Open
Close

Что такое холоп в древней руси определение. Холоп - это кто

Древнейшим первоначальным источником рабства был военный плен. Ещё в XII в. пленные вместе со скотом считались наиболее ценною добычею, и старания князей во время их войн между собою или с соседями постоянно направлялись к тому, чтобы «ополониться челядью (рабами) и скотом», «изъездить город и не оставить в нем ни челядина, ни скотины». Толпами пленных князья заселяли свои малолюдные земли, особенно окраины, и употребляли их для домашних и земледельческих работ.

В Русской Правде рабство является уже как вполне развитое учреждение. Здесь исчисляются прежде всего источники холопства полного или обельного: 1) купля; 2) женитьба на рабе без ряда, т. е. договора с её владельцем (впоследствии всегда существовало правило: «по рабе холоп, а по холопе раба» ; – свободный человек, связывая себя с лицом, составлявшим собственность другого, сам становится собственностью последнего); 3) принятие должности тиуна или ключника без ряда, Кроме этих источников холопства, в Русской Правде упоминаются и другие: 4) рождение от рабыни; 5) неоплатный долг; 6) в некоторых случаях закуп , временно отдавший себя в работу за долг, делается холопом, именно, если он бежал от хозяина или совершил преступление, за которое хозяин обязан вознаградить истца; 7) плен, как сказано выше; 8) добровольная продажа себя в рабство, о которой в Русской Правде упоминается лишь в форме вступления в должности ключника или тиуна; летописи упоминают о случаях продажи детей родителями во время голода или нужды; 9) в договоре смоленского князя Мстислава Давыдовича с Ригою и Готландом (1229) говорится еще о том, что князь, если «разгневается на подвластного ему человека, может обратить его в холопство с женою и детьми или (по другому списку) «разграбить», т. е. отдать на поток и разграбление .

Юридическое положение холопа по Русской Правде рисуется в следующих чертах. Холоп считается не лицом, а вещью, частною собственностью наравне с прочим имуществом. Собственность холопа есть собственность господина; за действия холопа отвечает господин, кроме личной обиды холопом свободного человека, за которую обиженный мог, по уставу Ярослава, убить холопа, где бы его ни встретил. За немногими исключениями для княжеских и боярских тиунов, холоп не может быть свидетелем на суде, за убийство холопа или рабы виры нет, но в случае убийства «без вины «убийца платить господину урок да князю 12 гривен продажи (эта же пеня установлена в пользу князя за убийство лошади или скота). Сам господин, по-видимому, мог убить холопа, не подвергаясь никакой ответственности. Даже в конце XIV века, в Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича (1399) постановлено, что господин, убивший холопа или рабу, не подлежит суду. Как простая вещь, холоп может быть уничтожен, украден, утаен. За «увод» (покражу) чужого холопа или рабы Русская Правда назначает также 12 гривен продажи (столько же за украденного бобра). Русская Правда устанавливает также пеню за помощь, оказанную беглому холопу.

Из духовных и договорных грамот князей XIV – XV вв. мы узнаем, что холопы разделялись на больших и меньших .К первым принадлежали ключники, посельские, старосты, тиуны, дьяки, казначеи, – дворовые люди, управлявшие делами князя (могли быть и не холопами); ко вторым – люди полные, купленные, грамотные (под которыми разумелись и дареные), приданые , доставшиеся за долг (в вине), кабальные. Некоторые из этих холопов сажались на оброк (оброчники) ,другие работали на господина (деловые люди, делюи).

Холопство перешло и в Московское государство. Судебник 1550 года обстоятельно формулирует источники холопства и вводит ограничения относительно холопства по тиунству и должности ключника. Запрещается холопу продавать своего свободного сына, рожденного до холопства; холоп, попавший в плен и спасшийся из него бегством, получает свободу. Дела о холопстве решаются наместниками, но не всеми и не в полном объеме: наместник с боярским судом имеет право выдавать только «полные и «докладные» грамоты, а «правые» и «беглые» не иначе, как «с доклада», т. е. передавая окончательное решение центральным учреждениям. Такая централизация дел о холопстве, вытекавшая из привилегированного положения бояр-вотчинников , изъятых в том или ином объеме от подсудности наместникам и волостелям, привела к созданию специального органа по делам о холопстве, Холопьего приказа, существовавшего и в XVII веке.

В XVI – XVII вв. государство стало ставить преграды добровольному переходу свободных людей в частное холопство, особенно людей, обязанных отбывать службу или тянуть податное тягло. Уложение 1649 , прикрепляя всех людей к своему месту, грозит смертною казнью за «закладничество» – добровольное лишение себя свободы; уже и раньше, по законодательству XVI в. кабальная зависимость (временная) ограничивается. К концу XVII века холопы стали постепенно сливаться в одну массу с крепостными крестьянами, особенно когда начала сильно развиваться продажа тех отдельно от земли, придавшая крепостному праву характер личного рабства. Указы о первой ревизии 1718 и следующих годов окончательно смешали оба разряда сельских обывателей, обложив их одинаковою подушною податью и отдав тех и других под власть помещика, не лишая в то же время защиты государственных законов. С этого времени холопство окончательно слилось с крепостным правом.

Литература: Чичерин, «Холопы и крестьяне в России до XVI в.» («Опыты по истории русского права», М. 1858); Ключевский, «Подушная подать и отмена холопства» («Русская Мысль», 1886).

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова холоп

холоп в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

холоп

м. (халупник?) крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср. собират. дворня, бранное Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю писался холопом. Холоп полный, обельный (т. е. облый, круглый?), докладной, Русская Правда. крепостной; холоп кабальный, там же, закабаленный, продавший себя на годы или по смерть. Неволя холопу, воля господину. Перед Богом все холопы. Пьян холоп, царю виноват. Не дай Бог попу быть в холопех, а холопу в попех! Холоп на боярина не послух (т. е. не свидетель). Холоп на холопа послух. По муже раба, и по рабе холоп (стар. о браках вольных с крепостными). Чванится, как холоп на воеводском стуле. Старый холоп, старый пес: со двора долой либо под лавку (негоден). Сам барин, сам холоп, сам пашет, сам орет, сам с крестьян оброк берет, однодворец.

Холоп или хлап, в картах, валет.

Служка, васька, разувайка, род косой скамеечки для разувки сапогов.

Заводск. железный брус, вкладываемый при ковке якоря в проушину наковальни, для удержанья сношенных частей, при сварке. Холопка, хлапка. крепостная, дворовая женщина. Холопов и холопкин, что лично их; холопий, к ним относящ. Холопский, холопам свойственый, что в их обычаях. Наше дело холопье, мы не вольны в себе. Холопий приказ, стар. ради суда между господами и их холопами. У него какая-то холопская ухваточка. Похвальба не холопское (а дворянское) дело. Холопить кому, стар. быть и служить холопом. А иному он и с сыном не холопили никому. Акты.

Кого, обращать в холопы, кабалить и приписывать в крепость себе. А ныне они людей себе похолопили, присвоив. Холопенье, холопка, действ. по глаг. Холотеть, становиться холопом, переходить в это званье;

принимать лакейские привычки. Холопство ср. состоянье это, рабство, крепостничество;

собират. холопье, холопы. Все холопство собралось, лакейство. Из холопства взять - будут пересмехать. -вовать, быть или служить холопом.

Кому, перед кем, раболепствуя холопски угождать, подличать; холопничать. -ничанье, действ. по знач. глаг. Он холопничаньем в люди вышел. Холопай, -пайка, бранное слуга, служанка.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

холоп

холопа, мн. холопы, холопов, и (устар.) холопья, холопьев, а также холопи, холопей, м.

    В древней Руси - раб (истор.). Кабальный холоп. Полный холоп.

    крепостной крестьянин, крепостной слуга. В зубы холопа примерного, Якова верного, походя дул каблуком. Некрасов. Я князей Утятиных холоп. Некрасов. Саньку не отдадим за деревенского холопа кабального, - найдем в Москве купеческого сына. А. Н. Толстой. Я холопям потакать не намерена. Фонвизин.

    перен. Человек, пресмыкающийся перед кем-н., готовый на всё из раболепия, низкопоклонства (презрит.). что нужды мне в торжественном суде холопа знатного, невежды при звезде. Пушкин.

    Валет, то же, что хлап (старин.).

    Приспособление в виде наклонной скамеечки с вырезом для

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

холоп

    В Древней Руси: человек, находящийся в зависимости близок к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга.

    перен. Человек, готовый на все из раболепия, подхалимства, холуй (во 2 знач.) (презр.).

    ж. холбп-ка, -и.

    прил. холопий, -ья, -ье (к 1 знач.) и холопский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

холоп

      1. Тот, кто в Древней Руси находился в феодальной зависимости, по форме близкой к рабству.

        Дворовый, крепостной слуга.

        Подданный царя, находившийся в полной зависимости от него.

    1. перен. Тот, кто пресмыкается перед кем-л., кто готов на все из раболепия, низкопоклонства.

  1. м. устар. Приспособление в виде наклонной скамеечки с вырезом для задника, использовавшееся при снимании сапог.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Примеры употребления слова холоп в литературе.

Только Александр Павлович да холоп его Аракчеев полагают, что карбонарии зарождаются самопроизвольно.

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто - не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватанье руками.

Старик вскинул волчьи глаза, прислушался к говору бояр и тихо заговорил: - Ежели ты, холоп , еще раз полезешь на царские очи, то будешь бит батогами, язык тебе вырежут воровской!

Одевшись в бархат, ходили в своих валеных шапках и по головам лишь имели сходство с прежними холопами и смердами.

И о том, что под Переяславлем стоит с дружиною Акинф Великой и город вот-вот падет, узналось на Москве случаем, от прискакавшего из Весок Родионова холопа .

Холоп , прискакавший из Весок, служил еще старому Нестеру на Волыни и был предан ихней семье до живота своего.

Второй - жалкое и жадное сборище вольноотпущенных холопов - не обещает многого в будущем, несмотря на свою сословную и торгово-промышленную примесь.

Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника, согласно с древнерусским правом, пожаловал их как дворовых слуг своих в звание холопов государевых.

Конные холопы кинулись впереймы и скоро привели беглеца с рыжим, золотистой масти, жеребцом, что злился и пробовал укусить.

Ловкие холопы в холщовых рубахах враспояску разгружали воз с битой птицей, тявкали почуявшие мясо собаки на псарне, прошла, высоко неся голову в шитом жемчугом тяжелом убрусе, боярышня в зеленом шелковом летнике и сафьяновых полусапожках на высоких каблуках.

Гурьев с войсками и артиллерией вошел в лес, где пировали гайдамаки, и сказал, что прислан самой государыней, дабы облегчить холопам борьбу с ляхами ненасытными.

Еще, великий государь, жалобился я, холоп твой, жильцу Петру Замыцкому, который прислан от тебя, великого государя, а нынче довожу от себя особо через казака своего на воеводу и кравчего князя Петра Семеновича Урусова.

Холопы закупные - рабы и холопьи дети - наши рабы, холоп для нашего прибытку плодится.

Да, известно, започивают после обеда молодые господа, а за ними и мы, холопы верные, слуги примерные.

Здесь ради дня воскресения собралась вся семья и, по заведенному обычаю, приживалки, захребетницы, ближние холопы и холопки.

Холопы как категория древнерусского населения

В качестве социального явления «холопство» смогло просуществовать до самых петровских времён, когда царь Пётр молодого государства Российского решил отменить его собственной высочайшей резолюцией. В принципе, холопство являлось формой рабства и естественным социальным положением всего несвободного населения в каждом из многочисленных отдельных княжеств Древней Руси. Однако, положение холопа было довольно неплохим по сравнению совсем несносным положением челядина, так как хотя холоп и имел своего господина, но тот являлся так сказать «своим» - той же веры, славянской крови и рождённого на русской земле. А вот челядь (далее дословно из письменных источников): «… вообще, тьфу, чужеземная погань, захваченная в плен в многочисленных кровопролитных походах и войнах».

Таким образом, нам становится предельно понятно и без знаний чётких правовых норм того временного периода, что к своим землякам (даже к рабам) отношение было куда гуманнее, чем к тем же людям, но имеющих иностранное происхождение.

Источники холопства в Древней Руси

Холопство возникало обычно в двух случаях. В первом случае это было добровольное рабство, а во втором – насильственное обращение в рабы. В последнем случае обращение в холопы происходило по определённым причинам, самой распространённой из которых являлся в то время военный плен. Ведь одной из основных целей военных действий было пригнать из захваченного княжества как можно больше пленников для их дальнейшего использования в строительстве или для продажи.

Второй самой распространённой причиной по которой свободного человека могла ждать участь холопа являлось совершённое им определённое преступление. Князь, разгневанный на преступника имел право полностью отобрать всё имущество виновного человека, а его самого вместе с семьёй обратить в холопы.

И, наконец, как многие полагают, самой распространённой причиной определения свободного человека в холопы была неспособность лица отдать долги. Если должник не имел возможности выплатить долг кредитору, то тот в свою очередь мог взять его в холопы, что почти всегда и выбирали такие кредиторы. Конечно же, если кредитора не устраивал такой поворот, то мера наказания за неуплату могла быть другой.

Рождение от несвободных родителей являлось ещё одной из причин по которой человек считался холопом. Родители-холопы не могли родить свободного ребёнка.

Также человек мог продать себя в добровольное холопничество при свидетелях в любой момент.

Стоматолог Шпак из «Ивана Васильевича» имел все основания считать слово «холоп» в свой адрес ругательным. Хотя оно не рассматривалось на Руси как настоящее оскорбление, но обозначала человека, находящегося на нижней ступени социальной лестницы.

Рабы в феодальном обществе

Стадия рабовладельческого общества в славянской истории отсутствует. Но рабы (несвободные люди, не имеющие права распоряжаться собственной судьбой) на Руси были. Называли их либо холопами, либо челядинцами. Второе слово, по мнению большинства историков, относится к несвободной домашней прислуге и дворовым работникам из числа военнопленных. Холопы же – родных, славянских кровей. Женщина-холопка и вовсе именовалась «робой», что дает точное представление о ее статусе.

Стать холопом можно было несколькими способами.

  1. Родиться им. Дети «робы» становились холопами и принадлежали хозяину матери.
  2. Превратиться в него по браку. В «Русской Правде» сказано: «По холопу роба, и по робе холоп».
  3. Быть наказанным таким способом за совершенное преступление (собственное или главы семьи).
  4. Быть проданным для возмещения ущерба кредиторам при неуплате в срок долга.
  5. Совершить самопродажу. Такие вещи случались массово в голодные годы.
  6. Принять определенную должность, обычно тиуна (управляющего имением) или ключницы (домоправительницы). Такое холопство не распространялось на семью, но зато этим способом холопами становились даже представители знатных семейств. Так, Малуша, мать Владимира Великого, считалась «робой» а он сам – «робичичем», поскольку женщина была ключницей в доме Ольги. Но Добрыня, брат Малуши, был человеком влиятельным…

В некоторых случаях (самопродажа, брак, принятие должности) закабаляемый мог изначально оговорить для себя определенные привилегии: право выкупиться, срок холопства и тому подобное.

Официальный статус

«Русская Правда» дает четкое понятие о статусе холопа. За его убийство хозяин не несет никакой ответственности – вольно ему портить собственное добро! За убийство же «без вины» чужого холопа виновный платит не виру за смерть, а штраф за порчу ценного имущества (причем «роба» ценилась дороже мужчины – следовало компенсировать недополученное от нее потомство). За преступление же, совершенное холопом, отвечал его господин. Таким образом, холоп не был юридически человеком, а выступал объектом права, вроде домашнего скота.

Владели холопами обычно зажиточные феодалы, но словосочетание «смердии холопи», упомянутое в «Правде Ярославичей», позволяет допустить, что холопы могли быть и у богатых крестьян.

Различали «больших» и «меньших», а также полных «обельных» и временных холопов. К числу «больших» принадлежали тиуны, ключники, и прочие ответственные слуги. Часто их холопство было формальностью, они владели имуществом, совершали сделки, и даже сами имели холопов. «Меньшие» – обычные люди, чаще они выполняли домашнюю и хозяйственную работу на усадьбе.

«Обельный» холоп мог обрести свободу только по воле господина, даже на выкуп требовалось его согласие. Его можно было продать, подарить, убить. Но должник или голодающий мог «податься в холопи» временно, обычно до отработки долга или на определенный срок. Для голодающих таковой устанавливался в год. Затем такой холоп мог стать свободным. Естественно, нарушались эти правила очень часто, ибо прав тот, у кого больше прав.

Холопство существовало на Руси до петровских времен. Статус этой группы неоднократно менялся, постепенно сближаясь со статусом зависимых крестьян. Петр Великий отменил холопство, уравняв положение всех зависимых людей.