Open
Close

Кто потопил четыре немецких транспорта. Крупнейшая морская катастрофа: гибель немецкого транспорта «Гойя

Франциско Гойя являлся выдающимся художником XIX столетия, в его честь были названы не только улицы городов, но и целые корабли. Один из таких кораблей был выстроен в самом начале Второй мировой войны в столице Норвегии - Осло.

«Гойя» - транспортное военное судно, время спуска которого было назначено на 4 апреля 1940 года. После того, как немцы оккупировали большую часть Европы, корабль перешел в распоряжение вермахта и стал использоваться в качестве учебной цели для немецких подлодок, поскольку его впечатляющие характеристики более всего этому способствовали. Так, водоизмещение «Гойи» составляло более 5 тысяч тонн, длина корабля достигала 70 метров, ширина была свыше 17. При благоприятных погодных условиях «Гойя» была способна, работая на четырех двигателях, развить скорость до 18 узлов в час, что было по тому времени совсем немало.

Ближе к концу войны, когда немецкое командование уже не могло отрицать очевидный ее проигрыш, «Гойя» до этого участия в военных операциях не принимавший, поступил в распоряжение эвакуационного штаба, занимавшегося эвакуацией мирных жителей и военных из Данцигской бухты. За время нахождения в составе спасательного флота «Гойя» выполнил всего 5 рейсов, причем пятый оказался для него последним.

Норвежское грузовое судно «Гойя»

4 апреля 1945 года корабль стоял на погрузке в порту, причал постоянно обстреливался, ситуация была крайне опасной, но корабль продолжал принимать раненных, беженцев и солдат. Один из снарядов попал в «Гойю» не став, впрочем, причинной сильных разрушений, легко ранив нескольких матросов и самого капитана. Тем не менее, не смотря на обстрел, командование приняло решение в тот же день, не медля выйти в море. «Гойя», приняв на борт около 7 тысяч человек, в сопровождении парохода и двух тральщиков выдвинулся прочь от Данцигской бухты.

К большому сожалению, для немецких солдат и офицеров, у входа в бухту их уже поджидала советская подводная лодка Л-3 , командир которой имел четкий приказ уничтожать любые конвои, предпринимавшие попытки скрыться от наступающих войск Красной Армии. Скорость конвоя, а также постоянно менявшийся курс заставили капитана подводной лодки пуститься в длительное преследование, находясь при этом в надводном положении. В конце концов, ближе к полуночи этого же дня цель была достигнута – лодка выпустила несколько торпед по «Гойе» и все они достигли цели. Корабль вспыхнул словно спичка, и затонул спустя всего лишь 6 минут, предоставив в распоряжение морских хищников от 6 и до 7 тысяч тел.

Спасательным шлюпкам, посланным с тральщиков, удалось спасти чуть более 30-40 человек, все остальные бывшие на борту пассажиры погибли в мгновение ока, виной чему, как показало проведенное расследование, стало отсутствие у транспортного судна водонепроницаемых переборок, наличие которых обязательно для безопасной перевозки пассажиров.

Советская лодка повреждений не получила, капитан и его экипаж благополучно продолжили боевую службу до конца войны. За успешно проведенное торпедирование капитан Коновалов В.К. получил звание Героя Советского Союза, а также орден Ленина и Золотую Звезду.

Точное место гибели «Гойи» было установлено только спустя многие годы после окончания войны, имена же всех погибших остаются неизвестными до сих пор.

16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 отправила ко дну немецкое судно "Гойя". На борту судна по официальным данным находилось около 6 900 человек. Однако, свидетели считают, что пассажиров было гораздо больше, т.к. "Гойя" перевозил беженцев и раненных, и погрузка была достаточно хаотичной. На борту находились только 200 солдат 25-го танкового полка Вермахта. По количеству жертв затонувший «Гойя» занимает первое место в истории мирового мореплавания.

Для сравнения, катастрофа Титаника унесла жизни 1514 человек, что в 4.5 раз меньше количества человек, которые погибли на "Гойя".

"Гойя" был спущен на воду в Норвегии, однако, после конфисковано немцами. В дальнейшем грузовой корабль служил силам Вермахта как судно для эвакуации. Он успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19 785 человек.

В тот роковой день судно держало курс на город Свинемюнде. В 19:00 конвой, состоявший из трёх судов: «Гойи», парохода «Кроненфельс» («Kronenfels») и морского буксира «Эгир» («Ägir»), вышел из Данцигской бухты в сопровождении двух тральщиков М-256 и М-328. Около 23:00 маршрут конвоя был изменён, конвой направился в город Копенгаген. В 23:45 самое крупное судно "Гойя" содрогнулось от двух взрывов и в течении 7 минут затонуло.



Советская субмарина Л-3, под командованием Владимира Коновалова следовала за конвоем от самого Данцига. Только 183 человека выжили. Тела умерших еще долго находили на пляжах. 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3 ранга Коновалову Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».



26 августа, 2002 года, судно было обнаружено польскими дайверами (Grzegorz Dominik и Michał Porada). 16 апреля 2003 года на судно отправилась международная экспедиция. Оказалось, что в документах место затопления корабля было указано неверно, и на польских морских картах "Гойя" был обозначен как "Судно номер 88".

Обломки корабля лежат на глубине 75 м в нескольких километрах от берега Балтики на север от городка Розеве. Чтобы защитить останки судна и память пассажиров, дайвинг запрещен в радиусе 500 м.

"Гойя"

16 апреля 1945 года, ровно через 117 лет после смерти Франсиско Гойи, торпедной атакой, проведенной советской субмариной, был затоплен корабль «Гойя». Эта катастрофа, унесшая 7000 жизней, стала крупнейшим в мировой истории кораблекрушением.

«Гойя» был норвежским грузовым кораблем, реквизированным немцами.16 апреля 1945 года не задалось с самого утра. Мрачным предзнаменованием грядущей катастрофы стала бомбардировка, которой подвергся корабль. Несмотря на оборону, во время четвертого налета снаряд все же поразил носовую часть «Гойи». Было ранено несколько человек, но судно осталось на плаву и рейс решили не отменять.

Для «Гойи» это был пятый рейс по эвакуации от наступающих частей Красной Армии. За четыре предыдущих похода было эвакуировано почти 20000 беженцев, раненых и солдат.
В свой последний рейс «Гойя» отправился загруженный до отказа. Пассажиры были в проходах, на лестницах, в трюмах. Не у всех были документы, поэтому точное количество пассажиров до сих пор не установлено, от 6000 до 7000. Все они верили в то, что война для них закончилась, строили планы и были полны надежд…

Корабли («Гойя» шел в сопровождении конвоя) были уже в море, когда в 22:30 наблюдение заметило справа по борту неопознанный силуэт. Всем было приказано надеть спасательные жители. На борту «Гойи» их оказалось только 1500. Вдобавок на одном из кораблей группы, «Кроненфельсе», случилась поломка в машинном отделении. Ожидая конца ремонтных работ, корабли легли в дрейф. Через час суда продолжили путь.
В 23:45 «Гойя» содрогнулась от мощной торпедной атаки. Советская подводная лодка Л-3, следовавшая за кораблями, приступила к действиям.
На «Гойе» началась паника. Йохен Ханнема, немецкий танкист, ставший одним из немногих выживших, вспоминал: «Из огромных пробоин, образовавшихся в результате попадания торпед, с шумом ринулась вода. Корабль разломился на две части и стал стремительно погружаться. Слышен был только жуткий гул огромной массы воды».
Огромный корабль, лишенный перегородок, потонул за какие-то 20 минут. В живых осталось только 178 человек.

"Вильгельм Густлов"

30 января 1945 года в 21 час 15 минут субмарина С-13 обнаружила в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось, по современным оценкам, свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие.
Капитан подводной лодки Александр Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Подводникам чудом удалось избежать взрыва на лодке.

Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.

Затопление "Вильгельма Густлова" считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. По официальным данным в ней погибло 5 348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9 000.

"Junyo Maru"

Их называли «Корабли ада». Это были японские торговые суда, используемые для перевозки военнопленных и рабочих (фактически – рабов, которые были прозваны «ромуши») на оккупированные японцами территории в годы Второй мировой войны. «Корабли ада» официально не входили в военный флот Японии и не имели опознавательных знаков, но силы союзников топили их от этого не менее яростно. Всего за военное время было потоплено 9 «Кораблей ада», на которых погибло почти 25 тысяч людей.

Стоит сказать, что британцы и американцы не могли не знать о «грузе», который перевозился на кораблях, так как японские шифры были дешифрованы.

Крупнейшая катастрофа произошла 18 сентября 1944 года. Британская подводная лодка Tradewind торпедировала японский корабль Junyo Maru. Из спасательного оборудования на корабле, набитом военнопленными под завязку было две спасательных шлюпки и несколько плотов. На борту же находились 4,2 тысячи рабочих, 2,3 тысячи военнопленных американцев, австралийцев, англичан, голландцев и индонезийцев.

Условия, в которых приходилось выживать невольникам на кораблях, были просто ужасающими. Многие сходили с ума, умирали от истощения и духоты. Когда торпедированное судно начало тонуть, никакого шанса на спасение у пленников корабля не было. Сопровождавшие «корабль ада» катера поднимали к себе на борт только японцев и небольшую часть пленных. Всего в живых осталось 680 военнопленных и 200 ромуши.

Это был тот случай, когда живые позавидовали мертвым. Чудом спасшиеся пленники были отправлены по месту назначения – на строительство железной дороги на Суматру. Шансов выжить там было не многим больше, чем на злополучном корабле.

"Армения"

Грузопассажирское судно «Армения» было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса – Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. Борт и палубу стали "украшать" большие красные кресты, которые, по идее, должны были уберечь корабль от атак, но...

В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на его борту были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь.

Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану "Армении" запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток, но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось...

В 8 часов утра 7 ноября «Армения» покинула Ялту и взяла курс на Туапсе. В 11 ч 25 минут судно подверглось атаке немецкого торпедоносца He-111 и затонуло менее чем через 5 минут после попадания торпеды в носовую часть. Вместе с «Арменией» погибли от 4000 до 7500 человек, а спастись удалось лишь восьмерым. До сих пор причины этой страшной трагедии вызывают споры.

"Донья Пас"

Гибель парома "Донья Пас"- крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. Эта трагедия стала жестоким уроком, обличающим жадность, непрофессионализм и разгильдяйство. Море, как известно, ошибок не прощает, а в случае с "Даньей Пас" ошибки следовали одна за другой.
Паром был построен в Японии в 1963 году. В то время он назывался "Химэури Мару". В 1975 -м он был выгодно продан Филиппинам. С того времени его эксплуатировали даже больше, чем нещадно. Предназначенный для перевозки максимум 608 пассажиров, он обычно забивался до упора, вмещая от 1500 до 4500 человек.

Дважды в неделю паром выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила – Таклобан – Катбалоган – Манила – Катбалоган – Таклобан – Манила. 20 декабря 1987 года "Донья Пас" ушла в свое последнее плавание из Таклобана в Манилу. На этот рейс забилось максимум пассажиров - филиппинцы спешили в столицу к Новому году.

В десять вечера того же дня паром столкнулся с огромным танкером "Вектор". От столкновения оба судна буквально переломились пополам, по океану разлились тысячи тонн нефти. От взрыва произошло возгорание. Шансы на спасение были сведены практически к нулю. Усугубляло ситуацию и то, что океан в месте трагедии кишел акулами.

Один из выживших, Пакито Осабель, позже вспоминал: "Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос".

Спасательная операция началась только через восемь часов после трагедии. Из моря удалось выловить 26 человек. 24 - пассажиры "Доньи Пас", двое - матросы с танкера "Вектор". Официальная статистика, верить которой не приходится, говорит о гибели 1 583 человек. Более объективные, независимые специалисты утверждают, что в катастрофе погибли 4341 человек.

"Кап Аркона"

"Кап Аркона" было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение – 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, "Кап Аркона" погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками.

Биньямин Якобс, один из узников, бывших на "Кап Арконе", в книге "The Dentist of Auschwitz" писал: "Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ - кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona“. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной".

На борту полыхающей «Кап Арконы» больше 4000 заключенных сгорели заживо или задохнулись от дыма. Некоторым заключенным удалось вырваться и выпрыгнуть в море. Тех, кому удалось избежать акул, подобрали траулеры. 350 узников, многие из которых пострадали от ожогов, сумели выбраться до того, как лайнер опрокинулся. Они выплыли на берег, но стали жертвами эсесовцев. Всего на «Кап Арконе» погибли 5594 человека.

"Ланкастерия"

О трагедии, произошедшей 17 июня 1940 года западная историография предпочитает умалчивать. Более того, пелена забвения покрыла эту страшную катастрофу в день, когда она случилась. Это связано с тем, что в этот же день перед гитлеровскими войсками капитулировала Франция, и Уинстон Черчилль решил ничего не сообщать о гибели корабля, так как это могло надломить моральный дух британцев. Это не удивительно: катастрофа "Ланкастерии" стала крупнейшей массовой гибелью англичан за все время Второй мировой войны, количество жертв превысило сумму жертв гибели "Титаника" и "Луизитании".

Лайнер "Ланкастрия" был построен в 1920 году и после начала Второй Мировой войны эксплуатировался в качестве войскового судна. 17 июня он эвакуировал войска из Норвегии. Заметивший судно немецкий бомбардировщик Юнкерс 88 начал бомбардировку. В лайнер попало 10 бомб. По официальным данным, на борту находилось 4500 солдат и 200 человек экипажа. Спасти удалось около 700 человек. По неофициальным данным, обнародованным в книге Брайна Крабба о катастрофе, сказано, что численность жертв сознательно преуменьшается.

73 года прошло с момента, когда грузовое судно Гойя килем коснулось дна океана. Все потому, что оно не выдержало торпедной атаки советской субмарины Л-3.

Источник: wikipedia.org

Изначально Гойя было грузовым судном, построенным на Akers Mekanika Verksted в Осло. Спущено на воду 4-го апреля в 1940-м. Но недолго оно плавало под флагом Норвегии. Его быстро конфисковали оккупанты из нацистской Германии. Сначала это была условная мишень для подготовки экипажей немецких субмарин. А потом Гойя помогала эвакуировать морем немецкие войска от наступающей Красной армии.

Судно совершило четыре похода, чем спасло жизни 19 785-ти солдатам. Пятый поход, происходивший в ночь с 15-го на 16-е апреля 1945-го, стал последним. Гойю торпедировала советская подводная лодка Л-3. Судно затонуло в Балтийском море, прихватив с собой на тот свет 6900 человек.


Источник: wikipedia.org

Гойя — судно №1 в списке кораблей, затонувших вместе с невероятным количеством людей. Какие еще огромные корабли затонули и сколько людей с ними пало — читай далее.

Дзюнъе-мару

Дзюнъе-мару — японское грузовое судно, потопленное тоже во времена Второй мировой. В 1944-м году британская подлодка Tradewind торпедировала гиганта, в результате чего погибло около 5 тысяч 620 человек.

Корабль был построен в 1913 году компанией Robert Duncan Co в Глазго. Имел водоизмещение 5065 тонн, длину 123 метра, ширину 16 метров и осадку 8,3 метра. Мощность силовой установки — 475 л.с. Мощно, но не помогло в бою против коварных британских торпед. Это вторая самая крупная морская катастрофа после потопления Гойи.


Источник: navsource.org

Тояма-мару

Еще одна морская звезда Японии — сухогрузное судно Тояма-мару , построенное в 1915-м году на заводе Russell & Company . Во время Второй мировой передано флоту для использования в военно-транспортных целях.

Но 29-го июня в 1944-м американская подводная лодка Sturgeon встретила Тояма-мару четверкой торпед. Стрелки оказались настолько метки, что они одновременно попали в среднюю часть трюма, машинное отделение и нос судна. От взрывов бензин вспыхнул и растекся по палубе, а потом и по воде. Результат — 5 тысяч 600 покойников.


Источник: svpproductions.com

Кап Аркона

Вторая мировая не щадила даже пароходы класса люкс. Один из таких — Кап Аркона. Корабль был назван в честь мыса Аркона, расположенного на острове Рюген.

Как умер: 3-го мая в 1945-м, перед капитуляцией Германии, пароход атаковали и потопили английские бомбардировщики. Результат: 5 тысяч 594 человека погибших (в основном узники концлагерей ).


Источник: navsource.org

Вильгельм Густлофф

На момент постройки, Вильгельм Густлофф был одним из крупнейших пассажирских кораблей. Назван в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа . Спущен на воду 5-го мая в 1937-м. На церемонии присутствовал сам Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. До начала Второй Мировой Войны корабль использовался как плавучий дом отдыха и совершил 50 круизов у побережья Европы.

Но в сентябре 1939-го судно передали в распоряжение военно-морским силам. В итоге, Густлоффа превратили в плавучий госпиталь на 500 коек. С 1940-го переоборудован в надводную казарму и использовался как учебное судно 2-й дивизии подводного плавания в порту Готенхафен .

Но 30-го января в 1945-м Вильгельм затонул. Советская субмарина С-13 под командованием А. И. Маринеско торпедировала корабль, на чем его тяжелое бремя оборвалось. А с ним — и жизни 5-ти тысяч 348-ми человек. Хотя, есть источники, утверждающие, что потери могли превышать 9 тысяч человек, среди которых были 5 тысяч детей.


Источник: history.navy.mil

Армения

Советским кораблям тоже пришлось натерпеться во времена Второй мировой. Вот, например, пассажирско-грузовой теплоход Армения , потопленный 7-го ноября в 1941-м году. Построили его на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928-м году.

12 лет он служил Стране Советов , а на 13-й его разбомбила немецкая авиация вблизи побережья Крыма. Число погибших до сих пор не установлено. Но, по предварительным оценкам, это не меньше 5-ти тысяч человек.


Источник: odkrywca.pl

Рюсэй-мару

25-го февраля в 1944-м году еще один японский транспортный корабль нырнул под воду. Немаленький на то время Рюсэй-мару подвергся торпедированию американской субмарины Rasher . Результат: 4 998 человек и 4 861 тонна железа внезапно оказались на дне.


Источник: svpproductions.com

Донья Пас

В списке крупнейших морских катастроф есть и пассажирский паром, утонувший в мирное время. Это филиппинский Донья Пас , который 20-го декабря в 1987-м столкнулся с танкером Вектор.

Война близилась к концу. Немецкие пассажирские суда активно вывозили военных, раненых и гражданское население из Восточной Пруссии. Для эвакуации властями нацистской Германии была развернута операция «Ганнибал», в ходе которой, по некоторым оценкам, было эвакуировано около 2 млн человек.

Несколько судов во время этой операции были атакованы советскими подводными лодками. Так, 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А.И. Маринеско был потоплен немецкий круизный лайнер «Вильгельм Густлофф». Тогда погибло около 5,3 тыс. человек. 10 февраля жертвой подводной лодки Маринеско стал еще один немецкий пассажирский лайнер — «Генерал Штойбен». Эта катастрофа унесла жизни около 3,6 тыс. человек.

16 апреля из Данцигской бухты должно было выйти еще одно судно. Это был немецкий транспорт «Гойя». Построенное на верфи Akers Mekanika Verksted в Осло в 1940 году, судно предназначалось для перевозки грузов. 4 апреля того же года оно было спущено на воду. Однако после того, как Норвегия была оккупирована фашистами, «Гойю» реквизировали. Его использовали в качестве мишени для подводных лодок, а во время проведения операции «Ганнибал» наспех переоборудовали для эвакуации военных и гражданского населения. Для перевозки пассажиров оно плохо подходило. Судно также не имело разделенных отсеков, что делало его уязвимым. В случае попадания торпеды оно могло быстро уйти на дно.

К середине апреля «Гойя» успел совершить уже четыре похода, перевезя в общей сложности около 20 тыс. человек. В этот раз эвакуация проходила как никогда неспокойно. Приближение Красной армии заставляло торопиться. Как только 16 апреля 1945 года судно стало на якорь в Данцигской бухте недалеко от косы Хель, началась посадка. «Гойя» должен был принять около 1,5 тыс. немецких солдат и офицеров 4-й танковой дивизии вермахта, около 400 раненых и 5 тыс. беженцев. Людей было больше, чем обычно. Территорию вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи, что этот транспорт будет последним. Люди заняли все проходы и лестницы судна. Посадка сопровождалась налетами советской авиации. Одна из бомб попала в носовую часть судна, но к повреждениям, из-за которых «Гойя» не мог бы выйти в море, это не привело.

Первоначально судно должно было следовать в город Свинемюнде на западе Польши, но, поскольку все порты в этом районе были заполнены беженцами, было решено направляться в Копенгаген. В восьмом часу вечера «Гойя» и еще два судна (небольшие теплоходы «Кроненфельс» и «Эгир») вышли из Данцигской бухты. Конвой составляли два минных тральщика — М-256 и М-238. Перегруженные транспорты двигались медленно, около 9 миль в час (14,5 км/ч).

Погода стояла ветреная. Уже стемнело. Конвой обогнул полуостров Хель, но здесь его встретила советская подводная лодка Л-3, которой командовал В.К. Коновалов. Она уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая немецкие транспорты.

Подводная лодка Л-3 («Фрунзевец») относилась к серии подводных минных заградителей типа «Ленинец». Она была заложена 6 сентября 1929 года, а спущена на воду 8 июля 1931 года. По тем временам Л-3 была одной из лучших в своем классе. К 1945 году это была уже гвардейская подводная лодка. Она успела совершить несколько успешных операций. К тому времени Л-3 потопила торпедами и поставленными минами около 18 вражеских судов общим тоннажем около 52 тыс. тонн и семь боевых кораблей. Это была одна из самых успешных советских субмарин Великой Отечественной войны. Не раз подводная лодка подрывалась на минах, а один раз попала под таран немецкого транспорта. Получив повреждения, она чудесным образом возвращалась на базу. Поздно ночью 16 апреля подводная лодка Л-3 находилась севернее маяка Риксгафт. Обнаружив вражеский конвой, советские подводники выбрали для атаки самое большое судно. Им оказался «Гойя».

Из-за темноты советскую подлодку немцы заметили не сразу. Чтобы догнать конвой, Л-3 пришлось всплыть. Преследование происходило в надводном положении. Совершив несколько маневров, подводная лодка приготовилась к атаке. Согласно записям советских подводников, конвой был обнаружен в 00:42. Согласно немецким данным, взрыв произошел в 23:52.

Л-3 выпустила по «Гойе» две торпеды. Обе попали в цель, в левый борт. На судне возникла паника. Некоторые стали прыгать за борт. Корма «Гойи» просела, а затем корпус судна переломился пополам. Спасательные шлюпки не помогли, поскольку судно быстро ушло на дно. После последующего взрыва в трюме «Гойя» затонул всего за семь минут. Спастись смогли менее 200 человек из почти 7 тысяч.

Корабли сопровождения устремились за подводной лодкой. Два с половиной часа они охотились за Л-3, сбросив пять глубинных бомб. Они разорвались рядом с советской субмариной, однако уничтожить ее так и не смогли. Вернувшись назад, корабли конвоя подобрали оставшихся в живых. Некоторые спаслись на плотах, но их было мало. Многие погибли от переохлаждения. Гибель «Гойи» стала крупнейшей морской катастрофой по числу жертв за всю историю.

За атаку на транспорт «Гойя» В.К. Коновалов был удостоен звания Героя Советского Союза, но награду он получил одним из последних среди военных моряков — 8 июля 1945 года.

Подводная лодка Л-3 находилась на службе до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. Рубка Л-3 и 45-миллиметровое орудие сейчас находятся в парке Победы на Поклонной горе в Москве.