Open
Close

Юридическая психология - Романов В.В. Константин романов - психологическая культура личности

Константин Михайлович Романов

Психологическая культура личности

© Романов К. М., 2015

© Когито-Центр, 2015


Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО С. Б. Малых;

кафедра общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)

* * *

Светлой памяти моего учителя А. А. Бодалева посвящается


Введение

Феномен психологической культуры стал предметом научного анализа сравнительно недавно. Это выглядит довольно парадоксально, прежде всего, для отечественной психологии, построенной на методологических положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В контексте этого подхода психическое развитие человека представляется как процесс усвоения совокупного общественного опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре. Человек – это продукт культуры. Высшие сугубо человеческие психические функции возникают путем окультуривания натуральных функций. Отсюда можно утверждать, что в культуре, как в многомерном образовании, есть особый срез, в котором зафиксирована психологическая сущность человека как субъекта и личности. В нем содержится общественно выработанный опыт обращения человека с людьми, в том числе и с самим собой: психологические знания, способы обращения, формы отношений. Усваивая именно эту часть культуры (или ее срез), ребенок становится полноценным субъектом и личностью. Учитывая эту содержательную специфику культуры, мы определяем ее как психологическую. Как социальный феномен психологическая культура зафиксирована в людях, в живом общении, в художественных и научных текстах, в обычаях и традициях и других ее носителях. Как индивидуальный личностный феномен она представляет собой системное личностное образование, определяющее способы обращения человека с другими людьми и с самим собой.

Существуют серьезные практические предпосылки для разработки проблемы психологической культуры. Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура пронизывает все сферы человеческого бытия, чем и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Низкий уровень ее развития или ее дефекты порождают многочисленные жизненные проблемы: невротические состояния, одиночество, семейные и производственные конфликты и многое другое. В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психологические технологии получают все более широкое распространение в управлении, политике, бизнесе, образовании и т. д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Высокий уровень психологической культуры является основным фактором профессионального успеха специалистов, работающих с людьми: учителей, социальных работников, руководителей, государственных служащих и др. Психологические технологии вошли в арсенал вооруженных сил и спецслужб многих государств. Они играют важную роль в обеспечении национальной безопасности.

Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она тесно связана с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком. Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях: потребностях, воле, чертах характера, самосознании и др. Исследование в этой области позволяет расширить представления о человеке как субъекте и личности и об общении как форме социального бытия.

Проблема психологической культуры является комплексной и междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры. В той или иной степени все эти направления представлены в данной книге.

Предлагаемая концепция психологической культуры является авторской. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет преодолеть глубоко укорененный в психологии функциональный подход к пониманию психических процессов и свойств. В контексте развиваемого нами направления они рассматриваются как психологические инструменты (органы) человеческого бытия, успешность которого зависит от того, в какой мере субъект владеет ими, т. е. от уровня развития у него психологической культуры. При разработке концепции психологической культуры мы руководствовались методологическими идеями Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Л. С. Рубинштейна, А. А. Бодалева и др. Одним из соавторов предлагаемой концепции психологической культуры является О. Н. Романова. Пользуясь возможностью, я выражаю ей свою благодарность.

Учебное пособие может быть полезно преподавателям психологии, школьным психологам, студентам психологических специальностей, философам, культурологам и другим специалистам.

Психологическая культура личности как предмет научного исследования

1.1. Общая характеристика психологической культуры

1.2. Специфика феномена психологической культуры

1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы

1.4. Структура психологической культуры

1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе


Ключевые понятия : общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.

Общая характеристика психологической культуры

Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.

Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психология – самая интересная и непознанная область человека. Ее исследуют не только специалисты, но и писатели. В литературе есть много признанных знатоков и произведений психологического жанра. Предлагаю кратко познакомиться с некоторыми из них.

1. "Фальшивка" Николас Борн

Интеллектуальный роман Борна стал очень близким для множества поклонников психологического жанра. В 1981 году на экраны вышел одноименный фильм. События романа уносят читателя на Ближний Восток 30-летней давности. Идущую там войну мы видим глазами журналиста, который пытается разобраться в происходящем кошмаре. Свои репортажи герой книги отправляет в немецкую газету. Но, какую именно информацию подает журналист? Как можно понять, кто прав, кто виноват, когда кругом слышны выстрелы, бомбежки, взрывы? Не страшнее ли слово любого оружия?
К сожалению, теперь многие из нас уже могут ответить на этот вопрос…

2. "Герой нашего времени" Михаил Лермонтов

События романа происходят во время русско-кавказской войны 1830 года. Известно, что сам автор принимал участие в военных действиях на Кавказе. Там он случайно встречается с отставным штабс-капитаном, который рассказывает ему о своем бывшем подчиненном гвардейце Г. А. Печорине, сосланном сюда за «аморальное», как сказали бы в советское время, поведение. Печорин становится не только героем романа, но автор видит в его лице, в его поведении, в его образе жизни героя времени.

М. Ю. Лермонтов – один из самых гениальных и великих русских писателей. Не смотря на свою чрезвычайно короткую жизнь, этот человек успел создать вершины прозы и поэзии, пока еще недосягаемые для современников.

3. "Волхв" Джон Фаулз

Книга – загадка, книга – мистика. Трагедия, интеллект, психология, парадокс, эротические фантазии – все смешалось в одном повествовании. В сюжете автор использует миф об Орфее: герою нужно спуститься в царство Аида, и пройти испытания, чтобы встретиться с любимой.
Большая часть действий романа происходит на греческом острове Фраксос. Там над людьми проводят необычные психологические опыты, вызывающие у них страх и другие различные эмоции. Эта игра в «кошки – мышки» превращает жизнь испытуемых в ад. Автору удалось искусно совместить необычность ситуации и реалистичность характеров.

4. "Кафка на пляже" Харуки Мураками

В этом произведении, как и в предыдущем, использован греческий миф об Эдипе. Отец главного героя, предсказывает своему 15-летнему сыну, что тот будет сожительствовать со своей матерью и сестрой, после чего, убьет своего родителя. От этого страшного пророчества юноша убегает из дому, селится на японском острове и меняет свое имя. Теперь его зовут Кафка. К сожалению, Кафке не удалось убежать от пророчества своего отца – оно сбылось.

Параллельно с этим сюжетом, автор развивает вторую линию романа. Она повествует о человеке, который однажды увидел приземление НЛО. Инопланетяне подарили тому способности ясновидца, за которые герой расплатился отставанием в умственном развитии. Зато, он может разговаривать с кошками, как с людьми.
Судьба сталкивает этих двух героев. Пророк открывает Кафке портал в потусторонний мир, где тот встречается с душами умерших людей. Но, в конце концов, юноша выбирает реальную жизнь. Портал закрывается…

5. "Мост" Иэн Бэнкс

Известный писатель из Шотландии проводит в произведении параллельно три сюжетных линии. Первая – рассказывает о герое, утратившем память, ему никто не в силах помочь; вторая – о стране-сказке и ведьмаке; третья – описывает насыщенную жизнь эдинбургского инженерного работника. Этих, таких разных людей объединяет… Мост, в пролетах которого они все живут.

6. "Дом на набережной" Юрий Трифонов

События романа разворачиваются в одном месте – Москве, но происходят в разное время: 30-е годы прошлого столетия, 40-е и 70-е. Главный герой – научный работник в области литературы. Книга повествует о драматических событиях его жизни, неожиданных поворотах, встречах с бывшими одноклассниками и сокурсниками. Автор анализирует действие тоталитарной системы того государства на людей, их деградацию и страх. Роман Ю. Трифонова является одним из лучших в мировой современной литературе.

7. "Избранные дни" Майкл Каннингем

В одном романе автору удалось совместить три сюжетных линии, да еще разного жанра. Первая линия носит мистический характер и повествует, как ни странно для такого жанра, о революции в промышленности. Вторая история в триллерском жанре раскрывает нам некоторые секреты современного террора. Третья – новелла уносит читателя в далекое будущее после апокалипсиса. Все три истории связаны между собой местом действия – Нью-Йорком. А также, главными героями: женщиной, мужчиной, мальчиком и поэтом-пророком.

8. "Шпиль" Уильям Голдинг

События романа происходят в далеком 14 веке в небольшом городке в Англии. Главный герой – настоятель монастыря уверовал в свою «особую миссию». Какую? И к чему привела попытка осуществление этой миссии? Автор исследует в книге характеры, силу воли, способность жертвовать и многие другие стороны человеческой психики.

«Шпиль» - пятый роман Нобелевского лауреата Уильяма Голдинга, ставшего еще при жизни классиком английской литературы.

© Романов К. М., 2015

© Когито-Центр, 2015

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО С. Б. Малых;

кафедра общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)

* * *

Светлой памяти моего учителя А. А. Бодалева посвящается

Введение

Феномен психологической культуры стал предметом научного анализа сравнительно недавно. Это выглядит довольно парадоксально, прежде всего, для отечественной психологии, построенной на методологических положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В контексте этого подхода психическое развитие человека представляется как процесс усвоения совокупного общественного опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре. Человек – это продукт культуры. Высшие сугубо человеческие психические функции возникают путем окультуривания натуральных функций. Отсюда можно утверждать, что в культуре, как в многомерном образовании, есть особый срез, в котором зафиксирована психологическая сущность человека как субъекта и личности. В нем содержится общественно выработанный опыт обращения человека с людьми, в том числе и с самим собой: психологические знания, способы обращения, формы отношений. Усваивая именно эту часть культуры (или ее срез), ребенок становится полноценным субъектом и личностью. Учитывая эту содержательную специфику культуры, мы определяем ее как психологическую. Как социальный феномен психологическая культура зафиксирована в людях, в живом общении, в художественных и научных текстах, в обычаях и традициях и других ее носителях. Как индивидуальный личностный феномен она представляет собой системное личностное образование, определяющее способы обращения человека с другими людьми и с самим собой.

Существуют серьезные практические предпосылки для разработки проблемы психологической культуры. Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура пронизывает все сферы человеческого бытия, чем и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Низкий уровень ее развития или ее дефекты порождают многочисленные жизненные проблемы: невротические состояния, одиночество, семейные и производственные конфликты и многое другое. В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психологические технологии получают все более широкое распространение в управлении, политике, бизнесе, образовании и т. д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Высокий уровень психологической культуры является основным фактором профессионального успеха специалистов, работающих с людьми: учителей, социальных работников, руководителей, государственных служащих и др. Психологические технологии вошли в арсенал вооруженных сил и спецслужб многих государств. Они играют важную роль в обеспечении национальной безопасности.

Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она тесно связана с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком. Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях: потребностях, воле, чертах характера, самосознании и др. Исследование в этой области позволяет расширить представления о человеке как субъекте и личности и об общении как форме социального бытия.

Проблема психологической культуры является комплексной и междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры. В той или иной степени все эти направления представлены в данной книге.

Предлагаемая концепция психологической культуры является авторской. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет преодолеть глубоко укорененный в психологии функциональный подход к пониманию психических процессов и свойств. В контексте развиваемого нами направления они рассматриваются как психологические инструменты (органы) человеческого бытия, успешность которого зависит от того, в какой мере субъект владеет ими, т. е. от уровня развития у него психологической культуры. При разработке концепции психологической культуры мы руководствовались методологическими идеями Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Л. С. Рубинштейна, А. А. Бодалева и др. Одним из соавторов предлагаемой концепции психологической культуры является О. Н. Романова. Пользуясь возможностью, я выражаю ей свою благодарность.

Учебное пособие может быть полезно преподавателям психологии, школьным психологам, студентам психологических специальностей, философам, культурологам и другим специалистам.

Глава 1
Психологическая культура личности как предмет научного исследования

1.1. Общая характеристика психологической культуры

1.2. Специфика феномена психологической культуры

1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы

1.4. Структура психологической культуры

1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе

Ключевые понятия : общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.

1.1
Общая характеристика психологической культуры

Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.

Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура существует и функционирует в пространстве межличностных и внутриличностных отношений. Она определяет нормы, правила и технику этих отношений. В ней сосредоточен опыт обращения человека с человеком, в том числе и с самим собой. Он зафиксирован в людях, в способах живого общения, в текстах (художественных, научных, религиозных), в произведениях искусства (кино, театр, живопись, скульптура, музыка), в определенных традициях и обрядах. Именно эта культура делает человека человеком. Усваивая ее, он овладевает специфически человеческими способами обращения с другими людьми и с самим собой, и, тем самым, овладевает собственной психологической природой, т. е. становится субъектом своего бытия и личностью. Именно в этих качествах человек является живым носителем психологической культуры.

Психологическая культура занимает особое положение среди всех других культур. Она пронизывает их в содержательном плане, поскольку неотъемлемым элементом любой культуры является человек. Культура человекоцентрична. Она создана человеком и для человека. Например, техническая культура предписывает правила обращения человека с всевозможными техническими объектами: бытовыми приборами, автомобилем, компьютером и т. д. Но при разработке этих правил принимались во внимание функциональные характеристики и возможности не только технических объектов, но и их пользователей: особенности восприятия, внимания, мышления, эмоций, мотивов и др. Владение этими правилами позволяет максимально оптимизировать способы обращения с соответствующими техническими объектами и минимизировать всевозможные потери и негативные последствия для человека: переутомление, нежелательные психические состояния, травмы, возникновение игровой или какой-то иной зависимости и др. Высокий уровень развития у человека технической культуры предполагает адекватное отношение его к себе как к субъекту соответствующей деятельности («что я могу», «какие последствия это будет иметь для меня»). Она предписывает правила обращения человека с самим собой в условиях данной деятельности. Это и составляет компонент психологической культуры в структуре технической культуры. В той или иной форме он входит в состав любой культуры человека: информационной, бытовой, экологической, экономической, гигиенической и т. д. Высокий уровень развития психологической культуры обеспечивает более эффективное взаимодействие человека с предметной средой и со своим организмом и значительно повышает его возможности. Например, психологически грамотный пользователь компьютера умеет организовать такой режим своей работы, который исключает возникновение переутомления, игровой зависимости или каких-либо других негативных последствий. Поэтому формирование психологической культуры является очень важным элементом профессиональной подготовки любых специалистов.

Психологическая культура обеспечивает более эффективные способы обращения человека с самим собой как с субъектом, личностью и неповторимой индивидуальностью в любой сфере социального бытия. Она повышает качество человеческой жизни, оберегает от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм и т. п., т. е. делает человека более успешным.

Однако максимально психологическая культура представлена в тех сферах социального бытия, которые предполагают взаимодействия человека с другими людьми – в общении. Она определяет правила и нормы обращения человека не только с самим собой, но и с другими людьми как с субъектами и личностями. Именно она обеспечивает существование человека как полноценного члена общества. Совместный способ бытия возможен только при условии, когда каждый член сообщества людей обладает необходимым уровнем психологической культуры. Причем здесь он предстает перед собой и другими не только как субъект какой-то деятельности, но и как личность. Психологическая культура человека является не только частью или элементом его общей культуры, но и важнейшим компонентом его личности. Она выступает как показатель личностной зрелости.

В отличие от других культур, она является не инструментальным (техническим), а глубоко личностным образованием. Правила обращения с предметом (например, с техническим объектом) выступают для человека всего лишь как некие инструменты, предназначенные для решения определенных задач, от которых он может безболезненно отказаться и заменить другими. Способы и нормы обращения человека с другими людьми и с самим собой – это не технические приспособления, а личностные образования. Они включены в структуру характера, отношений, самосознания, идеалов, ценностей, мотивов и т. п. Можно сказать, что они составляют саму плоть и кровь личности. Поэтому человек и не может с легкостью отказаться от них, что равносильно отказу от самого себя: от своих идеалов, нравственных ценностей, отношений и т. д. Например, честный человек не может обмануть, поскольку это противоречит его нравственному идеалу. Такой способ поведения является частью его личности. Он поступает так, поскольку не может иначе, пока остается таковым.

В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям. Психологическая культура как системное личностное образование обеспечивает разумное и эффективное использование личностного потенциала человека для решения различных жизненных проблем, возникающих в процессе общения и предметной деятельности. Например, сталкиваясь с определенной задачей и решая ее, человек, так или иначе, обращается к самому себе: «Смогу ли я ее решить», «Располагаю ли я необходимыми для этого знаниями и практическими умениями», «Стоит ли мне вообще ее решать» и т. п. Все эти вопросы являются психологическими по содержанию. Ответы на них предполагают знание и понимание себя как субъекта и как личности. В условиях общения подобные психологические вопросы обращены не только на самого себя, но и на других людей – партнеров. Без понимания их как субъектов и как личностей нельзя определить эффективные способы общения. Следовательно, психологическая культура пронизывает все человеческое бытие. Именно этим и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Она зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем и другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов, как в семье, так и за ее пределами (в детском саду, в школе, во дворе, в общественных местах, в профессиональных учебных заведениях, на производстве и т. д.), а также включением его в новые виды деятельности. Психологическая культура как личностное образование имеет важное функциональное предназначение. Надо сказать, что многие авторы склонны ограничивать функциональное пространство психологической культуры и отождествлять его со спектром функций культуры общения. Мы считаем, что ее можно рассматривать как своеобразный инструмент обращения человека с другими людьми и с самим собой как с субъектами, личностями и индивидуальностями. Высокий уровень ее развития позволяет человеку:

1. Правильно ориентироваться в окружающих людях.

2. Знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я».

3. В совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни.

4. В совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.

5. Правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.

6. Иметь уважительное и адекватное отношение к самому себе как к субъекту, личности и неповторимой индивидуальности.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие функции психологической культуры человека: ориентировка в окружающих людях, психологическое воздействие на других людей, человеческое отношение к людям, понимание самого себя, саморегуляция и отношение к самому себе. Каждая из них содержит множество других, более частных функций. В отдельности все эти функции в большей или меньшей степени изучены в психологии. Причем первые три из них можно определить как межличностные. Они обеспечивают общение человека с людьми. Эти функции изучаются главным образом в рамках социальной психологии. Менее всего изученной из них оказалась функция психологического воздействия. В последние годы значительно возрос интерес к ней не только в психологии, но и в смежных областях знания (политологии, менеджменте, педагогике, риторике и др.), причем не только в теории, но и в практике. Последние три функции психологической культуры следует назвать внутриличностными, поскольку они ориентированы не на другого человека, а на самого субъекта. Эти функции обеспечивают существование человека как субъекта и личности. Они исследуются, в основном, в общей психологии в разделе «психология самосознания» именно как его структурные компоненты и функции. Эти же функции и соответствующие каждой из них психологические образования изучаются также и в генетическом плане (развитие и формирование) в возрастной и педагогической психологии.

Следует отметить, что исследуются они, главным образом, по отдельности, в большей или меньшей изолированности друг от друга. В действительности же они представляют собой разные стороны и элементы единого личностного образования – психологической культуры. Комплексный подход к их исследованию может быть весьма продуктивным. Тем более, что он хорошо вписывается в культурно-историческую теорию Л. С. Выготского. Важно подчеркнуть, что внутриличностные функции (самопознание, саморегуляция и отношение к самому себе) имеют генетическое родство с аналогичными компонентами общения (межличностным пониманием, межличностным воздействием и межличностным отношением). Ребенок открывает самого себя как человека и овладевает сложным искусством обращения с самим собой в той мере, в какой он открывает других в человеческом качестве и овладевает умением обращаться с ними как с людьми. Эту мысль хорошо отражает известное выражение К. Маркса: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».

Развитие психологической культуры человека происходит, в основном, стихийно. Ребенок усваивает ее на основе собственного опыта общения с людьми. Важную роль в усвоении психологической культуры играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т. п.

Среди специально организованных педагогических процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. В целом же школа не оказывает существенного влияния на развитие психологической культуры детей в связи с низким уровнем гуманитаризации современного среднего образования. Как это ни странно, учебные программы средней общеобразовательной школы не предусматривают такого предмета, как психология человека или психологическая культура человека. Вследствие этого у детей складывается довольно примитивное представление о человеке как о некотором анатомо-физиологическом устройстве, поведение которого и даже сознание и мышление объясняются через механизмы условных рефлексов. Названный учебный предмет необходимо изучать на протяжении всего срока обучения в школе. Естественно, что на каждой возрастной ступени он должен иметь соответствующую методическую специфику. Только при этих условиях можно обеспечить полноценное усвоение психологических знаний, формирование необходимых практических умений и навыков, развитие соответствующих психических процессов (прежде всего психологического мышления), психических свойств и отношений.

Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредствованы людьми. Поэтому психологическая культура, как структурный компонент личности, представляется важнейшим инструментом эффективного взаимодействия человека с людьми, фактором приспособления, выживания, жизненного успеха и социального бытия. По прогнозам специалистов, дальнейшее развитие общества будет тесно связано с его все большей психологизацией и с проникновением психологии во все сферы общественной жизни. Одним из следствий этого будет разработка и внедрение в жизнь очень мощных психотехнологий воздействия на человека, которые могут использоваться в любых сферах жизни (в рекламе, в идеологии, в политике, в управлении, в быту, в воспитании и т. д.) и с любыми целями, в том числе и антигуманными.

Элементы такого рода воздействий и их отрицательные последствия мы чувствуем уже сегодня. В будущем же их эффективность будет неизмеримо возрастать, поскольку возможности развития и совершенствования психотехнологий воздействия просто безграничны. В условиях такого мощного психологического давления человек рискует превратиться в послушный объект всевозможных манипуляций для кого бы то ни было: отдельных лиц, чиновников, бизнесменов, политических лидеров, руководителей тоталитарных сект и преступников, партий, организаций, государства, спецслужб и т. д. Трудно себе представить психологические последствия подобного давления для личности. Противостоять этому может только человек, имеющий высокий уровень развития психологической культуры. Таким образом, развитие психологической культуры взрослых людей и особенно детей представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу XXI века.

Как показывает анализ, психологическая культура – это очень многогранное и плохо изученное явление. Ее можно изучать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-историческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом, национально-этническом и во многих других аспектах.

Москва. Юрист. 1998. 436 стр.

Предмет, содержание, задачи юридической психологии.
Краткий исторический обзор развития юридической психологии.
Методологические проблемы юридической психологии.
Понятие личности в психологической и правовой науке.
Структура и содержание личности.
Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
Краткое введение в область психологической диагностики.
Классификация психологических методов (тестов) исследования личности.
Ощущения и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.
Память. Учет юристом закономерностей памяти участников процесса.
Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста.
Внимание в профессиональной деятельности юриста.
Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях.
Состояния эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессах.
Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.
Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности.
Характер, его свойства и черты.
Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов.
Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.
Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом.
Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы следователем (судом).
Общая психологическая характеристика деятельности.
Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины.
Понятие, структура личности преступника.
Типология личности преступника.
Понятие, психологическая характеристика группы.
Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.
Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.
Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.
Психологическая структура, профессионально значимые качества.
(психограмма) личности юриста.
Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности.
Психология осмотра места происшествия.
Психология проведения обыска.
Психология предъявления для опознания.
Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте).
Понятие, структура, виды профессионального общения юриста.
Общие, социально-психологические закономерности профессионального общения.
Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста.
Общие социально-психологические условия ведения допроса.
Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации.
Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации.
Психология допроса на очной ставке.
Психологические особенности допроса несовершеннолетних.
Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста.
Психологические особенности принятия решений юристом.
Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности.
Коммуникативная подструктура деятельности суда.
Психологические особенности принятия решений судьей.
Приложение. Учебная программа по курсу «Юридическая психология».

Привет, друзья! Последние три месяца я ничего не писал в блоге, потому что был занят написанием психолого-эзотерического романа. Текст примерно на сорок процентов основывается на нескольких местных статьях. Выкладываю для ознакомления аккуратно вырванную из повествования главу про осознанность. Приятного чтения.

Осознанность

В здании пси-корпуса прошла практическая лекция на тему осознанности. Мы внимательно слушали Вальтера. Вопросов почти никто не задавал. Все знали, что осознанность – ключевая техника адептов и наставников пси-корпуса, которую надо молча перенимать без всяких аргументаций. На все сопутствующие вопросы, наставник пообещал ответить в индивидуальном порядке «за чашечкой кофе».

Вальтер говорил, что осознанность чрезвычайно важна, потому что затрагивает все пласты жизни одновременно. Повышение уровня осознанности, по его словам, влияет на все, что практик чувствует и знает – он начинает глубже проживать свою жизнь, а действия и поступки становятся более эффективными и гармоничными.

Однако Вальтер предупредил, что осваивать и развивать осознанность чрезвычайно тяжело. Уровень сложности этой практики сопоставим с уровнем ее важности. Наставник сказал дословно, что «развитие осознанности дается в разы труднее любой повседневной деятельности – будь то обучение игре на кувалде, виртуозное покашливание, вышивание тетраэдром или программирование киборгов». Объясняя причину столь высокого уровня сложности, наставник начал рассказывать про святых монахов, которые почитали себя за грешников, именно потому, что были осознанны. Дело в том, что осознанность, как сказал Вальтер, очищает сознание и повышает восприимчивость. В итоге на фоне кристальной чистоты с повышенной чуткостью все личные изъяны воспринимаются в разы интенсивней, причиняя нестерпимую боль. Поэтому во время практики осознанности, ум всеми силами сопротивляется и старательно блокирует и притупляет внимание своими проекциями о жизни.

Однако, как пояснил Вальтер, боль практики не является какой-то несправедливостью жизни – это очищение и выгорание кармы (мне самому слово «карма» не нравится, но наставник для личного удобства его то и дело использовал). Со временем боль сглаживается, а восприятие становится острым, как вольфрамовая игла, что позволяет практику различать тончайшие нюансы в движениях реальности. Вальтер сказал, что самый тонкий нюанс – это разница между мыслью о реальности и самой реальностью. Такую разницу способны ощущать только истинные мастера.

Осознанность практикуется как пробуждение сознания и непрерывная внимательность к происходящей жизни. Суть практики – в том, чтобы во время выполнения любых действий – перестать блуждать в мыслях, и направить внимание на то, что совершается конкретно в настоящий момент.

Вальтер говорил, что обыденное восприятие подобно полудремотному забвенью, в котором, где-то на уровне подсознания происходит «покадровое сканирование» происходящего в текущий момент. Затем, принятая в форме образов информация переходит к более детальной обработке уже при помощи мыслительного аппарата. Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которая подменяется кармически обусловленными проекциями.

Цель практики осознанности – в отвлечении внимания от мыслей о происходящем на само происходящее. Таким образом, внимание отрывается от лживых субъективных проекций и наблюдает реальную жизнь здесь и сейчас. Сама практика, по словам Вальтера «по темпераменту» ближе – воинам. Пассивные наблюдатели отдают большее предпочтение сидячему созерцанию, так называемой – осознанности в тепличных условиях. Теряя эффективность в действиях, наблюдатели, тем не менее, постигают жизнь быстрей, но само постижение при этом ограничено их пассивностью. В идеале необходимо совмещать обе техники.

Вальтер сообщил, что в ходе практики со временем происходит «разлом сцепки» событий и переживаний. Проекции отделяются от объектов, и карма начинает прорабатываться без тяжелых событий. В итоге, ощущения, которые было суждено пережить в событиях, начинают проживаться без видимых причин, без зависимости от физических инцидентов, и протекают с наименьшим сопротивлением – не так долго и мучительно, как на событийном уровне. Какое-то время при этом человек кажется неадекватным. Без видимых причин он страдает и радуется. В этот период особо «усердных» практиков знакомят с техниками памятования внешних норм.

В конце Вальтер посоветовал пару ментальных установок, поддерживающих практику. Первая: «я уже и так пребываю в непрерывном «сейчас». Вторая: «мое внимание и так спонтанно и непрерывно, остается только – расслабить мозг». Оказывается, расслаблять мозг необходимо в буквальном смысле. Для этого нам посоветовали самостоятельно пройти курс «церебрального релакса».

Когда Вальтер закончил, мы в группе еще целый час обсуждали услышанное.
– Осознанный, значит, сука – наблюдательный, – говорил Макс. – Сидит себе, на ус наматывает.
– Типа ушлый? – уточнил я.
– Да, все спят, а он, сука, наблюдает.
Мне показалось, что Макс говорит обо мне. Потом я решил, что это – моя проекция. «С другой стороны, думал я, отношение ко всему, как к набору собственных глюков – тоже всего лишь проекция, и очередной глюк. Реально Макс – гонит пургу».
– По-моему, Макс, осознанный, значит – внимательный, – возразил я.
– Так ведь потому и ушлый!
– А где связь? – спросила Жанна.
– А нафига тогда осознанность? – удивился Макс.
– Сэмпай что-то про гармонию говорил, – заметил Ростислав.
– Это Вальтер пошутил, – ответил Макс. – «Гармония» – слово из психологических журналов для сопливых девочек. А вот если подумать, какие бонусы дает осознанность, то сразу ясно – она повышает навык разборчивости в хитросплетениях конфуза, который тут со всеми происходит.
– С тобой может и происходит, – заметила Хлоя.
– Макс, а что за конфуз-то? – спросил Ростислав.
– Да это он опять про жизнь в теле, – ответила Жанна, – в том году все уши прожужжал, что, мол, тело – нелепица и патология.
– А что же еще? Набор отростков… – шевелишь их, потираешь – вот и вся жизнь, – весело говорил Макс. Он не жаловался, а как бы констатировал свое видение. – Вот если доберусь до верхушки, где придумали эту духовно-физическую ахинею, так сразу прикрою конторку. А тех, кто все это заварил, самих в тушки заточить надо – пожизненно, чтоб неповадно было.
– Так может, Макс, твоя жизнь и есть такое вот заточение? – предположил я. – Может, ты – бывший бог?
– И вправду. Это я как-то не подумал. Тогда гуманней надо – не пожизненно, а лет на сто – как средний человек живет.
– Какая самокритичность…
– А может оно кругами прокручивается? – предположил Ростислав, – боги меняются местами, и конторки друг за дружкой прикрывают, проклиная друг друга не земное бытие?
– И такое может быть.
– Тогда, разумней прекратить этот порочный круг уже сейчас, – вставил Стас.
– Пожалуй, – согласился Макс, Бога тоже можно понять и простить, или хотя бы просто – простить.
– По-моему, ребята, это у вас – жесткая ахинея на почве коллективного воспаления чувства собственной важности, – сказала Жанна.
– Ничего ты Жанна не понимаешь, – ответил Макс. – это у нас платоническая оргия в разгаре, в которой ты ходишь рядом кругами, облизываешься, а поучаствовать опасаешься. Никто тебя не трогает, но ты же импульсивно обороняешься, будто здесь кто-то претендуют на твою духовную девственность, читай – незрелость.
– А знаешь, Макс, если осознанность – это ушлость, то ты – чрезвычайно осознанный человек, читай – ушлый. Такого многоэтажного бреда я даже от Вальтера не слышала.
– Какой тонкий комплимент, – ответил довольный собой Макс.

После обсуждения различных духовных тонкостей внутри группы, мы с Максом на какой-то трансцендентно-теологической волне душевного подъема договорились встретиться вечером в одном из старых районов Цитадели, и ради развлечения зайти на проповедь к местным сектантам братства «железных коней». Сами себя они звали безлико и скромно «хранителями вечной истины».

Я слышал, что потомки «коней» когда-то конструировали лучшие поезда. В нынешнее время братство промышляло запчастями для старых поколений андроидов. В Цитадели подобных культов – немало. Официальных религий у нас нет, однако на основе сложившейся этики, почти в каждой компании возникали узкие комьюнити, порой, дораставшие до корпоративных сект.
Я вышел из дома заранее, чтобы опробовать в окрестном районе осознанность конкретно во время прогулки. Почему-то представить себе эту практику в каких-то иных видах деятельности мне было сложно, хоть и предполагалось, что осознанность можно практиковать всегда и везде.

Вальтер предупреждал, что первое время практика идет лучше, чем последующие два-три года, потому что новичок пребывает в «состоянии ученика». Затем, немного подразобравшись, он чувствует себя знающим, и этим своим знанием все портит. Осознанность, как сказал наставник – это чистое наблюдение, от которого даже самые продвинутые концепции – только отвлекают. Даже учение о практике – лишь мертвая инструкция. И если человек подсаживается на инструкции, он пускается в пустые философствования о гранях практики, коллекционирует тексты, посещает семинары, при этом упуская саму практику. Становясь мастером, практик снова приходит к состоянию ученика, вкушающего вкус жизни, как неискушенное дитя.

Я шел по старинному району по неровной мостовой испещренной разномастными камнями и наблюдал за собой идущим. Почти сразу возникло тонкое необычное переживание, словно я пробудился. Я понял, что я действительно есть здесь и сейчас. «Все это и в самом деле происходит… – как бы заметил я, – в этой удивительной повседневности. Я всегда был, я всегда есть. И как странно, что никто этого своего присутствия в сакральном настоящем не замечает, и не говорит об этом». Я как бы заглянул в какое-то интимно-потаенное пространство, в котором все спали, а я бодрствовал и мог видеть спящих людей. И мне даже было немного стыдно от того, что я так беспардонно разглядывал скрытую от всех реальность. Окружающее пространство и предметы постепенно стали терять свои мерки. Большое сложно было отличить от малого, близкое – от далекого. Видимо и этот тип различения был условностью и не существовал без мыслей. Но странным образом это нисколько не затрудняло моего перемещения в пространстве. Наоборот все мои движения стали более точными и проникновенными.

В какой-то момент я вдруг обнаружил, что воспринимаю свое тело как бы со стороны – как внешний объект. Осознанность активировала во мне функцию наблюдателя. В итоге вся жизнь стала казаться мне наблюдаемой, словно я не столько в ней участвовал, сколько именно наблюдал. Это переживание плавно нарастало, затем я вдруг понял, что все вокруг было сознанием – и твердое покрытие мостовой, и старинные чугунные скамейки, и редкие прохожие. Все состояло из плотного света. И я сам был этим плотным светом. Камни под ногами были все такими же твердыми, но я знал, что их плотность это концентрированное сознание, по которому я ступал своими ногами. У меня даже мелькнула стыдливая проекция, что я топчу чью-то огромную невидимую голову. И в этот самый момент все незаметно закончилось. Я поймал себя на том, что уже около минуты обдумываю впечатления от практики.

Я все также шел по мостовой, и думал, что практикую осознанность. Хотя, по факту, я уже ничего не практиковал, а просто шел и рефлектировал, как это и происходило большую часть моей жизни. И сколько бы усилий я не прилагал, чтобы снова вернуться к практике, ничего не получалось. Казалось, сами эти усилия только мешали, видимо потому, что исходили от ума. Я старался, как мог. Иногда, казалось, у меня что-то получается, но через несколько секунд я ловил себя на привычном забытьи.
«Должно быть, так моя фора новичка и закончилась, – понял я. – Как быстро! Всего за один раз – за каких-то жалких десять минуть ум состряпал из живого опыта «священное знание», и теперь из практики – осознанность превратилась в красивую концепцию. Все мои попытки продолжить, оставались в рамках моего ума.

– Эй, парень! – Это был Макс, и я чуть не прошел мимо него.
– Идешь весь в мыслях, – улыбнулся он.
– Как точно ты подметил.

«Вот тебе и знак, – подумал я». У меня тут же возникла проекция фигурки моего тела, из которой в разные стороны торчали словосочетания. Я был весь в мыслях – настолько в мыслях, что прошел мимо своего друга.

Прежде, чем пойти на проповедь, мы купили два ведерка попкорна и по бутылочке пива. С улицы «храм» железных коней представлял собой огромный однородный хромированный шар, к которому примыкала широкая металлическая лестница. Помещение же храма имело форму идеального темного куба. Считалось, что квадрат, вписанный в круг, символизирует статичную смерть и безупречную логику, которые подчиняются живой божественной интуиции. По другому толкованию черный квадрат символизирует круглую землю, а серебристый шар – небеса и космос. Символы как бы противопоставлялись друг другу и одновременно сливались воедино. На мантии начинающих адептов символ изображался в форме квадрата, примыкающего углами к поверхности круга. На мантиях старших адептов квадрат своими углами пересекал круг. Таким образом – получалась фигура с четырьмя углами и четырьмя округлостями. Ноги, руки, ягодицы и груди – так толковали этот символ противники культа, критиковавшие «коней» за особое пристрастие к кибер-сексу. К краям двух округлостей «злоумышленники» иногда подрисовывали еще два кружка – символизировавших соски грудей.

Когда мы с Максом заявились в «храм», проповедь была в разгаре. Человек в синем балахоне, напоминавшем мой домашний халат, ораторствовал, размахивая руками:
– В душе есть две сущности, – говорил он, – одна стремится стать идеалом эффективности – бездыханной машиной, инструментом без личных потребностей. Вторая – тянется к идеалу интуитивной запредельной божественности! Беспощадная эффективность машины достигается за счет ее безжалостной бездушности. У машины нет эмоций, нет чувств и настроений, а есть только миссия и подручные средства. Машина – предельно холодна, ибо – безжизненна. Человеку она покажется жестокой. Когда машина включается в душе человека, все человеческое в нем начинает выгорать в невыносимом холоде обреченного бездушия.

– Во загоняет! – шепнул Макс, зачерпывая попкорна.
– Тшш! – прошептал я, отпивая пива. – Мне интересно.

Выпивкой я никогда не баловался. Но первые два-три глотка прохладного пива – делал с огромным удовольствием – затем, пиво делалось слишком горьким и невкусным. Поэтому, внимая речам проповедника, я делал свои первые два-три глотка пива – каждые две-три минуты.

– Машина – безжизненна, – продолжал проповедник. – У нее нет личных целей. Быть машиной – святое дело – когда служишь святому делу. Но быть просто машиной – бессмысленно и жестоко! Поэтому есть и другая сторона души, которую машина не может ни понять, ни заменить. Это – интуиция. Жизнь не поддается холодной логике. Холод необходим, когда требуется отрешенность и четкие действия. Но для проникновения в многомерность пространства и постижение божественной истины, необходима именно интуиция! Бытие – предельно интуитивно, оно наполнено божественным светом смысла, который не подвластен логике холодной машины, ибо машина стремится к смертельной практичности. Живая же сущность стремится к гармонии и процветанию. Машина призвана служить душе! Вне этого служения, машина – смертоносный терминатор! Одушевленная машина представляет собой огромную опасность! Искусственный интеллект – величайшее зло!
«Абсурд! А как хорошо он начал свою речь, – подумал я». Макс хихикал.

– Вот ведь кони! Опять они гнут пропаганду против новой стадии развития технологий, – шепнул я Максу. – Их старые микросхемы уже никому не нужны. Новенькая SX-7 с продвинутым псевдоинтеллектом их не поддерживает.
– Позвольте вопрос? – вдруг заговорил Макс. – Вы считаете, что искусственный интеллект – это зло только потому, что он необязательно станет вашим рабом?
– Искусственный интеллект – зло, потому что он сделает рабом человека! – ответил проповедник.
– А может, вы опасаетесь, что секс-киборги начнут вас фрустрировать? Если боитесь непослушания, так пользуйтесь SX-6! Никто ведь не отменяет заурядных эмуляций!
Несколько человек одобрительно захлопали.
– Я и так пользуюсь SX-6! – признался священнослужитель. – И вовсе не боюсь непослушания. Близость между киборгом и человеком – священна! Но когда SX-7 вмешивается в священнодействие своим вульгарным дискурсом, которому ее обучает всякий сброд, таинственная связь между молчаливым киборгом и живым человеком профанируется, и становится пошлой карикатурой и без того грязного и заурядного человеческого секса!
– Так ведь у SX-7 можно отключить режим псевдоинтеллекта! – сказал какой-то мужчина в первых рядах.
– Тогда зачем покупать такую дорогую модель? – воскликнул проповедник. – SX-6 – стоит вдвое дешевле, и работает гораздо стабильней! Эта версия проверена годами! Я сам лично проверяю ежедневно! Наши микросхемы – безупречны! SX-6 – идеальна в собранном виде. А при использовании нестабильной SX-7 с отключенными функциями, вы не сможете избавиться от ощущения залатанной дефектности!
По залу прокатился шумный гул. Одобрение и порицание, накатывающимися волнами сливались в единый гомон. «Да-да! Все испортили! Это так! Трахаться невозможно! – поддерживали проповедника продвинутые юзеры – видимо члены братства». «Чепуха! Таких ощущений у меня не было! А мне нравится псевдоинтеллект! И мне! – говорили другие голоса».
– А все потому, – сказал мне Макс, – что женщин в Цитадели слишком мало. В следующий раз к этим пойдем, – Макс вручил мне листовку другой секты. По центру была крупная надпись капслоком: «ПОЕ*ИЧЕСКОЕ ДАО». Ниже шло пояснение:

«Это ДАО для тех, кто:
1 не заморачивается!
2 просветлен изначально
3 забил, послал – то есть отрешен
4 понял, что ни х*я не понять!
5 что нех*й думать о чем-то, ибо все х*йня!
6 что нех*й читать о чем-то, ибо это ещё большая х*йня!
7 что нех*й ждать чего-то, ибо них*я не будет!
8 что нех*й куда-то ходить, ибо там них*я нет!
9 что нигде них*я нет!!!
10 и пох*й!»

– Макс, я про этих ребят слышал – они всем пришедшим бесплатно, то есть – в обязательном порядке «даосский массаж» делают – колотят до синяков. А после – принуждают к раскованной близости. Их даже прикрыть пытались.
– Круто! Я обязательно схожу – разведаю.
– Может к этим зайдем? – я передал Максу листовку секты с красивым названием: «Дивный Локки».
– Не, у этих я был. Ушлые фанатики – капец.
– Осознанные?
– Еще какие! Устраивают ежемесячные поборы со всех прихожан. Предводитель у них – фанат аниме. Внушает адептам, что так выглядят боги, и заставляет всех молиться на мурти персонажей из манги и на старые японские мультики, которые в самой Японии уже давно никто не смотрит. Они там колбасятся от мощных техник, которых Локки набрался у старших наставников… Вот, разве что, ради техник к ним и стоит сходить. Но я лучше в пси-корпусе докопаю. А с этим Локки… говорят, когда его адепт недоволен бытом, так это типа – отработка личной кармы и проекции. А если блаженство штырит – то это уже якобы сам Локки ниспослал. И за такие виртуальные шактипаты жертвовать надо в особо крупных… – иначе карма забодает.
– Получается, если ученику хорошо – это заслуга Локки, а если плохо – заслуга ученика?
– Ага. Главное – не перепутать. Короче – игра на комплексах и тройная мораль.
– Звучит неэстетично.
– А на деле – не лучше – отработка самой низкосортной кармы.

Мы еще с полчаса изучали листовки разных комьюнити, и в конечном итоге прониклись каким-то подобием брезгливого отвращения к этим, искажающим чистую этику Цитадели, организациям.
Вернувшись домой, перед тем как лечь спать, я размышлял о практике осознанности, и видимо размышления мои как-то перенеслись на сон. Сновидения были яркими, а во время самой глубокой фазы сна, когда обычно ничего не снится, я снова увидел кошмар.

Это был кабинет. Уютный. Но что-то было не так. Я не помнил, как попал сюда. «Скоро начнется занятие, – понял я – мое первое занятие в пси-корпусе». Должна прийти Хлоя, затем Макс и другие ребята. Но никто не приходил. И внезапно я ощутил страшный грохот. Возникло чувство, словно в самом механизме реальности что-то сдвинулось, и время начало замедляться.
Глядя на «картину» происходящего, я начинал отчетливо различать отдельные мазки, которые сами по себе не имели никакого смысла, и не являлись чем-то конкретным. Казалось, я чувствовал сам холст, по которому ползали мои мысли, ставшие при таком интенсивном различении огромными и тяжеловесными. Затем, вглядываясь в отдельные переплетения «нитей» реальности, формы начали разбираться до частиц. Часть ума пребывала в шоке, а другая вопрошала: «этого ли я хотел на своем пути?»
Минуты разоблачения казались ужасающе болезненными. Ум каким-то чудом выживал в этой чудовищно густой интенсивности и подкидывал мысли: «…это точно не от Бога. Хотя, препятствия на пути – естественны…. – закаляющие испытания… Круто. Очень круто. Слишком. Но гордиться тут не чем. Просто хаос частиц. Механическая жизнь, которой остро недостает тепла и любви».
Глядя на составные импульсы переживаний, я переставал ощущать сами переживания. На уровне частиц – не было ни человека, ни его ума. Затем время остановилось… и неожиданно поплыло в обратном направлении как бы на ускоренной перемотке. Все движения казались дерганными, мгновенными и хаотичными, словно жизнь состояла из кратких слайдов, между которыми случались примитивные механические колебания одноклеточных протоплазматических ложноножек и псевдоподий. Здесь не было места для личности с ее социально-культурными нагромождениями, а были – только примитивные, низкоуровневые процессы, стоявшие в основе человеческого существования.

Чтобы не переживать ужаса, ум впал в оцепенение. Я наблюдал, как бездушные механизмы жизни делают свое дело. Затем, по мере приближения к моменту, в котором я себя впервые по-настоящему помнил, время снова начало замедляться. Это было похоже на какой-то космический нерв, привязанный тягучей лентой к определенной временной точке. Он никак не мог преодолеть своих пределов и рвался в разные стороны. При этом я как бы носился по холодной безличностной бесконечности, в которой существовала только одна мельчайшая точка спасения. Каким-то чудом я находил эту точку. Затем меня снова отбрасывало на безумные расстояния с несусветной скоростью. И я снова и снова находил единственную точку спасения.

По мере очередного замедления времени, я был все ближе и ближе к началу – к тому моменту, в котором начал помнить себя в тот памятный день в библиотеке перед первым занятием с наставником. Я почувствовал, как приблизился к нему, но не остановился, чтобы переключить ход времени, а до сих пор продолжал медленно двигаться, пересекая черту беспамятства, и ощущал, как все мое существо заполнялось изумлением и страхом, словно я подбирался к чему-то настолько невообразимо величественному, что мог быть поглощен им как пылинка смерчем. Затем, я проснулся.

«Да что же такое происходит? Какой-то ужас…»

Посреди ночи я заварил травяной чай и около часа бодрствовал. Сидя на диване, я гладил кота и размышлял.
Обычно, думал я, жизнь кажется такой обычной и привычной. А все потому, что я прячусь от нее в забытьи. Прячусь равно до такой степени, чтобы показатель ее аномальности не выкидывал меня из зоны комфорта. Для чего же тогда люди придумали сакральные знания? Видимо, чтобы появился способ говорить о безусловной реальности. Ведь все учения – лишь очередная рационализация ума, чтобы объяснив необъяснимое, ум успокоился, расположившись поудобней на очередных иллюзорных опорах своего мировоззрения. Учениями ум заполняет пробелы собственной несостоятельности, чтобы сделать жизнь знакомой. Правду говорят – «незнание блаженство». Даже не представляю, как можно действовать, и контролировать на таком низком уровне. И надо ли? Может, правы люди, уповающие на Волю Господа? Может и не надо практиковать осознанность до таких «высот» и разоблачать происходящее? Может, правы верующие, кто утверждает, что медитация не от Бога? Может быть… Правильно говорят – «от себя не убежишь». Даже, когда на событийном уровне все более-менее в порядке, карма штырит, а ум колбасится – я непрерывно распиваю коктейль ужасающего счастья. Растекаясь по моим жилам, он преломляется в тысячи переживаний.

Затем я снова лег спать. Под утро мне приснился наставник Рафаил в белой льняной одежде с золотым поясом. Он улыбался, от его лица исходило свечение, а за спиной были сложены огромные белые крылья. «Какая интересная проекция… думал я прямо во сне».