Open
Close

Князь Вещий Олег: биография, годы жизни и легенда о смерти. История: И примешь ты смерть от коня своего…

Вещий Олег - одна из самых загадочных фигур в русской истории. Кем он приходился Рюрику, ходил ли на Царьград и, наконец, о какой его смерти «за морем» упоминают русские летописи - на все эти вопросы еще только предстоит ответить.

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии - Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Поход, которого не было

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище - «Вещий». Согласно «Повести временных лет», князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда.

Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии.

Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля - Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

А была ли змея?

По преданию, описанному в «Повести временных лет», князю была предсказана смерть от любимого коня. Олег приказал увести его и вспомнил о зловещем пророчестве лишь через несколько лет, когда тот давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и, встав одной ногой на череп, произнес: «Его ли мне бояться?». В тот же миг, из черепа выползла змея, смертельно ужалившая князя.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная спустя несколько веков после смерти Олега. Легендарному князю-воеводе - легендарная смерть. Подобный прием, который частенько применялся и в других странах средневековой Европы, придавал исторической фигуре еще большее значение в глазах потомков. Причем, зачастую разные авторы использовали одну и ту же историю. Так, в одной исландской саге рассказывается о викинге Орварде Одде, которому еще в молодые годы была предсказана смерть от его коня. Чтобы не дать судьбе свершиться, Одд убил животное, бросил в яму, а труп завалил камнями. В результате, смерть в лице ядовитой змеи настигла его, как и Олега, на могиле убитой лошади: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро».

На сегодняшний день не установлено, кто у кого позаимствовал оригинальную идею. Точную дату истории смерти Олега в «Повести временных лет» установить достаточно сложно, поскольку летописный свод не раз переписывался. Известно лишь то, что Орвард Одд, в отличие от Олега - вымышленный герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий позднее XIII века. Возможно, печальная кончина в лице змеи - изначально скандинавский сюжет, попавший на Русь вместе с варягами и получивший свое новое воплощение в местных преданиях об Олеге. Хотя, некоторые исследователи полагают, что герой скандинавских саг Орвард Одд и Олег - одно и то же лицо.

Персидская эпопея

«Повесть временных лет» является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное - конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега - «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе - Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии - смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам….» - эти строки прекрасно знакомы каждому еще со школьной скамьи. Однако сегодня мало кто знает, кем же на самом деле был этот замечательный персонаж, когда существовал и что сделал для родного народа и это несмотря на то, что он является одним из самых известных князей древней Руси. Давайте вместе разберемся, кто же такой князь Вещий Олег, каким образом он получил власть, чем он прославился за годы своего правления и как погиб, превратив свою жизнь в настоящую легенду, умело воспетую Александром Пушкиным.

Князь Вещий Олег: биография, происхождение и вокняжение

Существует несколько версий происхождения Вещего Олега. Каждая из них имеет полное право на жизнь. Обычно историки опираются на сохранившиеся документы. В нашем случае речь идет о «Повести временных лет», которая в современной интерпретации, все больше и больше смахивает на художественное произведение и все меньше на исторический источник, а также о Новгородской Первой летописи, которая уже дает более достоверные сведения и факты. Нужно отметить, что согласно новейших исследований, оба документа имеют колоссальное количество неточностей и ошибок в хронологии событий десятого века.

О происхождении Вещего Олега существует много легенд. Одни считают, что он был дальним родственником Рюрика, другие говорят, будто он приходился тот ли родным, то ли двоюродным братом его супруги. К примеру, великий историк и географ Василий Татищев называет ее Ефандой, опираясь на Иоакимовскую летопись. По легенде эта женщина была норвежской королевной, которая бросив все, сбежала от родителей с любимым мужем.

Как бы там ни было, но ничего о происхождении князя Олега в «Повести временных лет» не написано. Видимо, автор не посчитал нужным углубляться в столь несущественные детали, казавшиеся ему очевидными и не требующие пояснений. Потому точно узнать, кем был этот удалой молодец, по легенде имеющий дар предвидения, как прошла его юность и молодость, где он жил и кем воспитывался, едва ли когда-то будет возможно.

Однако об этом легендарном человеке рассказывают не только русские легенды, но и предания иных народов. К примеру, его имя можно встретить в скандинавской «Саге об Одде Стреле» (Ǫrvar Odds saga). Это свидетельствует о том, что человек этот был известен и популярен в Скандинавии. Правда, датируется он только тринадцатым веком, то есть почти через три сотни лет, после интересующих нас событий.

Великий князь киевский Олег Вещий

Когда в 879 году старый Рюрик возлег на смертном одре, его отпрыску малолетнему Игорю не было еще и двенадцати лет. Потому отдавать его новгородский престол было никак невозможно. Пришлось срочно искать выход, и он нашелся, в лице брата жены Олега. Именно ему передал правление умирающий князь. С тех самых пор он поселился в Новгороде, в качестве регента и опекуна для юного князя. С первых лет своего правления он задумывал великие дела и свершения и в основном, все они ему удались, недаром современники называли его человеком чрезвычайно предприимчивым и воинственным.

Цель была одна, захватить для своего государства чем побольше земель, но не бессмысленно воевать просто так, а значительно укрепить свое воздействие на мировой арене, если можно так сказать. Основная идея состояла в том, чтобы прибрать к рукам весь путь от Новгорода в богатую товарами Грецию, захватит все течение полноводного судоходного Днепра. Так можно было получить контроль над торговлей, получая из этого крупные барыши и прибыли. Но для этого пришлось бы покорить племена славян, что проживали там издревле.

Одних дружинников для достижения столь великой цели было явно маловато. Потому в эти годы правления князя Олега Вещего (880-882 гг.) был брошен клич для того чтобы собрать боеспособную армию. Подключены были кривичи, варяги, чудь, словены, веси, мерю и прочие. Они вполне успешно выдвинулись в поход и вскоре захватили Смоленск и Любеч. Осталось только погрузиться в челны и спуститься в Киев, где засели на то время бояре Аскольд и Дир.

«Повесть временных лет» гласит, будто Олег сказался купцом, что везет свои товары в Грецию, чем усыпил подозрительность киевских правителей. Когда же они пришли повидать богача, то он вышел к ним и сказал, что они не княжеского рода, потому и править не могут, а вот он может. После этого мужчины были убиты и тут же преданы земле. Тексты более поздние, второй половины четырнадцатого века, а именно Никоновская летопись рассказывает несколько иную историю. Согласно этим текстам, Олег обманом заманил Дира и Аскольда к себе на ладью, сказавшись больным. Когда же они пришли, убил их.

Стоит запомнить

Местоположение города Киев показалось Вещему Олегу очень выгодным, на большой реке, что ведет прямиком в богатые «греки». Потому он прихватил дружину, не подросшего еще Игоря и переехал жить туда. Именно этому легендарному человеку принадлежат слова «Да будет это мать городов русских».

Первые походы и достижения

Получается, что вовсе не Рюрик объединил славян, а скорее Олегу принадлежит основание Древнерусского государства. Интересно, что, став князем Киевским, он назначил Новгороду дань в триста гривен, которые полагалось платить ежегодно.

  • В 883 году были проведены работы по укреплению киевских заградительных сооружений, выстроены мощные частоколы, выкопаны рвы.
  • В том же году были подчинены племена древлян, что жили до этого достаточно бесконтрольно.
  • Спустя год покорить удалось также северян, которые после непродолжительного сопротивления поняли, где их ждет большая выгода и не стали больше «ломаться».
  • К 885 году были захвачены еще и радимичи.
  • В 889 году сами пришли под крыло киевского князя еще и угры (венгры).

Стоит вспомнить, что два последних племени успешно все это время платили дань хазарам. Именно на этом умному Олегу удалось сыграть как нельзя лучше. Он говорил народам, что враг его врага, скорее всего, оказывается другом, потому, подчинившись ему, они избавятся от потребности платить оброки и пошлины.

Византийская война

Знаменитый Царьград (Константинополь) всегда казался лакомым кусочком для всех правителей. Расположенный на стратегическом мысу между Золотым Рогом и Мраморным морем, как раз на границе между старой Европой и молодой и дикой Азией, давал влияние на всю Византию, с ее несметными сокровищами. Считается, что Олег выстроил две тысячи ладей, в которые помещалось не менее сорока человек. То есть, по тем временам армия у него была просто колоссально огромная.

В ратники для похода на Византию брали не всех, только самых смелых, отчаянных, голодных и бедных, к примеру, славян, финнов и варягов. Такой выбор едва ли был случайным, богатые люди воюют неохотно, так как дома их ждут сытые подворья и упитанные дети. В 907 году Олег выступил в поход и вскоре был уже под вратами Царьграда. Но византийский император Лев VI Философ опрометчиво приказала запереть ворота и огородить гавань цепями. Так захватчики могли только грабить и жечь пригороды и окрестные деревни.

Некоторые источники говорят, что это вынудило Олега мыслить нестандартно, чтобы как-то компенсировать невозможность попасть внутрь Константинополя. Он приказал озверевшим от безнаказанности и жажды грабежа варягам, уповающим только на своего умного господина, сделать колеса и прикрутить их к ладьям. Они подняли паруса, а когда подул свежий ветер, корабли пошли к городу, что несказанно напугало глупых греков, хотя количество их могло смутить кого угодно.

Испуганные до смерти греки решили пойти на попятную и предложили киевскому князю дань и дружбу навеки. На это он охотно согласился, однако, цену назначил настолько непомерную, что даже самые богатые византийцы не смогли сразу же собрать всю сумму. Считается, что он взял по 12 гривен за каждую уключину (место, железная петля, куда вставляется весло на ладье). На вратах Царьграда после этого был прибит щит Олега.

Многие считают, что весь этот поход – всего лишь легенда, а сведения о нем скомпилированы из более поздних походов. Но стоит обязательно упомянуть, что договор 911 года, когда в Константинополь было отправлено русское посольство, подтвердил заключение многолетнего мира и выплату дани. Если ничего подобного не было, то что тогда можно было закреплять? В подлинности этого документа историки ничуть не сомневаются.

Новгородская версия правления Вещего Олега

Походы Вещего Олега представлены не только в вышеозначенном варианте. Согласно Новгородской первой летописи, правил такой князь исключительно под начало Игоря Рюриковича. Причем захватить Киев, убив Дира и Аскольда, тоже удается именно ему, в то время как сам Олег в это время возвращается в Ладогу, где и погибает, не то в 911, не то в 922 году при невыясненных обстоятельствах, о которых мы поговорим позже. Нужно признать, что такой вариант развития событий напрямую противоречит тому самому договору 911 года, где он конкретно назван великим российским князем.

Арабский историк, путешественник и географ Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди говорит о том, что в 912 году крупный флот руссов вошел в Керченский пролив и был пропущен хазарским правителем. По задумке, они должны были пройти по реке Дон до самой Волги, а там уже было рукой подать до Каспийского моря. Таким образом русам удалось разграбить Азербайджан, при этом половину всей добычи они отдали хазарам, как и договорились. Во все века обман, сплетни и предательство зачастую становилось роковым для известных личностей.

Царская гвардия ал-ларисия возмутилась допущенным убийством единоверцев (мусульман), и царь решил оставить армию русов на произвол судьбы, что и привело к плачевным последствиям. Сражение длилось три дня и три ночи, словно в сказке. Отмечается, что погибло более тридцати тысяч воинов, а оставшиеся пять тысяч попытались спастись бегством, отправившись вверх по Волге. Но и там им не повезло, они были добиты булгарами и буртасами.

Третий вариант жизнеописания и походов

Годы правления Вещего Олега овеяны легендами и слухами, причем сведения настолько разрозненны, что многие историки даже не берутся искать в них крупицы истины. Впрочем, есть смысл просто дать информацию читателю, чтобы он сам делал выводы. Существует некий «Кембриджский документ», который назван так по месту хранения. Это своего рода письмо неизвестного иудея, написанное на древнееврейском языке. Вероятнее всего написал его кордовский сановник Хасдай ибн Шапрут, что и собирал в то самое время сведения о Хазарии в Константинополе. Датируется документ 949 годом.

В бумаге есть упоминание имени H-l-g-w (Хелгь, Хелгу), владельца которого зачастую связывают с русским князем Олегом. В документе именно этот загадочный персонаж называют постоянно правителем Русии, однако описанные события более напоминают действия Игоря, да и хронология событий более соответствует более позднему периоду.

Княгиня Ольга и первая письменность на Руси

Стоит рассказать еще одну интересную подробность жизни князя Олега, а именно его непонятные отношения с некой женщиной, которая впоследствии первой приняла крещение на Руси. Ни одна летопись не дает достоверных данных о рождении княгини Ольги, однако «Архангелогородский летописец» гласит, будто на момент вступления в брак с Игорем Рюриковичем, ей было всего десять лет от роду. Потому многие историки, такие как Карамзин и Войтович, склоняются к мысли, что родилась она в 893 или в 894 году.

Некоторые историки также считают, что Ольга была внучкой легендарного старейшины ильменских словен, а ко всему, еще и дочерью Олега. Из Иоакимовской летописи следует, что когда подопечный князя возмужал, тот решил его женить на девушке из знатного рода Гостомысла по имени Прекраса. Для того же, чтобы увековечить собственное имя, он ее переименовал, назвав Ольгой. Однако и тут разобраться досконально получится едва ли, так как все сведения из разрозненных источников зачастую противоречат друг другу.

Занимательно

Многие считают, что свое прозвище Вещий, Олег получил не случайно. В некоторых документах той эпохи говорится о том, что этот статный и воинственный мужчина порой мог наперед предвидеть события и исходы битв, из-за чего его армия редко терпела поражения. Глядя с высоты прошедших лет, ученые считают, что никакими экстрасенсорными способностями он никогда не обладал. Просто, наделенный острым умом и мощной логикой, он мог заранее проанализировать соотношение сил и происходящие события.

Самый приятный сюрприз в годы правления князя Олега Вещего – это возникновение на Руси настоящей письменности. Приблизительно в 860 году на Ладоге братья Кирилл и Мефодий, родом из современных Салоников, которые на те времена звались Солуни. В той самой «Повести временных лет» упоминаются эти легендарные создатели старославянской азбуки.

Олег всячески способствовал развитию данной темы. Он принимал революционные реформы, официально признал азбуку и тот самый алфавит, который мы сегодня используем каждый день. Та же письменность была признана и принята в Болгарии и Сербии, но только спустя четверть тысячелетия. За это стоит сказать огромное спасибо князю Олегу.

Гибель и связанные с ней легенды

Истинных обстоятельств смерти или гибели князя Олега, прозванного современниками Вещим, наверное, не узнает никто. Сведения, приводимые историческими источниками, настолько разрозненны и противоречивы, что найти истину непросто. В «Повести…» можно найти отрывок, где говорится, что этому трагическому событию предшествовало падение крупного метеорита. Это воспринималось в те времена, как настоящее знамение. Дословно летописец говорит о появлении «звезды великой на западе копейным образом».

Есть два предания, из первой летописи и «Повести временных лет», которые рассказывают одну и ту же загадочную историю. Будто бы волхвы задолго до смерти Олега предсказали ее. Они считали, что погибнет от собственного боевого коня, которого князь очень любил. Тогда он удалил лошадь, приказал кормить ее и ухаживать за нею, но сам никогда больше к ней не приближался.

Однажды, спустя четыре года, он вдруг вспомнил об этой истории, но конь к тому времени уже благополучно умер. Олег отправился посмотреть на его кости, чтобы утвердиться в мысли, будто волхвы соврали или просто ошиблись. Когда же наступил он на череп ногой, попирая его, оттуда выползла змея и укусила его. Князь после этого заболел, слег и вскоре умер, так как противоядия не нашлось.

Непонятно и где похоронен Вещий Олег, так и насчет этого имеется у двух исторических источников разное мнение. «Повесть…» говорит о могиле, что располагается в Киеве на горе Щекавице. Другой источник гласит, будто похоронен был князь вовсе не там, а в селе Ладоге. Однако в то же время первая летопись свидетельствует, будто он «ушел за море, где и сгинул».

Нужно знать

История о черепе коня нашла свое отражение в еще одном эпосе, на первый взгляд, не имеющем никакого отношения к истории Олега. Речь идет об исландской саге о славном викинге, по имени Орвар Одд. Однако стоит вспомнить и о том, что если князь действительно был настоящей исторической личностью, а вот скандинавский воин – вымышленным персонажем.

Интересные факты, вымысел и след в истории

Жизнедеятельность и смерть Олега покрыта тайнами и мистикой, спорить с этим не станет никто. Польский историк Генрик Ловмянский считал, что новгородское правление князя вообще стоит поставить под сомнение. Он утверждал, что он был смоленским князем, а вся история его связи с Рюриком позже сфабрикована летописцами. Главным доказательством этого, с чем согласился и А. Лебедев, предъявляется факт обложения новгородцев данью. Едва ли он поступил бы так, после княжения в этом городе.

С датой смерти Олега тоже связано множество всяческих недоразумений. К примеру, 912 год является также временем гибели главного врага князя, византийского правителя Льва VI. Удивительно, но получается, что оба они правили ровно по тридцать три года, как и князь Игорь и его антагонист Роман Первый. Это наводит на определенные мысли.

Жизнеописание, а главным образом красивая легенда о его гибели, отражена в самых разнообразных литературных произведений. Это стало основой для сочинений Пушкина, Высоцкого, Васильева, Рылеева, Пануса. Было снято несколько художественных фильмов и даже открыты памятники. В 2007 году открыт монумент на горке в Переяславе-Хмельницком. Также имеется памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге.

На вопрос как и когда и кто убил вещего Олега заданный автором Ѐома Селин лучший ответ это Когда он черепа собирал по полу, его змея укусила. Раньше у князей хобби было такое, кто больше черепов насобирает. Потом хвастались, друг перед другом, Черниговский князь перед киевским, московский перед Черниговским, в тот год ему как раз оставалось всего пару черепов найти, чтобы в финал выйти. Не успел. А змею ту казнили принародно, на палку насадили и детям отдали, те её в воздух запускали. С тех пор та забава так и называется, запускать змея, может слышал...

Ответ от Елена Достаевская [гуру]
Змея из черепа коня за ногу-кусь!


Ответ от Водосброс [гуру]
Раздавил. Накануне набега на пиченегов. Груз ответственности.


Ответ от Недосол [гуру]
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море» . В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться? » Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Вот как погиб Орвар Одд: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой? “ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса] . И после этого умирает Одд»


Ответ от Невроз [гуру]
Змея - гадёныш.Там читать немного. Зато всё поймёшь из первых уст.


Ответ от Виолеттка Васильева)) [гуру]
Смерть Олега окутана такой же непроницаемой тайной, как и его жизнь. Легенда о "гробовой змее", вдохновившая Пушкина, - лишь часть этой загадки. В отношении смертельного укуса змеи давно уже высказывалось сомнение: в Приднепровье нет таких змей, чей укус в ногу, мог бы привести к смерти. Чтобы человек умер, гадюка должна укусить по меньшей мере в шею и прямо в сонную артерию. "Ну, хорошо, - скажет иной читатель с богатым воображением. - Для такого случая те, кто замыслил изощренное убийство князя, могли специально приобрести какого-нибудь заморского "аспида" и заранее спрятать его в черепе любимого Олегова коня". Но загадка смерти князя заключается совсем в другом.Дело в том, что в Новгородской Первой летописи младшего извода (в отличие, к примеру, от Лаврентьевской) история смерти Вещего Олега излагается иначе. Чтобы не быть голословным, процитирую данный фрагмент полностью: "И прозваша и [так! ] Олга вещии; и бяху людие погани иневегласи. Иде Олег к Новугорорду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну [укусила] змиа в ногу, и с того умре: есть могыла его в Ладозе". В этих трех строчках целый букет невероятных загадок. Оказывается, умер князь Олег в Ладоге по дороге в Новгород. Напомню, согласно Ипатьевской летописи, Старая Ладога - первая столица (еще до Новгорода и Киева) Державы Рюриковичей. Именно здесь и похоронили Олега, коему прямые потомки Рюрика обязаны укреплением собственной власти и распространением ее на другие русские земли. Здесь же и его могила, которую, кстати, экскурсоводы показывают немногочисленным туристам и поныне (правда, археологические раскопки на сем месте не производились, и сама "могила" носит, скорее, символический характер) . Далее: новгородский летописец не отрицает смерти Олега от укуса змеи, но делает важное уточнение, которого нет у Нестора: змея укусила ("уклюнула") Олега не на днепровском или волховском берегу, а "за морем"! Действительно, "за морем" - но только не Балтийским (Варяжским) или Белым - есть немало змей (не чета нашим гадюкам) , от укуса которых можно скончаться на месте. В Новгородской летописи однако сказано, что после укуса Олег "разболелся". Если совместить Несторову летопись с Новгородской, то получится: князя привезли из-за моря смертельно больным, и он пожелал умереть на родине.


Ответ от Alisaвчудеснойстране [гуру]
По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться? » Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая и ужалила князя, от чего тот скончался По русским летописям у Олега детей не показано. Но существует версия, что сыном Олега был Олег, провозглашённый в 935 г. моравским князем, приняв имя Александр. Но в 942 г. Олег был выгнан из Моравии венграми и в 945 г. вернулся на Русь, где умер в 967 г. бездетным.


«И жил Олег, княжа в Киеве, и мир имея со всеми странами». Сей Герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствия. Окруженный знаками побед и славы, Государь народов многочисленных, повелитель войска храброго мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Необычайные удачи в походах, находчивость и смекалка, удаль и хитрость породили немало преданий об Олеге. Ему стали приписывать особенные свойства, дар предвидения, вследствие чего и утвердилось за ним прозвание "вещий". Обремененный годами, Олег хотел уже тишины и наслаждался миром. Никто из соседей не дерзнул нарушить его покой. Умер Олег в 912 году. По преданию, смерть предсказал ему старый волхв (колдун): "Примешь ты смерть от коня своего".

Олег усмехнулся - однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит, и треплет по шее крутой...

С тех пор Олег не садился на своего коня. Прошло много лет. Как-то вспомнив о любимом скакуне и узнав, что он уже давно сдох,

Могучий Олег головою поник

И думает: " Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня".

И хочет увидеть он кости коня.

Скорбя над останками верного друга, князь, наступив на череп коня, продолжал иронизировать над "лживым предсказанием":

"Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!"

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

А.С. Пушкин

Русичи горячо переживали кончину Олега. "Народ стонал и проливал слезы", - записано в летописи. «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе называемою Щековица. Есть же могила его о до ныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения тридцать и три.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как можно сказать выразительнее в похвалу умершего государя. Вещий Олег вошел в историю России как истинный герой, деяния которого возвеличили ее. Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все, что до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег, в самом деле, был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности. Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей, Князь был истинным основателем ее величия. История признает ли его незаконным Властелином с того времени, как возмужал наследник Рюриков? Великие дела и польза государственная, не извиняют ли властолюбия Олегова? И права наследственные, еще не утвержденные в России обыкновением, могли ли ему казаться священными?.. Но кровь Аскольда и Дира осталась пятном его славы. Но как бы то ни было, Олег остался в русской истории как объединитель северной и южной Руси в одно государство, слава о котором гремела и в Византии, и на Европейском Севере. Из всего этого следует, что Олег был первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил её пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, нанес первый ощутимый удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега и его дружины «неразумные хазары» безнаказанно собирали дань с соседних славянских племён. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец пытались навязать совершенно чужую русскому народу идеологию - исповедуемый хазарами иудаизм.

Как писала ранее, что с 882 г. по 907 в летописи нет никаких данных. Но если исходить данными В.Н. Демина «Русь летописная», то князю Олегу мы обязаны письменностью. Вернее он опирается на летопись Нестора, где в 898 г. Нестор соединил появление письменности на Руси со времен княжения Олега. Имена солунских - братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом.

Из всего выше описанного можно сделать вывод, что деяния Олега Вещего, верховного правителя созданной им державы, сплошная череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными событиями в истории Руси: и тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами поверженного Царьграда, и тем, что именно во время правления получила хождение русская азбука. Он заключил договора с Византией. После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут Государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное». Сильно сказано! И главное- правильно! Вот только где же эти герои в наши дни? Где созидатели?

К несчастью, в последнее время у нас перед глазами мелькали одни разрушители….

Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном русской земли - Вещим Олегом: одиннадцать веков назад князь - язычник и воитель жрец сумел подняться над собственным религиозно - идеологической ограниченностью во имя культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало неизбежным после обретения ими своего священного сокровища - славянской письменности и русской азбуки.

Олег, он же Вещий Олег (др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ). Умер ок. 912 года. Князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет» (ПВЛ), и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и ПВЛ), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно ПВЛ, Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином - братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег - это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, - взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам» .

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» - и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной , объявив: «Да будет это мать городов русских» . Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» .

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги.

Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы: И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд.

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком - поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI-XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском - Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI-IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Вещий Олег (документальный фильм)

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии:

Львова А. Д. драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге»;
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге»;
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. 1825;
Васильев Б. Л. «Вещий Олег»;
Панус О. Ю. «Щиты на вратах».

В кино:

Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин;
Покорение / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей;
Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости);
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) - документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.

Вещий Олег. Обретённая быль