Open
Close

Виды мировоззрение человека. Мировоззрение людей

Мировоззрение - 1) совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов поведения. 2) это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире. 3) система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

Субъекты мировоззрения: - отдельный человек; - группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); - общество в целом.

Мировоззрение решает три основных вопроса: - отношение человека к миру в целом - познание и преобразование мира - общество в целом.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения, установки, идеи.

Мировоззрение включает компоненты (формы мировоззрения):

  • 1. Мироощущение - эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
  • 2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) - мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
  • 3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
  • 4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
  • 5. Менталитет - 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?

Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?

Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности -- родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных.

Типы мировоззрения:

Обыденное.

Мифологическое.

Религиозное.

Философское.

Обыденное (стихийное):

Источник: личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью.

Простейший вид мировоззрения, основа формирования более сложных видов мировоззрения

Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы; (+)

формируется в процессе личной практики (+)

складывается стихийно, на основе жизненного опыта (+)

широко распространено (+)

мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией (-)

неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний (-)

порождается непосредственными условиями жизни и передающимся опытом людей

носитель - средний человек, имеющий стандартное школьное образование и довольствующийся этим, далее не развивающийся. Часто это человек толпы.

Такое мировоззрение должно служить отправное точкой.

Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения.

По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми.

По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли.

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф.

Мифологическое:

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Причины возникновения: 1) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды -- природной и социальной; 2) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д.

Мифологическое мировоззрение - это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. (Дескриптативность -- стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур -- герои и боги в виде особых людей.)

Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения, формой социализации, подготовило почву для появления следующего типа мировоззрения.

Характерная черта - антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т. п.

Важнейшая особенность - отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. (Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью.)

Генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Не менее важную роль играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае, оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Сущность мифологического мировоззрения состоит в создании такой картины мира, в которой человек и мир слиты воедино образность, эмоциональность, некритический характер, мышление по аналогии, символизм, стереотипность.

Мифологическое мировоззрение - форма коллективного сознания, в котором личность растворяется в коллективных представлениях, обретая силу не в самостоятельном мышлении или в самостоятельных действиях, не в независимости от авторитетов, а в сопричастности к ним.

Функции мифологического мировоззрения: превращение хаоса в космос, или установление произвольного, символического, иллюзорного порядка в мире; создание иллюзии безопасности; объединение людей вокруг какой-то идеи или образа.

Причины возникновения:

  • * недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;
  • * развитие способности человека к абстрактному мышлению;
  • * усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм -- религиозный экстремизм, фанатизм, иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование (-)

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.

Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий: 1. Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель -- Будда. В центре -- учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; 2. Христианство -- 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак: вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения - Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм; 3. Ислам - 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель -- Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед -- посланник Аллаха. Основные ветви Ислама -- суннизм, шиннизм.

Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения.

Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея, сознание.

Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований: - Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений. - Они близки по форме отражения. Они обе - духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей форме, ибо и Бог, и философия - определенные абсолюты. - Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами).

Основа: рационально обработанный опыт; основывается на современных достижениях научного познания мира.

Причины возникновения: научное мировоззрение вызревает постепенно как результат усложнения труда, решения практических задач: измерений, вычислений, расчетов связанных с необходимостью строить сложные сооружения (ирригационные, дворцы, храмы, пирамиды), заниматься торговлей и обменом, создавать календари, заниматься навигацией и т.д.

Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания:

опирается на достижения науки (+);

включает научную картину мира (+);

обобщает итоги человеческого познания (+);

тесно связано с практической деятельностью людей (+);

реальность содержащихся целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей (+);

изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места (-).

Наука мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как:

  • 1. она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является главным вопросом всякого мировоззрения)
  • 2. любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе.

Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.

Научное мировоззрение - это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Философия как мировоззрение является предпосылкой возникновения науки.

Философское:

Основа: разум, обращенный к самому себе.

Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира человеком. В нем философия выполняет важнейшую функцию, по сути, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе.

Философия решает смысложизненные задачи человека теоретическим методом, она отвечает на его потребность в смысле жизни, пытается найти его, опираясь, в основном, на мышление и логику.

Философия и основанное на ней мировоззрение: 1. несовместимы с суевериями: она освобождает человека от призраков сознания, мифов и иллюзий, 2. стремится познать истину бытия, 3. благодаря ей человек может воспитать внутреннюю духовную свободу, занимать независимую позицию, развить мужество и способность самостоятельного мышления.

Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности.

В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать.

Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя.

Ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

Отражение мира в системе понятий

Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем.

Философский метод познания - это мысленное построение на основе имеющихся знаний и представлений предельно обобщённой модели, которая превосходит по уровню системных отношений объекты, осваиваемые научными дисциплинами.

Человечество в изучении Вселенной и окружающего нас мира опирается на философский и научный методы познания. Кроме философии и науки на мировоззрение цивилизации большое влияние оказывают религии и эзотерика. Но, ни религиозные течения, ни эзотерические направления, не имеют чётких определений, методов познания, а тем более практического подтверждения возможностей изучения окружающего мира.

мировоззрение философия религия вера

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура внутреннего мира : 1) познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность, получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется. 2) эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.) 3) чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.) 4) мировоззрение 5) направленность личности.

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения : 1) Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей.

2) Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

3)Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека - и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - ив этом его слабость. Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны религиозного мировоззрения - проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления «о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки- К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады - задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

мифологическое;

религиозное;

философское;

обыденное;

гуманистическое.

Мифологическое

Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.


Философия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]

Гуманистическое

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.

Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.

В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.

Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.

Виды мировоззрений бывают самые разнообразные, ведь в обществе сейчас доминирует плюрализм, то есть «сколько людей - столько и мнений». Совсем не обязательно быть философом, чтобы найти себя в жизни. Потребность в самоопределении необходима для любого мыслящего индивида, однако осуществляться может разными способами: на основе эмоций, мыслей, воспитания или традиций. Именно эти факторы и определяют виды мировоззрений. Так что же это такое?

Воззрение на мир

Понятие и виды мировоззрения - глубокая философская тема. В первую очередь необходимо понять, с чем же мы имеем дело. В общем плане мировоззрение - это поиск основы жизненного человеческого самоутверждения. Индивид осознает действительность, свою уникальность, отличие и единство со всем остальным миром. Мировоззрение, его виды и формы - это определяет представление человека о самом себе и своем окружении, это совокупность понятий о своем отношении с миром, о месте в этом мире и о своем предназначении. Это не просто набор знаний, а интегральное психологическое, духовное и интеллектуальное образование, так как человек не просто получает знания о тех или иных мировых законах, но и оценивает их, «пропускает» через себя. Это синтез целого ряда интеллектуальных и духовных образований: знаний, желаний, интуиции, веры, ценностей, взглядов, убеждений, принципов, идеалов, жизненных норм, стереотипов, надежды, мотивации, целей и другое.

Типология

Типы и виды мировоззрений - это не просто возможные разновидности. Для классификации необходимо выделить типичные признаки. На основе этого уже и разрабатываются разные мировоззренческие виды. Мировоззрение человека - сложная структура, и его типология в сравнении с обычным перечнем гораздо более вместительна и логически оправдана как способ ознакомления с целью дальнейшего, более детального изучения.

Разновидности классификаций

В первую очередь существует классификация по строению. Виды мировоззрений в этой типологии таковы: фрагментарное, противоречивое, целостное, внутренне согласованное и несогласованное. Различают также разделение по степени адекватности интерпретации реальности: реалистичное, фантастическое, искривленное и адекватное действительности. Существует интересная классификация по отношению к высшим сущностям (их отрицанию или признанию)- скептическое, агностическое, атеистическое, религиозное (теистическое). Виды мировоззрения также типизируют по социальным признакам, по культурным и историческим регионам и так далее. Фактически любой человек, который интересуется вопросами философии, может вносить свои индивидуальные коррективы в классификации и даже выводить новые типы.

Функции

Мировоззрение, его виды и формы играют очень важную роль в жизни любого человека. Функционально это такая форма духовного познания, которая интегрирует человека в этот мир, придает жизненные ориентиры. Зачастую мировоззрение формируется стихийно: человек появляется на свет, усваивает определенные представления и убеждения через своих родителей, окружение, социальные связи и прочее. Именно разработка своего видения позволяет человеку стать самим собой, познать свое «Я» - это и есть основная функция.

Разновидности

Мировоззрение - это общечеловеческое явление, так как оно характерно для каждого человека в нормальном состоянии. Грубо говоря, оно может отсутствовать у душевнобольных, у людей с серьезными заболеваниями психики, у новорожденных. Именно общий для всех людей характер предопределяет огромнейшее разнообразие различных взглядов, так как индивидуумы по-разному видят и самих себя, и мир в целом. Видом мировоззрения является определенная категория, которая объединяет в себе совокупность схожих параметров и черт. Она также имеет исторический характер и облекается в социокультурные формы. Основные виды мировоззрений: мифологическое, обыденное, научное, философское, художественное и религиозное. Они расположены в таком порядке не потому, что есть какие-то плохие и хорошие, высшие или низшие. Порядок выбран абсолютно случайно. Как видим, есть разные виды мировоззрения, таблица с краткими характеристиками которых представлена ниже.

Обыденное

Этим видом мировоззрения является отражение обстоятельств повседневной жизни, осознание собственных особенностей бытия каждого индивида в отдельности и уникальности людей в целом. Это уроки общества и самой жизни, именно поэтому они настолько убедительны и ясны. Другие виды мировоззрение человека не настолько опираются на повседневный опыт. Общественная природа индивида выражается тут наиболее ярко, и несет в себе опыт поколений, традиции народа. Именно на этом уровне существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор, что говорит о многих ценностях, выраженных и закрепленных в национальных особенностях того или иного этноса. Понятие и виды мировоззрения во многом опираются на особенность обыденного подтипа - здравый смысл. Именно он отражен и обобщен в народных поговорках и пословицах, однако нужно различать предрассудки и мудрость.

Мифологическое

Виды мировоззрений людей затрагивают не только социальный аспект жизни, но и индивидуально-духовный. Слово «миф» имеет греческое происхождение и означает «предание». Мифологическое мировоззрение - это одна из первейших форм мироописания, которая развилась из родоплеменного первобытного общества. У всех цивилизаций была своя собственная мифология - у вавилонян, греков, египтян, славян, германцев, кельтов, индусов и так далее. Все основные виды мировоззрения, говоря в общих чертах, «выросли» из этих религиозно-мистических представлений наших предков. Все мифологии можно охарактеризовать общими чертами:

  • они отражают зависимость жизни людей и их деятельности от сил природы и священных предметов;
  • люди олицетворяли природные явления, то есть наделяли их свойствами психики человека (способностью огорчаться и радоваться, симпатизировать и гневаться, помогать, вредить, прощать и мстить), таким образом осваивая эти силы, лучше понимая их;
  • олицетворение сил природы и явлений завершилось в политеизме (многобожии) - все мифологии в качестве важного компонента включали верования языческие.

Что же отражено в данном виде мировоззрения? Мифология - это источник сведений о древних народах, она содержит важные научные проблемы. Именно она - источник и арсенал богатых средств для творчества. Это богатейший и мощный пласт общечеловеческой культуры.

Религиозное

Виды мировоззрения были бы неполноценны без религиозных ноток. Научный атеизм рассматривал этот термин как совокупность веры в наличие сверхъестественных существ, первобытных культов примитивных народов, мировых религий (мусульманство, христианство и буддизм), языческих верований. Эта дефиниция была очень удобна для критики. В богословии же различают действительную (истинную) и мнимую (ложную) религию. Мнимой являются, например, языческие мифологические верования. Богословская терминология уязвима с точки зрения простой логики, но есть и верные мысли. Сам термин «религия» произошел от латинского слова, которое значило «совестливость». Именно поэтому религиозное мировоззрение основано не на вере в сверхъестественное, а на духовно-нравственных ценностях (языческие верования же были их лишены). Например, в христианстве среди «заповедей блаженства» (основных духовных качеств для любого верующего человека) можно выделить совесть - «чистоту сердца». Аналогичные моменты можно обнаружить и в других религиях. В монотеизме Бог представлен как единый творец всего мира, а также как носитель всех духовных, нравственных, моральных и этических ценностей и совершенств.

Научное

Такие виды мировоззрений, как научное и атеистическое, были разработаны еще в девятнадцатом веке Энгельсом. Он предсказывал, что уже в ближайшее время головокружительные успехи в познании законов природы позволят научному взгляду обойтись без натурфилософии, выработать собственную картину мира, а затем дополнять и уточнять ее. Именно так все и произошло: революции в химии, биологии, физике, появление «умной техники» - кибернетики, освоение космоса, идеи Эйнштейна, Циолковского, Сахарова, Вавилова, Вернадского, Фейнмана и прочих значительно повысили потенциал науки в мировоззренческом контексте. Теперь налицо сугубо научная картина мира - как он возник, как развился, как устроен на разных уровнях (мега, микро и макро), какие основные законы его бытия и существования. Естественно, до сих пор есть много вопросов, а теории зачастую многовариантны и гипотетичны, однако уже существует большое количество объективных закономерностей. Главной ценностью научного мировоззрения являются законы- природы, общества, физики, химии. Такой человек стремится все познать и подвести под логическое обоснование- и свой взгляд, и другие виды мировоззрения. Таблица с математическими данными, формула, график - это все является своего рода священными символами для подобного рода людей.

Художественное

Есть такие виды мировоззрения художественного: видение собственно художником окружающей действительности, реализация кредо творческой личности в произведениях искусства, переживания и впечатления воспринимающих людей. Одну особенность искусства - способность выразить индивидуальность человека - в свое время эксплуатировал экзистенциализм. Творчество не просто копирует индивидуальные характеристики, оно выражает их как существующее в действительности проявление эстетически прекрасного и значимого. Именно благодаря искусству человек духовно обогащается, впитывает в себя идею и чувство ощущения красоты. Прекрасное - не всегда «телесно красивое». Именно художественное мировоззрение рассматривает жизнь как идеал прекрасного и самого ценного, что есть у любого человека. Жизненные цели человека с подобными взглядами далеки от идеологических, коммерческих, политических, рекламных, учебных, воспитательных. Однако, так получается, что искусство способно сильно воздействовать на эмоции человека, и элементы творчества зачастую используют в вышеперечисленных сферах жизни.

Самым важным в жизни человека является то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы к нему относимся, формируется очень многое в нашем поведении и в отношении, и в индивидуальном осознавании жизни. Темой данной статьи станет проблема определения мировоззрения. Что означает данное понятие, и каковы его типы?

Характеристика мировоззрения

Это самая ключевая проблема, которой занимается философия. Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто связку «мир», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимосвязь, взаимоотношение, взаимопроникновение среды и человека.

Альбер Камю подметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным считал он также желание человека наделить все окружающее антропоморфными чертами, назвать его человеческим. Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить себе полноценную личность, поэтому нельзя переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии индивидуума.

Роль мировоззрения в жизни человека

В сборнике знаменитого одно время советского философа Щедровицкого Георгия Петровича говорится о том, что человеку сегодня, как ни печально, мышление как таковое не нужно, мы не используем его в современном мире. На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не встраивающейся в наш привычный уклад, в наше представление о себе и мышлении. Но если поразмыслить над высказыванием Щедровицкого, можно обнаружить в нем здравое зерно. Современный человек живет в очень стабильном мире без упоминания, конечно, тех пограничных точек, когда мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийным бедствием, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, нет ядерной войны, а каждый день напоминает день сурка, и это очень привычная ситуация. Более того, за нас с вами уже много подумали очень известные ключевые аналитики современности, когда решали, что нам есть, что нам покупать из одежды, что представляет собой идеальный человек, взаимоотношения между людьми, любовь, дружба. Именно они заложили нам в голову идею об «американской мечте». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.

Современные трактовки

В чем заключается роль мировоззрения в жизни человека? Сегодняшние философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые еще не ставились до них, умение находить выход из сложных запутанных противоречивых ситуаций, основываясь на «рацио», то есть рациональном компоненте своей жизни.

Если проанализировать наше повседневное бытие, то мы, к сожалению, в подавляющем большинстве скажем, что трудно участвовать в такого рода процессах, то есть нам непросто решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, уверить себя, что все пройдет само собой, нужно просто подождать или переложить ответственность на других. И все это вытекает из человеческого восприятия. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

Мысли материальны?

Мы помним о том, что мысли можно воплотить в жизнь, вкладывая в это какой-то мистический подтекст. Да, они на самом деле имеют свойства материализовываться, но работает все не по щелчку пальцев.

В зависимости от того, как мы думаем, какие именно вещи представляем себе, что именно проецируем, в конце концов выстраивается наша реальная жизнь. Так какую роль в жизни человека играет мировоззрение? На этот вопрос можно найти бесчисленное количество ответов. Однако одно из наиболее популярных и известных сегодня определений звучит следующим образом: «Мировоззрение - это совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в нем, о возможностях и способах превращения возможностей в действительность».

Эта трактовка предполагает подход к каждой отдельной ситуации индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, создающей тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и превращают их в действительность, имеют различные совокупные представления о том, что есть хорошо, а что есть плохо. получили название «О сущем и о должном»: то, что есть, и то, что должно быть на самом деле.

Право на мнение

Как утверждает философия, играет и должно играть огромную роль в жизни человека мировоззрение в современном мире, потому что все это в целом помогает человеку формировать мнение. Настоящее, свое собственное, неподдельное, оригинальное, не подверженное какому-то стандартному шаблонному поведению, пропитанному заготовленными ярлыками, предрассудками, стандартными установками. Само явление и его структура будут представлены ниже в статье.

Понятие, типы, уровни

Что же на самом деле это такое, и какую роль мировоззрение играет в жизни человека? Используемое в привычном для нас ключе понятие впервые употребил представитель классической немецкой философии Фридрих Шеллинг. Он предположил, что есть такая интересная вещь под названием «взгляд на мир» и что этим воззрением обладает каждый человек.

Сегодня мы говорим о том, что определение «мировоззрение» включает в себя несколько компонентов: во-первых, это мироощущение, мировосприятие, это собственно уровень мировоззренческий, и миропонимание. Рассмотрим подробнее.

Мироощущение

Это первичное пребывание человека в этом мире, уровень комфортного либо дискомфортного нахождения в окружающей среде. Особенности мировоззрения заключаются в том, что даже у младенцев, которые еще не являются в полном смысле личностями, которые еще не социализированы, уже имеют зачатки мировоззренческого уровня.

Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть необычные вещи. К примеру, поза ребенка, когда он спит, раскидав в стороны руки и ноги. Это положение полного принятия мира, когда ребенок чувствует себя в безопасности и уюте, ему хорошо и комфортно.

И есть другой тип детей, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители. Эти дети, которым еще далеко до становления личности, редко кричат. По одной простой причине: потому что понимают, что им кричать бесполезно, ведь все в таких местах происходит в строго определенные часы. Таким образом уже этот несформировавшийся человек заботится о том, чтобы ресурсы не тратились напрасно. Он сохраняет свои силы и энергию.

И вот такой момент нахождения комфортности - это уровень нашего эмоционального чувственного состояния, наших настроений, переживаний, текучих, пластичных, изменчивых эмоциональных состояний. По той же причине, проснувшись и увидев на улице снежную сказку, красоту, мы ощущаем, что внутри что-то встрепенулось, появилась радость. А если за окном дождь, слякоть, состояние очень неприятное, мы включаем грустную музыку и впадаем в меланхолию.

Образ жизни, который ведут люди, не поддается такому жесткому осмыслению, развитию мировоззрения.

Мировосприятие

Компонент нашего мировосприятия - это то, как мы смотрим на мир, взаимоотношения, это уровень рассудка, здравого смысла, уровень формирования элементарных связей между собой, другими людьми, индивидом и окружающим. Уровень мировоззрения, как уже упоминалось, - совокупность более общих представлений о себе и месте в этом мире.

Миропонимание

Это уже совокупность (система) понятий, которые являются отвлеченными абстрактными дефинициями, то есть взаимосвязи между представлениями, которые существуют в психике каждого человека. К особенностям мировоззрения можно отнести еще тот факт, что оно может существовать и без языковых средств, у нас есть внутреннее ощущение, и мы можем не высказывать его вслух.

Но миропонимание невозможно без языкового аналога, то есть нельзя уяснить и понять какие-то вещи без их проговаривания.

Элементы мировоззрения

В компоненте современного мировоззрения обычно в литературе выделяют четыре элемента. Во-первых, это познавательный и когнитивный аспект, все те практические, элементарные, которые каждый из нас приобретает на протяжении всей своей жизни. Как правило, на него оказывают огромное влияние такие моменты, как географическая составляющая (место рождения человека), исторический момент (эпоха), присутствующий в жизни абсолютно любого человека эмоциональный фон, темперамент, особенности нервной системы, отличительные черты среды, в которой мы вырастаем, характер (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), акцентуация характера (педантизм, абсолютная свобода).

Сюда также можно отнести такое явление, как нормы и ценности. Важно учесть нормы религиозные, социальные, ценностные, исторические.

Мировоззрение и жизненные ценности зависят не только от страны, эпохи, географии, но еще и от пола. Все это закладывается в нас практически с самого момента появления на свет. Например, до сих пор девочки и мальчики воспитываются по-разному, то есть их по-разному учат относиться к боли, к другому человеку.

Еще одна составляющая формирования мировоззрения - это практика. Без претворения его в жизнь этот фактор не существует. Как в свое время сказал Карл Маркс, «практика - критерий истины». То есть мы можем иметь разные взгляды и представления о мире, но без претворения их в реальность успеха добиться невозможно. Мировоззрение, дающее нам какие-либо дивиденды, считается удачным.

Виды мировоззрения

В философской литературе выделяется два вида: обыденное и научное. Сегодня мы говорим о том, что у обыденного мировоззрения наблюдается стихийный характер. Это обозначает, что мы не прикладываем никакого осознанного усилия к формированию мировоззрения, то есть оно обусловлено настоящим моментом, сиюминутной текучей данной ситуацией. Для него характерна методологическая всеядность, то есть впитывание разных взглядов, подверженность чужому мнению без особой критики. Таким образом, обыденный взгляд на мир чисто субъективный, основанный на суждениях, которые в свою очередь имеют тенденцию заменяться, порой даже на противоположные.

Научный же вид характеризуется следующими чертами: логическая непротиворечивость (наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, все события, которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие-то поступки), системность сознания, его структурность, самостоятельность мышления. Такой личности трудно навязать чужое мнение.

Типы мировоззрения

Понятие мировоззрения и его структура могут быть представлены в различных ключах, однако исторически основы мировоззрения сложились из трех типов. Первый тип самый основной, самый глобальный, который возникает раньше всего. Это мировоззрение мифологическое. Оно зарождается в области легенд и преданий.

Человек, находящийся во власти мифологического мировоззрения, - это несвободная личность. Наподобие человека архаического, скованного цепями неволи, который был зависим от всех природных явлений и собственных соплеменников, ведь он не имел права на свое личное мнение. В случае ослушания его могли подвергнуть смерти или остракизму (изгнанию).

Мифологический тип

Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.

Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.

Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.

Религиозный тип

Второй тип - это тип религиозного мировоззрения. Ученые связывают появление религии с развитием классового общества, зарождением неравенства как социального, так и материального.

Так возникла железная необходимость избавиться от возможного общественного напряжения, переворотов, революций. Религия легко и удобно перехватила эстафетный флаг у мифологии в целях избегания смуты. Даже сам термин «релегае» означает «связывать». Религиозное мировоззрение, значение которого состоит в большей прогрессивности для общества, в этом смысле обходит мифологическое. В религии человек имеет право на некую свободу. Особенно ярко это выражено в христианстве через свободу воли: бог управляет мирозданием, а за свою судьбу мы в ответе сами.

Если сравнивать божеств Древней Греции и христианских, то можно увидеть, что греческие боги обладали явственной сущностью и не всегда превосходили человека, в то время как боги в современных религиях являются сверхъестественными. Несмотря на кажущуюся секуляризацию, верования в высших существ уходят с ведущих позиций, однако еще ближайшие годы они точно будут крепко держаться на троне всемирной власти.

Философский тип

Третий тип мировоззрения - философское. Оно характеризуется наличием свободной критической оценки себя, другого человека, мира, общества, своего места в этой жизни.

Оно является одним из самых прогрессивных мировоззрений на данный момент. Ведь оно выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональный аспект, независимо от чувственного осознания себя в этом мире. Это умение использовать «рацио», интеллект. Самым важным в философском мировоззрении является выработка собственного мнения, взгляда на жизнь. Оно может быть присуще абсолютно любому человеку, необязательно философу.

Можно ли поменять мировоззрение?

Не секрет, что на протяжении всей жизни взрослый человек растет психологически над собой, приобретая новые знания и опыт. Иногда совершенно крутые повороты способны изменить человека до неузнаваемости. Бывало такое, что ярые церковные фанатики становились заядлыми атеистами, бывало и наоборот. Успешные люди могут бросить многомиллионный бизнес и отправиться путешествовать или жить в какую-нибудь деревеньку. Мировоззрение - как пластилин, его можно мять, менять и строить через совершенствование, стремление к нравственным идеалам, путешествуя по свету. Для познания самого себя нужно читать немало философской и психологической литературы.

Мировоззрение в ХІХ веке

После распада СССР многие люди испытали ми ровоззренческий кризис, который появился из-за крушения надежд и идеалов, заложенных в коммунистическом обществе. Сейчас все базируется на потреблении, все всего достойны, понятия чести, уважения, любви ушли на второй план. Эпоха потребителей заложила мысль в обществе: "Жизнь - удовольствие". Это чистый гедонизм во всем его проявлении. С другой стороны, это не такой уж и плохой способ отвлечь людей от негативных мыслей.

Надеемся, данная статья максимально ясно осветила понятие мировоззрения и его структуру, ведь простота изложения - залог понимания информации.