Open
Close

Принцип коэволюции человека и природы. "Коэволюция человека и природы" М

Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения человеческого общества и природы должны перестроиться в направлении их коэволюции.

Коэволюция общества и природы подразумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называется устойчивым.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В конце XX столетия человечество осознало необходимость формирования новой модели развития мира. Дело в том, что существующая модель развития со все возрастающим объемом производства и потребления, характерная для богатых развитых стран, является неустойчивой. И эта модель не может быть повторена бедными развивающимися странами, поскольку на это не хватит ресурсов биосферы. Развитие по этой модели ведет к глобальному экологическому кризису и катастрофе. В качестве альтернативы была предложена другая модель развития, получившая название концепции (стратегии) устойчивого развития.

Основные положения концепции устойчивого развития разработаны Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию и сформулированы во Всемирной стратегии охраны природы («Забота о Земле - стратегия устойчивого существования», 1991) и в глобальном Плане действий по устойчивому развитию («Повестка дня на XXI век»). Последний был принят на Конференции ООН по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В дальнейшем на основании этих документов во многих странах мира были проведены кампании по созданию национальных и местных Планов действий - XXI.

В Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы основные принципы неразрывности эколого-экономических связей:

  • - экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;
  • - упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.

По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

В широком смысле устойчивое развитие - это достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой.

В узком смысле устойчивое развитие - это экономически оптимальное и экологически безопасное развитие общества при минимальном воздействии на среду обитания, обеспечивающее удовлетворение потребностей населения и производства в природных ресурсах необходимого качества, восстановление естественного или близкого к нему состояния природной среды, реализацию прав на пользование природными ресурсами и здоровой окружающей средой нынешнего и будущего поколения людей.

Основные принципы концепции устойчивого развития следующие:

  • ? развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;
  • ? сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;
  • ? предотвращение истощения невозобновимых ресурсов;
  • ? уважение и забота обо всем сущем на Земле;
  • ? повышение качества жизни;
  • ? изменение сознания человека и стереотипов его поведения;
  • ? поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;
  • ? выработка национальных концепций интеграции социально- экономического развития и охраны окружающей среды;
  • ? достижение единства действий на мировом уровне.

В 1994 г. принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Она основана на следующих основных положениях:

  • ? устойчивое развитие - такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы и не вызывает разрушения природной основы для воспроизводства жизни человека;
  • ? естественные экосистемы - важнейший резерв устойчивой биосферы, а их сохранение - необходимое условие устойчивого развития;
  • ? переход к устойчивому развитию - это не столько экономическая или научно-техническая задача, сколько общественная, связанная с воспитанием и образованием населения, формированием такого общественного сознания, которое соответствовало бы гармоничному взаимоотношению человека и природы;
  • ? переход к устойчивому развитию должен сопровождаться структурной перестройкой от природоемкой экономики к ресурсосберегающей;
  • ? переход к устойчивому развитию должен осуществляться поэтапно;
  • ? для осуществления перехода к устойчивому развитию необходимо объединение усилий государственных и негосударственных структур, координация работы на федеральном, региональном и местном уровнях, широкое международное сотрудничество.

Концепция устойчивого развития проста для понимания, но сложна для практического воплощения. Несмотря на то, что конечная цель концепции трактуется довольно однозначно, сценарии развития человечества и достижения устойчивого развития разными исследователями видятся совершенно по-разному. Все разнообразие видения будущего можно свести к трем основным сценариям (табл. 63).

Консервационизм - восстановление естественной природы за счет резкого снижения численности народонаселения (девиз «Назад в природу».

Сциентизм - любые проблемы будущего можно решить за счет развития науки (девиз «Наука может все»).

Экологический центризм - «золотая середина» между двумя первыми сценариями. Этот сценарий опирается на достижения науки и позитивный опыт природопользования в наиболее развитых странах, где смогли доказать, что развитие промышленности и сельского хозяйства не является альтернативой сохранению приемлемых условий окружающей среды.

Таблица 63

Сравнение основных прогнозных сценариев будущего

(по Б.М. Миркину, Л.Г. Наумовой, 2011)

Консервационизм

Экологический центризм

Сциентизм

Предел численности народонаселения планеты, млрд человек

Уровень урбанизации

Снижается, на смену мегаполисам и крупным городам приходят экосити

Повышается, экологизируются крупные города, включая мегаполисы

Изменение величины мирового энергопотребления

Снижается в 6-10 раз

Увеличивается в 2-3 раза

Увеличивается в 10 и более раз

Структура энергетики

Энергетика на основе возобновимых источников энергии

Полиэнергетика: атомная, на основе возобновимых источников энергии, тепловая

Преобладание атомной энергетики

Окончание

Консервационизм

Экологический центризм

Сциентизм

Характер сельского хозяйства

Органическое (низкая доля пашни, не используются минеральные удобрения и пестициды, экстенсивный откорм скота за счет естественных кормовых угодий)

Компромиссное (минеральные удобрения и пестициды используются в умеренных дозах, комплексные кормовые рационы с участием кормов с пашни)

Интенсивное (широко используются закрытый грунт, высокие дозы минеральных удобрений и пестицидов, орошение, интенсивный откорм крупного рогатого скота, свиней, птицы кормами с пашни)

Основные минеральные ресурсы

Вторичные

Первичные и вторичные при развитии ресурсосберегающих технологий

Замена исчерпанных ресурсов их новыми эквивалентами

Загрязнение окружающей среды

Минимальное за счет закрытия всех экологически грязных производств и внедрения безотходных технологий

Умеренное за счет малоотходных технологий, усовершенствованных очистных сооружений и захоронения особо опасных отходов

Охрана биоразнообразия

Полное сохранение

Сохранение большей части

Сохранение 30-50%

Доля охраняемых природных территорий на планете, %

Американский экоэнвайронменталист Р. Костанца в 1999 г. предложил четыре футуристических сценария устойчивого развития системы «Природа - Общество» на ближайшие 100 лет (с 2000 по 2100 г.) (табл. 64). За основу он взял сценарии X. Босселя (1998) и некоторые идеи из «Пределов роста» Д. Медоуза с соавторами (1972).

Таблица 64

Сценарии устойчивого развития системы «Природа - Общество»

(по Р. Костанце (1999), цит. по Г.С. Розенберге соавт., 2016)

Меха-

низмы

развития

Ресурсы

не ограничены

ограничены

Технологический

оптимизм,

конкуренция

способствует

прогрессу

Star Trek («Путь к звездам») - освоение термоядерной реакции, экспансия в космос и пр. Описывается мир, в котором природные ресурсы практически иссякли, а численность населения продолжает стремительно увеличиваться. Парниковый эффект вызывает серьезные проблемы.

К 2050 г. удается нивелировать проблему изменения климата и загрязнения воздуха благодаря использованию термоядерной энергии и водородного топлива. Из-за перенаселения планеты человечество отправляется колонизировать космос. К 2100 г. человеческая цивилизация насчитывает более 40 млрд человек, проживающих как на планете Земля, так и на иных планетах

Mad Мах («Безумный Макс») - мир во власти транснациональных корпораций.

В этом сценарии человечество исчерпало все мировые запасы ископаемого топлива. Парниковый эффект и глобальное загрязнение полностью нарушили все климатические и экологические системы Земли. Финансовые рынки рухнули. К 2020 г. население Земли насчитывало 10 млрд человек, а потом резко пошло на спад из-за голода, вспышек болезней и войн за воду и другие природные ресурсы. Национальные правительства более не имеют реальной власти. Миром в течение некоторого времени правят транснациональные корпорации в условиях жесткой конкуренции за исчезающие ресурсы. Распределение богатства становится все более и более асимметричным

Технологический пессимизм, кооперация - двигатель прогресса

Big Government («Большое Правительство») - государство общественного регулирования.

Этот сценарий описывает мир, в котором правительства и общественность имеют гораздо больше контроля над корпорациями. Высокие налоги на ископаемое топливо способствуют снижению выбросов углекислого газа и сдерживают парниковый эффект. Население Земли не превышает 8 млрд человек. Тем не менее правительства придерживаются политики медленного роста, или «нероста», предпочитая сконцентрироваться на обеспечении экологической устойчивости и более справедливого распределения богатства

Ecotopia («Экотопия») - отказ от идеологии потребительства.

Этот сценарий описывает мир, в котором люди наконец нашли практические пути достижения устойчивого развития. Общественность резко выступает против потребительского образа жизни. Добыча природных ресурсов облагается колоссальными налогами, что поощряет использование альтернативных источников энергии. Люди живут небольшими поселениями. Снижается необходимость в платном труде из-за сокращения уровня потребления, что приводит к стиранию границ между богатыми и бедными слоями населения

Е.В. Рябова

Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

Современная цивилизация в своем развитии находится в той точке исторического процесса, которая определяет динамику и направление общественного развития на длительную перспективу.

ХХ век принес человечеству не только общественные достижения, но и ряд сложных проблем. Одна из наиболее болезненных – глобальная экологическая проблема. Объяснений причин возникновения кризисной ситуации много, но одно ясно всем: в основе всего этого процесса находится человек.

Кризис во взаимоотношениях человека со средой своего обитания обусловлен не каким-то одним видом деятельности человека, а теми регулятивными установками, которые определяли характер и специфику становления всех этих видов деятельности.

Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Необходим поиск регулятивов, которые отражали бы потребности создания новой доминирующей парадигмы нынешнего этапа развития цивилизации. Современная эпоха должна стать переходной от общества, в котором происходило неконтролируемое неустойчивое социальное развитие, к обществу, которое будет целенаправленно решать задачи гармонизации отношений между природой и человеком.

Среди регуляторов, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности, прежде всего, переход от установки на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экономических лимитов. Переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, соразвития.

Как эволюционный процесс пойдет дальше, продолжится ли деградация природной среды и человечество погибнет или возможны коэволюция человечества с природой, его сохранение и дальнейшее развитие? На этот вопрос чрезвычайно трудно ответить. И, тем не менее, возможные варианты будущего необходимо представить, чтобы успеть предпринять необходимые меры. Коэволюция возможна лишь при условии, что общий разум объединит человечество в одно сообщество землян с сохранением всего культурного разнообразия народов и принципов нравственности, на вечных ценностях бытия, которые сделали человека человеком. Это под силу разуму того социума, который способен осознать себя в качестве единого живого сообщества, думающего о себе в целом, заботящегося о своей судьбе.



Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Отношение к процессу коэволюции сегодня достаточно неоднозначно. Одни ученые считают её единственным путем сохранения человечества в составе биосферы, который согласовал бы потребности людей с возможностями сохранения природы. Другие не допускают использование термина «коэволюция» применительно к развитию природы и общества, поскольку реализация такой возможности считают прекращением естественной эволюции биосферы, превращение биоты в систему, развитие которой целенаправленно регулируется человеком.

Коэволюция общества и природы - это альтернатива противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых - альтернативных моделей и идеалов будущего.

Сегодня человечество имеет огромные потенциальные возможности своего развития. Большие надежды в этом плане возлагаются на прогресс науки, на коллективный разум, который находится на новой ступени совершенствования и в перспективе должен стать общепланетарным разумом. Вместе с тем будущее человечество, видимо, не должно рисоваться только в радужных красках. В связи с этим можно согласиться с мнением Н.Н. Моисеева, который, рассуждая о той уверенности в будущем, которая звучит в ряде работ выдающихся ученых Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского, справедливо отмечает: «Мне кажется, что полвека тому назад у обоих мыслителей было больше оснований для оптимизма, чем у людей нынешнего тысячелетия. Тогда еще ничего не знали об атомном оружии и не предполагали, что человечеству уже в зримом будущем предстоит преодолеть чрезвычайной остроты глобальный экологический кризис. И переход в эпоху ноосферу не будет плавным и безболезненным…» .

В целом следует согласиться с мнением ряда авторов, что прогнозируя будущее, следует избегать как излишнего пессимизма, так и неоправданного оптимизма, нередко встречающегося на практике. Оценки и прогнозы должны быть предельно реалистичными, объективными, в противном случае можно получить искаженную картину или неверно определить цели развития.

31. http://www.iwp.ru/monograf/kndd/ch51.html

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ –

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЕМКОСТЬ БИОСЕРЫ - http://lektsii.org/3-110118.html

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры - принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера - это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития - обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения, его структура и функции

Аристотель из Стагира великий древнегреческий философ и ученый энциклопедист Ученик Платона подвергший критическому переосмыслению многие его.. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона Он считал что Платон.. Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно научного Он выделяет первую..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения, его структура и функции
Мировоззрение - общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убежден

Генезис философии
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои про

Соотношение веры и разума – основная проблема философии в эпоху Средневековья
Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоласти

Образы философии в истории культуры
В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей: 1. Философия как любовь

Философия как знание и понимание
В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли по решению насущных проблем, обоснованию новых ориенти

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем

Предмет философии и его историческая динамика
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества

Структура философского знания
В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, которые постепенно оформились в следующие разделы философского знания: онтол

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия
Для того чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов -

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм
Даосизм: основателем является философ Лао-цзы (букв. старый учитель), собственное имя Ли Эр. Возникло около VI -V вв. до н. э. Лао-Цзы развивает учение о правильном пути и добродетели. Ему приписыв

Периодизация античной философии
Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализац

Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
Основателем атомистического учения является Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Еще одним представителем является Левкипп из Милета. Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до беск

Исторические этапы развития средневековой философии
I этап: На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В соответствии с этим начальный период в р

Принципы средневекового философского мышления
Каноны христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции души и тела, провиденциа

Гуманизм философской мысли Возрождения
С начала XIV в. в различных областях культуры Западной Европы стали происходить существенные изменения. Изменения произошли литературе, в религиозных настроениях, в художественном творчестве, в соц

Социально-политические идеи Возрождения
Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI вв., нашло свое отражение в создании новых социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области обществен

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит ст

Философия и идеология в эпоху Просвещения
Во второй половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую мысль этого периода принято называть философией Просвещения. В широком смысле слова Прос

Основные черты марксистской философии
Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 в. Его основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс на новом уровне осмыслили закономерности развития общества, открыли материалистическое понимание истории

Основные исторические формы позитивистской философии
Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное

Религиозная философия: неотомизм
Неотомизм - течение в современной католической философии, в основе которого лежит учение средневекового философа Фомы Аквинского (1227-1274). Представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритен во Фр

Философские концепции экзистенциализма
Экзистенциализм - от позднелат. «exsistentia» философия существования. Э. возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир. войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и

Основные идеи феноменологии
Феноменология - одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерль разрабатывал феноменологию как «переворот» в философии, как откр

Философская герменевтика
Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в. Предыстория гер

Структурализм и постструктурализм
Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философског

Философия постмодернизма
Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на

Философия и национальное самосознание
Рубеж ХХ и ХХI в. является переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран пост

Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было п

Основные направления и типологические характеристики русской философии
Подлинно национальная русская философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Главное философское произведение П.

Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии
Слово метафизика (греч. meta ta physica ,буквальный перевод: после физики, физика обозначает природу) - это философское учение о первичных основах всякого бытия или сущности мира. Данное понятие во

Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия
Понятие онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив онтологию как науку

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к созна

Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы
Происхождение данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения и

Основные структурные уровни организации материального бытия
Структурная организация всего мира означает, что любое материальное явление - система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруп

Природа как объект философского и научного анализа
В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понимание природы в различные эпохи: Античность: В философии истоки пон

Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что ос

Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы»
Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько то

Научные и философские модели происхождения человека
1) концепция креационизма (лат. сreatio - творение, создание) была исторически первой моделью происхождения мира и человека. Рассматривает человека как продукт специального божественного творчества

Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности
Уникальность человека определяется своеобразным переплетением индивидуальных и всеобщих моментов. Особая сложность этого процесса связана с невозможностью однозначного разделения внутреннего и внеш

Проблема генезиса сознания
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет

Структура сознания. Сознание и самосознание
Структуру сознания можно представить как определенную систему уровней и проекций, описывающих характер отражения действительности и спектр отношений к ней. Необходимо сказать, что приведенная струк

Творческая природа и социокультурная размерность сознания
Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания отделяет кла

Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно и осмысленно преобраз

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания
Человек получает все знания о мире, используя в первую очередь две стороны познавательного процесса - чувственное и рациональное познание. Чувственное познание реализуется в трех основных

Понятие и основные функции науки
Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности,

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретиче

Определение общества
В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в о

Общество как развивающаяся система
Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отнош

Социальная структура общества. Типы социальных структур
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составл

Политическая организация общества
Политика (от греч. politikа - государственные и общественные дела) - социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных фор

Феномен власти в жизни общества
Важное значение в развитии общества имеют властные отношения. По словарю В.И. Даля, «власть - право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление..Властвоват

Государство как важнейший компонент политической организации общества
Государство - основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и дру

Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении, которое и есть исторический пр

Глобализация как предмет социально-философского анализа
Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области обществен

Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология
Термин «культура» (лат. cultura - возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность при

Традиции и новации в динамике культуры
Ценностные изменения структуры культуры предопределяют развитие и формы организации социума. Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая цен

Религия как форма духовного освоения реальности
Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня). Религия - мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существов

Искусство как форма духовного освоения реальности
В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают смыслы и язык культуры, стимулируют ее

Приоритеты философии в новом тысячелетии
Современная философия - это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначал

Мораль как регулятор социального поведения
Мораль (лат. moralis - нравственный, mores - обычаи, нравы, поведение) – специфический способ регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преобладание ценностного отношения к действительн

Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество
Термин «личность» произошел от лат.persona - маска, роль актера. Данное понятие было сформулировано для отображения социальной природы человека, с целью рассмотрения его как участника социокультурн

Глобальные проблемы современности
Понятие «глобальные проблемы современности» как «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху», получило широкое

Проблема смысла жизни человека
Смысл жизни - только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальн

Понятие общественного прогресса, его критерии и типы
Понятие общественного, социального пространства и времени. Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогр

Аналитическая философия
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости. Последние были выраже

Е.В. Рябова
Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева,
г. Саранск

Современная цивилизация в своем развитии находится в той точке исторического процесса, которая определяет динамику и направление общественного развития на длительную перспективу.

ХХ век принес человечеству не только общественные достижения, но и ряд сложных проблем. Одна из наиболее болезненных - глобальная экологическая проблема. Объяснений причин возникновения кризисной ситуации много, но одно ясно всем: в основе всего этого процесса находится человек.

Кризис во взаимоотношениях человека со средой своего обитания обусловлен не каким-то одним видом деятельности человека, а теми регулятивными установками, которые определяли характер и специфику становления всех этих видов деятельности.

Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Необходим поиск регулятивов, которые отражали бы потребности создания новой доминирующей парадигмы нынешнего этапа развития цивилизации. Современная эпоха должна стать переходной от общества, в котором происходило неконтролируемое неустойчивое социальное развитие, к обществу, которое будет целенаправленно решать задачи гармонизации отношений между природой и человеком.

Среди регуляторов, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности, прежде всего, переход от установки на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экономических лимитов. Переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, соразвития.

Как эволюционный процесс пойдет дальше, продолжится ли деградация природной среды и человечество погибнет или возможны коэволюция человечества с природой, его сохранение и дальнейшее развитие? На этот вопрос чрезвычайно трудно ответить. И, тем не менее, возможные варианты будущего необходимо представить, чтобы успеть предпринять необходимые меры. Коэволюция возможна лишь при условии, что общий разум объединит человечество в одно сообщество землян с сохранением всего культурного разнообразия народов и принципов нравственности, на вечных ценностях бытия, которые сделали человека человеком. Это под силу разуму того социума, который способен осознать себя в качестве единого живого сообщества, думающего о себе в целом, заботящегося о своей судьбе.

Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Отношение к процессу коэволюции сегодня достаточно неоднозначно. Одни ученые считают её единственным путем сохранения человечества в составе биосферы, который согласовал бы потребности людей с возможностями сохранения природы. Другие не допускают использование термина «коэволюция» применительно к развитию природы и общества, поскольку реализация такой возможности считают прекращением естественной эволюции биосферы, превращение биоты в систему, развитие которой целенаправленно регулируется человеком.

Коэволюция общества и природы - это альтернатива противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых - альтернативных моделей и идеалов будущего.

Сегодня человечество имеет огромные потенциальные возможности своего развития. Большие надежды в этом плане возлагаются на прогресс науки, на коллективный разум, который находится на новой ступени совершенствования и в перспективе должен стать общепланетарным разумом. Вместе с тем будущее человечество, видимо, не должно рисоваться только в радужных красках. В связи с этим можно согласиться с мнением Н.Н. Моисеева, который, рассуждая о той уверенности в будущем, которая звучит в ряде работ выдающихся ученых Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского, справедливо отмечает: «Мне кажется, что полвека тому назад у обоих мыслителей было больше оснований для оптимизма, чем у людей нынешнего тысячелетия. Тогда еще ничего не знали об атомном оружии и не предполагали, что человечеству уже в зримом будущем предстоит преодолеть чрезвычайной остроты глобальный экологический кризис. И переход в эпоху ноосферу не будет плавным и безболезненным…» .

В целом следует согласиться с мнением ряда авторов, что прогнозируя будущее, следует избегать как излишнего пессимизма, так и неоправданного оптимизма, нередко встречающегося на практике. Оценки и прогнозы должны быть предельно реалистичными, объективными, в противном случае можно получить искаженную картину или неверно определить цели развития.

Список литературы

1. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии / Н.Н. Моисеев. - М., 1994. - №4. - С.9.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Задание на зачет

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Выполнил: студент заочной формы обучения

ЛОВЦОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА (подпись, 25.02.2011 )

Логин ______

Проверил_________________________________

Оценка_____________ Подпись______________

ВВЕДЕНИЕ

Окружающая среда - все то, с чем взаимодействует общество. Элементами окружающей среды являются естественная среда обитания человека и искусственная среда обитания. Естественная среда - это часть природы, с которой непосредственно взаимодействует общество в процессе своего существования и развития. В начале возникновения человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность планеты, но и ее недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей солнечной системы. Искусственная среда - создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа.

1.КОЭВОЛЮЦИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Термин «ноосфера» в настоящее время получил достаточно широкое распространение, но трактуется разными авторами весьма неоднозначно. Поэтому с конца 60-х годов употребляется термин «эпоха ноосферы». Человечество - часть биосферы, и реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его будущего.

Сейчас проблема обеспечения будущности человечества и понимание того, что оно потребует значительных усилий и прежде всего изменения структуры нравов и обычаев, привело к ряду локальных запретов на деятельность людей, заведомо вредную и опасную для развития цивилизации.

Коэволюции человека и биосферы само требует тщательной расшифровки. Или более точно - системы исследований, в результате которой устанавливается зависимость характеристик биосферы от активной деятельности человека. Только имея достаточно полное представление о характере этой взаимосвязи, можно сформулировать те ограничения на деятельность человека, которые необходимы для обеспечения его будущего, необходимые, но заведомо недостаточные. Условий, достаточных для обеспечения будущего цивилизации, просто не существует.

Изучение проблем коэволюции открывает новое и, возможно, важнейшее направление фундаментальных исследований. Часто говорят, что в отличие от века пара, каким был век XIX, и века ХХ, который был веком электричества и атомной энергии, настоящий век гуманитарных знаний. Наука об обеспечении коэволюции есть та комплексная дисциплина, которая должна дать людям знание о том, что необходимо для продолжения существования человечества на Земле и дальнейшего развития его цивилизации.

В настоящее время изучение необходимых условий коэволюции продвинулось в целом ряде конкретных направлений. Так, например, изучение физико-химических особенностей атмосферы позволило установить влияние фреонов на структуру озонового слоя и даже принять важнейшее решение о переориентации холодильной промышленности на другой тип хладонов. Еще рано говорить о построении динамики биосферы как стройной теории, способной быть инструментом анализа устойчивости биосферы.

Биосфера представляет собой грандиозную нелинейную систему. Однако до сих пор основное внимание исследователей уделялось изучению отдельных фрагментов этой системы. В самом деле, наиболее концептуально интересен вопрос о стабильности биосферы, ее способности реагировать на внешние возмущения так, чтобы они не выводили ее из состояния установившегося равновесия...

Описать особенности эволюции биосферы с помощью одних механизмов отрицательных обратных связей нельзя. Как во всякой сложной развивающейся системе, в ней присутствует и множество положительных обратных связей. Обойтись без них тоже нельзя, поскольку именно положительные обратные связи и являются ключом к развитию системы, то есть усложнению системы и росту разнообразия ее элементов, что приводит к сохранению ее целостности.

Понятия «природа» и «общество» являются примерами диалектических противоположностей. Они утрачивают смысл без противопоставления друг другу. В то же время они не могут рассматриваться изолированно, вне связи друг с другом (именно из этого аспекта и возникает необходимость выявления отношений зависимости, соподчиненности в качестве сущностной характеристики взаимосвязи общества и природы). Взаимосвязь общества и природы не следует рассматривать как чисто внешнее, механическое соединение разных частей мироздания, в котором общество зачастую трактуется как нечто высшее по сравнению с природой, стоящее над ней. Базовый тезис материализма «природа есть естественная основа жизнедеятельности человека и общества» следует понимать достаточно глубоко - в плане «включенности» природных характеристик в самые различные стороны общественной жизни.

Прежде всего, природное присутствует в обществе в качестве проявлений физических, химических, биологических и т. п. естественных законов. Далее, люди в качестве «первичных элементов» общества являются живыми существами, и природная «ипостась» человека играет роль обязательной предпосылки и существенного детерминанта во всей его жизнедеятельности. Кроме того, природное присутствует (в той или иной степени) в различных сферах общественной жизни: материально-производственной (где оно является объектом материального преобразования), социальной (в качестве компонентов таких социальных групп, как семья, расы, этнические общности), политической (в плане обусловленности деятельности государств природными факторами, например, территорией, ресурсами) и духовной (где природное, прежде всего, выступает объектом духовного освоения и творчества).

Взаимосвязь общества и природы, прежде всего, проявляется в аспекте взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, с так называемой внешней природой, т. е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. При характеристике внешнего аспекта взаимодействия общества с природой используются такие понятия, как естественная и искусственная среда, окружающая среда.

Можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида человека до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия.

Второй этап взаимодействия общества и природы связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризовало переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявилось различие общества и природы.

Начало третьего этапа взаимодействия общества и природы связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. На этом этапе общество и природа превратились в антагонистические противоположности, что нашло отражение в представлении о человеке как о господине, царе природы и в восприятии природы в качестве мастерской и неисчерпаемого источника богатств.

Своего апогея этот процесс достиг в эпоху НТР показавшую ограниченность человеческих попыток произвольно-эгоистического преобразования природы только ради преходящей, сиюминутной выгоды. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие между обществом и природой. С одной стороны, человечество обладает небывалыми по сравнению с прошлым возможностями по преобразованию природы и общества, а с другой стороны, их реализация привела к небывалым масштабным разрушительным и для природы, и для людей последствиям неразумного воздействия на природу.

В настоящее время мировая экологическая ситуация чаще всего обозначается термином «кризис». Экологический кризис - это нарушение динамического равновесия системы «общество - природа», крайнее обострение экологического противоречия, требующее изменения связей внутри системы посредством экологической деятельности. Поэтому возникло и осознание необходимости отказа от старых форм взаимодействия с природой, и социальное движение за формирование нового отношения к природе.

Коэволюция является необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества. Новой тенденцией должно стать стремление человечества к гармонии, взаимодействию, взаимоподдержке общества и природы, человека и окружающей среды.

Но не все так просто, дело в том, что и общество, и природа, особенно живая, эволюционируют, и притом эволюционируют совместно. Не только человек переделывает природу, приспосабливается к ней, но и природа, и, прежде всего биосфера, приспосабливается к человеку, к техносфере. Исчезают многие дикорастущие растения и виды диких животных, появляются новые одомашненные биологические виды. Генная инженерия, например, позволяет переписывать наследственную информацию и создавать новые гены, открывать возможности для появления принципиально новых живых существ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, неизвестно, что нас ждёт в будущем, как будет устроено общество будущего. Но точно можно сказать, что оно потребует от людей, прежде всего знаний . Прежде всего - знаний о той форме своих взаимоотношений с природой, которая будет способна обеспечить режим коэволюции. Поэтому путь к эпохе ноосферы нужно начать с разработки образовательных программ, таких которые будут содержать знания о том, что недопустимо, что может нарушить равновесие или полностью разрушить природу.

Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, становления качественно новых отношений общества и природы. Отношения общества и природы должны строиться на основе принципа коэволюции - принципа гармоничного совместного развития природы и общества.

ВВЕДЕНИЕ

Понятия порядка и беспорядка, симметрии и диссимметрии, корреляции между этими понятиями, объединяющие живую и неживую природу, имеют фундаментальное значение. К самоорганизации способны открытые неравновесные системы, обменивающиеся энергией с внешней средой при подводе энергии к системе. Эволюцию таких систем можно рассматривать как спектр переходов беспорядок->неустойчивость->порядок. В точках неустойчивости система становится самоуправляемой, самоорганизующейся.

Попытаемся выявить природу порядка и беспорядка в некоторых модельных и молекулярных системах с термодинамической точки зрения.

2. ПЕРЕХОДЫ ПОРЯДОК-БЕСПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК-ПОРЯДОК

Существует два вида движения частиц в сложных системах: движение может быть упорядоченным, когда все частицы движутся согласованно, или, напротив, неупорядоченным, когда все частицы движутся хаотически. Естественное стремление энергии к рассеянию определяет и направление, в котором происходят физические процессы в природе. Под этим понимается рассеяние энергии в пространстве, рассеяние частиц, обладающих энергией, и потеря упорядоченности, свойственное движению этих частиц. Первое начало термодинамики в принципе не отрицает возможности событий, казалось бы противоречащих здравому смыслу и повседневному опыту: например, мяч мог бы начать подскакивать за счет своего охлаждения, пружина могла бы самопроизвольно сжаться, а кусок железа мог бы самопроизвольно стать более горячим, чем окружающее пространство. Все эти явления не нарушили бы закона сохранения энергии. Однако в действительности ни одно из них не происходит, поскольку нужная для этого энергия, хотя и имеется в наличии, но недоступна. Если не принимать всерьез существующий в принципе, но чрезвычайно небольшой шанс, можно смело утверждать, что энергия никогда не может сама по себе локализоваться, собравшись в избытке в какой-либо небольшой части Вселенной. Однако если бы даже произошло, еще менее вероятно, что подобная локализация была бы упорядоченной. Естественные процессы - это всегда процессы, сопровождающие рассеяние, диссипацию энергии. Отсюда становится ясным, почему горячий объект охлаждается до температуры окружающей среды, почему упорядоченное движение уступает место неупорядоченному и, в частности, почему механическое движение вследствие трения полностью переходит в тепловое. Столь же просто осознать, что любые проявления асимметрии, так или иначе сводятся к рассеянию энергии. Проявление любых диспропорций в организационной структуре объекта приводит к образованию асимметрии как по отношению к окружающей среде, так и для самой структуры в частности, это может привести к увеличению потенциальной энергии или, при большом скоплении этой энергии, к распаду системы, как противоречащей законам природы (общества). Организация создается из хаоса (общества) одним или несколькими возбужденными атомами (предпринимателями) и в хаос проваливается при ликвидации. Естественные, самопроизвольно происходящие процессы - это переход от порядка к хаосу. Термодинамика имеет дело только с усредненным поведением огромных совокупностей атомов, причем поведение каждого отдельного атома не играет роли. Если предположить, что частицы вселенной не закреплены и могут, подобно состоянию возбуждения и энергии, свободно перемещаться с места на место; например, такое могло бы случиться, если бы Вселенная была газом. Также, пустив струю газа в правый нижний угол сосуда, облако частиц начнет самопроизвольно распространяться и через некоторое время заполнит весь сосуд. Такое поведение вселенной можно трактовать как установление хаоса. Газ - это облако случайно движущихся частиц (само название "газ" происходит от того же корня, что и "хаос"). Частицы мчатся во всех направлениях, сталкиваясь и отталкиваясь друг от друга после каждого столкновения. Движения и столкновения приводят к быстрому рассеиванию облака, так что вскоре оно равномерно распределяется по всему доступному пространству. Теперь существует лишь ничтожно малый шанс, что все частицы газа когда-нибудь спонтанно и одновременно вновь соберутся в угол сосуда, создав первоначальную конфигурацию. Разумеется, их можно собрать в угол с помощью поршня, но это означает совершение работы, следовательно, процесс возврата частиц в исходное состояние не будет самопроизвольным. Ясно, что наблюдаемые изменения объясняются склонностью энергии к рассеянию. Действительно, теперь состояние возбуждения атомов оказалось физически рассеянным в пространстве вследствие спонтанного рассеяния атомов по объему сосуда. Каждый атом обладает кинетической энергией, и потому распространение атомов по сосуду приводит и к распространению энергии.

В химии, как и в физике, все естественные изменения вызваны бесцельной "деятельностью" хаоса. Именно непреднамеренная и бесцельная деятельность хаоса переводит мир в состояния, характеризующиеся все большей вероятностью. На этой основе можно объяснить не только простые физические изменения (скажем, охлаждение куска металла), но и сложные изменения, происходящие при превращениях вещества. Но вместе с тем хаос может приводить к порядку. Если дело касается физических изменений, то под этим понимается совершение работы, в результате которой в свою очередь могут возникать сложные структуры, иногда огромного масштаба. При химических изменениях порядок также рождается из хаоса; в этом случае, однако, под порядком понимается такое расположение атомов, которое осуществляется на микроскопическом уровне. Но при любом масштабе порядок может возникать за счет хаоса; точнее говоря, он создается локально за счет возникновения неупорядоченности где-то в ином месте. Таковы причины и движущие силы происходящих в природе изменений.

Каждый из нас в общих чертах знает, что такое структура; как правило, это определенное расположение, конфигурация частиц - атомов, молекул или ионов. Так, вполне определенную структуру представляет собой кристалл. Он отличается от газа, от жидкости и от куска масла, так как во всех этих веществах взаимное расположение частиц не является строго определенным, фиксированным. Частицы кристалла находятся на строго определенном расстоянии друг от друга. В бесструктурных состояниях вещества - в газах, жидкостях и аморфных твердых телах - относительные расположения частиц совершенно неопределены. Частицы в кристаллических твердых телах расположены, упорядочено; в газах упорядоченность практически отсутствует. Жидкости, занимают промежуточное положение между твердыми телами и газами. Они обладают лишь локальной структурой и лишены структуры глобальной; расположения частиц сохраняют упорядоченность, полностью теряя ее на больших расстояниях

Идеальный молекулярный газ в сосуде, разделенном перегородкой на 2 половины, при удалении перегородки газ займет весь объем. Система эволюционирует к равновесному состоянию, которое связано с беспорядком, неопределенностью.

На макроскопическом уровне появление порядка связано с появлением намагниченности. Наиболее упорядоченное состояние в системе достигается при низких температурах и сильных магнитных полях. Тепловое движение молекул нарушает порядок. В состоянии равновесия порядок и беспорядок конкурируют друг с другом.

Превращения твердое тело жидкость и жидкостьгаз.

При низких температурах идет образование кристаллов - упорядоченных структур. Порядок связан с сильными межмолекулярными взаимодействиями. С ростом температуры регулярность в строении кристалла нарушается вещество - переходит сначала в жидкое, а затем в газообразное состояние. При высоких температурах в системе устанавливается беспорядок - молекулярный хаос.

Порядок в ориентации атомных и молекулярных магнитных диполей устанавливается за счет сильного взаимодействия диполей друг с другом. Ниже температуры Кюри в системе возникает намагниченность, которая отлична от нуля даже в отсутствие внешнего магнитного поля - вещество ведет себя как ферромагнетик. Выше точки Кюри система обладает парамагнитными свойствами, порядок в ориентации моментов исчезает.

Фазовый переход типа порядок - беспорядок в бинарном сплаве .

Атомы меди и цинка занимают узлы объемно-центрированной кубической решетки. При этом в сплаве может возникнуть как упорядоченная, так и неупорядоченная структура. В идеально упорядоченной структуре атомы меди располагаются в вершинах куба, а атомы цинка в центрах кубических ячеек, т.е. каждый атом цинка окружен восемью атомами меди. В неупорядоченной структуре каждый узел кристаллической решетки с равной вероятностью занят или атомом меди, или атомом цинка, и корреляции между расположением атомов отсутствуют. Корреляции ослабляются с ростом температуры, и при температуре, выше критической, в системе наблюдается структурный беспорядок.

В идеально упорядоченной структуре атомы меди располагаются в вершинах куба, а атомы цинка в центрах кубических ячеек, т.е. каждый атом цинка окружен восемью атомами меди. В неупорядоченной структуре каждый узел кристаллической решетки с равной вероятностью занят или атомом меди, или атомом цинка, и корреляции между расположением атомов отсутствуют. Корреляции ослабляются с ростом температуры, и при температуре, выше критической, в системе наблюдается структурный беспорядок Порядок в молекулярных системах можно определить как меру корреляций между отдельными частями системы. Любой макроскопической системе всегда присущ внутренний беспорядок, связанный с большим числом возможных состояний. Порядок в материи устанавливается благодаря внешним силам и всегда конкурирует с внутренним беспорядком, т.е. порядок и беспорядок - взаимодополняющие концепции. Порядок устанавливается только одним способом через возрастание корреляций, беспорядок принимает разные формы. Беспорядок - состояние, когда все отдельные элементы системы распределены многими способами между возможными состояниями или энергетическими уровнями. Порядок в равновесных структурах определен на молекулярном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эти явления относятся не только к физике. Они на самом деле присущи природе в целом и поэтому могут использоваться во всех других науках, которые ее описывают: химии, биологии, геологии, географии, экологии. Связано это с тем, что методы анализа и применение математического аппарата те же самые, что и для нелинейных открытых физических систем. Большое сходство этих явлений изучаемых в естественных и гуманитарных науках.

Если учесть огромное количество реальных систем в природе и обществе, подчиняющихся законам синергетики, можно сказать является научной революцией, сравнимой по своим масштабам с открытием строения атома, созданием генетики и кибернетики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебник для вузов. - М. НОРМА, 2002. - 560с.

2. Григорьев С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002. - 370с.

3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 336с.

4. Теория государства и права: Уебник для вузов /Под ред. В.М. Корельского. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2000. С. 27.

5. Тощенко Ж. Т. Социология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 640с.

6. Журнал "Экология и жизнь". Cтатья Н.Н. Моисеева, академика РАН

Барвинский А.О., Каменщик А.Ю., Пономарёв В.Н.

7.Карери Дж. - "Порядок и беспорядок в структуре материи", М.: Мир, 1985.