Open
Close

Как быстрее выучить правило по русскому. Как быстро выучить все правила по русскому языку

В ряду справочников и пособий по русскому языку появилось новое, веселое и толковое. "Неучебник по русскому языку" обещает выйти в нескольких частях (пока готовы учебники по орфографии, охватывающие программу 5-6-го классов) и помочь тем, кого школьное преподавание только запутывает. Хорошим подспорьем "Неучебник" будет и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Каждая глава состоит из короткого смешного рассказа, объяснения и упражнений. Предлагаем пример изложения сложной темы - чередование гласных в корне.

Репетиция

Коля, сыграешь, не забудь поклониться, - сказала учительница по фортепьяно.

Я не привык кланяться, - гордо сказал Коля. Он прочитал эти слова в книге "Последний из могикан".

Но ведь это... - растерялась учительница. - Это кон...

Концерт окончен! - перебил Коля.

Хлопнул крышкой рояля и бесшумно, как последний из могикан, ушёл со сцены.

Чередование гласных в корне

Большинство изучающих русский язык в школе привыкли к морфемному принципу русской орфографии, который предполагает единообразное написание всех значащих частей слова - морфем (приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Однако в рассказе Артура Гиваргизова "Репетиция" есть два однокоренных слова, написание которых нарушает морфемный принцип: в одном слове в корне пишется буква а, в другом в том же корне - буква о. Получается, что один и тот же корень записывается по-разному.

Это глаголы кланяться и поклониться. В клaняться ударение падает на корень, и мы пишем а. В поклони΄ться корень безударный, но мы легко вспомним слова поклoн и поклoнник, где под ударением слышится [о]. Это называется чередованием гласных в корне.

Корней с чередованием гласных в русском языке не так много. Их можно разделить на четыре группы - в зависимости от того, что влияет на выбор гласной буквы, обозначающей безударный звук:

  • гласная буква постоянна (её нужно запомнить);
  • согласные, следующие за гласной;
  • наличие суффикса а, следующего непосредственно за корнем;
  • значение.

Упражнение. Перед вами группы однокоренных слов, содержащих корни с чередованием. Однако в каждой группе есть лишнее слово - не однокоренное с остальными. Назовите эти лишние слова.

  1. Загореться, загар, возгорание, гора, прогореть, пригарь.
  2. Зарево, зорька, зарница, озорничать, зоренька, заря.
  3. Вскочит, вскачь, раскачка, заскочить, подскок, соскакивать.
  4. Сесть, приседания, непоседа, засиживался, седовласый, насиделся.
  5. Собираться, выберусь, заберётся, отбирать, проберусь, пробирка.

Когда безударную гласную нужно запомнить

В эту группу входят четыре корня:

гор // гар
клон // клан
плов // плав
зор // зар

В этих корнях встречаются и буква о, и буква а. Под ударением, естественно, мы пишем так, как слышим: загaр, поклoн, клaняться, плaвать, зaрево, зoрька. В безударном же положении действуют особые правила. Вот они.

  1. В двух из названных корней в безударном положении пишется буква о. Это корни гор, клон: горeть, клони΄ться.
  2. В двух из названных корней в безударном положении пишется буква а. Это корни плав, зар: плавни΄к, зарни΄ца.

Для последнего правила есть исключения:

  1. при΄гарь (слово из разговорной речи, означает "привкус дыма, гари в пригоревшей пище");
  2. пловeц, пловчи΄ха.

О корне плав // плов надо сказать отдельно. Для него есть ещё и такие варианты - плыв // плы: плыть, заплыть, заплывать. В их написании обычно никто не ошибается, поскольку даже в безударной позиции они произносятся иначе. Нужно запомнить только два интересных слова - плаву΄н (водяной опоссум) и плыву΄н (насыщенный водой грунт).

В школьном курсе русского языка обычно в этой группе рассматривают ещё корень твор // твар. Исторически это, действительно, один корень, имевший два варианта. Однако со временем варианты очень сильно разошлись по значению и стали самостоятельными корнями.

Первый вариант связан с идеей творчества и творения и пишется с буквой о не только в ударной, но и в безударной позиции: творить, твoрческий, творeц, творeние, болезнетвoрный.

Второй вариант встречается в нескольких словах, изначально связанных с идеей творения, но по существу потерявших или теряющих эту связь. Он также может встречаться и в ударной, и в безударной позиции: тварь, тварюга, утварь.

Устаревающее слово утварь означает "совокупность предметов, необходимых в обиходе", то есть посуда, хозяйственные принадлежности, мебель и т.п. Сегодня в нём уже нельзя выделить корень твар, правильнее говорить о корне утварь: приставка у уже слилась с корнем.

Слово тварь сохраняет определённую связь с идеей творения в таких сочетаниях и выражениях, как божья тварь или всякой твари по паре. Однако эта связь едва ли чувствуется в распространённом бранном употреблении по отношению к животным или людям (в значении "подлый, мерзкий человек"): Этот осёл - такая упрямая тварь. В общем, и само слово тварь, и однокоренное слово тварюга пишутся с буквой а.

Упражнение 1. Какое утверждение в каждой паре является верным?

  1. В слове з_ря пропущена гласная о, так как проверочное слово зори.
  2. В слове з_ря нужно написать букву а, потому что это корень с чередованием и в безударной позиции в нём всегда пишется а.
  1. Слово скл_ниться пишем с буквой о: без ударения всегда клон.
  2. Слово скл_ниться пишем с буквой а: без ударения всегда клан.__
  1. Слово приг_реть пишем с буквой о: без ударения всегда гор.
  2. Слово приг_реть пишем с буквой а: проверочное слово гарь.
  1. В словах разг_реться и г_рдиться корень с чередующейся гласной гор.
  2. В словах разг_рался и г_рдимся корни разные, но писать в обоих словах нужно о.
  1. В корне слова пл_вец пишется а, так как безударный гласный в этом корне всегда обозначается буквой а.
  2. В корне слова пл_вец пишется о. Безударный гласный в этом корне обозначается буквой а, но слово пл_вец - исключение.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Заг_рать на солнышке, удочка с попл_вком, накл_нилась к земле, яркие з_рницы.
  2. Встать на з_ре, покл_нился королеве, приг_ревшая каша, российские пл_вчихи.
  3. Откл_нюсь от маршрута, не спал от з_ри до з_ри, спл_влять лес по реке, г_релые спички.
  4. Пл_вучий остров, оз_рился лучами солнца, скл_ниться над рекой, сг_рел в пожаре.
  5. Каша с приг_рью, птица з_рянка, прикл_нять к земле, запл_вать за буйки.


Упражнение 3. В корнях слов пропущены проверяемые и непроверяемые, а также чередующиеся гласные. Вставьте их. Слова с чередованием гласных подчеркните. Если нужно, обращайтесь к орфографическому словарю.

  1. Зайти в г_раж, двигатель внутреннего сг_рания.
  2. Скл_нился над рекой, кл_нировать мамонта.
  3. Держаться на пл_ву, ул_вить настроение.
  4. Г_рящий лес, какой-то буг_рок.
  5. Вз_рвался аплодисментами, пришло оз_рение.
  6. Благотв_рительная акция, отв_рите ворота.
  7. Крупный бакл_жан, покл_нение солнцу.
  8. Встретил з_рю, раз_рённая земля.
  9. Бутерброд с марг_рином, предотвратить возг_рание.

Упражнение 4. Перепишите предложения из повестей Астрид Линдгрен про девочку Пеппи. Подчеркните слова с чередованием гласных в корнях, написание которых в безударной позиции нужно запомнить. Если нужно, обращайтесь к орфографическому словарю.

1. Одно за другим гасли окна во всех окрестных д_мах, но в домике Пеппи _гонь всё г_рел. 2. Пеппи скл_нила гол_ву и кинула к_сой взгляд на Томми, Аннику и на их т_релки с кашей. 3. По всем улицам б_жали дети, и Пеппи едва посп_вала разд_вать г_рстями к_нфеты. 4. На террасе г_рела большая св_ча, и свет её кр_сиво оз_рял заснеженные кусты. 5. В какой ряд мне ст_новиться, если у нас в с_мье нет четырнадцати д_тей, из которых тринадцать - оз_рные мальчишки, а ш_коладную сиг_рету так здорово прикусить уголком рта, чтобы вкус ш_колада смешался со вкусом м_линового м_рмелада! 6. Оттуда высунулся огромный пл_вник, который быстро двигался по напр_влению к Томми. 7. Они притв_рились, будто приплыли на остров вовсе не для того, чтобы завл_деть жемчугом, а только ради неб_льшой приятной экскурсии.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как запоминать правила русского языка: новый учебник в помощь"

Правила русского языка. Добрый вечер, не спящие в мире:) Ответьте мне, знатоки русского языке, пожалуйста, на вопрос: как правильно "Согласно которОГО" или "Согласно которОМУ"?? Как запоминать правила русского языка: новый учебник в помощь.

Обсуждение

Это ведь с любым предметом так. Моя вот не понимает, зачем биология/география и иже с ними в том объёме, который даётся в школе. Для общего развития хватило бы и половины. В глубине души я с ней согласна, но говорю, что знание всех предметов "надо, потому что надо")))

Хотя бы потому, что никто не знает, что оно там дальше будет. Я тоже в школе правил не знала вообще, по русскому были 5-2-5-2... За диктант - "5". "Объясни, почему ты так написала" - "2". А потом я вдруг поняла, что правила есть в любом языке, причем, если ты знаешь правила одного, проще понять правила другого (по аналогии или "от противного"). И вообще язык сродни математике - логичен и интересен.
А правила я узнала потом, когда (вдруг!) стала преподавать этот самый язык:)

Как запоминать правила русского языка: новый учебник в помощь. Программа по русскому языку 5-6-го класса - в новом учебнике орфографии с упражнениями и понятным объяснением. Большинство изучающих русский язык в школе привыкли к морфемному принципу русской...

Обсуждение

Ахременкова "К пятерке шаг за шагом"

Читать книг нужно больше, родителям в том числе. Мамы и папы должны на собственном примере показывать интерес к чтению книг. А то, бывает, сами последнюю книгу в школе читали, зато ребенка укоряют, что он ничего читать не хочет. А ведь когда читаешь, работает зрительная память. И во время письма, если неправильно написал, то сразу замечаешь, что что-то не то.

Там в очень концентрированной форме давались все правила русского языка и к ним упражнения. ++ к Шкляевой и Выборновой на фоксфорде и еще добавила бы учебник Великовой " Русский язык для старшеклассников и абитуриентов", он в отличие от Богдановой...

Обсуждение

Я со своим сыном занималась, правда очень давно, по учебнику Русовой "Русский язык для поступающих в вузы". Тоненькая такая книжечка. Там в очень концентрированной форме давались все правила русского языка и к ним упражнения. Прошли мы этот учебник с ним летом после 6 класса. Занимались 1,5-2 месяца по 2-3 часа в день. Больше мы к этому не возвращались. Но ему хватило, чтобы закончить школу с пятеркой по русскому и поступить в ВУЗ.

05.04.2018 04:10:03, mn-kononova

Если нет времени вообще, то только репетитор. Оптимально - по скайпу, чтобы не тратить время на передвижения. Реп выявит провалы, проработает необходимые темы, поддержит морально. И это не слишком дорого. Раза в неделю хватит за глаза.
Если хочется треша, то да фоксфорд-интернетурок-самообразование. Но надо понимать, что это раз в 10 времязатратнее.

Репетитор по русскому языку на август. Требуется репетитор русского языка, где искать не Репетитор русского языка, подготовка к ЕГЭ. Образование взрослых: высшее образование...

Очень нужна ваша помощь. Опознайте, пожалуйста, учебник по русскому. Русский язык Для старшеклассников и >. Русский язык Для старшеклассников и Русский язык - ЕГЭ 4 класс. В начале учебного года наша учитель объявила, что авторы ЕГЭ по русскому языку в...

Раздел: Учебники (лучшиая книга правила русского языка). Посоветуйте сборник правил по русскому для нач.

Обсуждение

Присоединяюсь к просьбе. Нужно тоже самое, но онлайн. В компьютере нужное правило как-то легче искать. Спасибо!

Я не очень понимаю, что значит "сборник правил для началки": они какие-то особенные для первых 4 классов? Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано еще.

"Ответ справочной службы русского языка Нет, написание _ё_ в слове _тяжелый_ нельзя проверить с помощью слова _тяжесть_. Правописание этого слова на обыденном уровне...

Обсуждение

10.04.2017 14:07:47, кристины

"Ответ справочной службы русского языка
Нет, написание _ё_ в слове _тяжелый_ нельзя проверить с помощью слова _тяжесть_. Правописание этого слова на обыденном уровне можно проверить так: _тяжёл -- тяжела_ (без ударения -- _е_).
Однако Вы правы, _ё_ в данном случае не входит в состав корня. Д. Э. Розенталь так формулирует правило о написании _о, ё_ в суффиксах прилагательных после шипящих: _После шипящих под ударением пишется _о_, в соответствии с произношением в суффиксах имён прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый), -он (смешон)_. Как мы видим, суффикс _-ёл-_ в этот список не входит."

Spotlight. Изучение иностранных языков. Образование детей. Учителями использовался только учебник, рабочая тетрадь и очень редко диск (на первых порах, слушали новые слова), Сборник упражнений Если же учитель не умеет с детьми разговаривать, не важно на русском или на английском языке, то это Грамматика объясняется при помощи геометрических фигур.

Обсуждение

Здравствуйте, Tasiok.
Проблема этого учебника в том, что его предполагаемая методика не совпадает с условиями, в которых вам приходится обучать детей. Коммуникативный метод требует ежедневного общения на языке, и не по одному часу.
Я не видел того учебника, о котором вы говорите, но я имею представление о коммуникативном методе. Мне по жизни привелось эмигрировать в Германию и там учить немецкий язык, с самого нулевого уровня, как раз по коммуникативной методике. Шесть часов ежедневных занятий в течение полугода. И у нас тоже были учебники, похожие на сборник комиксов. Первый месяц мы те учебники даже не открывали. Педагог сначала натаскивала нас на устное общение в повелительном наклонении, чтобы мы могли дать друг другу элементарные задания, что нужно делать. Повелительное наклонение - это основа, база для самого начального общения. Так общаются маленькие дети в возрасте двух лет: "Дай мне вот это. Возьми. Поставь это сюда, поставь туда. Положи, посади, убери, достань. Скажи, спроси, объясни, покажи." Все остальные сложности, типа "Меня зовут Лева. Мне 50 лет. Я живу в Гамбурге." - это всё лишнее на этапе, когда человек еще не умеет сказать другому "Дай!". Зато когда мы за месяц овладели повелительным наклонением и наигрались кукольной мебелью ("Поставь стул перед столом. Поставь лампу на тумбочку. Подвинь тумбочку к кровати") - после этого мы оказались вполне способны попросить друг друга о чем-нибудь, и у нас накопился некоторый лексикон - и вот только тогда мы занялись рассказыванием комиксов из учебника. К концу шестого месяца мы, взрослые люди с уже окостенелыми мозгами, были способны уже по-настоящему разговаривать по-немецки. Я с тех пор убедился, что взрослые люди могут обучиться языку намного быстрее, чем маленькие дети.
Грамматику в виде правил мы начали изучать только после того, как в нашем разговорном запасе накопилось множество всяких разных грамматических формул, оборотов, конструкций. Без этого запаса все зазубренные правила остались бы пустым для нас звуком. Я это точно знаю, потому что в школьные и в институцкие годы я учил английский, и все зазубренные правила английской грамматики без опоры на живой разговор выветрились из головы сразу после экзаменов.
В нашей немецкой группе была женщина из России - школьный преподаватель немецкого языка. Вы понимаете, она прекрасно знала всю немецкую грамматику. Но при этом она несколько первых месяцев совсем ничего не могла по-немецки сказать, ее этому просто не учили в институте. Конечно к концу курса она далеко обогнала всех прочих курсантов, таких как я, которые начали учебу с нуля. Но факт, что говорить на языке, который она сама преподавала в советской школе, она не умела, при всех ее знаниях грамматики.
Кстати, к концу курса обнаружилось, что наш немецкий препод очень недурно владел русским языком. Но в течении первых месяцев мы, учащиеся, даже не подозревали об этом. Все немецкие сложности он нам старательно объяснял только по-немецки и на пальцах.

Впечатления- ужасно, успехи у ребенка есть только благодаря хорошей памяти, послушал-запомнил-рассказал-получил 5, но через пару недель половину слов не вспомнит.Пишу лично свои впечатления, я не педагог, обычная мама с английским на уровне школы. (много букв:-)
У нас класс поделили на две группы, соответственно 2 учителя. Обе радовались новому курсу (до этого была Биболетова), но родители все в ужасе. Учителями использовался только учебник, рабочая тетрадь и очень редко диск (на первых порах, слушали новые слова), Сборник упражнений сказали не покупать, хотя именно его очень не хватало (лично для меня, поэтому купила сама). Все задания в учебнике и рабочей тетради на английском, перевода нет, сначала идет знакомство со звуками (не всеми), что очень не привычно, а потом алфавит, которому уделили 2 урока (1-проговорили, 2-сдали выученное наизусть устно), правила чтения не объяснялись, учитель показал на примере буквы А, что есть открытый и закрытый слог и буква читается по-разному, как читаются другие буквы-не объяснялось, ребенок про слоги ничего не понял, объясняла сама. Произношению внимание не уделялось вообще, кто как может и услышит, тот так и говорит. Написание букв тоже не проходили, срисовывают кто во что горазд. Англоговорящие родители заметили ошибки в транскрипции некоторых слов в словаре учебника, как читать транскрипцию- не объясняли детям. Основные домашние задания- рабочая тетрадь (там легко по картинкам), выучить написание 6ти слов по теме - пишут на память (очень трудно, т.к. ребенок не знаком с правилами чтения сочетаний 2-3х букв, например запомнить написание eight, когда слышится три буквы и не понятно зачем нужны еще две), составить рассказ по образцу (с этим справлялся, т.к. требовалось заменить одно слово другим и все, например куклу на медведя), устные диалоги из учебника, и во второй группе еще задавали учить стихотворение-песенку наизусть, которая идет в каждой теме (для ребенка, не умеющего толком читать, учить стих из 10-15 строк,не понимая смысла, это ад).
Результат года обучения во 2м классе: успехи есть у детей, которые занимаются английским вне школы (персональный репетитор, как правило) и у которых хорошо знающие язык родители, дети, у которых родители английский не учили, денег на репетиторов не имеют, еле тянут на 3 с помощью братьев, сестер и прочих родственников. Я своего ребенка учу читать по книжке Л.Камионской "Научись читать по-английски" (спасибо ей большое за пособие), все лето будем заниматься языком, т.к. учитель свою задачу не выполнил, я считаю, базовых знаний у ребенка 0.

Как научить пользоваться правилами? Сын в 4 классе. По русскому твердая 2. В диктанте стабильно Если заниматься дома, то важно не просто спрашивать правила, а чтобы сначала в учебнике (купить свой) Поначалу ребенок не может научиться чему-то новому один, но если ему помочь, он сможет Роль Таблица умножения, правила русского языка: как запомнить?

Обсуждение

Все прочитала, скопировала. Будем работать, менять тактику. Сил и уверенности прибавилось, а то руки опускались уже от отсутствия результата, если честно!. Всем огромное спасибо!

28.01.2014 10:32:41, Юля-ля с чужого компа

Юля, у нас точно такие же проблемы пространственно-зрительная дезориентация. Единственное, что спасает нас в школе: официальное заключение комиссии на дисграфию, дислексию, дискалькулию и рекомендации учителям - все на бланке комитета образования: требование индивидуального подхода к ребенку. Если нужно рассказать, как это сделать - пишите на подник. Спасает ситуацию реально и с ребенка снимает лишний стресс.

Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре.

Обсуждение

А нам "К пятерке шаг за шагом" как-то не подошла(У сына по русскому практически в каждом триместре решается оценка - между 3 и 4, но в последнем триместре я решила его подтянуть и взялась за это дело серьезно. Каждый вечер!! мы писали диктант из книжечки Узоровой и Нефедовой (для его 3 класса)и делали 1 упражнение на грамматику (иногда больше) из тех же Узоровой и Нефедовой (называется по-моему весь курс русского языка 3 класс). Этот учебник хорош тем, что на каждую тему дается множество однотипных упражнений, которые можно делать в учебнике, не переписывая в тетрадь. Вобщем, даже учительница заметила, что дела пошли лучше. В итоге оценка была твердая 4. Единственная трудность - заставить каждый вечер дополнительно заниматься)))

Обсуждение

Прелесть какая:-) Я всегда говорила, что фонетический разбор вреден в начальной школе, а упражнения на исправление ошибок - бред.

Спасибо, замечательная лекция!

Хотела там же дать комментарий, но не поняла как сохранить.
Абсолютно точно: фонетический разбор, как он подается сейчас в начальной школе, дезориентирует ребенка. Чего стоят упражнения в учебнике Репкина (моему сыну выпало несчастье учиться по этому пособию) по переделыванию грамотно записанных текстов в "фонетически правильные"! Можно подумать, что у нас в начальной школе обучаются дети-иностранцы, а не носители русского языка. Почему то в начале 1970-х ничего подобного не было - я помню, что мы проскочили фонетику со свистом - и процент грамотных был на выходе выше, чем сейчас.

В голове крутятся вопросы (почти риторические): когда же придет конец этому безумию в преподавании русского языка? Неужели все настолько коррумпировано в сфере подготовки методик преподавания и издания школьных учебников?

Задали на выходные выучить правило. Выучить -то выучил, а вот понять никак. У нас вообще с русским не очень-то, а как до разбора по составу, падежей доходит, и теперь до склонений, вообще, вылезай-приехали. Честно говоря, сильно нервничаю. Подскажите что-нибудь - книгу...

Думаю это поможет:
шаг 1. открыть учебнику
шаг 2.почитать правило
шаг 3. почитаю еще раз
шаг 4. 1. Пишите письма. Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем, как приступить к зубрежке, в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет. Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.
2. Берегите природу. Оказывается, традиция отечественных студентов готовиться к экзаменам на даче очень мудра. Три года назад психологи из Мичиганского университета выяснили: созерцание природы повышает когнитивную функцию на целых 20%. Кстати, необязательно выезжать на эту самую природу, можно просто разглядывать фотографии в течение 5-10 минут.
3. Кричите громче. Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Необязательно, конечно, орать на весь дом «кошка!», «гулять!». Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.
4. Будьте экспрессивнее. Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» - попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.
5. Слушайте себя. Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись - нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.
6. Не сидите на месте. Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.
7. Смените обстановку. Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.
8. Выкидывайте слова. Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.
9. Спите больше. Чем дольше вы будете спать после того, как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».
10. Займитесь спортом! На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Займитесь Fit-bo или потанцуйте перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина». Ну, или хотя бы первую строфу.

Представляем вашему вниманию веселые запоминалки по русскому языку на 15 правил орфографии, орфоэпии и грамматики.

Грамотная речь, как устная, так и письменная, сразу выдает человека образованного и начитанного. Говорить и писать без ошибок мечтает каждый! Конечно, добиться стопроцентного результата может лишь обладатель редких энциклопедических знаний. Однако сделать свою речь более чистой, не режущей слух – задача легко выполнимая: и начать стоит с того, чтобы не допускать в ней хотя бы самых распространенных ошибок.

В этой статье, подготовленной специально ко Дню русского языка, мы постарались собрать вместе несколько «популярных» трудных случаев, на которых часто спотыкаются не только дети, но и вполне серьезные взрослые – в телепередачах, кино, СМИ. А чтобы запомнить правила было под силу даже малышу, мы решили облечь их в стихотворную форму.

1. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!

(Е. Интякова)

2. Частицы НЕ и НИ

О, как похожи НЕ и НИ!
Но все же разные они.
Как ни хитри, как ни мудри ,
Не надо путать НЕ и НИ!


3. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах

В зимний вечер звёздный, тихий
Снег что делаеТ? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.

(Е. Интякова)


4. Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.

Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звОнит .
Аппарат-хитрец молчит,
Ждет, когда кто позвонИт .

(И. Агеева)


5. Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду

Надя девочка НАДЕЛА
На себя три платья смело,
Плащ надела и пальто –
Не замерзнет так никто!

Стала куклу ОДЕВАТЬ,
На прогулку собирать.
"Жарко стало - мамочки!
Снять мне что ли варежки?"

(Е. Интякова)


6. Прийти – приду

– Я не смогу к тебе придти
И в школу не прийду .
– Но что случилось? Расскажи!
– Прийти могу. Приду .

(Е. Интякова)


7. Глагол «ехать» в повелительном наклонении

На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь ,
И не ездий никогда –
ПОЕЗЖАЙ ! Запомнил?
– Да!


8. Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.

Еду ни лОжить , ни ложИть ,
Да и накласть нельзя.
А можно класть и положить –
Запомните, друзья!

(Е. Интякова)


9. Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем).

«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу !
Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!»
«Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей.
Правила ты должен знать, чтоб победу одержать !»

(Е. Интякова)


10. Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу,
Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!

Так же на базар пойду,
Как ходил в прошлом году,
Там куплю себе корову,
А также лошадь и козу.

(Е. Интякова)


11. Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)

Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.

Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.

(И. Асеева)


12. Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»

«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее.

Носки короткие – слово длинное: носков (6 букв)
Чулки длинные – слово короткое: чулок (5 букв)

А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие:

Одна пара модных туфель
Стоит, как огромный трюфель.
Зато кожаных сапог
Накупил я, сколько смог!

(Е. Интякова)

Заодно можно выучить правописание одинарной буквы Н в слове «кожаный» (то же самое – в других прилагательных с суффиксом АН/ЯН). Исключения легко запомнить, посмотрев на обычное окно : деревяННый, стекляННый, оловяННый.


13. О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О.

Шел по лесу медвежо нок,
Повстречал его волчо нок:
– Там в лесу толпа девчо нок
Весь рассыпала бочо нок,
Полный ягод, вкусных, спелых.
Забирай малину смело!

(Е. Интякова)


14. Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог.

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты .
Лучше жить без тОртов ,
Чем гулять без шОртов !


15. Правописание непроизносимых согласных

И ужасно , и опасно
Букву «Т» писать напрасно !
Всем извесТно , как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно !


Дарим вам запоминалки
Совершенно БЕЗВОЗМЕЗДНО!

С Днем русского языка!

Уважаемые читатели, возможно, вам известны и другие хорошие запоминалки? Вы сочинили их сами или запомнили еще с детства? Мы будем вам очень признательны, если вы поделитесь с нами своими знаниями и дополните эту статью новым интересным материалом. Присылать письма можно на нашей редакции.

Вы учите русский уже не первый месяц, но все еще не можете сказать ни слова, а о просмотре фильмов и речи не может идти? Наверное, вы просто неправильно учите русский язык.

Давайте поговорим о простых, но эффективных правилах, которые помогут вам заговорить на русском языке буквально через несколько уроков!

Правило 1 . Учите русский язык с помощью метода погружения. Слушайте радио, смотрите фильмы, ищите видеоуроки на русском языке. Язык-посредник мешает вам сконцентрироваться на изучаемом языке, соответственно, замедляет процесс освоения русского. Если вы хотите говорить на русском или понимать этот язык, коммуникативная методика даст вам гораздо больше любого пособия по грамматике.

Правило 2 . Старайтесь заучивать фразы, а не отдельные слова. Вместе с фразой вы учите и грамматику. Как использовать то или иное слово в этом контексте и в этой ситуации, как строить предложения, как задавать вопросы – все это приходит не с зубрежкой правил, а с запоминанием самых используемых в русском языке фраз.

Правило 3 . Тот аспект языка, на который вы больше всего обращаете внимания при обучении, будет развит у вас лучше всего. Например, если вы только выполняете грамматические задания, склоняете слова, спрягаете глаголы, вы будете мастером в этом деле. Но вы никогда не заговорите, если не будете пробовать говорить. Хотите смотреть русские фильмы? Смотрите фильмы! Хотите разговаривать с русскими свободно? Пытайтесь разговаривать, найдите учителя или собеседника и тренируйтесь, и вы заговорите! Нельзя заиграть на музыкальном инструменте, если вы только смотрите, как другие играют. Необходима практика!

Правило 4 . Уделяйте урокам русского языка хотя бы по десять минут, но каждый день. Если вы будете слышать русскую речь и пытаться говорить, результаты не заставят себя ждать. Повторяйте пройденный материал, пытайтесь говорить с русскими. Регулярность очень важна в процессе освоения языка.

Правило 5 . Найдите себе мотивацию. Если вы не знаете, зачем вам русский язык, вы очень скоро бросите свои уроки. Читать Достоевского в оригинале? Отличный повод выучить русский! Объехать всю Россию в одиночку? Прекрасно, нужно знать хотя бы базовые фразы, чтобы выжить. Смотреть российские комедийные передачи и понимать менталитет русских? Чудесная мотивация. А может быть, вы хотите найти свою любовь в России? Или покорить русскоговорящих дальних родственников своей семьи? Ищите свою личную мотивацию, и вы не откажетесь от изучения русского языка!

Слушайте, говорите, читайте и пополняйте нашу большую русскоговорящую семью!

Запоминалки правил и определений

Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила и определения.


Геометрия


Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.


Русский язык


Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)


Орфография
Шомпол, чопорный и шоры, шов, крыжовник и обжоры,
шоколад, шоссе, шофер - вот и весь набор.


Множественное число
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян, у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин, у бурят и осетин

Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение – ты ее немедленно ставь под ударение!
***
В городе Бордо, на улице Бордовой, закат бАгряный и бАгровый.
***
На вЕранде вЕтер. На вИтрине Игрушки.
***
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять.
***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.

Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
***
Либо, кое, ка, нибудь, то, таки - не позабудь
Написать через дефис, как предлог со словом из. (из-за, из-под)
***
Кое, либо, то, нибудь - черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы - ты раздельно запиши.
***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

Наречия на шипящую – исключения
Уж замуж невтерпеж.

Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно!
***
Интересно: не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.

Последовательность знаков препинания
Для тогоб чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
***
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Ударение в словах
Долго ели тОрты – не налезли шОрты!
***
ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.
***
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
***
Ударение в слове щавель: срубили ель, сорвали щавЕль.
***
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
***
ФенОмен звонИт по средАм, принЯв договОр по годАм.
Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта.
***
Ударение в слове шарфы:
Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы!
***
Я взял муку и взял творОг – испек рассыпчатый пирог.

Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два.
***
МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира – повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира, значит, в корне буква И.
***
Если после корня - А, в корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? - ВытИрай!
***
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных):
если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.
***
СКАК напишем только так, СКОЧ без о писать невмочь.

Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто как: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Правописание
Ввиду дождей, вследствие бури
Вместо тепла ветры подули.
По причине такой в течение дня, в продолжение суток
Насчёт погоды идёт пересудок.
Волнует не то, ждать ли тепла,
А как писать эти слова:
Грома гремели в течение суток,
В течении реки прорвало запруду.
Имейте в виду, чинить я не буду,
Лучше приму я участие в следствии
Об этом грамматическом стихийном бедствии.
Выучу впоследствии.

Слова с буквой «ять» (аналогом «е»)
б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю! - в этой фразе все буквы русского алфавита.

Астрономия
Для запоминания классов звезд:
Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.
Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.
На Луне жил звездочет, он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, Четыре - Марс
Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн,
Семь - Уран, Восьмой - Нептун.
Девять - дальше всех - Плутон,
Кто не видит, выйди вон.

Математика
Если очень постараться, можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Надо только постараться и запомнить всё как есть - три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)
Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U?dV + V?dU Чтобы легко запомнить формулу, можно заменить правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».
Легкий способ запоминания таблицы умножения на 9: на стол кладем две руки и поднимаем тот палец по счету, на который умножается 9. До поднятого пальца будут десятки, после единицы- это и есть ответ. Например: поднимем четвертый палец, до него три -три десятка, после него шесть-шесть единиц, значит 4х9=36

Физика
Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо,(m - масса броуновской частицы, v - ее скорость, k - постоянная Больцмана, T - температура, sqrt - квадратный корень).

Химия
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий - щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.

Литература
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.

Про достопримечательности Петербурга
Автор проекта ростральных колонн, Стрелки и Биржи - Тома де Томон.
Дворцовой площади украсил панораму Столб Александровский - творенье Монферрана.
Синий мост широкий самый, метров сто. Проверьте сами.
Одна из прекрасных петровских затей - Кунсткамера, первый российский музей.
Острова. Их сорок два, а вокруг - река Нева.
Зодчий Растрелли. Зимний дворец. Стиля барокко прекрасный венец.
Атланты - мраморные стражи - хранят шедевры Эрмитажа.
Адмиралтейства зданье славное - постройка зодчего Захарова.
Славится Мойка мостами цветными: Желтым, Зеленым, Красным и Синим.
Васильевский остров. Отсюда из Гавани флот отправляется в дальнее плаванье.