Open
Close

Легко ли быть гением. Святослав медведев

Общество стареет

сайт: - В древности человек сражался со стихией. В современном мире он борется с огромным потоком информации, который на него обрушивается каждый день. Как меняется мозг в процессе эволюции человека?

С.М.: - Сейчас все говорят про огромный объем информации, который вынужден перерабатывать мозг. Но, позвольте, коренным образом ничего не изменилось. Так, к примеру, мы лишены необходимости воспринимать большой набор сведений, который был жизненно важен для людей древности. Раньше охотники читали следы, чтобы узнать, где прячется зверь, земледельцы следили за природой, чтобы понять, когда нужно начинать сеять. От этих наблюдений зависела их жизнь. Нам же эта информация не нужна. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что изменилась не ситуация, а сама информация и ее форма подачи.

Что сейчас на самом деле резко поменялось, так это ситуация со старением человека. Общество стало заметно старше. Придя на пляж можно заметить людей, у которых остался шрам после удаления аппендицита. 150 лет назад все они были бы мертвы. Пневмония, гриппы, лихоманки выкашивали население, поэтому выживали самые сильные. В то время было мало стариков и детей. В наши же дни выживают те, кто раньше не имел бы шансов. Такое положение дел меняет наш генофонд.

Важные процессы происходят и в самом обществе. Есть такое понятие, как «детектор ошибок». Это система, которая во многом определяет условно «правильное» поведение человека. У ребенка она не развита, поэтому он может совершать непредсказуемые поступки, экспериментировать. Со временем его учат, что можно, чего нельзя, и смелость, свобода в поступках исчезает. В итоге получается такая вещь – с годами мы уничтожаем свою фантазию, становимся более расчетливыми, опасливыми, менее смелыми. Это подтверждается тем, что, к примеру, не одно серьезное открытие в области математики, физики не было сделано людьми старше 35 лет. Но есть и обратная сторона медали: так врач-терапевт, нейрохирург становится по-настоящему хорошим специалистом годам к 50-60, потому что это та сфера, в которой нужно больше знаний и опыта. Но в целом общество теряет смелость.

сайт: - Верно ли, что болезни мозга «молодеют», возраст пациентов становится все меньше?

С.М.: - Заболеваниям, которым подвержены в том числе и молодые люди, нет числа. Только раньше из-за них умирали, а сейчас выживают. В целом в медицине происходит позитивно-негативный тренд. С одной стороны мы спасаем человека, даем ему шанс полноценной жизни, с другой стороны мы не всегда в состоянии его восстановить - остается проблема вегетативного состояния, комы. При нынешнем развитии медицины врачи побеждают серьезные заболевания, но позже оказывается, что пациент все равно страдает. Это проблема. Она касается не только молодежи – всех.

Для молодых людей скорее характерна проблема образования. Наша система образования, киноиндустрия, телевидение, интернета воспитывает людей без фантазии.

«Выбросьте записную книжку»

сайт: - Для подростков новой формой зависимости становятся видеоигры. Как вы относитесь к подобному досугу?

С.М.: - Известны случаи такого прикипания к монитору, когда человек не отходил от него месяцами. В таком случае происходит эмоциональное обеднение игрока, плюс сказывается недостаток движений. При этом, по моему мнению, компьютерные игры – это очень развивающая вещь. Они нужны, но в разумных пределах. И не стрелялки. Есть игры, которые я считаю полезными, например ролевые или стратегии типа «Цивилизация». Эти игры развивают, правда, если не посвящать им 24 часа в сутки.

сайт: - Если человек все-таки попал в игровую зависимость, можно ли от нее излечиться?

С.М.: - Нет болезней 100% излечимых и мало болезней 100% неизлечимых. Я думаю, это можно лечить. Но главное - не дать зависимости развиться. Возникает это также как и тяга к курению, наркотикам. Для человека игра становится единственным источником удовольствия. Например, наркоман, как правило, безразличен к сексу. Зачем ему лишние движения, когда он просто может вколоть себе дозу. По сути, в случае с игрой в организме происходят те же процессы. Вырабатываются эндорфины, эндогенные морфиноподобные вещества, создается ощущение удовольствия, и человек втягивается в это.

сайт: - Как можно улучшить память, восприятие информации?

С.М.: - Во-первых, стоит избавиться от вредных привычек. Я не хочу говорить, что нельзя пить вообще. Наоборот, алкоголь полезен в разумных дозах. Но, именно в разумных. Во-вторых, нужно тренировать свой мозг. К примеру, моя падчерица закончила частную школу, отзывы о которой были очень положительные. Так там они не изучали таблицу умножения. Зачем, если есть калькулятор? Меня же учили по-другому. Уметь считать в уме - это норма для человека, ведь, если у вас есть автомобиль, это еще не значит, что вы должны перестать ходить пешком.

сайт: - Как стоит тренировать свой мозг?

С.М.: - Для начала выбросьте записную книжку. К сожалению, сейчас люди через пять минут забывают, как зовут человека, с которым разговаривают. Научитесь запоминать информацию, найдите для этого мотивацию.

сайт: - Как питание сказывается на работе мозга?

С.М.: - Это отлично описал Джером К.Джером в книге «Трое в одной лодке, не считая собаки». После грудинки с яйцами хочется работать, после бифштекса и портера – поспать, а после чашки чаю желудок повелевает мозгу: «теперь поднимайся и покажи, на что ты способен».

Конечно, есть продукты, которые обязательно должны быть в рационе, например, мясо. Известно, что если в пище нет животных белков, то головной мозг работает хуже. Поэтому, если ребенок с детства вегетарианец, у него мозг не может получить все элементы, необходимые для полноценного развития.

сайт: - Существует мнение, что сахар полезен для работы мозга…

С.М.: - Все в разумных пределах. Без глюкозы мозг работать не может. Но если вы съедите стакан сахара, то вам просто станет плохо. Важно помнить, что мозг и организм – это гомеостаз - то есть, идеально сбалансированное устройство. Здесь что много – то лишнее, как говорит немецкая поговорка.

Боль - специальное чувство

сайт: - Есть люди, которые постоянно жалуются на недосып, в то время как некоторые спят по три часа и чувствуют себя замечательно. Есть ли норма для здорового сна?

С.М.: - Все очень индивидуально. Люди, которые якобы спят по три часа, ухитряются засыпать на 10-15 секунд в течение дня. Так, например, на заседании совета министров Кеннеди мог заснуть в перерыве на пару минут и проснуться уже немного отдохнувшим.

За день мы получаем большое количество информации, которая перерабатывается во время сна. Без сна человек просто не может существовать.

сайт: - Слышала про уникальные случаи, когда после потрясений, люди вообще переставали спать.

С.М.: - Значит, у них сон просто организован иначе. Такие люди спят десятками секунд. Поэтому им нельзя водить машину: они могут заснуть за рулем на две секунды, и это может привести к катастрофе.

сайт: - Насколько сила внушения эффективна в борьбе с болью?

Моя мать, Наталья Петровна Бехтерева, все стоматологические процедуры делала без анестезии. Она говорила себе «мне не больно», и это работало. Анатолий Кашпировский, шаманы использовали подобную практику. Однако до сих пор неизвестно, насколько это безопасно, ведь боль – специальное чувство, которое имеет охранительное значение. Когда у вас что-то болит, это заставляет вас постоянно обращать на это внимание. Поэтому к боли нельзя привыкнуть, но можно сделать так, что она перестанет вас раздражать. Например, рука болит, но вы от этого не страдаете. Этого результата можно добиться внушением. Но, подчеркну, это трудно и ненадежно.

Наша цивилизация построена на обмане

сайт: - В последнее время появилось много книг о том, как развить в себе сверхспособности, телепатию. Как вы относитесь к этой литературе?

С.М.: - Как к макулатуре. Не отрицаю: какие-то способности можно развить в себе. И я встречал людей, которые добивались в этом определенного успеха. Но это были люди, которые отличались по менталитету от большинства.

Я убежден, что некоторые способности, например, такие как телепатия, вредны для нашего общества, для любого биологического сообщества. Во время разговора люди иногда должны скрывать свои мысли. Это естественная вещь. А то получится, что к вам подходит молодой человек, спросить который час, а вы ему сразу пощечину.

Если бы телепатия и была когда-то в животном мире, то в процессе эволюции должна была исчезнуть. Наша цивилизация во многом построена на обмане: можно говорить комплименты, считая иначе, отвечать на вопросы, скрывая свои мысли. Телепатия не давала бы этого делать. Если она возникнет, то наше общество будет разрушено.

сайт: - Такие необычные способности людей изучаются специалистами?

С.М.: - Я практически не встречал людей со сверхспособностями. Ко мне приходили много людей, которые претендовали на звание экстрасенса, но ни один из них не доказал этого.

Мы пытались изучать Анатолия Кашпировского. Могу сказать, да, эффект Кашпировского есть, но почему это происходит - непонятно. С другой стороны, словом можно сделать многое: заставить беспокоиться, изменить состав крови, гормонов. Мы еще не знаем всю силу слова. Это как у Эдмона Ростана, пламенные стихи Сирано могли заставить девушку полюбить того, кто их декламирует.

сайт: - А вы много читаете?

С.М.: - Я рано начал читать умные книги. Сейчас же, если ты скажешь: «Анна Каренина. Лев Толстой», то тебя еще переспросят, кто из них автор. Я считаю, что резкое понижение общего уровня культуры и снижение способности мозга к фантазии - это одна из важнейших проблем общества.

ЕГЭ играет положительную роль, когда речь идет о сравнении троечника из хорошей частной школы Москвы и отличника из школы в селе Холмогоры. Но то, что сейчас в школах не дают фундаментальных знаний – точно. К сожалению, знания перестали давать и в университете. И это проблема не только нашей страны. Исключение составляют Оксфордский, Кембриджский и другие университеты Англии и некоторые немецкие вузы, которые сохранили традиции образования.

сайт: - Назовите несколько книг, которые, на ваш взгляд, должен прочитать каждый?

С.М.: - Это «Война и мир» Льва Толстого, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Трудно быть богом» братьев Стругацких, «История Тома Джонса, найденыша» Генри Фильдинга, «Дэвид Копперфидьд» Чарльза Диккенса. Обязательно нужно прочитать «Трех мушкетеров» Александра Дюма и «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева. Сейчас же одной из моих настольных книг являются «Записки о Галльской войне» Гай Юлия Цезаря. Мне иногда очень жалко, что я их уже прочитал и не могу насладиться снова. Но, конечно, список этим не ограничивается.

Профессор Святослав Медведев развеял некоторые мифы о мозге и рассказал, как противостоять негативным воздействиям на психику.

Мозг человека остается самым малоизученным органом человеческого тела. Ведь так непросто изучать подобное подобным. Институт мозга человека Российской академии наук – крупнейший и авторитетнейший центр по изучению нормы и патологии в нашей стране. Его специалисты работают на современном оборудовании и решают не менее сложные задачи, чем зарубежные коллеги в ведущих научно-исследовательских центрах мира. Директор Института мозга человека Святослав Вячеславович Медведев рассказал на заседании клуба ученых и журналистов «Матрица науки», которое состоялось в петербургском пресс-центре РИА Новости, о том, как выжить в нашем безумном-безумном-безумном мире.

Жалуясь на постоянный стресс, мы, жители больших городов, конечно, лукавим, говоря о существовании на пределе возможностей. Вас раздражают пробки, толпы людей, поток информации? Вам кажется, что в прежние времена жизнь была размереннее и спокойнее? Человеку свойственно ностальгировать по прошлому, даже мода то и дело возвращается к фасонам двадцати-тридцатилетней давности. Но представьте, что вы действительно отправились на 100-200 лет назад. Вот где для современного человека начался бы настоящий стресс! Между тем, этот самый стресс, в разумных пределах, конечно, заставляет организм работать лучше и эффективнее.

Медведев привел простой пример: в одном европейском зоопарке пара тигров никак не хотела размножаться. Животным были созданы все условия, но безрезультатно. Тогда кому-то пришло в голову кормить животных не каждый день по часам, а нерегулярно – то раз в три дня, то раз в неделю. Через некоторое время тигриное семейство увеличилось, а причиной тому стал стресс, связанный с нерегулярным приемом пищи, который заставил мобилизоваться весь организм. Но чтобы стресс не стал хроническим, у организма все-таки должны быть некие константы – регулярное и полноценное питание, сон, физические нагрузки. Последние, кстати, Медведев рекомендовал для борьбы с негативными эмоциями и их последствиями, которые также возникают из-за стрессов. Если, к примеру, на вас накричали, в организме происходит выброс гормона кортизола. Это главный катаболический гормон, который разрушает белки, способствует накоплению жира, а также повышает уровень глюкозы в крови. Чтобы нейтрализовать негативное действие гормона, директор Института мозга порекомендовал прибегнуть к физическим нагрузкам – пробежка или тренировка в спортзале приведут организм в норму. Еще один негативный фактор, с которым пока что можно бороться только сменив место жительства, это уже набившее всем оскомину . «Для нас крайне важен свет, это мощный активизирующий фактор. Перевод стрелок часов привел к тому, что мы сейчас вообще не видим дневного света», – сказал ученый. Чтобы хорошо себя чувствовать, на европейской части России должно быть время Парижа, а оно на три часа отличается от московского».

«Человек, который умен и не ленив, опасно болен», – сказал собравшимся Медведев. Но! Под ленью стоит подразумевать не бессмысленное лежание у телевизора с пивом, а ту лень, что служит «двигателем прогресса». Посудите сами, мы можем обойтись и без колеса, электричества, удобных магазинов, но тогда для достижения того же самого эффекта, который обеспечивают все эти и многие другие удобства, придется потратить гораздо больше сил. Так что лень может быть и созидательной. И тут мы переходим к элементу, который заставляет мозг работать в полную силу – творчеству.

Существует популярный миф, что мы используем мозг на 3, 5, 10%, а вот если бы задействовать его на все 100%... На самом деле, мозг уже работает на полную катушку, когда мы занимаемся творческой деятельностью. Множество действий, совершаемых нами каждый день, выполняются на автомате – мы ходим, разговариваем, едим, водим машину, чистим зубы по утрам, не придавая этому какого-то особенного значения и даже делая несколько действия одновременно. Эти навыки приобретаются постепенно. Едва научившийся ходить ребенок, если его отвлечь разговором, упадет, так как ему сложно шагать и слушать одновременно. Но пройдет немного времени, и два эти процесса будут легко совмещаться сами собой.

Принимаясь за решение какой-то нетривиальной задачи, мы задействуем множество дополнительных нейронных связей. Мозг – это супермощный компьютер и, выполняя какие-то простые операции, он параллельно обрабатывает огромное количество информации, которую мы даже не всегда фиксируем и помним. И вот, в какой-то момент наступает озарение, дающее решение сложной задачи. Алгоритм этого процесса ученым все еще не доступен, так что рецепта вдохновения ждать в ближайшее время не стоит. Но то, что , уже давно не тайна. Полностью согласен с тем, что творчество продлевает жизнь, и Святослав Всеволодович. Заставляя мозг работать на все 100%, мы стимулируем развитие нейронных связей, которые делают творческий процесс более плодотворным. А удовольствие, которое человек получает в процессе творчества, заставляет организм вырабатывать эндорфины, гормоны, отвечающие за и оказывающие действие на все системы организма.

Мозг человека составляет всего лишь 2% от веса тела. Однако ни один другой орган не вызывает у нас такого интереса. Ученые стараются разгадать не только загадки разума и различных патологий, но и найти объяснение таким вещам как телепатия, вещие сны. Но, как сказал Медведев, пока эти явления не могут быть воспроизведены в лаборатории, говорить о них с научной точки зрения мы не имеем права.

Иллюстрации :

1. Мозг человека – тайна, которую мы, возможно, никогда не разгадаем до конца.
2. Директор Института мозга человека С.В. Медведев (фото автора)

Отец Дмитрия Анатолий Афанасьевич был профессором Ленинградского технологического института им. Ленсовета, а мама Юлия Вениаминовна преподавала в Педагогическом институте им. Герцена, а потом трудилась экскурсоводом в Павловске.

Маленький старичок

Дмитрий был единственным ребенком, жила семья в «спальном районе» Купчино. Учился он в школе №305, с которой до сих пор поддерживает связь. Учительница Медведева вспоминает, что Дмитрий все время посвящал учебе. С одноклассниками на улице его можно было застать очень редко. Он был похож на «маленького старичка».

В честь Медведева в палестинском городе Иерихон названа улица.

Личная жизнь

В 1993 году Дмитрий Медведев женился на Светлане Линник. С ней он учился в одной школе. Супруга занимается организацией общественных мероприятий в Петербурге. В августе 1995 году в семье появился сын Илья.

В семье Медведевых есть кот породы невская маскарадная по кличке Дорофей. Плюс четыре собаки – два английский сеттера, среднеазиатская овчарка и золотистый ретривер.

Каждый человек – это целая вселенная. Очевидно, что центр управления этой вселенной – в голове. Знаем ли мы, как устроен человеческий мозг? О результатах исследования мозга и факторах, влияющих на его состояние, Виталий Ушканов беседует с директором Института мозга человека РАН Святославом Медведевым .

– Можно ли сказать, что мозг менее изучен и познан, чем другие органы человека?

МЕДВЕДЕВ: Несомненно. Мозг – это самый сложный объект, который существует во вселенной. И есть очень серьезные сомнения в том, сможем ли мы его вообще когда-нибудь полностью исследовать, потому что все то, что мы изучали до сих пор, было проще, чем прибор, который мы изучали. И философский вопрос о том, сможем ли мы познать что-то, равное по сложности нашему мозгу, остается открытым.

– Сейчас много говорят о том, что российская наука не слишком обеспечена, не хватает средств, оборудования. Насколько работа вашего института зависит от технического обеспечения?

МЕДВЕДЕВ: То, что вы сказали, уже не новость, а общее место. На науку тратится безобразно мало денег, безобразно мало платят ученым. Мешает нам это? Да, резко мешает. Я считаю, что отток молодых кадров не столько связан с заработком (здесь тоже можно заработать), а именно с отсутствием приборной базы. Но и из этого есть выходы. Например, ставить задачи, которые можно решить на существующем оборудовании, а таких задач не так уж мало. Чего мы не можем делать? Мы не можем дать дальнейшего развития очень многим нашим идеям.

– Что более всего действует на мозг отрицательно?

МЕДВЕДЕВ: Если говорить о взрослом населении, то это массмедиа. Причем это происходит в очень многих странах мира, но там нашли какое-то противоядие. Возникает манипуляция сознанием, когда вдалбливаются ценности, которые являются для нас не важными. В чем сила Китая, Японии и Кореи? Они взяли от западной цивилизации грамотные вещи, оставив свой национальный уклад. Я считаю, что уничтожение имен-отчеств в обращениях разрушает уклад нашей жизни. Я не против, когда называют по имени, это даже молодит, но это разрушает взаимодействие.

А если говорить о детях, для них беда – резкое ухудшение образования. В школе, к примеру, исчезло понятие чистописания. Раньше в гимназиях заставляли часами переписывать что-то. Дело все в том, что тонкое дифференцированное движение кисти руки и пальцев существенно развивает мозг. Именно это приучение тонко и четко оперировать пальцами дает резкое развитие мозгу. Дальше – память. Исчезло заучивание огромных текстов наизусть. Устный счет уже не нужен. Главная беда для мозга – оглупление людей.

– Вы свой мозг каким-то образом тренируете?

МЕДВЕДЕВ: Моя работа – бесконечная тренировка памяти. Например, меня все время прерывают, и я очень редко прошу, чтобы меня не прерывали. Работа на прерываниях – это тренировка мозга.

– Если говорить о практическом применении ваших разработок, что в последнее время вы могли бы выделить?

МЕДВЕДЕВ: Я не считаю для себя важным добиваться широкого практического применения результатов. Я не внедренческий человек и не хочу этим заниматься. Моя задача – довести продукт до ума, показать его. Но что интересного есть в нашем институте, я могу сказать. Во-первых, конечно, это метод лечения наркоманов, или лечения так называемых навязчивых состояний. Это то, чем я могу гордиться. Дальше, сейчас у нас развивается метод лечения опухолей мозга, который приводит к тому, что люди, которые должны были умереть 6–7 лет назад, до сих пор приходят к нам в клинику. У нас организуется подход к женской эпилепсии. По результатам наших исследований можно существенно изменить не только тактику, но и стратегию очень большого числа заболеваний.

Досье
Медведев Святослав Всеволодович , директор Института мозга человека РАН.
Родился 1 июля 1949 г. в Санкт-Петербурге. Сын выдающегося нейрофизиолога Натальи Бехтеревой.
Окончил с отличием физический факультет Ленинградского государственного университета.
Работал в Физико-техническом институте имени Иоффе. Защитил кандидатскую диссертацию.
С 1979 г. работал в отделении нейрофизиологии человека НИИ экспериментальной медицины.
В 1980 г. перешел в академический Ленинградский научно-исследовательский вычислительный центр, где со временем организовал лабораторию моделирования механизмов деятельности мозга. В 1987 г. лаборатория была переведена в Академический институт эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова, а через два года преобразована в лабораторию позитронно-эмиссионной томографии.
В 1990 г. назначен директором-организатором Института мозга человека, а в 1991 г. избран директором института.
Член-корреспондент РАН. Входит в президиум Санкт-Петербургского научного центра Академии наук. Член Национального комитета российских физиологов, Американского и Британского физиологических обществ.
Женат. В семье есть дочь.

(Полностью беседу со Святославом Медведевым слушайте в аудиозаписи).