Open
Close

Подземные тайны третьего рейха. А.б

Российские ученые обнаружили в Арктике ранее неизвестную метеорологическую базу нацистов.

Секретный объект расположен на Земле Александры в тысяче километров от Северного полюса.

Из развалин бункера извлечены более 500 артефактов времен Второй мировой войны, в частности бензиновые канистры и бумажные документы. Эксперты полагают, что объект был построен в 1942 году.
Немцы покинули базу в 1944-м.

Года два назад я с большим скепсисом (и даже смехом) просматривал работу А.Рудакова "Проект "Подземный рейх" и "Арктический бастион".
Поскольку она появилась в открытом доступе, не откажу себе в удовольствие доставить читателям в удовольствие почитать отдельные выкладки из неё:
"Когда-то в рамках разведывательного ведомства ГДР «Штази» (руководитель генерал-полковник Маркус Вольф) было создано специальное управление АМТ-Х (начальник генерал госбезопасности П. Крец), которому поручили разработку программы «Подземный рейх».

В своей оперативно-поисковой работе «Штази» опиралось на архивные документы и показания живых свидетелей РСХА AMT-VII «С» «Специальные научные исследования и особые научные поручения.
Руководил рефератом доктор философии штурмбаннфюрер СС Рудольф Левин (родился в городе Пирна в 1909 г.).
Левин возглавлял «Зондеркоманду X» (Hehen-Sonderkommando), в которую входили научные сотрудники: профессор Обенаур (Боннский университет), Эрнст Меркель, Рудольф Рихтер, Вильгельм Шпенглер, Мартин Бирманн, доктор Отто Экштейн, Бруно Брем.

Сотрудники этого секретного подразделения активно изучали рыцарские замки первого, второго и третьего эшелонов. Только на территории Польши было обследовано около 500 замков, где впоследствии и были размещены специальные подземные объекты СС.

Поисками ценностей в рамках этой послевоенной программы в «Штази» занимался отдел IX/II подполковник Пауль Энке (четыре сектора, 50 оперативных сотрудников: направлены полковник госбезопасности Карл Дрехслер, подполковник госбезопасности Отто Херц, капитаны госбезопасности Герхард Крейпе, Гельмут Клинк).
Этой закрытой работе, которая стала приносить хорошие результаты, положил конец «реформатор» М. Горбачев.
Две Германии были объединены, группа советских войск (ГСВГ) с территории ГДР была спешно выведена, западные специальные службы стали преследовать офицеров «Штази» и охотиться за их секретными архивами и разработками.
Эта работа была начата американскими спецслужбами значительно раньше, а в 1987 г. погибает немецкий источник «Штази» Георг Штайн, который занимался изучением подземного рейха и поиском ценностей, украденных нацистами.
Архив Георга Штайна попал в руки барона Эдуарда Александровича фон Фальц-Фейна (место жительства Лихтенштейн), который передал документы Советскому Союзу.

Активно занимался разработкой этой темы писатель Юлиан Семенов, последний заболел и медленно угас в расцвете лет.
Как только ГРУ ГШ в лице генерал-полковника Юрия Александровича Гусева, заместителя руководителя военной разведки, усилило своё внимание к архивным документам «Штази» и подземным объектам Третьего рейха, Гусев погибает в декабре 1992 г. в автокатастрофе.

По информации ПГУ КГБ СССР (источник — «Петр» Хайнц Фельфе — резидент ПГУ КГБ СССР Коротков) в 1960-е гг. началось секретное расследование в шахте городка Ванслебен-ан-Зее.
Оперативники «Штази» управления X нашли документы СС, после чего шахта была опечатана.
Выяснилось, что в 1943 г. из самого известного научного учреждения Германии, Leopoldina, было отправлено на хранение в Ванслебен собрание редких книг по медицине и ботанике XVI-XVII в.
Под землёй было спрятано более 7 тыс. книг и 13 живописных полотен.
Советские части, которые пришли через 11 недель после американцев, вывезли всё собрание в Москву.
Как сказал Йохан Тамм, директор Leopoldina, в библиотеку пока что вернулось лишь 50 книг из пропавшей коллекции.
Среди пропавших книг — ранняя монография астронома Иоганна Кеплера, текст Парацельса 1589 г., уникальный анатомический атлас Андреаса Везалиуса 1543 г.

Государственный департамент США с апреля 1945 г. ведёт тотальную охоту за секретными подземными объектами рейха.

29 августа 1945 г. генерал Макдоналд отправил в штаб-квартиру ВВС США в Европе список шести подземных авиационных заводов.

В октябре 1945 г. в секретном меморандуме о подземных заводах и лабораториях, расположенных на территории Германии и Австрии, направленном в штаб ВВС США, констатировалось, что последняя проверка выявила большое количество немецких подземных заводов.

Подземные сооружения были обнаружены не только в Германии и Австрии, но и во Франции, в Италии, Венгрии, Польше, Чехословакии и Моравии.

В документе говорилось: «Хотя немцы до марта 1944 г. не занимались масштабным строительством подземных заводов, к концу войны им удалось запустить около 143 таких заводов».
Было обнаружено ещё 107 заводов, построенных или заложенных в конце войны, к этому можно прибавить 600 пещер и шахт Австрии, Германии, Восточной Пруссии, Чехии, Моравии, Черногории, многие из которых были превращены в подземные цеха, институты и лаборатории по выпуску вооружения.
«Можно только предполагать, что бы произошло, если бы немцы ушли под землю перед началом войны», — заключает автор меморандума, явно поражённый размахом немецкого подземного строительства.

С целью глубокого зондажа и скрытого использования подземных объектов на территории Польши в местечке Моронг (нем. Морунген) в 55 км от границы с Россией в мае 2010 г. Пентагон разместил свой очередной «проект Миф» — ракетный комплекс ПРО средней дальности «Пэтриот».

Территория современной Польши является стратегической цитаделью «Четвертого рейха».

Объект № 1 «Вольфшанце» — «Волчье логово» , Восточная Пруссия, расположен в 7 км от города Растенбург (нем.), сегодня — территория Польши, город Кентшин.
Главная ставка Гитлера находилась в треугольнике между объектами: замок Моронг — замок Барчево — Кентшин.

В комплекс входило 200 сооружений различного назначения в местечке Гёрлиц (разведшкола СД «Цеппелин»), окружённых Мазурскими озёрами (восток, север, юг), крепость Боен на востоке.
Легенда говорит, что когда-то в этом месте находился колодец с живой водой, и Тевтонский орден построил здесь замок. Все объекты ставки размещены с учётом сакральной геометрии на лей-линиях — усилителях психической и военной энергии. Фортификационные защитные конструкции и технологии позаимствованы у древних тибетских строителей. Аналогом такой матрицы является дацан «Хранимый Небом», чертежи которого привёз из экспедиции в Тибет гауптман Отто Ренц.
Многие свои бункеры и ставки Гитлер проектировал и рисовал наброски к проектам и фортификациям лично.

Ставка «Вольфшанце» («Волчье логово») в районе нем. Растенбурга (Восточная Пруссия) хорошо известна ГРУ ГШ; строительство этой ставки было замаскировано под видом строительных работ фирмы «Аскания Нова» (владелец барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, проживает в Лихтенштейне), для чего в г. Растенбурге была открыта вербовочная контора и набирались польские рабочие, направлявшиеся затем по разным местам в Германию. Численность ставки составляла 2200 человек. В 1944 г. севернее этой ставки в связи с налётами советской авиации была выстроена ложная ставка. Кроме того, имелись опасения, что одновременно с наступлением на Восточную Пруссию попытаются высадить десант с целью захвата ставки. В связи с этим «батальон сопровождения фюрера» был увеличен и преобразован в смешанную бригаду под командованием полковника Ремера, отличившегося при арестах заговорщиков 20 июля 1944 г.

Подземные коммуникации из главной ставки Гитлера «Вольфшанце», Растенбург (польск. Кеншин), развёрнуты в направлении польского пограничного узлового местечка Сувалки, далее начинается территория современной России — Краснолесье — Гусев, шлюзовая система (нем. Гумбиннен) — Черняховск (нем. замок Инстербург) — Знаменск — Гвардейск — Калининград (нем. Кенигсберг) — база ВМФ РФ Балтийск (нем. Пиллау, Балтийское море). Секретный подземный тоннель был оборудован специальными шлюзовыми камерами, которые заполнялись водой, так как коммуникация постоянно пролегала под руслом реки или озера. Таким образом, малые субмарины были способны из ставки Гитлера выходить малым ходом в непогружённом положении в Балтийское море. А если двигаться под землёй в сторону Восточной Пруссии (Калининградская обл.), то ещё один подземный переход находится в районе замка Моронг и замка Барчево (место тюремного заключения гауляйтера Эриха Коха) на Брунсберг (пол. Бранево) (место дислокации танковой дивизии СС) — Хейлигенбаль (Мамоново) — замок Бальга (Веселое) — Кенигсберг (Калининград) — Пиллау (Балтийск).

В местечке Брунсберг (Бранево) дислоцировалась танковая дивизия СС (а после войны — советская танковая часть), таким образом, германские танки прикрывали сверху стратегический тоннель. Одно ответвление уходило на Хейлигенбаль (Мамоново), где глубоко под землёй находился авиационный завод, о котором в выше упомянутом документе не сказано; здесь же недалеко, под озером Витушка располагался уникальный подводный секретный аэродром, прикрывавший малый опорный пункт кригсмарине первого состава зондерконвоя фюрера. Шлюзовая система могла за считанные минуты вывести воду с реки в подземные железобетонные резервуары, освободив русло реки под взлётно-посадочную полосу. Главный, магистральный 70-километровый тоннель берёт своё начало в Моронге, где сегодня находится морской спецназ SEAL (морские котики) США под прикрытием обычных армейских частей ПРО, и выходит в подземелье замка Бальга (Россия). Из замка Бальга подводный ход выходит на базу Балтийск (Пиллау). Во время Второй мировой войны по этой подземной магистрали эвакуировалась за несколько часов дивизия СС, оборонявшая объект Бальга.

С приходом А. Гитлера к власти в 1933 г. на территории Третьего рейха и других стратегических мест силы началось активное подземное строительство.

Куда был направлен вектор движения ставок? Это прежде всего Берлин — бункер Гитлера (основная точка географического отсчёта оси координат, скрытого подземного направления коммуникаций по территории Европы и СССР; версия автора: возможно, к полюсам).

Это «линия» Германия — Франция — Бельгия — Швейцария — Австрия — Черногория — Албания — Венгрия — Чехия — Моравия — Польша — Восточная Пруссия (Калининградская обл.) — Украина — Беларусь — Россия. «Организация Ф. Тодта» построила глобальную подземную сеть, которая до сих пор системно не изучена военными аналитиками ГРУ ГШ России.

В особую эзотерическую конструкцию ставок был заложен принцип древней тибетской магической Мандалы. Уникальное сетевое построение 40 бункеров и ставок А. Гитлера составлял единый плазменный комплекс генераторов «Тор», каждая ставка была оборудована инфразвуковым и плазменным оружием и имела 13 степеней защиты.

Все ставки и стратегические подземные коммуникации оперативно прикрывались разведывательными школами, зондергруппами, зондеркомандами, Абвера и СД.
Недалеко от ставок Гитлера размещались разведывательные штабы Валли-1, Валли-2, Валли-3 и 12-й отдел службы «Иностранные Армии «Восток».

Плавно перетекающие подземные коммуникации соединяли ставки фюрера в единую систему, одна в одну, 3 км не дойдя из Берлина до Смоленска (местечко Красный Бор), кодовое наименование «Беренхалле» («Медвежья берлога»), территория Советского Союза. Интересно, что на территории СССР нацисты уходят от волчьего имени, переходя к тотему Руси — большому сильному Медведю. Если посмотреть на точку отсчёта оси координат, Берлин — древний славяно-вандальский город, на гербе которого присутствует медведь.

Объект № 4 — «Ставка «Беренхалле» («Медвежья берлога») в 3 км западнее Смоленска, на автостраде Смоленск — Минск, была устроена таким же образом, как ставка «Вервольф» в Виннице (Украина). В этой ставке Гитлер бывал не более 2 часов, а остальное время проводил в штабе армейской группировки».
Основной комплекс ставки уходил под землю на семь этажей, к третьему этажу-ярусу подходил бронированный поезд Гитлера. Вектор подземных коммуникаций соединялся с «Вервольфом».

Сегодня военная космическая группировка НАСА США постоянно фиксирует НЛО в стратегических местах базирования подводного флота нацистов и ставок Гитлера, а специалисты НАСА гадают, что это — плазмоиды, «летающие диски» или НЛО?

При каждой ставке фюрера был организован полевой офис «Лебенсборн».
Дети, рождённые в этой программе от офицеров СС, охранявших ставки, и местных красавиц, оставлялись разведкой на глубокое оседание. И сегодня они являются крупными функционерами в местах дислокации законсервированных ставок и бункеров. Таким образом, сегодня на территории Европы, Украины, России и стран СНГ сформирован скрытый пятый блок агентуры влияния и управления программами «Новой реальности».

«Выбор места дислокации ставок производился всегда адъютантом вооруженных сил генералом Шмундтом и комендантом ставки полковником Томасом. Затем требовалось согласие возглавляемой мною "службы имперской безопасности".
Место выбирали с учётом сакральной геометрии и привязывали его к мегалитической, замковой, силовой, геральдической составляющей.

Наименования "Вольфсшлюхт", "Вольфсшанце" и "Вервольф" были выбраны потому, что имя "Адольф" на древнегерманском языке означает "волк"».

Анализ ставок, бункеров, заводов, институтов и других подземно-подводных коммуникаций показывает их движение к Балтийскому морю, на территорию Восточной Пруссии, к основным базам кригсмарине.

Самой закрытой и загадочной подземной системой обладает средневековый орденский замок магистров Тевтонского ордена Мальборк, который соединен тоннелем с замком Моронг. Возможно, что под замковым озером находится законсервированный завод «Фау».
Замок Мальборк соединяет подземный тоннель с базой — судостроительным заводом Эльблонг.
Замок Фромборк находится на побережье залива (нем. Фришес-Хаффен) Вислинского-Калининградского и соединён тоннелем с замком Моронг.
Замки Моронг — Мальборк — Фромборк образуют малый треугольник, где под землёй находился завод, который сегодня не фигурирует ни в одних документах.

Если внимательно приглядеться к географической карте, то можно увидеть, что Дарлово — Тчев — Мальборк — Моронг — Барчево находятся на одной лей-линии, т. е. все эти замки изначально планировалось соединить в одну подземную магистраль.

Основными реперами, по которым мы можем ориентироваться на подземные объекты, являются разведывательные школы, центры управления СС и лагеря военнопленных (рабочая сила).

Разведывательно-диверсионная школа в местечке Яблонь была создана на территории Юго-Восточной Польши для обучения русской агентуры в марте 1942 г. близ Люблина (нем. Лейбус) и разместилась в бывшем замке графа Замойского.

Официально орган именовался «Гауптлагерь Яблонь» или «Особая часть СС».
В школе велась подготовка агентов-диверсантов, радистов и разведчиков. Кадры поступали из особых предварительных лагерей для русских и зондеркоманд «Цеппелина». Одновременно в школе находилось до 200 активистов.

Из показаний обергруппенфюрера СС Якоба Шпорренберга польской и советской разведкам стало известно о существовании проекта «Колокол», появившегося на свет в результате слияния совершенно секретных проектов «Фонарь» и «Хронос».

Работы в рамках проекта «Колокол» начались в середине 1944 г. на закрытом объекте СС, расположенном неподалеку от Лейбуса (пол. Люблин). После вступления советских войск в Польшу проект был перемещён в замок близ деревни Фуэрштенштайн (Кшац), неподалеку от Вальденбурга, а оттуда — на шахту рядом с Людвигсдорфом (Людвиковичи), в 20 км от другой окраины Вальденбурга, на северных отрогах Судет. Передо мной стоит непростая задача: увязать все разрозненные исторические, географические, эзотерические, технические, разведывательные элементы в одну общую картину мира. Понимание этого грандиозного нацистского проекта, именно будущего, а не прошлого даёт нам сегодня уникальную возможность обыгрывать своих оппонентов во всех сферах. Обама пытался навязать нам создание европейской ПРО и почти склонил к этой идеи тогдашнего президента Д.А. Медведева. Целью этой авантюры было втянуть нас в глобальный военный конфликт в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Афганистан, Северная Корея, Иран и другие субъекты нарождающегося мирового противостояния только ищут аргумент приписать Россию к своим врагам. Обама стремился создать из России некий европейский щит, использовав его как дополнительное укрытие.

Реперные точки (места силы) на территории Польши были соединены подземными коммуникациями с замком Дарлово и другими замками, бункерами и ставками фюрера «Вольфшанце», замок Барчево, замок Белосток.

Объект № 5 Дарлово — любимый замок и морская ставка А. Гитлера, исполин, имеет выгодное стратегическое положение, он расположен на польском побережье Балтийского моря. Балтийский форпост — шедевр замкового фортификационного зодчества; замок Дарлово был основан в 1352 г. поморским князем Богуславом V в излучине двух рек, впадающих в Балтийское море. До войны германская разведка провела ремонт замка под легендой создания в нём частного музея — общепринятая практика зашифровки секретных объектов. С момента захвата Польши в сентябре 1939 г. замок становится секретной резиденцией А. Гитлера, и в этой работе он впервые гласно фигурирует в этой роли. Замок Дарлово — это ключ к разгадке главной тайны Третьего рейха. Замок Дарлово соединяет кротиная нора, которая протянулась с севера на юг, на Познань, Мендзижеч к озеру Кшива (рус. Котёл), где находится аэродром, система подземных ходов, специальных гидротехнических сооружений, расположенных на западной стороне лесного озера.

Объект СС № 2 «Вервольф» («Вооруженный волк») — территория Советского Союза. Ставка на Украине в 8 км северней города Винница; поблизости находились села Коло-Михайловка и Стрижавки. Изначально эту ставку планировалось построить в Лубнах Полтавской области, но активность партизан свела на нет эту инициативу. Строительство ставки началось осенью 1941 г., к апрелю 1942 г. основные работы надземной части были закончены. Охрану осуществляла часть дивизии СС «Адольф Гитлер». В 20 км от с. Стрижавки на аэродроме Калиновка базировались два полка истребительной авиации. Согласно свидетельствам документов, А. Гитлер трижды посещал свою ставку, катаясь на катере по Южному Бугу. Ставка проектировалась с таким расчётом, чтобы по Южному Бугу при необходимости Гитлер мог двигаться по реке на юг на Николаев, а затем в Черное море. 23 декабря 1943 г. Гитлер отдал приказ о консервации ставки.

«Адлерхорст» («Орлиное гнездо») — старинный замок «Цигенберг», располагался высоко в горах недалеко от города Бад Наухайм у подножия хребта Таунус. В 1939 г. Гитлер поручил Альберту Шпееру построить эту ставку в Западной Германии; на строительство и современные коммуникационные линии связи был потрачен 1 млн марок.

«В 1945 г., во время наступления Рундштедта, Гитлер временно переехал в ставку в районе г. Наугейм. Эта ставка именовалась "Адлерсхорст". Ставка размещалась в замке, вокруг которого была выстроена группа бункеров, приспособленных к окружающей горно-скалистой местности.

В связи с тем, что замок можно было легко обнаружить с воздуха, в двух километрах от замка в лесу было построено несколько деревянных домов, где Гитлер находился с 22 декабря 1944 г. по 15 января 1945 г. Здесь имелся лишь один бункер для Гитлера. Все строения были хорошо замаскированы деревьями так, что даже вблизи трудно было обнаружить что-либо.

Замок «Фельзеннест» («Гнездо в скале») располагался высоко в горах на правом берегу р. Рейн. Гора, на которой стоял замок, находилась в непосредственной близости от деревне Родерт под г. Бад Мюнстерэйфелем. «Ставка "Фельзеннест", район Эйскирхен, 35 км восточнее Рейна, представляла собой группу бункеров в районе западного вала. Она была названа "Гнездом в скале", потому что бункер Гитлера был устроен в естественной скале».

«Танненберг» («Еловая гора»). «Ставка "Танненберг" была расположена в лесистом районе Шварцвальда. Характер окружающей местности подсказал это название».

«Вольфсшлюхт» («Волчье ущелье»). «Ставка в районе Прюэ де Пеш на бельгийско-французской границе получила название "Вольфсшлюхт". Ставка была расположена в домах небольшого местечка. Имевшаяся там ранее церковь была снесена, чтобы она не служила ориентиром с воздуха. Кроме того, имелся бункер для Гитлера и один общий бункер на случай воздушного нападения».

«Рере» («Тоннель»), «Ставка в районе Веснева (Галиция) была расположена в специально построенном тоннеле с железобетонными стенами и перекрытиями толщиной 1,5-2 м. К тоннелю была подведена железнодорожная ветка, чтобы в случае необходимости туда мог подъехать специальный поезд Гитлера. Тоннель был устроен у подножья лесистого холма и хорошо замаскирован сверху, так чтобы он не мог быть обнаружен авиационной разведкой.

В этой ставке Гитлер останавливался лишь на одну ночь в 1941 г. во время приезда на фронт Муссолини.
Отсюда затем они вместе вылетели в Умань.

Кроме того, под маскировочным названием «Силезское строительное акционерное общество» осенью 1943 г. было начато строительство новой ставки Гитлера в районе г. Швейдниц (Силезия). Однако удалось провести только земляные работы, так как для окончательного строительства этой ставки требовался минимум ещё один год. Почти уже было закончено строительство замка «Франкенштейн», где должны были размещаться Риббентроп и иностранные гости, приезжающие в ставку Гитлера.

В 1941 г. между городами Суассон и Лаон (Франция) тоже имелась ставка Гитлера, напоминающая по характеру имевшихся там строений (бункеров) ставку в районе г. Растенбург. Эта ставка именовалась «Вест-2».

Были начаты также строительные работы по сооружению ставок «Вест-1» и «Вест-3» в районе г. Вандом. В 1943 г. они попали в руки союзных войск в недостроенном состоянии.

«Подземный рейх». Все три программы под эгидой СС уходили своими корнями на глубину, где происходила интеграция подземных объектов в единый комплекс заводов, институтов, лабораторий. Перед руководством Третьего рейха стояла задача соединения всех морских замков «Балтийского бастиона» в единый подземно-подводный комплекс, где ключевое место могли занять «летающие диски» и основной компонент их охраны — подводный флот кригсмарине.

Эта версия заставляет задуматься о том, что на авиационных заводах могли изготавливать не только самолеты, но и что-то другое, так как загрузка готовых изделий происходила на подводные лодки непосредственно в подземной бункерной части заводов.

На территории Восточной Польши находился учебный ракетный полигон «Хайделагер», местечко Близна, в 150 км на северо-востоке от Кракова. Из Кракова тоннель идет в направлении Украины: Львов — Винница (ставка Гитлера «Вервольф») — Николаев — Судак (Чёрное море).

Ещё одна секретная подземная трасса пролегала через Белосток (Польша), замок Эриха Коха, далее территория Беларуси, Гродно — Минск, ставка Гитлера «Красный Бор» («Медвежья берлога»), Смоленск.

Стратегический тоннель шел в направлении на Берлин по линии Близна — Краков — Вроцлав — Легница — Котбус — Берлин. В городке Легница базировалась танковая дивизия СС «Мёртвая голова» (командир дивизии Теодор Эйке). Вход в подземелье начинается в одной из казарм дивизии под лестницей. Недалеко от городка Легница расположено местечко Тщебень, где находился испытательный полигон «летающих дисков», которые изготавливались на подземном заводе г. Вроцлав (Бреслау). Очень интересный герб у г. Легница: два ключа, которые обозначают два источника — живой и мёртвой воды.

В августе 1942 г. германское командование группы ВМС «НОРД» решило провести операцию «Волшебная страна» и направило крейсер «Адмирал Шпеер» (командир - капитан 1-го ранга Теодор Кранке) к северной оконечности Новой Земли и далее, до пролива Вилькицкого (Северная Земля). Основной задачей этого рейда являлось скрытое обеспечение стройматериалами, продуктами питания, топливом и торпедами секретных Арктических баз подводного флота кригсмарине. Тяжёлый крейсер сопровождала «волчья стая» - группа из пяти субмарин U-209, U-601, U-251 (разведывательная субмарина; командир Питер Хансен являлся сотрудником Абвера), U-255, U-456. Во льдах Советской Арктики на постоянной основе находились группы субмарин: группа (Eisteufel) «Морской чёрт»: U-251, 376, 408, 334, 335, 657, 88, 456, 703, 457, 255; группа (Tragertod) «Несущая смерть»: U-377 командир Отто Кёлер, U-408 командир Рейнхард фон Хименн, U-405 командир Рольф Хенрих Хопманн, U-88 командир Хейно Боманн, U-403 командир Хейнц-Эхлерт Клаузенн, U-457 командир Карл Бранденбург. В Арктике также работали «волчьи стаи» - группы подлодок: (Umbau) «Перестройка», (Umhang) «Накидка», («Доннер) «Гром», (Strauchritter), (Ulan) «Улан», (Грайф), (Кайль) «Клин», (Викинг).

14 августа 1942 г. Субмарина U-255, проект VII «С», командир Рейнхард Рехе, из состава 13-й флотилии кригсмарине принимает участие в реализации операции «Волшебная страна», снабжая топливом гидроплан BV-138 («флюгбоут») 130-й авиационной группы морской разведки. 25 августа 1942 г. «полярный лис» U-255 обстрелял артогнём советский пост радиои метеоразведки в районе мыса Желания. Гидропланы морской разведки BV-138 («флюгбоут») с 1943 г. базировались на секретном аэродроме на северном острове Новой Земли, самолёты вели воздушную разведку в Карском море, доставляли срочные малые грузы на базы кригсмарине до архипелага Норденшельда.

Помимо колоссальных разрушений и войны мирового масштаба Третий рейх оставил в истории Европы и серьезный промышленный след. Точный список военных объектов, построенных нацистами в Европе, до сих пор не составлен, а масштабы строительных работ с каждым разом поражают воображение историков и военных специалистов.Авиация ценой тысяч жизней
После того как маховик запущенной войны вернулся на исходную и ударил своих создателей, вопрос уничтожения нацистских войск и армии Германии стало вопросом времени, а не вероятности. Историки приписывают Адольфу Гитлеру много разных качеств, из которых перфекционизм и стремление добиваться желаемого любой ценой, пожалуй, и похоронили Третий рейх. Ближайшие соратники Гитлера ощущали неизбежное сильнее самого фюрера. Особенно хорошо опасность неминуемого поражения ощущал назначенный рейхсминистром по вопросам вооружений Альберт Шпеер. Шпееру Гитлер поставил невозможную с точки зрения срочной реализации задачу - срочно перенести все предприятия немецкой промышленности, снабжающих армию техникой, под землю. Замысел Гитлера был прост - на глубине в несколько десятков метров такие заводы могли бы находиться в полной безопасности. В отличие от фюрера Шпеер хорошо понимал, чего будет стоить Германии такая авантюра, однако отказаться выполнять приказ Гитлера не мог.
На должность куратора уникального строительного проекта был назначен бригаденфюрер Франц Ксавер Дорш - опытнейший руководитель, собравший под единое управление и руководство Управления строительства Организации Тодта несколько служб по военному строительству и обеспечению. Дорш пообещал фюреру, что часть масштабного проекта по переносу производственных мощностей будет реализована уже через полгода. Шпеер не разделял оптимизма Дорша по поводу переноса сразу шести крупных военно-промышленных объектов, ведь создание каждого такого объекта площадью не менее 100 тысяч квадратных метров под землей дело невероятно сложное, даже для Третьего рейха.
В 1944 году планы Гитлера начали обретать вполне конкретные очертания. Под горой Хоубирг в Нюрнберге началось строительство одного из самых больших подземных заводов, куда планировалось эвакуировать производство авиационных двигателей, производством которых занималась компания BMW.Строительство объекта под кодовым обозначением «Доггер», равно как и реализация других масштабных строительных задач, стали возможны исключительно благодаря рабскому труду военнопленных и узников концлагерей. Для работ на объекте «Доггер» были привлечены заключенные концлагеря «Флоссенбург», однако даже огромное количество узников с задачей возведения подземного авиационного завода справилось лишь частично. Работы внутри горы Хоубирг не были закончены, однако масштабность проекта поражает воображение современных гражданских и военных строителей. Согласно плану, тоннели внутри горы должны были соединяться в нескольких местах для наилучшего сообщения производственных помещений. Система вентиляции всех помещений была продумана до мельчайших деталей и могла работать абсолютно автономно в течение пяти-шести месяцев после прекращения подачи внешнего электропитания. После капитуляции Германии все входы в объект, а их, по некоторым данным, было до десяти, были опечатаны и наглухо заварены. Всего же, по оценкам экспертов, за время строительных работ внутри комплекса погибло не менее 8-10 тысяч узников концлагерей.

Другой подземный авиазавод немцы все же успели достроить до состояния полной готовности. Объект с кодовым названием «Горный хрусталь» (нем. Bergkristall) должен был обеспечить потребность рейха в ультрасовременных самолетах Messerschmitt Me.262 - первых реактивных истребителях в мире. Информация о сборочных линиях передовых истребителей быстро попала в штаб американской военной разведки, и в числе первых объектов, куда направлялся союзный десант, был подземный авиационный завод «Горный хрусталь». Без малого тысячу построенных здесь истребителей оплатили собственной жизнью тысячи военнопленных. Минимальная цифра погибших только на строительных работах по этому объекту оценивается историками в 18 тысяч человек. Похожим образом были организованы и другие военные объекты, такие как Зеегротте близ Вены, на территории которого собирали истребители He.162, и многие другие авиационные объекты, на которые возлагалась задача массового производства передовых реактивных самолетов.Подземный ракетный центр Ракета А-4, более известная читателю под названием ФАУ-2, была одним из тех видов вооружения, на использование которого Гитлер и вся верхушка Третьего рейха поставили жизнь целой нации. Долгие годы после капитуляции гитлеровской Германии правда о технологическом рывке немецких ученых старательно скрывалась. Феномен готовности немецких ученых к производству атомного оружия и средств доставки долгие годы после войны изучался в профильных НИИ по всему миру, в том числе и в Советском Союзе. Главную скрипку в уничтожении одного из главных врагов Германии - Великобритании должна была сыграть уникальная баллистическая ракета, долетавшая до Лондона за 6 с небольшим минут.

Секретный ракетный центр в Пенемюнде строили с учетом всех соображений безопасности и секретности, доступных Третьему рейху. Защищенные бетонные пусковые площадки, цеха окончательной и предварительной сборки - все было просчитано с немецкой точностью и вниманием к деталям. Советские специалисты, в частности, один из ближайших соратников Сергея Паловича Королева - Борис Евсеевич Черток, отмечали высокий уровень организации и продуманность общей конструкции. Однако Пенемюнде был лишь исследовательским центром, в котором ракетная техника лишь испытывалась.
Несмотря на внушительный объем научной работы, проработки и многомесячные эксперименты, ракетный исследовательский центр в Пенемюнде постигла незавидная участь. Просочившиеся в английскую разведку данные относительно прогресса работ близ острова Узедом поставили крест на секретности проекта, и летом 1943 года союзная авиация разнесла РКЦ в Пенемюнде в ходе ковровой бомбардировкой. Советский исследователь Борис Черток позднее в своих мемуарах писал, что, несмотря на масштабность повреждений, ни одно из зданий или построек не было разрушено до основания, а во многих лишь частично обрушились перекрытия. Это позволило провести детальный анализ оставшегося в Пенемюнде научного оборудования и провести восстановление уцелевших приборов, станков и ключевых систем измерения и контроля.
После уничтожения Пенемюнде немецкие военные сделали свои выводы из ситуации, и стали проектировать завод по производству ракет с учетом вероятных бомбардировок любой длительности и интенсивности. Завод Миттельверк в Тюрингии близ Нордхаузена стал самым крупным и самым сложным проектом по созданию подземного промышленного производства в интересах Германии. Проектная мощность завода, как отмечают эксперты и историки, составляла до 30 ракет ФАУ-2 в сутки.

Размер и сложность скалистого горного массива, в котором началось строительство комплекса Миттельверк, наложили свои отпечатки и на процесс привлечения военнопленных и узников концентрационных лагерей. Борис Черток в своих мемуарах отмечает, что объект отличался уникальным, даже по меркам СС и Гестапо, уровнем жестокости по отношению к пленным. За малейшее нарушение режима часовые расстреливали пленных, тела которых уцелевшие узники сразу отвозили в крематорий. Потребность в живой силе для военной стройки внутри горы обеспечивал специально созданный для этого концлагерь «Дора».«Секретностью стройки было обусловлено и отношение к заключенным. Потенциально любой узник, привлекавшийся к работам на этом объекте, был носителем ценной секретной информации, а, значит, любой ценой оставить его внутри объекта было одной из обязанностей СС. Многие историки считают, что львиная доля привлеченных на объект заключенных погибала от голода и непосильного труда, но это правда лишь отчасти. Основной причиной смерти были расстрелы», - поясняет военный историк Сергей Рюмин.
Однако рытьем тоннелей и другой тяжелой работой, от которой заключенные чаще всего умирали через несколько недель, дело не ограничивалось. Производство ФАУ-2 требовало наличия сборочной линии и определенной скорости работы, которой было бы достаточно, чтобы дать Рейху столько ракет, сколько требовал фюрер. Это требование во многом определило эффективность всей программы по созданию «оружия возмездия» и его реальных перспектив.
Несмотря на то, что боевая часть ракет, приборы, двигатели, и многое другое на завершающем этапе монтажа в изделие настраивались немецкими специалистами-ракетчиками, массовую сборку корпусов, элементов управления и других жизненно важных систем доверяли заключенным. Узники, привлекаемые к сборке ракет хорошо понимали, что даже относительно небольшой дефект может вызвать взрыв ракеты не только в небе, но и на стартовом столе, старательно, по мере сил и возможностей они пользовались случаем и повреждали ключевые элементы управления.
Бетон и вода
Стремительная оккупация Германией всей Европы и, в частности, Франции позволила приступить к составлению планов по войне на море с заклятым противником Рейха Великобританией. К началу вторжения в Советский Союз Гитлер и командование немецкой армии и флота хорошо понимали, что одними лишь авиаударами по англичанам никакой победы добиться не удастся. Строительство военно-морских баз для подводных лодок кригсмарине во Франции открывало невиданный до этого момента простор для действия. Фактически вся Атлантика падала к ногам нацистов. На выручку нацистским строителям снова пришел армированный железобетон, с помощью которого на побережье Франции возник один из самых известных объектов Третьего рейха - база субмарин в портовом городе Сен-Назер.

Монументальность сооружения можно ощутить, даже не посещая бывшую базу подводных лодок. Достаточно оценить размеры. 300 метров в длину, 130 в ширину и 18 в высоту. Помимо обустройства 14 доков для стоянки подводных лодок, особое внимание специалисты уделяют и конструкции крыши, защищавшей объект от бомбардировок.
«Конструкция крыши представляет собой своеобразный "пирог с воздушными прослойками". Железобетон разной толщины чередуется со стальными балками и воздушными "карманами", с помощью которых в случае бомбардировки и попадания авиабомб конструкция эффективнее "гасила" энергию от взрыва. Сложно посчитать в самолетах и бомбах прочность, но такой же налет, как на исследовательский центр в Пенемюнде база в Сен-Назере выдержала бы без проблем», - пояснил военный историк Сергей Рюмин.Единственный случай, связанный с относительно успешной атакой на объект, произошел 28 марта 1942 года.
Британский десант с помощью навьюченного взрывчаткой корабля вывел из строя единственный сухой док комплекса в Сен-Назере, буквально протаранив огромным эсминцем. Сами подводные лодки, укрытые в пеналах за многометровым слоем бетона, в ходе атаки не пострадали.
Атлантический вал и подземные города

К обороне прибрежных районов Европы немцы готовились тщательно. Пальму первенства по части подготовки в этом отношении может уступить только переброска войск на восток, к границам СССР. «Атлантический вал» справедливо оценивается историками и специалистами в области военного строительства как самый масштабный строительный проект за всю историю Рейха. Уже потом можно рассматривать проектирование и создание бункера «Волчье логово» и других «спецобъектов». По своей сути, «Атлантический вал» - не что иное, как непрерывная сеть долговременных береговых укреплений, снабженных артиллерийскими батареями и другим тяжелым вооружением, включая зенитное, для отражения любой атаки союзного десанта. На всем протяжении береговой линии от Испании до Норвегии предполагалось строительство специальных укрепленных районов с подземными хранилищами и складами.Один из таких «подземных городов» был обнаружен сравнительно недавно. Журналисты британской газеты Daily Mail опубликовали фотографии «города нацистов» почти на три с половиной тысячи солдат 18 мая 2017 года. Объект недалеко от деревни Схевенинген поражает своим размахом - не хватает разве что артиллерийской батареи с корабельными орудиями. Поразительно, но за 75 лет, что минули с момента создания этих сооружений, большинство из бетонных бункеров находятся в прекрасном состоянии, не говоря уже о сохранности помещений внутри комплекса.По данным Daily Mail, здесь мог с комфортом расположиться целый гарнизон СС - 3300 солдат с оружием, снаряжением и боеприпасами, необходимым для отражения массированной атаки с моря. 100000 кубических метров железобетона, 900 помещений разной площади были оборудованы не только тоннелями, по которым были проложены километры кабелей связи, но и автономными системами жизнеобеспечения. Руководил строительством «великой немецкой стены» никто иной, как Фриц Тодт, занимавший, помимо прочих должностей, пост рейхсминистра вооружения и боеприпасов. Под его же руководством осуществлялся и другой масштабный проект - сооружение «западного вала» - укрепрайона на границе Германии и Франции.За последние несколько лет исследовательская группа, в состав которой входят не только историки, спелеологи и опытные инженеры, но и военные специалисты, нашла около 500 различных объектов только на береговой линии Европы. Эксперты отмечают, что, несмотря на протяженность береговой линии Европы и размеров континента в целом, «на поверхности», то есть в уже известных районах, где специалисты Третьего рейха проявляли активность, находится лишь 20% от вероятного числа всех построенных объектов. На изучение остальных секретных бункеров и поиска подземных городов, по данным специалистов, могут уйти следующие 50 лет.

Долгие годы ученые со всего мира изучали один из самых загадочных объектов нацистов. И сейчас исследователи уверены, что как никогда близко подошли к разгадке главных секретов этих таинственных строений.

Репортаж Дмитрия Сошина.

Не просто бункер, большая подземная крепость. Восточные границы Третьего рейха Гитлер хотел запечатать на железобетонный замок. "Логово дождевого червя" - крупнейшую в Европе оборонительную систему - строили почти 10 лет.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Здесь проходят рельсы узкоколейки. Во время войны здесь ходили электрички, они возили солдат и технику".

Подземная жизнь была настолько интенсивной, что тоннели постепенно становились площадями и вокзалами, правда, без перронов и залов ожидания. Путевые стрелки возле "Северного вокзала" до сих пор работают как новые.

Сильвия Банек, студентка из Познани, "Логово дождевого червя" изучает давно. Она одна из немногих, кому разрешено водить сюда любопытных историков и журналистов. 5 лет назад возле входа в бункер власти поставили охрану: их беспокоят не только подростки, рисующие "граффити". В подземелье стали исчезать люди – 30 километров тоннелей изучены не до конца.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Это довольно опасное место. Полноценной схемы всех огневых точек и всех тоннелей не существует. Все неизученные места нам приходится огораживать".

Летучие мыши - единственные стражи подземелья. Их здесь так много, что старые вентиляционные шахты местные власти объявили заповедником.

В подземном городе было всe: вокзалы, госпиталь, казармы. А в крыле находилась большая оружейная комната. Ближе к концу войны сюда пригнали рабочих и установили станки. Для подземной фабрики пришлось заново прокладывать кабель.

В польском подземелье собирали двигатели для боевых самолетов. Цех работал вплоть до февраля 45-го: к этому моменту Красная Армия взяла Мезерецкий район в кольцо.

Каждый год в День Победы военно-исторические клубы "разыгрывают" штурм подземной цитадели. На самом деле, "Логово дождевого червя" распечатали за 2 дня. Уцелевших защитников ДОТа № 712, единственной огневой точки, державшей оборону, красноармейцы отпустили домой.

Роберт Юрга, историк-энтузиаст: "Среди немцев почти не было офицеров, солдаты, почти мальчишки, жили в бетонных мешках. Похоже, командование о них просто забыло".

Если раньше сюда стремились спелеологи и любители острых ощущений из Голландии и Германии, то в последнее время под землю хотят живущие по соседству поляки.

Сильвия Банек, историк-энтузиаст: "Они приходят сюда по нескольку раз, и не для того, чтобы посмотреть на ржавые рельсы! Они задают много вопросов. Им не безразлично, как освобождали их Родину".

Историки из Варшавы мечтают разобрать кирпичную кладку и добраться до боковых, "резервных" тоннелей. По приказу Сталина их замуровали сразу после войны. И, возможно, тогда "Логово дождевого червя" раскроет все свои секреты.

СЕКРЕТНЫЕ ТОННЕЛИ — В НИКУДА

Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Крылатые вампиры решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там давно и надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжечь, обитает самая большая в Европе колония нетопырей — десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши.

Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды, одна мрачнее другой.

«Начнем с того, — рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб полковник Александр Лискин, — что вблизи лесного озера, в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением в 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако здесь не исключалось и наличие скрытой автономной электростанции, и еще то, что ее турбины вращала вода, падающая в колодец. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало.

Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Говорили, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели.»

Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Варта — Обра — Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения Третьего рейха вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки(!) километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажиром. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» — Regenwurmlager — «Лагерь дождевого червя».

Смотреть фильм:

Подземелья Рейха / The Reich Underground

В конце Второй Мировой Войны по всей Германии победители обнаружили огромные недостроенные системы туннелей. Гитлер распорядился о сооружении около 800 подземных комплексов в попытке удержать на плаву немецкую военную промышленность. 60 лет назад союзники пытались уничтожить их, в том числе, и личный альпийский бункер Гитлера. Целые участки системы туннелей до сих пор остаются не исследованными.

Зачем?

Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрофицированных железных дорог, и еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?»

Местный старожил — бывший танкист, а ныне таксист по имени Юзеф, захватив с собой люминесцентный фонарь, взялся сводить нас к одному из двадцати двух подземных вокзалов. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Эмма». Ближайший к Мендзыжечу — «Хенрик». Наш гид утверждает, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться уже по поверхности в свою полевую ставку под Растенбергом — «Вольфшанце». В этом есть своя логика — подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине.

Юзеф гонит свой «Полонез» по неширокому шоссе на юго-запад от города. В деревушке Калава сворачиваем в сторону бункера «Шарнхорст». Это один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе — идиллические и никак не вяжутся с этими военными словесами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД!

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.
Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, забранных опять же бронированными жалюзями. То были жабры подземного монстра. Над входом надпись, набрызганная из баллончика с краской: «Welcome to hell!» — «Добро пожаловать в ад!»

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь тебе смотрит еще одна бойница — фронтального боя. «Вошел без пропуска — получи автоматную очередь», — говорит ее пустой немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура. Когда-то ее пол предательски проваливался, и незваный гость летел в колодец, как это практиковалось в средневековых замках. Теперь он надежно закреплен, и мы сворачиваем в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Выходим из него и попадаем в блок-пост, где караул проверял когда-то документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь. Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами. В одном из них до сих пор стоит ржавый скорострельный гранатомет, в другом размещалась огнеметная установка, в третьем находились тяжелые пулеметый. Здесь же «каюта» командира — «фюрер-раум», перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.

Этажом ниже — склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтровентиляционная выгородка… Здесь же и вход в преисподнюю: широкий — метра четыре в диаметре — бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

«Тут сто пятьдесят ступенек», — сообщает Юзеф. Мы идем за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, — высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которого вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой. Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта аж до казематного этажа? Юзеф не знает. Но он ведет нас к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть.

Оглядываю своды здешнего аида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону «Шарнхорста» военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, «впадали» двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище. Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал «Хенрик».

— Пойдем на вокзал? — спрашивает наш провожатый.

Юзеф ныряет в невысокий и неширокий коридор, и мы за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идем по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных «норах дождевого червя».

Только тут замечаю, как продрог в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная, что летом, что зимой, — 10oС. При мысли, под какой толщей земли тянется наша щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу — выберемся ли отсюда? А если обрушится бетонное перекрытие, а если хлынет вода? Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, сдерживают, а ведь они сдерживают, и давление недр, и напор воды…

Когда на кончике языка уже завертелась фраза: «Может, вернемся?», узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был вокзал «Хенрик» — заброшенный, пыльный, темный… Сразу же вспомнились те станции берлинского метрополитена, которые до недавних лет пребывали в подобном же запустении, поскольку находились под стеной, рассекавшей Берлин на восточную и западную части. Их было видно из окон голубых экспрессов — эти каверны застывшего на полвека времени… Теперь, стоя на перроне «Хенрика», нетрудно было поверить, что рельсы этой ржавой двупутки добегают и до берлинского метро.

Мы сворачиваем в боковой ход. Вскоре под ногами захлюпали лужи, по краям пешеходной дорожки тянулись водоотводные канавки — идеальные поилки для летучих мышей. Луч фонаря прыгнул вверх, и над нашими головами зашевелилась большая живая гроздь, слепленная из костлявокрылых полуптиц-полузверьков. Холодные мурашки побежали по спине — экая пакость, однако! Даром, что полезная — комаров жрет.

Говорят, души погибших моряков вселяются в чаек. Тогда души эсэсовцев должны обращаться в летучих мышей. И судя по количеству гнездившихся под бетонными сводами нетопырей, вся дивизия «Мертвая голова», бесследно исчезнувшая в 45-м в мезерицком подземелье, до сих пор укрывается от солнечного света в виде рукокрылых тварей.

Прочь, прочь отсюда, и как можно скорее! НАШ ТАНК — НАД БУНКЕРОМ

На вопрос «зачем был создан Мезерицкий укрепрайон» военные историки отвечают так: для того чтобы навесить мощный замок на главную стратегическую ось Европы Москва — Варшава — Берлин — Париж.

Китайцы построили свою Великую стену, дабы на тысячи ли прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал — Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на восток известен. Натиск советских армий не помогли сдержать ни противотанковые «зубы дракона», ни бронекупольные установки, ни подземные форты со всеми их средневековыми ловушками и наисовременнейшим оружием.

В зиму сорок пятого бойцы полковника Гусаковского проломили этот «непроходимый» рубеж и двинулись напрямую к Одеру. Здесь же, под Мендзыжечем, бился с «Мертвой головой» танковый батальон майора Карабанова, который сгорел в своем танке. Памятник нашим бойцам у деревни Калава не посмели сломать никакие экстремисты. Его молча охраняет мемориальная «тридцатьчетверка», даром что теперь она осталась в тылу у НАТО. Пушка ее смотрит на запад — на бронекупола бункера «Шарнхорст». Старый танк ушел в глубокий рейд исторической памяти. По ночам над ним кружат летучие мыши, но иногда на его броню кладут цветы. Кто? Да те, кто еще помнит тот победный год, когда эти земли, изрытые «дождевым червем» и все равно благодатные, снова стали Польшей.

No related links found