Open
Close

Космическая станция мир. Гибель космической станции «Мир

Хоть человечество и отказалось от полетов на Луну, но тем не менее, научилось строить настоящие "космические дома", о чем говорит всем известный проект "станция Мир". Сегодня я хочу рассказать вам некоторые интересные факты об этой космической станции, которая проработала 15 лет вместо запланированных трех лет.

На станции побывало 96 человек. Было совершено 70 выходов в открытый космос общей продолжительностью 330 часов. Станцию называли великим достижением русских. Мы выиграли… если бы не проиграли.

Первый 20-тонный базовый модуль станции «Мир» был выведен на орбиту в феврале 1986. «Мир» должен был стать воплощением извечной мечты писателей-фантастов о космической деревне. Изначально станцию строили так, чтобы к ней можно было постоянно добавлять новые и новые модули. Запуск «Мира» приурочили к XXVII съезду КПСС.

2

3

Весной 1987 года на орбиту был выведен модуль «Квант-1″. Он стал своего рода космическим вокзалом «Мира». Стыковка с «Квантом» стала для «Мира» одной из первых внештатных ситуаций. Для того, чтобы надежно прикрепить «Квант» к комплексу, космонавтам пришлось совершить незапланированный выход в открытый космос.

4

В июне на орбиту был доставлен модуль «Кристалл». На нем был установлен дополнительный стыковочный узел, который по замыслу конструкторов должен служить шлюзом для приема корабля «Буран».

5

В этом году на станции побывал первый журналист – японец Тоехиро Акияма. Его прямые репортажи выходили в эфир по японскому ТВ. В первые минуты пребывания Тоехиро на орбите выяснилось, что он страдает «космической болезнью» - разновидностью болезни морской. Так что его полет не был особенно результативным. В марте того же года «Мир» пережил еще одно потрясение. Лишь чудом удалось избежать столкновения с «космическим грузовиком» «Прогресс». Расстояние между аппаратами в какой-то момент составило всего несколько метров - и это при космической скорости в восемь километров в секунду.

6

7

В декабре на автоматическом корабле «Прогресс» был развернут огромный «звездный парус». Так начинался эксперимент «Знамя-2″. Российские ученые надеялись, что отраженными от этого паруса лучами солнца им удастся осветить значительные участки земли. Однако восемь панелей, из которых состоял «парус», раскрылись не полностью. Из-за этого осветили район гораздо слабее, чем ожидали ученые.

9

В январе отходивший от станции корабль «Союз ТМ-17″ столкнулся с модулем «Кристалл». Позже выяснилось, что причиной аварии была перегрузка: возвращавшиеся на землю космонавты взяли с собой слишком много сувениров со станции, и «Союз» потерял управляемость+

10

Год 1995-й. В феврале на станцию «Мир» прилетел американский многоразовый корабль «Дискавери». На борту «челнока» находился новый стыковочный узел для приема кораблей НАСА. В мае «Мир» состыковался с модулем «Спектр» с аппаратурой для исследований Земли из космоса. За свою небольшую историю «Спектр» пережил несколько внештатных ситуаций и одну, фатальную, катастрофу.

Год 1996-й. С включением в состав комплекса модуля «Природа» монтаж станции был завершен. Он занял десять лет - втрое больше, чем расчетное время работы «Мира» на орбите.

11

Стал самым тяжелым годом для всего комплекса «Мир». В 1997 станцию несколько раз чуть было не постигла катастрофа.В январе на борту произошел пожар - космонавты вынуждены были надеть дыхательные маски.Дым распространился даже на борт корабля «Союз». Огонь потушили за несколько секунд до принятия решения об эвакуации. А в июне беспилотный грузовой корабль «Прогресс» сбился с курса и врезался в модуль «Спектр». Станция потеряла герметичность. Команде удалось заблокировать «Спектр» (закрыть ведущий в него люк) до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. В июле «Мир» чуть было не остался без электропитания - один из членов экипажа случайно отсоединил кабель бортового компьютера, и станция перешла в неуправляемый дрейф.В августе отказали кислородные генераторы - экипажу пришлось воспользоваться аварийными запасами воздуха.На Земле начали говорить о том, что стареющую станцию следует перевести в беспилотный режим.

12

В России об отказе от эксплуатации «Мира» многие и думать не хотели. Начался поиск иностранных инвесторов. Однако помогать «Миру» заграница не спешила.В августе космонавты 27-й экспедиции перевели станцию «Мир» в беспилотный режим. Причина - отсутствие государственного финансирования.

13

Все взоры были в этом году обращены на американского предпринимателя Уолта Андерссона.Он заявил о своей готовности вложить 20 миллионов долларов в создание компании MirCorp - фирмы, которая намеревалась заняться коммерческой эксплуатацией станции.Руководство Росавиакосмоса уверилось, что найти владельца тугого кошелька, готового вложить деньги в знаменитый «Мир». Спонсор и в самом деле нашелся быстро. Некий богатый валлиец Питер Люэллин заявил, что готов не только оплатить свою прогулку на «Мир» и обратно, но и выделить сумму, достаточную для обеспечения работы комплекса в пилотируемом режиме в течение года. То есть минимум, 200 миллионов долларов. Эйфория от быстрого успеха была так велика, что руководители российской космической отрасли не обратили внимания на скептические замечания в западной прессе, где Люэллина называли авантюристом. Пресса оказалась права. «Турист» прибыл в Центр подготовки космонавтов и начал тренировки, хотя ни пенса на счет агентства так и не поступило. Когда Люэллину напомнили про обязательства, он оскорбился и уехал. Авантюра бесславно завершилась. Что было потом - хорошо известно. «Мир» переводили в беспилотный режим, создали Фонд спасения «Мира», который собрал незначительную сумму пожертвований. Хотя предложения по его использованию были самые разные. Было и такое - наладить космическую секс-индустрию. Некоторые источники указывают, что в невесомости мужские особи функционируют фантастически безотказно. Но сделать станцию «Мир» коммерческой так и не вышло - проект MirCorp с треском провалился из-за отсутствия заказчиков. Не удалось и собрать денег с простых россиян - на специально открытый счет переходили в основном мизерные переводы от пенсионеров. Правительство РФ приняло официальное решение завершить проект. Власти заявили о том, что «Мир» будет затоплен в Тихом океане в марте 2001 года.

14

Год 2001-й. 23 марта станция была сведена с орбиты. В 05:23 московского времени двигателям «Мира» был дан приказ тормозить. В районе шести утра по Гринвичу «Мир» вошел в атмосферу в нескольких тысячах километрах к востоку от Австралии. Большая часть 140-тонной конструкции сгорела при входе в атмосферу. До земли долетели лишь фрагменты станции. По размеру некоторые были сравнимы с малолитражным автомобилем. Обломки «Мира» упали в Тихий океан между Новой Зеландией и Чили. Около 1500 обломков приводнились в районе, площадь которого составила несколько тысяч квадратных километров - на своеобразном кладбище российских космических кораблей. С 1978 года в этом регионе закончили свое существование 85 орбитальных конструкций, в том числе несколько космических станций. Свидетелями падения раскаленных обломков в океанские воды стали пассажиры двух самолетов. Билеты на эти уникальные рейсы стоили до 10 тысяч долларов. Среди зрителей было несколько российских и американских космонавтов побывавших до этого на «Мире»

Ныне многие соглашаются с тем, что управляемые с Земли автоматы намного лучше «живого» человека справляются с функциями космического лаборанта, связиста и даже шпиона. В этом смысле окончание работы станции «Мир» стало знаковым событием, призванным обозначить конец очередного этапа пилотируемой орбитальной космонавтики.

15

На «Мире» работало 15 экспедиций. 14 - с международными экипажами из США, Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции, Японии, Великобритании, Австрии и Германии. В ходе эксплуатации «Мира» был установлен абсолютный мировой рекорд продолжительности пребывания человека в условиях космического полета (Валерий Поляков - 438 суток). Среди женщин мировые рекорд длительности космического полёта установила - американка Шеннон Люсид (188 суток).

«Мир» — советский (впоследствии - российский) пилотируемый научно-исследовательский орбитальный комплекс, функционировавший с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года. На орбитальном комплексе «Мир» были совершены важнейшие научные открытия, реализованы уникальные технические и технологические решения. Принципы, заложенные при проектировании орбитального комплекса «Мир» и его бортовых систем (модульное построение, поэтапное развертывание, возможность выполнения оперативных ремонтно-профилактических мероприятий, регулярное транспортно-техническое снабжение), стали классическим подходом к созданию перспективных пилотируемых орбитальных комплексов будущего.

Головной разработчик орбитального комплекса «Мир», разработчик базового блока и модулей орбитального комплекса, разработчик и изготовитель большинства их бортовых систем, разработчик и изготовитель космических кораблей «Союз» и «Прогресс» - Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева. Разработчик и изготовитель базового блока и модулей орбитального комплекса «Мир», части их бортовых систем - Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева. В разработке и изготовлении базового блока и модулей орбитального комплекса «Мир», космических кораблей «Союз» и «Прогресс», их бортовых систем и наземной инфраструктуры также принимали участие около 200 предприятий и организаций, в том числе: Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, Конструкторское бюро общего машиностроения им. В. П. Бармина, Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения, Научно-исследовательский институт точных приборов, Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, Российская академия наук. Обеспечение управления орбитальным комплексом «Мир» осуществлялось Центром управления полетами Центрального научно-исследовательского института машиностроения.

Базовый блок - основное звено всей орбитальной станции, объединяющее её модули в единый комплекс. В базовом блоке находились оборудование управления служебными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа МИР-Шаттл На протяжении 1995 - 1998 годов на станции "Мир" велись совместные российско-американские работы по программе "Мир - Шаттл", "Мир - НАСА". Орбитальная станция и шаттл станции и научной аппаратурой, а также места для отдыха экипажа. Базовый блок состоял из переходного отсека с пятью пассивными стыковочными агрегатами (один осевой и четыре боковых), рабочего отсека, промежуточной камеры с одним стыковочным агрегатом и негерметичного агрегатного отсека. Все стыковочные агрегаты пассивного типа системы "штырь-конус".

Модуль "Квант" был предназначен для проведения астрофизических и других научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из лабораторного отсека с переходной камерой и негерметичного отсека научных инструментов. Маневрирование модуля на орбите обеспечивалось с помощью служебного блока, оснащённого двигательной установкой, и отделяемого после стыковки модуля со станцией. Модуль имел два стыковочных агрегата, расположенных по его продольной оси, - активный и пассивный. В автономном полёте пассивный агрегат был закрыт служебным блоком. Модуль "Квант" был пристыкован к промежуточной камере базового блока (ось X). После механической сцепки процесс стягивания не удалось завершить из-за того, что в приёмном конусе стыковочного агрегата станции оказался посторонний предмет. Для устранения этого предмета потребовался выход экипажа в открытый космос, который состоялся 11-12.04.1986.

Модуль "Квант-2" был предназначен для дооснащения станции научной аппаратурой, оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения разнообразных научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из трёх герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль "Квант-2" и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля "Квант-2" в составе станции "Мир" - ось Y.

Модуль "Кристалл" был предназначен для проведения технологических и других научных исследований и экспериментов и для обеспечения стыковок с кораблями, оснащёнными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. Модуль состоял из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имел три стыковочных агрегата: осевой активный - на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа - на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль "Кристалл" до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля "Спектр" (ось -Y). Затем он был переведён на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на своё штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведён на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблём "Атлантис" STS-71, 17.07.1995 возвращён на штатное место (ось -Z).

Модуль "Спектр" был предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, а также для дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля "Спектр" в составе станции "Мир" - ось -Y. Стыковочный отсек (создан в РКК "Энергия" им. С.П. Королёва) был предназначен для обеспечения стыковок американских кораблей системы "Спейс Шаттл" со станцией "Мир" без изменения её конфигурации, доставлен на орбиту на американском корабле "Атлантис" STS-74 и пристыкован к модулю "Кристалл" (ось -Z).

Модуль "Природа" был предназначен для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы. Модуль состоял из одного герметичного приборно-грузового отсека. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля "Природа" в составе станции "Мир" - ось Z.

Технические характеристики

Видео

Содержание статьи

ОРБИТАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИР». Орбитальная станция «Мир» в течение 15 лет (1986–2000) служила единственной в мире пилотируемой космической лабораторией для долговременных научно-технических экспериментов и исследования человеческого организма в космосе. Ее работа началась 20 февраля 1986, когда был выведен на орбиту базовый блок этого многоцелевого международного комплекса. Высота рабочей орбиты станции составляла 320–420 км, наклонение орбиты 51,6 градуса. Масса станции в полном комплекте составляла 140 т, размер – 35 м, внутренний объем – 400 м 3 . За время работы станция совершила 86 331 виток вокруг Земли , на ней работало 28 длительных научных экспедиций, 108 космонавтов, из них 63 иностранных.

Характеристики отдельных элементов комплекса.

Базовый блок является основным звеном всей орбитальной станции, объединяющим ее модули в единый комплекс. В этом блоке находятся оборудование управления служебными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа станции и научной аппаратурой, а также места для отдыха экипажа. Базовый блок состоит из переходного отсека с пятью пассивными стыковочными агрегатами (один осевой и четыре боковых), рабочего отсека, промежуточной камеры с одним стыковочным агрегатом и негерметичного агрегатного отсека. Все стыковочные агрегаты пассивного типа системы «штырь-конус».

Модуль «Квант» предназначен для астрофизических и других научных исследований. Модуль состоит из лабораторного отсека с переходной камерой и негерметичного отсека научных инструментов. Маневрирование модуля на орбите обеспечивалось с помощью служебного блока, оснащенного двигательной установкой, и отделяемого после стыковки модуля со станцией. Модуль имеет два стыковочных агрегата, расположенных по его продольной оси, – активный и пассивный. В автономном полете пассивный агрегат был закрыт служебным блоком. Модуль «Квант» пристыковался к промежуточной камере базового блока (ось X). После механической сцепки процесс стягивания не удалось завершить из-за того, что в приемном конусе стыковочного агрегата станции оказался посторонний предмет. Для устранения этого предмета потребовался выход экипажа в открытый космос, который состоялся 11–12.04.1986.

Модуль «Квант-2» предназначен для дооснащения станции оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения научных экспериментов. Модуль состоит из трех герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм. Модуль имеет один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль «Квант-2» и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля «Квант-2» в составе станции «Мир» – ось Y.

Модуль «Кристалл» предназначен для проведения технологических и научных исследований и для обеспечения стыковок с кораблями, оснащенными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. Модуль состоит из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имеет три стыковочных агрегата: осевой активный – на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа – на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль «Кристалл» до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля «Спектр» (ось -Y). Затем он был переведен на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на свое штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведен на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблем «Атлантис» STS-71, а 17.07.1995 возвращен на штатное место (ось -Z).

Модуль «Спектр» предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, а также для дооснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоит из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи, а также научные приборы. Модуль имеет один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля «Спектр» в составе станции «Мир» – ось -Y. Стыковочный отсек (создан в РКК «Энергия» им. С.П.Королева) предназначен для обеспечения стыковок американских кораблей системы «Спейс шаттл» со станцией «Мир» без изменения ее конфигурации, доставлен на орбиту на шаттле «Атлантис» (STS-74) и пристыкован к модулю «Кристалл» (ось -Z).

Модуль «Природа» предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы. Модуль состоит из одного герметичного приборно-грузового отсека. Он имеет один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля «Природа» в составе станции «Мир» – ось Z.

В таком составе был окончательно сформирован облик орбитального комплекса «Мир». Транспортно-техническое обеспечение полета станции осуществлялось с помощью пилотируемых транспортных кораблей типа «Союз-ТМ» и грузовых кораблей «Прогресс-М»

Авторы работы.

Головной разработчик орбитальной станции «Мир», разработчик базового блока и модулей станции, разработчик и изготовитель большинства систем, обеспечивающих их функционирование на орбите, разработчик и изготовитель космических кораблей «Союз» и «Прогресс» – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева. Участник разработки базового блока и модулей, разработчик и изготовитель конструкции и систем, обеспечивающих автономный полет блоков станции, – Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева. В работах по созданию станции «Мир» и наземной инфраструктуры для нее принимали участие ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ЦНИИ машиностроения, КБ общего машиностроения, РНИИ космического приборостроения, НИИ точных приборов, РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина, Российская академию наук и др., всего около 200 предприятий и организаций.

Научное оборудование станции «Мир».

К середине 1996 окончательно сформировался облик станции «Мир» как научно-исследовательского комплекса, оснащенного уникальной научной аппаратурой. За время эксплуатации станции на ней была размещена научная аппаратура более 240 наименований производства 27 стран общей массой 11,5 тонн. В частности, комплекс научной аппаратуры включал в себя:

– крупный природоведческий комплекс, состоящий из двадцати четырех активных и пассивных приборов для наблюдения Земли, работающих в видимом, ИК- и СВЧ-диапазонах спектра;

– астрофизическую обсерваторию из шести телескопов и спектрометров;

– четыре технологические печи;

– шесть медицинских диагностических комплексов;

– материаловедческую и биотехнологическую аппаратуру.

Результаты работы станции «Мир».

Международное сотрудничество.

Проведено 27 международных экспедиций, 21 из них на коммерческой основе. На станции работали представители 12 стран и организаций: США, Германии, Англии, Франции, Японии, Австрии, Болгарии, Сирии, Афганистана, Казахстана, Словакии, ЕКА.

Основные итоги исследований.

Главный итог – отработана технология создания и эксплуатации постоянно действующей пилотируемой орбитальной станции. В ходе эксплуатации станции путем перестыковки не раз менялось сочетание ее модулей; в ее состав вводились не предусмотренные исходным проектом части, например дополнительный стыковочный отсек для работы с кораблями типа шаттл, ряд разворачиваемых ферменных конструкций, таких как выносная двигательнаяустановка для обеспечения управления по крену.

На станции проведено более 6700 сеансов технических экспериментов. Отработана уникальная технология по сборке и развертыванию в космосе ферменных и пленочных крупногабаритных конструкций. Получены устойчивые упорядоченные кристаллические структуры, образованные металлическими частицами в плазме разряда постоянного тока в условиях микрогравитации. Исследованы процессы генерации, сбора и движения монодисперсных капель на модели капельного холодильника-излучателя для подтверждения возможности создания высокоэффективных энергетических установок.

Проведено более 2450 сеансов экспериментов по материаловедению и космической технологии. Отработаны базовые технологии производства полупроводниковых материалов и получены образцы, по физическим характеристикам превосходящие земные аналоги. Подтверждено увеличение выхода годных приборов из получаемых материалов в 5–10 раз.

Создана система медицинского обеспечения полетов продолжительностью до 1,5 лет. Создана методика отбора и подготовки специалистов для работ в экстремальных условиях. Проведено более 130 сеансов экспериментов по биотехнологии. Показана возможность проведения процессов тонкой очистки и разделения белковых биопродуктов с производительностью в сотни раз выше, чем на Земле. Получены новые знания по клеткам, белкам и вирусам.

Произведена фотосъемка 125 млн. кв. км земной поверхности в различных диапазонах спектра. Отработаны аппаратурные системы оперативных измерений и передачи данных (проведено более 400 сеансов). Создан банк данных фото-, видео-, спектрометрической и радиометрической информации.

Выполнено около 6200 сеансов астрофизических экспериментов. Обнаружено жесткое рентгеновское излучение Сверхновой 1987А. Открыты и детально исследованы рентгеновские источники (получившие название КS – Kvаnt Sоurсе), в частности в направлении на центр Галактики.

Рекорды.

На станции «Мир» установлены абсолютные мировые рекорды продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета:

– Юрий Романенко (326 сут 11 час 38 мин)

– Владимир Титов, Муса Манаров (365 сут 22 час 39 мин)

– Валерий Поляков (437 сут 17 час 58 мин)

В 1995 Валерий Поляков стал абсолютным мировым рекордсменом по суммарному времени пребывания в космосе, в 1999 его достижение превысил Сергей Авдеев:

Валерий Поляков – 678 сут 16 час 33 мин (за 2 полета);

Сергей Авдеев – 747 сут 14 час 12 мин (за 3 полета).

Среди женщин мировые рекорды длительности космического полета установили:

– Елена Кондакова (169 сут 05 час 1 мин);

– Шеннон Люсид, США (188 сут 04 час 00 мин).

Из иностранных граждан наиболее длительные полеты по программе «Мир» совершили:

Жан-Пьер Эньере (Франция) – 188 сут 20 час 16 мин

Шеннон Люсид (США) – 188 сут 04 час 00 мин

Томас Райтер (ЕКА, Германия) – 179 сут 01 час 42 мин

На станции «Мир» совершено 78 выходов в открытый космос (включая три выхода в разгерметизированный модуль «Спектр») общей продолжительностью 359 час 12 мин. В выходах участвовали:

российских космонавтов;

астронавта США;

астронавта Франции;

астронавт ЕКА (гражданин Германии).

Окончание работы.

К концу 2000 станция практически выработала свой ресурс. В принципе имелась возможность поддерживать ее работоспособность еще 2–3 года, однако от этого отказались по финансовым соображениям; началась программа по своду станции с орбиты и ее затоплению. Впервые проводилась работа по возвращению на Землю столь массивного и сложного в аэродинамическом отношении космического объекта. Двигателями грузового корабля «Прогресс» станция была сориентирована и заторможена. До последних минут полета комплекс двигался по орбите в управляемом состоянии.

23 марта 2001 примерно в 9:00 по московскому времени станция «Мир» вошла в плотные слои атмосферы, разрушилась и затонула в заданном районе Тихого океана (40 градусов южной широты и 160 градусов западной долготы).

Из выступления руководителя полета станции «Мир» В.А.Соловьева на пресс-конференции 23.03.2001, посвященной окончанию полета:

«В отечественной космонавтике пройден очень интересный путь длиною в 15 лет. За эти годы было получено много интересных результатов, были и неудачи, которые нас многому научили. Но каждая техника имеет право на старение. Закончился этап эксплуатации станции «Мир». Мы гордимся и будем гордиться этим этапом. Ничто в мире не летало в пилотируемом режиме так долго – больше 15 лет. А за это время мы многое научились делать, и делать хорошо. Завершающий этап, к великому моему удовольствию, прошел весьма и весьма успешно».

Владимир Сурдин

В свое время мы отказались от полетов на Луну, но научились строить космические дома. Самым знаменитым из которых стала станция «Мир», проработавшая в космосе не три (как планировалось), а 15 лет.

Орбитальная космическая станция "Мир" являлась орбитальной космической пилотируемой станцией третьего поколения. Пилотируемые станции третьего поколения отличались наличием базового блока ББ с шестью стыковочными узлами, что давало возможность создания на орбите целого космического комплекса.

Увеличить
ОКС МИР
Размеры:2100х2010
Тип: Рисунок JPEG
Размер:3,62 МБ Станция "Мир" имела ряд принципиальных особенностей, характеризующих новое поколение орбитальных пилотируемых комплексов. Главным из них следует назвать реализованный в ней принцип модульности. Это относится не только ко всему комплексу в целом, но и к отдельным его частям и бортовым системам. Головным разработчиком "Мира" является РКК "Энергия" им. С.П. Королева, разработчик и изготовитель базового блока и модулей станции - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. За годы эксплуатации в состав комплекса дополнительно к базовому блоку введены пять крупных модулей и специальный стыковочный отсек с усовершенствованными стыковочными агрегатами андрогинного типа. В 1997 г. комплектация орбитального комплекса завершена. Орбита ОКС “Мир” располагала наклонением 51,6. Первый экипаж на станцию доставил космический корабль “Союз Т-15”.
Базовый блок ББ - первый компонент космической станции «Мир». Был собран в апреле 1985 года, с 12 мая 1985 года подвергался многочисленным испытаниям на монтажном стенде. В результате блок был существенно доработан, особенно его бортовая кабельная система.

На смену еще летавшей ОКС “Салют-7” был выведен на орбиту ракетой-носителем “Протон” ББ десятой ОКС “Мир” (ДОС-7) 20 февраля 1986 г. Этот "фундамент" станции по габаритам и облику подобен орбитальным станциям серии "Салют", так как основан на базе проектов Салют-6 и Салют-7. В то же время, имелось немало кардинальных отличий, к которым относились более мощные солнечные батареи и передовые, на тот момент, компьютеры.

Основу составлял герметичный рабочий отсек с центральным постом управления и средствами связи. Комфорт для экипажа обеспечивался двумя индивидуальными каютами и общей кают-компанией с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи. Рядом размещалась беговая дорожка и велоэргометр. В стенку корпуса вмонтировалась портативная шлюзовая камера. На наружной поверхности рабочего отсека размещались 2 поворотные панели солнечных батарей и неподвижная третья, смонтированная космонавтами в ходе полета. Перед рабочим отсеком - герметичный переходный отсек, способный служить шлюзом для выхода в открытый космос. Он имел пять стыковочных портов для соединения с транспортными кораблями и научными модулями. За рабочим отсеком - негерметичный агрегатный отсек. В нем - двигательная установка с топливными баками. Посередине отсека - герметичная переходная камера, оканчивающаяся стыковочным узлом, к которому в ходе полета был подсоединен модуль "Квант".

Базовый модуль имел два двигателя, расположенных в кормовой части, которые были разработаны специально для орбитальных маневров. Каждый двигатель был способен к толчку 300 кг. Однако, после прибытия на станцию модуля Квант-1, оба двигателя не могли полноценно функционировать, так как кормовой порт был занят. Снаружи агрегатного отсека на поворотной штанге находилась остронаправленная антенна, обеспечивающая связь через спутник-ретранслятор, находящийся на геостационарной орбите.

Главной целью Базового модуля было обеспечение условий для жизнедеятельности космонавтов на борту станции. Космонавты могли просматривать кинофильмы, которые доставлялись на станцию, читать книги - на станции была обширная библиотека

2-й модуль (астрофизический, “Квант” или "Квант-1") был выведен на орбиту в апреле 1987 г. Его пристыковали 9 апреля 1987 г. Конструктивно модуль представлял собой единый гермоотсек с двумя люками, один из которых является рабочим портом для приема транспортных кораблей. Вокруг него распологался комплекс астрофизических приборов, преимущественно для исследования недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских источников. На наружной поверхности космонавты смонтировалы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батарей, а также рабочая площадка, на которой веделся монтаж крупногабаритных ферм. На конце одной из них размещалась выносная двигательная установка (ВДУ).

Основные параметры модуля Квант таковы:
Масса, кг 11050
Длина, м 5.8
Максимальный диаметр, м 4.15
Объем, находящийся под атмосферным давлением, куб. м 40
Площадь солнечных батарей, кв. м 1
Выходная мощность, кВт 6

Модуль Квант-1 разделялся на два отдела: лабораторию, заполненную воздухом, и оборудование, помещeнное в негерметичном безвоздушном пространстве. Лабораторное помещение, в свою очередь, делилось на отсек для приборов и на жилой отсек, которые разделены внутренней перегородкой. Лабораторный отсек соединялся с помещениями станции через шлюзовую камеру. В отделе, не запоненном воздухом, распологались стабилизаторы напряжения. Космонавт может контролировать наблюдения из помещения внутри модуля, заполненного воздухом при атмосферном давлении. Этот 11-тонный модуль содержал астрофизические инструменты, систему поддержания жизнеобеспечения и оборудование контроля за высотой. Квант также позволял проводить биотехнологические эксперименты в области ативирусных препаратов и фракций.

Комплекс научной аппаратуры обсерватории "Рентген" управлялся командами с Земли, однако режим работы научных приборов определялся особенностями функционирования станции "Мир". Околоземная орбита станции являлась низкоапогейной (высота над земной поверхностью около 400 км) и практически круговой, с периодом обращения 92 минуты. Плоскость орбиты наклонена к экватору примерно на 52°, поэтому дважды за период станция проходила через радиационные пояса - высокоширотные области, где магнитным полем Земли удерживаются заряженные частицы с энергиями, достаточными для регистрации чувствительными детекторами приборов обсерватории. Из-за создаваемого ими высокого фона во время прохождения радиационных поясов комплекс научных приборов всегда отключался.

Другой особенностью являлось жесткое соединение модуля "Квант" с остальными блоками комплекса "Мир" (астрофизические приборы модуля направлены в сторону оси -Y). Поэтому наведение научных приборов на источники космического излучения осуществлялось путем разворота всей станции, как правило, с помощью электромеханических гиродинов (гироскопов). Однако сама станция должна быть определенным образом ориентирована по отношению к Солнцу (обычно поддерживается положение осью -X в сторону Солнца, иногда - осью +X), иначе снизится выработка энергии солнечными батареями. Кроме того, развороты станции на большие углы приводили к нерациональному расходу рабочего тела, особенно в последние годы, когда пристыкованные к станции модули придали ей значительные моменты инерции из-за 10-метровой длины при кресто-образной конфигурации.

Поэтому, с годами, по мере пополнения станции новыми модулями, условия наблюдений усложнялись, и далее в каждый момент времени наблюдениям была доступна только полоса небесной сферы шириной 20o вдоль плоскости орбиты станции - такое ограничение накладывала ориентация солнечных батарей (из этой полосы нужно еще исключить полусферу, занятую Землей, и область вокруг Солнца). Плоскость орбиты прецессировала с периодом 2.5 месяца, и в целом недоступными для приборов обсерватории оставались только области вокруг северного и южного полюсов мира.

В результате продолжительность одного сеанса наблюдений обсерватории "Рентген" составляла от 14 до 26 минут, а за сутки организовывался один или несколько сеансов, причем во втором случае они следовали с интервалом около 90 минут (на соседних витках) с наведением на один и тот же источник.

В марте 1988 г. вышел из строя звездный датчик телескопа ТТМ, в результате чего перестала поступать информация о наведении астрофизических приборов во время наблюдений. Однако на работу обсерватории эта поломка существенно не повлияла, так как проблему с наведением удалось решить без замены датчика. Поскольку все четыре прибора жестко связаны между собой, то эффективность спектрометров ГЕКСЕ, ПУЛЬСАР Х-1 и ГСПС стали вычислять по расположению источника в поле зрения телескопа ТТМ. Математическое обеспечение для построения изображения и спектров этого прибора подготовили молодые ученые, ныне доктора физ.-мат. наук М.Р.Гильфанрв и Е.М.Чуразов. После запуска спутника "Гранат" в декабре 1989 года эстафету успешной работы с прибором ТТМ приняли К.Н. Бороздин (ныне - канд. физ.-мат. наук) и его группа. Совместная работа "Граната" и "Кванта" позволила существенно повысить эффективность астрофизических исследований, поскольку научные задачи обеих миссий определялись отделом Астрофизики высоких энергий.

В ноябре 1989 г. работа модуля "Квант" была временно прервана на период изменения конфигурации станции "Мир", когда к ней с интервалом в полгода были последовательно подстыкованы два дополнительных модуля: "Квант-2" и "Кристалл". С конца 1990 г. регулярные наблюдения обсерватории "Рентген" были возобновлены, однако ввиду увеличения объема работ на станции и более жестких ограничений на ее ориентацию среднегодовое количество сеансов после 1990 г. значительно сократилось и более 2 сеансов подряд не проводилось, тогда как в 1988 - 1989 годах за сутки иногда организовывалось до 8-10 сеансов.

С 1995 года начались работы по переработке программного обеспечения проекта. До этого времени наземная обработка научных данных обсерватории "Рентген" производилась в ИКИ РАН на общеинститутской ЭВМ ЕС-1065. Исторически сложилось так, что она состояла из двух этапов: первичной (выделение из "сырой" телеметрии модуля научных данных по отдельным приборам и их очистка) и вторичной (обработка и анализ собственно научных данных). Первичной обработкой занимался отдел Р.Р.Назирова (в последние годы основную работу в этом направлении выполняла А.Н.Ананенкова), а вторичной - группы по отдельным приборам из отдела Астрофизики Высоких Энергий.

Однако к 1995 году назрела необходимость перехода на более современную, надежную и производительную вычислительную технику - рабочие станции SUN-Sparc. За сравнительно короткий срок архив научных данных проекта был скопирован с магнитных лент на жесткие носители. Программное обеспечение для вторичной обработки данных было написано на языке ФОРТРАН-77, поэтому его перенос в новую операционную среду потребовал только незначительной коррекции и также не занял слишком много времени. Однако часть программ для первичной обработки была на языке PL и по разным причинам переносу не подлежала. Это привело к тому, что к 1998 г. первичная обработка новых сеансов стала невозможна. Наконец, осенью 1998 г. был заново создан блок, обрабатывающий "сырую" телеметрическую информацию, поступающую с модуля КВАНТ, и производящий разделение первичной информации по различным приборам, предварительную очистку и сортировку научных данных. С этого времени весь цикл обработки данных с обсерватории РЕНТГЕН проводится в отделе Астрофизики Высоких Энергий на современной компьютерной базе - IBM-PC и рабочих станциях SUN-Sparc. Проведенная модернизация позволила существенно увеличить оперативность обработки поступающих научных данных.

Модуль “Квант-2”

Увеличить
Модуль Квант-2
Размеры:2691х1800
Тип: Рисунок GIF
Размер:106 КB 3-й модуль (дооснащения, “Квант-2”) был выведен на орбиту РН “Протон” 26 ноября 1989 г. 13:01:41 (UTC) с космодрома Байконур, со стартового комплекса №200Л. Этот блок называют также модулем дооснащения, в нем сосредоточено значительное количество оборудования, необходимого для систем жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта ее обитателям. Шлюзовой отсек используется как хранилище скафандров и в качестве ангара для автономного средства перемещения космонавта.

КА выведен на орбиту с параметрами:

период обращения - 89,3 мин.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 221 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 339 км.

6 декабря был пристыкован к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока, затем с помощью манипулятора модуль был переведен на боковой стыковочный агрегат переходного отсека.

Предназначался для для дооснащения станции "Мир" системами жизнеобеспечения космонавтов и повышения энерговооруженности орбитального комплекса. На модуле были установлены системы управления движением с использованием силовых гироскопов, системы электропитания, новые установки для получения кислорода и регенерации воды, приборы бытового назначения, дооснащения станции научной аппаратурой, оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения разнообразных научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из трёх герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм.

Модуль имел один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль "Квант-2" и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля "Квант-2" в составе станции "Мир" - ось Y.

:
Регистрационный номер 1989-093A / 20335
Дата и время старта (всемирное время) 13ч.01м.41с. 26.11.1989
Ракета-носитель Протон-К Масса корабля (кг) 19050
Модуль также предназначен для проведения биологических исследований.

Модуль “Кристалл”

Увеличить
Модуль Кристалл
Размеры:2741х883
Тип: Рисунок GIF
Размер:88,8 КB 4-й модуль (стыковочно-технологический, “Кристалл”) был запущен 31 мая 1990 года в 10:33:20 (UTC) с космодрома Байконур, стартовый комплекс №200Л, ракетой-носителем "Протон 8К82К" с разгонным блоком "ДМ2". В модуле размещалось преимущественно научное и технологическое оборудование для исследования процессов получения новых материалов в условиях невесомости (микрогравитации). Кроме того, установлены два узла андрогинно-периферийного типа, один их которых соединен со стыковочным отсеком, а другой - свободен. На наружной поверхности - две поворотные солнечные многоразовые батареи (обе будут перенесены на модуль "Квант").

КА типа "ЦМ-Т 77КСТ", сер. №17201 выведен на орбиту с параметрами:
наклонение орбиты - 51,6 град.;
период обращения - 92,4 мин.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 388 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 397 км

10 июня 1990 года со второй попытки "Кристалл" был состыкован с "Миром" (первая попытка не удалась из-за отказа одного из двигателей ориентации модуля). Стыковка, как и ранее, была проведена к осевому узлу переходного отсека, после чего собственным манипулятором модуль был переведен на один из боковых узлов.

В ходе работ по программе "Мир - Шаттл" данный модуль, имеющий периферийный агрегат стыковки типа АПАС, снова с помощью манипулятора перемещался на осевой узел, а с его корпуса снимались панели солнечных батарей.

К "Кристаллу" должны были стыковаться советские космические челноки семейства "Буран", но работы над ними к тому времени уже были практически свернуты.

Модуль "Кристалл" предназначался для отработки новых технологий, получения в условиях невесомости конструкционных материалов, полупроводников и биопрепаратов с улучшенными свойствами. Андрогинный стыковочный узел на модуле "Кристалл" предназначался для стыковки с многоразовыми кораблями типа "Буран" и "Шаттл", оснащёнными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. В июне 1995 года он был использован для стыковки с американским кораблем "Атлантис". Стыковочно-технологический модуль "Кристалл" представлял собой единый герметичный отсек большого объема с оборудованием. На его внешней поверхности размещались агрегаты ДУ, топливные баки, панели батарей с автономной ориентацией на солнце, а также различные антенны и датчики. Модуль также использовался в качестве грузового корабля снабжения для доставки на орбиту топлива, расходных материалов и оборудования.

Модуль состоял из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имел три стыковочных агрегата: осевой активный - на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа - на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль "Кристалл" до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля "Спектр" (ось -Y). Затем он был переведён на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на своё штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведён на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблём "Атлантис" STS-71, 17.07.1995 возвращён на штатное место (ось -Z).

Краткие характеристики модуля
Регистрационный номер 1990-048A / 20635
Дата и время старта (всемирное время) 10ч.33м.20с. 31.05.1990
Место старта Байконур, площадка 200Л
Ракета-носитель Протон-К
Масса корабля (кг) 18720

Модуль “Спектр”

Увеличить
Модуль Спектр
Размеры:1384х888
Тип: Рисунок GIF
Размер:63,0 КB 5-й модуль (геофизический, “Спектр”) был запущен 20 мая 1995 года. Аппаратура модуля позволяла вести экологический мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, медико-биологические исследования и др. Для вынесения экспериментальных образцов на наружную поверхность была запланирована установка копирующего манипулятора "Пеликан", работающего совместно со шлюзовой камерой. На поверхности модуля были установлены 4 поворотные солнечные батареи.

"СПЕКТР", исследовательский модуль, представлял собой единый герметичный отсек большого объема с оборудованием. На его внешней поверхности размещались агрегаты ДУ, топливные баки, четыре панели батерей с автономной ориентацией на солнце, антенны и датчики.

Изготовление модуля, начатое в 1987 году, было практически закончено (без установки аппаратуры, предназначенной для программ Министерства Обороны) к концу 1991 года. Однако, с марта 1992 года из-за начавшегося кризиса в экономике модуль оказался "законсервированным".

Для окончания работ по "Спектру" в середине 1993 года ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и РКК "Энергия" имени С.П. Королева вышли с предложением о переоснащении модуля и обратились для этого к своим зарубежным партнерам. В результате переговоров с NASA быстро было принято решение об установке на модуль американского медицинского оборудования, используемого в программе "Мир-Шаттл", а также его дооснащении второй парой солнечных батарей. При этом, по условиям контракта доработка, подготовка и запуск "Спектра" должны были быть выполнены до первой стыковки "Мира" и "Шаттла" летом 1995 года.

Жесткие сроки потребовали от специалистов ГКНПЦ имени М.В.Хруничева напряженной работы по коррекции конструкторской документации, изготовлению батарей и проставки для их размещения, проведению необходимых прочностных испытаний, монтажу аппаратуры США и повторению комплексных проверок модуля. Параллельно специалисты РКК "Энергия" готовили на Байконуре новое рабочее место в МИКе орбитального корабля "Буран" на площадке 254.

26 мая с первой попытки он был состыкован с "Миром", а затем, аналогично "предшественникам", переведен с осевого на боковой узел, освобожденный для него "Кристаллом".

Модуль "Спектр" предназначался для проведения исследований природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, для проведения медико-биологических исследований по совместным российско-американским программам "Мир-Шаттл" и "Мир-НАСА", для оснащения станции дополнительными источниками электроэнергии.

Дополнительно к перечисленным задачам модуль "Спектр" был использован в качестве грузового корабля снабжения и доставил на орбитальный комплекс "Мир" запасы топлива, расходуемые материалы и дополнительное оборудование. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля "Спектр" в составе станции "Мир" - ось -Y. 25 июня 1997 года в результате столкновения с грузовым кораблем "Прогресс М-34" модуль "Спектр" был разгерметизирован и, практически, "выключен" из работы комплекса. Беспилотный корабль "Прогресс" сбился с курса и врезался в модуль "Спектр". Станция потеряла герметичность, были частично разрушены солнечные батареи "Спектра". Команде удалось герметизировать "Спектр", закрыв ведущий в него люк до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. Внутренний объем модуля был изолирован от жилого отсека.

Краткие характеристики модуля
Регистрационный номер 1995-024A / 23579
Дата и время старта (всемирное время) 03ч.33м.22с. 20.05.1995
Ракета-носитель Протон-К
Масса корабля (кг) 17840

Модуль “Природа”

Увеличить
Модуль Природа
Размеры:1054х986
Тип: Рисунок GIF
Размер:50,4 КB 7-й модуль (научный, “Природа”) был выведен на орбиту 23 апреля 1996 г. и пристыкован 26 апреля 1996 г. В этом блоке сконцентрированы приборы высокоточного наблюдения за земной поверхностью в различных диапазонах спектра. В состав модуля было включено также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека в длительном космическом полете.

Запуск модуля "Природа" завершил сборку ОК "Мир".

Модуль "Природа" предназначался для проведение научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы.

Модуль состоял из одного герметичного приборно-грузового отсека. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля "Природа" в составе станции "Мир" - ось Z.

На борту модуля "Природа" было установлено оборудование для исследований Земли из космоса и экспериментов в области материаловедения. Главное его отличие от других "кубиков", из которых строили "Мир" - в том, что "Природа" не была оборудована собственными солнечными батареями. Исследовательский модуль "Природа" представлял собой единый герметичный отсек большого объема с оборудованием. На его внешней поверхности размещались агрегаты ДУ, топливные баки, антенны и датчики. Он не имел солнечных батарей и использовалт 168 литиевых источников тока, установленных внутри.

В ходе своего создания модуль "Природа" также претерпел значительные изменения, особенно в оснащении. На него установили приборы ряда зарубежных стран, что по условиям ряда заключенных контрактов достаточно жестко ограничило сроки его подготовки и запуска.

В начале 1996 года модуль "Природа" поступил на площадку 254 космодрома Байконур. Его интенсивная четырехмесячная предстартовая подготовка проходила не просто. Особенно сложной была работа по поиску и устранению негерметичности одной из литиевых батарей модуля, способной выделять очень вредные газы (сернистый ангидрид и хлористый водород). Был также и ряд других замечаний. Все их устранили и 23 апреля 1996 года с помощью "Протона-К" модуль был успешно выведен на орбиту.

Перед стыковкой с комплексом "Мир" в системе энергопитания модуля произошел отказ, лишивший его половины запаса электроэнергии. Невозможность подзарядки бортовых батарей из-за отсутствия солнечных панелей существенно осложнила стыковку, дав на ее выполнение только один шанс. Тем не менее, 26 апреля 1996 года с первой попытки модуль был успешно состыкован с комплексом и после перестыковки занял последний свободный боковой узел на переходном отсеке базового блока.

После пристыковки модуля "Природа" орбитальный комплекс "Мир" обрел полную конфигурацию. Его формирование, конечно, двигалось медленнее, чем хотелось (запуски базового блока и пятого модуля разделяет почти 10 лет). Но все это время на борту шла интенсивная работа в пилотируемом режиме, а сам "Мир" планомерно "дооснащался" более "мелкими" элементами - фермами, дополнительными батареями, выносными ДУ и различными научными приборами, доставку которых успешно обеспечивали грузовые корабли типа "Прогресс".

Краткие характеристики модуля
Регистрационный номер 1996-023A / 23848
Дата и время старта (всемирное время) 11ч.48м.50с. 23.04.1996
Место старта Байконур, площадка 81Л
Ракета-носитель Протон-К
Масса корабля (кг) 18630

Стыковочный модуль

Увеличить
Стыковочный Модуль
Размеры:1234х1063
Тип: Рисунок GIF
Размер:47,6 КB 6-й модуль (стыковочный) был пристыкован 15 ноября 1995 г. Этот сравнительно небольшой модуль создан специально для стыковки корабля "Атлантис", и доставлен на "Мир" американским "Спейс шаттлом".

Стыковочный отсек (СО) (316ГК) - предназначался для обеспечения стыковки МТКС серии «Шаттл» с ОК «Мир». СО представлял собой цилиндрическую конструкцию диаметром около 2.9 м и длиной около 5 м и был оснащен системами, которые позволяли обеспечивать работы экипажа и контролировать его состояние, в частности: системами обеспечения температурного режима, телевидения, телеметрии, автоматики, освещения. Пространство внутри СО позволяло работать экипажу и размещать оборудование в процессе доставки СО на ОК «Мир». На поверхности СО были закреплены дополнительные солнечные батареи, которые после стыковки его с ОК «Мир» были перенесены экипажем на модуль «Квант», средства захвата СО манипулятором МТКС серии «Шаттл», средства обеспечения стыковки. СО был доставлен на орбиту МТКС «Атлантис» (STS-74) и с помощью собственного манипулятора и осевого андрогинно периферийного агрегата стыковки (АПАС-2) был подстыкован к стыковочному агрегату на шлюзовой камере МТКС «Атлантис», а затем, последний, вместе со СО пристыковывался к стыковочному агрегату модуля «Кристалл» (ось «-Z») с помощью андрогинного периферийного агрегата стыковки (АПАС-1). СО 316ГК как бы удлинял модуль «Кристалл», что позволяло стыковаться американским МТКС серии с ОК «Мир» без перестыковки модуля «Кристалл» на осевой стыковочный агрегат базового блока (ось «-Х»). электропитание всех систем СО обеспечивалось от ОК «Мир» через разъемы в узле АПАС-1.

23 марта станция была сведена с орбиты. В 05:23 московского времени двигателям «Мира» был дан приказ тормозить. В районе шести утра по Гринвичу «Мир» вошел в атмосферу в нескольких тысячах километрах к востоку от Австралии. Большая часть 140-тонной конструкции сгорела при входе в атмосферу. До земли долетели лишь фрагменты станции. По размеру некоторые были сравнимы с малолитражным автомобилем. Обломки «Мира» упали в Тихий океан между Новой Зеландией и Чили. Около 1500 обломков приводнились в районе, площадь которого составила несколько тысяч квадратных километров - на своеобразном кладбище российских космических кораблей. С 1978 года в этом регионе закончили свое существование 85 орбитальных конструкций, в том числе несколько космических станций.

Свидетелями падения раскаленных обломков в океанские воды стали пассажиры двух самолетов. Билеты на эти уникальные рейсы стоили до 10 тысяч долларов. Среди зрителей было несколько российских и американских космонавтов побывавших до этого на «Мире»

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.