Open
Close

Развитие слухового внимания у детей раннего возраста. Слуховое внимание

Взрослые, у которых хорошо развит слух, отличаются стойким восприятием, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью.

Способность запоминать звуки развивается у малыша на основе слухового внимания. Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.


Развивать слуховое внимание очень важно с раннего детства, а не надеяться, что с возрастом всё появится само собой.

По мнению психологов, мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия у малыша. Это не означает, что нужно круглосуточно слушать музыку, но и идеальной тишины быть не должно .


Каждый звук головной мозг воспринимает в виде импульсов. И чем больше будет таких импульсов , тем активнее пр оисходят мыслительные процессы нашего крохи.

Если малыш в раннем возрасте не получает достаточно информации извне, его нервные клетки не работают, и происходит их физиологическая гибель.


Очень многое зависит от матери и от взрослых, которые окружают ребёнка, т.к. самую первую тактильную, зрительную и слуховую информацию кроха получает именно от них.


При общении с мамой, малыш оживляется, и действительно, эмоциональная подпитка, исходящая от матери позволяет нашей крохе быстро развиваться.


Первым шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. Уже в3 месяцамалютка поворачивает голову на голос мамы или любого взрослого и начинает улыбаться. Это проявляется так называемый «комплекс оживления».


Сейчас самое время купить погремушки с разными мелодичными и не очень мелодичными звуками. Они помогут не только закрепить новое умение, но и развить слуховое внимание.

Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка . Погремите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и потянется к нему руками.

Одна из самых известных рекомендаций по развитию слухового восприят ия у ребенка - как можно больше с ним разговаривать.


Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, смотрит, как общаются взрослые, у него создается речевая карта.

Постепенно происходит понимание, как соединяются звуки. Поэтому нужно совершенствовать восприятие речи. И помогут вам в этом игры .


Упражнения на развитие слухового внимания
§ Погремите, привлекая внимание, и, продолжая греметь, медленно передвигайте погремушку в поле зрения малыша. Ребёнок должен следить за ней взглядом.


§ Встаньте так, чтобы малыш мог вас увидеть, только повернув голову. Погремите игрушкой. На звук ребёнок должен повернуть голову.


§ Окликайте малыша из разных мест комнаты по имени, чтобы ребёнок переводил взгляд за звуком. Выполняйте это упражнение на разном расстоянии, чтобы малыш учился на слух соотносить звук с местоположением его источника.
Упражнения должны проводиться несколько раз в день, регулярно.


Упражнения для детей от девяти месяцев.



Колокольчики на дверях.


Если вы на разные двери повесите колокольчики с разным звучанием, они без слов расскажут малышу, что вы из коридора вошли в ванную комнату, а теперь возвращаетесь в салон, и он вас вскоре увидит.


Такое ожидание события и вслед за ним его реализация помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий. Разное звучание колокольчиков развивает слуховое дифференцирование.


Возраст 1,5–2 года


Объясните ребенку, что заяц будет играть на дудке, а мишка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть покажет.


Извлеките из дудки сначала короткий звук, затем долгий. Попросите ребенка повторить.


Постучите в барабан быстро, затем медленно. Предложите ребенку повторить. Учите ребенка ритмично двигаться, а затем и говорить в ритм своих движений. Постучите в барабан и попросите ребенка потопать ножками в такт барабанной дроби. Лучше всего показать, как это делается, а потом, поддерживая малыша под мышки, поставить его ножки себе на ступни и шагать вместе с ним.

Предложите малышу похлопать в ладоши в такт вашим ударам в бубен.


Протяните звук «А-А-А», а затем быстро произнесите: «А!». Попросите малыша повторить.


Используя своё слуховое внимание, малыш улавливает звуковые события и пытается настроить свой слуховой аппарат к конкретной звуковой ситуации.


Постоянно развивая свою слуховую память, можно достичь больших результатов – быстро запоминать услышанные мелодии, сказанную речь на любом языке.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важно для развития речи на двух языках.

Консультация для родителей

Развиваем слуховое внимание у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без специальных волевых усилий.. Это внимание называют ещё пассивным, вынужденным. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей привлекательности или неожиданности.

Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».

Свойства внимания

Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.Именно высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания.

Устойчивость – важнейшая характеристика внимания. Это длительность удержания внимания на одном и том же предмете или деятельности. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Чем интереснее деятельность, тем легче на неё переключиться. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Чтобы человек был способен выполнять одновременно два вида деятельности, необходима автоматизация одного из них. Если это условие не соблюдается, то совмещение действий, по мнению психологов, невозможно.

Нарушения внимания

Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Игры и упражнения для развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста.

«Мамы и детки»

Для этой игры тоже желательно использовать игрушки, но можно поиграть и без них. Взрослый произносит звукоподражания («мяу», «и-го-го» и др.) то низким, то высоким голосом. Если звучит низкий голос, то ребёнка зовёт взрослое животное (ребёнок должен определить, какое, а если высокий, то детёныш.

«Ау… Я здесь!»

Взрослый называет имя ребёнка то тихо, то громко. Если имя названо громко, то ребёнок громким голосом отвечает: «Я здесь!», а если тихо, то, тихим голосом говорит: «Ауууу…».

«Принеси то, что назову»

Для проведения этой игры можно использовать предметы, игрушки, а затем картинки. Несколько предметов (картинок) находятся на некотором расстоянии от ребёнка, может быть, даже в другой комнате. Взрослый просит ребёнка принести названный предмет (картинку). Просьба принести 2, 3 и большее количество предметов (картинок) является усложнением игры.

«Слушай, выполняй»

Ребёнок в этой игре выполняет названные взрослым действия, например, «Руки вверх, в стороны, вниз, на пояс, на голову, за голову, присядь, встань, повернись направо» и т. д. Прежде чем проводить такую игру, конечно же, нужно научить ребёнка понимать инструкции и выполнять соответствующие действия.

«Путаница»

Это усложнённый вариант предыдущей игры. Взрослый называет те же действия, но при этом пытается «запутать» ребёнка, выполняя другие действия. Задача ребёнка – воспринимать не зрительную, а слуховую информацию и действовать в соответствии с ней.

«Ухо, нос, голова»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Взрослый называет многократно слова «ухо», «нос», «голова» в любом порядке. Если сказано слово «ухо», ребёнок должен положить руку на ухо, «голова» - на голову, «нос» - взяться за нос. При этом сам взрослый выполняет не то, что показывает. Задача ребёнка – выполнить всё в соответствии с названными словами взрослого. Игра обычно проходит очень весело.

«Сначала и потом»

Эта игра-упражнение подразумевает выполнение двухступенчатой инструкции, а затем и трёхступенчатой, например, «Сначала покатай машинку по полу, а потом посади зайчика на стул», «Сначала похлопай в ладоши, а потом достань кубики из шкафа», «Сначала топни ножкой, потом закрой шкаф и сядь на диван». Желательно после выполнения действий спросить ребёнка: «Что ты сделал сначала, а что потом?» «Расскажи, что ты сделал».

«Пожалуйста"

Ребёнок в этой игре выполняет названные взрослым действия только в том случае, если услышит слово «пожалуйста». В остальных случаях инструкция не выполняется, например, «попрыгай, пожалуйста», «сядь, пожалуйста» и т. д.

«Действуй по сигналу»

Это целая группа игр. В процессе их проведения у детей очень хорошо развивается переключаемость внимания. Суть этих игр в том, что ребёнку нужно каким-то образом отреагировать, например, выполнить движение (присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой) на какой-то словесный сигнал (название овоща, фрукта, предмета одежды, звука речи). Количество словесных сигналов, и, соответственно, действий, может постепенно увеличиваться. Вот несколько примеров таких игр-упражнений.

- «Присядь на корточки, когда услышишь название овоща: стул, коробка, магазин, кошка, помидор, окно, огурец, свёкла….»;

- «Подними руки вверх, когда услышишь название фрукта: банан, камень, булка, конфета, ананас, стол, апельсин, лимон, щётка….»;

- «Когда услышишь название овоща, присядь на корточки, а когда услышишь название фрукта – встань и подними руки вверх: собака, груша, редиска, слива, ковёр, миска, абрикос, репа, облако, картошка, капуста, киви, шкаф, морковка…».

Одним из всем известных вариантов этой игры является игра «Съедобное – несъедобное» , когда ребёнок должен поймать мяч только в том случае, если ведущий назвал то, что можно есть.

«Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвует несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, птицу. Причём названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется, то игрок выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он считается победителем.

Эту игру можно проводить в разных вариантах, например, «Цветок, дерево, гриб».

«Разложи по порядку»

Это очень эффективное игровое упражнение и можно придумать много вариантов его применения. Суть в том, что ребёнку нужно разложить предметы (картинки) в том порядке, в котором их назвали, например, «яблоко, груша, виноград, лимон, апельсин…». Начинать желательно всего с двух предметов, а затем переходить к большему их количеству. Интереснее детям, когда взрослый использует для этой игры стихи или рассказы.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свёклу… Ох! (Ю. Тувим)

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Репа, свёкла, чесночок. (Л. Н. Смирнова)

Если вы располагаете временем, то можно попросить ребёнка не просто выложить, а нарисовать названные вами предметы по порядку на листе бумаги. Если ребёнок затрудняется в определении порядка объектов, можно этот порядок проговорить вместе.

«Разложи предметы»

Эта игровое упражнение кроме слухового внимания и слуховой памяти хорошо развивает у детей умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Взрослый даёт ребёнку примерно такие инструкции: «Карандаш положи справа, а фломастер слева», «Зайку посади справа, мишку слева, а лисичку – посередине». Для игры с детьми постарше можно использовать лист бумаги и плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры. Взрослый просит ребёнка запомнить, как нужно расположить предметы на листе, например: «Справа положи круг, слева квадрат, внизу прямоугольник, а вверху треугольник» или «В правый верхний угол положи круг, в левый нижний треугольник, в правый нижний квадрат, в левый верхний овал, а в центр прямоугольник». Фигуры для игры можно вырезать из бумаги. Кроме этого, можно использовать вырезанные из старых газет, упаковок картинки и создавать таким образом целые композиции.

«Художник»

Это один из вариантов предыдущей игры. Кроме внимания, ориентировки, она развивает графические навыки. У ребёнка лист бумаги и карандаши. Взрослый даёт ребёнку задание примерно в такой форме: «Жил был художник. Он начал рисовать картину. Вдоль нижнего края листа он нарисовал зелёную травку, вверху справа солнышко, а слева – голубое облачко. С правой стороны на травке он нарисовал красный цветочек, слева – синий

цветочек. А между ним – грибок….» и т. д. В конце взрослый говорит: «Художник закончил рисовать свою картину». После этого вместе можно проверить, правильно ли всё расположено.

«Раскрась фигуры»

Взрослый рисует на листе бумаги геометрические фигуры, затем предлагает ребёнку их раскрасить, например: «Круг раскрась красным карандашом, квадрат синим, треугольник зелёным, а прямоугольник – жёлтым»… Количество фигур зависит от возраста и возможностей ребёнка. Начать можно с двух фигур на карточке.

«Запомни предложения»

Взрослый предлагает ребёнку несколько сюжетных картинок и по каждой сам составляет предложение, предлагая ребёнку их запомнить. Количество картинок зависит от возможностей ребёнка. После этого картинки переворачиваются изображением вниз, перемешиваются. Ребёнок берет по одной картинке и вспоминает каждое предложение. Предложения можно составлять и с опорой на предметные картинки. В этом случае запоминать будет труднее.

«Запомни предложения» (вариант 2)

Взрослый называет ребёнку фразы без опоры на наглядность (без картинок). Задача ребёнка – воспроизвести их. Это, конечно, достаточно сложно, поэтому можно предложить ребёнку помощь: попросить его схематически изобразить эти фразы с помощью карандаша или фломастера.

Например, называете семь фраз:

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

«Подскажи словечко» («Доскажи слово в рифму»)

Это очень распространённая игра. Кроме слухового внимания она развивает у ребёнка чувство ритма и рифмы. Такие словесные упражнения можно найти во многих книгах.

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему (поможет).

Стала жаба важно квакать:

«Ква-ква-ква – не надо (плакать).

Подготовлен самолёт.

Он отправился в (полёт).

Мишка по лесу идёт,

Громко песенки… (поёт).

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду, много… (пчёл).

Для детей старшего дошкольного возраста можно найти в детских книгах такие забавные стихи-перевёртыши, в которых переставлены слова. Ребёнок должен восстановить смысл.

Быстро мчался спортсмен, нажимал на …медали,

И вручили ему за победу… педали.

Мы играли в хоккей, поломали мы… плюшки.

Мама нам испекла очень вкусные… клюшки.

«Закончи предложение»

В этом упражнении ребёнок должен внимательно послушать первую часть сказанного взрослым предложения и придумать вторую часть. Кроме слухового внимания в этом упражнении очень хорошо развивается мышление, воображение ребёнка, умение составлять предложения разных типов.

«М ама купила помидоры, чтобы.»

«Дети не пошли на улицу, потому что…»

«Катя рассердилась на Марину из-за того, что…»

« Дима хотел порисовать карандашами, но…»

«Четвёртый лишний» (на слух)

Взрослый называет 4 объекта, а ребёнок должен определить, какой из них лишний. Задание выполняется без использования игрушек и картинок.

* Мяч, кукла, ложка, юла.

* Кошка, волк, собака, коза.

* Платье, сапоги, туфли, босоножки.

* Тарелка, чашка, чайник, стул. и т. д.

«Запомни слова»

Ребёнку называют слова (от 4 до 10) и просят воспроизвести их. Следует учитывать возможности детей. Начинать лучше с коротких слов, состоящих из одного слога, а затем переходить к более длинным. Слова могут быть логически связанными между собой (мыло, паста, вода, полотенце, и не связанными (мак, кит, мёд дым).

«Запомни числа»

Упражнение аналогично предыдущему, но вместо слов взрослый называет числа. Значительным усложнением является упражнение, в котором ребёнку нужно воспроизвести числа или слова в обратном порядке.

«Пары слов»

Вариантов проведения этого упражнения несколько. Взрослый называет ребёнку несколько пар слов. Эти пары могут быть разными, например, прилагательное и существительное. В этом случае они логически связаны между собой. Это словосочетания. Ребёнку даётся установка

«золотая осень, голодный волк, лёгкий шар, звонкий колокольчик, сладкий компот».

После этого взрослый называет только первое слово из каждого словосочетания, а ребёнок вспоминает второе. Затем наоборот, взрослый называет второе слово, а ребёнок – первое.

Пары слов могут представлять собой только существительные, причём как логически связанные между собой (лошадь-телега, голова-волосы, кошка-молоко, так и не связанные (диван-мухомор, вода-окно, а также предложения из двух слов (существительное и глагол).

Успехов!

Слуховое внимание – очень важный навык, который ребенок начинает приобретать еще в раннем детстве. Благодаря такому умению человек может воспринимать речь, полноценно понимать все ее составляющие и анализировать их.

Все мы ежедневно окружены множеством звуков, начиная от шелеста листьев и шума ветра и оканчивая громкими сигналами машин. Однако наибольшую значимость для человека играют речевые звуковые колебания – слова. Способность говорить и воспринимать речь является важнейшей составляющей развития детей, именно она обеспечивает полноценную коммуникацию с окружающим миром. А для обучения навыкам общения важно уметь воспринимать речь на слух.

Впоследствии хорошо развитое слуховое внимание помогает дифференцировать различные звуки и обучаться грамоте. А любые нарушения такого умения вызывают задержки развития.

Развитие слухового внимания

Работа над развитием слуха и внимания является важной составляющей деятельности логопеда и выполняется чаще всего в сочетании с формированием слуховой памяти. Такие занятия направлены в первую очередь на активацию фонематического восприятия – умения ребенка полноценно воспринимать фонемы (звуки) и артикуляционно правильно их воспроизводить.

Многие врачи приводят к выводу, что способность к восприятию отдельных элементов речи часто нарушается по причине недостаточно направленного слуха. Ребенок просто не умеет вслушиваться в речевые обороты окружающих, в результате чего звукопроизношение становится неправильным.

Работа с детьми по формированию слухового внимания осуществляется исключительно в игровой форме. Занятия со специалистом могут быть игровыми, групповыми либо индивидуальными.

Все методики развития внимания слуха у деток тесно связаны со способами формирования фонематического восприятия. Обычно работа со специалистом осуществляется в соответствии с определенным планом, который включает в себя:

  • Работу над неречевыми звуками и их узнаванием.
  • Работу по различению одинаковых звуков, а также слов с фразами, которые отличаются по разным характеристикам, к примеру, высоте и тембру голоса.
  • Обучение умению различать слова с похожим звучанием.
  • Обучение умению различать отдельные слоги.
  • Работу над восприятием и отличиями фонем.
  • Умение проводить элементарный звуковой анализ.

Методы работы и длительность занятий зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста и имеющихся нарушений.

Упражнения для малышей

Для развития слухового внимания далеко не всегда нужно обращаться за помощью к специалисту. Большинство занятий вполне могут проводить родители с детьми в домашних условиях. С малышами раннего возраста можно играть в простые игры:

  • Ребенок садится на стул и закрывает глаза. Родитель (или педагог) звенит в колокольчик либо хлопает в ладоши с разных сторон. Ребенок, не открывая глаз, показывает направление, откуда доносится звук.
  • Родитель подготавливает серию коробочек (небольших), наполненных песком, горохом, гречкой, спичками. У каждой коробочки должна быть пара (с таким же содержимым). Их нужно разложить хаотично по столу. Задача ребенка – на слух подобрать пару.
  • Родитель подготавливает серию карточек с разными животными (например, пчелой, кошкой, барашком, собакой, курицей и пр.). После чего воспроизводит звучание животного. Ребенок должен угадать, какое животное изображает родитель и отыскать карточку с соответствующим рисунком.
  • Родитель повторяет цепочку из трех простых слов. Ребенок должен их запомнить и повторить. Со временем количество и сложность слов можно увеличивать.

  • Родитель предлагает ребенку назвать как можно больше слов с определенным звуком (звук может просто присутствовать в слове, но можно поставить условие, что он должен находиться в начале).
  • Взрослый воспроизводит звуки при помощи разных предметов, например, стучит карандашом о стол, шуршит коробкой со спичками, звенит ложкой в стакане. Ребенок пытается извлечь эти звуки самостоятельно. Также родитель может прикрыть рабочую зону самодельной ширмой и предложить ребенку отгадать, что звучит.
  • Родитель показывает ребенку игрушку-котенка и предлагает внимательно послушать, как тот мяукает, когда находится недалеко (громче) и когда отдаляется (тише). После взрослый повторяет мяуканье с разной громкостью, а ребенок определяет передвижение котенка. Со временем к звуку добавляется эмоциональная окраска – котенок мяукает радостно, со страхом и пр.
  • Родитель подготавливает серию картинок с разными животными (парные) – взрослым и маленьким, например, со свиньей и поросенком, овцой и барашком и пр. После чего раскладывает их перед ребенком и предлагает угадать, кто звучит. Для этого родитель воспроизводит звуки животных то низким, то высоким голосом.

Родители и педагоги могут использовать самый разный дидактический материал для работы со слуховым вниманием. И даже обыкновенный голос с разными интонациями поможет научить ребенка не только слушать, но и слышать.

Деткам постарше

Если ребенок еще находится в детсадовском возрасте, развивайте его слуховое внимание все так же в игровой форме:

  • Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и хлопать всякий раз, как он услышит ошибку. И произносит звукоряд из слов с несложным звуковым составом, например: «слово-слого-слофо-слово-стово-сгово». Дальнейший этап такой игры предполагает еще большую концентрацию внимания: ребенку нужно поднимать красный кружок при неверном звучании, а зеленый – при верном.
  • Взрослый предлагает ребенку послушать серию слогов и выбрать неправильный, к примеру: «ла-ла-ла-ла-ма», «ко-ко-ку-ко-ко» и пр. В дальнейшем также лучше перейти к применению кружков.
  • Взрослый подготавливает серию простых картинок с поездом, ребенком, птичкой и объясняет соответствие картинки звуку. В частности, поезд гудит «уууу», ребенок плачет «ааааа», а птичка пищит «иии». После взрослый несколько раз проговаривает звуки, чередуя их, а ребенок поднимает соответствующее изображение. Затем каждая картинка заменяется кружком разного цвета, к примеру, зеленый соответствует звуку «а», желтый – звуку «и», а красный – звуку «у». Взрослый произносит звуки – ребенок поднимает цветовые кружки. Наконец, из кружков складываются простые звукосочетания «ау», «иу», «аи» и пр.

Применение разноцветных знаков, которые соответствуют звукам, помогает развитию новых межполушарных связей.

Такой метод обучает ребенка быть еще более внимательным, что в дальнейшем очень пригодится в учебе.

Для взрослых

На самом деле, многие взрослые обладают не слишком хорошим слуховым вниманием, что, безусловно, отрицательно сказывается на их способности воспринимать информацию и запоминать новые данные. Чтобы развить такое умение, рекомендуется выполнять несложные упражнения:

  • Прогуливаясь по улице, стоит прислушаться к разговору прохожих и удержать в памяти пару их фраз (на максимально возможный период). Со временем, количество зафиксированной информации стоит увеличивать.
  • Распознавать людей по звуку голоса, интонациям и пр. Обращать внимание на характерные черты, особенности произношения, привычки делать ударение в определенных местах.
  • Не видя говорящих, пытаться составить их портрет по голосу.
  • Пытаться понять разницу в походке людей на слух.
  • Прослушивать мелодии (вначале простые), после чего воспроизводить их по памяти.
  • Прослушивать всевозможные лекции, после чего проговаривать запомненную информацию.
  • Слушать аудиокниги, вдумчиво продумывая услышанный текст.

Слуховое внимание крайне важно для полноценного обучения детей, и его развитие является первым шагом к успешному обучению навыкам письма и чтения.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка. Это умение называется фонема тическим слухом.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.


Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности .

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

    отгадай, что звучит
    Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук. солнце или дождик
    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». разговор шепотом
    Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. посмотрим, кто говорит
    Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит». слышим звон и знаем, где он
    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

    Шумящие коробочки

10-12 коробочек от «киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.), помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. чек - материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

Фонематический слух

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма — «как слышим, так и пишем».

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).

Игры, способствующие развитию речевого слуха

    Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

    Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

    Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

    Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

    Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

    Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

    Запомни слова

Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считаются проигрышем. Нужно платить фант!

«Летит – не летит»

Всем известно, к слову «кит»

Рифма звонкая «летит».

Но кто слыхал, чтобы кит летал?

Давайте сыграем в «да» и «нет»,

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки,

Кто летит, кто не летит…

Тот в игре и победит.

Кто не вылетит ни разу.

Летит-летит орел,

Летит-летит козел,

Летит-летит щегол,

Летит-летит синица,

Летит-летит фазан,

Летит-летит сазан,

Летит-летит баклан,

Летит-летит лягушка,

Летит-летит старушка,

Летит-летит глухарь,

Летит-летит сухарь,

Летит-летит гагара,

Летит-летит утенок,

Летит-летит ворона,

Летит-летит корона,

Летит-летит сова,

Летит-летит трава

Летит-летит удод,

Летит-летит компот,

Летит-летит дворец,

Летит-летит кувшин,

Летит-летит пингвин,

Летит-летит дракон,

Летит-летит балкон.

Предлагаю вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали,

И не одну, а целых … две.

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи, а про себя их повтори

Разок, другой, а лучше … пять.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два, … марш!»

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

«Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Игры для детей старшего дошкольного возраста:

«Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

«Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

«Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

«Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

«Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

«Звенит» - «жужжит»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

«Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

«Есть волшебные слова, скажешь слово – слышишь два»

Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «ВЕСНА», «СОСНА». Слышите, получаются слова «НАВЕС» и «НАСОС». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:

Зверек, зверек, куда спешишь,

Как звать тебя, малышка?

Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ,

Я – МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил

Смышленого Данилку:

Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ

Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед,

Ни забот, ни горя нет.

Захочу, отдохну,

Есть моложе руки,

Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ

Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка:

Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!

Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? –

удивляется Иван.

«Найди ошибку»

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс:

Сорняки на гряде,

А морковка в БОРОДЕ. (В борозде)

По дороге на Машенька идет,

На веревочке козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)

Я осла узнаю сам

По его большим УСАМ. (Ушам)

Ехал дядя без ЖИЛЕТА,

Заплатил он штраф за это. (Без билета)

Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.

Желаем приятного общения!


Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Игры на развитие слухового внимания

Игры на развитие слухового внимания

«Что звучало?»

Задание: демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Да и нет не говорить»

Цель: развить внимание.

Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».

1)Ты любишь лето?

2)Тебе нравится зелень парков?

3)Ты любишь солнце?

4)Тебе нравится купаться в море или реке?

5)Ты любишь рыбалку?

6)Ты любишь зиму?

7)Ты любишь кататься на санках?

8)Тебе нравится играть в снежки?

9)Ты любишь, когда холодно?

10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

«Кто заметит больше небылиц?»

Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.

Задание: отметить все небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины.

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона.

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из пряжи,

Прядут там нити из сукна,

Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,

Там пьют из чашки бутерброд,

Из хлеба с сыром там котлеты,

Из мяса свежего конфеты.

С начинкой сладкой суп с фасолью,

В тарелках все там варят с солью…

В. Чантурия.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Уголь – бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).

«Исправь ошибки»

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был дот,

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

Рогатый дол

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

«Будь внимателен»

Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

«Послушай и повтори»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их.

«Дятел»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе

… … .; …. … и т. д., а дети повторяют за ним.

«Цепочка слов»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего

«Кто лучше слушает?»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

«Хлопки»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Запомни слова»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед называет 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке.

«Кто летит»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

«Найди картинку»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Задание: логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Губы логопеда закрываются

«Назови звук»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»

«Определи на слух самое короткое слово»

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.

«Слушай и делай»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.

«Где стучали?»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

«Алфавит»

Цель: развить внимание.

Задание: если играет группа детей, то каждому присваивается какая - либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком.

Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой.

С группой детей можно провести игру на выбывание.