Open
Close

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами. Выявление зависимости между компонентами природы

Данилова Светлана Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 20"
Населённый пункт: г.о. Подольск
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Практические работы в 8-9 классах
Дата публикации: 28.02.2019
Раздел: среднее образование

География России.

Программные практические работы, обязательные для выполнения

ПРИРОДА

Раздел

Тема

Практические работы

Оценка

геологическое

строение и

минеральные

1. Определение поясного времени по карте часовых поясов.(Решение

задач в тетради.)

№ 2. Сопоставление тектонической и физической карт и установление

зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных

территорий; объяснение выявленных закономерностей. (Заполнение к/к.)

№ 3. Определение и объяснение закономерностей размещения

магматических осадочных полезных ископаемых по тектонической

карте. (Работа с к/к. сопоставительная таблица в тетради.)

агроклиматиче

ские ресурсы

№ 4. Определение по картам закономерностей распределения суммарной

и поглощен ной радиации и их объяснение. (Заполнение таблицы в

тетради.)

№ 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для

различных пунктов. Составление прогнозов погоды. (Сравнительная

таблица в тетради.)

№ 6. Выявление закономерностей распределения средних температур

января и июля, годового количества осадков. (Работа с к/к и выводы в

тетради.)

№ 7. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

(Решение задач в тетради.)

Внутренние

воды и водные

№ 8. Определение по картам и статистическим материалам

особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек,

возможностей их хозяйственного использования. (Заполнение таблиц в

тетради.)

Почвенно-

раститель-

ный покров,

животный

почвенные и

биологические

№ 9. Определение по картам условий почвообразования для основных

зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер

растительности)

Природные

комплексы

Природные

№ 10. Выявление по картам зависимостей между природными

компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон. (В

тетради схема, таблица.)

Человек и

Природные

№11. Выявление по картам и статистическим источникам природных

ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов.

(Заполнение к/к, выводы на отдельном листочке.)

№ 12. Составление по картам и статистическим материалам

характеристики одного из видов природных ресурсов (значение,

составные части, распределение по территории, пути и способы

рационального использования). (Заполнение таблицы в тетради,

составление схемы.)

Практическая работа № 1

Определение поясного времени по карте часовых поясов

Цели

работы:

выполнения

практической

используя текст учебника

«Часовые пояса»

Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское

время, летнее время.

Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

I. Теоретическая часть (время выполнения 15 мин).

Изучив текст § 3 и рис. 5 на с. 24:

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за I ч, за 4 мин.

2. Какое время называется местным?

3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

В каком часовом поясе находится Ставрополь?

Что называется поясным временем?

Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии

перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

Какое время называют декретным, летним, московским?

Обсуждение вопросов (10 мин).

II. Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени (выполняется в тетради,

время выполнения 10 мин).

Пример: определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Краткая запись условия: Москва - 10 ч.

Якутск - ?

Последовательность выполнения задания:

определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - в 8-м;

определить разницу между часовыми поясами:

определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку -

увеличивается:

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч вечера.

Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Дополнительные задания

На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового

пояса в 8-й? в 1-й?

Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в

Мурманск на такое же расстояние не надо?

Чем отличается поясное время от декретного?

Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли

это, что их жители живут по одинаковому времени?

4. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря, если оно было послано из

Практическая работа № 2

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения

земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

Цели работы:

1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

физическую

тектоническую

определите,

тектоническим

структурам

соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры.

Выявленную закономерность объясните.

(Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на

более 5 указанных в таблице форм рельефа.)

Формы рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические

структуры,

залегающие в

основании

территории

Вывод о зависимости

рельефа от строения

земной коры

Восточно-Европейская

Среднерусская

возвышенность

Горы Хибины

Западно-Сибирская

низменность

Алданское нагорье

Уральские горы

Верхоянский хребет

Хребет Черского

Сихотэ-Алинь

Срединный хребет

Практическая работа № 3

Определение и объяснение закономерностей размещения

магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте

Цели работы:

1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных

ископаемых.

2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата

территория нашей страны.

Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные)

приурочены к осадочному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ

на поверхность (щитам и массивам)?

Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

Результаты

проведенного

оформите

сделайте

установленной

зависимости.

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной зависимости

Древние платформы:

осадочный чехол; выступы кристал-

лического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь...)

Магматические (...)

Молодые платформы (плиты)

Складчатые области

Практическая работа № 4

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной

радиации и их объяснение

Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, называется суммарной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагревает земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.

Цели работы:

1. Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные

закономерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

Последовательность выполнения работы

Рассмотрите рис. 40 на с. 71 учебника. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карге?

В каких единицах она измеряется?

Каким способом показан радиационный баланс? В каких единицах он измеряется?

Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных

широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Пункты

Суммарная радиация,

Радиационный баланс,

Мурманск

С.-Петербург

Екатеринбург

Ставрополь

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной

радиации. Объясните полученные результаты.

Практическая работа № 5

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление

прогнозов погоды

Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах - синоптических,

которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые

обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Синоптическая карта создавалась постепенно. А. Гум-

больдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р.

Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и составлял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться

составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы -

Последовательность выполнения работы

Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей состояние погоды на 11 января 1992 г. (карточка).

Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается

прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Омск

Чита

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление

гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает

влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее

Практическая работа № 6

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества

осадков

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины

такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа

обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

Рассмотрите рис. 48 на с. 81 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по

территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где

расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в

нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод,

влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рис. 49 на с. 82 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в

июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие.

Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное

влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рис. 50 на с. 84 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где

выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на

распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа № 7

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов

Цели работы:

1. Сформировать знание о коэффициенте увлажнения как об одном из важнейших климатических показателей.

2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

Последовательность выполнения работы

Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запишите определение понятия «коэффициент

увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите коэффициент увлажнения для следующих городов:

Астрахани, Норильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Петропавловска-

Камчатского, Хабаровска, Владивостока (можно дать задания для двух вариантов).

Выполните расчеты и распределите города по группам в зависимости от коэффициента увлажнения.

Результаты работы оформите в виде схемы:

Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в формировании природных процессов.

Можно ли утверждать, что восточная часть территории Ставропольского края и средняя часть Западной

Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

Практическая работа № 8

Определение по картам и статистическим материалам особенностей литания, режима, годового стока,

уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования

Реки - «продукт климата».

А. И. Воейков

Питание и режим реки обусловлены климатом, падение реки определяется рельефом территории, по

которой протекает река.

Цели работы:

1. Определить особенности питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможности ее

хозяйственного использования.

практических задач.

Последовательность выполнения работы

I. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учебника, рис. 65 на с. 99, рис. 68 на с. 100, табл.

«Крупные реки России» на с.298

Составьте характеристику реки Лены по предложенному плану.

Река Лена

1. Исток, направление течения, устье

2. К бассейну какого океана принадлежит

3. Источники питания

4. Особенности водного режима:

продолжительность ледостава

половодье

5. Годовой сток

6. Длина реки

7. Падение реки

8. Уклон реки

9. Возможность ее хозяйственного использования

Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись

данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отмечены исток и устье; 3)

показано, к бассейну какого океана принадлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенности

водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны падение, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее

хозяйственного использования. Знаки легенды карты придумать самостоятельно.

Практическая работа № 9

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество

тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на

основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

На основе анализа текста учебника, с. 120-124, почвенной карты и почвенных профилей (учебник, с. 122-

123) определите условия почвообразования для основных типов почв России.

Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариант

Типы почв

Географическое

положение

Условия почвооб-

разования

(соотношение

тепла и влаги,

характер

растительности)

Особенности

почвенного

профиля

гумуса

Плодородие

Тундровые

Подзолистые

Дерново- подзо-

Серые лесные

Черноземы

Бурые полу-

Серо- бурые

Практическая работа № 10

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на

примере одной из зон

Цели работы:

1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для

решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите

зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.

На схеме стрелками укажите выявленные взаимосвязи.

Животные

облик зоны

Деятельность

человека

проблемы

Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.

Практическая работа № 11

Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на

примере отдельных районов

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть

использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия».

Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и

хозяйственную деятельность человека.

Цели работы:

1. Используя различные источники географической информации, выявить природные ресурсы и условия их

освоения на примере Кавказа.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения

практических задач.

Последовательность выполнения работы

На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа на с. 16-27 установите,

какими природными ресурсами богат данный район.

На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные

ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты должны

соответствовать знакам легенды атласа.

На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы

являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените

условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления,

связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

Практическая работа № 12

Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов

природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы

рационального использования)

Восхождение человечества к вершинам прогресса теснейшим образом связано с использованием им

разнообразных даров природы - природных (или естественных) ресурсов.

Цели работы:

1. Составить по картам и статистическим материалам характеристику водных ресурсов.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения

практических задач.

Последовательность выполнения работы

На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, составьте характеристику водных ресурсов по

предложенному плану.

Результаты оформите в виде таблицы.

План характеристики

Характеристика водных ресурсов

1. Значение

неисчерпаемые, если исчерпаемые, то возобновимые или

невозобновимые)

3. Составные части

4. Распространение по территории

5. Пути и способы рационального использования

НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО

Раздел

Тема

Практическая работа, формы их выполнения

Оценка

Население

№ 1. Определение по картам и статистическим

материалам закономерностей в размещении

населения и их объяснение. (Работа с к/к и

письменный вывод.)

№ 2. Определение по картам и статистическим

материалам крупнейших народов и закономерностей

их размещения. (Заполнение таблицы.)

№ 3. Определение по статистическим материалам

тенденций в изменении числа занятых в различных

отраслях и сферах современного хозяйства страны.

(Таблица и выводы в тетради.)

Хозяйство

География

отраслей

межотраслевых

комплексов

№ 4. Определение главных районов размещения

отраслей трудоемкого и металлоемкого

машиностроения по картам. (Таблица в тетради.)

№ 5. Составление характеристики одного из угольных

бассейнов по картам и статистическим материалам.

(Заполнение таблицы в тетради или описание по плану.)

№ 6. Составление характеристики одной из

металлургических баз по картам и статистическим

материалам. (Работа с к/к.)

№ 7. Определение по картам главных факторов

размещения металлургии меди и алюминия. (Таблица в

тетради.)

№ 8. Составление характеристики одной из баз

химической промышленности по картам и статистическим

материалам. (Таблица в тетради.)

№ 9. Определение по картам и статистическим

материалам основных районов выращивания зерновых и

технических культур, главных районов животноводства.

(Письменная характеристика в тетради или заполнение к/к

с подробными выводами.)

Хозяйствен

№ 10. Составление схемы производственных связей на

примере одного из районов (по выбору учителя.)

№ 11. Сравнительная характеристика хозяйства двух

районов (по выбору учителя). (Сравнительная таблица в

тетради.)

Практическая работа № 1

Определение по каргам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и

их объяснение

Цели работы:

1. Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей

плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.

2. Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы

предъявленного учебного материала (карты атласа, текстовые карты, статистические материалы), делать

обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

Определите среднюю плотность населения России.

Рассмотрев карту атласа «Население», текстовые карты учебника, с. 48, рис. 9; с. 56-57, рис. 14; с. 58-59,

рис. 15, сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение

населения по территории страны?

На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и

хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.

Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.

Практическая работа № 2

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их

размещения

По переписи 1989 г. в России выделено 130 народов. Каждый из народов отличается по языку, укладу

жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. По языковой

принадлежности народы России относят к 4-м языковым семьям: индоевропейской (89% населения),

алтайской (6,8%), кавказской (2,4%) и уральской (1,8%). В состав языковых семей входит много

языковых групп.

Цели работы:

1. Определить крупнейшие народы Российской Федерации и особенности их размещения.

2. Продолжить формирование умения работать с картами и статистическими материалами, делать на основе

их анализа обобщения, выводы.

Последовательностьвыполнения работы

Пользуясь табл. 13 учебника на с. 40, определите крупнейшие народы.

Анализируя карту атласа «Народы» на с. 13, определите основные районы размещения крупнейших

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Языковые семьи

Крупнейшие народы

Районы компактного проживания

Индоевропейская

Алтайская

Уральская

Кавказская

Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?

Практическая работа № 3

Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных

отраслях и сферах хозяйства страны

Цели работы:

1. На основе анализа статистических материалов определить изменение числа занятых в сферах народного

хозяйства.

2. Продолжить формирование умения анализировать статистические материалы, делать обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

Изучите табл. «Распределение населения России, занятого в народном хозяйстве, по отраслям» (в %).

Отрасли народного хозяйства

Годы

Промышленность и строительство

Сельское и лесное хозяйство

Транспорт и связь

Торговля, общественное питание, материально-

техническое снабжение и сбыт, заготовка

Здравоохранение, физкультура и социальное

обеспечение; образование, культура и искусство;

наука и научное обслуживание

Аппарат органов управления, финансы,

кредитование и страхование

Другие отрасли (жилищно- коммунальное

хозяйство, бытовое обслуживание и др.)

2. Посмотрите, какие указаны отрасли народного хозяйства и как изменилось количество занятых в этих

отраслях за указанный период (с 1940 по 1993 гг.). 2. Ответьте на вопросы:

какие отрасли относятся к производственной, а какие - к непроизводственной сфере?

Подсчитайте количество занятых в обеих сферах в 1980 и 1993 гг.

Какая сфера на современном этапе имеет наибольшее число занятых?

Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы?

Чем они вызваны?

Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере? Почему?

Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства? Будет ли она

сохраняться и в последующие десятилетия? Обоснуйте свою точку зрения.

Краткие выводы запишите в тетрадь.

Практическая работа № 4

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по

картам

Цели работы:

1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие - к металлоемким.

Проанализируйте экономическую карту атласа на с. 28-29. В каких районах страны будет преобладать

трудоемкое, а в каких - металлоемкое машиностроение?

Обоснуйте сделанный вывод.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машино-

строения

Примеры

отраслей

Особенности

производства

Основные

районы

размещения

Факторы

размещения

Трудоемкое

Металлоемкое

Практическая работа № 5

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Цели работы:

1. Составить характеристику Печорского угольного бассейна,

2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты,

текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать

обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.

Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 131-13? и рис. 33 на с. 130, подберите

информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.

Справочная информация

Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Какие общие

экономические, социальные, экологические проблемы стоят перед регионами, в которых угольная

промышленность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совершим небольшое

путешествие за Полярный круг, в район Воркуты.

Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты. Начал активно

разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были

увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже больших средств на модернизацию.

Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив

бассейн не имеет из за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за Полярным кругом, шахтеры

получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).

Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если закрываются угольные шахты в каких-

либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы

занять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в Заполярье экономически

нецелесообразно - они будут убыточны.

Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, оформив результаты работы в виде таблицы.

План характеристики угольного бассейна

Краткие записи результатов работы

1. Название бассейна.

Вид добываемого угля (каменный, бурый)

2. Географическое положение

3. Запасы угля:

обшегеологические;

промышленные

4. Условия залегания (близко к поверхности или

глубоко, мощность пластов)

5. Объем добычи

6. Способ добычи

7. Качество добываемого угля

8. Себестоимость

10. Эффективность перевозок

11. Перспективы развития

Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влияют на эксплуатацию и перспективность

Печорского угольного бассейна?

Практическая работа № 6

Составление характеристики одной из металлургических

баз по картам и статистическим материалам

Цели работы:

1. Познакомиться с основными металлургическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения

металлургических предприятий.

2. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические

характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

Используя текстовую карту учебника на с. 149, назовите основные металлургические базы страны.

Дайте характеристику каждой из них по плану:

а) географическое положение базы;

б) доля базы в общероссийском производстве проката;

в) основные месторождения железных руд и бассейны каменного угля, находящиеся на территории базы;

г) основные направления перевозок недостающего сырья;

д) главные центры производства металла.

На контурной карте

Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской металлургической базы.

Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42- 45, нанесите на контурную карту основные

месторождения используемого сырья.

Стрелками покажите основные направления перевозок недостающего сырья.

С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла, отразите их

специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения предприятий металлургического комплекса оказались наиболее

действенными при формировании уральской металлургической базы?

Практическая работа № 7

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия

Цели работы:

1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения

производства.

2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и

алюминия.

Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 50-51.

Изучив легенду карт, определите, какими условными обозначениями показаны центры выплавки меди и

алюминия.

Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры

выплавки.

Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные отрасли

цветной металлургии

Главные центры

Факторы, объясняющие

размещение

Металлургия меди

Урал (Кировоград, Верхняя

Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш,

Медногорск)............

И т.д.

Наличие медных руд

Металлургия алюминия

Северо-Западная и Северная

Россия (Кандалакша, Надвоицы)

Наличие алюминиевых руд, каскад

ГЭС, дающих дешевую

электроэнергию.....

И т.д.

Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размещении металлургии меди и алюминия?

Практическая работа № 8

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим

материалам

Цели работы:

1. Познакомиться с основными химическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения

химических предприятий.

2. Проверить и оценить умение составлять экономико-географические характеристики на основе анализа карт

и статистических материалов.

Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

1. Используя текстовую карту учебника на с. 158 и рис. 42, назовите основные химико-лесные базы страны.

2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

географическое положение;

база развивается на собственных запасах сырья или ввозит химическое сырье для последующей

переработки;

используемое сырье;

доля базы (%) в химической и лесной промышленности России;

основные производства.

На контурной карте

Нанесите границы сибирской химико-лесной базы.

Укажите основные месторождения используемого химического сырья.

С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие центры химической и лесной промышленности,

отразите их специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения химической промышленности оказались наиболее

действенными при формировании сибирской химико-лесной базы?

Практическая работа № 9

Определение по каргам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных

районов животноводства

Цели работы:

1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы

животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского

хозяйства.

2. Проверить и оценить умение анализировать экономические карты, делать на основе проведенного анализа

обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа

выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные культуры и направления

животноводства

Основные районы производства

Зерновые культуры:

рожь пшеница кукуруза рис

Технические культуры:

сахарная свекла подсолнечник

Оленеводство

Скотоводство:

молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство

мясо-молочное скотоводство

Свиноводство

Овцеводство

Сделайте вывод : от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?

Практическая работа № 10

Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)

Цели работы:

1. Установить производственные связи Центральной России с другими районами как внутри нашей страны,

так и за рубежом, отразить выявленные производственные связи с помощью картосхемы.

2. Проверить и оценить умение работать с различными формами предъявленного учебного материала,

отражать результаты работы в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

Нанесите на контурную карту границы района.

Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся справочные материалы, нанесите на контурную

карту (знакилегенды карты придумайте самостоятельно) те природные ресурсы, которыми богат район.

С помощью круговых диаграмм укажите крупные промышленные центры и отразите специализацию этих

промышленных центров.

Нанесите крупные предприятия, имеющие общероссийское значение.

Пользуясь текстом учебника, картами атласа, установите, откуда район получает недостающие природные

ресурсы, потребность в которых при данном уровне развития производства очень велика.

Стрелками различного цвета покажите ввозимую и вывозимую продукцию, сырьевые материалы. При

характеристике производственных связей постарайтесь точнее показать районы поставки топлива, сырья,

продовольствия.

Сделайте выводы:

1. В чем можно видеть перспективы развития производственных связей данного района?

2. Какое влияние производственные связи оказывают на развитие экономики района? Приведите конкретные

Практическая работа № 11

Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя)

Что представляете вы, когда слышите словосочетание «Дальнии Восток», если вы никогда там не

бывали? Дикие горы? Свинцово-серые морские волны? Хмурую тайгу? Карту страны со знакомыми с

детства названиями в самом правом углу - Камчатка, Сахалин, Владивосток... Говорят: лучше один

раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаемая работа в какой-то мере поможет вам увидеть

Дальний Восток.

Цели работы:

1. Выявить специфические черты хозяйства Дальнего Востока, его хозяйственную специализацию.

2. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную

характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.

Последовательность выполнения работы

1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и

справочные материалы),

сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты

сходства и различия.

2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Показатели для сравнения

Сравниваемые районы

Черты

Причины,

определяющие

сходство и

различие

Восточная

Сибирь

Дальний

Восток

сходства

различия

1. Население и площадь

2. ЭГП и ПГП

3. Условия и ресурсы

4. Специализация

промышленности

5. Специализация сельского

хозяйства

6. Участие в разделении труда

Тема 7 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон

Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными ком­понентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-расти-тельного покрова при движении с севера на юг.

1. Задание:

а) Подготовить письменный анализ профиля через Восточно-Европейскую равнину (можно взять и другие территории). При выполнении задания придерживаться плана:

1. Как изменяются основные виды почв с севера на юг Вос­точно-Европейской равнины?

2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зависит?

3. Как и почему изменяется характер растительности?

б) Сравнить видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные леса, с видовым составом животных пустынь и полу­пустынь. Объяснить причины различия. Сделать вывод.

2. Задание:

а) Используя карты атласа, заполнить таблицу.

Территория

Природная зона

Растительность

Животный мир

Полуостров Ямал

Сибирские Увалы

Кулундинская степь

б) Дать письменную характеристику одной из природных зон по плану:

1. Географическое положение.

2. Особенности климата.

4. Растительность и животный мир.

Тема 8Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей местности. Сопоставление со средними показателями по стране

Цель работы: формирование умений работать с демографиче­скими показателями и картой плотности населения, сравнивать показатели и делать выводы.

1. Задание: сравнить основные демографические показатели, характерные для России, своей республики, края, области, для своего района. Занести данные в таблицу.

Показатели (статистические данные)

Своя респуб­лика, край, область

Свой район

Свой населенный пункт

Население

Плотность населения

Численность городского населения

Доля городского насе­ления

Численность сельского населения

Доля сельского населения

Тема 9Определение по статистическим материалам тенденций изменения числа занятых в сфере хозяйства

Цель работы: развитие знаний о населении России, формиро­вание умений работать со статистическими материалами, характеризующими занятость в различных сферах хозяйства, делать выводы на основе их анализа.

Задание: заполнить таблицу и сделать вывод о тенденциях ^ости населения России.

Сфера хозяйства

Тенден­ция

Промышленность и строительство

Торговля, связь, транспорт

Сельское и лесное хозяйство

Общий вывод:

2. Задание: привести примеры отраслей, входящих в различ­ные сферы производства, отметить положение с занятостью в конкретных отраслях. Заполнить таблицу. Сделать вывод.

Занятость

Тенденция в изме­нении занятости

1. Производственная

2. Непроизводственная

Вывод: какие изменения в занятости насе­ления происходят и чем они вызваны?

ГЕОГРАФИЯ 9

Тема 1 Обозначение на контурной карте всех республик^ входящих в состав Российской Федераций

Цель работы: формирование умений работать с картой адми­нистративно-территориального деления России.

1. Задание: на контурную карту нанести республики, входя­щие в состав Российской Федерации.

2. Задание: заполнить таблицу.

Определение расстояний и направлений на плане ... относительная погрешность (М). Решение задач расчетных и экспериментальных задач по теме ...
  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... картинке . Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , составлять план и последовательность действий. Познавательные: использовать общие приемы решения задач ...

  • Проект основной образовательной программы мкоу бутурлиновская сош №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области на 2012-2017гг

    ... плана . Легенда карты , градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте . Чтение карты , определение местоположения географических объектов, абсолютных высот ... статистической информации. Решение простейших логических задач . Круговые...

  • Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7»

    Основная образовательная программа

    ... темы – 13 ч. Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее ... схемами и диаграммами, цепочками и совокупностями, представлять и интерпретировать данные. Решению названных задач способствует особое структурирование определенного ...

  • Название республики РФ

    Татарстан

    Столица республики

    Тип урока : Урок формирования умений

    Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

    1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

    2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

    3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

    Ход урока:

    Организационный момент: Приветствие.

    Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

    Актуализация: Давайте вспомним

    Показывается природная зона, а ученики ее называют.

    1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

    2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

    3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

    4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

    5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

    6. Приведите ПК различного масштаба?

    7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

    8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

    9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

    А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

    Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

    Ход работы.

    Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.

    Закрепление и подведение итогов:

    1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?

    2. Между растительностью и почвой? Пример

    3. Между растительностью и животным миром? Пример

    4. Между климатом и растительностью? Пример

    5. Между климатом и животным миром? Пример

    Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?

    В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.

    Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.

    1. 1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
    2. 2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
    3. 3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
    4. 4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
    5. 5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.

    Итог урока : Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.

    Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?

    Выставление оценок

    Дидактический материал для урока

    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

    Цель работы:

    Ход работы.

    Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

    1. Как различия в климате влияют на растительность лесных зон?

    В зоне тайги, где климат более холодный, особенно в Сибири, растительный мир менее разнообразен, чем на европейской части тайги. К югу, в зоне смешанных и широколиственных лесов, где климат умеренный, более теплый, видовой состав растений очень разнообразен. А в более влажных тропических и экваториальных лесах еще более богатый растительный мир.

    2. Известно, что в лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако лесные почвы беднее чернозёмов. Почему?

    На формирование почв влияет несколько факторов. Наиболее сильно – климатические особенности и растительный мир. В лесах богатый растительный мир, но и количество осадков также значительное. Растворяемые частички вымываются водой и уносятся в более низкие горизонты почвы. В результате этого в лесах сформировались подзолистые и серые лесные почвы. В степях растительность представлена травами, но количество осадков небольшое, значит растворенные вещества остаются в верхних слоях почвы. В этой природной зоне сформировались черноземы – самые богатые почвы мира.

    3. На примере одной из лесных зон Евразии покажите связь между компонентами природы.

    Природная зона – хвойные леса (тайга). Благодаря мощному лесному покрову тайга стала убежищем для многих животных, и считается одной из наиболее богатых биоразнообразием зон.

    Зона тундры – бедная растительность, суровые природные условия. Низкий уровень биоразнообразия, однако животные, приспособившиеся к жизни в столь суровых условиях, научились выживать и давать потомство.

    В природной зоне степей сформировался умеренный тип климата. Высокие температуры воздуха, незначительное количество осадков способствовали к формированию преимущественно травяной растительности. Из-за небольшого промывного режима образовались черноземные почвы. Животные степей приспосабливаются к жизни в таких условиях. Это в основном будут грызуны. Видов этих животных немного, но количество их значительное. Также здесь будут обитать копытные, которые могут преодолевать значительные расстояния. На них охотятся хищники, такие как лисицы, волки. Большое количество птиц, которые питаются семенами растений или охотятся на грызунов.

    4. Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

    Из-за муссонной циркуляции воздушных масс.

    5. В какой природной зоне материка расположена ваша школа?

    Зоне смешанных лесов.

    6. Назовите характерные растения и животных этой зоны.

    Сосны, дуб, вяз, липа, клен, березы, осины, тополя. Волки, зайцы, косули, ежи.

    «Россия страна» - Первичный сектор: добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыболовство… Основатели отечественной экономической географии. Почти 70% экспорта России составляет сырье. Метеорология. Политическая география. Обязательные практические работы: Ухудшение ЭГП с распадом СССР: Экономическое влияние. 1.США 2. Япония 3.ФРГ 4. Франция 5.Великобритания 6.Италия 7.Австралия 8.Россия.

    «Хозяйство России» - До сих пор в нашей стране не найдена национальная модель устройства сельскохозяйственного сектора…. Автомобильная промышленность. Введение. Как же и почему сложилась такая ситуация??? В последние десятилетия XX в и в начале Россия переживала трудные времена, прежде всего в экономике. Многие люди жили в крайней бедности, масса предприятий простаивала или работала с малой загрузкой мощностей.

    «Экономические районы России» - Национальный состав: в основном, русские (православные христиане). Почвы подзолистые и торфяно-болотные. Омывается водами Сев Лед океана. Леса занимают 3/4 территории. Животноводство (молочно-мясное) преобладает над растениеводством; оленеводство, свиноводство, птицеводство. Коэффициент урбанизации – 83%.

    «Зоны в России» - Пустыни и полупустыни. Лето жаркое, зима прохладная. Арктики. Субтропики. Природные зоны. Зона смешанных и. Содержание. Арктические пустыни. География России. 8 класс. Лесостепей и степей. Расположение. К содержанию. История открытия. Особенности. Широколиственных лесов. Самые засушливые области (испаряемость в 12 раз превышает количество осадков.

    «Природно-хозяйственные зоны» - В направлении с севера на юг сменяются. Природно-хозяйственные зоны России. Что такое Природно-хозяйственная зона? Л.С. Берг – ученый необычайной широты взглядов,географ и биолог. Природно-хозяйственные зоны России делятся на. Что называется зональностью? В.В. Докучаев – великий русский географ. Понятно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно.

    На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.

    Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не. Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.

    Третий, самый существенный фактор - это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля - это тоже один большой. Неговоря уже о том, как конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

    Взаимодействие компонентов природного комплекса

    Помимо человеческого влияния, внутри них происходят постоянные процессы, которые в динамике изменяют и преобразуют природные комплексы. Эти процессы связаны с теми взаимосвязанными компонентами, которые присущи любому природному комплексу. Это рельеф, воды, почвы, климат, растительность и животный мир. Любое изменение во времени любого из этих компонентов неминуемо приводит к изменению всех остальных.

    Живой пример - эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.

    Другой пример, который у всех на слуху - разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

    Ответ оставил: Гость

    1. тихий океан - самый большой и самый древний из всех океанов. его площадь составляет 178,6 млн. |см2. он может свободно вместить все материки и острова вместе взятые, поэтому его иногда называют великим. он расположен между материками евразией и австралией на западе, северной и южной америкой на востоке, антарктикой на юге. 2.изучение и освоение тихого океана начались задолго до появления письменной человечества. для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. экспедиция 1947 года на плоту из брёвен «кон-тики» под руководством норвежца тура хейердала доказала возможность пересечения тихого океана в западном направлении из центральной части южной америки к островам полинезии. китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в индийский океан. 3.обширные пространства тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных. над его просторами формируется несколько областей высокого и низкого давления, образуются ветры, на северо-западе океана дуют муссоны. нередко проносят тайфуны. от климата во многом зависят свойства водных масс. температура поверхностных вод измеряется от -1 с (на севере) до +29 с (у экватора) . осадки над океаном над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах. теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. вдоль восточных берегов австралии протянулся большой риф. это самый крупный «хребет» , созданный организмами. 4.хозяйственная деятельность человека к сильному загрязнению некоторых акваторий тихого океана. особенно это проявилось у берегов японии и северной америки. истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.

    Ответ оставил: Гость

    Африка: координаты крайних точек это второй по величине континент на нашей планете. он занимает площадь в 30 миллионов квадратных километров. с евразией африка соединена узким суэцким перешейком. 8 тысяч километров - именно на такое расстояние вытянулся с севера на юг материк африка. координаты крайних точек континента следующие: северная - мыс рас-энгела (37,21 градуса северной широты). южная - мыс игольный (34,51 градуса южной широты). 7,5 тысячи километров - расстояние между западной и восточной окраинами такого материка, как африка. координаты крайних точек континента следующие: западная - мыс альмади (17,33 градуса западной долготы). восточная - мыс рас-гафун (51,16 градуса восточной долготы). протяженность береговой линии материка составляет 26 тысяч километров. это мало для континента такого размера. причина заключается в том, что береговая линия африки расчленена слабо. следует также отметить, что крайние точки африки имеют и другие названия. так, мыс игольный иногда именуют мысом агульяс. а мыс рас-энгела иногда называют мысом бланко. поэтому в научной можно встретить и эти топонимы. положение африки уникальное. дело в том, что экватор пересекает этот материк практически посередине. данный факт приводит к двум важным последствиям

    Цель работы: формирование умений на конкретных приме-рах показывать взаимосвязи, существующие между природ-ными компонентами в природной зоне.

    Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.

    Профиль может быть выполнен на отдельном листе, кото-рый вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить про-филь и в своих тетрадях.

    Затем учащиеся отвечают на вопро-сы, подтвердив свои ответы фактическими данными, получен-ными при анализе профиля:

    1. Как изменяются основные виды почв при движении с се-вера на юг по Восточно-Европейской равнине?

    2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зави-сит?

    3. Как и почему изменяется характер растительности?

    После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вы-вод о зависимости, существующей между почвой и типом рас-тительного покрова.

    Для доказательства взаимосвязи между характером расти-тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные ле-са, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.

    Практическая работа может быть проведена на основе ана-лиза различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природ-ных компонентов (таблица):

    Таблица

    Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).

    Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложен-ную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (таблица).

    В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.

    Таблица. Природная зона — тундра


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. Пособие для учителя.

    2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М., 2001.

    3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. [Текст] / В.П. Герасимов. - М., 1997.

    4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по специальности «Учитель начальных классов». [Текст] / В.П. Горощенко, И.А.Степанов. - М., 1984.

    5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М., 1998.

    6. Изучаем природу Земли. Творческие задания, практические работы, моделирование и эксперимент по естествознанию. [Текст] / О.М. Краснова, Е.И. Белякова. - Р-н/Д, 1996.

    7. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2-3 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова. [Текст] / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. - М., 2006.

    8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. [Текст] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М. 2002.

    9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Найдыш. - М., 1999.

    10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». [Текст] / В.М. Пакулова, В.И.Кузнецова. - М., 1990.

    11. Природоведение. Методическое пособие к учебнику «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. [Текст] / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М., 1998.

    13. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1-2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова. [Текст] / Е.П.Фефилова, Е.А. Поторогина. - М., 2004.

    14. Хрестоматия по зоологии. [Текст] / Сост. С.А. Молис. - М., 1971.

    15. Энциклопедический словарь «Естествознание». - М., 2002.

    16. Энциклопедический словарь географических терминов. [Текст] / Под ред. С.В. Калесника. - М., 1968.

    17. Энциклопедия для детей «Аванта +». - М., 2001.


    Тип урока: Урок формирования умений
    Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.
    Задачи:
    1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.
    2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.
    3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.
    Ход урока:
    Организационный момент: Приветствие.
    Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.
    Актуализация: Давайте вспомним
    Показывается природная зона, а ученики ее называют.
    1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)
    2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?
    3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?
    4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?
    5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?
    6. Приведите ПК различного масштаба?
    7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)
    8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?
    9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

    А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.
    Ход работы.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля


    Закрепление и подведение итогов:
    1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?
    2. Между растительностью и почвой? Пример
    3. Между растительностью и животным миром? Пример
    4. Между климатом и растительностью? Пример
    5. Между климатом и животным миром? Пример
    Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?
    В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.
    Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.
    1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
    2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
    3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
    4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
    5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.
    Итог урока: Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.
    Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?
    Выставление оценок

    Дидактический материал для урока
    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы:
    Ход работы.
    Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля

    Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.
    Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
    Цель работы:
    Ход работы.
    Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

    Территория
    Климат

    Природные
    зоны

    Почва
    Растительность
    Животный
    мир

    Полуостров
    Ямал

    Астраханская область

    Остров Врангеля

    Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.