что простое числительное сто при изменении приобретает совершенно не такой вид, как корень – сто в составе сложного слова. Ср.: Двумстам (Д. п.) – ста (Д. п), пятисот (Р. п.) – ста (Р. п.)

Таблица
«Сложные случаи сочетания количественных числительных с существительными»

Правило Примеры
1. Сочетания составных числительных с существительным, имеющим только форму мн. ч., не всегда можно склонять. Если необходимо использовать такое словосочетание, лучше обратиться к лексической замене. Сани в количестве двадцати трёх экземпляров; ножницы в количестве тридцати шести штук
2. Сочетание два (три, четыре) и более требует постановки существительного в форме Р. п. Два и более человека, три и более школьника
3. Предлог по используется с числительными 2,3,4, 200, 300, 400 в В. п. С остальными числительными – в Д. п. Дали по триста рублей; получили по четыре патрона; раздали по одному листу бумаги.

Порядковые числительные

Почти все слова этой лексико-грамматической группы образовались от количественных числительных с помощью нулевых суффиксов: десять – десятый, семь – седьмой. Непроизводными являются лишь слова первый и второй .

Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Числительные отвечают на вопросы: сколько? или какой?

Числительные делятся на количественные и , изменяются по и могут быть разными членами предложения (). В научной лингвистической литературе нет единой точки зрения в определении объёма слов, относящихся к числительным, также нет единого мнения в выделении семантических .

Виноградов В. В. подчёркивает, что в современном русском языке категория имён числительных ещё не достигла той степени абстрактности, которая характерна для западно-европейских языков. По происхождению числительные являются разными частями речи.

Некоторые известные отечественные лингвисты не считают имя числительное самостоятельной частью речи. Например, Пешковский А. М. относил слова четыре , пять , шесть к счётным ; четвертый , пятый - к счётным ; дважды , трижды - к счётным .

Виноградов В. В., Гвоздев А. Н., Розенталь Д. Э. относят к числительным такие слова, как много , мало , немного , столько , сколько , несколько и др. Поэтому можно говорить о широком и узком понимании числительных как части речи.

Узкое понимание числительного как части речи у Галкиной–Федорук Е. М.: «К имени числительному относятся только количественные числительные, порядковые - исключаются». В «Грамматике - 80» исключаются и .

При широком понимании к числительным причисляются:

  1. количественные числительные (3 группы, как и при узком понимании);
  2. порядковые числительные: второй , десятый , пятнадцатый ;
  3. неопределённо–количественные слова: много , мало , столько , сколько .

Существует еще одна проблема: куда относить порядковые числительные?

I точка зрения:

Востоков А. Х., Пешковский А. М., Виноградов В. В., авторы «Грамматики - 70, 80», Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что порядковые числительные - это : по значению выражают отношение к числу, имеют словоизменительную , и падежа также, как прилагательные. В предложении являются согласованными определениями. Кроме того, некоторые порядковые числительные могут приобретать качественное значение: первый сорт , второй сорт , на вторых ролях .

II точка зрения:

Овсяннико-Куликовский Д. Н., Шахматов А. А., Гвоздев А. Н. рассматривают порядковые числительные как разряд числительных.

Признаки, которые позволяют рассматривать порядковые числительные как особый разряд числительных:

  1. имеют числовое значение;
  2. имеют структуру (как и количественные числительные могут быть составными): сорок пятый , восемьсот двенадцатый ;
  3. тенденция к употреблению количественных числительных в значении порядковых: дом двадцать шесть - дом двадцать шестой .
Категориальное значение числительного:
  1. обозначение отвлечённого числа: двадцать , тридцать ;
  2. количество предметов: три окна , шесть ламп ;
  3. порядок при счёте: первый , второй , пятый .