Open
Close

Какие упражнения помогут восстановить бинокулярное зрение. Восстановление бинокулярного зрения

Способность человека одновременно видеть двумя глазами и получать объемное представление об окружающих объектах называется бинокулярным зрением. Если такая способность нарушается, это влияет на остроту, четкость и другие особенности зрительного восприятия. Восстановить бинокулярное зрение у взрослых помогут специальные упражнения.

В этой статье

Как бинокулярное зрение работает?

При нормальном бинокулярном зрении каждый человеческий глаз получает отдельное изображение, после чего мозг преобразует их в единую объемную картинку. По ряду причин глаза взрослых людей могут работать разобщенно, и тогда слияние двух изображений в одно не происходит. Это негативно влияет на остроту зрительной функции, мешает адекватно воспринимать расстояние между предметами и оценивать их в объемной перспективе.

Нарушения бинокулярного зрения могут возникать, если существует большая разница в оптической силе правого и левого глаза, глазные яблоки расположены асимметрично, нарушена работа нервной системы или глазных мышц, наблюдаются патологические изменения в сетчатке, роговице или хрусталике.
Самые частые офтальмопатологии, которые сопровождают расстройства бинокулярного зрения — это косоглазие и амблиопия.

Можно ли восстановить бинокулярное зрение?

Сегодня в офтальмологии существует два основных метода восстановления здорового бинокулярного зрения: ортоптика и диплоптика.

  • Ортоптическое лечение направлено на улучшение совместной работы глаз как единого органа зрения. Для достижения этой цели применяются специальные упражнения, стимулирующие глаза соединять две картинки воедино.
  • Диплоптика — это методика восстановления зрения, суть которой заключается в том, чтобы вызвать у пациента двоение объекта восприятия. Такой способ стимулирует способность человека к самостоятельному восстановлению бинокулярного стереоскопического зрения. Для проведения диплоптических упражнений уровень косоглазия не должен превышать 7 градусов.

Завершающим этапом лечения расстройств бинокулярного зрения является специальная лечебная гимнастика для глаз, задача которой — увеличить подвижность глазных яблок.

Как восстановить бинокулярное зрение в домашних условиях?

Восстановлением бинокулярного зрения в домашних условиях можно заниматься только в том случае, если подобную терапию назначил врач-офтальмолог . После диагностики специалист принимает решение о том, поможет ли Вам стандартная терапия или потребуется серьезное хирургическое лечение.

Зачастую лечить нарушения бинокулярного зрения можно как амбулаторно в клинике, так и дома, соблюдая предписания врача. Как правило, они включают ношение специальных очков , выполнение комплекса упражнений и процедур, направленных на восстановление баланса между глазами.

Эффективные упражнения для восстановления бинокулярного зрения

Регулярная тренировка бинокулярного зрения является важным условием его восстановления. Существует несколько тренировочных систем, которые были разработаны специалистами в области офтальмологии — Кащенко, Бейтсом и т.д. Подобрать оптимальный комплекс упражнений для конкретного пациента сможет только врач-офтальмолог во время очного обследования.

Основная тренировка глаз проводится в условиях клиники на специальных аппаратах. Но, помимо аппаратного лечения, специалисты рекомендуют в качестве дополнительной меры выполнять специальную гимнастику в домашних условиях.
Ниже мы приведем несколько вариантов упражнений, которые часто назначаются для восстановления бинокулярного зрения у взрослого человека и подходят для домашнего использования.

Простые упражнения в домашних условиях

Нарисуйте маркером на листе бумаги вертикальную линию длиной 10 см и шириной 1 см. Прикрепите лист на хорошо освещенную стену на уровне глаз и отойдите от нее на один метр.
Теперь наклоните голову таким образом, чтобы Вы видели начерченную линию в единственном экземпляре, то есть она не двоилась перед глазами. После того, как двойное изображение сольется в одно, начинайте медленно отводить голову вниз, не сводя взгляда с полосы. Продолжайте до тех пор, пока изображение не начнет удваиваться.
Повторите те же действия с самого начала, только уже отводя голову вверх, а затем поочередно в стороны. Выполнять такое упражнение нужно минимум трижды в день по пять минут. Таким же образом можно тренировать бинокулярное зрение, используя вместо начерченной линии любой предмет небольшого размера.

Эффективные упражнения на фокусировку

  • Вариант 1.

Расположите на стене зрительный объект и отойдите от нее на расстояние двух метров. Вытяните перед собой руку и поднимите вверх указательный палец. Он должен располагаться в одной зрительной оси с объектом на стене.
Сначала сосредоточьте фокус внимания на зрительном объекте и наблюдайте за ним через кончик пальца. Вам покажется, что палец раздваивается. Затем поменяйте фокус внимания и сосредоточьте его на кончике пальца. Теперь руку вы должны видеть как цельное изображение, а объект на стене будет раздваиваться.
Учитывайте, что наиболее четкое изображение будет со стороны глаза с наилучшим зрением. Иногда можно тренироваться, закрыв один глаз, чтобы второй в это время работал с максимальной отдачей.
Повторять такое упражнение нужно несколько раз. Попеременное переключение фокуса с ближнего на дальний объект тренирует бинокулярное зрение, и со временем Вы заметите, что четкость изображения увеличивается.

  • Вариант 2.

Возьмите яркий рисунок и сначала подробно рассмотрите его целиком. Затем выберите небольшой элемент изображения и постарайтесь сконцентрироваться на нем, глазами обрисовать его контур, рассмотреть внутреннюю часть, не обращая внимания на основной фон. Затем повторите то же самое, но для фокусировки выберите элемент еще меньшего размера.

Рассматривать стереограммы полезно для бинокулярного зрения

Полезным упражнением для взрослых с нарушениями бинокулярного зрения будет рассматривание стереоскопических картинок. Когда Вы всматриваетесь в стереограммы, перед глазами появляются внутренние зашифрованные рисунки, изображение становится объемным, что помогает вернуть бинокулярное зрение.

Под понятием бинокулярное зрение подразумевается способность чёткого видения изображений сразу двумя органами зрительного аппарата, то есть глазами. Это происходит благодаря соединению общей картинки, видимой глазами в коре головного мозга. Еще его можно назвать стереоскопическим зрением, которое позволяет увидеть объемность образа, определить расстояние непосредственно между предметами и насколько далеко или близко находится каждый предмет от человека. Одним словом, это здоровое зрение.

Но есть еще и монокулярное зрение, при котором один глаз определяет форму, ширину и высоту любой вещи, но при этом невозможно проверить расстояние. Поэтому для нормальной жизнедеятельности человека необходимо именно стереоскопическое зрение.

Бинокулярное зрение совершенно отсутствует при рождении человека, но начинает формироваться с 2-х месячного возраста. Тем не менее, его развивать можно в любой возрастной категории.

Условия для существования бинокулярного зрения

  1. В каждом зрительном органе должно быть зрение минимум 0,3-0,4.
  2. Положение глазных яблок должно быть параллельным.
  3. Хрусталик, роговица и стекловидное тело должны обладать прозрачностью.
  4. Способность к фузии.
  5. Оба глаза должны правильно объединяться при взгляде на движущийся предмет.
  6. При взгляде вблизи сближение глаз должно соответствовать друг другу.
  7. Не должно быть никаких патологий, нарушающих функциональность зрения.

Как определяется зрение

Для определения бинокулярного зрения сегодня существует множество тестов с применением специальных приборов и без них. При помощи оборудования разделяется поле зрения в каждом отдельном глазе при помощи цветовых фильтров или поляроидных устройств. Самым популярным является 4-х точечный цветотест для исследования бинокулярного зрения ЦТ 1.

В данном случае перед глазами человека располагаются разного цвета светофильтры (зеленый и красный) в виде очков. Затем необходимо сфокусировать взгляд на специальном экране круглого цвета. В нем расположено 4 светящихся кружка: 2 зеленых, 1 красный, 1 белый. Если человек обладает бинокулярным зрением, то он будет видеть все четыре круга, но белый кружок ему будет казаться того цвета, какой светофильтр надет на более ведущий глаз. Если стереоскопическое зрение отсутствует, то больной увидит всего 2-3 кружочка или 5 (при одновременном зрении).

Безаппаратное тестирование

Существует еще много способов провести исследование бинокулярного зрения без применения оборудования. Это тестирование можно провести и в домашних условиях:

Методы лечения

Бинокулярное зрение лечению не подлежит, а вот его отсутствие, несомненно. Как правило, чаще всего наблюдается косоглазие, поэтому все меры должны быть направлены исключительно на лечение данной патологии. Но и без наличия косоглазия и прочих заболеваний можно научиться развивать в себе бинокулярные способности. Для этого существуют специальные упражнения для бинокулярного зрения:

Бинокулярное зрение — визуальное восприятие объектов одновременно двумя глазами и способность мозга объединять их в единую картину. Формируется бинокулярное зрение обычно к 14-15 годам. Важно наблюдать за ребенком в этом возрасте, чтобы понять, не нарушено ли оно. Как это распознать и можно ли его восстановить — расскажем в нашей статье.

Бинокулярное (стереоскопическое) зрение очень важно, ведь с его помощью мы способны оценить размер, форму, примерное расстояние до предметов или между ними. При нарушении или отсутствии бинокулярного зрения человек испытывает множество проблем. Например,

В этой статье

невозможность работать в определенной профессии: водителем, врачом, фотографом, заниматься командными видами спорта и так далее. У детей же в этом случае развиваются серьезные глазные патологии, вот почему так важно вовремя определить, в порядке ли у них стереоскопическое зрение.

От чего зависит развитие бинокулярного зрения? Причины его расстройства

У новорожденных малышей в первые 6-8 недель отсутствуют согласованные движения глазных яблок, поэтому у них наблюдается легкое косоглазие. По прошествии этого времени появляется способность видеть предмет обоими глазами, а в возрасте 3-4 месяцев бинокулярность фиксируется. К полугоду формируется фузионный рефлекс (согласованные одновременные движения глазных яблок), обеспечивающий возможность стереоскопического зрения, ребенок в состоянии видеть предметы на разном расстоянии. К 3-4 годам оно становится устойчивым, а к 14-летнему возрасту глазное дно полностью формируется, и это говорит о завершении процесса формирования бинокулярности.

Чтобы стереоскопическое зрение сформировалось правильно, необходимы следующие условия:

  • нормальный тонус глазодвигательных мышц; нередко именно его ослабление является причиной утери бинокулярного зрения в пожилом возрасте;
  • разница в оптической силе глаз должна составлять не более 0,5 диоптрий;
  • отсутствие нарушений формы роговицы;
  • симметрия обоих глазных яблок. Бывает так, что в результате механической травмы глаза или воспалительного заболевания нарушается симметричность совпадения полей;
  • отсутствие каких-либо глазных патологий.

Если у человека наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, то велика вероятность того, что его стереоскопическое зрение отсутствует. У детей зачастую это проявляется в виде двух распространенных патологий.

Какие бывают нарушения у детей при отсутствии бинокулярного зрения

Если у ребенка отсутствует или нарушена бинокулярность, то, как правило, это чревато косоглазием или амблиопией (синдром «ленивого глаза»).
При косоглазии у детей снижается острота видимости и отсутствует правильный баланс между мышцами. Чаще всего оно развивается в раннем детском возрасте (1-3 года), вот почему нужно в этот период обращать внимание на зрение малыша. Кроме того, это важно в эстетическом аспекте, поскольку ребенок может подвергаться насмешкам сверстников.


Амблиопия — патология, при которой в зрительном процессе не участвует один глаз, то есть ребенок имеет монокулярное зрение. Ее причины могут быть разными: близорукость, торможение визуального восприятия в коре головного мозга и другие, но наиболее распространенной является косоглазие, при этом и амблиопия может стать его причиной. Нередко она вызвана разницей в остроте зрения между глазами (больше 0,3-0,4). Эту патологию необходимо выявить как можно раньше, потому что со временем она может усилиться вплоть до атрофии зрительных функций у «ленивого глаза».

Как выявляется нарушение бинокулярного зрения у детей

Косоглазие и амблиопия диагностируются у 3-4% детей в мире, и зачастую это происходит именно из-за несвоевременной диагностики отсутствия бинокулярного зрения. Регулярная проверка у офтальмолога в установленные сроки поможет избежать таких проблем. Каким образом это сделать? Можно осуществить проверку в домашних условиях или же у врача при помощи специальных ортоптических приборов.

Осмотр офтальмолога необходим малышу в 2 месяца, в полгода и в годовалом возрасте. Это обязательно даже при отсутствии видимых патологий. Врач диагностирует, имеется ли у ребенка миопия или гиперметропия, проверит остроту и характер зрения, угол косоглазия (если оно есть).
В домашних условиях Вы можете провести несложные тесты самостоятельно. Например, один из распространенных — метод Кальфа.


Ребенок держит карандаш перед собой на расстоянии 30-50 см, а второй карандаш ведет сверху, стремясь точно соединить кончики их стержней. Если сделать это не удается, и он постоянно промахивается, то это срочный повод обратиться к врачу.
Второй несложный способ — надавить осторожно на верхнее или нижнее веко при открытых глазах. При нормальном бинокулярном зрении текст или предмет, на который смотрит ребенок, будет двоиться.

Как восстановить бинокулярное зрение у ребенка

После того, как врач установит, что бинокулярное зрение ребенка нуждается в восстановлении (а оно успешно восстанавливается, если вовремя начать лечение), необходимо разработать комплекс мер, которые помогут малышу вернуть способность видеть мир стереоскопически. Существуют специальные упражнения для лечения в домашних условиях, а также в амбулаторных. Наиболее результативным будет их совмещение.

В домашней обстановке специалисты рекомендуют проводить регулярные упражнения для восстановления бинокулярного зрения. Например, такое: найти отсутствующий элемент на одной из двух с виду одинаковых картинок. Хорошо также помогает игра «Шнурок»: в плоском плотном листе делаются отверстия разной формы и величины, и ребенку нужно последовательно протянуть шнурок через каждое из них.
Еще одно эффективное упражнение — найти среди простых фигур, расположенных рядами (например, звездочки, треугольники, кружки), одинаковые и вычеркнуть последовательно повторяющиеся.
Хорошие результаты дает нанизывание колечек разного диаметра на ось, забрасывание мяча в корзину и другие подобные занятия. Для их выполнения необходимо совмещение двух картинок в одну, что мозг и пытается сделать, таким образом, заставляя глазные мышцы напрягаться и правильно фокусировать взгляд.

В амбулаторных условиях одна из распространенных методик лечения — диплоптика, которую можно проводить уже с двухлетнего возраста. Ее используют при косоглазии. Суть заключается в том, чтобы вызвать двоение предмета в глазах. Перед пациентом устанавливается призматическое стекло, искажающее и раздваивающее изображение, а когда его убирают, четкая видимость постепенно восстанавливается. Врач также меняет призмы для лучшего эффекта.
В российской медицине успешно применяются приборы отечественных разработчиков. Например, «Реамед», в основе действия которого лежит принцип аутотренинга с помощью видео. Ребенок просматривает мультфильм, а в это время прибор снимает энцефалограмму глаз. При этом картинка на экране сохраняется только во время «правильного» зрения и исчезает при его потере. Мозг на уровне подсознания пытается сокращать «неконтрастные» периоды, чтобы разглядеть четкое изображение. В процессе оптимизируется работа нейронов головного мозга, отвечающих за визуальное восприятие, а зрение улучшается.

Способ «засветов по Кащенко» предназначен для восстановления бинокулярности при косоглазии и амблиопии. В основе работы лежит метод интенсивной фотостимуляции, предложенный профессором Т. П. Кащенко. При закрытом одном глазу на второй направляется яркий пучок света в течение 15-20 секунд, затем пациент переводит взгляд на белый экран, расположенный на расстоянии 40 см, и наблюдает два последовательных образа: темный, а затем светлый. Задача пациента — соединить их в один. Этот способ дает большую результативность при работе с маленькими детьми.

Широко применяется в лечебных учреждениях синоптофор для лечения различных нарушений бинокулярного зрения. Принцип его работы довольно прост, но очень эффективен. Парные изображения подсвечиваются специальными лампами (то одно, то другое), при этом меняется также мощность освещения. Благодаря попеременному включению-выключению ламп, ребенок сосредотачивается то на одном, то на другом рисунке. В ходе этого активно работают глазодвигательные мышцы, нагрузка на них распределяется равномерно и отсутствуют какие-либо осложнения.


Мы описали только часть упражнений и методик, которые помогут восстановить бинокулярное зрение у ребенка. Как это делать правильно, решит врач, который назначит соответствующее лечение. Иногда, в запущенных случаях, приходится прибегать к хирургическому вмешательству. Патологии зрения не проходят сами с возрастом, поэтому следует как можно раньше заняться лечением проблемы. Ношение специальных очков, выполнение процедур и упражнений помогают восстановить баланс между глазами.
Помните, что только своевременное обращение к специалистам гарантирует возможность восстановить бинокулярное хорошее зрение в детском возрасте.

Бинокулярное зрение обеспечивает объемное восприятие окружающего мира в трехмерном пространстве. С помощью данной зрительной функции человек может охватывать вниманием не только находящиеся перед ним объекты, но и расположенные по бокам. Бинокулярное зрение называют еще стереоскопическим. Чем чревато нарушение стереоскопического восприятия мира, и как наладить зрительную функцию? Рассмотрим вопросы в статье.

Особенность стереоскопического восприятия мира

Что такое бинокулярное зрение? В его функцию входит обеспечение монолитной зрительной картины в результате соединения изображений обоих глаз в единый образ. Особенностью бинокулярного восприятия является формирование объемной картины мира с определением расположения предметов в перспективе и расстояния между ними.

Монокулярное зрение способно определить высоту и объем объекта, но не дает представления о взаимоположении предметов на плоскости. Бинокулярность — это пространственное восприятие мира, дающее полную 3D картину окружающей действительности.

Обратите внимание! Бинокулярность повышает остроту зрения, обеспечивая четкое восприятие зрительных образов.

Объемность восприятия начинает формироваться в возрасте двух лет: ребенок способен воспринимать мир в трехмерном изображении. Сразу после рождения данная способность отсутствует из-за несогласованности движения глазных яблок — глаза «плавают». К двум месяцам жизни грудничок уже может фиксировать глазами объект. В три месяца грудничок отслеживает предметы в движении, расположенные в непосредственной близости от глаз — висящие яркие игрушки. То есть, формируется бинокулярная фиксация и фузионный рефлекс.

В шестимесячном возрасте малыши уже способны видеть объекты на различном расстоянии. К 12-16 годам глазное дно полностью стабилизируется, что свидетельствует о завершении процесса формирования бинокулярности.

Почему нарушается бинокулярное зрение? Для совершенного развития стереоскопического изображения необходимы определенные условия:

  • отсутствие косоглазия;
  • согласованная работа мышц глаза;
  • согласованные движения глазных яблок;
  • острота зрения от 0,4;
  • одинаковая острота зрения обоих глаз;
  • правильное функционирование периферической и ЦН системы;
  • отсутствие патологии строения хрусталика, сетчатки и роговицы.

Так же для нормальной работы зрительных центров необходима симметричность расположения глазных яблок, отсутствие патологии глазных нервов, совпадение степени рефракции роговиц обоих глаз и одинаковое зрение обоих глаз. При отсутствии перечисленных параметров бинокулярное зрение нарушается. Так же стереоскопическое зрение невозможно при отсутствии одного глаза.

Стереоскопическое зрение зависит от правильной работы зрительных центров головного мозга, который координирует фузионный рефлекс слияния двух изображений в одно целое.

Нарушение стереоскопического зрения

Для получения четкого объемного изображения необходима скоординированная работа обоих глаз. Если функционирование глаз не скоординировано, речь идет о патологии зрительной функции.

Нарушение бинокулярного зрения может возникнуть по следующим причинам:

  • патология мышечной координации — расстройство моторики;
  • патология механизма синхронизации изображений в одно целое — сенсорное расстройство;
  • комбинация сенсорного и моторного расстройства.

Определение бинокулярного зрения осуществляют с помощью ортоптических приборов. Первая проверка проводится в три года: малышей тестируют на предмет работы сенсорной и моторной составляющих зрительной функции. При косоглазии проводят дополнительный тест сенсорной составляющей бинокулярного зрения. Специализируется на проблемах стереоскопического зрения врач офтальмолог.

Своевременная проверка ребенка у офтальмолога предотвращает развитие косоглазия и серьезные проблемы со зрением в будущем.

Какие причины провоцируют нарушение стереоскопического зрения? К ним относятся:

  • несогласованная рефракция глаз;
  • дефекты мышц глаз;
  • деформация черепных костей;
  • патологические процессы тканей глазницы;
  • патологии головного мозга;
  • токсические отравления;
  • новообразования в головном мозге;
  • опухоли зрительных органов.

Следствием нарушения бинокулярности является косоглазие — наиболее распространенная патология зрительной системы.

Косоглазие

Косоглазие — это всегда отсутствие бинокулярного зрения, так как зрительные оси обоих глазных яблок не сходятся. Существует несколько форм патологии:

  • действительная;
  • ложная;
  • скрытая.

При ложной форме косоглазия стереоскопическое восприятие мира присутствует — это позволяет отличить его от настоящего косоглазия. Ложное косоглазие не требует лечения.

Гетерофория (скрытое косоглазие) обнаруживается следующим методом. Если пациенту закрыть один глаз листом бумаги, то он отклоняется в бок. Если лист бумаги убрать, глазное яблоко занимает правильное положение. Данная особенность не является дефектом и не требует лечения.

Нарушение зрительной функции при косоглазии выражается в следующих симптомах:

  • раздвоение получаемой картины мира;
  • частое головокружение с тошнотой;
  • наклон головы в сторону пораженной глазной мышцы;
  • блокировка подвижности глазной мышцы.

Причины развития косоглазия бывают следующими:

  • наследственный фактор;
  • травмирование головы;
  • тяжелые инфекции;
  • расстройство психики;
  • патологии центральной нервной системы.

Косоглазие поддается коррекции, особенно, в раннем возрасте. Для лечения недуга применяют разные методы:

  • применение физиотерапии;
  • лечебная гимнастика;
  • глазные линзы и очки;
  • лазерная коррекция.

При гетерофории возможна быстрая утомляемость глаз, двоение. В данном случае применяются призматические стекла для постоянного ношения. При тяжелой степени гетерофории проводят хирургическую коррекцию, как и при явном косоглазии.

При паралитическом косоглазии сначала убирают причину, вызвавшую дефект зрения. Врожденное паралитическое косоглазие у детей необходимо лечить как можно раньше. Приобретенное паралитическое косоглазие характерно для взрослых пациентов, перенесших тяжелые инфекции или недуги внутренних органов. Лечение по устранению причины косоглазия, как правило, длительное.

Постравматическое косоглазие исправляют не сразу: должно пройти 6 месяцев с момента получения травмы. В данном случае показано оперативное вмешательство.

Как диагностировать бинокулярное зрение

Бинокулярность зрения определяется с помощью следующих приборов:

  • авфторефрактометр;
  • офтальмоскоп;
  • щелевая лампа;
  • монобиноскоп.

Как определить бинокулярное зрение самостоятельно? Для этого разработаны несложные методики. Рассмотрим их.

Методика Соколова

Поднесите к одному глазу полый предмет, напоминающий бинокль, например, скрученную трубочкой бумагу. Сфокусируйте взгляд через трубу на одном дальнем предмете. Теперь поднесите ко открытому глазу свою ладошку: она располагается рядом с концом трубы. Если бинокулярность не разбалансирована, вы обнаружите в своей ладошке дыру, через которую можно наблюдать дальний предмет.

Методика Кальфа

Возьмите пару фломастеров/карандашей: один держите в горизонтальном положении, другой — в вертикальном. Теперь постарайтесь прицелиться и соединить вертикальный карандаш с горизонтальным. Если бинокулярность не нарушена, вы без труда сможете это сделать, потому что ориентация в пространстве хорошо развита.

Метод с чтением

Держите ручку или карандаш перед кончиком носа (2-3 см) и постарайтесь прочесть печатный текст. Если вы сможете полностью охватить зрением текст и прочитать, значит, моторная и сенсорная функции не нарушены. Посторонний предмет (ручка перед носом) не должен помешать восприятию текста.

Профилактика дефектов бинокулярности

Бинокулярное зрение у взрослых может нарушиться по нескольким причинам. Коррекция состоит в упражнениях на укрепление глазных мышц. При этом, здоровый глаз закрывают, а больной нагружают.

Упражнение

Данное упражнение для развития стереоскопического зрения можно выполнять дома. Алгоритм действий следующий:

  1. Прикрепите зрительный объект к стене.
  2. Отойдите от стены на расстояние двух метров.
  3. Вытяните вперед руку с поднятым вверх указательным пальцем.
  4. Переведите фокус внимания на зрительный объект и смотрите на него через кончик пальца — кончик пальца должен раздвоиться.
  5. Переведите фокус внимания с пальца на зрительный объект — теперь он должен раздвоиться.

Цель данного упражнения состоит в попеременном переключении фокуса внимания с пальца на объект. Важным показателем правильности развития стереоскопического зрения является четкость воспринимаемой картинки. Если изображение размыто, это свидетельствует о наличии монокулярного зрения.

Важно! Любые упражнения для глаз необходимо заранее обговорить с офтальмологом.

Профилактика нарушений зрительной функции у детей и взрослых:

  • нельзя читать книги лежа;
  • рабочее место должно быть хорошо освещено;
  • регулярно принимать витамин С для профилактики старческого снижения зрения;
  • регулярно пополняйте организм комплексом необходимых минералов;
  • следует регулярно разгружать глазные мышцы от напряжения — смотреть вдаль, закрывать и открывать глаза, вращать глазными яблоками.

Так же следует регулярно обследоваться у офтальмолога, придерживаться здорового образа жизни, разгружать глаза и не позволять им уставать, выполнять гимнастику для глаз, своевременно лечить глазные заболевания.

Итог

Бинокулярное зрение — это способность воспринимать картину мира обоими глазами, определять форму и параметры объектов, ориентироваться в пространстве и определять местоположение объектов относительно друг друга. Отсутствие бинокулярности — это всегда снижение качества жизни из-за ограниченного восприятия картины мира, а так же нарушение здоровья. Косоглазие — одно из последствий нарушения бинокулярного зрения, которое может быть врожденным и приобретенным. Современная медицина легко справляется с восстановлением зрительных функций. Чем раньше начать коррекцию зрения, тем успешней будет результат.



Владельцы патента RU 2283071:

Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для восстановления бинокулярного зрения. В условиях механической гаплоптики пациенту предъявляют объекты для наблюдения. Объекты могут быть сходными или различными для каждого глаза в отдельности. Обладают свойством изменения яркости, попеременного или одновременного мигания, возможностью перемещения в пространстве. При этом осуществляется зрительная и слуховая изоляция пациента от всего его окружающего. Способ позволяет повысить зрительные функции макулярной области. 3 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для развития и укрепления бинокулярного зрения.

За последние годы отмечается значительный прогресс использования компьютерных технологий в медицине.

Особенно привлекательными и перспективными направлениями данных разработок для медицинской практики является создание обучающих программ на основе виртуальной реальности.

Виртуальная реальность (от лат. Virtus - мнимый, воображаемый) созданная компьютерными средствами трехмерная модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы сотрудничества: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства.

Знакомясь с литературой, мы пытались найти сведения, касающиеся использования данной технологии (с учебной или лечебной целью) в офтальмологии. Однако таких данных в доступном информационном пространстве мы не обнаружили. В связи с этим, по нашему мнению, представляется весьма перспективным использовать эффект виртуальной реальности, создаваемый специальными шлемами для офтальмологической практики, а именно для лечения детей с косоглазием.

Способность бинокулярного видения окружающего пространства относится к высшим зрительным функциям. Окружающее нас пространство имеет три измерения, а изображение его на сетчатке глаза является плоским. Несмотря на это, глаза в норме точно решают задачу ориентации в пространстве.

Всегда, когда область сетчатки стимулируется изменением освещения глаза, стимул не только воспринимается, как имеющий некоторую яркость, цвет и некоторую форму, но также всегда локализуется в некотором направлении зрительного пространства - субъективном зрительном направлении. Центральная ямка сетчатки - область самой высокой остроты зрения. Зрительное направление центральной ямки называется основным субъективным зрительным направлением. Все остальные носят название вторичных субъективных зрительных направлений. Они относительны к основному субъективному зрительному направлению и, следовательно, меняются вместе с ним при изменении положения глаза.

Прямая, соединяющая центральную ямку с точкой фиксации, называется зрительной осью. Другие синонимы - линия взгляда, зрительная линия и линия взора. Если две зрительные оси пересекаются в точке фиксации, имеет место бинокулярная фиксация, если только одна основная линия направления проходит через точку фиксации, то фиксация монокулярная.

Бинокулярное зрение - это зрение с использованием информации, поступающей в мозг через два глаза, при этом обеспечивается одновременное направление зрительных осей на объект фиксации, слияние монокулярных изображений этого объекта в единый зрительный образ и его локализация в соответствующее место пространства. Бинокулярное зрение усиливает воспринимаемую яркость объекта и позволяет более точно оценивать третье пространственное измерение, т.е. объемность предметов, степень их абсолютной и относительной удаленности.

Способность глаз оценивать трехмерное пространство на основе двухмерных изображений на сетчатках называют глубинным или стереоскопическим зрением. Существуют признаки восприятия глубины, дающие представление об удаленности наблюдаемых предметов и без участия бинокулярного зрения. Это так называемые монокулярные признаки восприятия глубины (частичное закрытие далеких объектов близкими, линейная перспектива, распределение светотеней и др.). Основу глубинного бинокулярного зрения составляет стереопсис. Под стереопсисом надо понимать процесс объединения молекулярных образов в бинокулярный, который сопровождается специфическим (отличающимся от впечатления пространственности, основанного на монокулярных признаках восприятия глубины) переживанием глубины. Существуют пределы, в которых возможно глубинное зрение. Верхняя граница - это радиус стереоскопического зрения, равный минимальному расстоянию, с которого уже нельзя стереоскопически отличить глубину расположения объекта относительно другого объекта. Нижняя граница - это расстояние ясного видения, равное расстоянию от глаза до ближней видимой точки.

При бинокулярной фиксации монокулярные поля зрения накладываются друг на друга, образуя общее бинокулярное поле зрения. Объект, находящийся в любом его участке, одновременно раздражает сетчатки обоих глаз. Стимулом к бинокулярной фиксации объекта служит постоянная тенденция зрительной системы к преодолению диплопии (двоения монокулярных образов), т.е. к одиночному восприятию. Одиночное видение достигается с помощью механизма фузии - слияние в единый образ раздельно воспринимаемых правым и левым глазом изображений на сетчатках, происходящее в высших зрительных центрах мозга.

Одиночное восприятие наблюдаемого объекта возможно только при условии одновременного раздражения центральных ямок или корреспондирующих точек сетчаток.

Главной объективной предпосылкой формирования трехмерного пространственного восприятия является наличие расстояния между центрами зрачков, т.е. бинокулярного базиса. Правый и левый глаз одновременно рассматривают предмет с разных точек, вследствие чего изображение его на сетчатке правого и левого глаза различны.

На основе анализа двух таких изображений неодинакового характера в зрительных зонах коры головного мозга возникает трехмерное изображение наблюдаемой картины.

Так в рамках бинокулярной фиксации объединились воедино диспаратность, дающая стереоэффект, и фузия, устраняющая двоение.

При предъявлении каждому глазу двух подобных монокулярных изображений даже на диспаратных элементах сетчатки фузия может осуществляться и без движений глаз. Т.е. две подобные линии на диспаратных элементах сетчатки "притягиваются" друг к другу, сливаясь в единый образ. Такая фузия носит название сенсорной фузии. Однако если молекулярные образы, попадающие на корреспондирующие области сетчатки, не подобны, а отличаются друг от друга, фузия становится невозможной. В этом случае имеет место попеременное восприятие то левого, то правого монокулярного образа, называемое бинокулярным соревнованием (или соревнованием сетчаток). Бинокулярное соревнование может быть также результатом предъявления двум глазам подобных объектов различного цвета или неодинаковой яркости (цветовое соревнование). Во избежание путаницы один или другой монокулярный объект временно подавляются. Какой из двух объектов будет подавляться, зависит от того, какой глаз является доминирующим. Постоянное подавление сетчатки одного глаза с прекращением соревнования ведет к полному доминированию другого глаза. Это главное препятствие к бинокулярному зрению. Для восстановления бинокулярного зрения необходимо возвращение к соревнованию сетчаток.

Расстройства бинокулярного зрения в зависимости от их характера могут служить ранним сигналом нарушения деятельности как периферических отделов зрительного анализатора, так и центральной нервной системы.

В связи с этим исследования бинокулярного зрения представляет интерес как в офтальмологии, так и в неврологии, психиатрии, психоневрологии. Специфика исследования восстановления бинокулярного зрения и закрепления его путем тренировочных упражнений требует разнообразия условий исследования и тренировок, максимально приближенных к естественным, во избежании возникновения так называемого «приборного зрения». Этим объясняется наличие в медицинской практике различных приборов функционально одинакового назначения.

Методы, направленные на восстановление бинокулярного зрения, традиционно основывались на различных принципах разделения полей зрения обоих глаз: механическом (синоптофор и синотипные приборы-аналоги), цветовом (анаглифы, например четырехточечный тест), поляроидном, растровом и других.

Опыт показывает, что чем больше условия зрительного восприятия на завершающем этапе лечения косоглазия отличаются от естественных, тем меньше эффективность лечения и ниже процент восстановления бинокулярного зрения (Э.С.Аветисов, 1977, 1980).

Именно искусственные условия зрения в гаплоскопических приборах явились одним из оснований для развития диплоптики (Э.С.Аветисов, 1979, 1980). Система диплоптики предусматривает лечение в естественных и близких к ним условиях и включает в себя серию способов с различными принципами возбуждения диплопии и устранения феномена торможения.

В физиологии зрения также существует мнение, что зрительная информация передается фазово, не исключено, что и попеременно, то в правом, то в левом зрительных каналах (Корпман И.Л., 1966, Hamburger F.A., 1949, Verhoeff F.H., 1935). Частота этих импульсов такова, что переменность их передачи не ощущается человеком. Поэтому можно предположить, что фазово-временное предъявление тест-объектов является одним из физиологических способов бинокулярного предъявления зрительной информации.

Принцип фазового разделения был использован Aulhovn (1973) в фазово-разделяющем гаплоскопе, где смена фаз осуществляется вращающимися секторными обтураторами.

Прототипом изобретения является способ применения системы поляроидов, посредством которой осуществляется разделение полей зрения. Автор Вакурина А.Е. Способ и устройство для восстановления бинокулярного зрения (SU Авт. Свид. N 98411, кл. А 61 В 3/08, 1996 г.

Однако данное устройство не дает возможности наблюдать на экране объект одновременно обоими глазами, что не позволяет проводить диплоптическое лечение косоглазия.

Целью предлагаемого способа лечения является повышение зрительных функций макулярной области, что ведет к устранению амблиопии, препятствующей развитию бинокулярного зрения и восстановления самого бинокулярного зрения с помощью шлема виртуальной реальности.

Суть нашей работы заключается в следующем.

В стандартном шлеме виртуальной реальности имеются специальные экраны (визоры), на которые от видеоисточника проецируется изображение отдельно для правого и левого глаза.

Видеошлем использует два цветных дисплея на жидких кристаллах, каждый из которых создает контрастное изображение из 789×230 элементов. Оба глаза видят разные изображения стереоэффекта, оба глаза при этом совместно воспринимают глубину изображения. В результате получается поистине реалистичное стереоскопическое изображение.

В конструкцию видеошлема входят стереонаушники высокого качества. Система виртуальной ориентации реагирует на каждое движение головы пользователя. Контролер цифровой обработки сигнала обеспечивает точность ввода и обратную связь, помещая пользователя в виртуальный мир.

С помощью настройки добиваются объемного 3-мерного изображения, которое возможно только при условии бинокулярного зрения.

Запускаются игры в нашей специальной обработке, и ребенок (5-12 лет) в шлеме попадает в мир виртуальной реальности и наслаждается игрой.

Шлем по нашему мнению должен стимулировать рефлекс бификсации.

Лечебные упражнения для восстановления бинокулярных функций воспринимаются каждым глазом отдельно, при этом дабовлаются сине-красные фильтры-линзы на модифицированную нами оправу и фиксируются на оба дисплея шлема. При необходимости можем добавить в эти оправы сферические или астигматические линзы, корригирующие аметропию.

При этих упражнениях предусмотрены дополнительные возможности: попеременные или одновременные мигания, изменение яркости красного и синего цветов. Подбор и последовательную смену бинокулярных упражнений следует проводить в соответствии с функциональными возможностями пациента. При наличии функциональной скотомы или неустойчивого совмещения целесообразно назначать упражнения в режиме мигания (одновременного или попеременного), начиная с более крупных объектов, параметры мигания (цвет, частота) подбираются индивидуально (4-9 Гц в течение 1-2 минут, затем частоту уменьшать).

По мере устранения скотомы или ее отсутствия те же упражнения назначают для развития фузионных резервов. Вначале выбирают более крупные объекты, затем переходят к более мелким объектам.

Результаты выполнения упражнений сохраняются в компьютере. Они позволяют врачу судить о динамике лечения и периодически добавлять или изменять те или иные упражнения. При подборе конкретных упражнений рекомендуется учитывать возраст и уровень интеллектуального развития ребенка. На первых сеансах следует выбирать упражнения с простыми и крупными объектами, затем переходить к более сложным и мелким объектам.

До лечения, в ходе проведения сеансов и после лечения необходимо проводить контрольные исследования традиционными методами: измерение остроты зрения, угла косоглазия, оценку характера зрения на цветотесте и фузионную способность на синоптофоре.

Наш лечебный способ отличается от традиционных: он проводится в форме игры, с активным участием и большей заинтересованностью пациента, а также объективным контролем на любом этапе лечения. Он отличается от всех лечебных способов при данной патологии тем, что во время сеанса пациент изолирован от всего его окружающего (зрение и слух).

Упражнения проводятся ежедневно, 2 раза в день по 10-15 минут, на один курс лечения по 15 сеансов.

Предлагаемый способ апробирован при лечении 36 детей, страдающих нарушением бинокулярного зрения.

В первой группе (20 человек) проводили лечение косоглазия традиционными методами: (амблиотренер, хейроскоп, синоптофор и др.). В результате проведенного лечения у больных первой группы острота зрения 0,4 и выше отмечена у 3-х человек, восстановлено бинокулярное зрение у 3-х детей.

Во второй группе (16 человек) занятия проводили предлагаемым способом после безуспешного традиционного лечения нарушения бинокулярного зрения. После проведенного лечения бинокулярное зрение получено у 11 детей.

Пример. Больная Р., 5 лет 6 месяцев, поступила в специализированный детский сад по лечению косоглазия и амблиопии в октябре 2000 года с диагнозом: содружественное неаккомодационное сходящееся косоглазие, дисбинокулярная амблиопия высокой степени левого глаза, гиперметропия слабой степени правого глаза и средней степени левого глаза. Косоглазие выявлено в возрасте 1,5 лет.

При поступлении: острота зрения правого глаза = 0,6 не корригируется, левого глаза = 0,2 н/к, угол косоглазия по Гиршбергу = 15° имеется центральная зрительная фиксация на амблиопичном глазу. В результате плеоптического лечения, включавшего пенализацию для близи, локальные засветы центральной ямки сетчатки, занятия на корректоре-локализаторе, другие плеоптические упражнения, через 3 месяца острота зрения левого глаза достигла 0,3 с соответствующей коррекцией. В течение последующих 3 месяцев на фоне продолжавшегося лечения улучшений не отмечалось. В июне 2001 года начато лечение предлагаемым нами способом. После 15 проведенных сеансов (через 3 недели) острота зрения достигла 0,6, уменьшился угол косоглазия до 3° на синоптофоре, отмечено отсутствие угла косоглазия по Гиршбергу, а на четырехточечном цветотесте выявлено одновременное зрение.