Open
Close

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: "Добро и зло".

Добро и зло… Чтобы научиться их различать, детям нужны годы и люди, с которых можно брать пример. Нравственность – не всегда свойственное детям понятие, оно не заложено с рождения.

Мяч катится по мостовой. За ним бежит четырехлетний Миша. Его шестилетний брат Диму едва успевает удержать малыша — мимо проносится автомобиль.
«Молодец ! — похвалили Диму прохожие. — Хорошо следишь за братишкой
Дима неприветливо отвечает: «Слежу, а то вечером не дадут телевизор посмотреть».

Выходит, Дима, не герой, а просто бессердечный чертенок? Неужели телевизор ему важнее, чем жизнь братика?

Однако тут нет никакого противоречия: наверняка Дима не хочет, чтобы с Мишей что-то случилось, но куда больше его занимают собственные интересы.
И это совершенно нормально для ребенка в его возрасте.

Дети мыслят иначе, чем взрослые. Наши моральные принципы и взрослое понимание темы Добро и Зло, детям пока ни о чем не говорят.
Они еще только учатся правилам поведения в обществе, таким как предупредительность, терпимость и готовность помочь.
С колыбели они усваивают только одно: надо все делать правильно, чтобы родители тебя любили. Поэтому добро для маленького ребенка — это прежде всего то, что приносит ему пользу, или то, за что родители не ругают.

Насколько собственные интересы дети ставят выше моральных обязательств, показывают результаты исследования, проведенного психологами.

Дети дошкольного возраста были поставлены перед выбором: встретиться с другом, с которым договорились об этом заранее, или пойти в кино.
Все выбрали кино. Почему? Кино — это интересней. А то, что они могут обидеть друга? Этого они не понимали.

Все логично: у детей младше десяти-двенадцати лет нет самой важной предпосылки для нравственного поведения — способности войти в положение других людей, воспринять их чувства как свои собственные.

Как же ребенок приходит к умению отличать добро от зла?
Что такое правильно, а потому хорошо, ребенок начинает понимать, наблюдая за взрослыми, прежде всего за родителями.

В раннем возрасте малыши воспринимают это примерно так:
добро — это то, что мне разрешают и за что мама и папа меня любят;
зло — это то, за что ругают и наказывают.
Но знать -это одно, а вести себя в жизни соответствующим образом надо еще учиться и учиться.

При маме трехлетняя Аня ругает свою подружку: «За волосы тянуть нельзя!» А только мама вышла из комнаты, Аня хватает подружку за косу.

Нравственный ориентир — поведение родителей
Ясно одно: нравственным примером для наших детей являемся мы сами. Конечно же, мы не хотим растить драчунов и взломщиков автомобилей, но нам не надо ни неудачников, ни слюнтяев и трусов. Мы хотели бы иметь уверенных в себе, активных детей. Они должны быть порядочными, воспитанными, но умеющими за себя постоять. Как передать детям свое понимание нравственных ценностей и правил игры в общении с другими людьми? Для этого взрослые должны быть примером для детей.

Родители должны обращаться с детьми так, как они хотели бы, чтобы дети обращались с ними.

Готовности помочь дети учатся у взрослых

Если мы хотим воспитать в детях дружелюбие и терпимость, надо приглашать в гости всех их друзей, даже таких, которые нам, родителям, не очень симпатичны.

Чтобы дети научились сопереживать другому, они должны видеть, как мать и отец, например, утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалидам. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.
Вроде всё просто и банально… Но именно эти повседневные мелочи и сформируют понимание – что такое Добро.
А про Зло дети и без родителей, благодаря нашим СМИ узнают (увы).

Если мы хотим воспитать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им такую возможность: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, в домашнем хозяйстве или при уходе за домашними животными.

Чтобы дети научились правильно, критически относиться к себе и другим людям, надо принимать их всерьез и разрешать им откровенно выражать свое мнение, принимать участие в совместном решении.
Чтобы воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, собственной значимости, ему нужна такая атмосфера в семье, когда теплота, взаимопонимание и сознание защищенности становятся чем-то само собой разумеющимся. Только так малыши могут приобщиться к нравственным ценностям Добра и Зла.

Что такое добро и зло для ребенка

Добрый человек

Каждый хоть однажды задумывался над вечным вопросом: «Что есть доброта?»В словаре Ожегова дается такое определение понятия «доброта»: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». А перед статьей перечислены определения: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Но много ли таких найдется?Размышляя о друзьях и родственниках, которые, конечно же, добры ко мне и друг к другу, я всерьез задумалась над непростым вопросом: а есть ли в моем окружении хоть один истинно добрый человек. Чтобы и добродетельный, и добродушный, и добропорядочный, и добросовестный, и добросердечный... (Сам-то про себя никто не скажет, что злой.) Но, покопавшись в собственной душе и оценив других, я пришла к неутешительному выводу: при многих положительных качествах, мы далеки от совершенства. Есть среди нас люди скуповатые, есть невоздержанные на язык, есть безответственные, есть эгоистичные. Одна подруга ненавидит свекровь, другая - первую жену мужа, третья - начальника. Не хочется продолжать...

Муж и жена - не одна сатана

Лишь одну свою знакомую я могу назвать чистейшим образцом душевной красоты. Раздражительность и злость ей неведомы. Когда я была маленькой, то завидовала этой дружной семье, в которой росло четверо детей. Мама очень любила всех - для каждого находила и время, и нужные слова. И когда к детям кто-то приходил, радовалась, будто объявлялся долгожданный гость. Про все детские дела и проблемы заинтересованно расспрашивала, давала нужный совет, при очень скромном достатке угощала самым вкусным, что было в доме. Лишь спустя годы я узнала, что из четверых детей лишь двое - их общие с мужем. А двойняшки Игорь с Машкой - только мужа. Когда-то он предал свою жену и втайне завел другую семью в соседнем городке. Наивная, доверчивая, женщина ничего не подозревала - нежила и берегла супруга, освобождая от бремени быта. Однажды, возвратившись из очередной «командировки», он разрыдался: на его плечи свалилась непосильная ноша - любовницы не стало, близнецы остались сиротами. Трудно сказать, какой разговор состоялся между супругами, но вскоре эти малыши появились в доме, и женщина стала для них нежной и заботливой матерью. Где истоки удивительной мудрости, погасившей обиду от предательства, ненависть и злость? Моей «недоразвитой» душе не понять! Дети ее благополучно выросли, лишь Игорь «оступился», превратившись из интеллигентного человека в пьяницу. Вся семья Игоря (и жена, и дети) от него отвернулась, и мама (сказать «мачеха» не поворачивается язык) - единственная, кто пытается поддержать его.

Благое воспитание нам не требуется?

Благовоспитанность. К сожалению, это слово (и понятие) исчезло из нашего лексикона за ненадобностью. «Благое воспитание» не в моде. Лишь по книжкам мы можем судить, как гувернеры и нянюшки прививали нашим прабабушкам хорошие манеры, сдержанность, вежливость, опрятность. Эти качества, как и доброта, не передаются генетически. Их можно только воспитать - с малых лет. С трудом верится в доброту и порядочность человека, который плюет под ноги, бросает пачку от сигарет, окурки. Не верится и в добрую душу подростка, который малюет фломастером мерзости в лифте. Это пренебрежение к тем, кто живет рядом. И не так эти проделки безобидны, как может показаться. Помнится, один психолог доказывал, что в нас живет дух варварства - наши предки разрушали церкви и дворцы, уничтожали произведения искусства, сжигали книги... Соседи косо посматривают на женщину, которая с весны до осени возится у подъезда, сооружая альпийские горки и выращивая цветы. Для всех. А эти «все» вытаптывают клумбы, рвут цветы, чтобы сразу бросить. Но она не сдается - творит добро в ответ на зло. Зимой - варит кашу, подкармливает бездомных собак. Ее благотворительность воспринимают как странность: творить добро для чужих - непозволительная роскошь. Сказка про Маленького принца стала настоящей утопией. Умиляются и верят ей лишь маленькие дети. Но они растут, во всем подражая равнодушным взрослым... Не пора ли нам серьезно задуматься об этом!

ЯНА РОСТОВА

Прислушаемся к изречениям мудрейших

Когда-то великий китайский философ Лао Цзюнь заметил, что люди не делают маленького добра, полагая, что это не повлияет на жизнь. Но и маленькое зло они тоже не спешат исправлять, считая, что от него нет ущерба. Но маленькое добро, так же как и маленькое зло, обладают великой созидательной или разрушительной силой. «Если не накапливать добро, не получится великой Потенции, - говорил мудрец. - А если у человечества нет Потенции, разрушается его здоровье, плоть, и мышление людей становится пустым, в нем не удерживается ни семя, ни дыхание. Добрый человек питает себя не только духовно, но и физически».

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ САМОРАЗРУШЕНИЯ:

Взяв в долг, не помнить о воздаянии,
- помогая людям, надеяться на воздаяние,
- завидовать богатым,
- много ненавидеть, мало любить,
- желать кому-нибудь смерти,
- радоваться ошибкам и неудачам других,- находить недостатки у известных людей,
- сетовать на то, что приходится трудиться,
- иллюзии принимать за реальность,- перекладывать ответственность на других,
- нарушать обещания,
- порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя,
- поносить и порицать талантливых людей,
- быть ревнивым,
- возвращаться в мыслях к старым обидам,
- беседовать с дураком,
- в тяжелой ситуации поступать легкомысленно,
- буянить, напившись вина,
- смеяться над слепыми, глухими, немыми, убогими.

ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК:

Помогать старым, больным и взывающим о помощи,
- сочувствовать покинутым, иметь жалость к одиноким,
- не требовать возвращения старых долгов,
- не спорить и не судить, кто прав, а кто виноват,
- претерпев оскорбление, не обижаться,
- не помнить причиненного зла,
- уступать лучшее и большее другим, оставляя себе худшее и меньшее,
- не жаловаться на тяжелую работу и не искать легкой,
- будучи бедным, не сокрушаться,
- искренне радоваться успехам других,- в своих бедах и болезнях винить только себя одного,
- желать людям исполнения их желаний,
- не вмешиваться в чужие дела,
- питаться по нужде организма, а одеваться по потребностям,
- а главное: строго блюсти себя и за закрытой дверью дома.
Статья предоставлена журналом "Мой кроха и Я"

Конспект занятия для дошкольников "Добро и Зло"

Цель: Сформировать представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло), показать красоту добрых поступков и не красоту злых, научить правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить сопереживать. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям. Учить составлять всем вместе связный рассказ, пользуясь приемами моделирования, развивать навыки связной речи.

Ход занятия:

Воспитатель:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова.

Воспитатель включает песню “Дорогою добра”:

Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).

Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню?

Воспитатель продолжает: - “Настроение” музыки так же как у человека бывает разным. (Звучит “Песня Пирата”.)

Какое настроение этой песни (сердитое, злое).

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню (тревогу, страх, волнение, испуг).

Какая песня вам больше понравилась? Почему? Какие чувства испытывают добрые люди? (Радость, веселье, хорошее настроение).

Воспитатель: Есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". (Добрый – добросердечный).

Воспитатель: Смотрите, какие чудесные снежинки оказались у нас в группе! Это не простые снежинки, а волшебные, сказочные. В центре снежинок - герои сказок. А вот и шкатулка! В ней тоже спрятались сказки. Может быть, нам отправиться в путешествия по сказкам? Подумайте, герои, каких сказок спрятались в снежинках и в шкатулке? Чем эти сказки похожи? (Ответы.) Правильно, в этих сказках лиса - главный герой. За что она наказана? (За свои злые поступки) А какие еще быва­ют поступки? (Добрые?) Кто в этих сказках поступал по-доброму? Какие поступки можно назвать добрыми? (Ответы) Давайте подумаем: какие наши поступки могут доставить неприятности другим? (Предполо­жения детей)

Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся в сказку «Три ржаных колоса». Давайте вспомним ее сюжет, перескажем, используя предметы-заместители, потом вместе с вами решим: какие добрые поступки совершили в этой сказке герои?

А сейчас мы отправимся в другую сказку, в которой тоже говорится о добрых и злых поступках. Я хочу вам прочитать эту сказочную историю. Слушайте внимательно и решите, какой поступок легче совершить: добрый или злой? Найдите коробочку и возьмите из нее каждый по одному сердечку.

Чтение отрывка из сказки О. Уалъда «Мальчик-звезда». Изображения героев сказки прикрепляются на доске, под ними кармашки.

Воспитатель: Подарите свои сер­дечки герою, который вам понравил­ся. О чем говорит эта сказка? Чему хотел научить нас ее автор? Какой посту­пок легче совершить - добрый или злой? Почему? (Ответы) Да, чтобы совершить добрый поступок, нужно постараться, нужно приложить уси­лия. Что нового мы с вами узнали на занятии?

Желательно, чтобы в конце занятия дети вместе с воспитателем пришли к выводу: каждый человек сам решает, какой дорогой ему идти, что делать - хорошее или плохое, доброе или злое. Предлагает нарисовать то, что понравилось на занятии.

Программное содержание: закреплять представления детей о понятиях добра и зла.

Развивать мышление в процессе установления причинно-следственных связей: добрые чувства, хорошие поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу и любовь.

Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов по сюжетным картинкам; активизировать в речи детей употребление вежливых слов и выражений. Упражнять детей в грамотном построении ответов на заданные вопросы, в составлении диалога.

Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Развивать способность детей к сопереживанию; стимулировать операционную сторону мышления (сравнение, анализ и синтез) и развивать память.

Материал: иллюстрации, карточки с изображением красных и черных сердечек, краски, карандаши, бумага, кисточки, игрушечный микрофон; на каждого ребенка по три схемы, в которых зафиксированы возможные ответы, маски-настроения (к сценке № 1), и по четыре схемы с возможными вариантами ответов (к сценке № 2).

Ход занятия

На столах у детей лежат индивидуальные сюжетные картинки. Воспитатель показывает карточки с сердечками:

Как вы думаете, какое из этих сердечек обозначает доброту? Почему вы так решили? Если у человека доброе сердце, то какие поступки он будет совершать? А если злое?..

Разложите картинки с сердечками к сюжетным картинкам: хороший поступок - к доброму сердечку, а плохой - к злому. Добрых сердечек получилось больше. Значит, люди совершают чаще добрые дела, и от этого наш мир становится добрее.

Игра «Интервью».

Сначала я буду журналистом. Воспитатель в роли журналиста подходит к детям с каким-либо вопросом, давая возможность коротко высказаться всем желающим. Затем в роли журналиста может быть кто-то из детей. Он обращается с вопросом к 3-4 ребятам и взрослым в группе.

Примерные вопросы для интервью:

Можешь ли ты узнать по внешнему виду, доброе ли у человека сердце?

По каким признакам мы определяем добрых людей?

Какие определения можно подобрать к доброму человеку?

Можно ли заставить человека быть добрым или злым?

Почему люди уважают добрых людей?

Ребята, помогите разобраться и оценить ситуации, описанные в рассказах Л. Н. Толстого «Два товарища», «Котенок», «Старый дед и внучек».

Как мы можем понять, какой человек поступает хорошо, а какой - плохо?

Наши ребята подготовили сценки из жизни. Давайте их посмотрим и обсудим.

Первая сценка называется «Два друга».

«На мосту сидели два мальчика и ловили рыбу. У них были одинаковые удочки, ведерки, и стояли они неподалеку друг от друга. Дима то и дело вытаскивал из воды рыбу, а у Сережи она совсем не ловилась».

Как вы думаете, какое настроение было у мальчиков? Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Выберите маски-настроения для Димы и для Сережи (грустная и веселая). Как же сделать так, чтобы и Сережа стал веселым, чтобы и у него улучшилось настроение?

Варианты поведения Димы.

1. Дима перекладывает несколько рыбок в ведерко Сережи. (Воспитатель показывает картинку, на которой изображено ведерко с рыбой.)

2. Дима предлагает Сереже стать на его место и взять его удочку.

3. Дима выпускает всех своих рыбок и начинает ловить снова (на картинке - рыбка в волне.)

В ходе беседы дети обсуждают эти три варианта и предлагают свои.

Вторая сценка называется «История с машинкой».

«Витя вышел на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в песочнице, забыл машинку».

Как в такой ситуации может поступить Витя, чтобы помочь Сереже и не заставлять его переживать из-за потери игрушки?

Воспитатель предлагает варианты поведения мальчиков.

1. Витя сам наигрался вволю, а потом отнес ее Сереже.

2. Витя спрятал машинку в укромном месте, чтобы потом отдать другу.

3. Витя спрятал ее в карман, решив, что никто этого не заметил. Иными словами, присвоил машинку.

4. Витя сразу же отнес машинку домой Сереже.

Правило: каждый ребенок выбирает ту схему, которая, по его мнению, соответствует правильному варианту поведения.

- А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо - плохо».

Я буду произносить фразы, в которых говорится о хороших и плохих поступках. Когда я расскажу о хорошем поступке, вы хлопните 1 раз в ладоши. Если я расскажу о плохом поступке, топните 1 раз ногой.

  • Поздороваться при встрече.
  • Нечаянно толкнул товарища и не извинился.
  • Перебивать говорящего.
  • Попрощаться уходя домой.
  • Громко кричать в помещении.
  • Поблагодарить за помощь.
  • Пропустить вперед более старшего человека у двери.
  • Уступить в транспорте место пожилому человеку.

Люди очень ценят добрые отношения. Народная мудрость хранит много пословиц и поговорок о добре и зле. Попробуем с вами объяснить некоторые из них.

  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Всяк хлопочет - себе добра хочет.
  • У злой Натальи все люди - канальи.
  • Сердце с перцем, душа - с чесноком. (Злой человек.)
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Ни от камня плода (не дождись), ни от вора добра.

Какими мы только не бываем в различных ситуациях! Прислушаемся к биению наших сердец. Сердце … Каким оно бывает у человека?

О каком человеке говорят, что у него доброе сердце, а о каком - злое?

  • Всегда помогает людям.
  • Делает добро.
  • Не смеется над чужим горем.
  • Заботится о других.
  • Делает людям вред.
  • Смеется над чужой бедой.
  • Никогда не придет на помощь.

И в конце занятия попробуйте нарисовать Добро таким, каким вы его себе представляете.

Занятия с детьми по теме добра и зла подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.

Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее .

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Познай и не делай

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет!

– А воровать?

– А убивать?

– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

Чёрная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:

– Что вы видите?

Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:

– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».


Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?

Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.

– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:

– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Мастер ответил, что они верны полностью.

– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель - но не сон; еду - но не аппетит; лекарства - но не здоровье; слуг - но не друзей; женщин - но не любовь; жилище - но не домашний очаг; развлечения - но не радость; учителей - но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.

– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.

Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:

– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!

– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.

А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:

О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!

«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.

Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:

– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.

Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.

– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.

Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:

– Откуда ты, сова?

– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.

Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:

– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?

– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.

– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.

Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.

Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.

– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.

– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:

– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.

– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.

Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.

Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.

Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.

Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:

– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках!

Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос:

– Бабочка, – ответил мудрец.

– А живая или мёртвая?

Старик, улыбнувшись в бороду, сказал:

– Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.

Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:

– Нет! Я останусь посредине.

– Хорошо! – сказали обе стороны.

Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.

Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?

– Вставай!

– А на следующий раз?

– Снова вставай!

– И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле.

Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него:

– Можно я выберу себе иной крест?

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:

– Выбирай.

Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:

– Господи, можно мне взять этот?

– Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов. Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?

Затрагиваются притчами и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».

Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.

Тогда мудрец ответил: «Всё».

Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»

Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви - слеп, и что главное в любви - сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течение, чтобы увидеться со своей возлюбленной.

Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, а не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:

– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?

– Ругались, – ответили муж и жена.

– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?

– Да нет, всё как у всех.

– Но вы никогда не хотели разойтись?

– Бывали и такие мысли.

– Как же вам удалось так долго прожить вместе?

– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Не требуй

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.

– Не требуй любви, так ты её не получишь, – сказал учитель.

– Но почему?

– Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?

– Я сильнее запираю её.

– Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным гостем и перед тобой откроется любое сердце. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль.

Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду:

– Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать?

– Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ:

– Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

– Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:

– Неужели тебя не задевают наши слова?!

– Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:

– Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.

Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.

Камень говорил:

– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.

Бамбук отвечал:

– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.

Камень возражал:

– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.

Бамбук настаивал:

– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.

На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.