Open
Close

План морфологического разбора причастия примеры. Морфологический разбор причастия

Причастие - неспрягаемая форма глагола, обладающая определенным лексическим значением - показывать процессуальный признак предмета. Отличительная черта данной части речи заключается в том, что она обладает признаками сразу двух других - прилагательного и глагола. Название произошло от латинского слова «participium», что в переводе означает «принимающий участие».

Что причастие позаимствовало от глагола?

Морфологический разбор причастия требует серьезного подхода, поскольку при выполнении данной процедуры необходимо учитывать большое количество имеющихся признаков от глагола и прилагательного. Глагол и причастие связаны схожим лексическим значением, и порой оно активно дает о себе знать. Например, глагол «краснеть» обладает значением «становиться красным», причастие «краснеющий» имеет такое же значение. Кроме того, у глагола и причастия имеются общие морфологические признаки, которые проявляются при анализе категорий вида, переходности и непереходности, залога и времени. Особо следует отметить страдательные причастия, которые образуются от переходных глаголов. Причастия и глаголы могут одинаково управлять существительным в предложении, это еще одна их схожая особенность.

Признаки прилагательного у причастий

У причастия есть общие черты и с прилагательным. В первую очередь речь идет об одинаковых грамматических признаках (суффикс, окончание, основа). Также у этих двух частей речи имеются одинаковые зависимые категории именного типа (род, число, падеж), которые будут зависеть от категорий существительного, с которым причастие согласуется. Страдательные причастия прошедшего времени обладают полными и краткими формами, именно этим они похожи на качественные прилагательные. Причастие может заимствовать синтаксические функции в предложении у прилагательного и играть роль согласованного определения или именной части составного именного сказуемого.

Морфологический разбор причастия: школьный уровень

Чтобы понять, как именно осуществлять разбор причастия, необходимо определиться с тем, как ее воспринимать: как самостоятельную часть речи или же специфическую форму глагола. Именно при определении статуса причастия здесь возникает самая главная сложность, которая находит свое отражение в справочниках по лингвистике. Во всех учебниках, используемых в средних школах, причастие описывается как особая форма глагола. Именно там приводится схема разбора причастия, которая соответствует пониманию данной части речи в статусе самостоятельной. Некоторые лингвисты считают, что если причастие играет роль самостоятельной части речи, то его действительные и страдательные формы прошедшего и настоящего времени следует рассматривать в качестве отдельных слов. В данном случае следует использовать следующую схему разбора: указать причастие в начальной форме (отметив род, число, падеж), морфологические признаки слова постоянного типа (возвратность, время, вид, страдательное/действительное) и непостоянного типа (число, род, форма и падеж). По своей форме причастие может быть полным и неполным, а падеж указывается только у слова, находящегося в первой форме. Затем следует указать синтаксическую роль причастия внутри предложения.

Разбор причастия на вузовском уровне

Морфологический разбор причастия активно используется не только при изучении русского языка на школьном уровне, но и на вузовском. В последнем случае используется более углубленная версия разбора, позволяющая получить полную картину по исследуемому слову, которая может пригодиться при необходимости получить информацию о его происхождении. Данный разбор происходит по следующей схеме: указывается слово внутри текста, часть речи, категориальное значение, начальная форма причастия + вопрос к ней и смысловой вопрос. Также следует указать глагольную основу, от которой было образовано причастие, вместе с суффиксом, использованным для создания данного слова. Указываются дополнительные категории: вид, возвратность (указывается у действительных причастий), залог, время и переходность (указывается у действительных причастий). Также при выполнении данного разбора необходимо указать форму причастия (краткая или полная) и отметить ее показатели; уточнить существительное, с которым оно согласуется, и указать согласовательные категории (род, число, падеж). Напоследок нужно указать синтаксические функции причастия.

Как разобрать краткое причастие?

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму и, таким образом, нуждаются в специальном обращении. Морфологический разбор краткого причастия осуществляются по следующей схеме: указывается признак предмета, вопрос к причастию, начальная форма. Также необходимо указать ряд морфологических признаков: время, вид, возвратность, форму, число, род. Падеж определять здесь не нужно, поскольку краткие причастия невозможно склонять. Также нужно указать синтаксическую функцию слова внутри предложения. Краткие причастия следует разбирать особенным образом, они могут изменяться по родам и числам. В предложении они могут играть роль именной части составного именного сказуемого, это следует учитывать при выполнении разбора. Следует помнить о том, что краткие причастия могут совпадать с краткими прилагательными, и отличить их друг от друга порой бывает очень сложно. Краткие прилагательные могут иметь лексическое значение признака действия, которое осуществляется в какой-то определенный временной промежуток. Краткие страдательные причастия обычно обозначают признак предмета, который является результатом какого-либо действия, совершенного в прошлом.


С чем еще можно перепутать краткие причастия?

По мнению некоторых лингвистов, краткие страдательные причастия могут быть схожи с функциональными омонимами, оканчивающимися на «то» и «но»: прикрыто, убрано, прокурено. Данные грамматические омонимы именуются причастными предикативами (словами категории состояния) и выделяются в отдельную часть речи. Краткие страдательные причастия могут употребляться в двусоставных предложениях, они обязательно должны согласовываться с существительными и местоимениями-существительными в некоторых именных категориях. Данные словоформы могут выполнять функцию именной части составного именного сказуемого.

Причастие: морфологический разбор части речи

Необходимо выполнять морфологический разбор причастия для определения его принадлежности к той или иной форме. В противном случае при выполнении анализа можно совершить серьезную ошибку и указать часть речи неправильно. При необходимости допускается использование справочников и дополнительной литературы, позволяющей определить часть речи максимально корректно.

Особенное положение причастия в русском языке

Данная часть речи обладает двойственной природой, поэтому занимает особое место в системе русского языка. Еще в 1757 году М. В. Ломоносов заявил, что причастие следует рассматривать как особую часть речи, на тот момент времени подобное решение было принято на основе имеющихся античных традиций. В XX веке некоторые лингвисты продолжили лоббировать эту идею, утверждая, что причастие имеет полное право получить обособленное положение. Существовала и точка зрения, согласно которой причастие следует считать отглагольной формой прилагательного. Сейчас данное мнение не так популярно, однако его последователи по-прежнему настаивают на нем. Есть и третье мнение, согласно ему, ученые соглашаются с гибридностью причастия, но утверждают, что его связь с глаголом слишком сильна. Именно поэтому выделить причастие в отдельную категорию не представляется возможным. Данной точки зрения придерживаются ведущие лингвисты XX века, с ее учетом была составлена знаменитая «Русская грамматика-80», использующаяся сегодня в качестве одного из ведущих пособий по лингвистике.


Существует несколько способов морфологического разбора причастия, зависящих от того, считается ли причастие формой глагола или самостоятельной частью речи.
Разбирая причастие как форму глагола, логично все имеющие отношение именно к причастию признаки описать как непостоянные; таким образом, в непостоянных признаках должны быть указаны следующие: в форме причастия, настоящего / прошедшего времени, действительного / страдательного залога, полной / краткой форме (для страдательных), род, число, падеж (для полных).
Однако во всех школьных учебниках, в том числе в тех, которые описывают причастие как особую форму глагола (комплекс 3, предыдущие издания комплекса 1), приведена схема разбора причастия, соответствующая пониманию причастия как самостоятельной части речи. Если считать причастие самостоятельной частью речи, то действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени будут отдельными словами, а не формами одного и того же слова. Так, читающий, читавший, читаемый и читанный будут признаны 4 самостоятельными словами. Исходя из этой логики, предлагается следующая схема разбора причастия:
1. Причастие. Начальная форма - И. п. муж. рода ед. числа.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
- вид,
- возвратность,
- действительное / страдательное,
- время;
б) непостоянные: в форме причастия
- полное / краткое (только для страдательных),
- род (в ед. числе),
- число,
- падеж (для полных).
3. Синтаксическая роль в предложении.
Именно такая схема предложена в комплексе 3; в комплексе 1 схема аналогичная за вычетом признака возвратности. В комплексе 2 в разряд постоянных признаков отнесена также почему-то полная / краткая форма.
Приведем образец разбора причастия как формы глагола и как самостоятельной части речи.
Вертящаяся стеклянная дверь с медными пароходными поручнями втолкнула его в большой вестибюль из розового мрамора. В заземленном лифте помещалось бюро справок. Оттуда выглядывало смеющееся женское лицо (И. Ильф и Е. Петров).
Разбор причастия как формы глагола:
вертящаяся - глагол, нач. форма вертеться;
пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);
синт. роль: определение.
заземленном - глагол, нач. форма заземлить;
пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;
непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. вр., полн. форма, муж. рода, ед. числа, П. п.;
синт. роль: определение.
смеющееся - глагол, нач. форма смеяться;
пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр;
непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;
синт. роль: определение.
Разбор причастия как самостоятельной части речи:
вертящаяся - прич., нач. форма вертящийся;
пост. признаки: возвр., НСВ, действительное, наст времени;
синт. роль: определение.
заземленном - прич., нач. форма заземленный;
пост. признаки: невозвр., СВ, страдательное, прош. времени;
непост. признаки: в полн. форме, муж. роде, ед. числе, П. п.;
синт. роль: определение.
смеющееся - прич., нач. форма смеющийся;
пост. признаки: возвр., НСВ, действит., наст. времени;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.

Одной из самых интересных, но в то же время и трудных частей речи в морфологии нашего языка принято считать именно причастие. Пример разбора этой части речи, а также отличия его от других групп рассмотрим подробнее в этой статье.

Неоднозначное мнение

Как известно, лингвисты до сих пор не могут сойтись во мнении, что же такое есть причастие. Одни склоняются к мнению, что это самая обычная Она имеет ряд собственных признаков, которыми не обладают другие группы, свою систему склонений и множество других отличительных особенностей.

Другие же считают его особой формой другой части речи - глагола. принаделжащих к данной группе, приведем в статье далее) до сих пор находится в подвешенном состоянии. Поэтому не будем ни одну из точек зрения считать ошибочной.

Залог

Упомянутая часть речи обладает категорией залога. Она есть не только в нашем языке, но и во многих других, например в английском. Действительное причастие (примеры: думающий, живущий, поющий) определяется как такое, которое передает действие, выполняемое самим действующим лицом.

Значит, если перед нами слово «летящий», то мы сразу представляем себе объект, который совершает полет. Это может быть птица или самолет - они проделывают это сами, и поэтому мы можем считать такое причастие действительным, то есть без помощи кого-то совершающим свое дело.

Противоположным по значению считают страдательное причастие (примеры: срубленный, нарисованный, расколотый). В данном случае, для того чтобы действие пришло в исполнение необходима помощь другого лица или объекта.

Вышитый узор - страдательное причастие, так как узор не смог бы себя сделать самостоятельно. Его сотворил тот, кто взял в руки иголку и нитку.

Необходимо обратить внимание, что правописание данной части речи будет зависеть от правильно определенного залога.

Действительные

Каждая из групп причастий имеет свой ряд специальных суффиксов. Особенности словообразования обязательно рассматриваются в ходе изучения каждой части речи.

Так, действительное причастие (примеры: бежавший, проголодавшийся, обезумевший, находящийся) имеет две группы суффиксов, которые зависят от времени, в котором мы будем его употреблять.

В настоящем времени используются следующие:

  • -ащ - - дрожащ ий
  • -ящ - - кипящ ий
  • -ущ - - ревущ ий
  • -ющ - - борющ ийся

Прошедшее время. Причастие (пример: лежавший) имеет другие суффиксы:

  • -ш - - росш ий
  • -вш - - боявш ийся

Отличать по времени их совсем нетрудно. Необходимо подставлять к каждому причастию вспомогательные слова. Если перед нами настоящее время, то подойдет слово «сейчас» (горящий (сейчас) костер, темнеющее (сейчас) небо).

Когда мы видим причастие в прошедшем времени, то смело подставим к нему «вчера» (плакавший (вчера) ребенок, несший (вчера) сумку).

Страдательные

Данный залог отличается своим набором словообразовательных суффиксов. Так, страдательное причастие (примеры: искомый, молотый) в настоящем времени образуется с помощью:

  • -ом - - влеком ый
  • -ем - - незабываем ый
  • -им - - зависим ый.

При этом два первых суффикса («ом» и «ем») употребляются лишь в тех причастиях, которые образовались от глаголов, имеющих первое спряжение. «Им» пишем лишь тогда, когда основой явился глагол во втором спряжении.

В прошедшем времени данная часть речи употребляется с суффиксами:

  • -енн - - испеченн ый
  • -нн - - запаянн ый
  • -т - - колот ый

Необходимо помнить, что (примеры их были приведены выше) в полной форме всегда будут иметь две буквы н: принести - принесенный . В кратких же только одна: пораженный - поражена .

План разбора

Изучив каждую часть речи, учащиеся, как правило, приступают к ее анализу. Он проводится по определенному плану и называется морфологическим. В него входят особенности, характерные для той или иной группы речи. Рассмотрим, по какой схеме разбирают причастие.

Пример плана:

  1. Грамматическое значение.

Этот пункт должен включать информацию о том, какую морфологическую нагрузку несет данная часть речи. Как правило, это признак по действию.

2. Словообразование.

Здесь необходимо привести в пример глагол, который является основным, а также суффиксы, указывающие на время и залог.

3. Постоянные признаки.

В этом пункте перечисляют те признаки, которые никогда не меняются:

  • действительное или страдательное;
  • совершенный или несовершенный вид;
  • время (стоит помнить, что будущее у причастия отсутствует).

4. Непостоянные признаки:

  • если перед нами страдательное причастие, необходимо указать форму, в которой оно употреблено (полная или краткая);
  • падеж;
  • как в полной, так и краткой формах - род;
  • число.

5. Член предложения.

Такой план морфологического анализа самый часто используемый. Некоторые разбирают причастие по другому принципу, сначала выделяя признаки прилагательного, а затем глагольные.

Образец

После приведенного плана необходимо произвести разбор самого причастия с примерами.

Луна, спрятавшаяся за облако, слабо освещала улицу .

Проанализируем слово «спрятавшаяся».

  1. Грам.знач. - признак по действию.
  2. Спрятаться + вш.
  3. Постоянные признаки:

4. Непостоянные признаки:

  • именит. падеж;
  • ж. род;
  • ед. число.

5. В предложении данное слово входит в состав обособленного определения, которое здесь выражено причастным оборотом. Соответственно, слова «спрятавшаяся» - определение.

Таким образом мы узнали, какие особенности имеются у причастия. Теперь, воспользовавшимся этой информацией, не составит никакого труда выполнить описанной части речи.

Схема морфологического разбора склоняемой глагольной формы - причастия

I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.

II. Указать начальную форму - инфинитив.

III. Установить лексическое значение слова.

IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.

V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола

1. Вид: совершенный или несовершенный, указать:

а). общее и частное значение вида;

б). грамматические особенности;

в). тип по отношению к категории вида: соотносительный по виду (определить, как образована видовая пара) или несоотносительный по виду: двувидовой или одновидовой (назвать значение).

2. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.

3. Переходный или непереходный, указать значение.

4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.

5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.

VI. Определить, как образовано причастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.

VII. :

1. Залог: действительный или страдательный, назвать значение и показатель.

2. Время: настоящее или прошедшее (назвать показатель); указать относительное временное значение (предшествующее, одновременное, последующее действие).

3. В полной или краткой форме (для причастий страдательного залога).

4. Число (указать средства выражения).

5. Род (указать средства выражения).

VIII. :

1. Вид связи с другими словами.

2. Роль в предложении.

Образцы анализа

Немецко-фашистские войска, побеждённые Красной армией , вскоре капитулировали.

I. Побеждённые

II. Победить .

III. Победить - «кого-что. Одержать победу над кем-чем-н.» [Ожегов, Шведова, с. 527].

IV. Отвечает на вопрос: что сделать?

V. , от которого образовано причастие:

1. Совершенного вида:

победил - победит ;

победивший - побеждённый ;

победив ;

победить - побеждать , видовая пара образована суффиксальным способом, а также с помощью чередования д//жд’ .

2. Невозвратный, несоотносительный по возвратности.

3. Переходный: обозначает действие, переходящее на прямой объект.

4. Основа инфинитива - победи- (победить ), основа будущего времени - побед’- (победят ).

5. Форма 3-го л. мн. ч. - победя́т , ударный подвид, II спряжения (по окончанию).

енн - :

-победи- + -енн- → побеждённый

(и сокращается до j : и>j, *dj>жд’ - йотация в позднюю общеславянскую эпоху).

VII. Морфологические особенности причастия :

1. Страдательного залога: обозначает признак предмета по испытанному действию, показатель - суффикс -енн - .

енн -

3. В контексте употреблено в полной форме, показатель - окончание -ые .

4. Во мн. ч.; ОПС - окончание -ые .

5. Род не определить, т. к. во мн. ч., СС - форма сущ. войска (сущ. стоит в форме мн. ч., в И. п.)

VIII. Синтаксические особенности причастия :

1. Побеждённые (кем?) армией : связь с существительным армией - глагольное управление, причастие управляет существительным, ставя его в форме Т. п.; войска побеждённые : связь с существительным войска - согласование, причастие согласуется с существительным в числе и падеже.

Старый поэт, поздно добившийся известности , ненавидел и боялся начинающих.

(Ги де Мопассан)

I. Добившийся - склоняемая глагольная форма, причастие.

II. Добиться .

III. Добиться - «Достичь чего-н. после усилий.» [Ожегов, Шведова, с. 169].

IV. Отвечает на вопрос: что сделать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.

V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано причастие:

1. Совершенного вида:

а). обозначает действие, ограниченное пределом, частное значение - налично-результативное;

б). грамматические особенности:

В изъявительном наклонении имеет формы двух времён - прошедшего и будущего: добился - добьётся ;

Образует синтетическую форму будущего времени;

Образует причастия только прошедшего времени: добившийся ;

Деепричастие совершенного вида: добившись ;

Не сочетается с фазовыми глаголами;

Не сочетается со словами, указывающими на длительность и повторяемость действия;

в). глагол соотносительный по виду, образует видовую пару: добиться - добиваться , видовая пара образована суффиксальным способом.

2. Возвратный, несоотносительный по возвратности.

3. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.

4. Основа инфинитива - доби- (добить ся ), основа будущего времени - доб’- (добьют ся ).

Соотношение основ -и- … -t’- : продуктивный, V класс.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - добью́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).

VI. Причастие образовано от основы инфинитива (прошедшего времени) путём прибавления суффикса -вш - :

-доби- + -вш- → добившийся .

VII. Морфологические особенности причастия :

1. Действительного залога: обозначает признак предмета по произведённому действию, показатель - суффикс -вш - .

2. Прошедшего времени: обозначает признак предмета по действию, проявившийся до момента речи, показатель - суффикс -вш - ; относительное временное значение: обозначает действие, предшествующее действию глагола-сказуемого.

3. Употребляется только в полной форме, показатель - окончание -ий .

4. В ед. ч.; ОПС - окончание -ий .

5. В м. р.; СС - форма сущ. поэт (сущ. м. р. стоит в форме ед. ч., И. п.).

VIII. Синтаксические особенности причастия :

1. Добившийся (чего?) известности : связь с существительным известности - глагольное управление, причастие управляет существительным, ставя его в форме Р. п.; поэт добившийся : связь с существительным поэт - согласование, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

2. В предложении входит в состав обособленного определения, выраженного причастным оборотом.

ОПС - основное парадигматическое средство.

СС - синтагматическое средство.

На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфологический разбор нескольких причастий и проверить (закрепить) свои знания.

Тема: Причастие

Урок: Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастия включает выделение постоянных и непостоянных признаков.

Постоянными, неизменямыми признаками являются глагольные признаки: вид, время, залог; а непостоянными признаками являются признаки прилагательного: полная или краткая форма, число, род, падеж.

I. Указать часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция.

Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе…

I. Озарённый (монастырь) — причастие, обозначает признак предмета по действию.

II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — озарённый

2. Постоянные признаки:

1) страдательное причастие;

2) прошедшее время;

3) совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) единственное число;

3) мужской род;

4) именительный падеж.

III. Синтаксическая функция.

В предложении является согласованным определением.

Домашнее задание

Упражнение № 131. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите текст, вставив знаки препинания. Сделайте морфологический разбор причастий.

Иван Иванович Шишкин известный пейзажист изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника рисовавшего преимущественно сосновые дубовые самые мощные и самые высокие леса современники называли богатырем русского леса. Творчество художника глубоко и преданно любившего русскую природу было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи запечатлевшие виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

Русский язык. Причастие.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.