Open
Close

Икона неувядаемый цвет о чем молятся. Чудотворные иконы из глубинки

История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!

Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».

Но, наверное, помимо чудесного воскрешения сухих цветов у образа Божией Матери на острове Кефалония, вдохновительной основой для изобразительного воплощения непременного и отличительного атрибута иконы «Неувядаемый цвет» стали эпитеты из текстов богослужений, где Пречистую сравнивали с цветком – «неувядаемым, благоуханным». От второго эпитета возник еще один распространенный список – «Благоуханный цвет», его первое появление считается более поздним. Эпитет же «неувядаемый» взят из «Канона благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца. Канон вошел в состав действующих богослужебных литературных собраний Православной Церкви, и его духовно возвышенное, восхищающее и трогающее душу искренней любовью к Заступнице содержание стало источником для написания новой иконы.

Преподобным Иосифом Песнописцем создано множество канонов, сохранившихся в молитвенном наследии русского православия. Как пишет о нем в статье «Церковные песнотворцы» (глава «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца») монахиня Игнатия: «Каноны преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой».

Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.

На российскую иконопись XVII века сдержанно, но тем не менее заметно оказывала влияние западная традиция в течение полутора десятилетий Смутного времени, которое закончилось в 1613 году. Она проникала на Русь со стороны католических Польши и Литвы, где издавна использовались атрибуты, нехарактерные для византийской традиции, – царские венцы, цветы и т.д. Но изображение их в русской иконописи было освящено гимнографией православия, где эпитетом «неувядаемый цвет» награждены в разных молитвенных творениях и Христос, и Матерь Его. К примеру на Алексеевском списке цветущая ветвь в руке Богородицы увита лентой, а на ней прописан ирмос Первой песни «Канона благодарного»: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное: Радуйся, благоухание Единаго Царя!»

Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.

Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.

К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.

Будто сотканные из цветов одеяния Богоматери и Младенца, выстланный тем же орнаментальным цветочным полем ореол вокруг центральной композиции – во всем явно ощущается обращение автора к русской традиции, и так нивелируется, уходит прочь даже намек на исходное влияние западной культуры в иконографии образа «Неувядаемый цвет». Стиль кузнецовского письма опирается на историю русского орнамента, его коренную связь с нашей родной природой, и иконописец Марина Филиппова в полной мере прилагает это замечательное творческое наследие к новому изложению прекрасной православной иконы. С одной стороны, этот образ теперь видится подлинно русским, берущим начало в византийской школе, а с другой – в новом воплощении икона «Неувядаемый цвет» XXI века по-прежнему вдохновенно и восхищенно воспевает Богородицу и Христа как «неувядаемый, благоуханный цвет». В ней возвращается частично утраченный в позапрошлом столетии радостный, жизнеутверждающий смысл первых списков, отражающий чувства преподобного Иосифа, афонского монаха, создателя оригинала, и тех, кто наблюдает из года в год чудо на острове Кефалония…

Значение иконы
Эпитеты, характеризующие Богоматерь, источником которых стали присущие Ей качества как Матери Того, Кто придет через Нее, чтобы дать Жизнь Истинную всему человечеству, прекрасные поэтичные и возвышенные сравнения, которые звучат в словах богослужений, слагают полноту духовного значения этого образа. Если глядеть на этот образ, радуясь и любуясь, они просто возникают в душе из молитв, которые мы Ей возносим. Она – «сад живоносный», Она – «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», Она – «плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный». Под Хлебом небесным подразумевается образ Христа, Который, как мы помним из евангельского рассказа о Тайной вечере, преломляя хлеб и раздавая его ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19, Мф. 26, 26; Мк. 14, 22), поэтому на некоторых изображениях в руке Пречистой мы видим не цветы, а колос.

Благодарение Богу, что волею Его и мы можем теперь припадать в молитве к образам, столь нами любимым, и недаром первой рукотворной иконой, вышедшей из-под кисти апостола, стала икона Пречистой, Которая «взяла в усыновление весь мир». Ее Лик на иконе «Неувядаемый цвет», вся икона – сочетание радости и умиротворения, столь искомого нашей вечно смятенной в ежедневной суете душой, а вся русская православная иконография – это изумительное сокровище, дарованное нам Господом во спасение, вразумление и стяжание духовной радости и благодати.

Чудеса от иконы
К этому образу, полному нежности, ласкового сострадания и любви к нам, усталым от несовершенств мира сего, прибегают часто за спасительной помощью. Потом те, кто молитвенно обращался к Ней перед Ее иконой «Неувядаемый цвет», рассказывают о том, как просветляется душа, какое утешение снисходит на нее, возвращается внутреннее равновесие, и мир видится полным новых надежд, находятся неожиданные решения для избавления от проблем и силы для действия. Уходят тревоги и печали, и в благодарности к Ней рождается укрепление в вере, казалось бы, готовой поколебаться. Это ли не чудо духовного воскрешения, когда душа человека, впавшего в уныние, засыхающая, как росток, вновь возрождается к жизни подобно цветам у киота Богородицы на Кефалонии? Ну и известно, что от многих чтимых и чудотворных икон Божией Матери «Неувядаемый цвет» происходило немало чудес, связанных с обретением спутника жизни девушками и женщинами, желавшими найти свою вторую половину и жить с ней в добром согласии.

Но есть еще и чудеса современные. Вот только два из них, отмеченные в нашем столетии.
В 2012 году в селе Черновка Сергиевского района Самарской области на окне дома пожилой женщины, верующей и добродетельной, 16 апреля – как раз в день празднования иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» – проявилось изображение этого образа. Увидела его хозяйка дома Екатерина Ивановна Малыгина, когда в этот день после потепления сняла с окна клеенку, которой закрывала дом от зимних холодов. Это было утром, и в ярком утреннем свете изумленная женщина увидела образ Богоматери и Младенца, в котором сначала не признала «Неувядаемый цвет», но после заглянула в справочники и нашла это изображение.

К вечеру изображение исчезает, а с наступлением светлого времени суток постепенно проявляется. К образу приезжали и священники, и миряне, совсем неверующие пытались и потереть, и поцарапать удивительное стекло, но изображение оставалось нетронутым. Так и уезжали они восвояси, изумленные, творя про себя молитву.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нововоскресеновка Нововоронцовского района Херсонской области в 2007 году начала мироточить икона Богоматери «Неувядаемый цвет». Тогда же начались и чудеса, от нее происходящие. Слава об иконе быстро разлетелась по округе и далее. По свидетельствам тех, кто притекал сюда, по молитвам у этого образа восстанавливались семейные отношения, улаживались конфликты между домочадцами. Известны случаи исцелений взрослых и детей, особенно страдающих от проблем с речью, – детки начинали говорить.

Все эти и другие чудеса, дарующие нам решение многих и многих проблем, замечательны. Но можно сделать еще один вывод: что бы ни говорили скептики и те, кто не доверяет очевидному, хоть и невероятному, чудеса от Бога есть в нашей жизни и даются по вере нашей не только, образно говоря, в прагматических целях. Еще – чтобы видели и помнили: Там, где Престол Божий, всех нас, кто возносит к Небесам слова молитвы и благодарения, видят и помнят. Нам ответят на каждое слово, каждое движение души к Богу, на каждую обращенную к Нему мысль, если они честны и искренни, если проникнуты доверием и любовью. Потому мироточат и удивительным образом обретаются иконы, совершаются исцеления у живоносных святых источников – это все свидетельства того, что Бог с нами здесь и сейчас, а мы, если решились следовать за Ним, постоянно живем в Его присутствии, и этот факт становится чрезвычайно важным для того, кто полагает себя верующим и православным человеком.

Многие иконы, будь то именные иконы, венчальные или праздничные, имеют свою историю. И особенно удивительны сказания о старинных образах, которые считаются чудотворными. Одной из таковых является икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» .

Откуда и когда появился на Руси образ «Неувядаемый цвет» доподлинно неизвестно, зато известно, откуда появилось такое название. Это наименование пошло от песнопения в честь Божьей Матери. Кроме того, ещё издревле сравнивали Богородицу с неувядающим цветком. На Руси икона появилась благодаря паломникам в 17-18 веках. В тот период списки с иконы стали появляться в различных русских монастырях.

Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми. Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» («Благоуханный цвет») помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Совершается много исцеление больных. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга. Одной из самых проникновенных молитв, обращенных к этой иконе Пресвятой Богородицы, является акафист.

Значение, которое имеет икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» очень велико. Она сама по себе символизирует чистоту и непорочность. Поэтому перед ней молятся девушки именно о том, чтобы сохраняться свою праведность и чистоту. Особенное значение она приобретает для юных девушек, так как они испрашивают у неё помощи в выборе будущего супруга. Она нередко также используется и как венчальная икона для невесты. Ей благословляют и даруют её жене. Во время семейной жизни икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» помогает справиться с горестями. Которые могут выпасть на долю супруги.

Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. В народе существует поверье, что икона «Неувядаемый Цвет» помогает девушкам и женщинам сохранять красоту и молодость. Эта икона для вымаливания красоты и любви окружающих людей.

Перед иконой “Неувядаемый Цвет ” верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга.

Только сегодня аудио-каст + брошюра “Неувядаемый цвет – женская икона для молодости и красоты” + подарок

Тут важно заметить, что если Феодоровская икона Божией матери стала покровительнице семьи и брака, то это как бы добрачный стандарт!

Именно такое значение имеет этот образ, а потому становится очень важным для женщин.

Икона Божией Матери “Неувядаемый цвет”, моя самая любимая, она выполнена росписью на шелке и очень-очень красивая. Вот ее изображение.

На самой иконе “Неувядаемый цвет ” и многочисленных ее списках Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии.
Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: “Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты”.
На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы.
Списки иконы “Неувядаемый цвет” (“Благоуханный цвет” ) прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Д. Даллас привел как наиболее раннее изображение “Богоматери Неувядаемый Цвет” гравюру, исполненную в западном стиле, в венецианском издании Библия, называемая Новая Сокровищница (1612 г., греч.), в которой Богоматерь с Младенцем стоит на месяце, из головы Христа растут розы
Соединение западных элементов с темой Акафиста, по мнению этого автора, и дало новую иконографию, которая является продуктом иконографического творчества поствизантийской эпохи. Им указаны ранние православные иконописные изображения Богоматери с цветами.
Первое из них датируется около 1700 года и представляет собой контаминацию иконографии “Богоматерь Живоносный Источник” и “Богоматерь Неувядаемый Цвет”.
Среди иконографических источников этого типа икон Богоматери автор называет католическую «Rosencranzmadonna».


В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь.
Иногда на этих иконах есть пространные надписи.
Чаще всего Мария и Младенец на иконах “Богоматерь Неувядаемый Цвет” облачены в царские одежды.
Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок.


При выяснении вопроса происхождения иконы «”Неувядаемый цвет ” если только руководствоваться данными православных сайтов или книгами типа « Православный календарь на…» то вырисовывается следующая картина.
1.Утверждают, что происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты.
Но тогда почему на подавляющем большинстве икон относящихся к исследуемому типу изображены лилии?
Появление самой иконы в Московском царстве относят к XVII – XVIII векам. И туда икона, очевидно, попала через паломников.
Так же установлено, что наиболее древний образ, относящийся к типу икон Божией матери «Неувядаемый цвет» упоминаемый в исторических документах, относится к XVIII столетию и что он находился, появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте позже построенного храма Христа Спасителя. Сам этот образ не сохранился, но остались его многочисленные копии –« списки». Но все же обращались, потому, как с художественной стороны эта икона выделялась на фоне других икон Божией матери своею привлекательностью.

Иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения.
В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери “Неувядаемый Цвет ” прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре.
Ее первое упоминание относится к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше.
Икона Алексеевского монастыря имела сложную иконографию:
На переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Богоматери) - Богомладенец во весь рост, босой, правой рукой Он облокачивается на левое плечо Богоматери, в левой Его руке - скипетр; голова Богоматери склонена к Младенцу, на Ее не покрытой мафорием голове - венец, в правой руке - ветвь, обвитая лентой с надписью: “Цвете Неувядаемый!
Празднование этому образу происходило 3 апреля по старому стилю (16 апреля по новому)

“Неувядаемый цвет” – женская икона для молодости и красоты

Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в некоторых иконах накрытом покровом с Голгофским крестом.

Но сложная композиция иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” со временем практически исчезает.
По записанному в сочинении Ф. Ловцова преданию, икона “Богоматерь Неувядаемый Цвет” была принесена с Афона прихожанину церкви Малевскому-Малевичу в 1865 году, почиталась как чудотворная.

С этой иконы и был сделан список для храма Успения в Могильцах. Иконография чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени Алексеевской святыни.
По описанию Ловцова, на ней Мария восседает на престоле, правой рукой поддерживая Младенца, стоящего на цветке, который вырастает из-под ног Богоматери.
У Младенца в правой руке держава, левая прижата к груди. У Марии в правой руке - цветы лилии. Оба они представлены в царских венцах. Венец над Богоматерью держат Ангелы. Празднование иконе происходило 31 декабря.
Точной иконографической аналогией этому чудотворному образу является икона первой трети XIX века из Центрального музея им. Андрея Рублева.

В сочинениях некоторых авторов появление иконографии “Богоматерь Неувядаемый Цвет” связывалось с чудом от цветка Богоматери, называемого “неувядаемым”.
Но упоминаний о чудотворных иконах Богоматери “Неувядаемый Цвет” на Афоне ни в сочинениях популярного духовного писателя Святогорца, в которых есть целые пассажи, посвященные богородичным цветам, ни в многочисленных русских изданиях, посвященных афонским святыням, нет.
В 1864 году, незадолго до того, как появилась в Москве икона церкви Успения на Могильцах, происходит чудо исцеления от богородичного цветка, о чем подробно сообщается в изданном Русским Пантелеимоновым монастырем “Сказании о чудесах Богоматери, совершившихся в недавнее время на Святой Горе Афон” монаха Мелетия.
Это событие, вкупе с популярными описаниями путешествий на Афон паломников, и послужило, скорее всего, импульсом к объяснению названия иконы в связи с богородичными неувядаемыми цветками и к большей популярности этой иконографии в XIX веке.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою «Неувядаемый Цвет»

О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Искренние молитвы, промолвленные перед иконой «Неувядаемый Цвет», способны не только восстановить духовные силы верующих и наставить их на путь праведной, но и помочь сохранить молодость и красоту.

Обращение к Богородице перед чудотворной иконой способствует сохранению любящих отношений между супругами, помогает близким людям найти понимание, укрепить семейные отношения, решить серьезные проблемы, с которыми стыкаются домочадцы. Девушки прибегают к молитвам перед иконой, с обращением к Пречистой за помощью в поисках надежного и любящего супруга. К Деве Марии приходят и те, кто нуждается в утешении, почитаема икона среди людей, познавших какое-либо горе.Молитвы к Богородице перед иконой «Неувядаемый цвет» помогают обрести веру в завтрашний день, силы для продолжения жизни, вдохновляют на борьбу с мрачными мыслями, а также позволяют забыть о душевных тревогах.

Связано с иконой Богоматери «Неувядаемый Цвет» много чудес. Не единожды случалось так, что после молитв перед святыней молодые девушки находили спутника жизни, обретая гармонию и счастье в семейной жизни. Свидетельствовали страждущие и о том, что Дева Мария помогла им после обращения перед иконой обрести душевного спокойствия, найти смысл существования своего, переоценить жизнь свою. Другие христиане приходили к святыне в минуты, когда печаль охватывала души и мысли их, и только Царица Небесная смогла наставить их на путь истинный, указать праведный образ жизни, найти счастье и принять себя таким, каким человек является.

Православные знают, что не может Пречистая оставить на произвол судьбы тех, кто в ласке ее нуждается. Много чудес, связанных с «Неувядаемым Цветом», случалось в былые времена, явление образа Богородицы тысячи христиан избавило от душевных тяжестей. Но и сегодня происходят чудесные явления.

К примеру, на горе Кефалония, расположенной близ острова Афон в Греции каждый год происходит что-то удивительное. Поддерживается здесь одна очень интересная традиция: в день Благовещения Пресвятой Богородицы христиане приносят в храм белые цветы, схожие к тем, что явился к Деве Марии Гавриил с ними. Хранятся эти цветы до самого торжества в честь Успения Богородицы. Причем, поливать растения, нет потребности.

И ежегодно наблюдается светлое чудо – сухие стебли цветков спустя 5 месяцев наполняются новыми силами, не зная при этом ни влаги, ни солнечного тепла. Мало того, что растения не погибают, на стеблях появляются новые белоснежные бутоны. За некими поверьями именно это событие стало причиной создания иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Авторами творения стали, вдохновленные чудом, Афонские монахи.
Цветы, которые держат в руках Богородица и Младенец Иисус – символ непорочности и чистоты Девы Марии, Ее духовного совершенства и праведности. С этого и стала обращаться Православная церковь к Пресвятой: «Ты еси Корень девства и Цвет чистоты Неувядаемый».

Среди священнослужителей церкви на горе Кефалония распространено поверье, гласящее о том, что усохшие цветы, которые каждый желающий может увидеть под киотом иконы, символизируют души человеческие. Мы, как и растения, нередко теряем ту искру божественную, которую подарил нам Господь Бог. Не только тело наше чахнет (это еще не столь страшно). Запустевает душа наша, ибо забываем мы о том, какой должна быть жизнь истинного христианина, прибегаем к греховным поступкам. Но также как и цветы вернуться мы можем всегда, ступив на путь жизни праведной. Расцвести духовно – поверить и довериться Христу нашему, Спасителю. Ибо каждому, кто с горячей молитвой прибегнет к Богородице, Бог милостивый всегда готов помочь.

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"...

16 апреля
День памяти

Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

Празднование в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» совершается 3/16 апреля, а в честь родственного ей и на сегодня уже почти совсем сблизившегося с ней более позднего списка образа «Благоуханный цвет» – 15/28 ноября.

В более древних образах различие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный цвет» – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

В чем помогает икона.
Образ Божией Матери «Неувядаемый цвет» – иконописное воплощение целомудрия и чистоты, прежде всего, как свойств духовных, поэтому молящимся перед ней Богородица дарует помощь в обретении и сохранении этих чудесных и спасительных для каждого нас качеств. Целомудрие – целостность мудрости, внутренний покой, душевная тишина, смирение и кротость, они даруют женской натуре ту стойкость духа, какую более не найти нигде.

Молитва перед этим образом помогает в сохранении брака, укреплении семьи, в разрешении семейных проблем, в преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту.

Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов.

Молитва первая
Ц
арице моя преблагая, надежде моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохранишимя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О , Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь иконе
Р адуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем.

Об истории и значении иконы


Богоматерь Неувядаемый Цвет,
XVIII век, Третьяковская галерея
История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!






Привезена с о. Родос Греция.
Находится в Москве
Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.





Москва, Оружейная палата,
конец XVII в. Оклад - серебро
Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.





Богоматерь "Неувядаемый цвет"
из церкви Покрова в Филях, Москва, 18 век
Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.




Ярославская областная общественная организация
художников, иконописцев, реставраторов -София-
К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.


К Пречистой Деве Марии обращаются все верующие люди, одни с просьбой о помощи, другие – с благодарностью, третьи – просто за утешением. Богородица – наиболее почитаемый образ у православных христиан, судя по преданиям и свидетельствам, Богоматерь не оставляет людей наедине со своей бедой. Икона Неувядаемый цвет – один из самых трогательных образов Богородицы.

История появления Неувядаемого цвета

На самом крупном ионическом греческом острове Кефалония с давних времен повелась традиция: на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) паломники, приезжающие на остров, приносят белые, подобные лилиям, цветы. Согласно апокрифам, с похожим белым цветком, который символизирует непорочную чистоту, к Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью о непорочном зачатии. Цветы, укладываемые прихожанами к иконе под киот, не убираются до одного из главных православных праздников – Успения (28 августа), они лежат без воды и света. В полумраке, без влаги цветки и стебли постепенно усыхают, но к Успению растения чудом оживают, стебли наполняются влагой, а вместо сухих соцветий появляются бутоны, распускающиеся белые цветки, становясь тем самым неувядаемым цветом.

Что означает образ для православных

Согласно византийским акафистам, Иисус Христос и Царица Небесная сравниваются с неувядающими цветками. Именно на основе акафистов, на священной горе Афон был создан чудотворный образ Богородицы «Неувядаемый цвет» (XVII век).

На святыне Матерь Божья изображена с Сыном, которого держит на одной руке, в другой рукой – белый неувядающий цветок. На некоторых иконах можно увидеть розовое растение (роза или просто розовая ветвь), а младенца – то на правой руке, то на левой. Но от небольшой разницы в изображениях значение иконы не утрачивает свою мощь и чудотворную силу. Утверждается, что первые иконы изображали Богородицу, восседавшую на троне и держащую скипетр, овитый белой ветвью.

Значение для верующих иконы «Неувядаемый цвет» трудно переоценить, о его силе слагаются легенды. Одна из легенд повествует о том, что Пресвятая Дева помогает женщинам сберечь красоту на долгие годы. Особенно велико значение иконы для непорочных дев, которые хотят найти себе достойную пару на всю жизнь. В древности эта информация была тайной, и ее передавили исключительно по женской линии.

Помощь образа

Лик Богоматери на «Неувядаемом цвете» один из самых нежных, умиротворенных, красивых, излучающих спокойствие, радость, любовь. Кажется, что одного взгляда на чарующий образ достаточно, чтобы печали унялись, тревоги рассеялись, а душа успокоилась.

В чем помогает образ:

  • сохранить женскую молодость;
  • сохранить целомудрие;
  • девушкам найти спутника жизни;
  • обрести понимание между близкими людьми;
  • унять душевное смятение;
  • направить на праведный путь;
  • решить семейные проблемы;
  • защитить от бед семейный очаг;
  • семейным людям избавиться от искушений;
  • сохранить семью, семейные ценности.

Иконой «Неувядаемый цвет» благословляли невесту на свадьбу для счастливого брака.

О чем молиться

Главное при чтении молитвы – искренность и вера. Искренняя молитва Богородице способствует рассеиванию страхов и тревог. Мятежная ищущая душа успокаивается, становится умиротворенной. Перед образом нужно молиться об изгнании мрачных мыслей, душевном спокойствии, просить Богородицу о понимании, мире для семьи. Люди, запутавшиеся в жизни, ищущие свой путь, могут смело обращаться к святому образу о наставлении на путь истинный.

Чаще всего к Матушке обращаются юные девы о том, чтобы найти того единственного, с кем можно прожить всю жизнь без бед. Также молятся девочки, желающие избежать мирских соблазнов и посвятить свою жизнь служению Всевышнему. Замужние женщины молятся, если возникли домашние проблемы, наметился раскол и непонимание. Считается, что Царица Небесная помогает семейной паре сохранить добрые отношения и укрепить семью.

Чудотворный образ

С давних времен люди веруют в чудеса, посылаемые «Неувядаемым цветом». Сотни тысяч христиан избавились от душевных тревог благодаря святому образу. Многие свидетельствуют о настоящих исцелениях. Особенно Матушка любит и помогает детям. Описываются случаи, когда родители молились перед Заступницей о здоровье больных детей и детки получали исцеление. У детей исчезали проблемы с речью, а однажды, немой ребенок начал разговаривать после молитвы своих родителей.

Мировые списки святыни

Исследование иконографии образа разнообразно. После появления «Неувядаемого цвета» возникло множество версий иконописи, отличающихся детально, но одинаковых в значении. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появление первой афонской копии было в Константинополе. Так это или нет, но с тех пор возникло три основных известных направления иконописи Богородицы:

  1. Русский.
  2. Болгарский.
  3. Греческий.

Каждое направление отличается своими традициями. Цветки на копиях можно встретить не только белого, но розового и даже красного цвета. Но во всех изображениях угадывается прообраз лилии, подаренной Царице Небесной Архангелом Гавриилом. В историческом музее Афин есть изображение XVI века, на котором ветвь держит Сын Божий, а не Божья Мать. А в XVII веке в Белоруссии была создана иконопись с царскими венцами на головах Богоматери и младенца. Предполагается, что именно с этой копии зародилась традиция писать Богомладенца и Богородицу с коронами на головах, что не противоречит принципам христианской иконописи.

На поздних списках в XIX веке композиции более просты и уступают древним изображениям в богатстве цвета и деталей. Композиции становятся проще, исчезают многие атрибуты, ветви изображаются не такими роскошными и яркими.

Московские списки

В дореволюционной России был московский монастырь для незамужних девушек, назывался он Алексеевским. Именно там хранился самый древний список иконы «Неувядаемый цвет» перед которым девушки молились о сохранении душевной чистоты и соблюдении чистоты телесной. Вероятнее всего, список был привезен в Российскую Империю почти сразу после написания образа в XVII веке, поскольку одна известная копия датирована 1691 годом. Копия отличается от остальных: на ней младенец стоит в полный рост, опирается рукой о плечо сидящей Богоматери. На правице Богородицы обвита лента с названием иконы. На престоле стоит кувшин с белой красивой ветвью.

Еще один известный список хранился в Храме Успения на Могильцах. На нижней части копии изображена прекрасная распускающаяся лилия, на которой стоит Сын Божий. Мать одной рукой поддерживает младенца, другой держит белую ветвь, над головой у нее витают Ангелы. Церковь Успения упоминали в своих произведениях Лев Толстой, Федор Достоевский, Александр Грибоедов. В настоящее время церковь возрождена и в ней хранится современный список «Неувядаемого цвета», поскольку старинная копия исчезла при власти Советов.

Где можно увидеть «Неувядаемый цвет»

Списки чудотворных икон можно увидеть, посетив следующие святые места:

  • Россия, Москва: Красное Село, Свято-Алексеевский монастырь (до 1757 года здесь находился оригинал).
  • Воронеж: церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Образ был почитаем и любим Серафимом Саровским, который молился ему в храме местечка Кадом (Рязанская область).
  • Самарская область: удивительный случай произошел в доме одной христианки, на оконном стекле возник нерукотворный образ «Неувядаемого цвета», который исчезает с наступлением ночи и появляется с рассветом. Было это в 2012 году 16 апреля (день празднования «Неувядаемого цвета», 3 апреля – по старому стилю). С тех пор на чудо приезжают посмотреть и помолиться бесчисленные паломники. Хозяйку даже пытались уличить в мошенничестве, в доме было много комиссий, но из этого ничего не вышло, Лик Богородицы так и появляется на стекле каждое утро.
  • Ейский район: чудотворный родник, который возродили в 2008 году.
  • Украина, Киевская область: в Васильковском районе есть храм, освященный в честь данного образа.
  • Херсонская область: храм Рождества Богородицы, здесь икона отличается от остальных тем, что она кровоточит, сюда приезжает множество больных людей и просто верующих, чтобы посмотреть на чудотворную икону и от души помолиться ей.

Сила образа для современных верующих

Паломники массово съезжаются в Грецию к горе Афон, чтобы полюбоваться удивительным образом Богородицы и поведать ей о своих бедах, попросить исцеления для себя, своих родных. Православные веруют, что получат исцеление или попущение в болезни, умиротворение, помощь и разрешение семейных проблем. Святые отцы предупреждают, что Матушка помогает только при искренней молитве, если просьба «помоги» идет от самого сердца, только с верой.

Афонские священники сравнивают нежные ветви на образах с чистыми душами людей. Это означает, что без жизненной влаги увядают растения, а без настоящей веры и любви черствеет человеческая душа, исчезают самые положительные ее черты. Но после душевной молитвы от всеобъемлющей безусловной любви Бога и Богородицы может возродиться душа к новой праведной жизни, как возрождаются чудесные ветви на священной иконописи.

В каком месте дома должна находиться икона

Главное место в доме должно отводиться Иисусу Христу и Спасительнице. Для домашнего интерьера нет строгих правил размещения иконописей, как для церквей. «Неувядаемый цвет» можно разместить в любом, удобном для спокойной молитвы месте. Главное, выделить образу «красный угол», разместить выше остальных списков (кроме Христа), украсить, как принято в православии. Недопустимо размещение в загроможденных шкафах, также рядом со святыней не нужно ставить никакие посторонние предметы, кроме непосредственно деталей, украшающих Богородицу.