Open
Close

Сказка о потерянном времени краткое содержание шварц. Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

Невероятное произведение Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» было экранизировано в 1964 году. Поражает в фильме тонкое переплетение морали и чувства юмора. Сюжет произведения захватывает. Главного героя зовут Петя Зубов. Он большой лентяй, который никуда и никогда не спешит. Зачем спешить? Правда Петя вовсе не осознает, что его лень – это время, потраченное зря. Однажды утром Петя собирается в школу. Конечно, он опаздывает, ведь получать знания ленится. Тем временем четыре злых чародея понимают, что их силы слабнут. К ним пришла слабость. Вернуть свою силу можно, если найти лентяев и забрать у них их время.

Шварц: «Сказка о потерянном времени» краткое содержание

Волшебники забрали у детей время и сделали из них муку, а из них замесили тесто, из теста выпекли лепешки. Вот только немного не рассчитали с порцией и скушали лишнее. В итоге чародеи стали детьми, а дети стариками. Не обошла злая участь и главного героя Петю. Он пришел в школу и обнаружил, что теперь он старенький дедушка. Мальчик решил, что все это сон, поэтому он продолжает играть свою роль. После школы отправляется в город. Большим разочарованием является то, что взрослый дедушка ничего не умеет и не знает. А ему нужны деньги. Даже мама не узнала Тома.

На помощь мальчику приходит пес. Петя в отчаянии решает уйти в лес, ведь он не может больше жить в городе. Лес оказывается не обычным, а волшебным. Именно там живут злые чародеи. Петя находит их дом, а там обиженную кукушку. Волшебники ее не замечали и не давали воды. Петя в образе старика дает птичке воды. Она же помогает мальчику вернуть прежнее состояние вещей. Петя Зубов поворачивает часы в обратную сторону, заклинание перестает действовать, а колдуны исчезают.

Очень поучительной является сказка о потерянном времени. Краткое содержание дает понять, в ней есть много морали. Главная – время – это наша самая главная ценность. Его нельзя постоянно терять впустую. Друзья познаются в беде. А доброта всегда возвращается к тем, кто ее излучает. Если бы Петя не помог кукушке, она бы не захотела рассказать ему секреты. А если бы волшебники не были такими злыми, то птица не затаила бы на них обиду, не рассказала обо всем Пете.


Оказавшись такой любимой у детей, сказка была экранизирована. Мы предлагает посмотреть фильм «Сказка о потерянном времени» всей семьей. Устраивайтесь поудобнее и приятного просмотра!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!


Название произведения – «Сказка о потерянном времени»;

Для какого класса - 3 класс, 4 класс;

Жанр произведения – сказка, основная тема – большая ценность времени;

Сказка была написана в 1940 году;

В произведении мне больше всего понравился эпизод развязки: Петенька находит школьников, которых тоже превратили в стариков, приводит их в избу колдунов и поворачивает стрелки назад. Впервые в жизни дети приходит без опозданий! Дети снова дети, а злые волшебники исчезают.

Основные герои:

Петя Зубов – ученик 3 класса «Б» и главный герой;

Маруся Поспелова;

Надя Соколова;

Вася Зайцев;

Злые волшебники:

Пантелей Захарович;

Марфа Васильевна;

Ольга Капитоновна;

Сергей Владимирович;

Главный герой – лентяй Петя Зубов учится в 3-ем классе.

Герой не любит учиться, он постоянно обещает учителям догнать в учебе товарищей, но его постоянно одолевает лень. Однажды Петя узнает, что он состарился, и никто из его близких и знакомых не узнает его. Герой находит небольшой пустующий домик в лесу, где и ложится отдохнуть. Проснувшись, он видит, что хозяева все-таки вернулись и их четверо: две девочки и двое мальчишек. Они выглядят детьми, но ведут себя, как пожилые люди да еще и называют друг друга по имени и отчеству. Оказывается, что это и не школьники вовсе, а настоящие злые волшебники, и это именно благодаря им Петя стал старым. Они крадут у детей время, которое те тратят понапрасну. Чтобы вернуть себе прежний облик, ему нужно найти таких же товарищей по несчастью и вместе повернуть стрелки часиков-ходиков в доме колдунов обратно на 77 кругов.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Шварц «Сказка о потерянном времени» краткое содержание поможет вспомнить о чем это произведение.

«Сказка о потерянном времени» краткое содержание

Главный герой Петя Зубов, ученик 3-го класса в школе № 14. Он попусту тратил свое время, ленился учиться. Петя совсем не ценил время и тратил его на пустяки. Такими же лентяями были Зайцев Вася, ученик 2 класса, а так же девочки Наденька Соколова и Маруся Поспелова. Девчонки подружки все время болтают, а Вася любит считать ворон.

И вот однажды Петя превращается в старого дедушку. Даже тетя Наташа, гардеробщица, не узнала третьеклассника. Она подумала, что это его дедушка. Петя посмотрел в зеркало и увидел худощавого, бледного старичка, покрытого морщинами.

«Чуть не упал, затряслась его седая борода, крикнул басом: «Мама!», чуть не плачет, прошептал, пошёл куда глаза глядят»

Мальчишка убежал со школы. Но даже мама не узнала его. Петя пытался доказать ей, что он ее сын, но она видела перед собой пожилого дедушку.

Он не знает, что делать дальше, и убегает в лес, что расположен поблизости. Мальчик в образе дедушки ощущает полное отчаяние — он уже состарился, а так и ничего сделать не успел в жизни. И даже не заметил, как он постарел. Петя попадает в маленький лесной домик, где нет никого. Внутри горела керосиновая лампа, стоял стол и стулья, тикали часы и в углу был стог сена. Петя лег на кучку сена и тихонечко начал дремать.

Проснувшись, Петя видит, что вернулись хозяева: двое мальчишек и две девчонки. Они садятся за стол и начинают на счетах что-то подсчитывать. Петеньке эти дети кажутся подозрительными (ведут они себя как старики и обращаются к друг другу по имени и отчеству). Петя прячется и подслушивает их разговор. Зубову открывается страшная тайна: это совсем не школьники – мальчики и девочки, а настоящие злые волшебники. Именно они сделали так, чтобы Петя стал старым. Они воруют время у ребят, которые тратят его впустую. Кроме Пети, их злые чары распространились еще на троих детей.

Мальчик узнал, что у него есть возможность все вернуть на свои места.

«К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»

Петя находит детишек-старичков, превращенных волшебниками, и приводит их в лесную избу. Хотя это было и не так просто. Мальчик узнал лжестариков по повадкам и странному поведению, не характерному для пенсионеров.

Первую старушку-девочку Петя узнал по газете «Пионерская правда», которую та читала. А ещё по тому, что старушка ела булочку так, как едят многие дети: выковыривала из неё прежде всего самое вкусное - изюм. В конце концов она подобрала в снегу мячик и стала с ним играть. Старушка оказалась ученицей третьего класса - Марусей Поспеловой …

Другая старушка «нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек».

Труднее всего оказалось найти последнего старика, который катался на подножке трамвая по всему городу: «Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает».

Они все вместе приходят к нужному месту и поворачивают стрелки обратно. И самое удивительное, что чуть ли не в первый раз все у них получается без опозданий. Дети снова становятся детьми, волшебники-старики исчезли, а справедливость восторжествовала.

«Сказка о потерянном времени» краткое содержание для читательского дневника

Время — это очень важная вещь. Потерять его очень и очень легко, а найти чересчур сложно. Например, мальчик Петя. Он попосту терял время, плохо учился, прогуливал уроки. Этот Петя сам не заметил, как постарел. Злые волшебники отняли у него и еще нескольких детей молодость. Но в душе Петя был ребенком, а злые волшебники — стариками.Спастись от злых чар можно было так: прийти в избу волшебников ровно в полночь и повернуть стрелку на семьдесят семь кругов назад. Но для этого Пете надо было разыскать своих друзей — стариков и прийти туда вчетвером. К счастью,им это удалось. Они стали опять ребятами, а волшебники погибли.

Каждому учителю не раз приходилось слышать от своих бывших учеников (особенно тех, кто учился кое-как): «Эх, если б я раньше за ум взялся и времени не терял, мне бы не пришлось начинать всё с нуля, — я бы уже далеко был … »

Да, понимание того, что всё надо успевать делать в отведённое для этого время, приходит, к сожалению, не сразу. Умению ценить время,
тратить его с умом нужно учить с детства. Особенно это необходимо младшим подросткам, которым кажется, что жизнь — это череда игр,
развлечений и удовольствий. Нотациями мало чего добьёшься, а вот художественное произведение заставит задуматься и, может быть,
изменить отношение к собственной жизни.

Таким произведением стала для моих пятиклассников «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца. Предварительно школьникам даётся задание найти в толковых словарях определение слова «время», подобрать пословицы и поговорки, связанные с этим понятием, а также посчитать, сколько времени в день ребята тратят на пустяки, где они теряют минуты, часы (предлагается обратить внимание на утренние подьёмы, сборы в школу, домашние дела, игры, просмотр телепередач, разговоры по телефону, приготовление уроков и т. п.).

Подсчитанное время нужно умножить на 365 дней и получить в итоге количество потерянного за год времени. Начинаем урок с определения понятия времени. Что же такое время?

Ребята читают те определения, которые они выбрали из словарей. Должна сказать, что многие из них довольно абстрактны и дети не до конца понимают их: ведь в силу возраста их абстрактное мышление ещё недостаточно развито. Поэтому несколько скорректируем подобранные ими определения соответственно их возрасту.

Время — это продолжительность существования (бытия) чего-либо или кого-либо на земле, и для каждого существа (человека, животного, растения и т. п.) или предмета оно ограничивается определёнными рамками, которые мы называем возрастом, сроком; за ними наступает небытие, то есть кто-то или что- то перестаёт быть.

Какими единицами измеряется продолжительность бытия — возраст, срок? (Секундами, минутами, часами, днями, ночами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами и т. п.)

А чем конкретно измеряется человеческая жизнь? Только годами? Может быть, её можно измерить чем-то ещё с учётом того, куда и на
что тратились годы жизни?

Поразмыслив, дети приходят к выводу, что человеческую жизнь можно измерить тем временем, которое было потрачено на добрые и полезные дела (или, наоборот, на пустяки). И чем больше времени было употреблено на добро, тем длиннее и содержательней оказывается
жизнь. Мало того, она не заканчивается со смертью человека, а продолжается в доброй памяти о нём. Соответственно, время, потраченное
впустую, делает жизнь человека короче, и некому потом вспоминать о бездельнике и эгоисте …

А какие ещё понятия связывают время с жизнью каждого человека? (Возраст, детство, юность, молодость, зрелость, старость.)
Как вы думаете, какой из этих периодов в жизни человека самый важный? Почему вы так считаете?

Большинство ребят считает, что самый важный период в жизни человека — детство, потому что в детстве складывается представление о
мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», формируется характер, ребёнок учится общаться с людьми, что-то делать самостоятельно. Всё, что он возьмёт из детства, он принесёт с собой во взрослую жизнь; и если чему-то не научился в своё время, что-то упустил, ему придётся нелегко и понадобится много времени, чтобы наверстать упущенное в детстве. Не зря говорят: всё начинается с детства …

Учитель обобщает высказывания ребят и подчёркивает, что это как раз тот период, в котором они сейчас живут. Да, он самый ответственный и важный в жизни любого человека, но именно он пролетает быстрее всего. Как вы думаете, почему?

Детство — прекрасная пора, если она не омрачена какими- то обстоятельствами или событиями; это беззаботное время, когда дети
больше играют, многое за них решают взрослые, которые стремятся сделать детство своих детей ярким, радостным, полным впечатлений.
Порой это приучает детей к мысли, что вся жизнь должна состоять только из развлечений, которые кто-то им обязан устраивать, поэтому
они не задумываются о том, куда тратят своё время и каковы последствия этого.

А теперь давайте обратимся к вашей домашней «задачке». Итак, сколько потерянного времени вы насчитали? Задумайтесь, чем это
может обернуться.

Ещё перед уроком я наблюдала, как дети обменивались своими результатами, хвастались, у кого цифры получились больше, по-видимому, не задумываясь над сутью своих подсчётов. А в среднем у них вышло больше 40 дней в год, у кого-то чуть меньше, у кого-то больше. Один мальчик насчитал, что он таким образом может потерять 10 лет жизни! .. Когда подсчёты были доведены до логического конца, ребята в самом деле задумались и даже как-то растерялись от неожиданности при мысли, что из минут, потраченных на всякую чепуху, складываются недели, месяцы и годы …

Писатель Евгений Шварц тоже задумался об этом и написал «Сказку о потерянном времени». Сказка читается вслух учителем. Пятиклассники слушают её с интересом, несмотря на то что некоторым она уже знакома. После прочтения спросим:

Как вы думаете, если бы вы жили в сказочном мире, могла бы с вами приключиться подобная история?

Интересно, что в одном классе дети, заулыбавшись, почти хором ответили: «Да!», некоторые с уверенностью утверждали: «Со мной
точно могла произойти!» В другом классе большинство ребят убеждено в обратном: с ними такого произойти не может, потому что у них
всё время распланировано по минутам. В самом деле, многие дети посещают кроме общеобразовательной спортивные, художественные, музыкальные школы, занимаются в кружках.

Одна девочка призналась: «Папа всегда следит, чтоб у меня не было свободного времени. Стоит мне только что-нибудь закончить делать, он мне сразу придумывает новое занятие». Конечно, у многих детей график жизни очень плотный, и они даже отдыхать толком не успевают. Рационально ли так строить жизнь ребёнка — это уже дело родителей, но им стоит задуматься о том, не отнимают ли они у своего сына или дочери время, предназначенное для здорового отдыха. Сами дети не всегда
объективны в оценке своего рационально или нерационально потраченного времени. Сказка Шварца помогает им найти ориентиры.

Почему главный герой сказки Петя Зубов постоянно отставал от своих товарищей? На что он рассчитывал? Петя ленился и всё откладывал на потом:

«Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй я вас всех догоню!» А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею». Петя рассчитывал на то, что у него полно
времени и он когда-то догонит своих одноклассников.

Почему мальчик вдруг состарился уже в третьем классе?

В сказке Шварца злые волшебники стерегут даром потраченное ребятами время и с его помощью возвращают себе молодость и
продлевают жизнь. Здесь можно показать начало мультфильма «Сказка о потерянном времени», где звучит песенка злых волшебников на слова Юнны Мориц в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, предварив просмотр заданием найти в песне ключевые слова и объяснить их.

Кое-где кое-кто с кой-каким портфелем
Шёл однажды кое-как в кой-какую школу,
Шёл однажды кое-как и ловил ворон,
А за ним — тик-так, тик-так — времени вагон!



Об этом мы не скажем никому!

И пока ловил ворон кое-кто с портфелем,
Кое с чем украл вагон кое-кто с бородкой,
А бородку- то ему дал на память он,
Чтобы было кой-кому чем ловить ворон!
А мы всё время убиваем время,
Проматываем, прожигаем время.
А где берём всё время это время —
Об этом мы не скажем никому!

Песенка нравится ребятам, вызывают улыбку и старички с залихватскими манерами, с рогатками и седыми хвостиками. Дети без труда выделяют ключевые слова:

«А мы всё время убиваем время … » Убивать время — значит тратить его попусту, значит укорачивать свою жизнь. И кто же убивает его?
В песенке это делают злые волшебники, но ведь берут они то время, которое попусту тратят беззаботные и ленивые дети, то есть
тоже убивают его, отрывают от своей жизни, становятся по глупости и легкомыслию убийцами собственной жизни. Вдумайтесь в это!
Не кто-то, не обстоятельства, не болезни, а сами дети делают свою жизнь короче … Что может быть страшнее?!.

Почему злые волшебники так легко «проматывают» время? (Потому что оно краденное у таких лентяев, как Петя.)

Как почувствовал себя Петя став стариком? О чём он больше всего жалеет? Пете стало очень плохо, он почувствовал себя одиноким, никому не нужным, совершенно беспомощным, потому что он ничего не умеет и не знает: «Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей … И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже пенсии не дадут — ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» Больше всего Петя сожалеет, что ничему не научился.

Что же заставило Петю изменить отношение ко времени? Каким стало это отношение и как выразилось в действиях героя?
Забредя в лес, Петя оказался перед домиком, где жили злые волшебники. Из их разговора он узнал, куда девается попусту потраченное
время, понял, почему он стал стариком, а ещё он услышал рецепт своего спасения и понял, что нельзя терять ни минуты. Поэтому, когда
злые волшебники ушли, он отправился на поиски других ребят -стариков: « … не теряя напрасно времени … побежал, помчался в город искать стариков-школьников». Он знает, что если не успеет их найти и привести в дом волшебников, то не вернёт своё время и останется стариком.

Какой глагол теперь чаще всего повторяется в описании его действий? Почему?

Глагол бежать, потому что Петя спешит за потерянным временем. Всегда ли нужно бежать?
Нет, порой спешка может только замедлить дело, в спешке можно ошибиться, не зря люди говорят: «Поспешишь — людей насмешишь». И сам Петя, торопясь за своим временем, не подумал о том, что нужно запомнить дорогу, и говорит потом: «Иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом сберечь».

Каким образом ему удалось найти, узнать остальных ребят-стариков? Какие смешные детали их поведения помогли ему?

Дети, превращённые в стариков, узнаваемы по поведению: они ведут себя как дети. Первую старушку-девочку Петя узнал по газете «Пионерская правда», которую та читала. А ещё по тому, что старушка ела булочку так, как едят многие дети: выковыривала из неё прежде всего самое вкусное — изюм. В конце концов она подобрала в снегу мячик и стала с ним играть. Старушка оказалась ученицей третьего
класса — Марусей Поспеловой …

Другая старушка «нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек».

Труднее всего оказалось найти последнего старика, который катался на подножке трамвая по всему городу: «Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает».

Наконец все собраны, осталось только успеть перевести часы, но до них надо ещё добраться … Сели ребята в трамвай, «чтобы не терять времени даром», а тут вежливые школьники стали им места уступать: «Садитесь, пожалуйста, дедушки и бабушки! .. Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте».

Почему ребятам-старикам неловко от этих слов, краснеют они и садиться не хотят?

Да потому что знают, что не заслужили уважения и такого доброго отношения: не работали они, а бездельничали, время теряли —
ненастоящие они старики … Поэтому они рады-радёхоньки были, когда трамвай до леса дошёл: «соскочили все четверо — и в чащу бегом».
И здесь непросто пришлось ребятам, но всё-таки сумели решить сложную задачу. Почему им удалось это сделать?

Они очень хотели вернуть потерянное время и снова стать детьми. Ещё один из злых волшебников говорил: «От любого несчастья
может спастись человек, стоит ему только сильно захотеть». А если бы Пете не удалось найти своих товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться с задачей?

Вряд ли: ведь когда Петя начал крутить стрелки волшебных ходиков назад, он стал уменьшаться в росте и товарищам пришлось
его поднимать, чтоб он мог дотянуться до часов. Значит, помимо желания исправить ошибку, нужна была ещё и товарищеская помощь,
поддержка. Благодаря всему этому всё вернулось на круги своя.

Как вы думаете, как теперь будут жить эти ребята?

Они будут ценить каждую минуту и постараются научиться всему нужному и важному для будущей жизни. Но это произошло в сказке. А в жизни можно вернуть потерянное время? Всегда?

Время вернуть практически невозможно, поэтому лучше его вообще не терять, не тратить на пустяки. Иногда можно наверстать
упущенное, например по болезни или какой-то другой причине пропущенные уроки, выучить их самостоятельно.

Что для этого потребуется? (Конечно, старание, трудолюбие, терпение.)

Однако лучше всего научиться беречь время и тратить его только на хорошие и полезные дела. Найдите в сказке слова, которые выражают её главную мысль. «Помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». А теперь прочитайте те пословицы и поговорки о времени, которые вы нашли дома.

Ребята находят их довольно много:
Делу — время, потехе — час.
Всему своё время.
Не откладывай на завтра то, что можно
сделать сегодня.

Пропущенный час годом не нагонишь.
Деньги пропали — наживёшь, время про-
пало — не вернёшь.
Время — деньги.
Время упустишь — урожай потеряешь.
Всякому овощу своё время.
День долог, а век короток.
Минута час бережёт.
Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
Порядок время бережёт.
Вчерашнего дня не воротишь.
Всякое семя знает своё время.
Уплыли годы, как вешние воды.
Красное лето два раза в году не бывает.
Прожитое что пролитое — не воротишь.
Время руками не удержишь.
Время деньги даёт, а на деньги время не купишь.
Время — деньги, а денег всегда не хватает.
Выберите из этих пословиц те, которые
точнее всего раскрывают главную мысль сказки, объясните их.

Ребята выбирают: Всякое семя знает своё время. День долог, а век короток. Красное лето два раза в году не бывает. Вчерашнего дня не воротишь. Пропущенный час годом не нагонишь. Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Урок по литературному чтению в 4 классе.

Учитель начальных классов: Яковлева Е. П.

Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». (2 урок)

Цели :

Учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;

Отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

Выделять главное из прочитанного текста;

Развивать память, речь, мышление.

Задачи урока :

Личностные УУД:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Регулятивные УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам

Давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнёмся друг другу.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Мы сегодня снова будем c вами наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Я вам желаю успешной работы на уроке.

2.Стадия вызова.

Работа по парам.

Составьте из слов пословицу и узнаете тему урока.

– Прочитайте пословицы которые у вас получились, объясните их значение.

Какая пословица подходит к нашему разделу?

– Как вы ее понимаете? (Если ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)

– Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?

У чащиеся называют пословицы. (Сделал дело, гуляй смело. Делу время- потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Пропущенный час годом не нагонишь)

3. Мотивация к работе.

– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?

Время- это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить своё время. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказку о потерянном времени».

Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.

Приём РКМ «Верные и неверные утверждения»

Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что…»
Правила игры:

    У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.

    Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что...».

    Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

Верите ли вы, что…

    Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

    Злые волшебники считали время на калькуляторе. (СЧЁТЫ)

    Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

    Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

    Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

    До леса дети – старички доехали на троллейбусе. (Трамвае)

    Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

    Часы в доме волшебников называли часики. (Ходики)

    Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

    Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

Какие вопросы вызвали затруднения?
- На все ли вопросы вы ответили верно, мы узнаем в конце урока.
- Отложите листочки в сторону.

3.Стадия осмысления.

Беседа по содержанию.

Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми стариками.
-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик? (тётя Наташа)
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? (Всё произошло неожиданно)

Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
- Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
- Сожалеет ли Петя о случившемся?

Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?

Кто сидел за столом в лесной избушке?

Чем занимались мальчики и девочки?

Что забрали волшебники у ребят?

Что считали волшебники на счетах?

Почему волшебник не увидел Петю в сене?

О чем говорили волшебники в домике?

Куда побежал Петя, выбравшись из домика?

Одинаковым ли было поведение ребят?

4. Работа в группах.

1 группа С. 11 Маруся Поспелова ,

2 группас.12-13 Наденька Соколова ,

3 группа с. 13 Вася Зайцев.

Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? (Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо)
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.

Почему дети смогли победить волшебников? (Нашли друг друга и научились ценить время.)

Работа с текстом

Выборочное чтение по иллюстрациям к произведению.

Работа в паре.
- Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый , несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный , непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
-Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.

У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

5. Физкультминутка .

– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Перемещение во времени )

Работа над поговорками пословицами, фразеологизмами.

С.6«Все пропало»

С.8«Терять время понапрасну»

С.10 «Держать ухо востро»
С.6 пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
с.8 терять время понапрасну/ Бездельничать
с.10 держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным
с.13 как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то
с.13 и в ус не дует /Не обращает никакого внимания
с. 14 не терять времени даром

Работа в группе.

1 группа.
Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.
2 группа.
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.
3 группа.

Выделите главную мысль сказки.

Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну

От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.

Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о потерянном времени.

- Назовите главных героев отрывка?

- Назовите главную мысль увиденного отрывка?

Какой персонаж есть в сказке, а нет в мультфильме?

6.Итог урока.

Назовите пословицу, которая начинает наш раздел?

С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

Какое произведение Е.Л.Шварца читали на уроке?

Почему произведение названо сказкой?

Почему произведение названо «Сказка о потерянном времени?»

Чему учит эта сказка?

7.Рефлексия.

Возвратимся к нашим вопросам. Снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы, а вы в третьей строке ставите нужный знак.

Поднимите руку, чьё мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?

Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
- Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Меня удивило …

Я хочу похвалить … , за …

8.Домашнее задание.

На следующем уроке мы будем составлять план сказки.

Дома напишите отзыв о сказке, выразите свои мысли и впечатления. Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.

Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки». Спасибо за урок!