Open
Close

Психологическая характеристика бланк образец. Методическая разработка на тему: Психологическая характеристика учащегося начальных классов

Наталья Махорская
Образец психологической характеристики на учащегося 1 класса

Психологическая характеристика воспитанника

23. 01. 2009 г. р.

Ф. И. учится в 1 классе общеобразовательной школы.

Мальчик из неполной семьи, отец проживает отдельно. Взаимоотношения с матерью доброжелательные. Дошкольное образовательное учреждение посещал. Внешне мальчик выглядит на свой возраст. Физическое развитие соответствует возрастной норме. Ведущая рука – правая.

В процессе обследования выявлены следующие особенности:

понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватны, смеется, без разрешения берет предметы со стола. Отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность.

Начинает отвечать, не дослушав вопроса, переводит разговор на другую тему, перебивает. Ребенок часто испытывает трудности при действии по словесной инструкции, требуется внешняя стимулирующая помощь.

1. Общая осведомленность

Представления достаточно конкретны, уровень знаний об окружающем мире ниже возрастной нормы. Словарь беден, неточен.

2. Особенности внимания и восприятия

Наблюдается недостаточный уровень объёма, концентрации, распределения и неустойчивости внимания. Быстро отвлекается на внешние раздражители. Слабо развито именно произвольное внимание. Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров) соответствует средним показателям возрастной группы.

Восприятие формы и цвета: соотносит предметы по форме, выделяет по слову и называет геометрические фигуры, цвета

3. Особенности памяти

Объем слуховой кратковременной и долговременной памяти ниже возрастной нормы. Сохранение информации затруднено. Объем долговременной памяти низкий уровень развития. (Методика Лурия-3-4-4-4-5 слов, через час 3 слова).

При воспроизведении текста концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания.

Общий уровень развития памяти ниже возрастной нормы.

4. Особенности мышления:

Преобладает наглядно-действенное мышление.

Наглядно - образное мышление только в случае поэтапного расчленения задания.

В первую очередь страдает словесно-логическое мышление из-за расторможенности и плохой переключаемости.

При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей нужна обучающая помощь, самостоятельно не выполняет. Обобщает с помощью взрослого по ситуативным, функциональным признакам. Причинно-следственные связи устанавливает с помощью.

Осуществляет простейшие классификации (игрушки, посуда, фрукты, одежда). Не смог назвать мебель, домашние, дикие животные, овощи, транспорт и т. д.

5. Особенности развития временных представлений

Знания о временных представлениях не соответствуют возрасту. Не знает последовательность, количество месяцев в году, частей суток. Не может дать им описание. Признаки времен года не сформированы.

6. Особенности речевого развития Объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов ниже возрастной нормы. Речь концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания рассказа. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Наблюдаются нарушения в звукопроизношении, недостаточный уровень лексического запаса. Предложения, употребляемые ребенком нераспространенные, неполные; строит высказывания с помощью педагога. Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.

6. Развитие познавательной активности, самостоятельности

Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Преобладание игровой мотивации. Низкий уровень познавательной активности.

7. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка

Ребенок двигательно расторможен, наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации, могут проявляться аффективные вспышки.

Испытывает трудности в организации деятельности, часто теряет вещи, Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Не может контролировать и регулировать свои действия, не умеет подчиняться правилам, ждать.

Общение с взрослыми: требования и просьбы воспитателей не всегда выполняет, не соблюдает дистанцию в общении.

Общение со сверстниками: хочет быть главным в детском коллективе, но лидерские качества отсутствуют, т. к. не умеет договариваться и идти на уступки, сразу проявляет агрессию. Не может контролировать и регулировать свои действия.

Навыки самообслуживания и гигиенические навыки не сформированы. Все разбрасывает, не кладет одежду и игрушки на место. За ребенком требуется постоянный контроль.

Любит рисовать, собирать конструктор.

Таким образом, наблюдается нарушения в познавательной, эмоционально - волевой, мотивационной и поведенческой сферах. Трудности социальной адаптации. Склонность к протестным поведенческим реакциям. Агрессивность.

Общий уровень психического развития не соответствует возрастному уровню.

Необходима коррекция недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода и обеспечение нормального развития в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте. Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний и т. п.). Рекомендуется консультация логопеда и психоневролога.

Педагог-психолог

Публикации по теме:

Психолого-педагогические характеристики гендерного воспитания детей Гендерное воспитание в детском Вступительная часть. Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и.

Исследовательская работа учащегося 5 класса «Памятники г. Биробиджана - культурно-историческое наследие человека» ОГАОУ «Центр образования «Ступени» Выполнил: Яковенко Богдан, учащийся 5 класса Руководитель: Кириллова О. А., учитель начальных классов.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Памятка о соблюдении правил дорожного движения для учащегося школы ПАМЯТКА! для учащегося школы, пешехода ГОУ ЛНР "Артемовская школа №9" Уважаемые учащиеся, будьте дисциплинированы на улице! Ходите.

Педагогический практикум «Способы дифференциации учащегося на уроке» Ц е л и: рассмотреть понятия: индивидуальный подход в обучении, дифференцированный подход; мотивация обучения; обозначить критерии урока.

Психолого-педагогическая характеристика

на ученика 10 «А» класса

1. Общие сведения об учащемся

XXX - ученик 10 «А» класса города N. Родился 9 января 2000 года Медицинская группа по физической культуре - основная.

2. Условия семейного воспитания

Семья, в которой живёт Александр, по составу - полная. В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

Из ответов на вопросы предоставленной Александру анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, выносить мусор, убираться в комнате. Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам классного руководителя, родители Александра регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Александра.

3. Учебная деятельность учащегося

Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Александром - это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

У Александра хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика. Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

4. Трудовая деятельность учащегося

Александр проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. В свободное время Александр также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями. Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

5. Психологические особенности личности учащегося

В результате наблюдений за Александром установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента - сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

Методика изучения самооценки показала, что Александр обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Александра характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе. Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость..

Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей, стремится быть лидером. Хочется отметить также высокую культуру общения Александра: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

6. Особенности познавательной деятельности

Александр отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая и комбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60). Так же у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Саши очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий.

7. Общие психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Александра. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик. Александр очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Александра большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству.

Не возражаю о снятии ученика с внутришкольного контроля.

Педагог-психолог: ХХХ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психологи ческая характеристика учащегося

Ф.И.О: Тарасова Анна Викторовна

Возраст: 7 лет.

Школа № 5, 1 класс.(посещает школу два раза в неделю)

Состояние здоровья: удовлетворительное, задержка умственного развития, небольшое косоглазие. (рекомендованно домашнее обучение)

Заболевания: ДЦП (в легкой форме).

Внешность: рост-высокая; телосложение- худощавое; лицо в целом по общей конфигурации: округлое; волосы длинные русые (чаще собраны в косу); лоб: его наклон (положение) от вертикали: вертикальный. По ширине лоб средний, по высоте - высокий; плечи опущены; спина сутулая, выступающие лопатки; походка быстрая, шаркающая; мимика хорошо выражена; жестикуляция оживленная; речь немного невнятная; голос сильный, звонкий.

Методы: беседа с учителем, с Анной; изучение школьной документации.

Условия семейного воспитания

Состав семьи: мама Тарасова Галина Николаевна, 39 лет, профессия фармацевт;

Старшая сестра Тарасова Наталья Викторовна, 19 лет, студентка экономического техникума;

Бабушка и дедушка - пенсионеры, проживают совместно с дочерью и внучками в трехкомнатной квартире.

Взаимоотношения в семье нормальные, отмечена согласованность действий взрослых по воспитанию детей.

Методы: Методы и методики: изучение школьной документации, беседа учителем, родителями; неоконченные предложения (устный вариант)

Методика «Неоконченные предложения»

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям,

Методика проведения: ученице предлагается устно продолжить озвученные предложения, такие как:

1) Мама меня часто обнимает…,

2) Я с мамой играю…,

3) Мама меня ругает…,

4) Сестра со мной…,

5) Я с бабушкой люблю…,

6) Моя сестра злиться когда…

По данной диагностике отмечен средний уровень взаимоотношений в семье, старшая сестра чаще игнорирует Анну, ссылаясь на «нехватку» времени.

Деятельность младшего школьника

1. ) Учебная деятельность: готовность к школьному обучению; мотивы учения и учебные интересы: выявлен низкий уровень школьной мотивации у Анны, о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, Отношение к школе, учению и отметкам: нередко воспринимается ей как враждебная среда, иногда отказывается выполнять задания. Учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки): наблюдается в чтении и рисовании, по данным предметам наблюдаются боллее высокие оценки, по остальным предметам успеваемость невысокая. Имеется наличие "школьной тревожности".

Повышенная тревожность проявляется в ситуациях, связанных с повседневными действиями, режимными моментами. Боится отвечать устно у доски.

В общих чертах ученица эмоциональна, нетерпелива, легко возбудима. Наблюдается неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, не всегда может контролировать свое поведение.

2.) Игровая деятельность: место в жизни учащегося; преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.

Как и в дошкольном возрасте игровая деятельность занимает главное место в жизни Анны. Любимые игры: дочки-матери, магазин, больница; на улице любит играть в прятки. Роли в играх различны. Взаимоотношения со сверстниками в игре затруднены, в связи с заболеванием Ани, чаще всего дети не понимают как она хочет играть. Анна очень ранимо воспринимает сложившиеся отношения со сверстниками. Гораздо лучше у нее получается играть дома в семье, иногда вовлекая в игру взрослых членов семьи.

3.) Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения): воспринимает неохотно, чаще отказываеться выполнять поручения или просит их выполнить позже, ссылаясь на усталость. Мотивация к труду средняя, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству проявляется лчше со взрослыми, чем со сверстниками. Роли и функции в совместной трудовой деятельности: не способна выполнить сложные поручения.

4.) Общение: большаяпотребность в общении со сверстниками, круг желаемого и реального общения снижен, чем вызвана неудовлетворенность общением, характер общения (доминирование, стремление к лидерству, конфликтность). В общение со взрослыми достигает больших успехов; более склона к общению с детьми своего пола, ссылаясь на то, что мальчики чаще обижают ее и других девочек.

Методы и методики: наблюдение за учащимися в различных видах деятельности и анализ продуктов деятельности; беседа; сочинение "Моя семья".

Методика «Составление расписания на неделю"

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов: имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнила с расписанием «школы будущего», составленным Анной. При этом выделяю те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, что позволило провести диагностику отношения ученицы к учению в целом, и особенно к отдельным предметам, таким как чтение и рисовании, именно их было наибольшее количество в расписании Ани. Было ясно что в таких предметах математика и русский язык ученица совсем не заинтерисована, математика была совсем не указана в ее расписании.

Анкета по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. )

РЕБЕНОК

1. Не может долго работать не уставая

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5. Смущается чаще других

6. Часто говорит о возможных неприятностях

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8. Жалуется, что сняться страшные сны

9. Руки обычно холодные и влажные

10. Нередко бывает расстройство стула

11. Сильно потеет, когда волнуется

12. Не обладает хорошим аппетитом

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

16. Часто не может сдержать слезы

17. Плохо переносит ожидание

18. Не любит браться за новое дело

19. Не уверен в себе, в своих силах

За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

Высокая тревожность - 15-20 баллов

Средняя тревожность - 7-14 баллов

Низкая тревожность - 1-6 баллов

У Анна выявлена высокая тревожность 14 баллов.

Учащийся как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество учащихся, соотношение мальчиков и девочек): Классный коллектив 1А класса состоит из 27 обучающихся, из них 12 мальчиков и 15 девочек. Формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива: Дети были сплочены, получили главные навыки нахождения в классном коллективе, навыки управления. Ребята хорошо воспринимают руководство со стороны классного руководителя, адекватно реагируют на замечания со стороны старших и своих одноклассников. Они поддерживают друг друга в трудных ситуациях. Мальчики не обижают девочек. Ребята активно участвуют в классных и школьных мероприятиях, особенно любят интеллектуальные игры «Поле чудес», викторины, разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, которые заканчиваются чаепитиями, очень любят выступать. Все ребята стараются принимать участия в классных и школьных мероприятиях. 3 ученика посещают музыкальную школу, из них одна ученица занимается сольфеджио.

Общая характеристика системы взаимоотношений ребенка в классе. Социальные контакты:

· со сверстниками. Статус в общении: зависимость от одноклассника Владика Рыжова (ребенка с ярко выраженным агрессивным поведением). Не имеет близких дружеских отношений одноклассниками. Предпочитает друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. Школьный коллектив нередко воспринимается ей как враждебная среда, поэтому Аня может иногда проявлять агрессию.

· со взрослыми. Может проявлять разнообразные признаки коммуникации: от подчинения и стеснительности до нахальства и дерзости; на критику учителя реагирует пассивно-положительно(понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет). Испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем.

Неактивно участвует в классных и внеклассных мероприятиях, больше любит спортивнные мероприятия, чаепития.

Анна имеет потребность быть членом коллектива класса; потребность в признании одноклассников, но в тоже время иногда проявляет конфликтность к одноклассникам, что вызвано заболеванием Анны.

Методы и методики: наблюдение за классом в формальной и неформальной обстановке, беседа с классом, сочинение "Мой класс".

Структура личности учащегося

1. ) Направленность: доминирующие мотивы: игра, тип направленности общественная; преобладающие интересы: игровая деятельность, чтение, рисование. Проявляет к данным видам деятельности устойчивый и широкий интерес, высокую степень активности.

Методы и методики: беседа, анкетирование на тему «интересы»:

Интересы

1. Чем больше всего любишь заниматься? А чем еще?

2. О чем хочешь узнать? Почему об этом? Еще о чем?

3. Чему хочешь научиться? Зачем? Еще чему? Зачем (для чего)?

4. Что умеешь делать? Кто этому научил?

5. Чему можешь научить друга?

6. О чем интереснее всего разговаривать (вообще, а также с мамой, папой и др. - перечисление возможных собеседников в зависимости от задачи)?

2.) Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации.

Характеристика типов акцентуаций личности (Тарасова Анна)

(по К. Леонгарду)

а . ) Злопамятный (застревающий) - преобладает стойкость эмоциональных состояний гнева или страха, которое держатся очень долгое время, хотя никакие новые переживания их не активизируют.

б . ) Циклический - сменяются, чередуясь состояния энергичности и подавленности.

в . ) Пессимист (дистимический) - низкий основной уровень настроения, сосредоточенность больше на негативных сторонах жизни, чем на положительных.

г . ) Экзальтированный - резкие переходы от восторга по поводу радостных событий к тревоге и отчаянию по поводу негативных.

д . ) Тревожный - тревожность, повышенная робость и пугливость.

е . ) Эмотивный - повышенная чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, связанных с проявлениями душевности, гуманности и отзывчивости; впечатлительность.

ж . ) Экстраверт - больше обращен в сторону восприятий, чем представлений, может легко поддаваться влиянию окружения, стимулам извне.

-Волевые черты характера: активность, больше проявляется в игровой деятельности. Нерешительность; несамостоятельность в действиях, поручениях.

-Эмоциональные черты характера: порывистость, впечатлительность, безразличие, доброжелательность. Агрессивность проявляется иногда в общении со сверстниками и взрослыми, чаще такое поведении является самозащитой, Анна не знает как поступить если, например, ее чем то сильно обидели, не знает как ответить, переходит, сама того не замечая, к агрессивным действиям.

-Интеллектуальные черты: любознательность. В другой классификации черты характера по характеру отношения человека к деятельности, другим людям, к себе и к вещам .

-По отношению человека к другим людям: в основном общительна, доброжелательна, иногда бывает агрессивна.

-По отношению человека к труду: нетрудолюбива; очень не хватает инициативности, очень часто не знает чем заняться в самостоятельной деятельности;но все-таки бывает настойчива.

-По отношению человека к самому себе : самоуважение, эгоцентризм достаточно понижен, в связи с заболеванием, чаще не имеет своего мнения, полагаясь на мнение старших, в большинстве мнению мамы.

-По отношению человека к вещам: не очень аккуратна, но достаточно бережлива, немного неряшлива, любит яркие вещи и украшения

Методы и методики: характеристика типов акцентуаций личности (по К. Леонгарду),наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик.

3.) Самосознание и система управления: Я-концепция амбивалентная (одновременное присутствие в сознании противоположных чувств, которые человекпереживает по отношению к себе). Самооценка чаще немного занижена.

Методы и методики: наблюдение, беседа;

анкетирование «самооценка» :

1. Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) - хороший, плохой, средний? (Варианты: «Каким ты себя считаешь», «По-твоему, какой ты-...?»). Почему ты так думаешь?

2. Почему ты не считаешь себя...? (в зависимости от ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).

3. Кто, по твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же, как и ты? (Как именно оценивает? Что думает? Почему ты так думаешь?).

Облегченный вариант вопроса: «А мама тоже считает тебя хорошим («плохим», «средним» - в зависимости от ответа ребенка)? Почему ты так думаешь? (в зависимости от задачи вопрос можно задать относительно оценки отца, бабушки, дедушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер, сверстников и др.)

4. Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) не так. как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (облегченный вариант вопроса аналогичный предыдущему).

5. Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?

6. Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?

7. Что маме (папе и др.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?

8. Что маме (папе и др.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?

9. За что мама (папа и др.) тебя хвалят?

10. За что мама (папа) тебя: а) ругает: б) наказывает?

4.) Уровень притязаний: средний, неустойчивый.

5.) Способности: общие: к рисованию, к чтению. Одаренность: несмотря на диагноз имеет хорошие способности к рисованию, чаще они проявляются, в самостоятельной деятельности, когда Анна рисует на свободную тему.

Методы и методики: анализ школьной документации и продуктов деятельности (рисунки Ани), наблюдение (на уроке рисования, чтения) рисунок человека (до 10 лет).

6. ) Темперамент: Анна относится к меланхолическому виду темперамента; свойства высшей нервной деятельности: слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны; скорость психических реакций средняя, сила психических реакций большая. Интроверт- психический склад характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью , созерцательностью , тот, кто не склонен к общению и с трудом устанавливает контакты с окружающим миром. Ригидный- мед. оцепенелый, негибкий, обусловленный напряжением мышц; психол. не обладающий достаточной приспособляемостью или связанный с недостаточной приспособляемостью, переключаемостью психических процессов в меняющихся условиях внешней среды. Возбудимость высокая; сила эмоций большая; экспрессия эмоций повышенная; склоннность к эмоциональной неустойчивости.

Методы и методики: наблюдение за ученицей в разных видах деятельности и общении со сверстниками и взрослыми. К наблюдению прилагается приложение (таблица) для болле точного определения темперамента, план наблюдений:

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

6 . Внимание: Анна склонна к непроизвольному вниманию- направленность психической деятельности без сознательных волевых усилий, без предварительной установки и цели. С трудом сосредоточивается на нужной деятельности. Нехватка произвольного внимания затрудняет обучение ученицы.

Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

Порядок исследования. Выдан бланк «Корректурной пробы» и разъяснения по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». (Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора). Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле,

где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

14 букв, которые необходимо было вычеркнуть,

7 букв, правильно вычеркнутых во время работы букв.

Анна выполнила на 50% , задание не простое для данного возраста (7лет), и необходимо заметить, что Аня имея диагноз ДЦП (в легкой форме), показала неплохую устойчивость внимания, так как обучение ей дается сложнее, чем одноклассникам.

Методы и методики: наблюдение, корректурная проба Бурдона.

7. Восприятие: целостность- выделяется независимостью образованного целого от качества составляющих его элементов; осмысленность средняя, восприятие времени нарушено(путает день и вечер, не хочет спать ночью, часто засыпая под утро, что приводит к большой утомляемости). Боится замкнутых пространств, восприятие человека; наблюдательность.

Склонна к ошибочному (иллюзорному) восприятию реально существующей действительности.

Методы и методики: наблюдение, задание: описать предмет, беседа с мамой Анны.

8. Память: уровень развития различных видов памяти:

По критерию времени сохранения информации;

* кратковременная развита хорошо

* оперативная память нормальная

* долговременная: имеется большая степень забывания нужных ЗУНов, что приводит также к проблемам в обучении в школе.

* генетическая: имеются некоторые привычки, приобретенные генетически от мамы.

Повышенная склонность к зубрежке.

В образной памяти склона к зрительному и вкусовому виду, плохо воспринимает информацию на слух, необходимы наглядные пособия.

Расположена к механической памяти, в которой процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания информации основываются исключительно на многократном, механическом, бездумном повторении соответствующего материала.

Методики: выявление объема оперативной, кратко- и долговременной памяти; изучение школьных характеристик класса,

диагностика ведущего типа памяти:

Ход выполнения задания

Испытуемым предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4 - 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученики записывают те слова, которые они запомнили. Через некоторое время испытуемым предлагается второй ряд слов, который они читают молча, а затем записывают (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва предлагается для запоминания третий ряд слов. Экспериментатор читает слова, а учащиеся шепотом повторяют их и «записывают» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывают те из них, которые запомнили. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а ученики одновременно следят по карточке и шепотом повторяют каждое слово (зрительно - моторно - слуховое запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

Анна воспроизвёла 80% слов, которые она читала, а потом записывала следовательно, у него высокий уровень развития зрительной памяти).

9. Мышление: наглядно-образное- характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников; Аня расположена к интуитивному мышлению, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов. Возникает предрасположение к какому-либо конкретному методу или образу мышления, желание следовать известной системе правил в процессе решения задач, - шаблонность мышления.

Методика «Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов, отсчет с третьего уровня:

19-16 слов - высокий уровень мышления;

10-15 слов - хороший;

5-9 слов - средний;

до 5 слов - низкий.

По данной методике было выявлено, что Анна склона к средней скорости протекания мыслительных процессов (5-9 слов).

Методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности.

10. Речь: Понятность речи - синтаксически неправильное построение предложений, неправильно выделяет некоторые слова с помощью логического ударения.

Выразительность речи - проявляется высокая эмоциональная насыщенность. По своей выразительности речь Анны: яркая, энергичная но при переутомлении резко становиться вялой, бедной, появляются небольшие паузы.

Действенность речи - не оказывает большого влияния на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Средний словарный запас, наличие речевых "штампов"; выразительность, эмоциональность; половые особенности. Уровень развития письменной речи не высокий, на что указывают многочисленные ошибки в правописании; в устной речи имеются недостаки: некоторые слова Анна плохо проговаривает, произносит неправильно (злая- злитая) или не выговаривает совсем (табуретка- пудуретка),

Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

11. Воображение : агглютинация -- соединение несоединимых в реальности объектов, высокая склонность к фантазированию, проявление в художественной деятельности. Порождение новых идей с целью самовыражения выражается в оригинальности, гибкости, эмоциональности; склона акцентированию - утрирование реально существующих объектов или их частей (нос Буратино). уровень развития креативности личности.

Методики: "Дорисовывание фигур" (Э.Торренс-О.Дьяченко), "Сочинение на тему..." ("Сказка про..."), сочинения и рисунки на свободную тему.

12. Чувства и эмоции: повышена эмоциональная возбудимость и нестабильность эмоциональной сферы; отношение к педагогическим воздействиям: высокая склонность к психическим состояниям тревожности, небольшая склонность к агрессивности. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции -амбивалентность (двойственность) чувств.

Выделены следующие основные эмоции, соответствующие характеру Ани

Радость -- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна. воспитание тревожность личность ребенок

Удивление -- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание -- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Отвращение -- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение -- желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Страх -- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд -- отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Методы и методики: наблюдение, рассказ на свободную тему, беседа с ученицей, вопроссник: Эмоциональная сфера

1. Какой самый радостный день в твоей жизни?

2. Какой самый плохой день в твоей жизни?

3. Чего ты боишься больше всего? Почему?

4. Какие сны ты видишь - приятные или страшные? Какие больше? Расскажи об этих снах (приятных и страшных), о чем они были?

13. Воля: уровень развития не высокий; целеустремленность: отражает только личные потребности и интересы. Чаще проявляется нерешительность, в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения. Отрицательное качество воли Анны -упрямство, признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы чаще ошибочные. Обладает также противоположным самостоятельности качеством- внушаемости. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные. Импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Методы и методики: наблюдение, изучение уровня развития волевых привы- чек ребенка (В.Юркевич).

Для Тарасовой Анны характерны такие особенности поведенческого и личностного характера, как нарушение дисциплины на уроках и во время перемен, плохая успеваемость, низкий уровень школьной мотивации, на что влияет диагноз ДЦП (легкой форме)поставленный ученице еще в раннем детстве.
В связи с этим классному руководителю ребёнка РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Составить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации;

Каждую четверть посещать ребенка на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения ситуации взаимоотношений между членами семьи.

Проконтролировать занятость Анны в каникулярное время;

Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Путем личного примера и неоднократного тактичного повторения, прививать Анне правила поведения школьной жизни. Рекомендуется коррекционная работа по развитию навыков самоконтроля, навыкам конструктивного взаимодействия со сверстниками. Давать знания по правам ребёнка, правам и обязанностям школьника, правовые знания. Строго контролировать успеваемость Анны с учетом ее физиологических и психологических особенностей.

Семье ребенка и также классному руководителю рекомендованно:

Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой - ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми класса, у Анны имеются отклонения в развитии. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.

Стимулировать учебно-познавательную деятельность ребенка через: создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психолого-педагогическая характеристика личности трудного ученика. Профориентационная работа с учащимися старших классов. План – конспект групповой профессиональной консультации. Диагностика по опроснику "Изучение отношения к учебным предметам".

    отчет по практике , добавлен 09.06.2010

    Методика исследования психологических детерминант успеваемости учащегося. Условия воспитания в семье. Мотивация учебной деятельности. Тестирование особенностей темперамента, мотивационной сферы, характера. Особенности внимания и восприятия, памяти.

    практическая работа , добавлен 25.04.2010

    Индивидуальная психокоррекция личности, направленная на снижение уровня тревожности, конфликтности и раздражительности. Рекомендации педагогу и родителям исследуемого подростка. Описание методики Леонгарда (Шмишека). Психологическая карта учащегося.

    практическая работа , добавлен 21.04.2010

    Основные типы семейного воспитания, их эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики. Особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. Влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Характеристика основных типов семейных взаимоотношений: опека, тактика "невмешательства", сотрудничество. Отличительные черты стилей семейного воспитания: демократического, авторитарного, попустительского. Переходный возраст и проблемы, им обусловленные.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Роль семьи в формировании личности, влияние стиля семейного воспитания на развитие тревожности ребенка в дошкольном возрасте. Методы снижения рисков возникновения личностной тревожности. Коррекция агрессивного поведения дошкольников в игровой группе.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

    Определение понятий характера и акцентуации, стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов. Специфическое расстройство личности. Типы психопатий и акцентуаций характера. Динамика (жизненный цикл) семьи.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2015

    Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин. Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотворчества педагога и учащегося.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    Особенности работы психолога в школе. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Индивидуальная консультация родителей "Причины рассеянности ребенка". Разработка урока "Характер и темперамент человека". Проведение диагностики подростка.

    отчет по практике , добавлен 11.09.2015

    Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

Классному руководителю очень часто приходится заполнять характеристики на учеников. Этот документ представляет собой описание психологических, социальных и личных качеств школьника. Он составляется как для нужд самой школы, так и для внешних пользователей. Оформлять ее также могут завуч, директор или психолог учебного заведения.

Этот документ составляется в основном для облегчения знакомства нового преподавателя со школьником. Ученики в соответствии с программой обучения переходят из одного класса в другой. В процессе обучения они должны как минимум сменить двух или трех классных руководителей: при переходе из начальной школы в среднюю, при переходе в 10 – 11 классы.

Некоторые учителя – узкие специалисты для улучшения налаживания контакта с учеником и правильного построения обучающего процесса могут использовать этот документ.

Характеристика на ученика предоставляется в другую школу (если произошла смена образовательных учреждений), высшие и специальные учебные заведения, органы опеки и защиты прав детей, участковым, милицию, военкомат. Основное требование к внешней характеристике – она должна быть составлена на официальном бланке школы и заверена подписью или печатью директора.

Различают три вида характеристик на ученика в зависимости от ее содержания: психологическая, педагогическая и психолого-педагогические.

Как написать характеристику на ученика

Характеристика на ученика оформляется в свободной форме. Тем не менее желательно придерживаться ее стандартной структуры. Это необходимо для того чтобы учителя могли сопоставить характеристики во времени, отследить произошедшие изменения в поведении и успеваемости школьника.

Что должен содержать данный документ:

  1. В начале этого документа указываются личные данные ребенка: Ф.И.О., его класс, возраст. Здесь же можно записать сведения о его родителях и национальности.
  2. Далее нужно заполнить информацию о состоянии здоровья и физическом развитии школьника.
  3. В этом разделе классному руководителю необходимо описать атмосферу в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и степень их влияния на него.
  4. Этот абзац характеристики посвящен интересам ребенка. В нем лучше всего рассказать, что любить он делать, чем увлекается, какие секции и кружки посещает, сведения о его хобби.
  5. В этом разделе составитель характеристики должен описать развитие интеллекта ученика, имеющиеся способности к определенным наукам, а также предметы, которые школьнику труднее всего даются. Обязательно необходимо указать его успеваемость.
  6. В этом подразделе учитель характеризует особенности темперамента и наличие волевых качеств у ребенка.
  7. Важным для преподавателя является абзац, посвященный описанию взаимоотношений школьника с одноклассниками, другими школьниками, а также с другими учителями.
  8. В последнем разделе нужно описать моральные качества ученика, рассказать о его самооценке.

Характеристика на школьника подписывается классным руководителем и обязательно проставляется дата ее составления.

Психолого педагогическая характеристика, ее составление

Психолого педагогическая характеристика – это наиболее подробный документ с объективной оценкой, который составляется преподавателем или психологом на конкретного ученика. Он более стандартизирован, применяется внутри школы для построения учебного процесса учителем, а также в качестве источника информации для социального педагога, психолога, врача, руководства школы.

В нем желательно не использовать общие фразы, здесь оценка школьника происходит по заранее определенным показателям. Главная особенность этой характеристики – она содержит максимум информации для преподавателя, при ее составлении не требуется много времени, и она понятна любому учителю.

Лучше всего применять разновидность этой характеристики – графическую психолого-педагогическую карту. Она представляет собой шкалы, в начале и в конце которой стоят противоположные по значению характеристики школьника. Например, «Учится с интересом» и «Учебой не интересуется». Карта разбита на блоки. Например, «Учеба», «Поведение», «Общение в семье», «Общение в школе», «Общественная активность», «Личные качества». Этот документ позволяет по шкале оценить также степень развития качеств ребенка.

Особенность составления некоторых характеристик на учеников

Преподаватель может составлять характеристику на группу учащихся. В этом случае необходимо предварительно разбить школьников на группы по успеваемости, общению и т. д. И только после этого приступать к ее составлению.

Для средних и старших классов:

(Имя и фамилия ученицы вымышленные. Такая ученица не учится и не училась в нашей школе. Все совпадения носят случайный характер)
Характеристика
на ученицу 7 класса филиала

МОУ СОШ №3 г.Гусева
«СОШ в п. Михайлово»

Иванову Викторию Николаевну
Иванова Виктория родилась 25 января 1995 года в г. Кызыл республики Тыва. Проживает в Гусевском районе, пос.Майское, ул. Центральная, д. 6. Обучается в филиале МОУ СОШ № 3 «СОШ в п. Михайлово» с 1 сентября 2009 года. Прибыла из МОУ СОШ № 3 г. Черняховска Калининградской области. За время обучения сменила 7 учебных заведений. В 7 классе была оставлена на повторное обучение. Имела годовые неудовлетворительные оценки по алгебре, геометрии, истории Отечества, иностранному языку.
Воспитывается в неполной многодетной семье матерью Ивановой Светланой Игоревной. У Виктории две младшие сестры. Виктория курит.
Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; наблюдается неадекватная смена настроений.
Виктория, вероятно, из-за частой смены школ, частого пропуска уроков, недостаточной домашней подготовки имеет большие пробелы в знаниях по многим предметам. Мотивация к учению слабая. Внимание на уроке неустойчивое, часто забывает тетради, ручки. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. Медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроках. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. Не организована. Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Виктория часто не выполняет домашнее задание, отвлекается на уроках, нарушает дисциплину, мешает другим ученикам работать на уроках, прячет дневник. На замечания учителей не реагирует должным образом или отвечает грубостью, руганью. Очень часто пропускает уроки без уважительных причин.
Не проявляет инициативы в общественной деятельности. Нередко отказывается участвовать в общественных делах, старается уклониться от любой работы. Часто не выполняет свои обязанности по самообслуживанию (дежурство по школе, дежурство по классу, участие в трудовых субботниках) или выполняет очень небрежно после многократных напоминаний.
По характеру девочка замкнутая, упрямая, склонна ко лжи. Виктория плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности. Имеет повышенную эмоциональную возбудимость, склона к бурным эмоциональным проявлениям. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. Часто не может подавить нежелательные эмоции, наблюдались случаи сквернословия. Всегда резка, невыдержанна как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других учащихся, грубит, применяет физическую силу.
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. Нарушает Устав школы. Отказывается выполнять требования учителей. Оказывает негативное влияние на одноклассников.

Хотя Виктория трудный подросток, состояла в Черняховске на учете в милиции, мать, несмотря на многократные приглашения, посетить школу отказывалась. Общение с матерью Виктории происходит по телефону. Мать Виктории во всем обвиняет школу, и оказать влияния на дочь уже не может.

Директор филиала:
Классный руководитель:
Дата

http :// mihailovoschool . ucoz . ru / index / karta _ skhema _ psikhologo _ pedagogicheskoj _ kharakteristiki _ uchenika /0-281

Карта - схема психолого - педагогической характеристики ученика
Раздел 1. Общие сведения о ребенке
1.1. Анкетные данные.
1. Дата и место рождения

2. Домашний адрес
3. Сведение о родителя

1.2. Сведения о состоянии здоровья
1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);
2. Хронические заболевания (какие);
3. Особенности функционирования нервной системы:
быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;
стабилен в проявлении настроения;
преобладает возбуждение;
возбуждение и торможение уравновешены;
преобладает торможение.
1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
1.4. Внешкольные занятия (систематические)
1.Занятия общественно-полезным трудом (каким)
2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);
3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);
4. Занятия спортом (каким); _
5. Занятия организационной работой (какой).

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка

2.1. Направленность интересов:
1. на учебную деятельность.
2. на трудовую деятельность.
3. на художественно-эстетическую деятельность.
4. на достижения в спорте, туризме.
5. на отношения между людьми.
2.2. Отношение к порученному делу:
1.Общественная активность
Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое
собственное время.
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
Редко принимает участие в общественных делах.
Отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие
Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.
Редко охотно берется за работу.
Чаще всего старается уклониться от любой работы.
Всегда уклоняется от выполнения любого дела
3. Ответственность
Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.
В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
Очень редко выполняет порученное ему дело.
Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
4. Инициативность
Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
Редко сам начинает новое дело.
Почти никогда сам не начинает новое дело.
Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Организованность
Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.
Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени
Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
6. Любознательность
Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки
и культуры.
Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
7. Аккуратность
Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда
неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
2.3. Отношение к людям
8. Коллективизм
Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом
«Не лезь не в свое дело»
9. Честность, правдивость
Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,
когда это ему «невыгодно».
Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.
Склонен всегда говорить неправду.
10. Справедливость
Активно борется с тем, что считает несправедливым.
Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
Редко выступает против того, что считает несправедливым.
Не добивается справедливости.
Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
11. Бескорыстие
В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.
Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.
В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
12. Общительность
Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
Как правило, с удовольствием общается с людьми.
Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
Замкнут, необщителен.
13. Чувство товарищества
Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
Как правило, помогает товарищам.
Помогает товарищам, когда его просят.
Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.
Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
14. Отзывчивость
Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.
Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
Почти не умеет сочувствовать другим.
Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
15. Вежливость, тактичность
Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
Часто бывает невежлив и нетактичен.
Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.
Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
2.4. Отношение к себе
16. Скромность
Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.
Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.
Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
17. Уверенность в себе
Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае
действительной необходимости.
Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам
может справиться.
Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.
18. Самокритичность
Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
19. Умение рассчитывать свои силы
Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.
Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.
Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.
20. Стремление к успеху, первенству
Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
21. Самоконтроль
Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
2.5. Волевые качества личност
22. Смелость
Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
В большинстве случаев отступает перед силой.
Всегда отступает перед силой, трусит.
23. Решительность
Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
Иногда колеблется перед ответственным решением.
Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
24. Настойчивость
Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,
не отступает перед трудностями.
Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.
Противоположные случаи редки.
Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны
или требуют кратковременных усилий.
Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное
25. Самообладание
Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
Часто не может подавить нежелательные эмоции.
Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
2.6. Положение ребенка в школ е
26. Авторитет в классе
Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п.
В классе авторитетом не пользуется.
27. Симпатия
Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
В классе ребята относятся к нему с симпатией.
Пользуется симпатией только у части одноклассников.
Пользуется симпатией у отдельных ребят.
В классе его не любят.
28. Авторитет во внешкольных объединениях
Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная.школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т.п.).
Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спорт.школа, муз.школа, клуб, дворовая компания и т.п.).
Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.
Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется
(спорт.школа, клуб, и т.п.).
Не является членом никакого внешкольного объединения.
Раздел 3. Особенности психических проссов и эмоциональность
29.Внимание
Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.
Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
30. П а м я т ь
При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.
Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
31.Мышление
Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе,
обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом
обдумывания и решения задач.
Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32. Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь
Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез
взволновать рассказ, фильм.
Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.
Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
33.Общий эмоциональный тонус
Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.
Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.
34.Эмоциональная уравновешенность
Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
Эмоционально уравновешен.
Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям
Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.
Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например: ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.