Open
Close

Инвалиды и ПДД: можно стоять везде. Инвалиды и ПДД: можно стоять везде Какой автомобиль дают инвалидам в году

1. 21 декабря состоялось вручение ключей от новых автомобилей саратовцам, пострадавшим на производстве. Практика поддержки земляков, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, продолжается, невзирая ни на какие экономические сложности. Церемония вручения ключей прошла в Саратовском региональном отделении Фонда социального страхования РФ. Машины получили 8 жителей области из Балакова, Энгельса, Ершова, Саратовского, Новоузенского, Лысогорского, Марксовского районов. Каждый из присутствующих на церемонии получил автомобиль повторно - более удобную, комфортную и улучшенную с технической точки зрения модель.

Автомобили гражданам, пострадавшим на производствах, выдаются с 2000 года. За 15 лет выдано 346 автомобилей. До 2008 года такие категории граждан получали автомобили «Ока». Затем эта марка была заменена пятой и седьмой моделями «жигулей». С 2013 года выдается более удобная и комфортная марка автомобилей «LADA GRANTA».

Всего по итогам 2016 года вручено 22 автомобиля гражданам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.


2. 20 жителей Волгоградской области, пострадавших на производстве, получили ключи от новых автомобилей. Впервые людям с ограниченными возможностями здоровья предоставлены машины ручного управления с автоматической коробкой передач, кондиционером и электрическими стеклоподъемниками. Всего с начала действия программы Фонда социального страхования (ФСС) спецавтомобили получили порядка 450 жителей региона.

Обеспечение адаптированными автомобилями граждан, получивших инвалидность на производстве, позволяет им сохранить активный образ жизни. Нуждаемость пострадавшего в спецсредстве определяют органы медико-социальной экспертизы: если он признается годным к управлению транспортным средством, то может рассчитывать на получение автомобиля. На сегодняшний день в региональном отделении ФСС нет очереди на получение спецавтотранспорта - от момента сбора и подачи документов до получения машины проходит всего несколько месяцев.

Наряду с предоставлением автотранспортных средств в обязанности фонда входит обеспечение пострадавших на производстве техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.

По информации комитета труда и занятости Волгоградской области, в регионе сложилась позитивная тенденция снижения количества несчастных случаев на производстве. С начала 2016 года их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось более чем на 50%.


3. Ключи от новых автомобилей Lada Granta получили жители Орловской области, пострадавшие на производстве. Мероприятие прошло 7 декабря.

Отметим, что нуждаемость в специальном автомобиле определяется учреждением медико-социальной экспертизы, которое проводит освидетельствование пострадавших на производстве, устанавливает степень утраты профессиональной трудоспособности и разрабатывает программу реабилитации пострадавшего.

Обладателями новых Lada Granta, оснащенными автоматической коробкой передач, в этот раз стали 7 человек. Это жители Орловского, Мценского, Новосильского, Залегощенского районов Орловской области.

Автомобили приобретены за счет средств Фонда социального страхования. Общая сумма составила порядка 3,5 млн рублей.

Всего с 2001 года в рамках социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве граждан Орловское региональное отделение Фонда социального страхования выдало 177 машин.



4. Инвалидам Омской области вручены ключи от 35 новых автомобилей. На приобретение автотранспортных средств из Фонда социального страхования направлено было 17 миллионов рублей. Личные транспортные средства, специально оборудованные под физиологические потребности, передаются инвалидам ежегодно.

Государственная программа обеспечения пострадавших на производстве и получивших инвалидность действует на территории Омской области с 2001 года. По закону такой транспорт выдается каждые 7 лет, при этом предыдущий автомобиль также остается в личном пользовании, и владелец вправе его продать или подарить. Кроме того, государство выделяет фиксированную сумму на бензин и оплачивает капитальный ремонт автомобиля.

Сегодня в Омской области 40 процентов людей с инвалидностью гарантированно трудоустроены. В следующем году эта цифра будет доведена до 50 процентов, причем сюда не входят пострадавшие на производстве.

Сейчас Министерство труда и социального развития региона совместно с Фондом социального страхования и службой занятости готовят программу переобучения, повышения квалификации и трудоустройства омичей, получивших инвалидность на производстве. Омская область начнет реализацию этого пилотного проекта в 2017 году.


5. Ключи от спецавтомобилей 29 декабря вручили 29 жителям Новосибирской области, пострадавшим на производстве. Средства на приобретение 29 автомобилей Лада Гранта были выделены из бюджета Фонда социального страхования РФ новосибирцам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и имеющим ограниченные физические возможности.

Для справки:

Автомобили были приобретены в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 286. Обеспечение пострадавших автомобилями за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется с 2000 года.

Помимо этого:

1. Лучшие аграрии Оренбуржья получили ключи от легковых автомобилей. 21 ноября в областном центре чествовали передовиков сельскохозяйственного производства. На праздник, посвященный Дню работника сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбуржья, приехали сельхозтоваропроизводители со всего региона.

На празднике состоялось награждение передовиков агропромышленного комплекса Оренбуржья - 38 аграриев получили ключи от легковых автомобилей. Определены районы, организации и хозяйства, достигшие лучших производственно-экономических показателей по отраслевым направлениям.

2. Во вторник, 20 декабря, состоялось вручение муниципальным образованиям региона специализированных микроавтобусов.

Транспортные средства полностью приспособлены для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.

В этом году три микроавтобуса получили комплексные центры социального обслуживания населения в Светловском городском округе, Балтийском и Светлогорском районах. На данные цели из областного бюджета направлено 7,3 миллионов рублей.

Новые машины пополнили автопарк социальной службы перевозок, которая создана и действует в каждом районе области. Ежегодно данными транспортными услугами в регионе пользуется более пяти тысяч человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В настоящее время 38 специализированных автомобилей осуществляют выезды по территории Калининградской области для обеспечения доставки граждан в социально значимые учреждения.

Информация о работе социальной службы перевозок:

В 2001 году в Калининградской области стал реализовываться пилотный проект «Социальное такси», направленный на оказание услуг гражданам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Финансирование деятельности социальной службы перевозок осуществляется за счет средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций местным бюджетам.

В целом за последние три года на приобретение специализированных автомобилей выделено более 33 млн рублей.

Проезд осуществляется на основании талонов, выдаваемых комплексными центрами социального обслуживания населения по месту жительства инвалида.

В 2014 году за счет средств областного бюджета (11,9 млн рублей) приобретено 6 микроавтобусов , оборудованных механизмом подъёма пассажира вместе с его креслом в салон. Внутри салона предусмотрены крепления для фиксации двух кресло-колясок. Конструкция разработана с учётом всех правил безопасности. Указанные транспортные средства распределены в следующие муниципалитеты: Калининград, Гурьевский, Гусевский и Черняховский городские округа, а также Полесский муниципальный район.

В 2015 году приобретено еще восемь специализированных микроавтобусов для Багратионовского, Неманского районов, Гвардейского, Славского, Гурьевского, Озерского, Зеленоградского и Советского городских округов. На данные цели из областного бюджета направлено 14,5 миллиона рублей.


В феврале 2016 года было официально опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ № 23 от 21 января 2016 года «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Этот документ радикально изменил порядок парковки инвалидов и лиц, осуществляющих перевозку инвалидов. Отныне им необходимо иметь на своем транспортном средстве не только специальный знак, но и документ, подтверждающий инвалидность.

Как было раньше

До недавнего времени в нормативных документах имелись определенные упущения, позволявшие недобросовестным водителям пользоваться не предназначенными для них льготами. В ПДД, в частности, говорилось, что при наличии таблички 8.17 действие знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Другими словами, установив такой знак, водитель мог парковаться в местах, предназначенных для инвалидов. Независимо от того, является ли водитель инвалидом или нет!

Без знака «Инвалид» право на льготную парковку не возникало, хотя для движения такой знак не был обязательным. В «Основных положениях по допуску ТС…» было сказано, что по желанию водителя на ТС может быть установлен опознавательный знак «Инвалид» «в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов».

В этом тексте нет упоминания о том, что установка знака «Инвалид» разрешается только водителям-инвалидам. Этот знак можно было устанавливать на любой машине, в которой «перевозят инвалидов» – систематически или эпизодически. И не было ни слова о справке об инвалидности.

В то же время каждого, кто остановился на парковке, предназначенной для инвалидов, инспектор ДПС мог наказать независимо от того, есть ли у водителя справка об инвалидности или нет. Хотя вот парадокс: по закону инспектор даже не имел права требовать у водителя эту справку.

Список предъявляемых документов, которые водитель должен иметь при себе (п. 2.1.1 ПДД) не включал такую справку. А штраф за парковку на месте инвалида до 2011 года равнялся всего 200 рублям. Понятно, что такая сумма не могла остановить мошенников, поэтому список документов расширили, включив в него справку об инвалидности, а административное взыскание увеличили в разы.

Новые правила парковки для инвалидов

Итак, теперь, согласно п. 2.1 ПДД, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».

То есть воспользоваться дополнительными «льготами» при постановке автомобиля на стоянку и проезд под знаки 3.2 «Движение запрещено» и 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено» с февраля 2016 года можно только в том случае, если на автомобиле установлен опознавательный знак "Инвалид".

Если автомобиль используется несколькими водителями, и не все из них инвалиды, нужно приобрести быстросъемный опознавательный знак, например – на присосках. И не стоит забывать, что в соответствии с ПДД, льготы распространяются только на инвалидов I и II групп, а также для любой группы при перевозке детей-инвалидов.

Конечно, физически здоровый, но нечестный водитель и сейчас может спокойно приобрести знак «Инвалид» и установить его на своем автомобиле. Но спокойно останавливаться на инвалидных парковках он уже не сможет. Во всяком случае, в теории. Инспектор ГИБДД вправе потребовать, чтобы водитель предъявил справку об инвалидности, не обязательно свою. Если таковая имеется, то штраф водителю не выписывается.

А как на практике?

Правда, возникли вопросы, ответы на которые может дать только правоприменительная практика. Если на автомобиле действительно перевозят инвалида, то может ли водитель оставить авто на парковке, обозначенной знаком 6.4 с табличкой 8.17. Похоже, что тут возможны варианты. Ведь даже если водитель по праву занимает парковочное место для инвалидов, то ему теперь необходимо всегда иметь при себе удостоверение либо медицинскую справку, поскольку наклеенный на стекло предупреждающий знак «Инвалид» не является доказательством права на парковку.

Привезли, скажем, инвалида в поликлинику, где ему, возможно, придется предъявлять врачам свое удостоверение или справку. Если водитель остался в машине, то у него нет документа, подтверждающего право на парковку. Поэтому лучше покинуть автомобиль и вернуться за руль только вместе с инвалидом. А если инвалиду не нужна справка, например, в торговом центре? Вправе ли он передать документ водителю? И не возникнут ли у инспектора сомнения, что на машине действительно возят инвалида, а не только его бумаги?

Это, пожалуй, практически неразрешимая проблема. Водитель привез инвалида на вокзал, припарковался на стоянке для инвалидов и пошел провожать его, чтобы помочь сесть в поезд. По возвращении инспектор просит его предъявить документы, но инвалид уже уехал на поезде. Если на автомобиле установлен знак «Инвалид», то водителю грозит наказание, так как у него нет документов, подтверждающих инвалидность. А если знак снят, то автомобиль могут эвакуировать. Поэтому придется позаботиться о втором сопровождающем либо после высадки инвалида снять знак и переставить автомобиль на общую парковку.

Многие спрашивают, нельзя ли в такой ситуации иметь при себе нотариально заверенную копию документов об инвалидности. Но юристы лишь сокрушенно качают головой. Увы, согласно ПДД, сотрудникам полиции нужно передавать для проверки «документ, подтверждающий факт установления инвалидности», а не его копию. Ведь копий, даже нотариально заверенных, можно сделать много, а перевозить инвалида можно лишь на одной машине.

Таким образом, приходится констатировать:

Водитель может повесить знак «Инвалид» и пользоваться льготами только в случае, если инвалид находится рядом и согласен передать водителю документ, подтверждающий инвалидность.

Людям с ограниченными возможностями, но без явных признаков инвалидности, надо иметь в виду, что их теперь инспекторы ГИБДД будут просить подтвердить свой статус. Если при себе документов не оказалось, то после наложения административного взыскания доказывать свои специальные права в суде бессмысленно. Чтобы иметь право парковаться, справка должна быть именно при себе.

Непонятно также, почему знак 6.4 вместе с табличкой 8.17 распространяет своё действие только на мотоколяски и автомобили. Если водитель является инвалидом I и II группы или перевозит инвалидов на мотоцикле или, скажем, квадроцикле, то пользоваться привилегиями он не вправе.

Что грозит за поддельную справку?

Как быть с теми, кто приобрел поддельные справки или удостоверения об инвалидности? Такие «липовые» бумажки до сих пор можно купить в подземном переходе или у вокзала. Скорее всего, инспектор не будет «пробивать» ваши документы по базе данных. Но если у него возникнут сомнения и он захочет проверить подлинность представленных справок, то водителю грозит не только административный штраф.

Сам штраф, причем не за отсутствие документов, а за незаконную установку знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с таким знаком, составляет для граждан 5 000 рублей. Но более серьезное наказание за использование заведомо подложных документов предусмотрено Уголовным кодексом РФ – крупный штраф или даже арест на срок до шести месяцев.

Частые случаи на частных стоянках

Увы, но возникают проблемы и у настоящих инвалидов. Так, на негосударственных парковках места для инвалидов предусмотрены законом «О социальной защите инвалидов в РФ». В столице также действует Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изменениями от 21 ноября 2007 г.).

В нем, в частности, сказано: «На автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно».

Однако поступают жалобы, что при въезде в торговый центр водителю предлагают взять парковочную карту, а при выезде оказывается, что электронный автомат не умеет распознавать документы об инвалидности, а охранники вообще не знают, что у инвалидов есть право на бесплатную парковку…

Особенности столичной жизни

Есть особенности при использовании парковочных мест, предназначенных для парковки транспортных средств инвалидов, в зонах платной парковки, которые организованы в Москве и в Санкт-Петербурге. В Москве, например, дополнительно нужно получить льготное парковочное разрешение инвалида (см. Справку). Оно оформляется в МФЦ (многофункциональных центрах) или на сайте портала Государственных услуг Москвы. При этом данные автомобиля инвалида вносятся в парковочный реестр.

Контроль оплаты за парковку в Москве производится мобильными комплексами фото- и видеофиксации, которые курсируют вдоль городских парковок. Они в онлайн-режиме могут проверять, внесены ли данные об автомобиле, стоящем на месте для инвалидов, в Парковочный реестр как авто инвалида. Если нет – автоматически формируется штраф.

Парковочные разрешения инвалида дают право бесплатной круглосуточной парковки на местах, отмеченных знаком 8.17 «Инвалиды», а также разметкой 1.24.3. На всех остальных парковочных местах парковка осуществляется на общих основаниях (за плату).

Наша справка

Парковочные разрешения инвалида могут быть оформлены на автомобиль:

  • находящийся в собственности инвалида/законного представителя ребенка-инвалида;
  • выданный ранее в соответствии с медицинскими показаниями бесплатно в безвозмездное пользование органами социальной защиты;
  • принадлежащий иным лицам, перевозящим инвалидов, за исключением транспортных средств, используемых для оказания платных услуг по перевозке пассажиров, если у инвалида есть противопоказания к управлению.

Для оформления Парковочного разрешения нужно представить:

  • заявление;
  • паспорт (свидетельство о рождении для детей-инвалидов, не достигших 14 лет);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

В случае, если место жительства инвалида находится не на территории города Москвы и если он ранее не обращался в Департамент социальной защиты населения города Москвы, то ему необходимо предъявить документ, удостоверяющий право инвалида на льготу (справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности или выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом).

<a href="http://polldaddy.com/poll/9314059/">Вы когда-нибудь парковались на инвалидных местах?</a>

С 6 февраля этого года, водителей, управляющих транспортными средствами с установленными на них опознавательным знакам «Инвалид» обяжут иметь при себе, и по требованию сотрудников полиции передавать для проверки документ, подтверждающий факт инвалидности.

Документ, подтверждающий инвалидность, потребуется только в том случае, если на машине установлен знак "Инвалид". Поправки вступают в силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 января 2016 года №23 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» .

Поправки должны упростить контроль за соблюдением водителями требований некоторых дорожных знаков, во время проведения проверок. Поскольку до этого ПДД не обязывали водителей транспортных средств, являющихся инвалидами I и II групп, либо перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов, иметь при себе соответствующие документы.

В документе Правительства говорится именно о случаях управления автомобилем инвалидом I или II группы, а также при перевозке инвалида этой группы или ребенка-инвалида. Кроме того, устанавливается, что , а именно: 3.2 «Движение запрещено», 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено», 3.28 «Стоянка запрещена», 3.29 «Стоянка запрещена по нечётным числам месяца», 3.30 «Стоянка запрещена по чётным числам месяца», не распространяется на , управляемые инвалидами I и II групп, а также на те транспортные средства, которые их перевозят.

За незаконную наклейку знака «Инвалид», нынешним законодательством предусмотрена следующая ответственность:

административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере 5 тыс. руб. с конфискацией знака, для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - 20 тыс. руб. с конфискацией знака, для юридических лиц - 500 тыс. руб. с конфискацией знака (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ).

Также штраф в сумме 5 тыс. руб. (с одновременной конфискацией знака) взимается с водителя за управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак "Инвалид" (ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Список документов, подтверждающих инвалидность:

1) справка об инвалидности, в которой отмечаются:

- группа инвалидности;

- срок, на который она установлена;

- степень ограничения способности к трудовой деятельности;

- причина инвалидности.

Важно! Документ об инвалидности не обязательно должен быть на имя водителя. Так как знак «Инвалид» может устанавливаться не только на автомобили, находящиеся под управлением инвалидов I или II группы, но и на перевозящие их автомобили, это было отдельно отмечено в начале новости.

Таким образом, если водитель перевозит инвалида, ему потребуется документ подтверждающий его инвалидность, лишь в этом случае на этого водителя не будет наложен штраф.

Правила наклейки знака "Инвалид"

В основных положениях по допуску ТС к эксплуатации указывается, что подобные знаки можно устанавливать на переднее либо на заднее стекло. Место их установки не уточняется. Главное требование, чтобы этот знак не нарушал обзорность. Отсюда можно сделать вывод, что оптимальным расположением будет:

правый верхний угол лобового стекла (со стороны водителя);

левый верхний или нижний угол заднего стекла.

Из этой статьи вы узнаете:

    Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов

    В чем преимущества управления автомобилем инвалидами

    Какие предусмотрены транспортные льготы инвалидам

    Может ли инвалид получить автомобиль бесплатно

    Какую модель автомобиля купить для инвалида

Государство предоставляет инвалидам набор социальных льгот и привилегий. Ранее в этот «пакет услуг» обязательно входило обеспечение инвалидов личными автомобилями, отвечающими всем необходимым техническим требованиям. Например, автомобиль для инвалидов непременно должен иметь ручное управление.

Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов

Автомобиль, за рулем которого находится инвалид, должен быть оборудован в соответствии с требованиями ПДД («Правила дорожного движения»). Правилами регламентированы также права инвалидов на автомобиле во время их движения по трассам. Отдельные параграфы посвящены правилам передвижения инвалидов-пешеходов в колясках без двигателя.

Люди, страдающие конкретными заболеваниями и прошедшие специальную медико-социальную экспертизу (присвоение инвалидности), признаются инвалидами. Человек не считается таковым до принятия окончательного решения МСЭ.

Инвалид прикрепляет знак «Инвалид» на автомобиль, чтобы получать неоспоримые преимущества на трассах. Это специальный символ в желтом квадрате 150 на 150 мм. Установка знака «Инвалид» на автомобиль относится к правам водителя, а не к его обязанностям. Вывешивается предупредительный знак впереди и сзади машины, перевозящей инвалидов и детей-инвалидов, или если за рулем инвалид 1 и 2 групп.

Законодательство не предусматривает какие-либо особые требования к правилам перевозки инвалидов - достаточно соблюдать предписания глав 5 и 22 ПДД. То же самое относится к транспортировке детей-инвалидов. Здесь действуют указания по перевозке детей в легковых автомобилях. И все-таки, следует учитывать медицинские показания (например, ребенок с заболеванием ДЦП не может сидеть). В таких случаях водитель предъявляет инспектору ГИБДД медицинские документы, оправдывающие «отклонения от правил».

Помимо установки предупреждающего знака «Инвалид», Правилами предписываются дополнительные требования к «оснащению» автомобиля для инвалидов. У водителя всегда должны быть при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий полис ОСАГО, аптечка и огнетушитель. По первому требованию инспектора ГИБДД, инвалид обязан предъявить ему документ, подтверждающий наличие инвалидности.

«Кодексом РФ об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за незаконное использование знака «Инвалид» (часть 4.1 статьи 12.5 «Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен знак «Инвалид»). К нарушителям применяется довольно серьезная санкция - знак конфискуется и налагается штраф 5000 рублей.

На практике зачастую формулировка статьи вызывает неоднозначную трактовку. Например, знак установили на автомобиле, предназначенном для перевозки инвалида. Но во время остановки машины инспектором ГИБДД инвалида в ней не оказалось (ни водителя, ни пассажира). Убедившись в отсутствии документов, инспектор имеет право составить протокол (часть 4.1. статьи 12.5. «Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Причем даже в тех случаях, когда автомобиль для инвалидов не пользовался законными преимуществами движения на трассе. Вынесенное постановление (при наличии весомых доказательств) можно обжаловать в судебных инстанциях. Решение суда будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

Преимущества управления автомобилем инвалидами

Правилами дорожного движения предусмотрено, что на личные автомобили инвалидов 2 группы или перевозящие инвалидов и детей-инвалидов, не действуют ограничения следующих дорожных знаков:

    3.2. Движение запрещено.

    3.3. Движение механических средств запрещено.

    3.38. Стоянка запрещена.

    3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.

    3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца.

Значит, автомобиль для инвалидов не подвергнется принудительной эвакуации за игнорирование этих дорожных знаков.

Сейчас практически на всех стоянках имеются специально отведенные места парковки автомобилей для инвалидов. Парковаться на них можете только в автомобиле со знаком «Инвалид», в противном случае рискуете «схлопотать» штраф.

Водитель-инвалид или перевозящий инвалидов, может пользоваться привилегиями на дорогах только при установленном знаке «Инвалид» и наличии документов, подтверждающих инвалидность.

Транспортные льготы инвалидам на автомобиль

Ежегодно налоговыми органами взимается транспортный налог (ТН) на машину, зарегистрированную на имя налогоплательщика. Общие правила его взыскания регламентируются Налоговым кодексом РФ (раздел 9, глава 28). Законом предусмотрена возможность частичного или полного освобождения от уплаты, если местные власти примут соответствующее решение. К примеру, может быть отменен или сокращен налог на автомобиль для инвалидов.

Для автовладельцев-инвалидов «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» «по городам и весям», и зачастую - единственное. Именно этим обстоятельством вызван особый «режим» взимания с них транспортного налога. Ни для кого не секрет, что сейчас в общественном транспорте нет нормальных условий для перевозки инвалидов. Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение людей с инвалидностью от уплаты ТН, при этом должно быть соблюдено одно из двух следующих условий:

    управление специально оснащенным автомобилем для инвалидов;

    автомобиль приобретен при помощи органов социального обеспечения, и его мощность не превышает 100 лошадиных сил.

Существует ошибочное мнение, что если обычную машину самостоятельно переоснастить в автомобиль для инвалидов, то налог не будет взиматься. В действительности на «переделанный» автомобиль ТН начисляется по общим правилам. Соответствие «нового» механизма установленным стандартам должно быть подтверждено официальной записью в его паспорте.

Водителям-инвалидам, имеющим право на автомобиль, органы социального обеспечения предоставляют его или выдают денежные средства на покупку машины, и впоследствии освобождают от транспортного налога. Такими льготами могут пользоваться инвалиды ВОВ, участники боевых действий в горячих точках, и пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС.

Возраст инвалида в таких случаях не имеет значения - на получение автомобиля или денежной компенсации может претендовать даже ребенок-инвалид.

К детям-инвалидам относятся лица в возрасте до 18 лет, имеющие стойкие расстройства здоровья, мешающие полноценной жизни. Их родители освобождаются от уплаты налога на автомобиль для инвалида. Все категории граждан, имеющих право на получение льгот, перечислены в отдельной статье Налогового кодекса.

Для инвалидов могут быть также установлены региональные льготы по оплате транспортного налога в каждом конкретном районе проживания. Местные власти решают, инвалиды каких именно групп освобождаются от уплаты налога. Право на получение льгот имеют все инвалиды без исключения, однако в некоторых регионах бывают «перегибы на местах». Например, в Москве от взимания ТН освобождены инвалиды 1 и 2 групп, участники ВОВ, боевых операций в горячих точках и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

В Московской области вышеперечисленные категории и дети-инвалиды освобождены от уплаты транспортного налога при условии управления автомобилем для инвалидов мощностью не более 150 л. с. или мотороллером (мотоциклом) - до 50 л. с. Инвалиды 3 группы оплачивают половину суммы ТН.

Инвалиды всех трех групп инвалидности в Санкт-Петербурге, участники боевых действий в ВОВ и горячих точках освобождены от транспортного налога, если управляют автомобилем мощностью менее 150 л. с. или выпущенным более пятнадцати лет назад. Причем инвалид, имеющий третью группу инвалидности, должен был встать на учет до 1 января 2010 года.

В Ленинградской области льгота по оплате налога на автомобиль предоставляется только владельцам машин, произведенным в СССР и общественным организациям инвалидов. Самих инвалидов здесь «обошли стороной» - ни для одной из категорий не предусмотрены никакие привилегии.

В Севастополе от внесения транспортного налога освобождены инвалиды ВОВ, 1 и 2 групп, инвалиды детства и лица, имеющие ограничения по труду 2 и 3 группы. Главное условие, чтобы мощность их автомобиля не превышала 100 л. с.

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении инвалидам льготы по оплате транспортного налога. Исключениями стали - Ленинградская и Омская области.

Как инвалиду получить автомобиль

По статистике, миллион граждан России - инвалиды, имеющие право на автомобиль и нуждающиеся в нем, не могут его получить по одной «простой» причине - в РФ нет государственной программы по обеспечению инвалидов собственными машинами. Вот так. Но это не единственная «головная боль» людей с ограниченными физическими возможностями. Им приходится подолгу добиваться компенсации за бензин и запчасти, оплачивать переоснащение обыкновенной машины в автомобиль для инвалидов, они не могут учиться вождению, потому что катастрофически не хватает специализированных автошкол. В дополнение ко всем этим неприятностям они часто «наталкиваются» на неуважительное отношение «обычных» участников дорожного движения.

«Закон о монетизации льгот», принятый в 2005 году, переложил «на плечи» регионов задачу обеспечения инвалидов личными машинами. И тогда большинство из них решили, что автомобиль для инвалидов - это роскошь, а не средство передвижения.

Местные власти большинства областей РФ предлагают инвалидам пользоваться услугами «социального такси», условия перевозки на которых и размер компенсации зависят от территории обслуживания и зачастую оставляют желать лучшего.

Людям, стоявшим в очереди на автомобиль до 2005 года, государство выдало денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей. Люди, ставшие инвалидами из-за травмы на производстве, имеют право на получение машины и решается этот вопрос за счет предприятия или Фонда социального страхования. Чаще всего инвалиды покупают машины по цене до 220 тыс. рублей (самые дешевые модели «Жигулей» или «малогабаритную» «Оку»).

После покупки обращаются в ГИБДД за информацией об автосервисах, устанавливающих ручное управление на автомобиль для инвалидов (если этого не сделал завод-изготовитель). Ручной привод обходится примерно в десять тысяч рублей. Потом отправляются снова в ГИБДД за сертификатом, подтверждающим безопасность получившейся «конструкции» для водителя и окружающих людей.

Сейчас законодательством предпринимаются попытки «реанимировать» социальную помощь людям с ограниченными физическими возможностями. В первых числах мая 2016 года депутат от КПРФ Смолин О. Н. предложил на рассмотрение Госдумы законопроект № 1060852-6, предусматривающий внесение следующих поправок в Федеральный закон «О ветеранах»:

    Вернуть право выдачи автомобилей для инвалидов.

    Финансировать программу за счет федерального бюджета.

    Реализовать право инвалида на автомобиль путем получения именного сертификата на сумму 700 тысяч рублей.

Стоимость сертификата была «ориентирована» на цены 2017 года, подлежала ежегодной индексации и не облагалась налогом. Полагалась денежная компенсация не всем лицам с ограниченными физическими возможностями, а только инвалидам войны.

Законопроектом также рассматривалась возможность предоставления отдельных выплат, направленных:

    на ремонт автомобиля и его техническое обслуживание;

    на покупку топлива и смазочных материалов.

Этот законопроект в конце апреля 2016 года был отклонен Постановлением Правительства г. Москвы № 2788п-П12. Причина - невозможность изъятия средств за счет программы, созданной для других целей.

Какой купить автомобиль инвалиду: ТОП-3 подходящих моделей

К устройству и дизайну автомобиля для инвалидов предъявляются определенные требования. Прежде всего, он должен быть удобным, чтобы инвалид мог легко самостоятельно сесть и убрать инвалидное кресло, затратив при этом минимум физических усилий.

С каждым годом модельный ряд растет, и все больше появляется машин, «пригодных» для инвалидов.

Начнем с автомобиля .

Удобство этого автомобиля для инвалидов в том, что задние двери «откатываются», это дает возможность легко сложить одну из секций задних сидений и загрузить на них инвалидное кресло, выгрузка которого также не составит особого труда. Не требуется разбирать кресло-коляску, наилучший вариант - коляска со складной рамой (крестовиной). Посадка у машины невысокая, примерно на «колясочном» уровне, поэтому, пересаживаясь в него, инвалиду не придется затрачивать много физических усилий. Несомненный «плюс» модели: довольно вместительный салон - при сложенной коляске помещаются еще трое пассажиров. Топливная экономичность автомобиля также является его бесспорным достоинством.

Следующая модель


Очень удобный автомобиль для инвалидов, передвигающихся на инвалидном кресле - Honda Element. Эта машина класса «кроссовер» имеет оригинальный дизайн - ее задние двери открываются не влево, как у всех автомобилей, а вправо. Благодаря этому отличию, люди с ограниченными физическими возможностями могут самостоятельно и без особых усилий складывать задние сиденья и размещать на них кресло-качалку.

Еще одна удобная модель -


Семиместный пятидверный минивэн (в переводе с английского - «небольшой фургон»). Модель имеет отличительную особенность: задние двери «откатываются», что превращает ее в очень удобный автомобиль для инвалидов. Довольно вместительный салон - еще одно неоспоримое достоинство машины.