Open
Close

Клетка основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение и основные функции клеток

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в 1838-1839 г.г. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

1. Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.

2. В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.

3. Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.

4. Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных – гликоген.

Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название – сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох – ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета №2.


3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

1. структурную – белки входят в состав всех органоидов клетки;

2. ферментативную (каталитическую) – например, пищеварительные ферменты;

3. двигательную – в составе мышечных волокон;

4. транспортную – гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;

5. энергетическую – хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.

У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Большинство живых организмов имеет клеточное строение. Клетка - это структурная и функциональная единица живого. Для нее характерны все признаки и функции живых организмов: обмен веществ и энергии, рост, размножение, саморегуляция. Клетки различны по форме, размеру, функциям, типу обмена веществ (рис. 47).

Рис. 47. Разнообразие клеток: 1 - эвглена зеленая; 2 - бактерия; 3 - растительная клетка мякоти листа; 4 - эпителиальная клетка; 5 - нервная клетка

Размеры клеток варьируют от 3-10 до 100 мкм (1 мкм = 0,001 м). Реже встречаются клетки размером менее 1-3 мкм. Существуют также и клетки-гиганты, размеры которых достигают нескольких сантиметров. По форме клетки также весьма разнообразны: шаровидные, цилиндрические, овальные, веретеновидные, звездчатые и т. д. Однако между всеми клетками много общего. Они имеют одинаковый химический состав и общий план строения.

Химический состав клетки. Из всех известных химических элементов в живых организмах встречаются около 20, причем на долю 4 из них: кислорода, углерода, водорода и азота - приходится до 95 %. Эти элементы называют элементами-биогенами. Из неорганических веществ, входящих в состав живых организмов, наибольшее значение имеет вода. Ее содержание в клетке колеблется от 60 до 98 %. Кроме воды в клетке находятся и минеральные вещества, в основном в виде ионов. Это соединения железа, иода, хлора, фосфора, кальция, натрия, калия и т. д.

Кроме неорганических веществ в клетке присутствуют и органические вещества: белки, липиды (жиры), углеводы (сахара), нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Они составляют основную массу клетки. Наиболее важными органическими веществами являются нуклеиновые кислоты и белки. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) участвуют в передаче наследственной информации, синтезе белков, регуляции всех процессов жизнедеятельности клетки.

Белки выполняют целый ряд функций: строительную, регуляторную, транспортную, сократительную, защитную, энергетическую. Но самой важной является ферментативная функция белков.

Ферменты - это биологические катализаторы, ускоряющие и регулирующие все многообразие химических реакций, протекающих в живых организмах. Ни одна реакция в живой клетке не протекает без участия ферментов.

Липиды и углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции, являются запасными питательными веществами организма.

Так, фосфолипиды вместе с белками строят все мембранные структуры клетки. Высокомолекулярный углевод - целлюлоза образует клеточную оболочку растений и грибов.

Жиры, крахмал и гликоген являются запасными питательными веществами клетки и организма в целом. Глюкоза, фруктоза, сахароза и другие сахара входят в состав корней и листьев, плодов растений. Глюкоза является обязательным компонентом плазмы крови человека и многих животных. При расщеплении углеводов и жиров в организме выделяется большое количество энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности.

Клеточные структуры. Клетка состоит из наружной клеточной мембраны, цитоплазмы с органеллами и ядра (рис. 48).

Рис. 48. Комбинированная схема строения животной (А) и растительной (Б) клетки: 1 - оболочка; 2 - наружная клеточная мембрана; 3 - ядро; 4 - хроматин; 5 - ядрышко; 6 - эндоплазматическая сеть (гладкая и гранулярная); 7 - митохондрии; 8 - хлоропласты; 9 - аппарат Гольджи; 10 - лизосома; 11 - клеточный центр; 12 - рибосомы; 13 - вакуоль; 14 - цитоплазма

Наружная клеточная мембрана - это одномембранная клеточная структура, которая ограничивает живое содержимое клетки всех организмов. Обладая избирательной проницаемостью, она защищает клетку, регулирует поступление веществ и обмен с внешней средой, поддерживает определенную форму клетки. Клетки растительных организмов, грибов, кроме мембраны снаружи имеют еще и оболочку. Эта неживая клеточная структура состоит из целлюлозы у растений и хитина - у грибов, придает прочность клетке, защищает ее, является «скелетом» растений и грибов.

В цитоплазме, полужидком содержимом клетки, находятся все органоиды.

Эндоплазматическая сеть пронизывает цитоплазму, обеспечивая сообщение между отдельными частями клетки и транспорт веществ. Различают гладкую и гранулярную ЭПС. На гранулярной ЭПС находятся рибосомы.

Рибосомы - это мелкие тельца грибовидной формы, на которых идет синтез белка в клетке.

Аппарат Гольджи обеспечивает упаковку и вынос синтезируемых веществ из клетки. Кроме того, из его структур образуются лизосомы. Эти шарообразные тельца содержат ферменты, которые расщепляют поступающие в клетку питательные вещества, обеспечивая внутриклеточное переваривание.

Митохондрии - это полуавтономные мембранные структуры продолговатой формы. Их число в клетках различно и увеличивается в результате деления. Митохондрии - это энергетические станции клетки. В процессе дыхания в них происходит окончательное окисление веществ кислородом воздуха. При этом выделяющаяся энергия запасается в молекулах АТФ, синтез которых происходит в этих структурах.

Хлоропласты, полуавтономные мембранные органеллы, характерны только для растительных клеток. Хлоропласты имеют зеленую окраску за счет пигмента хлорофилла, они обеспечивают процесс фотосинтеза.

Кроме хлоропластов растительные клетки имеют и вакуоли, заполненные клеточным соком.

Клеточный центр участвует в процессе деления клетки. Он состоит из двух центриолей и центросферы. Во время деления они образуют нити веретена деления и обеспечивают равномерное распределение хромосом в клетке.

Ядро - это центр регуляции жизнедеятельности клетки. Ядро отделено от цитоплазмы ядерной мембраной, в которой имеются поры. Внутри оно заполнено кариоплазмой, в которой находятся молекулы ДНК, обеспечивающие передачу наследственной информации. Здесь происходит синтез ДНК, РНК, рибосом. Часто в ядре можно увидеть одно или несколько темных округлых образований - это ядрышки. Здесь образуются и скапливаются рибосомы. В ядре молекулы ДНК не видны, так как находятся в виде тонких нитей хроматина. Перед делением ДНК спирализуются, утолщаются, образуют комплексы с белком и превращаются в хорошо заметные структуры - хромосомы (рис. 49). Обычно хромосомы в клетке парные, одинаковые по форме, величине и наследственной информации. Парные хромосомы называются гомологичными. Двойной парный набор хромосом называется диплоидным. В некоторых клетках и организмах содержится одинарный, непарный набор, который называется гаплоидным.

Рис. 49. А- строение хромосомы: 1 - центромера; 2 - плечи хромосомы; 3 - молекулы ДНК; 4 - сестринские хроматиды; Б - виды хромосом: 1 - равноплечная; 2 - разноплечная; 3 - одноплечная

Число хромосом для каждого вида организмов постоянно. Так, в клетках человека 46 хромосом (23 пары), в клетках пшеницы 28 (14 пар), голубя 80 (40 пар). Эти организмы содержат диплоидный набор хромосом. Некоторые организмы, такие, как водоросли, мхи, грибы, имеют гаплоидный набор хромосом. Половые клетки у всех организмов гаплоидны.

Кроме перечисленных, некоторые клетки имеют специфические органоиды - реснички и жгутики, обеспечивающие движение в основном у одноклеточных организмов, но имеются они и у некоторых клеток многоклеточных организмов. Например, жгутики имеются у эвглены зеленой, хламидомонады, некоторых бактерий, а реснички - у инфузорий, клеток ресничного эпителия животных.

| |
§ 43. Основные критерии живого § 45. Особенности жизнедеятельности клетки


Похожие страницы

Клетки, подобно кирпичикам дома, являются строительным материалом практически всех живых организмов. Из каких частей они состоят? Какую функцию в клетке выполняют различные специализированные структуры? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Что такое клетка

Клеткой называют наименьшую структурную и функциональную единицу живых организмов. Несмотря на относительно небольшие размеры, она образует свой уровень развития. Примерами одноклеточных организмов являются зеленые водоросли хламидомонада и хлорелла, простейшие животные эвглена, амеба и инфузория. Их размеры действительно микроскопические. Однако функция клетки организма данной систематической единицы достаточно сложна. Это питание, дыхание, обмен веществ, передвижение в пространстве и размножение.

Общий план строения клеток

Клеточное строение имеют не все живые организмы. К примеру, вирусы образованы нуклеиновыми кислотами и белковой оболочкой. Из клеток состоят растения, животные, грибы и бактерии. Все они отличаются особенностями строения. Однако общая их структура одинакова. Она представлена поверхностным аппаратом, внутренним содержимым - цитоплазмой, органеллами и включениями. Функции клеток обусловлены особенностями строения этих составляющих. К примеру, у растений фотосинтез осуществляется на внутренней поверхности особых органелл, которые называются хлоропластами. У животных данные структуры отсутствуют. Строение клетки (таблица "Строение и функции органелл" подробно рассматривает все особенности) определяет ее роль в природе. Но для всех многоклеточных организмов общей является обеспечение обмена веществ и взаимосвязи между всеми органами.

Строение клетки: таблица "Строение и функции органелл"

Данная таблица поможет подробно ознакомиться со строением клеточных структур.

Клеточная структура Особенности строения Функции
Ядро Двумембранная органелла, в матриксе которой находятся молекулы ДНК Хранение и передача наследственной информации
Эндоплазматическая сеть Система полостей, цистерн и канальцев Синтез органических веществ
Комплекс Гольджи Многочисленные полости из мешочков Хранение и транспортировка органических веществ
Митохондрии Двумембранные органеллы округлой формы Окисление органических веществ
Пластиды Двумембранные органеллы, внутренняя поверхность которых образует выросты внутрь структуры Хлоропласты обеспечивают процесс фотосинтеза, хромопласты придают цвет различным частям растений, лейкопласты запасают крахмал
Рибосомы состоящие из большой и малой субъединиц Биосинтез белка
Вакуоли

В растительных клетках это полости, заполненные клеточным соком, а у животных - сократительные и пищеварительные

Запас воды и минеральных веществ (растения). обеспечивают выведение излишков воды и солей, а пищеварительные - обмен веществ
Лизосомы Округлые пузырьки, содержащие гидролитические ферменты Расщепление биополимеров
Клеточный центр Немембранная структура, состоящая из двух центриолей Формирование веретена деления во время дробления клеток

Как видите, каждая клеточная органелла имеет свою сложную структуру. Причем строение каждой из них определяет и выполняемые функции. Только согласованная работа всех органелл позволяет существовать жизни на клеточном, тканевом и организменном уровнях.

Основные функции клетки

Клетка - уникальная структура. С одной стороны, каждая ее составляющая играет свою роль. С другой - функции клетки подчинены единому согласованному механизму работы. Именно на этом уровне организации жизни осуществляются важнейшие процессы. Одним из них является размножение. В его основе лежит процесс Существует два основных его способа. Так, гаметы делятся путем мейоза, все остальные (соматические) - митоза.

Благодаря тому что мембрана является полупроницаемой, возможно поступление в клетку и в обратном направлении различных веществ. Основой для всех обменных процессов является вода. Поступая в организм, биополимеры расщепляются до простых соединений. А вот минеральные вещества находятся в растворах в виде ионов.

Клеточные включения

Функции клеток не осуществлялись бы в полном объеме без наличия включений. Эти вещества являются запасом организмов на неблагоприятный период. Это может быть засуха, понижение температуры, недостаточное количество кислорода. Запасающие функции веществ в клетке растений выполняет крахмал. Он находится в цитоплазме в виде гранул. В животных клетках запасным углеводом служит гликоген.

Что такое ткани

У клетки, сходные по строению и функциям, объединяются в ткани. Эта структура является специализированной. К примеру, все клетки эпителиальной ткани мелкие, плотно прилегают друг к другу. Форма их весьма разнообразна. В данной ткани практически отсутствует Такое строение напоминает щит. Благодаря этому эпителиальная ткань выполняет защитную функцию. Но любому организму необходим не только "щит", но и взаимосвязь с окружающей средой. Чтобы осуществить и эту функцию, в эпителиальной есть особые образования - поры. А у растений подобной структурой служат устьица кожицы или чечевички пробки. Эти структуры осуществляют газообмен, транспирацию, фотосинтез, терморегуляцию. И прежде всего эти процессы осуществляются на молекулярном и клеточном уровне.

Взаимосвязь строения и функций клеток

Функции клеток обусловлены их строением. Все ткани являются ярким примером этому. Так, миофибриллы способны к сокращению. Это клетки мышечной ткани, которые осуществляют передвижение отдельных частей и всего тела в пространстве. А вот у соединительной - другой принцип строения. Данный вид ткани состоит из крупных клеток. Именно они являются основой всего организма. Соединительная ткань также содержит большое количество межклеточного вещества. Такое строение обеспечивает ее достаточный объем. Этот вид ткани представлен такими разновидностями, как кровь, хрящевая, костная ткани.

Говорят, что не восстанавливаются... На этот факт существует много разных взглядов. Однако никто не сомневается, что нейроны связывают весь организм в единое целое. Это достигается другой особенностью строения. Нейроны состоят из тела и отростков - аксонов и дендритов. По ним информация и поступает последовательно от нервных окончаний к головному мозгу, а оттуда - обратно к рабочим органам. В результате работы нейронов весь организм связан единой сетью.

Итак, большинство живых организмов имеют клеточное строение. Эти структуры являются единицами строения растений, животных, грибов и бактерий. Общие функции клеток - это способность к делению, восприятие к факторам окружающей среды и обмен веществ.

Основные понятия и термины по теме : Органоиды; цитолемма; гиалоплазма;обмен веществ; ДНК; РНК; ген; наследственность.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.

2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

3. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1 . Для всех клеток характерны следующие проявления жизнедеятельности:

Основные проявления жизнедеятельности клеток

Растительные и животные клетки имеют общий план строения. Рассмотрим основные части клетки:

Составные части клетки

Таблица 4. Строение и функции клетки

Плазматическая мембрана Изолирует клетку от внешней среды. Избирательно проницаема.
Клеточная стенка Содержит целлюлозу, является «каркасом» растений.
ЭПС
Рибосомы Органелла округлой или грибовидной формы. Состоит из РНК и белка. Синтез белка
Митохондрии Имеет двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует кристы (складки) на которых много ферментов, обеспечивающих энергетический обмен в клетке. Является дыхательным энергетическим центром клетки.
Лизосомы Одномембранная органелла округлой формы. Образуется на Аппарате Гольджи. Осуществляет внутриклеточное переваривание питательных веществ. Разрушает структуры самой клетки при их отмирании и выводит их из нее.
Пластиды Хлоропласты – приобретают зеленый цвет, имеют свою ДНК. Обеспечивают процесс – фотосинтеза.
Лейкопласты – белый цвет Место отложения питательных веществ.
Хромопласты – цветные. Придают лепесткам различную окраску.
Пигмент Обеспечивает цвет кожи.
Вакуоли Полости заполнены клеточным соком. У растений – содержат питательные вещества и конечные продукты обмена.
Ядерная мембрана Защитная функция; Связь с цитоплазмой
Хроматиновое вещество ХХ, ХY Образует гены, а затем хромосомы; Их 23 пары или 46.

Рис. 9 . Строения клетки

2. В живых организмах любой процесс сопровождается передачей энергии. Энергию определяют, как способность совершать работу. Обмен веществ и энергии - это совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обмен веществ у живых организмов заключается в поступлении из внешней среды различных веществ, в превращении и использовании их в процессах жизнедеятельности и в выделении образующихся продуктов распада в окружающую среду.



Все происходящие в организме преобразования вещества и энергии объединены общим названием - метаболизм (обмен веществ).

Метаболизм можно разделить на два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса: анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).

Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов).

Катаболизм - это совокупность процессов расщепления сложных молекул до более простых веществ с использованием части из них в качестве субстратов для биосинтеза и расщеплением другой части до конечных продуктов метаболизма с образованием энергии. К конечным продуктам углерода (около 230 мл/мин), окись углерода (0,007 мл/мин), мочевина (около 30 г/день), а также другие вещества.

3. Дезоксирибонуклеиновая кислота́ (ДНК ) - макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках - долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.

В клетках эукариотов (например, животных или растений) ДНК находится в ядре клетки в составе хромосом, а также в некоторых клеточных органоидах (митохондриях и пластидах). В клетках прокариотических организмов (бактерий и архей) кольцевая или линейная молекула ДНК, так называемый нуклеотид, прикреплена изнутри к клеточной мембране. У прокариотических организмов и у низших эукариот (например, дрожжей), встречаются также небольшие автономные, преимущественно кольцевые молекулы ДНК, называемые плазмидами. Кроме того, одно- или двухцепочечные молекулы ДНК могут образовывать геном ДНК-содержащих вирусов.



С химической точки зрения ДНК - это длинная полимерная молекула, состоящая из повторяющихся блоков - нуклеотидов. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, сахара (дезоксирибозы) и фосфатной группы. Связи между нуклеотидами в цепи образуются за счёт дезоксирибозы и фосфатной группы. В подавляющем большинстве случаев (кроме некоторых вирусов, содержащих одноцепочечную ДНК) макромолекула ДНК состоит из двух цепей, ориентированных азотистыми основаниями друг к другу. Эта двухцепочечная молекула спирализована. В целом структура молекулы ДНК получила название «двойной спирали».

В ДНК встречается четыре вида азотистых оснований (аденин, гуанин, тимин и цитозин). Азотистые основания одной из цепей соединены с азотистыми основаниями другой цепи водородными связями согласно принципу комплементарности: аденин соединяется только с тимином, гуанин - только с цитозином. Последовательность нуклеотидов позволяет «кодировать» информацию о различных типах РНК, наиболее важными из которых являются информационные, или матричные (мРНК), рибосомные (р РНК) и транспортные (т РНК). Все эти типы РНК синтезируются на матрице.

Расшифровка структуры ДНК (1953 г.) стала одним из поворотных моментов в истории биологии. За выдающийся вклад в это открытие Фрэнсису Крику, Джеймсу Уотсону, Морису Уилкинсу была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине 1962 г.

Лабораторная работа:

Рассмотрение клеток и тканей в оптический микроскоп.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить реферат по теме «Строение клетки».

2. Подготовить сообщение и электронную презентацию на тему: «Строение и функции клетки».

3. Оформить отчет по лабораторной работе.

Форма контроля самостоятельной работы:

Защита презентации и сообщения.

Сдача отчета по лабораторной работе.

Вопросы для самоконтроля

Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас урок биологии, мое имя Елена Владимировна, я попрошу вас не стесняться и быть активными на уроке, садитесь.

Сегодня на уроке мы будим не только открывать новые знания, но и прослеживать наше эмоциональное состояние через цвет. Давайте определим, какие цвета из палитры мы возьмем сегодня для урока, и что они для нас будут означать. Какой цвет для вас выражает уверенность, удовлетворенность собой, восторг – красный. Какой цвет для вас выражает хорошее настроение, достижение цели, активность – желтый. А какой цвет навивает грусть, тоску, скуку, печаль черный, серый. (запись заранее на доске подписать только цвета ). Ребята на определенном этапе урока вам нужно будит окрасить воду в лабораторных стаканах одним из этих цветов, согласно вашему настроению. (стаканы пронумерованы 1, 2, 3.)Договорились? Хорошо.

    Ход урока.

Теоретический этап:

Ребята посмотрите на слайд, прочитайте стихотворение .

Миллиарды лет назад (слайд 1)
В хаосе Вселенной
Капля жизни родилась
Робко и несмело.
На заре живого мирозданья
Было чуждо и опасно все кругом.
Крохотное, хрупкое создание
Стало строить Жизни прочный дом.
В оболочку Жизнь себя одела.
Что кругом? Вода есть – можно пить.
Чистый воздух, солнце жарко грело.
И решила кроха: «Будем жить!»

И пошло. Теперь живая клетка
Стала крепнуть, множиться, расти,
Чтоб когда-то дикая планета
Вся могла садами расцвести.

Итак, какова главная мысль этого стихотворения? Соответственно, тема нашего сегодняшнего урока «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» (слайд 2) .

Ребята, а где в живой природе находятся клетки? А все ли живые организмы состоят из клеток? Посмотрите на слайд (слайд 3) Какие живые организмы вы видите? Они состоят из клеток? К каким царствам можно отнести эти живые организмы? (бактерии, грибы, растения и животные). (Слайд 4)Скажите, а клетки растений, животных, грибов и бактерий имеют аналогичное строение? (нет) . Так, чем же мы сегодня займемся на уроке? Какова цель урока: доказать единство животного мира, путем выявление особенностей строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. (слайд 5)

У вас на столах есть информационные листы, возьмите их в руки. Вы видите таблицу, которая в ходе сегодняшнего урока станет незаменимой памяткой для каждого из вас. Первая, вторая и третья графа таблицы заполнены, вам нужно ознакомиться с ними. Приступайте.

Ребята, давайте закрепим знания о органоидах клетки и их функциях, выполнив задание на доске. (слайд 7) Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам и частям клетки можно присвоить следующие названия :

энергетическая станция (митохондрия), склад готовой продукции (аппарат Гольджи), цех переработки отходов (лизосома), сборочный контейнер (рибосома), информационный центр (ядро), фотохимическая лаборатория (хлоропласт), магистраль (ЭПС).

Ребята скажите, вы знаете, какие клетки называются прокариотическими? (без ядра например, бактерии)., а эукариотические (с ядром, например растения, животные, грибы).

Молодцы. Ребята, я предлагаю немного отдохнуть и отправиться в путешествие по эукариотической клетки. Итак На фоне фильма.

Динамическая пауза. В центре эукариотической клетки расположено ядро, ( Имя ребенка)можно вас попросить выйти. На ряду с ядром в клетке есть еще какие органоиды? Правильно представим, что они рядом с ядром. Все органоиды клетки помещены в прозрачную, полу вязкую жидкость – цитоплазму. Прошу выйти ( Имена 4 ребят.) Возьмитесь за руки. Цитоплазма находиться в постоянном движении. Двигайтесь по кругу. Органоиды клетки, погруженные в цитоплазму образуют внутреннее содержимое клетки. Ограждает внутреннее содержимое клетки от внешней среды цитоплазматическая мембрана. Прошу выйти Имена 5 ребят.)Возьмитесь за руки, осуществляйте волнообразные движения. Основная функция мембраны избирательное проведение веществ внутрь клетки и выведение ненужных веществ из нее. Если в клетку будут поступать полезные вещества, то нужно поднять руки вверх, тоже самое делаем когда выпускаем из клетки вещества. Если в клетку хотят проникнуть ненужные клетки вещества, то мембрана смыкается будите прижимать друг другу, преграждая вход в клетку. У нас остались (имена 2 детей) Выходите к нам вы будите веществами, ваша задачи проникнуть в клетку. Ребята, готовы. К клеточной мембране подходят нужные вещества. Клетке нужно освободиться от ненужных ей веществ. В клетку ходят проникнуть ненужные вещества. Нужные, клетка выпускает вещества. Молодцы, занимайте свои места.

Итак ребята, мы с вами данным упражнение показали, что клетка единая, целостная, открытая система. Все процессы в клетке протекают закономерно, органоиды клетки обмениваются веществами не только между собой, но и с окружающей средой.

Ребята закройте глаза расслабьтесь, вспомните все, что с вами происходило до этого момента на уроке. Возьмите кисть и окрасьте воду в стакане с номером 1 соответствующей краской вашему настроению.

    Практический этап:

Ребята, скажите, а можем ли мы в любой момент увидеть клетку? А как мы можем увидеть строение клетки? (микроскопа). Да, для того, чтобы получить знания о строении клеток растений, грибов, животных и бактерий, мы выполним лабораторные работы. Так как царств рассматриваемых живых организмов четыре, то и лабораторий тоже 4. Посмотрите на самую верхнею строчку в информационных листах. Здесь у каждого написано номер лаборатории. Возьмите ручку и информационный лист и займите места в своей лаборатории.

На столах вы видите пошаговую инструкцию, как выполнять лабораторную работу. Посмотрите на нее. Прочитайте цель лабораторной работы. (читают вслух по очереди ). Для того, чтобы выявить особенности строения той или иной клетки, вам нужно распределить задания в группе. Один человек из группы настраивает световой микроскоп, затем четкое изображение препарата, поднимите руки, кто желает заняться данной работой. А второй человек готовит препарат по инструкции и отдает соседу по группе для рассмотрения под микроскопом, кому это интересно. И третий участник группы изучит теорию о строении рассматриваемых клеток. И рассмотреть изучаемый препарат под микроскопом нужно каждому участнику группы. После выполнения лабораторной работы каждая группа расскажет нам о проделанной работе и сделает выводы. Во время выполнения лабораторной работы отметьте в своих информационных листах знаком плюс или минус какие органоиды входит в исследуемую клетку. Приступайте.

Ребята внимательно слушаем выступающие группы и параллельно заполняем соответствующие графы таблицы в информационных листах.

Защита групп: Первый участник рассказывает, какой препарат они приготовили и указкой показывает, те части в клетки,(слайд 8) о каких будет говорить 2 участник рассказывая теорию. 3 участник проговаривает вывод к работе, а остальные 2 участника на интерактивной доске делают задания. Перетаскивают нужные органоиды к клетке.

Окрашивание стакана №2.

Закрепление: тест в листе контроля. Оценка.

Домашнее задание: На выбор:

1. Текст параграфа

2. Составить кроссворд, головоломку по теме «Растительная и животная клетка», «Бактериальная клетка», «Грибы растения или животные?».

3. Сделать модель (аппликацию) клетки. Оценка в листах оценивания

Рефлексия. Слейте пожалуйста жидкость стакана №1 и №2 посмотрите какой получился цвет.