Open
Close

Храм казанской иконы пресвятой богородицы. Соборы и храмы казанской иконы божьей матери в россии

У Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Массивный белый храм, поставленный в створе Большой Калужской улицы, был образцом «византийского» стиля, одного из вариантов поисков «национальной идеи» в архитектуре второй половины XIX века. Тяжеловатые формы, огромный световой барабан центральной главы, с полуциркульными арками, огромная апсида, декорированная в том же духе, – все это типично для исторической архитектуры 1880-х годов. Трапезная, построенная в 1853-1855 годах по проекту П.Б. Буренина, и перестроенная в те же годы колокольня конца XVII века остались церкви в наследство от прежнего храма. Шатер колокольни Казанской церкви замыкал перспективы Большой Якиманки от центра. Церковь имела приделы Воздвижения (до 1814 года – Иоанна Воина) и Николая Чудотворца. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». В первой половине XIX века при поддержке московского митрополита Филарета при церкви возник попечительский совет о нуждах бедных прихожан. Казанский храм неоднократно упоминается в произведениях писателя Ивана Шмелева, который был его прихожанином в годы детства и отрочества. Отец Шмелева был старостой и ктитором церкви; приходскую жизнь, службу, праздники, прихожан и служителей храма писатель навеки запечатлел в своем «Лете Господнем». В начале ХХ века в храме пел церковный хор под управлением известного регента тех лет Чмелева. Казанская церковь была закрыта в 1927 году. Обычно в советской Москве за этим следовал снос. Но храм уцелел. Большие размеры позволили приспособить здание к нуждам отечественной «культурной революции». В 1929 году церковь предлагали приспособить под архив, в том же году в нее въехал музей Горной академии. Правда, по некоторым данным, храм в 1930-е годы хотели снести, но его спасло заступничество реставратора Петра Барановского. В результате Казанский храм обезглавили и перестроили в 1935 году под кинотеатр, уничтожив иконостасы и великолепное убранство его интерьеров. Колокольня была при этом сломана до первого яруса, ограда снесена. Приведем отрывок из воспоминаний архитектора Б.С. Маркуса: «Теперь это вовсе никакая не церковь, а кинотеатр «Авангард». Под куполом храма укреплена огромная вывеска кинотеатра… Но зрительный зал в приспособленном для него помещении храма все-таки не очень удобный, неуютный. И вообще при посещении этого кинотеатра не создается впечатления, что ты идешь смотреть фильм. Все-таки остается ощущение церковного здания со всеми его особенностями».

В таком виде храм и простоял до начала 1970-х годов, когда и погиб в результате новой реконструкции улицы. Согласно описаниям 1960-х годов, здание содержалось плохо, окна были забиты фанерой, частично заполнено мусором и хламом. Снос храма стал частью весьма своеобразной программы благоустройства предполагаемого маршрута американского президента Р. Никсона, которого ждали в Москву с визитом: «Наводили лоск по маршруту его предполагаемого проезда, разрушая неприглядные, по их мнению, здания и заливая места, где они стояли, асфальтом или засаживая цветочками», – пишет Историк С.К. Романюк. Петр Паламарчук в «Сорока сороках» высказывает иную версию: «Сочтено более удобным разрушить храм, нежели предъявить его обращенным в кинозал. Местные жители до сих пор с возмущением рассказывают об этом безобразии».

Храм взорвали в апреле 1972 года, как всегда, ночью. Вместе с ним уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанской церкви было застроено административным зданием МВД СССР.

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233.

На месте взорванной святыни подмосковного села Орлово выросла удивительной красоты пятикупольная церковь.

Благодаря тому, что финансирование стройки не прекращалось ни на один день, храмовый комплекс был построен в рекордно короткие сроки

Голгофа отца Николая

При орловском храме всегда была крепкая церковная община, которую в разные годы окормляли разные священники, но последнему из них выпала особая доля – мученическая кончина во имя Христа на печально известном бутовском полигоне.

Ровно четверть века отец Николай Лавров был настоятелем храма в Орлове, из них последние 18 лет пришлись на время безбожия и репрессий. После октябрьского переворота вся мощь государственной машины была направлена на уничтожение Церкви. Но даже в таких условиях, ежедневно рискую жизнью, батюшки продолжали свое служение.

В 1935 году Кунцевский райсовет принял решение о переоборудовании здания орловской церкви под школу. У отца Николая потребовали ключи от церкви. Вместо этого пастырь собрал из окрестных сел верующих и написал от их имени коллективное ходатайство с просьбой приостановить действие постановления о закрытия храма.

Попытка спасти Божий дом имела для отца Николая самые трагические последствия. Следователи обвинили его в руководстве «контрреволюционной кулацкой группой». По постановлению тройки при УНКВД Москвы и Московской области Николая Яковлевича Лаврова приговорили к расстрелу.

Обретение креста

После закрытия церкви местные власти распорядились церковную утварь и иконы передать в соседние храмы, но прихожане поступили иначе: они разобрали по домам дорогие для них святыни в надежде сохранить их до лучших времен. Комитет бедноты расценил эти действия как саботаж и велел «пособникам контрреволюции» под страхом расстрела вернуть церковное имущество до последней иконы, чтобы потом на глазах у всего села устроить показательный пожар.

Казалось, в тот страшный день все сгорело дотла, и уже нет никакой надежды найти хоть какую-нибудь подлинную вещь из орловского храма. Но случилось чудо. Восемь лет назад при обследовании фундамента разрушенной церкви был обретен потемневший от времени настенный крест, будто специально ждавший своего часа.

Три храма – один священник

Уже давно село Орлово вместе с окрестными деревеньками вошло в состав Москвы, а их жители стали москвичами. Сменились поколения, но люди не забыли своих корней, в том числе и духовных. Среди местных жителей нашлись подвижники, которые создали церковную общину и задались целью возродить разрушенный храм.

Михаил Колюпанов родился в 1977 году в Москве.
В 2000 году закончил Свято-Тихоновский богословский институт. В 2001–м был рукоположен в священники. С 2001 по 2004 год служил в храме Рождества Богородицы на Крылатских Холмах. С 2004 года – настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Орлове

Община есть, а церкви и священника – нет. Разве это правильно? И в 2004 году молодой иерей Михаил Колюпанов становится пастырем «группы церковных активистов». Первые молебны, пока позволяла погода, проходили под открытым небом – на фундаменте старой церкви. А потом остро встал вопрос о временном помещении. Руководство поликлиники восстановительного лечения на ул. Родниковой в Солнцеве любезно предоставило отцу Михаилу… свой актовый зал. На сцене батюшка устроил алтарь, перед алтарем поставил подсвечники, а по стенам развесил иконы.

– Местные бабушки поначалу отнеслись к нашему храму с недоверием. Думали, что мы сектанты какие-нибудь, – улыбается отец Михаил, – а теперь на воскресной службе бывает до 60 причастников. Кроме того, церковь посещают люди с ограниченными возможностями, которые приезжают на лечение в поликлинику. Они ищут здесь поддержки, утешения и, конечно, помощи Божией.

Комплекс в Солнцеве – щедрый дар москвичам от компании «Мосстроймеханизация-5». Ее генеральный директор Сергей Качалин считает храмостроительство вкладом в будущее
государства.

Слова утешения ждут от батюшки и в другом больничном храме – при Научно-практичном центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы.

Приписной храм Святой Троицы представляет собой небольшое помещение в здании Научно-практичного центра, и служба совершается здесь один раз в неделю.

Но на большие церковные праздники батюшка старается служить во всех «своих» храмах.

Общими молитвами Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Староорловской улице, рассчитанный на 500 человек, вместе с домом причта был возведен по Программе «200 храмов» в числе самых первых. И хотя строительство еще не закончено, но уже есть представление о том, как должен выглядеть храмовый комплекс XXI века. С одной стороны, его архитектура не выходит за рамки традиционного церковного зодчества, а с другой – везде, где это уместно, использованы современные технологии.

В доме причта предусмотрена комната матери и ребенка. Здесь можно будет покормить и перепеленать малышей. А в просторные учебные классы переедет воскресная школа прихода, долгие годы ютившаяся в больничной библиотеке.

Благодаря тому, что финансирование стройки не прекращалось ни на один день, храмовый комплекс был построен в рекордно короткие сроки. Генеральный директор организации «Мосстроймеханизация-5» Сергей Качалин стал не только куратором объекта, но и его единственным спонсором. За что ему низкий поклон от всего прихода храма и от жителей микрорайона, которые то и дело интересуются, когда же откроется новая церковь.

– Осталась лишь внутренняя отделка храма, – говорит настоятель, – но чтобы побыстрее начать богослужения, мы решили установить временный иконостас с репринтными фотокопиями икон.

Местные жители, желая внести свою лепту в убранство храма, приносят батюшке домашние иконы и церковную утварь, а один из давних прихожан вызвался профинансировать покупку колоколов для звонницы.

Строительство:

Инвестор и генподрядчик: «Мосстроймеханизация-5»

Проект: ГУП «МНИИТЭП»

Техзаказчик: ГУП «УРиРУО»

Адрес: ул. Староорловская, д. 106

Настоятель: священник Михаил Колюпанов

В Москве можно прогуляться в музее-заповеднике «Коломенское» и посетить знаменитую российскую реликвию. Храм Казанской в Коломенском уже четвертое столетие является его главным символом. Это трехэтажное здание давно покоряет сердца людей своим величием и поистине царским масштабом. Оно имеет внушительных размеров лестницу с шатровым крыльцом, а примыкает к основному строению при помощи красивой лестницы, сделанной на склоне, высокая шатровая колокольня. Нередко его путают с бывшим монастырем в Коломне.

Общие сведения

Почти полвека назад в нем последний раз проводилась реставрация, поэтому на сегодняшний день зданию требуется не только косметический, но и капитальный ремонт, чтобы не возникло никакой аварии.

Все противоаварийные и реставрационные работы проводятся на средства Прихода по условиям Охранного договора, Приход является единственным пользователем здания. Но он не располагает достаточной суммой, чтобы восстановить первоначальный вид храма, несмотря на то, что здание является культурным наследием и шедевром русского зодчества. Уже начиная с проектирования ремонтных работ необходимы большие вложения, так как они требуют профессионального подхода. Из-за отсутствия должной суммы , реставрация его откладывается из года в год.

Неравнодушные люди пытаются помочь настоятелям своими пожертвованиями, их можно оставлять не только непосредственно в храме, но и перечислить на его счет. Все реквизиты, куда можно перечислять добровольные пожертвования, указаны на сайте храма.

Почитание Казанской иконы Божией Матери всеми церквями страны было установлено, когда родился Дмитрий Алексеевич. Романовы были уверены, что престолонаследием они обязаны именно заступничеству Казанской Богоматери. Первые 2 года Великой Отечественной войны храм не действовал, но потом службы возобновились и продолжаются до сегодняшнего дня.

Сюда приходят не только помолиться или пройти таинство крещения, но и приносят вещи и продукты для освящения: например, на Пасху – куличи и яйца, на день памяти Параскевы Льняной – льняную ткань и сельскохозяйственные продукты , выращенные на собственных огородах, на Вербное воскресенье – веточки вербы и другие.

История храма в цифрах

  • 1640–1651 гг. Царь Михаил Федорович издал указ об основании церкви Казанской иконы Божией Матери;
  • 1666 г. Прошло освящение церкви при царе Алексее Михайловиче;
  • 1910 г. Голые стены храма украшены росписью;
  • 1941–1942 гг. Церковные двери были закрыты для посещений.

Архитектура

После издания указа о строительстве кирпичного храма прошло не больше четырех лет. Его венцом стали 5 золотых куполов и 2 по бокам, украшала здание шатровая колокольня, а надпись под крестом центральной главы гласила о том, что символизирует данное строение, это был, согласно исторической справке, столетний юбилей взятия Казани.

Деревянное строение , если верить летописям, было построено Лжедмитрием II , когда он был изгнан из Коломны, оставил напоминание о себе. Другой источник гласит, что построить каменную церковь повелел царь Михаил Федорович, как знак памяти освобождения Руси от польской интервенции. Новый храм изначально исполнял роль домовой церкви, по длинным переходам, устланным войлоком, можно было попасть в дворцовые покои царицы. Войлок стелился не только для тепла , но и для шумоизоляции, чтобы не было слышно шагов идущих по коридору людей.

Святыни

В тяжелые для страны времена Чудотворная икона Божией Матери «Державная» была похищена, но в 1990 году возвращена на законное место и остается там по сей день. Расписание работы храма можно посмотреть на его официальном сайте, но для посетителей он открыт ежедневно с 7:30 и до окончания вечерней службы. Изменения в расписании могут возникнуть только из-за праздничных богослужений. Для школьников есть возможность посещать воскресную школу. Любой желающий может посетить библиотеку. Взрослые могут пойти таинство крещения в баптистерии.

Помимо основной части храма , есть 2 придела – северный и южный, названные в честь святых.

В церковных стенах, кроме Чудотворной иконы, есть еще одна святыня – Чтимая Казанская икона Божией Матери, в честь которой и было названо это место. Но к сожалению, это фотокопия оригинальной иконы. Также в храме стоит скульптура Иисуса Христа, выполненная из дерева.

Дни почитания Божьей Матери:

  • 8(21) июля;
  • 22 октября (4 ноября).

Отмена крепостного права оставила свой след: Мемориальный столб, располагающийся недалеко от основного строения, который был построен крестьянами. Он сделан в 1861 году как знак благодарности императору Александру II . Мемориальный столб поменял свое местоположение в 1980 году, с этого момента он стал одной из достопримечательностей Коломенского.

Расписание

Богослужения проводятся ежедневно с раннего утра, независимо от дня недели.

  • В будни богослужения начинаются в 8:00;
  • По воскресеньям богослужения начинаются в 7:00.

Придворная церковь принимает посетителей до 19:30, исключение составляет понедельник, когда двери закрываются в 12:00. В это время в здании проводится генеральная уборка. Редко празднования приходятся на будние дни. Например, в сентябре Рождество Пресвятой Богородицы приходится на четверг 8(21) число. Полное расписание богослужений представлено на сайте храма Казанской иконы Божьей Матери.

Храм на Красной площади

Чуть ранее начала строительства домовой церкви в Коломенском, был построен храм с таким же названием в Москве на Красной площади. Изначально он тоже был деревянным, но, в отличие от коломенского храма, был построен на сбережения Дмитрия Пожарского. Говорят, что простоял он всего десяток лет, после чего был сожжен. Новый кирпичная его версия была возведена по указу Алексея Михайловича, правящего страной в то время. Все обновления и пристройки появились благодаря щедрым пожертвованиям.

В 1936 году правительство решило, что облик строения не соответствует улице, где он стоит, ведь по Красной площади проходили торжественные шествия и различные торжества. В отличие от храма в Коломенском, он занимал не свое место, поэтому общественность приняла решение о его уничтожении. На его месте был построен общественный туалет.

Храм в Казани

В Казани возрождается еще один храм Казанской иконы Богоматер и, подобный коломенскому, но только в 2016 году было принято решение воссоздать разрушенное здание. При этом вид его не должен быть изменен. Революционный период сделал из него склад для хозяйственных нужд, после чего в этом же статусе он был взорван. Храм удастся воссоздать по старым фотодокументам и чертежам.