Open
Close

Сказка Гауфа "Холодное сердце": разбор - Fairyland. Вильгельм Гауф: Холодное сердце

Ну вот, наконец-то я дозрела до разбора своей самой любимой сказки...а то, прочитав предыдущие обзоры, наверняка сложилось впечатление, что я каждую сказку готова непременно критиковать. А это вовсе не так: я люблю сказки, а уж эту люблю больше всех остальных.

- Золушка
- Русалочка
Король Дроздобород
- Гусятница


А теперь - к этой сказке! Первое - и главное: она не имеет никакого отношения к мультику с одноимённым названием про девочку Эльзу, которая всё превращала в лёд, это совсем другая сказка. Второе: она имеет весьма опосредованное отношение к фильму "Сказка, рассказанная ночью" про подмастерий и атамана разбойников - там эту сказку частично рассказывают в процессе фильма, главного злодея играет Калягин, но сказка обрывается ни на чём, и непонятно вообще, зачем её рассказывают.

Сама сказка - о бедном угольщике Петере Мунке, который хотел стать богатым:) История проста и незамысловата: она не о любви, не о приключениях, не о пиратских сокровищах - скорее о духовном выборе главного героя. А почему эта сказка нравится мне - потому что Петеру помогают духи Шварцвальда. Их, собственно, двое: добрый дух Стеклянный человечек и злой - Михель Голландец, или Михель Великан.

Суть, вкратце, такова. Жил-был бедный парень Петер Мунк, и не хотел он быть угольщиком, а хотел лёгких денег. Заходил он в таверну, где сидел богач Иезекиил Толстый, и танцевал другой богач - Вильм Красивый, и обоим Петер завидовал. А в деревне говорили, что помочь Петеру могут духи Шварцвальда: к примеру, Стеклянный человечек помогает - но только тем, кто родился в воскресенье между полуднем и двумя часами дня. Да ещё и тем, кто произнесёт заклинание в стихах:
Под косматой елью
В тёмном подземелье
Где рождается родник, -
Меж корней живет старик.
Он неслыханно богат,
Он хранит заветный клад.
Кто родился в день воскресный,
Получает клад чудесный!
Петер отправляется к Стеклянному человечку, который выглядит по описанию, как гном из немецких сказок: малый рост, островерхий колпачок, красные чулки и - стеклянная трубка. Петер не помнит окончания стиха и придумывает последние две строчки, рифмуя слово "воскресный" - и Стеклянный человечек исполняет два его желания (а третье выполнит, только если оно будет стоящим). И неспроста, желания у Петера глупые: он просит столько же денег, сколько в кармане у Иезекиила, и танцевать лучше Вильма, а вторым желанием - стекольный завод. Стеклянный человечек выполняет желания, оставляя третье про запас. Однако счастья это Петеру не приносит: однажды он выигрывает у Иезекиила полностью - и все деньги в его кармане исчезают (ведь у Иезекиила карманы пустые, и у Петера тоже исчезают деньги). Неужто герой не мог просчитать такой вариант? А стеклянный завод, которым руководит угольщик, незнакомый со стекольным ремеслом, приносит одни убытки. Ну, и Петер разоряется, и отправляется за помощью к Михелю Великану.
Михель описан в отличие от Стеклянного человечка совсем другим: он высокого роста, почти с сосну, и необыкновенной силы, у него хриплый густой голос, он в одиночку ворочает лес. Странно, я видела во сне этого духа: у него светлые, чуть растрёпанные волосы и серые глаза, как озёра гроз. Страшно привлекательная, суровая скандинавская красота - но даже во сне ни на минутку не забываешь, что Михель Голландец злой дух. Он готов давать деньги - но, как и все злые духи, не просто так, а взамен на живое человеческое сердце. Он тоже поёт свою песню:
- Золотом, золотом,
Чистым - без обмана, -
Полновесным золотом
Набивай карманы!
Не работай молотом,
Плугом и лопатой!
Кто владеет золотом,
Тот живет богато!..
Ясное дело, Петер соглашается на условия Михеля (поскольку деваться Петеру уже некуда) - и тот забирает у него живое сердце, и вкладывает ему в грудь каменный заменитель. Видать, Михель - коллекционер: у него в коллекции сердца всех богатеев и чиновников. Теперь денег у Петера полно, однако радости ему это не приносит: каменное сердце не радуется и не печалится. Результат не заставляет себя ждать: Петер женится на красивой девушке Лизбет - и видя, что она транжирит его деньги, наносит ей удар, от чего та падает замертво. Тогда он отправляется к Стеклянному человечку, и тот учит Петера, как получить у Михеля своё сердце обратно.

Казалось бы, что тут интересного? У сказки обычная человеческая мораль: делай своё дело, угольщик - получишь дивиденды, и не ищи лёгких денег. Однако сама сказка на редкость логична и закономерна и может служить хрестоматией, как действует Добро, и как - Зло. Вот какие выводы можно сделать:
- Добро помогает не всем, и всегда с оговоркой, что даёт не готовый продукт, а возможности для счастья. Зло же помогает всем, и за непомерную плату. Если для тебя такая плата приемлема - велкам!
- Добро даёт денег ровно столько, сколько нужно (две тысячи гульденов), Зло - даёт всегда гораздо больше(сто тысяч гульденов в первый раз, и сто - во второй). Однако в первом случае Петер знает, что делать с деньгами (покупает завод и играет в трактире), во втором - как будто теряет все жизненные ориентиры(путешествует, потом женится, потом пускает деньги в рост - бессистемно). Мораль: важно знать, зачем тебе деньги, которые ты у Судьбы просишь.
-Подтверждается пословица "Поосторожнее с желаниями: они могут исполниться". У Петера очень странные и глупые желания: получая то, о чём он мечтает, он счастливым не становится ни в первом, ни во втором случае. В первом случае он не умеет обращаться со стекольным заводом и влезает в долги, во втором - получает массу денег и не испытывает радости. Хотя почему-то, несмотря на каменное сердце, испытывает злость, когда его деньги разбазаривают.
- Добрый дух на вид маленький, злой - большой. Однако в конце сказки это соотношение полностью меняется (Стеклянный человечек вырастает, Михель Великан, наоборот, уменьшается). Что лишний раз знаменует, что Добро превышает Зло в душе героя.
-Зло отступит, если перестанешь его бояться и скажешь ему твёрдое "нет"

И ещё в этой истории есть несколько моментов весьма примечательных. В сказке рассказывается история Михеля Великана, как он сплавлял шварцвальдский лес в Голландию (за что и получил своё прозвище Голландец). Так вот, старый плотогон, рассказывая историю Петеру, прибавляет: "Одно только, пожалуй, верно: в такие ночи, как нынешняя, Михель-Голландец рубит и ломает старые ели там, на вершине горы, где никто не смеет рубить. Мой отец однажды сам видел, как он, словно тростинку, сломал ель в четыре обхвата. В чьи плоты потом идут эти ели, я не знаю.
Но знаю, что на месте голландцев я бы платил за них не золотом, а картечью, потому что каждый корабль, в который попадает такое бревно, непременно идет ко дну. А все дело здесь, видите ли, в том, что стоит Михелю сломать на горе новую ель, как старое бревно, вытесанное из такой же горной ели, трескается или выскакивает из пазов, и корабль дает течь. Потому-то мы с вами так часто и слышим о кораблекрушениях".

То есть, Михель даже и тут своей работой не действует бескорыстно: все его елки "взаимозаменяются". Вот такие они, злые духи-то...
В юности, когда я впервые прочла эту сказку, меня преследовал во сне самолично Михель Великан, который протягивал ко мне руку и требовал сердце:) Желал он, понятное дело, вовсе не моей любви, а весьма анатомическую деталь моего организма - и само собой, неизменно получал жёсткий отказ. Мне было жалко делиться своим сердцем:)

Бедный угольщик из Шварцвальда, Петер Мунк, «малый неглупый», стал тяготиться малодоходным и, кажется, совсем не почётным ремеслом, унаследованным от отца. Однако из всех идей как вдруг заполучить много денег, ему не нравилась ни одна. Вспомнив старое предание о Стеклянном Человечке, он пытается вызвать его, но забывает последние две строчки заклинания. В деревне дровосеков ему рассказывают легенду про Михеля-Великана, который дарит богатства, но требует за них большую плату. Когда Петер, наконец, вспомнил весь текст вызова Стеклянного Человечка, ему повстречался Михель, который сначала пообещал богатства, но когда Петер попытался убежать, бросил в него своим багром. К счастью, Петер добежал до границы его хозяйств, и багор разбился, а змею, в которую превратилась одна из отлетевших от багра щепок, убил огромный глухарь.

Оказалось, что это не глухарь вовсе, а Стеклянный Человечек. Он обещал исполнить три желания, и парень загадал хорошо танцевать, всегда иметь в кармане столько же денег, как у самого богатого человека их города, стекольный завод. Третье желание Стеклянный Человечек, разочарованный настолько материальными хотениями, посоветовал оставить «на потом», зато дал денег на открытие завода. Но завод Петер вскоре запустил, и все время проводил за игровым столом. Однажды у Толстого Иезекила (самого богатого человека города) не оказалось в кармане денег - следовательно, и Петер оказался ни с чем... Михель-Великан дал ему много звонких монет, но в взамен взял его живое сердце (на полках в жилище Михеля стояли банки с сердцами многих богачей), а в его грудь вставил каменное.

Но деньги не принесли счастья Петеру с холодным сердцем, а после того, как он ударил свою жену Лизбет, подавшую чашку вина и хлебец прохожему старику (это был Стеклянный Человечек), и она исчезла, пришло время третьего желания: Петер захотел вернуть себе горячее сердце. Стеклянный Человечек научил его, как это сделать: парень заявил Михелю, что не верит, будто он забрал его сердце, и тот проверки ради вставил его назад. Храбрый Мунк, чьё горячее сердце было твёрже камня, не испугался Великана, и когда тот одно за другим насылал на него стихии (огонь, воду, ...), неведомая сила вынесла Петера за пределы владений Михеля, а сам великан стал маленьким, как червяк.

Встретив Стеклянного Человечка, Мунк захотел умереть, чтобы закончить свою постыдную жизнь, но тот вместо топора принёс ему мать и жену. Шикарный дом Петера сгорел, богатства не было, однако на месте старого отцовского домика стоял новый. А когда у Мунков родился сын, Стеклянный Человечек преподнёс свой последний дар: подобранные Петером в его лесу шишки превратились в новенькие талеры.

Бывало у вас такое, что любимый и близкий вам человек вдруг становился скрытным, бездушным, холодным, жестоким по отношению к вам? У него исчезали все теплые чувства, вся радость. Он становился похожим на бесчувственный камень и это вас пугало. Сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» описывает такую историю. Рекомендую посмотреть по ней одноименную картину ниже.

Фильм Вильгельма Гауфа Холодное сердце смотреть

В 1950 году в ГДР был снят фильм «Холодное сердце» по сказке Гауфа. Это цветная лента. В начале в титрах написано об этом. На этом акцентируется внимание, потому что в те года основная масса картин была черно-белая.

Начинается все шумным веселым праздником и громкой музыкой. Жители городка что то отмечают. Тут перед нами впервые появляется угольщик Петер Мунк и другие персонажи сказки. Все танцуют, пьют и гуляют. Это продолжается довольно длительное время, в течении которого однообразный праздник начинает надоедать.

В фильме много подобного карнавала. Большая часть сюжета картины передается таким способом. Когда Мунк не в лесу у духов, то он постоянно с кем то гуляет в окружении шумной толпы. Это отличает это кино от книги.

Хочется отметить голандца Михеля. Он изображен очень колоритно. Один видящий глаз, уродливое харизматичное лицо надолго запоминаются.

В целом картина получилась удачной для своего времени. Она довольно четко следует сюжету книги, но несколько уступает мрачной таинственной атмосфере сказки. Можно также выделить для 1950 года хорошие спецэффекты. В книге довольно неплохой потенциал для хорошего высокобюджетного фильма. При хороших вложениях получилась бы отличная современная экранизация.

Описание и смысл сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце»

Главный герой – Петер Мунк. Молодой парень, живущий бедно в небольшом поселении, в котором большинство людей рабочих профессий: угольщики, стекольщики, лесорубы. Он и сам угольщик. В свободное от работы время он мечтает о чем-то большем, чем вечно прозябать в бедности в своем захудалом доме, он мечтает разбогатеть. Но он понимает, что в его ситуации нет никаких перспектив. Ему придется всю жизнь корячиться на своей тяжелой работе. В общем, кругом уныние и все вокруг бесперспективно. Думаю, многие испытывают то же самое и в реальном современном мире.

Сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце», пожалуй, самая мрачная и страшная из всех его произведений. И страх этот не от обилия жестокости и крови, а от умело нагнетаемой атмосферы безысходности и неизвестности. В сказке есть два духа – великан Михель и добрый стеклянный человечек. Оба они представлены жутковатыми и таинственными существами.

Посыл, мораль и идея сказки «Холодное сердце» довольно распространенные. Его можно кратко охарактеризовать пословицей: «Лучше синицу в руке, чем журавль в небе». Не надо гнаться за несметными богатствами, пытаясь добиться успеха нечестными путями. От этого ничего хорошего не выйдет. Он станет плохим, жадным, полностью потеряет себя, измениться в худшую сторону. По Гауфу, нужно добиваться успеха своими силами, делая маленькие шажки по направлению к этому. И пусть в итоге ты не добьешься чего-то большого и будешь влачить бедную жизнь, но зато это будет честно. Спорный посыл в современном мире, но в 19 веке, когда быть бедным крестьянином и рабочим было нормой, это было актуально.

Краткое содержание сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце»

Рассмотрим краткое содержание сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». Итак, у нас есть главный герой Петер Мунк. Он устал от своей никчемной жизни и решил разбогатеть. В округе ходят легенды о духе леса – стеклянном человечке, хранителе клада. Если прийти в лес на еловую опушку и произнести заклинание, то он явится и сделает тебя богатым. Только есть проблема – Мунк знает начало этого стишка-заклинания, но не помнит, как оно заканчивается. Долго вспоминал Петер, но так и не вспомнил.

Решил он попытать счастье и попробовать вызвать духа, с тем, что имеет. Пошел он в лес, произнес начало заклинания, но так к нему никто и не явился. В отчаянии побрел он домой, но пошел по ошибке не в ту сторону и пришел в чужое поселение. Там его приютили на ночь и рассказали о том, что в лесу живет еще другой дух – великан Михель. Это недобрый дух. Он играет на алчности людей, дает им несметные богатства и исполняет их желание, но от этого люди становятся скверными и плохими.

На следующее утро Мунк случайно у прохожих рифму на слова из стишка-заклинания, обрадовался и решил попытать счастье снова у хранителя клада. Когда он пробирался через лес, за ним увязался Михель. Он предложил Петеру несметные богатства, но наш герой знал уже об этом духе все и убежал от него.

На Еловом Бугре было произнесено заклинание, и явился стеклянный человечек, маленький в забавной одежде. Мунк загадал ему два желания. Первое – чтобы у него всегда в трактире были деньги в карманах, и их было всегда больше, чем у одного самого богатого посетителя. Второе – чтобы у него был стекольный завод. Дух рассердился из-за таких бестолковых желаний, но выполнил их. Третье желание он оставил на потом.

Сначала все было хорошо. Петер радовался новой жизни. Но вскоре стекольный завод его обанкротился, а в трактире он обыграл самого богатого посетителя и тем самым у него тоже в карманах исчезли деньги.

Он отчаялся, разозлился, и решил пойти к злому Михелю. Тот с радостью принял его, дал кучу денег, но взамен взял его сердце себе в коллекцию, а Мунку вставил каменное холодное сердце.

С тех пор наш герой перестал чувствовать что либо. У него исчезли все эмоции. Его больше ничего не радовало, он не испытывал к людям никаких чувств. Сказка Вильгельма Гауфа называется «Холодное сердце». Думаю не надо объяснять откуда пошло это название. Петер поездил по миру некоторое время без всякого интереса, а потом обосновался на своей родине. Сделался очень богатым, каждый был ему должен, так как он давал всем ссуды. Он прикупил себе огромный дом и к нему приходили бедные, кого он оставил без денег, и просили милостыню, но он всех прогонял. Родная мать стала нищей он и ее прогонял.

Мунк очень сильно скучал и решил обзавестись женой. Выбрал самую красивую и хорошую девушку и взял в жены. Невеста была и правда хорошая и добрая. Она помогала людям, давала денег. Петеру это очень не нравилось, и он кричал на нее за это. Как то она подала вина и хлеба бедному старику. Мунк заметил это и ударил ее из всех сил палкой по голове. От этого она померла.

Старик же оказался на самом деле стеклянным человечком. Он раздулся до огромных размеров, впал в ярость и пригрозил, что покарает убийцу, если тот не встанет на сторону добра через 7 дней.

Шесть дней Петер раздумывал, а на седьмой пошел на Еловый Бугор и попросил волшебника вернуть ему его сердце. Хранитель клада сжалился над ним и научил, как перехитрить злого Михеля и забрать обратно сердце.

Мунк сделал в точности все как сказал добрый лесовик. Ему, в конце концов, удалось получить свое сердце взамен холодного, и он вернулся к хранителю клада. Все чувства вернулись к нему разом, и он понял каком отвратительным человеком был. Он плакал, но добрый волшебник вернул ему жену с того света и сделал так, мать простила его.

Все его богатство сгорело, но стеклянный человек подарил ему просто, но добротный крестьянский дом, где он и зажил со своей семьей, бедно, но достойно. Но временем он немного разбогател и жизнь наладилась. Такое вот краткое содержание сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце».

Заключительные слова по поводу сказки «Холодное сердце»

Когда я впервые прочитал сказку Гауфа «Холодное сердце», я испытал два чувства. Первое это жуткий трепет и открытие того, что жизнь это не только череда позитива и радости. Правда жизни в том, что в ней больше негатива, боли и не все так чудесно. Второе это откровенный интерес к хитросплетениям и сюжету этого произведения. Действительно, сказку читать интересно и она тебя захватывает. Хочется узнать, что будет дальше.

Итак, для кого же эта сказка? Конечно, как и многие подобные вещи, она в первую очередь будет интересна детям. Но я бы не рекомендовал давать ее слишком маленьким ребятишкам дошкольного возраста. Хотя, если вы хотите, чтобы ваш ребенок узнал правду жизни пораньше, то сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» будет в самый раз для вашего малыша. Взрослые же будут в восторге от текста и непередаваемой атмосферы в любом случае. Фильм же рекомендуется для любителей старых и добрых картин.

Сказка Вильгельма Гауфа "Холодное сердце" вполне может быть отнесена к притчам. Даже завершающие сказку слова главного героя о том, что лучше довольствоваться малым, чем иметь богатство при холодном сердце, перекликаются с Евангельскими строками: "Малое у праведного лучше богатства многих грешников". Но для того, чтобы уразуметь во всей полноте смысл таких высказываний, нужно либо родиться необычайно мудрым, либо немало пережить-перевидать в жизни.

Малоопытным людям, особенно молодежи, кажется, что при наличии богатства можно осуществить самые заветные свои мечты. На самом же деле для счастья никому никогда не полезно иметь все, чего душа пожелает. Отсутствие мотивированности на жизненную активность, на стремление к самосовершенствованию - вот главные плоды чрезмерно обильного богатства. Людям в большинстве случаев только кажется, что получив все ими желаемое, они будут счастливы и благодарны судьбе.

Герой сказки Петер Мунк с помощью волшебников побывал на месте тех людей, чьим судьбам завидовал. Но в результате оказалось, что только тот вид трудовой деятельности, который был ему знаком от малых лет, мог принести ему устойчивый достаток, уважение от знакомых, друзей, соседей. Для работы угольщика у Петера были и навыки, и сноровка. А для успешного руководства стекольным заводом, Петер оказался недостаточно сообразителен. Ходить с надутым видом по предприятию сможет всякий, но не всякий способен так вести дела, чтобы иметь прибыль, а не банкротство.

Холодное, каменное сердце - метафорическое отображение людей, утративших человечность в своем благополучии. Для того, чтобы стать этаким Петером Мунком с каменным сердцем вместо живого, вовсе не обязательно встречаться со страшным великаном Михелем Голландцем. Достаточно подцепить одну из тупых расхожих сентенций типа "все бабы - стервы" или "все мужики - развратники и пьяницы". Тот, кто подхватит такого рода идейку, сделав ее главным ориентиром жизни - считайте уже заменил свое живое сердце на каменное. Нет никаких сомнений в том, что на жизненной дороге каждый человек может встретить плохих людей, обмануться в своих мечтах и надеждах из-за встречи с мошенниками, притворщиками, распутными негодяями. Но это не означает, что весь мир состоит исключительно из гнилых натур!

Верно также и то, что для того, чтобы чаще встречать в жизни добро и справедливость, надо самому быть добрым и справедливым. Никто не говорит, что в поисках добра и справедливости следует быть наивным и доверчивым. Напротив, внимание к советам мудрых людей, разумная осторожность при попадании в неизведанные обстоятельства - всегда помогают людям доброй воли избежать воздействия зла. Но и позволять своему живому сердцу становиться каменным, доверяясь грязным формулам - это страшная ошибка!

Как многие люди потеряли шанс быть счастливыми из-за того, что получив негативный опыт от встречи с испорченными персонами, не смогли своевременно разглядеть свою настоящую половинку, свою настоящую удачу! Для того, чтобы такое не происходило, важно не позволять никакой вредной идее вживаться в душу. Нельзя доверяться тем, кто советует заменить живое сердце на каменное!

Вильгельм Гауф

Холодное сердце


Если вы когда-нибудь попадёте в Шва бию, то не забудьте заглянуть в Шва рцвальд, что в переводе означает «Чёрный лес». Населяющие эту местность шварцвальдцы сильно отличаются от жителей остальной Германии. Они высоки, широкоплечи, у них крепкие руки и ноги. Всё это даёт им аромат высоких елей, который они вдыхают с детства. Дышат они свободнее, нежели жители окрестных долин, и видят зорче, и характер у них твёрже, хотя и суров.

Красивее всех одеваются жители баденского Шварцвальда. Чёрные куртки, спадающие узкими складками шаровары и остроконечные шляпы, обрамлённые широкими полями, придают их внешности нечто чужеземное и вместе с тем серьёзное и даже почтенное. Все они, как правило, занимаются выделкой стекла и часов.

Поодаль от них живут шварцвальдцы, с другими обычаями и привычками.

Эти шварцвальдцы торгуют лесом. Они валят и обрубают деревья и сплавляют их далеко-далеко - в Голландию: там, возле моря, хорошо знают этих шварцвальдцев с их длинными плотами. По пути они останавливаются возле городов и важно поджидают покупателей на свои брёвна. Но самые длинные стволы сбывают они голландцам за тяжёлое золото - голландцы строят из них корабли.

Сплавщики носят куртки из тёмного полотна, зелёные, в ладонь шириной, помочи через грудь и штаны из чёрной кожи. Из кармана штанов всегда выглядывает латунная линейка - отличительный знак сплавщика.

Но более всего гордятся они своими огромными сапогами. Таких высоких сапог нет ни в одном уголке земли! Сапоги эти натягиваются выше колен, и сплавщики могут бродить в них по глубокой воде.

Таковы обитатели Шварцвальда.

Ещё недавно все они верили в лесных духов. И духи эти тоже одевались по-разному. Уверяли, например, что маленький стеклянный человечек, добрый лесной гном ростом в три человеческих ступни, не показывается иначе как в островерхой шляпе с широкими полями, кафтане, шароварах и красных чулках. Зато Голландец-Ми хель, широкоплечий великан, ходит в одежде сплавщика. Говорят, что на его сапоги ушла не одна бычья шкура. «Они такие огромные, что обыкновенный человек влезет в них с головой!» - утверждают шварцвальдцы.

С этим Голландцем-Михелем и со стеклянным человечком связана одна очень странная история. О ней я и хочу вам рассказать.

Жила в Шварцвальде вдова - фрау Ба рбара Мунк. Муж её был угольщиком, и, когда он умер, вдова стала приучать к этому ремеслу своего шестнадцатилетнего сына.

Как у всякого угольщика, у Петера хватало времени на размышления. И когда он сидел один у потрескивавшего костра, лесная тишина и огромные деревья настраивали его на грустные мысли.

Он словно видел отца сидящим возле дымного костра, где выжигались угли, видел отца чёрным, покрытым сажей, вызывающим у людей отвращение.

В сердце к нему закрадывалась непонятная тоска. Что-то удручало его, злило - он сам не мог понять что!

Наконец Петер понял: звание угольщика - вот что его так угнетало.

Чёрный нелюдимый угольщик! Нищенская жизнь! - шептал он себе под нос. - Как уважают все стеклоделов, часовщиков, даже музыкантов в воскресный вечер!

Сплавщики леса тоже вызывали у Петера зависть. Увешанные серебряными побрякушками, в богатых одеждах, сидели они в трактире, протянув ноги, и наблюдали за танцующими. Они курили тонкие кёльнские трубки и роняли сквозь зубы заковыристые голландские словечки. Когда Петер на них смотрел, они казались ему самыми счастливыми людьми на земле!

Особенно поражали его трое, - Петер не знал, кому из них больше завидовать.

Один из них был толстяк с красным лицом. Он считался первым богачом в округе и был очень везучим. Звали его Толстый Езехиль. Два раза в год сплавлял он свой лес в Амстердам и каждый раз продавал его дороже всех.

Второй был самым длинным и худым человеком во всём Шварцвальде. Его прозвали Долговязый Шаркун.

В тесном трактире Долговязый занимал больше места, нежели четверо каких-нибудь толстяков. Потому что он всегда клал локти на стол. Или залезал с ногами на лавку. И никто ему никогда не перечил, потому что он был тоже баснословно богат.

Третий был красивый молодой человек. Он лучше всех танцевал, и поэтому его прозвали Королём Танцев.

«Если бы я был богатым, как Толстый Езехиль, или смелым и сильным, как Долговязый Шаркун, или таким известным, как Король Танцев!.. - думал Петер. - И где они только деньги берут?!»

Когда жив был отец Петера, к ним в гости часто приходили бедняки. Они подолгу беседовали с отцом о том, кто и как разбогател. В разговорах то и дело поминался Стеклянный человечек, живущий в лесу. Петер даже знал начало заклинания, на которое этот гном откликается.

Начиналось оно так:

Добрый гном в лесу еловом.
Клад хранящий под корнями.
Отзовись хотя бы словом…

Один раз Петер навёл на разговор об этом свою мать, но и она помнила только то, что знал сам Петер. И ещё она сказала, что Стеклянный гном показывается только тем, кто родился в воскресенье, в полдень. Петеру гном наверное показался бы, потому что он родился в воскресенье, ровно в двенадцать часов дня.

Бедный Петер! Когда он об этом узнал, он страшно обрадовался и возгордился.

Знать начало заклинания, да ещё быть рождённым в воскресенье, - разве этого недостаточно, чтобы увидеть Стеклянного человечка?

И вот однажды, продав свои угли, надел он отцовскую куртку, новые красные чулки и воскресную шляпу, взял свою длинную палку и простился с матерью.

Мне нужно в город, - солгал он.

На самом деле он отправился не в город, а к Большому Еловому Холму. Холм этот - самое высокое место в Шварцвальде. В те времена далеко вокруг не было ни одной деревни, ни одной хижины.

Петеру было жутко в этом лесу - здесь не слышно было человеческих шагов, даже птицы избегали этого места.

Угольщик Петер достиг вершины Елового Холма и стоял теперь под высокой, необъятной елью. За такую ель голландские корабельщики отвалили бы у себя дома не одну сотню гульденов.

«Где-то здесь, наверное, и живёт Хозяин лесных кладов», - подумал Петер.

Он снял шляпу, отвесил перед елью глубокий поклон, откашлялся и произнёс дрожащим голосом:

Приятного вечера, господин гном!

Ответа не последовало. Вокруг была гробовая тишина.