Open
Close

Крестьянская реформа александра 2 таблица. Реформы Александра II (кроме земельной)

Гимназистка

Реформы, проведённые Александром II, не зря назвали «великими». Они затронули и решили ряд социально-экономических проблем и расширили границы правового государства. К сожалению, не все из них были доведены до конца или были ограничены (судебная и земская).

Университетская реформа

Университетская реформа была проведена в 1862-1863 гг. Университетский устав, принятый 18 июня 1863 г., был самым либеральным из университетских уставов дореволюционной России и состоял из 12 глав.

Каждый университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Только в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Управлял университетом ректор, а факультетом – декан. Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом. В обязанности ректора входило слежение за учебным процессом и порядком.

Профессора в университетах избирались.

Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение. Учеба на медицинском факультете длилась 5 лет, а на других факультетах – 4 академических года.

На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие ученые степени: кандидат, магистр и доктор. Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы.

Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в делах внутреннего управления, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей и способствовал утверждению в будущем на университетских кафедрах квалифицированных преподавателей.

Санкт-Петербургский университет

В первые годы царствования Александра II в университетах преобладало оптимистическое, но спокойное настроение, которое соответствовало настроению всего русского общества в эти годы.

Но к началу 60-х годов усилились оппозиционные настроения в стране и, соответственно, в университетах. Издание собственных газет и журналов выходило без всякой цензуры; университеты свободно посещались людьми посторонними, в том числе на лекциях. Молодежь стремилась участвовать в общественной жизни. К профессорам стали предъявлять различные требования.

В новом уставе была восстановлена автономия университетов. Резко был ограничен доступ в университет посторонних слушателей. Система самоуправления совета и факультетов лишала студентов всякой легальной возможности организовать свою собственную общественную и товарищескую жизнь.

В первые годы после введения устава в университетах водворилось некоторое спокойствие, благодаря в значительной мере либеральному отношению самого Министерства народного просвещения, пока во главе его стоял А.В. Головнин.

Чтобы ограничить необходимость поездок студентов в европейские университеты и воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы, предпринимались усилия по созданию и оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах.

Реформа среднего образования (1871)

Реформу среднего образования провёл в 1871 г. министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой.

Граф Д. А. Толстой, министр народного просвещения в 1866-1880 гг. Автор: unknown russian pre-revolutionary Photograph - Book: Управленческая элита Российской Империи (1802-1917). Лики России. С-Петербург 2008. Из Википедии

Реформа имела целью введение в учебные программы больших объёмов математики и древних языков (латинского и греческого) и сокращению литературы. Это, по мнению графа Толстого, должно было «подготовить ум и чувства к правильной работе» и отвлечь от «поверхностного вольномыслия». Таким образом, был взят курс на классическую систему обучения, которая оберегала бы молодёжь от поверхностных радикальных взглядов, ведущих к популярному среди молодёжи нигилизму и поверхностному умствованию, в особенности развивавшемуся либеральными учителями словесности.

Толстой в своей деятельности опирался на взгляды известных в то время публицистов М. Н. Каткова и П. М. Леонтьева – редакторов-издателей «Русского вестника» и «Московских ведомостей». Катков являлся врагом нигилистического направления, которое развилось и в значительной степени продолжало действовать в конце 60-х годов. Под нигилизмом тогда подразумевалось распространение материалистического миросозерцания, которое было связано с последними выводами естествознания.

Гимназист Российской империи

Только воспитанники классических гимназий имели право поступать в университет. Бывшие реальные (технические) гимназии были преобразованы в 1872 г. в реальные училища, в которых в расширенном виде преподавалась математика и черчение, но были сокращены гуманитарные дисциплины. Выпускников реальных училищ готовили к поступлению в высшие технические школы. Классические гимназии и реальные училища должны были давать и законченное среднее образование.

Ход реформы

Реформа шла тяжело, т.к. не было достаточных средств для её проведения, а также не было достаточного количества учителей латинского и особенно греческого языков, которые бы могли сразу взять на себя преподавание в измененных гимназиях. Кроме того, не все понимали и принимали необходимость этой реформы – существовало противодействие, даже в Государственном совете. Поэтому Толстой взялся за дело очень осторожно и постепенно: сначала он образовал новое высшее учебное заведение – Филологический институт, который должен был давать хорошо подготовленных учителей древних языков, а также пригласил в Россию учителей древних языков из-за границы.

Пять лет в министерстве образования работали над Уставом, который был принят в 1871 г.

Таким образом, реформа среднего школьного образования сводилась к введению нового типа классических гимназий, в которых были включены латинский и греческий языки в огромном объеме, сильно увеличен курс математики и исключено естествознание, а количество уроков русского языка, литературы и истории было резко понижено.

Наряду с этим изменилась и воспитательная система в гимназиях, которая была направлена на усиление дисциплины и беспрекословное повиновение.

Женское среднее образование

Н. Ярошенко "Курсистка"

До вступления на престол Александра II в России не было открытых государственных средних школ для женщин. Девушки из обеспеченных семейств воспитывались дома или в закрытых учебных заведениях – институтах благородных девиц, которых было недостаточно. К тому же эти учебные заведения были организованы при Екатерине, когда ещё не стоял вопрос об эмансипации женщин.

В конце 50-х годов начался общественный подъём, и на его волне в столицах и крупных университетских центрах, а также во всех провинциальных губернских городах начался сбор пожертвований на открытие женских училищ. В 1859 г. начались открытия женских училищ, гимназий. Сначала это были 4-классные, затем 6-классные женские средние учебные заведения. Эти заведения взяла под свое покровительство императрица Мария Александровна, и заведование ими сосредоточилось не в Министерстве народного просвещения, а в ведомстве учреждений императрицы.

Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны» (1857)

Руководство женскими образовательными учреждениями осуществлял известный педагог того времени Н.А. Вышнеградский. Программа женских гимназий соответствовала несколько сокращенному курсу реальных училищ.

Н.А. Вышнеградский

Вышнеградский учредил в 1863 г. «педагогические женские курсы».

Е. Зарудная «Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина» (1889)

При содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в 1878 г. в Петербурге были открыты «высшие женские курсы», которые назывались «бестужевскими». Затем они, по примеру Петербурга, стали возникать и в других университетских городах.

Народное образование

Народное образование при Александре II также активно реформировалось. К уже существовавшим церковно-приходским школам прибавились светские начальные школы, которые были на попечение земств.

Земская школа

К концу царствования Александра II народных школ уже было несколько десятков тысяч.

Реформы Александра II

1 Земельная реформа

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был манифест и положение о даровании свободы крестьянам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности.

2 Отмена телесных наказаний

Указом 17 апреля 1863 г. (в день рождения государя) они были отменены. Новый закон отменил шпицрутены, плети кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги. Совершенно освобождены были от телесного наказания: а) женщины; б) духовные лица и их дети; в) учителя народных школ; г) окончившие курс в уездных и земледельческих и, тем более, в средних и высших учебных заведениях; д) крестьяне, занимающие общественные должности по выборам.

3 Земская и городская реформы

Принцип проведенной в 1864 г. Земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Правом выбора в уездные собрания пользуются: а) местные землевладельцы не из крестьян; б) местные крестьяне; в) жители данного уездного города. Собрание отдает распоряжения, контролирует, управа приводит в действие постановления собраний. «Городовое положение» (16 июня 1870г) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах.

4 Судебная реформа

После того как акт 19 февраля возвратил многомиллионному населению их гражданские права, прежний помещичий (вотчинный) суд утратил свой смысл, и его надлежало заменить судом государственным, справедливым, общим и одинаковым для всех. Предварительно были выработаны «Основные Начала» предстоящей судебной реформы и опубликованы во всеобщее сведение, чтобы вызвать всестороннее и свободное обсуждение их. Судебные уставы были обнародованы 20 ноября 1864 г. и положили начало новому суду в России. Главнейшие особенности нового суда:

1. Судебная власть была отделена от административной и законодательной.

2. В уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора).

3. Суд происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего.

4. Суд происходил устно, путем непосредственного расспроса и обмена мнений.

5. Введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор (обвинительная власть) и институт присяжных поверенных (защита; официальная адвокатура). Создана защита (адвокатура), которой не существовало в старых судах.

6. Введение присяжных заседателей. Они могли судить по совести, по убеждению.

7. Для устранения давления со стороны административных органов полиция при расследовании уголовных дел от участия была устранена; следствие велось судебными следователями.

8. Чтобы лучше обеспечить беспристрастие судебного следствия, должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь сенатом.

9. Для мелких дел учреждены мировые суды (без участия присяжных заседателей).

Судебные учреждения согласно судебным уставам 1864 г.:

1. Низшая инстанция: Мировой суд (для всех сословий) и волостной суд (отдельно для крестьян).

2. Высшая инстанция: Съезд мировых судей (один на уезд): сюда переносились дела по жалобам на решения мировых и волостных судов.

1. Низшая: Окружной суд (один на губернию); состоит из двух отделений: уголовного и гражданского.

2. Высшая: Судебная палата (одна на несколько губерний): сюда переносились дела по жалобам на решения окружных судов.

III. Венцом судебных учреждений являлся сенат, разбиравший жалобы на решения мировых съездов и судебных палат.

5 Военная реформа

Главное событие всей военной реформы – Манифест 1874 года 1 января о всеобщей воинской повинности. Это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии.

Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

6 Финансовая реформа

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

7 Реформы просвещения

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату. Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. В России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

8 Реформа цензуры

В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов; редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

9 Последствия реформ

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855-1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя »


Введение

Глава 1. Александр II

1.1 Краткая биография

Глава 2. Либеральные реформы

2.3 Мировые посредники

2.4 Наделы и повинности

2.7 Земская реформа

2.8 Городская реформа

2.11 Военная реформа

Заключение

Список литературы


Введение


Цель: познакомиться с личностью императора Александра II, который стоит в общем ряду с императорами как Петр I, Екатерина Великая, который продолжает их великие начинания.

Задачу , которую я ставил перед собой связать реформы 60-70 годов XIX века с реформами современной России, понять, для себя какие условия необходимы для успешного решения реформ.

Тема моего исследования жизнь, судьба и реформы Александра Николаевича Романова - императора Александра II.

Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Сегодняшняя Россия, также как и Россия во второй половине XIX века стоит перед выбором пути. Куда развиваться? Как развиваться?

В России за один только XX век произошло три революции:

1905 - 1907 - Первая революция

История показала, что почти все революции заканчиваются кровопролитными, безнравственными гражданскими войнами.

Поэтому реформаторский путь развития всегда предпочтительней, чем революционный.

Поняв реформы 60-70 годов XIX века, гораздо лучше разобраться в реформах современной России.

Александр II вошел в историю России, как император, который от разговоров о реформах первым встал на путь их практического осуществления.

Если Екатерина II и Александр I только говорили о реформах, то Александр II стал претворять их в жизнь.

реформа александр император крестьянский

Петр I (первый российский император) перевернул Россию, Екатерина II продолжила начинания Петра, а Александр II завершил формирование Великой державы.

Судьба Александра II доказала, что нельзя провести в России не одну реформу, не заплатив за это кровью.

Реформы в России - это тяжелая доля:

Михаил Михайлович Сперанский - крупнейший русский реформатор начала XIX века, за подготовку проекта государственного переустройства России был сослан в ссылку в город Пермь.

Сергей Юльевич Витте - министр финансов и глава правительства, говоривший о необходимости реформ в стране в конце XIX века, - отстранен от должности.

Петр Аркадьевич Столыпин - глава правительства, реформатор сельского хозяйства России, был убит в 1911.

Вывод: все реформаторы теряли если не жизнь, то свою судьбу.


Глава 1. Александр II


1.1 Краткая биография


Александр II - сын царя, воспитанник поэта.

Александр Николаевич Романов, первенец великокняжеской семьи - Николая Павловича и Александры Федоровны - родился на Пасхальной неделе 17 апреля 1818года в Москве, в Кремле и был крещен в Чудовом монастыре.

Поэт В.А. Жуковский, бывший тогда учителем русского языка при великой княгине Александре Федоровне, отозвался на семейную радость знаменательными строками:

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек.

Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу. Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка." Владычествуй не силою, а порядком, - наставлял поэт будущего царя, - истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа… Люби народ свой: без любви царя к народ нет любви народа к царю".

Александр рос здоровым и веселым. Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился, хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет явно не по заслугам царевич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он всё же не постиг. Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала - гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 году. Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведён во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра ещё одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту и, конечно, не мог пройти мимо "Записок охотника" И.С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Осуществил отмену крепостного права и провел затем ряд реформ (земская, судебная, военная и т.п.). После Польского восстания 1863-64 перешел к реакционному внутриполитическому курсу. С кон.70-х гг. усилились репрессии против революционеров. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Ср. Азии (1865-81). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877-78. На жизнь Академик Андрей Сахаров - доктор исторических наук, профессор, директор института Русской истории, говоря о судьбе Александра II следующее: "Главная трагедия русского самодержавия заключается в том, что оно не могло реформировать самоё себя. Чтобы идти дальше по пути реформ, надо было уничтожить себя - это понял Александр II".

Покушения и убийство

На Александра II было совершено несколько покушений: Д.В. Каракозовым, польским эмигрантом А. Березовским 25 мая 1867 в Париже, А.К. Соловьевым 2 апреля 1879 в Петербурге. Исполнительный комитет "Народной воли" 26 августа 1879 принял решение об убийстве Александра II (попытка взрыва императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879, взрыв в Зимнем дворце, произведенный С.Н. Халтуриным 5 февраля 1880). Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением была создана Верховная распорядительная комиссия. Но ничто не смогло предотвратить его насильственной смерти.1 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким. Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М.Т. Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям Александру (будущему императору) и Владимиру: "Я не скрываю от себя, что мы идем по пути конституции".

1.2 Необходимость проведения реформ


Крепостничество в России существовало значительно дольше, Чем в других Странах Европы, и несло себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. Вопрос об отмене крепостного права поднимался русскими просветителями Н. Новиковым и А. Радищевым ещё в XVIII веке, при Екатерине II. Декабристы также во всех своих программных документах неизменно подчеркивали необходимость отмены крепостного права.

С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения и Великих реформ. В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II.


Глава 2. Либеральные реформы


19 февраля 1861 года - Отмена крепостного права. Император подписал "Общее положение о крестьянах, вышедший из крепостной зависимости" и манифест, по которому крепостные крестьяне получали личную свободу. Отечественные историки высказывают различные мнения о причинах отмены крепостного права. Большая часть их считает, что решающим был экономический фактор: кризис крепостной системы хозяйствования из-за незаинтересованности крепостных крестьян в результате своего труда.

Этот фактор, не способствовал повышению урожайности помещичьих хозяйств. Другая группа сторонников выделяет помещичьи причины отмены крепостного права: унизительное поражение России в Крымской войне и стремлении властей избегать социальных несчастий.

Впервые о необходимости кардинальной крестьянской реформы было официально заявлено Александром II в речи представителями московского дворянства 30 марта 1856 года, через несколько дней после заключения Парижского мира: "Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само начнет отменяться снизу".

У истоков отмены крепостного права стояли видные деятели:

Милютин Николай Алексеевич, который фактически руководил подготовкой Крестьянской реформы 1861 года.

Великий князь Константин Николаевич был одной из самых заметных фигур в истории царствования Александра II. Выдающуюся роль сыграл Константин Николаевич в подготовке и проведении крестьянской реформы.

Под нажимом великого князя Секретный комитет с большим скрипом принял решение о начале подготовки мер "по улучшению быта помещичьих крестьян". В соответствии с ним реформа осуществлялась в три этапа: "приуготовительный", когда проводится политика смягчения крепостного права, "переходный период" и "окончательный", когда крестьяне станут полностью свободными (без предоставления земельного надела). Идеи освобождения крестьян с землёй за выкуп, которые отстаивал великий князь, явно не находили отклика у большинства членов комитета, а Константин Николаевич приобрел в бюрократических и дворянских кругах репутацию "мужикофила".

Черкасский Владимир Александрович (1824-1878). С 1840-х гг. выступал за освобождение крестьян. Участник подготовки крестьянской реформы 1861

Ростовцев Яков Иванович (1803/04-60), Один из руководителей подготовки крестьянской реформы 1861, председатель редакционной комиссии; его программа отмены крепостного права легла в основу Положений 19 февраля 1861.

Осенью 1857 года дворянство литовских губерний под нажимом генерал губернатора В.И. Назимова заявило, что оно согласно освободить крестьян от личной крепостной зависимости, но при условии сохранения всей земли. Немедля, император подписал рескрипт (рескрипт - акт монарха в форме конкретного предписания министру или какому-либо другому лицу) на имя Назимова, которым предписывалось образовать в каждой из трех губерний (Виленской, Ковенской и Гродненской) губернские комитеты для подготовки предложений об устройстве быта крестьян.


2.2 Основные положения крестьянской реформы


Условия освобождения выходящих из крепостной зависимости крестьян были изложены в Положениях 19 февраля 1861 года. С момента обнародования документов реформы бывший крепостной крестьянин, ранее считавшийся собственностью своего господина, получил не только возможность свободно распоряжаться своей личностью (личная свобода предоставлялась безвозмездно), но и приобретал ряд других личных и имущественных прав. Свободные сельские обыватели могли заключить различные сделки, предъявлять иски, заниматься торговлей и промыслами, владеть движимым и не движимым имуществом, ступать в брак без согласия помещика, поступать в "общие учебные заведения". Отныне крестьянин становился юридическим лицом по гражданским, административным и уголовным делам.

Бывшие помещики крестьяне зачислялись в состав податных сословий и должны были нести государственные и земские повинности. Вплоть до 1 января 1887 года крестьяне выплачивали подушную подать, до введения всеобщей воинской повинности


2.3 Мировые посредники


МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК, должностное лицо в России в период проведения крестьянской реформы 1861. Назначался из дворян для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

Если на начальном этапе подготовки реформы правительство намеревалось возложить ее практическое воплощение на поместное дворянство в лице губернских комитетов, то встретившись позднее с яростной, непримиримой позицией помещиков, правящие круги вынуждены были пойти на создание института мировых посредников - специальных представителей для реализации реформы на местах.

Основной функцией мировых посредников было содействие соглашению крестьян с помещиками и составление так называемых "уставных грамот", в которых точно определялись размеры получаемого крестьянами надела, то местонахождение и крестьянские повинности. Уставные грамоты должны были быть введены в действие не позднее чем через два года после издания "Положений реформы".

Мировые посредники утверждали сельских старост и волостных старшин, могли отменять решения крестьянских сходов, рассматривали жалобы на помещиков, органы крестьянского управления, налагали взыскания, выступали в качестве нотариальных лиц при заключении актов помещиков с временнообязанными крестьянами.

В списках мировых посредников можно было встретить представителей известных дворянских фамилий, выдающихся деятелей русской культуры, науки, образования: Л.Н. Толстой и его брат Сергей, К.Д. Кавелин, Н.И. Пирогов, братья Самарины, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.И. Тимирязев и многие другие.


2.4 Наделы и повинности


Центральным звеном реформы был вопрос о земле. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в распоряжении крестьян. Вместе с тем, в соответствии с документом реформы, крестьяне должны выкупить у помещиков свою усадебную и надельную землю. Выкупившие становились крестьянами-собственниками. До выкупа своих наделов крестьяне должны были продолжать нести повинности в виде барщины или оброка. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу прежнего владельца, назывались "временнообязанными". Согласно "Положениям 19 февраля", временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться в течении 9 лет. Фактически же оно для многих крестьян растянулось на 20 лет.

При определении размеров надела преимущественно отдавать добровольному соглашению между крестьянами и помещиками, а поскольку такого соглашения чаще всего достигнуть не удавалось, то размер надела определяли законодательным путем.

В этих целях вся территория страны была поделена на 3 полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для черноземной и нечерноземной полос были установлены две нормы - высшая и низшая (последняя в 3 раза ниже высшей). Высшая норма для черноземной полосы была от 2 3?4 до 6 десятин, для нечерноземной - от 23 до 7 десятин. В степной полосе устанавливалась только одна указная норма надела. Эти нормы, как правило, были ниже старых крестьян наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, поэтому помещики по законодательству получили право отрезать "лишние" земли у своих бывших крестьян.

В итог проведения реформы крестьяне получили 33,7 млн. десятин земли, в среднем по 3,4 дес. На душу. По подсчетам экономистов, для обеспечения минимальных потребностей крестьянского хозяйства требовалось: в черноземных губерниях не менее 5, а в нечерноземных - от6 до 8 десятин на душу. Таким образом, более 9/10 бывших помещичьих крестья"Положения 19 февраля 1861 года" сохраняли барщину как форму феодальной повинности, однако она была существенно ограничена. За высший, или указной, надел крестьяне должны были отрабатывать в год 40 мужских и 30 женских дней (ранее 135 дней). н не получили этой необходимой нормы.


2.5 Выкуп и выкупная операция


После заключения выкупной сделки крестьяне из разряда временнообязанных переходили в разряд крестьян-собственников. Для того чтобы оградить интересы помещиков, разработчики реформы предложили следующее: за надел надо заплатить помещику такую сумму, которая, если ее положить в банк, в виде процентов даст владельцу нынешний оброк. Если оброк составляет 10 руб., то при 6 %банковского процента сумма в 166 руб.66 коп. даст помещику в год эти 10 руб. Таким образом, выкупная сумма за надел определялась в 167 рублей. При этом рыночная цена 1 дес. Земли в центральных районах обычно не превышала 25 руб., выкуп же ее обходился крестьянину в 60 руб. В среднем по стране выкуп превышал цену земли на одну треть. Из этого следовало, что цена надела прямого отношения к реальной цене земли не имела, но зато позволяла барину сохранить прежние привилегии. Потеряв крестьян, помещик фактически сохранил доход с них.

Крестьяне, естественно, не могли сразу уплатить помещику всю выкупную сумму. Тогда правительство пошло навстречу владельцам, организовав "выкупную операцию", то есть, выступив посредником между помещиками и их бывшими крестьянами. Владелец единовременно получал из казны ссуду в размере 88 %выкупной суммы, если крестьяне получили полный надел, или 75 %, если крестьяне получили неполный надел. Расплачиваться за эту сумму должны были крестьяне, внося ежегодно в течение 49 лет, до 1910 года, так называемые "выкупные платежи" в размере 6 % выкупной суммы. Выходило, что за это время крестьянин должен был выплатить почти

% предоставленной ссуды. Разницу между выкупной суммой и выкупной ссудой бывшие крестьяне должны были уплатить помещику - сразу или в рассрочку. В тех случаях, когда выкуп производился по требованию помещика, без согласия крестьян, последние от доплаты освобождались.

Государство осуществило реформу, фактически не затратив на неё ни одного рубля. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей, в то время как рыночная цена этой земли составляла в 60-е годы XIX века около 650 млн. рублей. За 45 лет бывшие крестьяне успели выплатить казне более 1,5 млрд. рублей выкупных платежей и все ещё оставались ей должны. Проведя выкупную операцию, государство за счет крестьян решило и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. Сумма помещичьих долгов казне к началу реформы составляла 425 млн. рублей, эта сумма и была вычтена из выкупной ссуды, полученной владельцами.


2.6 Реакция крестьян на реформу


Крестьяне, конечно, ожидали не такого освобождения. Недоумение, с которыми они выслушивали Манифест, быстро сменялось ропотом и всеобщим негодованием, как только они уяснили главное в прочитанном декрете: земля признавалась помещичьей собственностью, а крестьяне до выкупа по-прежнему будут или платить оброк, или отбывать барщину. Крестьяне отказывались верить услышанному, считали обнародованный Манифест поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними чиновниками, скрывшими настоящую царскую волю.

Правительство предвидело, что реформа вызовет разочарование и, может быть, прямое возмущение среди крестьянства. Не случайно командированные на места генерал-майоры и флигель-адъютанты имели самые широкие полномочия в деле усмирения всяких "между крестьянами беспокойств, неповиновения или ослушания". Неповиновения и "беспокойства" не заставили себя ждать. Известный публицист Н.А. Серно-Соловьевич в июне 1861 года писал: "Всюду повторились те же явления: крестьяне отказывались выходить на барщину и платить оброк помещикам, приносили перемены старост и бурмистров, поставленных помещиками, жаловались на притеснения от помещиков… требовали чистой воли". Наибольший размах весной 1861 года крестьянское движение получило в Казанской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской, Черниговской, Виленской, Ковенской и Смоленской губерниях.

Крупные выступления крестьян произошли в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии. "Положения 19 февраля" вызвали у крестьян с. Бездна недоумение и протест. Не удовлетворившись разъяснением помещиков и священиков, крестьяне попытались найти иных толкователей. И такой толкователь нашелся. Один из местных грамотеев сектант Антон Петров, "вычитал" из "Положений" следующую фантастическую "истинную волю": "помещику земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушается, секи ему голову, получишь от царя награду". Антон Петров призывал крестьян не слушать помещиков и начальников, не ходить на барщину, не платить оброк, брать хлеб из барских амбаров.

Период 1861-1863 годов характерен открытыми крестьянскими протестами. Но наивысшего напряжения крестьянские волнения достигли в первые месяцы после провозглашения реформы. Правительству удалось сломить сопротивление крестьянства и подавить стихийно - разрозненное и неорганизованное крестьянское движение.


2.7 Историческое значение отмены крепостного права


Крестьянская реформа 1861 года стала выдающейся вехой в политическом, экономическом и социальном развитии России. Отмена крепостного права создала условия для утверждения в России капитализма, как в городе, так и деревне. Эти условия в первую очередь заключались в личном освобождении 22 млн. помещичьих крестьян, составлявших треть населения страны. Перевод крестьян на выкуп означал фактическую ликвидацию крепостнических отношений, создание в деревне класса крестьян-собственников.

Отмена крепостного права имела и высокое нравственное значение. Она навсегда покончила с крепостным рабством. Бывшие крепостные, получив определенные личные и имущественные права, стали новыми гражданами России. В политической и социальной ситуации, сложившейся в пореформенное время, по-новому встал вопрос о представительных, конституционных формах правления, движении к правовому государству.

Реформа 1861 года явилась результатом сложного компромисса противостоящих интересов государства, помещиков и крестьян. Балансирующее правительство пошло на многочисленные уступки помещикам, но без них мирное освобождение крестьян вряд ли было бы возможно. Этим и объясняются существенные недостатки реформы, ее половинчатость, непоследовательность, достаточно короткие хронологические рамки, вполне умещающиеся два пореформенных десятилетия. Но даже несовершенная реформа была более приемлема для общества, чем крестьянская революция, в которой звали Россию представители радикального движения.

Воздадим должное группе реформаторов того времени, одного же выделим особо - Александра II. "Достаточно одной такой великой и благородной реформы, как эмансипация крестьян, чтобы навеки обессмертить монарха", - сказал один из современников императора о нем и о реформе. Не историки, сам Александр II определил себе место в истории. Место, не оспоренное никем.


2.7 Земская реформа


1 января 1864 года Александр II утвердил проект Положения о губернских и уездных учреждениях. Земские учреждения создавались как всесословные выборные органы местного самоуправления. Они состояли из распорядительных органов - уездных и губернских земских собраний и исполнительных - уездных и губернских земских управ. Те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний назывались гласными, т.е. имевшими право голоса.

Как же избирались местные депутаты? Выборы гласных производились на трех избирательных съездах по куриям. В первую курию - уездных земледельцев - входили собственники не менее 200дес. Земли, независимо от тех сословий принадлежности, а также крупные владельцы, имевшие в сельской местности недвижимую собственность стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Во второй курии - городской - участвовали собственники городских промышленных и торговых заведений с оборотом не ниже 6 тыс. рублей, купцы 1 и 2 гильдий, а также владельцы городской недвижимости. Третья курия состояла из председателей сельских обществ. Имущественный ценз для участия в выборах по этой курии отсутствовал. Однако это не создала каких-либо преимуществ для крестьян. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Вначале сельские общества посылали представителей на волостные сходы, которые выдвигали "выборщиков", а те в сою очередь, на уездном съезде избирали гласных. На каждом куриальном съезде избиралось определенное число гласных. В результате помещики получили большинство мест в уездных земских собраниях. В губернских же собраниях, депутаты которых, в свою очередь, избирались на уездных собраниях, поместное дворянство имело подавляющий пересев.

Земства вводились постепенно. К концу 70 годов они были введены лишь в 35 губерниях Европейской России.

Действие земств с самого начала была строго ограниченна узкими пределами чисто хозяйственных "польз и нужд" данной местности: устройством и содержанием местных путей сообщения, земских школ, больниц, богаделен и приютов; попечение о местной торговле и промышленности; налаживанием ветеринарной службы; взаимного страхования, местного продовольственного обеспечения; строительством местных дорог и мостов; содержанием тюрем и домов для умалишенных и др. Земства не имели права заниматься политической деятельностью. Нарушение рамок компетенции каралось законом.

Значение Земской реформы

Русское общество с удовлетворением встретило создание земств.

К.Д. Кавелин отмечал, что "огромное событие", " существенное многозначительное явление" среди преобразований, что оно будет семенем для развития "многоветвистого дерева". История доказала правоту известного либерала. Земство сыграло серьезную роль в разных областях русской жизни. Велик вклад земств в понятие культурного уровня русской деревни, распространение грамотности среди крестьян. К 1880 году на селе было создано 12 тыс. земских школ, которые по праву считались лучшими. Не менее заметно и значение земской деятельности для развития здравоохранения в Европейской части России. Земские больницы были открыты для крестьян, до этого практически лишенных какой бы ни было медицинской помощи. Земства оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне.

В Перми и Вятке земства первыми стали приобретать улучшенные землевладельческие орудия, машины и семена, разработали институт агрономических смотрителей.


2.8 Городская реформа


Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления.16 июня 1870 года Александр II утвердил проект нового Городского положения. Городское самоуправление было реформировано на тех же началах, что и земское. Выборы в городскую думу проводились также по трём избирательным съездам в зависимости от имущественного ценза. Право участия в выборах, независимо от сословия, получили владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также все лица, уплачивающие торгово-промышленные сборы. Лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения: врачи, преподаватели, инженеры, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры. Такой порядок сильно ограничил число избирателей. В среднем по 46 крупным городам избиратели составляли 5,6 % от общего количества жителей.

Выборы в думу происходили раз в четыре года. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся одновременно председателем как исполнительного, так и распорядительного.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограниченна узкими рамками чисто хозяйственных вопросов: внешнее благоустройство, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговли и промышленности, о здравоохранении и образовании, принятие санитарных и противопожарных мер.

Значение городской реформы

Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно - культурном развитии России. Успешное решение многих проблем в значительной степени зависело от людей, входивших в состав дум и возглавлявших эти учреждения. Целую эпоху в истории Москвы составила деятельность Николая Александровича Алексеева, бывшего городским головой с 1855 по 1893 год. За 8 лет в городе появились такие великолепные здания, как Московская городская дума (в советское время здесь находился музей В.И. Ленина), Верхние торговые ряды (здание ГУМа), началась электрификация центральной части города, завершилось строительство нового водопровода. Вершиной бескорыстного и самоотверженного служения Н.А. Алексеева стало пожертвование им значительных средств на создание лечебницы для душевнобольных.


2.9 1864 год - Судебная реформа


К середине XIX века, пожалуй, ни один из органов государственного аппарата не находился в столь скверном состоянии, как судебная система.

И.С. Аксаков в 80 годах писал, что при одном вспоминании о старом суде "волосы встают дыбом, мороз дерет по коже".

Новые судебные уставы, введение 20 ноября 1864 года, провозгласили своей целью гарантировать "суд скорый, правый и милостивый, равный для всех". В основу судебной реформы были положены принципы, лежавшие в основе суда буржуазных государств Западной Европы. Россия получила новый суд: всесословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Старые сословные суды, сохранившиеся со времен Екатерины II, были заменены общими судебными учреждениями для всех подданных империи, к какому бы сословию они не принадлежали: все судились в одних и тех же судах, по одним и тем же законам, при одном и том же порядке судопроизводства. Это было решительным шагом вперед.

Новым законодательством устанавливались два вида судов: мировые и общие. Мировой суд рассматривал мелкие поступки и правонарушения, малозначительные гражданские дела, если ущерб не превышал 500 рублей. Высшей инстанцией по отношению к мировому суду был съезд мировых судей данного округа. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями и городскими думами на 3 года из кандидатов, обладавших определенным образовательным и имущественным цензом.

Общий суд имел три категории: окружной суд, судебная палата и Сенат. Окружной суд стал центральным звеном новой судебной системы. В суд входил председатель, его заместители, члены суда. Присяжные заседатели - выборные лица, привлекаемые на определенное время для участия в разбирательстве судебных дел (12 человек) - должны были решать вопрос о том, виновен или невиновен обвиняемый, а суд определял меру наказания. Политические дела были изъяты из юрисдикции суда присяжных. Предосторожность, как выяснилось впоследствии, оказалась для власти не лишней.

Огромное значение имело создание института присяжных поверенных - адвокатуры. Правительство вплоть до отмены крепостного права отрицательно относилось к идее учреждения в России адвокатуры по западноевропейскому образцу. "Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты, - восклицал Николай I, - кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет … пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем". Сын жил в другую эпоху.

Роль адвокатов сразу стала довольно заметной. "Русская адвокатура 60-70 годов, - по мнению видного юриста В.Д. Спасовича, - стала средоточием судебных деятелей, которые могли соперничать с любыми европейскими знаменитостями…". Имена выдающихся адвокатов того времени Д.В. Стасова, Ф.Н. Плевако, П.А. Александрова знала вся Россия.

Значение судебной реформы

Судебная реформа была самой последовательной и радикальной реформой Александра II, однако и она осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат. Были оставлены в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, инороднические суды. Высшие чиновники империи судились особым Верховным уголовным судом. Был сохранен крестьянский волостной суд, учрежденный Общим положением 19 февраля 1861 года. Последнее отчасти объяснилось тем, что крестьянские правовые понятия резко отличались от общегражданских. Поэтому волостной суд судил, руководствуясь не имперскими законами, а на основании написанного обычного права, местных крестьянских обычаев.

Несмотря на все эти отступления, новый суд резко отличался от дореформенного суда с его канцелярской тайной и взятничеством, бесконечной волокитой по инстанциям, отсутствием адвокатуры и произволом администрации. Судебная реформа 1864 года имела, несомненно, прогрессивное значение, способствуя развитию в обществе чувства законности и гражданского самосознания.

Трудно не согласиться с известным издателем и журналистом М.Н. Катковым, давшим реформе емкое определение: " С упрочением нового судопроизводства становится возможным жить в России, как в стране цивилизованной".


2.10 Реформы в области народного образования и печати


Реформы 60-х годов в области образования и печати были неразрывно связаны с теми преобразованиями, которые последовали вслед за крестьянской реформой 1861 года. Еще в ходе работы Редакционных комиссий высказывалось мнение о "настоятельной необходимости учреждения повсеместно сельских училищ". Разработка этого вопроса заняла несколько лет, прежде чем 14 июня 1864 года Александр II утвердил

"Положение о начальных народных училищах".

В соответствии с ним, право открытия и содержания школ представлено было общественным учреждениям и частным лицам с соответствующего разрешения.

Начальные школы были насколько типов - государственные, земские, церковноприходские, воскресные. Срок обучения в них не превышал трех лет. Учебный курс предполагал преподавание следующих дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, четыре правила арифметики и церковное пение. Преподавание должно было производиться повсюду только на русском языке.

В 1864 году был утвержден новый устав гимназий. Он вводил среднюю школу принцип равенства прав на образование для всех, имеющих возможность внести установленную плату за обучение: в гимназию могли приниматься дети лиц "всех сословий, без различия звания и вероисповедания". Гимназии предусматривались двух типов - классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В классических гимназиях предпочтение отдавалось гуманитарной подготовке, изучению древних языков; в реальных гимназиях преимущество имели математика и естествознание. Окончившие классическую гимназию имели право поступать без экзаменов в университет, окончание же реальной гимназии давало право на поступление только в высшие технические учебные заведения. В начале 60-х годов получило развитие и женское образование. В 1863 году был принят новый университетский устав, который восстанавливал университетскую независимость. Университетский совет получил право самостоятельно решать все учебные, научные и административные вопросы, руководить всей внутренней жизнью вуза. Устав предусматривал выборность ректора, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Студенты не получали никаких корпоративных прав. Женщины в университеты не допускались.

Новый закон университетской жизни был встречен положительно, ибо он, как писал известный филолог Ф.И. Буслаев, "способствовал успехам в науках", а профессора могли "читать лекции спокойно и беспрепятственно", не стесняясь придирчивыми формальностями, " без всякого опасения соглядатайной опеки".

В обстановке усилившихся либеральных настроений, всеобщего недовольства положением печати наступил конец "эпохе цензурного террора". Еще в декабре 1855 года правительство Александра II прекратило деятельность Бутурлиновского комитета, были смещены наиболее реакционно-настроенные цензоры. В 1857 году правительство создало комитет по выработке нового цензурного устава. Наконец, в 1856 году был издан новый устав, просуществовавший с некоторыми изменениями и дополнениями вплоть до 1905 года.

Новый закон освободил от предварительной цензуры столичную периодическую печать, книги объемом 10 печатных листов для русских и 20 печатных листов для переводных изданий

Несмотря на известные ограничения для провинциальной печати и массовой литературы, новый устав был все же несомненным шагом вперед, получив поддержку в среде книгоиздателей журналистов.

2.11 Военная реформа


Уроки Крымской войны, вскрывшей военно-техническую отсталость русской армии, показали, что военная машина крепостнической России явно не в состоянии противостоять передовым армиям западноевропейских государств. Необходима была коренная перестройка всей военной системы.

В 1861 году на пост военного министра был назначен 45 - летний генерал Дмитрий Алексеевич Милютин, брат Н.А. Милютина, высокообразованный и военный и государственный деятель, известный своими либеральными взглядами. Кадровый выбор Александра II оказался испорчен.

Дмитрий Алексеевич дослужился до профессора Академии Генерального штаба. Написал ряд крупных трудов по военной истории, среди них "Итальянский поход Суворова". В конце 50-х годов был назначен начальником Кавказской армии, участвовал в разработке операции по пленению Шамиля, которое послужило окончанию военных действий в этом регионе. Имея великолепную теоретическую подготовку, необходимый боевой опыт и навыки, обладая к тому же выдающимися личными дарованиями, Д.А. Милютин, как никто другой, соответствовал поставленной задаче: реорганизовать военную силу России.

Д.А. Милютин прежде всего добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет. Затем была запрещена отдача в солдаты за преступления, отменены телесные наказания, широко применявшиеся в дореформенной армии, введено обучение солдат грамоте. В 1864 году им была осуществлена реформа военного управления на основе создания военных округов. Новая система руководства устраняла чрезмерную централизацию и способствовала быстрому развертыванию армии в случае военных действий. Достаточно быстрыми темпами происходила модернизация на смену гладкоствольному оружью, приходило нарезное оружье. Парусный флот заменялся паровым, появились новые военные суда: броненосцы, крейсеры, линкоры. Однако кардинальная реорганизация военного дела требовала более радикальных мер, а именно введения новой системы комплектования армии - замены старой рекрутчины всеобщей воинской повинностью.

Впервые мысль о введении в России всеобщей воинской повинности, правда, в завуалированной форме, была высказана Д.А. Милютиным еще в 1862 году в докладе императора. Отклика не последовало. Между тем дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление милитаристских настроений среди крупнейших держав континента практически не оставляли России иного выбора. Были причины и иного порядка. Использование всеобщей воинской повинности могло быть эффективным лишь при условии быстрой мобилизации воинских резервистов, а это, в свою очередь, требовало наличия развитой системы путей сообщения. Такая система в начале 60-х годов в России отсутствовала. Рост железнодорожного строительства, создание сети железных дорог к началу 70-х годов позволили завершить военную реформу по европейскому образцу. "Вовремя" подоспела и франко-прусская война 1870-1871 годов. Современников поразила та слаженность и быстрота, с которой была отмобилизована прусская армия. П.А. Валуев, оказавшийся свидетелем победного марша прусаков на Париж, вернувшись в Россию, в беседе с Милюковым прямо высказался за введение всесословной воинской повинности.

Больше медлить было нельзя. Разработанный комиссией под руководством Д.А. Милютина проект нового воинского устава, несмотря на жестяную позицию реакционеров, прошел все-таки в Государственном совете и 1 января 1874 года был утвержден Александром II. По новому воинскому уставу отменялись рекрутские наборы, и вводилась всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население страны, достигшее 20-летнего возраста, независимо от сословий. Срок действительной службы в пехоте был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, на флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Были установлены многочисленные льготы. Сроки действительной службы сокращались для лиц, получивших образование: для окончивших начальную школу - до трех лет, окончивших гимназию - до полутора лет, а выпускники высших учебных заведений могли служить всего 6 месяцев. С введением нового воинского устава Россия получила возможность иметь в мировое время сравнительно небольшую армию, а в случае военных действий. Призвав резервный запас, а иногда и ополчение, создать массовую армию, располагающую необходимыми резервами.

Значение военной реформы

Военные реформы 1861 - 1874 годов сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии, что было убедительно продемонстрировано в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов.

Д.А. Милютин пробыл на посту военного министра двадцать лет, получив в отличие от других реформаторов возможность не только разработать реформу, но и осуществить ее на практике. Умер он в 1912 году, в возрасте 96 лет, едва ли не последним из славной плеяды российских реформаторов 60 - 70 годов.


2.12 Значение реформ 1860-1870 годов


Политические реформы 1860-1870 годов стали достойным продолжением крупнейшей реформы века - отмены крепостного права. Создание современных органов самоуправления, европейского судопроизводства и судоустройства, введение всеобщей воинской повинности, изменения в области образования и печати, комплексность разработки и осуществления все этих реформ свидетельствовали об огромном преобразовательном потенциале, направленном на мирное, эволюционное развитие общества и государства. Ни одна из реформ не рождается в вакууме. Сложное взаимодействие и переплетение либеральных и охранительных начал в государственной политике - все это определило характер преобразований эпохи Александра II. Ни перечеркнуть, ни переписать их нельзя. Ибо связь времен непрерывна, и наше настоящее в этом смысле есть не что иное, как выражение прошлого. Чтение же исторических книг и увлекательно, и поучительно.

Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что далеко не всё, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы остались незавершенными. И все же их следует назвать поистине "Великими реформами", которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России. В истории России сложилось так, что ни одна из реформ, которые задумывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно до логического завершения.

Причины незавершенности реформ 60-70 годов XIX века

Александр II начал хорошее дело, но он не успел довести его до конца, так как его убили. Его сын - Александр III не видел смысла в продолжении реформ, поэтому пошел по пути контрреформ.

Незавершенность проводимых реформ, непонимание их значимости обществом, приводит к тому, к чему привели реформы 60 - 70 годов XIX века - к недовольству общества, которое ответило террором.

И беда террора заключалась в том, что и правительственный, и революционный террор были одинаково губительны для правительственного состояния общества, приручая людей к крови, насилию, дешевизне человеческой жизни.


Заключение


Говоря о реформах 60х - 70х годов XIX века проводимых Александром II мы не можем не говорить о реформах 90х годов XX века, которые проводились после распада СССР, жизнь показывает, что для успешного проведения реформ необходимы определенные условия:

за проведение реформы ответственность должны нести не только власть, но общество, которые должны идти в одной связке;

необходимо единство общества, единство всех политических партий, всех демократических сил, а это единство у нас тоже отсутствует;

в проведении реформ надо идти до конца, не останавливаясь на полпути;

реформы должны быть соразмерны личности. Александр II, как и М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин не очень понимали всей глубины и последствий реформ. Ведь для огромного количества людей реформы как тогда, так и сегодня являлись катастрофой;

сильный политик не должен боятся сильных рядом с собой. Часто выбирают слабых людей, так как ими легко управлять;

для успешного проведения реформ нужна благоприятная внутренняя и международная обстановка, этого на сегодняшний день тоже нет, так как положение ухудшил экономический кризис;

Недовольное общество, устав ждать изменений, переступает некую черту, которая до этого сдерживала силы привычного ожидания.

И начинается резкая цепная реакция в ответ на бесправие, на вопиющую социальную незащищенность, нарушение прав личности, которые приводят к власти толпы - охлократии.

В результате этого гибнет всё нравственное, прекрасное, созидательное, которое и составляет, сущность неповторимости человеческой личности.

Список литературы


1. Бутиков Г. П музей - памятник "Спас на крови" изд-во Санкт - Петербург 1996год

Васильева Л.Н. "Жены русской короны", Атлантида XXI век, АСТ, Москва, 1996 год.

Волобуев О.В. "История России 1861-1917 год", Москва, 1996 год.

Казиев С.Ш. "История в схемах и таблицах", ЛИСТ, Москва 1998 год.

Лютых А.А. "Русская история для детей и юношества". - Москва, РИПОЛ, 1996 год

Ляшенко Леонид "Александр II, или история трёх одиночеств", Москва, МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ, 2004 год.

Материалы проекта 1 канала телевидения "Имя Россия" Александр II

Огоновская С.И. "История России. Универсальное пособие для школьников и абитуриентов", Екатеринбург, У-ФАКТОРИЯ, 2002 год


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Проведенные в период царствования Александра 2 преобразования имели важные последствия для России тех времен. Не только потомки, но и современники императора отмечали как положительное значение реформ Александра 2для развития государственности, так и отрицательное.

Неизбежность реформ

Сразу после вступления на престол в феврале 1855 года - на следующий день после кончины отца императора Николая 2 - Александр 2 дал понять своим подданным, что прекрасно понимает, в какую пору ему придется править и в каком состоянии досталась ему страна. Об этом он заявил в своей первой речи в качестве императора перед членами Государственного совета. Общественно-политическая обстановка в России была на тот период далека от стабильной и прогрессивно развивающейся. Необходимо было в короткие сроки решить ряд довольно сложных как внутренних, так и внешних политических вопросов, чтобы вывести страну из кризиса.

От отмены крепостного права до обучения крестьянских детей

Император Александр 2 вошел в историю под именем «Освободитель». которая была при нем осуществлена, несколько затмила остальные преобразования его правления, а их было немало. Та же реформа народного образования Александра 2 - чем неповод дать ему имя «Просветитель»?

В среде интеллигенции, помимо женского вопроса, обсуждались последствия исхода крестьян от помещиков и их дальнейшая участь. Идеи о потребностях организации для крестьянских детей споров практически не вызывали - необходимость их обучения просвещенные умы государства признавали безоговорочно. Многие в качестве примера приводили гения российской науки Михаила Ломоносова, судьба

которого была столь удивительна и уникальна. Глубокое уважение к нему испытывал и Александр 2. Реформы образования должны были открыть многим крестьянским детям дорогу в мир знаний. Большим сторонником просвещения в народе был И.С.Тургенев, предложивший свой проект создания комитета грамотности, который и был одобрен императором.

Историческое значение преобразований, введенных в правление Александра

Кроме того, что принял и подписал новые образовательные Уставы, провел полную просветительскую реформу, среди его заслуг есть и другие важные преобразования, коснувшиеся всего российского общества. На 1862-1863 годы приходится принятие изменений управления финансовыми ресурсами государства, на 1865-й - закона о печати. Реформы - самоуправления, судебная, военная - обществом были приняты по-разному, но их необходимость признавалась всеми. Пусть не все было осуществлено так, как задумывалось, но сам факт преобразований и положительное значение реформ Александра 2 для дальнейшего развития государства трудно не признать. Пусть некоторым из них дают разные оценки и поныне, но как на внутренней, так и на внешнеполитической арене Россия в эпоху Александра 2 стала сильнее.

Российский император Александр II

Вступив на престол в 1855 г., Александр II получил тяжёлое наследие: ему предстояло разрешить сложные внутренние и внешние вопросы (восточный, крестьянский, польский и др.); финансовое положение России было расстроено неудачной Крымской войной, в результате которой Россия оказалась в международной изоляции.

Император Александр II начал постепенно проводить необходимые для государства реформы, в том числе городскую.

Городская реформа

Она была непосредственным продолжением земской реформы.
16 июня 1870 г. император издал «Городовое положение», в результате которого в 509 из 1130 существующих в то время городах вводилось выборное самоуправление — городские думы . Число гласных членов думы было значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных членов было намного больше: в Московской думе - 180, в Петербургской - 252.

Они избирались на 4 года. Городская дума являлась распорядительным органом. Она избирала свой постоянно действующий исполнительный орган городскую управу . Городская управа состояла из городского головы, который также избирался на 4 года, и нескольких членов.

Городской голова являлся одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы контролировали правительственные чиновники.

Схема городской реформы 1870 года

Право избирать и быть избранным в городскую думу

Оно базировалось на буржуазном имущественном цензе.

Это право имели только те жители, которые обладали имущественным цензом (преимущественно владельцы торгово-промышленных заведений, домов, банков). Гордума состояла из трех избирательных собраний: в первое входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во второе – более мелкие, которые уплачивали другую треть налогов, а в третье – все остальные. Разные ведомства, учреждения, компании, общества, церкви, монастыри также пользовались избирательным правом в качестве юридического лица. Принимать участие в голосовании позволялось только мужчинам, достигшим возраста 25 лет. Женщины могли участвовать в выборах только через своих доверенных лиц. Наемные рабочие, в основном не владевшие недвижимой собственностью, представители интеллигенции (инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, часто не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры), фактически были лишены избирательного права.

Очевидна ограниченность данной реформы: основная масса городских жителей была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления

Эта компетенция была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: устройство больниц, школ, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы. Городские думы должны были также принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Значение городской реформы

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, что привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

В результате к участию в городском управлении оказались привлеченными и лица духовного звания, и дворяне, владевшие в пределах городской черты недвижимой собственностью, до 1870 г. отстраненные от работы в органах самоуправления, как неподатные сословия.

Александр II много сделал для России. Он сделал то, за что боялись взяться другие правители: освободил крестьян от крепостного гнета.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без братоубийственной войны.

В результате отмены крепостного права и городской реформы возродилась торгово-промышленная деятельность, в города потек поток рабочих рук, появились новые возможности для предпринимательства.

Д. Медведев: "Реформы Александра II продолжаются и сейчас"

Д. Медведев, выступая в Петербурге в Мариинском дворце по случаю годовщины отмены крепостного права, отметил, что реформы Александра II продолжаются и сейчас: «Александр II получил страну с мощной военно-бюрократической вертикалью власти. За ее помпезностью – а пыль в глаза мы пускать всегда умели – он разглядел неэффективность этих институтов. Он отказался от традиционного уклада и указал путь в будущее. Этот путь оказался долгим и трудным. И он еще не завершен и поныне. По сути, мы продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад».