Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)
«Поэт» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении. Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.
Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия - нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.
Произведение «Поэт » было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.
Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира» , он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен» , а его душа «вкушает хладный сон» .
Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему чужды. «Дикий и суровый» поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.
Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь. Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо. Стихотворение «Поэт» появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.
В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения - награда и наказание одновременно. А поэт - это человек, живущий по особым правилам. Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие - «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» .
В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической поэзии: «народный кумир» , «гордая голова» , «пустынные волны» , «пробудившийся орел» . Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы. Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению.
Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных» , «хладный сон» , «суетного света» . Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы» , «гордой головой» , «встрепенувшийся орел» . Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол» , «святая лира» , «священной жертве» . Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом . Пушкин использовал в нем два вида рифмовки - перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой - его отношению к творчеству.
Вечная тема миссии поэта
и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению Пушкина «Пророк», написанному годом ранее.
Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью - даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума - просто путевые зарисовки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь... И все-таки поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью - даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает возможность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:
... А там еще другая даль,
Что обернется далью новой.
И, наконец, конечная цель поездки:
Не просто край иной, далекий,
А Дальний именно Восток.
Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регионы - емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драматичны. События самого узкого, частного, личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессированным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:
И вспомнил я тебя, друг детства,
И тех годов глухую боль.
В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, литературой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:
Как мне тебя недоставало,
Мой друг, ушедший навсегда!..
Кто так, как ты, еще на свете
До слез порадоваться мог
Речам, глазам и людям этим!
Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина:
Так это было. Четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом Родина в ряду.
Мы звали - станем ли лукавить? -
Его отцом в стране - семье.
Тут ни убавить,
Ни прибавить, -
Так это было на земле.
Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свершениям:
Да, все, что с нами было, -
Было!
А то, что есть, -
То с нами здесь.
Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура самого лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное
бремя - он поэт. А следовательно, он несет особую ответственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:
Кому другому, но поэту
Молчать потомки не дадут.
Его к суровому ответу
Особый востребует суд.
Я не страшусь суда такого
И, может, жду его давно,
Пускай не мне еще то слово,
Что емче всех, сказать дано.
Мое - от сердца - не на ветер,
Оно в готовности любой;
Я жил, я был - за все на свете
Я отвечаю головой.
Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, - длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.
Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью - даль», определили еще одну особенность - тип попутчика лирического героя.
Твардовский по складу своего дарования всегда ориентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий. Разговоры с ним насыщены контрастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезными интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения. Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же.
На высокой ноте расставания с другом-читателем завершается поэма:
Конца пути мы вместе ждали,
Но прохлаждаться недосуг.
Итак, прощай. До новой дали.
До скорой встречи,
Старый друг!
... не ярки краски
И не заманчив общий тон,
Что ни завязки,
Ни развязки -
Ни поначалу, ни потом...
В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые композиционные сюжеты и возможности для выражения уже совершившегося факта нового видения мира» (А.Сурков).
Тема поэта и общества красной нитью проходит через все творчество Александра Сергеевича Пушкина. Великий русский гений долгие годы пытался найти ответ на вопрос о предназначении поэта и его роли в обществе.
В 1830 году Александр Сергеевич пишет стихотворение «Поэту». Стоит отметить, что это были трудные времена для Пушкина, его работы подвергались цензуре, общество с презрением воспринимало его творчество. В стихотворении «Поэту» Александр Сергеевич, сквозь образ «непонятого поэта» пытается дать отпор своим недоброжелателям и для себя самого ответить на вопрос о том, каким же должен быть настоящий поэт.
Уже с первых строк Пушкин призывает не идти на поводу у широких масс, ведь их любовь скоротечна. То, что сегодня вызывало всеобщее ликование, забудется уже завтра. По мнению Пушкина, поэт должен быть «твердым, спокойным и угрюмым».
Стоит отметить, что стихотворение «Поэту» глубоко личностное. В нем образ «непонятого поэта» тесно переплетается с образом самого Пушкина. Всю свою жизнь русский гений был верен своей идее, он не писал заказных работ и никогда не просил «наград за подвиг благородный». Александр Сергеевич говорит, что настоящий поэт сможет самостоятельно оценить свои работы, найти в них изъяны и недостатки.
В стихотворении «Поэту» Пушкин сравнивает поэта с царем и призывает жить в одиночестве. Александр Сергеевич был убежден, что только душевная гармония может позволить создать настоящий литературный шедевр. Одиночество может укрыть поэта от «детской резвости» толпы и позволит «усовершенствовать плоды любимых дум».
Стихотворение «Поэту» имеет форму сонета. Оно состоит из двух четверостиший и трех трехстиший. Каждая строфа является самостоятельной и содержит в себе определенные умозаключения поэта.
Так, в первой строфе Пушкин говорит о том, что поэт не должен идти на поводу у толпы и писать только то, что нравится широким массам. Во второй строфе Александр Сергеевич говорит о том, что поэт должен найти душевную гармонию для создания своих произведений. В третьей строфе Пушкин пишет о том, что поэт самостоятельно может оценить свои работы. В четвертой строфе русский гений делает вывод о том, что выполнив три предыдущих условия, поэт сможет спокойно творить, не смотря на «брань» и «плевки на алтарь».
Светская жизнь Москвы, поглотившая Пушкина в начале 1827 года, не давала возможности сосредоточиться на творческом процессе, погрузиться в поэзию. Лишь в начале июня, сменив место жительства на Петербург и, позже, на Михайловское, Александр Сергеевич возвращается к раздумьям о роли поэта в обществе, о влиянии поэтического искусства на мировоззрение современников. Итогом размышлений выступает стихотворение «Поэт», присланное из имения и опубликованное в том же году «Московским вестником».
Главная тема стихотворения
Каково предназначение художника в социуме? Волен ли талантливый человек творить, желая лишь выразить себя и свою позицию, или обязательным условием должно быть стремление изменить образ мыслей обывателей в лучшую сторону? В чем различие способностей к сложению строк и истинного призвания? Налагает ли бремя таланта серьезные обязательства?
Как глубокого и искреннего человека, Александра Сергеевича не оставляли мысли о своей миссии в этом мире, о чем в лаконичной форме и повествуют пять эмоциональных четверостиший.
Повседневность, обыденность, праздность и суета действуют на героя стихотворения Пушкина угнетающе. Пессимизм сквозит в начальных строках. Муза молчит, поэт задыхается без вдохновения и творческого полета. Ничто не выделяет его среди основной массы, никак не может он сделать этот мир добрее и ярче.
Но в неожиданный момент, не зависящий от воли стихотворца, в душе открывается потайная дверь и человек, поддавшись высшей силе, раскрывает всю мощь и уникальность своего таланта. Теперь не существуют стереотипы и общественные рамки, есть полная свобода самовыражения и уверенность в своей правоте, сознание благородного предназначения и высокой цели.
Структурный анализ стихотворения
Читателю легко выделить две составные части небольшой по размеру работы: тусклое существование среди не представляющих истинной ценности забот и счастье творческого полета лирического героя.
Негативной окраски первым четверостишьям добавляют прилагательные, тщательно подобранные автором: «хладный», «суетный», «ничтожный».
Во второй части общий настрой меняется: употребляя такие эпитеты, как «святая», «священная», «божественный», Пушкин не боится пафоса и преувеличений, он уверен в высшем предназначении поэтического искусства.
В популярном четырехстопном ямбе конкурируют два способа чередования рифм: кольцевой и перекрестный. Альтернативная рифмовка делает заметный акцент на перемене настроения повествования.
Возвышенный стиль и эмоционально окрашенные эпитеты, противопоставление суетности и вдохновения, мотив независимости гения от светских правил позволяет отнести это произведение к романтизму.
Пронзительная лирика Пушкина, открывающая все грани его неординарной личности, красочно и убедительно рассказывает о том, что действительно будоражило гения, о чем он считал не вправе молчать. Отношения одаренного человека и света, роль поэзии в решении социальных вопросов - это важнейшие темы, занимающие центральное место в нескольких творениях, в том числе и в «Поэте». Художественный дар, по мнению Александра Сергеевича, обязывает своего обладателя к определенным действиям: силой слова литератор должен стремиться очистить мир от грязи и пороков, добавить красоты и справедливости.
Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.
Краткий анализ
История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.
Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.
Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.
Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
Сравнение – “как пробудившийся орел”.
История создания
Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.
Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.
Тема
Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.
Композиция
Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.
Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.
Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.
Жанр
Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.
Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.
Средства выразительности
В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:
- Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.
- Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
- Сравнение – “как пробудившийся орел”.
С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.