Open
Close

Как писать сочинение-описание. Урок развития речи "Описание предмета" (5 класс)

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок обучающего сочинения.

Уровень подготовки класса: высокий.

Цели урока:

Познавательные:

  • повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  • познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях;
  • показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;
  • познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;
  • показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета.

Практические:

  • совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
  • формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;
  • формировать умение отличать художественное описание от научного;
  • учить рецензировать написанное;
  • формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

Общепредметные:

  • развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.

II. Объяснение нового материала:

Организация восприятия темы:

Вопросы к классу

  1. Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.
  2. Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?
  3. Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?
  4. На какой вопрос отвечают описательные тексты?
  5. Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?
  6. Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?
  7. А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Вывод: Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест...

Цель урока - учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Открывайте тетради по развитию речи, записывайте число и тему урока "Сочинение-описание предмета". Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием какого-либо предмета, и на примере анализа таких текстов подготовимся к написанию домашнего сочинения.

Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):

Задание № 1.

Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.

Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе".

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней"

(По К.Бальмонту.)

Вопросы после прослушивания текста:

  1. О чем говорится в этом тексте?
  2. На сколько частей по содержанию он распадается?
  3. О чем говорится в первой части?
  4. Во второй?
  5. В третьей?

Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).

Описание предмета

  1. Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).
  2. Основная часть (Какой:. по форме, величине, цвету, материалу, назначению:?)
  3. Концовка (отношение).

Задание № 2.

Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.

Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.

Вопросы после чтения текста:

2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.

3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, нои показывают, что автор удивлен, пораженихразмером.

Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?

Задание № 3.

Цель: Наша с вами задача - научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете.

Задание: Сравните два текста, описывающих один и тот же предмет - перочинный нож. Один текст помещен в упр. 126 на с. 54 пособия по развитию речи, другой - на карточке № 1 у вас на партах.

Перочинный нож.

Перочинный нож - это небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально, он служил для чинки гусиных перьев.

Вопросы после чтения текстов:

  1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком - автор делится своими впечатлениями о нем?
  2. Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.
  3. Что именно в устройстве перочинного ножика восхищало автора, когда он был мальчиком?
  4. Почему таких слов нет во втором тексте?
  5. Назовите сведения из текста В. Солоухина, которых нет и не может быть во втором описании. Почему?

Вывод: Значит, описание предмета в научном стиле - это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки. Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета. Вот как, например, описывает старинную шарманку А.И. Куприн в повести "Белый пудель".

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из "Путешествия в Китай" - обе бывшие в моде лет тридцать- сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг приходило желание замолчать.

(А.И. Куприн.)

Задание № 4 .

Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?

Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.

Задание № 5.

Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.

Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.

Фрагмент № 1.

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2.

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтал о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3.

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:

а) исключение повторяющегося слова;

б) замена местоимением;

в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.

Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.

Итоги урока:

Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.

  1. Из каких частей состоит описание?
  2. О чём говорится в первой части?
  3. В основной?
  4. В конечной?
  5. Чем художественное описание отличается от научного?

Домашнее задание:

Упр. 295. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему "Моя любимая игрушка", "Самый дорогой подарок" и т. п.

Урок окончен! Всем спасибо!

Литература

  1. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка - М.: Московский лицей, 2002.
  2. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. средн. шк. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2010.

Прочитайте текст (отрывок из сочинения)

У меня очень много игрушек: куклы, заяц, тигренок, крокодильчик, слоненок, заводные машинки. Но больше всего я люблю медвежонка.

Его подарил мне на день рождения дядя Толя, когда мне было пять лет. Я и назвала его Толей, полюбив с первого взгляда. У медвежонка темно-коричневая плюшевая шерстка, а симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Толя смотрит на мир круглыми глазами-бусинками, в которых там много любви и добродушия.



Цели урока

  • повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  • познакомить с особенностями описания предмета в научном и в художественном стиле.
  • формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем;
  • учить рецензировать написанное;
  • учить строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений.
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми.

Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь : они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу.


Вспомним типы речи

Какие типы речи вы знаете?

  • описание,
  • повествование,
  • рассуждение

Для чего нужен каждый из них?

  • Описание : описываются люди, предметы, животные.
  • Повествование : рассказывается о каком-то событии.
  • Рассуждение : рассуждается о чём-либо.

Прочитаем сочинение-описание предмета.

Я до сих пор помню, как я готовился к первому походу в школу. Это событие очень волновало меня и мою семью. А подготовка к школе приносила много счастливых незабываемых минут. Мне купили разные принадлежности, среди них был ранец.

Помню, как впервые увидел свой ранец. Он был овальной формы, коричневого цвета с разными яркими аппликациями. Ранец имел три отделы. Для книжек, тетрадей и школьных принадлежностей. Металлические застежки блестели, а маленькая удобная ручка будто приглашала, чтобы я взял ранец к рукам. На ранке были черные неширокие лямки, чтобы можно было его носить за плечами. Ежедневно я разглядывал ранец, примерял, и с нетерпением ожидал дня, когда пойду к школе.

Сейчас у меня другой ранец, но своего первого школьного друга я бережно храню.


План сочинения-описания предмета.

  • Вступление:

Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?

  • Основная часть (какой предмет?):

по материалу, по величине, по форме, по цвету, по строению, по назначению.

  • Концовка:

отношение к предмету .


Работа с текстом

Сравнить 2 текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож

Перочинный нож – небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.


Вопросы к тексту

1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?

2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от перочинного ножа?

4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.


Рецензирование текста

Устранить повторы можно следующими способами:

- исключением повторяющихся слов;

- заменой местоимениями;

- заменой синонимами, словосочетаниями.

Фрагмент № 1

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.


Домашнее задание

  • Упр. 302.

Добрый день, уважаемые гости и постоянные читатели блога «Русское слово».

Обнаружилась ужасная вещь: статья о том, как писать сочинение-описание самым непостижимым образом… исчезла! У меня в статьях встречаются ссылки на страницу статьи о сочинении-описании, а самой статьи нет! Как же так?! И почему вы молчите?! Прошу вас, не спешите уходить с сайта, если что-либо не нашли или есть вопросы! Оставьте свой отзыв, пожалуйста! Не стесняйтесь критиковать меня, мои статьи, ссылки! Задавать любые вопросы и высказывать замечания! Я буду очень благодарна вам за любой комментарий на сайте!

Пришло время, наконец, исправить досадное недоразумение с пропажей статьи и написать новую.

Итак, с чего начать работу над сочинением-описанием ?
Прежде всего, как и при написании любой работы, надо обдумать цель, тему и основную мысль будущего текста . Как это сделать, можно прочитать

Перед вами стоит задача: написать сочинение-описание.

Значит, вам надо что-либо ОПИСАТЬ . Описать можно что угодно: предмет, природу, человека, животное, явление, процесс, состояние и т.д.

Описать – значит ответить на вопрос: КАКОЙ? Какой предмет? Какая природа? Какой человек? И т. д…

Таким образом, описать – значит перечислить признаки предмета, природы, человека, животного, явления или процесса, т.е. дать характеристику . Поэтому в сочинениях типа описания должно быть много слов, обозначающих качество: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и ПРИЧАСТИЙ, существительных и наречий !!!

Удивительно, но в текстах-описаниях может совсем НЕ БЫТЬ глаголов или их очень мало. В этом — отличие описаний от

Почему? В описаниях нет движения . Нет развития действия, нет событий. Тексты описание и повествование различаются, как фотография и видео.

Описание — это словесная фотография, оно дает представление о предмете, человеке, явлении и т.д. Описание создается для того, чтобы читатель «увидел» то же, что увидел автор.

Если глаголы в описаниях и употребляются, то только в одной форме. Например, только в форме прошедшего времени, или только в настоящем, или только в будущем времени.

Мой совет: используйте в описании глаголы несовершенного вида прошедшего времени.

Пример типичного текста-описания

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

(А. И. Куприн)

Каких слов в этом отрывке больше?

Ясное, чистое, нежно-голубого, легкие, белые, розовым, прозрачной, гигантские, растопыренные, золотые прилагательные.

Освещенные, еще не взошедшего причастия .

Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета , изображают признаки неба.

Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.

Какие бывают описания?

В зависимости от цели текста , для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. () К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания .

Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).

Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег».

Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах.

Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.

Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются . Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.

Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель . Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать . Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.

Как писать сочинение-описание (план)

  1. Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д.
  2. Отдельные признаки и детали.
  3. Отношение автора текста к описываемому.

Вот и все на сегодня.

У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!

В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?

Вконтакте

Чтобы описать какой-либо предмет, в том числе животное, или растение с научной точки зрения. необходимо указать все его характеристики, определенно, представляющие интерес для науки, без выражения отношения к этому предмету, показать форму и содержание предмета. А если следует описать с художественной точки зрения. соответственно, как художественного предмета, тогда дают описание с помощью художественного стиля, такого образного, используют множество образных сравнений, метафор, аллегорий, эпитетов, множество прилагательных имен, слов с уменьшительно-ласкательным значением. Показывают свое авторское отношение к предмету, воздействуя на читателя, используя лексику и словарный запас русского языка, все его приемы, чтобы передать образ этого предмета, подчеркнуть его художественность, представить собственное отношение и чувства к этому предмету.

Если говорить о научном стиле:

Определение из википедии:

Если говорить о художественном стиле:

Например, что такое растение пшеницы с научной точки зрения?

Растение пшеницы имеет мочковатую корневую систему, стебель – полый, или заполнен паренхимой, представляет из себя соломину, разделенную по всей протяженности перегородками, которые являются стеблевыми узлами, а расстояния между ними – междоузилия, всего их у пшеницы 5 – 7. Лист линейный. Соцветие представлено сложным колосом. Плод – голая односемянная зерновка, или, в агрономии, – зерно. Зерновки бывают овальными, округлыми, яйцевидными, с выраженным хохолком, продольной бороздкой.

Растение пшеницы же художественным языком – пшеничка, которая взросла на полях и бескрайних просторах, появивлись из зернышка для того, чтобы дать урожай, чтобы из каждого растения спели хлеба. Каждый колоск – это горстка зернышек золотистого цвета, и все поле пшеницы золотится, когда поспеет, колыхаясь от ветра, радуя взор. Каждый колосок, если высыпать зерна на ладонь, имеют запах хлеба, они впитали свет солнца, дождевую влагу, развиваясь на широких просторах.

Описывая животное в научном стиле, следует сказать о нем, как о представителе своего класса, семейства, рода, вида. Внешне, – сколько лап, наличие хвоста, уши, форму ушей, хвоста, форму грудной клетки и т. д. Сказать, что из себя представляют системы органов, как нервная, кроветворная, пищеварительная, дыхательная, органы мочевыделения и размножения, если есть все эти системы, подробно описав. Если систем органов нет, то сказать, что их заменяет (им предшествует). В общем, описать все то, что из себя представляет животное для науки, значение в природе, промысловое значение, в быту человека.

Например, о волке можно начинать рассказывать в научном стиле:

А говоря в художественном стиле, рассказать, как блестяща и пушиста шерсть животного, как игривы повадки, манеры, добродушен нрав (или, наоборот), показать свое отношение к существу.

Если говорить о волке в художественном стиле, можно начинать рассказывать о нем таким образом:

Волк – это хищное, дикое животное, со своими повадками и нравом, прекрасное своей грациозностью, стройное и бесстрашное.

(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мое любимое животное – кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась – у меня дома...
  2. Сложно представить, каким “тусклым”, “бедным” и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных...

Сочинение - описание довольно трудное упражнение. Это связано с тем, что тип создаваемого текста - описание, считается ошибкой наличие признаков повествования или рассуждения. В живой речи редко ребенок использует тип описания как единственный, поэтому сочинения часто получаются искусственными, надуманными. Особенно сложны сочинения-описания внешности человека, которые иногда превращаются в простое перечисление признаков. В то же время сочинение должно иметь замысел, части текста должны быть связаны между собой.

При описании предмета учащимся необходимо показать особенности описания, его признаки. Чтобы определить тип речи надо выделить "данное" и "новое".

В описании предмета "данным" является сам предмет или его части, "новым" - признаки предмета.

В описании предмета "данное" - обычно имя существительное или местоимение, "новой" - чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол.

Возможны следующие задания:

1. Прочитайте текст. Спишите. Определите тип речи. Назовите способы обозначения признака в данном тексте.

Он оказался размером с наперсток, с желтовато-серым брюшком и зеленой, как свежий тополиный листок, спинкой.

Выпуклые глазки блестели, словно черные стеклянные бусинки. Аширокий рот был озорным, как у первоклассника, который готов смеяться даже на уроках математики. (В. Крапивкин).

Какого стиля текст? Какую роль в данном случае играют уменьшительно ласкательные суффиксы имен существительных?

2. Найдите или составьте сами описание животного.

Описание предмета проводится еще в первом классе. Учащиеся составляют устные рассказы, небольшие (состоящие из двух-трех предложений) тексты.

После объявления темы сочинения "Моя любимая игрушка" (1 класс) многие дети призадумались. Трудно было не только описать, но и проведенная беседа показала, что первоклассники не замечают детали образа, тонкости в наряде своих игрушек. На вопросы они отвечали: "Кукла нарядная, красивая. Ее зовут Лиля" и т.д. И вот здесь учитель должен привлечь их внимание: к внешнему виду куклы, к деталям (несхожесть с другими куклами, ее особенность), к тому какое чувство испытывает ученик при обучении с куклой (радость, грусть, печаль).

Беседа показала, что у детей постепенно создавался образ куклы, его неповторимость, они улавливали его настроение, чувствовали радость, у детей появлялись робкие художественные приемы описания. (40, с. 45) Например,

Пушистик

У нас в классе есть минутка Пушистик. Он часто приходит к нам на урок. Мишенька хлопает в ладоши и радуется верным ответам детей. На уроках он всегда нарядный. Шерсть яркая, кудрявая, волнистая. Глаза и носик, как угольки. Лапки словно зелененькие листочки весной. Сам он очень красивый. Мы его все любим.

Нина Сизова

В 5 классе учащиеся пишут сочинения по картине-натюрморту, где описание предмета является важной составной частью.

В описании места "новое" - предмет, "данное" - их местоположение.

"Новое" в описании места обычно выражается именем существительным, "данное" - наречием со значением места, существительным или местоимением с предлогом. (27, с. 38)

Предлагаем следующие задания:

1. Спишите текст. В каждом предложении найдите "данное" и "новое" и обозначьте их над строкой. Определите тип речи.

Квартира Славы большая и светлая. На полу - ковер. Над столом - красивый абажур. На диване - маленькие пестрые подушки.

2. Прочитайте текст. Определите тип речи и способ связи предложений. Постройте схему текста. Чем выражено "данное" и "новое"?

Комната была похожа на мебельный магазин. В беспорядке стояли шкаф, столы, тумбочки, кресла, сундуки. В углу виднелись округленные контуры рояля. Через всю комнату от железной печи тянулись к окну трубы, подвешенные на проволоке к потолку. На полу валялась картофельная шелуха. В углу облезлая щетка прикрывала кучу мусора, который все собираются вынести, но никак не вынесут. Возле двери стоял рукомойник, под ним - переполненное ведро.

При описании состояния (природы, среды, лица) возможны следующие задания:

  • 1. Прочитайте тексты. Найдите в них общее значение. Под каким общим заголовком можно поместить тексты: "Описание места?", "Описание предмета?", "Описание состояния?
  • 1. Было пасмурно и ветрено. Волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
  • 2. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы.
  • 3. В лесу сделалось совсем темно. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод.
  • 4. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым аромат сосняка.

В описании состояния используются как предложения с двумя главными членами, так и предложения с одним главным членом, который может быть выражен именем существительным в именительном падеже (Утро. Мороз), безличным глаголом (Морозит. Смеркается), личным глаголом в значении безличного (Быстро темнеет), особым наречием на -о: пасмурно, холодно.

В описании состояния предложения могут члениться на "данное" и "новое", а могут и не члениться.

Членятся на "данное" и "новое" предложения с двумя главными членами при обычном порядке слов (Рябина краснеет. Листья падают с деревьев, шуршат).

Не членятся на "данное" и "новое" предложения с одним главным членом и предложения с двумя главными членами при необычном порядке слов (Наступила осень). В этом случае все предложение является "новым", "данным" нулевое.(14, с. 38)

Типы возможных упражнений:

  • - определение типа речи данного текста. Найти "данное" и "новое" в предложениях;
  • - среди данных текстов найти описание состояния природы, среды, лица;

В художественных произведениях писатели часто изображают неживые предметы как живые, особенно при описании природы, окружающего мира. Это делает текст более эмоциональным и выразительным, помогает читателю "увидеть" природу как живое существо.

Оценка - это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности. Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т.д.

Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.

Основные средства выражения оценки:

  • - прилагательные (прекрасный, славный);
  • - наречия на -о (хорошо, плохо);
  • - отвлеченные существительные (красота);
  • - слова с суффиксами оценки: -еньк-, -очк-, -ик-, -к-, -ушк-, (-юшк-) и др. (серенький, котеночек, хвостишко, тихонечко);
  • - частицы (что за, как, вот, же и др.);
  • - междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!)
  • - синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.).

В 6 классе учащиеся начинают писать сочинения-описания интерьера.

Интерьер - это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.

Преобладающим типом речи в сочинении-описании интерьера является описание места. Предметы, находящиеся в помещении можно просто назвать, указать на их местоположение, а также описать. Описания помещений могут строиться способом как цепной связи, так и параллельной. Цепная связь может соединяться с параллельной. (14, с. 37)

Часто учащиеся допускаю речевые ошибки (например, тавтология). Язык небогат, однообразен. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д.

Поэтому учитель должен обратить внимание на следующие вопросы:

  • 1. Избежание неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит). Использование безглагольной конструкции или замена слова, обозначающими не только наличие предмета, но и его признак (темнеет, виднеется, блестит).
  • 2. Использование разнообразных языковых средств для передачи местоположения предмета ("данного"): около, рядом, с, за, напротив, посередине, в центре, справа от+, у, над, здесь, слева от+, возле, где-то, кое-где.
  • 3. В сочинении не только описывается предмет, но и передается отношение к нему.

Обычно описание интерьера с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль (что?) сочинения. В тетрадях для сочинений можно составить примерный план:

I. Само помещение: (какое?)+

Стены - (какие?)+

Дверь - (какая?)+

Полы - (какие?)+

Окна - (какие?)+

II. Мебель, обстановка.

Стол - (какой?)+

Стулья - (какие?)+

Гардероб (шкаф) - (какой?)+

Зеркало - (какое?)+

Диван - (какой?)+

Затем учащихся можно попросить ответить на вопросы:

Как предметы расставлены? В каком порядке?

Порядок слов в описании помещения определяется основной мыслью высказывания. Если задача высказывания состоит в том, чтобы описать место, рассказать, какие предметы обстановки находятся в комнате, то слова в предложении располагаются в следующем порядке: сначала называется место (где?), затем предмет (что?). Если нужно обратить внимание на состояние помещения, на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает свое место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и все лежит не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?).

В композиции описания интерьера обычно выделяются две части: в одной из них передается общее впечатление от помещения, в другой называются и описываются предметы, находящиеся в помещении.

обучение написание классификация сочинение