Open
Close

Философская поэзия тютчева. О философской лирике тютчева

Все творчество поэта пронизано философскими мелодиями и размышлениями о смысле человеческого бытия, о месте и назначении человека в мире.

Можно выделить несколько философских тем, волновавших поэта и нашедших отражение в его лирической поэзии: космическое пространство и связанный с ним мотив хаоса, проблема вечности существования мира и недолговечности человеческой жизни, чувство любви как отражение природного начала.

Поэт рассуждает о тесной неразрывности поэтического и человеческого мира, требующей напряженной борьбы противоположностей. Для иллюстрации этих мыслей автор использует сравнение дня и ночи, хаоса и света («О чем ты воешь, ветр ночной?»). Бездна хаоса, его способность к разрушению и созиданию, по мнению поэта, вечна, а присутствие человека в земной жизни временно.

Художник рассматривает созвучность и установленный порядок существования природных явлений, определенную смену дня и ночи, непонятное стремление человека к свету и разрушительную силу обязательного хаоса («Наш век»), поскольку познание человеком тайн бытия всегда небезгранично и нереально.

Мысли людей подобны морской волне и подчиняются природной стихии, но заключенное в человеческом организме сердце не может иметь морского простора и свободы.

Мотивы космоса характеризуются автором признаками общности, вечности и раскрываются в изображении поэтом природных пейзажей («Смотри, как на речном просторе…»). Поэт использует в стихотворениях описание радуги, журавлиной стаи, золотисто0алой реки, полураздетого осеннего леса. Передавая природные картины автор стремиться понять человеческую сущность и назначение («В деревне»).

Любовная лирика поэта отличается оттенками любви и космических нот, которые находятся то в состоянии покоя, то в вечной борьбе «О. как убийственно мы любим…»). Понятие любви изображается автором в различных видоизменениях: то в виде солнечного луча в сочетании с чувством блаженного счастья, то в виде взрыва страстей и страданий, легко разрушающих человеческую душу («Я встретил вас, и все былое…»).

Мысли поэта сосредоточены над единственным выходом из неравного поединка хаоса и законов природы как борьбы двух начал, который по его мнению заключается в обращении к христианству, символизирующего светлые начала человеческой жизни и дающего возможность разорвать мглу в жизни людей и получить долгожданное внутреннее обновление.

Стихотворения величайшего лирика несут не только философскую направленность, но и пленяют глубоким психологизмом, разноплановостью.

Вариант 2

На протяжении жизненного и творческого пути у Ф. И. Тютчева сформировалось собственное отношение к различным категориям: любви, счастью, жизни и природе. В стихотворениях поэт выступает с позиции философа, который беспрестанно размышляет над волнующими вопросами.

Предметами для размышления являются загадочная Вселенная, разные времена суток, связь человека с космосом. Его интересовал внутренний мир человека, изменения в природе, смысл существования всего живого на земле.

Любовь для поэта всегда оставалась загадкой. Этот высший дар не покидает его никогда, зачастую приводит к трагической развязке. Каждое романтическое знакомство открывает в нем чувство, вспыхнувшее с новой силой. Многие его произведения пропитаны изобилием любви к женщинам. Это чувство сопровождает и страсть, и равнодушие. «О, как убийственно мы любим!» - крик души поэта, который осознает свою неверность, но не может поступить иначе. Этим думам он посвятил немало времени.

Ф. И. Тютчев размышляет о смене дня и ночи, об их значении и своем месте во вселенной. Ночная мгла – есть хаос («И нет преград меж ей и нами»), перед которым бессилен день со своим многообразием. Но все подчиняется законам природы, находящейся на своих местах.

Еще одна мысль, которая не дает автору покоя, касается того, что рано или поздно человек остается наедине со своими мыслями. Это позволяет сделать ему вывод о том, что в подобные мгновения приходят истинные заключения, что время беспощадно. А человек – это лишь частичка Вселенной, не способная его остановить. Проходя через череду разных событий в жизни, в конце пути каждого идет одинаковый финал. Однако, пока люди в состоянии, они подчиняются судьбе, которая «как вихрь, людей метет» и следуют призыву «Вперед, вперед!».

Отсюда вытекает мотив одиночества, возникающий из-за непонимания его окружающими. «Металла голос погребальный» в «Бессонице» наводит поэта на думы о трагическом конце.

Благодаря образам природных явлений Тютчев выражает свои переживания, чувства, эмоции. Любое состояние человека сопоставимо с окружающим миром. На фоне пейзажей поэт глубоко размышляет о месте в этом мире, который дает ему умиротворение: «А там, в торжественном покое…». Созерцая картины природы, он ставит ее на один уровень с человеком, воспринимая как живое существо.

Философские рассуждения тонкого наблюдателя говорят о неравнодушном отношении талантливого поэта к природе, всему живому, женщинам. Благодаря этому, его стихи понятны каждому и всеми узнаваемы.

Сочинение Философская лирика Тютчева

Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии. При помощи философии своих строк он передает читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия, который он улавливал в самых повседневных ситуациях. Русский поэт Ф.И. Тютчев - первый в русской литературе поэт, в его основной теме творчества звучат «предельные основания бытия», главные принципы мироустройства. Героя его стихотворений волнует вопрос "что есть сам человек?", " что этот есть мир?", "для чего создана природа?", " в чем загадка бытия?". Философия в строках стихотворениях Тютчева, творения величайшего поэта: в них глубина, метафоричность и разно плановость.

Разберем, какие филосовские мотивы звучат в его лирике, но как бы они ни звучали всегда цепляют читателей заставляя проникаться, а в дальнейшем обдумывать.

Можно сказать, что в каждом стихотворении Тютчева можно найти нотки любовной лирики: он рождает в нас мощный циклон страстных чувств. Филосовские мысли постоянно присутствуют во всем, о чем он не говорил. В каждой строчке прослеживается мотив восприятия рамок любви человеческой. О ее пределах поэт говорит в любовной лирике, освещая все грани любви к жизни, женщине, родине. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восторжествует Тютчев в стихотворении. «О, как убийственно мы любим..». Тютчев в человеческой любви видит противоборство и обьединение, однообразность и многогранность, которая характерна космосу, пишет поэт это в строках «Предопределении».

Разносторонность любви прослеживается во всем творчестве поэта с первыхс строк. Денисьевском цикле стихов изобилие счастья, возвышенное чувство, взрыв страстей которые могут порушить и жизнь и покоробить душу - «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и множество дригих.

Лирике Тютчева специфичен филосовский характер и подтекст, он непосредственно воздействует на мысль читателя, и сумел повлиять на творческий путь многих творческих людей разных годов. Проследить нотки его творчества можно в произведениях Л. Толстого и Ф. Достоевского, в творениях А.Ахматовой, И. Бунина, И. Бродского, Е. Исаева.

Подытожим, характерные, освещенные черты творчества поэта, характеризующие его как творческую личность и величайшего автора. Его самое главная отличительная черта особый процесс создания поэтических шедевров, они выходили из под пера еще имея привкус души и чувств поэта. От этого стороки на сквозь пропитаны привлекательной грацией, красотой мысли и чувством искренности. Его внутренний мир ограничен кругой самых близких его души и интресующих, дорогих сердцу вопросов, впечатлений, образов, интересов и поэт почти не владеет своим вдохновением, поэтому не тратить свое искуство на темы чуждые ему. Поэтому, к сожалению или счастью из под пера Тютчева не вышли ни поэмы, ни повести, ни романы, а только потрясающие, вдохновенные стихотворения.

Существует мнение, что если мечта не может осуществиться, то и не стоит в дальнейшем тратить пустое время и силы, для того чтобы её выполнить, конечного результата не будет. Ошибочно так думать.

  • Сочинение Одиночество Евгения Онегина

    Евгений Онегин очень неординарный и совсем непростой человек, является классическим образом в мировой литературе. Евгений Онегин вырос в обеспеченной и уважаемой семье, детство свое провел на домашнем обучении

  • Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка 7 класс

    В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь.

  • * * *

    Не рассуждай, не хлопочи!..
    Безумство ищет, глупость судит;
    Дневные раны сном лечи,
    А завтра быть чему, то будет.

    Живя, умей все пережить:
    Печаль, и радость, и тревогу.
    Чего желать? О чем тужить?
    День пережит - и слава Богу!

    1850?


    Silentium! *


    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои -
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи,-
    Любуйся ими - и молчи.

    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймёт ли он, чем ты живёшь?
    Мысль изречённая есть ложь.
    Взрывая, возмутишь ключи,-
    Питайся ими - и молчи.

    Лишь жить в себе самом умей -
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум;
    Их оглушит наружный шум,
    Дневные разгонят лучи,-
    Внимай их пенью - и молчи!..

    * Молчание! (лат.).
    <1829>, начало 1830-х годов


    Близнецы

    Есть близнецы - для земнородных
    Два божества,- то Смерть и Сон,
    Как брат с сестрою дивно сходных -
    Она угрюмей, кротче он...

    Но есть других два близнеца -
    И в мире нет четы прекрасней,
    И обаянья нет ужасней
    Ей предающего сердца...

    Союз их кровный, не случайный,
    И только в роковые дни
    Своей неразрешимой тайной
    Обворожают нас они.

    И кто в избытке ощущений,
    Когда кипит и стынет кровь,
    Не ведал ваших искушений -
    Самоубийство и Любовь!

    <1852>


    * * *


    Так, в жизни есть мгновения -
    Их трудно передать,
    Они самозабвения
    Земного благодать.

    Шумят верхи древесные
    Высоко надо мной,
    И птицы лишь небесные
    Беседуют со мной.

    Все пошлое и ложное
    Ушло так далеко,
    Все мило-невозможное
    Так близко и легко.

    И любо мне, и сладко мне,
    И мир в моей груди,
    Дремотою обвеян я -
    О время, погоди!

    1855 (?)


    * * *


    Не всё душе болезненное снится:
    Пришла весна - и небо прояснится.



    * * *


    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется,-
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать...


    * * *


    Две силы есть - две роковые силы,
    Всю жизнь свою у них мы под рукой,
    От колыбельных дней и до могилы,-
    Одна есть Смерть, другая - Суд людской.

    И та и тот равно неотразимы,
    И безответственны и тот и та,
    Пощады нет, протесты нетерпимы,
    Их приговор смыкает всем уста...

    Но Смерть честней - чужда лицеприятью,
    Не тронута ничем, не смущена,
    Смиренную иль ропщущую братью -
    Своей косой равняет всех она.

    И горе ей - увы, двойное горе,-
    Той гордой силе, гордо-молодой,
    Вступающей с решимостью во взоре,
    С улыбкой на устах - в неравный бой.

    Когда она, при роковом сознанье
    Всех прав своих, с отвагой красоты,
    Бестрепетно, в каком-то обаяньи
    Идет сама навстречу клеветы,

    Личиною чела не прикрывает,
    И не дает принизиться челу,
    И с кудрей молодых, как пыль, свевает
    Угрозы, брань и страстную хулу,-

    Да, горе ей - и чем простосердечней,
    Тем кажется виновнее она...
    Таков уж свет: он там бесчеловечней,
    Где человечно-искренней вина.

    Март 1869


    * * *


    Какое дикое ущелье!
    Ко мне навстречу ключ бежит -
    Он в дол спешит на новоселье...
    Я лезу вверх, где ель стоит.

    <1836>


    * * *


    Не знаешь, что лестней для мудрости людской:
    Иль вавилонский столп немецкого единства,
    Или французского бесчинства
    Республиканский хитрый строй.

    1848


    Проблеск

    Слыхал ли в сумраке глубоком
    Воздушной арфы легкий звон,
    Когда полуночь, ненароком,
    Дремавших струн встревожит сон?..

    То потрясающие звуки,
    То замирающие вдруг...
    Как бы последний ропот муки,
    В них отозвавшися, потух!

    Дыханье каждое Зефира
    Взрывает скорбь в ее струнах...
    Ты скажешь: ангельская лира
    Грустит, в пыли, по небесах!

    О, как тогда с земного круга
    Душой к бессмертному летим!
    Минувшее, как призрак друга,
    Прижать к груди своей хотим.

    Как верим верою живою,
    Как сердцу радостно, светло!
    Как бы эфирною струею
    По жилам небо протекло!

    Но, ах! не нам его судили;
    Мы в небе скоро устаем,-
    И не дано ничтожной пыли
    Дышать божественным огнем.

    Едва усилием минутным
    Прервем на час волшебный сон
    И взором трепетным и смутным,
    Привстав, окинем небосклон,-

    И отягченною главою,
    Одним лучом ослеплены,
    Вновь упадаем не к покою,
    Но в утомительные сны.

    <1825>


    Бессонница

    Часов однообразный бой,
    Томительная ночи повесть!
    Язык для всех равно чужой
    И внятный каждому, как совесть!

    Кто без тоски внимал из нас,
    Среди всемирного молчанья,
    Глухие времени стенанья,
    Пророчески-прощальный глас?

    Нам мнится: мир осиротелый
    Неотразимый Рок настиг -
    И мы, в борьбе, природой целой
    Покинуты на нас самих.

    И наша жизнь стоит пред нами,
    Как призрак на краю земли,
    И с нашим веком и друзьями
    Бледнеет в сумрачной дали...

    И новое, младое племя
    Меж тем на солнце расцвело,
    А нас, друзья, и наше время
    Давно забвеньем занесло!

    Лишь изредка, обряд печальный
    Свершая в полуночный час,
    Металла голос погребальный
    Порой оплакивает нас!

    <1829>


    Последний катаклизм

    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных:
    Всё зримое опять покроют воды,
    И божий лик изобразится в них!

    <1829>


    * * *


    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик -
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык...


    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Иль их садовник приклеил?
    Иль зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?..

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Они не видят и не слышат,
    Живут в сем мире, как впотьмах,
    Для них и солнцы, знать, не дышат,
    И жизни нет в морских волнах.

    Лучи к ним в душу не сходили,
    Весна в груди их не цвела,
    При них леса не говорили
    И ночь в звездах нема была!

    И языками неземными,
    Волнуя реки и леса,
    В ночи не совещалась с ними
    В беседе дружеской гроза!

    Не их вина: пойми, коль может,
    Органа жизнь глухонемой!
    Души его, ах! не встревожит
    И голос матери самой!..

    <1836>


    * * *


    Душа моя - Элизиум теней,
    Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
    Ни помыслам годины буйной сей,
    Ни радостям, ни горю не причастных.

    Душа моя, Элизиум теней,
    Что общего меж жизнью и тобою!
    Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
    И сей бесчувственной толпою?..

    <1836>


    * * *


    Когда в кругу убийственных забот
    Нам все мерзит - и жизнь, как камней груда,
    Лежит на нас,- вдруг, знает Бог откуда,
    Нам на душу отрадное дохнет,

    Минувшим нас обвеет и обнимет
    И страшный груз минутно приподнимет.
    Так иногда, осеннею порой,
    Когда поля уж пусты, рощи голы,

    Бледнее небо, пасмурнее долы,
    Вдруг ветр подует, теплый и сырой,
    Опавший лист погонит пред собою
    И душу нам обдаст как бы весною...


    Море и утёс

    И бунтует, и клокочет,
    Хлещет, свищет, и ревет,
    И до звезд допрянуть хочет,
    До незыблемых высот...
    Ад ли, адская ли сила
    Под клокочущим котлом
    Огнь геенский разложила -
    И пучину взворотила
    И поставила вверх дном?
    Волн неистовых прибоем
    Беспрерывно вал морской
    С ревом, свистом, визгом, воем
    Бьет в утес береговой,-
    Но, спокойный и надменный,
    Дурью волн не обуян,
    Неподвижный, неизменный,
    Мирозданью современный,
    Ты стоишь, наш великан!
    И, озлобленные боем,
    Как на приступ роковой,
    Снова волны лезут с воем
    На гранит громадный твой.
    Но, о камень неизменный
    Бурный натиск преломив,
    Вал отбрызнул сокрушенный,
    И клубится мутной пеной
    Обессиленный порыв...
    Стой же ты, утес могучий!
    Обожди лишь час-другой -
    Надоест волне гремучей
    Воевать с твоей пятой...
    Утомясь потехой злою,
    Присмиреет вновь она -
    И без вою, и без бою
    Под гигантскою пятою
    Вновь уляжется волна...

    1848

    * * *


    Святая ночь на небосклон взошла,
    И день отрадный, день любезный,
    Как золотой покров, она свила,
    Покров, накинутый над бездной.

    И, как виденье, внешний мир ушел...
    И человек, как сирота бездомный,
    Стоит теперь и немощен и гол,
    Лицом к лицу пред пропастию темной.

    На самого себя покинут он -
    Упразднен ум, и мысль осиротела -
    В душе своей, как в бездне, погружен,
    И нет извне опоры, ни предела...

    И чудится давно минувшим сном
    Ему теперь всё светлое, живое...
    И в чуждом, неразгаданном ночном
    Он узнает наследье родовое.


    * * *


    Как над горячею золой
    Дымится свиток и сгорает
    И огнь сокрытый и глухой
    Слова и строки пожирает -

    Так грустно тлится жизнь моя
    И с каждым днем уходит дымом,
    Так постепенно гасну я
    В однообразье нестерпимом!..

    О небо, если бы хоть раз
    Сей пламень развился по воле -
    И, не томясь, не мучась доле,
    Я просиял бы - и погас!

    <1829>, начало 1830-х годов

    Одиночество

    (Из A.Ламартина)


    Как часто, бросив взор с утесистой вершины,
    Сажусь задумчивый в тени древес густой,
    И развиваются передо мной
    Разнообразные вечерние картины!

    По темной зелени дерев
    Зари последний луч еще приметно бродит,
    Луна медлительно с полуночи восходит
    На колеснице облаков,

    И с колокольни одинокой
    Разнесся благовест протяжный и глухой;
    Прохожий слушает,- и колокол далекий
    С последним шумом дня сливает голос свой.

    Прекрасен мир! Но восхищенью
    В иссохшем сердце места нет!..
    По чуждой мне земле скитаюсь сирой тенью,
    И мертвого согреть бессилен солнца свет.

    С холма на холм скользит мой взор унылый
    И гаснет медленно в ужасной пустоте;
    Но, ах, где встречу то, что б взор остановило?
    И счастья нет, при всей природы красоте!..

    И вы, мои поля, и рощи, и долины,
    Вы мертвы! И от вас дух жизни улетел!
    И что мне в вас теперь, бездушные картины!..
    Нет в мире одного - и мир весь опустел.

    Встает ли день, нощные ль сходят тени,-
    И мрак и свет противны мне...
    Моя судьба не знает изменений -
    И горесть вечная в душевной глубине!

    Но долго ль страннику томиться в заточенье.
    Когда на лучший мир покину дольный прах,
    Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье,
    Где солнцы истинны в нетленных небесах?..

    Как светло сонмы звезд пылают надо мною,
    Живые мысли Божества!
    Какая ночь сгустилась над землею,
    И как земля, в виду небес, мертва!..

    Встает гроза, и вихрь, и лист крутят пустынный!
    И мне, и мне, как мертвому листу,
    Пора из жизненной долины,-
    Умчите ж, бурные, умчите сироту!..

    Между 1820 и первой половиной марта 1822; <1823>


    В деревне

    Что за отчаянные крики,
    И гам, и трепетанье крыл?
    Кто этот гвалт безумно дикий
    Так неуместно возбудил?

    Ручных гусей и уток стая
    Вдруг одичала и летит.
    Летит - куда, сама не зная,
    И как шальная голосит.

    Какой внезапною тревогой
    Звучат все эти голоса!
    Не пес, а бес четвероногий,
    Бес, обернувшийся во пса,

    В порыве буйства, для забавы,
    Самоуверенный нахал,
    Смутил покой их величавый
    И их размыкал, разогнал!

    И словно сам он, вслед за ними,
    Для довершения обид,
    С своими нервами стальными,
    На воздух взвившись, полетит!

    Какой же смысл в движенье этом?
    Зачем вся эта трата сил?
    Зачем испуг таким полетом
    Гусей и уток окрылил?

    Да, тут есть цель! В ленивом стаде
    Замечен страшный был застой,
    И нужен стал, прогресса ради,
    Внезапный натиск роковой.

    И вот благое провиденье
    С цепи спустило сорванца,
    Чтоб крыл своих предназначенье
    Не позабыть им до конца.

    Так современных проявлений
    Смысл иногда и бестолков,-
    Но тот же современный гений
    Всегда их выяснить готов.

    Иной, ты скажешь, просто лает,
    А он свершает высший долг -
    Он, осмысляя, развивает
    Утиный и гусиный толк.


    * * *
    Est in arundineis modulatio musica ripis*


    Певучесть есть в морских волнах,
    Гармония в стихийных спорах,
    И стройный мусикийский шорох
    Струится в зыбких камышах.

    Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе,-
    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею сознаем.

    Откуда, как разлад возник?
    И отчего же в общем хоре
    Душа не то поет, что море,
    И ропщет мыслящий тростник?


    * Есть музыкальная стройность
    в прибрежных тростниках (лат.)
    11 мая 1865


    Когда дряхлеющие силы
    Нам начинают изменять
    И мы должны, как старожилы,
    Пришельцам новым место дать,-

    Спаси тогда нас, добрый гений,
    От малодушных укоризн,
    От клеветы, от озлоблений
    На изменяющую жизнь;

    От чувства затаенной злости
    На обновляющийся мир,
    Где новые садятся гости
    За уготованный им пир;

    От желчи горького сознанья,
    Что нас поток уж не несет
    И что другие есть призванья,
    Другие вызваны вперед;

    Ото всего, что тем задорней,
    Чем глубже крылось с давних пор,-
    И старческой любви позорней
    Сварливый старческий задор.


    Начало сентября 1866


    1856


    Стоим мы слепо пред Судьбою,
    Не нам сорвать с нее покров...
    Я не свое тебе открою,
    Но бред пророческий духов...

    Еще нам далеко до цели,
    Гроза ревет, гроза растет,-
    И вот - в железной колыбели,
    В громах родится Новый год...

    Черты его ужасно строги,
    Кровь на руках и на челе...
    Но не одни войны тревоги
    Принес он людям на земле.

    Не просто будет он воитель,
    Но исполнитель божьих кар,-
    Он совершит, как поздний мститель,
    Давно задуманный удар...

    Для битв он послан и расправы,
    С собой принес он два меча:
    Один - сражений меч кровавый,
    Другой - секиру палача.

    Но для кого?.. Одна ли выя,
    Народ ли целый обречен?..
    Слова неясны роковые,
    И смутен замогильный сон...

    Так тяжко на груди,
    И сердце изнывает,
    И тьма лишь впереди;
    Без сил и без движенья,
    Мы так удручены,
    Что даже утешенья
    Друзей нам не смешны,-
    Вдруг солнца луч приветный
    Войдет украдкой к нам
    И брызнет огнецветной
    Струею по стенам;
    И с тверди благосклонной,
    С лазуревых высот
    Вдруг воздух благовонный
    В окно на нас пахнет...
    Уроков и советов
    Они нам не несут,
    И от судьбы наветов
    Они нас не спасут.
    Но силу их мы чуем,
    Их слышим благодать,
    И меньше мы тоскуем,
    И легче нам дышать...
    Так мило-благодатна,
    Воздушна и светла,
    Душе моей стократно
    Любовь твоя была.

    [ИЗ МИКЕЛАНДЖЕЛО]

    Молчи, прошу, не смей меня будить.
    О, в этот век преступный и постыдный
    Не жить, не чувствовать - удел завидный...
    Отрадно спать, отрадней камнем быть.

    От жизни той, что бушевала здесь,
    От крови той, что здесь рекой лилась,
    Что уцелело, что дошло до нас?
    Два-три кургана, видимых поднесь...
    Да два-три дуба выросли на них,
    Раскинувшись и широко и смело.
    Красуются, шумят,- и нет им дела,
    Чей прах, чью память роют корни их.
    Природа знать не знает о былом,
    Ей чужды наши призрачные годы,
    И перед ней мы смутно сознаем
    Себя самих - лишь грезою природы.
    Поочередно всех своих детей,
    Свершающих свой подвиг бесполезный,
    Она равно приветствует своей
    Всепоглощающей и миротворной бездной.

    Всесилен я и вместе слаб,
    Властитель я и вместе раб,
    Добро иль зло творю - о том не рассуждаю,
    Я много отдаю, но мало получаю,
    И в имя же свое собой повелеваю,
    И если бить хочу кого,
    То бью себя я самого.

    1810-е годы

    Как птичка, раннею зарей
    Мир, пробудившись, встрепенулся...
    Ах, лишь одной главы моей
    Сон благодатный не коснулся!
    Хоть свежесть утренняя веет
    В моих всклокоченных власах,
    На мне, я чую, тяготеет
    Вчерашний зной, вчерашний прах!..
    О, как пронзительны и дики,
    Как ненавистны для меня
    Сей шум, движенье, говор, крики
    Младого, пламенного дня!..
    О, как лучи его багровы,
    Как жгут они мои глаза!..
    О ночь, ночь, где твои покровы,
    Твой тихий сумрак и роса!..
    Обломки старых поколений,
    Вы, пережившие свой век!
    Как ваших жалоб, ваших пеней
    Неправый праведен упрек!..
    Как грустно полусонной тенью,
    С изнеможением в кости,
    Навстречу солнцу и движенью
    За новым племенем брести!..

    Веленью высшему покорны,
    У мысли стоя на часах,
    Не очень были мы задорны,
    Хоть и со штуцером в руках.
    Мы им владели неохотно,
    Грозили редко - и скорей
    Не арестантский, а почетный
    Держали караул при ней.

    Сижу задумчив и один,
    На потухающий камин
    Сквозь слез гляжу...
    С тоскою мыслю о былом
    И слов в унынии моем
    Не нахожу.
    Былое - было ли когда?
    Что ныне - будет ли всегда?..
    Оно пройдет -
    Пройдет оно, как всё прошло,
    И канет в темное жерло
    За годом год.
    За годом год, за веком век...
    Что ж негодует человек,
    Сей злак земной!..
    Он быстро, быстро вянет - так,
    Но с новым летом новый злак
    И лист иной.
    И снова будет всё, что есть,
    И снова розы будут цвесть,
    И терны тож...
    Но ты, мой бедный, бледный цвет,
    Тебе уж возрожденья нет,
    Не расцветешь!
    Ты сорван был моей рукой,
    С каким блаженством и тоской,
    То знает бог!..
    Останься ж на груди моей,
    Пока любви не замер в ней
    Последний вздох.

    О нем говорили выдающиеся умы классической русской литературы. Для Льва Толстого он был любимым поэтом, Некрасов называл его творения блестящим явлением русской поэзии, а Пушкин просто восхищался его работами. За годы своей деятельности он не написал бесчисленные сборники, его работы - это не многотомное издание, а всего 250 стихов и несколько публицистических статей. Его произведения считаются философской лирикой. Тютчев Федор Иванович - именно о его творчестве и пойдет речь.

    Немного о поэте

    Тютчев родился в семье дворян, происходивших из старинного рода. Детство провел в родовом имении в Орловской губернии. Его первым учителем был поэт Семен Егорович Раич, именно он привил будущему стихотворцу любовь к поэзии, знакомя маленького Тютчева с лучшими произведениями мировой литературы.

    Начиная с 1819 года Федор учится на словесном отделении Московского университета. В 1822 году приступает к службе в Министерстве иностранных дел. В этом же году благодаря связям получает рабочее место в Мюнхене, но лишь через 6 лет сможет немного повысить свое служебное положение. Однако Тютчев никогда не хотел делать карьеру, хотя дополнительные финансовые возможности не были бы для него лишними. 22 года Федор провел за границей, дважды был женат и в совершенстве владел французским языком. Даже переписку вел на французском, однако никогда не терял связи со своей родной Россией.

    Сила родного языка

    Русский язык был для поэта некой святыней. Незримым, ментальным тотемом, силу которого нельзя было растрачивать понапрасну. И хранил он свой родной язык исключительно для поэзии.

    При анализе философской лирики Тютчева можно сказать , что как поэт он состоялся на границе 1820- 1830-х годов . Впервые о нем заговорили, когда вышел первый сборник «Стихотворения, присланные из Германии», в который вошло 24 произведения. Второй раз Тютчева как выдающегося поэта открыл миру Некрасов, посвятив его творчеству статью, в которой назвал Федора «первостепенным поэтическим талантом». Так какая же она - философская лирика Тютчева?

    Со вкусом философии

    Произведения Тютчева носят в основном философский характер, хотя в его арсенале были стихи политического и исторического содержания. Но как говорил Тургенев: «Тютчев - это поэт мысли. Мыслью начинается каждое его стихотворение, и вспыхивает она, как огненный маяк».

    Конечно, глупо рассматривать его произведения сквозь призму действующих философских школ и концепций. Намного важнее понять, какие мысли и чувства скрываются за этими тезисами. Для России Тютчев был поэтом будущего: то, что в Европе уже давно стало обыденностью, только начинало зарождаться в его родной стране. Но стоит отдать ему должное: он, пришедший из отсталой страны, стал своим в этом новом мире, что уже оправился от Французской революции и строил новое буржуазное общество. В отличие от своих братьев по перу, Тютчев никому не подражал, не воспроизводил на свет подсобных иллюстраций для других авторов. Он имел свой взгляд и свою мысль, которые так ярко прослеживаются в его лирике.

    Горный родник

    Так почему лирику Тютчева называют философской? Как верно подметил когда-то Иван Аксаков, для Тютчева жить означало мыслить. А что, как не мысль, рождает философию? У Тютчева эта мысль часто оформлялась в рифмованные строки и становилась сильным символом. Такие произведения говорят намного больше, чем хотел воспеть сам поэт. К примеру, в образах скалы и моря (стихотворение «Море и утес ») автор всего лишь хотел показать, насколько бессильными являются революционные движения против русского народа. Но читатель может трактовать эти символы по-своему, и стихотворение не утратит от этого своего первоначального очарования.

    Философская лирика Тютчева базируется на мысли, здравом восприятии всего происходящего, но вместе с этим поэту удается вкладывать в свои произведения бессознательное мироощущение. Благодаря непревзойденной творческой интуиции это пресловутое «бессознательное» и является тем горным родником, что проникает и питает его поэзию.

    Основные мотивы

    Особенности философской лирики Тютчева заключаются в мотивах хрупкого и призрачного бытия. Все, что прошло - не более чем призрак. Это обычный образ минувшего в творчестве Тютчева. Поэт уверен, что от прожитой жизни не остается ничего, кроме воспоминаний, но даже они со временем исчезнут, сотрутся из памяти и рассыплются на тысячи незримых частиц. И даже настоящее Тютчев считал призраком, раз оно так быстро и неумолимо исчезает.

    Такие чувства ярко выражены в произведении «День и ночь», в котором мир является всего лишь иллюзией, что находится над кромешной бездной. День угасает, и перед человеком открывается настоящая реальность - кромешная тьма и полное одиночество, где нет ни искры, ни опоры. Эти строки не более чем слова оторванного от мира человека, что проживает свои дни за пределами социума, наблюдая за ним и размышляя о вечном. Но есть в философской лирике Тютчева и другая сторона.

    Космос, хаос, вечность, человек

    У Тютчева неразрывно связаны между собой Вселенная и человек. Темы и мотивы философской лирики Тютчева основаны на осязании целостности окружающего мира, но эта целостность невозможна без противостояния биполярных сил. Мотивы вечности, Вселенной, истоков жизни приобретают особое значение в лирике поэта.

    Порядок и хаос, свет и тьма, день и ночь - о них говорит в своих работах Тютчев. День он характеризует как «блистательный покров», а ночь представляется ему бездной человеческой души. Своеобразие лирики Тютчева заключается в том, что он видит в хаосе некую притягательность и красоту. Поэт считает, что подобный беспорядок является тем фактором, который отвечает за развитие и созидание. Хаос вечен. Из него возникает свет, из света образуется Космос, и он же превращается в холодную тьму, где зарождается хаос, из которого вновь начнет струиться свет...

    Природа и человек

    Бесценными экземплярами в творчестве поэта выступают и те стихотворения, что были посвящены пейзажам. Навсегда в его сердце отпечатались очертания родимых просторов, и какой бы ни была погода, когда он приезжал на родину, Тютчев всегда восхищался первозданной красотой мира. Пускай для кого-то осень - это лишь зябкий ветер и размытые дождями дороги, но поэт видел намного больше: «Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера».

    Но большее внимание следует уделить человеку и природе в лирике Тютчева. Их единение описывается невообразимым противоречием. С одной стороны, человек является частью этого мира и должен жить с ним в гармонии, сливаясь с физической природой. С другой, человек и есть целый непознанный мир, что таит в себе хаос, и такое слияние опасно.

    Сама по себе природа в творчестве поэта наделена человеческими характеристиками. Окружающий мир - это живой организм, способный чувствовать, мыслить и радоваться. Если наделять окружающий мир такими чертами, природа начинает восприниматься как живой человек. Эту тенденцию легко проследить в произведениях «Летний вечер», «Осенний вечер», где природа не просто наделена некими чертами, присущими людям - она полностью очеловечена.

    Сияние разума

    Великолепная философская лирика, стихи Тютчева о разных гранях жизни стали неоцененным достоянием классической русской литературы. Поэт затрагивает темы не только природы, общества или чувств, но и человеческого разума. Тютчев свято верил в то, что познание окружающего мира происходит только после осознания человеком своего естества. В стихотворении «Молчание» он восклицает: «Лишь жить в себе самом умей!»

    Человеческая душа, чувства, желание познавать и созидать прекрасны сами по себе, вот только они наталкиваются на жестокую реальность, которая так призрачна и быстротечна. И пишет об этом поэт, и тоскует о том, что все мимолетно , но главная его печаль в том, что все это предопределено .

    «Нам не дано предугадать»

    Лучшим примером философской лирики поэта можно назвать стихотворение, состоящее всего лишь из одной строфы, но при этом имеющее законченную мысль. Стихотворение «Нам не дано предугадать» образно можно поделить на две части. В первой поэт говорит о человеческой непредсказуемости. Он не знает, как общество воспримет его творчество (а эта проблема была всегда актуальной, если дело касалось русской поэзии). И вместе с тем , это можно понять, как и то, что человеку тоже стоит задуматься о своем повседневном общении. Тютчев считает, что не хватит никаких слов, чтобы выразить все то, что творится на душе, чтобы обрисовать кому-то свой внутренний мир, и нет слов, которые заставят собеседника по-настоящему понять тебя.

    Вторая часть стихотворения описывает результат, то есть реакцию на высказанные слова. Тютчев пишет, что для человека нет ничего лучше, чем доброе отношение окружающих к нему в частности и к произнесенным кем-то словам. Вот только неизвестно, будет такой реакция или нет. И все это говорит лишь об одном: в человеческом общении невозможно достичь гармонии.

    Любовная лирика

    Об этой двойственности человеческого общения говорят и любовные стихи Тютчева. Философская лирика проникает даже в самые дальние уголки интимных произведений. Стоит только вспомнить стихотворение «О, как убийственно мы любим». Здесь поэт описывает, насколько ограниченными являются человеческие пределы любви. Но даже в этом произведении присутствуют противоборствующие силы: «...вернее губим, что сердцу нашему милей!»

    Счастье и страдание, возвышенные чувства и боль, нежность и роковая страсть - именно такой видит поэт любовь, именно так он любит и об этом пишет.

    Его слова

    Лирика Тютчева оказывает огромное влияние не только на среднестатистического читателя - она воздействует на произведения литераторов совершенно различных эпох. Философские мотивы Тютчева можно проследить в работах Фета, Толстого, Достоевского, Ахматовой, Бродского и многих других.

    Этот поэт мог кратко сказать о многом. Казалось бы, невозможно сотворить из нескольких слов ту созидательную силу, что заставит человека вдумчиво мыслить и соображать. Но как показала практика, это вполне реально. Творчество Тютчева - это целая Вселенная, втиснутая в одно предложение, и центром этой Вселенной, несомненно, выступает человек, его мысли, его чувства, его светлая и вечная душа.

    Над его словами время не имеет власти. Пока есть этот мир, будет существовать хаос и двойственность, природа и человек, Вселенная и Космос. И действительно, нам не дано предугадать, что произойдет в далеком будущем, но одно можно сказать наверняка: пока жив человек, он постоянно будет находить в произведениях Тютчева множество ответов и еще больше вопросов. В этом и проявляется его вечная философия.

    Творческое наследие Федора Ивановича Тютчева невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений, довольно много среди которых неудачных. Зато некоторые творения этого автора представляют собой настоящие жемчужины поэзии. Философский характер лирики Тютчева способствует тому, что интерес к его творчеству не ослабевает, ведь оно затрагивает вечные темы. Стихотворения эти и по сей день неповторимы по силе и глубине мысли, благодаря чему бессмертны.

    Которого будет рассмотрена в данной статье, как поэт сложился примерно на рубеже 1820-1830 годов. К этому периоду относятся шедевры его творчества: "Летний вечер", "Бессонница", "Последний катаклизм", "Видение", "Цицерон", "Осенний вечер", "Весенние воды" и др.

    Общая характеристика поэзии

    Проникнутая напряженной страстной мыслью и одновременно острым ощущением трагизма жизни, поэзия Тютчева выразила в художественном слове всю противоречивость и сложность действительности. Его философские взгляды формировались под влиянием натурфилософских воззрений Ф. Шеллинга. Лирика пропитана тревогой. Природа, человек, мир предстают в его творениях в вечном столкновении различных противоборствующих сил. Человек по своей природе обречен на "неравный", "безнадежный" бой, "отчаянную" борьбу с роком, жизнью и самим собой. В особенности поэт тяготел к изображению гроз и бурь в человеческой душе и мире. Пейзажные образы в его поздних стихах окрашиваются русским национальным колоритом, в отличие от ранних творений.

    Особенности философской лирики

    Вместе с Е. А. Баратынским Ф. И. Тютчев - виднейший представитель философской лирики в нашей стране в 19 веке. Его отражает характерное для поэзии того времени движение от романтизма к реализму. Талант Федора Ивановича, поэта, который обращался охотно к хаотичным силам бытия, был сам по себе чем-то стихийным. Философская лирика Тютчева в своем идейном содержании характеризуется не столько разнообразием, сколько большой глубиной. Последнее место при этом занимает мотив сострадания, который можно найти в таких стихотворениях, как "Пошли, Господь, свою отраду" и "Слезы людские".

    Уникальность поэзии Тютчева

    Поставленные познавательным возможностям человека пределы, ограниченность людских знаний, описание природы, слияние с ней, безотрадное и нежное признание ограниченности любви - вот основные мотивы философской лирики Тютчева. Еще одна тема - мотив мистической и хаотической первоосновы всего живого.

    Тютчев, философская лирика которого весьма интересна, действительно является самобытным и своеобразным поэтом, если не сказать, единственным во всей литературе. В таком преломлении отражается вся его поэзия. Так, например, стихотворения "О, вещая душа моя", "Святая ночь", "Ночное небо", "Ночные голоса", "Безумие", "День и ночь" и другие представляют собой уникальную в своем роде поэтическую философию стихийного безобразия, хаоса и безумия. И отзвуки любви, и описания природы проникнуты у этого автора сознанием, что за всем этим скрыта таинственная, роковая, страшная, отрицательная сущность. Поэтому философское раздумье Федора Ивановича всегда проникнуто грустью, преклонением перед роком, сознанием своей ограниченности.

    Периодизация творчества Федора Ивановича Тютчева

    Урок "Философская лирика Тютчева" в школе обычно начинается с периодизации его творчества. Говоря о ней, можно отметить следующие этапы развития поэзии этого автора.

    1-й период - 20-е годы. Это начальный период. Стихотворения Федора Ивановича в это время в основном умозрительны, условны. Однако уже в 1820 годы поэзия автора постепенно проникается философской мыслью. Основная тема: слияние всего воедино - и философии, и природы, и любви.

    2-ой период - 30-40-е годы. В это время Федор Иванович продолжает быть поэтом мысли. Темы природы и любви по-прежнему актуальны в его творчестве, но в них звучат тревожные мотивы. Они выражаются разной окраской и акцентами, например в стихотворениях на тему странничества ("Из края в край..." и др.).

    3-й период - 1850-1860 годы. Наблюдается углубление тревожных мотивов, которые перерастают в безысходное и мрачное восприятие жизни.

    Тютчев, философская лирика которого была очень сильна, что признавали многие современники, никогда не заботился о том, чтобы издать свои сочинения. Первая большая группа его творений вышла в свет с помощью И. С. Гагарина в пушкинском "Современнике" в 1836-37 годах. Следующая крупная публикация тоже связана с "Современником", она была в 1854 году, подготовил выпуск И. С. Тургенев. 1868 год - последнее прижизненное издание сочинений. И вновь Тютчев устраняется от его подготовки, ей занимается его зять И. С. Аксаков.

    Парадоксальность личности и творчества Тютчева

    Этот автор никогда не писал в жанрах, в которых создавали свои произведения литераторы его времени. Он больше любил прозу, чем стихи. Федор Иванович рано оценил Льва Николаевича Толстого, являлся поклонником Тургенева.

    Многих исследователей занимала философская лирика Тютчева. Сочинение по этой теме создал, например, Ф. Корнило. В книге "Тютчев. Поэт-философ" автор берет высказывания Федора Ивановича из писем и по ним строит систему его взглядов. Но из тех же записей можно извлечь и другие, диаметрально противоположные, мнения. Люди, знавшие Тютчева довольно близко, отмечали, что он вызывал у них недоумение (ср. высказывания И. С. Аксакова, зятя поэта, и письма дочери Анны). Личность Федора Ивановича характеризовалась двойственностью: он стремится быть один, но в то же время боится этого. Характер автора отражает, в частности, и философская тема в лирике Тютчева.

    Влияние происхождения и окружения на лирику Тютчева

    Федор Иванович родился в имении Овстуг, расположенном в Брянском уезде, в семье небогатых родителей. В родительском доме говорили по-французски. Мать поэта была очень набожна, поэтому он рано усвоил архаическую речь. Обучение будущего поэта проходило под руководством С. Е. Раича в Москве. Этот человек был профессором и посредственным поэтом, входившим в Московскую поэтическую группу: Буринский, Мерзляков, Милонов. У них считался идеалом поэт-ученый, а лирика в их представлении - это всего лишь плод упорного труда.

    Федор Иванович писать стихи начал очень рано. Ранние творения поэт создавал в Мюнхене. Он присылал их в Россию, печатал в альманахах, издаваемых Раичем. Имя Тютчева в то время мелькает среди второстепенных поэтов.

    Место Тютчева в литературном процессе

    Федор Иванович находится как бы вне литературы, поскольку он не примыкал ни к каким литературным лагерям, не участвовал в спорах.

    Карамзинская эпоха выдвинула следующую оппозицию: поэт-дилетант - поэт-ученый. В ней Тютчев принадлежал скорее к первым.

    В отличие от представителей Московского кружка, поэт-дилетант ведет уединенную жизнь, он является ленивцем, невеждой, эпикурейцем, не должен никому служить. "Ленивец" - обрубивший традицию человек, с принципиальной установкой на творческое новаторство.

    Федора Ивановича часто сопоставляют с другим русским поэтом - Афанасием Афанасьевичем Фетом. И это неслучайно. Философская и Тютчева сильно перекликается. Афанасий Афанасьевич - импрессионист, его мир - это мир сиюминутных впечатлений: запахов, звуков, цвета, света, переходящий в другое, в размышления о бытии. Тютчева также нередко соотносят с Баратынским из-за общности тематики (философская лирика), однако его мир стремится к однозначности, терминологичности, чего нельзя сказать о Федоре Ивановиче.

    Тютчевский мир

    Любая суммарная картина мира Тютчева, в особенности созданная по дневникам, письмам или же в результате анализа его творческого наследия, условна. Федору Ивановичу нужна система для того, чтобы уходить от нее. Горизонты его лирики расширяются при одновременной проекции нескольких взглядов.

    По мнению Тынянова, этот автор был поэтом короткой формы, в отличие от своих предшественников-учителей (Тредиаковский, Бобров). На самом деле Федор Иванович принимает европейскую традицию написания коротких стихов выборочно и частично, существенно трансформируя ее.

    Центром мироощущения поэта является ощущение существования/несуществования. И в стихах, и в письмах Федор Иванович вновь и вновь возвращается к вопросу о хрупкости жизни. Художественная система поэта строится на противопоставлениях присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность, пространство/время.

    Как мы уже отмечали, Тютчев боится разлуки. Он ненавидит пространство, говоря о том, что оно "пожирает нас". Именно поэтому поэт горячо приветствует железные дороги, для него это победители пространства.

    В то же время есть много стихотворений Тютчева, посвященных пространству. Одно из них - "На возвратном пути", созданное в 1859 году. В этом произведении у поэта присутствуют одновременно и жажда бытия, и чувство его хрупкости, а с другой стороны - мысль о разрушении. Тютчев, философская лирика которого непроста, не чувствовал себя вполне живым. Федор Иванович сравнивает свою личность с домом, окна которого замазаны мелом.

    Бытие, таким образом, у этого автора - основа всего. Но важна при этом и другая грань существования, противоположная ей, - уничтожение себя, разрушение (любовь, например, это самоубийство). В данном отношении интересно стихотворение "Близнецы", последняя строчка которого - "самоубийство и любовь!" - объединяет два этих понятия в неразрывное целое.

    В тютчевском мире важно наличие границы: грань, черта и отпугивают, и организуют. Мысль об уничтожении в качестве лейтмотива организует весь "денисьевский" цикл, в котором соединяется любовная и философская лирика Тютчева.

    Понятие "смерть" для поэта весьма многогранно. Его внутренне рифмует с любовью Тютчев. Философская лирика, стихотворения, построенные на контрасте, в частности, это целый мир. Мир границ, перехлестов. Одна строфа объединяет и свет, и тень. Это характерно, например, для начала стихотворения "Весенние воды". В нем говорится о том, что в полях еще лежит снег, но воды уже шумят.

    Интересно, что Л. В. Пумплянский считал Тютчева представителем бодлеризма. Эстетическую красоту смерти изображает стихотворение "Mal"aria" (в переводе - "Зараженный воздух"). В системе этого произведения присутствуют негатив и позитив: прекрасный мир (благоухание роз, звенящие ручьи, прозрачный небосвод) - это одновременно и мир смерти.

    Для Тютчева бытие - это сиюминутная непосредственная реальность, которая противостоит разрушению. Оно в этом смысле находится на противоположном полюсе понятия "время", поскольку все прошедшее - это все умершее. Но есть и особая сила - память (не случайно так много стихотворений посвящено ей). Философская лирика в творчестве Тютчева очень подробно раскрывает эту тему.

    Мотив памяти в лирике Тютчева

    К памяти у поэта отношение болезненное, которое характеризуется множеством императивов: "Помни!", "Вспомни!" и др. Она может оживить прошлое, но оно от этого не становится реальнее. В письмах поэт неоднократно упоминает о том, что не любит вспоминать, поскольку чувствует, что память нереальна. По возвращении в Россию из Германии после двадцати лет отсутствия он повстречал своих старых знакомых, и это столкновение знания и зрения с воспоминаниями было для поэта мучительным.

    Для Тютчева мир памяти двойной: он страшен и поэтичен одновременно (поскольку реальное в прошлом не так реально в настоящем).

    Чем вещи неподвижнее, тем отчетливее слышен стон, гул времени. Как и жизнь, смерть течет. Настоящее хрупко, а прошедшего нет, поскольку оно - лишь тень. Но ведь и на сегодняшний день можно смотреть как на тень ушедшего. Таким образом, реальное оказывается в тени. Бытие не может существовать без тени, считает Тютчев. Философская лирика, стихотворения, посвященные бытию (в частности, - это и важнейший мотив жизни и смерти, не только человеческой, но и всего мира. Тютчев предсказывает, что когда-нибудь наступит конец природы, землю покроют воды, в которых отобразится "Божий лик".

    Пространство и пейзаж в творчестве поэта

    Рядом с временем у Федора Ивановича существует пространство, но оно - это именно время в пространственном значении. Это лишь постоянное сужение и расширение. Существует и другое - бытовое (горизонталь). Его следует преодолеть как отрицательное, античеловечное, считает Тютчев. Философская лирика анализирует пространство и с другой стороны. Направленное вверх, в бесконечность всегда положительно оценивается. Но еще важнее - направление вниз, поскольку там - глубина бесконечности.

    Пейзажно-философская лирика Тютчева имеет свои особенности. В пейзаже у поэта отчетливо противопоставляются горы и равнины. Плоское пространство страшно и ужасно. Поэт счастлив тем, что есть еще горы в мире ("На возвратном пути"), тема их музыкальности занимает особое место в пейзаже данного автора.

    Мотив дороги в творчестве Федора Ивановича Тютчева

    Философская лирика Ф. И. Тютчева включает в себя и этот мотив. В стихотворении "Странник" появляется дорога, и вовсе не метафорическая, в произведении "Я лютеран люблю богослуженье" она отождествляется с одним моментом: нахождение в некоторой точке дороги является единственным.

    Для Тютчева все виды встреч, свиданий - это жизнь, а разлука - смерть. Дорога обозначает уход. Хотя она и соединяет две эти точки, но отрывает от первой, поэтому обозначена отрицательно.

    Философская система в творчестве Тютчева

    Как вы видите, тютчевский мир довольно сложен. Однако это не делает его бессистемным. Напротив, в основе лежит глубокое смысловое единство, которое понимается как соединение и разнообразие. Это отражается во многих произведениях. Так, в стихотворении "Странник" присутствует мысль о соединенности (странник и Зевс) и о единстве разнообразия. Мир, подвижный для путника, является недвижимым для Зевса. Он богат разнообразием и представляет собой единство соединенного, где контрасты составляют одно целое. В ряде других стихов, однако, слияние это оценивается отрицательно, имеет признаки опустошенного, мертвого мира. То, что обозначает полноту, богатство, одновременно есть и опустошение.

    Итак, философская лирика Ф. И. Тютчева характеризуется тем, что основные слова имеют порой противоположную оценку и семантику. Для каждого ключевого понятия у этого поэта есть ряд смыслов. Любое произведение Федора Ивановича построено именно как затемнение мысли, а не ее прояснение. Понятие может обозначать и смерть, и жизнь.

    Пророчество

    Тема пророчества является важной в Но и она раскрывается по-особенному. Но это не предсказания пушкинского или библейского провидца - это прорицания пифии. Между ней и людьми должен существовать посредник, другими словами жрец. Поэт занимает скользящую позицию: он то жрец, то пифия. Тютчев иногда дает пророчествам истолкования, но они, как и жреческие, далеко не однозначны, не до конца ясны. Читатель должен мыслить самостоятельно, истолковывать (как в античности).

    Мир и поэзия

    Для Федора Ивановича мир - загадка, а поэзия - это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта - это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева "Не то, что мните вы, природа...". Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие - это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми ("Природа - сфинкс...", написанное в 1869 году, и др.).

    Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения - известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой "Очерки по языку русских поэтов", в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге "Жизнь и творчество Тютчева", написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.

    Современники знали и ценили Ф.И. Тютчев как умного, прекрасно образованного человека, интересовавшегося политикой и историей, блестящего собеседника, автора публицистических статей. Окончив университет, он более 20 лет провел на дипломатической службе в Германии и Италии; позже - в Петербурге - служил по ведомству иностранных дел, ещё позже – цензором. На его поэзию достаточно долго не обращали внимания, - тем более что и сам автор относился к своему поэтическому творчеству рассеянно, изданием своих стихов не занимался, даже именоваться поэтом не любил. И тем не менее в историю русской культуры Тютчев вошёл именно как поэт-лирик, а ещё точнее – как автор философской лирики, лирик-философ.

    Философия, как известно, это наука о законах жизни, бытия. Лирика – не наука, не публицистика, это искусство. Она призвана выражать чувства, вызывать у читателя переживания – в этом её прямое назначение. Но лирическое стихотворение может будить мысль, вести к вопросам и рассуждениям, в том числе собственно философским.

    «Над вопросами бытия в истории отечественной литературы задумывались многие поэты, и все же среди русских классиков Тютчев не имеет себе равных. Из прозаиков рядом с ним называют Ф.М. Достоевского, среди лириков поставить некого», - так считает критик К. Пигарев. .

    Ф.И. Тютчев как поэт сформировался в 20-30-е годы 19 века. Это период напряженных философских исканий, которые отразились, прежде всего, в философской поэзии. Романтизм, господствующий в литературе начала 19 века, по-новому начал звучать в творчестве М.Ю. Лермонтова, обогатился глубоким философским содержанием. Многие литературоведы определяют такую поэзию как философский романтизм.

    Он заявил о себе в творчестве любомудров. В этом же направлении шло творчество поэтов кружка Н.В. Станкевича: его самого, В.И. Красова, К.С. Аксакова, И.П. Клюшникова. Этому типу романтизма отдали дань поэты пушкинской плеяды Е.А. Баратынский, Н.М. Языков. Родственные мотивы вошли в творчество Ф.Н. Глинки. Но наиболее ценное и художественно-самобытное выражение философский романтизм получил в поэзии Ф.И. Тютчева.

    «Философский романтизм обновил проблематику, поэтику и стилистику художественного творчества, предложив чуть ли не систему натурфилософских и космогонических представлений, образов-идей из сферы философии, истории»,- пишет кандидат философских наук С.А. Джанумов..

    Лирическое «я» было заменено лирическим «мы», в поэзии выделяется «лирика самопознания», в которой анализируя собственные душевные состояния, поэты делают общие выводы о романтической, возвышенной организации души человека. «Традиционная «ночная поэзия» приобрела новую глубину, вобрав в себя философски значительный образ ХАОСА, в поэзии была создана картина мировоззрения» .

    Взлет русской философской мысли того времени обозначился в трудах В.Г. Белинского и А.И. Герцена, в творчестве А.С. Пушкина и Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, в поэзии и прозе любомудров.

    Поэты-любомудры – участники Общества любомудрия. Особой известностью среди них пользовались Дмитрий Владимирович Веневитиков, Алексей Степанович Хомяков, Степан Петрович Шевырев. Они непосредственно соотнесли поэзию с философией. По их мнению, в поэзии можно прямо воспроизвести философскую картину мира. Они широко стали использовать в стихах философские термины и понятия. Однако их лирика страдала излишним рационализмом, рассудочностью, поскольку поэзия лишалась самостоятельных задач и служила средством для передачи философских идей.

    Этот существенный недостаток был преодолен гениальным русским лириком Ф.И.Тютчевым.

    Источник философской лирики – это общие вопросы, тревожащие человека, на которые он стремится найти ответ.

    Для Тютчева это вопросы предельной глубины и всеохвата. Его масштаб – человек и мир, Вселенная. Это значит, что каждый частный факт личной жизни мыслится и оценивается в соотношении с общечеловеческим, мировым бытием. Многие были не удовлетворены жизнью начала ХIХ века, своим временем, боялись нового и горевали над уходящей эпохой. «Тютчев не смену эпох, а весь мир, бытие в целом воспринимал как катастрофу. Эта катастрофичность, уровень трагизма у Тютчева беспрецедентны».

    Лирика Ф.И.Тютчева заключает в себе особую философскую концепцию мира, выразившую его сложность и противоречивость действительности. Тютчеву были близки идеи немецкого философа – идеалиста Фридриха Шеллинга о единой Мировой Душе, которая находит выражение в природе и во внутренней жизни человека.

    Мы знаем, что Тютчев был близко знаком с Шеллингом. Как и многие его современники в России, он увлекался натурфилософскими идеями немецкого идеалиста. Более того, некоторые ключевые образы лирики напоминают те образы-понятия, которыми пользовался Шеллинг. Но достаточно ли этого, чтобы утверждать факт прямой зависимости тютчевской поэзии от пантеистической натурфилософии Шеллинга?

    Рассмотрим подробнее философские воззрения Шеллинга и лирику Тютчева, чтобы ответить на этот вопрос.

    В стихотворении оба параллельных образных ряда и самостоятельны, и в то же время несамостоятельны. Тесная взаимосвязанность двух смысловых рядов приводит к тому, что образы из мира природы допускают двойное толкование и восприятие: они осознаются и в прямом значении, и в возможной соотнесенности с человеческим. Слово воспринимается читателем сразу в обоих смыслах. В натурфилософских стихах Тютчева слова живут как бы двойной жизнью. И это делает их максимально заполненными, объемными, с внутренней перспективой.

    Такой же прием используется и в стихотворении «Когда в кругу убийственных забот…» .

    Поэтическая мысль Тютчева, движимая «мощным духом» и «утонченной жизни цветом», обладает широчайшим диапазоном восприятия мира. Огромный по масштабу поэтический мир поэта вмещает в себя многие контрастные и даже полярные образы. Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Поэт умеет передать не сам предмет, а те его характеристики, пластические признаки, по которым он угадывается. Тютчев побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.

    Итак, в чем же различие между лирикой Тютчева и Шеллинга?

    На наш взгляд, различие между стихами Тютчева и философскими воззрениями Шеллинга жанровое и родовое. В одном случае перед нами философская поэзия, в другом, у Шеллинга, - поэтическая философия. Перевод философских идей на язык поэзии – это не механический перевод из одной системы в другую, из одного «измерения» в другое. Когда это делается на языке настоящей поэзии, это выглядит не как след влияния, а как открытие нового: открытие поэтическое и открытие в области мысли. Ибо мысль, выраженная средствами поэзии, никогда не бывает вполне подробной тому, чем она является вне поэтического целого.

    Бытие Человека. Человек и природа

    В общем ряду явлений природы Человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, попытки понять свое предназначение, разгадать загадки «природы-сфинкса» и найти «творца в творении» неотступно преследует поэта. Его утешает создание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную тайну бытия, и «длань незримо-роковая» неукротимо пресекает эти напрасные и обреченные попытки.

    Здесь невольно напрашивается параллель не только с воззрениями Шеллинга, но и взглядам другого мыслителя - Паскаля. . Философия Паскаля очень близка по мироощущению Тютчеву.

    Блёз Паскаль – французский математик, физик, мыслитель, мудрец. Он развивал представления о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством: «Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник.(…Не нужно Вселенной ополчаться, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная его уничтожила, человек оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, ибо он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое над ним имеет Вселенная, она ничего не знает». , «Человек велик, сознавая свое жалкое состояние»

    Паскаль считал, что достоинство человека заключено в том, что он мыслит; именно это возвышает человека над пространством и временем Французский философ был уверен, что человек плывет «по безбрежности, не ведая куда», что-то гонит его, бросает из стороны в сторону, и только человек обретает устойчивость, как «заложенное основание дает трещину, земля разверзается, а в провале – бездна» . Человек не в состоянии познать себя и окружающий мир, будучи частью природы, он не способен вырваться за пределы Вселенной: «Уясним же себе, что мы такое: нечто, но не все; будучи бытием, мы не способны понять начало начал, возникающее из небытия; будучи бытием кратковременным, мы не способны охватить бесконечность» . «Непостоянство и беспокойство – вот условия человеческого бытия, - читаем мы в «Мыслях» Паскаля. – Мы жаждем истины, а находим в себе одну лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь обездоленность и смерть. Мы не в силах обрести уверенность и счастье».

    Путь постижения тайны бытия и спасения человека от отчаяния Блез Паскаль видит в иррационализме(, то есть в ограничении или отрицании возможностей разума в процессе познания.

    Основой миропонимания становится нечто иррациональное, на первый план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни человека: воля, созерцание, чувство, интуиция, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное».

    В поэзии Тютчева немало образов и понятий, встречающихся у французского философа, по едва ли не самое основное – это убеждение Тютчева, что «корень нашего мышления не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца». .

    Мнение русского поэта созвучно одному из основных положений Паскаля: «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем… У сердца свои резоны и свои законы. Их разум – состоящий в опоре на принцип и доказательство – не знает».

    Однако Тютчев не только принимает философские постулаты французского мыслителя 17 века, но и дополняет их своими взглядами, своим видением и пониманием мира и сущности человека.

    Для Паскаля основой бытия является Божественная воля, иррациональное начало в человеке, которое всегда пытается ввернуть человека в бездну и мрак.

    В то время как для Тютчева человек – это не влекомое бессознательными, инстинктивными чувствами или божественной волей существо.

    Хаос и космос в понимании Тютчева

    Бездна в древнейших мифологиях – Хаос, то бесконечное, не имеющее границы, что человеку не дано постичь. Бездна некогда породила мир, и она же станет его концом, мировой порядок будет уничтожен, поглощен Хаосом. Хаос – воплощение всего непостижимого. Все сущее, видимое – лишь всплеск, временное пробуждение этой бездны. Ощутить стихийное дыхание «древнего Хаоса», почувствовать себя на краю бездны, пережить трагедию одиночества человек можно лишь ночью, когда Хаос «просыпается»:

    Хаос воплощает стихию разрушения, уничтожения, бунта, а Космос – это противоположность Хаоса, это стихия примирения и гармонии. В Хаосе преобладают демонические энергии, а в Космосе – божественные. Эти взгляды позже нашли отражения в стихотворении «Проблеск» . Через произведение проходит два ряда образов: с одной стороны, громко, а с другой – слабо звучащие «дремлющие струны» и пробуждающийся «легкий звон» символизирует земное и небесное. Но суть диалектики Тютчева не в том, чтобы разъединить или противопоставить их, а в том, чтобы их слить. В земном поэт обнаруживает небесное, а в небесном земное. Между ними идет постоянная, непрекращающаяся борьба. Тютчеву важен тот миг, когда небесное примиряется с земным, проникается земным, и наоборот.

    Легкий звон наполнен скорбью, звук «ангельской лиры» неотделим от земного праха и тьмы. Душа стремится из Хаоса подняться в заоблачные выси, к бессмертному. Поэт скорбит о невозможности целиком приобщиться к таинственной жизни природы и хочет вечно созерцать и активно жить её тайнами, но они открываются ему только на миг. Поэт помнит «время золотое». Жажда вечного - быть звездой, «просиять» - становится для него идеалом, который никогда не осуществится. Тютчев неумолимо влечет небо, но он знает, что обременен землёй. Поэтому так и ценит этот миг, который дает ему краткую, но безусловную причастность к бесконечному.

    В земном круге земля жаждет пристраститься к небесному, тоскует о нем. Но мечта лишь на мгновение становится явью, земное притяжение неумолимо.

    Однако Тютчев борьбу вечного и тленного понимает по-своему. Это закон движения Вселенной. Он равно подходит ко всем событиям и явлениям без исключения: историческим, природным, социальным, психологическим. Наиболее сильно это противостояние Космоса и Хаоса в общественном и психологическом.

    «Лирика Тютчева в своеобразной форме отразила кризис целого этапа европейской культуры, кризис, создания дворянского интеллекта»,- пишет известный литературовед Валентин Иванович Коровин.

    Тютчев болезненно воспринимает буржуазный уклад жизни Европы, понимая, что он возбуждает хаотические стихии в обществе, в общении между людьми, что угрожает человечеству новыми потрясениями. Высокое и дорогое для романтизма оборачивается смертью, возвышенное и живое таит низкое, косное. «Катастрофичность несет смерть, но она же заставляет ощутить жизнь на отлете от обыденного и уносит в недосягаемые духовные сферы». .

    Тютчев скорбит о неизбежности гибели векового уклада и принадлежащего к нему человека и вместе с тем, славит его долю, позволяющую увидеть мир в момент творения.

    В стихотворении «Душа хотела быть звездою» человек жаждет раствориться в природе, слиться с нею, стать её частью. Тютчев рисует яркую картину мироздания. Её усиливает противопоставление ночного неба, где душа поэта словно теряется среди других звезд, лишь созерцающих «сонный мир земной» небу, залитому солнечным светом. На этом фоне слияния души, открытой солнечным лучом, с природой оказывается далеко не главным планом стихотворения. Основной мотив – высокая миссия человека, его предназначение быть звездой ума, красоты, гуманности. Тютчев намеренно увеличивает «солнечную», «разумную» мощь «звезды», обожествляя ее.

    «Итак, поэтическое сознание Тютчева обращено прежде всего к «двойному бытию», к раздвоенности сознания и мирового целого, к дисгармоничности всего сущего. Причем дисгармония неотвратимо катастрофична. И это обнаруживает мятежность бытия, лежащего в его основе. Такой мятежностью обладает и самый дух человека» .

    Мир, по Тютчеву, можно познать не в покое, а, во-первых, в мгновении, во «вспышке мятежа», миге борьбы, в переломе, и, во-вторых, единичном, частном явлении. Только миг дает ощутить цельность и безграничность бытия, к которому устремлен поэт, и только явление открывает всеобщее, к которому тяготеет автор. Тютчев видит идеал в едином мгновении. Он как бы соединяет, сливает действительное и возможное. Это слияние происходит на всех уровнях: и на стилистическом, и на жанровом. Малая лирическая форма – миниатюра, фрагмент – вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману. Такое содержание предстает лишь на миг, его нельзя продлить.

    Слияние величественно-прекрасного и торжественно-трагического начал придает лирике Тютчева невиданную философскую масштабность, заключенную в предельно сжатую форму. Каждое стихотворение рисует мгновенное состояние, но обращено и повернуто ко всему бытию и бережно хранит его образ и смысл.

    Уникальность Тютчева как поэта состоит в том, что в его лирике необычным образом уживаются немецкая и русская культуры, Восток и Запад. Немецкая культура была отчасти усвоена им еще в России с подачи В. А. Жуковского. В «Германии туманной» поэт общался либо на немецком, либо на французском, – языке дипломатии того времени, смотрел на те же ландшафты, которые вдохновляли поэтов и философов Германии, читал и переводил немецкую поэзию; обе жены поэта были немками по происхождению.

    Философская основа тютчевского романтизма покоится на признании жизни как нестихающего противостояния противоположных начал, на утверждении таинственности, загадочности и трагичности этой борьбы.

    «Тютчев довел до предела проблематику русской романтической философской лирики, обогатив ее наследством поэтов XVIII века, философов XIX века и проложив путь поэтам XX века» . В структуре, форме его стихотворений отражается восхищение цельностью и безграничной мощью Вселенной, . Поэт ощущает противоречивость бытия и невозможность разрешения этих противоречий, которые обусловлены необъяснимыми силами, находящимися вне человека. Тютчев признает историческую неизбежность гибели современной ему цивилизации. Такой взгляд свойственен поэтам-романтикам 20-30-х годов девятнадцатого века.

    В творчестве Ф.И.Тютчева находят отражение взгляды немецкого философа-идеалиста Фридриха Шеллинга и французского мыслителя Блёза Паскаля.

    Философская лирика Тютчева менее всего «головная», рассудочная. Прекрасно охарактеризовал ее И.С.Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым у мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

    В поэзии Федор Иванович Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны Космоса и Человеческого Бытия. Жизнь, по мнению поэта, это противоборство враждебных сил: драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни.

    Человеческое «Я» по отношению к природе – не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны явлениям природы. Для выражения сложного мира души человека Тютчев-психолог использует ассоциации и образы природы. Он не просто рисует состояние души, а передает ее «биение», движение внутренней жизни через диалектику явлений природы.

    Лирика Тютчева – одно из самых замечательных явлений русской философской поэзии. В ней пересекаются линии пушкинского направления, поэтов-любомудров, ощущается влияние великих предшественников и современников – Лермонтова, Некрасова, Фета. Но при этом поэзия Тютчева настолько оригинальна, что воспринимается как особое, уникальное художественное явление. В лирике поэта слились воедино натурфилософия, тонкий психологизм и лирический пафос. А в самом Тютчеве удивительным образом соединились поэт-философ и поэт-психолог.

    Тютчев жил в эпоху великих потрясений, когда и в России, и в Европе «все переворотилось». Это обусловило трагический характер его мироощущения: поэт полагал, что человечество живет накануне своей гибели, что природа и цивилизация обречены. Апокалиптические настроения проникают в его лирику и определяют его отношение к миру как к дисгармонии, «Пророчество», «Кончен мир, умолкли хоры» и др.).

    Считается, что художественная судьба Тютчева – судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху романтизма. Этим определяется предельная субъективность, романтичность и философичность его художественного мира. Характерными особенностями поэзии Тютчева являются богатейшая метафоричность, психологизм, пластичность образов, широкое использование звукописи. Структура стихотворений Тютчева соответствует его пантеистическому сознанию: обычно поэт использует двучастную композицию, основанную на скрытом или явном параллелизме мира природы, и трехчастные структуры.

    Поэт уделяет особое внимание слову, любит использовать многосложные слова, так как длина слова обусловливает ритмический рисунок и придает стихотворению интонационное своеобразие.

    В жанровом отношении Тютчев тяготеет к философской миниатюре – сжатой, краткой, выразительной; философской притче с прямым или подразумеваемым уроком; поэтическому фрагменту.

    «Ф.И. Тютчев, поэт глубоко самобытный, был предшественником поэзии конца XIX начала XX века, начиная с Фета и символистов. Для многих поэтов и мыслителей ХХ века стихи Тютчева, насыщенные неувядаемым смыслом, стали источником тем, идей, образов, смысловых перекличек».